Природные материалы на уроках технологии.

Природные материалы на уроках технологии

Природа - неиссякаемый источник творчества и вдохновения. Испокон веков люди черпали в ней сюжеты для произведений искусства.

Можно выделить несколько факторов благотворного влияния работы с природным материалом:

развитие сенсомоторики. Развивается согласованность в работе глаз и рук, совершенствуется координация действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений;

умственное развитие ребенка. Прослеживая путь по изготовлению поделок из природного материала, можно заметить, что вначале дети рассматривают образец, анализируют его структуру, а затем ребенок изготавливает поделку по собственному замыслу;

развитие внимания. Повышается устойчивость внимания, формируется произвольное внимание;

удовлетворяется любознательность детей. В таком виде деятельности всегда есть новизна, творческий поиск, возможность добиваться более совершенных результатов;

развитие личности ребенка, воспитание его характера. Игрушку сделать не так просто: ее изготовление требует определенных волевых усилий. Когда ребенок сталкивается с трудностями, он должен попытаться самостоятельно справиться с ними.

Аппликационная работа над поделками из природного растительного материала требует от ребенка точных действий, и если вначале бывает так, что при изготовлении требуется особенно большая усидчивость, то с появлением определенных навыков развиваются и гибкость пальцев, и хватательные умения, движения мелкой моторики, фантазия. Появляется согласованность в работе зрения и действий руки, совершенствуется координация движений, гибкость и точность в выполнении нужных действий.

Все природные материалы можно разделить на две большие группы: растительные и минеральные. К растительным материалам относят листья деревьев и кустарников, кору, цветы, соломку, шишки, желуди, каштаны и т.п. К минеральным - песок, ракушки, камешки и т.д.

Растительные природные материалы используются для изготовления плоских, выпуклых и объемных композиций на уроках труда во всех классах. Еще в детском саду дошкольники делают аппликации из листьев и семян, объемные композиции из разнообразных плодов и их частей, веточек. В третьем-четвертом классах школы дети уже могут включать в аппликации- флоресты лепестки, цветы и соцветия. Особенно оригинальные работы получаются из соломы злаковых культур.

Природные материалы требуется не просто собрать, их нужно правильно обработать, заложить на хранение и систематически пополнять имеющийся фонд.

Листья, собранные детьми на уроке-экскурсии, в классе сортируют по породам деревьев и размерам, если нужно, протирают сухим лоскутком и укладывают под пресс для засушивания в специальных папках из гофрированного картона, переложив кусками газеты. Газеты меняют каждые два-три дня до полного высыхания листьев. Небольшие цветы, соцветия и лепестки срезанных цветов традиционно засушивают в книгах, которые обеспечивают сильное сжатие тонких поверхностей и быстрое их высыхание. Для удобства работы на уроках готовые материалы хранят в складных бумажных коробках. Семена яблони, груши, арбуза, дыни и др. тщательно отмывают в домашних условиях от сока, высушивают на бумаге или полотенце и хранят затем в классе в стеклянных емкостях с крышкой.

Еще раз оговоримся: семена, выращиваемые специально в пищу и продаваемые в виде крупы (рис, гречка, пшено, горох и др.) могут быть использованы исключительно фрагментарно и очень редко (глазки у объемной игрушки из каштанов или шишек). Плоды деревьев (желуди, каштаны, орехи, шишки) собирают и обеспыливают. Затем подсушивают и закладывают на хранение строго по сортам в картонные маркированные коробки. С каштанов снимают колючую кожуру, ее подсушивают, хранят отдельно от плода. Сам плод каштана (орех) должен быть использован в этом же году, поскольку он от пересыхания неизбежно сморщится (что не помешает включить его в великолепную композицию) и просверлить в нем отверстия для монтирования с другими деталями будет существенно труднее, чем в свежем. Орехи (грецкие, лещина, фисташки) редко используются целиком. Как правило, для наших композиций пригодится только их скорлупа. Ее собирают в течение года. Хранят в стеклянных емкостях с крышкой.

Шишки (еловые, сосновые, ольховые и других пород деревьев) собирают с земли осенью, обеспыливают и подсушивают. Следует помнить, что при высыхании свежие шишки меняют внешний вид - они раскрываются. И хранить их нужно именно в сухом помещении, подальше от воды, иначе они заплесневеют. Если же для реализации замысла среди зимы понадобится закрытая шишка, ее придется замочить в стеклянной емкости на несколько дней. Как только она закроется, её вынимают, вытирают, немного подсушивают и консервируют форму. Для этого шишку окунают в столярный клей и высушивают. Если же свежую шишку (закрытую) нужно быстро раскрыть, используют принудительное высушивание. Шишку кладут на горячую батарею на день-два и наблюдают за изменением формы. Еще проще раскрыть шишку, подсушив ее дома в духовке (дети должны это делать под наблюдением родителей).

Для работы в кружке могут понадобиться шишки искривленной формы. В этом случае свежую шишку варят до тех пор, пока сердцевинка не станет мягкой. Вынув из кипятка, ее остужают, сгибают руками в нужном направлении и «бинтуют», фиксируя форму. В таком виде заготовка высыхает окончательно. Затем бинт снимают и заготовку консервируют в столярном клее. Кора, как правило, служит базовой (основной) деталью, на которой собирают объемную композицию. Обломки коры собирают с пней или стволов деревьев при их весенней обрезке. Особую ценность представляет слоистая кора березы, берёста. Ее распаривают в кипятке, расслаивают, затем высушивают под прессом. Как правило, берёсту используют в кружковой работе. Тонкие веточки подбирают с земли, обеспыливают, хранят в картонных коробках. Солому злаковых культур очищают от листьев, вырезают узлы. Полученные трубочки-междоузлия варят в домашних условиях в течение 20 минут для обеззараживания, вынимают из кипятка и остужают на полотенце. Часть длинных трубочекраскалывают ножом вдоль волокон и разглаживают горячим утюгом по глянцевой поверхности, превращая в ленточку. Оставшиеся трубочки тщательно высушивают, чтобы не допустить загнивания, затем закладывают на хранение в картонные коробки, разделив по оттенкам. Соломку можно в случае необходимости окрасить (хотя у нее и так богатейшая палитра). Кипячение в содовом растворе с добавлением луковой шелухи усиливает желтый цвет соломки, с шишками ольхи или дубовой корой - придает ей коричневый цвет. Если же мы хотим получить необычные яркие цвета (красный, фиолетовый, зеленый и т.д.), соломку предварительно нужно обесцветить обычными бытовыми отбеливателями для хлопчатобумажных тканей. Затем ее тщательно прополаскивают и погружают в раствор анилиновых красителей для тканей. Получив нужный цвет, солому вынимают из раствора, вновь прополаскивают в проточной воде и высушивают. лепка изобразительный искусство скульптур

Свойства, которыми обладают подготовленные к работе природные растительные материалы . Что нужно знать, чтобы изготавливать долговечные композиции?

Листья и цветы при высыхании под прессом незначительно меняют цвет, фиксируют форму, теряют эластичность. Они становятся твердыми и хрупкими. Эти свойства диктуют технологические приемы работы с ними. При сборке аппликаций из листьев и цветов используется клей ПВА, который наносят точечно.

Из минеральных природных материалов для работы доступны камешки, ракушки, яичная скорлупа и перья.

Небольшие камешки и ракушки, как правило, готовы к употреблению. Их тщательно отмывают, высушивают и хранят небольшими порциями в картонных коробках, разобрав по размерам. Целую яичную скорлупу готовят дома, под руководством родителей, но учащиеся на уроках тщательно анализируют приемы работы по учебнику. Вначале целое сырое яйцо нужно помыть под струей холодной воды, вытереть, осторожно шилом проколоскорлупу с полюсов и выдуть содержимое в чашку. Затем, закрыв одно из отверстий пальцем, через другое налить в скорлупу немного воды, несколько раз встряхнуть и выдуть остатки воды в раковину. Целые скорлупки (по три штуки на учащегося) хранятся в картонной коробке в классе и используются как полуфабрикаты для игрушек в течение года. Осколки скорлупы хранят отдельно, они понадобятся для мозаичных аппликаций на глиняных цветочных горшках. Птичьи перья используют в качестве отделки изделий с большой осторожностью. Как правило, это два-три перышка, «добытые» из подушки, или сброшенное домашним попугаем яркое перо для украшения прически индейца.

Все изделия из названных материалов можно условно разделить на плоские, выпуклые и объемные.

К плоским изделиям, собранным на клее ГТВА, относят аппликации из засушенных гербарным способом листьев, цветов и соцветий, лепестков. Используются также трубчатая и разглаженная солома и семена. Листья, цветы и соцветия закрепляют на фоновой детали капельным приклеиванием. Соломку и семена приклеивают за всю поверхность.

Технология выполнения аппликации из природного материала младшими школьниками предусматривает такие этапы работы:

подготовка материала, его выбор;

выбор рисунка для аппликации;

положение материала, создание эскиза;

выбор оборудования инструментов, вспомогательных материалов;

техника выполнения поделки различными способами.

Для выпуклых аппликаций используются высушенные детали из плоской соломы на кальке. Их изгибают на фальцовке точно так же, как любые бумажные детали. Однако следует помнить, что направление изгибания должно точно совпадать с направлением волокон соломки. Тогда деталь легко изогнется. Если же направление будет поперечным, ленточки соломинки отклеятся от кальки. Приклеивают изогнутые фрагменты из соломки к фоновой детали, также как и бумажные, в одной точке.

В первом классе для соединения объемных деталей учащиеся используют пластилиновый налеп, во втором классе детали склеивают клеем ПВА (в некоторых случаях требуется предварительная зачистка мест соединения наждачной бумагой или надфилем), в третьем и четвертом - соединяют на шпильках.

Кроме растительных природных материалов, в начальных классах используются некоторые минеральные материалы животного происхождения. Это ракушки и яичная скорлупа. Такие материалы могут сочетаться в изделиях с растительными природными, бумажными и полимерными материалами, с полуфабрикатами.

Отдельную группу среди изделий из растительных природных материалов образуют елочные подвески из расплющенной соломы . Поскольку солома обладает естественным блеском и очень нарядной окраской, ее можно сплющить утюгом, обрезав концы, выровнять длину заготовок и связать по схеме, чтобы получилась, например, восьмиконечная рождественская звезда. Особенно нарядной получится подвеска, если ее лучи переплести елочным дождиком.

Более сложные композиции получаются из целых трубочек соломы, которые нанизывают на елочный дождик, получая сквозные объемные подвески.

В основе натурального строительства лежит использование натуральных материа­лов. Вот подходящее определение натуральных материалов - это материалы, кото­рые не подвергались промышленной обработке. Но в вашем доме все-таки будут материалы в некоторой степени подвергнувшиеся обработке. Разве только вы най­дете нору в земле или пустое дерево и будете в нем жить. Бобры обдирают ветки, потом цементируют их глиной, пчелы и осы вырабатывают воск для пчелиных сот и «бумагу» для своего укрытия, многие птицы строят гнезда, используя комплексные комбинации, например, из соломы, глины, палок и перьев.

Разница между обработкой натуральных материалов животными и людьми - это ключ к хорошему определению натуральных материалов. Когда животные об­рабатывают природные материалы для постройки своих убежищ, они обращаются с каждой частью компонента, как с отдельным существом. Их работа прославляет разнообразие Вселенной. Они собирают с помощью клюва или лап неоднородные материалы и составляют из них сложные структуры. Люди берут те же отдельные различные материалы и придают им монотонность. Эти натуральные материалы становятся сырьем для однотипной промышленной обработки.

Поэтому мы можем определить природные материалы как материалы, кото­рые даже после обработке сохраняют свою основную сущность. Натуральные ма­териалы необходимо уважать, используя их в том виде, в каком они существуют в природе.

Дерево остается натуральным материалом даже после того, как его спилили, даже если спилили бензопилой, даже если его распилили на части, даже если рас­кололи или порубили на квадратные куски ручным инструментом. Каждое дерево, использованное таким образом, уважают как индивидуальный организм. Если де­рево распиливают на доски той же бензопилой, оно в некоторой степени все еще остается натуральным в нем есть элемент личного участия, элемент отклика на специфические обстоятельства и таким образом, присутствует творческий выбор. Природность дерева значительно уменьшается, когда его увозят с лесопилки на большом грузовике.

Практически для любого современного здания, хотя, в общем, и натурально­го, необходимы некоторые материалы, обработанные неприродным путем. Трудно построить солнечный коллектор без стекол. Даже саман, который полностью дела­ют из натуральных материалов, в некоторой степени подвергается промышленной обработке, если использовать механически изготовленные соломенные снопы. Жестких различий нет, но обработка проходит несколько этапов и каждый из них в геометрической прогрессии удаляет материал от Природы и увеличивает ответ­ственность.

Необработанные и некомбинированные материалы

Список сырья для строительства по-настоящему натуральных зданий достаточно короткий. Существует четкое разделение на биологические и геологические мате­риалы. Мы выхватываем биологические материалы из их цикла роста, размноже­ния, упадка и увядания. Геологические мы заимствуем у земли, эти материалы не растут и разрушаются чрезвычайно медленно. В отличие от биологических матери­алов, геологические материалы не едят животные или насекомые. Жизнь на них почти не влияет. Камни и глина хорошо переносят тепло, низкую влажность или большую сырость, чего нельзя сказать о соломе или дереве. Грибок, бактерии или насекомые едят влажные биологические материалы, а сухая жара воздействует на деревянные рамы и соломенные крыши таким образом, что они высыхают и лома­ются.

В строительстве дома из натуральных материалов мы используем различные строительные материалы. Это камень, щебень, песок, глина, вода, разные травы, камыш, солома, очерет, осока, полова и деревья. На диаграмме (стр. 7) они пока­заны в последовательности соединения с водой, геологически - по нисходящей шкале, биологически - по возрастающей шкале. Вода соединяет два компонента. Добавьте к этому списку мелкие материалы: природные смолы, живицу, корку,

Воск, животные и растительные жиры, шерсть, шкуру и прочее.

Это полная палитра основных материалов так же, как и палитра тонов. И все же возможные комбинации этих основных материалов почти закончены. Мы еще очень далеки от конечного результата составления возможных комбинаций даже из трех элементов самана - песка, глины и соломы. Из-за постоянного стремления к промышленной обработке всего ради прибыли, наше общество пренебрегает даже самыми простыми экспериментами с необработанными материалами.

Первичная и вторичная обработка

Первичная обработка является частью народной традиции на протяжении тысяче­летий. После первичной обработки материал остается отдельным элементом: квад­ратный и фасонный камень, плитка и кирпич из обожженной глины, известь, обра­ботанные доски, песок, переплавленный в стекло, снопы из соломы, железные гвозди, льняное масло.

Огромный концептуальный прыжок приводит нас к вторичной обработке, когда элементы соединяют в синтетические амальгамы, не существующие в природе. Они относительно медленно разрушаются или распадаются на токсические субпро­дукты. Это алюминиевые сплавы, нержавеющая сталь, пластмасса, большинство консервантов, красок, лаков, древесностружечная плита, и, главным образом, це­мент.

Скомбинированные ненатуральным способом материалы вызывают самую глубокую тревогу и опасения. Поскольку у нас нет проверенной генетической сопро­тивляемости разрушительному воздействию материала, с которым мы не эволюци­онировали вместе. В то время, как на природные химические и физические комби­нации нашей среды обитания такого рода реакция у нас выработана. И, если на протяжении двух поколений нам вдруг приходится иметь дело с пентахлорфенолом, формальдегидом или диоксином, у нашего организма нет подготовленной защиты, и мы можем легко отравиться. Необходимо понимать, что любой синтетический ма­териал, скорее всего, в той или иной степени токсичен для всех жизненных форм.

Сборка компонентов

Предварительно собранные единицы - это квантовый прыжок, не в химическом, а
в социальном плане, даже после вторичной переработки. Натуральные материа­лы предлагают нам возможность уважать их и работать с их различными качества­ми, видеть текстуру, масштаб, цвет, прочность и уникальность. В случае с готовы­ми компонентами, главный выбор был сделан за нас. Мы покупаем уже готовые окна, двери, пластиковые кухни. Дома заводского изготовления, мобильные дома, являются наивысшим достижением.

Поскольку нет стимула и сильного желания самостоятельно решать трудную задачу, мы вынуждены постоянно приспосабливаться к разнообразию материалов, упрощая все до абсурда. В конце концов, мы становимся апатичными и невнима­тельными, лишенными чувств из-за скуки, растрачиваем бесценную остроту восп­риятия мира, которая обязательно возникает только во время активного творчест­ва.

Природные материалы, в отличие от предварительно подготовленных компо­нентов, великолепны в своей первозданной красоте, данной им Богом. В таком ви­де они полноценно раскрывают структуру здания, демонстрируют чудо противосто­яния силе тяготения и возвеличивают каждый отдельный компонент.

В детстве я страстно мечтала о том, чтобы своими руками делать те потрясающие вещи, что показаны в самоучителях по разнообразным хобби. Но моторики нужного уровня не было. Родители не хотели возиться со сбором материалов, и моим мечтам стало суждено сбываться только после того, как я родила собственную дочь. Имея в своем распоряжении квартиру, ребенка и максимализм, я вскоре получила прямо мечту: вся моя квартира была завалена сухими, рассыпающимися или, наоборот, медленно подгнивающими природными материалами. Эти материалы мы с дочерью увлеченно тащили с каждой прогулки. В результате нам достались только еловые шишки, которые тяжело испортить, и пара кленовых листьев. С той осени я стала заготаваливать материалы для поделок по своей методике.

Первое, что надо для хорошей заготовки - это хороший план:

  • что вы будете собирать,
  • что будете из этого делать,
  • какое пространство в доме вы готовы отвести на сушку материалов,
  • где вы будете хранить их потом.

Количество материалов зависит от двух факторов: вашего интереса к производству поделок и интереса учительницы (или воспитательницы в детском саду). Интересами ребенка можно вполне пренебречь - он использует все, что будет в доме. Вопрос - сможете ли вы потом это все убрать. Итак, подсчеты довольно просты: ваши идеальные представления о том, сколько поделок вы смастерите, минус 50% от этого, плюс расходы для подготовки украшений к Новому году.

В среднем для мамы, которая не является фанаткой, достаточно 20-30 кленовых листьев, 10 цветков, пакет шишек еловых, половина пакета шишек сосновых.

По спичечному коробку разнообразных семян: курносики, семена цветков-ноготков и так далее - что вам лично нравится. Камни и песок также могут пригодиться (особенно при строительстве городов). Камней большого размера достаточно трех штук (большого - это размером со взрослую ладонь), камней среднего размера - по числу членов семьи, которые должны быть одарены (на них удобно делать подарки к Новому году), мелких камней - штук 10-15, совсем мелких камней - по потребностям (кому-то не надо, а кому-то вымостить два метра взбредет в голову). Ветки также собирайте, исходя из своих потребностей и желаний.

Как собирать природные матриалы

Лучше всего природные материалы собирать днем в солнечную погоду. Или, по крайней мере, не в дождливую. Во-первых, вы хорошо будете видеть, что берете, во-вторых, вам меньше придется сушить. Каштаны, желуди и кленовые листья собираете, разумеется, в сезон. Это же относится и к веткам - они должны быть без листьев. Ветки можно брать в лесу, еловые, сосновые и любые лиственные, покрытые лишайниками, или уже в парке-сквере, но, когда деревья скинут свои листья.

Выходя "на дело", для каждого отдельного материала имейте свою тару. Так будет проще разобрать дома, и будет видно, сколько чего вы собрали. Камни-шишки-ветки можно собирать в обычный пластиковый пакет (или тряпичную сумку), для цветов и семян необходимы коробочки.

Для больших цветов - коробка из-под детской обуви, для маленьких - спичечные коробки. Не берите сразу много - лучше разделить сбор природных материалов на несколько этапов. Это ведь как с грибами - глаза завидущие, а ночью потом не поспишь, разбирая и очищая.

фото Мирина

Как сушить собранные материалы

Итак, добытый «урожай» необходимо просушить, и так, чтобы он сохранил свои свойства и красоту. Ветки сушатся на подоконнике, на газетах в несколько слоев. Из веток, особенно покрытых лишайниками, будут выползать всякие жучки-паучки, так что будьте к этому готовы. Будут они выползать и из шишек, которые сушат таким же образом - на газетах. Сосновые шишки сохнут гораздо дольше еловых и при высушивании раскроются. Семена и еловых и сосновых шишек довольно летучие, поэтому, если у вас есть какая-то большая коробка (например, от сапог с высоких голенищем) - лучше застелить ее дно газетами и сушить ветки-шишки в ней. Совершенно особым образом сушатся цветы и травы - в зависимости от бутона и его высоты их сушат или вниз головками, развесив как в избушке Бабы-Яги, или в манке. Для того, чтобы высушить объемный цветок, необходимо взять чашку, насыпать на ее дно примерно на два пальца манки, осторожно опустить цветок бутоном вниз и со всех сторон медленно и аккуратно продолжать обсыпать манкой. Сушить желательно в теплом месте. «Гербарные образцы», которые пойдут затем на открытки, сушат между газетами под грузом, меняя газеты каждый день. Учтите, что цветы и травы не гладят утюгом! Это прерогатива листьев, и то не всех. Листья хорошо сохнут между страниц книг. Камни и песок тщательно моются, сушатся и убираются в коробку. Яблочные семечки и прочие «домашние» природные материалы собираются в процессе готовки и сушатся в спичечных коробках.

Природа - неиссякаемый источник творчества и вдохновения. Испокон веков люди черпали в ней сюжеты для произведений искусства. Для народа окружающая их среда не была чем-то застывшим, неподвижным. Поля и деревья, солнце и облака, трава и горы являлись одухотворёнными образами в сказках, былинах, пословицах и поговорках.

В полевых цветах люди видели очарование юности, птицы были символом свободы и независимости, ветер являлся олицетворением силы и могущества. Любовь в природе приходит с колыбельной песней матери и неторопливой, спокойной сказкой бабушки.

Человек - хозяин своей земли, именно хозяин, а не расточитель. Бережное отношение к природе необходимо воспитывать с детства, так же, как уважение к старшим, культуру поведения в обществе.

Народные умельцы использовали природный материал для изготовления различных поделок, многие из которых переросли узкоутилитарное значение и превратились в подлинные произведения искусства.

Перечень обоих групп довольно значителен, поэтому, исходя из конкретных местных условий, всегда можно найти материал для любой самоделки. У каждого растения можно подметить своеобразие внешнего вида: формы листьев, цветка, поверхности и т.д. так как в работе с природными материалами всё это необходимо учитывать.

Начнем с самого распространенного материала известного еще с древних времен, это глина.

Глина, встречается в природе, настолько разнообразна по составу, что в земных недрах фактически можно найти готовую глиняную смесь, пригодную для изготовления любого вида керамики - от сверкающей белизной фаянсовой посуды до красного печного кирпича. Разумеется, крупные залежи ценных видов глины встречаются редко, поэтому около таких природных кладов возникают фабрики и заводы по производству керамики. Например, для чернолощеной керамики подходит лучше всего жирная железистая глина. Она отличается высокой пластичностью, прекрасно формуется на гончарном круге, а после высыхания её можно выгладить до зеркального блеска. Посуда из такой глины не пропускает влагу и отличается высокой прочностью.

Найти подходящую глину для лепки и гончарных работ можно практически всюду, было бы желание. К тому же небольшое количество глины всегда можно «исправит» отмучиванием и другими способами. Глина может залегать сразу же под слоем почвы на небольшой глубине. На содовых участках её можно обнаружить при различных земельных работах. Пласты глины довольно часто выходят на поверхность по берегам рек и озер, в откосах и склонах оврагов.

Глину, пригодную для лепки, можно с успехом заготовить даже в большом городе. Ведь всегда где- нибудь неподалеку строители роют котлованы для нового дома либо идет ремонт водопровода или газопровода. При этом глиняные пласты, залегающие на большой глубине, оказываются на поверхности.

Каждый вид глины на определенной стадии лепки, сушки и обжига меняет свой цвет. Высохшая глина отличается от сырой лишь более светлым тоном, но при обжиге большинство глин резко меняют свой цвет. Исключение составляет лишь белая глина, которая при увлажнении приобретает лишь легкий серый оттенок, а после обжига остается такой же белой. По цвету, который приобретает глина после обжига, различают беложгущуюся глину (белый цвет), свет- ложгущуюся (светло-серый, светло-желтый, светло-розовый цвет), темножгущуюся (красный, коричневый, красно-коричневый, коричнево-фиолетовый цвет).

Керамика -- изделия из неорганических, неметаллических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготовляемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.

В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг. Однако современное использование этого термина расширяет его значение до включения всех неорганических неметаллических материалов. Керамические материалы могут иметь прозрачную или частично прозрачную структуру, могут происходить из стекла. Самая ранняя керамика использовалась как посуда из глины или из смесей её с другими материалами. В настоящее время керамика применяется как индустриальный материал (машиностроение, приборостроение, авиационная промышленность и др.), как строительный материал, художественный, как материал, широко используемый в медицине, науке. В XX столетии новые керамические материалы были созданы для использования в полупроводниковой индустрии и др. областях.

В зависимости от строения различают тонкую керамику (черепок стекловидный или мелкозернистый) и грубую (черепок крупнозернистый). Основные виды тонкой керамики -- фарфор, полуфарфор, фаянс, майолика. Основной вид грубой керамики -- гончарная керамика.

Дерево с древнейших времён применяется в архитектуре, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, особенно народном (утварь, мебель, нередко тонировавшиеся или украшавшиеся резьбой, интарсией, росписью, позолотой и т.д.; резьба на фасадах и в интерьерах зданий; облицовка стен рейкой, тёсом и т.п.), а также при изготовлении печатных форм для ксилографии, набойки и узорных пряников. Человек в повседневной жизни постоянно соприкасается с деревом - на лоне природы, и в быту с теми или иными изделиями, созданными из дерева. Дерево является тем материалом, который защищает, греет, помогает и радует человека, доставляя ему эстетическое наслаждение. В качестве поделочного материала дереву нет альтернативы: его физические и пластические возможности издавна привлекают человека.

Многовековая практика обработки дерева позволила накопить большой опыт, изучить все его свойства и выразительные возможности. Так постепенно сложились определенные традиции работы с деревом в зависимости от природно-климатических условий, образа жизни и деятельности человека.

Богатство цветовых оттенков дерева, разнообразие фактуры и текстуры (волнистость, концентричность, живописная перепутанность волокон и т.д.) определяют бесконечное множество декоративных эффектов изделий, а относительная лёгкость обработки способствует непосредственному воплощению творческой энергии художника.

Из лиственных пород деревьев часто для резьбы применяет липу. Древесина липы легко и чисто режется, мало подвержена растрескиванию и короблению. Из-за низкой твердости липу не используют для изготовления мебели, поэтому ее применение ограничено мелкими бытовыми изделиями.

Древесина ольхи также легко режется, мало коробится, хорошо воспринимает отделку и имитируется под другие породы, например под красное дерево. Все это делает ее пригодной для всех видов работ.

Прекрасный материал для резьбы - древесина березы. Она тверже липы и ольхи и режется труднее, но качество резьбы лучше. Древесина березы хорошо окрашивается и отделывается. Ее недостатки - способность легко поглощать и отдавать влагу, а также склонность к короблению и растрескиванию, что не позволяет применять ее в больших изделиях. Из березы можно делать накладные резные украшения и детали мебели и других изделий.

Для резьбы на мелких изделиях - посуде, сувенирах - используют древесину тополя и осины.

Дуб издавна применяли для крупных декоративных резных работ и изготовления мебели с резьбой. Резьба по дубу сложна и трудоемка из-за высокой твердости древесины и склонности скалываться, но очень выразительна и декоративна.

Для мелких изделий, украшаемых резьбой, используют и более редкие породы древесины: яблоню,черешню и т.д.

Из хвойных пород для резьбы применяют древесину сосны, ели, кедра, тиса. Из сосны издавна вырезали украшения для наличников, икон, карнизов, ворот. Эта резьба крупная, поэтому неравномерность в плотности слоев ранней и поздней древесины хвойных пород не затрудняет работу.

Многие тысячелетия дерево оставалось доступным, любимым и понятным человеку материалом. Дерево - конструкционный материал. В этом качестве оно является незаменимым строительным материалом. Удивительны его механические, физические качества: дерево хорошо поддается обработке, его можно резать, рубить, пилить, строгать, точить, гнуть. Упругость и вязкость позволяют хорошо удерживать шурупы и гвозди. Покрытия лаками и олифами делают дерево водонепроницаемым.

Дерево обладает исключительными практическими качествами. Все предметы, созданные из дерева, несут в себе черты скульптурности. Дерево - материал декоративный. Как живой природный организм оно имеет свои неповторимые особенности строения, выражающиеся в текстуре и цвете. Во всей совокупности механических, пластических и декоративных качеств дерево является исключительно подходящим материалом для выполнения художественных работ.

Все созданное человеком из дерева всегда имело практическое назначение и вместе с тем выражало духовный смысл, так как самой характерной чертой прикладного искусства является то, что вещи, создаваемые для практического применения, становятся носителями настроения мастера, его чувств и мыслей. Человек улучшал вещь по форме и восприятию, а в процессе труда совершенствовалась его рука, воспитывалось чувство формы, цвета, материала, пропорции, симметрии, ритма.

Резьба по дереву - вид декоративно-прикладного искусства (также резьба является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом). Современная резьба строгой классификации не имеет, поскольку в одном и том же изделии могут сочетаться разные виды резьбы.

Резьба - вид декоративного искусства; способ художественной обработки дерева, камня, кости, терракоты, лака и других материалов путем вырезания.

Резьба используется для украшения предметов быта, отделки зданий, создания произведения миниатюрной пластики. Различают объемную, высокорельефную, плоскорельефную, выемчатую, контурную, сквозную и накладную резьбу.

Природа - неиссякаемый источник творчества и вдохновения. Испокон веков люди черпали в ней сюжеты для произведений искусства. Для народа окружающая их среда не была чем-то застывшим, неподвижным. Поля и деревья, солнце и облака, трава и горы являлись одухотворенными образами в сказках, былинах, пословицах и поговорках. В полевых цветах люди видели очарование юности, птицы были символом свободы и независимости, ветер являлся олицетворением силы и могущества, Днепр-Славутич - мудрости и величия, матушкой ласково называет народ великую русскую реку Волгу. Любовь к природе приходит с колыбельной песней матери и неторопливой, поучительной сказкой бабушки.

Природа учит , воспитывает. Вспомните "Триста страниц "Книги природы" В. А. Сухомлинского, его знаменитую "школу под голубым небом". Человек - хозяин своей земли, именно хозяин, а не расточитель. Бережное отношение к природе необходимо воспитывать с детства так же, как уважение к старшим, культуру поведения в обществе.

Издавна народные умельцы использовали природный материал для изготовления различных поделок, многие из которых переросли узкоутилитарное назначение и превратились в подлинные произведения искусства. Всемирную славу приобрели федоскинские и палехские шкатулки, широко известны дымковские и филимоновские глиняные игрушки, большой популярностью пользуется у нас в стране и за рубежом знаменитая матрешка.

Все природные материалы можно разделить на две большие группы: растительные и минеральные. К растительным относят листья деревьев и кустарников, кору, цветы, соломку, шишки, желуди, каштаны и т. п., к минеральным - песок, ракушки, камешки и т. д. Перечень одной и другой групп довольно обширен, поэтому, исходя из местных условий, всегда можно найти материал для любой самоделки.

При сборе природного материала трудно предусмотреть, что именно пойдет на изготовление конкретной поделки, так как создание игрушек - процесс творческий. Игрушка подчас рождается экспромтом, поэтому собирают материала намного больше, чем требуется для проведения одного-двух занятий. Под руками должен быть большой выбор всего необходимого.

Хранение природного материала не представляет трудности. Технология подготовки некоторых из них будет рассмотрена в соответствующих разделах. Не рекомендуется хранить природный материал «навалом». Его необходимо рассортировать по видам и хранить либо в папках, либо в коробках. Это облегчает поиск во время работы и способствует лучшей сохранности.

Для работы с природными материалами используют различные инструменты. Тонкие веточки обрезают маленьким перочинным ножом. Для пиления применяют пилочку с мелкими зубьями, иногда лобзик. В работе необходимы молоточек, плоскогубцы, шило, маленькая дрель или коловорот с набором небольших по диаметру сверл. Мелкие детали из природного материала трудно обрабатывать в руках, поэтому для их закрепления используют небольшие тисочки или придерживают детали пинцетом.

Обрабатывать природные материалы необходимо на специальном столе. Если такого стола нет, можно использовать для работы обыкновенную доску, на которой прибита дощечка с клиновидным выпилом для придерживания деталей. Такое приспособление используют при строгании древесины на столярном верстаке.