Внешнее и внутреннее строение пластинчатожаберных моллюсков на примере беззубки. Беззубка — моллюск с хрупкой раковиной Чем раковина беззубки отличается от раковины мидии

Беззубка является близким родственником перловицы. У этих моллюсков не имеется зубцов на раковине, отсюда и произошло название.

Раковины у беззубок невероятно хрупкие, они отдают перламутровым блеском.

Строение беззубок

Строение этих моллюсков очень близко со строением перловицы. Главным отличием между этими видами являются только сроки размножения.

Беззубки откладывают яйца осенью, а на протяжении всей зимы они вынашивают их в специальной жаберной полости. Прежде чем наступит беременность, у беззубок появляются вентиляционные трубочки, предназначение для проведения воды и насыщения кислородом зародышей, развивающихся в жабрах. Беззубки выбрасывают в начале лета крупных глохидиев, которые имеют по два крючкана створках раковины.


Где обитают беззубки


В наших водоемах можно чаще всего встретить беззубку обыкновенную, длина тела которой составляет 20 сантиметров. Обитают они в Западной Сибири и в европейской части нашей страны. Среда обитания этих моллюск с хрупкой раковиной – озера, пруды и речные заводи.


Данный вид является очень изменчивым, в одном водоеме могут встретиться различные формы и разновидности беззубок. Некоторые из них настолько нестандартны, что их относят к новым подвидам или новым видам.

В реках европейской части нашей страны также водится узкая беззубка, которая имеет удлиненную и сжатую раковину. Эти моллюски даже обитают в опресненных участках морей, к примеру, они встречаются в Каспийском море в дельте Волги.


В реках и озерах Кавказа с прозрачной пресной водой живет кавказская беззубка. Самые крупные представители вида обитают на Дальнем Востоке, в Приморском крае. Этих моллюсков называют беззубками Вуда, они имеют сильно вздутую раковину, длина которой достигает 15 сантиметров. Там же встречаются сводчатые беззубки, дорастающие до 10 сантиметров в длину.

Лабораторная работа №1 по биологии 8 класс (ответы) - Изучение строения раковин беззубки и прудовика

  1. Распределите но классам раковины моллюсков из предложенной коллекции.

К классу Брюхоногие относят прудовика, а к классу Двустворчатые - беззубку. Раковины разных классов моллюсков отличаются по внешнему виду.

У двустворчатых раковина состоит из двух створок, а у брюхоногих она цельная и имеет вид завитка.

Раковина брюхоногих асимметрична/симметрична (нужное подчеркните).

  1. Рассмотрите раковину двустворчатого моллюска - беззубки. Снаружи раковина покрыта слоем рогового органического ве­щества. Обратите внимание на наружный слой. Какого он цвета?

Осторожно соскребите пинцетом наружный слой в любом месте. Что вы видите под ним?

Коричнево-зелёного.

Как вы думаете, какой это слой?

Органический.

За счет какого слоя достигается основная толщина створок?

За счёт известкового.

Рассмотрите перламутровый слой с внутренней стороны рако­вины. Чем он отличается от других слоев?

Преломляет свет и имеет блеск.

Таким образом, раковина моллюска состоит из слоев: наружно­го - органического, среднего - известкового, внутреннего - перламутрового.

  1. У моллюсков раковина растет с краев, поэтому на ней хорошо видны следы годичных приростов. Определите, сколько лет одной из выданной вам раковин.

Зависит от выданной вам раковины

  1. Сравните раковины беззубки и перловицы. Заполните таблицу. Как вы думаете, почему двустворчатый моллюск наших рек получил название «беззубка»?

Створки моллюска ровные, не имеют зазубрин.

Сравнительная характеристика раковин беззубки и перловицы

  1. Возьмите раковину брюхоногого моллюска - прудовика. На раковине найдите устье и завиток. Подсчитайте число оборотов в завитке.

Число оборотов составляет 3. Определите, к какому типу раковин - право- или левозакручен­ным - относится выданный вам экземпляр. Если при взгляде сверху на вершину раковины обороты завитка закручены но часовой стрелке, то раковина - правозакрученная, если про­тив часовой стрелки - левозакрученная. Раковина прудовика правозакрученная.

  1. Сравните раковины прудовика и катушки. Отметьте признаки, характерные для раковины прудовика, обводя подходящие буквы кружками, а для катушки - квадратами:
  • а) раковина завита в одной плоскости; (для катушки)
  • б) раковина завита в разных плоскостях; (для раковины прудовика)
  • в) завиток совсем не возвышается над устьем или поднимается незначительно;(для катушки)
  • г) раковина завита в виде конуса с большим или меньшим ко­личеством оборотов. (для раковины прудовика)

Зарисуйте раковины прудовика и катушки.

Сделайте вывод о значении раковины в жизни моллюсков. Из чего образуются раковины?

Раковины образуют один органический слой и два известковых, она выполняет функции защиты и опоры для мышц.

  1. Дайте краткие ответы на вопросы.

Моллюски - в основном водные животные. Но некоторые предста­вители этого типа живут на суше. К какому классу они относятся? Почему одни моллюски могут жить на суше, а другие - нет?

На суше живут брюхоногие моллюски, поскольку дышат они с помощью лёгкого.

На приусадебных участках слизни наносят серьезный вред ого­родным культурам. Какие методы борьбы с этими моллюсками вы можете предложить?

Слизни являются пищей для некоторых жаб, также можно использовать химические средства.

Беззубки и перловицы

Беззубки (Anodonta) и перловицы (Unio) — крупные (до 20 см) двустворчатые моллюски. Их можно обнаружить на дне водоемов полузарывшимися в грунт.

Выловить двустворчатых моллюсков не составляет труда: если вода достаточно прозрачна, ракушек видно с берега. Следует иметь в виду, что передвигаться в местах скопления моллюсков надо с осторожностью, так как можно нечаянно наступить на раковину и поранить ногу. Транспортировать их можно даже без воды, пере ложив водными растениями, чтобы не пересохли и не разбились.

1 — передний край; 2 — брюшной край; 3 — задний край; 4 — спинной, или замочный, край; 5 — макушка; 6 — наружная связка; 7 — передний мускул-замыкатель; 8 — задний мускул-замыкатель; 9 — передний ретрактор ноги; 10 — протрактор; 11 — задний ретрактор ноги; 12 — элеваторы ноги; 13 — нога; 14 — правая складка мантии; 15 — вводной (дыхательный) сифон; 16 — выводной сифон; 17— клоакальная камера; 18— спинной мантийный канал; 19 — спинное мантийное отверстие; 20 — ротовое отверстие; 21 — ротовые лопасти; 22 — левая наружная полужабра; 23 —левая внутренняя полужабра; 24— область Кеберова органа; 25 — область перикардия; 26 — линия, по которой обрезана левая мантийная складка. (Из книги «Жизнь животных», т.2, 1988)

Поместив моллюска в сосуд с водой и оставив на некоторое время в покое, можно увидеть, как через некоторое время створки раковины станут медленно раскрываться и постепенно начнет высовываться нога. Моллюск может своим передним концом закапываться в песок или медленно ползать по дну, оставляя за собой характерные борозды. По сведениям Райкова и Римского-Корсакова (1956), скорость движения — не более 20—30 см/час.

В наших водоемах очень распространена европейская беззубка (Anodonta cygnea). Этот вид в зависимости от экологических условий очень изменчив и имеет различные морфы.

Питание беззубки происходит одновременно с ее дыханием. Вода, поступающая через сифон в жаберную полость и омывающая жабры, несет с собой мелкие живые организмы. Моллюск заглатывает их, загоняя в свое ротовое отверстие при помощи двух пар ротовых лопастей, расположенных на переднем конце тела.

Довольно часто в водоемах встречаются зрелые особи, у которых жаберные пластинки сильно вздуты. Это самки, несущие личинок (глохидий) в полости наружной жабры.

Развившиеся глохидий выходят из жаберной полости самки и выбрасываются со струей воды из выводного сифона наружу. Вскоре они прикрепляются к коже различных рыб, обрастают эпителием и оказываются на теле хозяина. Там они живут несколько недель, совершая свое дальнейшее развитие затем падают на дно в виде крошечных, уже сформировавшихся моллюсков, способных к самостоятельной жизни.

Перловицы: А — перловица обыкновенная; Б — перловица вздутая, или клиновидная; В — перловица толстая

На беззубку очень похожа речная перловица (Unio pictorum), но она отличается более удлиненной и толстостенной раковиной и наличием зубцов близ замочной связки (этих зубцов у беззубки нет — отсюда ее название). Перловица живет преимущественно в водоемах с песчаным грунтом, тогда как беззубка обычно поселяется в стоячих водах с илистымдном.

Из раковин перловиц раньше изготовляли перламутровые пуговицы. Были попытки делать пуговицы и из раковин беззубок, но из-за тонких створок моллюска этот материал оказался очень хрупким.

Перловицы растут медленно. Их возраст можно определить по количеству полос на створках раковины (подобно кольцам на срезе дерева, каждая полоса означает годовой прирост).

Для перловиц более всего подходит невысокий аквариум с большой площадью дна (так называемый аквариум-корыто). На дно следует поместить промытый песок слоем 5—10 см. Растения моллюскам не нужны. Но для украшения можно взять несколько кустиков растений (лучше — элодею или роголистник) из «родного» водоема.

Если у вас нет аквариума, можно использовать любой другой сосуд, но песок нужен обязательно. Чем ниже уровень воды в емкости, тем лучше кислородный режим.

Еще интересные статьи

«Двустворчатые моллюски»

ВВЕДЕНИЕ


130 тыс. видов разнообразных моллюсков населяют в основном море и пресные воды, хотя и на суше их имеется немало. Произошли они, скорее всего, от общих предков с кольчатыми червями, и примитивные их представители еще имеют черты сходства с ними. Моллюски двусторонне-симметричны, но тело их не сегментировано, в отличие от кольчатых червей и членистоногих. Тело моллюсков делится на три отдела: голову, туловище и ногу.
Класс Двустворчатые.

Беззубка и другие двустворчатые моллюски.

В связи с тем, что особенности образа жизни и строения беззубки следует рассматривать в сравнении с большим прудовиком, проверка знаний не проводится.

Учитель рассказывает об образе жизни типичного представителя двустворчатых - беззубки. Для выявления характера черт строения ее раковины нужно организовать лабораторную работу, которую учащиеся выполняют по инструкции.

Лабораторная работа. Строение раковины беззубки

Цель: выяснить особенности строения раковины беззубки в связи с ее защитной ролью. Ход работы

Рассмотрите раковину беззубки, определите ее форму, окраску, передний и задний концы.

Рассмотрите роговой слой раковины, найдите слои ее годового прироста, подсчитайте их число и определите возраст беззубки.

Рассмотрите внутреннюю поверхность раковины, найдите следа! прикрепления мышц.

Зарисуйте внешний вид раковины беззубки, подпишите ее основные части.

Ответьте на вопрос; какое значение имеет раковина в жизни беззубки?

Учитель проверяет качество выполнения работы, полученные учащимися знания использует в беседе, еще раз обращая внимание учащихся на раковину, на ее наружный слой, состоящий из органического вещества, и на его защитное значение. Далее учитель рассказывает о внутреннем известковом слое, который придает раковине прочность. Сообщая о перламутровом слое, подчеркивает его неодинаковое развитие у двустворчатых. Например, у морских жемчужниц этот слой развит хорошо, поэтому они имеют промысловое значение. Учитель рассказывает об особенностях роста раковины и отмечает роль мантии в этом процессе. Он предлагает учащимся ответить на вопрос: чем отличается раковина беззубки от раковины большого прудовика?

При изучении систем внутренних органов и основных процессов жизнедеятельности предварительно следует предложить школьникам вспомнить особенности внутреннего строения большого прудовика, а уже затем обратить внимание на строение систем внутренних органов беззубки.

Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: как дышит большой прудовик? Получив ответ, он рассказывает - о дыхании беззубки растворенным в воде кислородом с помощью жабр, расположенных в мантийной полости. Учитель сообщает, что кровеносная система беззубки похожа на таковую большого прудовика, и предлагает школьникам ответить на вопросы: каковы особенности строения кровеносной системы беззубки? Какое значение имеет эта система в ее жизни?

При рассмотрении нервной системы учителю следует предложить школьникам вспомнить о ее строении и значении в жизни большого прудовика, и на основе этих знаний нужно показать особенности этой системы беззубки, использовав для этого таблицу.

Личинка беззубки


1- внешний вид под микроскопом; 2 - личинки на плавнике рыбы.

Для закрепления знаний о строении системы внутренних органов беззубки учителю следует предложить школьникам найти их на влажном препарате.

С многообразием двустворчатых, их основными видами (ми-дня, устрица и др.) можно познакомиться с помощью таблиц из книги «Жизнь животных».

Рекомендуем заслушать заранее подготовленное сообщение одного из учащихся о мидии. Затем учителю следует рассказать об устрицах, которых ради вкусного мяса разводят на устричных банках. Целесообразно также обратить внимание школьников на корабельного червя, особенно на его строение и отрицательную роль в хозяйственной деятельности человека (порча береговых сооружений).

При изучении класса двустворчатых можно использовать диафильм «Многообразие моллюсков».


Глава 2. ТИП МОЛЛЮСКОВ
130 тыс. видов разнообразных моллюсков населяют в основном море и пресные воды, хотя и на суше их имеется немало. Произошли они, скорее всего, от общих предков с кольчатыми червями, и примитивные их представители еще имеют черты сходства с ними. Моллюски двусторонне-симметричны, но тело их не сегментировано, в отличие от кольчатых червей и членистоногих. Это вторичнополостные животные, но целом их сократился до незначительных по объему полостей, в которых лежат сердце (околосердечная сумка, или перикард) и половые железы.

Тело моллюсков делится на три отдела: голову, туловище и ногу. Головной отдел у сидячих форм может редуцироваться. Нога - мускулистый вырост брюшной стенки тела, на котором моллюск ползает, у сидячих и малоподвижных форм также может исчезать. Туловище же, как правило, может разрастаться на спинную сторону, образуя как бы горб - внутренностный мешок, в котором располагаются органы моллюска, в первую очередь объемистая печень.

Тело моллюска снаружи покрыто кожной складкой - мантией. Мантия на брюшной стороне прилегает к телу неплотно, образуя мантийную полость, из которой торчит нога и в которой расположены жабры. В нее же открываются анальное отверстие, выводные отверстия почек и половых органов. У наземных форм жабры редуцируются, и такие моллюски дышат через стенки мантийной полости, превращающейся в легкое.

Мантия же выделяет защитную раковину, в основном из углекислого кальция. Снаружи раковину покрывает кожистый слой из органического вещества, за ней следует так называемый фарфоровидный слой, в которое СаСОз кристаллизуется в виде призмочек, а к мантии прилегает перламутровый слой, слагаемый таблитчатыми кристаллами СаСОз. Перлам красиво блестит и радужно переливается, за что с незапамятных времен высоко ценится человеком. Относительно редко какая-нибудь микроскопическая частица, попав между мантией и раковиной, обволакивается слоя перламутра и становится жемчужиной. Жемчуг издавна считался одним самых драгоценных камней - до тех пор, пока японский зоолог Мицукур а затем промышленник Микимото не догадались искусственно стимулировать образование жемчужин в специально разводимых для этой цели моллюсках. Такой жемчуг не уступает натуральному (он и есть натуральный), но цена на него упала, предложение превысило спрос.

У низших моллюсков раковина может состоять из 8 пластинок, защищающих спинную сторону, у других она колпачковидна, закручена в спираль или разделяется на две створки, подвижно сочлененные на с ней. Многие моллюски, особенно активно плавающие, раковину потеряли.

За редкими исключениями моллюски не имеют челюстей. Для размельчения пищи у них возникает радула (терка) - роговые крючковидные выросты стенок глотки.

Кровеносная система у них незамкнутая и состоит из сердца, слагаемого одним или двумя желудочками и предсердиями. Кровь из предсердий попадает в желудочек и сокращениями его гонится в основной сосуд - порту. Аорта разделяется на артерии, поставляющие кровь к внутренним органам. В конце концов, кровь поступает в лакуны - промежутки между тканями и органами, а из них - в приносящие жаберные сосуды. Отдав в жабрах СО2 и получив О2, кровь по жаберным венам идет в предсердия.

Таким образом, сердце у моллюсков сложнее, чем у раков и насекомых. Как и у человека, оно делится на предсердия и желудочки. Этот принцип у высших животных становится главным.

Нервная система у моллюсков проще, чем у членистоногих. Она состоит из окологлоточного нервного кольца и отходящих от него четырех стволов. У примитивных форм это все напоминает ортогон плоских червей. Значит, предки моллюсков отделились от предков кольчатых червей до того, как у них сформировалась брюшная нервная цепочка. У большинства моллюсков нервная система разбросанно-узловая: парные скопления нервных клеток - ганглии, соединенные нервами, обслуживают ногу, внутренние органы, мантию.

Развиваются моллюски из личинок, очень похожих на трохофору многощетинковых кольчатых червей.

Класс пластинчатожаберных, или двустворчатых

Двустворчатые моллюски (20 тыс. видов) населяют морские и пресные воды. Пластинчатожаберными их называют потому, что у высокоорганизованных их представителей перистые ктенидии срастаются в двухслойные решетчатые пластины, лежащие в мантийной полости. Русское название - ракушки.

Тело моллюска одето с боков двустворчатой раковиной. Створки соединяются на спинной стороне эластичной связкой-лигаментом и замком, состоящим из зубовидных выступов на одной створке и соответствующих им углублений на другой. Зубы замка, впрочем, могут исчезать потому-то двустворчатый моллюсков наших рек называется беззубкой.

Нормальное состояние раковины открытое, между створками на брюшной стороне образуется щель. Но у моллюска имеется один или два замыкав тельных мускула, прирастающие к обеим створкам. Если его потревожить» они сокращаются, плотно смыкая раковину.

Как и у прочих моллюсков, у двустворчатых раковина растет с крае и на ее створках, как на пне дерева, можно обнаружить следы годичных приростов. Самый крупный моллюск - гигантская тридакна коралловых рифов Тихого и Индийского океанов достигает 1,35 ми 250 кг массы; Тонкие листки мантии, свешиваясь с боков тела, прилегают к раковине, как подкладка одежды. Между ними расположена мантийная полость, в которой лежат пластинчатые жабры и нога. Нога двустворчатых имеет вид киля или клина (отсюда одно из названий класса - киленогие) и служит в основном для рытья песка или ила. Ползают они очень медленно, а иные стали сидячими. У таких нога редуцируется, как у мидий, или исчезает совсем, как у устриц. Многие из них прирастают к дну, выделяя из особой железы биссус - тягучую клейкую слизь, превращающуюся в воде в шелковистые нити. Такая жизнь не способствует развитию «ума». И голова у двустворчатых исчезла, осталось лишь ротовое отверстие на переднем конце туловища (еще одно название класса - безголовые).

Двустворчатые моллюски питаются, как губки, профильтровывая через мантийную полость воду. Эпителий стенок мантийной полости и жабр слагается ресничными клетками. Согласованные удары ресничек создают ток воды. Свежая вода с пищевыми частицами вроде микроскопических водорослей поступает через вводной сифон, образованный лепестками мантии, совершает по мантийной полости круг и выводится через выводной сифон. В это время она отдает кислород, насыщается углекислым газом, а пищевые частицы, предварительно склеенные слизью, поступают, захваченные ротовыми лопастями, в ротовое отверстие. Устрица средних размеров пропускает за 1 ч через свою мантийную полость до 10 л воды. Размножаясь во множестве, ракушки становятся мощным фактором очистки водоемов.

Некоторые моллюски-камнеточцы острыми краями раковин могут высверливать в твердых грунтах и мягком камне норки и ходы. Другие сверлят Дерево, из них наиболее известен и опасен корабельный червь - тередо.

Тередо не похож на моллюска, он червеобразной формы, на заднем конце - два длинных сифона, на переднем - крошечная раковина, створки которой превратились в сверло. Тередо сверлит ею дерево и глотает опилки. Он также имеет бактерий-симбионтов, расщепляющих целлюлозу. (Некоторые из его симбионтов могут усваивать растворенный в воде азот.) В результате дерево превращается в подобие губки, источенное ходами. У нас тередо встречается в Черном, Азовском и дальневосточных морях.

Кровеносная система двустворчатых также незамкнутая. У нее любопытная особенность: сердце, состоящее из желудочка и двух предсердий, как бы наложено на кишечник.

Схематический разрез через мантийную полость двустворчатого моллюска

1- раковина; 2 - срез через передний замыкательный мускул; 3 - срез через задний замыкательный мускул; 4 - край мантии; 5 - нога; 6-вводный сифон; 7 - выводной сифон (стрелками показано движение тока воды); 8-жабры; 9 - ротовые лопасти.

Корабельный червь-тередо (в древесине)





Пресноводные ракушки-униониды


Органы выделения двустворчатых, как и нервная система, типичны для моллюсков - обычно три пары ганглиев, соединенных нервами. Хотя головы у них нет, глаза иногда имеются, по краю мантии, на сифонах, даже на жабрах.

Оплодотворение у ракушек наружное, но иногда яйцеклетки остаются на жабрах матери, оплодотворяются спермиями, занесенными в мантийную полость, и развиваются дальше (жаберная беременность). Личинка у них сходна с трохофорой.

Различают надотряды первичножаберных двустворчатых, у которых жабры - перистые ктенидии, и настоящих пластинчатожаберных - их подавляющее большинство. Из последних отметим отряд пресноводных ракушек - унионид, с личинками-глохидиями, куда относятся не только беззубка и перловица, но и речные жемчужницы наших северных рек. Они дают хороший перламутр и жемчуг, но запасы их хищнически подорваны - ведь жемчужницы растут медленно, достигая за 50 лет длины 10 см и более.

Ко второму отряду - митилид относятся высокоценимые устрицы и мидии; их уже стали разводить искусственно, выращивая оседающие личинки на черепицах. К этому же отряду относятся важнейшие производители жемчуга - морские жемчужницы Тихого и Индийского океанов.

К отряду пектинид - морских гребешков относятся крупные, промысловые морские гребешки. Они способны быстро плавать, хлопая створками. Выбрасывая из мантийной полости воду, моллюск движется по реактивному способу.

Самый большой отряд двустворчатых - вен ер иды. К нему относятся гигантские тридакны, сердцевидки наших южных морей (створки их раковин часто слагают ракушечные пляжи) и тот же тередо. Некоторые проникли в пресную воду. Такова дрейссена - мелкая сидячая ракушка, в изобилии размножившаяся в реках, озерах и водохранилищах Европы. Разрастаясь в огромных (до 10 000 экз/м2) количествах, дрейссены забивают водостоки, трубы, заборные устройства водопроводов, чем причиняют большой вред. Глохидиев у них нет, и вверх по течению они распространяются, прирастая к днищам судов.

Множество представителей этого отряда, обитающих в морях,- прекрасный корм для рыб, морских птиц и даже моржей. В целом двустворчатые моллюски играют большую роль в жизни морей и океанов.


Глава 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО ТЕМЕ «КЛАСС ДВУСТВОРЧАТЫЕ»
Двустворчатые моллюски имеют раковину, состоящую из двух створок, соединенных на спинной стороне. Мускулы, закрывающие створки раковины, такие мощные, что даже человек должен приложить усилие, чтобы открыть крупную раковину. Раковина состоит из трех слоев: внешнего рогового, среднего, самого твердого – фарфорового и перламутрового, выстилающего раковину изнутри.

Живут двустворчатые моллюски на дне водоемов и способны передвигаться с помощью мускулистой ноги, которой прикрепляются к субстрату и подтягивают остальное тело. Скорость передвижения, естественно, мала – до 30 см/ч.

Дышат двустворчатые моллюски, затягивая воду через вводной сифон (трубку, образованную краем мантии) в жаберную полость и выпуская ее через выводной сифон. По типу питания все двустворчатые моллюски являются фильтраторами, и поглощение пищи происходит у них одновременно с дыханием.

Моллюски: перловица обыкновенная

Похожая на беззубку перловица имеет более вытянутую и толстую раковину зеленоватого цвета. Имеет промышленное значение: из ее раковин делают перламутровые пуговицы.

Горошинки и шаровки – более мелкие двустворчатые моллюски, длина их раковины не превышает 1,5 см. У горошинок вершина раковины смещена к заднему концу, а у шаровок располагается в центре раковины.

Моллюски: А – шаровка роговая; Б – горошинка речная

Урок "Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков"

Задачи урока:

Знакомство с особенностями строения и жизнедеятельности моллюсков; происхождением моллюсков, многообразием видов, средой жизни.

Развивать навыки работы с текстом; проведения сравнительного анализа между систематическим группами живых организмов.

Способствовать развитию экологического воспитания, бережного отношения к природе, чувства сопереживания, потребности приходить на помощь.

Оборудование: мультимедийный проектор, коллекция моллюсков

План урока:


Части-блоки урока (краткое содержание деятельности учителя и учащихся)

Временная реализация

Организационный момент: приветствие, объявление темы урока.

2 минуты

Лекционный материал с использованием презентации (слайдов).

Работа с текстом



7 минут

2 минут


Закрепление изученного материала:

Повторение основных особенностей, присущих типу моллюски,

Работа по вопросам (экспресс – опрос),

Проведение сравнительного анализа по усложнению организации между типами Кольчатые черви и Моллюски с использованием таблицы.


4 минуты
2 минуты


5 минут
4 минуты

Подведение итогов урока

4 минуты

Сценарий урока.

Урок “Происхождение и особенности строения моллюсков” является первым уроком в изучении темы “Моллюски”. Основная функция этого урока – это формирование общего представления о данной группе животных: о происхождении, об особенностях морфологии и анатомии, что позволит сделать переход к подробному более углубленному изучению классов моллюсков каждого в отдельности. В соответствии с дидактической целью данный урок относится к типу урока по изучению нового материала. Для активизации мыслительной деятельности и для быстрого подключения учащихся к работе, пробуждению у них интереса к изучаемой теме необходимо предложить учащимся прослушать отрывок из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина “Карась-идеалист”, и дать возможность детям самим попробовать догадаться, о какой группе животных пойдет речь на уроке.

I. Учитель объявляет тему и задачи урока

II. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя

Ребята, сегодня мы с вами начнем знакомство с очень необыкновенной группой живых организмов, а вот как их зовут, я хочу, чтобы вы догадались сами. Послушайте, пожалуйста, коротенький отрывочек из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина “Карась-идеалист”. “Карась лежит, зарывшись в ил, и выбирает оттуда микроскопических ракушек ради своего продовольствия и рассуждает: Да и устроена она (ракушка) так, что никак невозможно ее проглотить. Потяни рылом воду, ан в зобу у тебя уж видимо-невидимо ракушек кишит”. Догадались ли вы, каких животных в повседневной жизни мы называем ракушками?

Лекционный материал. На стадии изучения нового материала (осмысления) учитель читает лекционный материал, с использованием презентации, для более наглядного представления систем органов животного, с одновременным кратким конспектированием учащимися основных особенностей строения моллюска. Такое метод работы позволит активизировать все информационные каналы, формирующие три основных системы восприятия – визуальную, аудиальную, кинестетическую.

1.2 Общие черты типа, происхождение моллюсков.

Моллюски, или мягкотелые, образуют обособленный тип беспозвоночных животных, характерной особенностью которых является наличие кожной складки – мантии, ведущих свое начало от древних неспециализированных многощетинковых червей. Количество видов достигает 130 тысяч, выделяют семь классов, мы познакомимся только с тремя из них: брюхоногие, двустворчатые, головоногие.

Внешнее строение.

Тело моллюсков в большинстве случаев состоит из головы, туловища и ноги. На голове расположены органы чувств. Туловище представляет собой кожно-мускульный мешок, его основание окружено обширной кожной складкой-мантией. Между мантией и стенкой тела образуется мантийная полость, в которой находятся органы дыхания, некоторые органы чувств и куда открываются заднепроходное отверстие, протоки почек и половых желез.

Сильно утолщенная благодаря мускулатуре брюшная сторона образует различные формы ног: широкие – ползательные, клиновидные – для плавания, округлые – присасывающиеся и др.

На спинной стороне, как правило, расположена раковина, чаще цельная, реже двустворчатая или состоящая из нескольких пластинок. У некоторых моллюсков раковина находится под кожей или исчезает совсем. Наружный слой раковины образован органическим рогоподобным веществом, внутренний - тончайшими пластинками извести неравномерное отражение света от которых, придает внутренней поверхности раковины перламутровый блеск /

1.3. Внутреннее строение.

1.3.1. Нервная система.

Нервная система моллюсков разбросанно-узлового типа: состоит из окологлоточного нервного кольца, в котором наибольшее развитие получил надглоточный узел, и отходящих от него нервных стволов, соединяющих нервные ганглии разных отделов тела.

1.3.2. Органы чувств.

Органы чувств представлены органами химического чувства и равновесия, многие виды имеют глаза.

1.3.3. Органы дыхания. У большинства видов органы дыхания представлены жабрами, наземные моллюски, а также некоторые виды водных брюхоногих имеют легкое – особый карман мантии, стенки которого густо оплетены сосудами.

1.3.4. Кровеносная система.

Характеризуется наличием сердца, состоящего из желудочка и одного или двух предсердий, и сосудов. Кровь из сердца поступает в сосуды, затем кровь поступает в промежутки между органами, в неоформленную систему лакун и синусов, омывает их, затем вновь собирается в сосуды, течет к легким, а оттуда поступает в сердце.

1.3.5. Органы пищеварительной системы.

Пищеварительная система представлена глоткой, в которой находится орган, измельчающий пишу – терка (радула) с расположенными на ней роговыми зубчиками. Терка служит для соскабливания растительной пищи и лишь в редких случаях для ее активного захвата. Через пищевод пища попадает в желудок, куда открываются протоки пищеварительной железы, которая совмещает функции печени и поджелудочной железы. Кишка дифференцирована на тонкую и заднюю кишку. Задняя кишка открывается порошицей в мантийную полость. У брюхоногих и головоногих моллюсков имеются слюнные железы.

1.3.6. Органы выделения.

Выделительный орган представлен почками, протоки которых открываются в мантийную полость.

2. Работа с текстом. Самостоятельная форма работы с текстом позволит мотивировать интерес к самостоятельно – поисковой деятельности

Источник жемчуга и перламутра (морская жемчужница).

Употребление в пищу (устрицы, мидии, морской гребешок).

Естественные очистители воды (двустворчатые моллюски).

В конце работы учитель задает вопрос

Скажите, какое из значений моллюсков вы считаете наиболее важным? Поясните ответ?

III. Закрепление. Так как данный тип урока изучение нового материала, что связано с получением новых знаний, с учетом повторения ранее изученного материала, поэтому чтобы работа не была однообразной и утомительной, стоит проводить варьирование заданий, но так, чтобы их содержание одновременно соответствовало достижению цели, путем повторения фундаментальных основ изучаемой темы. Сначала ребятам предлагается задание с иллюстрированными рисунками, где они могут получить возможность самостоятельно, по памяти, определить органы и части тела моллюска, после чего благодаря повторному повторению слайдов проверить правильность своих ответов и возможность исправления допущенных ошибок. Второе задание представляет собой перечень вопросов, представленных на мультимедийном экране, после которого учитель предлагает провести взаимопроверку по всплывающим ответам, и только после этого быть проведен анализ количества правильных ответов с применением метода дихотомии. Третье задание носит аналитический характер, где, используя данные таблицы, учащиеся не только должны увидеть усложнения в организации строения моллюсков по отношению к кольчатым червям, но и сделать на основе этих данных вывод, что в эволюционном плане развития это более высокоорганизованная группа животных. Чтобы активизировать работу детей и вызвать интерес, закрепление стоит провести в нестандартной форме. Учитель предлагает ребятам путешествие, которое они смогут совершить, опираясь на свои знания. Кроме того, цель, ради которой дети должны будут отправиться в “плавание”, несет в себе и воспитательную нагрузку, благодаря которой закладываются основы экологического воспитания, стремление придти на помощь, развития чувства сопереживания.

Определите основные черты типа Моллюски. (Ребята у вас на столе находятся образцы схематических изображений систем органов моллюсков. Попробуйте правильно описать их). Черты строения, характерные моллюскам: мягкое тело, наличие мантии, разбросано-узловой нервной системы, дифференцированного кишечника, наличие специализированного органа, измельчающего пищу – терки, пищеварительных желез открытого типа кровеносной системы, наличие сердца, разделенного на камеры, органа выделения – почки.

В чем вы видите особенности внешнего строения моллюсков?

Что представляет собой мантия?

Наблюдается сегментация тела у моллюсков?

Какой тип кровеносной системы? Почему?

В чем особенности строения нервной системы?

Чем представлены органы дыхания

Произошло ли усложнение строения пищеварительной системы по сравнению с кольчецами?

2 задание от тередо (моллюск стал подтачивать днище корабля путешественников, чтобы продолжить дальнейшее путешествие, дети должны выполнить задание).

Экспресс-опрос.

3 задание от морской жемчужницы.

Проанализировать между собой две систематических группы животных: моллюсков и кольчатых червей, данные занести в таблицу.

1. Какие усложнения в организации моллюсков мы наблюдаем по сравнению с кольчатыми червями.

2. Подумайте, почему моллюски являются “тупиковой ветвью эволюции”?

IV. Обобщение и анализ изученного материала.

Моллюски, в большинстве своем, водные животные, имеющие кожную складку-мантию, разбросанно-узловую нервную систему, открытую кровеносную систему, многокамерное сердце, дифференцированный кишечник, наличие пищеварительных желез, почку, как орган выделения, органы дыхания – жабры и легкие.

Для формирования чувства доброты, бережного отношения к природе, развития логического мышления в адрес детей “приходит” письмо – обращение, Письмо состоит из слогов, которые соединены между собой стрелочками, если идти по направлению указанному ими, то сложится текст послания: “Любите и оберегайте нас”. Вопросом “Как вы ребята понимаете эти слова, что они для вас значат?”, учитель старается заставить ребят более глубоко продумать смысл этой фразы, чтобы она не осталась просто набором слов, а вызвала эмоциональные переживания.

V. Подведение итогов. При подведении итогов урока можно использовать демократичный подход и предложить ребятам оценить работу своих товарищей, а затем работу всего класса в целом.

Ребята, давайте оценим вашу работу на уроке, как вы считаете, кто из ваших товарищей заслуживает оценки отлично? Ответ пояснить.

Объявление домашнего задания стр. 134-135 пересказ.

Реферат по теме “Многообразие моллюсков”.

Рефлексия.


  • Что нового вы сегодня узнали на уроке?

  • Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Выбрать из трех предложенных вариантов отлично – солнышко лучистое, хорошо – солнышко с тучкой, удовлетворительно – тучка.

Лабораторная работа. Внешнее строение различных моллюсков

В типе моллюсков выделяют три основных класса: Брюхоногие (прудовики, катушки, слизни), Двустворчатые (перловицы, беззубки, устрицы, мидии), Головоногие (кальмары, осьминоги, каракатицы). Мягкое тело большинства моллюсков, относящихся к классам брюхоногих и двустворчатых, заключено в раковину. Тело снаружи полностью или частично покрыто особой складкой кожи – мантией. Мантия выделяет вещества, из которых образуется раковина. Живут моллюски в водоемах и на суше.

Цель: ознакомиться с внешним строением различных моллюсков, выявить их сходства и различия.

Оборудование: раковины беззубки, перловицы, прудовика, катушки, скальпель, соляная кислота, пипетка.

Техника безопасности. При работе используйте лабораторные фартуки. Будьте осторожны при работе со скальпелем. Будьте особенно осторожны при работе с соляной кислотой – она может вызвать ожог, попав на кожу, или испортить одежду. Никогда не используйте химические реактивы, не ознакомившись с инструкцией к ним.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите раковины беззубки и перловицы. Найдите передний (широкий, округлый) и задний (узкий) концы раковины. Найдите самую высокую наружную часть раковины (верхушку) и обратите внимание на концентрические круги вокруг нее. Они отображают чередование периодов медленного и быстрого роста (годовые приросты). Сколько годовых приростов вы насчитали у раковины

Соскребите скальпелем в каком-либо месте раковины наружный слой. Будьте осторожны при работе со скальпелем, держите его так, чтобы не порезаться. Под верхним слоем находиться фарфоровый слой. Капните, как это показано на рис. 3, на фарфоровый слой соляной кислотой. Будьте осторожны при работе с кислотой, не капните на кожу или одежду. Опишите, ваши наблюдения.

Рис. 3 Выделение пузырьков указывает на присутствие карбоната кальция в раковине


2. Рассмотрите внутреннюю часть раковины и установите, чем раковина беззубки отличается от раковины перловицы.

Зарисуйте раковину и сделайте подписи.

3. Рассмотрите раковины прудовика и катушки. Найдите устье и завиток. Подсчитайте, сколько оборотов в завитке раковины прудовика и катушки. _________________________________________________

Все ли завитки одинаковы? _________________

В чем сходство раковины прудовика и катушки? _________________________________

В чем их различие?__________________________________

Зарисуйте раковину прудовика. Сделайте к ней подписи.

Выводы


1. Вставьте пропущенные слова.

Моллюски высокоорганизованные беспозвоночные животные. Тело мягкое, у большинства видов состоит из _____, ______, ________. Со спинной стороны и с боков оно покрыто складкой кожи __________. Между мантией и телом моллюска образуется __________ полость. У многих видов хорошо развита твердая известковая _______. У некоторых сохранились ее остатки.

2. Установите возраст беззубки по количеству годовых приростов на раковине. __________________

3. Из чего образуется фарфоровый слой раковин беззубки и перловицы? ______________________

4. Чем раковины прудовика и катушки отличаются от раковин беззубки и перловицы?____________

Проблемные задачи

1. Каковы, на ваш взгляд, достоинства и недостатки раковин, в которых заключены моллюски? ______ ______________________________________

2. Почему ископаемые моллюски встречаются чаще, чем ископаемые черви?_______________________


Глава 4. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «ДВУСТВОРЧАТЫЕ МОЛЛЮСКИ»
1. Надпишите названия частей тела двустворчатого моллюска. Какие функции они выполняют?


2.

3. Заполните таблицу


4. Двустворчатые моллюски

Используя начальные буквы, впишите названия моллюсков (по горизонтали).

Варианты ответов: мидия, устрица, тридакна, беззубка, перловица

5. Тестовые задания по теме «Моллюски»

1. По числу видов тип Моллюски уступает только типу:

а) Членистоногие;

б) Простейшие;

в) Кишечнополостные;

г) Кольчатые черви.

2. Видов моллюсков известно:

а) около 1 млн;

б) свыше 13 тыс.;

в) свыше 130 тыс.;

г) около 1300.

3. С помощью легких дышит:

а) каракатица;

б) прудовик;

в) беззубка;

г) кальмар.

4. Активным хищником является:

а) прудовик;

б) беззубка;

в) катушка;

г) кальмар.

5. Активный, подвижный образ жизни ведет:

а) осьминог;

б) беззубка;

в) перловица;

6. Фильтратором является:

а) рапана;

б) прудовик;

в) каракатица;

г) беззубка.

7. Из приведенного ниже перечня выберите:

1 – брюхоногих моллюсков; 2 – головоногих моллюсков; 3 – двустворчатых моллюсков:

а) кальмар;

в) устрица;

г) осьминог;

д) катушка;

е) горошина;

ж) шаровка;

з) беззубка;

и) рапана;

к) прудовик.

8. За час одна устрица может отфильтровать.

Лабораторная работа № 16

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ
ДВУСТВОРЧАТЫХ МОЛЛЮСКОВ

Цель: изучить морфофункциональные особенности беззубки, связанные с образом жизни и типом питания

Материалы и оборудование

  1. Фиксированные беззубки и перловицы, их раковины. Влажные препараты вскрытых животных, заключенных в тубусы. Микропрепараты глохидий.
  2. Микроскопы, ручные лупы, препаровальные ванночки, набор инструментов для вскрытия, булавки, предметные и покровные стекла, пипетка.

Задание 1 . Рассмотрите внешнее строение цельных раковин двустворчатых моллюсков - перловицы (Unio sp.) и беззубки обыкновенной (Anodonta cygnea). Изучите визуально и с помощью ручной лупы размеры, форму, цвет, годичные кольца, наличие слоев, место соединения раковин - лигамент, передний и задний концы, место расположения жаберного и клоакального сифонов. На внутренней поверхности раковин рассмотрите перламутровый слой - его цвет и свойство отражать дневной свет, места прикрепления мускулов-замыкателей и мантии. На створках перловицы изучите строение замка.

Рассмотрите и изучите микроскопическое строение стенки раковины двустворчатых моллюсков на поперечных шлифах при малом увеличении микроскопа.

Зарисуйте внешнее строение раковины беззубки. Обозначьте лигамент, правую и левую створки, брюшные края мантийных складок, вводящий и выводящий сифоны, сросшиеся края мантийных складок, спинное мантийное отверстие.

Исходная информация

Цельная раковина двустворчатых моллюсков состоит из двух симметричных половин, соединенных на спинной стороне связкой, или лигаментом из утолщенного рогового вещества (рис. 82, 83, 84). Состояние лигамента раковины живого моллюска подобно сжатой пружине, постоянное напряжение его направлено на приоткрытие створок раковины. Противоположный край - брюшной. Передняя сторона тупо закруглена, более расширена в сравнении с суженной задней. Выпуклая часть раковины, расположенная чуть впереди лигамента, называется верхушкой или макушкой. У перловицы верхушки имеются на обеих створках. Верхушка считается начальной частью створок, с нее начинается рост раковины. Ежегодный прирост раковины на внешней поверхности

Рис. 82. Внешний вид пресноводного двустворчатого моллюска - перловицы (вид сзади):
1 - лигамент; 2 - левая створка раковины; 3 - брюшные края мантийных складок; 4 - вводящий сифон; 5 - правая створка раковины; 6 - выводящий сифон; 7 - сросшиеся края мантийных складок; 8 - спинное мантийное отверстие


Рис. 83. Перловица с поднятой левой створкой раковины:
1 - складка мантии; 2 - утолщенный наружный край мантии; 3 - нога; 4 - передний замыкательный мускул; 5 - задний замыкательный мускул; 6 - выводной сифон; 7 - вводной сифон; 8 - мускулы-ретракторы; 9 - мускул-протрактор

створок соответствует годичным овальным слоям, идущим параллельно свободному краю раковины. По толщине раковина беззубки значительно уступает перловице. По размерам наблюдается противоположная картина. Длина раковины перловицы колеблется в пределах 6 - 10 см, беззубки обыкновенной - более 16 см. С внутренней стороны раковин на небольшом расстоянии от брюшного края заметен след прикрепления мантии. Раковина перловицы в отличие от раковины беззубки снабжена замком. Замок представляет собой углубления и выступы, расположенные по спинному краю створок. Он обеспечивает прочность смыкания створок, препятствует их смещению по отношению друг к другу. При этом зубцы, или выступы, одной створки фиксируются в углублении между зубцами другой. На внутренней поверхности створок у переднего и заднего краев видны следы прикрепления двух мускулов-замыкателей. Одновременное сокращение мускулов притягивает створки. В расслабленном состоянии мышцы-замыкатели не препятствуют раскрытию створок раковины, осуществляемому лигаментом.

Задание 2 . Рассмотрите органы мантийной полости двустворчатого моллюска. Изучите строение ротового отверстия и находящиеся по его краям лопасти, клиновидную мускульную ногу, расположение и строение жабр, мантии, мышц-замыкателей, лигамента, клоакального и жаберного сифонов.

Зарисуйте органы мантийного комплекса. Обозначьте рот, ротовые лопасти, ногу, передний и задний мускулы-замыкатели, левую внутреннюю полужабру, левую наружную полужабру, вводной и выводной сифоны, заднюю кишку, перикардий.

Исходная информация

Для изучения органов мантийной полости необходимо удалить одну из створок раковины беззубки, а затем мантийную складку, для чего фиксированного моллюска поместите на ладонь левой руки, ориентируя брюшной край створок к себе. Кончик скальпеля введите в узкую щель между краями брюшных створок и осторожно ведите его к переднему концу раковины,


Рис. 84. Разрез через раковину и мантию беззубки:
1 - конхиолиновый слой; 2 - фарфоровидный, или призматический, слой; 3 - перламутровый слой; 4 - эпителий наружной поверхности мантии; 5 - соединительная ткань мантии; 6 - эпителий внутренней поверхности мантии

разрезая передний мускул-замыкатель. Переверните на ладони моллюска на 180°, вновь введите кончик скальпеля в образовавшуюся щель на брюшной стороне створок и осторожно, чтобы не повредить мягкие части тела, ведите скальпель к заднему мускулу-замыкателю, перерезая его. Створки раковины при этом приоткроются. Процесс вскрытия раковины с помощью скальпеля и перерезка мускулов-замыкателей изображены на рис. 85. Для дальнейшего изучения тело моллюска выньте из раковины, поместите в кювет на правую сторону, закрепив булавками мышечную ногу. Тело сверху покрыто тонкой мантией. Мантия как покрывало облегает животное со спинной стороны и с двух сторон свешивается в мантийную полость. Край мантии по линии пучка мышечных волокон, расположенных на ней, срастается с краем створки раковины. При благоприятных условиях среды брюшные края мантии наращивают раковину. У беззубки и перловицы на заднем конце тела в момент смыкания створок образуются отверстия сифонов - жаберного и клоакального.

Мантию обрежьте ножницами по границе срастания ее со спинной стороной тела. Мускулистая нога имеет клиновидную форму с заостренным краем, снаружи покрыта мерцательным эпителием. Выдвижение ноги наружу и выпячивание ее обратно осуществляется с помощью специальных мышц протракторов и ретракторов, расположенных вблизи мускулов-замыкателей. Органы дыхания моллюсков - жабры. Жабры пластинчатой формы, свисают со спинной стороны в мантийную полость по обеим сторонам ноги. Каждая жабра состоит из двух половинок. Такие жабры называют полужабрами. Полужабры одной стороны тела - внутренняя и внешняя - состоят из двойных решетчатых пластинок и покрыты мерцательным эпителием. В целях изучения строения полужабр необходимо каждую из них приподнять пинцетом и отвернуть на спинную сторону.

Обе пластинки каждой полужабры по дистальному краю сращены между собой, а внутренняя пластинка полужабры на значительном участке срастается у основания ноги. Вода втягивается в мантийную полость в результате работы ротовых лопастей и синхронного колебания ресничек мерцательного эпителия органов мантийной полости. Вода омывает поперечные и продольные жаберные перемычки, поднимается вверх к спинной стороне и попадает в наджаберные каналы, находящиеся у основания полужабр. В задней части ноги наджаберные каналы попарно сливаются,

образуя непарный отводящий канал, связанный с клоакальной камерой.

На переднем конце тела у верхнего края ноги, граничащего с мускулом-замыкателем, находится ротовое отверстие, с обеих сторон обрамленное ротовыми лопастями.

Задание 3 . Рассмотрите и изучите расположение и строение пищеварительной системы - короткий пищевод, желудок с трубчатой печенью, среднюю кишку, образующую несколько петель в мускулистой ноге, заднюю кишку, пронизывающую желудочек сердца моллюска, сердце, почки, половую систему.

Внутреннее строение моллюска рассмотрите на вскрытом моллюске, затем на фиксированном отпрепарированном объекте, заключенном в тубус.

Зарисуйте внешний вид сердца беззубки при вскрытой перикардиальной полости. Обозначьте перикардий, желудочек сердца, левое и правое предсердия, кишку, стенку перикардия, переднюю аорту.

Исходная информация

Для изучения внутренних органов тело моллюска разрезают скальпелем или маленькими ножницами от ротового отверстия до желудка, затем мускулистую ногу вдоль.

Для исследования сердца моллюска тело животного зафиксируйте в ванночке спинной стороной вверх и закрепите ко дну булавками. Пинцетом приподнимите спинную поверхность мантии, ножницами срежьте ее и удалите. Околосердечная сумка хорошо


Рис. 86. Анатомия беззубки Anodonta, раковина и левая мантия удалены:
1 - линия, по которой обрезана мантия; 2 - передний мускул-замыкатель; 3 - рот; 4 - нога; 5 - ротовые лопасти; 6 - левая внутренняя полужабра; 7 - левая наружная полужабра; 8 - правая мантия; 9 - жаберный сифон; 10 - клоакальный сифон; 11 - задняя кишка; 12 - перикардий


Рис. 87. Часть кровеносной системы беззубки (вид со спинной стороны, перикардиальная полость вскрыта):
1 - линия разреза перикардия; 2 - околосердечный синус; 3 - стенка перикардия; 4 - передняя аорта; 5 - желудочек сердца; 6, 7 - левое и правое предсердия; 8 - дно желудочка; 9 - отверстие, ведущее в почки (нефростомы); 10 - кишка; 11 - спинное мантийное отверстие


Рис. 88. Глохидий беззубки:
1 - мускул-замыкатель; 2 - чувствующие щетинки; 3 - зубец раковины; 4 - нить биссуса; 5 - краевые зубчики на зубце раковины

просматривается на спинной стороне, стенки ее прикрывают двусторонне-симметричное сердце (рис. 86). Разрезав стенку перикардия, рассмотрите мускулистый желудочек сердца вытянутой грушевидной формы.

Более узкий конец желудочка направлен к переднему концу тела. С обеих сторон к нему примыкают слабозаметные предсердия треугольной формы. Предсердия имеют очень тонкие стенки и легко разрушаются. Вот почему при вскрытии их увидеть практически невозможно (рис. 87).

Выделительная система двустворчатых состоит из двух метанефридиальных почек и перикардиальных желез. Почки располагаются под перикардием, на спинной стороне у основания жабр по обеим сторонам ноги и имеют V-образную форму с углом, направленным назад.

Половая система беззубки представлена двумя гонадами, расположенными в передней части тела в основании ноги. Они имеют вид дольчатых гроздевидных образований, хорошо просматриваемых в паренхиме ноги с удаленной поверхностью. В целях изучения строения и расположения гонад поверхность верхней части ноги срезается скальпелем.

Задание 4 . Рассмотрите строение раковины глохидий на тотальном или временном микропрепарате (рис. 88). Если на жабрах вскрытого моллюска будут обнаружены глохидий, то лезвием скальпеля подцепите небольшое число личинок, перенесите

их на предметное стекло в каплю воды, накройте покровным стеклом и изучите при малом увеличении микроскопа.

Зарисуйте внешний вид глохидии беззубки. Обозначьте створки раковины, биссусную нить, мускул-замыкатель и краевые зубчики.

Исходная информация

Задание 5 . Определите и напишите в альбомах под соответствующими буквами видовую принадлежность некоторых морских промысловых и пресноводных двустворчатых моллюсков, изображенных на рис. 89, 90.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

Задание 6 . Заполните табл. 12.

Таблица 12

Черты сходства и различия представителей
разных классов типа Моллюски

Окончание табл. 12

Задание 7 . Из предложенных вариантов ответов выберите верный.

  1. Выдвижение мускулистой ноги и втягивание ее обратно у пластинчатожаберных моллюсков осуществляются с помощью:
    а) протрактора;
    б) переднего замыкательного мускула;
    в) переднего ретрактора;
    г) заднего замыкательного мускула.
  2. Желудочек сердца двустворчатых моллюсков пронизывает кишка:
    а) передняя;
    б) средняя;
    в) задняя;
    г) начальная.
  3. Выводные отверстия баянусовых органов открываются в полость:
    а) клоакальную;
    б) мантийную;
    в) перикардиальную;
    г) гонад.
  4. Цереброплевральный ганглий у двустворчатых моллюсков находится:
    а) в ноге;
    б) между пищеводом и передним мускулом-замыкателем;
    в) у основания жабр;
    г) под задним мускулом-замыкателем.
  5. Вторичная полость тела пластинчатожаберных моллюсков заполнена:
    а) кровью;
    б) соединительной тканью;
    в) паренхимой;
    г) гладкой мускулатурой.
  1. Из перечисленных органов висцеропариетальные гангалии не иннервируют:
    а) внутренние органы;
    б) жабры;
    в) осфрадии;
    г) мантию.
  2. Какие из нижеперечисленных двустворчатых моллюсков имеют нитевидные жабры:
    а) беззубки;
    б) мидии;
    в) устрицы;
    г) перловицы.
  3. У какого вида пресноводного двустворчатого моллюска глохидии развиваются осенью и зимуют в жабрах матери:
    а) шаровка блестящая;
    б) беззубка обыкновенная;
    в) горошина речная;
    г) перловица.

Вопросы для обсуждения

Объясните значение следующих терминов: артериальные синусы, белковая железа, биссусная железа, боянусовы органы, венозные синусы, висцеральные ганглии, глохидий, гонада, лигамент, жаберный сифон, мантия, мантийная полость, статоцисты, целом.