Создаём простое VR-приложение под Android с помощью Unity. Как создать VR-приложение

Увидеть то, что невозможно.

Разработка виртуальной реальности (VR) на заказ

Технология виртуальной реальности (Virtual Reality, VR) от Network Media позволит вам разместить свое сознание в любой выбранной вселенной виртуальной реальности. Говоря предельно просто, вы сможете поместить себя куда угодно: во вселенной может быть своя физика, графика, свойства объектов, и т. д. Наша компания создает и VR программы и оказывает услуги разработки VR игр на заказ.

Виртуальная реальность имеет широкую сферу применения. С ее помощью можно:

  • провести впечатляющую презентацию товара или услуги - например, посетить несуществующую яхту, или, например, космический корабль, и увидеть как он будет выглядеть вживую
  • демонстрировать динамический процесс развития какого-либо проекта - например, постройка многоэтажного комплекса, моделирование погодных явлений, и т.д.
  • провести интерактивную экскурсию, например - по древнему миру динозавров или вымышленному миру, например миру аниме-пиратов
  • увидеть группу людей с другой части света вместе, сидящими за одним столом - например, это будет удобно при виртуальных переговорах или ином виде социализации
  • вовлечь участников презентации, выставки, любого другого культурного мероприятия в новый формат интерактивного взаимодействия.

Способов применения технологии «виртуальная реальность» очень много. Мы готовы создать приложение виртуальной реальности на заказ практически под любую вашу идею и задачу, если это технически реализуемо на сегодняшний день.

Основные сферы бизнеса для применения технологии виртуальной реальности:

  • Промо VR для бизнеса и государственных структур в сферах B2G, B2B, G2C, B2C
  • Производство. Вы сможете продемонстрировать, как работает Ваша технологическая линия, каков процесс производства.
  • Архитектура и строительство. Вы сможете продемонстрировать, как будет выглядеть будущее сооружение, как оно будет устроено изнутри.
  • Военная сфера: обучение в военных целях солдат, например, командные бои и тренировки против несуществующего противника
  • Luxury сегмент - продажа сложных или дорогостоящих товаров и их предварительная демонстрация
  • Медицина (интерактивные тренажеры операций в виртуальной реальности)
  • Туризм (вы сможете продемонстрировать любые локации для завлечения туристов: "путешествие по Антарктиде", "подводное путешествие по Байкалу", "путешествие по горам Камчатки" и многое другое)
  • Автобизнес (моддинг, тюнинг, аэрография)
  • Образование (сфера виртуальной реальности открывает новые способы демонстрации и обучения. Теперь вы сможете показать такие вещи, которые было сложно или невозможно объяснить ранее. Астрономия - "Полет в космосе", или "Хождение по марсу", Физика - "Как работает электричество?", Биология - "как работает иммунная система?" История - "Как убили Линкольна?" и т.д.)
  • Дистанционное обучение (включая сложные симуляции) и экскурсии по музеям (включая те, которых не существует)
  • Сфера инноваций (вы сможете продемонстрировать, как работает ваш новый аппарат и чем он отличается от конкурентов, еще до этапа его создания вживую)
  • Сфера развлечений (от создания VR игр на заказ, до разработки VR игр-квестов для квест комнат)
  • Научная сфера (археология, химия, механика, баллистика, и другие науки)
  • Event-индустрия
  • Киноиндустрия и шоу-бизнес (например, мультфильм в VR, где Вы можете бродить по локациям)

Что вы получите

Как Network Media подходит к разработке виртуальной реальности на заказ

Выполняем полный комплекс работы по созданию виртуальной реальности. Этот комплекс, в частности, включает:

  • отрисовку виртуальных объектов . Одними из основных направлений деятельности Network Media является и любой сложности, в том числе - создание игр виртуальной реальности на заказ. Поэтому мы знаем, как сделать объект максимально реалистичным или, наоборот, подчеркнуто мультяшным
  • создание анимаций объектов .
  • создание физики мира
  • создание локации виртуального мира
  • интеграция с иными системами и датчиками (например, Xbox Kinect или Playstation Move) Это позволяет сделать объект «настоящим». То есть, если виртуальный объект располагается, например, на столе, то его можно будет обойти вокруг, подойти ближе, рассмотреть в мельчайших подробностях и почти потрогать. Если он расположен на другом подвижном объекте - допустим, на стуле, то сможет двигаться вместе со стулом
  • дополнительные услуги или, вернее, возможности. Мы можем написать для Вас программу, которая интегрируется с VR, к примеру, серверную часть (позволяющую смотреть интерактивность в онлайне), или, к примеру, программу эмуляции полета пилота самолета, с изменяемой физикой в программе. Мы также создаем VR игры на заказ, более того, мы первые стали оказывать услуги написания игр виртуальной реальности на заказ в России. Кроме того, при заказе создания приложений и игр виртуальной реальности, дополнительно мы также можем перенести отдельные объекты в .

Если сама идея виртуальной реальности вам нравится, но вы не знаете, как ее реализовать, наши специалисты всегда готовы подсказать вам идеи реализации, принять участие в их обсуждении.

Ваши выгоды

Как виртуальная реальность на заказ от Network Media увеличит вашу прибыль

В зависимости от ваших целей и задач, с помощью технологии VR вы получите возможность:

  • значительно выделится на фоне конкурентов за счет WOW-эффекта, использования передовой технологии
  • привлечь максимальное внимание к своему продукту . Вашу виртуальную инсталляцию запомнят и будут обсуждать, что поспособствует росту популярности продвигаемого продукта
  • отобразить то, что нельзя увидеть глазом в реальности. Хотите показать мир атомов или открытый космос? Данная технология откроет перед Вами поистине новые возможности.

1. Изучаем оборудование

Спросите себя: меня интересует разработка для десктопных устройств, наподобие HTC Vive, или меня больше привлекают мобильные устройства вроде Samsung Gear VR или Google Cardboard? Если вы пока не определились, то почитайте обзоры и подумайте о том, что лучше выбрать для вашего рынка. Если для ваших идей требуются контроллеры движения или качественная графика, то ориентируйтесь на подключаемые к компьютеру очки VR. Модели, которые сегодня поддерживаются движками Unity, Unreal и веб-реaлизациями:

Компьютерная VR:
  • Фотограмметрия и 3D-сканирование
  • Изучите введение по пространственному позиционированию звука от Oculus, а также это видео 3D Audio: Designing Sounds for VR .

4. Внедрение интерактивности

После того, как вы освоитесь с движком и приготовите арт-материалы, нужно будет придумать, как придать вашему проекту интерактивности. Я очень рекомендую сначала почитать о принципах построения UI и UX в виртуальной реальности. Иначе у ваших пользователей могут заболеть глаза от плохих решений по стереоскопическому рендерингу, или их укачает. Этого можно избежать, просто отказавшись от привязки текста к полю просмотра, или поместив камеру игрока во время движения в видимую капсулу (автомобиль, скафандр, кабину). А если вы хотите реализовать ручное управление, то рекомендую делать всё как можно реалистичнее - ваши усилия по исследованию и прототипированию будут вознаграждены чувством присутствия.
. Руководство, объясняющее разные полезные принципы.
  • UE4 HTC Vive – Как взаимодействовать с меню с помощью контроллеров движения .
  • Вам потребуется освоить некое подобие скриптового языка. В Unreal Engine 4 используется интуитивно понятная, схематическая скриптовая система Blueprint Visual Scripting . К слову, она будет полезна для тех, кто ещё не слишком уверенно чувствует себя в программировании вообще. Общее введение в Blueprint , эта система достаточно мощная, чтобы с её помощью сделать весь проект, не написав ни строчки кода (хотя вы и будете использовать ряд программистских методик). А вообще в Unreal используется С++, а в Unity - C#. Многие из тех, кто стремится войти в VR-разработку, имеют очень мало опыта программирования, так что этот этап становится особенно трудным. Если вы самостоятельный разработчик, помните - лучше начинать с малого . Когда вы освоите базовые вещи, можно будет переходить к более масштабным идеям. Но начните лучше с самого примитивного проекта . Развивайтесь поэтапно, создав несколько проектов, вы сможете гораздо увереннее штурмовать более сложные задачи.

    Это новое захватывающее направление в разработке приложений. Оно знаменует собой новые форматы сторителлинга и более действенные способы передачи эмоций и ощущений.

    Если раньше для создания подобных приложений требовалось дорогое оборудование и специальные навыки, то сейчас разработка виртуальной реальности стала доступна благодаря интуитивно понятным инструментам и технике, которую можно найти в ближайшем магазине электроники. В этом руководстве мы разберём, как создать видео-приложение с обзором в 360 градусов для Android за десять минут. Навыки программирования не требуются.

    Что понадобится

    Телефон с гироскопом под управлением Android KitKat или более новой версии.

    Unity3D — кроссплатформенный игровой движок версии 5.6 и выше.

    Видео с обзором в 360 градусов.

    Как создать приложение?

    Если обычное видео ограничено прямоугольной рамкой, то панорамное имеет форму сферы. Поэтому для начала создадим сферический экран, на который будет спроецировано видео с обзором в 360 градусов. Игрок (или наблюдатель) будет находиться внутри этой сферы и сможет смотреть видео в любом направлении.

    Шаг 1: Построить сферу ?

    Создадим новый Project в Unity или новую Scene, если хотим интегрировать видеоплеер в уже существующий проект. Считайте, что Scene - это один уровень в игре, а Project - вся игра.

    Поместите сферу (3D object → Sphere) радиуса 50 (Scale = 50, 50, 50) в центр Scene (Position = 0, 0, 0). Установите позицию камеры на 0, 0, 0. Камера - это глаза игрока: если поместить её не в центр, то видео будет искажённым.

    Поместив камеру внутрь сферы, мы больше не видим её на сцене. Так происходит из-за того, что большинство игровых движков не отображает внутреннюю сторону 3D-объектов, так как нам почти никогда не нужно её видеть, а значит можно не тратить ресурсы на отрисовку.

    Шаг 2: Перевернуть нормали сферы ?

    В нашем случае нужно смотреть на сферу изнутри, поэтому мы вывернем её наоборот.

    В Unity сферы на самом деле являются многогранниками, составленными из тысяч крошечных граней. Их внешние стороны видимы, а внутренние - нет. Чтобы увидеть сферу изнутри, необходимо перевернуть эти грани. В терминах трёхмерной геометрии такая трансформация называется переворачиванием нормалей.

    Применим программу Shader к Material сферы. Материалы в Unity контролируют внешний вид объектов. Шейдеры - это небольшие скрипты, которые рассчитывают цвет каждого рендерированного пикселя, основываясь на информации о материале и освещении.

    Создадим новый Material для сферы, к нему применим Shader, код для которого можно скопировать отсюда . Этот шейдер вывернет каждый пиксель сферы, и изнутри сфера будет выглядеть как большой белый шар.

    Шаг 3: Спроектировать панорамное видео внутрь сферы?

    Импортируйте в проект видео с обзором в 360 градусов формата mp4, перенесите его на сферу. Появится компонент Video Player, и видео будет готово к воспроизведению. В окне этого компонента можно установить бесконечный повтор и отрегулировать настройки звука.

    Прим. ред. Если у вас нет собственного видео такого типа, можно использовать чужие заготовки, свободно распространяемые в Интернете.

    Шаг 4: Настроить поддержку Google Cardboard ?

    Используя GoogleVR SDK, мы создадим стереоскопическое изображение. Совокупность эффекта рыбьего глаза, применённого к обеим частям разделённого наполовину экрана, и искажения пластиковых линз Google Cardboard создаёт иллюзию глубины картинки и погружения в виртуальную реальность.

    Для того чтобы добавить GoogleVR SDK к проекту, скачайте и импортируйте плагин . Далее скорректируйте настройки Android:

    1. В верхнем меню выберите File → Build Settings . Добавьте сцену, если она еще не была добавлена, а из предлагаемых платформ выберите Android.
    2. Нажмите на Switch Platform . Переключение платформы займёт некоторое время.
    3. Нажмите на Player Settings . На панели инструктора появятся компоненты.

    В окне Player Settings в секции Other settings :

    • Отметьте галочкой Virtual Reality Supported . В выпавшем окне Virtual Reality SDKs нажмите на +, добавьте в список Cardboard .
    • Выберите для вашего приложения уникальное имя и введите его в поле Bundle Identifier . Уникальные имена приложений под Android обычно имеют форму обратного доменного имени, например, com.example.CoolApp . Подробнее про это можно почитать в официальной документации и в Википедии .
    • В меню Minimal API Level выберите Android 4.4 Kit Kat (API Level 19) .

    В панели Project Browser в папке GoogleVR/Prefabs выберите элемент GvrViewerMain и перетащите его на сцену. Задайте ему такую же позицию, как у центра сферы: 0, 0, 0 .

    Префаб GvrViewerMain контролирует все настройки режима виртуальной реальности, например, адаптацию экрана к линзам Cardboard. Он также получает данные с гироскопа телефона для отслеживания поворотов и наклонов головы. При повороте головы Camera в видеоплеере тоже повернётся.

    Шаг 5: Запустить приложение на Android ?

    Это можно сделать двумя разными способами:

    • Выберите File → Build Settings . С помощью USB-кабеля подключите телефон к компьютеру, включите отладку по USB и нажмите Build & Run . Приложение загрузится сразу на телефон.
    • Или нажмите Build only . Приложение не загрузится на телефон, но зато сгенерируется в APK-файл, который можно отправить другим людям или выложить в магазин мобильных приложений.

    В течение процесса сборки вас могут попросить выбрать корневую папку Android SDK. В этом случае скачайте Android SDK и укажите расположение его папки.

    Осталось только запустить приложение и вставить телефон в Cardboard. Теперь вы можете испытать погружение в виртуальную реальность с обзором в 360 градусов у себя дома.

    Что дальше

    Поздравляем, вы создали видео-приложение с обзором в 360 градусов! Теперь вы на шаг ближе к разработке видео-приложения виртуальной реальности. Да, между ними есть разница. В первом случае наблюдатель может только смотреть в любом направлении. Во втором случае добавляется интерактивность, то есть контроль над объектами.

    Приложение, которое вы только что создали, может послужить отправной точкой в построении более разнообразной виртуальной реальности. Например, в Unity можно наложить на верхний слой видео 3D-объекты и эффекты частиц.

    Вы также можете попробовать поместить внутрь панорамного видеоплеера трёхмерное изображение некоторой окружающей обстановки и использовать видеоплеер как skybox. Для навигации пользователя по созданному окружению можно использовать этот

    Наконец, был раскрыт потенциал виртуальной реальности в сфере развлечений и науки. Работа над сотнями постоянно возникающих проектов ложится на плечи VR разработчиков. Это новое поколение программистов с высоким спросом. Как нанять разработчика VR — это вопрос, на который еще не был дан исчерпывающийся вопрос. Но давайте попробуем.

    Конечно, разработчик виртуальной реальности должен быть, в первую очередь, разработчиком. Между прочим, хорошим, с определенным набором навыков. Эти навыки также являются маркерами для предпринимателей, которые хотят нанять VR разработчика. Это должно быть сочетание:

    • Програмирование
    • Навыки работы с видео / звуком
    • Разработка игр
    • UI / UX

    VR проекты очень широкие и разнообразные, они могут потребовать мастерства в области техники, кино, медицины, архитектуры, дизайна интерьера и т. д. Другими словами, просто быть способным создавать 3D-среды недостаточно. VR разработчику часто приходится придумывать новые идеи.

    Где искать VR разработчика

    Итак, у вас есть идея для фантастического VR приложения и стоит вопрос, где можно найти и нанять VR разработчика? В принципе, у вас есть четыре направления на выбор: сообщества разработчиков, сайты фрилансеров, платформы исходного кода, социальные сети. Например, официальные сообщества VR разработчиков , такие как:

    Следующий вариант — независимые разработчики. На таких сайтах, как Upwork, Toptal и Freelancer , вы можете найти всех экспертов по виртуальной реальности (ну, почти). Поговорите с некоторыми из них и посмотрите, что вы можете сделать с идеей вашего проекта, почему бы и нет? Вот некоторые источники для поиска независимых VR разработчиков:

    Есть даже сайты для поиска работы только для разработчиков дополненной и виртуальной реальности, такие как RedVR и VRdeveloper . Вы также можете взглянуть на работы SVVR Jobs. В Github, Gitlab, Codepen и других репозиториях разработчики часто публикуют исходный код своих проектов, что на самом деле является демонстрацией их работы.

    Reddit или тематические группы на Facebook тоже могут помочь в поисках:

    Также, не забывайте о различных конференциях, встречах и VR мероприятиях.

    Теперь давайте рассмотрим несколько типов VR-разработчиков, относящихся к конкретным технологиям, и то, что вы должны иметь в виду, прежде чем приближаться к ним.

    Нанять разработчика Google Cardboard

    Google Cardboard привел к тому, что называется «разрушительным эффектом» в отрасли VR. Проще говоря, это картонное средство просмотра изображений, которое, с размещенным в нем смартфоном, создает самую дешевую мини-гарнитуру виртуальной реальности. Для разработчиков это подходящая платформа для создания VR приложений.

    В зависимости от целевой мобильной платформы для приложений Google cardboard VR разработчик должен обладать хорошими навыками Java, Objective C или C #. Требуются также навыки разработки под iOS, Android и т. д., А также навыки гибридных приложений.

    Нанять разработчика Samsung Gear VR

    Гарнитура Gear VR от Samsung работает с углом обзора 96 градусов, отображая контент с мобильных устройств. Для разработки она использует платформу Oculus, поэтому, если вы хотите нанять разработчика Gear VR, он должен быть знаком с Oculus mobile SDK как минимум.

    Это должны быть кодеры C, C ++ и C # с навыками в игровых движках, таких как Unity, Vuforia или Unreal. Как вы видите, нужно также знать о специфических для платформы вещах, чтобы нанять разработчика VR. Могут быть полезны Java-программисты. Работа с каркасами Gear VR для рендеринга.

    Дополнительный совет: многие VR разработчики и создатели 360-градусных видео часто распространяют свои работы с помощью приложения Samsung VR , где вы можете найти их, оценить и, возможно, наладить контакт с авторами.

    Нанять разработчика PlayStation VR


    PSVR — это более сложная аппаратная часть, предназначенная для игровой консоли PlayStation 4. Помимо VR гарнитуры, комплект также включает в себя 2 контроллера движения, трекер, наушники и несколько других аксессуаров. Это 100% игровой продукт, поэтому VR разработчик должен в первую очередь понимать в разработке игр.

    Требования и инструменты, чтобы стать разработчиком PSVR, остаются в тайне, поскольку Sony пока не раскрыла свой комплект разработки. Некоторые из VR энтузиастов предполагают, что комплект PS4 для VR — это просто обычный PS4 с гарнитурой, которая подключается к ПК.

    Во всяком случае, если вы хотите нанять VR разработчика для создания игры на PlayStation, вы должны смотреть преимущественно среди игровых студий или отдельных игровых разработчиков.

    Нанять разработчика SteamVR

    SteamVR — это приложение для запуска Steam в виртуальной реальности, работающее на гарнитурах HTC Vive, Oculus Rift и Open VR. Хотя в основном используется для Vive. Поскольку для своего особого 360-VR-опыта требуется отдельная комната, предназначенная для интерактивных игр, ваш VR разработчик должен быть высококвалифицированным создателем 3D-игр.

    Vive имеет прочные требования: комната минимум 2 × 1,5 метра, гарнитура, 2 базовые станции, 2 контроллера, кабели и адаптеры, наушники, ПК с монитором. Очевидно, что разработка VR-игр огромна и должна быть богата функциями и впечатляющими пейзажами. Это стрелялки зомби, такие как Аризона Саншайн или многопользовательские боевые шутеры, такие как Hover Junkies.

    Сообщество разработчиков SteamVR утверждает, что имеет все инструменты и навыки для выполнения таких проектов. Они используют двигатели Unreal и Unity, предлагают OpenVR SDK и Viveport SDK для VR разработчиков. Чтобы нанять разработчика SteamVR, вы можете проверить SteamCommunity или просмотреть внештатные сайты.

    Наймите разработчика Oculus VR

    В качестве одной из самых популярных VR гарнитур, которая предлагая комплекты для разработки (которые продаются как горячие пирожки), Oculus предлагает множество возможностей для VR разработчиков. Согласно опросу разработчиков 2017 года, Oculus Rift является платформой, представляющей наибольший интерес для них.

    VR разработчик под Oculus должен быть знаком с Oculus SDK и документацией, обладать навыками C ++ в сочетании с Unity, Unreal, CryEngine. Владение последним DK-2 станет признаком реального мастерства на этой VR платформе. Чтобы найти разработчика Oculus, официальный форум или Reddit devs могут быть очень полезными.

    Как стать VR разработчиком

    Для разработчиков и фрилансеров виртуальная реальность предлагает яркие перспективы. Те, кто хочет вскочить на скоростной VR поезд, могут начать с онлайн-курсов Udacity, Udemy, VrDev School и т. д. Даже некоторые VR платформы, такие как Unity3D , помогают самообразовываться VR разработчикам. В Reddit снова есть раздел об обучении VR .

    Наряду с теорией вы можете попробовать сделать некоторые простые VR-опыты. Подумайте о своем первом приложении VR, лучше всего начать с прототипа на Google Cardboard. Получите devkit, узнайте о движках и выберите свой вариант. Если вы хотите быть известным VR разработчиком, рассмотрите эти четыре шага:

    1. Присоединяйтесь к VR сообществу — здесь проводятся различные мероприятия, конференции и встречи, где эксперты VR и новички могут обмениваться демонстрационными материалами, рассказывать о последних инструментах и ​​практиках.
    2. Получить оборудование — веб-браузер и YouTube 360-видео недостаточно для приобретения навыков в VR, купите себе Cardboard (20 долларов США), попробуйте другие гарнитуры. Вам также понадобится подходящая камера, например GoPro, и программное обеспечение для редактирования видео.
    3. Развивайте свои навыки — научитесь создавать 360-градусный графический и видеоконтент, изучайте движок Unity, старайтесь создавать интерактивный контент, изучать или улучшать свой Javascript и т. д.
    4. Определите свою нишу — аппаратное / программное обеспечение, 360-контент, 3D-анимация, рендеринг изображений, VR-игры… лучше придерживайтесь одной области, пока не почувствуете себя экспертом.

    Мы попытались собрать релевантную информацию на тему того, как нанять VR разработчика или самим стать им, и будем надеяться, что она помогла вам.

    VR-разработчик. Разработки VR-приложения: от идеи до монетизации

    Duration 15:08:38

    VR-разработчик. Разработки VR-приложения: от идеи до монетизации - Полный список уроков

    Развернуть / Свернуть
    • Урок 2. Виртуальная, дополненная и смешанная реальность 00:03:01
    • Урок 3. Ваш первый VR-опыт 00:00:35
    • Урок 4. История виртуальной реальности (VR) 00:01:56
    • Урок 5. Куда движется VR 00:05:22
    • Урок 6. VR в России и за рубежом 00:03:41
    • Урок 7. Отличие приложений для ПК от приложений для VR 00:03:14
    • Урок 8. Поговорим об иммерсивности 00:03:16
    • Урок 9. Устройство очков VR 00:07:27
    • Урок 10. -Взаимодействие и трекинг. Часть 1 00:06:35
    • Урок 11. Взаимодействие и трекинг. Часть 2 00:06:13
    • Урок 12. Взаимодействие и трекинг. Часть 2 00:04:18
    • Урок 13. Мобильный VR. Простейшие гарнитуры 00:05:16
    • Урок 14. Мобильный VR. Фирменные гарнитуры 00:05:45
    • Урок 15. -Устройства управления VR 00:06:51
    • Урок 16. Игровая индустрия 00:04:02
    • Урок 17. Сфера образования 00:03:58
    • Урок 18. Маркетинг 00:04:13
    • Урок 19. Медицина 00:04:24
    • Урок 20. Архитектура и дизайн 00:05:48
    • Урок 21. Промышленность 00:03:38
    • Урок 22. Виртуальные путешествия 00:03:20
    • Урок 23. Другие области применения VR 00:05:59
    • Урок 24. Роли в проекте 00:07:13
    • Урок 25. Концепция приложения 00:05:15
    • Урок 26. Сценарий геймплея 00:04:27
    • Урок 27. Прототипирование 00:03:27
    • Урок 28. Дизайн, интерфейсы 00:06:08
    • Урок 29. 3D-дизайн 00:06:13
    • Урок 30. Анимация и свет 00:03:36
    • Урок 31. Программирование 00:01:42
    • Урок 32. Звук 00:04:26
    • Урок 33. Тестирование 00:03:40
    • Урок 34. Релиз 00:03:22
    • Урок 35. Поддержка 00:04:29
    • Урок 36. Что такое Unity 00:05:13
    • Урок 37. Сервисы Unity 00:04:40
    • Урок 38. Создание проекта 00:01:53
    • Урок 39. Изучение интерфейса программы 00:06:06
    • Урок 40. Типы объектов и их компоненты 00:08:23
    • Урок 41. Материалы и текстуры 00:03:34
    • Урок 42. Базовая физика 00:03:56
    • Урок 43. Постановка света 00:05:59
    • Урок 44. Префабы и ассеты 00:04:31
    • Урок 45. Управление проектом 00:03:15
    • Урок 46. Публикация проекта 00:04:51
    • Урок 47. О чем этот курс 00:00:44
    • Урок 48. Концепция курса 00:04:32
    • Урок 49. Создание 360-фотосферы 00:08:10
    • Урок 50. Построение первого мобильного VR-приложения 00:06:17
    • Урок 51. Импортирование GVR в проект 00:04:22
    • Урок 52. Cоздание Quad 00:05:38
    • Урок 53. Создание стереокамеры и прицела 00:05:29
    • Урок 54. Рэйкастинг 00:03:23
    • Урок 55. Введение в скриптинг 00:10:29
    • Урок 56. Создание своего первого скрипта 00:05:00
    • Урок 57. Заставляем скрипт работать 00:05:19
    • Урок 58. Публичные переменные 00:05:43
    • Урок 59. ипы и особенности пользовательских интерфейсов 00:04:30
    • Урок 60. Особенности VR-интерфейса 00:03:31
    • Урок 61. Приступаем к созданию интерфейса 00:07:52
    • Урок 62. Создаем объекты интерфейса 00:11:38
    • Урок 63. Настраиваем объекты 00:04:28
    • Урок 64. Добавляем цвета 00:06:21
    • Урок 65. Настраиваем размер интерфейса и добавляем иконки 00:07:59
    • Урок 66. Настраиваем работу интерфейса 00:12:46
    • Урок 67. Добавление интерфейса в VR 00:10:40
    • Урок 68. Как сделать активацию кнопки по заполнению прогресс-бара 00:08:02
    • Урок 69. Создание анимации для объекта 00:04:23
    • Урок 70. Анимирование объекта по ключевым кадрам 00:09:29
    • Урок 71. Squash and Stretch 00:11:47
    • Урок 72. Знакомство с аниматором 00:02:57
    • Урок 73. Управление анимацией 00:05:00
    • Урок 74. Расширение знаний о скриптинге 00:05:27
    • Урок 75. Настройка сцены для использования скрипта в VR 00:07:21
    • Урок 76. Создание стандартной системы частиц 00:05:14
    • Урок 77. Настраиваем Renderer, Emission и Shape 00:04:07
    • Урок 78. Основные настройки системы частиц 00:05:33
    • Урок 79. Настройки сцены и физического взаимодействия 00:10:19
    • Урок 80. Настройка освещения от частиц 00:06:38
    • Урок 81. Специфика перемещения 00:03:50
    • Урок 82. Подготовка сцены 00:09:56
    • Урок 83. Создание точек для перемещения (UI) 00:07:11
    • Урок 84. Создание точек для перемещения (particles) 00:11:49
    • Урок 85. Объяснение работы скрипта 00:12:24
    • Урок 86. Подготовка к перемещению игрока. Часть 1 00:11:23
    • Урок 87. Подготовка к перемещению игрока. Часть 2 00:08:46
    • Урок 88. Создание объекта для перезапуска игры 00:08:30
    • Урок 89. Скрипт перезапуска игры 00:06:39
    • Урок 90. Движущаяся стена 00:09:38
    • Урок 91. Аниматор для дверей 00:12:58
    • Урок 92. Анимирование сундука 00:08:18
    • Урок 93. Всплывающее сообщение в финале игры 00:10:02
    • Урок 94. Перезапуск игры 00:09:35
    • Урок 95. Настройка параметров графики 00:05:04
    • Урок 96. О чем курс 00:01:04
    • Урок 97. Настраиваем проект 00:07:55
    • Урок 98. Специфика визуализации аватаров 00:04:24
    • Урок 99. Текущие способы создания аватаров 00:03:50
    • Урок 100. Специфика работы с моушн-контроллерами 00:04:05
    • Урок 101. Создаем персонажа (на самом деле, руку) 00:06:10
    • Урок 102. Начинаем работать с материалами 00:04:27
    • Урок 103. Продвинутая работа со светом 00:04:34
    • Урок 104. Продолжаем работать со светом (лайтпробы) 00:06:43
    • Урок 105. Создаем заготовку для мишеней 00:07:58
    • Урок 106. Пишем свой рейкастер 00:13:57
    • Урок 107. Скрипт Physics Target 00:07:27
    • Урок 108. Настраиваем Physics Target 00:04:11
    • Урок 109. Создадим скрипт оружия 00:05:30
    • Урок 110. Создадим метод Shoot 00:10:20
    • Урок 111. Первый выстрел 00:11:41
    • Урок 112. Задержка между выстрелами 00:04:01
    • Урок 113. Три, три, чтоб чисто было! 00:09:14
    • Урок 114. Немного UI 00:07:10
    • Урок 115. Рефакторинг ImageProgressBar 00:07:07
    • Урок 116. Наш рэйкастер и ImageProgressBar (скрипты) 00:08:30
    • Урок 117. Наш рэйкастер и ImageProgressBar (редактор) 00:04:05
    • Урок 118. TargetManager 00:11:49
    • Урок 119. Начнем знакомство с NavMesh 00:04:40
    • Урок 120. Walking Target (начало) 00:08:08
    • Урок 121. Расширим TargetManager 00:07:21
    • Урок 122. Дорабатываем WalkingTarget 00:05:28
    • Урок 123. Продолжаем дорабатывать WalkingTarget 00:06:02
    • Урок 124. Визуализация жизней для WalkingTarget 00:04:42
    • Урок 125. Billboard 00:04:02
    • Урок 126. Поверженный враг 00:03:55
    • Урок 127. Дорабатываем Weapon 00:02:43
    • Урок 128. Дорабатываем Player 00:04:39
    • Урок 129. Перезапуск игры 00:03:20
    • Урок 130. О чем этот курс 00:01:44
    • Урок 131. Работа с Git. Часть 1 00:03:09
    • Урок 132. Работа с Git. Часть 2 00:06:45
    • Урок 133. Публикация в магазинах приложений 00:04:15
    • Урок 134. Написание статей 00:03:12
    • Урок 135. Нетворкинг 00:03:00
    • Урок 136. Кого ждут в VR и как понять, чего вы хотите 00:03:29
    • Урок 137. Подготовка резюме и портфолио 00:02:15
    • Урок 138. Сопроводительное письмо 00:02:27
    • Урок 139. Соцсети 00:03:38
    • Урок 140. Телефонный звонок 00:03:21
    • Урок 141. О чем вы сейчас узнаете 00:03:00
    • Урок 142. Интервью 00:02:29
    • Урок 143. Прохождение интервью глазами работодателя 00:03:53
    • Урок 144. Job offer 00:02:23
    • Урок 145. Адаптация на новом месте 00:06:45
    • Урок 146. Описание сути проекта 00:03:29
    • Урок 147. Проверка спроса 00:03:37
    • Урок 148. Модели монетизации 00:02:35
    • Урок 149. Про экономику 00:03:01
    • Урок 150. Примеры подсчета экономики 00:05:02
    • Урок 151. Этапы развития стартапа 00:05:23
    • Урок 152. Команда с точки зрения инвестора 00:06:44
    • Урок 153. Какой должна быть команда стартапа 00:08:33
    • Урок 154. Какие компетенции важны на старте 00:04:09
    • Урок 155. Кто такой advisor и зачем он нужен 00:04:42
    • Урок 156. Какими должны быть сотрудники 00:04:42
    • Урок 157. Как нанимать людей в команду 00:04:26
    • Урок 158. Как мотивировать сотрудников 00:03:29
    • Урок 159. Зачем нужен расчет рынка 00:05:37
    • Урок 160. Определение объема рынка 00:01:23
    • Урок 161. Масштабирование 00:02:37
    • Урок 162. Оценка конкурентов 00:06:12
    • Урок 163. Бизнес-модель 00:03:38