Проекты современных домов в стиле модерн. Дома в стиле модерн (21 фото): лучшие проекты

Дома в стиле модерн появились в конце XIX - в начале XX века. Многих заинтересовало использование новых материалов и форм. Словом, возникло желание отвлечься от классики. Под воздействием этих факторов развивалась архитектура. Модерн 20 века отличается выразительностью. Для него характерно использование передовых технических средств и новейших материалов.

Общие сведения

Проекты домов в стиле модерн отличаются отсутствием прямых углов и линий. Также данный стиль подразумевает наличие округлых форм. Основной отличительной чертой дома в стиле модерн (фото будет представлено ниже) являются растительные мотивы. В каждой стране этот стиль называется по-разному. Однако России прижился именно под таким наименованием.

Основные особенности

При строительстве дома в стиле модерн мастера стремятся к созданию единой предметной и пространственной среды. Для этого используются дугообразные линии. Создается такое впечатление, что они начинают перетекать сами в себя.

Особенности фасадов

При строительстве дома в стиле модерн в большинстве случаев архитекторы применяют железобетон и металл. Они не прячутся под штукатуркой. Их прямое эстетическое назначение выходит на первый план. Также встречается множество стеклянных элементов. Речь идет о мозаике на а также витражах в оконных и дверных проемах.

Главные особенности дизайна

Чем отличается модерн? Дома выглядят весьма занимательно. Основная их изюминка заключается в изображении внутренности снаружи. Соответственно, внешний облик указывает на эстетику планировки и функциональность здания в целом. Что касается асимметричных фасадов и художественной обработки, то они олицетворяют целесообразность и комфорт помещений. Очень часто встречаются дома в стиле модерн, выполненные из дерева. Они, как правило, украшаются следующими элементами:

  1. Грубыми балконами.
  2. Лестницами.
  3. Террасами.
  4. Лоджиями.
  5. Галереями.

Их отличает присутствие ряда неодинаковых по формам и размерам дверей и окон.

Другие направления

Отдельное ответвление стиля - северный модерн. Дома, построенные в соответствии с его канонами, отличаются суровостью. Это свидетельствует об индивидуальности климата. Также к отличительным чертам данного стиля можно отнести эркеры, шестиугольные окна и остроугольные крыши.

Особое течение

Существуют планировки, совершенно не похожие на проекты домов в стиле модерн. В 80-е годы направление начало возрождаться, но только уже с новым названием. Конечно же, речь идет о неомодерне. Новый стиль избавился от сложных деталей и ненужных излишеств. Архитектура этих сооружений больше напоминает офисные варианты, чем жилые помещения.

Особенности деревянной застройки

Красивые дома в стиле модерн становятся таковыми благодаря своеобразной гармонии. Иногда "деревянное" направление называют манерным. Речь идет о вершине архитектурного творчества. Оно отличается плавным орнаментом и изяществом отдельных линий. Все это будто создано природой. Экстерьер и интерьер составляют единое целое. Любая деталь подбирается со вкусом, граничащим с гротеском. Все нежилое пространство охватывается образно-символическим замыслом и единым орнаментальным ритмом. Стиль вырос на развалинах, которые когда-то были сталинским номенклатурным классицизмом. Отечественный деревянный модерн является помесью стилей и эпох. Что касается динамики здания, то она переходит в витражи и стены, которые наполнены внутренней красотой и безукоризненными пропорциями.

Современные реалии

Что, в сущности, представляет собой модерн? Речь идет о сложных композициях из разных материалов и фактур, изогнутых линиях, орнаментах и филигранной пластике. Как правило, это ручные работы или авторские произведения, которые выполняются по заказу. Некоторые элементы изготавливаются в единственном экземпляре. В частности, это относится к декоративным панно, росписи стен и потолков, а также кованым ограждениям. В соответствии с этим реализация проекта многократно усложняется и становится существенно дороже. Что касается выполнения проектов домов в данном стиле, то это невероятно трудно. Требуется пристальное внимание ко всем деталям и утонченная техника рисунка. Каждый элемент нуждается в тщательной проработке.

Создание дизайна

И растительные мотивы встречаются повсеместно. В частности, это касается мебельной расцветки, рисунка обоев и Некое подобие ветвей образуется сплетенными гибкими полосами. В отделке стен можно увидеть интересные оттенки сиреневого, оливкового и серебристого. Благодаря подобным комбинациям создается иллюзия присутствия живой природы. Это своеобразная основа вдохновения для художников.

Особенности интерьера

Мебель в домах, выполненных в стиле модерн, является функциональной и декоративной одновременно. Ее обивка в обязательном порядке украшается ирисами, чертополохами и тюльпанами. Внешний облик кресел, кушеток и диванов также отличается наличием растительных черт. Стебли изображаются изогнутыми плавными линиями. В настоящее время весьма популярно искусственное состаривание элементов. Оно применяется при декорировании аксессуаров и мебели. Что касается домов в стиле модерн-хаус, то тут присутствуют стеклянные вазы и лампы. На них имеются изображения фигур Здесь редко встретишь основное потолочное освещение. Чаще всего используются торшеры и светильники. Интерьер таких домов отличается непринужденностью и легкостью. Подобной иллюзии можно достичь с помощью кованых элементов и прозрачных струящихся тканей. Что касается современных проявлений этого стиля, то на первый план выходят причудливые аксессуары и витиеватые орнаменты. Ручная работа выглядит весьма оригинально. При этом допускается использование ее дорогой имитации. В помещениях очень часто встречаются ступени и подиумы.

Исторические сведения

Модерн очень вовремя заявился в Москву. В то время начала распространяться мода на строительство домов "под ключ". В связи с этим для зодчих открылась свобода творчества. Данный стиль пользовался большой популярностью на протяжении двух десятков лет. Таким образом, многие столичные архитекторы то и дело обращались к его элементам. С их использованием были построены многие московские здания. В качестве примеров можно выделить следующие:

  1. Ярославский вокзал.
  2. Скоропечатня Товарищества Левинсона.
  3. Гостиница "Метрополь".
  4. Здание страхового общества "Россия".

Выдающиеся сооружения

В особенности выделяются два основных усадебных проекта. В них принимал участие Вильям Валькот, который является известным британским архитектором. Также он внес весомый вклад в оформление Усадьбы соседствуют друг с другом в Пречистенском переулке. Это специальный заказ МТСАО. В свое время оно считалось основным "девелопером" столицы. Благодаря данной компании было инициировано строительство нескольких объектов, которые в дальнейшем превратились в памятники модерна. Речь идет о доме № 10. Он выполнен в соответствии с канонами лаконичного английского модерна. Дом приобретен Марией Федоровной Якунчиковой, которая была женой владельца текстильной фабрики и кирпичных заводов. Карл Гутхейль стал владельцев другого сооружения. Имеется в виду дом № 8. В начале XX века особняком стала владеть купеческая семья Карзинкиных. Несколько лет назад здание было отреставрировано. В настоящее время там располагается посольство Марокко. Стоит отметить, что для модерна не совсем, правда, характерен такой симметричный фасад. Прослеживается яркий контраст этого дома с особняком Якунчиковой.

Модерн, как архитектурный стиль, зародился в Европе. На родине окончательного оформления он не получил и развивался индивидуально в каждом государстве, в том числе и в России, вбирая в себя элементы той или иной национальной культуры. В России он стал самостоятельным, особенным направлением, наложившим свой отпечаток как на архитектуру, так и на живопись, скульптуру.

Изначально модерн задумывался, как стиль для богатых частных усадеб, особняков и вилл. Однако наряду с упрощением использовавшихся в раннем модерне приемов, его все чаще применяли при строительстве общественных зданий и доходных домов. Но и столетие назад, и сегодня русский модерн — признак роскоши и достатка. В минувшем веке над заказами состоятельных людей, тяготевших к эффектным решениям в архитектуре, трудились известные мастера.

Сегодня все чаще наши архитекторы, разрабатывая дизайн фасада загородных коттеджей обращаются к теме модерна. Причина вполне объяснима: творческие амбиции автора проекта могут быть в полной мере воплощены в соответствии с характерными признаками стиля в частном домостроении. Каждый дом в стиле модерн — это произведение искусства.

«Псевдорусский стиль»

Это направление характеризуется свободным варьированием древнерусскими приемами архитектуры, тесно сплетенными с европейскими чертами модерна. Среди русских архитекторов, творивших в русском или, как его стали позже называть, «псевдорусском» стиле, выделяется Иван Ропет, как никто другой изучивший средневековое русское зодчество. В конце 19-го века его приглашает в свою усадьбу Савва Мамонтов. Здесь Ропет строит баню-теремок — здание в один этаж с мезонином, резным крыльцом, четырехскатной кровлей, покрытой суриком и раскрашенной «в шашечку».

Массивная сундучная крыша на удивление легко сочетается с крохотными окошками и низкой дверью, спрятавшейся за крутым крыльцом. Сруб из бревен подчеркнуто массивен.

За свою практическую деятельность архитектор создал немало незаурядных сооружений. Чаще всего это были образцы «теремов» с русскими декоративными узорами, стрельчатыми окнами и деревянными башенками, резными наличниками — интерпретация русских национальных мотивов. Некоторые усадьбы руки Ропета сегодня оказались заброшенными, многие уже полностью разрушены или сгорели.


Усадьба Сазонова в Осташево (Чухломской район Костромской области), построенная Ропетом — одна из тех, которые еще можно спасти. Изящное деревянное сооружение с многоярусной крышей, щедро украшенное резными элементами, с округлыми абрисами модерна.

Взять на вооружение приемы «ропетовского» стиля сегодня особенно рекомендуется при строительстве деревянного дома — украсив его галереями, лоджиями, террасами, используя для фасада обработанные гладкие или грубые неотесанные балки, бревна. Натуральное дерево допустимо заменять на искусственные материалы, имитирующие древесину. Это не только облегчит конструкцию, но и продлит ее жизнь. Центральный фасад можно украсить изразцами или панно, скаты крыш, ставни и наличники — узорной пропильной резьбой («полотенцами», «подзорами» и так далее).


«Теремок» из Фленово, авторство принадлежит известному «сказочнику» Малютину. Главное украшение — окно с богатой деревянной резьбой по мотивам былин.

«Русский терем» можно создать, применяя кирпичную кладку. Здание может быть в один или несколько этажей, с треугольными фронтонами и зубчиками по фасаду, со шлемовидными башенками, как у церквей. Отлично сочетаются различные материалы, органично вписываются в стиль узорные фрагменты — майоликовые вставки, большие панно с растительным орнаментом.


Орнамент на фоне кирпичной стены — яркий и оригинальный элемент.
Изразцовый узорчатый фриз.

Северный модерн

Главным отличительным признаком русского «северного» модерна стало сочетание разных фактур в рамках одного контекста. Кроме того, петербуржский модерн всегда более тяготел к европейскому направлению, нежели, скажем, московский.

Здесь сооружения в стиле модерн практически повсеместно носят классический вид. Как правило, в Петербурге строились дома с несколькими различными и по высоте, и по конфигурации флигелями, с отличающимися по форме и размерам окнами. Выглядели здания монументально, имели массивные двери и порталы, округлые эркеры и остроугольные крыши, отделывались необработанным камнем. При этом везде прослеживаются характерные для модерна плавные изогнутые линии, пластика и графичность декора и фасада. В отделке — мотивы северной природы, животный мир, герои мифологических сюжетов. В общем облике домов можно найти кованые, керамические и скульптурные элементы.


Монотонно серые тона, массивный фасад, бесшовно соединенный в единый монолит, декор в виде фигурок птиц, окна разной величины и оригинальная рельефная штукатурка «под шубу». Истинный северный модерн.

Нередко облик дома перекликается с иными стилями — готикой, романским. Многоцветность практически отсутствует, используется минимум декоративных излишеств — в основном, барельефы скандинавского типа. В северном модерне явно проступает острота стилизации мотивов средневековой и народной архитектуры. Графика и сдержанность соседствуют с оригинальными приемами, как например, в построенном А. Гогеном особняке балерины Кшесинской — выпуклое капсуловидное окно зимнего сада, объединяющее пространство особняка с внешним миром.


Особняк Кшесинской на Кронверкском проспекте — большое здание с уникальным окном зимнего сада.
Особняк С.Н.Чаева — пример петербургского модерна с сочетанием в отделке фасада кирпича, гранита, штукатурки и майоликовой плитки. Угловой вход украшают узкие окна, расположенные по диагонали, и барельефы античной тематики.
Тыльный фасад особняка Чаева. Ротонда зимнего сада перекликается с особняком Кшесинской и позволяет говорить о влиянии А.Гогена на творчество создателя — архитектора В.Апышкова.

Наряду с северным модерном в Петербурге использовался в частном строительстве и классический европейский модерн. В нем присутствуют ноты фахверка и «замковые» типы конструкций.


Дача Гаусвальд на Каменном острове в Петербурге, считается первым зданием в России, возведенным в стиле модерн. Большая часть здания выполнена из древесины, фасад оштукатурен и отделан деревянными балками в стиле фахверк. Пристроенная башенка — из камня. Подчеркнутая асимметрия силуэта, изломанная линия порталов и крыши, деревянные террасы оформлены каменными столбами, цоколь — из бутовой плиты.

Московский стиль

Его можно назвать романтическим, а главным зодчим, конечно, Шехтеля с его неординарным подходом к планировке зданий. Лучший образец раннего русского модерна в Москве — особняк Рябушинского на Малой Никитской. В планировке наблюдается свободная асимметрия: каждый из фасадов скомпонован по-особому, в целом образуя композицию в виде уступов. Карниз сильно вынесен вперед, эркеры, балконы неравномерно выступают за пределы стен. По всему периметру повторяется растительный орнамент, в отделке используется керамическая плитка, в окнах — цветные витражи. Уличная ограда и балконные обрамления создают единый стиль.


Воздушный, светлый и просторный дом, создающий романтическое настроение. Керамическую плитку на фасаде венчает майоликовый пояс с изображениями ирисов, подобраны нежные тона, за неодинаковыми окнами хорошо видны помещения.
Одна из лучших работ Льва Кекушева. Дом Миндовского на Поварской практически не изменился с момента постройки.
Особняк Динга в Сокольниках. Обильный ленточный узор из лепнины, окна украшены мозаичными панно, нашлось место и деревянным резным панелям на щипце.

Русский модерн сегодня

Модерн называют «мимолетным» течением, возник он довольно неожиданно, некоторое время не принимался всерьез, и время его «правления» довольно быстро истекло. В Россию он пришел из Европы с серьезным опозданием, а период его бытования можно ограничить буквально пятнадцатью годами. Он с трудом интегрировался в какой-то единый формат и содержал множество заимствованных элементов. Современный же русский модерн все чаще можно наблюдать в загородном строительстве, а это значит, что модерн прошлого века оставил значительный отпечаток в нашей истории. Действительно, размах, широта, органичность и плавность модерна подходят для возрождения строительства частных особняков.


Образец нарядного русского деревянного модерна 21-го века. Пластичный орнамент деревянных элементов, тщательно и со вкусом подобранные цвета и фактуры, выполненные вручную изделия — эффектно и необычно.
Современная архитектура в стиле модерн. Округлость и тягучесть форм, кованые детали, лепнина, остекление большой площади. В строительстве использованы кирпич, каменные плиты для цоколя, гладкая и фактурная штукатурка. Над дверьми и окнами нетрадиционной формы с деревянными рамами — панно с природным пейзажем. Натуральные, теплые оттенки цветов.

Итак, каковы же основные приемы для построек в стиле русский модерн сегодня?

  • Смелое соединение в одной конструкции разных материалов, подобранных по цветовой гамме. Рубленые бревенчатые дома, кирпичные особняки, каменные постройки; часто — смешение типов.
  • Наличие элементов, характерных для русского зодчества — узорные резные наличники, ставни, башенки на крыше. Здание может напоминать русский терем, сказочный домик.
  • Балконы, крыльцо — с отделкой коваными узорами. Окна — большого размера, возможно сплошное остекление стен и витражи. Фасады украшены лепниной и барельефами из камня, много лоджий, галерей, лестниц, террас. Дверные и оконные проемы — сложно-овальной формы.
  • Над входом и по периметру стен — мозаичные изразцовые пояса, узорчатые фризы и майоликовые панно.
  • Общая стилистика — текучесть, мягкость, криволинейные очертания, отсутствие строгих симметрий, и обязательно — гармония с ландшафтом, окружающим дом.

Смотрите в нашей базе фасадов.

Представляем Вашему вниманию эффектный загородный особняк в стиле «Северный Модерн».

Загородный особняк в стиле «Северный Модерн»

История возникновения «Северного Модерна»

Источником вдохновения для создания этого проекта , стали архитектурные мотивы «Северного модерна», развитие которого в Санкт-Петербурге происходило в первые годы 20-го века под влиянием шведской и финской неоромантической архитектуры. В этих странах основным направлением в искусстве был национальный романтизм, широко использовавший сюжеты из сказок и былин. Отличительные черты зарождавшегося течения, это использование для оживления фасадов изображений птиц, растений, орнаментов, на основе северного фольклора. Взаимовыгодное сочетание искусственных и природных материалов. Цоколь, как правило, облицованный финским гранитом, с грубой обработкой, а кое-где тесанным с применением скульптурных элементов. В верхней части здания - отделочный кирпич или фактурная штукатурка под «шубу».




Одним из законодателей принципов стиля, ставшего основным направлением в архитектуре нашего города в 1900-ых годах 20 века, был Федор (Фридрих) Лидваль, представитель шведской диаспоры Петербурга. Вдохновение для своего творчества он черпал в работах таких крупных представителей неоромантизма в Швеции как Ф. Боберг и Г. Классон.


Здания, построенные по проектам Лидваля с 1901 по 1907 год, явили собой возможности нового ответвления модерна, значительно отличающегося от существовавшего на тот период варианта немецкого и австрийского модерна.


Наверное, теперь уже невозможно представить Каменноостровский проспект без фасадов и глубокого курдонера доходного дома семьи Лидвалей. Этот жилой комплекс во многом сформировал и обогатил облик города Петроградской стороны.

Другой визитной карточкой «Северного модерна» Санкт-Петербурга является, конечно, Особняк Кшесинской, архитектора А.И. фон Гогена. Особняк поражает оригинальностью решений, изысканностью пропорций, виртуозной прорисовкой деталей.


В Особняке Кшесинской, наверное, сконцентрированы почти все основные отличительные признаки «Северного модерна»: различные по высоте и конфигурации флигели, разные по форме и высоте окна, округлые эркеры, плавные изогнутые линии, графичность декора, кованные скульптурные элементы. А также, контрастное сочетание фасадных отделочных материалов - облицованного кирпича, гранита и майолики.

Недаром, по сей день, каждый архитектор, прогуливаясь по Петроградской стороне и наблюдая эффектные перспективы на Особняк Кшесинской, невольно хочет создать нечто подобное, прикоснувшись к архитектурному наследию большого мастера. Тем более, что работа над частным коттеджем , как нельзя лучше, открывает возможности для реализации творческих возможностей архитектора по использованию стилевых мотивов «Северного модерна».

Для современного архитектора такой объект, наверное, является азбукой стиля, настольной книгой для изучения и использования в своей практике архитектурных элементов и приемов.


Еще один шедевр «Северного модерна», объединивший в своей архитектуре основные черты и новаторские принципы стиля - Особняк С. Н. Чаева архитектора В.П. Апышкова. Здание являет собой яркую иллюстрацию уже устоявшихся приемов. Это сочетание разных по цвету и фактуре материалов - кирпича, «рваного» гранита, штукатурки и майоликовой плитки. Мастерски использованы на фасадах барельефы с античной тематикой. Надоконные перемычки и подоконники, выполненные из гранита серого цвета разных фактур, придают зданию необходимого контраста. При взгляде на особняк улавливается сходство с особняком М.Ф. Кшесинской.


Эти произведения - лишь некоторые представители замечательной художественной эпохи, навеки запечатленной в каменных фасадах нашего города.

Основы стиля, cформированные в 1900-ые годы 20 века, и по сей день являются богатой темой для работы современных архитекторов, особенно в коттеджном строительстве. Поэтому не удивительно, что в результате частых прогулок по главным магистралям и переулкам Петроградской стороны, архитектор, вдохновленный затейливыми видами особняков и доходных домов начала 20 века, приступил к работе над современным коттеджем в стиле «Северный модерн».

Приемы «Северного Модерна» в современном проектировании

Основой планировочных решений послужила асимметричная схема. Идея симметрии прослеживается только на главном фасаде - главный вход со светопрозрачным покрытием козырька расположен по оси здания. На стальных фасадах в разном порядке выступают ризалиты высотой на два этажа. По форме фасады достаточно просты и прямолинейны. Усложняет общую композицию примыкающая к боковому фасаду крытая терраса на мощных колоннах. Благодаря крупным выступающим элементам создается живописный разноуровневый силуэт, так характерный для особняков эпохи модерна.


Выразительную значимость зданию придает массивный цоколь высотой на пять ступеней, облицованный, в соответствии с традициями, рваным природным камнем темного тона. Между цоколем и плоскостью фасадов проходит широкий разделительный пояс из гладкого камня. Объединяющим фоном для всех элементов стал облицовочный кирпич светлого песочного цвета, благодаря которому эффектно выглядят горизонтальные вставки, эмитирующие голубую майоликовую плитку. Вставки расположены в виде фризов обрамляющих верх здания под профилированным карнизом. По углам здания мозаичный фриз визуально разорван широкими, слегка выступающими пилястрами из лицевого кирпича. Наверху пилястры акцентированы кованными ажурными декоративными элементами. Пластика фасадов выявлена в лучших традициях стиля - слегка западающими или выступающими элементами кирпичной лицевой кладки.


Яркий декоративный акцент на всех фасадах – углубленная в кладку стены перемычка над оконным проемом, в виде окрашенного металлического швеллера - прием, подаренный нам эпохой Модерна. В современном исполнении этот узел потребовал разработки многослойной конструкции стены с установкой утеплителя, для исключения мостиков холода.


Строение венчает активно выступающая пологая кровля. Плоскость подшивки свесов кровли задекорирована кессонами из дерева, выкрашенными в цвет оконных переплетов. У всех оконных заполнений верхнее завершение в виде фрамуг с мелкой характерной расстекловкой.


Дополняют благородный облик здания изящные акценты в виде металлических ажурных ограждений террас и конструкций козырька, окрашенных в один цвет с водосточной системой.


Внутреннее пространство коттеджа в стиле Модерн

Планировки коттеджа выдержаны в духе, соответствующем эпохи Модерн - свободная планировка, отвечающая функциям здания и асимметрия основных и второстепенных объемов.

На первом этаже доминирует объединенное пространство кухни-столовой, сообщающееся с лестничным холлом и прихожей. К прихожей примыкает вестибюль с гардеробом и кладовой для продуктов. Просторная гостиная в виде каминного зала, с широким арочным входом изолирована от остальных помещений. Из гостиной можно выйти на крытую террасу. На эту же террасу есть выход из спальни родителей хозяев. При спальне расположена своя ванная комната и гардероб. Приватная зона родителей, достаточно автономна от парадных помещений, что создаст им комфортные условия для их проживания и отдыха.


Пространство второго этажа организовано таким образом, что благодаря минимальному количеству несущих стен, при необходимости, можно видоизменить взаимосвязь и количество помещений. В предлагаемом варианте это холл с естественным освещением, хозблок с постирочной и гладильной, и две детские спальни, на которые приходится одна ванная комната. А также целое крыло, отведенное хозяевам дома - большая спальня, за которой закреплен кабинет, гардероб и просторный санузел.


На наш взгляд, такой коттедж, с тщательно проработанными деталями и элементами проникнутыми художественным духом эпохи Модерна, возможно, украсит не только загородный участок, но и городской пейзаж, не нарушив исторического облика, но возможно достойно и почтительно дополнив его.

Если Вас привлекает образ «Северного Модерна» и у Вас появилось желание обсудить варианты исполнения Вашего будущего дома в этом стиле, приглашаем Вас на встречу с нашими ведущими архитекторами в офисе компании «Азбука Строительства».