О воскрешении сына вдовы из наина. Когда больше нет надежды: О воскрешении сына наинской вдовы

«В те дни Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: «не плачь». И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: «юноша! тебе говорю, встань!» Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его» (Лк. 7, 11-16).

Рассказ о воскрешении Господом сына наинской вдовы ставит нас лицом к лицу с царящей в мире смертью.
Мы рождаемся с плачем и умираем с плачем. В этот короткий промежуток нас успевают предать самые близкие люди, болезни съедают наши внутренности, а погоня за куском хлеба отнимает последние силы. Наконец, каждого из нас всех ждёт разверстая земляная яма. Сверкающая вселенная личного сознания, радости и надежды исчезают без следа. Имена миллионов людей стираются через два-три поколения. Смерть не щадит никого. Равно умирают старики убелённые сединами и беззубые младенцы. Молодые мужчины и полные сил женщины ложатся не на брачное ложе, а в темноту могилы. И нет выхода, нет понимания того, почему и зачем смерть уготована человеку.

Евангелист называет женщину, оказавшуюся перед Иисусом «вдовой». Её окружает толпа родственников. Что это значит? А значит, что, несмотря на всё богатство этой женщины - бедных людей толпа не окружает никогда - смерть уже посещала её дом и унесла с собой мужа. Для смерти неважно беден ты или богат, болен или здоров, молод ты или стар - она приходит, забирая самое дорогое и нужное в твоей жизни. Часто, слишком часто - без смысла и передышки. Так - и в евангельской истории. Второй жертвой смерти становится сын овдовевшей женщины.
Когда мы сталкиваемся с чем-то подобным, первая человеческая реакция - ужас. А потом мы начинаем задавать вопросы. Как так? Почему столько горя, боли и несправедливости свалилось на эту семью? Какой грех нужно совершить, что бы Бог так её наказал?

Но страшнее другое. Все мы, задающиеся подобными вопросами - посторонние. А вдова из маленького палестинского Наина непосредственно очутилась в самом эпицентре безысходности и смерти. Это не чей-то муж умер, а её. Не чьего-то сына, а родную кровиночку, единственного ребёночка, которого она носила на руках и кормила грудью, несут на кладбище. Что она такого сделала, что Бог так прогневался? Почему, если Он - Вседержитель; если Он - держит, заботится и любит всё творение, почему Бог не пощадил её любовь и последнюю радость? Почему не отвёл руку смерти? Почему оставил её одну?

И ведь нет для неё ответа, так же как его нет для тысяч и тысяч матерей и жён! Пустым сотрясанием воздуха кажутся все лицемерные соболезнования окружающих! Насмешкой звучат объяснения законников о когда-то согрешившем праотце Адаме. Она-то здесь причём? Разве она съела этот несчастный плод власти над добром и злом? Почему следствием этого должна быть смерть её мужа и ребёнка?

Точно так Иов спорил с Богом. О, как древен этот дерзновенный спор человека и Бога! И так же, как Бог ответил Иову, Он отвечает рыдающей наинской вдове. Не простым сотрясанием воздуха, не пустыми объяснениями, а Своим ПРИСУТСТВИЕМ.

Бога, оказывается, можно встретить не только в громе и буре, но вот так просто - на дороге, в виде пыльного Странника. К Богу можно прикоснуться, услышать Его голос буквально в двух шагах. Богу можно взглянуть в лицо и не ослепнуть. Потому, что Бог стал Человеком.

А когда Бог глядит тебе в глаза, всё остальное перестаёт существовать. Для Бога нет мёртвых, но все живы. Поэтому только Он может сказать скорбящей душе: «Не плачь!». И прострев руку, сказать умершему: «воскресни!».
Кто-то из современных мудрецов говорил, что всё написанное в Евангелие касается человека здесь и сейчас. Как рассказ о воскрешении сына вдовы соотнести с каждым из нас? Отвечает ли он на вечные вопросы человека о смерти?

Нет, не отвечает. Но он нам говорит, что Бог - больше смерти. Этот текст говорит нам, что бывает со смертью в присутствии Бога: смерть отступает. Он нам говорит, что Господь не деспот, равнодушно взирающий с небес на человеческие слёзы, а Сам - Сострадание и Любовь. Любовь, Которая не только способна воскресить умершего, но и пойти за него на смерть и Крестную муку.

Мы, христиане, каким-то парадоксальным образом причастны этой Божественной Любви. Мы причастны Её Кресту. Смерть Христа стала частью нас самих. Но через смерть Христову каждый из нас стал причастен и Его Воскресению. А потому голос из палестинского Наина звучит для любого человека: «Тебе говорю, встань!». В каждом заложен такой «динамит» Воскресения Христова, что уничтожение смерти становится только вопросом времени. А общее воскресение из мёртвых - раскрытием радости нашей земной встречи с Господом. После тяжкого сна, в котором мы увидим собственные похороны, слёзы и отчаяние родных, мы наконец проснёмся. Проснёмся в Любви, Свете и Радости. И Радости этой не будет конца.

Воскрешение сына Наинской вдовы

Однажды Иисус Христос шел из Капернаума в город Наин. За Ним следовали ученики и множество народа. Когда Он подходил к городским воротам, в это время из них выносили умершего юношу, единственного сына одной наинской вдовы. Несчастная женщина шла и горько плакала, и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над тяжелым горем бедной матери, и сказал ей: "не плачь".

Потом подошел и прикоснулся к одру, на котором лежал умерший (у иудеев умерших завертывали в полотно и несли на одре или носилках для погребения в пещерах). Несшие остановились. Тогда Господь сказал умершему: "юноша! тебе говорю, встань!"

Мертвый поднялся, сел и стал говорить. И отдал Иисус Христос воскресшего юношу матери его.

Видя это чудо, все объяты были страхом. Все славили Бога и говорили: "Великий Пророк восстал между нами! Бог посетил народ Свой!"

Город Наин в наши дни

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Луки, гл. 7, 11-17.

Из книги Четвероевангелие автора (Таушев) Аверкий

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Воскрешение сына вдовы наинской Спаситель из Капернаума шел в город, называемый Наин. За Ним по обыкновению шли Его ученики и много народа. У самых ворот города Наина они встретили людей, которые выносили умершего юношу. Мать умершего шла тут же и горько плакала: она была

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Воскрешение сына Наинской вдовы Однажды Иисус Христос шел из Капернаума в город Наин. За Ним следовали ученики и множество народа. Когда Он подходил к городским воротам, в это время из них выносили умершего юношу, единственного сына одной наинской вдовы. Несчастная

Из книги Евангельская история. Книга вторая. События Евангельской истории, происходившие преимущественно в Галилее автора Матвеевский Протоиерей Павел

Воскрешение сына вдовы Наинской Лк. 7, 11–17 Из Капернаума Господь Иисус Христос предпринял хождение по городам и селениям Галилеи с проповедью и, провидя нуждающееся в утешении Его сердце бедной вдовы, лишившейся единственного сына, в сопровождении учеников и множества

Из книги Проповеди. Том 1. автора

НЕДЕЛЯ 20. О ВОСКРЕШЕНИИ СЫНА НАИНСКОЙ ВДОВЫ. Перенесемся мыслью в далекую древнюю Палестину, подойдем к городу Наину и увидим там несказанное, неописуемое зрелище: увидим огромную толпу народа, вместе с апостолами сопровождающую Господа Иисуса Христа, ибо вслед за Ним

Из книги Воскресные проповеди автора Сурожский Митрополит Антоний

Неделя 20-я по Пятидесятнице. Воскрешение сына наинской вдовы Во имя Отца и Сына и Святого Духа.В чудесах Христовых открывается богатое и изумляющее нас отношение Бога к нашей земле и к нам, людям. С одной стороны, Его сострадание – не только способность любить и жалеть как

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Воскрешение сына вдовы. 3 Царств 17:17-24 После этого заболел сын этой женщины, хозяйки дома, и болезнь его была так сильна, что не осталось в нём дыхания. И сказала она Илии: что мне и тебе, человек Божий? ты пришёл ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего. И сказал он

Из книги Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. автора (Таушев) Аверкий

Воскрешение сына Наинской вдовы (Луки 7:11-17). Об этом событии повествует только один Евангелист Лука, ставя его в связь с последовавшей затем отправкой Иоанном Крестителем своих учеников к Иисусу Христу.Из Капернаума Господь пошел в город Наин, находившийся близ южной

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Воскрешение сына вдовы 17 Через некоторое время сын той женщины, хозяйки дома, заболел. Ему становилось всё хуже и хуже и, наконец, он перестал дышать. 18 Тогда она сказала Ильясу:- Что у тебя против меня, человек Всевышнего? Ты пришёл, чтобы напомнить мне о моём грехе и убить

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Воскрешение сына вдовы 11 Вскоре после этого Иса пошёл в город, называемый Наин, с Ним были Его ученики и много других людей. 12 Когда Он подходил к воротам города, из них выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдовой. Вместе с ней из города выходила большая

Из книги Человеческий лик Бога. Проповеди автора Алфеев Иларион

Воскрешение сына вдовы 17 Через некоторое время сын той женщины, хозяйки дома, заболел. Ему становилось все хуже и хуже, и наконец он перестал дышать. 18 Тогда она сказала Илии:- Что у тебя против меня, человек Божий? Ты пришел, чтобы напомнить мне о моем грехе и убить моего

Из книги Толкование Евангелия автора Гладков Борис Ильич

Воскрешение сына вдовы Наинской. Неделя 20–я по Пятидесятнице «Не плачь!» С этими словами обратился Господь к вдове, которую встретил идущей в похоронной процессии - вдове, хоронившей своего единственного сына. Когда?то она похоронила мужа, а теперь прощалась с тем, кто

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

ГЛАВА 15. Ответы книжнику и двум ученикам. Укрощение бури. Исцеление бесноватых в стране Гадаринской. Исцеление страдавшей кровотечением. Воскрешение дочери Иаира. Исцеление двух слепых и немого бесноватого. Воскрешение сына вдовы Наинской Ответы книжнику и двум

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Воскрешение сына наинской вдовы и дочери Иаира Кроме исцелений, Господь совершал воскрешения мертвых – чудеса, с особенной силой свидетельствовавшие о Нем как о Сыне Божием. Эти чудеса показывали, что Христос сильнее смерти и является источником жизни. Евангелисты

Из книги Евангельское злато. Беседы на Евангелие автора (Войно-Ясенецкий) Архиепископ Лука

XII Исцеление прокаженного и слуги сотника. Воскрешение сына наинской вдовы. Посольство Иоанна Предтечи. Прощение грешницы в доме Симона-фарисея Когда Иисус Христос сошел с горы, то за Ним последовало множество народа, как бы не хотевшего расстаться с столь дивным

Из книги автора

Неделя 20. О воскрешении сына Наинской вдовы Перенесемся мыслью в далекую древнюю Палестину, подойдем к городу Наину и увидим там несказанное, неописуемое зрелище: увидим огромную толпу народа, вместе с апостолами сопровождающую Господа Иисуса Христа, ибо вслед за Ним

После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.


Толкование на Евангелие

Свт. Лука Войно-Ясенецкий

Перенесемся мыслью в далекую древнюю Палестину, подойдем к городу Наину и увидим там несказанное, неописуемое зрелище: увидим огромную толпу народа, вместе с апостолами сопровождающую Господа Иисуса Христа, ибо вслед за Ним всегда ходили толпы народа, привлекаемого Его Божественным учением, Его преславными чудесами.

Из ворот города выходит печальное шествие: несут на погребение единственного сына вдовы несчастной, и разрывается сердце ее, и плачет и рыдает она неутешно. Идут за гробом знакомые ее иудеи и плачут вместе с ней.

Господь неожиданно останавливает шествие. Он подходит к одру умершего, касается рукой носилок и говорит:

Юноша, тебе говорю, встань!

И умерший сел на носилках, с изумлением озираясь кругом.

Народ отпрянул в изумлении, у всех дрогнуло сердце, и воскликнули они:

– Великий пророк восстал между нами, и Бог посетил людей Своих.

Это было одно из величайших чудес Господа Иисуса.

Но знаете вы, что не только сына вдовы Наинской воскресил Господь, знаете, что воскресил и умершую дочь Иаира, начальника синагоги; известно вам и еще более изумительное воскрешение Лазаря, уже четыре дня лежавшего во гробе, уже смердевшего, как говорила его сестра Марфа. Вышел из гроба обвитый пеленами погребальными Лазарь, и народ дрогнул, народ изумился.

Для чего же, для чего Господь творил эти изумительные чудеса воскрешения умерших?

В нынешнем чтении Евангельском слышали вы, что Он умилосердился над несчастной вдовой, а в описании великого чуда воскрешения Лазаря читаем мы. что Господь был в великой печали и прослезился, видя плач и рыдания сестер Лазаря и пришедших их утешить иудеев.

Итак, милосердие Божие, любовь Божия, сострадание Божие побуждали Господа Иисуса творить воскрешение умерших.

Но только ли это? Нет, не только: величайшие чудеса в мире нужны были и для того, чтобы утвердить веру в Него народа израильского, чтобы потрясти сердца людей и обратить их к Богу.

Но и этого мало: есть еще третья, самая важная причина для воскрешения мертвых Господом Иисусом Христом.

В тропаре праздника Входа Господня в Иерусалим слышим мы:

«Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси, Лазаря Христе Боже...»

Общее воскресение... уверяя... Что это значит?

Это значит, что Христос воскресил Лазаря для того, чтобы уверить нас в возможности общего воскресения всех людей в день Страшного Суда, чтобы опровергнуть нечестивое мнение людей, утверждающих, будто воскресения мертвых быть не может, будто со смертью человека все кончается, и он погружается в вечную глубочайшую тьму.

Св. апостол Павел говорил весьма важные слова о воскресении Господа Иисуса Христа: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть , мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 13-14).

Вера наша тщетна – вера во Христа, вера в Бога тщетна, если не верить в воскресение, всеобщее воскресение, и прежде всего воскресение Христово.

Скажите, разве не терзает сердца миллионов людей тяжкий вопрос: как. зачем, почему попускает Бог, чтобы грешные, нечестивые, угнетающие других, отнимающие имущество вдов и сирот, лжецы, лжесвидетели, доносчики, – чтобы они благоденствовали, как часто видим.

Как допускает, чтобы люди благочестивые, люди тихие, люди добрые, люди бедные испытывали тяжкую нужду, подвергались гонениям сильных. Где, говорят, правда у Бога?

Где?!! В воскресении – в воскресении мертвых!

Скажите, в наши страшные дни, когда в несчастной стране корейской творятся чудовищные преступления, чудовищные злодеяния, от которых содрогаются сердца милосердных людей, как, как может быть, чтобы Господь попустил уничтожить этот героический народ?

О, не может быть, никогда не может быть!

Если даже останутся разбойники-агрессоры безнаказанными теперь, в жизни этой, то ждет их воскресение – страшное воскресение на суд.

И предстанут они, с ног до головы облитые кровью детей и женщин, стариков и старух Кореи, предстанут эти разбойники, сжигавшие напалмом жилища мирного населения; эти окаянные, бросавшие бомбы с чумными и другими страшными бактериями.

Предстанут, предстанут они, ибо воскресение будет, ибо Христос воскрес и этим утвердил веру в воскресение, ибо Христовым воскресением побеждена смерть, вечная духовная смерть.

И как Он воскрес в третий день после тяжкой смерти Своей на кресте, так воскреснут и все, все люди.

Праведники воскреснут в воскресение живота, а грешные в воскресение суда. И будет Страшный Суд – будет суд!

Получат воздаяние все несчастные, все страдавшие, все гонимые, все преследуемые за Христа – получат воздаяние в радости райской.

Получат воздаяние и те окаянные, которые попирали закон Христов, которые сеяли везде сатанинскую ненависть. Восстанут и они и услышат из уст Спасителя нашего: «Идите от меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25, 41).

Евангелие от Луки. Глава 7, стихи 11-16

11. После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа.

12. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.

13. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.

14. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!

15. Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его.

16. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.

Есть несколько моментов, на которых хорошо бы остановиться. Первое – это то, что Господь обращается к несчастной женщине со словами утешения, он говорит ей: «Не плачь». Мы часто пытаемся помочь людям, которые находятся в сложной жизненной ситуации, стараемся их ободрить, поддержать. Но дальше благородных и красивых слов дело не идет.

После этих кратких слов Спаситель касается одра, процессия останавливается, люди понимают, что происходит что-то, из ряда вон выходящее, ибо ни один, уважающий себя иудей не захотел бы коснуться одра с лежащим трупом, чтобы не оскверниться, и тут Спаситель говорит юноше властным голосом: «Тебе говорю, встань!»

Не было в истории Ветхого Завета подобных ситуаций, чтобы человек своей властью, своим словом воскрешал умерших. Юноша поднимается и начинает говорить. Как повествует далее евангелист, великий страх объял всех, все славили Бога и благодарили за то, что восстал великий пророк.

Какой вывод мы должны сделать из сегодняшнего евангельского чтения? Вывод очень простой – Господь особенно близок к нам не тогда, когда нам комфортно, не тогда, когда в нашей жизни, в общем-то, нет острой нужды в его активном участии. А именно тогда, когда, казалось бы, происходит непоправимое, когда человек в своей жизненной истории утыкается в тупик и понимает, что выхода, в общем-то, не может быть в принципе.

И в этот момент, когда душа открывается и становится способной принять действие Божие, в этот самый момент приходит Господь, изменяет ситуацию таким образом, что нам порой трудно это представить.

Великие святые благодарили Бога, когда к ним приходили скорби и напасти. Они видели в этих, казалось бы, ненужных и лишних проблемах великую милость и посещение Божие. Они понимали, что тем самым Бог отвечает на их просьбы об укреплении веры, об усилении молитвы.

Хочется каждому из нас пожелать, чтобы в любой крайне острой и тяжелой ситуации, мы вспоминали наинскую вдову, человека, который, казалось бы, некогда потерял самую главную надежду своей жизни, но потеряв, не только снова обрел ее, но и получил бесценный дар веры во Христа.

«Воскресные Евангельские чтения» - цикл еженедельных просветительских программ с комментариями к воскресным евангельским чтениям. Цель

Отрывок о воскрешении Господом Иисусом Христом
сына вдовы из города Наин


Видео с сайта МУП РТРП «Ногинск» — www.tvnoginsk.ru

С егодня за Божественной Литургией читается евангельский отрывок о воскрешении Господом Иисусом Христом сына вдовы из города Наин (Лк.7:11-16) .

Э та женщина когда-то потеряла мужа — человека, с которым, по слову Писания, была «плотью единой» (Быт.2,24) , с которым разделяла радости и горести, труды и заботы, молитву, и саму жизнь. Он умер — и с ним как бы умерла часть её души. А теперь умирает единственный сын, плод её любви, тот, с кем связывала она свои чаяния и надежды, будущий отец её внуков, продолжатель рода. Теперь она остаётся совсем одна. Но трагедия этой женщины — не только в том, что она лишилась самых близких, родных людей, но и в том, что, по сути, у неё не стало средств к существованию: женщины в Иудее должны были заниматься домашним хозяйством, их обеспечивали ближайшие родственники — муж, сын… В то время не существовало социальной помощи обездоленным, и, таким образом, она была обречена на нищету. Те люди, которые сопровождают сейчас похоронную процессию, возможно, постоят немного у могилы её чада, скажут несколько слов утешения — и возвратятся к своим делам. Вспомнят ли они хоть раз эту женщину, свою соседку? Ведь она не сможет пригласить их на бракосочетание своего сына, на день рождения внуков, не сможет разделить с ними их радости. Она оказывается как бы заживо умершей: оторванной от людей, нет ей места среди них…

Н о не оторвана она от Бога! Мы читаем удивительные евангельские слова — Господь «сжалился над нею и сказал ей: не плачь» (Лк.7,13) . Не плачь, ибо в мир пришла Сама Любовь! Не плачь, ибо никто не одинок, потому что «С нами Бог» (Ис.8,10 ;Мф.1,23) ! Не плачь, уже скоро придёт та «священная, спасительная… и светозарная» (Канон Пасхи) ночь, когда воскреснет Господь из гроба, возвещая победу над смертью, светоносный день всеобщего воскресения. Христос воскрешает сына вдовы, препобеждая законы тленного, падшего естества, предвосхищая то благословенное время, когда «отрёт Бог всякую слезу с очей…, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет…» (Откр.21,4) .

И конечно, не к одной только вдове обращены эти слова Спасителя. «Бог есть любовь» (1Ин.4,8) , и Он жалеет весь мир, лежащий во грехе, жалеет каждого из нас, каждого, кто страдает, кто потерян, раздавлен тяжестью жизненных невзгод, собственных грехов, каждого, кто не имеет надежды. «Бог посетил народ Свой» (Лк.7,16) ! Он выходит нам навстречу и приносит избавление от греховных болезней, от самой страшной смерти — духовной. «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин.10.10) — говорит Господь. Его Слово оживотворяет нас. С Ним, Источником жизни и воскресения каждый может уже теперь теснейшим образом соединиться в Церкви, в Таинстве Евхаристии, получая прощение грехов и обретая Его благодать.

И как бы ни было нам порою трудно, и как бы ни казалось нам временами почти невозможным преодолеть грех, но воскрешает нас Христос, вливая в нас силы, укрепляя, даруя спасение и Жизнь вечную.

Х рани Вас Бог!