Вавилонская астрология, аккадская астрология. Астрология с улыбкой

Емельянов В. В.
"Астрология является следствием веры людей в могущество небесных тел. Такая вера появляется у народов древней Месопотамии и отчасти у народов Древнего Египта в начале третьего тысячелетия до н. э.

Надо сказать, что названия большинства созвездий, дошедших из клинописных текстов, также впервые были сформированы именно в шумерском языке. Несомненно, что все эти созвездия уже существовали в сознании шумеров в конце третьего тысячелетия. Об этом говорит хотя бы упоминание созвездия Тельца, встречающееся в заговорах III династии Ура. Когда были обожествлены шумерские цари, в частности, царь Шульги, в честь него была названа новая небесная звезда. Это говорит о том, что остальные звезды были вычленены ранее и носили шумерские имена.

Удивителен тот факт, что среди шумерских источников мы до сих пор не можем найти астрономических текстов. Есть шумерские названия созвездий, есть упоминания о восхождении звезд в шумерских гимнах, но нет ни одного астрономического или астрологического текста. Можем ли мы на основании этого факта делать вывод о том, что астрологии в Шумере не было? Не можем, так как знаем, какой промежуток времени проходил от создания текстов до их записи. Зачастую в Месопотамии этот период равнялся 500 – 600 годам! Поэтому наверняка астрологические представления в Шумере формируются еще в конце третьего тысячелетия до н. э., но записываются они только в эпоху семитского преобладания в Месопотамии, отчасти в старо-вавилонский период, а еще больше источников дошло до нас от средневавилонского (или касситского) периода.

Первые свидетельства существования астрологии доходят до нас от 16 – 15 веков до н. э., и с этого времени уже можно говорить о развитии астрологии как сложившегося искусства, которое претендовало быть и наукой, и политической аналитикой, и основой мировоззрения древних вавилонян.

От конца старовавилонского периода доходят таблицы звезд и названия некоторых созвездий, но не сама астрология. Этап формирования астрологии как таковой связан со средневавилонским периодом, с 16 по 11 века до н. э. Значение этого периода формирования новой вавилонской культуры, на мой взгляд, не изучено и до конца не оценено. В Месопотамии в это время происходят грандиозные перемены. Достаточно сказать, что серебро как основная плата за работу повсеместно сменяется золотом. Видимо, это новшество пришло вместе с касситами, захватившими Вавилон. В искусстве Вавилонии появляются совершенно новые мотивы. Например, касситский крест. До сих пор не известно, что он обозначал.

Именно в касситское время появляются первые представления о том, что такое предсказания по небесным явлениям и о том, что такое зодиак. В первых астрономических трактатах средневавилонского периода с элементами астрологии нет различения предсказаний по небесным телам и предсказаний по атмосферным явлениям. Люди этого времени еще не понимают, что есть совершенно особая область, которая впоследствии будет называться астрологией. Они занимаются предсказаниями как таковыми, которые дают внешние знаки. Эти предсказания подразделяются по трем богам: предсказания по Сину, то есть по движению Луны; предсказания по Иштар, то есть по движению Венеры; предсказания по Ададу – ветру и атмосферным явлениям.

Первый компендиум, который создается в средневавилонский период, - компендиум «Энума-Ану-Энлиль». Поскольку семиты не могли произносить сочетание «н-л», то возникла ассимиляция, и они произносили «Энума-Ану-Эллиль», что означает «Когда Ан и Энлиль…» (названия текстов обозначались по первым строчкам).

По-видимому, в это время возникает координатная сетка, когда весь мир делится на четыре направления, и точно так же на четыре направления делятся Луна, Венера, там тоже четыре стороны света, это тоже влияет на предсказания. В эту же эпоху возникает и термин, обозначающий стоянку Луны, а затем и Солнца, вблизи созвездия, - то, что в последствии будет названо «зодиаком». Первый такой аккадский термин - «манзазу», позже –«манзазту», после ассимиляции в ассирийское время – «манзальту», означает «стоянка». Сначала «манзальту» обозначает стоянку Луны или Солнца, потом появился новый термин «лумашу», но слово «манзальту» было заимствовано евреями, когда они в период плена поселились в Вавилоне. У евреев это слово стало иметь вид «маззаль», что поначалу означало стоянку Луны или Солнца, потом стало означать Зодиак, затем – судьбу, удачу, и знаменитое еврейское выражение «мазл тов» - изначально именно астрологический термин «благоприятная судьба». Таким образом, вавилонский астрологический термин превратился в иврите, а потом в идише в благопожелание.

В средневавилонское время возникает еще один термин «лумашу», термин гораздо более загадочный, так как его этимология непонятна. Ни в одном семитском языке нет такого термина «лумашу». Сначала им обозначались стоянки Луны (18 стоянок, лунный зодиак), затем стоянки Солнца, и в результате в гороскопных текстах 5-3 века это уже зодиак как таковой. Это слово может писаться как «лу» первое – маш, а может как «лу» второе – маш, что означает, что было безразлично, как писать. ...озможно, это одна из первых известных аббревиатур, и это начальные знаки для первого и третьего зодиакального созвездия. Потому что первое созвездие в Вавилоне называется Лу-Хунга, что означает «наемный работник» или «доброволец», а третье созвездие называется «Маш-Таб-ба». «лумаш» - соединение двух знаков для обозначения первого и третьего созвездий. Никак иначе это не объяснить, потому что ни в аккадском, ни в шумерском языках нет такого слова, а семиты впоследствии в сирийском языке заимствуют это слово, и из «лумашу» у них получается «мальвушу».

Лумашу – поначалу восемнадцать лунных созвездий (через которые проходит Луна), а потом уже и двенадцать солнечных созвездий. Тогда же, в средневавилонскую эпоху, на межевых камнях кудурру возникают и образы некоторых зодиакальных созвездий. Нам известны изображения Стрельца, Козерога, Водолея, Скорпиона, то есть зодиакальные созвездия понимаются как специфические существа...

Таким образом, есть терминология, есть компендиумы, которые должны изучать астрологи (это «Энума Ану Эллиль» и «Мул Апин»), есть большая заинтересованность царского двора в астрологах (до нас дошли два тома переписки ассирийских царей и астрологов) и есть учебная программа для астрологов. Астролог того времени равен политологу нашего времени. Это политический консультант, секретарь и советник царя, который, войдя в доверие, говорит ему, как лучше поступить: когда лучше сеять, когда лучше отправлять войско в поход, будет ли завтра дождь, следует ли завтра выезжать на прогулку, и так далее.

Вот пример такого письма: «Царю, моему господину, пишут Баласи и Набу-аххе-эрба». Дальше идет традиционное благопожелание: «Будь здоров, наш господин, пусть Набу и Мардук животворят тебя на вечные времена, пусть Ашшур, Бел, Син, Шамаш и Адад будут благосклонны к тебе, боги тебе благоприятствуют, можно выезжать, второй день хорош, четвертый день месяца особенно хорош, подготовь колесницу».

В другом письме тот же самый Баласи пишет: «Набу и Мардук будут к тебе благосклонны, ты повелел, о владыка, узнать, в чем твоя болезнь, какова ее причина. Об этом знают только великие боги, но знаки, которые подает небо касательно твоего тела, говорят, что нужно лечиться так-то и так-то», и дальше следует рецепт. Для понимания не только вавилонской астрологии, но и мироощущения важен такой момент: причина болезни неизвестна, но очень важно учитывать знаки, то есть внешние симптомы заболевания, и по ним можно понять, каким должен быть рецепт.

Как в новоассирийское время понимали планеты. Безусловно злой планетой был Марс – Нергал, бог чумы и подземного мира, Марс называли также Красным – «Цальбатану». Красный цвет всегда был преддверием чего-то нехорошего. С Марсом всегда связаны отрицательные предсказания, касающиеся насилия, войны и так далее.

Венеру называли Дильбат, это имя богини Инанны как планеты, либо Иштар. Она связана с сексуальными отношениями, со страстью, с чувствами, с конфликтом, с оппозицией.

Юпитер в новоассирийское время стал Мардуком, но у него есть довольно много имен: в шумерское время он назывался Шульпаэ, потом он стал называться Сангмегар, потом Мардук. Юпитер как Мардук покровительствует царской власти. Экспансия, обладание пространством. Юпитер гарантирует (либо отрицает) успех, удачу.

Меркурий очень неопределенно выражен, это, безусловно, благоприятная планета, связана с письмом, с просвещением, Меркурий – это Набу, бог письма и грамоты. Неясно, насколько сильно влияние Меркурия, при одних обстоятельствах он благоприятен, при других – нейтрален.

У Сатурна двойственная роль: с одной стороны, он – покровитель Солнца, он идет в одной паре с Солнцем в месопотамских текстах. Сатурн вместе с Солнцем является верховным судьей, который в седьмом месяце вавилонского календаря осуществляет суд над живыми и мертвыми. Вообще Сатурн – это хромой охранник подземного мира, который имеет в шумерской терминологии несколько имен, его зовут Хендурсанга, он отпирает двери мертвецам в период зимнего солнцестояния, чтобы они вышли вместе с поднимающимся солнцем и некоторое время пробыли на земле, а потом он опять их загоняет и запирает двери. Вторая роль: Сатурн – это ночь, мрак, внезапное наступление зла. Каждый седьмой день вавилонского календаря – это день Сатурна. На эти дни – 7, 14, 21, 28, - предписывалось никуда не уходить из дома, во избежание зла на открытом пространстве, были пищевые запреты, предписывалось какое-либо благодеяние. Впоследствии эти седьмые дни стали субботними днями, которые надлежало чтить.

Луна – это бог времени, покровитель сияющего небесного свода. Солнце – это бог справедливости, суда, бог-свидетель всех человеческих дел."

Единственный надежный источник для реконструкции астрономических знаний шумеров - их культовый календарь. Шумерский культовый календарь, являвшийся основным и эталонным для жителей всего Южного Двуречья, происходит из священного города Ниппура, божеством которого, напомним, был регулятор мирового порядка и владыка природы Энлиль. Календарь этот лунно-солнечный, он основан на корректном согласовании смены лунных фаз с годовым путешествием солнца вблизи созвездий небесного экватора. Календарь хорошо различает периоды равноденствий и солнцестояний, состоит из 360 дней, 12 месяцев и 4 сезонов. С целью уравнения двух циклов каждые несколько лет специальным указом вставлялся дополнительный 13-й месяц.

Каждый месяц календаря начинался с новолуния и содержал 29 или 30 суток в нерегулярной последовательности. В свою очередь, сутки делились на 12 равных двойных часов, обозначавшихся шумерским словом для определения длин и расстояний (что-то вроде мили); двойные часы разделялись на 30 уш, или градусы времени. Один градус времени содержал в точности 4 современные минуты. Впрочем, в народе предпочитали пользоваться простым разделением суток на три так называемые «стражи» (1 стража = 8 часам). Летом ночные стражи были короче, чем зимой, а дневные длиннее.
С календарем из Ниппура, без сомнения, связана и образная система Зодиака (известного только из поздних вавилонских источников). Шумеры заметили, что каждый год в одном и том же месяце на горизонте восходит определенное созвездие, и связали восход этого созвездия с состоянием природы в данном месяце. Это состояние фиксировалось традиций в ритуально-мифологической форме. Так появился известный нам вавилонский Зодиак:

Овен - название, представляющее собой игру смыслов и клинописных знаков. У шумеров это созвездие называлось лу-хунга - «Наемный Работник» или «Доброволец». Созвездие восходило в период весеннего равноденствия и начала ниппурского года, когда избирался новый царь. Согласно традиции, избранник должен был быть добровольцем, который хочет вызвать на поединок силы старого мира и сразиться с ними. Это жертвующий собой юноша, который знает, что его решимость таит в себе двойную опасность: либо он будет убит на поединке, либо через какое-то время, уже будучи царем, погибнет от руки такого же претендента. С жертвой добровольца сравнивается обычай приносить в жертву Новому году ягнят-первинок. Когда клинописные обозначения созвездий начинают сокращать, название лу-хунга редуцируется до лу, причем сперва его пишут знаком Ш2 - «человек», а затем знаком 1ЛЗ, который представляет собой стилизованное изображение барана. Жертвенный царь и жертвенный ягненок сливаются в единый образ весенней новогодней жертвы.

Телец - название, напрямую связанное с ритуалом второго ниппурского месяца. Тельцом называли бога Нинурту, победившего всех соперников своего го-Рода и после победы совершившего обряд священного брака со своей невестой. В это же время совершается ассоциативный со священным браком обряд утаптывания и распахивания сырой после разлива земли, на поле выводились как стадные волы, так и волы, запряженные в плуги. Смысл событий месяца - война, любовь и пахота. Все эти грани объединяет образ свирепого и плодовитого быка (а также трудолюбивого вола).

Близнецы - название, связанное с почитанием братьев-близнецов Сина и Нергала, рожденных Энлилем и Нинлиль в подземном мире. После этого один из братьев, Син, стал богом Луны и ушел на небо; другой, Нергал, остался под землей управлять миром мертвых.

Рак - сложное по переплетению ассоциаций название. Восход этого созвездия совпадает с периодом летнего солнцестояния, после которого солнце начинает пятиться назад, в подземный мир, а также с ранним севом зерновых, также уходящих под землю. С событиями этого времени связаны ритуальные проводы весеннего бога Думузи в подземный мир и его последующее оплакивание. Думузи в данном случае является олицетворением и опускаемого в землю зерна, и снижающегося солнца.

Лев - название, связанное с состязаниями, которые проводились в честь царя-героя Гильгамеша юношами городских кварталов. Гильгамеш и Саргон, стремившиеся оставить по себе бессмертную память военными походами, часто сравнивались со львом. Лев олицетворял одновременно царя зверей и солнце (из-за гривы). Именно таким солнечным царем-победителем был Гильгамеш.

Дева - название, связанное с обрядом очищения богини Инанны, вернувшейся на землю из подземного мира (где она, скорее всего, безрезультатно искала Думузи).

Весы - символ осеннего равноденствия, уравнивающего ночь и день. В шумерской традиции это время суда, который бог Солнца устраивает живым и мертвым, а также время почитания судей загробного мира Ануннаков.

Причина именования восьмого зодиакального созвездия Скорпионом из клинописных источников неясна.

Девятое созвездие называлось Пабильсаг, по имени шумерского героя, отождествлявшегося с Нинуртой и Нергалом. На межевых камнях из Вавилона этот герой изображен с луком в руке, отсюда и пошло более позднее именование Стрелец.

Десятое созвездие называлось Рыбокозленок. Оно восходило в период зимнего солнцестояния и было связано с ритуалом выведения из подземного мира и кормления умерших отцов государства. Его символика связана с одним из образов бога Энки: рыба символизировала недоступные глубины премудрости, а козленок - пророчество о грядущей судьбе человечества.

Водолей - позднее название созвездия, которое в клинописных текстах именуется Великан. В самом деле, на многих шумеро-аккадских изображениях можно видеть высокорослое, длинноволосое и бородатое существо мужского пола, от плеч или раскинутых рук которого отделяются два водных потока. Символика созвездия связана с проливными дождями, максимум которых выпадает в Месопотамии именно в это время (январь-февраль).

Рыбы имели и другое имя - Хвосты. Как и название последнего ниппурского месяца, «жатва», название последнего зодиакального знака символизировало конец цикла, уход жизни в область водного хаоса.

Из Вавилона дошло несколько астрономических текстов, являющихся копиями более ранних шумерских. Из них можно узнать, что умели делать шумеры в этой области. Они могли определять восходящие и заходящие звезды, равноденствия и солнцестояния, планетные периоды, а также делать предзнаменования на основе затмений луны и появления комет. Но о каких-либо теоретических выводах или хотя бы о произвольных спекуляциях шумеров, связанных с астрономическими расчетами, мы ничего не знаем. Нет никакого сомнения в том, что астрология как система взглядов зародилась в Вавилоне и Ассирии, то есть уже после гибели шумерской цивилизации. Но, несомненно, и то, что в истоках астрологии находится шумерское мироощущение, основанное на соответствии между содержанием помесячного ритуала и именем восходящего в данном месяце созвездия, между событием социальной жизни и появлением на небе феномена вроде затмения или кометы. Для шумеров такое чувство жизни как подобия, жизни как соответствия было органичным, в этом, можно сказать, проявлялась имплицитная сторона их религии и идеологии. Но для наследников Шумера их ощущение жизни приобрело характер доктрины, рационального постулата. Вместе с совершенствованием вычислительного искусства астрономов детализировалась и предсказательная литература, причем астрологи к концу клинописной цивилизации Двуречья имели уже несколько основных пособий, своего рода учебников, по которым учились вплоть до эпохи Селевкидов и Парфянского царства.

Единственный надежный источник для реконструкции астрономических знаний шумеров - их культовый календарь. Шумерский культовый календарь, являвшийся основным и эталонным для жителей всего Южного Двуречья, происходит из священного города Ниппура, божеством которого, напомним, был регулятор мирового порядка и владыка природы Энлиль. Календарь этот лунно-солнечный, он основан на корректном согласовании смены лунных фаз с годовым путешествием солнца вблизи созвездий небесного экватора. Календарь хорошо различает периоды равноденствий и солнцестояний, состоит из 360 дней, 12 месяцев и 4 сезонов. С целью уравнения двух циклов каждые несколько лет специальным указом вставлялся дополнительный 13-й месяц.

Каждый месяц календаря начинался с новолуния и содержал 29 или 30 суток в нерегулярной последовательности. В свою очередь, сутки делились на 12 равных двойных часов, обозначавшихся шумерским словом для определения длин и расстояний (что-то вроде мили); двойные часы разделялись на 30 уш, или градусы времени. Один градус времени содержал в точности 4 современные минуты. Впрочем, в народе предпочитали пользоваться простым разделением суток на три так называемые «стражи» (1 стража = 8 часам). Летом ночные стражи были короче, чем зимой, а дневные длиннее.

С календарем из Ниппура, без сомнения, связана и образная система Зодиака (известного только из поздних вавилонских источников). Шумеры заметили, что каждый год в одном и том же месяце на горизонте восходит определенное созвездие, и связали восход этого созвездия с состоянием природы в данном месяце. Это состояние фиксировалось традиций в ритуально-мифологической форме. Так появился известный нам вавилонский Зодиак:

Овен - название, представляющее собой игру смыслов и клинописных знаков. У шумеров это созвездие называлось лу-хунга - «Наемный Работник» или «Доброволец». Созвездие восходило в период весеннего равноденствия и начала ниппурского года, когда избирался новый царь. Согласно традиции, избранник должен был быть добровольцем, который хочет вызвать на поединок силы старого мира и сразиться с ними. Это жертвующий собой юноша, который знает, что его решимость таит в себе двойную опасность: либо он будет убит на поединке, либо через какое-то время, уже будучи царем, погибнет от руки такого же претендента. С жертвой добровольца сравнивается обычай приносить в жертву Новому году ягнят-первинок. Когда клинописные обозначения созвездий начинают сокращать, название лу-хунга редуцируется до лу, причем сперва его пишут знаком Ш2 - «человек», а затем знаком 1ЛЗ, который представляет собой стилизованное изображение барана. Жертвенный царь и жертвенный ягненок сливаются в единый образ весенней новогодней жертвы.

Телец - название, напрямую связанное с ритуалом второго ниппурского месяца. Тельцом называли бога Нинурту, победившего всех соперников своего го-Рода и после победы совершившего обряд священного брака со своей невестой. В это же время совершается ассоциативный со священным браком обряд утаптывания и распахивания сырой после разлива земли, на поле выводились как стадные волы, так и волы, запряженные в плуги. Смысл событий месяца - война, любовь и пахота. Все эти грани объединяет образ свирепого и плодовитого быка (а также трудолюбивого вола).

Близнецы - название, связанное с почитанием братьев-близнецов Сина и Нергала, рожденных Энлилем и Нинлиль в подземном мире. После этого один из братьев, Син, стал богом Луны и ушел на небо; другой, Нергал, остался под землей управлять миром мертвых.

Рак - сложное по переплетению ассоциаций название. Восход этого созвездия совпадает с периодом летнего солнцестояния, после которого солнце начинает пятиться назад, в подземный мир, а также с ранним севом зерновых, также уходящих под землю. С событиями этого времени связаны ритуальные проводы весеннего бога Думузи в подземный мир и его последующее оплакивание. Думузи в данном случае является олицетворением и опускаемого в землю зерна, и снижающегося солнца.

Лев - название, связанное с состязаниями, которые проводились в честь царя-героя Гильгамеша юношами городских кварталов. Гильгамеш и Саргон, стремившиеся оставить по себе бессмертную память военными походами, часто сравнивались со львом. Лев олицетворял одновременно царя зверей и солнце (из-за гривы). Именно таким солнечным царем-победителем был Гильгамеш.

Дева - название, связанное с обрядом очищения богини Инанны, вернувшейся на землю из подземного мира (где она, скорее всего, безрезультатно искала Думузи).

Весы - символ осеннего равноденствия, уравнивающего ночь и день. В шумерской традиции это время суда, который бог Солнца устраивает живым и мертвым, а также время почитания судей загробного мира Ануннаков.

Причина именования восьмого зодиакального созвездия Скорпионом из клинописных источников неясна.

Девятое созвездие называлось Пабильсаг, по имени шумерского героя, отождествлявшегося с Нинуртой и Нергалом. На межевых камнях из Вавилона этот герой изображен с луком в руке, отсюда и пошло более позднее именование Стрелец.

Десятое созвездие называлось Рыбокозленок. Оно восходило в период зимнего солнцестояния и было связано с ритуалом выведения из подземного мира и кормления умерших отцов государства. Его символика связана с одним из образов бога Энки: рыба символизировала недоступные глубины премудрости, а козленок - пророчество о грядущей судьбе человечества.

Водолей - позднее название созвездия, которое в клинописных текстах именуется Великан. В самом деле, на многих шумеро-аккадских изображениях можно видеть высокорослое, длинноволосое и бородатое существо мужского пола, от плеч или раскинутых рук которого отделяются два водных потока. Символика созвездия связана с проливными дождями, максимум которых выпадает в Месопотамии именно в это время (январь-февраль).

Рыбы имели и другое имя - Хвосты. Как и название последнего ниппурского месяца, «жатва», название последнего зодиакального знака символизировало конец цикла, уход жизни в область водного хаоса.

Из Вавилона дошло несколько астрономических текстов, являющихся копиями более ранних шумерских. Из них можно узнать, что умели делать шумеры в этой области. Они могли определять восходящие и заходящие звезды, равноденствия и солнцестояния, планетные периоды, а также делать предзнаменования на основе затмений луны и появления комет. Но о каких-либо теоретических выводах или хотя бы о произвольных спекуляциях шумеров, связанных с астрономическими расчетами, мы ничего не знаем. Нет никакого сомнения в том, что астрология как система взглядов зародилась в Вавилоне и Ассирии, то есть уже после гибели шумерской цивилизации. Но, несомненно, и то, что в истоках астрологии находится шумерское мироощущение, основанное на соответствии между содержанием помесячного ритуала и именем восходящего в данном месяце созвездия, между событием социальной жизни и появлением на небе феномена вроде затмения или кометы. Для шумеров такое чувство жизни как подобия, жизни как соответствия было органичным, в этом, можно сказать, проявлялась имплицитная сторона их религии и идеологии. Но для наследников Шумера их ощущение жизни приобрело характер доктрины, рационального постулата. Вместе с совершенствованием вычислительного искусства астрономов детализировалась и предсказательная литература, причем астрологи к концу клинописной цивилизации Двуречья имели уже несколько основных пособий, своего рода учебников, по которым учились вплоть до эпохи Селевкидов и Парфянского царства.

Есть такое мнение, что первыми разделить небесный свод на двенадцать окошек и сгруппировать звёзды решили шумеры. Они же наделили каждое созвездие выразительным символом и названием и синхронизировали с событиями окружающей природы. Позднее древние греки позаимствовали у потомков из Месопотамии идею «зодиака» и приписали каждому знаку харизматичную легенду. Предлагаю в пятницу расслабиться над чтением древних преданий, что стоят за каждым из них, и поразмышлять (конечно, с улыбкой) как они повлияли на наш характер спустя несколько тысяч лет…
*****
ОВЕН
Древние шумеры поначалу называли апрельское созвездие «Добровольцем» и обозначали схематическим значком человека. Этот месяц был связан с одним из главных общественных ритуалов - поединком за звание нового правителя и, как следствие, началом нового календарного года. Позднее на смену «человеку» на звездных картах пришел «баран». Историки связывают «рождение» Овна с активным развитием сельского хозяйства и старинным обрядом жертвоприношения ягнят. Людей, которые родились под его покровительством, отличало стремление к благополучию и, в тоже время, беспощадность, воинствующий склад характера.

Согласно греческой мифологии, появление Овна восходит к мифу о золотом летающем баране Крие, который спас царских детей Фрикса и Геллу от коварной мачехи Ино. По дороге девочка упала в море, а мальчик, в благодарность, принес своего рогатого спасителя в жертву Зевсу. К слово, шкура того самого земного прототипа Овна - то самое «золотое руно», ради которого аргонавты отправились в рисковое путешествие. Не случайно за представителями этого знака закрепились такие черты, как храбрость, решительность, энергичность и рьяное покровительство слабым.

ТЕЛЕЦ
Второй месяц шумерского календаря (его талисманом был рогатый скот) традиционно заканчивался разливом рек и был связан со свадебными обрядами - во время церемонии молодожены, подобно бычкам, должны были утаптывать почву, подготавливая ее к зарождению новой жизни. Астрологи по сей день отмечают необычайное трудолюбие и плодовитость представителей этого знака.

У греков, правда, на счет Тельца была своя теория. Помните романтическую историю о белоснежном быке, в которого обернулся Зевс, чтобы похитить финикийскую красавицу Европу и спрятать любовницу на Крите? Это и есть тот самый первый Телец. Интересно, что символ знака некоторые исследователи трактуют, как символическое изображение гортани человека и рекомендуют всем майским «барашкам» чаще исследовать и укреплять именно эту часть тела.

БЛИЗНЕЦЫ
Двуликий и неоднозначный характер представителей это знака отражают три древние легенды. Шумерская - называет Близнецами всемогущих братьев Сина и Нергала, один из которых правил под землей, а второй - на небе. Греки парочку переименовали (Кастор и Полидевк - сыновья царевны-лебедь Леды и Зевса), а легенду переписали. Когда один из братьев погиб, второй попросил у папы лишить его бессмертия и поселиться на небе. Есть и третий вариант - в облике Близнецов запечатлены вскормленные волчицей основатели Рима Ромул и Рем. Символ зодиака - братья, которые держатся за руки. К слову о руках - Близнецам стоит обратить на них внимание и поберечь.

РАК
Особенный знак, чье царствование на небосклоне совпадает с периодом летнего солнцестояния, после которого главное светило начинает «пятиться назад» подобно членистоногому. Еще одна история из школьный программы, причастная к современному гороскопу - миф о 12 подвигах Геракла. В одной из них герой сражался с Лернейской Гидрой. В самый разгар схватки ему в ногу неожиданно вцепился рак, что, впрочем, не смутило полубога - он попросту того раздавил. Тем не менее поступок панцирного оценила Гера, презиравшая Геракла, и отправила храброе животное прямиком на небосклон.

Поначалу и шумеры, и греки использовали для его обозначения, как и положено, символический рисунок рака. Но со временем его решили заменить на две абстрактные клешни, которые астрологические «чайники» частенько путают с Рыбами. Любопытная теория отождествляет это изображение с символом инь и ян, уверяя, что представители этого знака гармонично сочетают в себе и женскую, и мужскую энергию. По мне, так эта версия — полная фигня…

ЛЕВ
С наступлением августа для юных шумеров начиналось время безжалостных состязаний в честь златовласого царя Гильгамеша. В древних эпосах его отождествляли с храбрым львом, а людей, родившихся под его опекой, считали воинственными, горделивыми и могущественными. Это еще одно созвездие, тесно связанное с подвигами Геракла. На этот раз речь идет о том, как герой задушил голыми руками царя зверей, который мешал горожанам. А вот как родился символ Льва - мнения расходятся. Кто-то из историков видит в нем греческую букву «лямбда», другие - гриву и хвост.

ДЕВА
Ритуал очищения, сакрального омовения тела женщины шумеры разглядели в созвездии - так сентябрем стала править прекрасная незнакомка. А вот в Греции точного мифологического описания для нее не нашлось - отдаленных версий миллион, но подтвержденной нет ни одной. Самая правдоподобная: Дева - никто иная, как богиня плодородия Деметра. Не случайно, на звездных картах ее изображали с пучком травы в руках.

Путаница возникла и вокруг зодиакального символа. Кто-то трактует его как монограмму из «М» и «V» (Maria Virgo - «Дева Мария»), отсылая к раннему христианству. Другие ссылаются на первые три буквы греческого алфавита, из которых составлено слово «дева».

ВЕСЫ
Еще один таинственный астрологический символ. Как в официальном «круге из животных» вдруг появился неодушевленный предмет? У древних греков созвездие было всего лишь частью находящегося рядом Скорпиона и называлось «клешни». Самостоятельную группу разглядели лишь римляне. Сначала они изображали созвездие в виде алтаря, затем - в форме лампы и лишь позднее остановились на женщине - Деве, которая держит весы в руках. Космическая аллегория на римскую богиню правосудия Астрею, взвешивающую на них добрые и злые поступки людей. Скорее всего происхождение символа связано с днем осеннего равноденствия, который в начале нашей эры приходился на Весы, а лишь позднее сместился в Деву. Интересное совпадение: древние шумеры традиционно устраивали в этот месяц обряды самосуда, взвешивая собственные грехи и благие поступки. Вплоть до сегодняшнего дня представителям этого знака часто приходится брать на себя роль третейского судьи.

СКОРПИОН
Зодиакальная символика не вызывает сомнений - и греки, и ацтеки поразительным образом разглядели на определенном участке неба конкретного членистоногого. В европейском прочтении его возникновение связывают с мифом об охотнике Орионе, который рассердил свою покровительницу - Артемиду. Тогда богиня убедила скорпиона ужалить непокорного юнца. В древних картах созвездие изображали в виде роковой сцены - ноги охотника и смертельное жало. Вторым планом выступает версия о том, что на небе запечатлен отрубленный хвост ящерицы. Легенда отложила свой отпечаток на психологической характеристике представителей знака: если Скорпионов «растормошить» - пощады не ждите. Они могут быть очень жестокими.

СТРЕЛЕЦ
Начнем с шумеров, которые посвятили этот месяц древнего календаря герою эпоса Пабильсаг. На земле его воплощением были вулканы (Ох, какие же страсти кипят внутри Стрельцов!), а на небе - лук и стрелы. Именно тогда появился и первый образ кентавра, который позднее во всю эксплуатировали греки. Своими главными врагами шумеры считали кочевые племена пустыни. Жители Древней Эллады конкретизировали созвездие, связав его с кентавром Хироном, которого Геракл пронзил отравленной стрелой, а Зевс поместил на небе. Стоит ли говорить, насколько целеустремленные Стрельцы по жизни? А их замечания и советы - всегда очень меткие.

КОЗЕРОГ
Шумеры трогательно назвали январское созвездие Рыбокозленок (Сухурмаш). Впору снимать мультфильмы, а не слагать драматические легенды. В месяц зимнего солнцестояния, когда фантастическое животное якобы вступало в свои права, они проводили обряд, во время которого умершие правители возвращались из подземного мира для праздничной трапезы. Главным из них был мудрый государь Энки, чьим символом была рыба и шапка с рогами. В звездных картах чудо-юдо часто изображали в форме абстрактной горной вершины - символ того, что его представители крепко стоят на земле, опираются на самих себя и всегда достигают заоблачных целей.

Греки связывают Козерога с легендой о боге Пане. Спасаясь от преследования огнедышащего монстра Тифона, он прыгнул в Нил: часть тела над водой превратилась в козла, а та, которая была в воде, - в рыбий хвост. Символика, похожая на твердый знак, трактуется неоднозначно. Одни видят в нем схематическое изображение фантазийного животного, другие - зашифрованную монограмму букв, с которых начинается слово «козел».

ВОДОЛЕЙ
Шумеры называли февраль «месяцем Великана» - волосатого длиннобородого мужчины огромного роста, льющего воду из сосудов. В это время в Месопотамии шли проливные дожди и выпадало максимальное количество осадков. Символ человека с кувшином сохранился и в Греции. Правда лил он совсем не воду. По одной из легенд знак связан с образом Ганимеда - троянского юноши, удостоенного чести разливать вино богам на Олимпе. А вот две волны, символизирующее Водолея - заслуга египтян, которые ассоциировали этот знак с течением священного Нила.

РЫБЫ
Истоки символа - шумерский знак «хвосты». Объяснение логичное и лаконичное - на него приходился последний месяц календарного года, завершение цикла, тот самый хвост.

Всем известно, что Рыбы - истинные романтики. И теперь понятно почему. Знак окружает очень красивая любовная легенда об Афродите и Эросе, которые (что за мифологическая напасть!) хотели ускользнуть от тысячеголового монстра Тифона (читайте Козерога). В отличие от Пана они обернулись в рыбок целиком и продолжали движение, держась за соединяющую их серебряную нить. Повернутые в разные стороны головы отражают сущность этих людей - их жизнью управляет и сердце, и разум.
*****
как-то так, дорогие Камерады))) хороших выходных;)

#спросторовинета

В эти периоды были продолжены систематические наблюдения и предсказания лунных, солнечных и планетных явлений.
Древняя астрология, как она представлена в "Энума Ану Энлиль", была заменена в Персидский период новым предсказательным искусством, гороскопной астрологией, которая до сих пор не выходит из употребления. Самые ранние гороскопы, дошедшие до нас, происходят из Вавилона; древнейший относится к 410 г. до н.э. Из Вавилона гороскопы распространились на Запад (через Малую Азию и Сирию в Египет, Грецию и Рим) и на Восток (в Персию и Индию). При своём распространении астрология переносила также астрономические вычислительные процедуры, которые необходимы каждому составителю гороскопов.
Вавилонские гороскопы содержат, как правило, дату рождения ребенка, положения Луны, Солнца и планет (в основном знаки Зодиака, но иногда также и долготу в градусах в пределах знака), продолжительность видимости Луны в новолуние и в полнолуние утром после восхода Солнца, а также день последней видимости Луны. Предсказание, выведенное на основе этой информации, носит обычно общий характер, но иногда приводятся детали, касающиеся значений отдельных планет.
Итак, особенностями Нововавилонского и Персидского периодов являются:

  • систематические датируемые и фиксируемые наблюдения затмений (сохранились фрагменты большого текста, покрывающие годы по крайней мере от 731 до 317 гг. до н.э.), лунных и планетных явлений (так называемые астрономические дневники; самый ранний из сохранившихся датируется 652 г., самый поздний - 47 г. до н.э.);
  • вычисление периодов: сарос, интеркаляционных периодов, планетных периодов, периода Сотис и т.п.;
  • предсказание затмений (видимо, с VII в. до н.э.);
  • деление Зодиака на 12 знаков по 30 градусов каждый (см. ниже);
  • возникновение гороскопной астрологии;
  • развитие математической астрономии (методов для предвычисления положений Солнца, Луны и планет, затмений и других небесных явлений).
С возникновением гороскопной астрологии связан новый расцвет вавилонской астрономии (с VI в. до н.э., при Камбизе и его наследниках). В этот период имеют место развитие лунной и планетной теории, организация интеркаляционной системы и интенсивная наблюдательная деятельность.
Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что вавилонская астрология оказала решающее воздействие на развитие как западной, так и индийской астрологии ; из главных астрологических систем Старого Света только китайская развивалась независимо от вавилонского влияния.
Важно также подчеркнуть тот факт, что предыдущие поколения исследователей имели склонность оценивать жителей Двуречья как звездопоклонников, которые действительно считали звёзды и планеты богами. Тогда астрология может рассматриваться как более или менее естественный результат поклонения звёздам. Современные учёные ниспровергли такую точку зрения, продемонстрировав, что древние жители Месопотамии скорее символически связывали богов с небесными телами, нежели прямо отождествляли. И новые исследования склоняются к противоположной крайности - игнорированию роли астрологии в месопотамской религии.
Но если небесные тела не чтились как боги, то в чём же причины развития астрологии? Вавилонская астрология вначале развивалась как вид предсказания событий - голода, чумы и т.п. - на основании таких зловещих знамений, как затмения. То еще не была личная, индивидуальная астрология (что явилось поздней инновацией греков), какой мы её знаем сегодня; древние астрологи были, скорее, жрецами на службе у правителя, предсказывавшими судьбы страны. Эта древнейшая из астрологических систем рассматривала знаки на небе как ключи к разгадке замыслов богов.
В Месопотамии был изобретён Зодиак из 12 знаков, хотя там зодиакальные знаки использовались скорее для помощи в определении расположения небесных тел относительно эклиптики, чем как показатели набора характерных особенностей личности. Ок. 1000 г. до н.э. выделялись следующие 18 созвездий - "боги, стоящие на пути Луны":
  • LÚ.HUN-GA - "Наёмный работник" (соотносится с Овном),
  • MUL-MUL - "Звёзды" (Плеяды),
  • GU 4 -AN-NA - "Бык небес" (Телец),
  • SIPA-ZI-AN-NA - "Верный пастух Ану" (Орион),
  • ŠU-GI - "Старик" (Персей),
  • ZUBI - "Кривая сабля" (Возничий),
  • MAŠ-TAB-BA-GAL-GAL - "Великие близнецы" (Близнецы),
  • AL-LUL - "Краб" (Рак),
  • UR-GU-LA - "Лев" (Лев),
  • AB-SIN - "Борозда" (Дева),
  • zi-ba-ni-tum - "Весы" (Весы),
  • GIR-TAB - "Скорпион" (Скорпион),
  • PA-BIL-SAG (Стрелец; Па-Билсаг - это божество),
  • SUHUR-MAŠ.KU 6 - "Козёл-Рыба" (Козерог),
  • GU-LA - "Великан" (Водолей),
  • KUN.MEŠ (zibbati) - "Хвост" (первая часть Рыб),
  • SIM-MAH - "Ласточка" (середина Рыб),
  • a-nu-ni-tum (последняя часть Рыб; Анунитум - богиня).
Позже было добавлено созвездие IKU - "Поле" (Пегас).
Кроме того, в VII - VI вв. до н.э. для слежения за Луной вавилоняне делили эту приэкваториальную зону на 36 участков по 10° (как это делали задолго до них египтяне). Ок. 400 г. до н.э. мелкие участки были объединены по три, и вся зона оказалась разделённой на двенадцать 30-градусных участков-созвездий. Кроме того, вся полоса была приближена к эклиптике, что говорит о накоплении сведений и о "годовых" движениях светил.
Джеймс Льюис отмечает, что современные астрологи учитывают мифологические ассоциации греческих и римских названий планет и знаков, однако мифология Месопотамии - места рождения астрологии! - не привлекается и забыта. А это может быть весьма плодородным полем для астрологических исследований.
См. также