Пилот юрий яшин в какой авиакомпании работает. Влюблённый в небо

Планирование, здравствуйте.
- Добрый день, меня зовут Яшин Юрий второй пилот А-320, московский лётный отряд, я бы хотел уточнить, у меня рейс стоит в Мюнхен, там запланировано 2 вторых пилота, не подскажете мою роль в этом рейсе?
- Да, конечно, секундочку. Вы запланированы как safety pilot.
- А, ок, спасибо. Хорошего дня.
- Спасибо и вам всего хорошего. До свидания.

О, как! Хорошо что не в Кемерово или Абакан, а то лететь ночь на откидном кресле то еще удовольствие.

На международные рейсы я, как правило, приезжаю за 2:20 до вылета, тем более на незнакомые направления. Но Мюнхен уже как дом родной, да и задачи на этом рейсе у меня совсем другие, так что приеду как требуют правила нашей авиакомпании за 1:30.

На подходе к Домодедово небо резко потемнело, клубы пыли были чуть не вырвали фуражку из рук, если бы не очки, в глазах наверное можно было картошку сажать. Ускорился. Начало накрапывать, почти побежал. Шаг в центрифугу двери и за спиной с небес кто-то вылил ушат воды. Фуууххх, успел! Нет ничего более противного и некомфортного, чем мокрая ткань одежды.

Смотри, сынок, дядя - летчик. Может мы с ним сейчас полетим?

Оборочиваюсь, симпатичная худенькая брюнетка, лет 28, без кольца на пальце, с ней пацанёнок лет четырёх. Наклонился к парню:

Ну рассказывай, куда летите?

Малыш бросил испуганный взгляд и в один момент скрылся за маминой стройной ножкой.

Мы в Болгарию отдыхать. А вы?
- А я в Мюнхен. И как вы наверное уже поняли совсем не отдыхать. :)

Хотел сказать что лечу поужинать, но меня бы точно не поняли! :)

- Жаль, а то мы... я... бы не против с таким пилотом полетать.

И прям в глаза смотрит. Оооууу как это было сказано! Настолько двусмысленно, что я даже на секунду дар речи потерял! Это я! Который никогда за словом в карман не лезет! Просто настолько неожиданно! Пауза затягивалась, надо было как-то реагировать:

Нууу, я думаю, что слетаем ещё. Я уверен. Хорошего вам полёта. Ну и до встречи.

Вот девка, а! В раз лишила меня равновесия! Молодец, ничего не скажешь! :)))

За первым барьером, рамкой металоискателя, папаша с таким же четырёхлеткой:

Сын, а вот этот дядя - лётчик. Смотри какая у него форма.

"Нееее, ребятушки, простите, но так можно и на вылет опоздать если каждому малышу внимание уделять" подумал я и ограничившись улыбкой, направился к проходной для экипажей.

Бодрый вечер! Яшин летит в Мюнхен!
- Проходите Яшин, хорошего полёта - улыбается девушка на проходной.

Прошел медконтроль, спускаюсь в штурманскую.

Всем здрасте. А кто в Мюнхен?

Парень слева махнул рукой и опять погрузился в бумаги. Ой дружище, как я понимаю каково тебе сейчас, в памяти все живо. :) Познакомились, глянул погоду, неисправности по самолёту, пробежался по предупреждениям по аэродрому, определились с заправкой, я готов. Приятно когда не приходится ворошить всю эту кучу бумаг.

Я вам пока не нужен?
- Не, Юр, пока нет.
- Я тогда пойду кофейку возьму. Никто не хочет?
- Не, спасибо.

Спустился в столовку, взял латте с собой, зашел на метео, посмотрел на локатор метеообстановки - вся Москва и Подмосковье под слоим дождевой облачности, но гроз нет и это радует. Возвращаюсь в штурманскую. Ну что где там наш самолёт? Обещали в 16 минут посадку, из Казани летит. Пока нет. Открываю Flightradar 24, ага, вот он, уже на прямой, минут через 5 будет на стоянке.

Юра, ты бывал в Мюнхене? и нтересуется капитан-инструктор
- Да, бывал, и не раз.
- Понятно, ну значит будешь помогать.
- Конечно буду, а куда ж я денусь? :)

Самолёт на стоянке. Пора.

Автобус весело мчится по перрону, разметая в мелкую водяную пыль зазевавшиеся на его пути лужи. Мимо пробегают Боинги и Эйрбасы, СиЭрДжи и Эмбраеры обтекающие миллионами дождевых капель, запах керосина, аэродромная суета, все это настолько близко, что на ум приходит только одна мысль - это моё, это моя жизнь, это мой алтарь.

Юра ты идешь? - улыбается Андрюха стажёр.
- Ой, что-то я задумался! Конечно иду! Мне уже есть хочется, а дома есть нечего. Так что точно иду! - шучу в ответ.

Поздоровался с самолётом, осмотрел его, похлопал по аккуратному брюшку, теперь можно и на самолёт. Самолёт только прибыл и его оцепили не менее двух десятков человек, который должны его подготовить к следующему рейсу. Их настолько много и они настолько суетливы, что найти в самолёте укромный уголочек невозмжно, везде ты всем мешаешь. Ну и ладно, пойду на улице постою.

Сегодня надел пиджак первый раз за 1,5 месяца, что за погода, блин, середина июля! Солнышко, что-то ты рановато скрылось за облаками, погреться еще хочется, давай-как выглядывай уже. Сколько там до вылета? Тааак, 30 минут. Пора в кабину, скоро придут пассажиры.

Экипаж готов, ждут меня чтобы провести брифинг для вылета. Пока капитан проводит брифинг, я проверяю правильность ввода данных в компьютер самолёта, сверяю правильность выбора скоростей для взлёта. Всё, все необходимые операции выполнены, двери закрыты, поехали.

Запускаем двигатели.

Слева направо хвостом вперёд прополз гигант Трансаэро. Его крыло настолько близко прошло над нашей кабиной,что я зауважал этого исполина еще юольше. Какой же он все-таки здоровый.

Рулим к полосе.

Siberia 797, ready for departure!
- Siberia 797, wind 280 at 6, runway 32 left, cleared fo takeoff!
- Cleared for take off, Siberia 797!

Не успев оторваться от земли, въехали в эту серую, мокрую мерзость висящую над аэродромом. Работает моя смена: Игорь на кругу, Макс на 6 секторе, Стас на 3 секторе... Приятно услышать родные голоса. Мыслено пожелал парням спокойной смены.

Набрали эшелон и самолёте запахло горячей едой. Эххх, поскорей бы, что-то так есть хочется, как никогда! :) Во время ужина, с каптаном еще раз выразили своё сочувствие пилотам боингов - держать поднос с едой на коленях - это оказывается настолько неудобно! слава инженерам Airbus, и чтобы там не говорил Лётчик Лёха! :) (Лёха, прости, но это реально неудобно!)

Дальше начался обычный учебный полёт - капитан задавал вопросы стажёру, а тот пыхтя и краснея пытался на них ответить. Надо сказать, что процентов на 30 я бы тоже не ответил, вопросики были ещё те. :) Вывод? Учить, учить и еще раз учить! :)

Я был в Мюнхене уже раз 6 наверное и ни разу не было такого чтобы нас как-то неграмотно подводили к полосе, всегда все очень адекватно и понятно. И когда я слышу разговоры пилотов, что в Мюнхене все очень сложно и лучше слетать 10 раз в Самару чем один раз в Мюнхен, я реально не понимаю, откуда такие понятия. Реалии таковы, что бояться надо не Мюнхена, с его отточенной службой движения, а Московского подхода - вот где все возможные "бонусы" на заходе! Как приходится "корячиться" в Москве, снижаясь, уменьшая вертикаьное превышение от профиля снижения, гася скорость, выпуская колёса и механизацию и это все вместе в одну минуту. Выполнять команды диспетчеров, которые противоречат другу другу.. Ну и так далее.

Вот и сегодня снижать нас начали издалека и оказавшись на схеме, мы были намного ниже нашего профиля и приступили к гашению скорости. В Мюнхене есть некоторые особенности: чтобы не беспокоить жителей окраин аэродрома, пилоты обязаны выдерживать определённые скорости на конечном этапе захода на посадку, и выпускать колёса и полностью механизацию уже в непосредственной близости полосы. Это все для того чтобы двигатели как можно дольше работали на режимах малого газа ну или близким к нему, чтобы не оглушать рёвом жителей.

А вот и Мюнхен.

Шоссе, которое проходит прямо под рулежной дорожкой.

ЭйрБерлинчики греются на солнышке. И правильно делают. В Мюнхене +28!

Зарулили. До вылета более часа. Сходил в duty free. Купил колбасок, горчицы, кофет. Вернулся на самолёт, девчоки угостили мороженым, сидим едим, над чем-то ржём... Пришёл представитель, спросил разрешения на посадку пассажиров... Конечно можно! Девчонки по местам, мы в кабину.

Сосед по гейту.

Брифинг.

Инструктор внимательно слушает стажёра.

Поехали домой.

Среди пользователей Instagram растёт популярность страницы, на которой молодой потомственный лётчик выкладывает фото из рейсов. Москва, Норильск, Берлин, Семипалатинск, двуглавый Эльбрус, Большой и Малый Арарат, море огней большого города и причудливые облака до горизонта...

НСН удалось выяснить, что страничку ведёт второй пилот авиакомпании S7 Юрий Яшин , и поговорить с ним в перерыве между рейсами. (Поверьте, найти такое «окошко» было не так просто!) С первых же минут беседы стало понятно, что и в наше прагматичное время в небе есть место романтике.


- Как простой российский лётчик стал «звездой инстаграмма»? Как получилось, что ваша страничка в соцсети по популярности превратилась едва ли не в СМИ?

Ну нет: я не считаю, что являюсь какой-то звездой Instagram – там есть настоящие звёзды. Но не буду отрицать: мои странички в этой соцсети и в ЖЖ действительно стали популярными. Мне кажется, это потому, что они честные. Я там не только показываю то, что вижу, но и пишу о том, что чувствую в данный момент. Это рождается само по себе, и, как правило, во время полётов или после.


- Признаемся: просматривая ваш Instagram перед беседой, нас так потянуло в небо и вообще в дорогу! К каждой фото прилагается ещё и рассказ... Откуда такое умение писать? Это чистый экспромт или результат упорных тренировок?

Вы про небольшие тексты-комментарии? Я пишу их на одном дыхании, никак не готовлюсь. Просто я долго хотел стать пилотом и стал им. Это было моей детской мечтой. Я внук пилота и сын пилота, и почти все мои игрушки были связаны с авиацией… Так что в этих комментариях и подписях я просто открыто выражаю свои чувства - словами, которые нравятся людям.


- А ваш дед и отец были гражданскими пилотами или военными?

Гражданскими, и летали они в основном на вертолётах. Просто мы раньше жили, в Норильске, а на Крайнем Севере вертолётная авиация очень востребована.

- Кроме всех прочих в вашем Instagram есть фото из Ейского военного училища лётчиков… Как получилось, что вы учились там, а в итоге стали гражданским пилотом?

Я оканчивал Ульяновский институт гражданской авиации, а в Ейске мы проходили военные сборы после военной кафедры. Военная жизнь заняла всего месяц.


- Много ли времени в полёте удается посвящать фотографии и не отвлекает ли это от работы?

На самом деле, времени для съёмки в полёте очень много, особенно если он длительный. Сейчас в авиации есть чёткое разделение ответственности между капитаном корабля и вторым пилотом; все обязанности делятся пополам. Пилоты всё делают вместе: забирают документацию, принимают решения о количестве топлива, заливаемого в самолет, и так далее. Плюс автоматика сейчас на очень высоком уровне, и пилоту нет необходимости держать штурвал весь полёт. Так что во время отдыха или перерывов на еду есть время поснимать.

- На что вы снимаете и как?

Снимаю на Canon Mark 2, хотя есть на страничке и телефонные, и планшетные снимки. Но телефона, я считаю, достаточно только для того, чтобы сделать селфи, не более того. А когда нужно сделать что-то серьёзное, особенно при слабом освещении, телефон сразу начинает пасовать.


- Для пилота география полета – это дело не всегда добровольное, но есть ведь ещё личные предпочтения. У вас очень много фотографий с Крайнего Севера и очень много гор. Это как раз то, что можно назвать вашими любимыми местами?

К счастью или к сожалению, у меня нет постоянных направлений. Можно летать шесть дней в Петербург и при этом за всю неделю не сделать ни одного кадра. Просто глазу не за что зацепиться. А потом сфотографировать что-то невероятное на простом рейсе типа Москва - Воронеж, где лететь-то всего 35 минут...

- …То есть любой регион для вас чем-то интересен?

Да, конечно. Я могу сказать, что, пролетая над самой обычной средней полосой, где нет крупных горных массивов или глубоких озёр, можно увидеть, как небо или земля рисуют такие картины, от которых теряешь дар речи. Очень сложно сказать, какие направления более фотогеничны, - очень многое зависит от времени суток, времени года, прозрачности атмосферы. Нельзя сказать рецепт хорошей фотографии, так как каждая из них уникальна. И в этом их, по-моему, самая большая ценность.


- А вы не мечтаете о славе фотографа? Или по крайней мере человека, который делает персональные выставки...

Мечты стать фотографом у меня не было никогда, но это дело я всё равно очень люблю и занимаюсь этим со школьной скамьи. В 80-е годы, ещё младшим школьником, я ходил в кружок. Помню темную тёмную комнату с красными лампами, что такое фотобумага и проявка.

А сейчас фотографией я занимаюсь только для души. А то, что пришла такая популярность в Instagram, для меня просто хорошее побочное явление. Я никогда не занимался пиаром своей страницы, взаимными подписками, лайками и прочим. Я просто занимаюсь интересным делом, описываю работу, которую люблю, и делюсь этим. Большего мне и не надо.


- То есть разговор про классно продуманный пиар S7 – это не более чем слухи?

Полностью слухи. Более того, моя авиакомпания узнала обо мне только тогда, когда мой Instagram уже стал популярным… Мне вообще часто задают подобные вопросы: живой ли я человек и кто мне пишет – намекают на пиар-группу авиакомпании. Если вы зададите тот же вопрос нашему пиар-отделу, то они вас уверят, что я всё делаю сам. Просто моё хобби приносит компании некоторые плюсы.

- А как на это смотрят коллеги? Может, кто-то послужил вдохновением, например Лётчик Лёха в «Живом Журнале»?

Алексей Кочемасов, известный под ником «Лётчик Лёха», послужил для меня катализатором. Не просто показал, что можно и нужно фотографировать, но и показывать это людям. Так сказать, приближать их к тому красивому миру, который недоступен пассажиру из окошка иллюминатора.


- А до Кочемасова пилоты в небе снимали? Ну, чтобы на такую широкую аудиторию…

Думаю, да. И у моего отца, и у моего деда есть фотографии с воздуха. Отец, который много летал по Крайнему Северу, в фотоальбоме сохранил множество подобных фотографий. Может, когда-нибудь и опубликую их у себя.


Да и множество моих коллег старшего возраста, с которыми мне доводилось летать вместе, часто говорят, смотря в окно на закат: «Как же красиво!». Первый раз, когда я это услышал, у меня мурашки по телу побежали - не мог поверить, что человек, пролетав всю жизнь, вдохновляется такими пейзажами, как в первый раз. Ведь пилоты – действительно романтики на все сто процентов.



Все фото -

Я стал совсем редко писать в свой журнал. И фото копятся со скоростью болида, и слова и мысли крутятся ураганом в голове, и требуют выхода.. НО.. Я совсем ничего не успеваю. Поэтому, друзья, следующие посты будут "из прошлого" и только в фото-формате, так как на тексты временных бонусов я уже не найду. Но сегодня совсем не об этом.

Рейс в Ашхабад достаточно прост по своей сути, если бы не расписание. Вылет в 1:30 ночи и прилет в Москву в 10:30 утра. Тяжеловато. Перед каждым ночным рейсом я мечтаю о капсуле из фильма "Пятый элемент" где нажал кнопку и сразу уснул. Чтобы выспаться перед ночным рейсом, приходится готовить себя заранее - встать по-раньше, пол-дня бороться со сном (а в таком состоянии и дела особо не поделаешь) и потом часиков в 4 вечера лечь и уснуть. Но и уснуть та еще проблема - обязательно кто-то начнет сверлить, ругаться, топать и еще миллион раздражающе-мешающих звуков. И это понятно - дом живет своей жизнью и ему без разницы, что где-то на кровати лежит пилот и пытается заснуть перед долгим ночным рейсом. И ничего не предъявишь - по закону можно.

Сегодня поспать все же получилось и в бодро-добром расположении духа я шагаю по блестящему кафелю Аэропорта, который уже стал близким товарищем. Я всегда здороваюсь с ним как с другом и порой мне кажется что он мне отвечает. Когда-то скрипом двери, когда-то шумом металлоискателей, а когда-то прекрасной сотрудницей САБ (службы авиационной безопасности) на проходной. Привет, дружище Домодедово, рад тебя видеть.

Ну что, Юрец, как полетим?...

Я первый раз лечу с этим капитаном и сразу такое предложение. Приятно. Ну тогда полечу "туда" пилотирующим. Аэропорт простой и каких-то особенностей не предвидится, но галочку поставить надо - был, летал, сам.

Туда - я, обратно - ты.
- Ок, Юрец, как скажешь. :)

По дороге встретили рассвет, щурясь от яркого света, залившего копит очередным небесным утром.

Перед касанием электронный голос как-то непривычно быстро начал отсчитывать оставшиеся футы до земли, но это было ожидаемо - фактическая масса всего лишь на 400 килограмм была меньше максимальной посадочной, которая составляет 64,5 тонны, самолет тяжелый. Голос заверещал и я чисто механически чуть перетянул сайдстик на себя, выравнивание самолёта произошло чуть выше чем я предполагал, но запаса по углам хоть отбавляй и после установки режима двигателей на малый газ и начала просадки самолёта я еще поддтянул его и касание произошло практически неощутимо. Посадка.

Юрец, мне показалось высоковато выровнял немного.
- Да, Серёга, соглашусь, но сел то нормально и это главное. Ведь так? :)
- Да я просто, без претензий. :)
- Да ладно, без претензий он! По любому хочешь меня подколоть! :)))
- Ну ладно, раскусил, блин! :)))

"

Аэропорт по-хорошему поразил своим уровнем. Чистота, порядок и даже какой-то уют. А машина сопровождения вообще поставила точку в предложении "Ашхабад крут."

Загружается багаж под пристальным взглядом бортпроводника.

Пока я бездельничаю и фотаю все подряд, Кэп готовит машину в обратный путь

Пора домой.

Доброе утро дамы и господа. С вами говорит ваш капитан и сегодня мне помогает второй пилот Яшин Юрий....

И через несколько минут мы взмыли в серо-облачные и немного мокрые небеса. Но через 30 минут облака рассеялись и под ногами заблестели соляные озера Астраханской области.

Волгоград.

На пол-пути домой в кабину заглянула бригадир:

Юр, а какая у тебя фамилия?
- Яшин. А что?
- Да пассажир спрашивает, говорит не расслышал.
- Понятно.

Ушла. Минут через пять возвращается.

Он тебе какую-то записку пишет!
- Дааа? Очччень интересно. :)

Ну а еще через пять минут, Света принесла мне вот эту записку.

"

Андрей, хоть я и не пилотировал в обратную сторону, твоя записка как венец признания моего творчества (если это так можно назвать). Спасибо тебе, самое настоящее спасибо.

Что сказать, друзья? Когда я завел аккаунт в жж, как в принципе и в инстаграме, я и не предполагал такого интереса к моим мыслям и моей персоне. Но сейчас ко мне подходят в метро, в больнице, в ночном клубе, в магазине незнакомые люди и говорят спасибо за мой журнал. И я по честному счастлив, счастлив от того что мои мысли и мои добрые эмоции разделяют столько людей, ведь негативных комментариев на страницах журнала практически не встречается. Мой жж, как моё дитё, которое я ращу и воспитываю, но не один, а вместе с вами. Спасибо вам всем за то что вы у меня есть, спасибо за поддержку в трудные минуты и спасибо за то что теперь уже благодаря вам я "выкусываю" минуты из своего жизненного водоворота для создания постов здесь.

Московские небеса встретили меня летней красотой

20 июля 2018 года был для заместителя коммерческого Уфимского моторостроительного производственного объединения (входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации) Юрия Яшина последним рабочим днем перед отпуском. На следующий день Юрий Яшин с женой планировали улететь на отдых за границу. Его водитель также был в отпуске, и Юрий Яшин спустился в подземный паркинг, чтобы самому сесть за руль. Домой Юрий Яшин уже не вернется. Тело топ-менеджера полиция обнаружила следующим днем на одном из пустырей города. Расследование всколыхнувшего всю Башкирию убийства развивалось стремительно. На поиск убийц полиции потребовались всего сутки.

Зверское убийство заместителя коммерческого директора Уфимского моторостроительного производственного объединения (ОДК-УМПО) Юрия Яшина потрясло всю страну. Исполнители и заказчики убийства задержаны по горячим следам. Спустя пять дней после убийства Яшина дело выглядит практически раскрытым. Но так ли очевидны мотивы преступников или убийство - всего лишь ширма грандиозной коррупции в «Объединенной двигателестроительной корпорации»?

Как выяснилось, возле личного автомобиля Юрия Яшина ждали сразу четверо нападавших. До смерти забив свою жертву монтировками, они вывезли тело на окраину города. Все четверо успели при этом засветиться на оборудованных в доме камерах видеонаблюдения. Картина преступления указывала на разбойное нападение, но занимаемая Яшиным должность мешала верить в столь банальную версию.

Бандиты явно знали, что именно в этот день замглавы ОДК-УМПО поедет без водителя, а также о том, что с занимавшимся борьбой Яшиным трудно справиться в одиночку. Когда среди четверых задержанных киллеров оказался зять начальника отдела материально-технического снабжения завода Николая Ахмаметьева, от простого объяснения событий не осталось и следа.

Здесь было обнаружено тело Юрия Яшина

Следственные действия сразу же переместились в офис УМПО, где силовиков ждало немало интересного. В кабинете самого Яшина сотрудники региональных СКР и ФСБ нашли на нескольких топ-менеджеров компании, чьи имена не раскрываются, а на рабочем месте замдиректора по безопасности Олега Овчинникова обнаружены несколько миллионов рублей наличными.

Не сумев внятно объяснить их происхождение, Овчинников тут же был отправлен на допрос. Однако самым ценным для следствия стал упомянутый выше Николай Ахмаметьев. 65-летний снабженец завода без долгих запирательств показал, что заказчиком убийства был коммерческий директор ОДК-УМПО Сергей Евстафьев. Он же и нанял для убийства зятя Ахмаметьева Петра Бажина. Степень своего участия в преступлении Ахмаметьев свел к минимуму, заявив, что, обращаясь к зятю с деликатной просьбой, всего лишь выполнял «волю вышестоящего начальства». Петр Бажин слова родственника, весьма кстати заключившего сделку со следствием, не оспаривал. И Николай Ахмаметьев, в отличие от зятя, тем же днем отправился домой в необременительном статусе свидетеля по делу.

Вечером 26 июля Советский суд Уфы арестовал Сергея Евстафьева и четырех исполнителей убийства на два месяца. Все пятеро отправились в следственный изолятор прямо из зала суда. Им грозит 20 лет тюрьмы либо пожизненное заключение Со слов обвиняемых, Евстафьев не скрывал конфликт с Яшиным, говоря, однако, что детали конфликта в устах бандитов меняются каждый день.

Сначала Бажин утверждал, что, по словам заказчика, Юрий Яшин «тянул под себя бизнес». СИЗО быстро сблизило Сергея Евстафьева с подельниками, и теперь они придерживаются общей версии о личной неприязни. Однако прозвучавшее слово «бизнес» может стать ключом к целому ряду уголовных дел, ведь то, что Евстафьев так по-хозяйски называл бизнесом, входит в «Объединенную двигателестроительную корпорацию» (ОДК), подконтрольную «Ростеху».

Тендеры ОДК-УМПО

Будучи заместителем коммерческого директора, Юрий Яшин действительно имел непосредственное отношение ко всем тендерам предприятия. Нередко при проведении закупок он выступал заместителем председателя конкурсной комиссии. Сами тендеры также оставляют ряд вопросов. Бросается в глаза, что из 814 тендеров, в которых ОДК-УМПО выступил заказчиком, 682 тендера приходятся на относительно некрупные контракты. В денежном выражении суммарный объем этих контрактов превышает 4,8 млрд рублей. Сведения о победителях тендеров в системе госзакупок зачастую отсутствуют. Встречаются крупные контракты, которые без конкурса доставались дочерним структурам Уфимского моторостроительного производственного объединения.

Перечисленные обстоятельства создают простор для коррупционного маневра и во многом объясняют обыск в квартире замдиректора по внутризаводской кооперации и сторонним заказам Владимира Ключникова, о котором сообщали некоторые источники. Однако нарушения в сфере закупок на ОДК-УМПО, если таковые имели место, могут оказаться лишь вершиной айсберга, основная часть которого находится в глубинах «Объединенной двигателестроительной корпорации».

Еще недавно ОДК была частью ликвидированной в этом году корпорации «Оборонпром», входящей в «Ростех». «Оборонпром» представлял собой распределителя финансовых потоков, непрерывно лившихся из бюджета. Средства распределялись между дочерними структурами, среди которых холдинг « », «Объединенная авиастроительная корпорация» и ОДК. В последние три года потоки денег стали особенно бурными. В 2015 году Минфин предоставил ОАК 100 млрд рублей на развитие авиастроения. Аттракцион невиданной щедрости совершенно случайно совпал с назначением экс-министра обороны Анатолия Сердюкова индустриальным директором по авиационному кластеру «Ростеха».

Какая часть этих средств пошла на развитие авиационных двигателей, сегодня трудно сказать. Однако год спустя ведомство предлагает докапитализировать ОАК и ОДК за счет священной коровы отечественного бюджета - компании «Роснефтегаз». Планируемый объем вливаний составлял свыше 100 млрд рублей до 2025 года. Среди трех основных направлений финансирования значился двигатель ПД-35. Его разработка планировалась силами сразу нескольких предприятий, включая ОДК-УМПО. Во всяком случае, глава уфимского предприятия Евгений Семивеличенко открыто заявлял об участии ОДК-УМПО в проекте. Будущее такой кооперации легко оценить по проекту турбовентиляторного двигателя ПД-14, над созданием которого также трудились в УМПО. Перспективный, как следует из названия, двигатель создавался общими усилиями 10 лет и до сих пор не пущен в серийное производство.

За 2016 и 2017 год «Роснефтегаз» инвестировал в туманную перспективу отечественной авиации 26,6 млрд рублей. Чем больше денег получала ОДК, тем скупее становился ее менеджмент. Руководство корпорации изобрело неординарный способ сэкономить средства, который можно описать одним емким словом «распродажа». Поскольку двигатели в двигателестроительной корпорации сплошь перспективные, а торговать нужно чем-то реальным, в ход пошла земля промзон. С молотка ушли два участка завода «Климов» в Санкт-Петербурге. Чудом избежало той же участи Московское машиностроительное предприятие имени В.В. Чернышева, к земле которого руководство ОДК жадно присматривается уже несколько лет.

Еще одним нетривиальным способом экономии для двигателестроительной корпорации стала торговля собственным именем. Очереди за столь ценным товаром не видно, потому покупать его вынуждены собственные структуры. Так, в январе этого года ОДК-УМПО приобрело бесценный бренд АО «ОДК» за каких-то 373,7 млн рублей, а уже через месяц предприятие берет кредит Сбербанка на 264 млн рублей. Более талантливой можно считать только сделку по продаже бренда погрязших в коррупции «Вертолетов России» дочернему Роствертолу за почти 1,5 млрд рублей. Не ошибся Сергей Чемезов, охарактеризовав куратора авиационной промышленности Сердюкова как человека, который «деньги умеет считать».

Посчитали деньги и в «Роснефтегазе», который в 2017 году наотрез отказался выплачивать дивиденды, лишив таким образом Минфин 156 млрд рублей. Правительство в текущих экономических условиях явно не готово финансировать вечно перспективные двигатели. И первым это понял все тот же Сердюков. Уже в январе 2018 года почти бесшумно был ликвидирован «Оборонпром», объединявший все авиационные структуры «Ростеха». Анатолий Сердюков сохранил за собой кресло индустриального директора авиакластера. При нем осталось и членство в советах директоров многих авиакомпаний. Только одну из них Сердюков предпочел добровольно покинуть. Этой компанией стала ОДК-УМПО.

И в раскрытом по горячим следам убийстве Юрия Яшина самым главным остается содержание таинственных папок с компроматом, о которых следствие наверняка постарается забыть.