Купить? Нет! Пора сотворить практичную красоту своими руками: советы, как сделать рамку для картины. Конструкция подрамников для живописи: обычный подрамник, подрамник с клиньями Как сделать подрамник для картины своими руками

Живопись масляными красками всегда было не из дешевых увлечений. Хороший холст средних размеров в магазине стоит приличные деньги, около 1000 рублей, поэтому многие начинающие художники, чтобы хоть как то сэкономить, делают их самостоятельно.


Для изготовления холста нам понадобятся такие инструменты и материалы:

  • Готовые деревянные рейки, сечением 20*50 мм. или 15*40 мм., либо сухая 50*100 мм. доска для самостоятельного изготовления реек.
  • Циркулярная пила (опционально).
  • Отрезок фанеры или ДВП для уголков.
  • Ткань для холста (желательно лён).
  • Клей по дереву (ПВА или др.)
  • Грунт для холста.
  • Пищевой желатин.
  • Кисть широкая, пила по дереву, угольник или «стусло», степлер для скоб со скобами или мелкие гвозди, ножницы.

Вариантов изготовления классического натянутого холста для живописи существует несколько, давайте сделаем самый простой из вариантов, а именно, без натяжных клиньев. Наш холст будет не больших размеров 600*400 мм, поэтому натяжные клинья не обязательны, если делать более большие холсты, то клинья будут обязательны.

Изготовление реек.

Если есть готовые рейки, то можно переходить ко второму пункту, а для самостоятельного изготовления реек потребуется циркулярная пила и хорошо высушенная древесина, желательно использовать старую, много лет полежавшую древесину. Хорошо подойдут толстые доски, брусья, которые лежали десяток лет в сарае или сваленные под навесом, они имеют старый, неприглядный вид, но внутренняя часть слежалась и очень твердая. Главное проверить, чтобы она не была гнилой, с чернотой.

На циркулярной пиле распускаем заготовку на бруски нужного размера, вынимая хорошую внутреннюю часть.

Изготовление рамки.

Рейки надо выбрать без сучков, ровные, с минимальным содержанием смолы.

Используя приспособление стусло, отпиливаем рейки под углом 45 гр. и длиной необходимой для сторон рамки, уменьшая длину каждой рейки на 2-3 мм., что бы при соединении не выйти за приделы нужного нам размера.

Полученные рейки по углам промазываем клеем и соединяем в прямоугольник, выставляем углы 90 гр. и диагонали, фиксируем жестко струбцинами.

Зассверливаем отверстия для стяжных саморезов, стягиваем углы, выступивший клей удаляем.

Из ДВП или тонкой фанеры выпиливаем крепежные уголки, размеры катетов по 10-12 см.

Обрабатываем края наждачной бумагой.

Наносим клей на контактные места.

Приклеиваем уголки по углам рамки.

Стазу пробиваем скобами.

Готовую рамку оставляем сохнуть в тени на 24 часа.

На следующие сутки обрабатываем рубанком и наждачной бумагой.


Стягивающие саморезы можно удалить или сточить торчащую головку и замазать сверху клеем или краской, чтобы ржавчина со временем не проступила наружу.

Рамка полностью готова для натяжки холста.

Натяжка холста.

Хорошим материал для холста считается лен, сейчас найти хороший лен тоже не просто, да и цена на него кусается. Так для меня лучшим вариантом стала покупка ткани в интернет магазине из Китая, отрез размерами 140*100 см. за $9 с доставкой (). По идеи его должно хватить на четыре 3-4 холста.


На отрез накладываем рамку.

Замеряем отступ 6-8 см. на загиб.

Отмечаем линии реза и отрезаем необходимый кусок ткани.

Приготовим степлер со скобами длиной 8-10 мм. Натяжку начинаем от средины противоположных сторон. Равномерно натягиваем и пристреливаем стань.







Минус тонкой ткани, во время сильной натяжке её можно порвать!

Дошли до углов, сворачиваем их конвертом или как у вас получится лучше и пристреливаем.





Проверяем ровность натяжки, при необходимости можно вынуть отверткой несколько скоб и поправить натяжку.

Проклейка и грунтование холста.

Для проклейки материи холста, в домашних условиях, применяют обычный пищевой желатин, нам примерно надо 8-10 гр.

Замачиваем желатин (по инструкции на пачке) в холодной воде на 1 час, затем медленно греем на огне, не давая подгорать и закипать, до полного растворения.

Охлаждаем до состояния холодца.

Наносим на ткань и втираем ложкой или ножом в волокна, лишнее удаляем обратно в тарелку.


Оставляем холст на пол дня лежать, сохнуть.

Шлифуем поверхность наждачной бумагой, не сильно, только удаляем неровности.

Теперь нагреваем оставшийся желатин до 40-50 гр. и широкой кисточкой вскрываем все вторым слоем.

Затем снова просушка, шлифовка и еще слой желатина.

После высыхания третьего слоя, приступаем к нанесению грунта, его лучше использовать покупной.

Грунт наносится как обычная белая краска, широкой кистью.


После сушки холст полностью готов для творчества.

Покупка полотна в рулоне – это хорошая возможность сэкономить на стоимости самого товара и на его пересылке.У нас вы можете приобрести картины и в рулоне, и на подрамнике. В первом случае даже сама пересылка обходится гораздо дешевле.

Но холст просто так, без подрамника, нельзя повесить на стену. Именно подрамник удерживает холст в хорошо натянутом состоянии. Для того, чтобы холст не провисал и картина сохранила свой привлекательный вид, предлагаем воспользоваться следующей инструкцией.

Как натянуть полотно на подрамник

Потребуются следующие материалы:

  • подрамник из реек;
  • крестовины, нужные для устранения перекосов и прогибов главных брусков, а также повышения прочности конструкции;
  • набор скоб для степлера.

Также понадобятся следующие инструменты:

  • обычная рулетка;
  • молоток (особенно, если планируется использовать гвозди);
  • степлер по дереву
  • специальный инструмент для натягивания.

Вообще, встречается два вида натяжки и от вас зависит, какому придётся отдать предпочтение: галерейному или классическому. Первый подразумевает безрамное оформление, когда полотно натягивают так, что по бокам ещё продолжается изображение. Надо сказать, что если оно закрепляется с обратной стороны подрамника и аккуратно заворачивается в углах, то всё даже без рамы смотрится отлично. Поэтому сегодня такой способ считается очень стильным и современным. Подобное оформление можно встретить довольно часто.

Есть и классический вид натяжки, когда торцы остаются по-прежнему белыми, а сама картина готовится под багетную раму. Как и всё классическое, этот метод всегда будет популярным. В любом случае, важно, чтобы рама была сделана точно по размеру холста, а брус был сухим, без трещин и сучков. Волокна должны направляться вдоль.

Размер имеет значение

В модульных разновидностях подрамника рейки раздвигаются с помощью клиньев, которые изготавливаются из сухой древесины твёрдых пород. Есть главные рейки, которые обладают наружными фасками, а внутренний скос их равен приблизительно пяти градусам, что защищает изображение от повреждений.

Подрамники укрепляют крестовинами, а затем, чтобы холст не соприкасался с ними, картину скрепляют с основными рейками на расстоянии 5 мм от плоскости холста. Соотношение толщины и ширины реек подрамника может быть разным – оно зависит от размера большей стороны картины.

Почти 200 лет назад появились стандартные размеры для полотен живописи, благодаря которым их можно классифицировать. Все форматы делят на три группы. Например, максимально вытянутый формат называется « марина», прямоугольник, который приближается к квадрату называют « фигурой», а « пейзаж» – это средний вид формата.

Также есть маркировки, которые зависят от длины большей стороны. К примеру, размеры 16х54 называются 15F, размеры 65х50 – 15Р, а 65х46 – это формат под номером 15М. Всего есть 50 международных размеров, которые относятся к перечисленным стандартам. Стандартному рядку картин соответствуют и стандартные размеры подрамников.

Шаги к успеху

Пошаговая инструкция зависит от того, какой подрамник используется. Если это модульный, то понадобится выполнить несколько описанных ниже шагов.

  1. Измерить диагонали подрамника. Если они одинаковые, то можно закрепить степлером углы, используя на каждый угол по две скобы. Чтобы скобы хорошо вбивались, степлер нужно хорошо прижать, а затем уже вбивать. Может такое быть, что скоба не вбивается – тогда надо покрутить круглую ручку сверху и таким образом отрегулировать степлер. Вместо скоб можно использовать гвозди. Только их нельзя забивать до конца. Нужно бить по косой, чтобы загибать шляпку набок, и тогда холст не станет в дальнейшем слетать с гвоздей. Чтобы всё делалось симметрично, после первой скобы или гвоздя, переверните холст вверх тормашками, немного потяните его и забейте прямо посредине противоположной стороны.
  2. Ровно расположите рисунок на подрамнике так, чтобы нити холста оказались параллельно краям подрамника.
  3. С помощью специального инструмента закрепите холст степлером со всех сторон. Есть и более быстрый вариант: обернуть подрамник холстом и, довольно сильно натянув его, в центре вбить скобу.
  4. Закрепите холст степлером через каждые два-три сантиметра, двигаясь от центра к краю. Нужно, чтобы при этом инструмент натягивался с одинаковым усилием. После этого продолжите натягивать холст, на углах аккуратно подворачивая и пристреливая степлером.
  5. Вытащите скобки, которые скрепляют углы подрамника. Подогните и закрепите степлером оставшийся лишним холст.
  6. Вставите в шлицы на углах подрамника по два деревянных клина в каждом и подбейте их молотком, но аккуратно.

Если вы натягиваете холст на глухой подрамник, то нужно делать всё, как указано в первых пунктах для модульного подрамника. Важно, чтобы холст растягивался инструментом с одинаковым усилием и довольно сильным. Это нужно, так как если холст обвиснет, то придётся его опять перетягивать. На углах также подворачивают холст и пристреливают степлер. Затем подгибается и закрепляется лишний холст, который вам ещё понадобится.

Подрамник можно закрепить в раме с помощью металлических уголков 13 мм шириной и высотой 10 мм. Уголки могут крепить на подрамник или же на раму (в зависимости от того, чья высота больше – подрамника или рамы). Если подрамник выступает над уровнем багета, то можно использовать D-образные пластины для его закрепления. Также можно использовать Z-образные скобы (например, для скрепления двойных рам), которые крепят к багету шурупами.

Посмотреть процесс натягивания холста на подрамник галерейным способом вы можете в следующем видеоролике:

Основные требования

  1. Равномерность. Главным требованием является не перекашивать картину, чтобы не исказить её положение. Также нужно максимально равномерно распределять по ширине и высоте;
  2. Багетная рама не должна садиться туго на подрамник. В противном случае из-за изменений в температуре и влажности поменяются размеры багета, и он начнёт давить на подрамник, из-за чего холст потом будет некрасиво провисать.

Можно и по-другому

Подрамник – очень важная часть картины, но самостоятельное натягивание холста на подрамник - вариант для рукастых и экономных. Если вам не хочется тратить время или вы сомневаетесь в своих силах, то можно приобрести картину уже в подрамнике. Мастера сделают это за вас и уровень их профессионализма обеспечит натяжку нужного качества, а вы сможете сразу повесить приобретённую картину на стену.

2018-07-29, 21:24

Здравствуйте уважаемые самоделкины, а также художники и реставраторы.

В этой статье узнаем как сделать модульный подрамник для картины, а в последующих придадим ему древний вид и натянем на него холст.

Назначение и функции модульного подрамника

Фишка модульного подрамника — плавающие угловые соединения, позволяющие при помощи клинышков натягивать холст картины, как барабанную мембрану.

Особенно это актуально на полотнах средних и больших размеров, примерно от 40 х 50 см.

При натягивании холста на подрамник такого размера, и последующей его грунтовки, на холсте после воздействия желатина, появляются неровности.

Вот например холст до грунтовки, после неё и после подтягивания клинышками.





Волнистость может появиться и после дальнейшей грунтовки акрилом, и позже при слишком темпераментном воздействии кистью или шпателем, в любом случае на модульном подрамнике всегда можно сделать подтяжку холста специальными клинышками, для которых в углах предусмотрены специальные гнёзда.

Как сделать модульный подрамник

Нам предстоит сделать вот такую конструкцию



Минимальная толщина и ширина бруска, при которой соединение будет надёжным — 20 х 40 мм., причём такие размеры актуальны для рамок с длиной стороны до 50 см.

При размерах более 50 см., нужен уже более мощный брусок. В противном случае угловое соединение не обеспечит необходимой жёсткости при подтяжке клинышками, и планки начнут уводится в сторону подтяжки, образовывая винт по плоскости.

Угол может даже сломаться и вся работа пойдёт насмарку.

Соединение должно быть довольно-таки плотным, т.к. прослабление опять-же позволит планкам изменять положение при натяжке, что будет уводить общую плоскость полотна.

Как видите, требования довольно-таки жёсткие, а это значит, что сделать качественное соединение ручным инструментом будет очень трудно.

Покупать специальное оборудование накладно, проще купить сам подрамник, но вот сделать его на простеньком деревообрабатывающем станке (в народе — циркулярка), вполне возможно, нужно будет только смастерить к нему жёсткую линейку.

Я ещё использовал торцовую пилу, но её может заменить обычное стусло.

Первую рамку будем делать размером 40 х 50 см. из бруска 20 х 45 мм.

Бруски выбираем желательно без, или с маленькими сучками. Крупные сучки совершенно не допустимы, и даже мелкие должны остаться в средней части планки, как можно дальше от торцов, так как именно в районе сучка может получится трещина и даже скол.



Делаем 4 заготовки точно совпадающие по длине по парам.



Так как толщина бруска 20 мм., а нам предстоит сделать один паз, один гребень и две выборки, то есть всего 4 элемента, то на каждый элемент придётся по 5 мм.

Чтобы сделать чёткий паз шириной 5 мм. потребуется дисковая пила с шириной реза 4.5 мм. С учётом естественного микробоя, рез получится 5 мм в минусе.

Если есть возможность купить диск требуемой толщины, то нет вопросов. Я же такого не нашёл, поэтому спарил два диска с шириной реза по 2.5 мм. каждый. В результате получились требуемые 4.5 мм.

Выставляем опорную рамку на расстоянии 5 мм. от диска, причём расстояние замеряем с обеих сторон диска от планки до зуба. Вылет диска (высота реза) устанавливается по ширине бруска, в нашем случае 45 мм, после чего делаем одинаковые пропилы со всех торцов заготовок (на картинке заготовки на две рамки).



Пока оставим паз в таком виде и займёмся косыми выборками.

Чтобы не ошибиться, выложим рамку на ровной плоскости так, чтобы в углах паз совпадал с будущим гребнем, т.е тонкая часть над пазом подходила к толстой части сопредельной планки, и отметим направление углов выборки.



Затем настраиваем торцовую пилу на глубину реза 5 мм. в минус и отрезаем под углом 45° тонкую часть соединения и делаем пропил в толстой. Угол наклона обеих резов, должен быть встречным.





В результате все торцы заготовок должны поиметь вот такой вид

Теперь можно вернуться к пазу, пока опорная линейка настроена на 5 мм. от диска и мы уже точно знаем какая поверхность заготовок будет внутренней, с которой будут устанавливаться клинышки.

Если в полученном состоянии подвести заготовки друг к другу так, как они потом будут соединены в рамке, то места в пазу для клинышка нет, значит нужно его сделать, и сделать с уклоном.



Для этого вводим заготовку пазом на диск до упора, а затем на расстоянии около сантиметра от торца заготовки, ставим стопор.

Теперь можно убрать заготовку, включить станок, и прорезать пазы для клиньев, сначала с одной стороны, потом точно таким же макаром с другой. Пазы при этом получаться скошенными.

Для сравнения и лучшего понимания — одна заготовка с пазом, другая без.



Осталось сделать последнюю косую выборку и одновременно гребень.

Для этого подводим линейку вплотную к диску и делаем выборки с одной и с другой стороны, подводя заготовку соответственно к противоположным сторонам диска. Остатки подчищаем ножом или стамеской.





Вот соединение и готово, но это ещё не всё. Есть ещё один нюансик. Художнику очень не понравится, если холст будет касаться рамки, а ведь она шириной 45 мм., значит на лицевой части нужно сделать бортик, который обеспечит зазор между рамкой и холстом.

Чтобы сделать такой бортик, сначала соберём рамку, собираться она должна очень плотно, с усилием, и полюбуемся на четкость стыков и отсутствие, или почти отсутствие каких бы то ни было щелей, а потом отметим лицевую плоскость.



Снимаем со станка второй диск, а линейку подводим ещё ближе к первому, можно даже так, чтобы он немного, около миллиметра вгрызся в линейку, чтобы смог выбрать миллиметра полтора два, больше не надо, поднимаем стол, чтобы уменьшить вылет диска до 40 мм, и пропускаем все заготовки по лицевой стороне.



После этого можно собрать рамку, и ещё раз полюбоваться на готовое изделие.



Небольшой модульный подрамник готов. Подрамник большого размера делается аналогично из более мощных реек.

Если размер подрамника достигает метра, и более, то у него делаются поперечные планки или крестовины.

Допустимая сумма от 10 руб. до 15 000 руб.

Люди, увлекающиеся рисованием или профессиональные художники, создающие свои шедевры, знают о необходимости подрамников. Они держат полотно в натянутом виде, не позволяя ему провисать и сохраняют картину в том состоянии, котором она создавалась. Существуют стандартные подрамники, их можно приобрести в свободной продаже или изготовить по индивидуальному заказу. Предлагаем Вам заказать у наших специалистов.

Художники - люди творческие, их запросы не всегда соответствуют стандартным. Иногда вдохновение или заказ клиента предполагает использование подрамника нестандартного формата. Как сделать подрамник для холста, соответствующий запросам творческой личности - вопрос решаемый, если прибегнуть к услугам соответствующей мастерской.

Что представляет собой подрамник

Картина пишется на холсте. Подрамник - это основа из четырех соединенных друг с другом планок, которые придают полотну жесткость и дают возможность натянуть на эту конструкцию холст. Подрамник представляет собой деревянный каркас, на который натягивается холст, он, в свою очередь, грунтуется акриловой или масляной эмульсией, что является основой для будущей картины.

Некачественные подрамники могут испортить картину тем, что на них невозможно надежно зафиксировать холст, они не смогут защитить его от провисания. Это усложняет работу художника, возникает реальный риск испортить полотно. Учитывая факт, что для художника каждое произведение - это его детище, то можно представить, как он относится к своему творению и к каждой мелочи, сопровождающей творческий процесс.

О разновидностях подрамников

Различают 2 вида подрамников:

  1. Неразборные - они называются еще глухими, склеиваются прямо в мастерской по размеру холста.
  2. Разборные - состоят из отдельных планок с пазами, соединяются друг с другом соединительным методом. Преимущества разборных подрамников:
  • Удобство транспортировки картин. Холст можно снять с подрамника, в свою очередь сам подрамник разбирается на модули. Глухую конструкцию невозможно разобрать, так как она статичная. Она занимает много места при транспортировке.
  • Есть возможность при необходимости регулировать степень натяжения холста, так как он может провисать со временем в результате изменения уровня температуры или влажности. В этом случае клинья в углах подрамника аккуратно подбиваются молотком, что поможет скорректировать натяжение.

Об особенностях изготовления

Подрамники по индивидуальным размерам можно создать только, обратившись к квалифицированным и опытным мастерам. При этом важными являются все аспекты, мелочей не бывает:

  • Подбор материала.
  • Согласованная с заказчиком конструкция.
  • Правильность и последовательность выполнения операций.
  • Выполнение условий заказчика.
  • Присутствие творческого вдохновения у художника.
  • Сохранность готовой картины.

Внешние углы подрамника должны быть закруглены во избежание порчи краев холста. По внешнему периметру конструкция немного приподнята, а внутренняя - уходит вглубь. В таком подрамнике холст натягивается по внешнему краю.

О материалах для изготовления подрамников

Классический подрамник изготавливается из сосновой древесины - наиболее прочного и качественного натурального материала. Сосна содержит до 10% влаги, не трескается, на ней нет смоляных подтеков и сучков.

Ширина рейки зависит от его размеров - длины и ширины, варьируется в диапазоне 5-6 см. Если конструкция имеет большую площадь, то он оснащается перекладиной, которая защитит холст от провисания. Сосна меньше других сортов древесины подвержена гниению и высыханию, если хранить ее при определенном температурном режиме. Планки необходимой длины и ширины нарезаются на специальных станках, скрепляются при помощи особой аппаратуры, что делает конструкцию надежной и долговечной. Перед эксплуатацией готовые подрамники должны пройти испытание на прочность, чтобы гарантировать заказчику их качественное изготовление и отсутствие брака.

Где заказать подрамник

Адрес мастерской, где можно изготовить качественные и недорогие подрамники, известен: компания АРТ-БАГЕТ. Здесь изготавливают подрамники на заказ: стандартные, любого размера, оптом и штучно. Компания работает на багетном рынке более 5 лет, поэтому наши специалисты знают всё о том, как изготовить подрамник быстро, качественно и по демократичной цене.

Компания работает без посредников, на собственном производстве мастера изготовят подрамники в классическом стиле - прямоугольные или квадратные, а также треугольные, овальные, ромбовидные, круглые. Нестандартные подрамники производятся по специальной технологии, разработанной специалистами компании. Для этого мы используем профессиональное оборудование и материалы высокого качества.

Как же интересно раскрашивать картины по номерам! Можно почувствовать себя настоящим художником, даже если совсем не умеешь рисовать. Поэтому наверняка за первой последуют и другие. Но лежащие на полочке, свёрнутые в трубочку картины не могут стать ни украшением дома, ни предметом для радости. Необходимо оформить их в рамку и повесить на стену.

Как можно оформить картину?

Вообще для картин существует три вида оформления:

  1. просто закрепить на подрамнике без всякой рамки;
  2. можно оформить в багет;
  3. можно оформить в паспарту.

Картина на подрамнике без рамы смотрится хорошо только в том случае, если вешать её в современном интерьере. Прямо скажем – без рамы картина получается немножко недооформленной. Но некоторым нравится – надо это признать.

Багет – это классическое оформление картины. Эти рамки делают из дерева или пластика, они могут звучать и современно, и винтажно, в зависимости от типа багета.

Паспарту – это широкая рамка из картона, белого или цветного. Она может придавать картине то или иное настроение, в зависимости от цвета и ширины.

Нередко в рамке сочетаются одновременно багет и паспарту . Это выглядит очень интересно:

Где подобрать рамку, чтобы она подходила по размеру и при этом элегантно дополняла картину? Идеальный вариант – рамка на заказ .

Натягиваем картину на подрамник

Предположим, вы решили пойти простым путём и натянуть картину на подрамник, оставив без рамки. Как это сделать?

Приготовьте материалы:

  • подрамник;
  • пульверизатор;
  • молоток;
  • степлер для мебели;
  • скобы.

Картину разложите лицом вниз, дайте ей отлежаться, распрямиться. Если она не хочет распрямляться, можно слегка её увлажнить из пульверизатора.

Когда холст выпрямится, положите его на подрамник. Выровняйте. Закреплять начинайте с середины любой стороны.

Закрепив одну сторону, натяните холст, и прихватите противоположную. Аккуратно закрепите обе стороны, стараясь не перекосить холст.

Теперь закрепите две другие стороны.

Вот и всё.

Оформляем картину в багет

Может быть, вам больше нравится классический вариант – он подходит к большинству интерьеров современных квартир и домов. Как вставить в рамку картину по номерам в этом случае?

Вам понадобится:

  • рамка;
  • скобы для холста.
  1. Вначале натяните холст на подрамник, как вы уже умеете.
  2. Переверните раму лицом вниз. Сориентируйтесь, где у рамы верх и низ. Положите в неё картину на подрамнике – также лицом вниз.
  3. Соедините с помощью скоб раму и подрамник.

Если багет у вас не классический, а самый простой (имитирующая багет рамка), технология немножко другая. Как оформить картину по номерам в рамку с подложкой и стеклом? Совсем не сложно!

  1. Переверните раму, выньте подложку.
  2. Уложите на стекло картину, выровняйте. Если нужно, слегка подрежьте края.
  3. Накройте подложкой, зафиксируйте крепёж.

Вот и всё!

Оформляем картину в паспарту

Оформление картины в паспарту ничем не отличается от оформления в багет. Кроме одного. При желании и сноровке вы можете сделать паспарту своими руками!

Как сделать рамку для картины по номерам? Вам понадобится для этого:

  • плотный картон, тонкая фанерка или кусок оргалита;
  • строительный пистолет;
  • бумага для скрапбукинга или цветной картон.

Из картона, оргалита или фанеры мы сделаем подложку. Подложка по формату должна быть больше, чем картина, чтобы получилась широкая кайма.

На ней с помощью строительного пистолета закрепим картину.

Поверх картины на подложку положим широкую рамку, сделанную из бумаги для скрапбукинга или цветного картона.

Теперь только дождитесь высыхания, и у вас будет чудесная оформленная картина.

Защита картин по номерам

Картины по номерам рисуют красками, которые могут потечь, если на них попадёт вода. Чтобы ваше творение не испортилось, его можно защитить. Но как можно защитить нарисованные картины по номерам?

Один из способов мы уже вскользь упомянули – это стекло на рамке. Стекло надёжно защищает при обычном использовании, и даже при уборке. Повредить картину под стеклом можно только одним способом – окунуть её в воду.

Если такого варианта вы не исключаете, существует и ещё один способ защиты картины – это лак. Лаком покрывают картину после того, как она вся раскрашена и уже высохла.