Загородный дом: австрийский волк в овечьей шкуре.

Австрия имперской эпохи нередко восхищала мир. Вена и Зальцбург не раз становились ведущими городами Европы в области искусства, моды, архитектуры. Среди городских стилей, возникших в Австрии, известен, к примеру, «Бидермейер» - первый самодостаточный стиль среднего класса, который отличает умеренность, комфорт, сентиментальность и даже интимность. И венский модерн - с богатым декорированием поверхностей и искусным исполнением деталей.

А в сельском строительстве Австрия практиковала стиль горных домиков, широко распространенный в альпийских странах. Считается, что «шале» привнесла в архитектуру Савойя - французская горная область, граничащая с Италией и Швейцарией.

Но наибольшее распространение альпийские дома получили, пожалуй, в Австрии, что немудрено. Ведь горы занимают более половины территории страны. В Тироле они пониже, чем в той же Швейцарии, в них больше удобных для проживания долин - поэтому число альпийских домиков весьма велико.

Традиционные шале строились из природных материалов: фундамент и цокольный этаж выполнялись из камня, а мансардный этаж сооружался деревянным, часто выполненным в технологии фахверка.

Особенности альпийского фахверка

Отличительной чертой альпийского домика является покатая крыша, козырек которой выступает далеко за стены, что защищает вход от осадков, а фундамент от намокания. В зимнюю пору такая крыша удерживает снег, что придаёт строению особенную красоту и не позволяет теплу уходить из дома. Частым атрибутом австрийского стиля являются террасы вокруг дома.

Внутри альпийского домика стены, как правило, оштукатурены, побелены и украшаются деревянными элементами. Интерьер в стиле шале должен сохранять очарование старого, затерянного в горах жилища. Поэтому в нем используют, как правило, состаренную древесину и покрытые патиной металлические детали.

Основным атрибутом дома в этом стиле является камин, часто облицованный камнем. Он служит источником тепла, но одновременно является центральной деталью жилого пространства, создавая в доме атмосферу покоя и уюта. Цвета интерьера выдерживается, как правило, в природных оттенках дерева и камня, натуральных тканей и шерсти.

Свое название дом получил неспроста (Astroturf Covered Concrete House дословно переводится как “дом, покрытый Astroturf”) - материалом для внешней отделки здания послужила ярко-зеленая искусственная трава Astroturf. Покрытые зеленью бетонные кубы, из которых состоит конструкция, кажется, висят в воздухе независимо друг от друга, но практически полностью сливаются с окружающим ландшафтом.

Однако такая необычная отделка отнюдь не главная особенность жилого дома от Weichlbauer Ortis Architects. Дело в том, что на разработку столь оригинального проекта дизайнеров вдохновили работы нидерландского художника, Маурица Корнелиса Эшера, известного своей исследовательской работой в области пластических аспектов понятий симметрии и бесконечности, а также специфики психологического восприятия сложных трехмерных объектов.

В результате творческих изысканий проектировщиков была создана немного сюрреалистическая конструкция, стиль которой сами они определяют как «свободное планирование» («freestyle planning»). Данная концепция проектирования заключается в создании отдельных объектов, которые позже образуют единое целое.

Оконные и дверные элементы размещены в горизонтальном положении перед большими окнами и служат перилами несуществующих балконов. Обыкновенные бетонные лестницы без перил, словно паря в воздухе, в самых неожиданных местах вдоль и поперек пересекают площадь поверхности дома и ведут в никуда. На выходе во внутренний дворик установлена оранжевая мусорная корзина, которая служит источником воды. Создается впечатление, что все в этом доме не там, где должно быть.

Непростые для восприятия архитектурно-дизайнерские решения Astroturf Covered Concrete House призваны вызывать оптические и геометрические иллюзии с разных точек наблюдения. Такая игра элементов имеет лишь эстетическое значение, вырывая необычный австрийский дом из рамок традиционной архитектуры. Хотя внешний вид здания определенно позиционирует себя как эко-дом, строительные и отделочные материалы, использовавшиеся при его возведении, напрочь опровергают этот факт. Единственное, что связывает его с этой концепцией – органичное слияние зеленого покрытия с окружающей средой, а также предоставляемая возможность наслаждаться свежим воздухом и красотой местной природой, сидя на парящих в воздухе ступеньках.

С фасадной стороны к дому пристроен гараж и терраса с тремя колоннами и четырьмя арками. На мансардном этаже над гаражом и террасой разместилась бильярдная, санузел и кладовая. С задней стороны дома сделан прямоугольный эркер увеличивший площадь гостиной на первом этаже. За гаражом расположена котельная, имеющая две двери, ведущие, как в гараж, так и в дом. Рядом с котельной, санузел, напротив кабинет. С левой стороны от входа находится кухня. На втором этаже в рядок выстроились три спальни, напротив них разместились лестница, игровая и ванная комнаты.

Дом можно разделить на две части, основную и пристройку. Пристройка расположилась слева относительно фасада. В пристройке находится гараж, котельная и предбанник, а в мансарде здесь обустроена просторная спальня. В основной части дома спланированы холл, из которого двери ведут в кухню, гостиную, комнату, возможно спальную, санузел и кабинет. Также в холле установлена лестница, ведущая в холл второго этажа. На втором этаже три спальни, кладовая и ванная комната.

Площадь первого этажа дома сформирована пересечением трех квадратов разных размеров. Основную площадь создает первый, самый большой квадрат. Второй квадрат, меньших размеров, занимает гостиная. Наружная часть этого квадрата отделана декоративной каменной кладкой. Третий квадрат, самый маленький, в нем разместилась лестничная площадка. На мансардном этаже форма первого этаже передана только частично и более проста. В мансарде поместились три спальни, вытянутый гардероб, ванная комната и холл с лестницей.

Порой мансарда может оказаться совсем не экономным этажом. Это связано в первую очередь с формой крыши. Чем сложнее кровля тем она дороже. На примере представленного проекта можно отметить, что крыша была усложнена. Основой крыши является четырехскатная крыша. Она усложнена большими слуховыми окнами. Одно из таких окон имеет еще более сложную форму в виде козырька и утопленных окон. Плюс коническая кровле эркера. В декорировании фасада дома использовано дерево, контрастирующее с белым цветом стен.

Где дуэт, там и трио. Завершу цикл о деревнях для сравнения примерами из Австрии. Здесь представлены некоторые деревни и дома Штирии и Каринтии - южных федеральных земель, которые мы проезжали в своих путешествиях в июне этого года. Не буду показывать те деревни, которые по сути своей уже маленькие городки с сетью улиц, будут только и исключительно пасторали. ;-)


2. Холмистый рельеф местности делает такие деревушки более живописными:

3. В окружении лугов и полей складывается впечатление о местных жителях как тружениках:

5. Наглядный пример того, как оживляют пейзаж яркие дома в пасмурную погоду:

6. Большинство деревень мы так и проезжали на машине, фотографируя по сторонам:

7. Не было времени останавливаться в каждой из них, поэтому сохранились только такие, мимолетные впечатления, пойманные на скорости:

8. Дорожный знак предупреждает, что пешеходы имеют преимущество:

9. По периметру натянуты сети:

10. Вот такая череда разноцветных, простых по архитектуре домиков очень характерна для австрийских деревень:

11. Опять к тому, что рельеф местности способен украсить любую застройку:

12. Красные крыши всегда украшение пейзажа:

13. Местами (но не часто) встречаются такие подпорные стенки:

14. Еще один ничем не примечательный вид:

15. Покраска домов тут, конечно, "крышесносящая":

16. Но есть и более спокойные варианты:

17. Теперь перейдем к рассматриванию домов по отдельности.

18. Тут я фотографировала дома, хоть немного отличающиеся от своих соседей. Это, как правило, не жилые дома, а гостиницы, магазины, какие-то офисы...

19. Дома с настенными росписями и резными балконами в стиле шале встречаются чаще в западной части страны, ближе к Швейцарии и южной Германии. Но и в Штирии есть отдельные образцы:

20. Вальмовая крыша - вид крыши с четырьмя скатами, причем торцовые скаты имеют треугольную форму (называются "вальмы") и простираются от конька до карниза. В данном случае дом не прямоугольный в плане, поэтому тут крыша более сложной формы, но вальмы наличествуют:

21. Кусочек солнца в сумерках - и на небе и на земле;-)

22. Пять цветов в композиции фасадов. Почти Белоруссия:-)) Шутки шутками, но дом в силу этого стал очень нарядным:

23. Оранжевый цвет из тех, которые психологически не вызывают привыкания, отчего жилеты рабочих часто делают такого цвета. А здесь дом оранжевого цвета - прекрасный ориентир издалека:

24. Ну красиво же, правда? Жизнерадостно:

25. Здесь еще и территория вокруг облагорожена:

26. Такие дома сложной конфигурации встречались очень редко:

27. Какое-то малое предприятие на селе:

28. Садовые гномы - ладно. Но обратите внимание на ставни, это одна из особенностей данного региона:

29. Такая покраска на фасадах - единичный креатив, обычно все более традиционно:

30. Три цвета на фасаде, не считая крыши и цоколя:

31. Такие часовенки, как на этом фото и выше - встречаются часто. Но о них лучше сделаю отдельный фоторепортаж:

32. Старый дом с интересной розеткой на фасаде:

33. Цветы на балконах и лоджиях - неотъемлемая часть местных домов:

34. Теперь перейду к рассказу об интересном месте с большим количеством старых домов.

35. Особенно интересны старые дома в деревне Рассах (Rassach), входящей в состав округа Дойчландсберг. Население составляет 1452 человека (по данным 2005 г.). Занимает площадь 18,14 км².

36. Там много домов такого типа, с темными фасадами и цветными ставнями. Слева в кадре видно Майское дерево :

37. Здесь на ставнях изображение дубовых листьев.