Легендарные карты Hearthstone. Какие Легендарные карты стоит распылить

Особое мнение. Составители рейтинга не внесли Сильвану в рейтинг, потому что после последнего патча ее цена возросла до 6 маны, что снизило ее ценность на доске. На самом деле, Сильвана является до сих пор сильной картой и я бы ее в середину рейтинга все же добавил, хотя стоит отметить, что во многих колодах ее вытеснил Кэрн, который, видимо, и занял ее место.

Рейтинг взят не с потолка, его составила серьезная команда DKMR , но Сильвану они плавно отодвинули в сторону. Решил напечатать эту статью, потому что на официальном форуме Blizzard после начала ОБТ появилось много тем с вопросами, кого крафтить в первую очередь. Свой личный рейтинг я опубликую внизу статьи. Скажу сразу, что он не совпадает с мнением набирающей обороты группы. Рейтинг пойдет снизу вверх, чтобы было интереснее, но страницу всегда можно промотать вниз. Данный опус основан на отчете вышеупомянутой группы. Сравнивать его с оригиналом не вижу смысла, если вам нужен побуквенный перевод. Считайте статью вольным пересказом с добавлением собственных впечатлений.

10. Классовые легендарки

Для начала лучше скрафтить нейтральные легендарки, а эти оставить на потом. Но если вы играете чаще всего каким-то определенным классом, то можно скрафтить легендарку и для него вне очереди. Из них являются лучшими Ал’акир , Тирион Фордринг , Громмаш Адский Крик , Кенарий и Лорд Джараксус .

Вообще, некоторые считают Ал’акира худшей классовой легендаркой. Принадлежит она шаману. Но если ему в концовке дать топорик , то он отработает похлеще Лироя. Шаманы неохотно берут его в колоду (думаю, это те, кто вытащил эту карту из бустера). По себе скажу, что она особо не блещет, но и не такое УГ, каким его пытаются выставить. Это неплохой финишер при наличие топора.

Тирион Фордринг, возможно, одна из самых мощных карт в игре. Она не совсем подходит для агро-деки пала, но для контроля и средней — запросто. К тому же, его предсмертный хрип оставляет оружие, которое позволяет нанести еще 15 урона.

Громмаш — это очередная версия Лироя только со стороны воина. Неплох в связке с Внутренняя ярость .

Кенарий достаточно гибок, представляя на выбор 2 варианта игры. Либо бафнуть всех ваших миньонов на доске или призвать двух провокаторов 2/2. Достаточно хорошая карта для легких колод друида.

Лорд Джараксус — это вторая часть боя с локом. Используется в контролящих деках. Сейчас локи любят играть деками на великанах. Если вы играете такой, то сначала ставьте огненного великана, а уже потом вызывайте Джараксуса.

Здесь я не буду вообще рассуждать об Изере. Это излишне. Читайте подробную о ней тут же на сайте, которую я не так давно размещал.

Годится для вара или контролящего лока. Иначе, ее можно вычеркивать. Лично я стараюсь ее не использовать — иногда выручает, но иногда и вредит. Был случай, когда уже почти добил приста, а он ее у меня скопировал и поправил себе здоровье до 15, потом манипулятором ее продублировал. Тот бой был за ним. Хорошо использовать воином в концовке с топориком на 7 урона. Может ополовинить здоровье врага, а может вытащить вас со дна. Но, это не самая сильная карта и достаточно специфичная для специфичных колод.

Лучший борец с провокаторами. Сносит напрочь даже тех, которые носят божественный щит. Хорош для большинства колод, но плох против заклинателей, которые обычно не держат жирных провокаторов. Лучшие клиенты — друиды со своими деревяшками. По чистым характеристикам идентичен йети .

После нерфа Сильваны именно он вытеснил ее из многих колод. Принцип действия почти похож, но вы гарантированно после смерти миньона получите двойника. С Сильваной же приходилось разыгрывать гамбиты, которые могли после ее гибели перетянуть к вам серьезного жирного миньона врага. С ней оппоненту лучше идти на прямой размен на доске, где больше никого нет.

Очеренданя классная карта. Дает +1 к заклинаниям, стоит недорого + предсмертный хрип тянет дополнительую карту. Даже если он вам не нужен, выставьте его на поле — соперник попытается первым делом его уничтожить. Неплохохое отвлечение внимания и получение дополнительной карты. Многие его сравнивают с кобольдом-геомантом и инженером-новичком в одной лице. Но у того нет предсмертного хрипа и такого внимания к себе. Отвлечение ресурсов соперника многого стоит.

Очень хороший финишер. Его недостаток — стреляет по рандомным целям, и не может атаковать сам, как моб. Считайте его огненной пушкой. Но если вы на его наложите немоту, то он станет обычным миньоном 8/8. Моя любимая легендарка. Выручала много раз. 1-2 нужных попаданий, и бой ваш. Мне не всегда требовалось, чтобы он бил в лицо. Иногда было достаточно убрать с дороги жирного провокатора, а дальше уж мы сами. Он является хитом многих дек. Я никогда не представлял дек без его участия, но потом отошел от этого. Он стоит 8 маны, что затягивает бой и делает деку громоздкой. Для друида он очень неплох в компании с Изерой.

Это ваш джокер в рукаве. Отличный финишер. С его участием существует много комбо. Одна из известных — это Лирой + Камнедробитель у шамана. С рогой вообще можно творить чудеса: Лирой + Хладнокровие + Шаг в тень. Когда ваш оппонент думает, что победа у него в кармане, этот парень уже делает праздник на вашей улице. Очень классная карта, и меня выручала постоянно. Важно только вовремя его использовать. Иногда приходится использовать его в качестве ремувера толстого моба оппонента. На безрыбье и рак — щука.

Дал имя моему сайту. Уже достижение. 🙂 Стал популярен после нерфа инженера-новичка. Используется, как добытчик карт. Неплохо перенаправляет на себя ресурсы соперника. Годен практически в любой колоде. Хорош и в связках. Из него можно сделать провокатора и миньона 4/4. Зависит от класса и колод, которыми вы играете. Он замедляет соперника — уже неплохо. Подобную вторичную роль играет и Талнос в колоде.

Там, где бессилен Черный рыцарь, вступает в роль этот персонаж. Он может превратить любое существо в белку 1/1 или дракона 5/5 по системе рандома. Можно попробовать вашего слабака 1/1 превратить в 5/5. Но основное назначение — ослабить слишком толстых миньонов. Это касается великанов или слишком разбафанных существ. Лучше бороться с 5/5, чем с 14/14. А лучше — с 1/1. :).

Каковы слабости у всех перечисленных легендарок? Их спокойно можно нейтрализовать стандартными ремувалами или просто завалить толпой. Легендарка в колоде не делает вас автоматом победителем. Она убирается с доски обычным способом. Вам приятно, когда Рагнароса превращают в лягушку или Изеру в овцу? Ну это, смотря, за кого вы играете. 🙂

Теперь обещанная моя десятка

1. Рагнарос — минимум 8 очков урона он успеет нанести;
2. Лирой — выручал много раз, да и сокращал бой;
3. Нат Пэгл — лишними карты не бывают;
4. Замыкалец — избавлял от затычных монстров;
5. Черный рыцарь — аналогично;
6. Талнос — его +1 к заклинаниям не всегда критичны;
7. Кэрн — по возможности заменил им Сильвану в колодах;
8. Сильвана — нерф испортил ее рейтинг;
9. Изера — хороша, но больше подходит друиду;
10. Классовые легендарки.

Редкий игрок, составляющий колоду на арену, не придет в восторг, когда ему предложат на выбор легендарную карту. Ведь легендарные существа в данном режиме игры встречаются не так уж часто. Однако далеко не все карты с оранжевым кристаллом имеют высокую ценность на арене. Конечно же, некоторые легендарные существа могут значительно повысить шансы на победу, но бывает и так, что выбор между легендарными картами - это выбор лучшей из худших. Рейтинг легендарных карт.

План статьи

Приведенная ниже оценка карт поможет решить, какое из легендарных существ будет наиболее полезным на арене. Шкала оценки карт по возрастанию полезности следующая: никогда не берите, плохо, средне, хорошо, очень хорошо, отлично.

Классовые легендарные карты

Карта обладает хорошими статами и замечательными эффектами на выбор, которые позволят разыграть ее с максимальной выгодой в зависимости от ситуации на столе.

Оценка: очень хорошо

Благодаря высокой атаке является серьезной угрозой для противника. Предсмертный хрип увеличивает шансы на победу при затяжной партии, ведь в таком случае повышаются шансы разыграть эту карту дважды или даже трижды.

Оценка: хорошо

Карта обладает очень сильным эффектом, однако слабые по сравнению с манастоимостью характеристики требуют грамотного разыгрывания данного существа. Чтобы получить заметное преимущество на столе, одновременно с Авианой следует выставить еще одно сильное существо. А для этого требуется дожить, как минимум, до 10 хода или до 8, если есть Озарение .

Оценка: хорошо

Из-за силы героя Охотнику выгодно выбирать агрессивный стиль игры. Это справедливо не только для ладдера, но и для арены. В рейтинговой игре есть более дешевые существа с рывком, способные нанести значительный урон. Однако на арене может стать отличным финишером.

Оценка: хорошо

Газ’рилла

Благодаря сильному эффекту данная карта является серьезной угрозой на арене. Большой запас здоровья не позволит так просто нейтрализовать Газ’рилл . Зачастую противнику приходится потратить 2 или даже 3 карты, чтобы справиться с этим существом.

Оценка: очень хорошо

Жуткая чешуя

Поскольку эффект карты распространяется на всех существ, она вряд ли будет полезна Охотнику на арене. Кроме того, Жуткая чешуя очень уязвима из-за маленького запаса здоровья. Пожалуй, единственный плюс состоит в том, что это зверь.

Оценка: средне

Кислотная утроба

Данное легендарное существо имеет очень плохие характеристики атаки и здоровья за свою манастоимость, а его способность, как правило, не приносит ощутимого преимущества.

Оценка: никогда не берите


Карта будет полезной лишь тогда, когда в колоде уже есть несколько недорогих заклинаний. Хотя даже в этом случае нет никаких гарантий, что удастся придержать эти заклинания до выхода Архимага Антонидаса .

Оценка: средне

Огненный левиафан

Эффект карты слишком непредсказуем и не поддается контролю.

Т.к. обычно 2 ед. урона играет ни в нашу пользу.

Оценка: плохо


Данное существо имеет хорошие статы за свою манастоимость, плюс дает три дополнительные карты после смерти.

Оценка: очень хорошо

Божественный щит, провокация, Испепелитель - что может быть лучше? Конечно, Фордринг уязвим к немоте, однако карты с сайленсом не так часто встречаются на арене. Но даже если противник и разыграет на него эффект немоты, все равно останется существо 6/6.

Оценка: отлично

Обладает слишком слабым эффектом для легендарной карты. Кроме того, как и уязвим для немоты. Но, если даже после сайленса будет являться угрозой, то того же самого никак нельзя сказать про , атака которого после наложения немоты станет равна единице.

Оценка: средне

Боевой клич данной карты весьма полезен, однако маленькая атака Эдрика Чистого не позволяет отнести это легендарное существо к категории лучших.

Оценка: хорошо

Даже в улучшенном виде сила героя Жреца не обладает высокой эффективностью на арене. Удвоенная сила заклинаний также принесет не слишком много пользы. Поэтому зачастую является просто существом 7/7.

Оценка: средне

Вол’джин

Боевой клич этого легендарного существа позволяет легко справиться с толстым существом противника и выставить собственную серьезную угрозу.

Оценка: очень хорошо

Очень сильный эффект карты способен решить исход всей партии. К сожалению, из-за слабых статов Исповедницу Пейлтресс следует разыгрывать не раньше 9 хода. Иначе противник сможет разделаться с ней до задействования механики Воодушевления.

Оценка: очень хорошо

Разбойник

Чтобы вышел на стол с впечатляющими характеристиками, Разбойнику нужно разыграть множество дешевых заклинаний. Но не стоит рассчитывать на подобную синергию на арене. Поэтому чаще всего ф будет либо лежать в руке мертвым грузом, либо разыгран как существо 4/4.

Оценка: средне

Принц Галливикс

Великолепные статы и очень полезная способность. Противнику будет не так просто справиться с данным легендарным существом, не дав при этом преимущества его владельцу.

Оценка: отлично

Ануб’арак

Хорошее существо для истощения ресурсов противника. Высокая атака не позволит противнику проигнорировать эту легендарную карту. Конечно, из-за не слишком большого запаса здоровья ее не так трудно убрать, но при этом придется еще как-то разобраться с оставшимся нерубом. Что немаловажно, после смерти Ануб’арак вернется в руку, а это означает, что его можно разыгрывать снова и снова. При битве топдеков Ануб’арак, скорее всего, принесет победу своему хозяину.

Оценка: очень хорошо

Ал’акир

Оценка: хорошо

Слабая и медленная карта с низкими характеристиками атаки и здоровья для своей манастоимости.

Оценка: плохо


Сильное легендарное существо с беспрецедентным боевым кличем, способное в одиночку выиграть игру.

Оценка: отлично

Общие легендарные карты

Плохие легендарные существа

Данные легендарные карты имеют слабые или плохо предсказуемые эффекты, которые могут обернуться во вред владельцу. Это Хранитель истории Чо , Нат Пэгл, Миллхаус Манашторм и Мехмастер Замыкалец .

Оценка: никогда не берите

Слабые легендарные существа

В эту категорию входят легендарные карты, которые либо обладают слабыми статами за свою манастоимость, либо имеют малополезную и трудно реализуемую способность на арене. В некоторых картах эти признаки сочетаются. Это Сэр Финли Мрргглтон , Маг крови Талнос , Старый Мрачноглаз , Гормок , Барон Ривендер , Голова Мимирона , Капитан Зеленямс , Болф Таранный щит, Хеминг Эрнестуэй , Газлоу , Блескотрон-3000 , Ренд Чернорук , Чудовище , Мажордом Экзекутус , Ноздорму .

Так, например, Маг крови Талнос имеет неплохой эффект, но слишком слабые статы, а Чудовище наоборот - обладает отрицательной способностью при хороших для своей манастоимости показателях атаки и здоровья. Барон Ривендер - пример существа, имеющего как плохие статы, так и практически бесполезный на арене эффект. В целом розыгрыш одной из вышеперечисленных легендарных карт может привести к потере стола.

Оценка: плохо

Легендарные существа среднего качества

Сюда можно отнести карты с ситуативным эффектом и полезные, но слишком медленные существа. Это Бранн Бронзобород , Король Мукла , Элиза Звездочет , Харрисон Джонс , Сталагг , Лирой Дженкинс ,Дробитель , Иллидан Ярость Бури , Мариэль Чистосердечная, Мексна , Рено Джексон , Рыцарь-скелет , Крагг Поднебесный,

Здравствуйте, дорогие читатели портала hs-manacost!

Данная статья предназначена для игроков Hearthstone, которые сомневаются, стоит ли создавать ту или иную легендарную карту . Сегодня мы расскажем, какие карты достойны пополнить вашу коллекцию, а какие, увы, нет. Авторство этого гайда принадлежит ветерану карточных игр Rooffle , который увлекается Hearthstone ещё со времён закрытой бета-версии. В настоящем проводит время, развлекаясь в рейтинговом режиме или зарабатывая золото на Арене (free-to-play игрок, между прочим). Roffle добился немалого на поприще турниров в Вольном формате и регулярно входит в число его лучших игроков.

Решить, какие легендарные карты стоят того, чтобы их создать, а какие нет, всегда непросто и новичку, и опытному игроку. Если вы скрафтите легендарную карту , а она покажет себя хуже, чем вы рассчитывали, то распылив её, вы вернёте лишь четверть ее стоимости. Этот гайд поможет вам не пустить на ветер лишние 1600 пыли. Вы узнаете, какие «легендарки» стоит создавать в первую очередь, исходя из их эффективности и времени, которое им отведено до ротации. Для каждого игрового дополнения выбраны лучшие и просто хорошие легендарные карты, стоящие вашего внимания.

Обратите внимание, что статья рассчитана, в первую очередь, на игроков Стандартного формата. Сила карты может различаться в зависимости от формата, в котором она играется, из-за дополнительных возможностей для синергий.

Стратегия по созданию легендарных карт в Hearthstone

Выбирая, на что потратить вашу пыль, вы должны брать в расчёт как силу карты, так и её классовую принадлежность. Нейтральные легендарные карты смогут войти в большее число колод, что повышает их приоритет. Однако, как и все классовые карты, такие «легендарки», как правило, сильнее и имеют синергию с другими картами класса.

Категории карт

Лучшие карты для создания – нейтральные «легендарки», играемые в разных колодах, либо классовые легендарные карты, без которых просто не обойтись. Хорошие карты для создания – технические, гибкие для включения в колоду, или просто карты, встречаемость которых зависит от текущей меты.

В общем, очевидно, что лучшие легендарные карты , перечисленные в статье, в приоритете над хорошими , если только вам не нужна конкретная карта для колоды, которую вы замыслили создать.

Наборы карт

В условиях ежегодной ротации лучшим вложением вашей пыли, безусловно, будет легендарная карта из Классического набора . Если только её не задумают перенести в Зал славы, она всегда будет играть в Стандартном формате. Но даже если ссылка всё-таки произойдёт, пыль за неё будет возвращена.

Классический набор

Это ключевой набор в игре. Первый из наборов Hearthstone всё ещё может похвастаться сильнейшими «легендарками». И ежегодная ротация им не страшна.

Лучшие легендарные карты Классического набора

Нейтральные


Алекстраза
– комбинация с Королевой драконов игралась с самого рождения Hearthstone. Возможность снести оппоненту половину здоровья или спастись от смертельного урона на следующий ход делает Алекстразу желанной для коллекции любого игрока.

Пример использования: Фриз Маг – архетип, игравший с самого начала и поныне не утративший своей силы.

Маг крови Талнос – его нельзя назвать самой яркой легендарной картой, но его всегда брали в колоду охотнее, чем многих других. Любая колода с некоторым пулом заклинаний сможет извлечь выгоду из этой карты.

Пример использования: Миракл Разбойник – наиболее узнаваемый архетип класса не собирается исчезать.

Лирой Дженкинс – эффективный нейтральный Огненный шар за 5 маны. Лирой всегда был лучшим другом агро колод, ведь сильное существо с рывком – превосходный финишер.

Пример использования: Пират Воин – один из представителей агро колод в рейтинговом режиме.

Классовые


Архимаг Антонидас
– невероятно мощная карта, история насчитывает совсем немного архетипов Мага, в которых Антонидас не находил применения. Способность творить Огненные шары из воздуха – уникальная механика, за счёт которой карта никогда не утратит своей актуальности.

Пример использования: Секрет Маг – колода, пришедшая на смену Темпо Магу в Стандартном формате.

Эдвин ван Клифф – почти любой Разбойник рано или поздно делает ход, разыгрывая сразу большое количество карт, что позволяет Эдвину ван Клиффу максимально проявить свой потенциал. Даже относительно небольшой по характеристикам, на ранней стадии игры он может обеспечить победу

Пример использования: Миракл Разбойник – на протяжении всей истории Hearthstone – неотъемлемый архетип этого класса.

Тирион Фордринг – Паладин славится своими сильнейшими легендарными картами, и началось всё именно с Тириона. За свои 8 маны карта дарит игроку такое преимущество, что способна повысить процент побед любой колоды Утера.

Пример использования: Паладин на мурлоках – эта мидрейндж колода одна из лучших в настоящее время.

Хорошие легендарные карты Классического набора

Нейтральные


Харрисон Джонс
– когда оружия в мете становится слишком много, эта карта становится неотъемлемой частью многих колод. Однако факт, что это техническая карта, означает, что вы не можете рассчитывать на эффективность Харрисона постоянно, поскольку его сила зависит от меты.

Кэрн Кровавое Копыто – солидное существо с очень проблемным для оппонента предсмертным хрипом. Но нельзя сказать, что карта действительно незаменима.

Чёрный Рыцарь – у карты были свои взлёты и падения на протяжении истории игры. Пока в мете есть колоды с мощными провокациями, Чёрный Рыцарь будет находить свою цель, но даже в такие времена его функцию может взять на себя любая карта с эффектом немоты.


Смертокрыл
– мощнейшее существо, которое найдёт место в колодах, предпочитающих иметь план на непредвиденные ситуации или способные вывести его на стол непрямым путём. Смертокрыл редко является обязательным включением в топовые колоды, что делает его не таким важным по сравнению с другими легендарными картами.

Изера – лучший нейтральный генератор карт в Классическом наборе, что делает её почётным гостем в медленных контроль архетипах. Когда в мете царит агрессия, Изера из-за своей неспешности становится первым кандидатом на исключение из сборки.

Капитан Зеленямс – отличная карта для Пират колод. Но его привязанность к одному архетипу делает его ненадёжной картой для крафта.

Классовые


Лорд Джараксус
– без сомнения, входит в основу костяка контроль архетипов Чернокнижника. Другое дело, что контроль варианты класса далеко не всегда выступают в мете эффективнее его Зоо сборок, что делает Джараксуса не такой надёжной картой для создания.

Громмаш Адский Крик – когда находится способ активировать его эффект, Громмаш может выступить в роли прекрасного финишера. В последнее время Воин предпочитает играть агрессивнее и находить смертельный урон до того, как выход Громмаша на стол станет возможен.

Наборы года Мамонта (2017)

Этот год представлен Экспедицией в Ун’Горо, Рыцарями Ледяного Трона и ещё не вышедшим дополнением. Все они покинут Стандартный формат после ротации в 2019 году.

Лучшие легендарные карты Экспедиции в Ун’Горо

Нейтральные

Первопроходец Элиза – ещё один условный генератор карт, немного более популярный, чем Элиза предшественник. Почти любой медленный архетип найдёт применение её комплекту карт.

Пример использования: Казакус Жрец – одна из сильнейших контроль колод нынешней меты.

Классовые


Хранитель Солнца Тарим
– может быть сильнейшей «легендаркой» Паладина, а они у него почти все невероятно мощные. Гибкость карты позволяет нейтрализовать сильных существ соперника либо усилить собственных. Если любите играть за Утера, он вам понадобится.

Пример использования: Мидрейндж Паладин на мурлоках – продолжает оставаться одной из топовых колод меты.

Лира Осколок Солнца – более последовательная и легче контролируемая карта, чем Йогг-Сарон , Лира способна вытащить вас из, казалось бы, безнадёжной ситуации. Этот легендарный элементаль всегда может рассчитывать на место в колоде Жреца с достаточным количеством заклинаний.

Пример использования: Жрец на немоте – кто бы мог подумать, что Очищение когда-нибудь заиграет в хорошей колоде? Но после выхода Экспедиции в Ун’Горо Тёмные видения и Исполинский бритволист сделали это возможным.

Шеразин – ставший в начале жертвой насмешек, Шеразин, на самом деле, именно то, в чём нуждался Миракл Разбойник. Существо, способное ожить в нужный момент, оставляет в колоде больше простора для заклинаний. Карта точно стоит потраченной пыли.

Пример колоды: Миракл Разбойник – невероятно гибкая в настройке колода, способная стать медленнее или быстрее, когда нужно.

Сердце Огненного Венца – карта, подарившая жизнь Воину с огромным количеством провокаций. Если вы скучаете по Рагнаросу, эта карта сможет его заменить.

Пример использования: Квест Воин – мощная колода, выживающая под натиском противника благодаря провокациям и уничтожающая его силой Рагнароса.

Хорошие легендарные Экспедиции в Ун’Горо

Классовые


Калимос Первородный
– логичное завершение мощной цепочки элементалей, доступное для Тралла. Калимос способен очистить стол оппонента, стабилизировать здоровье, насытить ваш собственный стол или добить противника. Рекомендовано всем неравнодушным к духам стихий.

Пирос – существо, которое неплохо смотрится в Темпо и Контроль сборках Мага. Тем не менее, необязательная карта для колод из верхней строчки рейтинга.

Связующая спираль – как и другие задачи, требует, чтобы вся колода была построена вокруг неё. Играть сборками с этой задачей невероятно весело, но часто они оказываются неконкурентоспособны.

Лучшие легендарные карты Рыцарей Ледяного Трона

Нейтральные

Король-лич – пример легендарной карты наподобие Рагнароса и Доктора Бума . Может хорошо работать почти в любой колоде. Возможно, самое безопасное вложение вашей пыли.

Пример использования : Биг Жрец – колода, насыщенная уловками, способными переворачивать ход партии.

Классовые


Тёмный жнец Андуин
– принятие дара Короля-лича даёт Жрецу шанс изменить течение игры за ход до неминуемой гибели. Даже без Разы Пленённого многократное использование силы героя за ход столкнёт с дистанции Токен оппонентов или приблизит кончину вражеского героя. Если вы фанат Жреца, вероятно, уже создали эту карту задолго до прочтения статьи.

Пример использования: Казакус Жрец – Тёмный жнец Андуин хорошо вписывается как в эту колоду, так и в Биг Жреца. Главное, не уничтожьте собственных существ!

Малфурион Пагубный – карта дарит Друиду шанс выстоять в схватке с колодами, которым он обычно безнадёжно проигрывал. Универсальность боевого клича и силы героя делает этого Рыцаря Смерти одним из лучших.

Пример использования: Токен Друид – сильная колода, рассчитывающая заполонить стол провокациями, чтобы потом усилить их Крепким мародёром.

Кровопийца Гул’дан – никто не станет спорить с тем, сколь силён боевой клич Н’Зота. Эта карта обладает аналогичным эффектом с идеальной для медленной колоды Чернокнижника силой героя.

Пример использования: Контроль Чернокнижник – триумфальное возвращение Хэндлока с новыми трюками и небольшой сменой имиджа.

Хорошие легендарные карты Рыцарей Ледяного Трона

Классовые


Ловчий смерти Рексар
– его боевой клич – по сути АоЕ, которого так не хватало Охотнику против быстрых колод. В матч-апах с медленными оппонентами новая сила героя поможет преодолеть соперников, которым Верный выстрел был не страшен из-за способности лечиться или копить броню.

Ледяной лич Джайна – карта имеет потенциал, но не такой высокий, как у Рыцарей Смерти, перечисленных выше. Она стоит затрат пыли, но после того, как в вашей коллекции появятся карты с более высоким приоритетом.

Провидец смерти Тралл обновлённый Тралл отлично синергирует с самым распространённым в настоящее время планом Шамана на победу. Новая сила героя позволяет не сдать позиции в более поздней игре. Тем не менее, колоды, на которые он рассчитан, могут неплохо играть и без него.

Утер Чёрный Клинок пусть комбо через силу героя почти невыполнимо, всё равно хорошая карта. Но сила других легендарных карт Паладина затмевает Утера Чёрного Клинка, и тому просто не хватает места в колоде.

Наборы года Кракена (2016)

Год представлен Пробуждением древних богов и Злачным городом Прибамбасском (есть ещё Вечеринка в Каражане, но это приключение). Они покинут Стандартный формат уже весной 2018 года.

Лучшие легендарные карты Пробуждения древних богов

Нейтральные

Н’Зот – предсмертный хрип – сам по себе очень сильная механика. Возможность воскресить ваших падших существ с предсмертными хрипами и создать стол из ничего делает Н’Зота чрезвычайно мощной картой.

Пример использования : Н’Зот Контроль Воин – море ремувалов с возможностью воскресить большинство существ в финале делают эту колоду силой, с которой придётся считаться.

Классовые


Фендрал Олений Шлем
– розыгрыш Дара природы с Фэндралом на столе может стать достаточным условием для победы. Даже банальный Гнев засверкает под влиянием этой карты совершенно новыми красками, что уже достаточно для того, чтобы скрафтить Фендрала.

Пример использования: Джейд Друид – очень сильная колода, в которой големы растут как на дрожжах.

Рагнарос Слуга Света – массивное существо, исцеляющее на 8 каждый ход, — звучит неплохо. Его не увидеть в каждой колоде Паладина, но это по-прежнему безопасное вложение пыли.

Пример использования: Контроль Паладин – колода обладает достаточным арсеналом инструментов для зачистки стола и исцеления, чтобы стать твёрдым орешком для агрессивных колод.

Хорошие легендарные карты Пробуждения древних богов

Нейтральные


И’Шарадж
с ним можно поразвлечься на колодах из середины рейтинговых списков, но неконтролируемость эффекта делает карту нестабильной.

Йогг-Сарон – карта болезненно пережила нерф, но всё-таки даже после этого его можно было встретить в некоторых топовых колодах. Он может сотворить чудо, но всё же крайне непоследователен.

Лучшие легендарные карты Злачного города Прибамбасска

Нейтральные


Пират Глазастик
– терроризировавший мету с момента выхода дополнения Пират Глазастик невероятно силён, и своим триумфом Пират колоды во многом обязаны именно ему. Одна из лучших карт дополнения, несмотря на то, что играет лишь в определённых архетипах и требует присутствия в колодах пиратов.

Пример использования: Шаман на эволюции – суть колоды в том, чтобы быстро заполонить стол дешёвыми существами, превратить их во что-то более угрожающее и прикончить оппонента через Жажду крови.

Айя Чёрная Лапа – не совсем нейтральная, но отличная карта, по крайней мере, для одного из трёх возможных классов. Механика Нефритовых големов очень сильна, и Айя является её неотъемлемой частью.

Пример использования: Джейд Друид – одна из сильнейших колод в игре, убийца медленных архетипов. Может составить конкуренцию новомодным Друидам с Ползучей чумой.

Классовые

Сенопал Огнеус ни для кого не сюрприз вновь увидеть легендарную карту Паладина в числе лучших. Сенопал Огнеус – сильный инструмент для сдерживания агро колод, и всегда может рассчитывать на место в колоде Утера в агрессивной мете.

Пример использования : Контроль Паладин – как уже говорилось, непростая добыча для агрессивного оппонента.

Хорошие легендарные карты Злачного города Прибамбасска

Нейтральные


Мурлиндзя
некоторое время неизменный спутник колод на мурлоках, но с появлением новых опций карта перестала быть незаменимой.

Казакус по-прежнему часто встречающаяся карта, но, безусловно, Казакус многое потерял с уходом Рено Джексона в Вольный формат. Тем не менее, достойное вложение вашей пыли.

Классовые


Раза Пленённый
– сильная карта, но, как и в случае с Казакусом, многое теряет без Рено Джексона. Подходит лишь для узкоспециализированных сборок.

Шаку Собиратель – отличная служебная карта, но не сравнится с другими легендарками по силе. Шаку может быть без труда заменён, и колода от этого особо не потеряет.

Спасибо за прочтение! Команда hs-manacost желает вам успехов и побольше легендарных карт.

Перевод Simurgh , отредактировала Leckermaul , оформила Garona

Доброго времени суток, читатели сайт!

Всегда неприятно, когда, открывая комплект карт, вы видите легендарную карту, которой нет достойного применения в игре. Сразу появляется мысль: «Ну и что с тобой делать-то?». С одной стороны, можно в тот же момент распылить карту, получив 400 пыли. С другой стороны, карта ведь может быть не так уж и плоха… возможно, она заиграет в будущем. А может быть просто не лезет в голову колода, в которой эта карта хорошо смотрится. Если в данной ситуации у вас возникают такие вопросы, наш гайд по распылению легендарных карт поможет на них ответить.

Дисклеймер: Никто наверняка не знает, возможно ли успешное использование той или иной карты. Даже самая худшая легендарная карта имеет шанс попасть в колоды в ближайшее время, если ей найдется хорошее применение. Статья будет основана на статусе текущей меты и предыдущих. Но поскольку не известно, какие карты будут выпущены в следующих дополнениях, речь не идет о 100-процентной точности в оценках полезности легендарных карт.

Данный обзор освещает потенциал карт со стороны игрока стандартного режима. Если вы играете или планируете играть в вольном режиме игры, стоит оставить некоторые карты, несмотря на то, что из стандарта они уйдут.

Легендарные карты, которые можно без опасений распылять

Далее, детально опишем каждую легендарную карту из каждого дополнения, которые не имеют места в сильных колодах долгое время. Карты, которые либо никогда не игрались, либо использовались только в «фан-колодах». Поделим их на две категории:

  1. Легкая пыль очень плохие карты, которые вряд ли хоть когда-то будут использоваться.
  2. Возможно стоит распылить карты, которые находят место в слабых, непопулярных колодах или же имеют более сильный аналог. В этой же категории будут более сильные кандидаты, которым просто нет места в текущей мете, но в дальнейшем они имеют шанс попасть в колоды.

Будем просматривать всю коллекцию, дополнение за дополнением, так что, если вас интересует какая-то конкретная карта, просто прокрутите вниз.

Навигация по статье:

Классический набор

В Классическом наборе больше легендарных карт, чем в любом из остальных, а значит и непригодных для игры тоже большое количество. Тем не менее, как ни странно, большая часть легендарных существ из этого набора либо просто великолепны, либо, как минимум, неплохи.

Легкая пыль

Хранитель истории Чо – Карта, которая зачастую используется для теста разных видов взаимодействия в игре, ну или просто для веселья с друзьями. В реальных же ситуациях в 90 процентах случаев Хранитель истории Чо не сделает ровным счетом ничего.

Миллхаус Манашторм – Отличная карта в мете, в которой нет места заклинаниям. Но, увы, такое вряд ли может случиться. Сейчас же, сыграв Миллхауса, есть шанс проиграть в следующий ход противника.

7/5 – не лучший пример распределения характеристик для карты, стоимостью 6 кристаллов маны. Также его эффект требует использования нескольких карт в один ход, а Пламя Аззинота, которое Иллидан призовет, слишком уязвимо для разного рода дешевых зачисток стола. Стоит упомянуть и Учительницу магии, ведь эта карта выполняет ту же роль гораздо лучше с расчетом на то, что большинство дешевых карт – заклинания.

Нат Пэгл – давным-давно этого парня использовали во многих колодах, ведь эффект его подразумевал добор карт в конце вашего хода. Потом рыбака ослабили и все о нем забыли. Хотя, скорее всего, в нынешней агрессивной мете ему не нашлось бы применения даже в прежнем виде, ведь 0/4 на второй ход- довольно слабо.

Чудовище – Просто хорошие характеристики… с побочными эффектами. В игре, где здоровье существа бывает гораздо важнее его атаки, Чудовище не слишком отличается от Огра тяжелого кулака, которого можно увидеть разве что в базовых колодах. В итоге +3 к атаке в обмен на существо 3/3 для противника – не слишком то хорошая сделка.

– Как и Чудовище, просто сильные характеристики. Как плюс можно считать то, что Груул постоянно «растет» и не имеет отрицательного эффекта. Проблема в том, что, выставляя легендарное существо за 8 маны, обычно хочется сразу повлиять на стол, а не получить «большое тело». К тому же, если противник уничтожит Груула сразу в свой ход, Драконобой уйдет с поля боя как базовое существо 8\8 за 8 маны.

Ноздорму – Уникальный эффект, который влияет даже не на саму игру, а на ее восприятие игроками, делая ход каждого из них не дольше 15 секунд. Может сработать только если противнику предстоит очевидно сложный и долгий ход, но и то не факт. В остальных случаях получаем 8/8 за 9 маны – ужас.

Возможно стоит распылить

Король Мукла – Иногда находит себе место в крайне агрессивных колодах, недавно даже использовался в легендарном Пират Воине. Но, в общих чертах, это не та карта, без которой нельзя обойтись и играют её редко.

– Этот гном был неплохим ответом К’Туну в первое время после выхода Пробуждения древних богов. После того как пропали колоды с К’Туном, пропал и Мехмастер Замыкалец. Получается, что, если эта карта и может стать неплохой в определенной мете, скорее всего она никогда не будет критически необходимой.

Капитан Зеленямс – Порой появляется в некоторых более медленных аналогах колод с пиратами. Но вообще, эта легендарная карта слишком медленна. 5/4 – слабые характеристики для агрессивной карты на 5-й ход. Да и не всегда бывает в руке подходящее оружие для улучшения. Чтобы понять, почему Капитан Зеленямс плох, достаточно взглянуть на Пирата-сектантку.

– Раньше этот гнолл частенько появлялся в контроль архетипах. Да и сама карта не так уж плоха, ее все еще можно использовать, особенно если вы новый игрок. Но, к сожалению, в сильных колодах Дробитель уже вряд ли когда-то появится, ведь на данный момент его характеристики считаются слишком слабыми.

Король Круш – Единственная из классовых легендарных карт Классического набора, которая не используется в колодах. Это не значит, что карта крайне слабая, но к ней есть определенные вопросы. Даже сейчас, ослабленный Зов лесов является гораздо более удачной перспективой на девятый ход, хоть и не является легендарной картой. Возможно, после ухода Зова лесов в вольный режим, Король Круш будет иметь какой-то шанс, но это сомнительно.

Большой турнир

наведите на название карты, что бы посмотреть карту

Это дополнение, без сомнений, самое слабое из всех вышедших на данный момент. Лишь несколько легендарных карт нашли свое место в колодах меты. Очень многие из карт этого набора можно без сомнений превращать в пыль, хотя некоторые можно положить в колоду при сильном желании. Не стоит забывать и о том, что весь набор Большой турнир скоро уходит из стандарта, а значит у него не будет шансов попробовать себя в другой мете. Так что, если не собираетесь играть какой-либо картой данного сета в ближайшие 2-3 месяца, вы знаете, что с ней делать.

Легкая пыль

– Пожалуй, единственная карта в игре, которая может работать как провокация для заклинаний врага, принимая на себя весь урон, который мог попасть вам в «лицо». Но против существ карта просто ужасна. Вместо того, чтобы размениваться, противник может атаковать вашего героя и Болф Таранный Щит погибнет, не принеся никакой пользы, кроме как лечения 9 единиц здоровья за 6 маны. Полезной карта может быть против колод, убивающих героя за 1 ход, ведь может помешать комбинации. Но такие архетипы скорее всего не появятся в мете в скором времени.

Рыцарь-скелет – Одна из карт, у которых отличный потенциал в «вакууме», но в игре она становится просто бесполезной. Играя агрессивной колодой, даже при условии постоянного выигрыша в поединке, не хочется играть 7/4 за 6 маны даже 1 раз, ведь это потеря преимущества. А в контроль матч-апе гораздо меньше шанс, что Рыцарь-скелет вернется вам в руку после смерти хоть 1 раз, ведь и у противника в колоде будут дорогие существа. Скорее всего, карта не использовалась бы даже в замедленной мете.

– Вроде бы картой играли в Рамп Друиде незадолго после выхода Большого турнира, и, на этом все. Это как сильный ремувал существа, только за 9 маны. Часто игра даже не доходит до 9 хода, а если ваша колода выжила до 9 хода, то скорее всего вы уже контролируете стол и Ледяной Рев не сыграет роли. Для медленных же партий есть варианты легендарных существ получше. Большим минусом является и то, что карта не может атаковать героя противника, а значит не создает никакой реальной угрозы для оппонента.

Кислотная Утроба – 4/2 за 7 кристаллов маны. Начнем с того, что для реализации эффекта вам понадобится собрать контроль колоду Охотника, что само по себе является плохой задумкой. А дальше вам придется разыграть Кислотную Утробу на стол, заполненный опасными вражескими существами и комбинировать ее с картой Спустить собак, Яростным пиромантом, или Жуткой Чешуей. Таким образом, благодаря потраченным 10 кристаллам маны вы зачистите стол. Яростный пиромант + Равенство Паладина сделают это за 4 маны. К сожалению, без комбинации эта легендарная карта Охотника является просто «мертвой».

– Порой появлялся в контроль архетипах Паладина, но в общем, карта довольно плохая. У Паладина есть выгодные пути зачистки стола, упомянутые выше, а эта легендарная карта предлагает нам просто ослабить существ противника, оставив их в игре. Да и если учесть, что когда колода «закидывает» стол существами, все они и так имеют низкий показатель атаки, получается, что Эдрик Чистый в большинстве случаев будет бесполезной картой. Стоит сказать и то, что Паладин, скорее всего, будет не самым успешным классом в Hearthstone до следующей ротации наборов стандарта, а значит и у данной легендарной карты мало шансов себя проявить.

– Интересная карта, но очень медленная. Сразу после ввода в игру мы получаем только 4/4 за 6 маны. Окупать стоимость карта начинает после 3-4 сыгранных после нее существ. Это слишком медленно, тем более, в нынешней мете с пиратами, а через несколько месяцев ее уже не будет в стандарте.


Вилфред Непопамс
– Одна и худших легендарных карт в игре. Скорее всего, используя силу героя после розыгрыша карты вы получите что-то со стоимостью гораздо ниже чем та, которая требуется, чтобы окупить Вилфреда. Безусловно, получить Лорда Джараксуса за 0 кристаллов маны – заманчиво, но шанс, что такое случится слишком мал.

Возможно стоит распылить

Эйдис Погибель Тьмы и Фьола Погибель Света – Две карты, пребывающие уже долгое время в странном положении. С одной стороны, они действительно сильны. С другой, пока что не существует колод, в которых бы они были хороши. Недолго эти карты находили свое место в сборках агрессивных Паладинов и мидрейндж Друидов, но, в данный момент нет колод с количеством мелких баффов достаточного для реализации эффектов этих легендарных карт.

Гормок – Ненадолго стал частью классического Зоолока, но и оттуда его убрали. В данный момент карту трудно активировать, ведь в стандарте больше нет Бес-пощадного взрыва, а большинство колод имеют дешёвые зачистки стола. Дворф Черного Железа – один из примеров подобной карты, которая сильна, но играется только в Зоолоке. Однако из одного Гормока вы можете сделать 10 Дворфов.


– Более успешный собрат Кислотной Утробы. Сейчас один из лучших моментов, чтобы поиграть этой картой, пока вокруг возятся пираты с маленькими показателями здоровья. Но даже в этих условиях, карта не слишком хороша, поскольку она не подходит для стиля игры Охотника и не позволяет ему самому использовать существ с 1 единицей здоровья. Да и сам Рексар сейчас далеко не в лучшем положении.

Анубарак – Крайне сильная легендарная карта в затяжных поединках. Иногда использовался Разбойником с предсмертными хрипами. Против быстрых колод Неруб будет бесполезной картой. Да и с появлением карты Путь через глубины вы можете раскопать Анубарака с большой долей вероятности, когда это будет нужно. В общем, Разбойник с предсмертными хрипами никогда не был превосходной колодой, но, если хочется немного веселья, можно попробовать Анубарака в этом архетипе.


Пробуждение древних богов

наведите на название карты, что бы посмотреть карту

Что касается общей силы дополнения – Пробуждение древних богов было на высоте. Мы получили множество сильных и используемых легендарных карт. Пожалуй, кроме Йогг-Сарона, все в этом сете было отлично. Тем не менее, не обошлось и без плохих карт, либо карт, которые не нашли себе серьезного применения в игре.

Легкая пыль


Оборотень Зерус
– Слишком рандомен чтобы его использовали в серьезных колодах. В условиях невероятной удачи, он всегда будет именно той картой, которая вам необходима. Но, на практике, 9 из 10 ходов Зерус будет оставаться ужасным существом. А в тот ход, когда он превратится во что-то стоящее, вам вероятно придется тратить кристаллы маны на ремувалы и лечение.

Нат, Темный Рыболов – За незначительное преимущество мы платим возможным добором карт противником. Абсолютно невыгодная опция, кроме сценария, в котором мы помогаем противнику брать карты, чтобы приблизить усталость (а такое будет крайне редко). Да и вообще, в текущей мете не факт, что какая-то колода захочет использовать даже обыкновенный 2/4 за 2 кристалла маны.


Жуткомонстр
– Это чудище является одним из главных претендентов на звание наихудшей легендарной карты во всей игре. Она абсолютно бессмысленна. Помните, мы обсуждали Груула, назвав его легкой пылью, ведь 8/8 за 8 маны – даже на хорошую карту обычного качества не тянет. Тут мы имеем 6/7 за 8 кристаллов маны. И в отличии от Груула, чтобы Жуткомонстр рос, ему необходимо каждый ход атаковать и убивать вражеское существо для получения все тех же +2/+2. В итоге получаем более слабый аналог и так плохой легендарной карты.

Аномалус – Сильная массовая зачистка – всегда неплохо. Но если эта зачистка является предсмертным хрипом, оппонент может без труда ее обыграть. В дополнение у него будет раунд, чтобы бить «в лицо». Вы в это время не можете больше играть существ, ведь они могут погибнуть от эффекта Аномалуса. Слабая карта, которая не находит места в сильных колодах.

Возможно стоит распылить

Мукла, Гроза Долины – С одной стороны, получить два дешевых банана, которые являются заклинаниями, всегда хорошо, ведь существуют очевидные синергии с картами вроде Яростного пироманта, Гоблина аукциониста и тд. Но в целом карта слишком медленная, по крайней мере для текущей меты. В будущем Мукла вполне может использоваться.


Кошмарный Дробитель
– Не оправдывает себя в игре против контроль архетипов, а в агрессивных матч-апах является чересчур медленным выбором. Чтобы получить от него пользу надо потратить 7 маны, подождать 1 ход, после чего атаковать более слабое существо. И это ради провокации 2/2. Кошмарного Дробителя можно пробовать использовать в колодах, которые могут сами активировать его эффект при помощи, например, слабых массовых заклинаний, но больше ему применения нет.

Йогг-Сарон – Эта карта была во многих сильнейших колодах меты до того, как разработчики ее ослабили. Сейчас ее практически не видать в ладдере. Это не значит, что древний бог теперь плох, ведь у карты есть потенциал, но скорее всего она больше не появится в лучших колодах меты.

Принцесса Хухуран – Даже несмотря на то, что у Охотника множество существ с предсмертными хрипами, от этой легендарной карты трудно получить пользу. Идеально использовать эффект на, скажем, Высокогрива саванны. Но, как правило, если вы ставите Высокогрива саванны, и он остается невредимым целый ход, у вас и так все хорошо. Хорошая карта, но слишком ситуативна, поэтому можно распылять.

Глашатай Волаж – Эта карта могла быть просто невероятно сильной, окажись она не у Жреца. Андуин редко ставит на стол больше одного существа, а если и ставит, то это скорее всего Дракон Жрец, а значит мы получит от Глашатая Волажа лишь кучку бесполезных 1/1. В теории карта неплоха с предсмертными хрипами, но на практике ей трудно найти применение.

ЧоГалл – Эффект действительно силен, но у Чернокнижника нет необходимых заклинаний, чтобы использовать вместе с этой картой. Также тратить здоровье вместо кристаллов маны – не лучшая идея в нынешней агрессивной мете. Возможно, с появлением новых сильных заклинаний у Гул’Дана, ЧоГалл найдет свое место в игре.


Злачный город Прибамбасск

наведите на название карты, что бы посмотреть карту

Прибамбасск — недавнее дополнение, так что все еще трудно определять силу некоторых легендарных карт. Стоит сказать, что карты по типу Дона Хан’Чо не отнесены к категории Легкой пыли, ведь карта тут не при чем, просто текущая мета не дает ей себя проявить.

Легкая пыль

– Ужасная, отвратительная карта. Мало того, что под нее надо собрать уникальную колоду с ранними и поздними существами, так еще огромная доля рандома вмешивается в вашу игру. В 9 из 10 случаев разыграв эту карту вы навредите самому себе, лишив важное существо боевого клича и замешав в колоду бесполезную слабую карту.

Мэр Гогельмогель – Веселая карта, и, в принципе, все. Даже несмотря на то, что эффект может быть очень силен, на существе 5/4 за 9 маны он не имеет значения. Эта карта будет бесполезной не только в агрессивном противостоянии, но и в медленных партиях, ведь оппонент может без труда обойти карту, просто не играя что-либо, попадающее под эффект этой легендарной карты. Он плох когда вы отстаете, плох когда лидируете. Просто карта для веселья.

Возможно стоит распылить

– Несмотря на то, что карта использовалась в Рено Жреце, ведь благодаря Разе Плененному сила героя стоит 0 кристаллов маны. В данный момент он не используется даже в сборке, в которой ему нашлось место, ведь он далеко не необходим. Но не будем говорить, что это легкая пыль, ведь у карты есть хороший комбо-потенциал.

Сержант Салли – До сих пор неизвестно, почему этой картой не играют. Потому что она слабая сама по себе, или потому что механика усиления карт в руке оказалось не слишком удачной. В любом случае Сержант Салли слабая без этой механики и сейчас ей применения нет.

Шулер Гензо – Казалось, что у этой карты есть определенный потенциал в агрессивных архетипах, но как выяснилось, карта довольно медленная и ситуативная, она не добирает карты сразу и чаще всего будет просто существом 5/4 за 4 кристалла маны. В зеркальных поединках эффект вообще может быть отрицательным.

– Эта легендарная карта тоже казалась сильной и имеющей потенциал. На практике же Гневион чаще всего добирает 1 карту и является ухудшенным Лазурным драконом. Если же в колоде, помимо драконов, есть звери и мурлоки, гораздо лучше будет использование Смотрителя, как более сильного аналога.

Кулакс – Опять же, карта могла бы найти применение, не будь охотник в таком затруднительном положении после Злачного города Прибамбасска. Неизвестно, насколько хорошо он бы вписался в колоду стандартного Мидрейндж Охотника, но что ясно точно – в ближайшее время карта вряд ли появится в рейтинговом режиме.

Крул Освобожденный – Хорошая карта, если вы играете Ренолоком в вольном режиме, плохая, если в стандартном. В стандартном Ренолоке мало демонов, да и добавить можно разве что Стража Гнева, который без Крула будет лежать мертвой ношей. Возможно, с выходом новых демонов для Чернокнижника в будущем, эта легендарная карта станет хорошим выбором, но, пока что, это скорее хорошая пыль.


Приключения

наведите на название карты, что бы посмотреть карту

По приключениям будут описаны все легендарные карты вместе, ведь их всего по 5 штук в каждом. Сила легендарных карт из приключений, в своем большинстве, очень высока. И это не удивительно, ведь 5 плохих легендарных карт в полноценном дополнении погоды не сделают, а в приключении… Тем не менее, есть среди них и неудачные примеры, которые не составляют конкуренции в ладдере.

– Он требует выполнения аж двух условий: наличия дакона в руке и наличие сильной легендарной карты противника на столе. Из полноценных контроль архетипов, использующих драконов, вспоминается разве что Жрец. Но использование копии Слова тьмы: Смерть будет гораздо более полезно и гибко. Потенциально, Ренд Чернорук может пригодиться, если мы увидим полностью подчиненную контроль архетипам мету с множеством легендарных карт, вот только вряд ли такое случится до следующей ротации стандарта.

Мажордом Экзекутус – Прикольная карта. Если бы Рагнарос имел 15 единиц здоровья, как Джараксус, она бы даже могла быть сильной. Но так как 8 здоровья практически всегда означают смерть на следующий ход, мощная сила героя ничем не поможет.

Принц Малчезар – Карта, предназначенная для игроков, которые хотят поиграть с легендарными картами, но их коллекция, пока что, выглядит бедно. На деле, вы просто замешаете в колоду 5 не самых лучших карт, что может быть полезно только при игре до усталости, чтобы получить преимущество. Успех любого другого противостояния заключается в уменьшении количества карт в колоде, что помогает более точно заполнять кривую маны.

Возможно стоит распылить

– В данный момент не используется в сильных колодах с драконами, но иногда является неплохой альтернативой если у вас нет многих легендарных карт. Хромаггус может стать на место одной из них, но, в других случаях, есть более достойные замены.

Великий Вор Рафаам – Использовался в ранних версиях контроль колод после выхода Лиги исследователей. Сейчас он является скорее бюджетной заменой других легендарных карт. Так же как и с Хромаггусом, если ваша коллекция мала и вы нуждаетесь в сильных поздних ходах, Рафаама можно использовать в этом направлении.

Мороуз – В текущей мете эта карта просто бесполезна, ведь есть много способов нанести 1 единицу урона существу с маскировкой. Но у Мороуза есть безграничный потенциал и после будущих дополнений он может быть использован в некоторых хороших колодах, хоть и вероятность маленькая.

На этом все, спасибо за внимание. Думаю, мы перечислили большинство легендарных карт, готовых к распылению. Но, если вы не согласны с какими-то выборами или считаете, что чего-то не хватает – пишите в комментариях.

Удачи в ладдере и до скорого!

Перевёл Handyhookem , отредактировала Blaze , оформил BeerPorter .