Краткая биография платона. Философия платона

Платон - выдающийся древнегреческий философ-идеалист; его учение представляет собой первую классическую форму объективного идеализма. Сегодня нельзя с точностью утверждать, когда он появился на свет, большинство исследователей называют даты 428 и 427 гг. до н. э. Его родиной были Афины или Эгин; Платон был потомком семьи аристократов, которые принимали непосредственное участие в политической жизни полиса. Его образование было типичным для знати того времени. Одним из первых наставников Платона был Кратил, софист, близкий по взглядам к Гераклиту .

Примерно в 408 г. до н. э. произошло знаменательное событие, определившее всю дальнейшую биографию Платона и его мировоззрение, - знакомство с Сократом . Под его влиянием Платон перестал мечтать о карьере политика, и, как гласят предания, предал огню написанную им тетралогию в честь ближайших праздников. Сократ стал для Платона наставником и «поселился» во всех его произведениях, которые в большинстве своем были написаны в виде диалога между персонажами, главным образом, историческими.

После того как в 399 г. Сократ умер, Платон в компании нескольких друзей уехал в Мегару, где принимал участие в Коринфской войне. Известно, что в 387 г. до н. э. он побывал в Южной Италии и Сицилии, общался с представителями школы Пифагора . Именно ради этой встречи и была совершена данная поездка. Были в его биографии посещение Кирины и Египта.

В 387 г. до н. э. состоялось возвращение Платона в Афины, где он становится основателем собственной школы - Платоновской Академии (по имени героя мифологии Академуса). В этот период жизни он несколько раз приезжал в Сиракузы (на Сицилию), где активно участвовал в местной политической жизни. Так, там состоялось его знакомство с Дионом, который был приближенным Дионисия I старшего, правителя Сиракуз. Во второй раз на Сицилию Платон прибыл в 367 г. до н. э., после смерти правителя. Его целью было повлиять на Дионисия-младшего, чтобы тот стал «иллюстрацией» его идеи идеального государства, которым бы управлял справедливый мудрый царь, «философ на троне». Будучи сначала принятым весьма гостеприимно, Платон вскоре оказался изгнанником. Последнее путешествие на Сицилию было предпринято в 361 г. до н. э. по просьбе того же Диона и пифагорейцев. Однако увещевания философа не были услышаны, а его самого стали насильно удерживать на острове, и только помощь влиятельных лиц помогла благополучно вернуться на родину. Там он управлял своей школой вплоть до смерти в 347 или 348 г до н. э.

Считается, что все сочинения Платона дошли до наших дней - в виде издания, заслуга создания которого принадлежит пифагорейцу Трасиллу Александрийскому. Оно состоит из 36 сочинений, которые, в свою очередь, поделены на 9 тетралогий, отражающих эволюционный путь философии. Его сочинения, знаменитые платоновские диалоги, принято разделять на 4 группы: сократические, платонические, среднеплатонические и поздние. Высшей идеей своего учения Платон видел идею блага. Им разрабатывалась диалектика, была намечена разветвленная схема главных ступеней человеческого бытия. Широко известен, в частности, труд «Государство», где философ делится своим пониманием идеального социального устройства, представляющего собой иерархию правителя и мудрецов, чиновников и воинов и третьего сословия - ремесленников и крестьян.

Платоновские сочинения имеют немало литературных достоинств, в частности, четкую композицию, блестящий стиль, интересное, порой неожиданное содержание. У них нашлось немало подражателей, платоновские диалоги стали считаться образцом своего жанра и во многом повлияли на литературу и философию Европы.

Платон родился в Афинах в 428 или 427 г. до н. э. в аристократической семье. Сначала он учился у Кратила, последователя Гераклита. Затем в возрасте двадцати лет стал учеником Сократа, оказавшего на него решающее влияние. После смерти Сократа в З99 г. он удалился на некоторое время в Мегару, к также учившемуся у Сократа Евклиду, основателю Мегарской школы, а затем возвратился в Афины. Несколько лет спустя он предпринял великое путешествие.

Сперва Платон отправился в Египет, и эта древняя цивилизация произвела на него глубокое впечатление. Из Египта перебрался в Южную Италию, задержавшись в Кирене у математика и астронома Феодора. В Италии он вступил в контакты с пифагорейцами, которых было много в этих краях (эта философская школа переживала тогда период расцвета). Из своего пребывания среди пифагорейцев он извлек величайшую любовь к жизни и общественному благу. Признаки влияния пифагорейцев прослеживаются и в последних произведениях Платона.

Затем Платон переехал в Сицилию, в Сиракузы, где царствовал тиран Дионисий I. Он подружился с молодым зятем тирана, Дионом, пылким и великодушным принцем, которого вдохновили нравственные и политические идеалы Платона. Но Дионисий враждебно отнесся к тому, что Платон обрел такое влияние на Диона, и философу пришлось покинуть Сиракузы: его высадили на острове Эгина, находившемся в состоянии войны с Афинами, и продали в рабство. К счастью, он был выкуплен гражданином Кирен, который находился на острове и узнал Платона.

Таким образом Платон смог вернуться в Афины, и тогда-то, в возрасте сорока лет, он основал Академию, в которой преподавал до конца своих дней, лишь дважды покинув Афины ради двух новых путешествий на Сицилию. Академия была обращена в сторону Востока. Ученики Платона были даже из Вавилона. Влияние философии Востока на Академию еще больше усилилось с приходом Евдоха, астронома, побывавшего в различных районах Востока. Платон не сделал, подобно Сократу, философию предметом социальной беседы; напротив, он жил в уединении, ограничившись кругом своих учеников. Однако, благодаря престижу его имени, несколько греческих городов просили его составить для них свод законов, и в некоторых случаях Платон делал это.

Его последние годы были омрачены трагической смертью Диона. Платон умер в 348 или 347 г. до н. э. в возрасте восьмидесяти лет, до конца жизни сохранив всю полноту своего могучего ума. Его тело погребено в Керамике, неподалеку от Академии.

Платон родился в Афинах в 428 или 427 г. до н. э. в аристократической семье. Сначала он учился у Кратила, последователя Гераклита. Затем в возрасте двадцати лет стал учеником Сократа, оказавшего на него решающее влияние. После смерти Сократа в З99 г. он удалился на некоторое время в Мегару, к также учившемуся у Сократа Евклиду, основателю Мегарской школы, а затем возвратился в Афины. Несколько лет спустя он предпринял великое путешествие.

Сперва Платон отправился в Египет, и эта древняя цивилизация произвела на него глубокое впечатление. Из Египта перебрался в Южную Италию, задержавшись в Кирене у математика и астронома Феодора. В Италии он вступил в контакты с пифагорейцами, которых было много в этих краях (эта философская школа переживала тогда период расцвета). Из своего пребывания среди пифагорейцев он извлек величайшую любовь к жизни и общественному благу. Признаки влияния пифагорейцев прослеживаются и в последних произведениях Платона.

Затем Платон переехал в Сицилию, в Сиракузы, где царствовал тиран Дионисий I. Он подружился с молодым зятем тирана, Дионом, пылким и великодушным принцем, которого вдохновили нравственные и политические идеалы Платона. Но Дионисий враждебно отнесся к тому, что Платон обрел такое влияние на Диона, и философу пришлось покинуть Сиракузы: его высадили на острове Эгина, находившемся в состоянии войны с Афинами, и продали в рабство. К счастью, он был выкуплен гражданином Кирен, который находился на острове и узнал Платона.

Таким образом Платон смог вернуться в Афины, и тогда-то, в возрасте сорока лет, он основал Академию, в которой преподавал до конца своих дней, лишь дважды покинув Афины ради двух новых путешествий на Сицилию. Академия была обращена в сторону Востока. Ученики Платона были даже из Вавилона. Влияние философии Востока на Академию еще больше усилилось с приходом Евдоха, астронома, побывавшего в различных районах Востока. Платон не сделал, подобно Сократу, философию предметом социальной беседы; напротив, он жил в уединении, ограничившись кругом своих учеников. Однако, благодаря престижу его имени, несколько греческих городов просили его составить для них свод законов, и в некоторых случаях Платон делал это.

Его последние годы были омрачены трагической смертью Диона. Платон умер в 348 или 347 г. до н. э. в возрасте восьмидесяти лет, до конца жизни сохранив всю полноту своего могучего ума. Его тело погребено в Керамике, неподалеку от Академии.

Источник

Философия Платона. Элементы учения

Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению философии - это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей, или форм. Идеи (эйдосы) являются прообразами вещей, их истоками. Идеи (эйдосы) лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи - источник всего, сама же материя ничего не может породить.

Мир идей (эйдосов) существует вне времени и пространства. В этом мире есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные. Благо тождественно абсолютной Красоте, но в то же время это Начало всех начал и Творец Вселенной. В мифе о пещере Благо изображается как Солнце, идеи символизируются теми существами и предметами, которые проходят перед пещерой, а сама пещера - образ материального мира с его иллюзиями.

Идея (эйдос) любой вещи или существа - это самое глубокое, сокровенное и существенное в нем. У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа. Идеи (эйдосы) обладают качествами постоянства, единства и чистоты, а вещи - изменчивости, множественности и искаженности.

Душа человека представляется у Платона в образе колесницы с всадником и двумя лошадьми, белой и черной. Возница символизирует разумное начало в человеке, а кони: белый - благородные, высшие качества души, черный - страсти, желания и инстинктивное начало. Когда человек пребывает в ином мире, он (возница) получает возможность вместе с богами созерцать вечные истины. Когда же человек вновь рождается в мире материальном, то знание этих истин остается в его душе как воспоминание. Поэтому, согласно философии Платона, единственный для человека способ знать - это припоминать, находить в вещах чувственного мира «отблески» идей. Когда же человеку удается увидеть следы идей - через красоту, любовь или справедливые дела - то, по словам Платона, крылья души, когда-то утерянные ею, вновь начинают расти.

Отсюда - важность учения Платона о Красоте, о необходимости искать ее в природе, людях, искусстве или прекрасно устроенных законах, потому что, когда душа постепенно восходит от созерцания красоты физической к красоте наук и искусств, далее - к красоте нравов и обычаев, - это наилучший способ для души подняться по «золотой лестнице» к миру идей.

Второй силой, не менее преобразующей человека и способной поднять его до мира богов, является Любовь. Вообще, сам философ напоминает Эрота: от также стремится достичь блага, он и не мудр и не невежественен, но является посредником между одним и другим, он не обладает красотой и благом и именно поэтому стремится к ним.

И философия, и любовь дают возможность рождения чего-то прекрасного: от создания прекрасных вещей до прекрасных законов и справедливых идей.

Платон учит, что все мы можем выйти из «пещеры» к свету идей, поскольку способность видеть свет духовного Солнца (то есть созерцать истину и мыслить) есть в каждом, но, к сожалению, мы смотрим не в том направлении.

В «Государстве» Платон также дает нам учение об основных частях человеческой души, каждая из которых имеет свои добродетели: разумная часть души имеет в качестве добродетели мудрость, вожделеющее начало (страстное начало души) - умеренность и воздержанность, а яростный дух (который может быть союзником как первого, так и второго) - мужество и способность подчиняться разуму. Все вместе эти добродетели составляют справедливость.

Платон проводит параллели между частями души и типами людей в государстве и называет справедливостью в государстве, когда каждый человек находится на своем месте и делает то, к чему более всего способен.

Особое место в «Государстве» Платон уделяет стражам (воинам) и их воспитанию, которое должно сочетать в себе две части: мусическую и гимнастическую. Гимнастическое воспитание позволяет подчинить страсти разумному началу и развить в себе качество воли. А мусическое - позволяет смягчить яростный дух и подчинить его законам ритма и гармонии.

Источник

Платон (428 – 348 до Р. X.)

Греческая философия до Сократа и Платона

Смерть Платона и его завещание

В отсутствие Платона, между его учениками в Академии начались несогласия и раздоры. Говорят, что Аристотель, бывший до сих пор учеником Платона, но всегда отличавшийся своею самостоятельностью, воспользовался отсутствием учителя, чтобы основать свою собственную школу и завладеть Академиею для своих лекций. Когда Платон возвратился и снова начал преподавать, своими неприязненными выходками, вмешательством и нападками вынудил его оставить Академию и удалиться со своими учениками в собственный свой сад. Но друзья Платона, Тимофей и Хабрий, бывшие в то время стратегами, старались своим влиянием оградить его права. По другому рассказу, во время борьбы Аристотеля с своим старым учителем Спевсипп был болен, а Ксенократ халкедонский, бывший впоследствии преемником Спевсиппа по Академии, находился в путешествии, так что оба они не могли оказать Платону никакой помощи. Когда Ксенократ, бывший в отсутствии три месяца, возвратился на родину, он, во главе приверженцев Платона, выгнал Аристотеля из Академии, и опять отвел ему прежнее место. Но Аристотель выбрал для своих занятий Ликей , другую гимназию, на восток от города. Эти анекдоты о враждебных отношениях между Аристотелем и Платоном справедливо отвергались почти всеми новейшими учеными, так как из слов самого Платона и Аристотеля видно, что они относились друг к другу с уважением, и что Аристотель при жизни своего учителя не основывал своей особенной школы. Страсть к анекдотам и склонность к злословию, издавна присущая аттическому обществу, особенно сказалась в биографиях философов, в среде которых рано стали замечаться раздоры и взаимное соперничество между школами.

Ученик Платона, Аристотель. Скульптура работы Лисиппа

Занимаясь своим обычным делом, Платон спокойно и безболезненно дожил до глубокой старости. Он умер на 82-м году от рождения, в 348 г. до Р. X. Смерть застигла его, как рассказывают, на свадебном пиру, или за письменными занятиями, или во время сна. Под подушкой у него нашли начало его сочинения о республике с многочисленными поправками, а также экземпляр «Мимов» Софрона сиракузского – книгу, которую он любил читать; живость в изображении характеров, отличающая это сочинение, служила, как говорят, образцом для диалогов Платона. Он был погребен близ Академии, где Павзаний видел еще его могилу, недалеко от старой башни, служившей жилищем для мизантропа Тимона. Биографы сообщают нам несколько эпиграмм, служивших, будто бы, надгробными надписями Платону; но действительно ли одна из этих надписей была вырезана на его гробнице – сомнительно. Следующая эпиграмма приписывается Спевсиппу:

«Тело Платона земля сокрыла в своих недрах; дух же его обитает в стране блаженных».

Платон оставил завещание, сообщаемое Диогеном Лаэрцием в следующей форме: «Следующее остается после Платона, и вот его распоряжения на этот счет: участок земли в гефестиадском округе, границею которого с севера служит дорога, ведущая от храма в округ кефисский, а с юга – храм Геркулеса в гефестиадском округе; восточный порубежник – Архестрат из округа фреаррийскаго, западный – Филипп из округа холлидского. Да не будет кому-либо дозволено продавать или променивать этот участок; он должен принадлежать мальчику Адиманту. Далее, участок земли в эресиадском округе, который я купил у Каллимаха, где соседи (такие-то). Серебра 3 мины; одна серебряная чаша, весом в 165 драхм, один кубок в 45 драхм, одно золотое кольцо и одна золотая серьга, весом вместе в 4 драхмы и 3 обола. [Вес обола = 16,4 долей; драхмы = 98,3 долей; мины = 102,4 золотника. Ценность мины – около 30 русских дореволюционных рублей серебром.]

Торговец мясом Эвклид должен мне 3 мины. Рабыню Артемиду отпускаю на волю. Рабов оставляю четверых: Тихона, Бикта, Аполлониада, Дионисия. Списки с оставшихся сочинений находятся у Деметрия. Я никому ничего не должен. Душеприказчиками будут: Сосфен, Спевсипп, Деметрий, Гегий, Эвримедонт, Каллимах, Фрасипп».

Так как Платон никогда не был женат, то упоминаемый в завещании мальчик Адимант был, вероятно, его родственник; может быть, это был внук Платонова брата Адиманта. Этот мальчик, по-видимому, умер вскоре после того, так как участок земли впоследствии достался племяннику Платона, Спевсиппу, который был главою Академии и оставил это имение в наследство академической школе. Академики хранили завещание Платона не только как воспоминание, но и как юридический документ, так что нет основания сомневаться в его подлинности.

Личный характер Платона

Взаимная вражда между древними философскими школами пыталась унизить и очернить характер великого учителя Академии. Враги рассказывали о нем много анекдотов и приводили разные его изречения, с целью доказать, что он относился к своим товарищам – ученикам Сократа – неоткровенно, гордо и заносчиво, что он вообще был честолюбив и завистлив по отношению к другим; но этим рассказам мало кто верил. Вообще же древние превозносят благородный характер и высокую нравственность Платона. Он провел всю жизнь с полным достоинством, спокойно и серьезно. Еще будучи мальчиком и юношей он, как говорят, держался замечательно строго и серьезно, так что говорили, что даже и в юности его никогда не видали особенно веселым и смеющимся. Все страсти были ему чужды. «Если бы я не рассердился на тебя, сказал он однажды своему рабу, ты был бы тотчас же наказан». Однажды, когда пришел к нему его ученик Ксенократ, он сказал ему: «Накажи этого раба; сам я не могу этого сделать, потому что я сердит на него». Как мало было у него гордости, показывает следующий анекдот: Однажды он, будучи в Олимпии, поселился в одной палатке с людьми, ему неизвестными и его не знавшими. Он ел с ними за простым столом и обращался с ними чрезвычайно любезно, так что они были очень рады, что встретились с таким человеком. Он не упоминал ни об Академии, ни о Сократе, и сказал только, что его зовут Платоном. Впоследствии эти люди прибыли в Афины, были им приняты очень любезно и просили его, чтобы он показал им своего знаменитого тезку Платона, ученика Сократа, чтобы он свел их в Академию и познакомил с этим великим человеком. Платон улыбнулся и – к величайшему их изумлению – сказал им, что этот великий человек – он сам.

До сих пор мы не имеем ни одного достоверного изображения Платона, хотя несколько бюстов и признаются за таковые.

Диалоги Платона

Платон, философия которого представляет богатейший плод аттической образованности и мудрости, развил важнейшие пункты своей системы в отдельных диалогах , изложенных в драматической форме, в которых главную роль играет Сократ. Этих диалогов мы имеем 41, хотя подлинность некоторых из них заподозрена. Ученые новейшего времени занялись подробным исследованием времени их составления и их внутренней связи и пытались соединить их в отдельные группы; но результаты различных исследований не во всем согласуются между собою. В этих диалогах вас изумляет богатство идей , глубина и проницательность умозрения, в соединении с благородным, богатым фантазиею, одушевлением поэтического ума, привлекательное изложение и прекрасный аттический язык. Кроме диалогов, с именем Платона дошло до нас несколько философских определений и 13 писем; но новейшие ученые считают эти произведения подложными.

ПЛАТОН (428 или 427 до н. э. - 348 или 347), древнегреческий философ. Ученик Сократа, ок. 387 основал в Афинах школу (см. Академия платоновская). Идеи (высшая среди них - идея блага) - вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия; вещи - подобие и отражение идей. Познание есть анамнесис - воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Любовь к идее (Эрос) - побудительная причина духовного восхождения. Идеальное государство - иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники. Платон интенсивно разрабатывал диалектику и наметил развитую неоплатонизмом схему основных ступеней бытия. В истории философии восприятие Платона менялось: "божественный учитель" (античность); предтеча христианского мировоззрения (средние века); философ идеальной любви и политический утопист (эпоха Возрождения). Сочинения Платона - высокохудожественные диалоги; важнейшие из них: "Апология Сократа", "Федон", "Пир", "Федр" (учение об идеях), "Государство", "Теэтет" (теория познания), "Парменид" и "Софист" (диалектика категорий), "Тимей" (натурфилософия).

ПЛАТОН (427-347 или 348 до н. э.), древнегреческий мыслитель, наряду с Пифагором, Парменидом и Сократом - родоначальник европейской философии; глава философской школы Академия.

Жизнь

Происходил из аристократической семьи, принимавшей активное участие в политической жизни Афин (род его отца Аристона, по преданию, восходил к мифическому царю Кодру; среди предков матери, Периктионы, - законодатель Солон; после победы спартанцев в Пелопоннесской войне дядя Платона, Хармид, - один из Десяти ставленников Лисандра в Пирее в 404-403, Критий - один из Тридцати тиранов в Афинах).

Получил традиционное для аристократического юноши хорошее воспитание (физическое и мусическое). В юности слушал софиста гераклитовской ориентации Кратила, в 20 лет познакомился с Сократом, начал регулярно посещать его беседы и отказался от реальной политической карьеры. Отличался крайней застенчивостью и замкнутостью.

После смерти Сократа (399) Платон уезжает в Мегары. Принимает участие в Коринфской войне, в походах в Танагру (395) и Коринф (394). В 387 посещает Южную Италию, Локры Эпизефирские - родину древнейших записанных законов Залевка (из Локр происходит пифагореец Тимей, именем которого назван знаменитый диалог Платона, путешествие вообще задумывалось прежде всего ради знакомства с пифагорейцами). В Сицилии (Сиракуза), он знакомится с Дионом, приближенным правителя Сиракуз Дионисия I Старшего. По возвращении из Сицилии (387) основал в Афинах свою философскую школу - в гимнасии Академия. Знакомство с Дионом, попавшим под обаяние личности Платона и его образа мыслей, способствовало тому, что в 367-366 и 361 Платон совершил еще две поездки в Сицилию.

Школа Платона

Использование общественных гимнасиев для занятий науками и ораторским искусством было обычным для Афин 5-4 вв.; "школа Платона", вероятно, формировалась постепенно, по названию гимнасия она также стала именоваться Академией. Среди принадлежавших к платоновскому кружку - его племянник Спевсипп, ставший во главе Академии после смерти Платона, Ксенократ, третий схоларх Академии, знаменитый математик и астроном Евдокс Книдский, остававшийся во главе школы во время второй поездки Платона в Сицилию. В 366 в Академии появляется Аристотель и остается там вплоть до смерти Платона.

Сочинения

До нас дошло издание сочинений Платона, предпринятое пифагорейцем Трасиллом Александрийским, придворным астрологом императора Тиберия (ум. 37), разбитое на тетралогии:

"Евтифрон", "Апология", "Критон", "Федон".
"Кратил", "Теэтет", "Софист", "Политик".
"Парменид", "Филеб", "Пир", "Федр".
"Алкивиад I", "Алкивиад II", "Гиппарх", "Соперники".
"Феаг", "Хармид", "Лахет", "Лисид".
"Евтидем", "Протагор", "Горгий", "Менон".
"Гиппий Больший", "Гиппий Меньший", "Ион", "Менексен".
"Клитофонт", "Государство", "Тимей", "Критий".
"Минос", "Законы", "Послезаконие", "Письма".

Помимо этого под именем Платона дошел ряд других диалогов.

Начиная с конца 17 в., корпус текстов Платона, подвергался тщательному критическому рассмотрению с точки зрения их подлинности и хронологии.

Литературная деятельность Платона

Свои размышления о государстве Платон в неизвестной нам форме обнародовал еще до 392 (когда были поставлены "Женщины в народном собрании" Аристофана, содержащие пародию на проект платоновского государства). Писать он начал в распространенном в начале 390-х гг. жанре судебной речи. В центре "Апологии Сократа" (392) - первом законченном и дошедшем до нас тексте Платона - проблема несовместимости индивидуальной добродетели и существующего государственного устройства. Он пишет также речи, вошедшие потом в диалоги "Менексен", "Федр", "Пир". Постепенное оформление "школы Платона" во 2-й пол. 380-х гг. позволило ему найти адекватную литературную форму - диалоги, пересказанные самим Сократом или кем-то из его учеников и содержащие рамку, в которой описывалось место действия и его участники, их характеры и реакция на ход беседы. Правила этой литературной игры предполагали отказ от изображения современности и обращение к реалиям ушедшего 5 века. Первый такой диалог, продолживший тему справедливости и государства, - "Протагор"; тема политики объединена здесь с темой воспитания. После этого Платон, завершив "Пир", пишет "Федона", начинает работу над "Государством", (уже как над пересказанным диалогом), создает "Евтидема", "Хармида" и "Лисида". Все эти диалоги рассчитаны на широкий круг слушателей.

Однако параллельно с этим (начиная примерно с "Федона") в кружке Платона обсуждаются отдельные темы, имеющие интерес преимущественно для членов кружка (в "Федоне" - четыре доказательства бессмертия души). В русле этой тенденции появляются диалоги "Менон" (подчеркнувший значение математики), "Кратил" (с его учением о природе имени) и "Теэтет", где впервые декларируется переход к прямой драматической форме диалога.

С начала 380-х гг. в Академии развивается (при участии или под влиянием самого Платона) литературное творчество других членов платоновского кружка, которые также пишут либо пересказанные диалоги ("Соперники", "Эриксий"), либо используют прямую драматическую форму ("Клитофонт", "Лахет", "Алкивиад I", "Феаг", "Гиппий Меньший", "Ион", "Евтифрон"). Таковы тексты, созданные Платоном и его школой к началу 360-х годов.

Между 2-й и 3-й сицилийскими поездками Платон завершает "Государство", начинает "Законы" и пишет диалог "Парменид".

После 3-й Сицилийской поездки Платон задумывает монументальные трилогии, но осуществляет свои замыслы только отчасти: "Тимей", "Критий" (не завершен), "Гермократ" (не написан), "Софист", "Политик" (не написан). Сократ перестает быть ведущим участником беседы ("Тимей" - монолог пифагорейца Тимея о создании мира и человека, "Критий" - монолог Крития об Атлантиде), а в "Законах" Сократа вообще нет. Единственный традиционный сократический диалог этого периода - "Филеб" (под именами Филеба и Протарха Платон вывел Евдокса и Аристотеля). С гибелью Диона (в 354) связано написание VII Письма - первой в европейской литературе традиции автобиографии.

Одновременно неизвестные нам ученики Академии пишут "Гиппия Большего", "Гиппарха", "Сизифа", "Миноса", "Демодока" и ряд писем, а также "О добродетели" и "О справедливости".

Основные проблемы платоновской философии

Платон развил основные тенденции предшествующей философии: противопоставление божественной и человеческой мудрости, учение о бессмертии души и о должном воспитании философа (поскольку душа не берет с собой на тот свет ничего, кроме "воспитания и образа жизни"), парменидовское противопоставление мира подлинного бытия и закона миру становления и мнения; идущее от софистов и Сократа убеждение в необходимости "воспитывать людей", а также внимание к происхождению государства и права.