Как повесился есенин. Сколько было Есенину на момент смерти? Из книги Хлысталова

Уже почти век уход поэта не даёт покоя историкам, исследователям и поклонникам его творчества.

Протокол с нарушениями

Множество обвинений поступают в адрес участкового надзирателя 2-го отделения милиции Николая Горбова. Акт обнаружения тела Сергея Есенина, подписанный Горбовым, не внушает доверия ни с точки зрения грамматики, ни в профессиональном плане. Человеку, работавшему в активно-секретном отделении уголовного розыска, должно быть известно, что этот документ называется протоколом и составляется по образцу. Вынимать тело из петли, как и описывать место происшествия и улики, по всем правилам должно в присутствии понятых. Акт же Горбова (или только подписанный его фамилией?) не дает ясной картины произошедшего. Да и сложно представить, что этот участковый надзиратель был настолько безграмотен, ведь 19 лет до этого он работал наборщиком в типографии. Почерк и подпись этого человека можно восстановить по его сохранившимся документам: заявлению и автобиографии. Ни почерк, ни подпись не совпадают.

Отсутствие гостиничной регистрации

Не найдено ни одного документа, подтверждающего, что Есенин жил в гостинице "Англетер" в декабре 1925 года. Да и неясно, зачем поэту было останавливаться в ней, если он мог остановиться у своих близких друзей. Вероятно, Есенин никогда и не жил в "Англетере". Тогда версия, что его убили в другом месте, а уже после разыграли историю с самоубийством в гостиничном номере, выглядит более убедительной.

Неполная медэкспертиза

Сомнительной кажется и акт медицинской экспертизы, составленный судебным экспертом Гиляревским. Его заключение гласит: "На основании данных вскрытия следует заключить, что смерть Есенина последовала от асфиксии, произведенной сдавливанием дыхательных путей через повешение. Вдавление на лбу могло произойти от давления при повешении. Темнофиолетовый цвет нижних конечностей, точечные на них кровоподтеки указывают на то, что покойный в повешенном состоянии находился продолжительное время". Однако почему-то в этом акте указаны не все повреждения, имевшиеся на лице поэта. Это подтверждает и фото Есенина, сохранившееся в Национальной публичной библиотеке в Петербурге в особом отделе. На этой фотографии отчетливо различимо пулевое отверстие во лбу поэта и след от удара под правым глазом. Удар этот мог быть нанесен рукояткой пистолета, который, к слову, имелся и у самого поэта.

Затруднительное положение

Тогда возникает вопрос: зачем было вешать Есенина? Не проще ли было его застрелить, чтобы представить дело как самоубийство? Многие историки склоняются к версии, что убийство поэта одобрил лично Троцкий. А черная работа была доверена известному революционеру Якову Блюмкину, который попал в затруднительное положение во время убийства, и поэтому ему пришлось разыгрывать вариант с повешением.

Почему повешение?

Спрашивается, зачем тогда надо было «вешать» поэта, если всё можно было списать на смерть от выстрела из револьвера, который у самого Есенина имелся? Хотя, с другой стороны, зачем сам поэт, если верить официальной версии, повесился, а не застрелился?

Ценный свидетель

В журнале "Чудеса и приключения" было опубликовано письмо отставного военного Виктора Титаренко из Хабаровского края, в котором он рассказал о своей беседе в середине 70-х годов с бывшим заключенным Николаем Леонтьевым . По его словам, в 1925 году он служил в ОГПУ вместе с Блюмкиным. Однажды Блюмкин получил приказ от Троцкого достойно наказать физически Есенина. Чекисты планировали лишить поэта мужественности и вроде бы шутя стали стягивать с него брюки. Поэт схватил медный подсвечник и ударил им по голове Блюмкина. Тот упал без сознания, а перепуганный Леонтьев выхватил наган и выстрелил в Есенина. Титаренко рассказывает, что Блюмкин, очнувшись, ударил рукояткой нагана в лоб Есенина, а затем связался с Троцким и договорился с ним об инсценировке самоубийства и о мерах по устранению кровавых следов. А Николая Леонтьева через несколько дней отправили на Дальний Восток на подпольную работу в ставке атамана Семенова. Там после войны за измену чекистскому делу он получил 25-летний срок. Сложно опираться в рассуждениях на одно письмо. Но на рисунке В. Сварога, сделанном утром 28 декабря 1925 года, брюки поэта расстегнуты и приспущены. Художник сообщает также, что заметил следы борьбы в номере и множество ворсинок от ковра на сорочке и в волосах поэта. В. Сварог еще тогда предположил, что Есенина после убийства заворачивали в ковер.

Травля

Жить в 1923-1925 годах в СССР было непросто. Троцкий считал убийство оправданным средством утверждения коммунистической идеи. "Мы должны, - писал он, - превратить Россию в пустыню, населенную белыми неграми, которой мы дадим такую тиранию, которая не снилась никогда даже жителям Востока. Путем кровавых бань мы доведем русскую интеллигенцию до полного отупления, до идиотизма, до животного состояния…" Есенин, кажется, знал, что мешает плану:

И первого Меня повесить нужно, Скрестив мне руки за спиной, За то, что песней Хриплой и недужой Мешал я спать Стране родной.

Известно также, что в последние годы жизни поэта власти подвергали его массированной психологической травле. Правда о смерти последнего поэта деревни раскроется только вместе с архивами НКВД (

«Так просто можно жизнь покинуть эту,
Бездумно и безбольно догореть.
Но не дано Российскому поэту
Такою светлой смертью умереть.

Всего верней свинец душе крылатой
Небесные откроет рубежи,
Иль хриплый ужас лапою косматой
Из сердца, как из губки, выжмет жизнь».
Стихотворение Анны Ахматовой «Памяти Сергея Есенина»

Биография

Биография Сергея Есенина - противоречивая история жизни великого русского поэта. Сложно найти еще одного человека, который бы с такой любовью и одновременно болью писал о России. Непростой характер поэта, его бунтарство, неприкаянность, склонность к эпатажу и конфликтам создавала в жизни Есенина немалые трудности. Но даже после своего трагического ухода «уличный повеса», «озорной гуляка» и «скандалист» Есенин, как он сам себя называл, смог навсегда остаться в сердцах тех, кто однажды услышал его поэзию и полюбил ее.

Сергей Есенин родился в Рязанской области в простой крестьянской семье. Еще будучи ребенком полюбил читать, особенные чувства испытывая к русскому фольклору, сказкам, былинам, частушкам и к русской поэзии. Пушкин, Лермонтов, Кольцов были любимыми писателями Есенина. Юношей он переехал в Москву, где работал в типографии, а вскоре был принят в литературно-музыкальные круги столицы и начал публиковать свои стихи. Сначала Москва, а затем и Петроград встретили Есенина с распростертыми объятиями, его считали «посланцем русской деревни». Большую роль сыграла и личность Есенина - он читал свои стихи с таким пылом, с такой экспрессией и искренностью, что все - от простых людей до именитых литераторов - влюблялись в златокудрого крестьянского поэта.

Приход власти рабочих и крестьян Есенин встретил с воодушевлением. Но со временем восторг сменился разочарованием, страхом, негодованием. Из-за своей прямоты поэт нередко становился объектом наблюдения властей, особенно во время отношений Сергея Есенина с Айседорой Дункан, американской танцовщицей. Когда, наконец, Есенин в открытую высказал свое резкое осуждение действий советских властей в поэме «Страна негодяев», началась настоящая травля поэта. И без того вспыльчивого и пристрастившегося к алкоголю поэта нередко провоцировали. Каждый скандальный эпизод его биографии описывался в газетах. Есенин был вынужден скрываться - жил на Кавказе, в Ленинграде, в Константиново, где родился. Последняя жена Есенина, Софья Толстая, в попытках спасти мужа от алкогольной зависимости и преследования госпитализировала его в неврологическую клинику. Которую Есенин тайно покинул, якобы в попытках уйти от властей, и уехал в Ленинград, где остановился в гостинице «Англетер». Спустя пять дней в номере «Англетера» было найдено его тело. Причиной смерти Есенина стало самоубийство - поэт покончил с собой, повесившись на трубе. Его последними словами было стихотворение, написанное вместо чернил - кровью:

«До свиданья, друг мой, до свиданья,
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки и без слова,
Не грусти и не печаль бровей, -
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей».

Похороны Есенина состоялись в последний день 1925 года — 31 декабря. Ни одного русского поэта не провожали с такими почестями и размахом - на похороны Есенина пришло около двухсот тысяч человек. Смерть Есенина стала для России огромной потерей и потрясением.

Линия жизни

3 октября 1895 г. Дата рождения Сергея Александровича Есенина.
1904 г. Поступление в земское училище в Константиново.
1909 г. Окончание училища, поступление в церковно-учительскую школу.
1912 г. Окончание школы с дипломом учителя грамоты, переезд в Москву.
1913 г. Брак с Анной Изрядновой.
1914 г. Рождение сына Сергея Есенина, Юрия.
1915 г. Знакомство с Александром Блоком, поступление на службу в санитарный поезд.
1916 г. Выпуск первого сборника стихотворений «Радуница».
1917 г. Брак с Зинаидой Райх.
1918 г. Рождение дочери Татьяны.
1920 г. Рождение сына Константина.
1921 г. Развод с Зинаидой Райх, знакомство с Айседорой Дункан, выпуск сборников «Трерядница», «Исповедь хулигана».
2 мая 1922 г. Брак с Айседорой Дункан.
1923 г. Выпуск сборника «Стихи скандалиста».
1924 г. Развод с Айседорой Дункан, выход поэмы «Пугачев», сборника «Москва кабацкая», рождение внебрачного сына от переводчицы и поэтессы Надежды Вольпин.
18 сентября 1925 г. Брак с Софьей Толстой.
28 декабря 1925 г. Дата смерти Есенина.
31 декабря 1925 г. Похороны Есенина.

Памятные места

1. Село Константиново, где родился Есенин и где сегодня находится музей-заповедник Есенина.
2. Музей Есенина (бывшая церковно-учительская школа, которую окончил Есенин) в Спас-Клепиках.
3. Царское Село, где квартировался полк Есенина и где поэт выступал перед императрицей Александрой.
4. Дом Есенина и Дункан в Москве, в котором жили супруги и где находилась танцевальная школа Айседоры.
5. Московский государственный музей С. А. Есенина.
6. Дом Есенина в Мардакяне (ныне мемориальный дом-музей на территории дендрария), где поэт жил в 1924-1925 гг.
7. Дом-музей Сергея Есенина в Ташкенте, где он гостил в 1921 году.
8. Памятник Есенину в Москве на Есенинском бульваре.
9. Памятник Есенину в Москве на Тверском бульваре.
10. Гостиница «Англетер», где было найдено тело Есенина.
11. Ваганьковское кладбище, где похоронен Есенин.

Эпизоды жизни

Несмотря на то, что последние годы жизни Есенин злоупотреблял алкоголем, он не писал стихи нетрезвым. Об этом же говорят и мемуаристы поэта. Однажды Есенин признался своему приятелю: «За мной ходит отчаянная слава пропойцы и хулигана, но это только слова, а не такая уж страшная действительность».

Танцовщица Дункан влюбилась в Есенина чуть ли не с первого взгляда. Он тоже сильно ей увлекся, несмотря на ощутимую разницу в возрасте. Айседора мечтала прославить своего русского мужа и взяла его с собой в турне - по Европе и в Америку. Свое скандальное поведение во время поездки Есенин объяснял в свойственной ему манере: «Да, я скандалил. Мне нужно было, чтобы они меня знали, чтобы они меня запомнили. Что, я им стихи читать буду? Американцам стихи? Я стал бы только смешон в их глазах. А вот скатерть со всей посудой стащить со стола, посвистеть в театре, нарушить порядок уличного движения - это им понятно. Если я это делаю, я миллионер. Мне, значит, можно. Вот и уважение готово, и слава и честь! О, меня они лучше помнят, чем Дункан!» На самом деле Есенин быстро понял, что за границей он для всех лишь «муж Дункан», разорвал отношения с танцовщицей и вернулся домой.

Предположения о том, что смерть Сергея Есенина была насильственной, появились спустя много лет после гибели поэта. Автором версии убийства и ее популяризации стал московский следователь Эдуард Хлысталов - его точка зрения на произошедшее с поэтом показана в многосерийном фильме «Есенин». Другие исследователи признали ее малоубедительной.

Завет

«В грозы, в бури, в житейскую стынь,
При тяжелых утратах и когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым -
Самое высшее в мире искусство».


Сюжет из цикла «Исторические хроники», посвященный Сергею Есенину

Соболезнования

«Не будем винить только его. Все мы - его современники - виноваты более или менее. Это был драгоценный человек. Надо было крепче биться за него. Надо было более по-братски помочь ему».
Анатолий Луначарский, революционер, государственный деятель

«Конец Есенина огорчил, огорчил обыкновенно, по-человечески. Но сразу этот конец показался совершенно естественным и логичным. Я узнал об этом ночью, огорчение, должно быть, так бы и осталось огорчением, должно быть, и подрассеялось бы к утру, но утром газеты принесли предсмертные строки: «В этой жизни умирать не ново, но и жить, конечно, не новей». После этих строк смерть Есенина стала литературным фактом».
Владимир Маяковский, поэт

«Он страшно жил и страшно умер».
Анна Ахматова, поэтесса

Жизнь моя, иль ты приснилась мне...
Владимир Ветров

28 декабря 1925 года в 10 часов 30 минут в пятом номере гостиницы «Интернационал» (бывшая «Англетер») «был обнаружен висевший на трубе центрального отопления мужчина. По предъявленным документам повесившимся оказался Есенин Сергей Александрович,
писатель…» (из «Акта осмотра места происшествия»).
Так закончил свой жизненный путь 30-летний русский поэт.

Самоубийство Есенина у его современников не вызвало никаких сомнений. Все, кто близко знал поэта, были исключительно единодушны – Сергей Александрович добровольно покинул бренный мир. Но прошло 60 лет, и на фоне антикоммунистической истерии как грибы после дождя стали появляться версии о злодейском убийстве Есенина «комиссарами в пыльных шлемах», причем одна забористей другой. На Руси не могут без того, чтобы не считать своих известных поэтов великомучениками, потому как «поэт в России больше, чем поэт».

Показанный по телевидению телефильм «Сергей Есенин» из той же оперы. Со слов Сергея Безрукова, сыгравшего в нем главную роль, цель фильма благородная – посмертно избавить Есенина от «позорного клейма висельника». Цель оправдывает средства, потому авторы фильма, пренебрегая историческими фактами, так все перекрутили, что начинаешь сомневаться в том, что они вообще знакомы с воспоминаниями знакомых поэта и внимательно читали самого Есенина.
Теперь без всякой политики и чекистской чертовщины – о самом певце «Москвы кабацкой» со слов его знакомых и его автобиографичных творений. Ведь «что касается остальных автобиографических сведений, они в моих стихах».

Главный недуг

Друзья и знакомые поэта сходятся во мнении, что алкоголизм Есенина и стал первейшей причиной его преждевременного ухода «в ту страну, где тишь и благодать».

Сам поэт, отвечая 5 декабря 1925 года на вопросы при заполнении амбулаторной карты, в графе «Алкоголь» ответил: «Много, с 24 лет». Там же рукой лечащего врача безжалостно выведено: «Delirium tremens. Белая горячка, halluc. (галлюцинации)».

В начале своей богемной жизни молодой здоровый организм рязанского парня справлялся с обязательными тусовочными возлияниями. Есенину даже удавалось организовывать «разгрузочные» дни. В 1921 году он с удовольствием отмечает в письме своему другу Анатолию Мариенгофу: «…так пить я уже не буду, а сегодня, например, даже совсем отказался, чтобы посмотреть на пьяного Гришку. Боже мой, какая это гадость, а я, вероятно, еще хуже бывал». Но надолго поэта не хватало. В последний год своей жизни Есенин стал, по выражению того же Мариенгофа, «человеком не больше одного часа в сутки. От первой, утренней, рюмки уже темнело сознание».

В 1922 году Сергей Александрович жалуется в письме своему поэтическому «наставнику» Клюеву: «Очень я устал, а последняя моя запойная болезнь совершенно меня сделала издерганным».

Будучи в Америке с супругой Айседорой Дункан, Есенин допивался до эпилептических припадков. Справедливости ради надо сказать, что не только от количества выпитого виски, но и от его качества. В то время Америку сотрясал «сухой закон», потому с утра приходилось принимать на грудь самогонные суррогаты. А. Дункан в газете «Геральд Трибьюн» писала, стараясь хоть как-то выгородить мужа и объяснить пьяные шабаши с битьем зеркал в отелях: «Приступы душевного расстройства, которыми страдает Есенин, происходят не только от алкоголя… а также отравления крови от употребления «запрещенного» американского виски, в чем я имею удостоверение одного знаменитого нью-йоркского врача, который лечил Есенина при подобных припадках в Нью-Йорке…».

О взаимоотношениях с властью

Адепты версии насильственной смерти поэта вовсю напирают на роковые конфликты Есенина с властями. Конфликты были, но лишь на почве кабацкого буйства поэта. Есенина 10 раз доставляли в милицию. Но не для того, чтобы пытать, а для «вытрезвления». Цитирую его собрата по перу В. Ходасевича, близко знавшего Есенина: «Относительно же Есенина был отдан в 1924 году приказ по милиции – доставлять в участок для вытрезвления и отпускать, не давая делу дальнейшего хода».

Власти довольно трогательно относились к певцу «Руси советской». Единственная поэма, которую с огромной натяжкой можно отнести к критической по отношению к властям – это «Страна негодяев». Там у Есенина присутствует герой по фамилии Лейбман с псевдонимом Чекистов. Если кто не знает, имя одного из вождей революции Троцкого-Бронштейна – Лейб. Разве этим совпадением можно было смертельно обидеть Лейба Давидовича? Есть и другие «страшные» словеса, которые произносит Махно (в поэме бандит Номах): «Стадо! Стадо! …Ваше равенство – обман и ложь. Для глупцов – хорошая приманка. Подлецам – порядочный улов». Но бандит и должен говорить страшилки, на то он и бандит. Вот и все диссидентство.

Зато сколько проникновенных строк Есенин излил на бумагу в пользу большевистских дел! А на смерть Ленина поэт откликнулся так, как может откликнуться только большой поэт-лирик: «И вот он умер… Того, кто спас нас, больше нет. А те, кого оставил он, страну в бушующем разливе должны заковывать в бетон».

Есенинская враждебность к большевикам – это миф. Конечно, по пьяной лавочке Сергей Александрович начинал фордыбачить и, бывало, произносил всякое непотребство, но к его кабацкому фрондерству власти относились снисходительно. Если бы он являл опасность для властей, его бы запросто обвинили в каком-нибудь заговоре и шлепнули бы, как, например, поэта Николая Гумилева.

Есенин был на короткой ноге со многими чекистами. В частности, любил таскать за собой по вечеринкам известного чекиста-мокрушника Якова Блюмкина, порешившего летом 1918 года самого германского посла. Есенин, по словам Ходасевича, для куража мог предложить честной компании съездить посмотреть на расстрел «контры». «Я это вам через Блюмкина в одну минуту устрою», – вполне серьезно заявлял распалившийся поэт-лирик.

«Себя усопшего в гробу я вижу…»

На фоне развивающегося алкоголизма обострились некоторые черты характера, до того присутствовавшие в терпимых дозах. Есенин становился патологически обидчивым, им все чаще овладевали приступы черной меланхолии. В мае 1925 года, увидев поэта, прозаик А. Вронский сказал: «Впервые я остро почувствовал, что жить ему недолго и что он догорает».

Мания смерти в последний год буквально съела поэта. Исследователи его творчества отмечают «около 400 случаев упоминания смерти в произведениях С. Есенина, из них более трети приходится на последние два года, причем в половине этих стихов поэт говорит о своей смерти, о самоубийстве».

«Вот помру, тогда узнаете, кого потеряли. Вся Россия заплачет», – все чаще повторял поэт своим приятелям.

За два месяца до смерти в своей последней поэме «Черный человек» он напишет о себе: «Друг мой, друг мой, я очень и очень болен».

Немногим ранее Есенин выводил нетвердой рукой в своих стихах: «Одержимый тяжелой падучей, я душой стал, как желтый скелет».

Поэт и раньше пытался покончить с собой. Он ложился под колеса дачного поезда, в Баку бросался в нефтехранилище, резал стеклом вены. Но тогда с ним рядом находились друзья и трагедии удавалось избежать.

За три недели до трагической развязки друзьям поэта удалость положить его в московскую клинику под присмотр доктора Ганнушкина, большого почитателя таланта поэта. Цели было две – спасти поэта от судебного преследования (в сентябре Есенин в поезде учинил пьяный дебош с антисемитскими эскападами по адресу едущих с ним в одном вагоне кремлевских чиновников) и заодно подлечиться. О своем последнем лечении Есенин рассказывал Мариенгофу: «Мне очень здесь хорошо… только немного раздражает, что день и ночь горит синенькая лампочка… и еще – не позволяют закрывать дверь … Все боятся, что покончу самоубийством».

Стих-прощание «До свиданья, друг мой, до свиданья … В этой жизни умирать не ново, но и жить, конечно, не новей» написан Есениным кровью на блокнотном листе за сутки до своей трагической смерти.

Смерть поэта

Апологетов версии убийства Есенина вдохновляют ряд моментов в описании места трагедии и самого тела висельника. Ими утверждается, что Есенин, имея рост 1,68 м, не мог подвесить себя под потолком высотой более 4,5 метра, да еще на вертикальной трубе отопления. Далее любят указывать на вдавленную борозду на лобной части (она заметна даже на посмертных масках поэта), наличие темного пятна на верхнем веке правого глаза, согнутой руке, якобы обхватившей трубу, неповрежденные хрящи гортани, отсутствие «странгуляционной борозды» и многое другое по мелочи. В 1989 и 1992 годах были проведены две независимые судебно-медицинские экспертизы Минздрава РФ. Вердикт обеих абсолютно неутешителен для сторонников версии убийства. На все вопросы есть ответы.

Следственный эксперимент показал, что можно закрепить ремень (Есенин повесился на ремне от чемодана) и к свободному концу приложить нагрузку до 100 кг, при этом ремень не соскальзывает. Высота потолка гостиницы не 4,5 м, а всего 3,5 м. При наличии подставки 1,5 м (тумбочка такой высоты была обнаружена опрокинутой в номере гостиницы) и росте самоубийцы 1,68 м можно прочно закрепить узел под потолком.

Следствием установлено, что «вдавливание в мягких покровах лобной области образовалось в результате длительного контакта с цилиндрическим предметом (т.е. с трубой парового отопления), с предметом горячим …». Потому борозда сохранилась вплоть до похорон. Темное пятно на верхнем веке не след от пули, а пятно от «высыхания вершины кожной складки, сформировавшейся… при контакте лица с цилиндрическим предметом». Странгуляционная борозда хорошо просматривается даже на ретушированных снимках. Хрящи гортани не обязательно должны повреждаться при повешении, тем более когда петля не затянута, что имело место в случае с Есениным. Закрытие дыхательных путей при повешении не играет главной роли. Основное в таких случаях – пережатие сосудов шеи. При этом резко повышается внутричерепное давление, и человек почти мгновенно теряет способность координировать свои действия и освободиться от петли. Очень многие, решившие попугать близких самоповешением «понарошку», отправлялись в мир иной по-настоящему. Есенин, очевидно, инстинктивно пытался удержать себя в момент короткой агонии, ухватившись правой рукой за трубу. Так она у него и закоченела в согнутом положении.


Поделиться в социальных сетях!

Многие убеждены: Сергей Есенин не мог добровольно уйти из жизни. Повеситься - для легендарного поэта слишком тривиально и… непоэтично.

Так был или не был убит Есенин?

Версии убийства

Есть немало версий, утверждающих, будто Есенин был убит. Одни считают, что в 5-м номере гостиницы «Интернационал» (бывшая «Англетер»), где поселился поэт, его вначале жестоко избили, а уже потом в бессознательном состоянии подвесили в петлю.

Другая версия. Есенина положили на диван, ударили рукояткой пистолета по лбу, где образовалась вмятина, затем завернули в ковер, пытались вытащить на балкон, чтобы спустить вниз и вывезти. Но дверь заклинило, тогда убийцы сели пить, набезобразничали в номере, втащили тело обратно и, разрезав сухожилие, чтобы разогнуть уже застывшую правую руку, повесили в петлю (на снимке правая рука действительно согнута в локтевом суставе, на ней имеется рана).

Все эти противоречивые версии основываются на одних и тех же документах: акте осмотра места происшествия, составленном участковым надзирателем 2-го отдела милиции г. Ленинграда Н. Горбовым и акте судебно-медицин-ского исследования трупа профессором Г. Гиляревским, посмертных фотографиях и масках лица поэта. Стоит заметить, что среди энтузиастов, пытавшихся разгадать тайну гибели Есенина, были поэты, журналисты, врачи, философы, педагоги, художники, даже патофизиолог и бывший следователь, но не было ни одного профессионала - судебного медика или криминалиста.

Все это побудило Всероссийский писательский Есенинский комитет обратиться за помощью в Бюро судебно-медицинской экспертизы Комитета здравоохранения г. Москвы с просьбой создать комиссию по выяснению обстоятельств смерти поэта. Позже к делу были привлечены профессионалы из Минздрава РФ и ведущие специалисты в области судебной медицины.

Следственный эксперимент

Акт осмотра места происшествия был составлен Н. Горбовым поверхностно, непрофессионально: не описаны обстановка в номере, состояние дверных и оконных запоров, трупные изменения и прочее.

По протоколу, тело Есенина висело под самым потолком - это дало повод сомневаться в самоубийстве, поскольку высота потолка в номере предположительно составляла 4-5 м, а размер опрокинутой тумбы - 1,5 м и рост поэта - 168 см.

Надо было выяснить реальную высоту потолка. Дело осложнялось тем, что в 1986 г. гостиницу «Англетер» реконструировали. Но сохранилась фотография 5-го номера с надписью на обороте: «18 мая 1926 г. 5 номер гост. «Ленинградская», ранее «Англетер», где жил и умер Есенин». Снимок сделан через открытую дверь, видна вертикальная труба парового отопления, пол, покрытый ковром, фрагмент потолка, письменный стол, лампа, стул, платяной шкаф.

Криминалисты по известным формулам и ориентирам (в частности, по задней части стола, находящейся наиболее близко к плоскости стены) рассчитали высоту потолка, составившую… не более 352 см!

Но оставался еще один «веский» аргумент сторонников убийства поэта. Так, бывший следователь Э. Хлысталов пишет, что привязать веревку на вертикально стоящую трубу невозможно: под весом тела она обязательно соскользнет вниз. В подтверждение своих слов он вспоминает эксперимент, проведенный студентами Литературного института в «Англетере», когда гостиница была еще цела: привязанная к вертикальной трубе веревка рывком руки сдергивалась вниз.

И хотя судебная практика показывает, что повеситься можно не только на подобной трубе, но и на ручке двери, спинке стула, пришлось провести специальные опыты: статист ростом 169 см привязывал поочередно к окрашенным масляной краской трубам разного диаметра витые веревки из пеньки, х/б, шелка толщиной от 0,6 до 1,0 см. Делая от 1 до 6 витков и завязывая всевозможными узлами, он безуспешно пытался сдернуть с вертикали веревку. Ее свободно свисающий конец выдерживал весовую нагрузку более 100 кг.

Можно ли выпрыгнуть из петли?

Сторонников убийства смущало, что петля не захватывала всю поверхность шеи - борозда была направлена косо вверх и незамкнута. При повешении борозда всегда так и направлена, поскольку один конец веревки укрепляется за предмет, в данном случае - трубу, а другой - тяжестью тела увлекается вниз, и на это место шеи приходится наибольшее давление.

Мог ли Есенин выпрыгнуть из незамкнутой петли? Возможна ли в петле самопомощь? Нет. Профессора судебной медицины Минович из Румынии и Флейхман из Германии независимо друг от друга, желая изучить явления асфиксии (удушья, вызванного недостатком кислорода в крови), провели на себе эксперименты: ассистенты подвешивали их на мягкой веревке, причем Миновичу удалось пробыть в петле до 26 секунд! Ученые отмечали страшную боль в шее, непомерную тяжесть в голове, свист в ушах, переходящий в колокольный звон, и смертельную тоску. Но, главное, с первых же секунд появляется желание сбросить петлю и… невозможность пошевелить даже пальцем! При наступлении асфиксии происходит мышечная адинамия. Даже если человек вешается на ручке двери, он не может разогнуть колени.

О чем рассказали маски

Больше всего версий породила запись в акте: «На середине лба… вдавленная борозда длиной 4 см и шириной 1,5 см». Сам Гиляревский объяснял ее перепадом давления в черепе во время удушения. Сторонники же теории убийства трактовали вдавление как удар рукояткой пистолета, утюгом, тупым тяжелым предметом «со страшной силой».

По акту исследования трупа явствует, что кости черепа не повреждены и перелома нет. Но «следопыты» усомнились в непредвзятости Гиляревского. Тогда судмедэксперты провели исследование пяти посмертных масок поэта, установив, что вдавление «слегка дуго-образной формы» имеет глубину 0,4-0,5 мм (а это толщина кожи) без механических повреждений костей черепа. Итак, очевидно, что это след от трубы: поскольку узел петли находился слева, голова отклонилась вправо и в момент смерти была прислонена к трубе.

Чтобы подтвердить вывод, с гипсовых масок были сделаны пластилиновые слепки, по которым в лобной части наносили удары предметами цилиндрической формы. Как показал эксперимент, предмет должен был иметь диаметр 3,7 см, что как раз соответствует параметрам водопроводной трубы.

«И, истекая кровью…»

Версия о том, что Есенину сначала перерезали вены, а затем поэта подвесили в петлю, встречается у многих. Известно, что при осмотре участковый обнаружил порез «на правой руке выше локтя с ладонной стороны» и «на левой руке на кисти царапины». Возможно ли двигать разрезанной рукой, привязывать веревку к трубе, передвигать мебель при потере крови? Судмедэксперты не раз сталкивались с тем, что и с порезанными венами, артериями люди проделывали не такое. Но о какой «потере крови» идет речь? В номере не было обнаружено ее следов, а из акта следует, что все раны поверхностные и не проникают в толщу кожи. Значит, вены у Есенина не были перерезаны. Из разных источников известно, что с 26 на 27 декабря Есенин сочинял, но, не найдя в номере чернил, решил записать стихи кровью и сделал себе надрез. Уже в наши дни эксперты установили подлинность почерка Есенина и то, что стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья» написано кровью в количестве… не более 0,02 мл.

И все-таки асфиксия

Итак, смерть Есенина наступила от асфиксии - сдавливания органов шеи петлей, затягивающейся под весом тела. Он мог повеситься на такой высоте. Не было глубоких порезов на руках. На лбу след от трубы. Можно с уверенностью сказать, что на теле Есенина не имеется следов, характерных для борьбы или самообороны.

Стоит отметить, что все эксперименты проводились в присутствии прокурора-криминалиста Генеральной прокуратуры РФ.

«Убить» любой ценой?

Казалось бы, в деле Есенина поставлена точка. Но версии о заказном убийстве продолжают множиться и внедряться в сознание обывателей: недавний телесериал отца и сына Безруковых - красноречивое тому подтверждение.

Зачем так настойчиво продолжают «убивать» Есенина? Потому что он истинно русский поэт, а церковью самоубийство, мягко говоря, не приветствуется? А может, как точно выразилась, правда, по поводу другого человека, Т. Флор-Есенина: «Чужая слава всегда привлекательна тем, что дает возможность… «прорвать блокаду» собственной безвестности»?



Сергей Александрович Есенин - светловолосый, голубоглазый, с удивительной нежной и обаятельной улыбкой. Крестьянский самородок, юный и перспективный, приехавший из Рязанской губернии сначала в Москву, а затем в Петроград, полный надежд и самых светлых стремлений покорить своей поэзией мир...

Это настоящий надрыв поэтического творчества, когда человеку досталось слишком много таланта. На светлую, золотую голову поэта обрушилось огромный, необъятный дар от Господа Бога. Совладать с этим, и правильно распорядится им, очень сложно...

И вот спустя десять лет он смертельно устал...

Как всё начиналось

У родителей Есенина, первый ребёнок умер десятимесячным младенцем, и у пары потом долго не было детей. Мать Сергея долгие дни проводила в молитве. Можно сказать, что будущий поэт был ребёнком вымоленным. Но семья не жила дружно.
Отец месяцами бывал в Москве. Мать не выдержала и вернулась в родительский дом, а после вовсе уехала на заработки. Серёжу воспитывали дед и бабушка по материнской линии, да три неженатых материных брата, отличавшиеся удалью, своеобразием и широкой душой внесли воспитательные моменты в жизнь маленького мальчика.

Дед был очень образованным человеком для своего времени, многое смог дать внуку. Да и вернувшаяся с заработков мать окружила Серёжу лаской и заботой, как будто стараясь дать всё, что пропустила в воспитании сына.
Первые школьные годы мальчик учился с каким-то особым рвением. Очень много читал. В итоге выучился на сельского учителя, чему очень были рады родители.
Но у Сергея появилась мечта. Перебраться в город и напечатать свои стихи, которые он писал с восьмилетнего возраста. Отец, человек начитанный, но всё же не верит, что стихами можно зарабатывать. Он настаивает, чтобы сын работал с ним в мясной лавке.
Позже, свой первый гонорар, за стихотворение «Берёза» Сергей отдаст отцу, в знак доказательства своей правоты.

Первые достижения

Устроившись в типографию Сытина, поэт знакомится с Анной Изрядновой. С ней у Сергея происходит сближение, быстрое и лёгкое. От этой гражданской жены у Есенина родился первый сын. Но на стихи эта женщина его не вдохновила.
Да и Москва его «печатала» плохо. А талант рвался наружу, хотелось прославиться. И вот переезд в Петроград. Какими-то правдами и неправдами Сергей попадает к Блоку и очаровывает, на тот момент главного поэта России. Крестьянский самородок полюбился в Петрограде, постепенно перед ним открываются все двери. Правда, пришлось сменить классический костюм с иголочки на простонародный.

Именно так должен выглядеть крестьянский поэт. Тем более, если он только приехал от земли. И вот Есенин с восторгом пробует брать от жизни всё, что она ему предлагает. В 1916 году его представляют императрице, которая одарит поэта золотыми часами - шаг к славе и успеху, оценят его не многие. Ведь уже через год с небольшим, после Октябрьского переворота, когда левые эсеры будут разгромлены, Сергей громогласно объявит себя большевиком. Да, пришлось перестраиваться. Но, похоже, Есенин действительно воспринял революцию с восторгом.
Нужно помнить, что на момент революции Сергею было чуть больше двадцати лет. А молодёжь падкая к обновлению. Обнадёженный переменами поэт понимает, как всё лживо и уничтожающе:

Слышите ль? Слышите звонкий стук?
Это грабли зари по пущам.
Веслами отрубленных рук
Вы гребётесь в страну грядущего.

Это был серьёзный первый переломный момент в жизни Есенина.

Личное

Первый революционный год стал для Сергея годом первой официальной, можно даже сказать скоропостижной, женитьбы. Неистовые ссоры и бурные примирения были в характере поэта. Правда, появилась тяга к семейному быту, собственному жилью, жене.

Но образ богемного поэта выбивал его из этой колеи. Невзирая на короткий брак, в нём появились на свет двое детей. Никаких строк, посвящённых Зинаиде, в период их совместной жизни в поэзии Есенина нет. Сожаление выльется в стихах позже:

Но ты детей
По свету растерял,
Свою жену
Легко отдал другому...

Вот они, дети поэта, Татьяна и Константин, воспитанием которых занимался второй муж Зинаиды Райх Мейерхольд. Он усыновил детей, любил и заботился о них, как родной отец.

Признание и разочарование

То о чём мечтал поэт свершилось - признание!
Слава Есенина всё возрастала вместе с народной любовью. Сергей проехал пол-России, читал свои стихи на самых разных площадках. После некоторых выступлений его выносили на руках, предприимчивые девушки разбирали на память шнурки с его ботинок, галстук, который на нём был повязан. Никто такой популярностью, как Есенин не пользовался.

А в 1921 году в жизнь поэта врывается новое чувство, ослепительное и неуправляемое.

Я искал в этой женщине счастья,
А нечаянно гибель нашел.
Я не знал, что любовь - зараза,
Я не знал, что любовь - чума.
Подошла и прищуренным глазом
Хулигана свела с ума.

По своему духу Айседора Дункан была сродни революционной бушующей России. Для начала XX века танцы экспериментальной танцовщицы были вызывающими. Без сомнений, талантливая, босая, одетая в прозрачную тунику танцовщица, вскружила голову поэту. Правда, страстный брак между американской танцовщицей и русским поэтом назвать образцовым нельзя. Отношения были жуткими, они-то и надломили поэта. Кроме того, Айседора оторвала Сергея от русской почвы, а без неё Есенин не мог.
За время ненавистной поездки по Америке, страсть к танцовщице переросла в такое же неистовое раздражение. Про саму Америку поэт говорит:

Если хочешь здесь душу выржать,
То сочтут: или глуп, или пьян.
Вот она - Мировая Биржа!
Вот они - подлецы всех стран.

Происходит внутренний разлад. Сильные чувства: страсть, эмоции, потрясения, порою жёсткость и даже жестокость... Давайте не будем выворачивать наизнанку душу поэта. Остановимся на том, что у него на это были свои причины.

Чёрный человек

И вот поэту уже не хочется пьянящего дурмана, а наоборот, хочется прозрачного, ничем не осквернённого воздуха. Присоединилась тоска, по своей чистоте, по былой юности.

Абсолютный гений! Он занимается постоянным поиском самого себя, пытаясь разобраться прежде всего в себе, никого при этом не обвиняя. Его поэма «Чёрный человек» последняя попытка разобраться в тёмных сторонах своего внутреннего мира.

Вот отличная характеристика самому себе:

Был человек тот авантюрист,
Но самой высокой
И лучшей марки.

Был он изящен,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою...

Вопрос, почему так страшно и отвратительно жить стал ребром на пути поэта. Поэтической славы, о которой мечталось - добился, готовится к изданию полное собрание сочинений, чего редко кто смог дождаться при жизни, у него четверо детей. Но поэт мечется из города в город, и ищет спасения в безысходности, в новой страсти.

В Москве и Петрограде на Есенина заведено 14 уголовных дел. Все они связаны с пьяными дебошами и погромами, связями со спекуляциями. Кстати сказать, свидетельств о том что кто-то когда-то видел Есенина, как говорится, «пьяным в стельку» нет. Авантюрист, хулиган, бунтарь - да, но пропащим пьяницей Сергей не был точно. И всё это не от злобы, а от большой внутренней силы.

Он просто сгорел в круговороте жизни, отдав себя безвозвратно на службу лирики. Одна из причин гибели Есенина - его огромная внутренняя сила. Она его и погубила. Поэт грезил славой, он достиг её! Что дальше?

Ещё от жизни что-то ждал

Возрастала зависимость от алкоголя, всё чаще случались перепады настроения, от буйства до полной замкнутости. Но, судя по стихам, поэт ещё мечтает:

Предрассветное. Синее. Раннее.
И летающих звезд благодать.
Загадать бы какое желание,
Да не знаю, чего пожелать.

Что желать под житейскою ношею,
Проклиная удел свой и дом?
Я хотел бы теперь хорошую
Видеть девушку под окном.

Чтоб с глазами она васильковыми
Только мне -
Не кому-нибудь -
И словами и чувствами новыми
Успокоила сердце и грудь.

Он хочет любви нового качества. Быстро влюбляется и делает предложение Софьи Толстой, внучке Льва Николаевича. Через три месяца после женитьбы Софья станет вдовой.

София Андреевна отдавала себе отчёт, во что она ввязывается. Сергей на то время вёл не самый лучший образ жизни: пьянки, сборища, загулы, уходы из дома, врачи. Она была уверена, что справится и поможет Серёже. Ближайшим родственникам она так и пишет: «Я хотела жить только для него».

Есенин и сам цепляется за этот брак, как за последнюю соломинку. И хотя этот брак со славой (поэт гордился тем, что его жена - внучка знаменитого писателя земли русской), он был по любви. София уговаривает Сергея лечь в клинику.

Вообще, 1925 год период жизни, когда поэт мечется. У него постоянные поездки, в которых он не может себя найти. Жизнь становится всё более неуютной. Он пытался, он старался.

В Ленинград он едет не умирать, а работать. Вероятно, как в юности, когда он переехал из Москвы в Петроград, и у него всё удалось, он желал повторить тот же путь из Москвы в Ленинград. Он ехал за удачей.

Что случилось?

О том что и почему произошло в гостинице «Англетер», убийство завуалированное под повешение или самоубийство, споры не утихают вот уже 90 лет.

С одной стороны, Сергей Есенин был действительно в тяжёлом состоянии. С другой, как любой талантливый и непокорный человек он успел нажить себе массу врагов. Однако расстрелять, как Николая Гумелёва, поэта было невозможно. Слишком велика была любовь народная.

Ведь Есенин делал такие вещи, которые не мог себе позволить ни один автор. Он прямо заявлял: «Намордник я себе не позволю надеть, и под дудочку петь я не буду».

Ещё в двадцатом году, на вечере пролетарской поэзии, поэт сокрушается: «Три года, вы, поэты, пишите вашу марксистскую ерунду». Да за одну десятую того, что открыто говорил и делал Есенин, любой другой давно был бы расстрелян.

Одни биографы уверены, что Сергей Александрович, готовивший к выходу своё полное собрание сочинений, никогда бы не бросил это дело. Он очень ждал выхода этого сборника. Настроенные на другую волну говорят, а как же это:

Я усталым таким ещё не был.
В эту серую морозь и слизь
Мне приснилось рязанское небо
И моя непутёвая жизнь.

Полюбил я носить в лёгком теле
Тихий свет и покой мертвеца...

Эпоха серебряного века перемалывала судьбы десятков поэтов. В её жернова попал и выдающийся поэт Сергей Александрович Есенин.

Политические или личные были это жернова - загадка. Её пытались разгадать не одно десятилетие.

Факты

произошло несчастье в гостинице «Англетер»;

последний стих, как свидетельство прощания «До свиданья, друг мой, до свиданья», переданное вечером поэту Вольфу Эрлиху;

поэт только неделю, как вышел из психоневрологической больницы;

Сергей находился в состоянии депрессии;

имеется акт судебно-медицинского эксперта, расписанный до мелочей;

имеется заключение, в котором суд мед эксперт непросто даёт заключение, но подробно описывает, что вдавливание на лбу результат резкой смены давления при повешении, а темно-фиолетовый цвет и точечные кровоподтёки на конечностях результат длительного пребывания в петле;

в Ленинграде в союзе поэтов была проведена гражданская панихида;

поездом тело было перевезено в Москву;

в последний день 1925 года Есенин похоронен на Ваганьковском кладбище.

Другие версии

Версия о том, что Сергей был убит, очень актуальна по сей день. В большей степени это связано с огромной народной любовью к поэту. Никто не хочет просто так «отпускать» всеобщего любимца. Ведь сколько всего ещё мог написать этот громогласный лирик.

Многочисленные версии, разбор смерти до мельчайших деталей действительно заставляют задуматься о правдивости свидетельств, протоколов и судебно-медицинском заключении. Под сомнение попадают многие факты: время смерти, степень окоченения, положение конечностей и их цвет, состояние языка, те небольшие ссадины, которые найдены на теле и так далее. Ставятся под сомнения и свидетельские показания, и компетентность правовой системы.

Есть подробные описания, больше похожие на фантастический боевик, где желаемое выдаётся за действительное. В них рассказано как всё происходило, сколько человек проникло в номер к поэту, как именно проходила борьба, в какой последовательности получены те незначительные повреждения на коже.

Некоторые «знающие», вообще, уверяют, что депрессии никакой у поэта не было. Иначе как бы он работал в клинике, и за три недели написал шесть хороших стихов.

Есть даже версия, что Сергей хотел только поиграть со смертью и «переиграл». Умер случайно, не зря же он рукой хватался за трубу. Неделя как из психиатрической больницы, немного выпил, слегка опьянел, начались галлюцинации.

Позднее расследование

Несмотря на то что после смерти поэта прошло много лет, из-за массового сомнения в достоверности первого расследования после смерти Есенина, в 1989 году была создана комиссия, которую возглавил Юрий Львович Прокушев, замечательный литератор и есениновед. Под его контролем и надзором было проведено множество экспертиз, сравнительных характеристик, дополнительных расследований, рассмотрено множество документальных фактов.

После проделанной работы был сделан окончательный вывод.

Все многочисленные версии и разночтения об убийстве поэта являются некомпетентными, надуманными и вульгарными, попросту фальсифицирующими.

Это официальное заключение.

Сейчас, когда после смерти поэта прошло более 90 лет, любители его творчества и поклонники таланта знают одно - поэт живет в сердцах и душах многих, восхищает, вдохновляет, окрыляет творческие подъёмы.