Основные элементы системы управления организацией.

Целевые – направление объекта управления на достижение заданной цели системы;

Целевые управляющие функции :

    планирование

    координации деятельности людей

    принятия решения

    стимулирования

    учета и контроля

    обеспечение подготовки исполнителей

Организационные –

обеспечивают использование оптимальных методов объединения элементов системы для обеспечения жизнедеятельности всех ее подструктур, реализацию целевой функции системы.

Приемы подготовки, принятия, организации, контроля за выполнением управленческих решений

В современной интерпретации управление рассматривается как «элементарная функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности».

Представление реального объекта как совокупности взаимодействующих компонентов характерно для системного подхода. При этом считается, что связи между компонентами такого объекта, определяемого как система, является более тесными, чем связи между этими компонентами и другими объектами, образующими среду системы. Таким образом, выделим следующие элементы управления как системы (см. схему 2).

Механизм управления включает в себя: цели, миссии, функции, принципы, методы управления.

Организационная структура управления определяется целями, функциями, продуктом предпринимательской деятельности.

Процесс управления технологии принятия управленческих решений и организация их реализаций.

Принцип управления правила, нормы, которыми следует руководить в своей деятельности в ходе решения задач, стоящих перед фирмой, предприятием:

С х е м а 2

Элементы система управления

принцип развития - способности развиваются в результате изменения условий жизни;

принцип универсальной талантливости - нет людей неспособных, есть люди, занятые не своим делом;

принцип неисчерпаемости - ни одна оценка человека при его жизни не может считаться окончательной.

Методы управления – способы, формы воздействия руководителя на подчиненных.

Основные методы управления и их характеристики

К экономическим методам относятся прогнозирование и планирование кадровой работы, расчет баланса рабочих мест и трудовых ресурсов, определение основной и дополнительной потребности в кадрах, источников ее обеспечения и др.

Организационно -распорядительные методы предполагают применение различных способов воздействия на работников и основываются на использовании установленных организационных связей, правовых положений и норм (например, на правилах внутреннего трудового распорядка, положениях о порядке проведения аттестации или высвобождения работников, инструкциях о порядке ведения учета и хранения трудовых книжек рабочих и служащих и др.).

Социально-психологические методы управления кадрами представляют собой конкретные приемы и способы воздействия на процесс формирования и развития трудового коллектива и отдельных работников, в связи, с чем они подразделяются на социальные и психологические. Первые призваны воздействовать на весь коллектив (социальное планирование, создание оптимального психологического климата, изучение общественного мнения и др.), а вторые - на отдельных работников (методы психологического отбора, изучения и оценки кадров и т. д.).

К социально-психологическим методам относятся:

Метод властного принуждения . Этот метод базируется на применении руководителем властных полномочий в отношении подчиненных, в том числе при наложении дисциплинарных высказываний. Метод принуждения является необходимым методом при воздействии на недобросовестных подчиненных, нарушающих служебную дисциплину и законность. Вместе с тем, принуждение формирует страх перед возможным наказанием за совершенные (даже неумышленно) ошибки и меняет мотивацию труда – формируется мотивация избегания наказания, формализм, снижается инициативность т.д. Метод принуждения – не главный метод воздействия на подчиненных, а поэтому должен применяться руководителем осторожно с обязательным учетом индивидуальных психологических характеристик работников.

Метод вознаграждения . Подкрепление поведение работника, основанное на объективной оценке достигнутых им результатов в деятельности. Применение вознаграждения или поощрения эффективно при соблюдении следующих правил: индивидуализации вознаграждения; соответствия стимула достигнутым результатам; гласности при объявлении поощрения; наращивание стимулов в связи с достижениями в работе; учета ожиданий работников при выборе вознаграждения.

Двенадцать способов вознаграждения:

    деньги (материальное вознаграждение);

    одобрение поведения и деятельности подчиненного;

    признание эффективности служебных действий;

    предоставление свободного времени;

    предоставление любимой работы;

Способствование профессионально-личностному росту;

Продвижение по служебной «лестнице»;

    предоставление самостоятельности в работе;

    учет личных интересов работника;

    достижение взаимопонимания;

    ценные подарки, призы;

    представление к правительственным наградам и досрочному присвоению специальных званий.

Метод примера (харизмы) . Этот метод основывается на позитивном влиянии профессионально-личностных качеств и способностей руководителя в отношении подчиненных. В этом случае часто наблюдается идентификация подчиненного с руководителем, осознанное или неосознанное подражание стилю деятельности и признание его авторитета как лидера. Авторитет руководителя обладает определенными элементами внушающего воздействия и заставляет подчиненных неосознанно подражать манерам поведения своего непосредственного начальника. К числу харизматических характеристик личности руководителя относят: энергичность поведения руководителя и заражение им своей энергией окружающих; внушительную, солидную внешность, независимость характера; отличные риторические способности, достойную и уверенную манеру поведения, адекватное восприятие восхищения собой со стороны окружающих.

Метод влияния через участие подчиненных в управлении . Привлечение работников к участию вариантов и принятию управленческих решений. Большое значение для привлечения подчиненных к участию в управлении играет система обоснованного и своевременного делегирования полномочий.

Метод убеждения . Убеждение - это воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. Убеждение основано на логике и аргументации своей точки зрения. Начинается убеждение с попытки понять точку зрения подчиненного, его мотивацию поведения и позицию. При это, очень важно достигнуть доверительности в процессе беседы с работником, найти точки согласия в позициях. И всячески их развивать. Эффективное слушание руководителем подчиненного, проявление эмпатии и терпения в беседе с подчиненным, является хорошими предпосылками эффективности убеждения.

Таким образом, управленческие отношения представляют собой сложное сочетание объективных и субъективных составляющих. Управленческие отношения, с одной стороны, определяются материальными, техническими, экономическими факторами, а с другой стороны – складываются между людьми, отражая тем самым их психологические особенности.

    Психологические закономерности управленческой деятельности

Как известно, управление осуществляется через взаимодействие людей, поэтому руководителю в своей деятельности необходимо учитывать законы, определяющие динамику психических процессов, межличностных взаимоотношений, группового поведения. К числу подобного рода закономерностей можно отнести следующие. Закон неопределенности отклика (или иначе закон зависимости восприятия людьми внешних воздействий от различия их психологических структур. . Дело в том, что разные люди и даже один человек в разное время могут по-разному реагировать на одинаковые воздействия. Это может приводить и нередко приводит к непониманию потребностей субъектов управленческих отношений, их ожиданий, особенностей восприятия той или иной конкретной деловой ситуации. И как результат - к ошибке в деятельности.

Закон неадекватности восприятия человека человеком . Суть его состоит в том, что люди не всегда могут постичь другого человека с такой степенью достоверности, которая была бы достаточна для выполнения принятия решении относительно этого человека.

Закон неадекватности самооценки . В принятии любого управленческого решения руководитель должен принимать во внимание адекватность самооценки подчиненных, так как в случает завышенной самооценки – подчиненный может браться за сложные задания, но решать их не достаточно продуктивно. В случаи заниженной самооценки подчиненного: он не всегда берет инициативу в свои руки, даже если его компетентность в решении данной задачи гораздо выше.

Закон расщепления смысла управленческой информации . Любая управленческая информация (директивы, постановления, приказы, распоряжения, инструкции, указания) имеет объективную тенденцию к изменению смысла в процессе движения по иерархической лестнице управления. Это обусловлено, с одной стороны, иносказательными возможностями используемого естественного языка информации, что ведет к возникновению различий толкования информации, с другой - различиями в образовании, интеллектуальном развитии, физическом и, тем более, психическом состоянии субъектов анализа и передачи управленческой информации. Изменение смысла информации прямо пропорционально числу людей, через которых она проходит.

Закон самосохранения . Его смысл состоит в том, что ведущим мотивом социального поведения субъекта управленческой деятельности является сохранение его личного социального статуса, его личностной состоятельности, чувства собственного достоинства. Характер и направленность моделей поведения в системе управленческой деятельности напрямую связаны с учетом или игнорированием этого обстоятельства.

Закон компенсации . При высоком уровне стимулов к данной работе или высоких требованиях среды к человеку нехватка каких-либо способностей для успешной конкретной деятельности возмещается другими способностями или навыками. Этот компенсаторный механизм часто срабатывает бессознательно, и человек приобретает опыт в ходе проб и ошибок. Однако следует иметь в виду, что данный закон практически не срабатывает на достаточно высоких уровнях сложности управленческой деятельности.

Наука управления, естественно, не исчерпывается приведенными выше психологическими законами. Существуют многие другие закономерности, честь открытия которых принадлежит ряду выдающихся специалистов в области психологии управления, чьи имена и присвоены этим открытиям. Таковы законы Паркинсона, принципы Питера, законы Мерфи и другие.

С 50-х годов в менеджменте используется системный подход.

Система – это целостная совокупность элементов или звеньев и связей между ними.

Структура – упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов.

Элементы системы – отдельные части, выделенные по тому или иному принципу, являющиеся ее структурообразующими факторами и играющие роль подсистем. Последние, хотя и относительно самостоятельны, различным образом взаимодействуют в рамках системы: граничат, обусловлены друг другом (порождение одних элементов другими) и взаимное влияние. В результате взаимодействия у элементов и формируются общесистемные качества, т.е. признаки, свойственные системе в целом и каждому из них в отдельности.

Любая организация – это система. Управление ей – тоже система. В понятии «система управления» элементами ее выступают все работники, участвующие в процессах управления. Система управления предполагает те связи, которые характеризуют отношения управления, которые возникают тогда, когда осуществляются функции и полномочия управления. Т.О. Система управления – это совокупность связей общей целеустремленности, согласованности действий, восприятия решений, это связи подчиненности в соответствии с распределением полномочий на принятие управленческих решений.

Система управления – это иерархия связей и звеньев, осуществляющих процессы управления в социально-экономической системе, существующих внутри нее и тесно с ней взаимосвязанных.

Система управления складывается из функциональных подсистем (НИОКР, производство, финансы, кадры, маркетинг).

Структурно система управления состоит из управляющей и управляемой подсистем, в единстве образующих субъект управления, а также механизма их взаимодействия, включающего совокупность полномочий, принципов, методов, норм, процедур, регламентирующих порядок осуществления управленческих действий по отношению к объекту управления. Системный подход требует рассматривать субъект и объект управления как единое целое и во взаимосвязи с внешней средой. Под управляющей подсистемой понимается та часть системы, которая вырабатывает, принимает и транслирует управленческие решения, обеспечивает их выполнение, а под управляемой ту, которая их воспринимает и реализует на практике.

В основе формирования системы управления лежат семь факторов:

1) Цель управления. Должна быть реальной, ясной, конкретной, доступной. Лишь в этом случае возможно сделать декомпозицию цели, позволяющей представить цель в совокупности ее составляющих целевых установок (дерево целей) и определить, насколько каждая из них нуждается в специализированном звене для ее достижения.

2) Объект управления. Система управления отражает его особенности, назначение, структуру, производственно-технологические характеристики. Она строится в соответствии с потребностями объекта и для их удовлетворения. Нет системы управления вообще, есть система управления конкретным объектом, а сама она рассматривается как его часть.

3) Функции управления. Функции – виды деятельности, которые определяют дифференциацию и интеграцию управления (см. Функции менеджмента).

4) Полномочия управления. Необходимы в качестве права на принятие управленческих решений. Распределяются и закрепляются за звеньями, а их наличие или отсутствие характеризует звено системы управления. Делают систему управления иерархической. Характеристиками полномочия являются: состав функций, в рамках которых реализуются полномочия; объем полномочий (состав проблем, разрешаемых при реализации полномочий); масштаб полномочий (состав и количество звеньев, подчиненных полномочному звену); компетентность (минимально необходимая информация для принятия решений); трудоемкость (затраты усилий на реализацию полномочий).

5) Трудоемкость функций и полномочий. Обязательно учитывается при распределении функций и полномочий. Она определяет как саму возможность их эффективной организации, так и величину звена системы управления.

6) Информация. Трудоемкость самым непосредственным образом связана с фактором объема информации, ее распределения и обработки с помощью последнего фактора:

7) Технические средства.

Главным в системе управления является обособление звеньев. Звено – организационно обособленная единица системы управления по критерию специализации и комбинации функций, а также объема и масштаба полномочий управления.

В качестве звена выступают должность, отдел, служба, подразделение и т.д.

Наиболее важное различие звеньев управления проявляется в сочетании полномочий и функций управления, закрепляемых за одним звеном. По этому критерию различают следующие звенья:

1) Линейное звено управления – объем полномочий равен объему функций. (Обычно – первый руководитель в рамках определенного объекта управления).

2) Функциональное звено – объем полномочий значительно меньше объема функций., в рамках которых работает данное звено. (Нередко только разрабатывает варианты решений, передавая на принятие линейному звену).

3) Линейно-функциональное звено – объем полномочий ограничен частью объема функций, но главное в деятельности звена – полномочия. (Главный экономист, главный инженер).

4) Функционально-линейное звено – полномочия ограничены не только частью функций, закрепленных за звеном, но и определенными условиями их реализации. (Полномочия – возможность, но не обязанность).

Система управления представляет собой состав и комбинацию различных звеньев, связанных между собой по функциям и полномочиям. Но состав и связи звеньев разнообразны, поэтому можно построить следующую типологию систем управления:

1) Линейная система управления. Характеризуется совмещением в звеньях функций и полномочий, состоит из одних только линейных звеньев и обладает преимуществами: единоначалие, простота связей и определенность зависимостей. (Либо как фрагмент композиции крупной системы управления, либо в масштабах небольшого предприятия).

2) Функциональная система управления. Недостаток – переплетения функциональных зависимостей, множественность подчиненности. (В композициях крупных систем управления и в ситуациях, когда особенно важны профессиональный анализ проблемы и разработка вариантов управленческих решений).

3) Линейно-функциональная система управления. Разделение деятельности линейных и функциональных звеньев при усилении координации их функционирования в процессе управления. Недостатки – опасность разобщенности функциональных звеньев и увеличение работы по координации их деятельности. Возможность легкой специализации функций и однозначности подчинения функций. (В крупных компаниях).

4) Штабная система управления. Выделения всех или большинства функциональных звеньев в штаб с собственным руководством – звеном функционально-линейного типа. Полномочия этого звена, как правило, ограничено только условиями управления функциональными звеньями, но не распространяются на нижестоящие линейные звенья. Ориентирована на решение комплексных проблем, согласование решений многофункционального типа, благоприятную организацию функциональных звеньев. Опасность потери связей функционального и линейного блоков системы управления.

Управление организацией представляет собой непрерывный процесс воздействия на производительность работника, группы или организации в целом для наилучших результатов с позиций достижения поставленных целей.

Цели организации будут реализованы только при условии, что ее деятельность должна быть тщательно скоординирована. Отсюда следует, что управление это необходимый вид деятельности организации. От размеров и структуры организации зависит сложность управленческой деятельности и необходимость ее отделения от других функций.

Система управления состоит из следующих компонентов - механизм управленческого воздействия и совокупность всех элементов, подсистем и их взаимосвязей, а также процессов, обеспечивающих функционирование организации в заданном направлении .

Традиционно в системе управления предприятием выделяют две части - управляющую и управляемую.Управляющая часть состоит из дирекции, менеджеров, информационных подразделений, обеспечивающих работу руководящего звена. Эта часть называется административно-управленческим аппаратом. Информация представляет входное воздействие и конечный продукт управляющей части. На данном уровне принимаются управленческие решения, такие как результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора из множества вариантов достижения желаемой цели.

Управляемая часть подразумевает союз из различных производственных и функциональных подразделений, обеспечивающих производственный процесс . Поступающие на вход управляемой части и выходящие в результате зависят от типа организации.

Система управления состоит из четырех основных элементов:

центр управления, сравнивающий фактический и заданный выход и в случае необходимости вырабатывающий управляющее воздействие;

2) контролирующая структура, измеряющая и передающая информацию о состоянии выхода;

3) канал обратной связи;

4) выход основной системы.

Если рассматривать управление как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, то он необходим для того, чтобы формулировать и достигать желаемые цели организации.

Планирование подразумевает постановку желаемых целей организации и определение алгоритм действий работников, необходимых для реализации этих целей. Неопределенность окружающей среды помогает частично преодолеть планирования организации . Планирование для успешного осуществления должно носить непрерывный характер с постоянной корректировкой целей на основе достигнутых промежуточных результатов.

Организация как одна из функций управления подразумевает создание некоторой структуры. Структуризация работы множества элементов позволяет определить цели, какие задания и кто будет выполнять.

Одна из функций - мотивация. Функция мотивации целиком и полностью лежит на руководителях, неважно сознательно они занимаются мотивацией при этом или нет. Очевидно, что и описывают многочисленные теории мотивации, успешно мотивировать можно только после выявления потребностей.

Контроль обеспечивает достижение поставленных организацией целей. Можно отметить следующие необходимые элементы (стадии) контроля: установление стандартов; измерение достигнутого и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами; корректировка серьезных отклонений от плана. На последней стадии можно пересмотреть цели исходя из требований ситуации.

По параметру направление управляющего воздействия персонал организации можно разделить на две немаленькие категории - руководители и неруководители.

Руководителями или управляющими являются субъекты организаторской деятельности, принимающие решения, влияющие на действия других людей, отдающие приказы и контролирующие их исполнение.

К неруководителям или неуправляемым относят объекты организаторской деятельности, исполняющие приказы руководителей и не вправе принимать решения, влияющие на действия других людей.

Руководители в организации несут определенные функции, играют свои роли. Функции руководителей четко разграничены. Кроме разделения функций руководителей и неруководителей необходимо развести также и управленческую работу.

Руководители низового звена -- это руководители, которые находятся непосредственно над не управляющими работниками. Они контролируют выполнение производственных заданий и отвечают за непосредственное использование выделенных ресурсов (сырье и оборудование). Названия должностей низового звена могут быть: заведующий отделом, старшая медсестра, заведующий кафедрой и мастер. Управленческая карьера часто начинается с самого низового звена.

Работа в низовом звене является разнообразной. Особенностью данной работы является частый переход от выполнения одной задачи к другой, а также ей присущ также короткий срок выполнения заданий. Младшие начальники много времени общаются с непосредственными подчиненными и гораздо меньше с начальством.

Среднее звено координирует и контролирует низовое звено. Должности среднего звена называются, например декан факультета или заведующий отделом, а также и директор филиала и т.д.

Характер работы руководителей среднего звена в разных организациях имеет различную характеристику. Существуют организации, которые предоставляют таким руководителям довольно большую ответственность, что делает их работу схожей с работой начальников высшего звена. Работа носит творческий характер и включает постановку проблем, их обсуждение, предложение вариантов действий и разработку рекомендаций.

От функций возглавляемого подразделения зависит работа начальников среднего звена. Таким образом, если оно связано с производством, то руководитель среднего уровня будет координировать работу низового звена, много времени заниматься анализом данных о производительности труда и свойствах продукции / услуг, обсуждать возможности разработки новых видов продукции / услуг с инженерами. При условии занятия внешними связями организации возглавляемые подразделения, то бумажная работа будет отнимать большую часть времени, оставшееся время будет потрачено на общение, в том числе различные заседания.

Менеджеры среднего звена посредничает между высшим руководством и младшими начальниками. Средний менеджмент исполняет особую роль проводников великих идей высшего руководства к низшему менеджменту и персоналу в общедоступной форме.

Роль среднего менеджмента не ограничивается на этом. На представителей этой группы управляющих возлагается задача стимулирования творчества работников и снижение рутинной повседневной деятельности, а также способность к обучающейся организации и созданию мыслящей организации.

Руководители высшего уровня выполняют особую роль по принятию важнейших (как правило, стратегические) решений .

Высшие руководители выполняют большой объем работы, причем их работа не имеет четко очерченных границ. В связи этим, высшие руководители не могут определить успешность своей деятельности. Одним из критериев успешности является продолжение и эффективность деятельности организации, но при этом внешняя среда постоянно меняется, и риск неудачи остается высоким.

Таким образом, управление представляет собой процесс воздействия на систему с целью поддержания заданного или перевода её в новое состояние. Элементами системы управления являются следующие: выход основной системы; контролирующая структура, измеряющая и передающая информацию о состоянии выхода; канал обратной связи и центр управления, сравнивающий фактический и заданный выход и в случае необходимости вырабатывающий управляющее воздействие.

Социальные системы являются упорядоченными, целостными; функционально и технологически неоднородными; иерархичными по структуре; динамичными с точки зрения состава и количества элементов.

Обычно они постоянно развиваются, эволюционируя в направлении усложнения (хотя иногда могут временно стабилизироваться или даже деградировать). Это развитие протекает под влиянием противоречивого взаимодействия внешних и внутренних факторов. Поэтому оно неравномерно (может быть прерывистым, скачкообразным) и не всегда предсказуемо.

Важная особенность социальной системы (как и органической системы вообще) состоит в том, что небольшие изменения в одном из ее элементов могут вызвать «цепную реакцию», привести к серьезным последствиям для нее в целом. Это свойство широко используется в управлении: с помощью небольшого адресного воздействия в нужный момент легко достичь крупных результатов (об этом говорит так называемая теория рычага).

Для того чтобы социальная система была устойчивой, правильно сориентированной, а следовательно, жизнеспособной, она должна обладать управляющим элементом {системой управления). Последний осуществляет ориентировку, интеграцию и контроль функционирования отдельных ее частей, поступления ресурсов, результатов и т. п., их коррекцию на основе обратной связи.

Жизнеспособность социальных систем обеспечивается также рациональным использованием ресурсов, разумным сочетанием политики самообеспечения и интеграции с другими системами; поддержанием стабильности структуры, норм, культурных ценностей.

Система управления организацией представляет собой весьма сложное образование, включающее следующие взаимосвязанные элементы:

Органы (субъекты) управления (должности, подразделения);

Коммуникационные каналы;

Набор методов, технологий, норм, правил, процедур, предписаний, полномочий, определяющих поведение работников и порядок выполнения тех или иных действий.

Принципами построения системы управления являются:

Соответствие целям организации;

Сопряженность функций и полномочий;

Ориентированность на определенный уровень компетентности персонала;

Допущение неформальных связей;

Обеспечение эффективного контроля;

Гибкость и адаптивность.

Как и любая органическая система, система управления находится в постоянном развитии. Это развитие может быть экстенсивным (путем увеличения числа субъектов, связей между ними) и интенсивным (за счет рационализации функций, процедур и т. д.).

Система управления характеризуется:

1) составом, соподчиненностью, информационной нагрузкой элементов, способом их взаимодействия;

2) уровнем централизации или децентрализации полномочий;



3) степенью специализации и регламентации функций;

4) стабильностью или изменчивостью поведения;

5) открытостью или закрытостью (восприимчивостью или невосприимчивостью

к внешним влияниям);

6) техническим оснащением.

Системы управления можно разделить на два типа: с жестко регламентированным управлением на основе заданий и с мягким управлением с помощью целей, сроков, лимитов расходования ресурсов. В любой иерархической системе управление происходит в условиях неполной информированности систем более высокого уровня об истинных целях, ресурсах и ограничениях низовых систем.

Определенное соотношение субъектов управления, связанных между собой

коммуникационными каналами, образует структуру этой системы, отражающую статику менеджмента, а совокупность методов, технологий и проч. - его механизм.

Структурно система управления состоит из управляющей и управляемой подсистем, границы между которыми весьма условны. Они взаимодействуют с помощью механизма управления, который соответствующей частью принадлежит каждой из них.

Под управляющей подсистемой можно понимать ту часть системы управления, которая вырабатывает, принимает и транслирует управленческие решения, обеспечивает их выполнение. Она имеет иерархическую структуру во главе с направителем (центральным звеном). Им может быть индивид или коллектив (например, совет директоров).

Понятию «управляющая подсистема» близко понятие «субъект управления», однако они не тождественны. В состав субъекта входят только те элементы подсистемы, которые связаны с выработкой решений (на каком бы уровне они ни находились).

В общефилософском смысле субъект - это лицо, способное к выбору деятельности, исполняемой роли для себя и для других, собственных целей и способов их достижения.

Субъекты классифицируются по характеру, содержанию и масштабу деятельности.

К управляемой подсистеме относятся элементы, которые воспринимают управляющее воздействие и преобразуют в соответствии с ним поведение того объекта, на который оно направлено.

Объект управления представляет собой все те элементы организации, которые, воспринимая управленческое воздействие, подчиняют ему свое функционирование и развитие. В качестве объекта можно рассматривать рядовых исполнителей, процесс, отношения и т. д.

Нужно иметь в виду, что объект управления отличается от субъекта не сам по себе как таковой (субстанциально), а выполняемыми функциями. Поэтому, например, одно и то же лицо в разных ситуациях может быть и тем и другим. Обычно субъект управления по масштабу меньше объекта и сложность его ниже, но он более активен и динамичен; объект же, наоборот, инертен.

Иногда возникает ситуация, когда дальнейшее развитие объекта управления может идти несколькими путями. Это порождает неопределенность (энтропию). Чем больше существует вариантов дальнейших действий, чем сложнее выбирать из них лучший, тем ее степень выше и тем сложнее осуществлять управление. Если управление имеет официальный характер, то его субъект организационно и юридически оформляется в виде должности (совокупности должностей), образующих подразделение управления. Но субъект может действовать и без такого оформления. Главное, чтобы он генерировал и реализовывал соответствующие решения.

От субъекта управления следует отличать субъекты управленческой деятельности - живых людей - руководителей и сотрудников подразделений, участников процесса управления

Для того чтобы взаимодействие между субъектом и объектом управления было эффективным, необходимо выполнение ряда условий.

Во-первых, они должны соответствовать друг другу, быть совместимыми. Это позволит им полностью реализовать свои потенциальные возможности, избежать многих сбоев и «накладок».

Легко представить себе, например, такой случай, когда человек, сам по себе умный и способный, становится руководителем в той области деятельности, которую плохо знает. Понятно, что решения, принимаемые им, окажутся малопонятными для подчиненных, и последние не смогут трудиться с необходимой отдачей. Если руководитель и подчиненный не будут совместимы психологически, то рано или поздно между ними начнутся конфликты, которые окажут самое негативное влияние на результаты работы.

Во-вторых, в рамках единства субъект и объект управления должны обладать относительной самостоятельностью. Предусмотреть все необходимые действия в конкретных ситуациях из-за удаленности от места событий, незнания деталей, интересов объекта и его возможных психологических реакций, особенно в непредвиденных обстоятельствах, как правило, затруднительно. Поэтому принятые наверху решения могут быть неоптимальными.

В-третьих, субъект и объект управления должны осуществлять между собой двустороннее взаимодействие, определенным образом реагируя на информацию, полученную от другой стороны. Это облегчает корректировку последующих шагов, которые обеспечивают их приспособление к изменению внешней среды и друг к другу.

В-четвертых, как субъект, так и объект управления должны быть заинтересованы в четком взаимодействии (один - в получении необходимых в данной ситуации команд, другой - в своевременном и точном их исполнении).

Подобная ситуация возникает в том случае, когда личные цели участников управленческого процесса будут совпадать и одновременно соответствовать объективным целям объекта управления. Ведь возможность субъекта управлять обусловлена готовностью объекта следовать поступающим командам.

Перечисленные условия должны обеспечить управляемость объекта, т. е. его адекватную реакцию на управляющее воздействие. Высокая реактивность может иметь форму готовности исполнения требований, сотрудничества; низкая - бездействия, противодействия, формальных действий.

Управляемость зависит от таких обстоятельств, как знания и опыт персонала,

соответствие стиля управления условиям внутренней и внешней ситуации, достаточность полномочий руководителя, социально-психологический климат.

В рамках системы управления между объектом и субъектом существуют самые разнообразные связи: непосредственные и опосредованные; главные и второстепенные; внутренние и поверхностные; постоянные и временные; закономерные и случайные.

Через эти связи осуществляется действие механизма управления, который должен:

Соответствовать целям и задачам объекта управления;

Учитывать реальные условия осуществления управленческой деятельности;

Предусматривать надежные, сбалансированные методы воздействия на управляемый объект;

Поддаваться контролю;

Иметь возможности для совершенствования.

Система управления должна быть эффективной. К признакам ее эффективности можно отнести:

1) высокую оперативность, надежность, качество принимаемых решений;

2) минимизацию затрат времени, связанных с их подготовкой;

3) экономию общих издержек и расходов на содержание аппарата управления;

4) улучшение технико-экономических показателей основной деятельности

и условий труда;

5) снижающуюся долю административных работников в персонале организации.

Эффективность функционирования системы управления можно повысить с помощью более надежных обратных связей; своевременности и полноты информации; учета социально-психологических особенностей участников; обеспечения оптимального размера подразделений.

Вопросы и задания

1. Вспомните, что означают следующие понятия: система; социальная система; система управления.

2. Перечислите основные признаки системы.

3. Вспомните особенности социальной системы; рассмотрите свою учебную группу как разновидность последней.

4. Объясните, в чем сходство и в чем различие между управляющей и управляемой подсистемами, с одной стороны, и между субъектом и объектом управления - с другой; попытайтесь изобразить соотношение этих элементов графически.

5. Перечислите требования системы управления к управляющей и управляемой подсистемам.

6. Объясните, что такое управляемость и от чего она зависит. Охарактеризуйте степень управляемости своей учебной группы.

Тема № 3: Сущность и функции менеджмента

Характеристика элементов системы управления

Элементы системы управления характеризуются следующими параметрами и показателями:

1. Технология управления – это совокупность взаимосвязанных управленческих процессов, направленных на обоснование, выработку, принятие и выполнение управленческих решений:

· состав и структура управленческих процессов, процедур и операций;

· длительность управленческого цикла;

· удельный вес управленческих операций рутинного и творческого характера;

· повторяемость и длительность процессов, процедур и операций;

· уровень типовых технологических процессов управления;

· уровень регламентаций процессов управления;

· ритмичность управления процессов управления;

· качество выполнения процессов управления;

· затраты на выполнение процессов, процедур и операций управления и т.д.

2. Методы организации управления – это совокупность способов и приемов управления, обеспечивающих достижение цели и решение задач предприятия:

· удельный вес организационно-административных, экономических и социально-психологических методов управления;

· обеспеченность нормативными, методическими и другими документами;

· уровень учета и контроля исполнения решений;

· уровень качества используемых методов управления;

· уровень мотивации труда;

· уровень творческой активности членов трудового коллектива;

· уровень организации делопроизводства и т. д.

3. Организационная система управления (ОСУ) – это совокупность специализированных органов управления, взаимодействующих, взаимосвязанных для достижения целей и задач предприятия:

· состав и количество управл. подразделений на иерархических уровнях управления;

· состав и соотношение целевого, линейного, функционального и обеспечивающего управления;

· тип существующей структуры управления;

· соответствие коэффициента управляемости к норме управляемости;

· уровень качества ОСУ;

· затраты на управление по подразделениям;

4. Информация – это совокупность сведений или данных, необходимых для обоснования выработки принятия управления решений по достижению целей и задач предприятия:

· виды, структура и объем информации;

· уровень информационного обеспечения;

· периодичность поступления информации;

· затраты на обработку информации;

· схема информационных потоков, схема документооборотов и т. д;

5. Технические средства управления – совокупность технических средств, применяемых для сбора, обработки, представления и использования информации управленческого персонала:

· виды и кол-во технических средств;

· качество технических средств;

· стоимость и цена потребления технических средств;

· удельный вес прогрессивных технических средств;

· возрастной состав технических средств;

· обеспеченность техническими средствами;

· уровень автоматизации решения управленческих задач;

· уровень организации рабочих средств и т. д;

6. Кадры управления – работники всех уровней управления:

· численность управленческого персонала, в целом по предприятию и всем подразделениям;

· удельный вес менеджеров и исполнителей;

· профессиональный и возрастной состав;

· квалификационный и образовательный уровень;

· текучесть кадров;

· условия труда;

· уровень трудовой дисциплины;

· оперативность принятия решений;

· соответствие занимаемым должностям;

· уровень обеспеченности кадрами управления.

7. Решения (результирующий элемент управляющей подсистемы) – акты, результат, конечный продукт управленческой деятельности:

· состав, структура и количество решений;

· полнота и обоснованность решений;

· своевременность решений;

· уровень исполнения решений;

· уровень регламентации решения;

· повторяемость решений;

· количество принимаемых решений;

· оперативность решений;

· затраты на принятие выполнение решений;

8. Технология производства – совокупность взаимосвязанных производственных процессов:

· прогрессивность тех. процессов;

· удельный вес основных и вспомогательных тех. процессов;

· удельный вес ручного труда;

· обеспеченность тех. обработки;

· уровень автоматизации тех. процессов, их длительность и качество и т. д;

9. Методы организации производства – совокупность способов организации производства:

· структура типов производства;

· уровень специализации;

· уровень конструкции, кооперирования и комбинирования производства;

· периодичность запуска партий;

· технический уровень производства и его ритмичность.

10. Производственная структура – состав и соотношение между производственными подразделениями:

· состав цехов, участков и бригад;

· территориальное расположение подразделений;

· внутрипроизводственные связи, материальные, финансовые, трудовые, производственные;

· распределение численности работающих по подразделениям;

· обеспеченность производства новыми разработками (инновационная политика).

11. Предметы труда – сырье, материалы, полуфабрикаты и т.д.: состав, объем, обеспеченность, использование, затраты, запасы, периодичность поставок, качество поставок, естественные и не естественные потери.