Святые места где просят детей. Удивительное рядом: святые источники Беларуси

Паломники из разных стран мира и многочисленные туристы , интересующиеся и , приезжают увидеть великолепные храмы и древние святыни Беларуси, посетить религиозные праздники и духовные фестивали .

В городе Гродно существует единственный в Беларуси музей истории религии , расположенный в здании бывшего дворца XVIII-XIX веков – памятнике архитектуры барокко и классицизма. Его богатая экспозиция посвящена архаичным верованиям, христианским конфессиям, исламу и иудаизму…

Православные храмы и святыни Беларуси

Каждый год тысячи паломников собираются в Полоцке 5 июня – в день памяти преподобной Евфросинии. В Спасо-Преображенском храме покоятся ее мощи, а также хранится воссозданный образ утраченной реликвии белорусов – .

Еще одна архитектурная жемчужина Полоцка – , возведенный в середине XI века вслед за одноименными храмами Киева и Новгорода.

Самый старый действующий храм Беларуси – уникальная , построенная в XII веке на крутом берегу реки Неман в Гродно.

Также среди знаменитых православных храмов Беларуси :

    Борисо-Глебская церковь и Крестовоздвиженский собор в Могилеве;

    Свято-Петро-Павловский кафедральный собор в Гомеле;

В Будславе находится прекрасный барочный костел Вознесения Пресвятой Девы Марии и каплица святой Варвары (1643), где сохранился уникальный деревянный алтарь. За особую роль в истории и духовной жизни Папа Римский Иоанн Павел II в 1994 году присвоил костелу титул "базилика малая".

Многочисленные паломники приезжают и в другие белорусские санктуарии, где хранятся коронованные по благословению Папы Римского чудотворные образы:

    Матери Божьей Трокельской (в д. Трокели Вороновского района ежегодно организуются большие паломничества);

    Матери Божьей (Королевы Полесья) в Логишине (Пинский район);

    Матери Божьей в Гудогае (Островецкий район);

    Матери Божьей Конгрегацкой (Студенческой) в Гродно;

    Матери Божьей Берестейской (Матери-Спасительницы), которая является копией образа Матери Божьей из римской базилики Santa Maria Maggiore, в Бресте;

    Матери Божьей Монастырской (Королевы Озер) в Браславе.

Храмы других конфессий

Достопримечательность Гродно – единственная в Беларуси.

Белорусский город Ветка – место паломничества староверов. В древнем городе создан знаменитый уникальными раритетами .

В Гомеле действует церковь в честь святого пророка Ильи, принадлежащая Русской православной старообрядческой церкви. Ильинский храм – памятник деревянного зодчества конца XVIII века.

Мечети Беларуси

Во времена ВКЛ в Беларуси было более 100 мечетей – практически в каждом татарском поселении, в начале ХХ века – около 40, однако после Великой Отечественной войны долгие годы действующей оставалась лишь одна мечеть , построенная в 1882 году в городе Ивье (Гродненская область).

И именно в многонациональном Ивье, где на протяжении веков соседствуют мусульмане и иудеи, католики и православные, в 2012 году был установлен уникальный в своем роде монумент в честь дружбы четырех конфессий .

Сегодня у белорусских мусульман более 10 мечетей и молитвенных домов. Старинные деревянные мечети сохранилась в Новогрудке и в деревне Ловчицы в окрестностях города.

В Минске на месте, где была единственная каменная мечеть Беларуси, возведен .

Синагоги Беларуси

В Беларуси сохранилось свыше 100 зданий бывших синагог, однако во многих сегодня находятся различные учреждения (культуры, спорта): Национальный драматический театр и Дом природы (Троицкое предместье) в Минске, кинотеатр "Беларусь" в Бресте…

Некоторые старинные синагоги – памятники истории и архитектуры – законсервированы или реставрируются. Например, уникальная оборонительная , синагогальный двор в Ружана х, синагога в Слоним е (1642), где сохранились оригинальные еврейские фрески

Сегодня в Беларуси действуют 8 синагог, среди которых и прекрасные храмы-памятники архитектуры :

    синагога в Бобруйске (рубеж ХVIII-XIX веков).

В 1806 году в белорусском городе Воложине была открыта первая во всей Восточной Европе иешива

Международный католический фестиваль христианских фильмов и телепрограмм Magnificat

Католический фест в честь чудотворной иконы Божией Матери Будславской (Будславский фест)

В июне 2014 года в Беларуси проходил .

Полоцк — самый древний город Беларуси и колыбель беларусской духовности. Здесь была основана первая на беларусских землях христианская епархия и находятся важные для православных христиан святыни.

Основан монастырь был Евфросиньей Полоцкой — известной просветительницей и первой женщиной, канонизированной православной церковью.

Она родилась в Полоцке в семье князя Святослава. Вместо выгодного замужества, вопреки воле своей семьи, юная Евфросинья выбрала служение Богу. Белорусская святая активно занималась просветительской деятельностью, переписывала книги, строила храмы. Мощи святой хранятся в монастыре.

Ещё одна святыня, хранящаяся в монастыре, — копия креста Евфросиньи Полоцкой. Оригинал был создан известным мастером Лазарем Богшей в 1161 году. Крест из чистого серебра и золота был украшен драгоценными камнями, а в его середине хранилось несколько реликвий, среди которых частички крови Христа.

К сожалению, крест исчез во время Второй мировой войны. Но в 1997 году была создана его копия, которую освятил митрополит Филарет.

Свято-Успенский Жировичский мужской монастырь

Жировичский монастырь находится в деревне Жировичи Слонимского района Гродненской области. Ежегодно ради помощи чудотворной иконы Божией Матери Жировичской сюда приезжают тысячи поломников.

Жировичская икона считается одной из главных святынь беларусской православной церкви. Сохранилось множество свидетельств чудес, которые случились благодаря иконе. Благодаря ее силе люди возвращались с того света, исцелялись больные параличом, прозревали слепые.

Чуть поодаль от монастыря находятся знаменитые жировичские купели. Говорят, что искупавшись в источниках, люди исцеляются от многих болезней. По легенде именно там, где бьет целебный родник, и была найдена икона Божией Матери Жировичской.

Жировичи — один из центров беларусского православия


Чудотворные иконы Беларуси

К чудотворным иконам Беларуси приезжают паломники со всего мира. Иконы оберегают Беларусь от несчастий, исцеляют страждущих от болезней. Многие из святынь мироточат.

Минская икона Божией матери

Главная православная икона Беларуси — Минская икона Божией Матери, вот уже более 500 лет охраняет Минск. Кстати, эта икона стала прообразом герба Минска.

По преданию икона сама приплыла в Минск из Киева после того, как город захватил крымский хан. Это произошло 26 августа 1500 года. Существует версия, что именно благодаря молитвам у иконы войска Великого Княжества Литовского одержали победу над татарами в битве под Клецком в 1506 году.

Сейчас икона находится в главном православном соборе столицы Беларуси — Минском кафедральном соборе Святого духа.


Икона Божией Матери «Всецарица»

Верующие всей Беларуси и ближнего зарубежья приезжают в деревушку Сынковичи не только для того, чтобы полюбоваться удивительной древней Сынковичской церковью. Они приезжают сюда помолиться чудотворной иконе Божией Матери «Всецарица».

Это точная копия иконы, оригинал которой находится на святой горе Афон в Греции. Изготовил ее местный мастер всего несколько лет назад. Но вскоре прихожане начали говорить, что эта икона исцеляет.

Икона в Сынковичах исцелила более 1400 человек

Служители храма говорят, что за небольшой срок своего существования икона исцелила более тысячи онкобольных, более 400 верующим помогла излечиться от бесплодия. Каждый случай записывается в журнал свидетельств чудес Богородицы. Среди получивших исцеление не только беларусы, но и россияне, граждане Австралии, США, Германии, Польши, Канады и многих других стран.


Икона "Всецарица"

Юровичская икона Божией матери

Чудотворная Юровичская икона Божией Матери вот уже более 400 лет помогает верующим. Издавна за помощью в небольшую полесскую деревушку приезжали страждующие со всей Беларуси и соседних земель. Известны случаи, когда Юровичская икона не только исцеляла от болезней, но даже воскрешала умерших.

В настощяее время в Юровичах находится копия иконы — оригинал в конце XIX века был передан Краковскому собору Святой Барбары. Но чудодейственные силы иконы передались и её копии.

Икона Ченстоховская Божией матери

Недалеко от Бреста в Хмелевском Спасо-Преображенском монастыре хранится одна из древних копий чудотворной иконы Ченстоховской Божией Матери.

По легенде у местного помещика икона хранилась в часовне, которая полностью сгорела во время пожара, а икона осталась цела.


Ченстоховская икона в Борисове

В ХХ веке икону пытались много раз украсть, но каждый раз она возвращалась на свое место. У чудодейственного образа сегодня происходят исцеления от бесплодия, рака, пьянства и наркомании.

Это только малая толика всех православных святынь, которые находятся в Беларуси. Практически в каждом местечке находится икона или другая реликвия, которая помогает страждущим со всего мира.

Свято-Елисеевский Лавришевский мужской монастырь

Новогрудский р-н, д. Гнесичи

Лавришевский монастырь — один из древнейших монастырей Беларуси. Основан он был около 1225 года. Со временем монастырь, собрав большое число братии, стал лаврой, в которой преподобный Елисей был первым настоятелем. В ночь на 23 октября/5 ноября около 1250 года преподобный Елисей был убит своим юношей-слугой, который совершил этот поступок, находясь в помрачении от дьявола. Сам убийца исцелился от беснования через случайное прикосновение к мощам святого. Преподобный был канонизирован Митрополитом Иосифом Солтаном на соборе в г. Вильно в 1514 году.

В XIII столетии монастырь был центром летописания в Беларуси. Около 1329 года для Лавришевского монастыря было написано рукописное Евангелие - памятник белорусского книгописания, которое хранится сейчас в библиотеке им. Чарторижских в г. Кракове. На протяжении столетий монастырь видел и славу и забвение. Сегодня монастырь снова действует.

5 ноября 2009 года на территории монастыря был установлен бронзовый памятник основателю обители преподобному Елисею Лавришевскому.

Здесь Вы сможете окунуться в монастырскую купель, которая уникальна тем, что в ней есть алтарь, освященный в честь иконы Божьей Матери Живоносный источник.

Где остановиться: гостиницы «Гостинный двор» и «Монастырская Усадьба», а также в домах паломника.

Познать материнское счастье стремится каждая женщина, которая мечтает завести крепкую дружную семью. Но иногда судьба поворачивается так, что желания оказываются несбыточными или труднодостижимыми.

Возможность забеременеть дарована не всем, но даже такое несчастье не повод отчаиваться. Существуют разные меры, при помощи которых можно зачать ребенка:

  • метод ЭКО (искусственное оплодотворение);
  • метод инсеминации (введение спермы искусственным путем);
  • лечение бесплодия лекарственными препаратами или народными методами;
  • посещение святых мест, обладающих особой аурой;
  • чтение молитв и заговоров.

Нужно всегда помнить, что бесплодие не приговор. Это горе, трудность, мука, но не повод терять надежду. Даже если ни один из способов не помог, можно всегда обратиться к детям, оставшимся без родителей, и передать им всю любовь и ласку.

Есть святые места в России, помогающие забеременеть, и люди со всей страны приезжают туда за настоящим чудом.

Часовня Ксении Петербургской

Большая каменная часовня находится на Смоленском кладбище («на могиле Ксении Блаженной») в Санкт-Петербурге. Это место обладает удивительной чистой аурой. Несмотря на ежедневное паломничество сотен прихожан, здесь всегда тихо.

Люди не смеют говорить громко или шептаться о личных делах. Сюда приходят за помощью, когда уже не остается надежды. Женщины просят Святую Ксению помочь им забеременеть. Это целый ритуал:

  1. За несколько дней до посещения часовни не употреблять спиртное, не грешить.
  2. Уже на кладбище обойти часовню 3 раза против часовой стрелки.
  3. Свою просьбу нужно написать на небольшом клочке бумаги и оставить у стены. Там же оставить монетку (1 копейка).
  4. Прикоснуться лбом к стене часовни и мысленно прошептать просьбу. Важно именно обращаться к Святой, как бы выстраивая диалог.
  5. Поставить свечку на улице и только тогда входить внутрь.
  6. В часовне нужно находиться до тех пор, пока священник не попросит удалиться, чтобы могли зайти другие прихожане. За это время следует максимально сосредоточиться на своей просьбе, ощутить эту необычайную атмосферу блаженности.

Магические камни или Голосов овраг

Это уникальное место, практически достопримечательность города Москвы и музея-заповедника Коломенского. Внутри оврага находятся 2 массивных камня: Девин (или Девичий) и Гусь-камень. Их строение настолько странно, что многие верят в сакральность этого места. Камни имеют интересный рельеф морского дна.

Девин помогает девушкам забеременеть, Гусь-камень – мужчинам вернуть утраченное здоровье. Для этого нужно:

  • в день Святого Георгия (6 мая) необходимо набрать горсть воды из любого родника заповедника;
  • присесть на нужный камень;
  • прошептать просьбу о зачатии и выпить воду одним залпом.

Зачатьевский монастырь

Зачатьевский монастырь расположен в районе Хамовники города Москвы. Он относится к Русской православной церкви. Монастырь основал Федор Иоаннович, последний из Рюриковичей.

Дело в том, что его горячо любимая супруга Ирина Годунова никак не могла произвести на свет потомство. Долгие годы они пытались зачать наследника, но ничего не выходило.

Тогда князь построил монастырь на том месте, где некогда стоял Первый Зачатьевский монастырь, уничтоженный поджаром. Вскоре у княгини появилась на свет здоровая дочка, которую назвали Феодосией. Сейчас многие верят в силу этого священного места и в его помощь людям, страдающим бесплодием.

Мощи Александра Свирского

Свято-Троицкий мужской монастырь имени Преподобного Александра Свирского расположен в Ленинградской области на берегу Рощинского озера. Считается, что это место помогает зачать мальчика.

Мощи Преподобного находятся в монастыре. Ежедневно паломники со всей страны собираются в этом месте для того, чтобы передать свои молитвы и ощутить всю благодать священного уголка. Если кому молиться, чтобы забеременеть мальчиком, так это Александру Свирскому. Многие верят в силу монастыря и его чудодейственность.

Матрона Московская

Матрона Праведная известна как целительница, святая, помогающая зачать ребенка. Мощи ее, икона с ликом святой находятся в монастыре Покровском и часто отправляются по разным городам России.

Чтобы просто прикоснуться к иконе, люди собираются здесь со всего мира. Помощь святой матронушки в зачатии очень велика. Главное – верить всем сердцем в чудотворность святой, всей душой просить о родном ребенке.

Чтобы попасть в монастырь, нужно отстоять длинную очередь, иногда ожидание растягивается на несколько часов. Многим прихожанам помогла святая матронушка. Люди просят помочь в зачатии ребенка, сохранить в семье мир и любовь, уберечь близких от беды.

Матрона помогает только тем, у кого чистые помыслы и сильная вера. Многие беременные смазывают живот небольшим количеством елея и просят святую защитить малыша, его здоровье.

Муромский женский монастырь

Он считается священной обителью, пристанищем для нуждающихся. В Муромском монастыре хранятся мощи Святых Петра и Февроньи – покровителей семьи и брака. Женщины и мужчины, стремящиеся завести ребенка, обращаются с молитвой к святым.

Самым благоприятным для зачатия ребенка днем считается число, которое следует сразу по окончанию первой недели июля. Именно 8 июля были канонизированы Петр и Февронья. Женщины со всей России и даже с других стран съезжаются в Муромский монастырь, чтобы попытать счастья и попросить святых помочь зачать дитя.

Петра и Февронью считают образцом праведного крепкого брака. Паломники обращаются к святым, чтобы попросить сохранить брачный союз и уберечь его от сглаза, порчи, клеветы.

Если супруг чувствует что-то неладное, происходящее в семье, ему нужно посетить Муромский Свято-Троицкий монастырь, погрузиться в чудодейственную ауру этого места и всей душой попросить сохранения и защиты брака.

Плещеево озеро

В Ярославской области находится Плещеево озеро, знаменитое Синь камнем. Это поистине удивительное природное явление, о котором споры не угасают до сих пор. Синь камень появился из ниоткуда и прочно укрепился в почве земли.

С каждым годом он проникает в землю все глубже, и ни одно приспособление не может ему помешать. Синь камень был когда-то язычески предметом, на котором славяне проводили различные обряды.

При определенном падении света камень отражается ярко-синим цветом, но в обычное время он сероватый. Женщина, которая хочет забеременеть, должна сесть на Синь камень и мысленно попросить о зачатии ребенка. Чудодейственная сила камня обязательно в этом поможет.

Мощи Серафима Саровского

В Нижегородской области в селе Дивеево расположен Дивеевский монастырь. Он славится тем, что хранит мощи Святого Серафима Саровского, который и основал храм. При монастыре есть особое место, называемое Святой канавкой.

Когда-то Богородица явилась к Серафиму Саровскому и наказала ему вырыть канавку вдоль тропы. Копали ров только сестры общины. Теперь это место стало главным святилищем монастыря.

Паломники со всего света приезжают сюда за тем, чтобы помолиться святым и попросить у них прощения, очистить дух, а женщины посещают его, прося помощи в зачатии ребенка.

Еще царь Николай II приезжал в этом место со своей супругой Александрой и молился о том, чтобы у него родился наследник. Вскоре на свет появился Алексей, который и занял престол.

История этой церкви берет начало триста лет назад. В городе Чехов в селе Зачатьевское в 1689 году началась закладка церкви на средства Саввы Васильчикова. Его супруга по имени Анна страдала бесплодием.

Однажды ей приснилось, что после того, как ее супруг построит церковь, им придет долгожданное чудо. Савва Васильчиков выполнил просьбу Анны. Вскоре им удалось зачать ребенка, а через 9 месяцев на свет появилась Машенька.

Сейчас это место стало пристанищем для бесплодных женщин. Ежедневно сюда приезжают девушки и женщины, мечтающие забеременеть. Они молят о чуде и просят святых помочь им в зачатии ребенка.

Храм Тихвинской Иконы

Тихвинская церковь находится в Москве. Главной ее святыней является икона Богородицы «Тихвинская», которая творит настоящее чудо и помогает женщинам обрести долгожданных детей.

Каждую субботу храм проводит молебен для желающих забеременеть и тех, кто уже ждет ребенка. Беременным женщинам нужно отмечать свое имя в записках о здравии и помечать его как «непраздное». Например, непр. Ксения, то есть непраздная Ксения.

Молитвы и заговоры для беременности

Сильная молитва помогает тем, кто всей душой и всем сердцем верит в ее мощь. Когда мысленно произносишь обращение к святому, наступает особый контакт. Эта связь благотворно влияет на душевное и физическое состояние человека.

Чем сильнее верить в могущество святого, яро желать беременности и здоровья ребенку, тем скорее эта мечта обретет жизнь. Есть разные святые места, помогающие забеременеть, но, оказавшись в них, нужно произнести особенную молитву, посвященную именно определенной просьбе и конкретному духу.

Как понять, какому святому молиться? В любом храме прихожане, сестры, священник обязательно в этом помогут и подскажут, кому поставить свечку за здравие, за зачатие.

Молитвы

Сила молитвы велика. Произносить их нужно медленно, вдумчиво, осознавая каждое слово. Если при чтении начнут проступать сильные эмоции, их ни в коем случае нельзя сдерживать. Только веря всей душой можно испытать контакт со святым, почувствовать его могущество и добросердечие.

  1. Молитва, чтобы забеременеть: главное – просить прощения и милосердия у святой, пожелать избавления от всех болезней, которые мешают зачатию.
  2. Молитва ксении петербургской о зачатии: очень важно произносить слова, находясь в монастыре.
  3. Молитвы матроне московской о зачатии помогают женщинам обрести долгожданное чудо. Можно просто обращаться к лику святой и просить о ребенке.

Заговоры на зачатие

Сильные заговоры способны сотворить настоящее чудо. Их чтение несколько сложнее, чем молитвы, поскольку здесь нужно держать особый темп, проводить обряд на определенные сутки, знать важные моменты, которые усиливают действие заговоров. Распространено так называемое «смывание бесплодия». Проводится оно следующим образом:

  • В период растущей луны нужно открыть окно настежь.
  • В центр комнаты положить пустой тазик и встать в него прямо в одежде.
  • Из ковшика лить на голову святую воду, приговаривая слова просьбы смыть все недуги, бесплодие, и вознести в очищенный организм здорового ребенка.

Иконы

Какая икона помогает забеременеть? Женщины особенно отмечают 7 икон, которые обладают великой силой в зачатии ребенка:

    1. Феодоровская икона Божьей Матери.
    2. Скоропослушница.
    3. Серафимо-Дивеевская.
    4. Ксения Петербургская.
    5. Матрона Московская.
    6. Александр Свирский.
    7. Поможение в родах.

Все это иконы, помогающие забеременеть. Обращение к ним, чтение молитв обязательно поможет в зачатии здорового ребенка, а икона-помощница в родах станет верным символом чуда рождения.

Как и почему водные источники становятся святыми, корреспондент агентства «Минск-Новости» узнала в беседе с белорусским этнографом Татьяной Володиной.

Скрещенье двух мировоззрений

- Почитание святых источников в Беларуси - одна из отличительных традиций народной культуры , которая зародилась в языческие времена и сохраняется по сей день , - говорит заведующая отделом фольклористики и культуры славянских народов Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси доктор филологических наук Татьяна Володина. - История этой традиции непростая. На заре христианства епископ Туровский, святитель Кирилл, выступил категорически против почитания криниц, расценив это как идолопоклонство. Однако культ уже настолько укоренился на землях наших предков, что со временем православные и католические духовные лидеры вынуждены были адаптировать и включить его в церковные практики. Сегодня поклонение святым источникам - яркий пример так называемого народного христианства, в котором пересекаются два мировоззренческих пласта.

По данным белорусских этнографов, в Беларуси приблизительно 200 сакральных криниц. Но специалисты подчеркивают: эта цифра условная. Одни источники зарастают и исчезают, другие, прежде неизвестные, открываются и освящаются.

Как источники становятся святыми

Основным толчком к наделению природного объекта статусом святого служит его положение в мифопоэтической картине мира местного населения. Обычно его расположение отмечено легендарными событиями и считается территорией, где реальный, земной мир соприкасается с миром духов, высших сил, способных откликнуться на наши просьбы и оказать помощь. Нередко такие криницы находятся на святой горе, рядом со святыми камнями или деревьями и вместе образуют особо почитаемое место.

Вода большинства сакральных источников отличается исключительной чистотой, прозрачностью, замечательным вкусом, а также (и это доказывают исследования!) высоким содержанием полезных веществ: минералов, солей и т.д. Поводом к мифологизации криниц нередко становится и тот факт, что они не замерзают зимой и не прогреваются летом; круглый год вода в них остается одной и той же температуры.

- В Беларуси есть святые источники, которым поклоняются на протяжении многих веков , - обращает внимание Татьяна Володина. - Например, Голубая криница, или Синий колодец, возле деревни Клины Славгородского района Могилевской области, самый большой родник на территории Беларуси и всей Восточно-Европейской равнине, куда ежегодно приезжают тысячи паломников. Но выстраивать иерархию источников, определять степень их сакральности абсолютно неверно. Каждый такой объект значим для своей территории .

Здымак Т.Валодзінай

Голубая криница, или Синий колодец, возде д. Клины

Вначале было чудо

В зависимости от историй своего рождения, все святые источники условно делятся на несколько групп.

Одни из них, согласно поверьям, возникли после проявления в каком-то месте божественного, сакрального. Например, на дереве или камне проявилась икона или лик Иисуса Христа, Божией Матери, святого Николая. Или они приснились кому-то из местных жителей и указали, где искать чудесную воду. В Быховском районе есть криница, которая называется «Под Николкой». На этом месте регулярно видели лик святого Николая. Этот знак побудил церковнослужителей освятить родник. В деревне Горы Краснопольского района есть подземный источник, который, согласно преданьям, стал бить там, где остановилась во время своего пути Богородица.

51Святая крыніца ля в. Горы, Краснапольскі раён. Здымак Т.Валодзінай Подпись: Святая криница возле д. Горы

Возникновение других источников связано с метаморфозами. О знаменитой Голубой кринице в Славгородском районе рассказывают разные легенды. Одна из них гласит: была у богатого помещика дочь Екатерина, которая полюбила простолюдина Степана. Отец противился такому выбору, хотел выдать ее за зажиточного Ивана. И предложил соревнование: пусть оба молодца возьмут по валуну и бросят их - чей камень дальше улетит, тому и достанется дочь. Вышли Степан и Иван на берег Сожа помериться силой, и победил Иван. Тогда девушка взобралась на Иванов камень и сказала: «Чем с нелюбимым жить, лучше буду водой служить». И разлилась зеркальной гладью.

Есть в Беларуси святые криницы (например, возле деревни Витовка Дзержинского района), которые появились, согласно легендам, на месте провалившихся под землю храмов.

Здымак Т. Валодзінай

Источник возле д. Витовка

Встречаются и такие родники, которые будто бы выкопали животные. Рассказывают, что источник рядом с деревней Морговица Докшицкого района вырыла свинья. В Петриковском районе есть криница, которую, как гласит молва, выбил копытом вол.

Здымак У.Лобача

Источник Святой колодец возле д. Морговица

Однако больше всего святых источников в Беларуси связано с преданиями о чудесных исцелениях. О Пустынковской кринице, что в Мстиславском районе, ходит такая легенда. Слепому князю Лугвену Симеону привиделся сон, в котором богообразный старец советует ему отправиться в пустынь, найти там источник и водой из него омыть лицо. Князь так и поступает, в результате чего прозревает. Первое, что он видит в ветвях растущей рядом липы, - икону Богородицы. В память о выздоровлении Лугвен Симеон повелевает построить храм и заложить мужской монастырь.

Здымак А. Боганевай

Пустынковский источник Мстиславского района

Или история Раковского источника, известного с XV века. Говорят, жил в тех местах больной незрячий мужчина. Во сне Пресвятая Дева повелела ему выйти на окраину города. Он послушался, но из-за слепоты заблудился в лесу и случайно набрел на родник. Утолив жажду и умывшись, мужчина прозрел и исцелился. Там же, у источника, на дереве он увидел сияющую в лучах света икону, которая получила название Раковской иконы Пресвятой Богородицы. А вскоре здесь возвели небольшую церковь.

При каких недугах обращаться

Вода из святых источников считается целительной не только для тела, но и для духа; ее наделяют способностью избавлять от самых разных недугов, а также поддерживать здоровье, не впускать внутрь себя хвори. Некоторым криницам приписывается более узкая «специализация». В Беларуси больше всего тех, которые имеют славу глазных лекарей. За этим кроется и мифологический мотив: родник часто воспринимается как око земли. Бытует поверье: если промыть глаза водой из трех святых источников, то в течение года не будет проблем со зрением. К слову, Крупецкий источник в столичном микрорайоне Веснянка именно из их числа.

К некоторым криницам (например, у Свято-Николаевского храма в Логойске, в деревне Сорочино Ушачского района, в деревне Черневичи Глубокского района) народная молва рекомендует обращаться женщинам, страдающим бесплодием. Витебский источник в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы, по словам посетителей, помогает при болезнях ног. Есть источники, вода которых очень эффективна, как уверяют, при кожных патологиях.

Дар за дар

Святые источники по сей день воспринимаются в народном сознании как живые. Они чутко реагируют на отношение к себе: могут сердиться, обижаться, наказывать за недостойное поведение. Считается, что ухаживать за ними, поддерживать их чистоту могут только невинные, непорочные девушки или честные вдовы. Легенды рассказывают, как вода надолго исчезала из тех мест, где это правило нарушалось. А в некоторых криницах, гласит молва, вода закипает и может даже обжечь, если к ним подходят люди со злыми помыслами.

Традиция требует соблюдения определенных правил поведения в святых местах. При обращении к воде, которая наделена сверхъестественными свойствами, во многих регионах Беларуси остается актуальным принцип «дар за дар». Прежде в криницы символически бросали монетку, клали рядом кусочек хлеба, пирога, яблоки. На деревья, кустарники возле них вешали рушники, ленточки.

В зоне Поднепровья до сих пор распространена практика обета, жертвы в отношениях со святой водой. В благодарность за исполнение просьб и желаний обратившиеся обязуются на протяжении года расчищать источник, поставить возле него крест, регулярно наведываться с дарами и т.д. Конечно, приехать к святому месту и набрать воды можно в любое время. Но у большинства криниц есть праздник особого почитания. Обычно он совпадает со Спасом (яблочным, медовым или ореховым); Троицей или днем Святых - Яна, Ильи, Николая, Бориса и Глеба, Параскевы Пятницы и т.д. По случаю таких торжеств священники совершают молебен, благословляют крестный ход. После этого разворачивается фэст, с ярмарками и игрищами.

Святые источники Минска и Минской области

Минск: микрорайон Веснянка, Крупецкий источник.

Минская область:

Борисовский район, д. Барань Свято-Ксениевский женский монастырь.

Воложинский район, г. Раков.

Воложинский район, д. Лоск.

Дзержинский район, д. Витовка.

Логойск, Свято-Николаевский храм.

Логойский район, д. Горно.

Минский район, д. Кукелевщина, Святые криницы на территории Красносельского лесничества.

Минский район, д. Липовая Колода, источник в честь Божьей матери.

Пуховичский район, д. Орешковичи.

Слуцкий район, д. Покрашево.

Слуцкий район, д. Греск.

Фото предоставлено Татьяной Володиной

На 1 января 2011 года в Республике зарегистрирована 3321 религиозная организация, в том числе 41 монастырь, 15 братств, 10 сестричеств, 14 духовных учебных заведений.

Согласно данным на ноябрь 2011 года, согласно исследованию государственного информационно-аналитического центра, в Белоруссии примерно 80 % населения относились к Русской православной церкви (Белорусский экзархат), 10 % к Римско-католической церкви и 2 % к другим религиозным группам, включая протестантизм, ислам, иудаизм и ряд других. В Белорусии есть приверженцы грекокатолической церкви («Униаты») и православных групп, не входящих в РПЦ. Еврейские общины полагают, что число евреев составляет 30-40 тысяч.

По данным самой католической церкви в Белоруссии , к ней относятся около 1,4 млн верующих (около 15 % населения страны).

На 2014 год количество мусульман оценивается в 19 тысяч (0,2 % населения.

ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ БЕЛОРУССИИ


^ БРЕСТСКАЯ ОБЛАСТЬ

ПРУЖАНЫ. Александро-Невский собор: оригинал «Пружанской» («Плачущей») иконы Божией Матери.

С. ДОРОПЕЕВИЧИ, Малоритского района. Храм Рождества Богородицы: икона Божией Матери «Скоропослушница», икона муч. Пантелеимона Целителя.

С. ХМЕЛЕВО, Жабинского района. Спасо-Преображенская пустынь: «Хмелевская-Ченстоховская» икона Божией Матери.

С. РОЖКОВО, Каменецкого района. Казанский храм: оригинал «Рожковской» иконы Божией Матери.

КОБРИН. Кобринский Спасский женский монастырь: икона Божией Матери «Скоропослушница - Кобринская».

С. КУПЯТИЧИ, Пинского района. Никольский храм: «Купятицкая» икона Божией Матери.

С. НОВЫЙ ДВОР, Пинского района. Успенский храм: «Новодворская» икона Божией Матери.


^ ВИТЕБСКАЯ ОБЛАСТЬ

ПОЛОЦК. Полоцкий Свято-Евфросиниевский женский монастырь: преп. Евфросиния Полоцкая (XII в.), «Красностокская» и «Ефесская» иконы Божией Матери.

ДИСНА, Миорского района. Воскресенский храм: сщмч. Константин Жданов (ХХ в.).

ОРША. Свято-Успенский Оршанский женский монастырь: оригинал «Оршанской» иконы Божией Матери.

^ ГОМЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ

ГОМЕЛЬ. Кафедральный Петропавловский собор: преп. Манефа Гомельская (ХХ в.), «Казанская» икона Божией Матери. Свято-Никольский монастырь: «Козельщанская» икона Божией Матери, икона свт. Николая.

П. КОРМА, Добрушского района. Иоанно-Кормянский женский монастырь: прав. Иоанн Кормянский (ХХ в.), иконы Божией Матери «Кормянская-Владимирская» и «Скоропослушница».

ХОЙНИКИ. Хойникский Покровский женский монастырь: икона Божией Матери «Благодатное Небо - Хойникская».

С. ПОБОЛОВО, Рогачевского района. Казимировский Свято-Успенский женский монастырь: «Казимировская» икона Божией Матери.

^ ГРОДНЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

ГРОДНО. Кафедральный Покровский собор: «Казанская» икона Божией Матери. Гродненский Рождество-Богородичный женский монастырь: «Красностокская» и «Владимирская-Мироточивая» иконы Божией Матери.

П. ЖИРОВИЧИ, Слонимского района. Свято-Успенский Жировицкий монастырь: оригинал «Жировицкой» иконы Божией Матери.

С. МИЖЕВИЧИ, Слонимского района. Рождество-Богородицкий храм: икона «Рождество Пресвятой Богородицы».

С. СЫНКОВИЧИ, Зельвенского района. Михаило-Архангельский храм: икона Божией Матери «Всецарица».

С. РАКОВИЧИ, Щучинского района. Рождество-Богородицкий храм: оригинал «Раковичской» иконы Божией Матери.

С. ТУРЕЦ, Кореличского района. Покровский храм: «Груздовская» икона Божией Матери.

П. МИР, Кореличского района. Свято-Троицкий храм: «Почаевская» икона Божией Матери.

С. ЮРАТИШКИ, Ивьенского района. Никольский храм: «Почаевская» икона Божией Матери.

Д. БАРУНЫ, Ошмянского района. Католический храм Св. Петра и Павла: оригинал «Барунской» иконы Божией Матери.

С. СУКНЕВИЧИ, Сморгонского района. Свято-Духовский храм: оригинал «Сукневичской» иконы Божией Матери.

^ МИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

МИНСК. Кафедральный Свято-Духовский собор: прав. София Слуцкая (XVI в.), оригинал «Минской» иконы Божией Матери.

Д. КРЫСОВО, Дзержинского района (ж. д. ст. «Пятигорье»). Кладбище: могила блаж. Валентины Минской (ХХ в.).

П. РАКОВ, Воложинского района. Спасо-Преображенский храм: «Раковская» икона Божией Матери.

МАРЬИНА ГОРКА. Александро-Невский храм: оригинал «Марьиногорской» иконы Божией Матери.

^ МОГИЛЕВСКАЯ ОБЛАСТЬ

МОГИЛЕВ. Кафедральный Трехсвятительский собор: «Могилевско-Братская» икона Божией Матери, икона свт. Николая.

БЫХОВ. Троицкий храм: оригинал «Баркалабовской» иконы Божией Матери.

МСТИСЛАВЛЬ. Александро-Невский собор: икона «Успение Пресвятой Богородицы - Тупичевская» («Седмигородная»).