Проведение поисково- спасательных и аварийно- спасательных работ. Этапы поисково-спасательных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Правила организации и проведения поисково-спасательных работ в непригодной для дыхания среде

Общие положения

Охрана труда

Общие положения

аварийный спасательный ликвидация разрушенный

Аварийно-спасательные работы (АСР), связанные с тушением пожаров, представляют собой боевые действия по спасанию людей и оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим, а также эвакуации имущества.

АСР характеризуются большим объемом и ограниченностью времени на их проведение, сложностью обстановки и предельным напряжением сил всего личного состава. Они проводятся непрерывно днем и ночью, в любую погоду, до стабилизации положения. Это обеспечивается высокой боевой готовностью подразделений, высокой выучкой и психологической стойкостью, устойчивым и непрерывным управлением подразделениями и приданными формированиями и всесторонним их обеспечением.

АСР включает в себя:

Розыск пострадавших и извлечение их из поврежденных и горящих зданий, загазованных, задымленных и затопленных помещений или завалов;

Вскрытие разрушенных, поврежденных или заваленных помещений и спасание находящихся в них людей;

Подачу воздуха в заваленные помещения для обеспечения жизни находящихся там людей;

Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим

при пожаре;

Организацию эвакуации материальных ценностей из опасной зоны;

укрепление и обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному проведению работ.

Ликвидация последствий разрушений

В результате разрушения городской и промышленной застройки пострадавшие нуждаются в медицинской помощи и не могут самостоятельно выйти наружу из разрушенных зданий и сооружений без посторонней помощи. Людям в заваленных помещениях может понадобиться срочная подача свежего воздуха.

При проведении спасательных работ необходимо

Провести разведку места происшествия и оценить обстановку

Подготовить рабочие площадки для установки машин и механизмов

Отключить инженерные коммуникации от здания, в первую очередь газ и электричество

Проводить поиск и спасание людей, находящихся на сохранившихся частях здания, в пустотах и на поверхности завала

Проложить каналы или пробить тоннели для подачи кислорода погребенным под завалом людям

Разобрать завалы перед входом (перекрытием или у стены) здания

Пробить проемы в стене или перекрытии.

При ведении боевых действий необходимо:

Место и способ производства работ должны определяться в каждом конкретном случае по данным разведки, в зависимости от типа здания, его состояния, характера завала и имеющихся средств механизации;

Оценить обстановку, установить тип здания, его конструктивные особенности, размеры и площадь. При оценке обстановки учитывать сезон года, время суток, погодные условия и другие факторы, которые могут оказать существенное влияние на проведение ПАСР;

Одновременно с разведкой проложить рукавные линии с ручными лафетными стволами для защиты от огня людей работающих на завале. Можно использовать стволы на автолестницах и подъемниках;

Личный состав, участвующий в проведении разведки и поиске людей должен обращать внимание на запах газа и если он замечен работать в СИЗОД, двигаться крайне осторожно, чтобы не вызвать взрыв от резкого соприкосновения с металлическими и каменными поверхностями;

Перекрыть аварийные коммунально-энергетические сети вблизи разрушенного здания (сооружения), откачать или отвести воду, локализовать или ликвидировать имеющиеся очаги горения;

Укрепить или разрушить строительные конструкции, угрожающие обвалом применяя имеющиеся технические средства;

Постоянно следить за составом воздуха на месте аварии, применяя приборы контроля среды (содержание кислорода, токсичных и взрывоопасных компонентов, плотности теплового потока) и др.

При небольших завалах, состоящих преимущественно из мелких обломков, возможно ведение работ вручную с применением простейших инструментов и средств малой механизации;

Личный состав, работающий на разборке завалов, должен быть оснащен ручным и механизированным инструментом. На каждые 2-3 звена должен быть один прибор для резки металла. Звенья должны быть оснащены огнетушителями, комплектами защитной одежды, СИЗОД, дозиметрами.

При работе необходимо строго соблюдать меры по охране труда:

Постоянно вести наблюдение за сохранившимися конструкциями;

Запрещается обрушивать конструкции на существующий завал, так как это может привести к гибели оставшихся в завале людей, вызвать взрыв или пожар;

Опасные участки должны быть ограждены или отмечены знаками;

Свести к минимуму хождение по завалу, передвигаться по нагромождению обломков нужно осторожно, избегая наступать на обломки, занимающие неустойчивое положение;

Удалять обломки с завалов и передавать необходимый инструмент по цепочке неподвижно стоящих спасателей;

Нельзя перемещаться и ставить машины на перекрытия сооружения вблизи стен и конструкций, угрожающих обвалом;

Следить за креном машины и при угрозе потери ей устойчивости немедленно прекращать работу;

Ставить колесные экскаваторы и подъемные краны при работе на аутригеры;

Запрещается растаскивать конструкции тросами при механической разборке. Поднимать их следует осторожно, начиная с верхней и осматривать место после каждого подъема, чтобы не ухудшить состояние людей находящихся под завалом;

Запрещается стоять под поднятым грузом в районе движения ковша экскаватора, вблизи натянутых тросов при растаскивании элементов завала прямой тягой машины;

При работе в загазованных помещениях нельзя пользоваться инструментом, вызывающим искрообразование, обязательно обесточивать электрические линии, для освещения пользоваться только аккумуляторными фонарями;

Все группы, работающие на завале, должны находиться под непрерывным наблюдением специально назначенных лиц, ответственных за их безопасность и поддерживающих связь с постом по наблюдению за состоянием сохранившихся конструкции здания;

В ночное время участки работ должны быть освещены. Котлованы траншеи, ямы и др. Опасные места должны быть ограждены и обозначены световыми сигналами;

В зимнее время для обогрева личного состава необходимо оборудовать пункты обогрева, а при затяжных работах и пунктами питания.

Спасание пострадавших из-под завалов и частично разрушенных зданий

Поиск и спасание пострадавших, оказавшихся под завалами разрушенных зданий, начинается сразу же по прибытии подразделений.

Искать пострадавших целесообразно методом сплошного обследования разрушенного здания (сооружения), двигаясь друг от друга на расстоянии, обеспечивающем постоянную зрительную и слуховую связь

Необходимо детально обследовать все места возможного нахождения людей, используя кинологов с собаками и специальные приборы

Подавать через короткие промежутки времени громкие звуковые сигналы голосом или ударами по элементам завала и сохранившимся частям здания, внимательно прислушиваться ко всем звукам, так как они могут оказаться ответными сигналами пострадавших.

При наличии под завалом людей, нужно по возможности установить с ними связь путем переговоров или перестукивания, выяснить их количество и состояние. Одновременно необходимо выбрать способ расчистки завала и немедленно начать работы.

Разбирать завал сверху следует только если пострадавшие находятся близко к поверхности завала, а также в тех случаях, когда завал имеет плотную структуру и проходка галереи связана с большой затратой времени

Разбирать завал над пострадавшими следует строго соблюдая меры предосторожности, так как при неустойчивости завала и нарушении связи между обломками возможно самопроизвольное перемещение отдельных элементов и осадка всей массы завала.

Не допускать резких рывков при извлечении из завала крупных элементов, их раскачивания и сильных ударов на месте производства работ.

Обследовать инженерные коммуникации, проходящие вблизи от места работ и при обнаружении на них повреждений, сопровождающихся вытеканием воды или выходом газа немедленно отключить поврежденный участок

Горящие и тлеющие предметы должны быть извлечены из завала и потушены

При проходке галереи в толще завала для извлечения пострадавших необходимо стенки галереи крепить опорами из подручных материалов. Конструкции креплений галереи должны выходить за пределы завала на 1-2м

Для уменьшения объема работ необходимо выбрать правильное направление проходки по кратчайшему расстоянию с использованием пустот и участков, состоящих преимущественно из обломков деревянных конструкций или мелких каменных обломков.

Работы по проходке галереи выполняются звеном из 6-7 человек. Звено разбивается на два расчета по 3 человека. Командир звена является ответственным за выполнение работ и соблюдение мер безопасности. Расчеты работают по 20-30 мин. В составе расчета один разбирает завал, двое других убирают обломки и устанавливают крепления. Свободная смена в это время заготовляет элементы креплений. Из средств механизации при проходке галереи могут применяться лебедки, домкраты, отбойные молотки, бетоноломы. Личный состав звеньев оснащается инструментом, удобным для работы в стесненных условиях ломиками, пожарными топорами, малыми саперными лопатками, зубилами, молотками, ножовками по металлу и дереву и др. Одежда должна быть удобной для работы в завале. На спасателях должны быть защитные каски и обязательно предохранительные пояса с закрепленной на них прочной веревкой, один конец которой должен быть вне завала.

При спасении пострадавших с верхних этажей зданий с разрушенными или поврежденными лестничными клетками необходимо:

Применять вертолеты, автоподъемники, автолестницы, ручные лестницы и спецсредства спасания с высоты (веревки, полотна, пневмоподушки и т. д)

Изготовить и установить подвесные или приставные лестницы, трапы, переходы в соседние квартиры или секции, в которых сохранились лестничные клетки.

Спасание пострадавших в задымленных помещениях

Главной задачей пожарных подразделений на пожаре является спасание людей, жизни которых угрожают опасные факторы пожара.

По прибытии на пожар РТП должен оценить обстановку и принять решение о необходимости спасания или эвакуации людей.

Оно начинается еще в пути следования, когда некоторое представление об обстановке на пожаре можно получить по внешним признакам - зареву или цвету дыма

Разыскивая людей в помещениях, необходимо окликать их. Взрослых надо искать у окон, дверей, в коридорах, т. е. На путях, ведущих к выходам из помещений, где они могут находиться в бессознательном состоянии. Детей надо искать на кроватях, в шкафах, за печками, в чуланах, санузлах, под столами и т. п., где они часто прячутся при пожарах.

В задымленных помещениях надо прислушаться, нет ли стонов, так как по ним можно отыскать пострадавших. Если имеются сведения о месте нахождения людей, но пожарные их там не находят, необходимо тщательно осмотреть и проверить все помещения. Запрещается ограничиваться заявлениями граждан об отсутствии людей. Проверку помещений проводят во всех случаях и только после тщательного осмотра, убедившись в отсутствии людей, прекращают эту работу.

Если на пожаре угрозы людям, то все внимание разведки сосредоточивается на отыскании очагов горения. Открытые очаги горения обычно обнаруживаются легко. Для выявления границ открытого горения следует осмотреть место пожара со всех сторон. Значительно труднее определить скрытые очаги горения внутри конструкций, где пожар распространяется по пустотам стен, перегородок, утепленных покрытий, вентиляционным коробам и т. д. Еще труднее в этих случаях определить границы пожара.

Скрытые очаги горения в пустотах выявляются по температуре их поверхности, прогарам, изменению цвета штукатурки или краски, на слух, по выходу дыма через неплотности или трещины и его температуре. Но по месту выхода дыма из щелей не всегда удается точно определить очаг горения, так как иногда дым, распространяясь по пустотам, выходит на значительном расстоянии от места горения. До уточнения места горения производят контрольную разборку конструкций. Границы горения внутри конструкций и пути его распространения определяют контрольными вскрытиями. Вскрытие конструкций для отыскания очага пожара производится после подготовки средств тушения.

В некоторых случаях место хранения можно определить по запаху и цвету дыма.

При разведке пожара в зданиях с покрытиями больших площадей, где приходится преодолевать расстояния 200-300 м, целесообразно помещение, в котором произошел пожар, разбить на участки и на каждый направить разведывательную группу из 4-5 чел. При этом необходимо предварительно разработать маршрут их движения, избрав кратчайшее расстояние. Перед началом разведки обязательно выставляют посты безопасности, которые поддерживают постоянную связь с разведывательными группами.

При пожарах в подвалах определяют возможность распространения горения в вышерасположенные этажи, которые можно использовать для выпуска дыма и введения стволов, планировку и конструктивные особенности подвала. Разведку проводят в горящих отсеках подвала и в соседних с ним, Это необходимо не только для определения возможности распространения в них пожара, но и отыскания подступов к очагу горения.

Если здание разделено противопожарной стеной, то разведку проводят по обеим сторонам ее.

При пожарах в складах в ходе разведки можно обнаружить вещества с неизвестными свойствами, для выяснения которых необходимо обращаться к Специалистам, находящимся на объектах пожара. Если таковых нет, то РТП выясняет свойства веществ по документам или деловым обозначениям на упаковках и таре, а также по другим признакам. Это необходимо для выбора средства тушения и соблюдения мер предосторожности.

В задымленных помещениях место горения определяют по отблескам пламени, шуму горения (потрескиванию), степени нагретости дыма. По запаху дыма можно примерно определить, что горит.

В чердачном помещении, если оно сложно по планировке и сильно задымлено, границы горения определяют прощупыванием кровли сверху,

по выбивающимся языкам пламени, местам наиболее интенсивного выхода дыма из-под карниза и слуховых окон; зимой -- по местам таяния снега. В ходе разведки выясняют конструктивные особенности чердака, расположение вентиляционных камер, степень угрозы распространения пожара на этажи через перекрытия и противопожарные стены.

К очагам пожара в зданиях нужно добираться кратчайшими и наиболее удобными путями: через двери, лестничные клетки, коридоры. Если эти пути отрезаны огнем или задымлены, используют оконные проемы, пожарные лестницы, коленчатые подъемники. В отдельных случаях в помещения можно попасть через специально проделанные проемы в стенах и перегородках. В задымленных помещениях следует продвигаться вдоль стен ближе к окнам -- во весь рост, если дым идет снизу, и пригнувшись или ползком, если дым вверху. Надо обязательно запомнить маршрут движения по характерным предметам, числу поворотов, планировке помещений, оборудованию и т. д. Путевой шпагат или спасательную веревку пропускают через карабин каждого пожарного, входящего в состав разведывательной группы. Пожарные в задымленном помещении или в темноте двигаются колонной по одному. При плохом самочувствии хотя бы одного разведчика группа немедленно прекращает работу и помогает выйти ему на свежий воздух, где оказывает ему помощь. Если разведка велась отделением ГДЗС, то одно звено оказывает помощь пострадавшему, а другое продолжает выполнение боевого задания.

При работе в СИЗОД группа разведки должна иметь переговорное устройство, групповой и индивидуальные электрические фонари. Перед входом в задымленное помещение выставляют пост безопасности. Постовой обязан поддерживать постоянную связь с разведывательной группой и немедленно передавать полученную информацию РТП, начальнику штаба или начальнику участка тушения пожара. Постовой не имеет права оставлять свой пост.

Иногда на разведку затрачивается много времени, поэтому каждый работающий в СИЗОД должен следить за расходом воздуха. Чтобы правильно рассчитать запас воздуха, следует придерживаться следующего порядка:

по прибытии к месту работы пожарный вновь проверяет давление в баллоне, определяет расход воздуха и сообщает его командиру отделения (звена);

командир рассчитывает запас воздуха по пожарному, у которого расход его максимальный, и объявляет минимальное давление воздуха в баллоне, при котором звено (отделение) прекращает работу и начинает выход на чистый воздух.

Во время работы в непригодной для дыхания среде каждый командир звена должен поддерживать постоянную связь с постом безопасности и составом разведки, используя средства связи (радио, телефон), провод переговорного устройства, путевой шпагат, приборы освещения, голос, установленные сигналы, а в плотном дыму, воздушно-механической пене -- страхующие приспособления из веревок. При проведении разведки в метро, многоэтажных подвалах, трюмах кораблей запас воздуха на обратный путь увеличивают в два раза.

Путь движения тщательно обследуют на ощупь ногой, постукиванием ломом или другим предметом. На лестничных клетках придерживаются стен, так как ограждающие перила могут быть неисправными. Во избежание ожогов двери в помещения открывают осторожно, оставаясь под защитой дверного полотна. Входя в помещение, где происходит горение, держат наготове ствол и проверяют, имеются ли автоматические замки на дверях, дверь оставляют открытой. Лучи света электрофонарей направляют не вглубь помещения, а вниз, под ноги, чтобы видеть путь движения.

Эвакуация людей -- вынужденный процесс самостоятельного движения людей в сопровождении пожарных из зоны опасных факторов пожара. Порядок и способы спасания определяются РТП и лицами, проводящими спасательные работы, в зависимости от обстановки и состояния людей.

Наличие отравленной атмосферы наиболее вероятно при пожарах на объектах, связанных с применением, получением, переработкой и хранением вредных газов и жидкостей, а также веществ, способных образовывать их при нагревании или горении. Выяснить в процессе разведки пожара наличие их в воздухе можно по специфическому запаху, цвету, вкусу, действию на слизистые оболочки глаз, носа, дыхательных путей.

При передвижении по обледенелым крышам и лестницам для безопасности используют пожарные топоры, спасательные веревки, необходимо передвигаться по коньку, избегая крутых скатов крыши.

В помещениях, где имеются электроустановки под высоким напряжением, аппараты под давлением или взрывчатые, отравляющие, радиоактивные вещества, разведку проводят с соблюдением правил безопасности, рекомендованных работниками объекта.

Разведка пожара - один из главных видов работы. От того, насколько четко она выполнена, зависит успех тушения пожара. На некоторых объектах уже в ходе разведки удается не только обеспечить безопасность людей, но и прекратить распространение пожара или полностью его ликвидировать, особенно когда состав разведки проявляет активность, смелость и находчивость.

Устав пожарной охраны требует принимать меры к ограничению распространения пожара и его тушению всеми доступными способами и средствами. В ходе разведки нередко приходится вскрывать конструкции, вести борьбу с дымом и температурой в помещениях, чтобы добиться высокого темпа работы но ликвидации пожара.

За последние годы в гарнизонах пожарной охраны все чаще применяют автомобили быстрого реагирования, которые, как правило, в ходе разведки ликвидируют пожары до прибытия основных сил караула.

Охрана труда

Личный состав, работающий на разборке завалов, должен быть в защитных касках и рукавицах. При работе на высоте должен иметь предохранительные пояса и спасательные веревки;

постоянно вести наблюдение за сохранившимися конструкциями;

запрещается обрушивать конструкции на существующий завал, так как это может привести к гибели оставшихся в завале людей, вызвать взрыв или пожар;

опасные участки должны быть ограждены или отмечены знаками;

свести к минимуму хождение по завалу, передвигаться по нагромождению обломков нужно осторожно, избегая наступать на обломки, занимающие неустойчивое положение;

удалять обломки с завалов и передавать необходимый инструмент по цепочке неподвижно стоящих спасателей;

нельзя перемещаться и ставить машины на перекрытия сооружения вблизи стен и конструкций, угрожающих обвалом;

следить за креном машины и при угрозе потери ей устойчивости немедленно прекращать работу:

ставить колесные экскаваторы и подъемные краны при работе на аутригеры;

недопустимо растаскивать тросами конструкции при механической разборке. Поднимать их осторожно начиная с верхней и осматривать место после каждого подъема, чтобы не ухудшить состояние людей находящихся под завалом;

запрещается стоять под поднятым грузом в районе движения ковша экскаватора, вблизи натянутых тросов при растаскивании элементов завала прямой тягой машины;

при работе в загазованных помещениях нельзя пользоваться инструментом, вызывающим искрообразование, обязательно обесточивать электрические линии; для освещения пользоваться только аккумуляторными фонарями.

Все группы, работающие на завале, должны находиться под непрерывным наблюдением специально назначенных лиц, ответственных за их безопасность и поддерживающих связь с постом по наблюдению за состоянием сохранившихся конструкций здания.

В ночное время участки работ должны быть освещены. Котлованы, траншеи, ямы и др. опасные места должны быть ограждены и обозначены световыми сигналами.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Основные задачи аварийно-спасательных служб. Организация аварийно-спасательных работ по ликвидации последствий транспортных аварий и катастроф. Особенности ликвидации последствий аварий на воздушном транспорте. Причины аварийной разгерметизации.

    контрольная работа , добавлен 19.10.2013

    Организация связи и оповещения в ходе ведения аварийно-спасательных работ. Порядок действий дежурной смены при ликвидации ЧС. Охрана труда и требования безопасности при проведении аварийно-спасательных работ. Расчет сил и средств на тушение пожара.

    дипломная работа , добавлен 25.03.2019

    Принципы обеспечения безопасности спасательных работ. Правила ведения работ на линиях электропередачи. Проведение ремонта водопроводных сетей и теплопроводов. Ликвидация последствий аварии в сооружениях канализации. Применение коллективных средств защиты.

    презентация , добавлен 18.11.2017

    Основные требования к организации аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне прорыва плотины. Прогнозирование последствий воздействия факторов чрезвычайной ситуации. Организация инженерного обеспечения предупреждения и ликвидации ЧС.

    дипломная работа , добавлен 12.08.2010

    Технология ведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия. Средства индивидуальной защиты и экипировка спасателей. Обеспечение быстрого доступа к пострадавшему. Требования правил техники безопасности.

    реферат , добавлен 19.03.2015

    Факторы, влияющие на эффективность ведения аварийно-спасательных работ на химически опасных объектах. Организация ведения и медицинского обеспечения спасательных работ. Способы спасения пострадавших, их эвакуация. Психологическая защита пострадавших.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2015

    Главные цели, задачи формы управления поисково-спасательными работами (ПСР). Причины образования завалов. Типовая схема организации и технология проведения ПСР при разрушении зданий и сооружений. Применение машин и механизмов при проведении ПСР.

    курсовая работа , добавлен 09.03.2011

    Обзор состояния пожарной безопасности в музеях Российской Федерации. Оперативно-тактическая характеристика Новосибирского Художественного музея. Предложения по обеспечению пожарной безопасности и организации проведения аварийно-спасательных работ.

    дипломная работа , добавлен 12.07.2012

    Место и способ производства работ при ведении боевых действий. Техника безопасности при организации и ведении разведки и поисковых работ. Спасение пострадавших из-под завалов и разрушенных зданий. Техника безопасности при деблокировании пострадавших.

    реферат , добавлен 25.09.2014

    Цели и организация проведения аварийно–спасательных и восстановительных работ в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация управления, взаимодействия, обеспечения действий сил и средств. Особенности проведения спасательных работ в зимнее и ночное время.

Лекция №9

Чрезвычайные ситуации (ЧС)

1. ЧС техногенного характера

2. ЧС природного характера

3. ЧС биолого-социального характера

4. Террористические акции

ЧС - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Для сохранения жизни людей, уменьшения ущерба их здоровью и окружающей среде, снижения материальных потерь и предотвращения угроз безопасности жизнедеятельности людей в зоне ЧС проводят аварийно-спасательные работы.

1. Понятие об аварийно-спасательных работах

Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействий характерных для них опасных факторов.

К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие.

Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

Аварийно-спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Основу службы составляют аварийно-спасательные формирования и подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Спасатель - это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.

Правовые основы аварийно-спасательных работ составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» , Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Составные элементы системы аварийно-спасательных работ:

1. Разведка маршрутов движения и участков (объектов) аварийно-спасательных работ.

2. Локализация и тушение пожаров на маршрутах движения и участках (объектах) работ.



3. Розыск пострадавших и извлечение их из поврежденных и горящих зданий, загазованных и задымленных помещений, завалов.

4. Вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей.

5. Подача воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной вентиляционной системой.

6. Оказание первой помощи и первой врачебной помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения.

7. Вывод (вывоз) населения из опасных мест в безопасные районы.

8. Санитарная обработка людей и обезвреживание (дезинфекция, дезинсекция) одежды, дегазация и дезактивация техники, транспорта и средств защиты, обеззараживание территорий и сооружений, продовольствия, пищевого сырья, воды и фуража.

Чаще всего аварийно-спасательные работы проводят при:

· разрушениях зданий и сооружений,

· радиоактивных загрязнениях,

· химических загрязнениях,

· массовых пожарах,

· затоплениях,

· эпидемиях, эпизоотиях, эпифитотиях.

2. Технология проведения поисково-спасательных работ

Основные этапы спасения пострадавших
в чрезвычайных ситуациях:

1. Поиск пострадавшего.

2. Деблокирование пострадавшего.

3. Оказание пострадавшему первой помощи.

4. Эвакуация пострадавшего из зоны опасности на медицинский объект (этап медицинской эвакуации).

5. Оказание первичной врачебной медико-санитарной помощи.

1-й этап.

Поиск пострадавших

Алгоритм:

1. Обследование всего участка спасательных работ.

2. Определение и обозначение мест нахождения пострадавших и установление с ними связи.

3. Определение функционального состояния пострадавших, характера травм и способов оказания медицинской помощи.

4. Определение путей и способов извлечения и эвакуации пострадавших.

Способы поиска пострадавших:

1. Органолептический способ обследования участка работ:

осмотр (зондирование, прочесывание, поиск по следам, поиск с

использованием транспортных средств и т.п.);

прослушивание;

другие способы (обоняние, осязание).

2. Кинологический способ обследования участка работ.

3. Технический способ обследования участка работ (акустические, магнитомеры, тепловизоры, радиопоисковые и оптиковолоконные зонды …).

4. Поиск по свидетельству очевидцев.

5. Поиск по данным изучения отчетной и проектно-технической документации.

Органолептический способ обследования участка работ

Осмотр завалов и сохранившихся сооружений

Кинологический способ обследования участка работ

Технический способ обследования участка работ

2-й этап

Деблокирование пострадавших

Алгоритм:

1. Обеспечение доступа к пострадавшим.

2. Извлечение из мест блокирования.

Виды деблокирования:

1. Из-под завалов разрушенных сооружений, оползней, селей, лавин.

2. Из замкнутых помещений, транспортных средств.

3. С верхних этажей, уровней, изолированных площадок.

Способы деблокирования:

1. Последовательная разборка завала.

2. Устройство лаза.

3. Устройство галереи в грунте под завалом.

4. Проделывание проемов в стенах и перекрытиях.

5. Использование автовышек подъемников, вертолетов.

6. По сохранившимся лестничным маршам, коридорам, проходам.

7. Использование альпинистского снаряжения.

8. Использование специальных штурмовых лестниц.

9. Применение фуникулеров и их подобий, тросов, подвесных мостов и т.п.

10. Применение спасательных рукавов, различных амортизаторов и т.п..

3-й этап

Оказание первой помощи

Алгоритм

1. Определение признаков жизни (пульс, сознание, дыхание, реагирование на свет зрачка).

2. Освобождение головы и груди от давления различных предметов, восстановление дыхания и пульса.

3. Остановка кровотечения, обработка ран, обезболивание, иммобилизация, согревание, уход и т.п.

Первая помощь выполняется спасателями, медиками и самими пострадавшими

непосредственно на месте получения травм (или после извлечения)

с использованием табельных и подручных средств.

Юридическая справка:

Федеральный закон Российской Федерации

"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

Статья 31. Первая помощь

1. Первая помощь до оказания медицинской помощи оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб.

4. Водители транспортных средств и другие лица вправе оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.

4-й этап

Эвакуация пострадавшего из зоны опасности

на медицинский объект (этап медицинской эвакуации)

Алгоритм

1. Определение способов и маршрутов транспортировки.

2. Подготовка пострадавшего и транспортных средств.

3. Эвакуация пострадавшего из места блокирования до пункта сбора пострадавших.

4. Погрузка пострадавшего на транспортное средство.

Способы эвакуации:

1. Самостоятельно, с помощью спасателя.

2. Вынос (на спине, руках, плечах, носилках и т.п.).

3. Вытаскивание (на спине, при помощи ткани, саней и т.п.).

4. Спуск, подъем (с помощью спасательного пояса, лямки, лестницы, носилок, троса и т.п.).

Основные способы обеспечения безопасности пострадавших и спасателей :

1. Страховка при преодолении препятствий.

2. Организация отдыха спасателей.

3. Контроль за состоянием пострадавших.

4. Использование средств индивидуальной защиты.

5-й этап

Оказание скорой медицинской помощи осуществляется врачом или под руководством врача в месте, имеющем необходимые условия, в том числе лекарственные средства и другое медицинское имущество. Это место, как правило, является первым этапом медицинской эвакуации.

3. Особенности аварийно-спасательных работ при пожарах, наводнениях и радиационных авариях. Особенности аварийно-спасательных работ при пожарах

Тушение пожаров один из наиболее распространенных видов аварийно-спасательных работ

Опасные факторы : пламя, высокая температура окружающей среды, загрязнение воздуха ядовитыми продуктами горения, отсутствие кислорода в воздухе, страх, сочувствие пострадавшим и другие.

Способы защиты : удаление, экранирование, коррекция психики спасателей и пострадавших.

· Особенности поисково-спасательных работ в зоне затопления: Острая потребность пострадавших в согревании, питании и обеспечении доброкачественной водой

· Особенности эвакуации населения из зоны с возможным радиоактивным загрязнение: Радиометрический контроль

Перед выходом поисковых групп РПСР обязан:

перед началом работы лично провести изучение объекта работ, выявить особо опасные места и факторы;

разработать организационно-технологический план проведения работ, наметить маршруты и способы передвижения;

провести инструктаж личного состава ПСГ непосредственно на месте предстоящей работы, по особенностям техники безопасности применительно к конкретным условиям обстановки, способам и технологии предстоящей работы;

определить действия спасателей при нештатных ситуациях;

лично проверить обеспеченность каждой маршрутной подгруппы топоосновой, снаряжением, продовольствием, сигнальными, защитными и спасательными средствами, а

также средствами связи (при многодневных маршрутах);

дать все необходимые указания старшим групп о порядке движения по маршруту;

установить рабочий и контрольный сроки возвращения, а при многодневных маршрутах, нанести планируемый маршрут групп на свою карту. Контрольный срок возвращения групп из маршрута должен назначаться исходя из конкретных условий, но во всех случаях не должен быть более суток после рабочего срока возвращения;

уточнить обязательные сроки радиосвязи групп с лагерем;

проверить у спасателей знание установленных сигналов;

проконтролировать выполнение мер безопасности перед началом работы.

Перед началом работ спасатели обязаны:

уяснить поставленную задачу, записать информацию о потерявшемся;

правильно надеть спецодежду с учетом характера и технологии предстоящей работы;

проверить исправность средств индивидуального освещения;

проверить наличие и исправность необходимого для данной работы снаряжения, средств индивидуальной защиты и аптечки;

записать время выхода, рабочий и контрольный сроки возвращения, маршрут движения, в журнал выходов в маршрут и (или) доложить эти сведения руководителю работ.

В ходе ПСР старший ПСГ обязан:

в ходе работы строго и непрерывно контролировать выполнение требований безопасности, в случае их нарушения или изменения условий работы немедленно принимать соответствующие меры;



постоянно находиться на месте производства работ и контролировать выполнение мер безопасности и технологической последовательности производства работ;

при несчастных случаях принимать меры по немедленному оказанию необходимой

медицинской помощи пострадавшим и их доставке (при необходимости) в медицинские учреждения;

при несчастных случаях оповещать РПСР (руководство службы через ИДЦ АОСС);

при возникновении ситуаций, угрожающих непосредственно жизни спасателей немедленно принять дополнительные меры безопасности, а при невозможности их применения – прекратить работы, вывести личный состав в безопасное место и доложить старшему начальнику об обстановке и принятых мерах.

Участники при выходе на задание должны максимально снизить вес носимых с собой вещей и не брать ничего лишнего. Снижение веса переносимого груза в 2 раза увеличивает скорость движения и производительность группы в 1,5-2 раза. Проведение поиска группой, несущей с собой бивуачное снаряжение, не рекомендуется, поскольку участники быстро устают и теряют внимание, что отрицательно сказывается на результатах. Проведение ночевок под открытым небом также не рекомендуется, поэтому руководителю следует предусмотреть возвращение группы в лагерь.

В ходе проведения поисковых работ необходимо:

регулярно подавать пропавшему звуковые (световые) сигналы;

учитывать, что пропавший человек для движения скорее всего будет выбирать участки с наилучшей проходимостью: дороги, тропинки, берега рек и ручьев, броды, перекаты, водоразделы, участки, свободные от густой растительности и т.д., хотя от новичка (или психически неадекватного человека) можно ожидать и противоположного поведения;

иметь в виду, что человек, стремящийся остаться незамеченным, может двигаться рядом с этими участками, используя их время от времени;

учитывать, что потерявшийся, желая чтобы его обнаружили, может кроме звуковых и дымовых сигналов, оставлять на видных, с его точки зрения, местах (полянах, больших камнях, деревьях, корягах, берегах рек, ручьев, озер и т.д.) части одежды или снаряжения, класть ветки или камни, оставлять записки, выкладывать из подручных средств указатели и т.д.);

внимательно осматривать места, удобные для организации привала, ночевки, разведения костра (место должно быть сухим и недалеко от воды, в «комариное» время такое место будет где-нибудь на пригорке, в жаркую погоду в тени, а при наличии и комаров, и жары человек постарается найти тень на продуваемом склоне или холме; при избытке гнуса интимные процедуры будет проводить на открытых, хорошо проветриваемых участках);

концентрировать внимание на обнаружении следов пропавшего: следы ног на грунте, поврежденные ветки, примятая трава, окурки, фантики, брошенные или потерянные вещи, следы жизнедеятельности и т.д. Особое внимание уделять участкам, легко фиксирующим следы проходящего человека: например, влажный песок и глина хорошо отпечатывают и многие дни (до сильного дождя) сохраняют следы ног (такие места часто бывают по берегам рек, ручьев и озер, на «высыпках» склонов и водоразделов);

Потерявшийся в природной среде, при движении также оставляет за собой след в виде сломанных веток деревьев на высоте роста человека, переломленных ногой сучьев лежащих на земле, сдвинутых с места камней, содранного с камней лишайника (след на камнях сохраняется дольше всего, но и труднее всего заметен). Необходимо помнить, что человек в лесу не может не оставлять следов.

Способы поисков

Применяются два способа поисков:

наземные;

воздушные (с использованием летательных аппаратов).

Наземные делятся на поиски по следам и поиски площадные.

Поиски по следам проводятся при наличии следов пропавшего на снегу, грунте и применяются редко, поскольку в условиях леса следы чаще всего не удается достоверно идентифицировать. Отдельные найденные следы могут служить уликами, указывающими на пребывание в данном месте пропавшего. При наличии устойчивой цепочки следов руководителю группы следует двигаться по ней, одного человека направить в пределах видимости справа от себя, одного – слева. Подобная тактика позволяет выявить блуждания пропавшего и вовремя уловить резкие изменения направления его движения, что сокращает время поисков.

Как разновидность поисков по следам применяется поиск с использованием собак, приученных работать по следу. Применение метода ограничено коротким промежутком времени, в течение которого сохраняется запах. Обнаруженные предметы пострадавшего может трогать только один человек – пользуясь перчатками, он должен поместить найденные вещи в закрывающиеся пластиковые пакеты.

При площадных поисках используются три метода:

поиск по местным ориентирам;

поиск по квадратам;

поиск прочесыванием.

Поиск по местным ориентирам – наиболее распространенный метод и применяется при большой площади района поисков и малом количестве участников. Этот метод основан на предположении, что заблудившийся человек, выйдя на линейный ориентир, будет двигаться вдоль него. Руководитель поисков делит участников на группы по одному-два человека и каждой группе определяет маршрут, привязанный к линейным ориентирам с посещением точечных ориентиров.

К линейным ориентирам относятся дороги, тропы, просеки, берега рек, крупных озер и т.п., к точечным – избы, мелкие озера и т.п. Настоятельно рекомендуется наличие УКВ радиостанции у каждого участника.

Малой группе необходимо использовать следующие приемы:

грамотно локализовать зону поиска;

провести поиск по наиболее вероятному маршруту (маршрутам) движения;

провести проверку вероятных мест ЧП в локализованной зоне;

провести поиск в местах возможного отклонения от маршрута (в том числе, поиск в местах возможных ошибок в ориентировании).

при необходимости применять методы: выслеживания, упреждения или комбинацию этих методов.

Поиск методом упреждения проводится в том случае, если спасателям в ходе поисковых мероприятий стало достоверно известно направление и скорость движения пропавшего. Тогда, исходя из квалифицированного анализа особенностей местности, может быть предпринята попытка определить место, которого потерявшийся неизбежно должен будет достичь, двигаясь по выбранному направлению. В эту точку заранее направляется ПСГ с задачей перехвата пострадавшего. Осуществление данного метода возможно тогда, когда спасатели прекрасно ориентируются в районе поисков и имеют значительное преимущество в скорости передвижения (или обладают организационным ресурсом, позволяющим выдвинуть к точке возможной встречи какую-то другую, не связанную с ними непосредственно ПСГ.

Поиск выслеживанием лучше производить небольшой группой из двух, трех или четырех человек. В ПСГ должен быть хотя бы один спасатель, имеющий хороший «таежный» опыт. Все члены группы должны быть способны преодолевать по лесу большие расстояния – заблудившиеся люди (движимые страхом), могут преодолевать расстояния, которые в спокойной ситуации для них недоступны. Рюкзаки у спасателей должны быть предельно легкими. ПСГ оснащается связью, в противном случае необходимо назначить ей место выхода и контрольный срок. Если ПСГ удалось отметить направление движения потерявшегося, но догнать его в короткий срок она не может, она должна установить связь с лагерем и организовать перехват на предполагаемой линии движения заблудшего, силами другой ПСГ. При проведении подобного рода работы необходимо учитывать, что «горожанин», имеющий компас, потеряв направление движения, ведет себя специфическим образом. Некоторое время он идет «в никуда» по дуге большого радиуса, затем смотрит на компас и возвращается на правильное направление, после этого (как правило, на труднопроходимом участке), снова сбивается с пути, снова смотрит на компас и т.д. Линия движения получается зигзагообразная, общее направление движения – непредсказуемо.

Поиск в местах возможного отклонения от маршрута (поиск с учетом потенциальных ошибок заблудившихся) проводится после локализации ЗП, определения ВНД и анализа особенностей местности. При этом необходимо учитывать, что отклонение от первоначального маршрута может быть произведено человеком, как в результате ошибки в ориентировании, так и вполне осознано (в результате смены настроения, или еще каких-либо мотивов).

Практика показывает, что наибольшим распространением пользуются следующие типовые ошибки:

Ошибка на развилке троп

Весьма нередко встречающаяся ситуация. Человек, двигаясь по знакомой дороге, смотрит на что-то заинтересовавшее его поворачивает голову, и, не глядя на дорогу, поворачивает на развилку, ведущую в неверном направлении. Далее, несмотря на то, что местность вокруг незнакомая (например, длительный крутой подъем в гору), человек продолжает идти по дороге – он уверен, что эта дорога приведет его домой, ведь он не раз по ней ходил. Если дорога заканчивается, человек продолжить движение в произвольном направлении. Обусловлена эта ошибка тем, что, двигаясь по знакомой, хорошо видной дороге, человек не допускает возможности сбиться с пути, перестает заниматься ориентированием. Соответственно, имеет смысл обследовать все ответвления дороги, как бы слабо выражены они не были, и как абсурдно не выглядело бы, движение потерявшегося по этому развилку.

Разворот на залесенном увале

Человек, не пользуясь в нужной мере компасом, поднимается по густо заросшему мелколесьем или кустами склону и выходит на какую-то локальную, находящуюся на этом же склоне возвышенность. Огибая заросли, которые не может преодолеть напрямую, сбивается с правильного направления и решает, что верхняя точка возвышенности уже пройдена. Наблюдает тот самый склон, по которому только что поднимался, но решает, что водораздел уже позади и его путь лежит вниз. В результате, двигаясь в сторону, противоположную изначальной, теряет ориентацию. Суть ошибки в том, что человек в условиях ограниченной видимости ориентируется не по компасу, а по направлению подъема и принимает локальное Наставление по организации и проведению поисково-спасательных работ в труднодоступной местности понижение местности за противоположный склон возвышенности. При наличии на пути движении таких мест – не исключать вероятность движения потерявшегося в сторону противоположную той, в которую ему следовало бы идти.

Ошибка в определении берегов водотока

Человек, подойдя к узкому ручью с однотипными берегами, например за водой или для умывания, один или несколько раз переходит на другую сторону и не отмечает это в своем сознании. Думая, что находится на нужном берегу, отдаляется от ручья и теряет ориентацию. Для опытного таежника, подобное происшествие, скорее всего, не станет фатальным, так как он привычно фиксирует направление течения воды и положение «правого» и «левого» берегов, как важнейшие факторы ориентирования на местности. Усомнившись в правильности своего движения, он обязательно вернется к ручью и поймет свою ошибку. Человек же, не обладающий достаточным опытом, вполне способен далеко уйти в неправильную сторону. При наличии на пути движении подобных мест – не исключать вероятность совершения потерявшимся подобной ошибки.

Движение по ложной тропе (промоине)

На горных склонах встречаются промоины, созданные временными горными потоками во время дождей или периодов активного таяния снегов. По внешнему виду подобные промоины бывают очень похожи на набитые тропы и могут привлекать внимание неопытных путешественников. Мало того, что они способны увести человека с маршрута, но еще и могут привести к опасному обрыву и послужить причиной несчастного случая.

Движение на ложный ориентир

Надо учитывать, что часто неопытные, а иногда и достаточно опытные люди, путают ориентиры весьма отличающиеся между собой. Такие, как например два различных озера, отличающиеся по размерам в 10 раз. Источник ошибки – недостаточное умение читать карту, или отсутствие хорошей карты. Если по маршруту движения потерявшихся есть удобные ориентиры, но есть и ложные ориентиры, схожие с истинными лишь номинально, (по названию объекта) – стоит проверить, не сбились ли потерявшиеся с пути используя ложные ориентиры.

Ошибка при ориентации в пределах водораздела, вершины, верховьев реки

Особо опасны в плане потери ориентации верховья рек (ручьев), перевалы и вершины водоразделов. Человек, находящийся в подобном районе, легко может даже в хорошую погоду и при отличной видимости спуститься в долину «чужого» ручья или начать движение по гребню, уводящему совершенно не в ту сторону, куда он намерен двигаться.

Поиск по квадратам применяется при количестве участников достаточном, чтобы пройти за один или несколько операционных периодов весь определенный район с интервалом в 100-300 м. РПСР делит район на квадраты со стороной 100-300 м. и каждой группе определяет список квадратов, который следует посетить в данном операционном периоде. Руководитель группы сам выбирает маршрут, главное – чтобы он прошел через все назначенные квадраты. Обязательно посещение всех местных ориентиров по пути следования. При движении участники поиска время от времени подают звуковые сигналы, чтобы привлечь внимание пропавшего. За 4 часа непосредственно поисков на одного участника приходится 0,5-2 км 2 обследованной местности. Группа обычно состоит из 2-х человек, которые могут расходиться на расстояние голоса и больше при наличии УКВ радиостанций.

Поиск прочесыванием применяется для поиска детей и тел погибших. Участники выстраиваются вдоль линейного ориентира с расстоянием между людьми, как правило, на дистанции прямой видимости. На правом и левом фланге – наиболее опытные специалисты – спасатели, лесники и т.п. с УКВ радиостанциями. Размер отдельной цепи – не более 30 человек. При большем количестве людей цепь разрушается и хорошего качества обследования местности не получается, кроме того, затруднены перестроения. Руководитель группы с УКВ радиостанцией занимает позицию в центре либо на одном из флангов. По его команде цепь начинает движение, обычно перпендикулярно ориентиру и движется до другого линейного ориентира. Направление движения определяется участниками на флангах. Длина одного галса не должна превышать 2 км., иначе цепь разрушается. Если в цепи неопытные участники, рельеф сложен или имеются другие усложняющие факторы, длина галса уменьшается до 500-1000 метров. По окончанию галса цепь смещается и по команде начинает движение в обратном направлении. Полосы прочесывания делаются с частичным перехлестом, для защиты от неизбежных погрешностей в ориентировании. Окончание радиального прохода отмечается зарубками на деревьях, цепь смещается для обеспечения перехлеста полос прочесывания, ширина которого зависит от расстояния прохода и движение осуществляется обратным азимутом. Дойдя до границы обследуемого участка, цепь перемещается на следующую полосу – причем спасатель, шедший крайним идет по своему следу. Изначально устанавливается фланг, который определяет темп и направление движения. Он не должен вырываться вперед за прямую видимость, а ведомый не имеет права его опережать. Если встречается непреодолимое препятствие, информация передается по цепи, препятствие отмечается на схеме прочесывания, участники прочесывания должны сообщить, с какой стороны они обходят препятствие при этом, те, кто не встретил препятствия, не должны смещаться - иначе это неминуемо приведет к смещению всей цепи и, как результат, к потере привязки прочесывания к уже обследованным участкам. Только соблюдение направлений движения и пометки (затесы с карандашными надписями) позволяют точно осуществлять план поиска без пропусков и потерь среди личного состава. Нанесение на план прочесывания объектов обнаруженных в лесу при прочесывании удобно осуществлять, указывая на схеме время движения цепи до объекта от начала полосы прочесывания и азимут движения. Идеальным для этой цели надо считать использование GPS или непрерывный подсчет спасателями (хотя бы руководителями ПГ) пройденных во время движения пар шагов от начала полосы прочесывания или какого-либо «жестко» привязанного к местности ориентира. Такой метод дает возможность с высокой точностью (у квалифицированного исполнителя до нескольких десятков метров) «привязывать» к карте

удаленные объекты. Для успешной реализации данного способа измерения расстояния необходимо перед началом поисковым работ точно отмерить на ровном участке земли (на дороге, на берегу реки) дистанцию равную 100 метрам и попросить всех «спасателей» сосчитать количество пар шагов, необходимых им для того, чтобы пройти эту дистанцию медленным прогулочным шагом. Пары считаются или под левую, или под правую ногу в зависимости от удобства для исполнителя. При движении во время спуска по склону необходимо вычитать некоторое количество пар, а при подъеме прибавлять. Так, если человек 100 м. проходит за 59 пар шагов, то на 15-и градусном склоне ему потребуется прибавить, отнять 4, 5 пары. На одного участника при дистанции 20 м. за 4 часа работы приходится 0,1-0,2 км 2 обследованной местности. Прочесывание большой группой людей более эффективно, но и гораздо более сложно в организационном плане. В цепь – через каждые 4-5 человек «привлеченных» следует ставить профессионального спасателя или просто опытного, хорошо проинструктированного человека. Его главная задача – поддерживать движение ровной цепью. Вторая задача - не допустить потерь «привлеченных». Руководители «пятерок» должны хотя бы изредка, на полянах и в местах разряженного леса, иметь возможность видеть друг друга. Правильность строя обеспечивается профессионалами (руководителями пятёрок), а прикрепленные добровольцы, следуют за ними. Движение должно быть медленным, с частыми остановками для выравнивания цепи. Остановки и начало движения осуществляются только по команде руководителя. Остановки не должны быть длительными, иначе недисциплинированные добровольцы могут пойти по вперед, не дожидаясь общей команды. Руководитель движется вне строя, постоянно проходя вдоль цепи и контролируя правильность ее движения. Серьезным недостатком применения для прочесывания большой группы людей заключается в том, что неквалифицированные добровольцы могут не заметить неподвижно лежащего человека. Стратегия прочесывания должна основываться на следующих предварительных расчетах. Изначально следует рассчитать вероятную площадь прочесывания. Она определяется, исходя из средней скорости движения на данной местности, деленной пополам (поправка на перестроения и обход препятствий). Полосы прочесывания поисковыми группами из расчета численности каждой группы минус 2 человека (поправка на нахлест), умноженной на расстояние между спасателями. Учитывается продолжительность поиска за вычетом времени на возвращение группы к месту лагеря из самой дальней точки поиска. После этого карта зоны поиска разбивается на прямоугольные участки, вписанные в естественные границы и рельеф местности. Сначала последовательно обрабатывается вся запланированная зона поиска, начиная с секторов, через которые пролегает вероятное направление движения (далее - ВНД ). Если ПСР продолжаются на вторые сутки, то начинаются они от границы уже обследованной зоны. Даже если потерявшийся вышел за ее радиус, существует большая вероятность обнаружения места ночлега и локализации поиска в одном направлении. При обнаружении признаков ночлега прочесывание осуществляется навстречу или под острым углом к ВНД от расстояния максимальной удаленности пропавшего на текущий момент, возможна также организация мероприятий по перехвату. Завершение прочесывания лучше заранее планировать на линейном ориентире, (дорога, река).

При проведении наземных поисков следует максимально использовать доступные

транспортные средства – автомобили, вездеходы, снегоходы, моторные лодки и т.п. Даже

применение велосипеда при движении по лесным дорогам и тропам позволяет значительно увеличить эффективность работы.

Воздушные поиски применяются при необходимости проведения в короткий срок обследования большого района поисков либо района, находящегося на значительном удалении от дорог. При обследовании лесного массива большое значение имеет плотность крон деревьев, наличие открытых мест. Применение летательного аппарата (вертолета, дельталета) высокоэффективно при обследовании открытых территорий (водных акваторий, болот, полей, больших полян), значимых линейных ориентиров (линий электропередач, дорог, просек и т.д.). Кроме того, на результат влияет поведение пропавшего – будет ли он привлекать к себе внимание или спрячется. Прятаться могут дети и люди с расстройством психики. В большинстве же случаев пропавший просто не догадывается, что вертолет ищет именно его и никак на это не реагирует.

Решение на применение летательного аппарата для проведения ПСР принимает РПСР, он лично ставит задачу и производит инструктаж экипажа летательного аппарата.

Получив команду на вылет и задачу на выполнение ПСР, командир экипажа обязан:

поставить задачу экипажу о порядке проведения поиска;

произвести запуск, выруливание и взлет с разрешения руководителя полетов (далее - РП );

после взлета и набора заданной высоты включить бортовой комплекс поисковой аппаратуры;

не прекращая радиосвязь с РП, включиться на прослушивание аварийного канала связи;

постоянно докладывать РП о результатах поиска.

Выход в район поиска осуществляется с использованием всех средств самолетовождения, а также:

при работе радиостанции у терпящих бедствие с помощью радиотехнических средств поиска (АРК-У2, АРК-УД, ЮР-26 и др.);

при наличии радиосвязи с потерпевшими бедствие - по их целеуказанию;

если над местом бедствия находится другое воздушное судно то с помощью АРК, используя командную радиостанцию воздушного судна как привод или используя его целеуказания;

по командам пункта управления.

Для увеличения дальности обнаружения радиотехническими средствами выход в район бедствия выполняется в диапазоне высот:

для самолетов - 6000-8100 м;

для вертолетов - 600-1200 м.

Поиск потерпевших бедствие с использованием радиотехнической аппаратуры является основным методом поиска.


Общие положения

Настоящее Руководство определяет основы организации и способы выполнения поисково-спасательных работ катерами и судами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) при поиске коллективных и индивидуальных спасательных средств с аварийных объектов (АО), плавающих на воде, спасании людей, на территориальном море и внутренних водах Российской Федерации.
В настоящем Руководстве под АО - «Аварийным объектом» понимается судно, катер, приводнившийся летательный аппарат, иное плавучее сооружение, находящееся в опасности и/или получившее повреждения, для ликвидации последствий которых требуется помощь поисково-спасательных сил и средств.
Цели поисково-спасательных работ (ПСР):
- поиск и обнаружение коллективных и индивидуальных спасательных средств, людей, плавающих на воде, а также других плавающих на воде предметов, свидетельствующих об аварии;
- поиск и обнаружение потенциально-опасных подводных объектов на грунте;
- спасание людей, плавающих на воде , в том числе в коллективных и индивидуальных спасательных средствах, а также с гибнущих АО и оказание им первой медицинской помощи;
- оказание помощи АО в сохранении (восстановлении, обеспечении) его способности противостоять полученным повреждениям до прибытия в пункт базирования, в том числе на буксире.
Решение на проведение поисково-спасательных работ в зоне ответственности Регионального центра МЧС России (Главного управления МЧС России по субъекту РФ) принимает начальник РЦ МЧС России (ГУ МЧС России по субъекту РФ).
Основанием для принятия решения на проведение ПСР является:
- донесение об аварии , принятое непосредственно от АО или свидетелей, наблюдавших аварию или принявших сигнал бедствия, а также обнаруживших на поверхности воды людей, всплывшие масляные пятна и предметы, относящиеся к аварийному объекту;
- прием сигналов аварийных радиостанций (радиобуев);
- во всех других случаях, когда экипажу судна требуется помощь.
Одновременно с принятием решения на проведение ПСР выполняются следующие мероприятия:
- назначается руководитель ПСР , отвечающий за их организацию и управление с КП РЦ МЧС России (ГУ МЧС России по субъекту РФ);
- развертывается КП руководителя ПСР;
- на КП анализируется информация об аварии и предварительно оценивается район вероятного местонахождения объекта поиска, определяется наряд сил и средств, необходимый для выполнения поиска и его продолжительность;
- организуется сбор необходимых сведений и анализ обстановки для выработки предложений и принятия решения по организации и проведению спасательных работ;
вырабатывается решение на проведение ПСР.
Общее руководство ПСР осуществляет начальник РЦ МЧС России (ГУ МЧС России по субъекту РФ). Руководителем ПСР назначается начальник поисково-спасательной службы или один из его заместителей. Руководителем поисково-спасательных работ в местах массового отдыха и спорта назначается начальник ГИМС.
На КП РЦ МЧС России (ГУ МЧС России по субъекту РФ) развертывается штаб поисково-спасательных работ .
Основными функциями ШПСР (структура и организация ШПСР определяются приказом начальника РЦ МЧС России (ГУ МЧС по субъекту РФ):
- сбор, анализ, отображение обстановки по аварийной ситуации, прогнозирование ее развития, доклад выводов из оценки обстановки руководителю ПСР;
- выполнение расчетов , выработка предложений и рекомендаций руководителю ПСР по ведению ПСР;
- разработка и выдача рекомендаций по оказанию помощи АО, спасанию людей;
- организация подготовки и доставки в район ПСР дополнительных сил, средств и имущества для обеспечения ПСР и оказания помощи АО;
- организация взаимодействия со спасательными службами других федеральных органов исполнительной власти при проведении ПСР;
- подготовка и доклад руководству МЧС России справок по ходу ведения ПСР.


Поисково-спасательные работы включают:

Оповещение об аварии;
- поиск АО и людей, плавающих на воде;
- спасательные работы.
Поиск подразделяется на этапы:
- подготовки к поиску;
- проведения поиска и обследования контактов;
- наведения и передачи координат АО силам спасания (спасателю - настоящем Руководстве под «Спасателем» понимается одиночное спасательное (спасательное буксирное), любое другое судно (корабль), призванное по своему предназначению или приказанию выполнять поисково-спасательные и другие работы по оказанию помощи АО и спасанию людей).
Спасательные работы подразделяются на этапы:
- подготовки к спасательным работам;
- обследования аварийного объекта;
- оказания помощи АО и спасания людей.
Подготовка к поиску включает в себя:
- принятие решения на проведение поиска;
- постановку задач силам поиска;
- определение организации выполнения работ и порядка взаимодействия выделенных сил;
- развертывание выделенных сил и средств поиска в назначенном районе;
- расчет дальности действия средств поиска в районе ;
- выполнение мероприятий по навигационно-гидрографическому и гидрометеорологическому обеспечению поисковых работ, в том числе:
- развертывание (при необходимости) дополнительных систем навигационного координирования сил поиска;
- оборудование района поиска надводными ориентирами, выявление характеристик течений, грунта, рельефа дна, определение температуры, плотности, солености и прозрачности воды.
При поиске АО обследование поверхности моря осуществляется визуальными и радиотехническими средствами в течение всего периода проведения поисковых работ. Последовательность применения средств поиска определяется наличием или отсутствием на объекте средств обозначения. Поиск должен начинаться с участка наиболее вероятного местонахождения объекта и в общем случае включает:
- определение района поиска и последовательности обследования участков;
- визуальный осмотр поверхности воды для обнаружения людей, плавающих на воде, в том числе в коллективных и индивидуальных спасательных средствах;
- поиск плавающих на поверхности воды, средств обозначения АО, других предметов, относящихся к объекту поиска, а также масляных пятен, воздушных пузырей, - выходящих на поверхность воды;
- поиск обозначенных или не обозначенных АО на грунте ;
- получение достоверных контактов, их классификация и обследование;
- обозначение места объекта поиска или определение его координат с точностью, достаточной для развертывания спасательных работ и передача контакта силам, назначенным для их проведения.
После наведения или передачи координат места обнаруженного АО силам спасания осуществляется переход поисковых сил в базу (по плану) или привлечение их к проведению спасательных работ.
Спасательные работы в общем случае включают:
- доставку в район аварии средств спасания людей и оказания помощи;
- подбор людей, плавающих на воде;
- эвакуацию людей с гибнущего АО и коллективных спасательных средств;
- оказание медицинской помощи пострадавшим ;
- тушение пожаров на АО и горящего на воде топлива;
- тушение пожаров на причалах , а также на береговых объектах у уреза воды в доступных для подхода спасателя местах;
- проведение радиационной и химической разведки в районе аварии и на АО;
- подачу на АО средств поддержания жизнедеятельности;
- откачку воды из затопленных отсеков ;
- закачку легких заполнителей, закладку надувных емкостей и заводку (остропку) судоподъемных понтонов для поддержания АО на плаву;
- снятие АО с мели ;
- буксировку АО в пункт базирования (укрытия);
- выполнение мероприятий по ликвидации разливов нефти.

11.1.1. Поисковые и аварийно- спасательные работы являются частью поискового и аварийно- спасательного обеспечения полетов и включают:

Организацию вылета (выхода) дежурных поисково- спасательных сил т средств;

Управление поисково- спасательными силами и средствами, организацию их взаимодействия и усиления;

Поиск воздушных судов, потерпевших бедствие;

Тушение пожара на воздушном судне;

    извлечение из воздушного судна пострадавших и оказание им первой медицинской помощи;

    эвакуацию людей с места бедствия, в том числе и в лечебные учреждения.

11.1.2. К поисковым и аварийно-спасательным работам могут привлекаться силы и средства других министерств и ведомств на местах:

    скорая медицинская помощь территориальных органов здравоохранения;

    пожарные и другие подразделения МВД;

    местные органы милиции и КГБ;

    местная водолазная служба и ОСВОД;

Дежурные подразделения морских и речных пароходств;

Личный состав воинских частей и гражданских организаций.

Взаимодействие на местах организуют начальники управлений и руководители предприятий ГА в соответствии с разработанными планами.

11.2. Организация и проведение поисково-спасательных работ

    Организация и проведение поисково-спасательных работ осуществляется в соответствии с Руководством по организации и проведению аварийно-спасательных работ на территории и в районе аэродромов гражданской авиации.

    Поисково-спасательные работы организуются командиром (начальником) предприятия ГА, а при отсутствии - руководителем поисково-спасательных работ и выполняются в случаях:

    получения сигнала бедствия с борта воздушного судна;

    получения сообщения о бедствии морского судна;

Если в течение 10 мин после расчетного времени воздушное судно не прибыло в пункт назначения, а радиосвязь с ним отсутствует;

    если экипаж воздушного судна получил разрешение на посадку и не произвел ее в установленное время, а радиосвязь с ним прекратилась;

    если в установленное время экипаж воздушного судна не вышел на связь;

    если по сообщению экипажа или по другим сообщениям известно, что состояние воздушного судна или остаток топлива не гарантируют безопасного окончания полета;

    получения сообщения о предполагаемой посадке космического корабля в районе ответственности;

    если при полете по воздушной трассе (вне трассы) потеряна связь с экипажем воздушного судна и его местонахождение в течение 20 мин установить не удалось;

    указания командира (начальника) предприятия ГА или вышестоящего начальника.

11.2.3. Для проведения поисково-спасательных работ в районе ответственности предприятия ГА организуется дежурство подготовленных к поиску экипажей, поисковых воздушных судов и аварийно-спасательных команд. Выделяемые на дежурство поисково-спасательные воздушные суда должны быть оборудованы поисковой аппаратурой и иметь на борту комплекты спасательного имущества и снаряжения.

Вертолеты, кроме этого, должны быть оборудованы поисковыми фарами и грузоподъемными лебедками, обеспечивающими одновременный подъем спасаемого и спасателя.

При вылете на поиск на борту воздушного судна должна находиться парашютно-десантная группа (группа спасателей) в составе двух-трех человек, в том числе медицинский работник.

Для проведения поисково-спасательных работ, кроме специально выделенных, могут использоваться самолеты и вертолеты, не имеющие поисково-спасательного оборудования - для выполнения визуального поиска и эвакуационных работ, а также резервные, санитарные, патрульные и находящиеся в воздухе воздушные суда, которые могут быть направлены в район поиска.

    Командир воздушного судна, принявший сигнал бедствия от другого воздушного или морского судна внутреннего плавания или обнаруживший судно, терпящее или потерпевшее бедствие, либо находящихся в опасности людей, обязан оказать им помощь постольку, поскольку он может это сделать без опасности для вверенного ему судна, пассажиров и экипажа, отметить на карте место бедствия и сообщить о бедствии органу УВД.

    Для воздушных судов, привлекаемых к поисково-спасательным работам, сроки вылета с момента получения сигнала бедствия не должны превышать: летом - 30 мин, зимой - 45 мин.

    Выделенные на дежурство поисково-спасательные воздушные суда и экипажи разрешается использовать для тренировочных полетов или полетов в производственных целях в районе ответственности данного аэропорта только при условии соблюдения установленных сроков вылета на поиск.

    В аэропортах решением командира предприятия ГА определяются стоянки дежурных воздушных судов и местопребывание их экипажей, обеспечивающие установленную готовность к вылету.

Воздушные суда и экипажи, участвующие в аварийно-спасательных (эвакуационных) работах, пользуются правом внеочередного и безвозмездного обслуживания во всех аэропортах гражданской авиации.

    В аэропортах, где взлет и заход на посадку воздушных судов производятся над морем (крупным водоемом), необходимо иметь водные спасательные станции, на которых должны быть в постоянной готовности 1- 2 спасательных катера, укомплектованных необходимым количеством надувных плавательных средств. В этих же аэропортах должно быть предусмотрено необходимое количество надувных спасательных средств и обеспечена доставка их к месту бедствия на воде поисковыми воздушными судами.

Диспетчер органа УВД, получивший сигнал бедствия или другую информацию о бедствии воздушного судна, обязан немедленно сообщить об этом руководителю полетов (старшему диспетчеру), дать указание всем экипажам ВС, находящимся в предполагаемом районе бедствия, одну из двух УКВ радиостанций включить на прослушивание аварийной частоты 121,5 МГц, объявить тревогу воздушным и наземным поисково-спасательным расчетам, определить местонахождение воздушного судна, терпящего бедствие, находящимися в его распоряжении средствами и оказать экипажу воздушного судна помощь в соответствии со сложившейся обстановкой.

11.2.10. Для выполнения поисково-спасательных полетов назначаются экипажи воздушных судов, прошедшие специальную наземную и летную подготовку и имеющие допуск к этим полетам.

Специальная подготовка экипажей производится в соответствии с программами МГА.

11.2.11. В ходе выполнения полетов на поиск экипажи воздушных судов обязаны:

    выполнять поисковый полет в установленном районе;

    иметь по возможности непрерывную связь с соответствующими органами УВД и другими поисковыми экипажами;

    соблюдать установленные правила безопасности полетов;

    использовать, сообразуясь с конкретной обстановкой, различные методы поиска и бортовые РТС.

    При обнаружении воздушного судна, терпящего (потерпевшего) бедствие, командир поискового воздушного судна обязан определить и отметить на карте его местонахождение, установить с ним связь, уточнить состояние здоровья экипажа, пассажиров, выяснить, какая необходима помощь, возможна ли посадка в районе бедствия воздушного судна, и доложить эти данные органу УВД.

    Наведение корабля (катера) в район терпящих бедствие осуществляется экипажем поискового воздушного судна по радио, а при отсутствии радиосвязи - посредством установленных сигналов или периодических полетов над кораблем (катером) в направлении потерпевших бедствие.

    В тех случаях, когда принятые для поиска воздушного судна меры не дали результата, решение о прекращении поиска принимается руководителем министерства, государственного комитета или ведомства, в ведении которого находится судно, а в отношении судна, находящегося в собственности кооперативной или иной общественной организации,- руководителем этой организации.

Решение о прекращении поиска в пределах СССР иностранного воздушного судна принимается МГА.

11.2.15. Воздушное судно, поиск которого официально прекращен, если не установлено местонахождение судна или его обломков, считается пропавшим без вести.