Что такое монография? Электронная библиотека.

Монография - это научный труд, издаваемый в виде объемной книги, которая посвящена углубленному изучению одной или нескольких связанных между собой тем. Жанром ее считается научная проза. Автор монографии обобщает и анализирует литературу по исследуемым темам, выдвигая, новые теории, гипотезы и концепции, которые способствуют развитию науки. Работа обычно содержит обширный библиографический список, и т. д.

Иногда слово «монография» интерпретируют некорректно, называя таким образом любой научный труд, создаваемый одним человеком. В качестве создателей научной работы может выступать не только один автор, но и целый коллектив. При этом само слово используется для обозначения относительно узкой направленности специфики изучения проблем, единости изложенного материала, но никак не писателя.

Процесс написания монографии

Государственный стандарт по издательскому делу называет монографию «научным или научно-популярным изданием, в котором содержится всестороннее и полное исследование определенной темы или проблемы, и которое принадлежит одному или нескольким авторам». Обычно объем монографии не регулируется, поскольку она является результатом научного творчества, а классической считается работа с объемом свыше 120 страниц в формате А4, которые написаны шрифтом Times New Roman четырнадцатого размера и с полуторным интервалом.

Перед изданием научный материал должен быть отрецензирован специалистами по профилю монографии с ученой степенью, сведения о которых указывают в выходных данных. Лучше всего, если рецензентов будет не менее двух. При отсутствии сведений о рецензентах в выходных данных книги, она не считается научным трудом.

Деятели науки обычно завершают публикацией монографии любые достаточно длительные виды работ, касающиеся исследования определенной темы с детальным описанием методики исследования, изложением результатов работы и их интерпретацией. Монографию можно представить и в качестве диссертации, например, если нужно защитить ученую степень.

Несколько иное значение данный термин имеет в библиотечной науке, где он используется для обозначения любой несерийной публикации, которая состоит из одного или нескольких томов. Именно этим она отличается от таких серийных публикаций, как журналы или газеты, которые располагаются отдельно и считаются в основном ненаучной литературой.

А.М. Новиков

Как написать монографию

Как известно, «монография (от моно... и ...графия ) - научный труд, в котором с наибольшей полнотой исследуется определённая тема. В м онографии обобщается и анализируется литература по данному вопросу, выдвигаются новые гипотезы и решения, способствующие развитию науки. Монография обычно сопровождается обширными библиографическими списками, примечаниями и т. д.» (БСЭ).

Монография может быть индивидуальной (один автор) или коллективной (группа авторов, как правило, не более пяти). Иногда можно встретить некорректную интерпретацию слова «монография» - «пишет один человек», хотя её создателями могут быть как один автор, так и целый коллектив, а само слово означает специфику рассматриваемой в ней проблематики, ее относительно узкую направленность; «единость писания темы», но не писателя.

Напомним, что монография – это научный труд, посвященный рассмотрению одной и только одной темы (проблемы). Особенно это важно подчеркнуть для коллективных монографий. Если разделы рукописи разнородны, не могут быть «стянуты» в одну проблему, то тогда это уже не монография, а такой вид издания как «сборник научных трудов». Если монографию пишет соискатель ученой степени доктора наук, то крайне желательно, чтобы это была индивидуальная монография.

Хотя никаких официальных нормативных ограничений нет, считается, что объем монографии должен превышать 5 печатных листов . Кроме того, монография считается «солидной», когда ее объем не меньше 10 печатных листов. Когда-то в советские времена считалось, что «докторская» монография должна быть не менее 15 печатных листов.

Название монографии должно быть кратким и ясным, содержать, желательно, не более 5-6 слов. Многие авторы считают необходимым точно расписать в названии, о чем пойдет речь в книге, и «растягивают» название до 10 -12, а то и до 15 слов. Но длинное название сразу отпугнет потенциального читателя. Монография – это не диссертация, в которой требуется точная формулировка предмета, и некоторая «вольность» в названии здесь простительна. В целях сокращения названия можно использовать и такой прием: на обложке короткое название, на титульном листе под коротким названием ниже более мелким шрифтом дается пояснение. Например: название - «Профессиональное образование России». Пояснение: «Перспективы развития». Тогда в выходных данных (2-я страница книги) пишется следующим образом: «Профессиональное образование России/ Перспективы развития».

При подготовке рукописи монографии к публикации следует помнить, что в ней излагаются результаты собственных научных исследований или оригинального анализа какой-либо проблемы, а не перечисление общеизвестных фактов или компиляция из чужих работ. Этим монография отличается от учебников для вузов.

Текст рукописи монографии должен отличаться от текста рукописи докторской или кандидатской диссертации, поскольку монография не должна производить на потенциального читателя впечатление «научного монстра» и не отталкивать его. Более того, при подготовке к публикации текста рукописи из нее следует убрать такие диссертационные «рубрикации», как «актуальность темы», «цели и задачи работы», «гипотеза...», «новизна исследования», «монография выполнена на кафедре …» и т.п.

Желательно, чтобы монография была написана простым доступным языком. В отличие от диссертаций, которые пишутся для узкого круга специалистов, монографии, как правило, рассчитаны на более широкий круг читателей. Ошибка многих начинающих ученых заключается в том, что они хотят показать свою «ученость» - как много умных слов они знают и как сложно («по ученому») они могут писать. Но этим они как бы «самоутверждаются», сами себе доказывают свою ученость. Я сам во времена моей научной молодости страдал этой болезнью: моя первая монография «Динамика формирования трудовых умений и навыков» была с интересом встречена научной общественностью, но она была написана столь сложным языком, что читать ее люди могли только с энциклопедическим словарем в руках. Впоследствии я, наконец, понял, что писать надо не для себя, а для людей. И стал учиться писать просто и понятно. Но научиться писать просто о самых сложных вещах – это большое искусство, и для этого надо много тренироваться.

Общая структура монографии, как правило, бывает следующей:

Титульный лист – начальная страница книги, на котором печатают фамилию и инициалы автора, полное название книги, место издания (город), наименование издательства, год издания. Если книга написана несколькими авторами, то фамилии располагают либо в алфавитном порядке, либо по степени их участия в создании монографии. Если монография рекомендована к изданию ученым советом ВУЗа или НИИ, то это указывается между названием книги и местом издания;

Выходные данные книги – вторая страница. Здесь указываются в подборку автор (авторы), название, место издания, издательство, год издания, количество страниц. Кроме того, на этой странице указываются: ББК (Библиотечно-библиографическая классификация) и УДК (Универсальная десятичная классификация). Эти классификаторы есть в каждой библиотеке, и автор может сам проставить соответствующую нумерацию. Кроме того, на этой же странице издательство проставит ISBN - Международный стандартный номер книги - уникальный номер книжного издания, необходимый для распространения книги в торговых сетях и автоматизации работы с изданием. На этой же странице располагается аннотация – краткие сведения о содержании книги и указание, на какой круг читателей она рассчитана. Средний объем аннотации должен быть в пределах 500-1000 знаков;

Введение или/и предисловие. Предисловие – это краткий документ, в котором описывается цель издания данной работы и краткое содержание труда (обычно дают по главам или разделам). «Предисловить - оговаривать что либо напередъ, предуведомлять, предызвещать, говорить или писать къ чему предисловiе, предисловную речь, вступленье, объясненье последующаго» В.Даль. [Толковый словарь живого великорусского языка, том 3, с. 386]. Или, например, М.В. Ломоносов в «Риторике» определяет цель вступления как подготовку слушателя к тому, чтобы он читал сочинение «склонно, прилежно и понятно».

Введение – по названию термина – это введение читателя в проблему, в котором отмечается актуальность монографического исследования, кратко описывается методика исследования, особенности авторских подходов, перечисляются основные вопросы, раскрываемые в монографии. В монографиях чаще всего пишется введение. Но бывают случаи, когда в монографию включается и предисловие, и введение;

Первая глава (раздел). Ее условно можно назвать «литературным обзором». В ней дается анализ всех имеющихся публикаций по данной проблеме (направлению). Но текст должен быть не просто перечислением. А, во-первых, должен быть структурирован и классифицирован по аспектам, позициям разных ученых, по их подходам и т.д. Во-вторых, в этом анализе должна быть проявлена позиция самого автора. В конце первой главы дается резюме проведенного анализа и раскрыта авторская «модель» решения проблемы;

Остальные главы (разделы) определяются логикой: на какие логически завершенные последовательные части может быть расчленена изучаемая тема (проблема). Сколько частей – столько и глав (разделов). При этом необходимо обратить внимание на требование полноты, содержащееся в определении монографии, приведенном в самом начале этого подраздела. То есть вся совокупность глав должна полностью охватывать всю изучаемую тему (проблему). Могут быть случаи, когда у автора (авторов) собственных наработок недостаточно для обеспечения требуемой полноты. Тогда следует либо продолжить исследования, либо, как допустимый вариант, использовать публикации других авторов (с обязательной ссылкой) но под углом собственной авторской позиции. Если же какие-то вопросы остались вообще не изученными, то об этом не следует умалчивать, а прямо написать, что они остаются открытыми и подлежат дальнейшему исследованию;

В заключении подводятся итоги монографического исследования. Здесь еще раз очень кратко повторяются основные факты, мысли, идеи, вытекающие из работы; раскрывается – что удалось решить, а что осталось для дальнейших исследований; определяется – в какое место здания теории должен быть положен созданный автором (авторами) «кирпич»; показываются возможности реализации полученных материалов в практике;

Предметный и именной указатели (для монографий объемом свыше 20 печатных листов);

Список литературы и других источников;

Приложения, в которых размещаются вспомогательные материалы к тексту монографии.

Расскажу о своем опыте создания трех монографий, разнородных по своей природе.

1. «Процесс и методы формирования трудовых умений», 1986г.. Это была докторская монография. Введение – актуальность проблемы, где, в каких институтах выполнялись исследования. Первая глава «О трудовых умениях» - обзор литературы, определение понятий «умение», «навык», их соотношение; анализ понятий «практические умения», «трудовые умения», «профессиональные умения», «общетехнические умения», «политехнические умения»; понятие «образ действия», этапы формирования умений. Резюме: авторская позиция – умения – высшее человеческое качество, сложное структурное образование личности, включающее чувственные, интеллектуальные, волевые, творческие качества личности, обеспечивающее достижение поставленной цели деятельности в изменяющихся условиях ее протекания.

Далее разбиение по главам осуществлялось в следующей логике: умения формируются на основе знаний (2-я глава); составными компонентами являются навыки (3-я глава) со своими специфическими методами формирования (4-я глава); раскрыта структура самих умений и рассмотрены вопросы совершенствования методов их формирования (5-я глава).

Вторая глава «Подготовка молодежи к трудовой деятельности и взаимосвязь знаний и умений». В ней был проведен анализ общих представлений о природе знаний и их формировании, уточнены классификации знаний обучающихся по уровням обобщения (абстракции), уровням освоения учащимися и т.д. (на основе работ В.П. Беспалько, И. Я. Лернера и др.). Подробно рассмотрен вопрос о том, что понимается в литературе, и как автор понимает понятие «применение знаний на практике». Далее шло описание результатов большой экспериментальной работы, проведенной мною, моими сотрудниками и аспирантами по совершенствованию системы знаний, определяющих формирование трудовых умений.

В третьей главе «Процесс формирования трудового навыка» на основании литературных данных рассмотрена динамика процесса, описаны выявленные в ходе экспериментальной работы общие закономерности формирования навыков, в том числе и количественные.

В четвертой главе «Совершенствование методов формирования трудовых навыков» описаны выявленные в ходе экспериментальной работы эффективные методы и методические приемы формирования навыков.

Пятая глава «Задачи подготовки молодежи к трудовой деятельности и совершенствование структуры умений». В ней предложена иерархическая структура деятельности (на уровнях операций, тактики и стратегии) и соответственно, иерархическая структура умений: операционных, тактических, стратегических. Введено понятие интегративной трудовой деятельности как единства всех основных видов человеческой деятельности: ценностно-ориентировочной, познавательной, практической, эстетической и коммуникативной. Далее на основе опытно-экспериментальных работ раскрыты возможности формирования у обучающихся интегративной деятельности и умений на уровне ее тактики и стратегии.

В конце монографии, естественно, дано заключение и список литературы.

2. «Российское образование в новой эпохе», 2000г. Книга создана на основе анализа многих сотен книг и статей различных авторов, а также собственных наработок и размышлений автора. Хотя в подзаголовке книги стоит «публицистическая монография», на самом деле автор построил теорию развития системы народного образования России . Как известно, теория – это высшая форма организации научного знания, дающее целостное представление о существенных связях в определенной области знаний – объекта данной теории (в нашем случае объектом выступает развитие образования). Основными требованиями к любой теории являются:

1) Требование полноты, т.е. теория должна научно описы­вать все основные явления, процессы и связи между ними.

2) Требование непротиворечивости, т.е. все постулаты, идеи, принципы и другие конструкции теории логически не долж­ны противоречить друг другу.

Рассмотрим, как эти требования могут быть удовлетворены в нашем случае. Полнота может быть достигнута типологией и иерархической системой классификаций идей, вытекающих из них принципов развития образования и условий их реализации.

Логическая структура построения данной книги была следующая. В первом разделе дан краткий анализ сущности новой эпохи, в которую перешло человечество – эпохи постиндустриального общества . В конце первого раздела сформулирован исходный посту­лат теории : в новой эпохе, в которую перешло человечество, в но­вых условиях жизни России, направленной на построение гуманис­тического демократического общества с рыночной экономикой, образование в стране должно стать качественно иным, адекватно соответствующим этому новому обществу.

Далее в последующих главах этот постулат развивается в формулировании четырех основ­ных идей, соответствующих основным целям образования, связанных с удовлетворением потребностей четырех субъектов – его «потребителей»: личности, общества, производс­тва и самой образовательной сферы: идеи гуманизации (вторая глава), демократизации (третья глава), опережающего образования (четвертая глава), непрерывного образования (пятая глава). Напомним при этом, что идея (в смысле общественно-историческая идея) понимается как высшая форма познания мира, не только отражающая объект, но и направленная на его преобразование (Философский энциклопедический словарь – М., 1989). Идеи в науке не только подытоживают опыт предшествующего развития знания в той или иной области, но и служат основой для синтеза знания в некую целостную систему и поиска новых путей решения проблемы.

В свою очередь каждая идея в книге раскрывается, конкре­тизируется в совокупность принципов развития образования (каждый принцип – отдельный параграф). При­чем, эти совокупности принципов выделены в каждом случае по вполне опре­деленным основаниям классификации. Так, например, в основание классификации принципов гуманизации образования положены убеждения личности, включающие ее мировоззрение и стремление к его реализации и объединяющие: эмоциональные (принцип гуманитаризации), интеллектуальные (принцип фундамен­тализации) и волевые (принцип деятельностной направленности) свойства личности. Интегративной характеристикой убеждений личности выступает ее национальный менталитет (принцип нацио­нального характера образования). В свою очередь каждый принцип развивается, конкретизируется в совокупность условий его реализации, также выделенных по конкретным основаниям. К примеру, в основание классификации условий реализации принципа гуманита­ризации образования взяты отношения личности: к самому себе (эстетическое обучение и воспитание обучающихся); к другим людям (этическое...); к труду, производству (экономическое...); к природе (экологическое...); к государству (правовое обучение и воспитание) – см. рис. 2.

Рис. 2. Построение структуры теории развития образования (фрагмент).

Аналогично в основании классификации принципов демократизации образования лежит уровень управления субъектами: учащийся, студент – принцип самоорганизации; учитель, преподаватель как руководитель обучающихся – принцип сотрудничества. Учебное заведение – принцип открытости; система образования – принцип многообразия; регион – принцип регионализации. Страна в це­лом в двух аспектах (новая классификация – деление на подклас­сы): в аспекте общества – принцип равных возможностей и в ас­пекте государства – принцип общественно-государственного уп­равления. В свою очередь каждому принципу соответствует сово­купность условий его реализации, также построенных по опреде­ленной классификации с вполне конкретным основанием.

Таким образом, требование полноты теории, очевидно, обеспечивается построением иерархической сис­темы классификаций (с соблюдением всех правил их построения, охватывающих в совокупности все существенные стороны и аспекты рассматриваемого объекта) по выделенным основаниям классифика­ций.

Требование непротиворечивости , очевидно, также удовлетворяется за счет соблюдения тех же правил построения классифика­ций. В частности, того правила, что члены классификаций должны исключать друг друга, а также тех обстоятельств, что в каждом случае классифицировались разные объекты, и что классификации строились по разным не совпадающим основаниям.

Далее, как известно, теория имеет три основных функции : объяснительную, предсказательную (прогностическую) и предписывающую (нормативную). Применение подобного типологического способа построения теории позволяет: выя­вить и объяснить противоречия, прорывы, слабые места в совре­менном состоянии системы образования; выявить, что необходимо делать безотлагательно, вводить в качестве нормативов, импера­тивов; предвидеть, как должна развиваться система народного образования в будущем. В частности, здесь необходимо отметить то обстоятельство, что каждая идея развивается в совокупности принципов, а принципы (в научном смысле), как известно, выпол­няют двоякую роль – с одной стороны, принцип выступает как центральное понятие, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован; с другой стороны, принцип высту­пает в смысле принципа действия – норматива, предписания к де­ятельности.

Наконец, при данной конструкции теории любая вводимая в дальнейшем кем-либо какая-либо инновация может быть, очевидно, четко идентифицирована, однозначно отнесена к тому или иному конкретному условию реализации конкретного принципа конкретной идеи.

Тем не менее, поскольку известно, что одна и та же совокупность объектов может быть классифицирована по различным ос­нованиям (так, например, известно девять независимых классификаций методов обучения), то, понятно, что данная теория развития образования – не единственно возможная. Впрочем, как ска­зал булгаковский Воланд, «все теории стоят одна другой». Ведь, как известно, гносеологический принцип дополнительности допускает множественность теорий, описывающих одну и ту же предметную область.

В любом случае этот типологический, классификационный подход к построению теоретических конструкций, думается, имеет определенный научный интерес для построения теорий (концепций) в гуманитарных и общественных науках.

Книга «Российское образование в новой эпохе» получила широкое распространение. И, хотя она была опубликована более 10 лет назад, развитие российского образования в положительных аспектах идет именно в описанных в этой книге направлениях. Хотя далеко еще не все из раскрытых в книге векторов развития образования реализованы.

3. «Методология образования», 2002г. (имеется в виду первое издание) . История создания этой книги довольно интересна. С самого начала моей научной деятельности в силу ее физиолого-психолого-педагогической специфики меня интересовала методология вообще и методы исследования в частности: экспериментальные, инструментальные, количественные. Я участвовал во всех методологических семинарах, проводимых в те годы Институтом теории и истории педагогики АПН СССР, опубликовал ряд статей по методам исследований. Далее, когда моя жена работала над кандидатской диссертацией по методологии педагогики , а фактическим ее руководителем был В. В. Краевский, который в те годы заканчивал свою докторскую диссертацию. Поскольку я жене помогал, как мог, мне пришлось вместе с ней детально вникать в суть методологии науки вообще и методологии педагогики в частности.

И тогда я убедился в том, что в обширной литературе по методологии науки вообще и по методологии педагогики меня не устраивало отсутствие какой-либо системности: разные авторы затрагивали и описывали отдельные аспекты, а целостной картины не было. Кроме того, и предмет самой методологии не имел четкого определения.

Появилась потребность создать методологию в двух аспектах: методологию науки педагогики и методологию практической педагогической (образовательной) деятельности. Я бодро взялся за перо и за каких-то две недели написал раздел о методологии педагогики (методологии педагогического исследования – синонимы). Туда входили: особенности научно-педагогической деятельности, принципы – а это общенаучные принципы детерминизма, соответствия и дополнительности, методы и средства исследования.

Но как только я взялся за методологию практической деятельности, в частности практической педагогической (образовательной) деятельности, оказалось, что об этом во всей многочисленной литературе полное молчание. Хотя философы и признавали возможность наличия таковой. Пришлось читать литературу по другим наукам, искать, на каких основаниях можно будет построить методологию практической деятельности. И нашел. Из теории кибернетики и системного анализа были вычленены особенности практической деятельности и ее принципы; из системного анализа и теории управлении проектами ( project management ) были взяты и, соответственно, препарированы методы практической деятельности. Кроме того, в логике проекта как завершенного цикла инновационной деятельности была построена временнáя структура практической деятельности. С той только разницей, что и системный анализ, и теория управления проектами рассматривали только две основные фазы проекта: проектирование систем и реализацию систем. Отсутствовала конечная оценка реализации систем. Пришлось вникать в литературу по проблемам рефлексии и на этой основе достроить третью фазу – рефлексивную.

Далее, оппонируя докторскую диссертацию Н. А. Масюковой из Беларуси, я увидел ссылку на автореферат докторской диссертации по культурологии киевского ученого В. А. Никитина о типах организационной культуры. Организационная культура – основная форма организации деятельности людей в различные исторические периоды: традиционная, ремесленная, научная (профессиональная), и современный тип – проектно-технологическая.

Когда собралось все это вместе, сразу выстроилась четкая система единого описания методологии как учения об организации деятельности:

Первая глава: «Основания методологии» (философско-психологические и науковедческие);

Вторая глава: «Методология научно-педагогического исследования»;

Третья глава: «Методология практической педагогической (образовательной) деятельности». Причем, обе главы, и вторая и третья, построены по единой структуре: логическая структура деятельности – характеристики деятельности (особенности, принципы, условия), средства и методы деятельности; и временнáя структура деятельности по фазам, стадиям и этапам проекта.

Четвертая глава: Сравнительный анализ организации научной и практической педагогической деятельности.

В дальнейшем на основе этого отработанного единого подхода были написаны: «Методология учебной деятельности», «Методология игровой деятельности», «Методология художественной деятельности». А в дальнейшем вместе с Д. А. Новиковым - общая «Методология», отдельной книгой была выпущена «Методология научного исследования». Недавно Д. А. Новиковым была выпущена «Методология управления». Так что термин «Методология Новиковых» стал расхожим в научной среде и в Интернете .

Но «вернемся к нашим баранам». Итак, уважаемый Читатель, предположим, что Вы преодолели, наконец, все трудности и завершили работу над рукописью монографии. Теперь встает вопрос о ее издании.

Для издания книги как научной монографии обязательным требованием является наличие не менее двух рецензентов (желательно докторов наук). Сведения о рецензентах указываются в выходных данных издания. О том, что книга является монографией (научным изданием), указывается в выходных данных на второй странице, а также в предисловии или в аннотации. Желательно также наличие аннотации на иностранном (английском) языке. Рекомендуемый тираж монографии должен составлять не менее 500 экземпляров.

Теперь стоит вопрос, где издавать монографию. Коммерческие издательства (а сегодня все издательства коммерческие, кроме ведомственных при ВУЗах, НИИ и т.п.) крайне редко берут на издание монографии, также как и любую другую научную литературу. Поскольку научные книги плохо раскупаются. Так что будем считать, уважаемый Читатель, что Вам крупно повезло, если какое-то издательство взялось издать Вашу монографию. К тому же у таких издательств, как правило, есть книготорговые сети, и у Вас не будет проблем с распространением Вашей книги.

Путь второй – издать монографию в своем университете, НИИ и т.п. Это Вам обойдется сравнительно недорого, а подчас и вовсе бесплатно. Но здесь возникает проблема распространения книги. В своем университете небольшая часть тиража разойдется. А дальше? К этому вопросу мы еще вернемся несколько ниже.

Путь третий – издать монографию самому. На свои деньги или, может быть, на средства какого-либо спонсора. В таком варианте книги охотно издают любые издательства. Только надо поискать, в каком издательстве это будет дешевле. В том числе, в Москве, в Петербурге издания стоят дорого, а где-нибудь в Тьмуторокани намного дешевле. Но можно использовать и такой прием: крупные московские издательства – «Высшая школа», «Наука», «URSS » и другие - при наличии у рукописи рецензий двух докторов наук и решения ученого совета ВУЗа (НИИ) за очень умеренную плату дают разрешение об издании книги под их грифом. А напечатать книгу можно в любой типографии где-то в глубинке. Тогда книга будет издана как бы в Москве, что считается престижным.

Теперь поговорим о подготовке книги к изданию. Редактирование. Наличие научного редактора для докторской монографии недопустимо. За работой литературного редактора необходимо внимательно следить: часто ради правильных с точки зрения литературного языка оборотов или ради красоты стиля редактор может исказить смысл написанного автором. Я лично уже давным-давно не пользуюсь услугами литературных редакторов и редактирую свои книги сам – специфика моего индивидуального языка такова, что любые правки, произведенные сторонним человеком, искажают смысл. Технический редактор и корректор при подготовке рукописи к изданию необходимы.

О размере шрифта верстки. Иногда автор с целью удешевить издание просит дать в оригинал-макете книги мелкий шрифт. Это удешевляет издание, поскольку меньше расход бумаги и других материалов. Но тогда книга будет читаться с трудом и оттолкнет будущего потребителя. С другой стороны, если Вы печатаете книгу за свои средства, издательство, типография могут дать слишком крупный шрифт, чтобы нагнать число страниц и получить с Вас больше денег. Необходим баланс.

Отдельный разговор об обложке книги. Обложка – это лицо Вашей книги, от нее очень многое зависит, как ее воспримут читатели. Если Вашу книгу взялось издать крупное издательство, то можете не беспокоиться. Если же издательство ведомственное, или Вы печатаете книгу к какой-либо типографии, тут надо быть внимательным. Дело в том, что в таких издательствах и в таких типографиях в большинстве своем сохранились старые работники с отвратительной советской привычкой не иметь лишних забот и хлопот. Они привыкли печатать все, в том числе и обложки книг так называемой у полиграфистов «чернухой». То есть одной черной краской печатается шрифт на белой бумаге. Такая книга выглядит просто безобразно. Но есть и другие способы придать книге хоть какой-то эстетичный вид тоже при использовании монохромной печати (т.е. с одной краской) при той же стоимости производства. К примеру, на цветной бумаге, допустим желтой, печатается шрифт красно-коричневой краской – уже совсем другой вид! Или же печать так называемой «вывороткой» - буквы шрифта остаются белыми, а все остальное пространство залито краской: коричневой или синей, или зеленой и т.п. Стоимость точно такая же, как и у «чернухи», но вид книги совсем иной. Не говоря уже о том, чтобы вообще сделать цветную обложку «с картинками». Кстати, я, начиная с 90-х гг., сам делаю макеты обложек всех своих книг, а также и многим своим друзьям.

Теперь о распространении изданной монографии. Это сегодня самый сложный вопрос. Сложный потому, что сейчас издается огромное количество наименований книг. Бытует такое выражение: «раньше, в советские времена, издавалось 5 наименований книг тиражом 100 тыс. экземпляров. Теперь издается 100 тыс. наименований книг тиражом 5 экземпляров». Крупные книготорговые сети научную литературу на реализацию не берут. Им это невыгодно, они торгуют учебниками, художественной литературой, красочными альбомами и т.п., т.е. «продажной литературой».

Малые книготорговые организации научную литературу на реализацию берут. В том числе через них Ваши книги могут попасть в Интернет-магазины, где они будут лучше расходиться. Но не рассчитывайте не то, чтобы «заработать» денег, но даже окупить Ваши затраты на издание: книготорговые фирмы и книжные магазины в сумме дают «накрутку» с коэффициентом 2,7. То есть если Вы хотите получить, допустим, 100 рублей за каждый экземпляр книги в 100 страниц, то в магазине эта книга будет стоить уже 270 рублей – а кто же тогда ее купит? Так что приходится снижать цены себе в убыток.

Кроме того, есть книжные ларьки при университетах и т.д., куда тоже можно сдать свои книги на продажу. Также желательно разослать экземпляры монографии в Российскую книжную палату и ведущие российские библиотеки, ВУЗы и НИИ. Лично я последнее время просто раздариваю свои книги участникам конференций, семинаров и т.п.

Монографию, когда она уже издана, можно разместить в Интернете. В том числе на своем личном сайте. А также направить файл в различные электронные библиотеки - тоже хороший способ распространения книги.

Вот я и рассказал, уважаемые коллеги, все «секреты» написания, издания и распространения монографии.

Одна из задач ученого – добывать и накапливать знания. Научное знание, как и всякий другой опыт накапливается постепенно. День за днем, шажок к шажку, строчка к строчке… И очень скоро перед ученым возникают новые задачи. Как не потеряться в накопленном материале? Как отличить важное от второстепенного? Куда направлять свой поиск?

В любой области науки в результате осмысления всего накопленного знания появляются теории. Создание теорий – труд не менее важный и не менее кропотливый, чем работа по добыванию новых знаний. Великий немецкий физик Роберт Кирхгоф однажды сказал: "Нет ничего практичнее хорошей теории" Мысль верная, но – Бог мой – как тяжело создать хорошую теорию!

Обычно написание монографии – первый шаг к созданию новой теории. Либо завершающий этап, в результате которого теория как раз и рождается. Что же называется монографией? Так называют научный труд, посвященный всестороннему и глубокому изучению какой-то важной темы либо нескольких взаимосвязанных между собой тем. Монография публикуется в виде книги немалого объема. Монографии могут быть написаны в любой отрасли знаний, как в естественной, так и в гуманитарной.

Само слово «монография» составлено из двух греческих слов, «монос» - «один» и «графеон» - «писать». Это совсем не означает, что у монографии должен быть всего один автор. Это означает, что монография посвящена одному какому-то важному научному вопросу. Если сравнивать с художественной литературой, монография – это научный роман. И, кстати, для написания монографии требуется немалый литературный талант. Скажем также, что хорошо написанная монография может, в самом деле, стать бестселлером. Правда, читателей у этого бестселлера будет на два-три порядка меньше, чем, скажем, у романов Стивена Кинга. Потому что монографии пишут специалисты в определенной научной отрасли для таких же специалистов.

Несомненно, что автор монографии должен в первую очередь хорошо разбираться в предмете, о котором он пишет. В первую очередь это означает, что автор монографии должен быть осведомлен обо всех важнейших работах по теме монографии, уже сделанных или ведущихся в настоящее время. Показателем широты знаний автора является первый раздел монографии, где дается обзор ведущихся исследований, и список литературы. Если этот раздел обширен, а список литературы велик, с большой вероятностью можно сказать, что автор в курсе текущего положения дел в своей отрасли.

Хорошо написанный обзор монографии – неоценимое сокровище для студентов-дипломников и даже для аспирантов. Перед тобой – вся картина научных работ в определенной области. Можно сэкономить массу времени, потому что автор монографии проделал за тебя всю работу по библиографическому поиску и по «просеиванию» имеющихся результатов сквозь «научное сито». Правда, читая первый раздел монографии, следует помнить, что монография – не учебник. Вы, как читатель и специалист, можете не соглашаться с написанным, ведь существенным требованием к монографии является то, что автор должен давать всем работам (или, по крайней мере, большей части этих работ) собственную оценку.

И здесь мы приходим ко второму требованию, предъявляемому к автору (или к авторам) монографии. Автор должен иметь свой взгляд на объект исследования. Самостоятельность видения предмета монографии должна, как уже было сказано, проявиться даже в первой части труда.

Еще больше самостоятельности научного мышления автор должен проявить в последующих частях. Здесь он выстраивает собственную картину предмета, которому посвящена монография, на основе работ своих собственных и работ своих коллег по всему миру. И картина эта должна выстраиваться в виде логических выводов из тех заключений, которые были сделаны в первой части. «Передергивание» в данном случае недопустимо. Автор ведь пишет не беллетристику, а научную работу. Наука же характеризуется однозначностью и логической обоснованностью: из предыдущих заключений должны неопровержимо следовать последующие заключения. Логичность монографии – обязательное требование. Независимо от того, посвящена ли монография вопросам естествознания, математики, техники или же гуманитарным наукам. Так что третье требование, предъявляемое к авторам монографии: способность логически мыслить и делать обоснованные выводы.

После прочтения монографии у читателя должна сложиться в голове ясная картина той области знания, описанию которой посвящена монография. Еще раз повторимся, монография – не учебник. Если Вы не согласны с выводами автора (или авторов), можно написать о том, как Вы видите этот предмет статью или же другую монографию. Но учтите, в этом случае Вам придется играть на том же поле, что и критикуемый автор. А значит, ширина и глубина Ваших знаний должна быть не меньше, чем у оппонента!

Защите докторской (обязательно) или кандидатской (по желанию) диссертационных работ предшествует монография по диссертации. Это обязательное требование к проводимому исследованию в рамках подготовки к такому ответственному событию в жизни учёного. Количество авторов труда может быть различным, но желательно, чтобы оно не превышало пяти человек. К созданию и оформлению монографии существует несколько важных требований, которые обязательны для исполнения.

Что такое монография?

Монография по диссертации – это научный труд, её написание происходит после того, как уже произведены исследования для защиты, проанализированы их данные, сделаны выводы и найдено их практическое применение в жизни, то есть, соблюдены все основные принципы кандидатской или докторской работы. Перед тем как начать писать работу, необходимо понять, что монография по диссертации должна иметь одну сравнительно узкую тему, но может быть написана целым коллективом авторов. Если все авторы пишут именно на одну указанную в заголовке тему, то их общий труд можно назвать монографией. Если же они работают в разных плоскостях науки, то назвать их работу следует сборником научных статей.

Параметры монографии

Монография по диссертации должна иметь определённый объём: допускается минимальный – пять печатных листов. Работа должна иметь краткий, ёмкий и информативный заголовок. Очень хорошо, если он уложится в 5–6 слов. Заголовки из 12 и более слов не стимулируют к внимательному прочтению работы, так как осмыслить заголовок уже является проблемой даже для опытных учёных. Если же для автора важно длинное название, то можно его употребить на второй странице монографии.

Молодые авторы нередко забывают, что монография по диссертации – это результат собственных исследований и опытов, что в этой научной работе не нужно приводить в качестве примеров общеизвестные факты, которые были выявлены другими учёными. Монография именно этим и привлекает, что позволяет оценить размер усилий, приложенных претендентом на кандидатское/докторское звание, его интеллект, кругозор, пытливость ума, способность увидеть закономерности в случайных явлениях, его талант исследователя и разработчика.

Монография по диссертации – это научно-популярный труд, который будет прочитан довольно широким кругом читателей. Поэтому она должна быть написана простым и понятным языком, без употребления специфичных терминов. Структура текста монографии довольно проста, в ней должны присутствовать все элементы, присущие научной книге.

FAQ (ответы из практики)

Сколько (минимально) авторских листов должна содержать монография для защиты докторской диссертации?

ОТВЕТ: Формально такое требование в официальных документах не прописано. Однако можно ориентироваться на внутренние документы Минобразования: в них книга учитывается как монография, если в ней 10 авторских листов.

Как подсчитать объем текста диссертации в авторских листах?

ОТВЕТ: Авторский лист (а.л.), по определению, это 40 000 печатных знаков (включая пробелы).
Согласно требованиям к оформлению диссертации [п 5.3.7. ГОСТ Р 7.0.11-2011], страницы диссертации должны иметь следующие поля: левое - 25 мм, правое - 10 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 20 мм. Cтандартно используется шрифт Times New Roman (14 кегль) с полуторным интервалом между строками. Следовательно, на 1 листе текста диссертации умещается 30 строк по 72 знака в строке, то есть всего 2160 знаков.
Тогда кандидатская диссертация (150 машинописных страниц) имеет объём:2160*150/40000=8,1 а.л.; а докторская диссертация (300 машинописных страниц) - 16.2. а.л.

Как пересчитать объем авторских листов в учетно-издательские листы?

ОТВЕТ: Такой вопрос возникает из-за того, что в выходных данных книг (монографий) обычно указывается объем текста не в авторских листах, а в учетно-издательских листах.
Разница, на самом деле, небольшая. Объём печатного издания, исчисленный в учётно-издательских листах уч. изд. л.), включает: объём собственно литературного произведения плюс объём всего прочего текстового и графического материала (редакционное предисловие, колонцифры, колонтитулы и т. д.), помещенного в издании.
Практически, объем в уч. ид. л. примерно равен объему в а.л. + 6%.

Или нескольких тесно связанных между собой тем .

Общие сведения

Напишите отзыв о статье "Монография"

Примечания

См. также

Литература

  • Антонова С.Г., Васильев В.И., Жарков И.А., Коланькова О.В., Ленский Б.В., Рябинина Н.З., Соловьев В.И. // Редакторская подготовка изданий: Учебник / Под общ. ред. Антоновой С.Г., д.ф.н.. - М .: Издательство МГУП , 2002.
  • Монография // Новая иллюстрированная энциклопедия . - М .: Большая Российская энциклопедия , 2003. - Т. 12. Мо - Но. - С. 35. - 256 с. - ISBN 5-85270-204-8 .

Отрывок, характеризующий Монография

– Что ж, приходи к нам когда вечерком, фараон заложишь, – сказал Жерков.
– Или у вас денег много завелось?
– Приходи.
– Нельзя. Зарок дал. Не пью и не играю, пока не произведут.
– Да что ж, до первого дела…
– Там видно будет.
Опять они помолчали.
– Ты заходи, коли что нужно, все в штабе помогут… – сказал Жерков.
Долохов усмехнулся.
– Ты лучше не беспокойся. Мне что нужно, я просить не стану, сам возьму.
– Да что ж, я так…
– Ну, и я так.
– Прощай.
– Будь здоров…
… и высоко, и далеко,
На родиму сторону…
Жерков тронул шпорами лошадь, которая раза три, горячась, перебила ногами, не зная, с какой начать, справилась и поскакала, обгоняя роту и догоняя коляску, тоже в такт песни.

Возвратившись со смотра, Кутузов, сопутствуемый австрийским генералом, прошел в свой кабинет и, кликнув адъютанта, приказал подать себе некоторые бумаги, относившиеся до состояния приходивших войск, и письма, полученные от эрцгерцога Фердинанда, начальствовавшего передовою армией. Князь Андрей Болконский с требуемыми бумагами вошел в кабинет главнокомандующего. Перед разложенным на столе планом сидели Кутузов и австрийский член гофкригсрата.
– А… – сказал Кутузов, оглядываясь на Болконского, как будто этим словом приглашая адъютанта подождать, и продолжал по французски начатый разговор.
– Я только говорю одно, генерал, – говорил Кутузов с приятным изяществом выражений и интонации, заставлявшим вслушиваться в каждое неторопливо сказанное слово. Видно было, что Кутузов и сам с удовольствием слушал себя. – Я только одно говорю, генерал, что ежели бы дело зависело от моего личного желания, то воля его величества императора Франца давно была бы исполнена. Я давно уже присоединился бы к эрцгерцогу. И верьте моей чести, что для меня лично передать высшее начальство армией более меня сведущему и искусному генералу, какими так обильна Австрия, и сложить с себя всю эту тяжкую ответственность для меня лично было бы отрадой. Но обстоятельства бывают сильнее нас, генерал.
И Кутузов улыбнулся с таким выражением, как будто он говорил: «Вы имеете полное право не верить мне, и даже мне совершенно всё равно, верите ли вы мне или нет, но вы не имеете повода сказать мне это. И в этом то всё дело».
Австрийский генерал имел недовольный вид, но не мог не в том же тоне отвечать Кутузову.
– Напротив, – сказал он ворчливым и сердитым тоном, так противоречившим лестному значению произносимых слов, – напротив, участие вашего превосходительства в общем деле высоко ценится его величеством; но мы полагаем, что настоящее замедление лишает славные русские войска и их главнокомандующих тех лавров, которые они привыкли пожинать в битвах, – закончил он видимо приготовленную фразу.
Кутузов поклонился, не изменяя улыбки.
– А я так убежден и, основываясь на последнем письме, которым почтил меня его высочество эрцгерцог Фердинанд, предполагаю, что австрийские войска, под начальством столь искусного помощника, каков генерал Мак, теперь уже одержали решительную победу и не нуждаются более в нашей помощи, – сказал Кутузов.
Генерал нахмурился. Хотя и не было положительных известий о поражении австрийцев, но было слишком много обстоятельств, подтверждавших общие невыгодные слухи; и потому предположение Кутузова о победе австрийцев было весьма похоже на насмешку. Но Кутузов кротко улыбался, всё с тем же выражением, которое говорило, что он имеет право предполагать это. Действительно, последнее письмо, полученное им из армии Мака, извещало его о победе и о самом выгодном стратегическом положении армии.
– Дай ка сюда это письмо, – сказал Кутузов, обращаясь к князю Андрею. – Вот изволите видеть. – И Кутузов, с насмешливою улыбкой на концах губ, прочел по немецки австрийскому генералу следующее место из письма эрцгерцога Фердинанда: «Wir haben vollkommen zusammengehaltene Krafte, nahe an 70 000 Mann, um den Feind, wenn er den Lech passirte, angreifen und schlagen zu konnen. Wir konnen, da wir Meister von Ulm sind, den Vortheil, auch von beiden Uferien der Donau Meister zu bleiben, nicht verlieren; mithin auch jeden Augenblick, wenn der Feind den Lech nicht passirte, die Donau ubersetzen, uns auf seine Communikations Linie werfen, die Donau unterhalb repassiren und dem Feinde, wenn er sich gegen unsere treue Allirte mit ganzer Macht wenden wollte, seine Absicht alabald vereitelien. Wir werden auf solche Weise den Zeitpunkt, wo die Kaiserlich Ruseische Armee ausgerustet sein wird, muthig entgegenharren, und sodann leicht gemeinschaftlich die Moglichkeit finden, dem Feinde das Schicksal zuzubereiten, so er verdient». [Мы имеем вполне сосредоточенные силы, около 70 000 человек, так что мы можем атаковать и разбить неприятеля в случае переправы его через Лех. Так как мы уже владеем Ульмом, то мы можем удерживать за собою выгоду командования обоими берегами Дуная, стало быть, ежеминутно, в случае если неприятель не перейдет через Лех, переправиться через Дунай, броситься на его коммуникационную линию, ниже перейти обратно Дунай и неприятелю, если он вздумает обратить всю свою силу на наших верных союзников, не дать исполнить его намерение. Таким образом мы будем бодро ожидать времени, когда императорская российская армия совсем изготовится, и затем вместе легко найдем возможность уготовить неприятелю участь, коей он заслуживает».]