Из чего состоит гидравлический домкрат в быту. Что такое домкрат?, описание домкрата, устройство домкрата, типы домкратов

Кранов и т. д.) является то обстоятельство, что домкрат располагается снизу, а не сверху поднимаемого груза, что позволяет обойтись без различных вспомогательных сооружений, цепей и канатов.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Как заставить работать домкрат " вверх ногами " или ремонт гидравлического пресса.

Субтитры

Виды домкратов

Винтовые домкраты

Винтовые домкраты используют для ремонтных работ, когда необходимо установить груз как сверху на вращающейся пяте, так и снизу на лапе. Обычно это штатные домкраты для различных видов автомобилей. Грузоподъемность - до 15 т.
Такое устройство состоит из цилиндрического основания и помещённого внутри него одного или двух подъёмных винтов, выдвигающихся или задвигающихся в зависимости от направления вращения специальной зубчатой гайки с трапецеидальной резьбой.
Винтовой домкрат в большинстве случаев надёжен в эксплуатации. Это обусловлено тем, что груз фиксирует трапецеидальная резьба и при его подъёме гайка вращается вхолостую. Кроме того, к достоинствам этих инструментов относится прочность и устойчивость, а также то, что они могут работать без дополнительных подставок.
Комбинированные рычажно-винтовые домкраты, имеют такие достоинства, как низкая цена, большая высота подъёма, малые габариты и незначительный вес, уравновешивают некоторые недостатки инструмента (плохая устойчивость и неудобная приводная рукоятка).

Реечные домкраты

Реечные домкраты широко используют при выполнении ремонтных, монтажно-демонтажных, строительных и других работ. Они бывают рычажные и зубчатые. Приспособления первого типа снабжены качающимся приводным рычагом, который и выдвигает рейку. В зубчатых домкратах вместо приводного рычага установлена шестеренка, она вращается с помощью приводной рукоятки. Для удержания груза в нужном положении на оси одной из шестерёнок предусмотрен храповик с "собачкой". И в том и в другом типе домкрата основной деталью служит грузонесущая рейка с опорной чашкой, груз на которой удерживается с помощью стопорных устройств. Нижний конец рейки отогнут под углом 90°, что позволяет поднимать грузы с низко размещённой опорной поверхностью. Важная особенность реечного домкрата - низкое расположение подъёмной площадки. В некоторых моделях расстояние от неё до пола составляет 90 мм
Реечные домкраты имеют одно-, двух- или трёхступенчатую передачу - для подъёма грузов весом до 6 т, от 6 до 15 т и свыше 15 т соответственно. Названные устройства функционируют как в вертикальном, так и в горизонтальном положении.
Эти приспособления просты и удобны в обслуживании, ремонтопригодность их высокая, грузоподъёмность составляет от 2 до 20 т.

Гидравлические домкраты

Гидравлические домкраты, как следует из названия, работают на жидкости. Принцип их действия основан на перемещении поршня (плунжер) домкрата с помощью создающей давление рабочей жидкости (гидравлическое масло) приводного насоса, за счёт чего и происходит подъём груза. Опускается груз при перекачивании жидкости из стакана в резервуар насоса.
Гидравлические домкраты отличают: большая грузоподъёмность в сочетании с небольшим рабочим усилием за счёт высокого передаточного отношения между площадями поперечного сечения цилиндра и плунжера насоса; высокий КПД , плавность хода, жёсткость и компактность конструкции. Однако начальная высота подъёма у них гораздо выше, чем у механических домкратов. Ещё одна трудность - невозможно точно отрегулировать высоту опускания. Кроме того, у названных инструментов могут произойти значительно более серьёзные поломки, чем у механических подъёмных устройств. Грузоподъёмность гидравлических домкратов колеблется в пределах от 1 до 1000 т. Вариаций упомянутых устройств множество - это и классические бутылочные (одноштоковые и телескопические), и подкатные, и специальные домкраты - ромбовые, двухуровневые и зацепные. Гидравлический одноштоковый домкрат бутылочного типа отличает простота конструкции и удобство эксплуатации, что расширяет область его применения и позволяет эффективно выполнять работы любой сложности. Его активно используют для монтажа и демонтажа в любой отрасли (машиностроение, строительство и т. д.), он пригоден для ремонта автомобилей, колёсных пар железнодорожных вагонов, а также в качестве силового узла прессов, трубогибов, труборезов и другого подобного инструмента. Следует помнить, что для предотвращения вытекания рабочей жидкости из резервуара транспортировать и хранить бутылочный домкрат надо в вертикальном положении, так как в другом положении возможны утечки масла при транспортировке. Конструкция домкрата гидравлического двухштокового (телескопический) схожа с конструкцией одноштокового устройства, её отличает только наличие телескопического штока. Такая особенность позволяет поднимать груз на большую высоту, в сравнении с классическим домкратом бутылочного типа.

Пневматические домкраты

Пневматические домкраты предназначены для поднятия (перемещения) груза при проведении монтажных, ремонтных и аварийно-спасательных работ. Они незаменимы в случае небольшого зазора между опорой и грузом, при малых перемещениях, точном монтаже, если предстоит работа на рыхлом, неровном или болотистом грунте. Пневмодомкраты используют для стыковки трубопроводов больших диаметров (до 1200 мм), их центрирования в кожухах и при установке опор, а также при монтаже и выравнивании резервуаров большой ёмкости, проведении ремонтных и строительно-монтажных работ на любых объектах.
Пневматический домкрат представляет собой плоскую резинокордную оболочку из особой усиленной ткани, увеличивающуюся по высоте при подаче в неё сжатого воздуха (газа). Источником сжатого воздуха (газа) могут быть стационарные или передвижные компрессоры, а также автомобильные компрессоры (насосы) либо баллоны со сжатым воздухом или инертным газом .
Главный недостаток пневматических домкратов - их высокая стоимость. На неё влияют: относительная сложность конструкции, связанная в основном с герметизацией соединений, дорогостоящая технология изготовления герметичных оболочек и, наконец, небольшие промышленные партии выпуска. Также следует отметить, что пневмодомкрат нельзя использовать при заглохшем двигателе и он небезопасен при сдувании, грузоподъёмность данного приспособления определяется рабочим давлением в пневмоприводе .

  • Существует легенда , что домкрат в древности использовался в военных действиях в качестве инструмента, которым ломали ворота в осаждённый город. По этой причине конструкция домкрата была засекречена. Если верить легенде, конструкция домкрата была продана (один из первых случаев шпионажа, который известен истории). По другой версии, бродячий художник написал портрет дворянина, который опирался на домкрат. После чего художник воспроизвел рисунок и передал (или продал) его враждующей стороне.
  • Идея создания первого в мире автомобильного гидравлического подъёмника родилась случайно. Её автор - Питер Лунати, занимавшийся ремонтом автомобилей, во время посещения парикмахерской увидел, как мастер легко зафиксировал кресло на нужной высоте. Не прошло и года, как в 1925 году Лунати изготовил автомобильный платформенный подъёмник с центральной гидравлической стойкой, запитывающийся от гидроагрегата с ручным

Гидравлический домкрат - это стационарное, переносное, передвижное механическое устройство для поднятия какого – либо объекта, располагается под ним, что позволяет обходиться без вспомогательных сооружений, талей. Механизм работает на минеральном масле, которое перемещая дифференциальный поршень насоса, поднимает груз. Является средством механизации работ в различных отраслях народного хозяйства.

Гидравлический домкрат отличается возможностью подъема большой массы груза (от двух до двухсот тонн), небольшим усилием работающего с ним, высоким коэффициентом полезного действия, плавностью подъема, крепостью конструкции. Недостатком мощных механизмов является большая масса, начальным расстоянием от уровня стоянки поднимаемого груза, медленное однократное перемещение поршня, высокая стоимость.

Виды домкратов

Выпускаются в различных модификациях: бутылочные, подкатные, ромбовые, двухуровневые, низкоподхватные зацепные. Различаются по конструкциям, по виду привода. Домкрат бутылочный используется в различных областях хозяйства, отличается простотой устройства, удобной эксплуатацией. Используется для подъема-опускания специальной техники, легкового, грузового автотранспорта. При строительстве возможно при его помощи поднять здание. Основное условие – вес поднимаемого груза должен соответствовать указанной в инструкции грузоподъемности механизма.

Домкрат подкатный работает по принципу бутылочного. Опорная площадь размещена на рычаге, который поднимается рабочим поршнем. Высота подхвата позволяет приподнимать автомобиль любой марки весом до трех тонн. Имеет разновидности: ножничный, с двухпоршневым вытеснителем цилиндрической формы, удлиненный.

Устройство домкрата

Основными деталями механизма, способного поднять-опустить груз, являются: рычаг – перекладина, вращающаяся вокруг оси, плунжер – полый цилиндрический стержень. Клапаны – запорно-регулирующая арматура для пропускания, перекрытия, регулирования потока гидравлического масла.

Хранилище масла, возвратно-поступательный механизм движения внутри цилиндра.

При работе насоса гидравлическая жидкость заполняет основание цилиндра, поднимает деталь цилиндрической формы вверх. В результате груз поднимается. Устройство, предназначенное для поддержания давления на необходимом уровне, состоит из всасывающего, нагнетательного клапанов. Всасывающий не дает возвращаться маслу из цилиндра в резервуар, нагнетательный - покинуть его. Откручивая винт, снижается давление, груз встает на заданное место.

Гидравлическое масло обладает свойством несжатия, что влияет на равномерность поднятия, снижения, закрепления объекта на нужной высоте.

Одновременно, подъемные механизмы имеют малую скорость работы, сложности при хранении, перемещении. Вертикальные, для предотвращения вытекания масла, перевозятся стоя. Требуют регулярного наблюдения за уровнем масла, состоянием сальников, клапанов (отсутствие протечки гидравлического масла).

Гидравлический домкрат в быту используют при всевозможных работах, когда необходимо приподнимать груз. Наиболее частое применение при профилактике, ремонте автомобильной техники. Пункты технического обслуживания в большинстве случаев снабжены подкатными домкратами. Часто используются при строительно-монтажных работах, прокладке газовых, нефтяных трубопроводов, незаменимый помощник при проведении спасательных работ. Универсальный механизм, может использоваться в любых жизненных ситуациях, когда необходимо поднятие груза.

Для поднятия различных объектов без необходимости задействовать вспомогательные сооружения или приспособления используют гидравлический домкрат. Для этого домкрат располагают под объектом и минеральное масло, на котором он работает, начинает поднимать груз путем перемещения дифференциального поршня. Такое приспособление применяют в народном хозяйстве для подъема грузы до двухсот тонн. Причем для поднятия груза столь большой массы потребуется незначительное усилие. Подъем осуществляется плавно, сама по себе такая конструкция очень крепкая. У такого мощного механизма есть лишь один недостаток – домкрат сам по себе весит много и в силу конструктивных особенностей его поршень двигается достаточно медленно. Кроме того домкрат гидравлический купить дешево не получится.

Какие бывают домкраты

Существует огромное разнообразие моделей домкратов, различие между ними состоит в конструкции и по типу привода. Бутылочный домкрат имеет простую конструкцию и удобен в использовании. Сфера его применения – подъем техники и автотранспорта различного тоннажа, а также зданий (в строительстве). У подкатного домкрата принцип действия аналогичен бутылочному и также может быть использован для подъема автотехники весом до трех тонн. Различают несколько видов такого подъемного механизма.

Как устроен и работает домкрат

Основные детали домкрата – это перекладина-рычаг, которая вращается вокруг оси, клапаны, плунжер, хранилище масла и возвратно-поступательный механизм движения внутри цилиндра.

Когда насос механизма работает, жидкость заполняет основание цилиндра и деталь цилиндрической формы поднимается наверх, что заставляет груз подниматься. Конструктивно устройство, функция которого заключается в поддержании оптимального давления, состоит из клапанов – всасывающего и нагнетательного. Первый не допускает возврата масла в резервуар, а второй не дает ему его покинуть. При откручивании винта давление падает, что приводит к опусканию груза. Подъем осуществляется равномерно, объект закрепляется на нужной высоте благодаря особым свойствам гидравлического масла.

Работа подъемного механизма ведется не быстро, кроме того предъявляются особые требования для их транспортировки и хранения. В частности вертикальные домкраты перевозят только стоя, чтобы не вытекало масла. Что касается особых условий хранения, то нужно следить за состоянием элементов домкрата, а также отслеживать уровень масла и избегать его протечек.

Помимо различных отраслей хозяйства и строительства домкраты используют в автомобильных мастерских, пунктах технического обслуживания, прокладке трубопроводов, проведении спасательных работ. Словом, он пригодится везде, где требуется поднимать тяжелые грузы и технику.

Домкрат – это механическое приспособление, предназначенное для подъема опирающихся на него грузов. Он часто используется для подъема автомобилей и других видов транспорта при замене колес и тормозных колодок. Также устройство входит в более сложные механизмы, где требуется создать сдавливающую силу. Подобные домкратам конструкции присутствуют в дровоколах, шинорезах и трубогибах.

Как выбрать домкрат

При выборе домкрата нет особой разницы в том, как обеспечивается подъемная сила механизма. Конструктивные особенности влияют только на комфорт применения устройства, а также его габариты, вес и безотказность.

При выборе оборудования в первую очередь имеет значение:
  • Минимальная высота подхвата.
  • Максимальная высота подъема.
  • Грузоподъемность.

Такая характеристика как минимальная высота подхвата обозначает, какая начальная рабочая высота домкрата. К примеру, если высота подхвата 40 см, то использовать устройство для подъема автомобиля, у которого расстояние от дорожной поверхности до днища составляет 30 см невозможно. Чем ниже минимальная высота подхвата, тем более универсальным будет домкрат, и подойдет для большего количества автомобилей. При этом нужно учитывать, что высота подхвата прямо пропорциональна показателю подъема. Низкие домкраты подымают на небольшую высоту, чего часто недостаточно, особенно если нужно работать с внедорожником. В этом случае механизм подъема уже практически доходит до последней точки и только начинает упираться в дно машины, в результате чего фактический отрыв колес от дороги осуществляется на считанные сантиметры.

Максимальная высота подъема тоже важный показатель, на который нужно обращать внимание при выборе домкрата. Этот показатель у большинства устройств находится в диапазоне от 30 до 50 см. Этого более чем достаточно для смены колеса в машине или создания условий для доступа к днищу в полевых условиях. Существуют подъемные механизмы способные поднимать груз на 1 м, но они габаритные и в бытовой жизни их практически не используют. Чем выше подъем, тем удобнее работать с автомобилем. При этом нужно учитывать, что увеличение высоты негативно влияет на безопасность. Если работать с авто с большим углом наклона, то оно становится неустойчивым, поэтому даже если технические возможности подъемника позволяют осуществлять высокий подъем, они редко используются на полную.

Грузоподъемность домкрата является также немаловажной характеристикой. Обычные бытовые устройства, которые входят в комплектацию легковых автомобилей и перевозятся в багажнике с прочими инструментами для полевого ремонта, способны подымать 2 тонны. Этого более чем достаточно, поскольку фактически на домкрат ложится лишь часть веса автомобиля, так как масса распределяется между ним и колесами, которые касаются дорожного покрытия, при наклоне машины. Таким образом, даже если авто весит 2,5 тонны, то домкрата на 2 тонны будет достаточно. При этом категорически запрещено применять слабые подъемные механизмы для тяжелых грузов, масса которых явно превышает их возможности.

Типы компактных домкратов

Существует несколько типов домкратов, которые имеют различный принцип работы или комбинируют в себе несколько способов осуществления подъема. Отличие по данному критерию не столь важно с практической точки зрения, но влияет на комфорт использования устройства.

По типу домкраты разделяют на следующие виды:
  • Гидравлические бутылочные.
  • Гидравлические зацепные.
  • Пневматические.
  • Реечные.
  • Винтовые.
Гидравлические бутылочные

Бутылочные домкраты гидравлического типа самые распространенные. Они имеют высокую тоннажность подъема, обладают хорошей скоростью поднятия, плавным ходом и быстрым спуском. Подобные устройства при скромных габаритах, справляются с большими нагрузками. Принцип работы гидравлического механизма заключается в создании давления гидравлической жидкостью, которая выдвигает рабочий шток инструмента. Последний упираясь в груз продолжает движение, тем самым приподнимая его на требуемую высоту.

Свое название такие домкраты получили благодаря тому, что имеют форму обычной бутылки. Такие устройства являются универсальными, поскольку могут подставляться под днище практически любого автомобиля. При выборе точки упора для домкрата главным условием является поиск жесткой поверхности, которая не деформируется от того что будет удерживать вес всего автомобиля. Производители специально предусматривают под автомобилями усиленные места для установки домкратов.

Чтобы создать гидравлическое давление достаточное для выдвигания штока и подъема тяжестей, необходимо осуществлять прокачивание масла в домкрате с помощью небольшой рукояти. Она качается практически без усилия, поэтому данная конструкция пользуется популярностью среди автомобилистов. Чтобы убрать давление масла и спустить авто обратно на колеса, необходимо выкрутить специальную заглушку на корпусе домкрата с помощью , или . В результате тяжесть будет опущена за считанные секунды.

Гидравлические зацепные

Гидравлические домкраты зацепного типа имеют практически идентичную конструкцию с бутылочными устройствами. При этом они осуществляют подъем путем предварительного зацепа выступающей L-образной ступенькой, которая находится сбоку корпуса устройства. Такой домкрат подставляется под низкий кликерс техники, которую нужно поднять цепляясь за ее порог. При этом основная часть механизма находится сбоку автомобиля, благодаря чему при установке не нужно предварительно пытаться затолкать прибор под машину. Диапазон грузоподъемности зацепных от 2,5 до 50 тонн. Подобные устройства часто можно встретить в ремонтных центрах, поскольку они довольно габаритные и возить их с собой в багажнике авто неудобно, но бывают и исключения.

Пневматические

Пневматические домкраты работают по схожему принципу с гидравлическими, за тем исключением, что они закачиваются воздухом, а не маслом. Благодаря этому их обслуживание сопровождается меньшими затратами. Чтобы создать давление сжатого воздуха устройство имеет насос высокого давления с рукояткой. В отдельных устройствах, его заменяют обычным . Главная особенность данных домкратов в их большой скорости работы. Именно пневматические домкраты применяются на пит-стопе при замене перегоревших шин на гонках Формула-1.

Пневматический домкрат довольно массивный, но при этом не слишком тяжелый. Для того чтобы обеспечить подъем автомобиля в их конструкции имеется складывающийся мешок, который внешне напоминает меха гармошки. При накачивании воздуха он раздувается и осуществляет подъем.

Существуют домкраты, которые подсоединяются к небольшому автомобильному компрессору, предназначенному для накачивания колес. Отдельные устройства работают от выхлопных газов, которые создает двигатель в процессе работы. Они просто подключаются к выхлопной трубе машины. Домкраты, работающие от выхлопных газов, подходят только для тех автомобилей, двигатель которых не глохнет при выдавливании продуктов сгорания под давлением.

Главный недостаток пневматических домкратов является их самовольное опускание. Они не предназначены для продолжительного удержания груза. На гонках Формула-1, где колеса меняются за считанные секунды это не проблема, но если нужно приподнять автомобиль на несколько часов, то пневматический тип совершенно непригоден. В этом случае после поднятия авто под него нужно подложить упоры. Сразу после этого домкрат можно убрать, чтобы он не мешал работать. При необходимости в дальнейшем снять автомобиль с упоров, подъемник подставляется, днище приподнимается немного выше и упоры убираются. В их качестве обычно используют кирпичи уложенные друг на друга или деревянное полено.

Реечный тип

Реечные домкраты относятся к механическому типу. В них имеется односторонняя зубчатая рейка, которая поддерживает корпус храпового механизма. С помощью откидного подхвата можно переставлять упор по периметру рейки, постепенно передвигая его вверх. Такие устройства зачастую весят больше 10 кг, поэтому не пользуются популярностью. Их можно увидеть в комплектации старых автомобилей, таких как Волга советского образца. Подобное оборудование имеет большую высоту хода. Такие устройства осуществляют быстрый подъем, и практически безотказные. Они нуждаются в минимальном уходе, который заключается лишь в периодической смазке рейки и движущихся элементов храпового механизма.

Винтовой тип

Винтовые домкраты являются одними из самых дешевых в плане производства. Они пользуются популярностью у отдельных производителей авто, которые предлагают их вместе с машинами в базовой комплектации. Принцип их работы заключается в наличии винта с резьбой, которые при выкручивании приподнимает автомобиль. Такими домкратами оснащаются автомобили ВАЗ. Данные устройства отличаются низкой степенью безопасности. Внешне они напоминают вытянутую в длину стойку, на которой имеется выступающая в сторону платформа, предназначенная для зацепа автомобиля. Стоит отметить, что она является слабой частью конструкции, и при работе в холодную погоду может лопнуть. Сталь на морозе становится хрупкой, поэтому шов между основным корпусом и платформой не выдерживает. Даже в том случае если винтовой домкрат сделан качественно, все же он имеет небольшую площадь упора, что приводит к недостаточной устойчивости поднимаемого автомобиля.

Отношение к домкратам у автолюбителей разное: кто-то считает его обыкновенной железкой, кто-то видит в нем помощника, не раз выручавшего в критических ситуациях, кто-то «орудием пыток», дескать, «...и поднять тяжело, и опустить, да еще руки все об асфальт обдерешь...».
Каждому — свое, но многое зависит от вида домкрата и умения правильно с ним обращаться.

Например, мое первое знакомство с обыкновенным винтовым домкратом не сулило ничего хорошего. «Вредный инструмент» так и норовил ободрать бока автомобиля, чего он в конце концов и добился, оставив на крыле и без того потрепанных «Жигулей» очередной «боевой шрам». Зато через некоторое время то ли совесть в нем проснулась, то ли я стал аккуратнее, но отношения между нами наладились и наступило полное «взаимопонимание». Теперь, «накачивая мускулы» ромбическим домкратом, все чаще вспоминаю «старого друга», с легкостью поднимавшего и опускавшего автомобиль.
Но от ностальгии — к делу.
Для начала рассмотрим основные характеристики, преимущества и недостатки отдельных видов домкратов, то есть все то, что необходимо знать при выборе этого важного автомобильного аксессуара.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОМКРАТОВ

Грузоподъемность — максимальное усилие, развиваемое домкратом (обозначается в килограммах или тоннах).
Подхват — часть домкрата, предназначенная для упора в автомобиль. Он может быть выполнен в виде откидного стержня (у винтовых и большинства реечных) или жесткозакрепленного кронштейна, называемого подъемной пятой (гидравлические, ромбические и др.).
Опорная площадка — нижняя опорная часть домкрата. К ней предъявляются два требования. Первое — предотвращать боковое скольжение (достигается за счет формы поверхности). Второе — обеспечивать минимальное вдавливание в грунт при заданной грузоподъемности.
Минимальная (начальная) высота подхвата — наименьшее расстояние по вертикали от опорной площадки до подхвата в его нижнем рабочем положении.
Максимальная высота подъема — наибольшее расстояние по вертикали от опорной площадки до подхвата при поднятии груза на полную высоту.
Максимальный рабочий ход — наибольшее перемещение подхвата по вертикали от нижнего до верхнего положения.
Усилие на приводной рукоятке — сила, которую необходимо прикладывать при поднятии груза. Этот параметр зависит от массы поднимаемого автомобиля и типа домкрата. У некоторых видов меняется в процессе подъема.
Устойчивость — способность домкрата сохранять рабочее положение при действии сил, стремящихся сдвинуть автомобиль в продольном или поперечном направлении. Эти силы могут возникнуть при неправильной установке (наклоне) домкрата, из-за уклона дороги или сильного порыва ветра.
Устойчивость в основном зависит от площади опорной части и от того, насколько жестко она соединена с другими деталями домкрата.
Универсальность — приспособленность домкрата для поднятия автомобилей всех типов при различных способах их установки.

ВИДЫ ДОМКРАТОВ

Винтовые домкраты

Большинство автолюбителей называют их «жигулевскими», так как уже более 30 лет именно винтовыми домкратами оснащаются заднеприводные ВАЗы, а с 1977 года «удлиненная» версия входит в инструментальный набор «Нивы».
Грузоподъемность винтовых домкратов от 0,5 до 1 тонны. Роль несущих элементов выполняют стальной корпус и винт малого диаметра. Вращающий момент от приводной рукоятки передается на винт через конические шестерни. В зависимости от направления вращения рукоятки винт поднимает или опускает откидной подхват.
Для подхвата на днище автомобиля предусмотрены специальные проушины, которые в силу своего неудачного расположения постоянно забиваются грязью, а зимой еще и обмерзают, что лишает возможности поднять автомобиль.
После нескольких «соленых» зим проушины могут настолько ослабнуть из-за коррозии, что при поднятии автомобиля попросту лопнут по шву, и машина рухнет на землю. Догадаться о том, чем это грозит водителю, думаем, нетрудно. Берегите руки, господа!
При выборе винтового домкрата владельцу «Нивы» надо обращать внимание на маркировку: домкрат для «классики» — 2101-3901250 (максимальная высота подъема 470 мм), для «Нивы» и ее модификаций — 2121-3901250 (максимальная высота подъема 510 мм). В противном случае при помощи штатного домкрата «Жигулей» на «Ниве» можно будет заменить только передние колеса. Связано это с тем, что задняя подвеска вазовского внедорожника имеет больший свободный ход, и домкрат 2101-3901250, поднятый на максимальную высоту, не сможет оторвать задние колеса от земли.
ДОСТОИНСТВА винтового домкрата: небольшое и стабильное усилие на приводной рукоятке, значительный рабочий ход и максимальная высота подъема, малый вес и низкая цена.
НЕДОСТАТКИ винтового домкрата: малая площадь опоры и, как следствие, недостаточная устойчивость, большие габаритные размеры.

Такими домкратами комплектовались старые модели автомобилей, например ГАЗ-21 «Волга», их грузоподъемность составляла 0,5 и более тонн. Основной несущий элемент конструкции — односторонняя зубчатая рейка, по которой передвигается корпус храпового механизма с закрепленным на нем откидным подхватом. Изменять направление движения можно при помощи переключателя «вверх-вниз».
Современные модели грузоподъемностью 2—2,5 тонны и более способны поднять автомобиль на высоту 1 метр (и это не предел!), кроме того, благодаря наличию специальных петель, могут использоваться в качестве ручной лебедки. Все это по достоинству оценили любители off-road, смирившиеся с весом в полтора — два десятка килограммов и метровыми габаритами реечных домкратов.
ДОСТОИНСТВА : большой рабочий ход и максимальная высота подъема, постоянное усилие на протяжении всего рабочего хода.
НЕДОСТАТКИ : внушительные масса и габариты (особенно у современных моделей).
Стоечно-винтовые домкраты

Такими домкратами комплектуют в основном «Газели» и УАЗы, а их грузоподъемность лежит в пределах от 0,8 до 3 тонн.
Несущих элементов два, это — корпус и винт большого сечения. По конструкции стоечно-винтовые домкраты делятся на одновинтовые и двухвинтовые.
Принцип работы одновинтовых домкратов заключается в следующем: приводная рукоятка через коническую пару шестерен вращает опорную гайку относительно корпуса, выдвигая винт с подъемной пятой. У двухвинтовых опорной гайкой является сам корпус. Внутрь винта большого диаметра вкручен второй с более крупной резьбой другого направления. Вращение приводной рукоятки через храповой механизм передается винту большого диаметра, и он выдвигается из корпуса, при этом из него выдвигается другой винт, увеличивая высоту подъема.
ДОСТОИНСТВА : жесткость конструкции, хорошая устойчивость.
НЕДОСТАТКИ : большие вес и начальная высота подъема, малая высота подъема (для одновинтовых).

Ими комплектуются переднеприводные ВАЗы «восьмого» семейства. Хотя такие домкраты можно назвать универсальными, так как они могут использоваться для поднятия практически любого автомобиля, масса которого не превышает 1 тонны (грузоподъемность не более 0,7—0,8 тонны).
Несущие элементы: силовой винт и два рычага (верхний и нижний).
На верхнем расположен подхват и гайка винта, а на нижнем шарнирно-закрепленный упор для винта и опорная площадка.
Принцип действия заключается в следующем: вращение приводной ручки увеличивает угол между нижним рычагом (с опорной площадкой) и верхним рычагом (на котором расположен подхват), тем самым обеспечивая подъем.
ДОСТОИНСТВА : малые вес и начальная высота подъема, большой рабочий ход.
НЕДОСТАТКИ : плохая устойчивость и недостаточная жесткость конструкции, повышенное усилие на рукоятке в начале подъема.

Гидравлические домкраты

Их можно назвать «тяжелой артиллерией» — грузоподъемность от 1 до нескольких сотен тонн. Это обуславливает их применение при ремонте грузовых автомобилей и другой тяжелой техники. По конструкции разделяют на одно- и многоплунжерные.
Основные несущие элементы: корпус, выдвигаемый поршень (плунжер) и рабочая жидкость (обычно масло). Корпус выполняет две функции: является направляющим цилиндром для поршня и резервуаром для рабочей жидкости. В плунжер вворачивается винт с подъемной пятой, таким образом, выворачивая винт, можно, при необходимости, увеличить максимальную высоту подъема.
Усилие от приводной рукоятки передается через рычаг на нагнетательный насос. При движении вверх жидкость из резервуара всасывается в полость насоса, а при нажатии нагнетается в полость рабочего цилиндра, выдвигая плунжер. Обратному перетеканию жидкости препятствуют клапана (всасывающий и нагнетательный). Для опускания груза необходимо отвернуть запорную иглу, при этом жидкость вытесняется из полости насоса обратно в резервуар.
Гидравлические домкраты при всей своей мощи одни из самых прихотливых. Так, например, для поддержания домкрата в рабочем состоянии надо регулярно контролировать уровень масла, следить за герметичностью сальников и клапанов. Перевозить и хранить такой домкрат можно только в вертикальном положении, иначе рабочая жидкость (масло) может вытечь из резервуара.
ДОСТОИНСТВА : жесткость конструкции, хорошая устойчивость, небольшое усилие на приводной рукоятке
НЕДОСТАТКИ : большая масса и начальная высота подъема, сложное устройство, малый рабочий ход (для одноплунжерных), высокая стоимость.

В магазинах можно встретить два типа: механические (винтовые) и гидравлические. Механическими домкратами этого вида одно время комплектовались переднеприводные автомобили «Москвич».
Грузоподъемность лежит в пределах от 0,7 до 2 тонн.
В качестве несущих элементов в данной конструкции используются четыре шарнирно-соединенных рычага, образующих ромб (отсюда в общем-то и название).
Подъем груза происходит за счет изменения углов между рычагами, что соответственно приводит к увеличению/уменьшению расстояния между подхватом и опорной площадкой.
ДОСТОИНСТВА : жесткость конструкции, большая опорная поверхность, универсальность.
НЕДОСТАТКИ : малый рабочий ход, повышенное усилие на приводной рукоятке (для механических), высокая стоимость и большая масса (для гидравлических).

Это своеобразный симбиоз рычажного и ромбического домкратов. В настоящее время ими укомплектовывают семейство вазовских «десяток». По сравнению с рычажными у данных домкратов несколько больше грузоподъемность — около 1 тонны, а принцип работы практически одинаков.
ДОСТОИНСТВА : малые начальная высота и вес, компактность (при желании домкрат можно уместить в 13-дюймовую «запаску»).
НЕДОСТАТКИ : плохая устойчивость, повышенное усилие на приводной рукоятке, малая жесткость конструкции.

Это сугубо гаражное или сервисное оборудование, пользоваться им на дороге (а тем более под уклоном) не стоит, велика вероятность поломки домкрата. Грузоподъемность от 2 тонн и более.
Фактически представляет собой гидравлический домкрат измененной конструкции: низкий стальной корпус на небольших колесиках, из которого рычаг с подъемной пятой выдвигается плунжером. Как правило, для удобства работы оснащаются длинной приводной ручкой, за счет чего снижается прикладываемое усилие и появляется возможность производить все операции с домкратом стоя.
ДОСТОИНСТВА : хорошая устойчивость, небольшая начальная высота, жесткость конструкции, невысокое усилие на приводной рукоятке.
НЕДОСТАТКИ : высокая стоимость, возможность работы только на ровном и твердом покрытии, большая масса.
Стоит учесть, что мы рассмотрели только основные конструкции домкратов, а если говорить о профессиональном оборудовании, то бывают и такие: подкатные пневматические (хорошо подходят для работы в шиномонтажных мастерских), комбинированные бутылочные (гидравлика/пневматика), подкатные двухуровневые, гидравлические зацепные, вагонные и т.д.

МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ

Испытывать домкраты мы решили по «полной программе». Во-первых, определим основные геометрические характеристики: минимальную (начальную) высоту подхвата (H min), максимальную высоту подъема (H max) и максимальный рабочий ход (L max). Во-вторых, измерим усилие на приводной рукоятке (кг) в начале/середине/конце подъема. Далее оценим устойчивость автомобиля на каждом домкрате (по пятибалльной шкале). Наконец взвесим и определим габаритные размеры (длина/ширина/высота) по максимальным значениям.
Испытания проводились на автомобиле ВАЗ-2112 (собственная масса 1,01 тонны), резина GOODYEAR Ultra Grip 400, размерностью 175/70R14. Покрытие под опорной площадкой твердое и ровное (бетон).
Стоит учесть, что некоторые модели домкратов устанавливались непосредственно под «отбортовку» днища автомобиля, что увеличивало H max на 10—15 мм, в то время как конструкция подъемной пяты других не позволяла этого сделать.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

И напоследок несколько полезных советов, которые помогут избежать неприятностей при работе с домкратами и вынужденном ремонте на дороге.
. Если неисправность застигла вас в пути (например, спустило колесо), то включите аварийную сигнализацию и, плавно снижая скорость, ищите площадку с ровным и твердым (насколько это возможно) покрытием для проведения ремонта. В городе не паркуйте автомобиль рядом с перекрестком или светофором, лучше проехать несколько метров на спущенном колесе, чем вызвать ДТП. После остановки автомобиля (в соответствии с пунктом 7.2 ПДД РФ) необходимо выставить знак аварийной остановки позади автомобиля на расстоянии не менее 15 м в населенных пунктах и не менее 30 м вне населенных пунктов. После этого смело можно приступать к устранению неисправностей.
. Демонтаж спущенного колеса целесообразно начинать с приготовления необходимого инструмента, домкрата и запаски. Затем, зафиксировав колесо, находящееся по диагонали от заменяемого, противооткатными упорами в обоих направлениях, установите домкрат (не поднимая машину!) и убедитесь, что он стоит ровно, без перекоса. Далее ослабьте крепеж колеса (гайки или болты) и начинайте плавно поднимать автомобиль, следя при этом за продольным смещением кузова, и при малейшем намеке на него опустите и переустановите домкрат. Когда расстояние между вывешенным колесом и землей достигнет 30—50 миллиметров, отверните крепеж, снимите спущенное и установите новое колесо. Закончив ремонт и поставив автомобиль на «все четыре», не забудьте окончательно затянуть крепеж и измерить давление в шинах.
. Если вы работаете с домкратом в гараже, то после поднятия автомобиля обязательно поставьте под несущие элементы кузова дополнительные подставки (треноги, бруски и т.п.).
Работать под автомобилем, стоящем только на домкрате, — строго воспрещается!
. Став счастливым обладателем автомобильного прицепа, удостоверьтесь, что ваш автомобильный домкрат обладает достаточной максимальной высотой подъема и сможет в случае необходимости вывесить его колесо.

Ромбический домкрат

На наш взгляд, это достойный представитель семейства ромбических домкратов, лишенный многих недостатков своих «сородичей».

Силовые элементы конструкции внушают доверие, при этом домкрат компактен и легок, так что с его размещением в автомобиле проблем не возникнет. Профиль подъемной пяты дает возможность подставить ее под «отбортовку», увеличивая максимальную высоту подъема. Длина съемной приводной рукоятки составляет 470 мм, а рычага 150 мм, что значительно снижает прикладываемое усилие и позволяет не травмировать руки при работе (чем обычно грешат ромбические домкраты со складной несъемной ручкой). Домкрат вывесил переднее колесо автомобиля на 70 мм (при необходимых 30—50 мм). За устойчивость мы поставили твердую «четверку», и, хотя тестирование проходило почти в «идеальных» условиях, в дороге этот богатырь не подведет.

Домкрат упакован в картонную коробку, которая, скорее всего, прослужит недолго. Инструкции на русском языке нет. Наклейка на одном из рычагов гласит (английский язык): «При замене колес вы должны поставить автомобиль на ручной тормоз и заблокировать колеса, находящиеся с противоположной стороны от заменяемого. Не превышать допустимую нагрузку — 1 т».

ЦЕНА: средняя по Москве $9,5.

Достойная замена штатному домкрату «Жигулей», «Самар» и «Лад». Он удобнее, устойчивее и красивее. При правильном обращении прослужит вам не один год, жаль только, что нет транспортировочной сумки или чехла.

Комбинированный рычажно-винтовой домкрат

Комбинированный домкрат должен сочетать в себе все достоинства рычажного и ромбического домкрата, так и есть, но при этом не мешало бы избавиться от недостатков. Ну, а пока...

Опорная площадка и пята выполнены на шарнирах, поэтому, вращая ручку, необходимо контролировать их положение. На неровной поверхности с правильной установкой возникают проблемы. Поднимая и опуская автомобиль, нужно следить за уровнем рукоятки, в противном случае пальцы встретятся с асфальтом, а это неприятно. Максимальная высота подъема составляет 400 мм, вывешиваемое колесо отрывается от земли на 105 мм! Однако это не все, на что способен данный домкрат, при желании его можно «докрутить» до 420—430 мм. Но экспериментировать не советуем — велика вероятность падения автомобиля. Уже в середине подъема колебания от вращения приводной рукоятки довольно сильно раскачивают автомобиль. Еще один нюанс — когда высота подъема достигнет 430 мм, заднее колесо (со стороны вывешиваемого переднего) оторвется от земли на 50 мм. А учитывая плохую устойчивость комбинированного домкрата, это очень опасно, порыв ветра или неаккуратный монтаж колеса — и машина рухнет на землю.

К достоинствам домкрата можно отнести его компактность (умещается в 13-дюймовую запаску) и легкость. Конструкция довольно жесткая и, если домкрат не перегружать, то со своей задачей он справится.

ЦЕНА: средняя по Москве $4,5.

Большая максимальная высота подъема, малые габариты и вес уравновешиваются плохой устойчивостью и неудобной приводной рукояткой. У домкрата есть чехол для транспортировки, но нет инструкции. Одним из главных достоинств можно считать очень низкую цену.

Домкрат гидравлический бутылочный

На самом деле домкрат может поднять автомобиль на 380 мм, но устанавливать его пришлось в место под днищем, куда обычно подводят «лапы» подъемников на СТО. А они находятся в углублении, поэтому высота подъема уменьшилась. Непосредственно под «отбортовку» устанавливать домкрат не рекомендуем — площадь подъемной пяты, как у пятирублевой монеты. Впрочем, и при этом он поднял вывешиваемое колесо на необходимые 35 мм от земли. Несмотря на миниатюрность подъемной пяты, падение автомобилю не грозит — домкрат устойчив, как танк. Пользоваться им удобно и просто. Складная телескопическая ручка длиной около 310 мм служит еще и ключом к управляющему клапану. Единственное требование — хранить и перевозить домкрат нужно в вертикальном положении, для этого достаточно вложить его в компактный пластиковый кейс с удобной ручкой и поставить в багажник.

ЦЕНА: средняя по Москве $18,5.

Минусы гидравлического домкрата — необходимость технического обслуживания и большая начальная высота подъема. Но с ТО легко справится и школьник, тем более что весь процесс подробно описан в инструкции на русском языке. Здесь же даны подробные пояснительные схемы, признаки, причины и методы устранения неисправностей. Под большинство отечественных автомобилей такой домкрат войдет с запасом в несколько миллиметров.

Отменная устойчивость, удобная рукоятка, большая грузоподъемность (при небольших собственных размерах), удобный кейс — все это достоинства данного домкрата.

Домкрат гидравлический подкатной

Такой гидравлический подкатной домкрат идеально подходит для эксплуатации в гаражных условиях (именно в гараже, а не на СТО). Четыре металлических колесика позволяют с легкостью перемещать его, не поднимая. Ручка, поворачивающаяся на угол 360 градусов, помогает работать с домкратом с любой удобной стороны. У тестируемой модели есть так называемый рычаг предварительно подъема, он позволяет в течение 1—2 секунд установить подъемную пяту непосредственно на высоту, требуемую для начала подъема (т.е. в нашем случае под днище автомобиля). После этого можно начинать работать плунжером насоса. Максимальную высоту подъема можно увеличить на 93 мм (543 мм), установив специальную проставку (поставляется в комплекте) под подъемную пяту. Мы ей пользоваться не стали, да и вообще подняли автомобиль только на 410 мм, при этом вывешиваемое переднее колесо поднялось на 115 мм, а заднее почти оторвалось от земли. Хотя здесь за устойчивость машины беспокоиться не надо — она стоит как влитая. Приводной рычаг длиной 625 мм снабжен анатомической прорезиненной ручкой, он также выполняет функцию ключа для управляющего клапана. При достаточной сноровке можно установить домкрат под заднюю балку или мост и вывесить сразу два колеса, благо грузоподъемность в три тонны позволяет это сделать. Но со стандартным приводным рычагом это делать неудобно.

ЦЕНА домкрата гидравлического подкатного: средняя по Москве $79.

Если вы любите ремонтировать свой автомобиль или просто стараетесь следить за его техническим состоянием, то этот гидравлический подкатной домкрат будет вам надежным помощником. Возить его с собой в машине, конечно, можно, но, во-первых, он довольно большой (в масштабах багажника), во-вторых, тяжелый, в-третьих, правильно установить его на обочине дороги сложно. Так что в пути лучше пользоваться чем-то попроще.

Домкрат бутылочный комбинированный пневматический /гидравлический

Легкость, с которой машина «взмыла ввысь», просто поразила (это легко объяснить, ведь пневматический домкрат рассчитан на 12 тонн, а пришлось поднимать всего 1010 кг). Но в качестве дорожного такой домкрат использовать неудобно. Его удел работа в стационарных условиях, где раскроется главное его преимущество — возможность использования для подъема энергии сжатого воздуха. Нужно только подключить пневматический домкрат через специальный разъем к компрессору и нажать на рычажок подачи давления в ресивер — все остальное за вас сделает воздух. В таком случае можно забыть о приводной ручке гидравлического насоса, тем более что форма управляющего клапана позволяет открывать и закрывать его руками, без ключа.

ЦЕНА пневматического домкрата: средняя по Москве $127.

Идеальный вариант для шиномонтажных мастерских и станций технического обслуживания. Автолюбителю покупать его нет смысла, так как в условиях обычного гаража реализовать все возможности домкрата не удастся.