Как сделать меч кладенец. Меч кладенец реликвия россии

Меч кладенец - волшебное оружие богатырей из русского фольклора. Это оружие придавало силы мужественным героям русских сказок и помогало победить в любом бою. Только таким мечом можно победить большинство сказочных чудовищ и злодеев, которые для других видов оружия остаются неуязвимыми. Меч-кладенец отличался от обычных мечей тем, что по всей его поверхности шла руновязь (на клинке, а иногда и на рукояти), т.е. определённые заклинания. Руновязь создавала особую энергетическую структуру, силу вокруг меча. То есть, меч-кладенец был оружием магического воздействия, или как сейчас сказали бы «волшебный меч». Самый известный меч-кладенец нашего недавнего прошлого – меч Богатыря Ильи Муромского, доставшийся ему из рук непобедимого великана Святогора. Но историки и исследователи русского языка до сих пор не сошлись во мнениях, почему этот клинок имеет такое название.

Самой распространенной версией является та, что это слово происходит от слова КЛАД и соответственно означает спрятанное сокровище. Во многих сказаниях его действительно требуется разыскать в укромном месте или незнакомой стране. А заполучить его могли не все, а только богатырь, которого признает это разумное оружие и который может справиться с ним.

Возможно, слово произошло от древнерусского «укладный», что означает "стальной" и просто указывает на редкий по тем временам материал, из которого он выкован. Для древнего воина меч, который мог разрубить стальные доспехи, действительно являлся очень хорошим помощником, который мог спасти жизнь и решить исход битвы.
УКЛАД - сырцовая сталь, которую получали из железной крицы. При нагреве крицы в раскалённом древесном угле происходило поверхностное науглероживание металла; в процессе охлаждения металла водой или снегом сталистый слой закаливался, становился хрупким и при ударе легко отделялся. Операцию повторяли до полного превращения крицы в листки. Наиболее крупные листки укладывали в раскалённые угли (отсюда название) и нагревали до сварки; раскалённая масса приобретала плотное строение. Из УКЛАДА изготовляли холодное оружие, шлемы, серпы и т.д. С появлением пудлингования (конец 18 в.) и разработкой массовых способов получения литой стали (2-я половина 19 в.) УКЛАД потерял значение.

Еще один вариант происхождения названия этого меча связан со словом «складывать» и указывает на специальную технологию, по которой он был выкован. Она похожа на древние способы изготовления булата и дамасской стали. Кузнец многократно тонко расплющивал, а затем сгибал пополам металлическую заготовку клинка. Получалась особо прочная, красивая и острая сталь с замысловатым узором, мечом из которой на лету можно было запросто разрубить волосок.

А вот еще одна версия. Дешевое железо на несколько лет закапывалось в землю. Некачественный металл съедала ржавчина, оставляя только износостойкую и нестареющую сталь, которая затем использовалась для изготовления дорогого клинка. Кузнец изготавливал из железа разной твёрдости пруты и сковывал их в "косу", затем он вытягивал эту заготовку и ещё раз скручивал (процесс мог быть очень длительным). Когда скруток по мнению мастера было достаточно он придавал заготовке слегка увеличенную, в отличие от желаемой, форму клинка. Затем в специальный день (тогда ведали такое) или ночь кузнец проводил обряд уклада этой заготовки(произносились заветные слова), для чего выбиралось место со специальными свойствами почвы и именно там закапывался будущий меч, а сверху обычно воздвигался огромный валун. Спустя 10 лет (по разным источникам даты варьируются от 5 до 100 и более лет) эта заготовка извлекалась и отковывалась окончательно. Самое сложное в изготовлении такого меча в том, что извлечённую заготовку надо было проковывать за один раз, иначе металл терял свои восхитительные свойства (во время 10-летнего погребения окисление избавляло заготовку от ненужных примесей и создавало новые химические элементы, которые наделяли во время однократного нагрева поразительными свойствами будущий клинок). Но и это ещё не всё, остывать только что прокованный клинок должен был тоже специально. Кузнец садился на коня и мчался во весь опор, а сам в это время очень громко кричал заветные слова и рисовал в воздухе магические руны, призывая душу клинка войти в него. Таким магическим обрядом меч-кладенец "отпускался" . Было не много кузнецов-волхвов и такие мечи были крайней редкостью, поэтому стоили запредельно дорого. Такими мечами легко рубилась любая сталь и булатные мечи.

Есть версии, что он получил такое название, благодаря тому, что УКЛАДЫВАЛ целое вражеское войско на своем пути.

Также происхождение названия КЛАДЕНЕЦ может быть связано с древнеирландским словом claided и латинским gladius.

GLADIUS -
1) меч (как рубящее и колющее оружие)
2) убийство (licentia gladiorum C);
3) сошник, лемех
4) лопаточка для поднятия нитей основы (в ткацком станке)
Отсюда же скорее всего произошло и слово ГЛАДИАТОР.
GLADIATOR -
1) гладиатор (раб, военнопленный или вольнонаёмный), цирковой боец
2) головорез, душегуб
3) сабельный мастер, оружейник

Но в латинском есть еще схожее по звучанию слово.
CLADES -
1) несчастье, бедствие, ущерб
2) увечье, утрата
3) бич, гроза, разрушитель
4) поражение

А вот еще версия!
К-ЛАД-ЕНЕЦ. Обладание этим мечом означало овладение своим телом в совершенстве. Правильно писали, что кладенец нельзя изготовить, его можно только добыть(найти). Но найти его можно лишь пойдя за мудростью народной, овладев знаниями и умениями предков, т.е. генетической памятью, сокрытой в костях (костном мозге). К-ладу - к гармонии, мудрости и родовой памяти стремился обладатель кладенца.

Существует женский оберег - амулет ЛАДИНЕЦ. Он посвящен богине Ладе. Символ состоит из из восьми лучей, направленных против хода солнца.
А также есть и мужской оберег - амулет КОЛЯДНИК. (Вполне возможно, он мог называться и КЛАДИНЕЦ)! Колядник нес в себе энергию солнца. Лучи свастики имели правостороннее движение. Известно, что колядник все мужчины носили с детства, так как этот знак даровал мудрость в быту и смекалку в бою. Колядник считается символом бога Коляды, основная задача этого бога – постоянное обновление мира, который могучий Велес однажды привел в движение. Коляда нередко изображался с мечом в руке, но меч его не поднят над головой, а опущен к ногам. Это символ мудрости, так как только мудрый человек способен примирительно сложить оружие, когда глупец изготовится к бою. Вот и колядник в первую очередь дает своему обладателю мудрость. Таким образом, колядник является аллегорией победы света над тьмой, ведь Коляда всегда меняет мир к лучшему, двигаясь посолонь, по священному солнечному кругу. При этом колядник разрешено было носить лишь мужчинам, ведь мужчина – носитель родовой памяти и сотворяющий импульс вселенной. Женщины могли носить подобный оберег лишь непродолжительный промежуток времени, чтобы усилить в себе типично мужские качества – уверенность и смелость. Ладинец и Колядник символизируют «небесную семью». Сочетание этих двух славянских оберегов образует Огненную колесницу. Сочетание правосторонних и левосторонних вихревых энергетических потоков образует мощное энергетическое поле, которое сметает на своем пути любое зло, любой негатив.

А теперь хотелось бы вернуться к первой версии, где мечь попадал в руки хозяина из какого-либо тайника. В древние времена меч был символом доблести и воинской славы. Он не мог достаться просто так, такой клинок было необходимо заслужить. И давался он только тому герою, который способен этим мечом хорошо владеть, попасть он мог только в руки воина. Во всех былинах путь обретения такого оружия был очень трудным. Иногда это были очень длительные поиски и действительно, чтобы найти свой путь, настоящему воину нужно очень большое количество времени, сил и благоразумия. В некоторых сказаниях, чтобы обрести Меч Кладенец, дающий непобедимость, его необходимо было достать из могилы или подземного царства, иначе говоря, победить смерть. Таким образом, этот клинок являлся чем-то вроде моста, связывающего два мира, мир живых и мир мертвых, сам мог сеять смерть и давал своему владельцу сверхъестественную власть. Еруслан Лазаревич, сказочный герой, нашел этот меч под телом убитого воина Росланея. Где искать его, рассказала голова огромного богатыря на поле брани. Это символ обретения знаний в воинском деле от мертвых к живым. Владелец меча получает от него уверенность в своих силах и непобедимость. Иногда даже волшебный меч-кладенец способен был оборачиваться в страшного змея. Чтобы справиться с такими задачами требовалась недюжинная сила и огромная мудрость, во время поисков сам воин обретал отвагу и бесценный опыт. Пройдя через такую инициацию можно действительно стать непобедимым. Испытания прибавляют мудрости, без которой любая мощь теряет смысл, а благоразумие может победить любого врага.В некоторых былинах главный герой получал его в наследство от отца, доблестного богатыря, но с одним условием. Получить оружие возможно было только, когда силы у юноши окрепнут настолько, чтобы поднять огромный валун, под который мудрый воин положил клинок. Это означает, что каждый мужчина, обучаясь боевому искусству, должен иметь терпение и стараться не опережать события, дожидаясь, пока его знания станут совершенными.

А не находится ли этот тайник-клад внутри нас?

В середине груди человека находится продолговатая кость, напоминающая кинжал. Состоит из 3 частей: рукоятки, тела и мечевидного отростка. Служит местом соединения верхних 7 пар ребер, внутри состоит из из губчатого костного вещества, богатого сосудами и содержащего красный костный мозг. Мечевидный отросток (лат. processus xiphoideus) - самая короткая и узкая часть грудины, образующая её нижний, свободный конец. Форма и величина отростка сильно варьируется. Обращенный книзу конец, прощупываемый через кожу, может быть притуплён или заострён, вилообразно расщеплён или иметь расположенное посередине отверстие.Он может более, чем тело кости, отступать назад, и тогда образует изменчивую по форме желудочную, или подложечную, ямку. Он может своим концом выступать вперед, и тогда обозначается на теле в виде выступа. Находится этот мечевидный отросток в районе солнечного сплетения.

Солнечное сплетение представляет собой место, где скоплено множество нервных окончаний, расположенных вне пределов центральной нервной системы. Врачи дали ему название «брюшной мозг». Тем самым они подчеркивают, что солнечное сплетение и мечевидный отросток - одни из наиболее важных центров нервных скоплений в организме человека. Именно через эти узлы осуществляется контроль и коррекция деятельности любого внутреннего органа. Также исследования показали, что во время сильных переживаний человек испытывает ноющую боль в передней стенке грудной клетки, как раз в районе солнечного сплетения. Таким образом ученые предположили, что в лимфатической системе есть определенный участок, который контролирует наши духовные качества. И именно поэтому во время сильных переживаний люди чувствуют сильную ноющую боль в области груди. Здесь же находится нервный центр (в радиусе 5-6 см вокруг мечевидного отростка), который при возбуждении, при сильном страхе дает команду к спазму, напряжению, сокращению целого ряда мышц, что и вызывает эмоции страха, тревоги и беспокойства. При спазме скапливаются продукты жизнедеятельности клеток и органов, так называемые шлаки и токсины, происходит самоотравление организма, нарушается обменный процесс.

В этой же области находится 3 чакра МАНИПУРА. Это хранилище энергии необходимой для жизни в этом мире. В плане судьбы чакра отвечает за волю, власть, успех, интеллект. Управляет работой органов желудочно-кишечного тракта, печенью, желчным пузырем, селезенкой, поджелудочной железой. Если чакра работает хорошо, то у человека сильная воля и высокий интеллект. Манипура отвечает за усвоение, накопление, трансформацию и распределение энергии по организму человека в целом. В общей энергосистеме человека эту чакру можно сравнить с турбиной электростанции, которая за счет своего вращения преобразует механическую энергию в энергию электрическую, поступающую далее в общую электросеть к конечным потребителям. Сила человека также кроется в чакре солнечного сплете­ния. Она формируется благодаря развитию уверенности че­ловека в том, что он знает кто он есть; создает сильный про­образ воина, крепко стоящего на ногах и уверенно отстаива­ющего свои права. Есть предположения, что именно в области солнечного сплетения находится душа человека.

А еще прямо перед мечевидным отростком на грудине расположена вилочковая железа. Свое имя вилочковая железа получила благодаря характерной форме, напоминающей трезубую вилку. Другое название этой железы - ТИМУС (thymus - греч. thymos = 1. тимьян; 2. душа, настроение, чувство), - центральный орган лимфоцитопоэза и иммуногенеза, в котором происходит созревание, дифференцировка и иммунологическое «обучение» T-клеток иммунной системы. Тимус является своеобразной "школой" ускоренного обучения клеток имунной системы, формирующихся из стволовых клеток костного мозга. Попав в вилочковую железу, новорожденные "солдаты" способны сражаться с вирусами, инфекциями и аутоимунными заболеваниями. Наиболее интенсивно обучение проходит в первые 2-3 года жизни, а ближе к пяти годам, когда защитников набирается на вполне приличную армию, функция вилочковой железы начинает угасать. К 30 годам она затухает практически полностью, а ближе к сорока от вилочковой железы, как правило, не остается и следа. Так как онатпростотрассасывается. Но у одних людей это происходит раньше, у других позже. Причины этой выборочной инволюции пока не ясны. Но медики уверены: чем позже это произойдет, тем лучше, так как вилочковая железа способна замедлять ход биологических часов организма..

Вилочковая железа совершенно не выносит стрессы (шум, температурные перепады, анестезия). Во время стресса железа сжимается, что приводит к снижению жизненной энергии. Стрессы требуют мобилизации всех Т-лимфоцитов, в результате чего вилочковой железе приходится в спешном порядке готовить новых защитников. Поэтому у человека, часто рискующего и нервничающего, вилочковая железа изнашивается и стареет быстрее..

Ослабленный тимус можно усилить посредством простейшего метода. Метод заключается в том, чтобы 10-20 раз легонько постучать рукой по месту расположения железы. Такое постукивание можно производить кончиками пальцев или легко сжатым кулаком, избирая приятный ритм. Таким способом можно за несколько секунд стабилизировать тело и наполнить его живительной энергией. Если каждое утро регулярно активизировать свой тимус и повторять эту процедуру несколько раз в течение дня, то уже через короткий промежуток времени почувствуете себя значительно более сильным. Вот только не рекомендуют пользоваться этим методом, если человек уже заболел.

Свое название ТИМУС получил благодаря растению ТИМЬЯН, благодаря схожести их форм. Но… я лично сомневаюсь, что именно форма была причиной названия этой железы. Может быть у древних было гораздо больше информации по поводу функциональных особенностей наших органов тела? Итак, давайте еще раз заглянем в этимологию уж самого ТИМЬЯНА. По одной – оно произошло от греческого «thymon» – сила, мужество. По другой его переводят как "дыхание жизни, дух". По третьей версии оно связано с греческим «thyo» - «совершать жертвоприношение».

В народной культуре тимьян является символом воинской доблести, мужской силы. Верили, что если носить при себе веточку тимьяна, он сделает человека смелее, наградит мужеством, решительностью, упорством и храбростью, принесет победу во всех начинаниях. Его использовали в качестве оберега, помещали в ладанки и носили на шее, чтобы уберечься от злых духов, от сглаза, от порчи, наведенной колдунами. В народе бытует поверье, что тимьян в подушке, дает здоровье и долголетие. Букетики тимьяна (чабреца) приносили в хаты и ставили в кувшины. Считалось, что пока в доме есть его запах – зла не будет. Особенно этот запах благоприятен для детей, он даёт им силу и добро. (Кстати, ЛАДАН по древне-русски звучал ТЕМЬЯН).

И еще одна интересная информация, которую я нашла в книге И.Брагиной и М.Брагина "Сверхвозможности воина". "Если очень быстро выполнять взмахи руками, имитируя движения крыльев (птиц или насекомых), то благодаря прямому воздействию на тимус (или, так называемую вилочковую железу) человек активизирует необыкновенную скорость реакции - настоящую сверхреакцию, и происходит это за счет выработки организмом особых гормонов, управляющих скоростью биохимических обменных процессов в организме. При этом одновременно происходит резкое повышение проводимости нервных путей для биоэлектрических сигналов, что определяет значительное возрастание скорости реакции на любые внешние воздействия, и это обусловлено психофизиологией человеческого организма."

P.S. Своеобразный языковой кульбит наблюдается со словом МЕЧ!

МЕЧ по-латински звучит GLADIUS.
GLADIUS напоминает русское слово КОЛОТЬ, что в свою очередь связано с функцией МЕЧА.
В латинском же языке есть слова:
METO - жать, косить, рубить, срезать, срубать
METUS - страх, боязнь, опасность, угроза; предмет страха
И эти переводы также связаны с функциями меча!

6 539

В русских былинах и преданиях зовётся он меч-кладенец или меч-самосек. А выковал его Агрик — сын царя Ирода, жестокого тирана, известного по библейским текстам и трудам римского историка Иосифа Флавия.

По преданию, меч этот испускал во тьме голубоватое свечение и имел сверхъестественные свойства: рубил в шепки любые воинские доспехи. В бой с богатырём, вооружённым мечом Агрика, враги даже не вступали, поворачивали вспять. Как меч оказался на Руси?

На этот вопрос нет ответа. В былинах есть только рассказы о том, как меч-кладенец богатыри получают из рук Святогора или находят его в глубокой пещере. Но вот что интересно. Летописи свидетельствуют, что одним из самых бесстрашных полководцев Древней Руси был князь Андрей Боголюбский (род. около 1109 г.). В 1149 году «обеступленный» (окружённый) врагами, на раненом коне, князь выхватил меч и, просто высоко держа его над головой, сумел прорваться к своим. Очевидно, это был тот самый момент, когда для устрашения врага достаточно было лишь продемонстрировать чудо-оружие.

В Крестовоздвиженском храме князю Петру является отрок и показывает Агриков меч, лежащий в расщелине алтарной стены

Так при каких же обстоятельствах у Андрея Боголюбского появился заветный меч? А вот при каких. Отцом Андрея был Юрий Владимирович Долгорукий, князь Ростовско-Суздальской земли. До 1149 года летописные источники о жизни молодого князя ничего не говорят. Исследователи А. Рыбалка и А. Синельников в книге «Тайны русских соборов» делают предположение о том, что после смерти жены-половчанки Юрий Долгорукий отправил свадебное посольство во главе со своим сыном-отроком Андреем в Византию, к Елене Комнин.

Сватовство прошло успешно, и невеста увезла на Русь в качестве приданого, кроме прочего, икону Богородицы «Умиление», написанную самим Лукой Евангелистом, прославившуюся впоследствии как икона Владимирской Божией Матери.

Но как после этого сложилась судьба самого Андрея Боголюбского, «основоположника обустроенной русской государственности» (так назвал его известный русский историк СМ. Соловьёв)? По мнению вышеназванных исследователей, Боголюбский принял участие в крестовых походах и вступил в орден тамплиеров.

В подтверждение своей точки зрения эти авторы приводят следующие строки из старообрядского «Жития Андрея Боголюбского»: «Многая леты в Святая Земли Иерушаломе Граде бываху у Святого Гроба в посте и молитве, служа присно дево Марии Богородице вправду и без корысти, премногая мудрости наповняхусь, яко бе Шоло-мон царь, во храме его Святая Святых пребывахом». Нелишним при этом будет напомнить, что полное название ордена тамплиеров звучит так: «Братство бедных слуг Христовых, всадников Девы Марии, Иерусалимской Богородицы Соломонова храма».

Известно, что тамплиеры вели раскопки на месте храма Соломона, и, по некоторым данным, с большим успехом. Орден стал владельцем чаши Грааля, плащаницы, названной позднее Туринской, и Агрикова меча. Когда же Андрею Боголюбскому пришло время возвратиться на Русь, тамплиеры преподнесли ему в качестве вознаграждения за заслуги заветное оружие. Ну а после убийства князя, с началом усобицы, во время которой любимый князем Андреем град Владимир переходил из рук в руки, меч спрятали в одном из монастырей города Мурома.

«Будет мне смерть от Петрова плеча»

Через несколько десятков лет судьба меча переплелась с судьбами муромского князя Петра и его жены Февронии (конец XII — начало XIII вв.). Содержание «Повести о Петре и Февронии», принадлежащей перу церковного писателя Ермолая-Еразма, известно читателям. Зачин её, основанный на муромских преданиях и легендах, содержит упоминание об Агриковом мече.

Началось всё в Муроме в годы правления князя Павла, старшего брата Петра. У Павла была красавица жена, к которой в отсутствие мужа повадился прилетать крылатый змей, принимавший его облик. Княгиня обо всём поведала мужу. Князь долго думал, как извести «врага рода человеческого», и придумал.

«Выведай у змея, — сказал он супруге, — какой смертью суждено ему умереть». Хотя задача была очень трудной, княгиня сумела выведать тайну. «Будет мне смерть от Петрова плеча, от Агрикова меча», — признался змей. Младший брат Павла Пётр слышал об Агриковом мече, но не знал, где его искать. Решив уповать на помощь Бога, пошёл молодой князь в церковь и стал в уединении молиться. И явился ему ангел в образе отрока и сказал: «Я укажу тебе, где скрыт Агриков меч, иди за мной».

Он повёл Петра в алтарь, где в щели между камнями алтарной стены лежал этот меч. Поговорив с Павлом в его покоях и показав ему меч. Пётр пошёл навестить княгиню. И что же он видит? Рядом с княгиней сидит его брат, которого он только что оставил в дальних покоях. Удостоверившись, что в покоях княгини оборотень, Пётр поразил его Агриковым мечом. Но в предсмертных судорогах змей забрызгал князя своей кровью, и тот покрылся гноящимися язвами. Ну а дальше - рассказ о выздоровлении князя благодаря врачеванию девы Февронии.

Что же скрыто за этой легендой? Может, в «заповедных и дремучих, страшных муромских лесах» действительно водились крылатые змеи, принимавшие человеческий облик? А может, скрыты в ней вполне земные дела? Мог ведь какой-то недруг Павла втереться в княжеское окружение, попытаться соблазнить княгиню, чтобы выведать, где хранится заветный меч. Не получилось. Но на «последнем издыхании» мог этот оборотень, к примеру, плеснуть в лицо князя Петра какой-нибудь яд…

И сошлись Хостоврул с Евпатием

Ясно, что драгоценную реликвию стали беречь пуще прежнего. Правда, лежать мечу «без движения» пришлось недолго. Зимой 1237 года к пределам Руси подошли 140 тысяч монгольских конников во главе с Батыем (многие исследователи называют и другую цифру — 300 тысяч человек). Муромо-Рязанское княжество отчаянно сопротивлялось. И всё же 21 декабря Рязань пала.

Но вскоре один из воевод рязанского князя Юрия Игоревича — Евпатий Коловрат, бывший в долгой отлучке, собрал дружину в 1700 человек, и 15 января 1238 года пять тысяч монгольских воинов под предводительством шурина Батыя Хостоврула сошлись в битве с дружинниками Евпатия. Летопись сообщает: «И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполнен силою и рассёк Хостоврула на полы (на две половины. — А.О.) до седла. И стал сечь силу вражью, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассёк, а других до седла разрубил».

В быстротечной схватке отряд Хостоврула был практически весь уничтожен, что озадачило Батыя. Даже если признать, что Евпатий Коловрат был богатырём из богатырей, всё равно как он мог один расправиться с десятками хорошо вооружённых врагов? Может, у Коловрата в руках был Агриков меч? Может, за ним и отлучался он из Рязани, когда узнал о надвигающейся угрозе?

Столкнувшись с невиданным доселе сопротивлением, Батый решил окружить стоянку отряда Коловрата, у которого в живых остались лишь четыреста дружинников, многотысячным войском и подвезти «пороки» (метательные орудия). Не вступая в открытую схватку, монголы забросали отважных русичей камнями. А потом по приказу Батыя воины принесли к нему тело Евпатия Коловрата. В «Повести о разорении Рязани Батыем» говорится: «И сказал царь Батый, глядя на тело Евпатьево: «О, Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, держал бы его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатия оставшимся людям его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им».

Директива Гитлера

Знал ли Батый о существовании Агрикова меча? Трудно сказать. По крайней мере, приведённые слова из «Повести о разорении Рязани» внушают надежду, что чудо-меч был вынесен с поля боя оставшимися в живых русскими воинами.

Подтверждением того, что пределов Руси меч не покидал, являются события, случившиеся более чем через семьсот лет после той битвы.

По некоторым данным (материалы засекреченной организации «Аненербе», действовавшей в составе СС), в декабре 1941 года фельдмаршал фон Бок получил директиву Гитлера о запрете обстрелов и бомбёжек пятикилометровой зоны вдоль Оки, от Рязани до Мурома. В эти места была десантирована группа коммандос из «Аненербе», занимавшейся самыми секретными делами рейха: от создания «техно-магических» дисколётов и другого Wunderwaffe («чудо-оружия») до поиска чаши Грааля и Агрикова меча. Декабрь, конечно, не самый подходящий месяц для поисков и раскопок, тем более в условиях боевых действий.

Но, по всей видимости, гитлеровцы располагали достоверными сведениями о нахождении на Рязанщине чудо-меча. Некоторые исследователи считают, что почерпнуть такие сведения они могли из российского летописного свода, перекочевавшего за границу во время революции 1917 года и гражданской войны. Действительно, «научные сотрудники» из «Аненербе» прошерстили все оккупированные страны Европы, пытаясь найти указанные артефакты или свидетельства о них. Зачем было нужно Гитлеру оружие давно минувших дней? Оно что, могло составить конкуренцию «Катюше» или «Т-34»?

У исследователей и читателей всегда вызывало оружие героев и богатырей. При помощи данных приспособлений народные защитники совершали некоторые из своих известных подвигов, борясь с различного вида врагами и освобождая невинных заложников. К подобным видам богатырского вооружения относится и меч-кладенец, поистине геройское оружие, обладающее магической силой.

Назначение

Обычно данное оружие попадало в хозяйские руки из какого-нибудь тайника и придавало, как правило, его владельцу свойство непобедимости. Так как меч-кладенец присутствует сразу в нескольких русских былинах и позволяет говорить о нем не как о чьем-то персональном оружии, а, скорее, как о некотором типе клинков, их категории.

Происхождение и значение слова

По свидетельству некоторых ученых, сам эпитет в русском языке происходит от слова «клад», связанного с глаголом «класть» (существует еще версия: меч, который кладет вражеское войско). Тогда становится понятным, почему меч - кладенец. Другие исследователи ведут происхождение от слова «укладный», то есть «стальной» (возможно, в незапамятные времена стальные мечи были редкостью, а значит, им приписывали магические свойства). Третья версия: связь с технологией производства оружия. В давнюю пору брусок железа закапывали в землю на некоторое время. Некачественные куски разъедала ржавчина. Затем будущий меч выкапывали, очищали от ржи и оставался качественный метал, из которого и ковали оружие. Существуют и иные версии происхождения самого слова. Но в любом случае суть остается одна: меч-кладенец представлял собой довольно грозное и эффективно разящее оружие для воина.

Как доставался

Само грозное оружие может достаться только достойному герою. Оно обыкновенно скрыто в земле или стене (замуровано), бывает спрятано под плитой (в одной из сказок - под печью). Для того чтобы добыть меч-кладенец, герой или богатырь должен доказать свои силы и способности (поднять печь, плиту, размуровать стену). Кстати, подобные мечи и истории о них характерны не только для восточнославянского фольклора. Сравните фрагмент древнегреческого мифа о Тесее, которому его мать показывает место под камнем, где спрятан меч отца. В некоторых случаях богатырь должен выкопать меч-кладенец из кургана или могилы. Это связано с поверьем, бытовавшим в давнюю пору, что оружие, которое принадлежит мертвым, имеет особую волшебную силу. Прикоснувшись к «тому свету», оно становилось и само по себе носителем смерти, смертоносным. В некоторых былинах меч достается более младшему богатырю в дар от более старшего, уходящего в мир мертвых (древнерусская былина «Святогор и Илья Муромец»).

В другой былине меч находится под обезглавленным туловищем богатыря-великана на бранном поле. Еруслан Лазаревич, беседуя с огромной отрубленной головой древнего воина, узнает об этом и добывает магическое оружие (сравните сказку в стихах «Руслан и Людмила», написанную Пушкиным, - там также разрабатывается подобная тема добычи артефакта богатырем).

А князь Муромский в произведении «Повесть о Петре и Февронии» находит разящий меч спрятанным в стене монастыря.

Владельцы меча

В более поздних фольклорных и литературных авторских произведениях подобное оружие является чуть ли не обязательным атрибутом, присущим главному герою. А владели такими мечами в разные времена и Святогор, и Муромец, и и Добрыня Никитич, и Еруслан, и Руслан, и Бова Королевич, и Иван Царевич. Что, безусловно, еще раз свидетельствует о том, что это были разные мечи.

«Меч-кладенец». Сказка об оружии

Собственно, меч-кладенец упоминается, как уже было сказано, во многих народных сказках, былинах, литературных произведениях. Например, в «Сказе о Иван-царевиче и мече-кладенце» главный герой идет целенаправленно добывать магическое оружие для борьбы со Змеем, который традиционно жжет церкви и поля, берет заложников и дань, всячески свирепствует. В результате враг повержен, народ отпущен, земли освобождены. И все при помощи магической силы данного острого инструмента. Кстати, устойчивое выражение «затупился меч-кладенец» означает в переносном смысле, что силы покинули человека (богатыря) и нет уже возможностей для продолжения битвы.

М ЕЧ-КЛАДЕНЕЦ - особый мифический меч, богатырское оружие, которым только и можно одолеть ту или иную нечистую силу. Богатырь прежде всего должен добыть себе этот меч. Помогает ему в этом деле, как правило, Баба Яга , которая сообщает богатырю, где хранится это оружие и как им можно завладеть, какие опасности на этом пути ожидают и как их надо преодолевать. Завладевший этим заговоренным, волшебным мечом выходит победителем из всех битв.

Иногда только таким мечом можно причинить смерть какому-нибудь чудовищу или великану. Так, сказочный герой Еруслан Лазаревич добывает Кладенец-меч из-под головы великана Росланея, и этим оружием убивает коварного царя Огненный-щит; Бова-королевич находит подобный меч в темнице, куда был посажен. При господстве мифологического толкования сказок, в кладенце-мече, как и в других подобных орудиях, встречающихся в сказках, - топоре-саморубе, дубинке-самобое, - видели представление молнии, рассекающей тучи, а в героях, им вооруженных - олицетворение бога громовника, вооруженного перуном… Название кладенец - в связи с глаголом класть (ср. кладень - брус или бревно, положенное в основание чего-либо; кладенец - большой нож, которым режут скотину).

Иногда в русских народных сказках выступает как меч-саморуб, который по приказу своего хозяина может вырубить хоть целый лес, хоть все вражеское войско.

Заговор на меч:

«Выкатило солнышко из-за моря Хвалынского, восходит месяц над градом каменным, а в том граде каменном породила маня матушка и, рожая, приговаривала: «Будь ты, мое дитятко, цел-невредим: от стрел и мечей, от бойцов и борцов. Опоясывала меня матушка мечом-кладенцом. Ты мой меч-кладенец, вертись и крутись, как у мельницы жернова вертятся, ты круши и кроши всяку сталь, и укладь, и железо, и медь; пробивай, прорубай всяко мясо и кость; а вражьи удары, чтобы прядали от тебя, как камни от воды, и чтобы ив было таба от них ни царапинки, ни зазубринки. Заговариваю раба (такого-то), опоясываю мечом-кладенцом. Чур слову конец, моему делу венец».

Объяснение оружию древнерусских богатырей есть логичное и простое. Название «меч-кладенец» происходит от слова сталь, что по-древнерусски «уклад». Как знать, может, и семейный уклад пошел отсюда, ведь это нечто незыблемое и прочное, как сталь.

Если обратиться к древнерусскому словарю , то можно найти перевод слова «уклад» — сталь. А «укладный» — соответственно стальной. Называли «Кладенец» на Руси не только меч воина, но и большой стальной нож для разделывания скотины. Некоторые специалисты языкознания стараются найти связь между появлением этого слова в древнерусском из других языков. Так, есть некоторое созвучие с древнеирландским claided и с латинским gladius, но эти версии достаточно спорны.

Специалисты уверены, что на Руси были кузнецы-оружейники, которые владели технологией изготовления особенных, прочных мечей из сварочного булата. Для этого чередовали укладывание стали на железо несколько раз, а затем ковали, многократно перекручивая. Если после обжига некоторые кусочки стали откалывались, то мастер укладывал их особым образом и проделывал операцию ковки еще и еще раз. На это уходило много времени и сил, но и меч-кладенец получался отменный.


Отходящий в мир иной Святогор отдаёт меч Илье Муромцу: «А теперь прощай, владей моим мечом-кладенцом». Но по былинам нам известно, что Илья Муромец имел связь с женой Святогора. Может ли быть, что случай с убийством неверной жены является поздним напластованием, тогда как сам момент передачи меча на смертном одре есть символическое отображение передачи жены младшему брату? В этом случае интимная связь между женой Святогора и Ильёй Муромцем обретает несколько иной смысл.

И, наконец, голова великана-богатыря говорит Еруслану Тимофеевичу: «Увидишь моё туловище, под ним мой меч-кладенец, в нём секрет таится, он тебе пригодится». В данных словах недвусмысленно указана локализация пресловутого «меча».

И придавать владельцу непобедимость. Обычно попадали в руки хозяину из какого-либо тайника.


Добрыня Никитич . Фрагмент картины Виктора Васнецова «Богатыри »
Информация и данные
Автор фольклор
Общая информация
Тип волшебный меч
Предназначение холодное оружие

Название

Пишется с маленькой буквы через дефис : меч-кладенец .

Большое количество упоминаний меча-кладенца в сказках и былинах , относящихся к различным персонажам, ясно указывает, что кладенец - не было именем собственным оружия , конкретного единственного меча, подобного, к примеру, Экскалибуру , а всего лишь определением некоторой категории клинков.

В «Сказании о Вавилоне-граде» - он носит прозвание «Аспид-змей» и может обращаться в змея . Также его называют «Самосёк» - так как он мог рубить сам.

В некоторых поздних диалектах превратился в устной речи в «меч-колунец » .

Владельцы

В поздних сказках, возникших намного позже героических былин, меч-кладенец становится уже практически обязательным атрибутом главного героя:

В современной культуре

  • Также меч-кладенец фигурирует в некоторых романах жанра фэнтези, таких как «Остров Русь » (Юлий Буркин , Сергей Лукьяненко).
  • Меч-кладенец фигурирует в сюжете пародийной сказки «Кащей Бессмертный» российской рок-группы «Сектор Газа » (1994).
  • В кинофильме 2017 года «Последний богатырь » сюжет строится вокруг поиска меча-кладенца - отыскать его сумел лишь истинный сын богатыря, коим оказался главный герой Иван.

См. также

Примечания

  1. , Меч-кладенец, с. 260.
  2. Словарь (архаические, диалектные и другие малопонятные слова и выражения) // Былины: В 25 т. / СПб.: