История канонизации князей бориса и глеба презентация. "житие бориса и глеба"

МБОУ «ПЬЯНОВСКАЯ ООШ» СВЯТЫЕ ЗАСТУПНИКИ РУСИ. Благоверные князья Борис и Глеб. ВЫПОЛНИЛИ: УЧЕНИЦЫ 9 КЛАССА ДОЛЬСКАЯ ДИАНА И ПЕРЕВАЛОВА ВИКТОРИЯ Руководитель: ГОРБУНОВА АНЖЕЛА НИКОЛАЕВНА, учитель русского языка и литературы 2015 Жизнеописание святых представляет Жизнеописание святых представляет собой неоценимый источник христианского назидания. Протоирей Сергей Булгаков. Святые князья Борис и Глеб были первыми русскими святыми, канонизированными Русской и Византийской Церквами. Выбрав путь непротивления злу, отказ от борьбы во имя высших государственных, нравственных и религиозных ценностей, братья стали символом русского патриотизма, совестливости, высочайшей нравственности. Братья Борис и Глеб были младшими сыновьями киевского князя Владимира Святославича от его жены, в начальной Киевской летописи мать их названа «болгарыней», в других летописях она названа гречанкой (возможно, она была пленной наложницей), и единокровными братьями Святополка Окаянного и Ярослава Мудрого. Источники разделяют имена братьев: Борис и Глеб - имена, полученные при рождении, Роман и Давид - при крещении. Имя Глеб относится к языческим именам и известно по рассказу Иоакимовской летописи об убийстве Святославом Игоревичем своего брата Глеба за христианские убеждения. Около 987-989 гг. Борис получил от отца Ростов, а Глеб - Муром. Братья Борис и Глеб были младшими сыновьями киевского князя Владимира Святославича от его жены, в начальной Киевской летописи мать их названа «болгарыней», в других летописях она названа гречанкой (возможно, она была пленной наложницей), и единокровными братьями Святополка Окаянного и Ярослава Мудрого. Источники разделяют имена братьев: Борис и Глеб - имена, полученные при рождении, Роман и Давид - при крещении. Имя Глеб относится к языческим именам и известно по рассказу Иоакимовской летописи об убийстве Святославом Игоревичем своего брата Глеба за христианские убеждения. Около 987-989 гг. Борис получил от отца Ростов, а Глеб - Муром. Борис и Глеб - русские князья, сыновья киевского великого князя Владимира Святославича. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 году после смерти их отца, были убиты своим старшим братом Святополком Окаянным. Борис и Глеб стали первыми русскими святыми заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей. Истории Бориса и Глеба посвящены одни из первых памятников древнерусской литературы: «Сказание» Иакова Черноризца и «Чтение» Нестора Летописца. В честь братьев было построено множество храмов и монастырей. Борис и Глеб - русские князья, сыновья киевского великого князя Владимира Святославича. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 году после смерти их отца, были убиты своим старшим братом Святополком Окаянным. Борис и Глеб стали первыми русскими святыми , их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав их заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей. Истории Бориса и Глеба посвящены одни из первых памятников древнерусской литературы: «Сказание» Иакова Черноризца и «Чтение» Нестора Летописца. В честь братьев было построено множество храмов и монастырей. УБИЙСТВО БОРИСА (ок. 990 – 1015 г.) В 1015 году заболел отец братьев - великий князь Владимир Святославич, и Борис был призван в Киев. Вскоре по его прибытии стало известно о вторжении печенегов, и отец послал его с дружиною для отражения их набегов. Борис нигде не встретил печенегов и, возвращаясь обратно, остановился на реке Альте. Здесь он узнал о смерти отца и о занятии великокняжеского стола сводным братом Святополком. Дружина предложила идти на Киев и овладеть престолом, но Борис не хотел нарушать святости родовых отношений и с негодованием отверг это предложение, вследствие чего дружинники отца покинули его и он остался с одними своими отроками. Между тем Святополк, который, извещая Бориса о смерти отца, предлагал быть с ним в любви и увеличить его удел, хотел убийством сыновей Владимира (сам он должен считаться сыном Ярополка, так как его мать, которую Владимир отнял у своего брата, была в тот момент беременна - поэтому его называют то сыном Владимиру, то племянником) устранить соперников по обладанию княжеством. Святополк отправил Путшу и вышегородских бояр для убийства брата - так как симпатии к Борису народа и дружины делали его опасным соперником. Путша с товарищами пришёл на Альту, к шатру Бориса, ночью на 24 (30) июля; услыхав пение псалмов, доносившееся из шатра, Путша решился дождаться, пока Борис ляжет спать. Как только Борис, вдвойне опечаленный и смертью отца и слухами о злодейском намерении брата, окончил молитву и лёг спать, ворвались убийцы и копьями пронзили Бориса и его слугу венгра Георгия, пытавшегося защитить господина собственным телом. Между тем Святополк, который, извещая Бориса о смерти отца, предлагал быть с ним в любви и увеличить его удел, хотел убийством сыновей Владимира (сам он должен считаться сыном Ярополка, так как его мать, которую Владимир отнял у своего брата, была в тот момент беременна - поэтому его называют то сыном Владимиру, то племянником) устранить соперников по обладанию княжеством. Святополк отправил Путшу и вышегородских бояр для убийства брата - так как симпатии к Борису народа и дружины делали его опасным соперником. Путша с товарищами пришёл на Альту, к шатру Бориса, ночью на 24 (30) июля; услыхав пение псалмов, доносившееся из шатра, Путша решился дождаться, пока Борис ляжет спать. Как только Борис, вдвойне опечаленный и смертью отца и слухами о злодейском намерении брата, окончил молитву и лёг спать, ворвались убийцы и копьями пронзили Бориса и его слугу венгра Георгия, пытавшегося защитить господина собственным телом. Ещё дышавшего Бориса убийцы завернули в шатёрное полотно и повезли. Святополк, узнав что он ещё жив, послал двух варягов убить его, что те и сделали, пронзив его мечом в сердце. Тело Бориса тайно было привезено в Вышгород и там погребено у церкви Святого Василия. Борису было около 25 лет. УБИЙСТВО ГЛЕБА (? – 1015 г.) После убийства Бориса Святополк позвал в Киев Глеба, опасаясь, что будучи с убитым Борисом не только единокровным, но и единоутробным братом, тот может стать мстителем. Когда Глеб остановился возле Смоленска, он получил от четвёртого брата - Ярослава Мудрого известие о смерти отца, о занятии Киева Святополком, об убийстве им Бориса и о намерении убить и его, Глеба; при этом Ярослав советовал ему не ездить в Киев. Как гласит житие, когда юный князь со слезами молился об отце и брате, явились посланные к нему Святополком и проявили явное намерение убить его. Сопровождавшие его отроки, по известиям летописей, приуныли, а по житиям святого князя им запрещено было употреблять в защиту его оружие. Горясер, стоявший во главе посланных Святополком, приказал зарезать князя его же повару. Убийство Глеба произошло 5 сентября 1015 года. Тело Глеба убийцы погребли «на пусте месте, на брези межи двемя колодами» (то есть в простом гробу, состоящем из двух выдолбленных брёвен). В 1019 году, когда Ярослав занял Киев, по его приказу тело Глеба было отыскано, привезено в Вышгород и погребено, вместе с телом Бориса, у церкви Святого Василия. Как гласит житие, когда юный князь со слезами молился об отце и брате, явились посланные к нему Святополком и проявили явное намерение убить его. Сопровождавшие его отроки, по известиям летописей, приуныли, а по житиям святого князя им запрещено было употреблять в защиту его оружие. Горясер, стоявший во главе посланных Святополком, приказал зарезать князя его же повару. Убийство Глеба произошло 5 сентября 1015 года. Тело Глеба убийцы погребли «на пусте месте, на брези межи двемя колодами» (то есть в простом гробу, состоящем из двух выдолбленных брёвен). В 1019 году, когда Ярослав занял Киев, по его приказу тело Глеба было отыскано, привезено в Вышгород и погребено, вместе с телом Бориса, у церкви Святого Василия. История святых Бориса и Глеба в древнерусской литературе Святые Борис и Глеб - традиционные персонажи литературных произведений агиографического жанра, среди которых особое место занимает «Сказание о Борисе и Глебе», написанное в середине XI века в последние годы княжения Ярослава Мудрого. Позднее «Сказание» дополнилось описанием чудес святых («Сказание о чудесах»), написанных в 1089-1115 годы последовательно тремя авторами. Всего «Сказание о Борисе и Глебе» сохранилось более чем в 170-и списках, а возможным автором на основании изысканий митрополита Макария и М. П. Погодина считают Иакова Черноризца. Существует также «Чтение о Борисе и Глебе», написанное преподобным Нестором Летописцем. По мнению ряда исследователей, «Чтение» было написано раньше «Сказания», созданного, по их версии, после 1115 года на основе «Чтения» и летописного материала. Существует также «Чтение о Борисе и Глебе», написанное преподобным Нестором Летописцем. По мнению ряда исследователей, «Чтение» было написано раньше «Сказания», созданного, по их версии, после 1115 года на основе «Чтения» и летописного материала. КАНОНИЗАЦИЯ Братья были канонизированы как страстотерпцы, что подчёркивает принятие ими мученической смерти не от рук гонителей христианства, а от единоверцев и их мученический подвиг состоит в беззлобии и непротивлении врагам. Однако в отношении причины канонизации Е. Голубинский отмечает, что братья были канонизированы не за мученическую смерть, а по причине чудотворений, приписываемых их мощам (особо он подчёркивает, что князь Святослав, также сын великого князя Владимира, убитый Святополком, не был канонизирован так как был убит и погребён в Карпатских горах и сведения о чудесах от его гроба неизвестны.) ДНИ ПАМЯТИ В честь Бориса и Глеба установлены следующие празднования (по юлианскому календарю): 2 мая - перенесение их мощей в новую церковь-усыпальницу в 1115 году, выстроенную князем Изяславом Ярославичем в Вышгороде. 24 июля - совместное празднование святым. 5 сентября - память князя Глеба. Память людская о Борисе и Глебе воплощена не только в литературе, но и в архитектуре, живописи. Память людская о Борисе и Глебе воплощена не только в литературе, но и в архитектуре, живописи. Особую популярность получают иконы с изображением избранных святых. Особо почитались на Руси Святые Борис и Глеб. Икона XVI века БОРИСОГЛЕБСКИЙ СОБОР В ЧЕРНИГОВЕ

Множество храмов и монастырей посвящены в России святым князьям Борису и Глебу; фресками и иконами святых братьев-страстотерпцев украшены многочисленные храмы Русской Церкви.

БОРИСОГЛЕБСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ТОРЖКЕ

Борисоглебская церковь в Кидекше Храм свв. Благоверных князей Бориса и Глеба в Зюзине «Воистину вы цесари цесарям и князья князьям, ибо вашей помощью и защитой князья наши всех противников побеждают и вашей помощью гордятся. Вы наше оружие, земли Русской защита и опора, мечи обоюдоострые, ими дерзость поганых низвергаем и дьявольские козни на земле попираем». Сказание о Борисе и Глебе. Источники информации  Борис и Глеб. – Википидия. Ru/ wikipedia/ orq/ wiki/ Борис_ и _ Глеб.  uchportal. ru/ load/258-1-0-8363  prez-base. ru/ index. Php/predmery/ ist  kuchaknig. Ru/show_ book/ php? book СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Данные об авторе

Пак Марина Юрьевна

Место работы, должность:

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №5, г.Искитим, Новосибирской области

Новосибирская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Основное общее образование

Класс(ы):

Предмет(ы):

Литература

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

Дидактический материал

Краткое описание ресурса:

В методической разработке представлены следующие материалы: разработка урока литературы в 5-м классе по программе А.Г. Кутузова по теме: « Кто вы, первые русские святые?» Изучение «Сказания о Борисе и Глебе»); кроссворд «Жанровые особенности житийной литературы»; презентация учителя; занимательный тренажёр «Люди Древней Руси»; презентация учащихся.

Пояснительная записка

Курс «Духовная литература» является сквозным в программе А.Г. Кутузова, на изучение темы в 5-ом классе отводится 6 часов.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Духовная литература. Библия

Новый Завет.

РРПритчи Иисуса Христа

В мире древнерусской литературы

4.

Кто вы, первые русские святые? (Изучение «Жития Бориса и Глеба»)

Работа над проектом «Житие Бориса и Глеба»

Защита проекта

Этот курс открывают уроки по Библии, которые становятся опорой и задают

этические и эстетические образцы христианского сознания.

Непосредственное изучение «Сказания о Борисе и Глебе» предваряет урок по теме: «В мире древнерусской литературы», на котором были рассмотрены вопросы:

· возникновение древнерусской литературы;

· мироощущение средневекового человека;

· жанры религиозной литературы;

· житийный канон.

Изучение «Сказания о Борисе и Глебе» является первым знакомством пятиклассников с древнерусской литературой в этом разделе. Материал очень сложный для восприятия подростков. На уроках, отведенных на изучение жития, учащиеся знакомятся с такими понятиями, как

святой

икона

житийный канон

страстотерпцы

добродетель

порок

жанр жития

христианское мировоззрение

контраст.

Понятия довольно сложные не только для ребёнка, но и для взрослого человека.

Учащиеся 5-классов обладают эмоционально-образным типом мышления и легко откликаются на «чувства добрые», им только необходимо в этом помочь… Житийная литература возвращает нас к национальным истокам: смирение, милосердие, совестливость. К тому же психологи отмечают, что именно эмоциональные переживания способствуют лучшему запоминанию информации. Мы испытываем радость от познания, когда открываем новое. Процесс удивления, пожалуй, самый яркий: ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Компьютерные технологии помогают решить проблему наглядности.

Мультимедиа компоненты урока

1. Кроссворд (файл krossvord .htm ).

2. Презентация учителя (файл Презентация учителя.ppt).

3. Занимательный тренажёр (файл ludi.htm).

4. Проект учащихся (файл Презентация учащихся.ppt).

Кроссворд «Жанровые особенности житийной литературы».

Поскольку учащиеся имеют общие представления о жанре, полученные на предыдущем уроке, этот вид работы помогает войти в мир жития и активизировать познавательную деятельность пятиклассников.

Презентация применяется учителем на протяжении всего урока, выполняя следующие функции:

1. Ознакомительную

  • вхождение в мир древнерусской литературы;
  • знакомство с особенностью эпохи;
  • перекличка с современностью (иллюстрации городов под названием Борисоглебск, фотографии монастырей, церквей в честь Бориса и Глеба). Слайды №3 - №6, №8 - №12, №18, №20 - №26.

2.Учебную

  • вопросы для обсуждения, слайд №7;
  • работа с таблицей на интерактивной доске, слайды №13 - №14;
  • решение исследовательской задачи, слайды №15 - №16;
  • работа со схемой «Образ мира в христианском понимании», слайд №17;
  • закрепление понятия жанра жития, слайд №19.

3. Информативную

  • информация о домашнем задании, слайд №27.

Презентация учителя на данном уроке способствует более глубокому восприятию текста, причём учащиеся не пассивно воспринимают информацию, а учатся слушать, наблюдать, думать.

Слайды №3 - №6 сопровождаются выступлениями заранее подготовленных учеников

Во время совместного обсуждения пороков и добродетелей (слайды №13 - №14), заполнение таблицы происходит на интерактивной доске. После этого появляется слайд №14. Учащиеся сверяют свои записи и оценивают себя.

Во время знакомства собразом мира в христианском понимании (слайд №17)стрелки на опорной схеме, которые появляются не сразу, а по щелчку, играют роль подсказки, направляющей мысли ребят. Причём продолжение цитаты появляется также по щелчку после обсуждения вопроса: «Какое представление о жизни и отношениях между людьми отражено в этом рисунке?».На мой взгляд, без наглядной схемы и направляющих вопросов пятиклассникам сложно было бы понять этот материал.

А так не хочется, чтобы древнерусская литература воспринималась современными школьниками, как латынь… Поэтому постаралась вовлечь ребят в работу над проектом по данному произведению.

При работе со слайдом №19 учащиеся должны внести необходимые исправления и добавить недостающую черту жанра жития (устно), после этого по щелчку (2 раза) появляются правильные ответы.

Занимательный тренажёр «Люди Древней Руси».

Задание выполняется парами и помогает поверить знания учащихся, полученные на уроке. В качестве учебного материала ребятам предлагался иллюстративный материал из презентации учителя.

Работа над проектом

После рассмотрения «Жития Бориса и Глеба», учащиеся продолжили работу в группах, собирая материал о князе Владимире, о Борисе, о Глебе, о Святополке и представили свой материал в виде презентации.

Перед изучением сказания класс разделился на группы: «Владимировичи», «Борисовичи», «Глебовичи», «Историки» (сбор сведений о Святополке).

Цель - развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Время выполнения работы: 2 недели.

Режим работы: урочно-внеурочные занятия.

Подготовительный этап

Определение темы;

выбор рабочих групп и распределениеролей;

определение источников информации, постановка задач;

выбор критериев оценки.

Основной этап
Разработка проекта
(сбор и уточнение информации)

Заключительный этап
Защита проекта

Ученики выступают перед одноклассниками и жюри

Критерии оценки

Содержание

Оформление

Выступление

ü глубина материала

ü наличие иллюстративного материала

ü грамотность речи

ü логичность изложения

ü отражение идеи исследования

ü убедительность, умение отвечать на вопросы

ü критичность

(Собственные выводы)

ü выдержанность стиля

ü выразительность речи, артистизм

Материалы урока и проекта учащихся успешно апробированы, пятиклассники проявили живой интерес к духовной литературе. Теперь они легко узнают «блаженных» героев в других произведениях.

Внедрение компьютерных технологий на уроках литературы повышает интерес учащихся, создаёт эмоциональный настрой детей на восприятие информации, формирует целостное отношение к знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий, мультимедиа - и Интернет-ресурсов.

Используемая литература:

1. Литература.5 кл. Поурочные планы (по программе А.Г.Кутузова). Составитель Л.М.Серёгина - Волгоград:Из-во «Учитель», 2003.

2. Приложение к журналу «Литературав школе» № 2-2005.

3 . Православный календарь, 2008. http://days.pravoslavie.ru/Life/life6471.htm

4 . Храм святого равноапостольного князя Владимира

73 KB 2.79 MB 50.5 KB 201.79 KB 9.23 KB ПРОЕКТ
на тему «Святые мученики
Борис и Глеб»
Автор проекта:
ученица 4б класса Степанишина Таня
Руководитель проекта:
Кусковская С.Ю.
г. Новая Ладога
2015 год1. Введение.
2. Житие Бориса и Глеба.
3. Канонизация и почитание Бориса и Глеба на Руси.
4. Иконы Бориса и Глеба.
5. Заключение.
6. Список используемой литературы.

Введение

6 августа 2015 года вот уже 1000 лет церковь
чтит память святых благоверных князей
Бориса и Глеба.
Благоверные князья-страстотерпцы Борис и
Глеб
-
первые
святые,
которых
канонизировала Русская Церковь. Их подвиг
открывает одну из удивительных граней
христианства. Борис и Глеб не пожелали
участвовать в междоусобной войне со своим
старшим братом Святополком - кротко
приняли мученическую смерть и простили своих
убийц.

Сказание о Борисе и Глебе - самый интересный и
совершенный в литературном отношении
памятник из цикла произведений, посвященных
рассказу о гибели сыновей Владимира I
Святославича Бориса и Глеба во время
междоусобной борьбы за великокняжеский
киевский стол в 1015 г. Актуальна эта история и
в наши дни. Современное мировоззрение близко к
языческому. Борьба за власть и наживу,
стремление к материальному накоплению,
популярность колдунов и ведьм, презрение к
«лузерам», «лохам». И так нужны сейчас
моральные
примеры
нестяжательства,
милосердия, доброты.

Цель:

Узнать больше о русских святых, понять,
чем эти люди заслужили возведения в
сан, за какие выдающиеся поступки
помнят и почитают их до сих пор.

Задачи:

На примере святых великомучеников
Бориса
и
Глеба
показать
нормы
благочестивого образа жизни, донести до
детей идеалы христианского поведения.
На основе анализа заранее прочитанных
текстов помочь детям определить свое
отношение к событиям.

Актуальность темы:

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но всё в себя вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
Н. Гумилев.

Святой Борис Святой Глеб

Житие Бориса и Глеба

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб были
младшими сыновьями святого равноапостольного князя
Владимира. Они родились еще до Крещения Руси. Приняв Христа
всем сердцем, киевский великий князь Владимир Святославич
стал воспитывать младших сыновей в православной вере.
Святой Борис был хорошо образован, с радостью и усердием
читал Библию и жития святых. Святой Глеб не отставал от
брата, и тоже интересовался верой и стремился жить в
благочестии. Как известно, после принятия святого крещения
их отец князь Владимир полностью изменил свою жизнь,
оставил языческие грехи и стал для народа примером понастоящему праведного правителя. Младшие сыновья,
которым посчастливилось родиться в пору Крещения Руси,
подражали примеру отца. Например, вместе с ним помогали
бедным.

Когда братья подросли, Борису достался от отца город
Ростов. Молодой князь правил им с мудростью. Незадолго до
своей смерти Владимир призвал Бориса в Киев, дал ему войско и
направил в поход против печенегов. Вскоре великий князь
скончался, и его старший сын Святополк самовольно объявил
себя великим князем Киевским, воспользовавшись тем, что
Борис был в походе. Святой Борис не хотел оспаривать это
решение - ему претила сама мысль о междоусобной войне.
Борис распустил свое войско со словами: «Не подниму руки на
брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует
считать за отца!»

Но Святополк боялся, что брат передумает и силой
отнимет у него киевский престол. Он подослал к Борису
убийц. Несмотря на то, что святой Борис узнал о
страшной угрозе, он не стал прятаться. На него напали с
копьями прямо во время молитвы. Случилось это 24 июля
1015 года (6 августа по новому стилю) на берегу реки
Альты. Князь погиб не сразу, первым убили его верного
слугу Георгия Угрина, который бросился на защиту Бориса.
Сам же святой на слабеющих ногах вышел из шатра, где
молился, и сказал убийцам: «Подходите, братия, кончите
службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам».
Тогда воины снова пронзили тело князя копьем.
Князь еще дышал, когда убийцы везли его в Киев, чтобы
показать Святополку. По пути они встретили двух
варягов, которых послал Святополк. Варяги увидели, что
Борис еще жив, и добили святого ударом меча в сердце.
Тело страстотерпца привезли в Вышгород и в тайне ото
всех положили в храме во имя святого Василия Великого.

Святополк не остановился на одном убийстве. В то
время Глеб княжил в Муроме. Старший брат
отправил к нему воинов. Как и Борис, Глеб тоже
заранее знал, что к нему подосланы убийцы. Но
междоусобная война для него была страшнее
смерти. Убийцы настигли князя в устье реки
Смядыни, рядом со Смоленском.
После двойного убийства Святополк, которого в
народе прозвали Окаянным, правил недолго. Закончил
свои дни он в изгнании, ненавидимый всеми.
Междоусобные войны постепенно прекратились.
Подвиг смирения, послушания и кротости сделал
Бориса и Глеба поистине народными святыми.
.

Канонизация и почитание Бориса и Глеба на Руси

Борис и Глеб - первые канонизированные русские святые. Точная
дата их канонизации неизвестна, у историков на этот счет есть
разные мнения. Одни полагают, что братьев причислили к лику
святых уже тогда, когда в 1020 году перенесли мощи Глеба с
берега реки Смядыни в Вышгород и положили рядом с мощами
Бориса в храме во имя святого Василия Великого. Другие думают,
что почитание началось после того, как в 1021 году в Вышгороде
возвели первую деревянную церковь во имя святых Бориса и Глеба.
Но большинство исследователей считают, что святые
благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб были
канонизировали, когда их мощи перенесли в новую каменную
церковь. Произошло это в 1072 году по инициативе сыновей
Ярослава Мудрого - князей Изяслава, Святослава и Всеволода, а
также киевского митрополита Георгия.
Эти святые прославились многими чудесами, их почитали как
заступников русской земли.

Ночью черниговской с гор араратских,
шерсткой ушей доставая до неба,
чад упасая от милостынь братских,

Плачет Господь с высоты осиянной.
Церкви горят золоченой известкой,
Меч навострил Святополк Окаянный.
Дышат убийцы за каждой березкой.
Еле касаясь камений Синая,
темного бора, воздушного хлеба,
беглою рысью кормильцев спасая,
скачут лошадки Бориса и Глеба.
Путают путь им лукавые черти.
Даль просыпается в россыпях солнца.
Бог не повинен ни в жизни, ни в смерти.
Мук не приявший вовек не спасется.
Киев поникнет, расплещется Волга,
глянет Царьград обреченно и слепо,
как от кровавых очей Святополка
скачут лошадки Бориса и Глеба.

Икона Бориса и Глеба

Иконы святых Бориса и Глеба начали писать сразу
после их канонизации. Нестор-летописец пишет
об их образе в своем «Чтении о святых Борисе и
Глебе» и уточняет, что повелел написать образ
Ярослав Мудрый. Но, скорее всего, как считают
исследователи, иконография святых братье
выработалась не раньше 1070-х годов, т. к. из
более раннего периода не сохранилось ни одной
иконы или фрески с их изображением. А вот в XIпервой половине XII веков мы уже видим образы
Бориса и Глеба, например, на крестах-мощевиках.
Традиционно Бориса и Глеба изображают на
иконах вместе, они стоят в полный рост,
одетые в княжеские одежды.

Выводы:

Святые мученики Борис и Глеб на протяжение
десяти веков считаются самыми почитаемыми и
любимыми русскими святыми.
В своей работе я попыталась обработать
собранный материал. И если мои старания
принесли кому-то свет знаний, значит, я
поработала не зря.

Литература

1. Сказание о Борисе и Глебе // Хрестоматия по
древней русской литературе. / Под ред. Н.К. Гудзий М., 1955 г..
2. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. - М., 1990.
3. Еремин И. П. Сказание о Борисе и Глебе. В кн.: Ерёмин
И. П. Литература Древней Руси: (Этюды и
характеристики). М.; Л., 1966.
4. Воронин Н. Н. Анонимное сказание о Борисе и Глебе,
его время, стиль и автор. - ТОДРЛ, 1957.
5. Сеть Интернет.

ПЕРВЫЕ РУССКИЕ СВЯТЫЕ. ПРОСЛАВЛЕНИЕ КНЯЗЕМ ЯРОСЛАВОМ МУДРЫМ НЕВИННОУБИЕННЫХ БРАТЬЕВ – КНЯЗЕЙ БОРИСА И ГЛЕБА. КОНЕЦ СВЯТОПОЛКА ОКАЯННОГО

Цели урока:

Обучающие :

      дать понятие сказания как жанра духовной литературы;

      познакомить обучающихся с жизнеописанием русских князей Бориса и Глеба и их канонизацией;

      выявить главные христианские заповеди «Сказания Бориса и Глеба».

Воспитательные :

      воспитывать патриотизм, нравственные ценности в детях (различение понятий добра и зла, долга и чести, правды и совести, смысла жизни человека);

      создать условия для формирования интереса обучающихся к истории и культуре своего народа, используя исторические образы;

      воспитывать осознание истинного смысла существования человека на земле.

Развивающие :

      развивать приёмы наблюдения, аналитическое мышление;

      формировать умение выделять главное;

      пополнять словарный запас.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, УМК «Православная культура 5-6 классы», иконы Святых Бориса и Глеба, текст для анализа «Сказание о Борисе и Глебе», мультимедийная презентация.

Основные понятия и термины: святые, князь Ярослав Мудрый, сказание, канонизация.

Место проведения урока : кабинет с компьютером, проектором, экраном.

Тип урока : изучение нового материала.

ХОД УРОКА

Эпиграф

Уклонись от зла, сотвори добро,

найди мир и отгони зло, и живи во веки веков.

Владимир Мономах

I. Организационный момент

(Приветствие. Эмоциональный настрой. Проверка готовности обучающихся к уроку).

Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. Настройте себя на рабочий лад. Улыбнитесь друг другу.

II. Объявление темы урока, постановка целей урока (Слайд 1-3)

Актуализация темы урока, постановка проблемно–познавательного задания

Почему Борис и Глеб – святые? Чему мы должны учиться у них? (Слайд 4)

III. Подготовка обучающихся к активному усвоению знаний

Слово учителя

Великий русский писатель Ф.М. Достоевский писал: «О, Святая Русь! Вера и правда, любовь и смирение, надежда и подвижничество слышатся в этих словах. "Подвигали" к лучшему, светлому, защищая и укрепляя наши духовные ценности, ратники, земледельцы, монахи, князья... По крупинкам добавлялась святость в нимб страны. Кто же вы, первые русские святые?» Ответ на этот вопрос даёт нам духовная литература. (Слайд 5)

Вопросы

1. Что значит «духовная литература»? Что вы вкладываете в это понятие?

(Обучающиеся высказывают различные мнения).

2. Какие книги можно отнести к духовной литературе? Приведите примеры (Библия).

– Ребята, духовная литература – это не только Библия. Сюда относятся и рассказы о святых людях.

3. Кто же такие святые? (Обращение к глоссарию.) И где, как вы думаете, можно увидеть святых? Жили они давно, фотографий ещё не было (Верно, святые, как и Иисус Христос, и Богородица, изображались и изображаются на иконах).

4. А что является символом святости, как мы можем это определить, глядя на икону? (Нимб). (Слайд 6)

Работа над эпиграфом к уроку

Эпиграфом к уроку не случайно стали слова Владимира Мономаха: «Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков.» Выделите ключевые слова в этом высказывании (Добро, мир), и пусть в вашей жизни всегда царят мир и добро. (Слайд 7)

IV. Усвоение новых знаний

Словарная работа

К духовной литературе относятся и такие жанры как сказание, поучение, житие.

Как вы понимаете значение слова «сказание»? Подберите однокоренные слова.

Сказание = сказ, сказка, сказочник, сказать.

Обратимся к Толковому словарю С.И. Ожегова:

«Сказание – это жанр древнерусской литературы исторического или легендарного содержания» (Определение записывается и объясняется).

– Одним из первых сказаний, появившихся на Руси, было «Сказание о Борисе и Глебе». Мы будем читать переложение этого исторического текста, сделанного писателем Е. Поселяниным. Читать житие непросто. Но, внимательно прочитав его, постарайтесь ответить на вопрос: почему святые князья Борис и Глеб не оказали сопротивления Святополку? Но прежде, чем мы начнем знакомиться с образами русских святых, нам необходимо вспомнить то далёкое время, а помогут нам в этом наши историки и литературоведы (Доклады обучающихся) (Слайд 8,9)

Историческая справка

У каждого человека в нашей стране есть фамилия, имя и отчество. Но так было не всегда. В Древней Руси при рождении ребенок получал имя, при крещении мог получить другое имя, а уже позднее у него появлялось прозвище. Не были исключением и князья: Владимир Красное Солнышко, Андрей Боголюбский, Мстислав Удалой, а позже первый русский царь – Иван Грозный. В одном слове - глубокая информация о человеке. В одной и той же ситуации один человек становится героем, а другой трусом, один – Мудрым, другой – Окаянным, каждый делает свой выбор и это откладывает отпечаток на всю его жизнь.

Сыновья крестившего Русь князя Владимира по прозвищу Красное Солнышко жили в 11 веке. Младшие из двенадцати братьев – Борис (княжил в Ростове) и Глеб (в Муроме). Старший брат Святополк (усыновлённый Владимиром) захватил престол в Киеве после кончины отца, вероломно убив младших братьев. За свои злодеяния прозван в народе Окаянным. Это печальное событие нашей истории произошло летом 1015 года.

Братья были особенно любимы в народе как первые русские святые среди большого сонма святых, пришедших в годы крещения из Византии. Изображения Бориса и Глеба стали появляться уже в 11 веке, а – позже одноимённые церкви и монастыри. Поныне существуют города под названием Борисоглебск в Ярославской и Воронежской областях. Храмы русских святых ставились в Византии и Чехии.

Другой сын Владимира – Ярослав, княживший в это время в Новгороде, отомстил за гибель братьев: после ожесточённой борьбы, длившейся почти четыре года, Ярослав разбил Святополка, и тот бежал из Русской земли. Позднее, став великим киевским князем, Ярослав, прозванный в народе Мудрый, добился у Константинополя причисления Бориса и Глеба к лику святых. (Слайд 10,11)

Литературная справка

Событие убиения Бориса и Глеба отразилось в целом ряде произведений 11-12 веков, составляющих Борисоглебский цикл. Помимо сокращённых вариантов жития, предназначенных для богослужения, сюда вошла летописная повесть под 1015 годом (в составе «Повести временных лет»), «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» Нестора-летописца, а также «Сказание, страдание и похвала святым мученикам Борису и Глебу» (Слайд 12) (произведение конца 11- начала 12 веков).

Физкультминутка (Слайд 13)

Работа с учебником

Чтение текста стр. 114-117, беседа по содержанию:

Кто такой Святополк? (Старший сын князя Владимира)

Какое прозвище он получил и за что? (Окаянный, за убийство братьев)

Кто такие страстотерпцы? (Мученики - святые, принявшие мучение и смерть за веру

в Иисуса Христа)

Что значит «образец христианских добродетелей»? (Истинная любовь, кротость, смирение, незлобие)

Что такое «канонизация»? (Причисление умершего к лику святых)

Кто такой Ярослав Мудрый? (Сын князя Владимира, правивший на Руси после его мерти)

(Слайд 14, 15)

Чтение сказания

– Святым князьям – страстотерпцам Борису и Глебу посвящается. (Учитель читает сказание с небольшими комментариями) (Слайд 16)

Блиц-опрос

Назовите главных героев.

Почему князь Владимир так горячо любил своих младших сыновей?

- «…И восприняли оба венец небесный, к которому стремились, и возрадовались радостью великой и неизреченной, которую и получили». Кто противопоставлен Борису и Глебу? (Святополк)

– Вернёмся к вопросу, который я задала вам перед прочтением жития: почему святые князья Борис и Глеб не оказали сопротивления Святополку? Подтвердите текстом. («…Удивительна высота их нравственного совершенства: презрение к смерти, вера в Бога, смирение и правда, покорность старшим…)

Итак, князья Борис и Глеб стали святыми, потому что приблизились к Богу.

Что же стало со Святополком Окаянным?

Каким вы представляете себе Святополка внешне и внутренне?

Почему он замыслил погубить братьев?

В каком эпизоде проявляется истинное христианство Бориса?

Почему Борис, знавший о своей скорой смерти, не пытается её избежать, не оказывает сопротивление Святополку? (Старшинство – безусловная ценность для русского человека того времени.)

С именем Христа Борис спокойно принимает свою смерть.

Чем вызвана расправа Святополка с Глебом?

Как погибает Глеб?

– Можно ли на основании житийного духовного портрета отнести князей Бориса и Глеба к святым?

Почему благоверных князей Бориса и Глеба называют ещё страстотерпцами?

(Слайд 17)

V. Закрепление новых знаний

Выполнение тренировочных тестов к § 2.4 №№ 7, 8, 9, 10, 11, 12 и тренировочных упражнений №№ 3, 4 (Слайд 18)

VI. Подведение итогов урока, выставление оценок за урок

Ребята, вам понравилось сказание? Что именно?

Чем сказание может быть интересно нам, живущим в 21 веке?

(Мы задумываемся о добре и зле, о том, что необходимо уважать старших. Борис и Глеб жили по божьим заповедям, и если и мы будем стараться так жить, то на земле прекратятся войны, исчезнет насилие).

– Ребята, сегодня мы познакомились с вами только с одним сказанием, но их написано много. Наши предки очень любили читать духовную литературу. И у нас с вами это не последняя встреча с этим жанром. Я надеюсь, что вы теперь самостоятельно захотите познакомиться с другой сказательной литературой.

(Слайд 19)

VII. Рефлексия

«Градусник» (на большом листе изображается градусник с отметками «температуры» на уроке: «дружелюбная», «теплая», «приятная», «ноль», «прохладная», «холодная», «отвратительная».

VIII. Домашнее задание (по выбору):

1. Нарисовать иллюстрацию к «Сказанию о Борисе и Глебе».

2. Составить кроссворд по «Сказанию о Борисе и Глебе».

3. Написать эссе «Что такое святость?»

4. Сделать презентацию по теме «Сказание как жанр древнерусской литературы»

(Слайд 21)

Список литературы

    Ожегов С.И. Толковый словарь М.: Просвещение, 1999.

    Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (http://www.km.ru/ )










1 из 9

Презентация на тему: Житие Бориса и Глеба

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

«Житие Бориса и Глеба» является образцом древнерусского книжного жития. Оно создано в конце XI–начале XII века и дошло до нас в двух вариантах: «Сказание» и «Чтение». Автор сказания неизвестен, «Чтение» принадлежит Нестору. В основе этих произведений древнерусской книжности лежит сюжет о мученической кончине князей Бориса и Глеба, убитых их братом Святополком в борьбе за киевский престол.

№ слайда 4

Описание слайда:

В 1015 году умер князь Владимир. Власть в Киеве захватил его сын Святополк. По приказу князя был убит его брат Борис, а через месяц - другой брат Глеб. Но третий брат Ярослав двинулся в поход против Святополка, одержал над ним победу и сам утвердился в Киеве. Борис и Глеб были погребены в Вышгороде у церкви святого Василия. Их могилы стали местом паломничества1. При постройке новой церкви взамен сгоревшей обнаружилось, что тела Бориса и Глеба нетленны. Это обстоятельство и явилось поводом для объявления их святыми. Культ Бориса и Глеба имел важный политический смысл: он «освящал» и утверждал государственную идею, согласно которой все русские князья - братья, и в тоже время подчеркивал обязательность подчинения младших князей старшим.Житие сосредоточивает внимание на гибели братьев. Борис и Глеб изображаются идеальными христианскими героями-мучениками. Они добровольно принимают мученический венец.

№ слайда 5

Описание слайда:

Борис во всем покорен старшим князьям. По велению отца, князя Владимира, он отправляется в поход против печенегов. На обратном пути он узнает, что отец скончался, а киевский престол захватил Святополк. Борис оплакивает смерть отца. Дружина предлагает ему пойти на Киев, но, подчиняясь долгу вассала, он отказывается и предпочитает смерть измене. «Идя дорогой, Борис размышлял о красоте и доброте своей и слезами заливался, и хотел удержаться от них, но не мог. И все, видевшие его в слезах, плакали о благородстве и честном разуме юности его, и каждый в душе своей скорбел в горести сердечной, и все пребывали в печали... Вид Бориса был уныл, взор и сокрушенное сердце, как у святого. Был блаженный правдив, щедр, тих, кроток, смиренен, всех миловал и обо всех заботился»2. Борис думал: «Знаю, что брата моего зла ради толкнут люди на убийство мое и погубят меня

№ слайда 6

Описание слайда:

Если прольет кровь мою, то буду мученик, перед Господом моим, и душу мою примет господь» Скорбь Бориса сменялась утешениями божьими: «Кто погубит душу свою меня ради и моего учения, тот найдет и сохранит ее в жизни вечной». И радость наполнила сердце Бориса. Он обратился к Богу, говоря: «Не отвергай, Господь, премилостивый, меня, уповающего на тебя, но спаси душу мою»4.Борис начинает готовиться к смерти. При мысли, что ему предстоит умереть, он испытывает страх. Предчувствие смерти переходит в уверенность. Растет тревога, Борис не в силах сдержать сердечного волнения. Заговорщики, посланные Святополком, окружают шатер, где молится князь, и поражают его копьями. Смертельно раненный Борис просит дать ему время помолиться. Его везут на телеге в город, и два варяга добивают мученика ударом меча в сердце.Глеб такой же герой-мученик, как и Борис. Когда Святополк его зовет в Киев, он немедленно отправляется в путь. Недалеко от Смоленска его настигают посланные Святополком убийцы, и Глеб безропотно, не оказывая никакого сопротивления, позволяет убить себя. Однако образ Глеба не во всем повторяет Бориса. В отличие от Бориса, томимого мрачным предчувствием, Глеб ничего не подозревает, даже когда узнает о смерти отца и гибели брата. Он только выражает желание поскорее встретиться с любимым братом на небесах, если уж нельзя на земле.

№ слайда 7

Описание слайда:

Наивно-восторженно Глеб относится к окружающему миру, он не верит, что его могут убить. При виде убийц, подплывающих к нему в лодке, он, не замечая их мрачных лиц, радуется встрече. О том, что его собираются убить, Глеб догадывается лишь тогда, когда они стали «скакать» в его лодку, держа в руках мечи. Глеб, дрожа всем телом, просит о пощаде, как просят дети: «Не троньте меня, не троньте меня!» Он не понимает, за что и почему должен умереть. Беззащитность Глеба очень трогательна. Это один из самых светлых образов древнерусской литературы.

№ слайда 8

Описание слайда:

Вводятся в «Повесть» и внутренние монологи. Их произносят, как пишет летописец, герои, «глаголаше в сердце своем».Психологическое состояние персонажей воспроизводится и в авторских описаниях. Автор даже пытается донести до читателей противоречивость чувств, охвативших героев. Так, в душе Бориса одно чувство сменяется другим: скорбь в связи с предчувствием гибели и радость в ожидании мученического конца идеального христианского героя. Это живая непосредственность в выражении чувств, характерная для древней литературы, более того, это уже отчетливо выраженные черты психологизма.Монологи Бориса и Глеба не лишены образности и лиризма. Так, например, плач Бориса по умершему отцу: «Увы мне, свет очей моих, сияние и заря лица моего, узда юности моей, наставление неразумия моего! Увы мне, отец и господин мой! К кому прибегну, на кого взгляну? Где восприму столь благое учение и наставления разума твоего? Увы мне, увы мне! Закатилось солнце мое, и не было меня с тобой!»5.В этом монологе автор обратился к ораторской прозе и в то же время к образности народного плача. Народная поэзия придала речи героя определенный лиризм, позволила ярче выразить чувства сыновней скорби. В душе Глеба смешиваются два чувства - скорбь от предчувствия гибели и радость, которую должен испытывать идеальный герой-мученик в ожидании мученического конца.

№ слайда 9

Описание слайда:

В образе князя Святополка миру света и добра, как и в русском фольклоре, резко противопоставляется мир тьмы и зла. Уже в начале произведения автор приписывает ему эпитет «окаянный», при его изображении не жалеет черных красок. Святополк - «треклятый», «второй Каин, мысли которого уловлены дьяволом», у него «прескверные уста», «злой глас». За совершенные преступления Святополк несет достойное наказание. Разбитый Ярославом, в паническом страхе бежит он с поля боя. Автор пишет: «Окаянный Святополк побежал и напал на него бес. И расслабло тело его так, что он не мог на коне сидеть. И несли его на носилках». Ему постоянно слышится топот коней преследующего его Ярослава: «“Бежим! Вот преследуют нас!” И посылали посмотреть, но не было ни гонящихся, ни преследующих его. А он, лежа в немочи, восклицал, говоря: “Бежим! Опять преследуют!” И не мог остаться на одном месте. И прибежал в Ляшскую землю, гонимый гневом божьим. И прибежал в необитаемое место между чехами и ляхами и здесь в муках окончил жизнь свою. И принял возмездие от Бога, наславшего на него губительные язвы и после смерти муку вечную». И, если убитые им братья считаются святыми, то от могилы Святополка «исходит смрад в назидание людям... И с этого времени прекратилась крамола на русской земле». Этим подчеркивается стремление автора к единению Руси.