Испания, Эскориал: описание, история и интересные факты. Эскориал

Испанские просторы полны легенд и загадок. Но, одним из самых мистических мест, признан монастырь недалеко от Мадрида. Этот великолепный дворец, который называется Эскориал, Испания считает своей гордостью.

История создания достопримечательности

Комплекс — памятник ЮНЕСКО, расположился у подножия гор Сьерра-де-Гвадаррама.

Был возведен по приказу монарха Филиппа Второго и стал его резиденцией.

Суровый нрав испанского короля нашел отражение и во внешнем облике здания.

Как гласит легенда, строительство храма посвятили Святому Лоренсо, которого Филипп почитал. 10 августа 1557 года королевская армия разбила французов в сражении у Сент-Кантена, что во Фландрии. Поскольку это день рождения святого мученика, комплекс решили назвать в его честь.

В 1563 году базилика заложена, а закончилось строительство дворца только в 1584 году.

Согласно задумке Филиппа Второго, замок должен был выполнять одновременно три функции:

  • быть музеем;
  • монастырем;
  • стать усыпальницей испанских королей, в том числе и отца Филиппа – императора Карла V.

Над возведением трудилось два архитектора:

  • первый, Толедо, придумал главный план здания;
  • когда он умер, дело продолжил архитектор Хуан де Эррера.

В создании интерьеров Эскориала приняли участие самые знаменитые мастера того времени, в том числе Эль Греко, который по специальному заказу короля создал алтарный образ — произведение «Мученичество Святого Маврикия».

Здесь есть что посмотреть: чего стоят одни только изумительные фрески!


Особенности архитектуры

В фасадах замка нет ничего лишнего. Несмотря на величие, показной пышности не найти.

Лаконичный облик даже послужил созданию нового архитектурного стиля «Desornamentado», что означает «неукрашенный». Значение этого слова становится понятно, как только здание показывается на горизонте.

Строгий вид королевской достопримечательности оживляют изящные карнизы и внутренние дворики с фигурно подстриженными деревьями.

Внутри тоже все выполнено в спокойных тонах: отделка серым мрамором создает ощущение умиротворения.

Внутреннее убранство здания – это много света, простота королевских покоев и мрачное величие гробницы.

Жемчужина храма El Escorial — алтарь. Украшенный фресками, драгоценными камнями и разноцветным мрамором притягивает к себе восхищенные взгляды.


Из чего состоит комплекс, что посмотреть

Посещению дворцового комплекса стоит уделить целый день. Он состоит из нескольких самостоятельных частей:

  1. Великолепный Пантеон , ставший последним пристанищем для испанских королей. В нем хоронили всех, кроме Филиппа V: этот монарх терпеть не мог Эскориал из-за его мрачности.
  2. Камера разложения для инфантов (принцев), расположенная напротив. Усыпальниц в этом помещении еще больше, ведь и дети, и жены монархов в средние века умирали часто. Из-за интересной формы и мрачноватой красоты это место еще называется «гробница-торт».
  3. Дворцовая библиотека . Уникальное собрание книг, которым располагает El Escorial, уступает только библиотеке Ватикана. В огромных стеклянных шкафах хранятся настоящие раритеты, от арабских манускриптов до церковной литературы времен средневековья.
  4. Парк-сад . Особым великолепием отличаются дворцовые сады, расположенные на юге и востоке комплекса. Они разбиты в форме необычных фигур, а фонтаны и чудесный пруд с лебедями создают неповторимую атмосферу.
  5. Музеи . В дворцовом комплексе их два:
  • в первом проследите историю создания Эскориала: здесь хранятся чертежи, строительные инструменты, объемные модели.
  • второй музей – это 1600 полотен испанских и зарубежных художников от Босха до Тициана.

Это еще не все сокровища дворца!

Также п осетителей ждут:

  • тронный зал с позолоченными тронами;
  • роскошные военные залы;
  • изящная Фарфоровая комната.

Одно время базилика считалась самым большим зданием в мире. Число покоев здесь превышает 4000, а количество окон, говорят, не посчитал еще никто!

Личные покои Филиппа Второго выглядят достаточно аскетично. Король был очень набожным и потребовал, чтобы дверь спальни выходила прямо на церковный хор. Поскольку монарха мучила подагра, он хотел присутствовать на церковной службе, не вставая с постели.

Концерты монастыря – один из главных магнитов, притягивающих в комплекс тысячи туристов.

Особенно знаменит детский хор мальчиков Эскориала, пение которого сравнивают с пением ангелов.


Как добраться, часы работы

Дворцовый комплекс находится в городе Сан Лоренсо де эль Эскориал по адресу: Plaza de Espana, 1, 28280, El Escorial.

Монастырь, расположенный в 50 километрах от испанской — популярный туристический маршрут, поэтому в отеле любого города подскажут, как туда доехать.

Здесь же разберем как самостоятельно добраться в Эскориал из Мадрида, ч то можно сделать тремя способами:

  1. На арендованной машине с помощью карты.
  2. На поезде с главного столичного вокзала Аточа. Билет туда и обратно стоит 8 евро. Из-за принятых в стране мер безопасности на станцию лучше приезжать хотя бы за полчаса до отправления. Когда приедете на место, до комплекса дойдете через парк за 15 минут.
  3. На автобусах № 664 и 661, которые отправляются с вокзала Moncloa. Проездные билеты стоят 3,2 евро. Монастырь Эскориал расположен в паре сотен метров от автостанции.
  4. Трансфер в одной из проверенных компаний, например, .

Часы работы музея зависят от сезона.

С октября по март посетить его можно с 10 утра до 6 вечера. С начала апреля до конца сентября часы работы увеличены до 20-00. По понедельникам комплекс не работает.

Взрослый билет стоит 10 евро, детский – 5 евро. Малышей до 6 лет пропускают бесплатно.

Если хочется посетить архитектурный комплекс с максимальным комфортом, стоит . Сделать это можете, кликнув на баннер вначале данной статьи. В таком маленьком путешествии услышите множество интересной информации, узнаете тайны и секреты легендарного дворца.

(Источник — Тsivilization ХХI).

Вернувшись домой, будете долго вспоминать это магическое место.

Не случайно в народе ходит выражение:

«Мадрид – город контрастов и неповторимой архитектуры».

А утром мы ездили в Эскориал - знаменитый дворец испанских королей в пригороде Мадрида. Несколько лет назад я прочел несколько книг известного английского писателя-путешественника Генри Мортона. В его описании путешествий по Испании мне больше всего запомнилась глава про Эскориал - огромный, мрачный и красивый дворец-монастырь испанских Габсбургов.
Мне обязательно захотелось на него посмотреть.

Не хочется переписывать книжку Мортона , но я все же расскажу немного об истории и своем впечатлении от Эскориала. К сожалению, фотографий будет немного в этом посте, больше будет букв.


Из Мадрида в Эскориал
Сначала несколько слов о том, как до дворца добраться, а также о мадридском транспорте. В Мадриде, как и во многих других европейских городах, где я бывал, пригородные электрички в центре города уходят под землю, а зачастую вообще бегают по тем же туннелям, что и городское метро. В Барселоне, например, существует аж три независимых друг от друга сети городских железнодорожных линий.
В Мадриде на станции Principe Pio, где мы жили, есть и станция метро, и станция электричек. До Эскориала надо ехать электричкой, причем прямой электрички нету. Надо ехать с пересадкой: либо на двух электричках, либо сначала на метро, а потом на электричке.
Поизучав расписание, мы выбрали такой маршрут: по ветке C-10 мы доехали до станции Villalba, а там пересели на ветку C-8a и добрались до станции El Escorial.
Большой проблемой оказалось купить билет:). В кассе на испанском нам объяснили, что на пригородные электрички билет надо покупать в автоматическом киоске. Ну возможно, нам объяснили что-то другое, но билетов по крайней мере не продали, ни за наличные, ни за карточку, зато энергично махали рукой и говорили что-то про автомат. Автомат умел разговаривать по-английски, но тут к нам подошел какой-то служащий в форме (судя по наличию кобуры, это был охранник железнодорожной станции). И очень подробно стал объяснять, как купить билет. На испанском. Он переключил интерфейс автомата обратно на понятный ему язык, и говорил с нами очень громко и медленно, чтобы мы лучше понимали. Потом наша коляска не лезла в турникет, и он отвел нас в турникет для крупногабаритного багажа. Потом отвел на платформу и, когда подошел поезд, издалека энергично кричал нам и махал рукой, чтобы мы садились. В общем, спасибо ему! Gracias! Он столько всего нам рассказал, но мы, к сожалению, ничего не поняли. Надо учить языки:(

Поезд быстро покинул город и мы ехали по пустынным холмам с абсолютно желтой выжженной солнцем травой и редкими деревьями. Дворец находится в предгорьях горного массива Сьерра-де-Гвадаррама, поэтому ближе к концу путешествия поезд стал карабкаться вверх.

Эль Эскориал
На железнодорожной станции El Escorial мы прыгнули в автобус (что было не так просто сделать, учитывая, что с нами приехала коляска), который довез нас от местного железнодорожного вокзала до автобусного за 1 евро. Это было совершенно лишним, прекрасно можно было дойти и пешком.
Когда-то дворец был построен в совершенно в диком и необжитом месте, но постепенно вокруг него вырос городок с гордым именем Сан-Лоренцо-Эль-Эскориал.


Основным смыслом существования данного населенного пункта всегда было обслуживание дворца и нужд его жителей. Теперь обслуживают туристов - здесь полно маленьких гостиниц, сувенирных и антикварных лавок, а также ресторанчиков.
Из города к Эскориалу ведет длинная лестница.


Дворец огромен и не лезет в камеру.


Эскориал был построен в 1563-84 годах, и для своего времени это был совершенно уникальный по размеру архитектурный ансамбль. Он совершенно не производит впечатления здания, построенного в 16 веке. Его строгость и размеры таковы, что можно подумать, что он был построен в 20-м. Возводили его при короле Филиппе Втором. Он задумывался как монастырь и дворец, и самое главное, как пантеон испанских королей, и прежде всего отца Филиппа - Карла. По испанской нумерации он был Карлос I. Но также он был отпрыском австрийского дома Габсбургов и Карлом V - императором Священной Римской империи. Если вы смотрели хороший английский телесериал Тюдоры, то император Карл предстаёт там галантным мужчиной с лихо закрученными усами, который сватается к Марии Тюдор, когда та ещё была маленькой девочкой, а затем спустя около тридцати лет женит на ней своего сына Филиппа. Карл V владел совершенно гигантской империей, практически уникальной в истории, охватить которую силой мысли одного человека было практически невозможно. Под его властью были Австрия, часть Венгрии, часть Германии, Чехия, вся Испания, южная Италия с Сицилией и Сардинией, и все американские земли Испании. Он возглавлял католическую империю, которая противостояла туркам и только-только появившейся Реформации. В годы его правления турки осаждали Вену, в Германии, Франции и Англии шла борьба католиков и протестантов, Кортес и Писарро завоевывали Мексику и Перу, французы и испанцы воевали за Италию. Дел у Карла было невпроворот, он постоянно ездил по своей империи, слишком многое требовало личного участия императора. Вот только за океан он не плавал. Система эта была очень неустойчивой, в ней были собраны слишком далекие друг от друга нации, чьи интересы имели мало общего. Но Карлу V удавалось довольно долгое время справляться со своей тяжелой ролью. С тридцатилетнего возраста его начала мучить подагра, а к пятидесяти он уже был почти инвалидом. И здесь он совершил очень нехарактерный для королей поступок - разделил власть между младшим братом Фердинадом и единственным сыном Филиппом, а сам отправился жить в монастырь. Умирая, он завещал сыну построить фамильный пантеон. Филипп, как послушный сын и ревностный католик, выполнил волю отца, выстроив Эскориал - гигантский дворец-монастырь и усыпальницу испанских королей.

На вход в музей выстроилась внушительная очередь, и здесь, как и в музее Прадо очень внимательно досматривали вещи посетителей. Когда мы попали внутрь, то дочке пришло время спать, на что мы собственно и рассчитывали. Но выяснилось, что здесь надо спускаться и подыматься по крутым лестницам, со спящим в коляске ребенком это было невозможно. Поэтому нам пришлось разделиться, я пошел в музей, а жена с дочкой пошли гулять.
В итоге на весь Эскориал у меня остался всего час. Дворец, как я говорил, совершенно огромен, и экспозиция музея тоже. Поэтому я быстро побежал, пытаясь получить хоть какое-то представление об увиденном.


Посетителей музея ведут по длинному-длинному кругу, который иногда разветвляется и не всегда ясно (особенно, когда бежишь бегом), куда какая дорога ведет.
В первой части музея экспозиция посвящена истории постройки дворца. Сделано это весьма обстоятельно: наброски, чертежи, старые гравюры и огромные макеты. Потом музей превращается в картинную галерею, где множество работ старых мастеров: Веласкес, Эль Греко, Тициан и много кого еще. Это действительно коллекция испанской короны, её начал собирать ещё Филипп II, продолжали его потомки, а потом и короли из дома Бурбонов. Затем попадаешь в жилые покои дворца, мемориальные комнаты давно умерших королей. Здесь сохранились интерьеры разных эпох.
В Эскориале собрана одна из крупнейших и древнейших в Европе библиотека. Уникальной особенностью её является то, что все книги в ней стоят корешком вовнутрь, вроде бы так книги лучше сохраняются. Правда тогда возникает вопрос, как искать в этой библиотеке нужную книгу. В библиотеку я почему-то не попал, то ли пробежал мимо, то ли она была закрыта.

Но самое сильное впечатление, конечно, производит усыпальница королей. Меня вообще всегда удивляет отношение католиков к смерти. Прямо под алтарем церкви находится подземная часовня, на стенах которой установлены гробы. Здесь покоятся испанские короли и те королевы, которые смогли выполнить свой главный долг и родить мальчиков-наследников трона. Часовня и гробы отделаны золотом и яшмой. Теперь здесь электрический свет, но представляю, как все это должно было смотреться при свечах. Мортон пишет, что для королей было традицией приходить сюда и молиться, молиться на месте своей будущей могилы. Короли лежат по одну строну, королевы по другую. Места здесь еще хватает, испанская монархия рассчитывает править долго.
Неподалеку находится ещё одна усыпальница, гораздо более весёлая на вид, но менее почётная: здесь покоятся принцы, не вступившие на престол, незаконнорожденные дети монархов, а также королевы, не произведшие на свет мальчиков. Веселей она потому, что вместо золота здесь мрамор, а из окон струится свет, и всё это выглядит не столь мрачно. Здесь множество надгробий и барельефов, маленьких саркофагов тех из принцев и принцесс, что умерли во младенчестве. В одной из ниш большая скульптура на надгробии Хуана Австрийского, незаконнорожденного сына Карла V, сводного брата Филиппа II. В одном из пунктов своего завещания Карл признал своего бастарда, о существовании которого никто не знал, кроме камердинера короля, в семье которого мальчик и воспитывался. Филипп, который был старше своего брата-бастарда на 19 лет, уважая отца и его волю, принял мальчика в королевскую семью. Хуан получил образование и все права и привилегии настоящего инфанта. Дон Хуан в европейской историографии представляется “последним рыцарем Европы”. Известность он получил как победитель битвы при Лепанто. Это была одна из величайших морских битв в истории человечества. Кроме того, его ранняя и скоропостижная смерть добавила описанию его личности трагизма и романтичности. Матерью Хуана была немка Барбара Бломберг, то есть в его жилах большая часть крови была немецкой. Он был белокур, красив и высок ростом.
И, конечно, его рыцарственность была скорее мифом. Вот, например, словарь Брокгауза и Ефрона, откуда позаимствовала статью о Хуане Австрийском Википедия, пишет: “Быстрые успехи вскружили молодому полководцу голову, развили в нём страшное самомнение, сделали его надменным и безмерно честолюбивым: он хотел быть победителем всегда и везде, даже в обыкновенных играх. “ И даже: “Он стыдился матери и её семьи, хотел быть только сыном императора, заманивал мать в Испанию, чтобы запереть её в монастырь, а её сына от законного брака приказал коварно куда-то запрятать. Бессердечно относился дон Хуан и к своим возлюбленным, и к своему многочисленному незаконному потомству.” Однако его слава победителя при Лепанто, и слава бесстрашного воина сделали его героем Испании, а в своё время и героем всего христианского мира. В те времена никому не было важно, кто как относился к своим женщинам, тот же “рыцарственный” Ричард Львиное Сердце был наверняка ещё большим “засранцем”.

Битва при Лепанто имела громадное значение для христианской цивилизации и это значение очень хорошо понимал весь “западный” мир. После времен крестовых походов, христиане все больше и больше теряли свои позиции в Средиземноморье. В мусульманском мире главенствующее положение вместо арабов заняли турки. И Османская империя потихоньку наползала на Европу. На Балканах турки заняли уже пол-Венгрии и угрожали самой Вене. Османы прибрали к рукам все греческие острова за исключением пары Ионических. Мусульманские пираты держали в страхе все Средиземноморье, забираясь даже глубоко в Адриатику. В 1571 году огромная эскадра объединенных сил Венеции, Испании, Мальты, а также многих других итальянских городов направилась на Восток. Целью христиан было оказание помощи принадлежащему Венеции Кипру. Однако, пока союзники собирали флот, Кипр уже пал. С обоих сторон в битве были задействованы огромные ресурсы. В те времена главным типом морского корабля была гребная галера. В техническом отношении в них не было больших изменений со времен античности. Моряки только-только начали использовать артиллерию, и артиллерия сыграла очень важную роль в битве при Лепанто. Всего в сражении по подсчетам историков принимало участие более 170000 человек с обеих сторон.
Битва произошла 7 октября 1571 года при входе в Коринфский залив. Христианский флот двигался вдоль западного берега Греции с севера от острова Корфу. А турецкий выходил из Коринфского залива. Встреча двух огромных флотов оказалась неожиданной для обоих сторон. Оба флота согласно тогдашним правилам морских сражений выстроились в линии друг напротив друга. Дон Хуан Австрийский и его испанские корабли находились в центре, как пишет Г.Мортон “на двигающемся навстречу врагу флагмане с развивающимся папским знаменем, на орудийной платформе под звуки волынки в золотом мундире дон Хуан.. танцевал гальярду”. Не знаю, что за танец гальярда, но вёл себя молодой испанский флотоводец в этом бою храбро. Венецианские галеасы своей артиллерией вывели из строя большое количество турецких галер в центре, а потом галеры противников сошлись в жестоком и кровопролитном абордажном бою. В рукопашном бою испытанные испанские солдаты, а также немецкие наемники итальянских кораблей, оказались значительно более стойкими, чем турки. К тому же христиане были лучше вооружены, турки почти не использовали огнестрельное оружие. Решающую роль сыграло ещё то, что союзники оставили около 30 кораблей в резерве под руководством испанского офицера Санта Круза. Вступление в схватку этого резерва переломило ход битвы. Чтобы не попасть в плен, командующий османский флотом Али Паша покончил с собой. Победа, одержанная Хуаном Австрийским 7 октября 1571 г., была решительной: сильный неприятельский флот был почти совершенно уничтожен. Весть об этой победе возбудила во всей Европе неописуемое ликование. Потери турок составили 25 000 убитых и 3500 пленных матросов, кроме того, союзники освободили из рабства 12000 христиан, которые использовались как гребцы на мусульманских галерах.
Однако, кроме капитального уничтожения кораблей и солдат противника никаких других успехов союзники из этой блистательной победы не извлекли. У Испании, Венеции и папы были слишком разные планы и цели, которые вступили в противоречия. Дон Хуан хотел продолжить войну на море и идти освобождать Кипр, другие острова греческого архипелага, а может быть и сам Константинополь, однако его патрон король Филипп II был против таких решительных действий. В процессе споров и дележа добычи время было потеряно, установилась непогода, и флот был распущен на зимние квартиры вместо того, чтобы развить успех. На следующий год объединенный христианский флот так и не смог добить турецкий, турки, помня урок Лепанто, все время уклонялись от генерального сражения. А к концу 1572 года Венеция заключила с Османской империей сепаратный мир, отказавшись от Кипра.
Испанцы Хуана Австрийского продолжили войну с турками в Алжире.

Несмотря на то, что битва при Лепанто не имела решающего значения, это было первое большое поражение турок за долгие годы. Сильнее и могущественнее, чем в конце 16 века, Османы уже никогда не были.
В 31 год Хуан Австрийский отправился в Нидерланды, чтобы исполнять обязанности наместника этой в то время испанской провинции. А спустя некоторое время умер при довольно загадочных обстоятельствах.

Вернемся обратно...
Честно говоря, все эти склепы и гробницы, действительно оставляют самое большое впечатление. Выйдя на улицу, было приятно смотреть на окрестные горы и солнышко.


Вокруг Эскориала разбиты красивые сады.


После осмотра дворца я обедал в местном ресторане. Я очень люблю супы, и вообще считаю, что настоящий обед должен начинаться с супа. Но испанская кухня супами нас не радовала, гигантская порция Sopa de Castellana оказалась мало съедобной. При всех моих усилиях съесть я это не смог. Вот что такое кастильский суп - в мясной бульон пихают много-много нарезанного хлеба, ломтиков ветчины и разбивают пару сырых яиц. Традиционное крестьянское блюдо, думаю, что Габсбурги этого не ели. Вот баранина или рыба совсем другое дело, это испанцы умеют. Удивительно, но в Мадриде и окрестностях, которые весьма удалены от моря, во многих ресторанах можно выбирать свежую рыбу, как если бы дело происходило на берегу моря.

Обратно на станцию мы пошли пешком. Дорога идет через огромный и очень красивый парк.


Парк раскинулся вокруг еще одной местной достопримечательности - Palacio del Principe. Здание построено в 18 веке, оно служило резиденцией для наследника трона, будущего короля Карлоса IV. Обратно от Эскориала к станции идти хорошо, дорога постоянно идет вниз с хорошим уклоном. А вот если бы мы шли пешком туда, то коляску всю дорогу пришлось бы толкать в ощутимую гору.
В парке было очень мало народу, и он действительно очень красивый.


Ну, и напоследок, ещё одна фотография, и ещё одна байка. На входе в парк висит табличка с перечёркнутой собакой. В связи с этим мы наблюдали ужасно забавную сценку. По парку прогуливались два гомосексуалиста с маленькой собачкой. Увидев их, из будочки около Palacio del Principe вышел охранник в черной форме с весьма брутальным выражением лица. Он жёстко потребовал их удалиться вместе с животным. Один из них схватил песика, поднял на руки и обнял его, как бы защищая от нападок. Второй, что-то стал жарко доказывать охраннику, типа, он же маленький, он никого не покусает, ну в общем что-то там по-испански. А дядька ответил “Prohibido!”, и держась одной рукой за дубинку, второй указал в сторону выхода. Так и пошли они к выходу обнявшись с собачкой на руках, непонятые и прекрасные.


А мы шли сзади с камерой и смеялись...

Дворец-монастырь Эскориал , Мадрид, Испания. История возникновения, особенности архитектуры, владельцы..

Бытует мнение, что Сан-Лоренцо-де-Эль-Эскориал (San Lorenzo de El Escorial) — восьмое чудо света. Естественно, что более всего оно распространено среди испанцев! Ведь всякий народ на планете считает какое-нибудь из собственных национальных зданий (или целых архитектурных ансамблей) достойным этого громкого звания.

Для русских это — Кремль, для итальянцев — собор Святого Петра, для французов — Версальский дворец, а может быть — Лувр… Перечисление можно продолжать долго

Но, пожалуй, Эскориал занимает в перечне особое место. Грандиозное здание северо-западнее столицы Испании, Мадрида, если и не являющее собой продолжение горной гряды Сьерра-де-Гуадарама (как утверждают поэтически настроенные испанские путеводители), то во всяком случае не смотрящееся инородным телом на фоне суровых местных пейзажей, объективно подавляет своим величием.

Нетрудно представить, как оно давило на психику квартировавшим здесь монархам. И если Габсбурги худо-бедно смирились, медленно сходя с ума, то уже первый король из династии Бурбонов, Филипп V, не смог выдержать невыносимого пафоса. И перебрался из Мадрида в… Сеговию. Построив себе здесь миниатюрный Версаль с садами и фонтанами, любимую , «Ферму».

Масштабы

Эскориал в плане представляет собой прямоугольник размером 207 на 161 метр. Сооружен из массивных гранитных блоков, которые — сами можете представить — трудновато обрабатывать. Изначально одержащий в себе монастырь Святого Лоренцо, королевский дворец и королевскую же усыпальницу, является единственным в своем роде универсальным зданием в мире, может служить ключом к пониманию средневековой Испании.

  • Длина всех коридоров Эскориала превышает 24 километра
  • Всего в комплексе 9 башен, 16 внутренних дворов, 13 часовен, 86 внутренних лестниц и 1860 комнат, а количество окон, говорят, еще никто не смог сосчитать предельно точно (их здесь ~2670)

Комплекс был заложен 23 апреля 1563 года в правление испанского короля Филиппа II («властителя полумира»). И завершен в рекордно короткие для того времени сроки: в 1584 году.

На постройку ушел 21 год. И это намного меньше, чем в свое время потребовал сравнимый по масштабам (резиденция «Короля-Солнца» строилась более 50 лет) . Или последний в списке колоссальных резиденций (28 лет: с 1752 по 1780 год).

История создания

Событием, в честь которого было построено здание, стала победа испанской армии над французами при Сен-Квентине (Пикардия, Франция) в ходе франко-испанской войны. Она была одержана 10 августа 1557 года, стала первым военным успехом в царствование Филиппа II (правил Испанией с 1556 по 1598 год, родился в 1527 году) и случилась в день Святого Лоренцо (католического святого и испанца по происхождению).

Считается, что проект Эскориала разработал главный королевский архитектор Испании Хуан Баутиста де Толедо (1515(?)-1567). На заре карьеры работавший в Италии, принимавший участие в постройке собора Святого Петра.

Представляется вероятным, что архитектору пришлось учитывать многочисленные пожелания, а то и прямые указания монарха, Филиппа II. Так что последнего во всех смыслах можно причислить к соавторам комплекса.

Де Толедо умер в 1567 году, так и не увидев завершения самой значительной своей стройки. Его сменил не менее великий мастер, Хуан де Эррера. С именем последнего связан стиль испанской архитектуры, так называемый herreran, эрререско. Характеризуемый лаконичностью деталей и почти полным отсутствием декора.

Сан-Лоренцо-де-Эль-Эскориал решен именно в стиле эрререско. И является наиболее яркой работой архитекторов испанского Возрождения.

Фасады и залы Эскориала

Монастырско-дворцовый комплекс в целом ориентирован по сторонам света. Главный, западный (или монастырский) фасад выходит на обширную площадь, его центральная часть решена в виде гигантского двухэтажного и 12-ти колонного портика.

Через парадную дверь гигантских размеров посетители попадают в так называемый двор Королей. И на его противоположном конце видят вход в центральную часть всего сооружения: базилику Святого Лоренцо. Если смотреть прямо на нее, то по правую руку находятся здания собственно монастыря Эскориала, по левую — помещения школы (семинарии).

За базиликой, вход в которую также обозначен портиком, находится королевская усыпальница. А за ней дворец Филиппа II.

  • Этот монарх, известный своей крайней набожностью, настоял, чтобы его покои примыкали к алтарной части храма. И на склоне лет мог присутствовать на мессе, не вставая с кровати (Филиппа II мучила подагра) — дверь из спальни выходит прямо на хоры

Туристы ломятся посмотреть на спальню «Властителя полумира» и его кабинет, где решались все вопросы войны и мира в Европе. Но они ничем, кроме крайнего минимализма, не примечательны. На себя мрачный и воинственный Филипп II тратил не так уж много.

Иное дело библиотека Эскориала. Обширное помещение, свод которого расписан прекрасными фресками работы Пелегрино Тибальди. Служит местом хранения более 40 тысяч томов, большая часть из которых совершенно уникальна.

Здесь даже книги ставятся особенно — корешками внутрь, чтобы сохранить переплеты. Правда, на экспозиции в основном представлены копии — оригиналы в запасниках!

Слева от базилики находится дворец Бурбонов, в котором жили короли этой династии (правившей Испанией, начиная с 1715 года) во время своего, почти всегда недолгого пребывания в Эскориале. Окна их апартаментов выходят на север и, частично, восток.

Справа от базилики, вокруг двора Евангелистов, располагаются монастырские помещения. Часть восточного фасада занята Пантеоном Инфантов (где захоронены все принцы и принцессы испанской королевской фамилии).

Как уже отмечалось, западный и северный фасады выходят на обширные мощеные площади. Возле южного раскинулись обширные регулярные, так называемые Монастырские сады (Gardens of the Friars), разбитые по прямому указанию короля Филиппа II.

К ним примыкает красивая Галерея выздоравливающих (Galería de Convalecientes). Прогуливаясь по которой вы сполна оцените чистоту и свежесть горного воздуха.

Северный и южные фасады полностью лишены архитектурных излишеств и представляют собой суровую, прямую, буквально крепостную стену. Разве что многочисленные окна немного скрашивают ее суровость.

Напротив восточного фасада разбит еще один сад — Королевский. Именно сюда выходят окна личных апартаментов Филиппа II.

Коллекции

Жемчужинами собрания считаются:

  • Библиотека (помещения расположены прямо над парадным входом). По количеству собранных раритетных книг (около 45 000 изданий XV и XVI веков и, кроме того, более 5 000 рукописных манускриптов римской, арабской и кастильской эпох) уступающую разве что коллекции
  • Картины и фрески итальянских (Тициан, Тинторетто, Веронезе и Джордано), испанских (Веласкес, Сурбаран, Эль Греко, Рибера, Гойя), германских (Босх, Дюрер) и фламандских мастеров
  • Скульптура. Как статуи, изваянные в мраморе (Христос работы Бенвенуто Челлини), так и в бронзе (статуи королей) работы отца и сына Леоне и Ромео Леони
  • Реликвариум (содержащий около 7 500 реликвий — фрагментов скелета святых католической церкви)

Неподалеку от главного здания находится небольшой загородный дворец короля Карла IV, Casita del Princip. Построенный еще в его бытность наследником престола (1771-1775 годы, архитектор Хосе де Вильянуэва — автор проекта ).

Как добраться

Одноименный город, который возник при Эскориале, находится приблизительно в 45 км на северо-запад от столицы, Мадрида. Добраться оттуда можно:

  • автобусными маршрутами 661 и 664, отходящими от станции Moncloa Interchange
  • по железной дороге (от вокзалов Chamartín или Atocha).

Поездка займет около часа. Плюс автобуса в том, что его конечная остановка находится всего в 5-ти минутах ходьбы от монастыря. Железнодорожная станция отстоит на дистанции 20-минутной пешей прогулки. Тем, кто не захочет карабкаться в гору, придется воспользоваться местным автобусом.

Режим работы и цены

Эскориал открыт для посещения во все дни недели, кроме понедельника. С 10 до 18 часов с октября по март, с 10 до 20 с апреля по сентябрь.

Стоимость входного билета, позволяющего посетить основной комплекс, составляет 10 € (2019 год) для взрослых и 5 — для детей 5-16 лет. Граждане в возрасте до 5 лет проходят бесплатно! Аудиогид стоит 4 €.

Дополнительные 5 придется заплатить за вход в обособленные дворцы: Casita del Príncipe, Casita del Infante.

Вход бесплатен для всех по следующим дням:

  • Международный день музеев 18 мая
  • 12 октября в Национальный день Испании

Официальный сайт дворца-музея: www.patrimonionacional.es/en/real-sitio/monasterios/8288

Жемчужина мировой архитектуры; древний дворец-монастырь, служивший резиденцией короля . Расположен недалеко от Мадрида в окрестностях хребта Сьерра-де-Гвадаррама. Это один из немногих дворцов-монастырей в Европе. Его удивительная архитектура производит неизгладимое впечатление на посетителей. Он включен в по версии нашего сайта.

В Средние века монастырь успел послужить домом для короля Филиппа II. Знатоки архитектуры дают этому громадному сооружению противоречивые оценки. Для одних это архитектурный шедевр, а для других - архитектурный провал. Строительство Эскориала началось в 16 веке по инициативе Филиппа II, который хотел таким образом увековечить победу над французскими войсками.

Изначально был возведен только монастырский корпус, но со временем к нему пристраивали все больше построек. В итоге Эскориал стал напоминать целый дворцовый комплекс. Еще Филипп II говорил, что хотел видеть на этом месте «дворец для Бога и лачугу для короля», что и было претворено в жизнь. По своим размерам и уровню роскоши комплекс превосходил все испанские постройки того времени.

Несмотря на то, что четкая прямоугольная планировка придает дворцу некую суровость, внутри его залов хранятся такие пышные убранства, от которых захватывает дух. К тому же в помещениях хранится целый музей из работ знаменитых художников голландской, испанской, итальянской и других европейских школ. Здесь и шпалеры, созданные по эскизам Гойи, и картины Босха, и ценные рукописи, и даже мавзолей испанских королей.
С высоты близлежащих гор можно увидеть, что монастырь построен в форме решетки, на которой был сожжен великомученик Лаврентий. Такая планировка была идеей Филиппа II. Личные покои короля можно увидеть на третьем этаже дворца. Они выдержаны в скромном стиле без излишней роскоши. Через специальное окошечко монарх мог присутствовать на различных церемониях, не покидая своих покоев.

Добраться из Мадрида до дворцового комплекса и монастыря можно всего за час. От автовокзала Монклоа в сторону Эскориала периодически отправляются автобусы № 661 и 664. Если ехать на электричке с центрального железнодорожного вокзала, то сойти нужно на остановке Эль Эскориал и пройти пешком минут 15 в сторону достопримечательности.

Фото достопримечательности: Монастырь Эскориал


" Монастырь Эскориал - монастырь, дворец и резиденция короля Испании Филиппа II. Расположен в часе езды от Мадрида у подножия гор Сьерра-де-Гвадаррама. Архитектурный комплекс Эскориал вызывает самые различные чувства: его называют и «восьмым чудом света», и «монотонной симфонией в камне» и «архитектурным кошмаром». " " Первыми Габсбургами, получившими в наследство от католических монархов богатую и могучую Испанию, были Карл V и Филипп II. Это время рассвета испанского абсолютизма, опиравшегося на аристократию и духовенство Испании. Могущественная держава захватывала земли по всему - от Америки до Азии. " «В моих владениях никогда не заходило солнце» - любил говорить император Священной Римской империи, «повелитель полу-мира" испанский король Карл V. И действительно, его огромная империя была раскидана на четырех континентах, в трех Америках и бывших колониях Португалии в Азии и Африке, занимала половину Европы,.
" Филипп II, сын Карла V, интересен как личность по нескольким причинам. Не было больше в мировой истории такого периода, чтобы столько государств и народов находилось в подчинении у одного правителя. Его называли «королем-пауком», который, сидя во дворце Эскориал под Мадридом, выплетал тончайшую паутину заговоров и опутывал ею весь мир. Филипп Осторожный - защитник католической веры и искоренитель ереси - еще одно из его прозвищ. " Мать Филлипа 2
" Смерть отца
" АЛОНСО САНЧЕС КОЭЛЬО (1531-1588) Инфанта Изабелла Клара Евгения.Музей Прадо. Инфанта Изабель (Исабель Киафa Эухенио) - дочь Филиппа II, короля Испании и его третьей супруги, Исабели, принцессы из дома Валуа, родной сестры знаменитой королевы Марго " Елизавета Валуа третья жена,умерла в родах. " "Инфанта Каталина Микаэла"Алонсо Санчес Коэльо,Музей Прадо. Дочь Елизаветы и Филлипа 2 Карл V дал два наказа своему сыну: чтобы он продолжил дело отца в борьбе с ересью и воздвиг достойную усыпальницу для королевской семьи Испании. Филипп II повсеместно использует власть римского папы и способы испанской инквизиции. В Испании его почитали, как святого, в остальном мире мира, как исчадие ада, " В 1561 году Филипп II посещает небольшой шахтерский городок Эскориал, что расположен в гранитных горах Съерра-де-Гвадарама. Кстати, Эскориал означает просто «груда шлака». Имея неплохой художественный вкус, Филипп II самостоятельно отбирал мастеров для строительства и отделки дворцов, лично вел надзор, проверял и иногда исправлял архитектурные проекты, До сих пор в горах показывают укромное место (его называют «вышкой Филиппа»), из которого король тайно наблюдал за строительством фамильного склепа.
" Но представлялось Филиппу II нечто большее того, о чем просил его Карл V. Перед его мысленным взором представал гигантский монастырь, базилика и дворец, соединенные в единое целое. Конечно, монастырь и светские палаты - обычно веши трудно совместимые. Но бывают моменты, когда светская власть делит один кров с духовенством, хотя бы на время: монарх в поездке пользуется гостеприимством настоятеля монастыря или член королевской семьи, делает пожертвования монастырям и монахам. Филипп II хотел же построить монастырь, который одновременно бы являлся и королевским дворцом. " Эскориал стал самым большим зданием на свете, с 4000 комнатами и сотнями километров коридоров. На его возведение ушло более миллиона тонн гранита. Первыми жильцами Эскориала стали монахи, которым король дал два поручения: чтобы они каждый день молились за здоровье и благополучие королевской семьи и чтобы хранили мощи католических святых, которыми Филипп II очень дорожил. Коллекция мощей католических святых была самой большой, она насчитывала 7000 костей святых праведников. Возможно, у Филиппа II хранились останки Двенадцати апостолов и крест, на котором был распят Иисус Христос. " Строительство " История Эскориала начинается 10 августа 1557 года, когда армии Филиппа II разбили французов в битве у Сент-Кантена во Фландрии. Это произошло в день св. Лоренсо (San Lorenzo), и Филипп II решил воздвигнуть монастырь в честь этого святого. Новый дворцовый комплекс должен был олицетворять силу испанской монархии и испанского оружия, напоминая о победе испанцев при Сан-Кантене
" . Постепенно планы разрастались, равно как и значимость сооружения. В нём было решено воплотить завет Карла V - создание династического пантеона, а также, объединив монастырь с королевским дворцом, в камне выразить политическую доктрину испанского абсолютизма. Король послал двух архитекторов, двух учёных и двух каменотёсов подыскать место для нового монастыря так, чтобы оно было не слишком жарким, не слишком холодным и не слишком далёко от новой столицы. После целого года поисков они оказались там, где сейчас находится Эскориал.
" Кроме своего пристрастия к св. Лоренсо Филипп II отличался погружённостью в себя, меланхоличностью, глубокой религиозностью и слабым здоровьем. Он искал место, где мог бы отдохнуть от забот короля самой могущественной империи мира. Он хотел жить в окружении монахов, а не придворных; кроме королевской резиденции Эскориал должен был стать в первую очередь монастырём ордена св. Иеронима. Филипп II говорил, что он хотел «построить дворец для Бога и лачугу для короля»
" . Филипп не разрешал никому составлять свою биографию при жизни: в сущности, он написал её сам, и написал в камне. " Победы и поражения империи, последовательность смертей и трагедий, одержимость короля учением, искусством, молитвами и управлением государством - всё это нашло отражение в Эскориале. Центральное положение огромного собора символизирует веру короля в то, что во всех политических действиях нужно руководствоваться религиозными соображениями. " Первый камень был заложен в 1563 году. Строительство продолжалось 21 год. Главным архитектором проекта сначала был Хуан Баутиста де Толедо, ученик Микеланджело, а после его смерти в 1569 году завершение работ поручили Хуану де Эррере, которому принадлежат идеи окончательной отделки. Комплекс представлял собой почти квадратное в плане сооружение, в центре которого располагалась церковь, к югу - помещения монастыря, к северу - дворец; для каждой из частей предусматривался свой внутренний двор.
" Э.Босх Сооружение ансамбля, начатое в 1563 году, велось под непрестанным личным наблюдением короля. Ни один чертеж не проходил без его утверждения. Все, что касалось Эскориала, решалось этим царственным волокитчиком с исключительной быстротой. Следует отметить (не в пример другим затеям эпохи) прекрасную организацию работ. Были ассигнованы колоссальные средства. Строительство отличалось невиданным размахом. В создании Эскориала участвовала не только вся Испания, различные области которой поставляли мрамор, сосновый лес, кованые решетки, церковную утварь, кресты, светильники, лампы, вышивки и ткани, но и другие страны Европы, а также американские колонии, откуда везли золото и драгоценные породы дерева. В течение двадцати лет шло строительство Эскориала. С выступа в гранитной скале, называемого «Креслом короля», Филипп II наблюдал, как камень за камнем воздвигалось его любимое детище.
" Местоположение Эскориала было выбрано после долгих и тщательных обследований долины Мансанареса специальной комиссией. Хосе Сигуэнса писал: «Король искал пейзаж, способствовавший возвышению его души, благоприятствующий его религиозным размышлениям». Селение Эль Эскориал близ опустевших железных рудников привлекало удачными климатическими условиями – расположением на южных склонах Сьерры, обилием горных источников и великолепным строительным материалом – светло серым гранитом.
Строительство Эскориала Филипп II поручил Хуану Баутисте де Толедо, своему главному архитектору. Но строительство Эскориала принесло зодчему немало огорчений, вероятно, и ускоривших его смерть в 1567 году. Постепенно имя Хуана де Толедо отошло на второй план и почти стерлось из памяти испанцев. Хуан де Эррера, его молодой талантливый помощник, который возглавил строительство в 1567 году, и стал общепризнанным создателем Эскориала.
" Хуан де Эррера не только существенно изменил первоначальный замысел Хуана де Толедо, но и подчинил все сооружение единой во всех деталях новой образной системе. План Эскориала – прямоугольник с четырьмя башнями (высота 56 метров) по углам – обнаруживает близость к планам старых испанских алькасаров. Такие дворцы крепости, воздвигаемые в древних городах Испании, составляют наследие национальной архитектуры, восходящее к далеким истокам. Предложенный Хуану де Эррере план ансамбля с ее точными параметрами представлял собой как бы те исходные данные, с помощью которых он должен решить сложнейшую архитектурную задачу. И зодчий решил ее блестяще. " «Мученичество святого Маврикия».Эль Греко Следуя стремлениям короля к простоте, строгости и авторитарности Хуан де Эррера увеличил все здание, удвоив число этажей, и объединил четыре фасада на одном уровне общим карнизом. Он достиг редкой соразмерности четкого силуэта и объемно пространственной композиции всего комплекса. Так, Хуан де Эррера очень верно нашел пропорциональное соотношение между куполом собора, угловыми башнями и горизонталями сильно протяженных фасадов " . Решение этих колоссальных пятиэтажных фасадов – одно из самых смелых новшеств испанского зодчего. Выразительность фасадов строится на подчеркнутом лаконизме гладкой, словно уходящей в бесконечность плоскости стены. Часто расположенные окна и горизонтальные тяги здесь – не украшения, а необходимые элементы композиции, подчине " Южный фасад Филипп следил за всеми этапами проектирования и строительства. Большое значение с концептуальной точки зрения имел выбор архитектурного стиля. Филиппу II нужно было подчеркнуть разрыв со средневековым прошлым и европейское значение своей державы. Этому требованию в наибольшей степени соответствовал стиль архаизированной ренессансной архитектуры.
" Главным фасадом собор Эскориала смотрит на прямоугольный внутренний дворик, именуемый «Двориком королей». Дворик назван так, потому что в верхнем ярусе на постаментах размещены шесть гигантских статуй ветхозаветных царей Борясь с ересью, Филипп II думал, что продолжает дело древних царей Израиля: здесь находятся царь Соломон - известный своей мудростью, и царь Саул - известный храбростью, а также другие цари Израиля.

Внутренняя архитектура собора выдержана в официальных, холодных тонах. Архитектор Хуан де Эррера, заменивший Хуна де Толедо, полагал, что дорийский ордер «своей силой и благородством наилучшим образом выражает мощь». Все внутренние элементы: пилястры, фриз, соборные стены - изготовлены из сероватого мрамора, и лишь главный алтарь бросается в глаза ярким пятном. Алтарь возвышается на высоте четырех этажей в главном нефе собора, чуть вытянутом на восток. Украшают алтарь яшма, драгоценные камни и разноцветный мрамор, которые переливаются всеми цветами радуги от света, падающего через фонарь в куполе. Блеск алтаря символизирует центр Экориала и цель земной миссии Филиппа II.
" Для внутреннего убранства использовались лучшие материалы и были собраны лучшие мастера полуострова и других стран. Деревянная резьба была выполнена в Куэнке и Авиле, мрамор привезён из Арасены, скульптурные работы были заказаны в Милане, бронзовые и серебряные изделия изготовлялись в Толедо, Сарагосе, Фландрии. " 13 декабря 1584 года был уложен последний камень в здание комплекса. После этого за работу взялись художники и декораторы, среди которых были итальянцы П. Тибальдини, Л. Камбьязо, Ф. Кастелло и др.
" И после окончания строительства Филипп II не оставлял своими заботами Эскориал. Здесь он собрал большое количество работ испанских и европейских живописцев, сюда свозились ценные книги и рукописи. Уже после смерти Филиппа II коллекции продолжали пополняться его наследниками, и теперь Эскориал хранит работы Тициана, Эль Греко, Сурбарана, Риберы, Тинторетто, Коэльо.
" Покои короля, в противоположность роскоши больших военных залов и мрачной пышности пантеона, были отделаны крайне просто. Кирпичные полы, гладкие белёные стены - это было выдержано более в традиционном духе испанских жилищ и, кроме того, отвечало сотворённому образу Филиппа-монарха. Архитектура
" Потолочная живопись во дворце Эскориал
" Сад при дворце во французском стиле " Эскориал блестяще воплотил заложенные в нём идеи. Воздвигнутый из светлого песчаника в ясных и строгих формах, он высится на фоне горной зелени так же спокойно и уверенно, как смотрит на нас Филипп II с портрета Коэльо. Удивительно соответствие формы каждого из сооружений своему назначению: простота королевских покоев, светлый и высокий интерьер церкви, лёгкий строй аркад в библиотеке, мрачное великолепие усыпальниц " Внутренние дворы с зеленью как бы разрежают камень и впускают горный свет в покои. Недаром Филипп II так любил своё детище. Сюда он приказал перевезти его при приближении смерти. Эскориал стал образцом дворцовых комплексов, которому подражали или от которого отталкивались последующие испанские короли. В нишах по обе стороны стоят скульптуры Карла V и Филиппа II с семьями (работа итальянца Л. Леони). Из спальни короля вел вход в другую нишу, ложу для короля и его свиты. " В центре «Дворика королей» расположился колодец в виде изящного маленького храма, выстроенного из серого гранита. Стройные колонны, статуи в нишах и изящная балюстрада, идущая по карнизу, придают очарование храму. Большие четырехугольные бассейны, расположенные крестообразно, примыкают к маленькому храму с четырех сторон. В голубой воде бассейнов отражаются благородные формы храма-колодца. Внутренняя отделка выполнена из розового, зеленого и белого мрамора.
" Серые стены Эскориала как будто вписаны в серовато-голубые пейзажи, окружающие дворец. Он возвышается пугающей, мрачной громадой, как бы напоминая о закрытом и не уступчивом нраве Филиппа II, хотевшего поработить весь мир
" Эскориал представляет собой прямоугольник 208 × 162 м. В нём 15 галерей, 16 патио (внутренних двориков), 13 часовен, 300 келий, 86 лестниц, 9 башен, 9 органов, 2673 окна, 1200 дверей и коллекция из более чем 1600 картин. Некоторые считают, что здание по форме напоминает перевёрнутую жаровню в память о св. Лоренсо, которого зажарили живым.
" Северную и западную стены монастыря окружает большая площадь, называемая лонха (исп. lonja), а с южной и восточной стороны расположены сады, откуда открывается великолепный вид на монастырские поля, плодовые сады и окрестности Мадрида за ними. Этим видом любуется и статуя короля Филиппа II в саду Фрайлес (исп. Jardin de los Frailes), где монахи отдыхали после своих трудов. Справа от сада находится галерея для выздоравливающих.
" Давая указания архитекторам, Филипп II говорил: «Для Господа- дворец, для короля- хижину". Дом короля выглядит очень скромно, как будто для монаха. Покои короля - это комнаты для раздумий: у Филиппа II много поводов для беспокойства. Праведным искусством Филипп II укреплял свой дух для борьбы. Единственной картиной в его комнате был «Сад радостей земных» И. Босха, никаких украшений больше не было. Кабинет короля был похож на келью монаха, а его трон - это походный стул его отца, сопровождавший Карла V во всех военных походах.
" Огромная империя управлялась Филиппом II из небольшого кабинета, а королевские покои располагались в Эскориале так, что непосредственно из них король мог пройти в церковь. Даже в старости, лёжа на своей кровати, Филипп II все равно мог видеть главный алтарь церкви. Эти покои, граничащие с восточным приделом церкви, как бы «выпирают» из основной части ансамбля, поэтому их называют «рукоятью» решетки Святого Лаврентия.
" Золото из Америки непрерывным потоком шло на строительство Эскориала, но в 1577 году случилась катастрофа. В сильную грозу молния ударила в юго-западную башню, возник пожар, и реки расплавленного свинца потекли по стенам Эскориала..
" Окончанию строительства фамильного склепа помешали подземные воды. Только в 1654 году, после осушения фундамента под Эскориалом, гробница была закончена. Но время и люди внесли свои изменения: вместо холодного гранита были использованы мрамор, золото и бронза.
" Внутренние помещения Эскориала тоже выдержаны в холодной, строгой гамме. Последующие правители предпочитали более богатые и просторные апартаменты и к тому же не всегда хотели видеть перед собою главный алтарь. Поэтому дворец расширили, пристроив помещения к северной стороне церкви. К югу от церкви расположена двухъярусная галерея крестного хода, тянущаяся по периметру внутреннего двора - так называемый «Дворик евангелистов»,- украшенный скульптурами четырех евангелистов. С 1563-го по 1584 год строился самый удивительный дворец Испании – Эскориал. Иногда его называют биографией Филиппа II в камне Музеи В Эскориале находятся два больших Новых музея. В одном из них представлена история строительства Эскориала в рисунках, планах, строительных инструментах и масштабных моделях. Во втором, в девяти комнатах, хранятся полотна XV-XVII веков начиная от Босха до Веронезе, Тинторетто и Ван Дейка, а также художников испанской школы. Габсбургов поэтому считают величайшими покровителями искусств своего времени. Особенно полно представлены художники фламандской школы и Тициан, придворный художник Карла V. " Пантеон
" Громадный (300-футовый) купол базилики в Эскориале мастера построили только через 20 лет. В знак повиновения Ватикану он был сделан чуть меньше купола собора Святого Петра в Риме. И эта огромная церковь строилась только для короля и его свиты, простые люди могли внимать словам пастырей только из-за бронзовых ворот. " Ретабло в базилике Эскориала " Одна из целей строительства Филиппом II Эскориала - создание мавзолея для его отца, императора Карла V, чьи останки были перенесены сюда в 1586 году. Однако великолепный пантеон в бронзе, мраморе и яшме был сооружён в крипте церкви только при Филиппе III в 1617 году. " Здесь покоится прах всех королей Испании, начиная с Карла V, кроме Филиппа V, который терпеть не мог мрачности Эскориала и просил похоронить его в Сеговии, и Фердинанда VI, чья могила находится в Мадриде
" Королевы, которые дали жизнь наследникам мужского пола, также захоронены здесь. Напротив находится возведённый в XIX веке Пантеон принцев, где хоронят принцев, принцесс и королев, чьи дети не унаследовали трона.
" Две гробницы в Эскориале пустуют. Последним здесь был погребён единственный не король, удостоенный такой чести, - Дон Хуан Бурбон. Его сын и нынешний король Хуан Карлос I, да и весь народ Испании чувствовали, что он заслужил подобный знак признания своей поддержкой демократии при Франко и отказом от трона в пользу сына ради мирной передачи власти. Собор " Достоин внимания и собор Эскориала: огромное количество фресок, выполненных испанскими и итальянскими мастерами, мраморные и яшмовые колонны, скульптуры и картины с эпизодами жизни Христа и Девы Марии, скульптуры королей и их семейств – такое величие действительно может подавлять. " В то время, как некоторые прославленные посетители восторженно отзывались о великолепии Эскориала, других грандиозность собора скорее подавляла. Французский писатель и интеллектуал Теофиль Готье писал: «В соборе Эскориала чувствуешь себя таким ошеломлённым, таким сокрушённым, таким подверженным меланхолии и подавленным несгибаемой силой, что молитва кажется полностью бесполезной». " Фрески на потолке и вдоль 43 алтарей написаны испанскими и итальянскими мастерами. Главное ретабло (заалтарный образ) спроектировал сам архитектор Эскориала Хуан де Эррера; между яшмовыми и мраморными колоннами размещены картины сцен из жизни Христа, Девы Марии и святых. На другой стороне находятся королевские места и скульптуры Карла V, Филиппа II и их семейств за молитвой. Библиотека Библиотека Эскориала уступает только ватиканской и хранит рукописи св. Августина, Альфонсо Мудрого и св. Тересы. Здесь находится крупнейшее в мире собрание арабских манускриптов, иллюстрированных сборников гимнов и работ по естественной истории и картографии начиная со средневековья.
" Это единственная библиотека в мире, где книги ставятся корешками внутрь, чтобы лучше сохранялись древние украшения переплётов. Папа Григорий XIII провозгласил, что каждый укравший книгу отсюда будет отлучён от церкви. Сейчас большинство из выставленных книг - копии оригиналов.
" Роспись потолка, сделанная Тибальди и его дочерью. символизирует семь наук: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Двум главным наукам, теологии и философии, посвящены торцевые стены. " Во время царствования Бурбонов часть жилых помещений была перестроена и вблизи монастыря возведены два небольших дворца, используемых как охотничьи и домики для гостей. В библиотеке Эскориала служил известный испанский арабист Конде. Эль-Эскориал
" Рядом с ансамблем монастыря Эскориал возник город Эль-Эскориал (англ. El Escorial). Численность населения по данным на 2003 год составляет около 13 тыс. человек. Литература Испания. Окно в мир. М: ЭКОМ-ПРЕСС, 1998. История культуры стран Западной Европы в Эпоху Возрождения // Под. ред. Л. М. Брагиной. М.: Высшая школа, 2001