Как сотворить достойный плод покаяния? Плоды покаяния.

Мы, приходя к Богу, начинаем свои отношения с Ним с покаяния. Что при этом происходит? Первое, это то, что мы поверили, что Бог есть и что наша жизнь не соответствует Его законам жизни на земле. Второе, мы, признавая свою грешную природу, приходим к Богу и просим у Него прощения за всю свою жизнь, которую мы уже прожили без Него с твердым намерением впредь стараться не грешить.
«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9)
Происходит рождение нового человека, который умер для греха и освободился от власти князя мира сего.
«Сотворите же достойный плод покаяния» (Мф. 3:8)
А это уже третий момент, можно сказать условие нашего спасения. Не достаточно уверовать, что Бог есть и, признавая себя грешником раскаяться в этом, необходимо еще сотворить достойный плод покаяния. Что это такое, достойный плод покаяния? Плод покаяния это изменение жизни человека и границей между было и стало, является наше обращение к Богу с покаянием. Что было, мы уже знаем, а вот тем, что стало должна быть праведная жизнь во Христе.
Как так сразу это можно сделать? Это происходит одновременно сразу и не сразу. Сразу после покаяния, а вернее даже перед покаянием в сердце человека возникает твердое решение впредь не грешить, и он идет с этим пред лицо Господа и кается. Бог принимает кающегося грешника и, освобождая его от прежних грехов, дарует ему Свою праведность.
«Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37)
В жизнь человека приходит благодать.
«Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (Тит. 2:11-12)
В чем проявляется спасительная благодать в жизни человека? Человек получив прощение грехов при своем покаянии, получает и стремление жить праведно, но одного стремления мало и благодать, Бог Духом Святым, открывая человеку ум к уразумению Писания, учит его как нужно жить на земле, чтобы после жить с Богом в вечности. Бог рожденное от Него дитя крестит Духом Святым и при этом дает ему мудрость и силу. В процессе научения и становления человека как христианина, он по своим духовным немощам еще согрешает, и, каясь перед Господом, получает прощение от Него. Человек уже не живет в грехе, он борется с ним, хотя и согрешает, иногда. Вот это уже идет процесс возрастания человека в вере и в уповании на Бога. Делая свои первые шаги в вере, человек, конечно же, ошибается и согрешает, но он сокрушается сердцем, когда это происходит, кается, а Бог снова прощает его и ведет вперед.
В процессе своего возрастания и утверждения в вере человек начинает видеть и разуметь любовь Божью к себе. Проходит время и он все ровнее и ровнее идет путем спасения, а Бог неотступно проходит вместе с ним его поприще. Возрастание христианина в меру полного возраста Христова происходит на протяжении всего земного пути его странствования и Бог его не только хранит от греха, но и употребляет в своем уделе. Когда человек из младенца вырастает в мужа совершенного, он еще более и более прилепляется к Христу, разумея, что это не он возрастает и живет праведной жизнью, а Господь ведет его по жизни, имея Свое попечение о нем во всем.
Все это, правда и так это и происходит, только это происходит так с теми, кто искренне поверил Богу и решил, отказавшись от прелестей мира сего, во все дни жизни служить спасшему его Иисусу Христу. Стремление человека жить с Богом, Бог поддерживает, а человека пришедшего к Нему и не оставляющего мира сего Он не принимает, Господь показывает его лицемерие и отвергает.
По прошествии времени жизни после обращения к Богу, человек меняется, и эта перемена есть достойный плод его покаяния. Бог растит добрый плод в человеке любящем Его и уповающем на Него.
«Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит» (Пс. 36:5)

Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 3, ст. 1 - 18.

1. В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее,

2. при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне.

3. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов,

4. как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему;

5. всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими;

6. и узрит всякая плоть спасение Божие.

7. Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?

8. Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.

9. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

10. И спрашивал его народ: что же нам делать?

11. Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же.

12. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать?

13. Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам.

14. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.

15. Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, -

16. Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.

17. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым.

18. Многое и другое благовествовал он народу, поучая его.

(Лк. 3, 1–18)

Начиная свое повествование о выходе Иоанна Крестителя на проповедь, евангелист Лука указывает, что в то время Палестина входила в состав Римской империи, и управляли ей тетрархи (или четверовластники) именем императора Тиверия, сына и приемника Октавиана Августа, при котором родился Христос.

В Иудее вместо Архелая правил римский прокуратор Понтий Пилат; в Галилее – Ирод-Антипа, сын Ирода Великого, избившего младенцев в Вифлееме; другой его сын, Филипп, управлял Итуреей - страной, расположенной на востоке от Иордана, и Трахонитидой, расположенной на северо-востоке от Иордана; четвертой областью, Авилинеей, примыкавшей с северо-востока к Галилее, у подножия Антиливанских гор, управлял Лисаний.

В это время, в пятнадцатый год правления Тиверия, то есть в 779 году от основания Рима, Иоанну, сыну Захарии и Елисаветы, исполнилось уже тридцать лет. В это время Иоанн вышел из своей пустыни по особому внушению свыше и проходил по всей окрестной стране Иорданской. Он призывал всех людей к покаянию, готовя их к вступлению в Царствие Божие.

Обличая пришедший к нему народ, Иоанн говорит: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? (Лк. 3, 7). Архиепископ Аверкий (Таушев) отмечает: «Иоанн обличает их надменность, их уверенность в собственной справедливости и внушает им, что надежда их на происхождение от Авраама не принесет им никакой пользы, если они не сотворят плодов, достойных покаяния, ибо всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Лк. 3, 9), как ни на что не годное. Истинные чада Авраама не те, которые происходят от него по плоти, но те, которые будут жить в духе его веры и преданности Богу».

Очень важно отметить, что Иоанн не требует, чтобы крестящиеся сразу стали совершенными, ведь в одночасье это невозможно; он требует только доказательств искренности покаяния, дабы люди могли с чистым сердцем встретить идущего за ним Христа.

Достойно же подготовиться к этой встрече можно лишь воздерживаясь от всякого зла, а также творя дела любви и милосердия, которые являются достойными плодами покаяния. Как мы видим, дорогие братья и сестры, вера и покаяние невозможны и немыслимы без сострадания. И научаемые сегодня словами евангельского чтения, со смирением и любовью будем участвовать, по своим силам, в жизни каждого человека, просящего нашей помощи. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Сотворите же достойные плоды покаяния.
(Лк. 3, 7-8)


Блаженный Феофилакт:

""Достойные плоды покаяния " составляет не только удаление от зла, но и упражнение в добре; ибо совершение добра есть поистине плод и порождение покаяния".

Два брата, будучи побеждены блудной похотью, пошли и взяли женщин. После же стали говорить друг другу: «Что пользы для нас в том, что мы, оставив ангельский чин, пали в эту нечистоту и потом должны будем идти в огонь и мучение? Пойдем опять в пустыню». Придя в нее, они просили отцов назначить им покаяние, исповедав им то, что они сделали. Старцы заключили их на год и обоим поровну давали хлеб и воду. Братья были одинаковы на вид. Когда исполнилось время покаяния, они вышли из заключения, и отцы увидели одного из них печальным и совершенно бледным, а другого - с веселым и светлым лицом, и подивились тому, ибо братья пребывали в одинаковых условиях. Спросили они печального брата: «Какими мыслями ты был занят в своей келлии?» «Я думал, - отвечал он, - о том зле, которое я сделал, и о муке, в которую должен идти, и от страха прильпе кость моя плоти моей» (Пс. 101, 6). Спросили они и другого: «А ты о чем размышлял в своей келлии?» Он отвечал: «Я благодарил Бога, что Он «исторг меня от нечистоты этого мира и от будущего мучения, возвратил меня к этому ангельскому житию, и, помня о Боге, я радовался». Старцы сказали: «Покаяние того и другого - равно перед Богом».
(Древний патерик)

Говорили о некой девице, что у нее умерли родители и она осталась сиротой. Размыслив, она сделала свой дом странноприимным для отцов скита. Она жила, принимая странных, и в удобное время служила отцам. Через некоторое время истощилось ее имущество и она начала нуждаться. Сблизились с ней развратные люди и отклонили ее от доброй цели. После того она начала жить так плохо, что дошла до блудодейства. Услышали об этом отцы и очень опечалились. Призвав авву Иоанна Колова, они ему сказали: “Мы слышали о той сестре, что она худо живет. Когда могла, она оказывала нам свою любовь, а теперь мы окажем свою любовь и поможем ей. Потрудись сходить к ней и по мудрости, которую дал тебе Бог, воздвигни ее”. Авва Иоанн пошел к ней и говорит привратнице: “Скажи о мне госпоже.” Она же отослала его, говоря: “Вы прежде объедали ее, а теперь она бедна”. Авва Иоанн говорит: “Скажи ей, я много могу сделать ей пользы”. Слуги же ее, насмехаясь, говорят ему: “А что ты дашь ей за то, что хочешь видеться с ней”. Привратница сказала о старце госпоже. Девица говорит ей: “Эти монахи всегда снуют около Красного моря и ищут жемчуг”. Потом, нарядившись, говорит ей: “Позови его”. Когда он вошел, она, приняв его, села на роскошном ложе. Авва же Иоанн, подойдя к ней близко и смотря ей в лицо, говорит: “Что ты унижаешь Иисуса, что дошла до этого?” Услышав это, она совершенно оцепенела. И старец, приклонив свою главу, начал сильно плакать. Девица говорит ему: “Авва, о чем ты плачешь?” Старец поклонился и, снова приклонив голову, со слезами говорит ей: “Вижу, что сатана смеется тебе в лицо, как же мне не плакать?” Девица, услышав это, поражена была еще больше и сказала: “Возьми меня, куда хочешь”. - “Пойдем”, - отвечал ей старец. И она встала, чтобы следовать за ним. При этом авва Иоанн заметил, что девица не сделала никакого распоряжения и ничего не сказала о своем доме, и удивился. Когда они пришли в пустыню, наступил вечер. Авва, сделав из песка как бы небольшое возглавие для нее и сотворив крестное знамение, говорит ей: “Усни здесь”. Сделав и себе на недалеком расстоянии возглавие и окончив молитвы, которые творил, старец преклонился. Проснувшись же в полночь, он видит как бы некий светлый путь, сходящий от неба до самой девицы, и увидел ангелов Божиих, возносящих ее душу. Встав и подойдя, он дотронулся до нее. Когда же увидел, что она умерла, повергся на лицо, моля Бога, и услышал глас, говорящий: “Один час покаяния ее принят лучше покаяния многих медлящих и не являющих ничего подобного такому покаянию”.
(Древний патерик. Тж.: )

Авва Иоанн из Келий поведал, что в Египте была блудница необыкновенной красоты, очень богатая. Ее посещали люди знатные. Однажды она пришла к церкви и хотела войти в нее, но иподиакон, стоявший у дверей, не пустил ее, сказав: “Ты недостойна войти в дом Божий, потому что ты в нечистоте”. Блудница настаивала на своем, но иподиакон не пускал ее. Они начали спорить. Епископ, услышав шум, вышел к дверям. Блудница сказала: “Иподиакон не пускает меня в церковь”. Епископ отвечал: “Невозможно войти тебе, потому что ты в нечистоте”. Пораженная этим, блудница воскликнула: “С этого дня я уже не буду блудодействовать!” Епископ сказал на это: “Если ты принесешь сюда свое имение, то поверю, что оставишь грех”. Блудница принесла свое имущество, епископ бросил его в огонь. После этого блудница, обливаясь слезами, вошла в церковь и сказала: “Если здесь так поступили со мной, то что было бы там?” Она принесла покаяние и сделалась избранным сосудом.
(Св. Игнатий. Отечник)

Рассказывали об авве Сисое. Перед его смертью, когда около него сидели отцы, лицо его просияло, как солнце. И он сказал: «Вот пришел авва Антоний». Немного погодя: «Вот пришел лик пророков». И лицо его заблистало еще светлее. Потом он сказал: «Вот вижу лик Апостолов». Свет лица его усилился, и он с кем-то разговаривал. Тогда старцы стали спрашивать его: «С кем ты, отец, беседуешь?» Он отвечал: «Пришли Ангелы взять меня, а я прошу, чтобы на некоторое время оставили меня для покаяния». Старцы сказали ему: «Ты, отец, не имеешь нужды в покаянии». Он отвечал им; «Нет, я уверен, что еще и не начинал покаяния». А все знали, что он совершен. Вдруг опять лицо его заблистало, подобно солнцу. Все пришли в ужас, а он говорит им: «Смотрите, вот Господь. Он говорит: «Несите ко Мне избранный сосуд пустыни», - и тотчас предал дух и был светел, как молния. Вся храмина наполнилась благоуханием.
(Достопамятные сказания)

Некогда один святой старец, спасавшийся на горе Олимп, беседовал с братьями о спасении души. Во время беседы к старцу подошел простолюдин, поклонился ему и молча остановился. Старец спросил: “Что тебе нужно?” Простолюдин сказал: “Да пришел к твоей святыне исповедать свои грехи, честный отче”. Старец сказал: “Говори перед всеми, не стыдись”. Тогда простолюдин начал в присутствии всех исповедовать свои грехи, иные из которых были столь тяжки, что неудобно и называть их. Когда он все рассказал со слезами, то поник долу и стоял унылый с сокрушенным сердцем. Старец же, после его исповеди, долго размышлял о чем-то и, наконец, сказал: “Хочешь ли принять иноческий образ?” - “Ей, отче, - ответил простолюдин, - желаю и даже захватил сюда необходимые при пострижении одежды”. После этого старец преподал ему несколько наставлений, облек его в ангельский образ и, отпуская, сказал: “Иди, чадо, с миром и больше не согрешай”. Он же, поклонившись до земли, ушел, славя Бога. Монахи всему этому удивлялись и сказали старцу: “Что это значит, отче? Сколько тяжких грехов сейчас он назвал, и ты не дал ему никакого послушания, не наложил на него ни малейшей епитимии?” - “О, любезные дети, - сказал старец, - неужели вы не видели, что, когда он исповедовал свои грехи, близ него стоял страшный муж, лицо которого блистало, как молния, и одежды его были белы, как снег. Он держал в руках хартию грехов каявшегося, и когда простолюдин высказывал мне грехи перед всеми вами, он постепенно изглаждал их из хартии? И если таким образом простил его Бог, то как же я-то после этого смею давать ему какую бы то ни было епитимию?” Услышав это, монахи ужаснулись и возблагодарили Господа нашего Иисуса Христа, возвеличили благость и человеколюбие Его и разошлись, дивясь о преславных делах Бога нашего.
(Прот. В. Гурьев. Пролог)

Авва Патермуфий посетил брата и застал его лежащим на одре болезни. Брат нелегко расставался с жизнью: совесть тяжко смущала его, он трепетал. “Отчего ты, чадо, не готов к исходу? Видно, совесть - изобличительница твоего нерадения - не отступает от тебя”. И больной взмолился: “Прошу тебя, отче, исходатайствуй перед Богом, да продлит, хотя бы ненамного, мою жизнь, чтобы мне очиститься”. - “И ты просишь еще короткого срока для покаяния, когда уже настал конец твоей жизни? - удивился старец. - А что ж ты делал раньше, во все продолжение жизни? Разве не мог ты лечить тогда свои язвы? Нет?! Ты к старым прилагал свежие!” Еще более настойчиво молил его умирающий. “Если ты к старому злу не станешь прибавлять нового, - отвечал старец, - мы помолимся о тебе. Бог благ и долготерпелив и продлит еще ненадолго твою жизнь, чтобы ты мог уплатить свои долги”. И, преклонив колена, старец начал молиться. Потом, поднявшись, обратился к больному со словами: “Господь дает тебе еще три года жизни, - только бы ты всем сердцем обратился к покаянию”. И, взяв его за руку, воздвиг с одра болезни. Выздоровевший немедленно последовал в пустыню за аввой. Прошло три года. Авва привел брата на то место, откуда они ушли три года назад, и все пришли в изумление: точно Ангел Божий, а не человек стоял перед всеми, - так глубоко было его обращение к Богу! Между тем собралось множество братии. Старец поставил его посреди всех и, ставя его в пример, всю ночь беседовал с братией о плодах покаяния и обращения к Богу. Беседа продолжалась. Брат точно тихо засыпал и заснул навеки!
(Руфин. Жизнь пустынных отцов)

Брат безмолвствовал в одном монастыре, и молитва его постоянно состояла в следующем: “Господи! Нет во мне страха Твоего, пошли мне или тяжкий недуг, или напасть, чтобы таким образом пришла окаянная моя душа в страх Твой. Знаю, что грех мой сам по себе непростителен: много согрешил я пред Тобой, Владыко, согрешил много и тяжко. Но ради милости Твоей, по святой воле Твоей, прости мне грех мой. Если же и этого не может быть, то помучь меня здесь, чтоб здешними муками была несколько ослаблена мука будущая. Начни казнить меня отселе, Владыко, казнить не в гневе Твоем, а в человеколюбии.” Брат провел целый год, молясь таким образом в сокрушении и смирении сердца, в строгом посте. Между тем постоянно ему сопутствовала мысль: какое значение имеют слова Господа: блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф. 5, 4). Однажды, когда брат, объятый печалью по обычаю сидел на земле и плакал, напал на него тонкий сон. Явился ему Христос, воззрел на него милостиво и сказал тихим голосом: “Что с тобой? О чем ты плачешь?” Брат отвечал Господу: “Господи! Я пал”. Явившийся сказал на это: “Восстань”. Брат отвечал, сидя на земле: “Не могу встать, если Ты не прострешь руки Твоей и не восставишь меня”. Господь простер руку и воздвиг его. Явившийся опять сказал тихо: “Что ты плачешь, о чем скорбишь?” Брат отвечал: “Господи! Как мне не плакать и не скорбеть, когда я столько прогневал Тебя?” Тогда явившийся простер руку Свою, приложил ладонь к сердцу брата и, погладив его, сказал: “Не скорби! Бог поможет тебе. Я уже не буду карать тебя, потому что ты сам наказал себя. Ради тебя Я пролил Кровь Мою, пролью и человеколюбие Мое на всякую душу, приносящую покаяние”. Брат, придя в себя, ощутил свое сердце исполненным неизъяснимой радости и приял извещение, что Бог сотворил милость с ним. Прочее время своей жизни он провел в великом смирении, славословя Бога, и отошел к Богу в настроении исповедания.
(Св. Игнатий. Отечник. С. 436)

Брат спросил одного старца: “Если случится человеку, по действию диавола, впасть в искушение, бывает ли польза для соблазняющихся через него?” На это старец рассказал ему следующее. В киновии Египетской был один именитый диакон. Некий должностной гражданин, гонимый архонтом, пришел в киновию со всем своим домом. Диакон, по действию диавола, пал с его женой и положил срам на всех. Пошел он к одному любимому им старцу и рассказал ему о случившемся. У старца внутри его келии было одно темное, потаенное место. Диакон начал упрашивать его, говоря: “Погреби меня здесь живого и никому не открывай это”. Он вошел во мрак и принес истинное покаяние. Через год наступила засуха. При совершении общей молитвы было открыто одному из святых: “Если не выйдет и не помолится диакон, скрытый таким-то старцем, то не будет дождя”. Слышавшие подивились и вывели диакона из места, где он был. Он помолился, и пошел дождь. И соблазнившиеся прежде получили гораздо большую пользу от его покаяния и прославили Бога.
(Древний патерик)

В городе Солуни был женский монастырь. Одна из его инокинь, выйдя некогда из обители, по диавольскому действу впала в смертный грех и затем в монастырь уже не возвращалась, а осталась в миру и несколько лет проводила греховную жизнь. Наконец, пришла в себя, образумилась, пожелала обратиться к Богу, внутренне раскаялась и пошла снова в монастырь, в котором прежде жила, чтобы благочестивой жизнью загладить прежние грехи. Но случилось так, что как только подошла она к монастырским воротам, то внезапно упала около них и умерла. После ее смерти одному епископу было видение. Видел он ангелов, которые приняли душу умершей, и следовавших за ними бесов, споривших с ними за ее душу. Ангелы говорили: “Она долго жила в монастыре и работала Богу много лет, следовательно, она наша”. А бесы говорили, что она и последний раз шла в монастырь в лености, следовательно, им принадлежит. Ангелы на это сказали им: “Бог видел ее помышления, ее внутреннее раскаяние и то, что она шла в монастырь, чтобы начать новую жизнь, и потому принял ее покаяние, а что она умерла скоропостижно, это не наше дело, а Божие”. Бесы после того бежали посрамленные.
(Прот. В. Гурьев. Пролог)

Одна дева-подвижница, жившая вместе с двумя другими девственницами, подвизалась лет девять или десять. Но обольщенная одним певцом, она согрешила с ним и родила ребенка. Наконец, почувствовав сильную ненависть к обольстителю, она стала глубоко сокрушаться духом и дошла до такой степени раскаяния, что, сохраняя строгое воздержание, хотела уморить себя голодом. Вот о чем она со слезами молилась и просила Бога: “Боже великий, вземлющий согрешения всех нас и безмерный грех всего мира, не хотящий смерти грешников и погибели падших, но милующий всякое создание, ибо воля Твоя та, чтобы все спаслись! Если Тебе угодно, спаси и меня, погибшую...” Ребенок ее вскоре умер. С этого времени она не хотела и встречаться с обольстителем, предалась строгому воздержанию, служила больным и увечным женщинам тридцать лет. Этим она так приклонила и умилостивила Бога, что одному святому пресвитеру было откровение, что такая-то угодила Ему более покаянием, нежели девством. Это написано, чтобы мы не презирали тех, которые хотя и много согрешили, но и от сердца раскаялись. Вот и эта блаженная, сокрушив свое сердце и жизнь проведя в смиренномудрии, не была презрена Господом кающихся.
(Лавсаик)

При царе Маврикии во Фракии был свирепый и жестокий разбойник. Не находя возможности взять его силой, царь решился употребить для его усмирения противоположное средство - милость и послал к нему свой крест со словами: “Не бойся”. Этот необыкновенный поступок тронул сердце разбойника. Он тотчас же раскаялся, сам явился к царю, пал к его ногам и обещал исправиться. Царь простил его, и он остался жить в городе. Спустя немного времени он впал в тяжкую болезнь и однажды во сне увидел Страшный Суд. Пробудившись, он почувствовал приближение смерти и, ужаснувшись своих грехов, стал с горькими слезами просить прощения... С плачем в течение многих часов исповедовал он свои грехи, затем скончался. В час его смерти живший с ним в одном доме врач во сне видел следующее: много бесов явилось к одру разбойника, держа в руках рукописание его грехов, и за ними - два ангела с весами. На одну чашу бесы положили хартии грехов умершего. “Что же мы положим на свою чашу? - задумались ангелы. - Нет у нас ничего, ибо только десять дней прошло, как он перестал убивать! Не положить ли разве что плат, омоченный его слезами, которые он проливал перед смертью?” И положили. И, о бездна милосердия Божия! Плат перетянул все грехи разбойника, и хартии бесов исчезли. Ангелы взяли душу умершего, а бесы бежали посрамленными. Итак, вот что значит, братие, плакать и сокрушаться о своих грехах!
(Прот. В. Гурьев. Пролог)

Состояние души, желающей приносить покаяние, авва Иоанн изображал следующей притчей. В некотором городе была красавица-блудница, имевшая много любовников. Князь сделал ей предложение: “Обещай жить целомудренно, и я согласен, чтоб ты была моей супругой”. Она обещала. Князь женился на ней и взял ее в свой дом. Узнав об этом, ее прежние любовники рассуждали между собой так: князь женился на ней и взял в свой дом. Если мы пойдем прямо в дом, то князь подвергнет нас пытке. Вот что сделаем: подойдем незаметно к дому, свистнем ее. Она узнает наш свист и выйдет к нам, тогда уж мы не будем виноваты. Так и сделали. Но она, услышав свист, заткнула уши, убежала во внутреннюю комнату и заперла за собой дверь. Авва объяснил притчу так: “Блудница - это душа; ее любовники - страсти; князь - Христос; внутренняя комната - вечная обитель; свистящие любовники - демоны и страсти, которые, убоявшись, удалятся от нее.”
(Св. Игнатий. Отечник)

Поведал некий старец: “По прошествии семнадцати дней пребывания в пустыне я нашел хижину, при ней пальмовое дерево и стоящего мужа, одеждой которому служили его собственные волосы. Страшен был его вид. Увидев меня, он встал на молитву. Когда я заключил молитву словом “аминь”, он понял, что я человек, взял меня за руку и стал спрашивать: “Каким образом пришел ты сюда? Все, ли принадлежащее миру, сохраняется доселе? Продолжаются ли гонения на христиан?” Я отвечал: “За молитвы истинных служителей Господа Иисуса Христа странствую по этой пустыне. Что же касается до гонения, то оно прекращено властью Христовой. Теперь ты расскажи мне, каким образом ты пришел сюда?” Он, плача и вздыхая, стал говорить: “Я был епископом. Когда наступило гонение, я подвергся многим пыткам. Впоследствии, не в состоянии вынести мук, я принес жертву идолам. Опомнившись, познал свое преступление и предал самого себя смерти в этой пустыне. Живу здесь сорок девять лет, исповедуясь Богу и умоляя Его отпустить мне мой грех. Бог даровал мне пропитание от этой пальмы, но я не был утешен дарованием прощения до сорок восьмого года, а в этот год извещен о прощении”. Договаривая это, он внезапно встал, поспешно вышел из хижины и пребыл долгое время в молитве, вероятно, он увидел пришедшие за ним Небесные Силы. Окончив молитву, он подошел ко мне. Я взглянул на его лицо и затрепетал от страха: оно сделалось как бы огненным. Но он сказал мне: “Не бойся. Бог послал тебя для того, чтобы ты совершил мое погребение и предал тело мое земле”. Едва окончил он эти слова, как лег и, вытянув ноги и руки, скончался. Разорвав пополам свою верхнюю одежду, половину оставил я себе, другой половиной обернув святое тело, похоронил его. После погребения немедленно засохла пальма и развалилась хижина. Я много плакал, умоляя Бога, не благоволит ли Он даровать мне эту пальму, чтоб остальное время моей жизни я мог провести на этом месте. Прошение мое не было исполнено, я возвратился к братиям, которым рассказал это, убеждал их не приходить в отчаяние, но обретать Бога покаянием”.
(Св.Игнатий. Отечник)

Рассказ современной христианки

"Верить необходимо но только в то, что Господь может очистить от греха. И прилагать все усилия для покаяния и прощения, а все остальное приложится.

…Десять лет назад у моей мамы были камни в желчном. Врачи сказали, не мучайтесь, все равно при таких больших камнях операции не избежать. Год она тянула, а когда отправилась на операцию, ей сказали: рак печени.

У нее приступ начался такой, что месяц не могли боль ничем купировать. Обкалывали всю брюшину и убеждали, что она не может при таких дозах обезболивающих чувствовать боль.

А она лежала на кровати, скрипела зубами и таяла. Жаловалась на свою жизнь и рассказывала соседке по палате о своей обиде и злости на одного человека.

Женщина верующая была и стала предлагать ей взглянуть на этого человека другими глазами и пожалеть его. Говорила, попроси Господа за него.

И вот прихожу утром в больницу и нахожу маму гуляющей по коридору. Худющая и глаза заплаканные.

Всю ночь она со слезами молилась как умела за обидчика и не заметила как боль отступила. Говорила, как было стыдно за себя и жаль этого несчастного запутавшегося человека. Умоляла меня дать ей слово, что я тоже его прощу и никогда не попытаюсь ему чем-либо навредить. Говорила сумбурно о том, что я должна что-то понять.

Тогда мы молились, наверное, один из первых раз и как я потом поняла, направляя мысли именно так, как учит Церковь. Господь нас сам направлял.

Через неделю мы повторили все обследования при подготовке к операции. Три специалиста, которые ее вели целый год, сказали, что это не её история болезни. Ни опухоли, ни камней. Никто не верит, хотя у нас история ее болезни на руках".

Богослужение четверга 29 ноября началось с радостного прославления. Прославление было превосходным, и зал просто переполняла слава Божья, которую принесли наши левиты.

Свидетельство девочки Анастасии , 9-ти лет, о том, что ей во сне явился Ангел и сказал, что она будет пастором, заставило многих вытирать слезы на глазах. Пастор Босе и вся церковь помолились за нее и исполнение ее призвания.

Звучит очень много свидетельств о недавно прошедшей Лидерской школе , о почтении, о мгновенном послушании, о том, какую Бог производит работу в жизни тех, кто почитает каждого человека, независимо от того, большой он или маленький, важный или бедный.

Слово для проповеди было предоставлено пастору реабилитационного центра «Морская пехота» Сергею Якименко. Но сначала он выразил огромную благодарность пастору Босе Аделаджа за оказанное доверие и честь. Продолжая тему «Живые страницы Библии», пастор учил на тему «Принеси достойный плод покаяния» на основании Евангелие от Матфея, глава 3.

1. «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской
2. и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
3. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
4. Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.
5. Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему
6. и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.
7. Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
8. сотворите же достойный плод покаяния
9. и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
10. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
11. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;
12. лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.
13. Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.
14. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
15. Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.
16. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
17. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Стих 1. Мы видим, что Иоанн Креститель пришел, как предшественник Иисуса, приготовить Ему путь.

Стих 3. Иоанн проповедует народу покаяние, потому что приблизилось Царство Небесное, «ибо он тот, о ком пророчествовал Исаия». Он был голосом и также человеком, который издает этот голос. Он призывает людей покаяться, оставив грех, удалить из своей жизни все, что может помешать пришествию Иисуса.

Стих 5, 6 . Появление такого человека, как Иоанн, привлекло внимание народа - люди приходили и крестились от него, подтверждая этим, что готовы верно и преданно служить грядущему Царю.

Стих 6 . Иоанн осуждает фарисеев и саддукеев, называя «порождения ехиднины», потому что он знал - они служат Богу не от чистого сердца и не желают принять истинного покаяния.

Стих 8. Именно из-за их притворства, лицемерия Иоанн требовал, чтобы они принесли достойный плод покаяния. Достоянный плод покаяния - это доказательство, что человек хочет изменить свою жизнь.

И стих 9 говорит, что евреи должны перестать злоупотреблять своим происхождением, думая, что они автоматически попадут на небо. Благодать спасения не передается через естественное рождение. Утверждая, что «уже и секира при корне дерев лежит», Иоанн имел в виду, что скоро начнется Божий суд. Приход Иисуса испытает всех людей, всякий, кто будет найден бесплодным, будет уничтожен, как бесплодное дерево, которое срубают и сжигают.

Стихи 11, 12. Иоанн обращается ко всем слушающим его, среди которых есть обманщики и праведные люди. Он говорил им, чтобы его цель - подготовить их к приходу Мессии - «Но Идущий за мною сильнее меня". Кто-то встречает это, как счастье, кто-то горюет, но Иоанн призывает нас и сегодня, чтобы мы не были «стульями», а совершали то, к чему призваны. Недостаточно ходить в церковь, надо чтобы в нас горел огонь, жажда исполнить волю Божью и принести людям откровение о Христе, помочь им обрести спасение. Святая жизнь сильнее, чем просто быть верующим.

Колосок, плод - это наша жизнь. Пустоцвет не дает плода. Иисус сказал, что по возвращении отделит пустоцветы и сожжет их, как солому, ведь смысл жизни христианина на земле - приносить плод праведности. Нужно не мириться со злом, но и самим не вступать в него, нужно помогать людям, проявлять любовь, приносить добро.

Стих 13. Иисус проявил желание креститься от Иоанна, но тот сначала воспротивился, так «не достоин понести обувь Его». Иисус проявил послушание Слову Божьему, Он желал, чтобы исполнилось пророчество о Нем. И нам нужно делать также, жить в послушании Слову. Иоанн смирился и крестил Иисуса в реке. Иисус пример для нас всех: пример в почтении, пример в смирении. Он стал как все, чтобы показать, что Он не отделяет Себя от нас.

Пастор Сергей Якименко напомнил об интервью пастора Сандея на канале CNL. Пастора спросили, почему в его сложной ситуации он все же остался в Украине, на что пастор ответил: «Остался, чтобы совершилась всякая правда. Какой же ты праведник, если боишься тюрьмы? И если даже я сяду в тюрьму - это будет еще одно пробуждение».

Стих 16 - это образ нашего покаяния. Каждому надо будет дать отчет за то, что он делал на земле, какой плод принес. «всякую у меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает…» (Ин. 15:2).

Пастор Сергей продолжил: «Сегодня - наш день. Через 40 лет будет уже не наше время. Мы должны приходить к людям, как Иоанн. Покаяние - это не просто слова молитвы покаяния, это изменение образа жизни. Покаяние является искренним, если есть плод этого покаяния. Это не наше послание, это Слово Божье. Есть некоторые церкви, которые говорят, что мы слишком серьезные. У них разрешаются некоторые вещи, позволяющие идти на компромисс со Словом Божьим. Но никто не войдет в Царство Божье с грехом».

В заключении пастор Босе поблагодарили от имени всех слушающих пастора Сергея Якименко за прекрасную и поучительную проповедь. «Недели две тому назад на служении в четверг я высвободила пророческое слово, чтобы взращивать команду лидеров и проповедников из членов нашей церкви. И вот они результаты: не всегда надо привлекать гостей проповедовать - в нашей церкви уже подросли достойные проповедники», - сказала пастор.

Дорогие братья и сестры, давайте не просто читать Библию, но видеть там для себя примеры истинной жизни христианина, чтобы потом приносить необходимые результаты, плоды. Все Божье Слово богодухновенно и поучительно для нас.

Пусть Господь всех нас благословит!

Со служения Центральной церкви
29 ноября 2012 г., г. Киев
Пресс-центр церкви «Посольство Божье»

Severity: Warning

Message: mktime(): It is not safe to rely on the system"s timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected the timezone "UTC" for now, but please set date.timezone to select your timezone.

Filename: common/common.php

Line Number: 2205

A PHP Error was encountered

Severity: Warning

Filename: common/common.php

Line Number: 2215

Вот с Ромой делимся уроками, которые преподал нам Господь на днях. Оказалось,что во многом мы не верны,много грязи выводит наружу Господь. Много даже не воспринимали всерьёз. И я очень благодарна,что Он показывает чем Он не доволен. Господь учит и не желает чтобы мы ушли в погибель.

В последнее время в ситуациях Господь часто показывал чрезмерную раздражительность и психозы(другим словом не назвать)моего мужа Ромы.

И каждый раз Рома в себе это видел,каялся и опять в любой ситуации даже самой мелочной проявлял своё раздражение.

Я последнее время стала более читать Евангелие,моля Господа,чтобы Он учил и вразумлял. Чтобы не было просто чтение ради чтения. А чтобы Господь преподносил живые уроки. И вот когда я читала,моё внимание Господь заострил на следующих словах"приносите достойные плоды покаяния"Я раньше,признаюсь честно не понимала этих слов. Вот настолько была слепа и сухо читала Библию по религии,повторяя лишь то,что нахваталась в разных проповедях,ничего нового для себя не открывая. У Господа по-настоящему не училась,хотя называла себя Его ученицей. И эту фразу я предпочитала раньше истрактовывать следующим образом: достойные плоды покаяния - это значит я должна участвовать обязательно в служениях и вообще что-то делать для Господа и чтоб были какие-то результаты служения. Например, поспособствовать тому, чтоб человек покаялся. Вот так я думала. Т.е. Приносить достойные плоды покаяния - это участвовать хотя бы в каком-нибудь служении и «каять» людей.

И сейчас перечитывая Евангелие, но уже начиная шаги с Господом заново, учась у Него. Моё внимание Господь заострил на этих словах. И я поняла, то раньше я вообще не то думала. Я стала эти дни размышлять об этих словах и спрашивать Господа, что же это значит. И прям как будто осенило и я поняла, что это значит, если ты покаялся за какой-то поступок, значит надо более так не поступать. На то Господь и даёт разные ситуации, в которых мы вели себя неправильно и покаялись. Вновь происходят ситуации, где проверяется наше покаяние, пройдённый урок. И то, как мы в этот раз поступим, и определяет, принесли мы плод достойный покаяния за этот грех или опять поступили как беззаконники.

И сейчас для меня это настолько очевидно,что эта фраза именно это значит,а не участие в служении и плоды этого служения, которое сама себе выбрала. Вот так ещё раз поняла насколько можно обманываться своим разумом. В «церкви»,в которой раньше находилась и из которой Господь вывел, много говорилось о том, что нужно обязательно участвовать в служениях, иначе мы не сможем принести Господу плоды и окажемся срубленными ветвями, о которых Иисус предупреждал в притчах. И вот я стремилась участвовать в служениях. чтобы пытаться принести эти самые плоды сама. Благодарю Господа, что вывел меня из этой лжи и дал понять, что не я сама должна себе придумывать служение, а что Он направит делать - то и делать, а не самой зарабатывать спасение своими делами.

Вернусь к плодам достойным покаяния.

Раньше я как-то не так серьёзно относилась к этому. А ведь в Евангелии тех, кто не приносил плодов достойных покаяния, но так же приходили каялись и крестились, таких Иоанн называл порождениями ехидниными.

Я осознала, что часто мы с моим мужем Ромой ведём себя именно как порождения ехиднины, а называем себя Христовыми. Я осознала, как часто я могла за один и тот же грех каяться, а на след. день опять его делать. Опять каяться - и опять его делать, оправдывая там, к примеру, что несовладала с собой, не смогла эмоции проконтролировать.Что меня кто-то так сильно вывел, что мне невозможно было в этой ситуации поступить по-другому, и т.д. Я оправдывала себя каждый раз, но уже как бы заодно, зная что у Бога надо попросить прощения просила, как-бы по правилу, по религии такой жила.

Слава Богу я это более глубоко осознала сейчас, Господь вразумил.

И вот,ночью на днях, когда муж уже спал, я решила написать ему записку приятную с пожеланием доброго утра. И вдруг вспомнила о недавно пережитом откровении от Господа и поняла, что Рома тоже постоянно кается в своём раздражении и постоянно в ситуациях опять так же поступает, т.е не приносит достойного плода покаяния. И в этой записке с любовью пожелала ему приносить достойные плоды покаяния.

А потом на след. день со мной Рома поделился, что в ту ночь, когда я ему записку написала Бог ему обличающий сон послал. В этом сне Господь дал понять Роме, что Он сердится на Рому. И сказал Ему во сне след слова.

Что за каждое неисполненное обещание Он будет перед Богом отвечать. И ещё Роме в этом сне было повеление приносить достойные плоды покаяния. И вот Рома проснулся и вспомнить не мог, что Бог ему во сне показывал, но он точно помнил что Бог ему говорил.и вот он молился,просил Господа чтоб вспомнить. И вспомнил про обещания, но остального вспомнить не мог. И вот он подходит читает записку, а там моё пожелание про плоды и он тут же вспомнил это повеление во сне. Бог ещё ему что-то говорил, но Рома пока больше ничего вспомнить не смог. Может потом ему Господь ещё даст что-то вспомнить.

Когда мне Рома рассказал свой сон, я вспомнила что я много много-много давала разных обещаний,многим людям и их не выполнила. Бывало забывала, а когда вспомнила подумала что поздно очнулась и т.д. И я подумала про себя,неужели даже если я маме обещала вымыть посуду и не вымыла - это тоже может быть грехом? (я сейчас написала как пример, на самом деле, я подумала, что неужели даже за какое-нибудь несерьёзное дело, несерьёзное обещание, что я дала и забыла или просто некогда было выполнить, я дам ответ перед Богом и это тоже является грехом? - вот примерно так я подумала, но не огласила) только так я подумала, как Рома тут же добавил, что Господь был очень строг и он прочувствовал, что Господь очень серьёзно говорит, что за ЛЮБОЕ обещание невыполненное, мы ответим перед Богом. Если уж за каждое праздное слово дадим отчет, то тем более за обещание! Да будет наше слово ДА- ДА и НЕТ- НЕТ, ведь все что сверх этого - от лукавого.

Вот так. Я сама никогда бы не заострила на такой, казалось-бы, мелочи внимания, и не подумала бы, что это прям уж такой грех, что, к примеру, сковородку пообещала и не помыла - за это отвечу перед Богом.

Но на самом деле, дело не в сковородке, а дело в отношении к людям . В любви. Верны ли мы в малом? И разве Иисус мог что-нибудь пообещать и не выполнить? Представляете - тоже пообещает какое-нибудь там исцеление или ещё что-то,что для Него мелочью будет, а люди ждать будут и не дождутся. А Бог скажет Я забыл? Нет,такого быть не может.Бог верный Своим Словам. Он Святой,Совершенный.

И мы, как ученики Христа и чада Отца Небесного, должны стремиться к Его совершенству. И обязаны называя себя Христовыми - нести в себе Его свет,Его поступки.

Слава Господу,что обличает и наставляет.

A PHP Error was encountered

Severity: Warning

Message: date(): It is not safe to rely on the system"s timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected the timezone "UTC" for now, but please set date.timezone to select your timezone.

Filename: common/page.php

Line Number: 1900

A PHP Error was encountered

Severity: Warning

Message: date(): It is not safe to rely on the system"s timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected the timezone "UTC" for now, but please set date.timezone to select your timezone.

Filename: common/page.php