Оборудование домашней мастерской. Мастерская на даче: проект, материалы

В арсенале любого домашнего мастера найдется множество инструментов, приборов, механизмов и устройств, а также уйма различных важных мелочей. И все их необходимо где-то хранить. Бывает так, что полезных в хозяйстве вещей оказывается слишком много, и тогда одной полочки в прихожей или даже специального кейса становится недостаточно для того, чтобы вместить всё нужное. Тогда остается один выход: оборудовать мастерскую, в которой можно не только спокойно разместить имеющийся инструментарий, но и создать себе удобное рабочее место.

Первый вопрос, который возникнет у хозяина дачного участка, скорее всего, будет сформулирован следующим образом: что проще — выделить под мастерскую уже имеющееся помещение в доме или сарае, или возвести новое строение? Специалисты советуют выбрать второй вариант. В этом случае вы сможете сделать постройку нужного размера; вам не придется работать в тесноте и дискомфорте, у вас будет достаточно места для хранения заготовок, инструментов, материалов и готовых изделий. Еще одним немаловажным фактором является то, что мастерская, расположенная в пристройке к дому, неизбежно станет вызывать нарекания у других членов семьи: они будут жаловаться на производимый вами шум, а также на образующуюся грязь и разносимый по другим помещениям мусор. Сарай тоже считается не самым лучшим строением для размещения в нем мастерской. Обусловлено это тем, что для обеспечения нормальных условий работы необходимо хорошее освещение, качественное отопление, плотно закрывающиеся окна и двери, и, самое главное, надежный фундамент, на который можно смело поставить напольный станок. Как правило, при постройке сарая все вышеперечисленные технические требования не соблюдаются.

Итак, вы решили построить мастерскую у себя на территории в виде отдельно стоящего здания. Необходимо выбрать подходящее место: такое, куда можно будет легко пройти в любое время года, не потратив много сил на расчистку дороги. Очень важно, чтобы площадка под постройку находилась на открытом участке . Как уже говорилось ранее, для качественной работы вам понадобится хорошее освещение. А уж естественный свет всегда предпочтительней искусственного. Летом в течение дня можно будет работать без осветительных приборов, что весьма полезно для зрения и экономнее с точки зрения расхода электроэнергии. Вторым, не менее серьезным фактором, считается удаленность данного строения от жилого дома . Издаваемые во время работы различные звуки и шумы будут мешать домочадцам отдыхать. Третье условие удачного расположения мастерской — не строить ее в низине . Стекающая вода, застаивающаяся и подтапливающая строение, будет способствовать быстрому ее разрушению. Она также может стать причиной возникновения аварийных ситуаций. Если у вас нет другого выхода, и разместить постройку в другом месте нет никакой возможности, то следует предусмотреть создание высокого фундамента с обязательной гидроизоляцией.

Постройка мастерской потребует от вас создания чертежа, в котором нужно будет предусмотреть множество различных нюансов. Например, следует заранее определиться с теми видами работ, которыми вы планируете заниматься: столярные, слесарные… Ведь вам необходимо приобрести и установить оборудование определенного типа — как основное, так и дополнительное. Для этого понадобится свободная площадь. Не забывайте также об инструментах, которые нужно будет расположить в удобном месте. Еще у каждого хозяина найдется несметное количество крепежей, метизов и иных мелких элементов и деталей, которые тоже придется где-то хранить. Для них следует приготовить крючки, полки, стеллажи, удобные шкафчики.

Основное место работы домашнего мастера — верстак, причем, столярный и слесарный существенно отличаются друг от друга. Поэтому в некоторых случаях предусматривают наличие сразу двух верстаков. Если вы планируете использовать длинномерные или большие по размеру материалы вроде досок или прутка, то для них нужно будет сделать отдельный стеллаж не менее 6000 мм длиной и 600 мм шириной.

Тщательно продумайте систему обогрева мастерской. Оптимальный вариант — стандартные батареи, которые можно подключить к центральному отоплению.

Не забывайте также про не самые существенные, но всё же важные детали: умывальник, удобный стул для работы и вешалку — их тоже нужно будет куда-то поставить.

Только после того, как вы тщательно продумали все детали и нюансы, можно приступать к прорисовке плана-схемы с указанием необходимых размеров. Чтобы рассчитать примерные габариты будущего строения, следует взять сумму площадей всех предполагаемых объектов и умножить их на коэффициент 1.6 — 2.1. Этот способ является хоть и не самым наглядным, но зато позволяет получить довольно точные расчеты по обеспечению свободного места для перемещения между станками и иными объектами, расположенными в мастерской, а также для комфортной работы. Не забудьте сделать поправку на толщину обшивки стен. Тип кровли и высоту потолков принято проектировать по своему усмотрению; здесь нет четких рекомендаций.

Лучше всего запланировать в мастерской наличие двух помещений: подсобного и рабочего. В первом можно расположить вешалку, шкафчики для разных полезных мелочей, небольшой столик, стул, умывальник. Второе помещение — рабочее — должно отделяться от улицы подсобкой. Двери следует располагать одну напротив другой, чтобы вы могли без труда внести внутрь крупногабаритные или длинные стройматериалы. Полку для их хранения надо поместить прямо напротив входа.

Вентиляцию желательно сделать не приточно-вытяжную, а принудительную. Осветительные приборы должны быть предусмотрены как общие, так и локальные (соответствующие определенному рабочему месту). Все станки и розетки нужно обязательно заземлить, и каждый станок подключить к отдельной розетке.

После того, как вы создали подробный чертеж, можно приступать к строительству мастерской. Порядок работ выглядит следующим образом: сначала наносится разметка по всему периметру планируемого строения. Под фундамент выкапывается траншея глубиной 600-800 мм, в нее устанавливается опалубка. На дно засыпается песчано-гравийная подушка и тщательно утрамбовывается. При помощи железных прутьев проводится армирование фундамента, затем вся конструкция заливается бетонной смесью. Над поверхностью созданное основание должно возвышаться не менее чем на 200 мм. Следующий этап — возведение деревянного каркаса. Делается он после полного застывания бетона. Далее необходимо оборудовать пол, и лучше всего сделать его многослойным. Как вариант: укладывается песок слоем 35-55 мм, сверху на него — толь, а потом настил из досок (либо бетон). После этого приступаем к внутреннему обустройству мастерской: пропитываем дерево специальными антибактериальными и антипиреновыми составами, подводим коммуникации, делаем их разводку строго по чертежу. После этого уже можно монтировать оборудование и пользоваться мастерской.

По информации PRO Недвижимость

В процессе строительства дачи ли загородного дома своими руками появляется желание сделать его настолько красивым и индивидуальным, чтобы у друзей и соседей проснулась зависть. Но даже у вас есть умение и желание столярничать, то необходим инструмент и помещение, в котором будут рождаться шедевры деревянного искусства. Предлагаем вам рассмотреть строительство столярной мастерской как воплощение в жизнь вашего хобби. Хотя может быть впоследствии она сможет стать вашим небольшим бизнесом.

В данной статье мы подробно рассмотрим, как оборудовать столярную мастерскую своими силами на готовом примере. Площадь мастерской представленной ниже, составляет примерно 400 м² (но можно сделать и маленькую). Вся мастерская разделена на два помещения, где располагаются рабочие обрабатывающие станки.


Что лучше: строительство нового или использование старого

Столярная мастерская будет выглядеть гораздо функциональнее в новом отдельно стоящем строении по ряду причин:

  1. Шум. Работу станков трудно назвать бесшумным производством, плюс работа вентиляционных систем.
  2. Запах. Нелегко избавится от запаха лакокрасочной продукции даже при условии хорошей вентиляционной системы.
  3. Мусор. Даже при тщательной уборке мастерской пыль невольно будет попадать в жилые помещения.
  4. Безопасность. Наличие режущего инструмента на станках и использование трехфазного электропитания, считается оборудованием повышенной опасности, и доступ посторонних лиц к нему запрещен.
  5. Производственная площадь. Вряд ли в доме найдется помещение достаточной квадратуры, чтобы комфортно поместить все необходимое оборудование для полноценной столярной мастерской.
  6. Вспомогательная площадь. Необходимо выбрать место под хранение инструмента, а также для складирования заготовок и готовой продукции.

Бытует мнение, что мастерская для столярных работ в домашних условиях должна занимать до 6-7 м2, но этого катастрофически мало. На такой площади не удастся поместить максимальное количество оборудования. Тем более, что рекомендованная длина помещения должна быть не менее 4 м. Даже если по счастливой случайности уместить все необходимое, то места для нормальной работы вам не останется. О хранении материала и готовых изделий и говорить нечего.

Столярная мастерская своими руками

С гаражом тоже не получиться. Это специализированное место для машины и рисковать ее целостностью во время работы не подходящий вариант. Кроме этого мастерская требует нормального температурного режима, который трудно поддерживать в гараже. Еще необходимо выделить пространство для хранения автомобильных запчастей и инструмента.
Сарай - это уже ближе, но все равно вряд ли подойдет. Скорее такое решение потребует кардинальной перепланировки и перестройки, соизмеримой с новым строительством.
Для столярки необходим надежный фундамент из плит. Установленное не устойчиво оборудование будет давать вибрацию, что, в конце концов, приведет к его поломке.
Рассмотрев все варианты, принимаем решение поместить мастерскую во вновь построенном здании.

Место под строительство мастерской

При определении места под будущую столярную мастерскую необходимо учесть некоторые аксиомы ее размещения:

  1. Как можно дальше от жилой зоны и строений с домашней живностью, если такая имеется. Шум, производимый рабочим оборудованием, будет неблагоприятно действовать на нервную систему ваших домочадцев.
  2. Желательно подобрать открытое пространство. Отсутствие теней позволит немного сэкономить на обогреве мастерской в зимнее время и на освещении в течение года. Солнечное излучение будет обогревать, и освещать помещение.
  3. Для исключения подтопления строения во время дождей и снеготаяния не нужно строить его в местах с низким общим уровнем. Это может привести к проблемам с самой постройкой и даже к аварийным ситуациям, например короткому замыканию электропроводки.
  4. Желательно обеспечить удобство доступа в любых погодных условиях, чтобы зимой избежать постоянной расчистки снега, а во время весеннего снеготаяния предотвратить подтопление здания.
  5. Участок почвы не пригодной для земледелия станет прекрасным местом для будущего строитель

Проект мастерской: с чего начать

Первым шагом в осуществлении проектирования является определение, какими конкретно работами в мастерской вы будете заниматься. Желательно продумать и записать все планируемые работы, как в ближайшее время, так и в будущем. На основании этого перечня необходимо составить список вспомогательного оборудования необходимого для выполнения поставленных задач.

Далее определить наличие необходимого инструмента, (от стамески и молотка до дрели и электролобзика), гвоздей и саморезов, заготовок и готовых изделий. Не забудьте укомплектовать список порошковым огнетушителем и аптечкой. После чего определить, как разложить все вышеперечисленные вещи, какие для этого нужны шкафы, стеллажи и полки. Переходим к перечню основного оборудования. Список должен быть укомплектован:

  • верстаком;
  • станками, согласно перечню работ;
  • перспективное оборудование;
  • промышленным пылесосом;
  • отопительными радиаторами;
  • ящиком с песком;
  • умывальником;
  • емкостью с водой;
  • шкафчиком для спец одежды;
  • табуретом.

оборудование мастерской

После этого ко второму необходимо прибавить шкафы и стеллажи с предметами из первого списка. Далее определяем место под будущие заготовки. Рекомендованный минимальный размер такого стеллажа 1 м × 6 м, его тоже нужно добавить во второй список. Такой подробный перечень позволит рассчитать габариты будущей столярки.

Тонкости в составлении проектов

Когда все приготовления закончены, наступает время проектирования. Итогом ваших усилий должен стать документ, являющийся проектом будущей мастерской. Для строительства нет необходимости составлять строительные чертежи по всем правилам, достаточно подробных эскизов с указанием реальных размеров будущего помещения и габаритов основного и вспомогательного оборудования, указанного вами во втором списке.

Эскизов должно быть несколько. На одной проекции тяжело указать все элементы строения. Поэтому на ваших набросках должны присутствовать все детали до мелочей. Наружные и внутренние размеры помещения и его элементов указываются без соблюдения масштаба, но должны отображать действительное положение предметов и строительных элементов.

Приблизительным расчетом необходимой площади для мастерской будет произведение площади всего оборудования, стеллажей и шкафов и коэффициента равного 1,5-2.
Все же, если компьютерная графика для вас представляется, как не паханая целина, то визуальную планировку столярки можно выполнить дедовским методом. Возьмите лист миллиметровой бумаги, начертите на ней помещение будущей столярки в масштабе 1:20, согласовав с приблизительным расчетом и заранее выполненными рисунками.

Из этой же бумаги вырежьте прямоугольники оборудования и вспомогательных конструкций в масштабе, но по настоящим размерам. Это даст возможность правильно разместить их в мастерской с учетом рабочих мест и проходов. При необходимости можно перемещать прямоугольные макеты, для определения совершенной компоновки мастерской:

  1. На листе миллиметровки проводим перпендикулярно две линии, означающее стены.
  2. Вычерчиваем дверь помещения. Размер дверного проема должен быть немного больше самого крупногабаритного оборудования. Тогда не возникнет проблем при его транспортировке. Выполняем расстановку оборудования;
  3. Дочерчиваем оставшиеся стены;
  4. Определяем месторасположение оконных проемов и наносим на чертеж. Желательно оборудовать окнами восточные и южные стены. Это позволит получить больше солнечного света и тепла;
  5. Замерьте все размеры и с учетом масштаба нанесите на планировку мастерской.

Это будет вашим руководством к дальнейшим действиям.

Завершение проекта: последние штрихи

Еще несколько необходимых действий, которые нужно обязательно выполнить, чтобы получить проект, имеющий право на жизнь.
В мастерской желательно предусмотреть несколько помещений:

  • Основное, где непосредственно выполняются столярные работы;
  • Вспомогательное, где производятся дополнительные работы не связанный с деревообработкой, например окраска и сушка готовой продукции;
  • Подсобное, предназначенное для бытовых нужд, например переодевания и отдыха, оборудованное шкафчиком для одежды, столиком, чайником для организации перекуса, кушеткой для кратковременного перерыва.

Эти помещения помогут разделить сферы деятельности по зонам и будут способствовать комфорту при проведении рабочего процесса.
Схему подсобного помещения с размерами ее обстановки, необходимо выполнить на одном листе с основным цехом.

Место для хранения длинномерного леса или пиломатериала должно находиться напротив входной двери, для удобства складирования. Возле стеллажа должен быть размещен станок, для распиливания заготовок.
После получения планировки столярки, переходим составлению ее эскиза. Определяем материал для стен, их толщину и высоту. Выбираем вид крыши и материал кровли. Здесь рекомендуется полагаться на свои пожелания, бюджет и возможность сделать своими руками.

Важным вопросом в проектировании столярной мастерской является разработка вентиляционной системы. Она должна быть принудительной, приточно-вытяжной. Такая система обеспечит удаления стружки и вредных веществ, полную рециркуляцию воздуха и регулировку микроклимата не только в помещении столярки, но и в покрасочном отделении. Прочертите на эскизе все составляющие вентиляции с указанием параметров и размеров.

Завершающим этапом проектирования является создание схемы электропитания, освещения, как основного, так и индивидуального для каждого рабочего места, контура заземления. Каждое рабочее место должно быть оборудовано розеткой с заземлением, каждый станок должен быть заземлен. По окончании делается эскиз подвода к зданию мастерской коммуникаций.

Строительство столярной мастерской своими руками

Место выбрано, проект подготовлен, можно приступать к возведению столярной мастерской. Строительство следует разделить на несколько этапов:

Фундамент

фундамент

  1. На заранее выбранном месте размечаем периметр будущей мастерской.
  2. Выбираем грунт на глубину 70 см под будущий плитный фундамент.
  3. По краю котлована ставим опалубку на 20 см выступающую над уровнем земли.
  4. Готовим основание из гравия и песка, тщательно утрамбовывая до толщины 20см.
  5. Выполняем армирование. Берем армосетку, укладываем на основание. Второй пласт армированной сетки прикручиваем к нижней с помощью кусков арматуры длиной 250 мм вязальной проволокой Ø1,5-2 мм.
  6. В местах монтажа станков устанавливаем анкерные болты.
  7. Заливаем бетоном марки М200.
  8. Накрываем бетон брезентом или пленкой и оставляем до полного затвердевания в течение 3-4 недель. При жаркой погоде бетон желательно периодически поливать водой.

Стены

Монтаж стен в первую очередь зависит от выбранного материала. Если строение будет деревянным, то для крепежа нижнего венца при заливке фундамента по его периметру необходимо заложить резьбовые шпильки. Дальше возведение стен сводится к строительству деревянного сооружения. Помещение на ваше усмотрение можно сделать кирпичным или пенобетонных блоков. После изготовления коробки установите оконные и дверные блоки. Крышу выполните по заранее подготовленному эскизу своими руками.

Пол

Полы в столярной мастерской играют важную роль. Обычно его делают из нескольких слоев. На фундаменте делают основу из песка толщиной 5 мм, затем покрывают толью и сверху кладут настилы из досок или укладывают армосетку и заливают бетоном. Второй вариант более надежен и популярен.

Если столярка сделана из дерева, то необходимо выполнить пропитку стен огнезащитными составами.
Далее необходимо завести в помещение все коммуникационные сети и выполнить разводку. Все кабельные линии по сечению должны соответствовать токовой нагрузке, возлагаемой на них в процессе дальнейшей эксплуатации. В мастерской из дерева в целях пожарной безопасности при коротком замыкании укладывают в металлические трубы, в других строениях применяют гофрированную трубу из самозатухающих полимеров.

Отопление в мастерской обустраивают с помощью масляных радиаторов или водяного автономного отопления. В качестве источника нагрева теплоносителя можно использовать электрокотел, а при возможности оборудования помещения под котельную можно использовать газовые или твердотопливные котлы. В деревянной мастерской котлы на твердом топливе лучше не использовать велика вероятность случайного возгорания.

Как оборудовать столярную мастерскую

Рис 1. Общий вид на мастерскую

В центре располагается распилочный станок, возле стены заготовочные станки, которые позволяют выполнить торцевую обработку доски, сделать распил и т.д.

Рис 2. Заготовочный участок

Здесь складируется подготовленные или обработанные деревянные заготовки, шпон, заготовки на фасад мебели, дверей и т.д.

Рис 3. Торцовочный станок

Торцовочный станок используется для «роспуска» пиломатериала. К примеру, 6 метровые доски укорачивают до 4 метров, длина выбирается в зависимости от типа обрабатывающего станка, размеров помещения и требуемых размеров готового изделия. Внизу станка складируются различные отходы после торцовки пиломатериалов.

Рис 4. Барабанно-шлифовальный станок

Возле торцевого станка располагается барабанно-шлифовальный, который также изготовлен своими руками.

Рис 5. Вытяжка - как важный фактор устройства столярной мастерской

Данная вытяжка для барабанно-шлифовального станка предназначена для сбора всей древесной пыли после процесса шлифовки.

Рис 6. Циркулярный станок

Рядом с барабанно-шлифовальным станком располагается циркулярный, которая также используется для «чернового» роспуска пиломатериалов.

Рис 7. Фуганок

В центре мастерской располагается фуганок, который был изготовлен еще в СССР. Длина стола составляет 2800 см, а ширина достигает 420 мм.

Рис 8. Рейсмус

Рейсмус располагается рядом с фуганком с размером для заготовок 420 мм.

Рис 9. Аспирация

Между рейсмусом и фуганком располагается мощная аспираторная установка, которая собирает в процессе обработки всю древесную пыль в специальный резервуар, который потом легко можно очистить.

Фрезерный механизм был позаимствован с заводского станка, а рабочий стол, каркас, аспирация и система управления изготавливались самостоятельно. В качестве столешницы использовали фрезерованный титан. Вал заводской от фрезерного станка был убран и согласно размерам рабочей части станка был выточен новый. Вал получился без всяких конусов под старые посадочные фрезы, что весьма удобно.

Рис 11. Вал фрезеровочного станка

Рис 12. Токарный станок

Рис 13. Станок ШЛДБ

Рис 14. Торцовочный станок

Столярка выполненная своими руками потребует не только специфических навыков для точной настройки и сборки станков, но и существенных финансовых затрат на приобретение необходимых материалов.

Рис 15. Ленточная пила типа «Корвет 33» заводского исполнения

Рис 16. Угловой торцовочный станок

Рис 17. Заточные станки: наждак, алмаз и войлок

Данные станки используются для заточки стамесок, сверл и других рабочих инструментов.

Рис 18. Долбежный станок

Некоторые элементы от долбежного станка были позаимствованы у фрезерного заводского станка. Каркасная основа, рабочий стол, элементы управления были изготовлены самостоятельно. Двигатель используется на 380 Вольт с установленным подшипником в задней части. Подшипник был установлен для того, чтобы увеличить мощность двигателя, который под такой нагрузкой без доработки просто не работал.

Рис 19. Стапель раздвижной на треногах

Рис 20. Самодельный универсальный станок (рубанок, пила)

Столешницы изготовлены из высококачественного и прочного титана.

Рис 20. Пильно-фрезерный заводской станок с возможностью регулирования высоты и угла обработки пиломатериалов.

Рис 21. Сверлильный станок

На рисунке представлен сверлильный станок заводского исполнения времен СССР. Был доработан двигатель и переточены шкивы.

Рис 22. Верстак

Рис 23. Стеллаж с метизами

Рис 24. Шкафчик для стамесок возле верстака

Рис 25. Шкафчик для рабочих фрез

Второе помещение столярной мастерской

Рис 26. Самодельный пресс

Габариты пресса составляют 900 мм в длину и 2700 мм в ширину. На пластиковые упоры укладывается заготовка, которая после этого сдавливается прессом.

Рис 27. Универсальный заточной станок

Здесь располагается фуганок, наждак для заточки фрез и ножей.

Рис 28. Барабанно-шлифовальный станок марки JET 16-32 с доработанным рабочим столом и подающим валиком.

Рис 29. Барабанно-шлифовальный станок марки JET

Заводской станок с доработанными опорными пластинами, установлен внутренний кожух аспирации.

Рис 30. Покрасочное помещение

В этом месте на треноги устанавливаются обработанные заготовки, которые впоследствии выполняются лако-красочные работы при помощи пульверизатора, кисточек.

Рис 31. Компрессор для покраски

Одним из обязательных условий в лако-красочном помещении – создания эффективной приточно-вытяжной вентиляции. Следует учесть, что в зимний период данное помещение, где проходят покрасочные работы должно хорошо отапливаться. В противном случае Вы не сможете качественно выполнить окраску или нанести лак.

Рис 32. Стапель

Стапель располагается в сборочно-шлифовальном помещении, где проходят завершающие этапы обработки изделий из дерева. Стапель изготовлен из высококачественной ламинированной фанеры, которая закреплена на металлическом каркасе с возможностью регулировки по высоте. Это делается для того, что сделать идеально ровную поверхность в помещениях с неровными полами.

Дополнительные фото столярной мастерской

1. Стеллажи

Стеллажи

2. Торцовки

Торцовки применяют для разрезания (роспуска) заготовок. Возле торцовки можно сразу организовать место для складирования деревянных обрезков, которые могут быть использованы в будущем.

Для того чтобы можно было изготовить любое деревянное изделие лучше оснастить мастерскую несколькими торцовками – с шестиметровым продольным, с поперечным и с вращающимся столом.

Торцовки

Торцовки

Торцовки

Торцовки

3. Барабанно-шлифовальные станки

Барабанно-шлифовальные станки

Барабанно-шлифовальные станки

Барабанно-шлифовальные станки

4. Циркулярка

Циркулярка

5. Электрические фуганки

Электрические фуганки

Электрические фуганки

6. Рейсмус

7. Вертикальный фрезерный станок

Вертикальный фрезерный станок

Вертикальный фрезерный станок

Возле фрезерного станка лучше всего разместить шкаф для хранения различных фрез.

Шкаф для хранения фрез

8. Токарный станок

Токарный станок

Шлифовальные станки с бобиной и диском (ШлДБ)

Шлифовальные станки с бобиной и диском (ШлДБ)

10. Ленточнопильные станки

Такое оборудование предназначено для резки дерева с помощью ленточной пилы. В отличие от циркулярки и торцовки данный станок обеспечивает более низкую шероховатость обработанной поверхности, а значит, полученные в результате распиливания поверхности (торцы) не требуют финишной обработки.

Оборудовать столярку лучше двумя ленточнопильными станками – для распилки больших и мелких деталей.

Ленточнопильные станки.

Ленточнопильные станки.

11. Заточные станки

Заточные станки

Заточные станки

Заточные станки

Заточные станки

12. Долбежный станок

В деревообработке долбежный станок необходим для создания прямоугольных и овальных пазов в деревянных заготовках.

Рабочий стол, с прикрепленной заготовкой, может перемещаться вдоль и поперек корпуса, а также наклоняться под определенным углом, что позволяет создавать пазы различных конфигураций.

Долбежный станок

13. Стапель раздвижной

Стапель раздвижной

14. Сверлильный станок

Столяру в мастерской не обойтись без сверлильного станка, обеспечивающего сверление отверстий различной глубины и диаметра.

Сверлильный станок

Возле сверлильного станка рационально расположить шкафчик со сменным инструментом –сверлами различных размеров.

Шкафчик со сменным инструментом

15. Аспирация

Аспирация

17. Место для выполнения работ по металлу

Зона для обработки металлических заготовок должна быть оснащена сопутствующим оборудованием и инструментами (тисками, наковальней, молотком, плоскогубцами и пр.), которые лучше располагать на столе и окружающих его стеллажах и полках.

Место для выполнения работ по металлу

18. Столярный стол

Основным оборудованием столярной мастерской является надежный рабочий стол для выполнения чертежей, ручной обработки деревянных изделий и прочих настольных столярных операций.

Столярный стол

19. Зона для выполнения лакокрасочных работ

Идеальный вариант – выделить не зону, а целую комнату для выполнения работ по покраске и вскрытию лаком деревянных изделий. В любом случае данное место работы должно быть оборудовано хорошей вытяжкой и иметь окно.

Зона для выполнения лакокрасочных работ

20. Стапель для окончательной сборки

В качестве стапеля для сборки мебели можно использовать любую ровную и чистую поверхность. В идеале если площадь стапеля составляет не менее 10 м 2 .

Стапель для окончательной сборки

21. Козлики (ваймы)

Ваймы используют, чтобы облегчить сборку и склейку столярных изделий.

Полки с инструментом (клея, скотчи, рулетка, отвертки, линейки, карандаши, циркули и т. д.) должны располагаться вблизи от верстака.

Место для хранения столярных инструментов

Место для хранения столярных инструментов

Для хранения стамесок лучше выделить шкаф, где каждый инструмент будет находиться в отведенным для него месте. Такая упорядоченность поможет повысить эффективность труда.

Место для хранения столярных инструментов

23. Место для хранения метизов


Всякие металлические крепежные изделия (гайки, болты, саморезы, гвозди и пр.) и фурнитуру (ручки, ножки, направляющие и пр.) лучше расфасовать по отдельным баночкам и подписать каждую из них. Распределенные по емкостям метизы размещаются на полках недалеко от зоны сборки мебели.

Место для хранения метизов

Перед темкакделать столярку или столярная мастерская на даче своими руками - необходимо приобрести подходящее помещение, а потом произвести закупку всего необходимого оборудования. Все вышеописанные станки, необходимые для работы в столярной мастерской, можно приобрести у фирм-реализаторов металлорежущей и деревообрабатывающей техники на их сайтах или торговых площадках. Также можно посетить специальные выставки и подробно ознакомится с представленными экземплярами столярных приспособлений, чтобы выбрать оптимальный вариант для своей столярки.

Видео-экскурсия по столярной мастерской

Большая часть используемых деревообрабатывающих столярных станков на видео были изготовлены самостоятельно с использование уже готовых заводских некоторых элементов, которые прошли доработку и улучшение. Еще одним важным аспектом в столярной мастерской – эффективная аспирация. В данной статье более подробно ответили на вопрос - как сделать своими руками столярную мастерскую или столярку. Как видно из вышеописанного материала, это трудоемкий и затратный процесс. Однако, имея все необходимые деревообрабатывающие станки и инструменты, Вы сможете с легкостью изготовить не только деревянные окна, двери, предметы мебели и интерьера, но и отреставрировать особо ценные изделия из дерева прошлых веков. Удачи.


Рекомендуем вам еще:

Приветствуем Вас на нашей странице "Идеи мастерской мечты"!

Это обновление обзорной фото-галереи, в которой мы собрали самые разные идеи и варианты реализации мечты: Моя идеальная Мастерская. В версии 2.0 информация структурирована, дополнена пояснениями, и конечно, много новых схем и фотографий .
* Данный фотообзор создан в ознакомительных целях и не является товаром, Вы можете распечатать данную страницу самостоятельно и бесплатно.

Какой любитель или Мастер не мечтает о своем укромном уголке, в котором бы он мог воплощать свои мечты и идеи? А уж у нашего русского человека кулибинская жила заложена с генами. Нам дай только время, место и инструменты в руки и эх, мы тут как развернемся, да как душа запоет...​



В этой статье фото - галерее мы собрали самые разные идеи и варианты реализации своей Мечты: от инструментального ящика и верстака в квартире (доме, сарае) до полноценной, отдельно стоящей Мастерской, оснащенной полным спектром оборудования и инструментов, которые могут Вам понадобиться. Обязательно рассмотрим и такое решение, как мобильная (передвижная) Мастерская. Также есть фото
Мастерской с исторической точки зрения - как это делали столяры в прошлые века. Конечно же добавлены и современные решения.

У всех свой путь к своей Мастерской Мечты, но как и в любом другом деле варианты решения и результат зависят от подхода и опыта. Можно сделать своими руками максимально просто. Зачастую мы именно к этому и привыкли: сделать быстро и дешево, без украшательства и удобств. Потому как всегда не хватает ни средств, ни времени, и посему имеем то, что имеем. Но все же на примерах других решений - с выдумкой, основательным подходом и творческими руками - мы покажем как можно сделать свою Мастерскую Мечты .

Итак начнем! Мастерская Мечты 2.0
Содержание (быстрые ссылки вниз - навигация по странице):

"... В столярной мастерской верстаки располагаются перпендикулярно к окнам так, чтобы свет падал слева. Целесообразно расставлять верстаки в 4-5 рядов по 4 верстака в каждом ряду с расстоянием между рядами - не менее 100 см. ​Площадь на одного столяра: 4.5 кв. м.

Отраслевой стандарт на столярные верстаки с деревянным основанием предусматривает следующие требования:

    Высота верстака может быть трех положений 700+15,790+15, 900+15 мм; размеры столешницы: длина - не менее 800, ширина - не менее 450 мм; влажность древесины для изготовления деталей верстака не должна быть более 12%; все деревянные детали должны быть изготовлены из лиственных пород (Пиломатериалы. ГОСТ 2695-71) или хвойных пород (ГОСТ СЭВ 2369-80), при условии покрытия основных рабочих поверхностей фанерой по ГОСТу 3916-69; высота табурета должна фиксироваться в пределах от 700 до 750 мм, форма сидения круглая, диаметром 350+5 мм или квадратная со стороной 350+5 мм; средний срок службы столярных верстаков должен составлять не менее 6 лет (для высшей категорий качества - не менее 8 лет)... "

По поводу высоты размещения рабочей поверхности при работе стоя в эргономике есть следующие рекомендации:
на картинке Первый рис - для точных работ, Второй рис - для легких работ, Третий рис - для тяжелых работ:

Еще добротные примеры столярных верстаков:

Большое значение в мастерской играет сборочный стол, где можно производить сборку изделий.
Но во многих случаях его заменяет или верстак или многофункциональный стол.
В этом плане отличным готовым решением является :

и его меньшие собратья, взявшие эту идею на вооружение. К примеру

Или стационарный стол в дополнение к самому столу MFT-3

Все самодельные доработки и варианты - в обзорах обновлениях 2019 года

    Посмотреть подробнее обзор верстаков Вы можете на странице

    Или на подвижной тележке, можно сделать самим или купить, например

    Не стоит забывать и о месте хранения материала.

    Причем вариант на фотографии ниже - предпочтительнее, так как обеспечивает хорошую вентиляцию почти каждой доски.

    Ниже фото и схемы хранения пиломатериала на мобильном стеллаже:

    И каждый из них ценился не меньше самого содержимого.




    Ящики, систейнеры и органайзеры имеются и заводского изготовления:
    Особое место в системах хранения инструмента занимают .
    Их главное достоинство - стыковка друг с другом, с пылесосами (сверху). и кроме того они выдерживают вес 120 кг. То есть человек плотной комплекции может встать на них не боясь сломать.

    Ящик сундук. Так делали раньше:
    Популярное фото

    На фото выше - ящик для инструмента выглядит как сундучок "по наследству". Домашний набор любителя-столяра: все на своем месте, доступно и компактно размещено.
    Если внимательно рассмотреть, то видно, что размещение инструмента продумано Мастером до деталей, - рядом с , рядом с и - . и точильные камни положены на мягкую поверхность. и стамески вертикально расположены вплотную к боковым стенкам, и при этом любую из них удобно доставать.

    А так делают сейчас:


    Посмотреть в каталоге
    Обзоры Арсенал Мастера
    Популярное фото

    Это фотография комплекта "Арсенал Мастера" . Популярность данной картинки понятна, с ростом интереса к столярному делу, в первую очередь всех интересует - с чего же начать? На фото "вкусно" поданы (слева направо): , , , , , , , , , , и .

    Как и прежде делают и ящики комоды

    Комбинация верстака, встроенного в комод старинной фирмы Hammacher-Schlemmer:

    Современная реализация:

    Такие ящики в прошлые века зачастую делали переносными, поэтому раньше в них старались вместить как можно больше

    Особенно преуспел в этом Генри О. Стадли (Studley) - столяр, фортепианных дел мастер из Массачусетса - он 30 лет потратил на создание Шедевра - набора инструментов для ремонта, настройки и даже сборки "с нуля" роялей, пианино и органов. В чемодане размером 99 х 46 х 23 см (в закрытом виде) вмещается более 300 уникальных инструментов и приспособлений ручной работы.
    Популярное фото


    Видео обзор ящика для столярных инструментов Генри О. Стадли (Studley Tool Chest)

    Главное при размещении инструмента учитывать разделение на зоны с близким функциональным назначением: в одном месте, в другом, в третьем и так далее.


    Популярное фото


    И подборка инструмента, и его красивое функционально удобное размещение, и сам настенный ящик для хранения - говорят о высоком профессионализме его хозяина. Все только самое необходимое для полноценной работы . Как говорится: ни добавить, ни убавить.

    На фото великолепный шкаф и по изготовлению, и по его содержанию!
    Популярное фото

    На фото выше, на наш взгляд "альма-матер" столярных шкафов и системы хранения столярного инструмента. Кстати, пользуется заслуженной популярностью, так же как и это фото.

    Еще фото инструментальных шкафов:


    Популярное фото


    На фото выше еще один чудо-шкаф столярного ручного инструмента. Так и хочется все рассмотреть, достать и потрогать своими руками. А решение ведь чрезвычайно бюджетное. Материал - фанера. Нижние ящики - крашенные в цвет дерева пластиковые "корзины" для всякой мелочевки. Экономично, практично и эстетично!





    Сверхширокий сверхмощный шкаф для хранения всего сразу:

    Обустройство Мастерской

    Есть рабочая поверхность. Есть инструмент и есть где хранить его. И вот уже рождается наша - домашняя Мастерская. При этом конечно же мы больше ценим свое, созданное своими руками - самодельную домашнюю Мастерскую.





    С накоплением инструмента, Мастерская обрастает разнообразными инструментальными шкафами, удобными полочками и как мы уже отметили, минимум одним большим столом, верстаком (кому что нужно). А далее система хранения. начинает расширятся до свой "стены", угла, комнаты.





    Популярное фото


    Эта фотография цепляет красивым симметричным внутренним наполнением. В открытом состоянии этот инструментальный шкаф обеспечивает быстрый и удобный доступ к любому инструменту в радиусе вытянутой руки. Поработал, все убрал в шкаф, закрыл. Чистота, порядок и инструмент в сохранности. При таком хранении рабочая поверхность ничем не загромождена и свободна как "чистый холст" для творчества. А если еще добавить к этому чрезвычайно низкий бюджет исполнения, то большой интерес к этому решению во всех отношениях оправдан.




    Необходимо учитывать на сколько все удобно размещено.
    На этот случай эргономика советует следующее:

    Справа - минимальные размеры проемов в дюймах (25,4 см)

    В поиске своего стиля Мастер обустраивает помещение Мастерской на свое личное усмотрение, по которому уже многое можно сказать о его хозяине.
    К примеру, столярную Мастерскую трудно спутать с чем-то еще. Так она выглядела в основном в прошлые века:

    Отголоски такого подхода еще часто мы можем найти и в наше время. Такая Мастерская выглядит как музей.
    Популярное фото


    Уважение и большой интерес всегда вызывает историческая преемтвенность, особое отношение к каждой мелочи и даже в рабочем беспорядке здесь угадывается скрытая, но четкая организация своего дела! Чего и Вам желаем от души!

    А вот решение, где все "вращается" вокруг самого Мастера. Сразу видно, что здесь главное положение для работы - сидячее.
    Популярное фото


    Это рабочий кабинет Мастера на все руки, работающего с самыми разнообразными материалами и ручными инструментами. Подкупает и удивляет опять же большая площадь свободных рабочих поверхностей, имеющих самый шикарный вид! О билие инструментов и материалов в зоне рабочей доступности говорит о продуманном и структурированном подходе при создании этой Мастерской. Абсолютно оправдан поэтому такой интерес к этому решению.

    А вот так выглядит современная домашняя столярная Мастерская:


    Домашнюю кузню тоже не перепутаешь ни с чем. Так она выглядела не только в прошлые века, но зачастую и сейчас нередко встретить такие кузни:

    А вот так может выглядеть современная полноценная кузнечная фабрика:



    Обустроить все компактно, удобно, да еще и красиво, со вкусом - это ли не высший пилотаж!




    Но со временем комнаты становится со временем мало. И мы обустраиваем гараж под Мастерскую и тоже отрываемся кто как может и умеет. Тут тоже многое зависит от направления увлечения.
    Кто-то тяготеет к металлу и делает слесарную Мастерскую с соответствующим оснащением.


    При этом для изготовления слесарной автомастерской могут быть использованы самые современные материалы, оснащение и приспособления.

    Популярное фото


    Мечта - Гараж - Мастерская! Гараж - игрушка! Можно как угодно относится к такому решению. Но однозначно одно - пятое место в рейтинге просмотров говорит о многом.



    Ниже - примеры обустройства Мастерской и их оснащение самыми разными инструментами и станками.
    Популярное фото


    Грамотное размещение Столярной Мастерской в компактных условиях, большое количество мест хранения и множество разнообразных рабочих поверхностей делает эту фотографию обоснованно популярной.

    Отдельная мастерская c организованным пространством:





    Некоторые Мастера являются любителями какого-то одного бренда.
    Вот так может выглядеть Мастерская с инструментом :



    Популярное фото


    Вот она свободная творческая мысль что делает! Все гениальное - просто. Места мало, а надо как-то работать. И не долго думая Мастер "впихнул" 4 настольных станка вместо двух, сделав стол-трансформер с переворачиваемой рабочей поверхностью (столешницей). Практично, удобно и "пусть другие поражаются смекалке"!



    В конце концов Ваша мастерская может быть просто Вашей "берлогой":

    Но, при особом стремлении...
    Фактически может получится готовая мебельная Мастерская или даже мини фабрика.
    К примеру, идеальная студия мастерская или идеальное рабочее место, где хочется проводить побольше времени:

    *- по поводу поставки станков Hammer Вы можете обратиться к менеджерам нашей компании.
    Популярное фото


    На наш взгляд - именно это Мастерская Мечты!
    В свое время с этой фотографии в 2016 году начался наш Фотообзор "Мастерская Мечты". Именно это фотография дала старт этой Теме!

    Эта Мастерская очевидно Успешного Мастера. Абсолютно точно, что он потратил не мало времени на продумывание всех деталей своей Мастерской, и в ней он шел не от того, что имел (ограниченные площади, ограниченный бюджет, отсутствие времени), а от Идеи, в каких условиях он хочет создавать и творить. Подкупает обилие ествественного света и правильно организованного локального освещения, при этом свет идет сверху, а в рабочей зоне (на высоте 2х метров) все пространство вдоль стен занято оборудованием и местами для хранения. Сводчатый потолок добавляет ощущение свободы и простора для деятельности. Вся постройка при этом деревянная. Что называется: "С чем работаю, то и окружает". Чистота, порядок, достаточное пространство для работы, профессиональное оборудование - все работает на высокую производительность и качественный результат.

    Вид на аналогичную Мастерскую с левого и с правого заднего угла.
    Популярное фото

    А это уже практически фабричный вариант Мастерской, но сделанный во всех отношениях "с любовью". Шикарные полы из материала, с которым работает Мастер (или Мастера), высокие потолки с полупрозрачной крышей, затекленная стена с превосходным видом. се говорит о том, что здесь нет слова "работа" в обычном понимание. Здесь все - в удовольствие. В такие "хоромы" З аказчик будет сам прибегать.

    А вот так могут выглядеть полноценные мебельные цеха

    Впрочем, это может быть не чисто столярная, а универсальная Мастерская, в которой вы сможете реализовывать свои самые смелые идеи.


    Фото пример Российского Мастера


    Свою Мастерскую он поставил и оснастил с нуля.Здание Мастерской - на сварном каркасе из металлических профилей. Использованы как швелеры, так и уголки. Каркас обшит сендвич-панелями. Полы - наливные. Отопление - дизельный котел. Подведенная электрическая мощность - 15 кВт.
    Столярное оснащение: Комбинированный бельгийский станок Robland HX 310 PRO (поставим Вам по запросу), торцовочная пила , ручной фрезер , фрезер дюбельный , шипорезка с устройством пылеудаления и поддержки фрезера, шлифмашина ленточная , шлифмашинка , пылесос и пылесос FESTOOL CLEANTEC CT 17 E .

    Стелажи сборные из стандартых элементов.

    Вся деревянная мебель в Мастерской изготовлена своими силами.

    Данный верстак собственного изготовления. Рама сварная из профиля коробчатого сечения. Винты для тисков также собственного изготовления.
    Столешница из клееных березовых брусков, покрыта маслом . По поводу материала - решение необычное, но уже почти год использования не выявил никаких недочетов.

    Такие изделия он делает в своей Мастерской: деревянные стулья и табуреты оригинального дизайна:

    Кроме мебели, он занимается и внутренней отделкой деревом. Стены и потолок в данном помещении сделаны из клееных панелей собственного изготовления.

    Еще раз приглашаем всех желающих делится своим опытом и успехами!

    Наружный облик Мастерской

    Решение о том, как будет выглядеть Мастерская снаружи, зависит от Вашего вкуса и возможностей:

Зачем вообще делать столярную мастерскую? Однозначного ответа у меня нет. Если вам просто хочется делать что-то руками из дерева, то есть мастерские, в которые можно прийти, заплатить деньги за аренду станков и рабочего места, и сделать всё там. Необязательно иметь свое помещение и собственное оснащение. Если же вы хотите заниматься деревообработкой как бизнесом, то конкуренция здесь высокая, найти свою нишу сложно. Поэтому я начну с объяснения моих собственных мотивов.

Началось всё в 2015 году, когда я понял, что мой старый сарай на даче скоро развалится и нужно построить новый. Я посчитал нужную площадь, количество материалов, ориентировочные расходы и время на постройку. Залил фундамент, на следующий год купил древесину и вместе с другом начали строить. Изначально я не намеревался делать мастерскую. Я лишь строил новый сарай взамен старого, чтобы хранить инструменты и оснастку.

Естественно, в процессе строительства всё пошло не так. Друг сказал: «у нас такие классные шестиметровые брусья, зачем мы будем их резать?» И предложил построить сарай двухэтажным.
Если вы когда-нибудь строили каркасное строение, то видите, что мы совершили кучу ошибок. Сейчас я постепенно укрепляю и переделываю сарай. Следующим подвохом стало желание сделать подвал: «пока не зашили, давай выкопаем и зальем бетон?». В общем, на подвал я потратил в сумме два календарных года. Из-за него я не мог закрыть пол на первом этаже, хотя у меня уже стоял обшитый, полностью готовый сарай. Вот только на втором этаже был пол, а на первом - яма. Её пару раз затапливало, в общем, было очень весело. Поэтому мой совет: не делайте подвалы, если они вам не нужны. В моём подвале сейчас стоят два ящика с яблоками, я его, по сути, не использую.

Площадь сарая получилась около 80 м 2 . Я начал задумываться, зачем мне такое большое помещение? Хочется организовать какую-то мастерскую, но какую? Начал думать. Тут я вспомнил, что мне от деда достался отличный универсальный деревообрабатывающий станок. Мы его достали, собрали и подумали, что теперь начнём делать мебель, берегись, Ikea! Сейчас докупим ещё станки, будем приезжать и в своё удовольствие что-нибудь делать.

Мы хотели делать мебель, и это стало первым неочевидным для меня препятствием. Деревообработка - достаточно сложное занятие. Здесь нужно много специфических знаний, которые по наитию можно обретать очень долго. Поэтому советую почитать профильную литературу или где-то поучиться. А тогда я этого совершенно не понимал: «у меня есть станок, есть немного денег, куплю другие станки и всё сделаю». Естественно, так не вышло.

Я начал разбираться, какие манипуляции с деревом мне нужно производить и что для этого нужно покупать.

Пиление

В первую очередь, заготовки нужно торцевать - делать ровные отпилы, перпендикулярные заготовке. Не важно, какую мебель вы делаете, табуреты или корпусные гарнитуры. Важно иметь возможность распиливать точно, в идеале - ещё и под определёнными углами.

Если вы серьёзный энтузиаст, то можете это делать вручную с помощью стусла. Но всё же торцовочная пила - это must have в столярной мастерской. Без нее придётся туго.

Желательно, чтобы пила была с протяжкой, то есть позволяла распиливать достаточно широкие заготовки. Инструмент хороший и не особенно дорогой. Главное, как и в любом другом инструменте, чтобы не было люфтов и можно было выставить нужные вам углы.

Ещё дерево нужно распускать или кромить , то есть распиливать вдоль . Для этого нужна циркулярная пила, желательно, установленная в раскроечный стол. Можно распускать и ручной циркуляркой с параллельным упором или по направляющей шине, но гораздо удобнее и производительнее делать это на столе.

Со строганием дерева всё обстоит сложнее, потому что ручным рубанком отстрогать достаточно широкую заготовку непросто. Для этого нужно долго нарабатывать навык, снимать древесину в разных направлениях, учитывая расположение волокон, постоянно контролируя равномерность снятия по всей ширине и длине заготовки. Упростить себе жизнь - но не улучшить качество обработки! - можно с помощью фуговального и рейсмусового станков.

Важно: рейсмусовый станок не заменяет фуговальный, а дополняет! Фуганок позволяет сначала получить одну ровную плоскость у заготовки, а рейсмус на основе этой плоскости выравнивает противоположную сторону. Новичкам эта связка из двух станков позволяет легко получать ровные заготовки относительно большой длины и ширины, равномерные по толщине. Это очень важно при изготовлении мебели. Но покупать два станка весьма дорого и для любителя зачастую избыточно. Поэтому в сети есть куча руководств, как из обычного ручного рубанка и двух брусочков сделать рейсмус или фуганок.

Точение

Описанные три операции - торцевание, фугование и рейсмусование - позволят вам сделать только какие-то очень простые изделия. По-хорошему, ещё нужно освоить токарное дело, то есть вытачивать заготовки, представляющие собой фигуры вращения. Например, круглые ножки для табуретки или стола, вазы, чаши, какие-то другие изделия. И без токарного станка в таком случае не обойтись. Конечно, можно обратиться к опыту поколений и из говна и палок сделать адаптер, с помощью которого на циркулярной пиле вытачивать цилиндрические заготовки, но это путь тупиковый.

Если вы захотите делать что-то сложнее цилиндра, то придётся купить токарный станок. К счастью, это один из самых простых станков, он представляет собой чугунную раму, двигатель, цангу и упор для стамески (подручник). На вторичном рынке можно найти много интересных моделей, есть и достаточно новых современных моделей.

Чтобы у вас получилась достаточно качественная мебель, если вы хотите делать её для себя или продавать, то придётся оснастить мастерскую многим другим оборудованием.

Сушка

Дерево нужно сушить , причём сушить по определённой методике . Обычно дерево продают «естественной влажности», то есть оно содержит около 25 - 40 % влаги. Если вы из такой древесины что-то изготовите, то по мере высыхания изделие будет коробить и трескаться. Вне зависимости от того, сколько слоёв лака вы на него нанесёте. Вообще говоря, дерево - материал живой и подверженный сезонным изменениям влажности воздуха, из-за чего его линейные размеры в течение года колеблются: в длину (по волокнам) колебания крайне незначительны, а в ширину древесная заготовка может разбухать и усыхать на десятки миллиметров, в зависимости от общего размера изделия.

Поэтому главное правило - древесина должна быть сначала высушена до 8 - 12 % влажности, только после этого её можно использовать.

Как сушить дерево в квартире? Как можно дальше от батарей аккуратно сложите доски, переложите слои брусками одинаковой ширины и сверху чем-нибудь прижмите. Желательно промазать торцы краской, поскольку здесь интенсивнее всего испаряется влага и могут пойти трещины вдоль досок. Замечательно, если вы сможете покупать уже высушенную древесину камерной сушки, это поможет избежать многочисленного брака, если станете сушить сами.

Изгиб

Наверное, почти все из вас видели такие красивые столы и стулья с гнутыми ножками.
Выглядит очень эффектно. Если такие ножки вырезать-выпиливать, то они получатся гораздо менее прочными, потому что будет нарушена продольная целостность волокон. Лучше всего добиваться такой формы с помощью изгибания древесины. А чтобы заготовки не ломались, нужно сначала повысить их пластичность. На производствах используется химическая пластификация дерева, а любителям обычно доступен только один способ: сначала увлажнить древесину, а затем нагреть, после чего можно постепенно изгибать заготовку.

Фрезерование

Очень полезная, и зачастую необходимая операция в деревообработке. Если мы говорим о мебели, то, как минимум, вам придётся фрезеровать кромки изделий, скругляя их (вариант с ручной обработкой калёвками я не рассматриваю). Для этого вам понадобится ручной фрезер, который хорошо бы дополнить фрезерным столом с установленным в нём более мощным аппаратом. Впрочем, на первых порах более чем достаточно одного фрезера средней мощности, при необходимости ставя его в стол или используя вручную.

Сверление

Чтобы соединять детали, нужно будет делать в них отверстия под крепёж - винты или шканты. Обычной ручной дрелью вы вряд ли это сделаете ровно и аккуратно, к тому же часто нужно сверлить отверстия в торцах. В идеале, у вас должен быть сверлильный станок. Вариант «для бедных»: стойка, в которую зажимается ручная дрель, которая опускается вручную. Оба варианта помогут вам делать отверстия гораздо точнее и аккуратнее, а то и просто делать.

Фанерование

Раньше этим термином называли процедуру обклеивания столярных изделий фанерой - тонкими листами древесины других, более ценных сортов. Сейчас мы понимаем под «фанерой» многослойные клееные щиты, а тонкие древесные листы называем «шпоном». Соответственно, вместо «фанерования» сегодня многие говорят «шпонирование». С помощью шпона можно придать красивый, даже изысканный вид изделиям из «простых» сортов древесины, произрастающих в наших широтах. Например, шпоном дуба можно обклеивать мебель из берёзы. К слову, сегодня очень многие образцы мебели, в том числе «элитной» зарубежной, на самом деле обклеены шпоном более ценных пород и продаются как изготовленные из массива, по гораздо более высоким ценам.

Новичкам я не рекомендую сразу заниматься наклейкой шпона, поскольку задача эта нетривиальная, требующая навыка, терпения, а в случае с большими деталями - ещё и серьёзного оснащения в виде мощных прессов или ваккуумных мешков для равномерной приклейки шпона.

Склейка и защитно-декоративное покрытие

Это основные операции после изготовления и сборки самих деталей. А для их выполнения нужны определённые условия. Сарай - не дом, он не отапливается. Когда я начал заниматься столяркой, то понял, что ни поклеить, ни покрасить не смогу, потому что на улице уже зима и в мастерской слишком холодно, при такой температуре нельзя даже материалы хранить. При этом в холодной мастерской и работать некомфортно.

Это, конечно, меня очень огорчило, потому что утеплять сарай было бы достаточно дорого. А вам я рекомендую либо сразу озаботиться утеплением, либо в холодное время года заниматься склейкой и покраской в других помещениях, тёплых.

Соединения

В столярном деле существует множество видов соединения деталей друг с другом, различающихся практичностью, прочностью, эстетикой и долговечностью. Подробно рассказывать обо всех видах я не буду, это тема для целой книги. Чаще всего детали механически соединяют друг с другом с помощью пазо-шиповых или шкантовых соединений, которые промазываются клеем.

Про чисто механические соединения все знают: детали крепятся друг к другу с помощью винтов, саморезов, эксцентриковых соединений, иных металлических приспособлений.

Обустройство мастерской

Потратив пару лет на сарай с ненужным подвалом, я расставил все станки по мастерской и сделал установку для пылеудаления: взял строительный пылесос и на двухсотлитровую металлическую бочку установил циклонный фильтр. Класс! Теперь пыли не будет. А потом сообразил: пылесос потребляет 1,5 кВт, торцовочная пила ещё 2 кВт, не считая других приборов, с грустью посмотрел на провод, через который к сараю подведено электричество, и понял, что ничего у меня не получится. Обратился к электрикам и попросил их провести мне трёхфазную линию. Эти чудесные ребята динамят меня уже долго, и думаю, что победить их не смогу, придётся обращаться в другое место.

Обустройство мастерской я начал с верстака. Причем в итоге сделал его не там, куда подвёл пылеудаление, и пришлось переносить пылесос.

Торцовочная пила углублена, чтобы её собственный стол был вровень с верстаком. Благодаря откидной столешнице сюда помещается целый лист фанеры, который можно удобно раскраивать.

Потом я установил тиски, потратил на это немало времени. Стойка для дрели ещё не закреплена, но тоже встроена в столешницу, её удобно использовать для сверления торцевых отверстий.

Из-за недостаточного электропитания станок я даже не запускал, буду дальше воевать с энергетиками.

А вот всё, что я успел пока сделать своими руками - стол для рисования песком для дочери:

Сделал я его достаточно быстро, где-то за 20 часов, потому что к тому времени уже были все нужные инструменты и оснастка. Причём около 6 часов ушло на обработку заготовок, чтобы придать им форму параллелепипеда.

Стол простой: коробка, в ней 8 метров светодиодной ленты, контроллер и блок питания. Сначала я обработал доски, фрезой обработал кромку и склеил всю конструкцию. Получилось очень криво. Если приглядеться, на фотографии видно, что швы на стыках я заполнял смесью опилок и клея ПВА. Но держится крепко.

Отсек для инструментов и для песка прикручен с помощью четырёх гаек-бочонков. Именно здесь я осознал всю пользу стойки для дрели, потому что сверлить в торец очень сложно.

Здесь виден сам экран, который установлен под оргстеклом.

На него, поверх алюминиевого скотча, на термоклей наклеена светодиодная лента. Я думал, что скотч будет работать как отражатель, а оказалось, что он «разбавляет» спектр света.
Оргстекло достаточно просто монтировать. После первичной грунтовки и покраски вставил металлические шкантики, положил стекло и залил эпоксидкой. Оно сидит там как родное и никуда не денется.

Хочу сделать ещё два стола, уже есть заготовки для них, и попробовать продать, потому что себестоимость получается очень низкая. В них самое дорогое - контроллер и светодиоды. Заодно отработаю навыки обработки таких мелкосерийных деталей.

Прежде всего, нужно сразу прибраться в своем гараже, убрать все лишнее, весь мусор – не будьте Плюшкиным, который собирал все нужное и ненужное. После этого установите крупногабаритное оборудование и верстаки, которые будете использовать в работе. Мелкий инструмент можно хранить в отдельных ящиках или на крючках, вбитых в стену. К слову, такое хранение весьма удобно, поскольку вы всегда будете видеть, какой инструмент у вас есть, да и место значительно сэкономите . При желании можно развесить инструмент по его функциональному назначению. Дюбели и саморезы желательно хранить в отдельных ящиках, подобрав их по размеру.

Многие используют специальные тележки для инструментов, благодаря чему у вас под рукой всегда будет все необходимое. С помощью тележки также возможно оборудовать мобильное рабочее место в тех случаях, когда основные работы будут проводиться вне стен мастерской. Если вы решили сделать мастерскую не только для себя, но и для других, предлагая услуги по ремонту, желательно позаботиться о возможности подключения различного оборудования, как, например, для чего необходимо продумать расположение розеток. В некоторых случаях обустройство мастерской подразумевает создание вытяжки, особенно если вы работаете с деревом. Либо же, если такой возможности у вас нет, просто приобретите мощный пылесос.

Но также важно, чтобы вы заранее продумали, какая техника и где будет располагаться. Вообще, можно набросать несложную схему расположения оборудования – так визуально вам будет проще воспринимать информацию. Неправильно организовав свободное пространство в мастерской, вы добьетесь резкого снижения эффективности и результативности своей работы. Просто посчитайте, какая площадь будет наиболее приемлемой для вас под рабочее место, сколько место понадобится для размещения инструмента .

Также, занимаясь оснащением мастерской, не забудьте про зимний период – вам понадобится устройство для обогрева помещения, в обратном случае на это время выполнение работ можно отложить. Для этого можно воспользоваться современными утеплительными материалами и в дополнение установить электрический обогреватель. К слову, инструменты в теплом помещении будут храниться лучше, поскольку влажность и пониженные температуры могут привести к ухудшению их свойств.

Совет: не забудьте про аптечку, в которой обязательно должны храниться необходимые для оказания первой помощи вата, бинт, зеленка и антисептики.