Настольная игра Колонизаторы: неувядаемая классика. Обзор игры «Колонизаторы

Описание игры

К счастью, в игре есть возможность торговли ресурсами, как между самими игроками, так и с «заморскими торговцами» (правда уже по более грабительскому курсу). Например, если у вас переизбыток шерсти, вы всегда можете её поменять по курсу 4:1 на кирпич. Однако, проложив путь к той или иной гавани, можно добиться торговых преимуществ и получить возможность обменивать избыточные ресурсы в пропорции 3:1 или 2:1. Но самое оптимальное – суметь договориться с другими игроками об обмене – это самая выигрышная стратегия, т.к. помогая другим, вы в первую очередь помогаете себе:)

Есть в Колонизаторах и возможность напакостить своим соседям по острову , используя специальную фишку разбойников, которая блокирует производство ресурсов тем гексом, на котором стоит. При определённом числе, выпадающем при броске кубика, игрок должен передвинуть фишку разбойника на любой другой гекс. И, конечно, это будет не «свой» гекс;) Спастись от действия разбойников можно только применив карту рыцаря (что тоже требует ресурсов), зато, собрав много рыцарей, можно стать обладателем самой большой армии, а значит получить дополнительные победные очки.

Настольная игра Колонизаторы интуитивно понятна и очень увлекательна , хотя, конечно же, не обойдётся без внимательного изучения правил. Для начала советуем попробовать готовую расстановку гексов и поселений «для начинающих», на которой исходные возможности игроков сбалансированы (эта расстановка приведена в правилах Колонизаторов). Потом можно самим расставить гексы суши и тем самым сформировать собственную карту острова, а также самостоятельно разместить свои стартовые поселения (тут уже потребуется существенная работа мысли – ведь начальная расстановка во многом влияет на будущее развитие). И, напоследок, можно гекс Пустыня, который в первоначальном раскладе ничего не добавлял к игре, заменить гексом Джунгли, применив соответствующие дополнительные правила – в игре с Джунглями вас ждут открытия, которые можно обменять на карты развития.

В целом игра не самая быстрая и каждый ход требует времени на обдумывание, но поскольку количество игроков 3-4, ощущения «затянутости» не возникает. Все компоненты игры очень качественно выполнены: и гексы, и карты, и поселения и города. Большие красочные правила помогут разобраться во всех тонкостях игры. Колонизаторы – это определённо не одноразовая игра и процесс освоения острова Катан доставит участникам массу удовольствия... не зря всё-таки Колонизаторы пользуются такой популярностью! :) С правилами настольной игры Колонизаторы можно ознакомиться на сайте Игроведа.

Мир вокруг острова Катан очень разнообразен, и это нашло отражение в многочисленных дополнениях к базовой игре Колонизаторы .

  • Колонизаторы: Мореходы – новые гексы суши и моря, корабли и пиратский флот. 9 сценариев предлагают различное расположение островов, а значит каждый раз новые цели и стратегии.
  • Колонизаторы: Купцы и Варвары – фигурки варваров, верблюдов, рыцарей, мосты, монеты. А главное, целых 9 новых вариантов игры на интересную вам тему!
  • Колонизаторы: Города и Рыцари – фигурки рыцарей, городские стены, карточки товаров... Это дополнение значительно усложняет и удлиняет игру, при этом делая её более глубокой и интересной.
  • Кстати, все эти дополнения можно комбинировать между собой! В правилах и сценариях подробно описаны сочетания.


  • Колонизаторы: Первопроходцы и Пираты – торговые корабли, поселения с гаванью, моряки и колонисты, пиратские шхуны и 5 сценариев!
  • Колонизаторы: Расширение для 5-6 игроков – для тех, кто хочет осваивать остров Катан в большой компании. Содержит дополнительные наборы фигурок 2-х цветов. Для каждого из дополнений имеется свое расширение: Купцы и Варвары для 5-6 игроков , Мореходы для 5-6 игроков , Города и Рыцари для 5-6 игроков .
  • Колонизаторы: Быстрая карточная игра – карманный остров Катан для тех, кто хочет порадовать своих друзей в дороге и на отдыхе.
  • Колонизаторы Junior – детская версия игры, которая отличается упрощённым игровым механизмом и пиратским антуражем.
  • Колонизаторы: Европа – продолжение серии игр про остров Катан. Новая игровая механика, новые территории и новый сюжет, и по-прежнему захватывающий игровой процесс. Попробуйте себя в роли создателя величайшей торговой империи!
  • Колонизаторы. Америка – продолжение серии игр про остров Катан. Станьте самым отважным и успешным первопроходцем, покорившим Дикий Запад Америки!

Форум

Оставить свой отзыв (понравилось/не понравилось и почему) вы можете чуть ниже в разделе Отзывы и комментарии , а задать вопросы по правилам и просто поговорить про игру, мы вас приглашаем на Форум »

Видеообзор настольной игры Колонизаторы от Игроведа!

Купить настольную игру Колонизаторы

Отзывы и комментарии (390 )

    Отзыв | Ирина, Москва | 22.01.2019

    Здравствуйте. Подскажите сможет ли играть в игру сын возрастом 7 лет? Или рано?

    Отзыв | Татьяна, Санкт-Петербург | 02.01.2019

    Здравствуйте! Есть вопрос по использованию обмена ресурсов: если у тебя стоит поселение на побережье и от него идёт дорога к другому побережью и на дороге твой же город, то можно построить дорогу к гавани и использовать выгодный обмен?

    Ответ от магазина Игровед: Здравствуйте, Татьяна! Полагаем, что да, если правила расстояний не нарушаются.

    Отзыв | Ольга, Moscow | 13.12.2018

    Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, а то дома у нас возникли спорные моменты: 1) Если на руках больше 7 карт, то человек сбрасывает половину в свой ход или на любом этапе (если ему поступили карты при броске кубика другим игроком)? 2) Или человек сбрасывает половину карт (если у него больше 7 на руках) только при выпадании 7-ки на кубиках? Просто у нас возникла ситуация, при которой семерка выпадала крайне редко и игрок постоянно получал из-за 2-х городов по 4 карты ресурсов из колоды леса, что эта колода закончилась на середине игры (ситуации торга не спасали объем поступления)

    Ответ от магазина Игровед: Ольга, здравствуйте.
    Игрок сбрасывает лишние карты только при выпадании 7-ки на кубиках.
    Если в колоде закончился ресурс, то игроки больше не могут получать данный ресурс (за исключением обмена с другими игроками) до тех пор, пока карты этого типа не вернутся в колоду.

    Отзыв | StevenBag, Aarschot | 02.11.2018

    Отзыв | олег, варна | 24.08.2018

    Возможна ли, отправка в Болгарию зарание благодарю за ответ

    Ответ от магазина Игровед: Здравствуйте, Олег! Да, мы осуществляем доставку за границу. О доставке можно прочитать по ссылке: Доставка EMS Почта России за границу . Вы можете оформить заказ на нашем сайте, операторы рассчитают точную стоимость доставки и свяжутся с вами.

Настольная игра Колонизаторы Клауса Тойбера впервые издана в 1995 году и всего лишь через год успела завоевать самые престижные награды мира, а на сегодняшний день игра переведена на 30 языков и продано более миллиона копий во всем мире.

Кинув якорь у острова, не нанесенного на карту и ступив на берег, вы сделали два открытия. Первое — он достаточно богат природными ресурсами, второе — вы тут не одни. Параллельно с вами сюда прибыло еще несколько колонизаторов. С этого и начинается экспансия острова Катан.

19 гексов с разным видами ландшафта
4 леса, 3 пастбища, 4 пашни, 3 холма, 3 горы, 1 пустыня
6 берегов с гаванями
95 карт ресурсов, по 19 каждого (древесина, шерсть, зерно, глина, руда)
25 карт развития
14 карт рыцарей
6 карт прорывов
5 карт победных очков
4 карты цен строительства
1 карта Самый длинный тракт
1 карта Самое большое войско
фигурки белого, синего, красного и оранжевого цетов (по 4 города, 5 поселений и 15 дорог)
1 фигурка разбойников
18 номерных жетонов
2 кубика

Игра идет до привычных победных десяти очков. Вы получаете 1 очко за каждое построенное вами поселение и два очка за построенный город. Так же победное очко может случайно попасться при покупке карт развития. Дополнительно вы можете получить два очка за самый длинный тракт и за самое большое войско. Складывая поле у вас есть возможность проявить свою творческую натуру и разложить гексы как вам угодно.

Относительно цифр в правилах настольной игры Колонизаторы тоже есть рекомендации, главное, чтобы рядом не лежали шестерки и восьмерки. Решающими в этой настольной игре являются кубики, если вы с ними не дружите, победить будет сложнее. Чтобы не оставаться по несколько ходов без прихода ресурсов нужно занять гексы с числами, вероятность выпадения которых выше.

Делайте все, чтобы победить

Закладывая второе поселение в начале игры стоит обратить внимание на начальный бонус, который оно вам даст и возможные пути к портам. Покупая карты развития вы уверенно продвигаетесь к победе. Помимо карт с различными очками у вас есть шанс построить дороги, взять парочку ресурсов, или вообще забрать какой-то один ресурс у всех игроков. Увеличивая свою армию вы защищаете свои поселения от случайных семерок и других рыцарей, а так же получаете шанс получить карту за самое большое войско, а это как никак два победных очка. Умение договариваться будет пожалуй самым востребованным навыком, который вы сможете применить за игровым столом, так как при правильной расстановке поселений для вас не будет иметь роли какой ресурс менять. Сам процесс обмена будет куда важнее.

Игра рассчитана на 3-4 игрока, но есть расширения до 5-6. В Колонизаторы может играть любой, даже далекий от настольных игр человек.Создателю удалась крайне сбалансированная игра, в меру глубокая и одновременно с легкими для понимания правилами. Опытные же игроки имеют возможность увеличить стратегическую сложность игры с помощью некоторых , типа Города и рыцари. Колонизаторы — отличная игра для знакомства с миром настольных игр. Учитывая особенности поля, в нее интересно играть снова и снова. Она должна быть в арсенале у каждого уважающего себя игрока.

Правила настольной игры Колонизаторы

В наши дни купить землю дорогое удовольствие и далеко не каждый может себе его позволить. Есть так же земли, которые вообще не принадлежат ни одному государству, например Антарктида. Но там слишком холодно и жить там врятли кто захочет. Предлагаем вам получить в свои владения целый остров под названием Катан из культовой настольной стратегии Колонизаторы , созданной Клаусом Тойбером. Это отличная экономическая стратегическая игра, вышедшая в свет в 1994 году и по популярности наступающей на пятки самой . Она является одной из самых продаваемых стратегий в мире, а все потому что она подходит каждому, ее правила понятны и просты.

Осваиваем остров Катан

Перед нами остров Катан, он состоит из 19 областей — гексов, на которых вам и предстоит основать свое колониальное государство. При этом каждую новую игру у вас будет складывать новый, неповторимый ландшафт. Тут необходимо будет добывать ресурсы и с их помощью строить дороги, возводить поселения и города, улучшать их, обмениваться друг с другом ресурсами, а так же растить свое войско. За все это даются победные очки и тот кто наберет 10 будет считатсья победителем. В настольной игре Колонизаторы присутствует и элемент удачи: все во власти кубиков, которые могут выпасть по разному и разбойников, которые могут напасть совершенно внезапно. Собирайтесь за игрой втроем или вчетвером и на 1.5-2 часа можно обо всем забыть.

Для начала построим сам остров из морских рамок и гексов, затем распределим номерные жетоны, выложим их рядом с полем буквами вверх. Затем кладем их в алфавитном порядке с любого уголка поля по спирали против часовой стрелки. Переворачиваем все жетоны. Сразу можно увидеть, что некоторые цифры на них напечатаны более крупным шрифтом и выкрашены в красный цвет, это значит, что по теории вероятности на кубиках они выпадают чаще всего. Положим рядом с полем особые карты: Самый длинный тракт и Самое большое войско. Возьмем карту цены построек. Далее выкладываем на стол пять колод сырья, а рядом перетасованную колоду карт развития рубашкой вверх. Берем фишки дорог, поселений и городов своего выбранного цвета (если игра идет втроем, то красные фишки не участвуют). На любые перекрестки поля ставим по две дороги и два поселения, делается это следующим образом: сначала каждый игрок расставляет по одному поселению с дорогой по кругу, до последнего игрока. Последний выставляет сразу две, а потом обратно. Помните, по правилам настольной игры Колонизаторы , дорога должна обязательно примыкать к поселению.

Вот так мы получаем свои первые два победных очка по одному за каждое поселение, а так же свои первые доходы: гексы, на границах которых стоят поселения дают свои ресурсы. Леса поставляют древесину , пашни приносят зерно , в холмах копают глину , на пастбище стригут с овец шерсть , а в горах добывают руду . Очень важно встать на нужные ресурсы, ведь от начальной расстановки сильно зависит старт игры, например если вы не встали на ресурс дерево с часто выпадающей цифрой, в игре вам придется туго. Только пустыня в центре не дает ничего, в ней изначально живет фишка разбойников.

Первый ход

Когда все готово к игре, настает время первого хода. По правилам настольной игры Колонизаторы , первый ход делает самый старший игрок, он бросает кубики и начинает сбор сырья. Выпавшая сумма указывает на те гексы, которые будут приносить колонизаторам ресурсы, при условии, что на этих границах стоят их поселения и города. Каждое поселение приносит по одной карте ресурсов с доходного шестиугольника, а город по две. С помощью сырья мы будем стремиться строить новые объекты, развивать старые и пытаться придти к господству над всем островом. Когда ресурсов хватает, можно начинать строительство. Что сколько стоит указано в карте цен. Просто платите картами ресурсов за объект, возвращайте их в резерв и стройте. Ваш успех зависит от того, насколько грамотно будут проложены дороги и расставлены населенные пункты.


Дороги в Колонизаторах прокладываются от ваших поселений. На каждом пути можно проложить только одну фишку дороги, при этом она может выходить от любого перекрестка, к которому примыкает ранее построенная дорога и на котором нету города и поселения соперника. Если удастся построить пять дорог в ряд и там не будет чужих объектов, тогда вы получите особую карту Самый длинный тракт и два победных очка, но если кто то построит тракт длиннее, то делать нечего и карту придется передать конкуренту. Чтобы построить поселение, необходимо платить по тарифу и строиться на любом перекрестке, к которому подходит ваша дорога. Необходимо соблюдать правило расстояния, все соседние перекрестки должны быть свободны от любых деревушек и городов. За поселение мы получаем одно победное очко. Чтобы построить на острове город, необходимо превратить в него свое поселение. Такая прокачка стоит не мало, но город дает 2 победных очка и вдвое больше ресурсов.

В какой то момент игры можно обнаружить у себя излишки одного и нехватку другого ресурса, чтобы это поправить необходимо торговать . Существует два вида торговли, внутренняя и заморская. Во время внутренней, сообщите конкурентам в чем вы нуждаетесь и что предлагаете. Включайте свое обаяние и умение торговаться и пытайтесь выторговывать себе лучшие условия сделки. При этом в ваш хо соперники могут торговать с вами и только с вами. При заморской торговле можно обменивать ресурсы 2:1 или 3:1 , если у вас есть поселение в гавани. Если же таковых поселений не имеется, можно воспользоваться самым грабительским курсом 4:1 .

Карты развития

Чтобы прогрессировать в настольной игре Колонизаторы необходимо покупать карты развития . Их можно разыгрывать в любой момент своего хода, только не сразу после их покупки. Карты средневековых прорывов в науке и технике дают определенные бонусы. Выполните указания в такой карте и удалите ее из игры. Так же вам может повести и вы купите карту с победным очком.


Разбойники

Если кто то выбрасывает 7 , то по правилам Колонизаторо в в игру вмешивается Разбойник и начинается форменный грабеж. Во первых никто не получает сырья, во вторых, все конкуренты, у которых больше 7 карт сырья лишаются половины из них. При нечетных числах все округляется в меньшую сторону, например из 9 карт придется отдать 4. Затем игрок должен переставить разбойника на любой другой гекс, после этого он выбирает кого ограбить из тех, кто стоит на этом гексе и вслепую отнимает у жертвы одну карту сырья. Сам же захваченный участок не приносит ничего до тех пор, пока разбойник не уйдет на другую территорию.

Карта рыцаря

Среди карт развития в настольной игре есть Рыцарь . Он дает право в свой ход передвигать разбойника на любой другой гекс и грабить конкурентов в его же стиле. Сыгранную карту рыцаря кладут перед собой на стол. Если вы первым выложите на стол третьего рыцаря, то получите особую карту Самое большое войско и 2 победных очка в придачу. Но эта карта будет вашей только до тех пор, пока кто-то не соберет армию побольше.

Игра рассчитана на 3 или 4 игроков.

Создание игрового поля

Перед игрой необходимо создать игровое поле. Поле состоит из шестиугольного острова, окружённого морем. Остров строится из 19 заранее перемешанных шестиугольных карточек суши. Карточки «суша» бывают 6 типов - см. «Ресурсы».

Затем остров окружается 18 карточками «море». Карточки «море» бывают двух типов: «порт» (см. «Порты») и собственно «Море». Порты (также заранее перемешанные) чередуются с морями, карточки «Порт» при выкладывании ориентируются помеченными углами в сторону более длинной полоски суши.

Далее на каждую карточку «Суша» (кроме «Пустыни») кладётся жетон с номером от 2 до 12. На обороте жетона нанесены буквы алфавита: если выкладывать жетоны по спирали в алфавитном порядке, то распределение чисел будет гарантированно равномерным (жетоны «6» и «8» никогда не будут граничить друг с другом).

На карточку «Пустыня» ставится фишка разбойника.

Ресурсы и постройки

В игре есть 5 типов ресурсов («Дерево», «Кирпичи», «Шерсть», «Зерно» и «Руда») и 3 типа строений («Дорога», «Поселение» и «Город»). Ресурсы нужны для покупки строений и карточек развития (см. «Карточки развития»).

Цены на постройки:

  • «Дорога» = «Дерево» + «Кирпичи»;
  • «Поселение» = «Дерево» + «Кирпичи» + «Шерсть» + «Зерно»;
  • «Город» = две карточки «Зерно» + три карточки «Руда»;
  • «Карточка развития» = «Шерсть» + «Зерно» + «Руда».

Поселения и города строятся на пересечении 3-х карточек «Суша» и позволяют получать соответствующие карточкам ресурсы.

Дороги строятся вдоль граней карточек «Суша» и позволяют строить новые поселения - новое поселение можно построить только в месте соединённом дорогами хотя бы с одним из уже существующих ваших поселений.

Место, занятое поселением, городом или дорогой не может быть использовано для постройки другого поселения или дороги.

Кроме этого, существует ограничение на минимальную близость поселений и городов: поселение нельзя построить в точке, находящейся в непосредственной близости (1 грань шестигранной карточки «Суша») от уже имеющегося поселения или города, вне зависимости от того, кому принадлежит это поселение или город.

Начало игры

После сбора игрового поля начинается игра:

  1. Каждый игрок получает по две дороги и два поселения своего цвета.
  2. Начинает игрок, выбросивший бо́льшую сумму двумя кубиками.
  3. Игрок размещает на острове Катан одно своё поселение и одну примыкающую к нему дорогу.
  4. Затем остальные игроки по часовой стрелке делают то же самое.
  5. Поставив поселение и дорогу, последний игрок тут же ставит своё второе поселение и примыкающую к нему дорогу.
  6. Остальные игроки делают то же самое против часовой стрелки.
  7. Поставив второе поселение, игрок получает стартовый капитал - по одной карточке каждого ресурса, с которым граничит второе поставленное им поселение.

Ход

  1. Бросок кубиков ;
  2. Фаза строительства.

Бросок кубиков

Игрок бросает два кубика, выпавшие числа складываются, карточки «Суша», на которых находятся жетоны с полученной суммой приносят соответствующие ресурсы игрокам, построившим на них поселения или города. Поселение приносит одну карточку ресурса, город - две.

В случае выпадения суммы 7 - ресурсы не приносятся, см. «Разбойник».

Фаза строительства

Во время фазы строительства игрок может:

  • Строить постройки при наличии у него соответствующих ресурсов и возможности для строительства, то есть неизрасходованную соответствующую фишку («Дорога», «Поселение» или «Город») и место на карте, подходящее для строительства:
    • для строительства дороги необходимо иметь место на карте, не занятое другой дорогой и примыкающее к уже построенной дороге, поселению или городу этого игрока;
    • для строительства поселения необходимо иметь место на карте, не занятое другим поселением или городом и отстоящее от других поселений и городов более чем на одну грань карточки «Суша»;
    • для строительства города (точнее - трансформации поселения в город) необходимо иметь поселение;
  • Менять ресурсы:
    • в банке по курсу 4:1 (за четыре одинаковых ресурса игрок может купить один нужный ему ресурс);
    • в порту общего назначения по курсу 3:1 (при наличии поселения или города в соответствующем углу карточки «Порт» игрок за три одинаковых ресурса может купить один нужный ему ресурс);
    • в специализированном порту по курсу 2:1 (при наличии поселения или города в соответствующем углу карточки «Порт» игрок за два соответствующих порту ресурса может купить один нужный ему ресурс);
    • с другими игроками - по договорённости;

Внимание: обмен может производиться только с игроком, чей сейчас ход,

  • Покупать карточки развития;
  • Играть карточки развития - не более одной карточки за ход, только что купленные карточки не могут быть сыграны тем же ходом;

По окончании хода очередь переходит к следующему игроку по часовой стрелке.

Разбойник

Выбросив 7 суммой двух кубиков, игрок вызывает нападение разбойников на остров. Это событие отыгрывается в следующем порядке:

  1. Все игроки, у кого на руках находится более 7 карточек ресурсов, сдают половину (округлённую вниз) в банк;
  2. Игрок, выбросивший 7 должен переставить фишку «Разбойник» на другую карточку «Суша»;
  3. Игрок может вытащить одну карточку ресурса у одного из игроков (на выбор играющего), имеющего поселение или город на этой карточке;

Внимание: карточка «Суша», на которой стоит разбойник, не приносит никому ресурсов, даже если на кубиках выпадает сумма, соответствующая этой карточке.

Конец игры

Игра заканчивается, когда один из игроков набирает 10 Победных очков (пунктов).

  • Одно очко начисляется за каждый построенный посёлок.
  • Два очка начисляется за каждый построенный город.
  • Два призовых очка присваиваются игроку, первому построившему дорогу длиной в 5 отрезков. Эти призовые очки могут перейти к другому игроку, если тот построит дорогу длиннее.

Внимание: дорога считается разбитой на два независимых куска, если на ней построен город другого игрока. Внимание: в случае равенства длин двух дорог, два очка остаются у игрока, первого построившего дорогу данной длины.

  • Два призовых очка присваиваются игроку, первому выставившему армию в 3 рыцаря. Аналогично, эти очки перейдут к другому игроку, если у того окажется больше выставленных рыцарей.

Внимание: как и в случае дорог, в случае равенства сил двух войск, два очка остаются у игрока, первого выставившего данное количество рыцарей.

  • Одно очко начисляется при покупке соответствующей карточки развития.

Карточки развития

Во время фазы строительства игрок имеет право покупать карточки развития. Карточки развития перемешиваются перед началом игры так, что игрок не знает, какую именно карточку он покупает. Карточка развития может быть сыграна в любой момент хода игрока (но не более одной за ход). Карточка развития не может быть сыграна в тот же ход, что и куплена (исключение: карточку "Победный пункт" можно сыграть в тот же ход, что и получить).

Карточки бывают 5 типов:

  • «Рыцарь». Сыграв карточку «Рыцарь» игрок имеет право переставить фишку «Разбойник» на другую карточку «Суша» (за исключением Пустыни) и вытянуть карточку у одного из игроков, имеющих поселение или город на этой карточке;

Внимание: в отличие от выбрасывания 7 кубиками, игра карточки «Рыцарь» не накладывает ограничение на максимально возможное количество карточек ресурса на руках у игроков. Внимание: позволяется сыграть карточку «Рыцарь» до броска кубиков. Это единственное действие, которое игрок имеет право делать во время своего хода до броска кубиков. Сыгранная карта Рыцаря остается лежать лицом вверх. Она не может быть использована второй раз. Первый игрок, выложивший трех Рыцарей, получает карту «Самая большая армия», которая приравнивается к двум Победным пунктам. Если другой игрок вводит в игру большее количество Рыцарей, карта «Самая большая армия» переходит от прежнего владельца к новому.

  • «Прогресс / Монополия». Играя эту карточку, игрок выбирает один тип ресурса. Остальные игроки должны отдать ему все карточки ресурсов этого типа;
  • «Прогресс / Строительство дороги». Игрок, применяющий эту карточку, может бесплатно построить две дороги;
  • «Прогресс / Год изобилия». Игрок немедленно получает в своё распоряжение две карточки ресурсов на свой выбор;
  • «Прогресс / Победный пункт». Эти карточки дают 1 Победное очко. Игрок не обязан немедленно раскрывать полученные им карточки победного пункта.

За один ход можно сыграть не более одной карточки развития (исключение: за один ход можно сыграть любое количество карточек "Победный пункт"). Полученные карточки хранятся игроком в закрытом виде. Будучи сыгранной, карточка развития выбывает из игры и остается лежать открытой. Рекомендуется открывать карточки "Победный пункт" только когда это даст немедленную победу.

Содержимое фирменной коробки

  • Правила игры
  • 19 гексов Суши:
    • Леса (4 гекса)
    • Пастбища (4 гекса)
    • Пашни (4 гекса)
    • Холмы (3 гекса)
    • Горы (3 гекса)
    • Пустыня (1 гекс)
  • 6 Морских частей с 9 Гаванями
  • 95 карт Сырья (по 19 каждого вида):
  • 25 карт развития:
    • Рыцарь (14 штук)
    • Прорыв (6 штук)
    • Победные очки (5 штук)
  • 4 карты цены строительства, 2 особые карты:
    • Самый длинный торговый путь
    • Самая большая армия
  • Игровые фишки (четырёх цветов):
    • 16 городов
    • 20 поселений
    • 60 дорог
  • Фишка «Разбойник»
  • 18 номерных жетонов
  • 2 кубика

Расширения игры

Расширение на 5-6 игроков

Расширение на 5-6 игроков представляет собой дополнительный набор карточек «Суша» и «Море», увеличивающих остров. Это расширение также содержит необходимый набор фишек для пятого и шестого игрока, а также дополнительные карточки развития описанных выше типов.

Кардинальное отличие расширения от оригинальной игры состоит в том, что по окончании фазы строительства игрока, бросившего кубики, наступает не новый ход, а фаза упрощённого строительства всех игроков по часовой стрелке. Во время этой фазы игроки могут только строить или покупать карточки развития, но не могут торговать (кроме как с активным игроком) ни играть карточки развития.

Джунгли

Расширение «Джунгли» в настоящее время является частью большинства продаваемых базовых версий.

Отличие от оригинальной игры заключается в замене карточки игрового поля «Пустыня» на карточку «Джунгли». В ходе игры игроки могут исследовать Джунгли и совершать полезные открытия. Когда на кубиках выпадает число, равное номеру жетона, лежащего на гексе Джунгли, каждый игрок, обладающий Поселениями или Городами на углу это шестиугольника отправляется делать «открытия». Как и в случае с ресурсами - Поселения приносят по одному «открытию», а Города по два.

«Открытия», в отличие от других ресурсов не изображаются карточками и не входят в состав игры, для них надо использовать подручные средства (например, пуговицы или монеты). Их не могут похищать разбойники, на них не распространяется действие Монополии или Изобретения, их нельзя обменивать при торговле. «Открытия» помогают при покупке карт Развития: каждая из фишек может заменить любой необходимый для покупки этой карты ресурс. При покупке карты Развития может быть использовано от 1 до 3 фишек. Пример: игрок может купить карту Развития за 1 Руду и 2 фишки Открытий или за 1 Шерсть, 1 Зерно и 1 фишку Открытия.

Большая река

Расширение «Большая река» также в настоящее время является частью большинства продаваемых базовых версий.

Отличие от оригинальной игры заключается в замене во время создания игрового поля карточек «Уголь», «Дерево» и «Пустыня» на тройную карточку «Река», верхняя часть из которой представляет гору, средняя лес, нижняя - золотой прииск. Вводится запрет строительства поселений на берегу реки во время начала игры, строительство поселений на золотом прииске приносит дополнительные очки.

Мореходы

Это расширение добавляет к оригинальной игре возможность играть на островах и архипелагах произвольной конфигурации.

Для этого в комплект поставки включены:

  • дополнительные карточки «Суша» и «Море»;
  • фишки «Корабль» - корабли играют ту же роль, что и дороги, но могут быть построены на границу карточки «Море», таким образом, на берегу острова можно иметь либо дорогу, либо корабль. Стоимость постройки одного корабля = «Дерево» + «Баран»;

Внимание: дорогу нельзя продолжить кораблём, и наоборот. В то же время, при подсчёте длины дороги (для выяснения самой длинной) можно одновременно учитывать сегменты дорог и кораблей, связанные друг с другом через посёлки или города. Внимание: отличие корабля от дороги заключается в большей гибкости первого. Действительно, однажды построенная дорога не может быть сдвинута на другое место, в случае с кораблём это не так. Во время фазы строительства игрок имеет право снять любой из своих кораблей (максимум один за ход) и переставить его во время этого же хода, соблюдая те же правила, как если бы он покупал и строил этот корабль.

  • фишка «Пират» - играет роль, схожую с ролью «Разбойника». После выбрасывания 7 (или игры карточки развития «Рыцарь») игрок может переставить либо разбойника, либо пирата на новую клетку . Пират при этом ставится на клетку «Море», позволяет вытащить карточку ресурса у игрока, чей корабль находится на данной клетке и блокирует развитие морских путей этой клетки (то есть, пока пират находится на этой клетке, невозможно ни строить новые корабли на ней, ни перемещать с неё уже существующие);

В комплект игры входит также буклет с предлагаемыми сценариями игры:

  • Существуют сценарии в виде заранее заготовленных карт архипелагов.
  • Существуют также сценарии в виде правил для раскладывания карточек при формировании нового игрового поля.
  • Существуют сценарии, где карта мира не видна игрокам в начале игры, а формируется по мере продвижения их кораблей: по достижении кораблём пустого места на (заранее ограниченном) игровом столе тянется карточка из перемешанных карточек «Суша» и «Море». Если выпадает «Суша», аналогично тянется жетон с цифрой, а открывшему сушу игроку вручается карточка соответствующего ресурса.
  • В некоторых сценариях вручаются дополнительные победные очки за колонизацию нового острова архипелага (варианты: за первую колонизацию острова, за колонизацию острова, на котором не было поставлено изначально колоний данного игрока).
  • В некоторых сценариях присутствует новый тип суши - «Золотая река». Каждый раз, когда золотая река приносит ресурс, игрок может выбрать один из пяти ресурсов базовой версии.

Города и рыцари

Наиболее сильно изменившее базовую игру расширение.

Основные отличия от базовой версии:

  • Игра ведётся до 13 очков;
  • В начале игроки строят не два поселения, а поселение, а затем город;
  • Одна из пустых (то есть без порта) клеток «Море» заменяется на клетку «Продвижение пиратов» с 7 клетками. На дальнюю от острова ставится корабль пиратов, ближняя к острову клетка помечена знаком «Сражение»;
  • В игру вводятся три новых ресурса - «Товары», базовые ресурсы называются «Сырьё». Сырью «Дерево» соответствует товар «Бумага», сырью «Шерсть» - товар «Ткань», сырью «Руда» - товар «Монеты». Для «Зерна» и «Кирпичей» товары не вводятся. Город по прежнему приносит два ресурса вместо одного, но если для соответствующего сырья существует товар, то один ресурс выдаётся сырьём, другой - товаром;
    • Товары служат для строительства городских сооружений. Несмотря на название, городские сооружения не привязываются к какому-то конкретному городу (и даже не требуют наличия города у игрока), они являются достижением всей колонии данного игрока. Для отслеживания построек каждому игроку выдаётся книжка с перекидывающимися страницами, разрезанными на три части. Каждая часть соответствует городским сооружениям одного типа: торговые здания, политические здания и научные здания;
    • Для постройки здания необходимо заплатить некоторую сумму соответствующих товаров: ткань для торговых зданий, монеты для политических, бумага для научных. Первое здание каждого типа стоит одну единицу соответствующего товара, второе - два, и так далее до последнего здания в каждой категории, которое требует 5 карточек соответствующего товара;
    • Здания дают возможность получать карточки развития. В данном расширении возможность покупать карточки отсутствует, да и сами карточки заменяются на три набора карточек, соответствующих трём типам товаров и трём типам городских сооружений: торговые карточки развития, политические и научные;
    • Третье городское сооружение каждой категории даёт бонус в игре:
      • Третье городское торговое сооружение (линия ткани) даёт право покупать одну карточку любого сырья или товара за две одинаковых карточки любого товара;
      • Третье городское политическое сооружение (линия монет) даёт право повышать уровень рыцарей до третьего;
      • Третье городское научное сооружение (линия бумаги) даёт право получать один сырьевой ресурс, если бросок кубиков не даёт вам права получить ресурсы согласно базовым правилам. Это право не распространяется на выбрасывание 7;
  • Один из кубиков заменяется на аналогичный красного цвета, плюс вводится третий кубик (кубик события) с тремя чёрными гранями, одной жёлтой, одной синей и одной зелёной. Во время броска кубиков бросаются все три:
    • Если кубик события показывает чёрный цвет, корабль пиратов продвигается на одну клетку по направлению к острову;
    • Если кубик события показывает другой цвет, то игрокам, построившим городские сооружения соответствующего цвета, на карточке которых нарисовано число, выпавшее на красном кубике, получают по карточке развития соответствующего цвета.

Уточнение: первое здание в каждой категории даёт право на получение карточки развития при выпадении нужного цвета на кубике события и 1 или 2 на красном кубике. Каждое последующее здание категории добавляет одну цифру к цифрам, которые можно выбросить на красном кубике для получение карточки развития.

  • Как было уже замечено, карточки развития не покупаются, а получаются после броска кубиков. Карточки развития можно играть во время фазы строительства (кроме случаев, чётко оговорённых на самих карточках - пример, карточка «Алхимик»). За один ход можно играть сколько угодно карточек. На руках нельзя держать одновременно более 4 карточек;

Внимание: если после броска кубиков игроком ему приходит пятая карточка, он сначала получает пятую карточку, затем обязан сбросить одну из пяти карточек, и только потом может играть оставшиеся у него на руках карточки.

  • Появляется новый элемент - «Крепостная стена». Стоимость постройки - 2 карточки «Кирпичи». Фишка «Крепостная стена» ставится под фишку «Город». После выпадения 7 игроку разрешается держать на руках «7 + 2 * количество построенных крепостных стен» карточек ресурсов. В случае превышения этого количества, игрок обязан сдать в банк половину имеющихся карточек (с округлением вниз).
  • В игру вводятся новые фишки - рыцари:
    • Каждый игрок получает по две фишки рыцарей своего цвета первого уровня, по две - второго, и по две - третьего. Фишки «Рыцарь» имеют две отличающиеся стороны: пассивное состояние (изображение головы рыцаря в шлеме) и активное состояние (руки в латах, в количестве равном уровню рыцаря);
    • Заплатив «Шерсть» + «Руда» можно установить фишку «Рыцарь первого уровня» на поле. Рыцарь ставится на угол карточки «Суша», к которой подходит одна из дорог игрока, при условии, что на этом углу не стоит никакой другой фишки. В отличие от установки поселения или города, не существует правила, запрещающего ставить рыцаря слишком близко от другого рыцаря или поселения/города;
    • Заплатив ещё раз «Шерсть» + «Руда», игрок может поднять уровень рыцаря на 1 пункт;
    • Игрок не имеет права повышать своего рыцаря до третьего уровня, пока он не построил третье городское военное сооружение;
    • Заплатив «Зерно» можно активировать рыцаря - его фишка переворачивается активной стороной вверх;
    • Активный рыцарь имеет право совершить одно из следующих действий:
      • Прогнать разбойника, находящегося на соседней с рыцарем клетке. Отыгрывается это так же, как и игра карточки развития «Рыцарь» из базовой версии;
      • Пройти по дороге игрока на любую другую свободную точку. Если рыцарь становится при этом на точку, через которую проходит дорога другого игрока, дорога считается разорванной так же, как и в случае строительства там города первым игроком;
      • Сдвинуть чужого рыцаря при условии, что его уровень ниже уровня данного рыцаря, и что он стоит в точке, куда ведёт дорога игрока, на которой стоит рыцарь. при этом рыцарь занимает данную точку, а стоявший там рыцарь другого игрока сдвигается на любую точку своей дороги его хозяином;

Внимание: только что активированный рыцарь не имеет права совершать действия во время этого же хода. Внимание: совершив действие, рыцарь дезактивируется, но может быть активирован в этом же ходу, если игрок заплатит «Зерно».

  • Когда корабль пиратов доходит до клетки «Сражение», считается количество построенных на острове городов, и количество активированных рыцарей (рыцарь второго уровня считается за двоих и т. д.):
    • Если количество городов не превышает количество активированных рыцарей, атака считается отбитой:
      • Корабль пиратов возвращается на исходную клетку;
      • Игрок, выставивший самую сильную армию получает одно очко (карточка «Спаситель Катана»). В случае равенства сил двух и более армий, выставившие их игроки получают право на одну бесплатную карточку развития, цвет карточки на выбор игрока;
    • Если количество активных рыцарей меньше количества городов на острове, пираты побеждают:
      • Все активированные рыцари становятся не активными;
      • Игрок, выставивший самую слабую армию, теряет один город (заменяет его на поселение) на свой выбор. В случае равенства - все игроки, выставившие самую слабую армию теряют по городу;
  • Игрок, первым построивший городское сооружение 4 уровня в какой-то категории получает право назначить один из своих городов столицей:
    • На город надевается специальная фишка;
    • Игрок получает 2 дополнительных очка. Эти очки перейдёт к другому игроку, если тот построит городское сооружение 5 уровня в данной категории раньше данного игрока;
    • Город, который является «столицей» становится неуязвим для атак пиратов (то есть не может быть разрушен, даже если пираты победили в сражении, и игрок выставил самую слабую армию.

Игра «Колонизаторы» была придумана всего в 1994 году Клаусом Тойбером , начала выпускаться в Германии и уже через год получила звание «Игра года». Аналогичная награда ожидала англоязычную версию «Колонизаторов» в 1996 в США. Позже игра была перенесена и в электронный вид.

Игровое поле состоит из шестиугольных сегментов – гексов. Из них на леса, пастбища и пашни приходится по 4 гекса, на холмы и горы – по три гекса, и еще один гекс приходится на пустыню. Эти 19 сегментов выкладываются в один большой шестиугольник (3-4-5-4-3), и окружаются сегментами моря (их 6 штук, на которые приходится 9 гаваней). Вот и возник остров Катан, который вам необходимо колонизировать.

На все гексы раскладывают номерные фишки (18 штук), которые помогут в добыче ресурсов (дерево, камень, глина, пшеница или овцы), а на гекс пустыни ставится фигура Разбойника.

Игра готова к началу.

Еще в набор входят:

Собственно карты ресурсов (по 19 штук каждого вида),

25 карт развития (Рыцарь, Прорыв, Победные очки),

2 особые карты (Самая большая армия и Самый длинный торговый путь),

4 карты стоимости строительства,

Игровые фишки разных цветов (20 поселений, 60 дорог, 16 городов),

2 кубика,

Правила игры.

Эта игра рассчитана на 3-4 игроков, но существуют дополнение и для 5-6 игроков. Они расширяют остров, и добавляют необходимые фишки.

Смысл игры в том, чтобы получить 10 победных очков .

С помощью Разбойника можно заблокировать добычу ресурсов на чужом гексе, или просто утащить дневную норму (карту ресурса).

Рыцари защищают ваши земли от бандитов, а если у вас Самая большая армия, то это принесет вам два победных очка.

Еще 2 победных очка принесет Самая длинная дорога – из пяти элементов – которая вьется по стыкам гексов от Поселения к Поселению (еще по 1 очку за каждое), а если те вырастут до Города, то будут приносить уже по 2 победных очка. Но существует ограничение – вы можете построить только 4 города.

Порты позволяют обмениваться ресурсами с другими игроками.

Из стопки Карт Развития кроме Рыцарей можно добыть еще множество полезных вещей – Новая дорога (+2 секции дороги), Изобретение (дает 2 единицы необходимых вам ресурсов), Монополия (можно просто отобрать у всех игроков этот самый ресурс), Университет (очки победы в чистом виде). Причем игрок совсем не обязан сразу же раскрывать выпавшую ему карту, и в самый важный момент просто вырвать победу.

Ход состоит из двух фаз:

Первая – бросок кубиков – определяет, какой ресурс игрок добывает на этом ходу – построенные на гексах с жетоном, на котором изображено число, выпавшее на кубиках, поселения и города приносят игроку ресурсы – Поселение – 1 единицу, Город – 2. В игре может быть как и страшный дефицит какого-то из ресурсов, так и переизбыток оного.

В случае выпадения семи очков в игру вступает Разбойник.

Вторая фаза – Строительство.

Все постройки и Карты Развития покупаются за добываемые ресурсы:

Поселение – за единицу дерева, глины, овцы и пшеницы;

Дорога – за единицу дерева и глины;

Город – две единицы пшеницы и три единицы камня;

Карта Развития – единица пшеницы, камня и овцы,

Игра имеет несколько дополнений, делающих ее еще более захватывающей и интересной. Они не являются отдельными и самостоятельными играми – в них можно играть только при наличии основной игры.
- Расширение на 5-6 человек.
Это дополнительный набор гексов Суши и Моря, необходимые наборы фишек для двух дополнительных игроков и дополнительные карты развития. Чтобы сделать игру более динамичной для ожидающих своего хода игроков, в этом дополнении им позволяется строить, покупать карты развития и торговать – но только с игроком, чей ход только что прошел. Играть карты развития или торговать друг с другом им нельзя.

К сожалению, в России они встречаются гораздо реже чем инструкции, как сделать из двух базовых наборов один расширенный.

- Джунгли
В настоящее время это расширение входит в большую часть базовых версий «Колонизаторов».

Гекс Пустыни заменяется на гекс «Джунглей», которые можно исследовать. На него так же кладется жетон с числом, как и на другие гексы. В случае выпадения на кубиках этого числа, игроки, обладающие поселениями и городами на границах этого гекса, получают Открытия: за поселение – по одному, за город – по два.

К сожалению, фишек или карточек Открытий в наборе не предусмотрено, и их приходится заменять монетами или пуговицами. Разбойники не смогут похитить их, а игроки – забрать с Помощью Монополии или получить с помощью Изобретения, или обменять. Зато их можно использовать при покупке карт развития, заменив «Открытием» один из ресурсов.

- Большая река
Теперь это дополнение тоже обычно входит в базовые версии игры.

Во время создания острова гексы Камня, Дерева и Пустыни заменяются на тройную карту «Река», состоящую из Горы, леса, и золотого прииска.

На начало игры строить Поселения на берегу Реки запрещается, но их постройка на Прииске принесет игроку дополнительные очки.

- Мореходы
Добавляет новые гексы Моря (19) и Суши (11), позволяющие строить небольшие островки на некотором удалении от Катана. Чтобы доплыть до него, игроку придется выстроить «дорогу» из своих кораблей (всего 60), и уберечь их от пиратов, которых изображает откровенно жалкая фигурка на плоту.

Кроме этого в дополнение входит 10 гаваней и правила с описаниями дополнительных сюжетных линий.

- Города и Рыцари
В этом расширении игроки смогут развивать свои города в трех направлениях – Политика, Торговля или Наука, надстраивая им рыночные площади, крепостные стены, акведуки, университеты. Построив улучшение четвертого уровня, игрок может сделать свой город Столицей – научной, политической или торговой, и таким образом получить сразу 4 победных очка.В игру вводятся новые карты ресурсов – Товары, которые и тратятся на городские улучшения и здания, которые в свою очередь позволяют получать дополнительные карточки развития.

Однако чем больше растут города, тем больше шансов, что на них позарятся воинственные варвары, поэтому игрокам необходимо вкладывать средства и в содержание рыцарей и модернизацию их снаряжения.

Игрок, выставивший в день нападения варваров самую сильную армию, получит дополнительное Очко Победы «Спаситель Катана».

В этом расширении для победы необходимо 13 очков.

- Купцы и варвары
Это расширение содержит три новых сценария колонизации Катана, в которых игрокам предстоит строить новые дороги и поселения, торговать с пустынными жителями и оборонять свои княжества от разбойников.

Для всех расширений имеются любительские перерисовки и без того довольно красочной полиграфии.

Стратегия этой игры состоит не только в том, как правильно расставить фишки – в этом плане возможных комбинаций великое множество, - но и в том, чтобы взаимодействовать с другими игроками – обмениваться ресурсами, заключать соглашения, блефовать… «Колонизаторы» долго не наскучат вам, тем более, что существуют они не только в виде классической настольной версии.

КАРТОЧНАЯ ВЕРСИЯ

Этот вариант игры, рассчитанной всего на двоих игроков, разработан Клаусом Тойбергом в 1996 году. Он схож дизайном и сюжетом с оригинальной версией, но серьезно отличается правилами.

Например, кроме того, чтобы развивать собственные владения, игрок может и навредить сопернику – поджечь его здания, или послать на поля Черного Рыцаря, лишая ресурсов.

Многое тут зависит от удачи, но многое остается и на ум и расчетливость игроков.

Впрочем, об этом варианте уже рассказывалось в разделе, а я лишь перечислю дополнения этой игры:

Вам будет проще сойтись с игрой, если в первых партиях поле будет соответствовать схеме с первой страницы этих правил. Соберите «морскую» рамку из шести деталей, затем заполните ее шестиугольными плитками - гексами. Поверх каждого гекса положите жетон с номером Особое внимание уделите размещению гаваней.

Начало партии в игре с новичками

Возьмите карту цены построек. Выберите цвет фишек; возьмите 5 поселений, 4 города и 15 дорог одного цвета, сложите их перед собой, а на поле разместите 2 дороги и 2 поселения. То же делают все ваши соперники.

При игре втроем красные фишки не используются.

Сложите рядом с полем кубики и особые карты «Самый длинный тракт» и «Самое большое войско».

Разделите на пять колод карты сырья и разместите их рядом с полем. Карты должны лежать рубашкой вверх.

Наконец, получите первые доходы. Поселение каждого игрока, отмеченное звездой на схеме, приносит карты сырья: все гексы, граничащие с таким поселением, дают хозяину по одной карте сырья в соответствии с их ландшафтом.

Полученные карты сырья забирайте на руку и не показывайте соперникам.

Партию начинает старший игрок. В свой ход вы в указанном порядке осуществляете обязательные и произвольные действия:

  • Сбор сырья (обязательно): бросьте два кубика, чтобы понять, какие гексы приносят свои плоды всем игрокам в этом ходу.
  • Торговля: можете обмениваться картами сырья с другими игроками или с резервом.
  • Строительство: можете прокладывать дороги, основывать поселения, возводить города и/или покупать карты развития.

ВАЖНО: на любом этапе своего хода (даже перед сбором сырья) можете сыграть одну из своих карт развития.

Завершив строительство, передайте ход соседу слева: он продолжит игру своим первым действием.

Сбор сырья

Каждый ваш ход начинается с броска двух кубиков. Сложите выпавшие на них результаты: гексы под полученным номером приносят всем жителям острова урожай, доход и пользу!

Если ваше поселение стоит на перекрестке, смежном с гексом под выпавшим номером, возьмите за него одну карту. Если в таком месте стоит город, за него вам причитаются две карты сырья. Помните, что вы получаете сырье за все ваши поселения и города на границах «доходного» шестиугольника.

Торговля

Собрав сырье, вы обнаружили излишки одного вида и нехватку другого. Как поправить дело? Торгуйте! Есть два вида торговли.

  • Внутренняя торговля (обмен с другими игроками):
  • Вы вправе выставить на торг любые карты сырья. Сообщите соперникам, в чем вы нуждаетесь и что предлагаете. Они могут выступить со своими предложениями. Постарайтесь выторговать наиболее выгодные условия сделки.

    ВАЖНО: в ваш ход соперники не могут торговать ни с кем, кроме вас. Сделки между собой без вашего участия им запрещены.

  • Заморская торговля (обмен сырья в резерве):
    • Всегда можно обменять сырье по курсу 4:1; сдайте в резерв 4 карты одного сырья и возьмите одну карту другого, нужного!
    • Более выгодная заморская торговля возможна, если ваше поселение стоит в гавани. Обычная гавань позволит три карты обменять на одну любую по вашему выбору(3:1), а особая обменяет ваши две карты определенного сырья на одну любую (2:1).