Техники работы со страхами.

Представим перед собой лестницу, ведущую вниз. В ней 10 ступенек. Это лестница в наш внутренний мир. Посмотрите, какие перед вами ступеньки, из какого они материала, есть ли перила.

Мы начинаем медленно спускаться под мой счет, ощущая ногами каждую ступеньку. Раз, два, три…десять. Перед нами дорожка, ведущая в наше внутреннее пространство.

Мы пришли сегодня в наш внутренний мир, чтобы встретиться со своим страхом. Попросим сейчас те силы, что помогают нам – наших Ангелов – Хранителей, Высшее Я быть с нами в процессе этой работы. Страхи – это наша собственная спрессованная, уплотненная энергия, обернувшаяся против нас . Мы идем, чтобы обрести гармонию и мир в своей душе, мы хотим освободить застоявшиеся энергии. И мы приглашаем наш страх встретиться с нами.

Вы идете по дорожке, ваши стопы чувствуют землю, и вы осматриваете пространство вокруг себя. Ваш страх всегда рядом, всегда с вами. Он может принять любую форму. Что вы видите впереди себя? Что слева, что справа? Что вы чувствуете?

Предмет, часть пейзажа, фигура, все детали, которые кажутся вам необычными – это и есть ваш страх. Возьмите его с собой. Если вы ничего необычного не видите – тогда прямо сейчас резко обернитесь. Тень, предмет, фигура, мелькнувшая сзади – это ваш страх. Возьмите его. Если нет ничего конкретного, но весь пейзаж, все окружающее пространство кажутся вам странными – скатайте все это в трубочку, или соберите в шар и берите с собой.

Теперь перед вами гора, и вам нужно поднять ваш страх на самый верх, на вершину этой горы. Возможно, это не гора, а высокое сооружение, поднимайтесь на его верхушку. Ваш страх нужно поднять с собой, вам это нужно обязательно сделать. Несите, катите, тащите его. В крайнем случае, если страх покажется вам очень большим , вырастите сами, и станьте выше него.

Вот ровная площадка на самом верху. Вы здесь, и страх перед вами. Посмотрите на него внимательно. Изменился ли он? На что он похож?

Наша задача – поговорить со страхом , а для этого у него должна быть подходящая форма. Спросите сейчас: «Что мне нужно сделать, чтобы ты поговорил со мной?» Первое, что придет – верно. Сделайте то, что он просит. Теперь с ним можно общаться.

Спросите его: «Что ты за страх? Чего я боюсь? » Первое, что вы услышите – верно.

Следующий вопрос: «Когда ты возник впервые? В каком возрасте ты появился? С каким случаем в моей жизни ты связан?»

Сейчас перед вами появляется то воспоминание, когда вы впервые почувствовали этот страх . Сколько вам лет? Кто рядом с вами? Что произошло? Просмотрите этот эпизод от начала до конца. Чего вы тогда испугались? Кто вас напугал?

Теперь посмотрите глазами того, кто напугал вас. Зачем он сделал это? Что он на самом деле хотел?
Вы, сегодняшний, можете войти сейчас в ту ситуацию к себе, маленькому. Вы можете поддержать того себя, из прошлого, помочь и утешить и вместе подумать, каков был урок.

Что вы должны были понять? Чему научиться? И, если бы вы поняли это тогда, как теперь развернулась бы та ситуация?

Если вы чувствуете удовлетворение, разрешение ситуации, вернитесь сейчас на гору.
Исчез ли страх? Возможно, он превратился в маленький безобидный инстинкт – тогда примите его.


Если нет, и страх все еще велик, значит, есть еще ситуация, более глубокая, которая связана с этим страхом.

Задайте вопросы: «Чего я еще боюсь? Что ты за страх? С какой еще ситуацией ты связан?»
Слушайте первый ответ.

Перед вами возникает ситуация, в которой впервые появился этот страх . Просматриваем эту ситуацию от начала до конца. Смотрим на нее глазами других участников. Входим в нее при необходимости, и оказываем себе, тогдашнему, помощь и поддержку. И сейчас мы понимаем, почему это с нами тогда случилось. Чему эта ситуация нас учит? Какой в этом урок? И если бы вы тогда это поняли, как изменилась бы та ситуация?

Когда мы почувствуем, что работа закончена, мы вновь ощутим свое тело и пространство вокруг себя. Вспомним, кто мы и где мы находимся. Вернемся в наш обычный мир.

За один раз выходит 1-3 страха, а их у нас внутри может быть и больше. Поэтому есть смысл поставить и сделать эту запись несколько раз, и каждый раз будут подниматься все более глубокие залежи этих ископаемых.

После отработки каждой партии стоит сделать перерыв, может быть неделю — посмотреть, что теперь изменится в вашей жизни. Вы, скорее всего, заметите, что в прежних ситуациях, вызывавших напряжение, его больше не будет. Солнышко станет чаще выглядывать из-за тучек.

В мире все подчинено универсальным законам бытия и потому взаимосвязано. Конечно, наследственность и эмоциональное поле близкого окружения имеют значение. Однако работать со своими страхами мы можем только тогда, когда принимаем за них личную ответственность.

На определенном этапе нашего развития страх - это необходимое звено нашей эволюции; это условно негативный полюс наших чувств, в то время как противоположным, позитивным их полюсом выступает любовь. Минус всегда стремится уравновесить плюс, поскольку без взаимодействия противоположностей прогресс невозможен. И потому «бороться» со своим страхом (так же, как и стремиться его «забыть», «вытеснить», «отрезать», «уничтожИть», «не думать о нем») - непродуктивно. Все это не совсем удачные выражения с точки зрения описания желательного результата взаимодействия с этой эмоцией.

Согласно одному из универсальных законов бытия - закону Полярности, нельзя справиться со своими страхами, не осознав потребности Любить. Но многие люди могут осознать значение Любви, только натерпевшись страха. Все в этой жизни для чего-то нам дано. И потому не следует застревать на стадии борьбы с самим собой, даже если отдельные части нашего целого нам неприятны; стоит стремиться к пониманию, целостности и внутренней гармонии всех своих частей.

Поэтому я предпочитаю описывать желательное взаимодействие со страхом следующими словами: «осознать» и «проработать». Проработать свой страх означает объединить полярности, то есть растворить страх в свете радости и любви к жизни, внутренне принять его и смириться с тем, чему ты так долго противился, что пытался контролировать и чего избегал. Этот процесс полностью описан в примерах из практики, приведенных в моих книгах «Ступени сознания» и «Чудеса возможны».

Коротко говоря, когда вы смиряетесь с возможностью того, что «страшное» может случиться с вами или с вашими близкими, и при этом понимаете, что жизнь не закончится и что вы, в той или иной форме, будете жить дальше, - страх становится вам неинтересен. Вы перестаете о нем думать и, соответственно, перестаете притягивать его своими мыслями в вашу жизнь. В таком случае ничего страшного, как правило, и не происходит.

Говоря о смирении, я имею в виду внутреннее, глубинное отношение к «страшным» вещам («Да, и такое возможно; да, и от этого я не застрахован - все в руках Божьих»). Не следует отождествлять смирение с пассивностью и бездействием - на уровне поведения мы можем и должны защищаться от своих страхов (во всяком случае, до тех пор, пока это представляется нам разумным и правильным). Таким образом, лучший рецепт для проработки страха будет звучать так: «Смирение - для души, Действие - для тела, ума и чувств».

Теоретически описать проработку страха просто, а пройти на практике - достаточно сложно. Очень часто для работы с тем или иным видом страха требуется присутствие человека, который проработал его ранее. Поэтому любой разговор по душам с преодолевшим свой страх человеком - другом или родственником, психологом, священником - будет полезен. Помните: даже просто проговаривая то, чего мы боимся, при человеке, способном помочь, мы свой страх уменьшаем.

Фрагмент из интервью
со Станиславом Хохелем в журнале "Колесо Жизни"

Корниенко Павел, Миронова Наталия

В нашей психотерапевтической работе мы часто сталкиваемся с разнообразными проявлениями страха у клиентов. Эта статья представляет собой нашу попытку глубже разобраться в переживании страха, и систематизировать разные идеи психотерапевтической работы «вокруг» этого переживания. И мы будем рады, если наши идеи в этой теме окажутся для вас полезными и интересными.

Что такое страх?

Словом «страх» обычно называют интенцию человека избежать некоторую ситуацию:

  • Которую человек представляет вероятной;
  • Которую человек вспоминает;
  • В которой человек, по его восприятию, находится.

Страх, как психофизиологическая реакция имеет известные физиологические проявления: выброс адреналина, увеличением ЧСС, перераспределением кровотока в пользу сердца и крупных мышц, уменьшением глубины дыхания, повышением уровня сахара в крови, выделением кортизола и сужением поверхностных сосудов, повышенным потоотделением, определенными изменениями позы тела, передвижением глаз к периферии) Эти проявления считаются физиологической подготовкой к бегству (которое, впрочем, может не состояться, или реализоваться в затаивании; а в некоторых случаях эта подготовка может реализоваться в защитной агрессии).

В этой статье мы не разделяем понятия страх и тревога, т.к. в первую очередь, мы фокусируемся на тех психических процессах, которые в разных контекстах обозначаются и тем и другим словом.

Почему мы чего-то боимся?

Есть три группы причин, по которым какая-то ситуация может восприниматься как опасная:

  • Личный опыт человека
  • Социальное усвоение источников опасности
  • Врожденные активаторы опасности

Разные авторы выделяют разный набор врожденных активаторов страха . Например, Боулби называет четыре естественных активатора: боль, одиночество, внезапное изменение стимуляции и стремительное приближение объекта.

Также, достаточно хорошо изучены разнообразные способы социального усвоения источников опасности . Например, когда ребенок некоторое время наблюдает реакцию страха у родителя, то ситуация, пугающая родителя может начать вызывать страх и у него.

Личный опыт столкновения с сильным переживанием страха (вызванным любыми источниками) в какой-то ситуации, может стать причиной, по которой человек может начать избегать подобных ситуаций (т.е. такие ситуации начнут вызывать у него страх). И для наших целей важно добавить, что все то, что может вызвать у человека сильный психический дискомфорт, может развить реакцию страха направленную на его избегание. Таким источником многих страхов является избегание переживания стыда.

Для чего нам бояться?

Исходя из идеи, что изначальное предназначение большинства эмоциональных состояний - это регуляция взаимодействия живого существа с окружающей средой, можно выделить, по крайней мере, два важных для нас способа того, как это регулирование происходит. Применительно к страху это будет звучать так:

  1. Страх переживается как интенция, которая побуждает к бегству из опасной для индивида ситуации.
  2. Страх маркирует в памяти ситуации (в которых было испытано это переживание), для более успешного их избегания в будущем.

Процессы, происходящие в психике при возникновении переживания страха можно условно разделить на этапы:

  1. Работа механизмов восприятия, запускающая реакцию страха
  2. Эмоционально-телесное переживание страха
  3. Внутренний выбор варианта избегания пугающей ситуации
  4. Физическое действие (вытекающее из переживания и процесса выбора)
  5. Ориентировочная деятельность по окончании действия
  6. Эмоционально-телесное переживание и перенастройка механизмов восприятия (вытекающее из результатов ориентировочной деятельности!)

И если все этапы пройдены успешно – эмоционально-телесное состояние возвращается в «норму». А если нет, то эмоционально-телесное состояние сохраняется дискомфортным, и увеличивается вероятность «маркировки этой ситуации как опасной». Говоря еще раз другими словами: «Сила эмоционального следа в памяти» прямо пропорциональна силе пережитого переживания. И если в некоторой ситуации человек испытывает реакцию страха и не находит способа успешно реализовать «избегание», то это вызывает у него еще больший дискомфорт, и соответственно, эта ситуация запечатлевается в памяти как более «страшная».

При описании психотерапевтических действий, мы будем обращаться к этой схеме. И нам кажется важной идея о том, что успешное прохождение по этим этапам в психотерапии, имеет психотерапевтическую ценность в работе со страхом.

Далее мы будем описывать разные виды психотерапевтической работы, которые применимы в разных случаях и на разных этапах работы со страхом. Каждый из описанных видов работы облает собственной психотерапевтической ценностью, но обычно в практике, используются одновременно 2-3 типа работы, последовательно вытекающие друг из друга.

1. Работа с избеганием переживания

Описание ситуации
В практике, мы очень часто сталкиваемся с ситуацией, когда у клиента приходящего на прием представлена реакция страха/тревоги с ее физиологическим проявлениями. И обычно клиент понимает, что он встревожен некоторым событием (чаще всего предстоящим). Но размышляя об этом, клиент плохо понимает, что именно его пугает. Его пугает как будто бы «весь день» предстоящего события (это мы обозначаем словом генерализация). Таким образом, не думая о конкретном, действительно пугающем его эпизоде, смещая реакцию страха на общее и глобальное, клиент как бы прячет от себя пугающее место. И на психическом и на телесном уровне клиент, как бы «уже бежит от него» путём «бегства от собственных мыслей» об этом событии.

Размышления о механизмах
«Избегание ситуации» и избегание «мыслей о ситуации» - это похоже разные грани одного и того же психического процесса. Как будто, соединение двух механизмов: 1) представление предстоящей ситуации и 2) избегание «негативных переживаний» дают в сумме «избегание негативной ситуации».

Мы понимаем ситуацию избегания переживания , как ситуацию, когда человек испытывает страх генерализованного события, но на самом деле таким способом скрывает от себя действительно пугающие его конкретные события. Это происходит вследствие того, что страх по поводу конкретных событий по каким-то причинам представляется непереносимым. Генерализация в таком случае это следствие невозможности пройти по этапам вышеприведенной схемы.

И когда в терапии удается сфокусировать место возникновения страха, то это часто (в совокупности с нижеописанными приемами) открывает возможности для успешной реализации «избегания» по приведенной выше схеме – и соответственно к изменению переживания.

Представляет определенный интерес идея, что проявления «беспричинного страха», страха фобий и ночных кошмаров - являются следствием того же механизма избегания переживания. Когда у психики нет возможности переживать страх ассоциированным с его настоящим источником, она переживает его через «другой материал». Можно предположить, что это своего рода попытка или завершить переживание или найти решение «успешно пройдя по всем этапам переживания страха».

Психотерапевтическая работа
Первый этап работы с генерализованным страхом заключается в поиске того, что именно вызывает страх «внутри генерализованного события», т.е. дегенерализация. Эта работа, сама по себе временами обладает терапевтическим эффектом, т.к. клиенту «не нужно уже избегать всего», а только какой-то локальной части. Бывает, что клиент сам или с помощью терапевта находит устраивающий его способ действия в этой «локальной части» - и это все что ему важно от терапии.

Отдельный интерес представляет идея, что если пугающее событие стало генерализовываться, то на это наверняка были какие-то причины. Например, в тот момент, когда человек подумал о пугающем событии, с ним происходило еще что-то, что не дало его психике нормально «обработать» возникшее переживание. И распутывание истории как произошло так, что «страх стал генерализовываться» - может иметь терапевтическую ценность в логике «работы с травмой » описанной ниже.

Когда страх локализован, помимо всего вышесказанного, у нас есть по крайней мере еще два возможных варианта продолжения терапии. Локализованное «место страха» позволяет начать с ним работу в логике «работы с травмой », или в логике «обретения различных вариантов действий ».

Интересно, что классический способ терапевтической работы со страхом выражаемый известной формулой «принятия тревоги/страха», и распространенные в психотерапии приемы «обращения внимания на переживания в теле» похоже, обладают тормозящим действием на «реакцию избегания» – за счет чего и имеют терапевтический эффект.


Психодраматическими вариантами такой работы, являются драматизации, в которых протагонист все ближе и ближе приближается к тому, что вызывает интенсивное переживание страха. Самый простой и эффективный вариант - это драматизация сцены, которая пугает протагониста, и максимально точная фокусировка пугающего момента. Может так случится, что появляющийся в сцене страх завязан на более ранние сцены из жизни протагониста. И переходы к ним будут следующим шагом конкретизации страха. Известно, что подобного рода работа, даже без т.н. «проработки ситуаций из прошлого» обычно снижает переживание страха в ситуациях в настоящем, такая работа как бы «оттягивает энергию переживания к своему «настоящему» источнику».

Говоря в языке психодраматической ролевой теории, мы работаем на реабилитацию соматопсихической «роли испуганного», как альтернативе соматопсихической роли «избегающего».

В некоторых случаях возможна и символическая психодраматическая работа в метафоре «встреча со страхом». Но нуждо иметь ввиду, что эта метафора легко разворачивается во взаимодействие в котором протагонист пытается отвергнуть свой страх (т.е. себя испуганного), что может быть началом важной работы другого типа - скорее всего про интроецированные нормы отношения к этому чувству. Но в нашем контексте важно, что эта работа, скорее, противоположна по воздействию «работе с избеганием переживания» – она скорее дистанцирует от чувства, чем приближает, а потому может быть не всегда полезна.

2. «Работа с травмой»

Описание ситуации
Этот вид психотерапевтической работы уместен в ситуации, когда у клиента есть конкретная сцена, мысленное обращение к которой вызывает у него сильные дискомфортные переживания. И тем самым мотивируют его к избеганию таких ситуаций. В таких случаях обычно говорят о «травмирующих ситуациях» в прошлом опыте клиента.

Размышления о механизмах
Чуть выше мы говорили о том, что если интенция к избеганию не смогла реализоваться в успешное действие, то дискомфортные переживания усиливаются. Одним из вариантов, того как это может произойти является что-то вроде «борьбы побуждений». Когда в критической ситуации психика переживает не одно, а несколько иногда диаметрально противоположных побуждений и их проекты действий начинают блокировать друг друга. А заблокированные на начальном этапе реализации интенции сохраняются заблокированными и после выхода из травматической ситуации. И исследование «чувств и мыслей» человека рассказывающего про «пугающую» его ситуацию - всегда обнаруживает в его «внутреннем мире» много противоречивых интенций и их конфликтов.

Психотерапевтическая работа
И в этом смысле, медленная и аккуратная психотерапевтическая работа, которую в метафоре можно обозначить как «развязывание узлов внутренних конфликтов» может позволить «проживать» пугающие ситуации со значимо меньшим уровнем напряжения. Суть этого вида работы заключается, в последовательном исследовании «травмирующей ситуации» и целью выделения всех эмоциональных реакций, интенции к действиям и возможных конфликтов таких интенций. По мере выделения в травматическом опыте эмоциональных реакций, клиенту предлагается проживать каждую из них по отдельности в соответствии с этапами приведенной выше схемы.

Такое понимание психотерапевтической работы с травмой и механизмов лежащих в ее основе развивается Еленой Петровой.

Психодраматические варианты работы
В зависимости от «вида травматизации», разная форма психодраматической работы будет предпочтительной.

В случае, когда в травматизации на первый план выступают прерванные и подавленные врожденные двигательные реакции - их отыгрывание и является терапевтичным. Это, в первую очередь, случаи столкновения с реальной физической опасностью и с направленной агрессией. В таких работах могут быть важны мелкие детали сцены, например «хрустальная ваза» в руке человека в момент опасности может заблокировать естественную реакцию уклонения или отталкивания и быть фактором существенно увеличивающим дезориентацию и как следствие - травматизацию.

В работах с травматизацией основанной на прерванных коммуникативных процессах, мелкие детали могут быть не важны - и часто достаточно, пригласить на сцену всех участников коммуникативного узла и развернуть «распутывающую» коммуникацию между ними. Примером такой ситуации может быть случай: Главный начальник поручил клиенту работу, клиент пришел к младшему начальнику с просьбой о помощи в этой работе, а младший начальник агрессивно заявил клиенту, что он некомпетентен для такой работы и он ему ее не даст. И как результат - клиент дезориентирован.

3. Работа со «стыдом переживать страх»

Описание ситуации
В некоторых ситуациях, когда люди испытывают и/или демонстрируют страх, они начинают его стыдиться. И как следствие, мы чаще всего имеем одну из двух ситуаций. Человек либо погружается в переживание стыда, либо, избегая стыда, начинает избегать работать со страхом.

Размышления о механизмах
Переживание стыда создает дополнительные сложности в психотерапевтической работе с любыми эмоциональными состояниями по двум причинам. С одной стороны, стыд сам по себе сильное дискомфортное переживание, и желание избежать его может выливаться в избегание работать с такими темами. А с другой стороны, само переживание стыда является уже проявлением «борьбы побуждений» в психике человека. И эта «борьба побуждений» может быть причиной «застревания в страхе». Напр. страх социального отвержения (который мы часто находим в стыде) может настолько заблокировать побуждение к бегству в некоторой ситуации, что он и становиться основной причиной останавливающей нормальное течение этапов переживания страха.

Психотерапевтическая работа
Иногда бывает достаточно небольшой терапевтической работы с переживанием стыда (который появляется у человека как реакция на собственный страх), которая просто снимает «блокировку» с нормального процесса переживания страха, чтобы психика уже смогла сама пройти остальные этапы схемы. Т.е. клиенты иногда предъявляют в запросе тему страха некоторой ситуации, но на самом деле страдают от стыда не дающего этот страх реализовать в реальное или воображаемое действие.

Если клиент запросил работу со страхом, но у нас нет достаточных оснований и согласия клиента, что работа с переживанием стыда может иметь для клиента терапевтическое значение, то разумно не разворачивать терапевтическую работу с переживанием стыда, а просто аккуратно его «обработать», чтобы оно не блокировало возможность работы со страхом. Но в некоторых случаях, может понадобиться и более длительная терапевтическая работа с переживанием стыда, например в той же технике «работы с травмой ».

И в любом случае, если мы понимаем, что клиент «уязвим» в месте стыда – мы уже не теряем это переживание из вида, оно может вернуться в любой момент нашей работы.

Психодраматические варианты работы
Для терапевтической работы со «стыдом переживать страх», хорошо подходят варианты сцен, в которой есть тот, кто стыдит испуганного протагониста. Т.к. мы понимаем феномен стыда как результат борьбы побуждений, то в сцене необходимо проиграть/разложить на отдельные составляющие. Каждое побуждение разворачивается в собственную сцену взаимодействия с участниками событий.

Важно, что среди побуждений продуцирующих стыд, обязательно должно быть побуждение «приближения к людям»/«к человеку»/«принятия в сообщество», которое необходимо обнаружить и тоже прожить, например в форме эмоционального обращения к значимому человеку. И интересно, что варианты группового дублирования протагониста в подобных сценах могут дать, помимо разделения различных побуждений - дополнительное переживание включенности в группу.

А для того, чтобы просто чуть-чуть снять это переживание, если нет плана с ним работать, в сложившейся группе бывает достаточно лишь обратить внимание протагониста на переживание стыда и предложить ему «посмотреть на участников группы» и снова на переживание.

4. Обретение различных вариантов действий

Описание ситуации
Порой сложностью клиента, оказывается его ощущение «отсутствия хороших вариантов избегания пугающей ситуации». Если говорить в логике «этапов переживания страха», то это когда человек не может перейти на этап «физического действия», а остается на предыдущем этапе. Чаще всего, это переживается как беспомощность (или агрессия от беспомощности).

Размышления о механизмах
Среди возможных вариантов объяснения можно упомянуть:

  • Отсутствие освоенных социальных ролей, через которые можно действовать в этой ситуации.
  • Поиск вариантов возможных действий, среди очень узкого количества вариантов.
  • Отвержение возможных вариантов действия, из-за неосознаваемых переживаний, уходящих корнями в предыдущий опыт (травмы, генерализация переживаний).
  • Централизованное подавление активности к действиям, что-то близкое к «выученной беспомощности».

Психотерапевтическая работа
При наличии выученной беспомощности у клиента мы видим следующие процессы:

  1. торможение попыток активного вмешательства в ситуацию;
  2. трудность в научении тому, что в аналогичных ситуациях может оказаться вполне эффективным;
  3. переживания грусти, подавленности, депрессии.

Переживание противоположное беспомощности – это переживание того, что «я найду способ, как обойтись со сложностью», некоторая «активная», «исследующая» позиция по отношению к ней. Соответственно, и цель психотерапии в этом случае – это помощь клиенту в обретении этой позиции.

Терапевтическим воздействием будет растормаживание попыток активного вмешательства в ситуацию и приобретение опыта успеха - эффективного влияния на ситуацию с помощью собственных действий. Причем, в случае работы с выученной беспомощностью, первоначальная работа по восстановлению активности и приобретения успешного опыта влияния на ситуацию может происходить в деятельности, не связанной напрямую с проблемной областью. Наиболее простым способом, часто является просто «заражение клиента» этой активностью от «терапевта», которая проявляется в позиции «творческого поиска решения ситуации». Хорошим результатом работы будет запуск психического механизма поисковой активности подходящего варианта действия.

В ситуации освоения новых социальных ролей и расширения круга вариантов возможных действий от терапевта, кроме активности, требуется «открыть» для клиента поиск возможностей в тех сферах, которые клиент считал для себя закрытыми или не знал об их существовании. К примерам последнего можно отнести случаи, когда терапевт делиться информацией о том, «что можно сказать в этой случае», «как можно отреагировать», «как построить разговор», или «обратиться за советом к такому-то специалисту». Конечно, большой интерес, представляет исследование, почему клиент не искал решения в тех или иных сферах. Эта линия работы, скорее всего, приведет нас к «работе с избеганием переживания » и, возможно, к «работе с травмой ».

Говоря психодраматической терминологией, мы работаем на «расширение ролевого репертуара поведения в таких ситуациях» или даже на «развитие новых социальных ролей».

Этому же способствуют вопросы терапевта, побуждающие клиента анализировать ситуацию и придумывать всё большее количество разнообразных способов её разрешения. Фактически мы активируем левополушарный тип обработки информации (детальное рассмотрение ситуации, размышления о возможных вариантах действия). Этим мы, кроме всего прочего, работаем на восстановление межполушарного взаимодействия и способствуем уменьшению «сверхэмоционального реагирования» у клиентов с доминирующим правополушарным способом реагирования.

В завершение этого пункта, хочется упомянуть еще одну идею, которая на наш взгляд имеет некоторую исследовательскую ценность. Можно выдвинуть гипотезу, что в какие-то моменты психика может «застревать» в самом процессе поиска. Это проявляется в субъективном переживании «необходимости» «найти решение задачи» или «выход из ситуации». Интересно, что порой предложив клиенту «придумать сколь угодно фантазийное решение этой проблемы» - можно получить наблюдаемое изменение состояния клиента. Мы склонны объяснять это тем, что таким образом мы как бы «обманываем психику», даем ей способ остановить своеобразный «компульсивный поиск решения».

Психодраматические варианты работы
Основным вариантом расширения вариантов реагирования в пугающих ситуациях и вообще возвращение протагонисту возможности реагировать - является психодраматическое проигрывание различных вариантов действия. Проигрывание в безопасном психотерапевтическом пространстве новых способов действий растормаживает поисковую активность протагониста не только во время терапии, но и в жизни. Причем не обязательно, чтобы варианты действий проигрывал сам протагонист – включенное наблюдение за работой других участников группы, за счет действия зеркальных нейронов, так же расширяет ролевой репертуар.

Первым классическим вариантом «освоения новых социальных ролей» и «поиска новых вариантов возможных действий», является проигрывание ролей персонажей, которые различными способами справляются с ситуацией. Примером может быть известный ход, когда терапевт спрашивает клиента «кто из исторических персонажей мог бы как-то по-другому, интересным для тебя способом поступить в этой ситуации?»

А вторым классическим вариантом реализации, является групповое дублирование протагониста и групповое предложение вариантов действия. Если предложить участникам группы в некоторой ситуации накидать для протагониста различные варианты коммуникативного ответа некоторому персонажу, то хорошо работает, если предложить протагонисту в это время быть в роли этого персонажа. Это дает возможность протагонисту одновременно примериваться и к предлагаемому варианту и к реакции антагониста на него.

5. Работа с механизмами, запускающими реакцию страха

Описание ситуации
Этот вид психотерапевтической работы уместен в случаях, когда тревожащие клиента события еще «далеки от него», чтобы вызвать у него полную реакцию страха (в отличие от ситуации, описанной в случае «работы с избеганием переживания»). Если говорить в логике «этапов переживания страха», то когда человек еще не перешел на 2-й этап, а находиться на этапе «работы механизмов восприятия» («то ли тревожиться, то ли нет»). Примерами могут быть такие тревожащие мысли как, размышления о своем будущем, старости, потенциальной смене работы по собственному желанию и т.д.

Размышления о механизмах
Есть некоторые основания предположить, что запуск реакции страха может опираться на психические процессы «разных уровней». В случае, когда возникновение эмоции страха опирается на достаточно древние механизмы – эмоция возникает у человека «помимо его воли», а его «высшие когнитивные процессы» уже потом приписывают эту реакцию какой-то ситуации. Красивым объяснением того, почему в некоторых ситуациях мы имеем невыраженную реакцию страха (в случае которой применима работа этого типа), может быть такое: эта тревога скорее запускается, опираясь на «высшие когнитивные процессы».

Когда человек начинает размышлять о тревожащем его предстоящем событии, то важно, в какой именно момент его размышлений у него возникают дискомфортные переживания. Важно то, какие именно мысли/образы/идеи запускают переживание страха – эти мысли/образы/идеи часто возникают спонтанно, и не осознаются самим человеком достаточно хорошо. В обобщенном случае это происходит как-то так: человек размышляет о событии и в какой-то момент у него возникает тревога, которая начинает увеличиваться по мере продолжения «размышлений».

Часто человек находит некоторое объяснение своей тревоге (например, «боюсь что у меня не получится это ») и далее он переживает реакцию страха, «думая это объяснение». Но т.к. мысли/образы запустившие переживание могут лежать в другой плоскости чем объяснение (и объяснение часто имеет генерализованный характер), то «размышления об объяснении» не приводят к нахождению конструктивных способов избегания. А это, в свою очередь, не дает завершиться переживанию и может увеличивать тревогу (см. раздел «Для чего нам бояться?»).

Психотерапевтическая работа
Работа по осознанию запускающих механизмов заключается в выделении вместе с терапевтом тех мыслей/образов, которые запускают переживания и обсуждении того, какой процесс они запускают. Эта работа эффективна по той причине, что если клиент научится направлять свое сознательное внимание на этот процесс, то это позволяет влиять на работу собственных механизмов восприятия и остановить «запускание реакции страха» на раннем этапе. Дальнейшими типовыми шагами в терапии будут:

  1. Обсуждение того, насколько эти мысли/образы соответствуют реальности ситуации (а не являются неосознанными автоматическими реакциями, на ситуации прошлого).
  2. Обсуждение, есть ли у клиента другое, альтернативное, виденье этой ситуации. Может ли он противопоставить имеющимся мыслям/картинкам какие-то другие.
  3. Обсуждение личного отношения человека к тому, что эти образы так сильно влияют на его состояние.

Все эти варианты развития беседы уже не являются обязательными, т.к. и все они, и просто работа по осознанию механизмов запуска – развивают способности клиента к управлению процессом, запускающим переживания.

Психодраматические варианты работы
Самым простым и эффективным вариантом психодраматической работы этого типа является разыгрывание «смутных пугающих вариантов развития событий». В процессе этого разыгрывания важно не потерять пугающее содержание, чтобы сделав «смутное будущее» - «явным пугающим будущим» в полной мере получить два инсайта: 1) «теперь я понимаю почему я опасаюсь этого «смутного пугающего» и почему этот вариант тревожит меня»; 2) задаться вопросом к самому себе: «а почему мне представляется, что развитие событий должно быть именно таким?» - и вслед за этой мыслью часто приходят инсайты относящиеся к событиям из личной истории клиента. И такой работы часто бывает достаточно, чтобы далее клиент уже все доделал сам.

Заключение

К сожалению, многие интересные вопросы про работу со страхом не вместились в формат этой статьи. Но мы надеемся, что читателю удалось выхватить из нашей работы интересные для него идеи. Мы будем рады вашим откликам и замечаниям!

Основные источники

  • Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер 2009 г.
  • Лоренц К. Оборотная сторона зеркала (опыт естественной истории человеческого познания). М.: Культурная революция 2008 г.
  • Лоренц К. Так называемое зло (к естественной истории агрессии). М.: Культурная революция 2008 г.
  • Петрова Е. Травма и посттравматический синдром. Практика терапевтической работы

Сейчас я очень много времени уделяю проработке своих страхов. В этой статье есть ответы на вопросы:

  • — что такое страх?
  • — зачем он нужен?
  • — можно-ли забыть о страхе?
  • — как правильно прожить страх (личный опыт)?

Иногда задаю вопрос собеседнику чего ты боишься? В ответ почти всегда слышу: «Я уже, наверное, ничего не боюсь. Я столько пережил, да и чего мне бояться?» Ну или что-то подобное, где основная мысль в том, что человек бесстрашен.

Это ещё один прекрасный ход отрицательных систем, которые создали очередную догму о том, что страх — это «плохо», или тот кто боится, тот трус! Конечно, страх создаёт орпределённый дискомфорт, но если он есть, значит для чего-то он нужен!

Всё так красиво обыграно, что человек, находящийся в современном массовом информационном потоке верит в то, что страх — это плохо и его быть не должно. Особенно мужчины хорошо уяснили, что страх — это не «круто». При этом основная масса людей не прорабатывает свои страхи, а пытается поскорее забыть о них, подавляя эти страхи и загоняя их глубоко в подсознание, или отрицая их наличие.

Это прекрасная жизненная позиция, но у меня есть сомнения в её эффективности. Поскольку загнаный в подсознание страх, проявляется в жизненных ситуациях и человек принимает решения под давлением этого страха. Такие решения обычно очень энергозатратны.

Пример: Езжу на недорогом автомобиле, но знаю что есть другие, более престижные модели. У меня есть страх быть недооцененным окружающими, которые видят что я езжу на такой машине. Появляется желание приобрести более дорогое авто, для чего я начинаю откладывать деньги, экономя на необходимом. Или начинаю больше работать, оставляя меньше времени на личную жизнь. Здесь основной страх — быть недооцененным и только чтобы не чувствовать его, я буду искать возможности купить более дорогое авто. Но ведь можно просто прожить этот страх, прочувствовать его и после этого появятся дополнительные внутренние ресурсы для новых начинаний. Или совсем пропадёт желание менять автомобиль.

Страх — набор чувств, вызываемый разными ситуациями. Он может проявляться в различном виде.У меня страх проявляется в виде — холода в ногах, боли в животе, нежелании что-то делать, в пассивности, в бессоннице, в беспокойстве, холод в спине, в потливости рук ну и прочее.

Можно много описывать свои чувства, но для каждого человека чувства, вызываемые страхом индивидуальны. Тут важно прочувствовать какие чувства есть в момент страха, отследить их, прожить, принять, поблагодарить от души и жить дальше!

По большому счету, любое нежелание что-то делать вызвано страхом. Например: нет желания начинать новые отношения — обьяснял себе так:»всё-равно отношения закончатся, опять скандалы, опять нервы тратить. Лучше и не начинать». Тут целый набор страхов:

  • — страх боли от разрыва отношений (для меня это было больно физически и душевно)
  • — страх ощущения неконтролируемости ситуации во время скандала
  • — страх того, что моя нервная система расшатается (условно говоря)
  • — страх, в случае разрыва отношений, перейти из состояния комфорта семейной жизни (вкусная еда, тёплая постель с Любимой, регулярный секс …) в состояние одиночества
  • — страх начинать отношения — «притирка» двух личностей
  • — другие страхи..

Если посмотреть на страх с точки зрения энергетики, то страх — мощный выброс энергии (образно выражаясь), которая в последующем создаст те ситуации, которых я боюсь. Этот факт(для меня это факт) обьясняет то, почему страхи сбываются чаще чем хотелось-бы.

Если смотреть на страх с позиции воспитательного процесса для души, то страх — это то препятствие, пройдя через которое душа получает необходимый ей опыт и программа жизни корректируется в более благоприятном направлении.

Могу сказать следующее — правильно проработав любой страх, вероятность возникновения ситуации в которой будет вызываться этот страх практически равна нулю. Такая ситуация может быть сформирована только для того, чтобы человек понял насколько он усвоил урок.

Пример: пол года назад я видел один интересный клип, там в течении одной минуты показывали в полной тишине какие-то комнаты, передвигаясь по ним и в конце с жутким криком появлялось страшное «лицо». Конечно я пришел в ужас от такого зрелища,но решил прожить это чувство снова и снова чтобы побороть страх. В какой-то момент мне показалось что мне уже не страшно и я почти спокойно мог просмотреть этот клип (скорее всего я просто пдавил страх, не понимая откуда он берёт своё начало).

Примерно месяц назад я смотрел другое видео, там ситуация другая — девушка молодая, привлекательная что-то рассказывает, приближается к камере, отходит в сторону. Через секунд пять появляется эта девушка с жутким,»одержимым» лицом и криком. Это меня опять привело в ужас. Я видел подобные ситуации со стороны — очень смешно, но когда становишься участником ситуации, совсем не до смеха!

Когда я второй раз прочувствовал те-же чувства от просмотра ролика, я понял что страх лежит глубже во мне, начинается он с детства. Я вспомнил много разных ситуаций — это и фильмы ужасов в детстве, и жуткие истории в детском лагере, и самое главное — я вспомнил ситуацию в которой я шел на тренировку с друзьями, потом они внезапно решили пойти другой дорогой. Я пошел дальше и проходил через тихую полянку, поросшую высокими кустарниками. Вдруг из кустов, сзади, с сильными криками на меня выбежали два моих друга. В тот момент я просто оцепенел от страха, сел на землю и просто не мог двигаться пару секунд. Друзья смеялись.

Конечно, то что произошло со мной, задело моё самолюбие и я неосознано подавил тот страх. Я его не прочувствовал, просто прикрыл сверху. Этот детский страх и был причиной того ужаса, который я испытывал от просмотра клипа, но была ещё причина того испуга. Здесь многоуровневая система страхов, её важно увидеть всю. Это возможно если рассмотреть страх очень подробно, заглянуть в глубину.

Когда я понял всё происходящее, то мысленно вернулся в прошлое, в ту самую ситуацию с тихой полянкой. Сначала понял мотив друзей(зачем им меня пугать) — самоутверждение, это нормально в детском возрасте. Они не хотели мне причинить вред, им нужно было просто самоутвердиться и повеселиться. Я мысленно, от всей души, поблагодарил их за тот опыт, который они мне подарили (при этом я почувствовал тёплые волны радости, разливающиеся по моему телу). И снова прожил ту ситуацию, прочувствовав своё тело в момент когда я испытывал оцепенение.
Это было не легко — меня постоянно выносило из воспоминаний.

В конце концов я пришел к тому, что было основой этого страха внезапных криков — страх смерти. Это прекрасное чувство мне подарили мои родители когда взяли меня в 4-х летнем возрасте на похороны не помню кого. Но то, что я увидел на похоронах меня очень впечатлило.

У меня была истерика от всего увиденного тогда. Это было много громко плачущих людей, громко причитающих, траурная музыка, всё в черно-серых тонах, гроб с покойником(О! поэтому я боялся гробов в детстве). Конечно, будучи ребёнком, после увиденного я понял что смерть — это ужасно.

Когда я всё это вспомнил, эмоции на короткое время охватили меня и когда я прочувствовал всё это снова с новым пониманием ситуации, я почувствовал как тёплые волны радости разливаются по телу — необыкновенное чувство. С этим страхом пришлось поработать несколько раз, чтобы закрепить результат.

После такой проработки собственного страха я умышленно нашел несколько очень жутких видеороликов. Просматривая их я не испытывал ни страха, ни отвращения, только принятие того факта что они есть и каждый может сам для себя выбрать как реагировать на них.

Возможно кто-то подумает что изложенная выше информация относится к слишком личной. Думаю что это тоже страх, страх открыться. Ведь некоторые думают, что если сильно открыться, то кто-то может сделать больно. Но я придерживаюсь другого мнения. На мой взгляд, любая причинённая мне душевная боль — это моя недоработка. Так что если больно, значит есть с чем работать.

Я специально описал процесс работы с одним из самых сильных моих страхов — страхом смерти. После такой работы легче работать с остальными, более слабыми страхами.

Желаю всем приятно провести время изучая себя.

Один человек очень гордился своей прекрасной зеленой лужайкой. Однажды он увидел, что среди травы зацвели одуванчики. Человек не сеял эти одуванчики, и, поэтому, воспринял их как бурьян. Тут же он их вырвал руками. Спустя время одуванчики снова появились. Они маскировались под обычной травой. И как человек только ни пытался избавиться от них, одуванчики продолжали появляться на лужайке и бурно расти. Целыми днями он негодовал и жаловался. В конце концов он даже потерял сон и заболел. Наконец он написал в департамент сельского хозяйства. Он перечислил все методы борьбы с сорняками. А письмо закончил вопросом: «Я испробовал все методы. Посоветуйте, что делать?» Вскоре он получил ответ: «Попробуйте их полюбить».

Притча или анекдот

Итак, сегодня я расскажу — как можно полюбить свои страхи. И, да, вам придется это сделать, т.к. все остальные методы борьбы с ними вы уже перепробовали.

Я предлагаю вам две методики – левополушарную или рациональную и правополушарную или иррациональную.

Как мы уже говорили – сила страха находится на кончике иглы в его темной, неосознаваемой части .

По этой причине все методики работы со страхами направлены на освещение, выявление этой темной, глубинной части.

И подходить к ней можно с разных сторон.

Рациональная методика работы с собственными страхами

1 шаг. Страховой список

В черном-черном городе, по черной-черной улице ехала черная-черная машина, в которой сидел черный-черный человек…

Детская страшилка

Сколько у нас страхов?

Один, два, тысяча?

Давайте сядем и составим Список Страхов.

Просто возьмите и выпишите на листе бумаги список всех своих страхов. Озаглавим его так: «Чего я боюсь?». А дальше – все, что приходит в голову, по очереди. Для начала первые десять, пришедших в голову.

Например:
Несчастного случая
Заболеть раком
Растолстеть
Чего-то нехорошего, что может случиться с моими близкими.
Подвести своих партнеров
Выступать перед людьми
Стать жертвой насилия
Умереть молодым
Публично опозориться

Собак без поводка
Написали?

Быстро получилось?

Наверное, долго сидели и думали после первых трех-пяти…

А почему?

Потому что страшно. Не хочется думать о страхах – пугает нас эта тема .

А еще, оказывается, что если пытаешься описать словами свои смутные ощущения, которые наваливаются в каких-то сумеречных состояниях сознания – то, не так уж и легко сразу вспомнить их хотя бы десять штук.

Нам же всегда казалось, что С Т Р А Х – он такой один, такой огромный.

Но, когда вы сосредоточились и очень мужественно записали свои страхи на листок белой бумаги (а лист обязательно должен быть только белым!) – то, вдруг оказалось, что страхов у вас не так уж и много, а, будучи написанными на бумаге – они и не кажутся такими уж страшными, их ужасная сила тает.

Но поставим себе пятерку в нашу «мысленную зачетку» и отправимся дальше совершать наши подвиги.

Шаг 2. Ранжирование страхов

А теперь из общего хаотичного списка страхов составим рейтинг.

Т.е. на первые места поставим самые сильные, самые ужасные страхи, а дальше по убыванию «силы страха».

Я знаю, что вам трудно сделать такое ранжирование для списка из 10 страхов (на самом деле вы ведь достаточно бесстрашны) – поэтому сделаем ранжирование для самых главных пяти страхов.

И назовем эти ТОП-5 СТРАШНАЯ ПЯТЕРКА.

Шаг 3. Проговаривание / Вербализация

А теперь подробно опишите словами каждый из пяти ваших самых сильных страхов. И запишите, зафиксируйте это описание.

Например: «Страх собак. Я очень боюсь проходить мимо собак, выгуливаемых без поводка. Когда-то в детстве на меня прыгнула такая собака, повалила и играя, слегка покусала. С тех пор, когда я вижу собак, даже издалека – у меня все холодеет внутри и мне хочется бежать скорее прочь».
Это очень важный шаг, хотя вам и нелегко его будет сделать, т.к. вы не хотите снова испытать эти неприятные чувства.

Но, когда вы его сделаете, то вы почувствуете уже больше контроля за ситуацией с вашей стороны.

Вы понемногу начинаете «овладевать своими страхами» — рационализируя их.

Шаг 4. Аггравация / Утяжеление

А теперь самый важный шаг – представьте в своем воображении самый худший вариант, который может произойти в случае реализации какого-то из ваших страхов.

Желательно детально, с подробностями.

Получается?

Что вы чувствуете в такой мысленной ситуации реализованного страха?

Вы уже умерли и поэтому ничего не чувствуете? Нет.

А что тогда?

Ужас парализовал ваш мозг и не можете ничего описать? Снова нет.

А почему? Почему же вы не умерли от страха и вас даже не парализовало ужасом?

А потому что ваш страх – это ваш союзник, ваш друг, ваш защитник.

Он вам дан для того, чтобы защитить вас от опасных ситуаций.

Мнимых или реальных. Но только каждый должен пройти свою часть пути.

Страх должен вас напугать, а вы уже должны рационально оценить ситуацию и определить степень угрозы, а главное – подготовиться к ней.

Итак, вы представили себе ужас-ужас-ужас, но при этом не умерли, а, наоборот – понимаете, что не такой уж это ужас-ужас.

Можно ведь как-то приспособиться и к этой ситуации.

Шаг 5. Рациональная проработка

Предупрежден – значит вооружен

Древняя мудрость

Теперь закрепляем результаты нашей работы. Чтобы закрепить перевод страха из иррациональной сферы в рациональную – давайте оценим математическую вероятность того, что наши страхи реализуются в реальной жизни.

Сколько получилось?

При этом помните, что чтобы вывести вероятность наступления двух событий одновременно – нужно перемножить отдельные вероятности каждого из этих событий друг на друга.

Видите, что математическая вероятность наступления вашего «страхового случая» тает у вас на глазах?

Не верите?

Ну, а тому, что страховой бизнес процветает именно потому, что страховые случаи весьма редки, если считать их от количества страхователей – этому то вы можете поверить?

В любом случае, дорогие читатели – поймите, что если вы сами оцениваете вероятность реализации вашего страха меньше, чем в 50% — это означает, что в статистическом смысле скорее всего с вами случится что-то плохое, но точно не то, чего вы так боялись)).

Главное в рациональной проработке страха – воспринимать его как важную информацию от своей Самости.

Попытайтесь понять урок, который дает вам ваш страх, когда вы воспринимаете его как Союзника, охранителя.

Например, в случае с боязнью собак такими уроками могли бы быть:

Если собака чувствует, что ты ее боишься – то вероятность ее нападения вырастает.
Если ты не боишься собак – то они к тебе не пристанут.
На всякий случай носить с собой перцовый баллончик, бегая по близлежащему парку.
Важно понять, что прорабатывая свой страх – начиная с представлений о том, что могло бы произойти при неблагоприятном сценарии и, заканчивая тем, какие уроки, послания несет нам наш страх – мы занимаемся ментальной подготовкой, прорабатывая ресурсы своего подсознания на мета-когнитивном уровне.

ЕСЛИ ВАМ НЕ УДАЛОСЬ НАЙТИ РЕШЕНИЕ СВОЕЙ СИТУАЦИИ С ПОМОЩЬЮ ЭТОЙ СТАТЬИ, ТО ЗАПИШИТЕСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ И МЫ ВМЕСТЕ НАЙДЕМ ВЫХОД

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ МОЖНО ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ:

ЭТО ОПИСАНИЕ ХАРАКТЕРА «НЕСЧАСТЛИВОГО» ЧЕЛОВЕКА

Его 2 основные проблемы: 1) хроническое неудовлетворение потребностей,2) невозможность направить свой гнев вовне, сдерживание его, а вместе с ним сдерживание и всех теплых чувств, с каждым годом делают его все более и более отчаивающимся: чтобы он ни предпринимал, лучше не становится, наоборот, только хуже. Причина – он делает много, но не то.Если ничего не предпринять, то, с течением времени, либо человек «сгорит на работе», нагружая себя все больше и больше – до полного истощения; либо его собственное Я будет опустошаться и обедняться, появится невыносимая ненависть к себе, отказ от заботы о себе, в перспективе - даже от самогигиены.Человек становится похож на дом, из которого судебные приставы вынесли мебель.На фоне безнадежности, отчаяния и истощения нет сил, энергии даже на мышление.Полная утрата способности любить. Он хочет жить, но начинает умирать: нарушается сон, обмен веществ…Трудно понять - чего ему не хватает именно потому, что речь не идет о лишенности обладания кем-то или чем-то.

Наоборот - у него обладание лишенности, и он не в состоянии понять чего лишен. Утраченным оказывается собственное Я. Ему невыносимо тягостно и пусто: а он даже не может оформить это в слова.

Всегда ли Вы можете сказать, что Вы чувствуете? Можете назвать это чувство, эмоцию? А есть ли у Вас привычная Эмоция, которую Вы чувствуете почти постоянно? (Например, Тревога без причины, Раздражение, Печаль, Тоска)

Давайте определимся, что же такое чувство. Чувство - эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам.

Встречается достаточно много людей, которые путают ревность с завистью, вину со стыдом, страхом или злостью. Перепутать их немудрено.

Хороший индикатор здесь – это то, что вы испытали после случившегося.

например: При чувстве стыда есть конкретный физиологический отклик – покраснение кожи (blush.) При чувстве вины такого отклика нет

Но Стыдом, как и виной, часто манипулируют.

Зависть - это «у тебя есть что-то, чего у меня нет, и что я хочу». Ревность - это «Я хочу чтобы ты любила меня, а ты выбираешь другого.

Работа с завистью в терапии может начаться с нормализации ее, то есть с убирания вины или стыда. Когда человек способен сказать – я завидую, то тогда в это чувство можно погрузиться и можно с ним работать. Очень многому можно научиться у зависти.

----------------------

В практической работе один из самых частых запросов про самооценку – как её повысить и как сделать, чтобы она меньше зависела от мнения других.
Прежде всего следует отметить, что самооценка -
это не что иное, как наше представление о себе, которое возникает в детстве и меняется вместе с ними в течении всей жизни.
Человек, который смотрит на вас в зеркале, нуждается в вашей любви и принятии больше, чем кто-либо другой.

И вроде как все просто и понятно, вот только чаще всего именно этот человек обделен этими благами.


Если вам необходима помощь, то вы всегда можете записаться на консультацию по этой ссылке