Как сделать опыт вулкан в домашних условиях. Макет вулкана

Когда мы начинали с Владиком химичить, самыми любимыми веществами для опытов были сода и уксус . Много же мы извели соды,

Сегодня для удобства я собрала с одной статье несколько простых опытов с содой, с которых вполне можно начинать знакомство Вашего маленького ученого с химией.

Кстати, не лишним будет объяснить ребенку чем отличаются химические превращения от физических.

Химия изучает такие превращения, когда в результате взаимодействия веществ получается что-то новое. Например, гвоздь остался в воде и спустя какое-то время образовалось новое вещество — ржавчина. А физическим опыт будет тогда, когда превращения будут происходить с одним веществом. Например, положили лед в стакан, потом лед растаял — образовалась вода, а если воду подогреть, то будет водяной пар. Лед, вода и пар — это разные состояния одного и того же вещества — воды. Думаю, что так будет понятно.

Вернемся к нашей соде. Химики называют ее бикарбонатом или гидрокарбонатом натрия, а вот как назвать это вещество, проводя опыт с ребенком, Вы решайте сами.

Опыт 1

В половину стакана воды добавить немного уксуса, а потом пол чайной ложки соды всыпать в стакан. Раствор сразу запузыриться, как будто вскипает. В результате реакции выделяется углекислый газ. Почему же так происходит? Молекулы соды и уксуса соприкасаются в стакане и выделяется газ. Опыт немного видоизменяем.

Скорее всего не ошибусь, если скажу, что опыт «Вулкан» из соды и уксуса, — один из самых зрелищных и любимых опытов у малышей. Повторять его дети могут бесконечно. Но делать его каждый раз по одному и тому же шаблону не хочется. Как оказалось, с одними и теми же ингредиентами — содой, уксусом (лимонной кислотой) и водой — можно придумать довольно много вариантов известного опыта. О них вам и расскажем.

Необходимые ингредиенты

На всякий случай напомню ингредиенты, которые понадобятся для проведения опыта «Вулкан»:

Соотношение ингредиентов:

  • 100 мл воды, 1 чайная ложка уксуса, 1 чайная ложка соды;
  • 1 стакан воды, 2 чайные ложки соды, 1 чайная ложка лимонной кислоты.

Я чаще использую лимонную кислоту, так как у нее нет запаха, и проводить опыт с ней намного комфортнее и безопаснее.

Есть несколько секретов, как можно внести разнообразие в протекание реакции:

  • Чтобы опыт протекал более бурно, вместо воды можно использовать газированную воду.
  • Чтобы немного отложить начало реакции, не смешивайте непосредственно воду и лимонную кислоту. Предварительно растворите лимонную кислоту или уксус в воде, а соду предварительно заверните в бумажную салфетку или бумажное полотенце.
  • Реакция будет более эффектной, если в добавить к ингредиентам краситель (можно использовать гуашь, но больше подходят сухие пищевые красители для пасхальных яиц или жидкие красители для самодельного мыла).
  • Для более густой и устойчивой пены добавьте в вулкан капельку моющего средства.
  • Также реакция будет интереснее, если в смесь для вулкана добавить блестки или мелкие пайетки. Выходящая из вулкана пена будет вытаскивать и пайетки. Таким же образом выходящая из настоящего вулкана лава выносит на поверхность земли камни из глубоких недр.

Хотя опыт «Вулкан» — это каждый раз одни и те же ингредиенты, хотя и в разных емкостях, в каждом случае есть о чем подумать. Вопросы, которые вы можете задать малышу или поразмышлять над ними вместе, я выделила в блоки «Над чем подумать».

Классический вулкан — почти как настоящий

Самый простой вариант — слепить вулкан из пластилина или соленого теста. Использовать новый пластилин совсем необязательно, вполне подойдет пластилин, который использовался ранее, а сейчас превратился в серую массу. В вулкан, который вы видите на фотографии ниже, мы добавляли звездочки-пайетки. Чтобы их вынесло на поверхность, нам пришлось несколько раз будить вулкан, каждый раз увеличивая количество ингредиентов. В итоге все получилось с 3 чайными ложками соды и 1,5 чайными ложками лимонной кислоты. И еще совет: пайетки лучше насыпать самыми последними. А если они у вас под реагентами, после добавления воды быстро помешайте в жерле вулкана деревянной палочкой.

Еще один вариант — стеклянная или пластиковая бутылка с высоким узким горлышком (мне больше нравится стеклянная, так как она более устойчивая). Очень интересно наблюдать как пена поднимается по узкому горлышку изнутри вверх, а потом стекает по стенкам вулкана.

Внимательно осмотрев свою кухню, мы заметили, что на вулкан очень похожа воронка. Нижнюю часть воронки нужно в несколько слоев закрыть пищевой пленкой. Сверху воронку можно закрыть и слоем фольги. И, чтобы избежать неожиданностей, закрытую пленкой воронку лучше поставить на поднос.

Над чем подумать. Если вы не пожалеете ингредиентов, и реакция у вас получится бурной, вулкан у вас получится плюющимся. Обсудите с малышом, почему? Что заставляет вулкан в воронке плеваться?

Ответ. Горлышко у воронки узкое, углекислый газ выделяется бурно и в больших количествах. Торопясь выйти из воронки, углекислый газ захватывает с собой и воду.

Если воронки под рукой не оказалось, вместо нее можно использовать верх от пластиковой бутылки: отрезаем верхнюю часть пластиковой бутылки (отрезанная часть может быть 7-10 см высотой), низ в несколько слоев закрываем пищевой пленкой или фольгой. Вулкан готов — можно делать начинку.

Вулкан в стакане, или как заставить воду закипеть без тепла

Если лепить вулкан не хочется, а под рукой нет ни воронки, ни пластиковой бутылки, можно сделать вулкан в обычном стакане или баночке и интересно это обыграть. Например, сказать малышу, что вы можете заставить воду закипеть без использования электрочайника или плиты.

Растворите 2 чайные ложки соды в 1 стакане воды (стакан должен быть налит не доверху, иначе ваш вулкан выйдет из берегов). Высыпьте в стакан 1 чайную ложку лимонной кислоты. Вода в стакане «закипит» — забурлит. Предложите малышу потрогать стакан. Горячий ли он? Горячая ли в нем жидкость?

Вместо содовой воды в этом опыте можно сделать раствор уксуса или лимонной кислоты (на 0,5 л воды — 2,5 чайные ложки лимонной кислоты или уксуса). Тогда в стакан вы будете добавлять не лимонную кислоту или уксус, а соду.

Над чем подумать 1. Теперь в другой стакан налейте воду, добавьте 1 чайную ложку лимонной кислоты. Ничего не произойдет. Пусть малыш выскажет свои предположения, почему так происходит, в чем состоит волшебство воды в первом стакане.

Добавьте во второй стакан 2 чайные ложки соды, теперь вода «закипит» и в этом стакане. Обсудите с малышом, что происходит, какая реакция заставляет воду «кипеть».

Ответ. Встречаясь в воде сода и лимонная кислота взаимодействуют. При этом выделяется углекислый газ. Так как газ легче воды, пузырьки газа поднимаются на поверхность воды. Здесь они лопаются, тем самым заставляя воду «кипеть».

Если перед тем как опускать в стаканы с содовой водой и обыкновенной, ложку с лимонной кислотой, вы о отольете немного жидкости из каждого стакана, у у пас появится еще один способ показать, что жидкости в стаканах разные — добавить в них красный чай. В стакане с обычной водой чай станет чуть бледнее, а в стакане с содовой водой — посинеет.

Над чем подумать 2. Смешайте в чашке соду и лимонную кислоту. Понаблюдайте, происходит что-нибудь? Ничего.

Ответ. Для начала реакции между содой или лимонной кислотой необходимо наличие воды, или чтобы один из компонентов был в виде раствора.

Над чем подумать 3. В два стакана налейте одинаковое количество раствора лимонной кислоты. В один стакан опустите ложку с собой целиком, а в другой стакан аккуратно высыпайте соду из ложки. В каком стакан вулкан получится более бурным?

Ответ. Более бурным будет вулкан в том стакане, куда вы опускали ложку с содой целиком, так как в этом случае встречаются, соединяются и вступают в реакцию сразу большее число молекул.

Также вы можете сравнить извержения вулканов на основе содовой и лимонной воды. При одном и том же количестве ингредиентов какой получится более бурным?

Кипящее озеро

Что мне особенно нравится в этом варианте: можно дать малышу две чайные ложки, емкости с содой и лимонной кислотой и на какое-то время дать свободу экспериментирования.

Вам понадобится: миска с водой, лимонная кислота, сода, 2 чайные ложки и ложка побольше для размешивания. Пусть вода в миске будет озером. Покажите малышу, что, если добавить в озеро немного соды и лимонной кислоты, озеро закипит. Повторите, и пусть малыш попробует сам. И уверяю вас: пока емкости с содой и лимонной кислотой не опустеют, малыш будет занят, а вы успеете сделать кое-какие свои дела.

На чем подумать. Попробуйте перемешать ваше озеро ложкой ли палочкой. Озеро будет кипеть сильнее или слабее?

Ответ. Вулкан, который мешают, извергается сильнее, так как перемешивая воду в озере, мы помогаем молекулам соды и лимонной кислоты быстрее встречаться.

На чем подумать. Добавляйте в воду лимонную кислоту и соду не одновременно, а друг за другом. Начнем с лимонной кислоты, потом добавим соду. Озеро закипит, и перестанет кипеть. Добавим еще немного соды — ничего не происходит. Что нужно добавить? Лимонную кислоту. Добавили. Озеро опять кипит. Перестало. Добавим еще лимонной кислоты. Ничего. Что нужно добавить? Соду. Добавили. Озеро опять кипит и т.д.

Ответ. Встретиться и прореагировать могут только определенное количество соды и лимонной кислоты. Если в воде слишком много соды, после окончания извержения излишки ее осядут на дно. Если в воде слишком много лимонной кислоты, озеро в конце концов тоже уснет. Чтобы вновь «разбудить» озеро, нужно добавить то, чего не хватает.

Бурная река

Кипящее озеро у нас было. Почему бы не сотворить кипящую реку? Идеально для этой цели подойдет конструктор «Веселые горки» от Bauer или «Марбутопия». Это будет русло реки. Если такого конструктора у вас нет, можно разрезать вдоль или пластиковую или пенопластовую трубу. Установим русло нашей реки в тазу или ванне.

Готовим смесь из соды и лимонной кислоты (соотношение 2:1) и кувшин или бутылку с водой. В смесь соды и лимонной кислоты или в воду можно добавить краситель. Высыпаем эту смесь в русло нашей реки, затем начинаем сверху выливать воду. Вода движется вниз, и река начинает бурлить.

Если заранее закрыть отверстие ванны пробкой, внизу у вас получится цветное озеро. Пусть, например, синее. Сделайте следом красную реку, и ваше озеро станет фиолетовым.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Бомбочки

Бомбочки — это сделанные из соды и лимонной кислоты шарики, которые при попадании в воду начинают бурлить. Кроме

  • 4 столовых ложек соды,
  • 2 столовых ложек лимонной кислоты

для изготовления бомбочек понадобятся

  • 1 чайная ложка масла (подсолнечного или оливкового),
  • вода в пульверизаторе.

Можно добавить сухой или жидкий краситель.

Хорошо перемешайте соду и лимонную кислоту, добавьте масло и перемешайте еще раз. Появятся хлопья. Попробуйте слепить бомбочки, если лепятся плохо — слегка сбрызните смесь водой из пульверизатора. Начнется реакция, но это не страшно. Главное — не переборщить с количеством воды, иначе будет идти активная реакция и бомбочки получатся у вас самовзрывающимися.

Мы лепим бомбочки руками. Если вы хотите сделать большие бомбочки, для этой цели отлично подойдут снежколепы или прозрачные заготовки для создания елочных игрушек.

Взрываются бомбочки из соды и лимонной кислоты в обычной воде.

Кстати, эти бомбочки вполне можно использовать и для игр в ванной. А если добавить к ингредиентам морскую соль и капельку вашего любимого эфирного масла, можно устроить ванну с бомбочками не только малышу, но и себе любимой.

Можно сделать бомбочки просто из соды с добавлением масла или обычной воды. Как вы понимаете, такие бомбочки будут взрываться только в воде, в которую добавлена лимонная кислота или уксус.

На чем подумать. Слепите с малышом бомбочки из соды с добавлением масла или обычной воды. Поставьте перед малышом две емкости с водой, в одну из них заранее добавьте уксус или лимонную кислоту (на ту чашку, которая у нас, я добавляла 2 столовых ложки уксуса или 2 часных ложки лимонной кислоты).

Бросьте бомбочки в две емкости сразу. Бобмочка взорвется только в одной из них. Спросите малыша, почему? Можно задать вопрос по-другому. Например, вот так: «Хотя жидкость в обеих чашках выглядит одинаково, на самом деле в чашки налита разные жидкости: в одной и них вода, в другой — раствор лимонной кислоты. Сможешь, не пробуя воду, определить, что налито в каждой чашке? Бомбочки тебе помогут.»

ч

Кстати, не спешите выливать воду, в которую босили содовую бомбочку. Содовы раствор пригодится вам при мытье посуды!

Ледяные вулканы

А вы знали, что на одном из спутников Сатурна, на одном из спутников Плутона и других объектах Солнечной системы были найдены ледяные вулканы? (Хотите узнать по ледяные вулканы и много чем другом — отправляйтесь вместе с нами в в .) Чтобы увидеть ледяные вулканы совсем необязательно лететь на космолете так далеко. Все можно сделать и дома.

Заранее приготовьте содовый раствор и заморозьте его в небольших кубиках. Можно добавить краситель. Перед началом игры приготовьте лимонный раствор и шприц. На плоскую тарелку положите несколько содовых кубиков и поливайте их лимонной водой из шприца. Лед будет таять и шипением и пузырьками. Можно поступит наоборот: заморозить лимонную воду, а поливать водой из шприца.

На чем подумать. Не раскрывайте перед малышом два главных секрета о том, из какой воды были сделаны кубики льда, и какой водой наполнен шприц. Если вы уже раньше играли с вулканами, ваш 5-летка наверняка догадается обо всем сам.

Над чем подумать. Перед тем как замораживать содовую или лимонную воду добавьте в нее краситель. Очень хорошо, если у вас получатся кубики красного, желтого, синего, белого цветов. Выкладывая для малыша кубики льда на тарелочки, положите рядом желтый и красный, желтый и синий, красный и синий. Когда вулканы растопятся, обратите внимание малыша, лужицы какого цвета от них остались.

Как видно по фотографиям, у нас были кубики из прозрачной, синей и красной содовой воды. Наблюдая за извержением вулкана, мы увидели розовый, желтый цвета и много зеленого цвета. Вот такие вот чудеса! да и только!

Ледяной вулкан можно устроить и в стакане: налейте в стакан воду (не до самого верха, иначе вулкан у вас сразу выйдет из берегов), добавьте лимонную кислоту или уксус, бросьте в стакан кубик замороженной содовой воды. (Можно заморозить лимонную воду, а в стакане сделать содовую.) Извержение начнется сразу и будет продолжаться достаточно долго — пока не растает весь кубик содовой коды. Если сделать кубики содовой льда цветными, извержение ледяного вулкана станет наглядным. Не забудьте обратить внимание малыша на то, как по мере извержения ледяного вулкана меняется интенсивность окраса жидкости в стакане.

Длительность извержения и наглядность — главные плюсы ледяного вулкана по сравнению с тем способом, когда мы просто добавляем соду в раствор лимонной кислоты, или наоборот.

Больше опытов со льдом вы надйете в статье .

Радужные вулканы

Очень эффектно выглядят вулканы, когда их несколько, и они цветные. Такие вулканы удобно делать в емкостях одинакового размера. Наполняем их раствором уксуса или лимонной кислоты, добавляем сухой или жидкий краситель, капельку жидкого моющего средства для более густой и устойчивой пены, всыпаем соду и наблюдаем.

Домашний вулкан не только похож внешне, но и умеет извергать лаву. Создание такого чуда развивает творческие способности ребенка. К тому же такой мини вулканчик подойдет для школьных проектов. А еще послужит наглядным пособием в изучении химических реакций без помощи учебников. Как сделать макет вулкана из различных подручных материалов, вы найдете в этой статье.

Вулкан из бумаги: материалы

Для сооружения огненной горы нам потребуются:

  • листы газет, журналов;
  • листок картона или фанера;
  • двусторонний скотч;
  • пластиковая бутылка;
  • мука;
  • краски акварель или гуашь;
  • ножницы;
  • кисточки;
  • уксус;
  • пищевая сода

Вулкан из бумаги: ход выполнения

1. Собираем деток возле себя и начинаем создание формы домашнего Везувия. Пластиковую бутылку поместим в центр картона и приклеем скотчем к основанию. Полоски клейкой ленты ведите от горлышка бутылки до картона по диагонали, формируя конус.

2. Теперь в ход идут старые газеты. Комкаем их в шарики и просовываем между полосками скотча для придания объема и плотности подножия горы. Следующее действие – оклеивание конуса бумажными полосками. Нарезаем газету на широкие, длинные отрезки и приклеиваем их, как показано на картинке.

3. Сейчас будем уплотнять тело вулкана. Для этого готовим клейкую смесь из муки и воды в пропорции 1:2. Пока родители заняты тестом, дети нарезают полоски бумаги. Советуем запастись тряпочками для вытирания рук во время сооружения модели вулкана. В готовый клейстер обмакиваем газетные полоски и плотно обклеиваем всю конструкцию до самого жерла огненной горы. Работа завершена, ждем полного высыхания модели. Если хотите ускорить процесс сушки, тогда поместите самодельный вулкан в духовку.

4. Пришло время разукрашивания могучей горы. Этот момент особенно понравится деткам. Поможет развить творческие способности и получить огромное удовольствие от результата. Основные цвета – это коричневый, серый, зеленый, красный. Подножию и картону придаем цвет растительности. В этих же местах можно нарисовать реку. Тело огнедышащего красавца разукрасьте в оттенки коричневого и серого. По бугоркам и впадинам пустите струйки лавы.

5. Настал самый интересный и захватывающий момент – немного магии и жерло вулкана начнет извергать лаву. Приготовим магическую смесь. В горлышко бутылки заливаем теплую воду, смешанную с жидким мылом или моющим для посуды. Туда же всыпаем 2-3 ст.л. соды. Берем стакан уксуса, желательно подкрашенного в красный цвет пищевым красителем или гуашью, и вливаем его в бутылку. Оптимальный вариант: половина бутылки воды, 2-3 ст.л. соды и 150-200 мл уксуса.

6. Из домашнего вулкана доносятся звуки шипения, бурления и… через пару секунд жерло огненной горы извергает фонтан лавы! Наблюдаем происходящее пару минут и радуемся восторженным, детским крикам.

Вулкан своими руками из теста

Продолжая тему о том, как сделать вулкан своими руками из подручных средств, предлагаем создание из теста.

Вулкан из теста: материалы

Для работы понадобится:

  • мука — 400 г;
  • соль — 200 г;
  • вода – 150 мл;
  • краски акварель или пищевой краситель;
  • стеклянный стакан или пластиковая бутылка;
  • уксус, пищевая сода;
  • кусок плотного картона или фанеры.

Вулкан из теста: ход выполнения

1. Замешиваем крутое, соленое тесто. Готовый вариант должен быть очень плотный, не липнуть к рукам, но легко приобретать нужную форму.

2. В центр подошвы вулкана ставим стаканчик и облепляем его тестом, формируя модель горы. Для большей правдоподобности слепите тяжи горного хребта, озера у подножия. «Посадите» деревья, воткнув в тесто искусственные растения для аквариума. Готовый макет оставьте высыхать. Под действием окружающей природы высыхание длится пару дней, так что отправляем вулкан в духовку и слегка запекаем.

3. Настало время рисовать. Вооружившись кисточкой, красками и стаканчиком с водой, приступаем к оживлению горы. Сделайте верхушку белой от снега или красной от лавы, а быть может, в его породе залегают золотые жилы. Ваш вулкан – ваши фантазии.

4. Чтобы огнедышащее жерло начало «плеваться» лавой, залейте в облепленный тестом стакан воду с моющим для посуды. Добавьте туда пару столовых ложек соды и залейте всю смесь уксусом. Через пару секунд лава поднимется и начнет стекать по каменным склонам.

По такой же аналогии мастерится вулкан из пластилина

Для его изготовления потребуется:

  • картонный лист;
  • маленькая, пластиковая бутылка;
  • пластилин;
  • тонкая фанера или пластик;
  • сода, уксус;
  • пищевой краситель.

Остовом горы послужит картонный конус, который вырезается с учетом размера помещенной внутрь бутылки. Потом эту конструкцию облепляют цветным пластилином. На фанеру изделие ставится с учетом предохранения мебели от потеков «лавы» и эстетической завершенности. Прикрепить к основе можно с помощью пластилина или раствора цемента.

Когда модель полностью готова к извержению, залейте половину бутылки водой с жидким мылом. Засыпьте в жерло вулкана соду и залейте подкрашенным в красный цвет уксусом. Из недр горы начнут извергаться потоки лавы.

Сделать домашний вулкан можно даже из песка и земли, просто сформировав горку и поместив туда пробирку с реактивной смесью. Какой бы вариант вы ни выбрали, дети всегда восторженно наблюдают за происходящим и просят повторить. Так что сразу запасайтесь содой и уксусом. Когда эксперимент будет завершен, самодельный вулканчик можно вымыть влажной губкой и оставить до следующего использования.


(Visited 5,232 times, 10 visits today)

Посмотреть, как извергается вулкан в домашних условиях можно не только по телевизору. С помощью небольшого химического эксперимента вы устроите настоящее извержение на сказочном острове.

Из этой статьи вы узнаете

Все что нужно

Для опыта понадобится немного бытовой химии и декоративные элементы для создания острова. Остров с вулканом можно сделать из природных материалов или использовать наборы сенсорных коробок с динозаврами.

Макет вулкана лепят из пластилина. Создание сказочного вулканического острова для опыта является главной его составляющей и служит для развития у ребенка воображения и творческих способностей. Такие занятия помогут привить любовь к химии и географии. Мелкую моторику пальцев рук, ребенок будет разрабатывать во время изготовления пластилинового рельефа местности и его обитателей.

Для изготовления острова нужны:

  • картон;
  • степлер или узкий скотч;
  • коробка с цветным пластилином;
  • маленькие игрушки животных;
  • разноцветные камешки;
  • большая пластиковая коробка или миска, в которой будет стоять остров;
  • стеклянная или пластиковая емкость объемом 200 мл для жерла вулкана.

Для проведения опыта понадобятся:

  • сода 20 г;
  • пищевой краситель:
  • уксус 9%;
  • моющее средство для посуды 25 мл;
  • вода 100 мл.

Обычно опыт происходит до тех пор, пока у мамы не заканчивается вся сода и весь уксус, поэтому запаситесь терпением.

Самостоятельно без взрослых опыт детям проводить нельзя. При попадании уксуса в глаза или в рот ребенка может произойти ожог слизистых, а при проглатывании – ожог пищевода.

Делаем сказочный остров

Можно соорудить остров в большой пластиковой емкости. Налить настоящую воду, выложить дно круглой галькой. Емкость для вулкана сделать из баночки для детского питания или старого стакана. Для горы, внутри которой будет стоять емкость нужно сделать картонный макет, его ребенок с удовольствием обмажет пластилином.

Последовательность изготовления вулканической горы:

  • вырезают из плотного картона круг нужного диаметра;
  • делают надрез от края до центра круга;
  • сворачивают конус;
  • края конуса скрепляют при помощи степлера или скотча;
  • обрезают верхнюю часть конуса на высоте равной выбранной для вулкана емкости;
  • помещают емкость внутрь конуса.

Сверху гору обмазываю пластилином. Для этого раскатывают небольшие пластилиновые лепешки коричневого цвета и прилепляют к бумажному конусу, полностью закрывая картон. Верх вулкана можно сделать из красного пластилина, который будет имитировать раскаленную лаву.

Устанавливают вулканическую гору на сухой островок из гальки. Рассаживают вокруг маленьких резиновых зверей, которые есть среди детских игрушек. Разноцветных удивительных динозавров или волков, лисиц, зайчиков, медведей и других обитателей леса и джунглей. В зависимости от того каких зверей посадили, подбирают растительность для острова. Большие древовидные папоротники и хвощи для динозавров, и обычные елочки и березки для зайчиков и лисиц.

Пластмассовые растения тоже часто продаются в наборах для детских игр. Можно использовать листик живого папоротника и веточки растений, если за окном лето. Растения можно также слепить из пластилина, изготовить из ниток и бисера или обычного картона.

Можно сделать из картона небольшие домики, для пластмассовых индейцев и солдатиков. Использовать картон для изготовления растений и домиков лучше в том случае, когда остров будет находиться в емкости с окрашенным в голубой цвет песком вместо воды или на синем пластилиновом море.

Проведение эксперимента

Наконец остров готов. Все игрушечные звери и люди замерли в ожидании интересного события – извержения вулкана. Они знают, что вулкан ненастоящий и поэтому не боятся его.

Для проведения опыта насыпают в баночку-жерло вулкана столовую ложку соды. Добавляют столовую ложку моющего средства для посуды. Пищевой краситель красного или оранжевого цвета растворяют в 100 миллиграммах воды и вливают к соде и моющему средству. Основа для опыта готова, осталось добавить уксус. Маме, можно дать ребенку наливать самостоятельно уксус в вулкан, под ее присмотром, чтобы он не сделал это в ее отсутствие. Лучше повторить опыт на бис, наливая уксус в «жерло» вулкана и насыпая туда соду, пока ребенку это интересно и он просит повторить опыт.

При добавлении уксуса сода начнет пениться, извергаясь из «жерла вулкана», как красная или оранжевая лава. Моющее средство позволит «лаве» дольше и обильнее пениться, переливаясь из жерла и затапливая окрестности вместе с растениями и животными, которые по неосторожности разместились слишком близко.

Послесловие

Опыт с вулканом для маленьких детей безопаснее всего проводить с помощью соды и уксуса. Его можно повторять много раз, а достать необходимые материалы для опыта не составит труда.

Самое интересное в опыте это создание с ребенком своего сказочного острова, который можно использовать не только для химического опыта «Вулкан», но и для увлекательной игры.

С детьми старшего возраста можно провести опыт «Вулкан» в домашних условиях с применением
, перманганата калия и глицерина. Для опыта дихромат аммония насыпают в выпарительную чашу в виде горки, в середине которой делают углубление. Добавляют в углубление немного перманганата калия и несколько капель глицерина.

Через несколько минут из-за взаимодействия перманганата калия и глицерина произойдет возгорание дихромата аммония. Из вулкана посыплют искры во все стороны, и начнет извергаться фонтанчик огня. Чашу перед началом эксперимента необходимо поставить на фольгу, чтобы не сжечь поверхность, на которой будет проходить эксперимент.

Дихромат аммония можно просто поджечь, и он будет гореть подобно вулкану, извергая искры. Опыт захватывающий, но без присутствия взрослых детям его лучше не разрешать делать. Ожоги могут вызвать не только искры, но и используемые химические вещества.

Удачных вам экспериментов!

обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире;

расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы;

развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспериментальная деятельность «Извержение вулкана»

Цель:

Познавательное развитие:

обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире;

расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы;

развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.

Речевое развитие:

расширить словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представлений о мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях;

активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, вулканологи, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан, потухший вулкан и т. д.

Социально-коммуникативное развитие:

воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира

создать условие в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей.

поддерживать стремление ребенка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками;

Физическое развитие:

Укреплять здоровье детей.

Проблемный вопрос: Что такое вулкан?

Гипотезы: 1. Вулкан -это огнедышащая гора.

2. Вулкан- это обычная гора.

Оборудование:

картинки с изображением вулканов;

поддоны;

видеофильм;

сода;

лимонная кислота;

сухая красная краска;

моющая жидкость;

чайные ложки;

пипетки;

стаканчики с водой;

салфетки

наглядность: картинки с явлением природы,

предварительная работа: знакомство с явлениями природы.

Ход знятия

Здравствуйте ребята. Я рада встрече с вами. Меня зовут…

Давайте порадуемся солнцу и птицам,

Давайте порадуемся улыбчивым лицам,

Доброе утро скажем друзьям. …

Доброе утро скажем гостям, … .

Мои дети очень любят наблюдать явления природы. А какие явления природы вы любите наблюдать? … (картинки)

Мои дети приготовили для вас загадку. Какое явление природы мы с вами можем наблюдать и весной, и летом, и осенью? … ….)

Если дети затрудняются, педагог использует загадку

Давайте я вам помогу. Отгадайте загадку:

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это -.

ДОЖДЬ

Но говорить мы будем не о дожде. О чем? О таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как «извержение вулкана».

Послушайте интересную легенду.

«Жил на свете бог по имени Вулкан и нравилось ему кузнечное дело – стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел.

С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть «вулканами». «Вулкан работает» – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места.

В наше время, чтобы не случилось беды, ученые специально наблюдают за вулканами. Свои наблюдения они снимают с помощью видио-камеры.

Я приглашаю вас в кинотеатр. Жест. Проходите. Усаживайтесь. …

Просмотр сопровождается пояснениями педагога.

2фрагмент: - Лава - это растопленные камни. Она течет вниз по склону и вытекает очень- очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает все живое и неживое, превращая в пепел. Когда лава утечет далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни.

3 фрагмент: Посмотрите, как выглядит извержение вулкана ночью. Как течет огненная река лавы.

С чего начинается извержение вулкана? (Сначала появляется … дым)

Как растекается лава?)

Что остается после извержения вулкана? … (застывшие камни, сгоревшие деревья) …

Мы наблюдали с вами действующий вулкан. А еще бывают спящие и потухшие.

Как вы думаете, какой вулкан называют спящим? … Спящий - это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться огненной лавой.

Я попыталась сделать макет спящего вулкана. Выставляет

Похоже? … Чем? … (формой, сверху есть дырка). Вулкан конусообразной формы.

Верхняя часть с воронкой. Это кратер вулкана.

Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю.

Наблюдать извержение вулкана интересно. Безопаснее это делать в кинотеатре. А еще можно сделать макет вулкана и понаблюдать за извержением лавы, оживив вулкан.

Прежде чем провести опыт по оживлению вулкана, хотелось бы проверить умеете ли вы быть внимательными, осторожными, не делать запрещенных движений.

Игра называется «Запрещенные движения». Правило: запрещено делать вот такие движения …. Будьте внимательны, я буду показывать и запрещенные движения.

Все старились быть внимательными. Значит, и во время опыта будете работать осторожно и аккуратно, следуя инструкции.

Посмотрите, на столах размещены макеты вулканов и оборудование, которое поможет нам их разбудить.

Чтобы не навредить себе и окружающим, будем работать по схеме, соблюдая правила безопасного поведения.

Надо работать аккуратно:

ничего не брать в рот- символ

осторожно насыпать порошок - символ

осторожно наливать воду - символ

лавы не трогать - символ

использовать салфетку- символ

Чтобы разбудить вулкан, надо:

положить 1 ложку красного волшебного порошка- символ

накапать пипеткой 5 капель желтой жидкости - символ

добавить воды не больше 4 ложек- символ

Извержение начинается после того, как добавили воду, но не сразу. Надо проверить, сколько ложек воды добавить, чтобы лава потекла.

Занимаем рабочие места. У каждого своего макета вулкана, мерные ложка и пипетка. Схема проведения опыта, красный порошок, желтая жидкость, вода и схема лежат в центре на двоих. Надо будет договариваться, чтобы не помешать другому аккуратно провести опыт.

Итак, что нам надо проверить? … Надо проверить, сколько ложек воды добавить, чтобы лава потекла.

Дети проводят опыт. Воспитатель консультирует, следит за соблюдением правил безопасного поведения.

Какие красивые, замечательные, необычные вулканы вы оживили.

После, какой по порядку ложки стала появляться лава? …

У кого очень быстро изливалась лава? …

Когда быстрее изливалась лава, после трех или четырех ложек? … Значит, чтобы подольше понаблюдать, лучше положить три ложки воды.

Итак, мы сегодня говорили об извержении вулкана. Вам понравилось? … А не сможете ли вы рассказать об этом другим детям группы? … Я думаю, что у вас все получиться. А для этого я дарю вам альбом с фотографиями вулкана, схему опыта, состав для опыта и макет вулкана.