Северо-западный проход против северного морского пути. Северо-западный проход
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Северо-Западный проход
(англ. Northwest Passage
) - морской путь через Северный Ледовитый океан вдоль северного берега Северной Америки через Канадский Арктический архипелаг .
При попытке пройти по Северо-Западному морскому пути погибла знаменитая экспедиция Франклина (1845-1847). В поисках пропавшей экспедиции, а также в изучении данного маршрута принимали участие многие известные мореплаватели и исследователи, в частности Эдуард Ингфилд , Джон Рэй , Френсис Мак-Клинток .
Проход впервые пройден полностью по воде Руалем Амундсеном в 1903-1906 гг. Роберт Мак-Клур , прошедший его в 1850-1853 гг., проделал часть пути по льду и вернулся в Англию на корабле другой экспедиции.
В сентябре 2007 года Европейское космическое агентство заявило, что за промежуток около 30 лет спутниковых наблюдений область арктического морского льда сократилась до минимального уровня, и это сделало Северо-Западный проход судоходным . Канадское правительство заявило о том, что этот проход входит в территориальные воды Канады. Международным сообществом данное заявление было принято неоднозначно, что в свою очередь может затруднить будущее международное судоходство.
См. также
Напишите отзыв о статье "Северо-Западный проход"
Примечания
Ссылки
- / Lenta.ru, 15 сентября 2007
- (недоступная ссылка с 30-09-2016 (891 день))
- (Грэм Кендалл), SeaExpo, 01.11.2010
Отрывок, характеризующий Северо-Западный проход
Перейдя в гостиную, он передал письмо княжне Марье и, разложив пред собой план новой постройки, на который он устремил глаза, приказал ей читать вслух. Прочтя письмо, княжна Марья вопросительно взглянула на отца.Он смотрел на план, очевидно, погруженный в свои мысли.
– Что вы об этом думаете, князь? – позволил себе Десаль обратиться с вопросом.
– Я! я!.. – как бы неприятно пробуждаясь, сказал князь, не спуская глаз с плана постройки.
– Весьма может быть, что театр войны так приблизится к нам…
– Ха ха ха! Театр войны! – сказал князь. – Я говорил и говорю, что театр войны есть Польша, и дальше Немана никогда не проникнет неприятель.
Десаль с удивлением посмотрел на князя, говорившего о Немане, когда неприятель был уже у Днепра; но княжна Марья, забывшая географическое положение Немана, думала, что то, что ее отец говорит, правда.
– При ростепели снегов потонут в болотах Польши. Они только могут не видеть, – проговорил князь, видимо, думая о кампании 1807 го года, бывшей, как казалось, так недавно. – Бенигсен должен был раньше вступить в Пруссию, дело приняло бы другой оборот…
– Но, князь, – робко сказал Десаль, – в письме говорится о Витебске…
– А, в письме, да… – недовольно проговорил князь, – да… да… – Лицо его приняло вдруг мрачное выражение. Он помолчал. – Да, он пишет, французы разбиты, при какой это реке?
Десаль опустил глаза.
– Князь ничего про это не пишет, – тихо сказал он.
– А разве не пишет? Ну, я сам не выдумал же. – Все долго молчали.
– Да… да… Ну, Михайла Иваныч, – вдруг сказал он, приподняв голову и указывая на план постройки, – расскажи, как ты это хочешь переделать…
Михаил Иваныч подошел к плану, и князь, поговорив с ним о плане новой постройки, сердито взглянув на княжну Марью и Десаля, ушел к себе.
Княжна Марья видела смущенный и удивленный взгляд Десаля, устремленный на ее отца, заметила его молчание и была поражена тем, что отец забыл письмо сына на столе в гостиной; но она боялась не только говорить и расспрашивать Десаля о причине его смущения и молчания, но боялась и думать об этом.
Ввечеру Михаил Иваныч, присланный от князя, пришел к княжне Марье за письмом князя Андрея, которое забыто было в гостиной. Княжна Марья подала письмо. Хотя ей это и неприятно было, она позволила себе спросить у Михаила Иваныча, что делает ее отец.
– Всё хлопочут, – с почтительно насмешливой улыбкой, которая заставила побледнеть княжну Марью, сказал Михаил Иваныч. – Очень беспокоятся насчет нового корпуса. Читали немножко, а теперь, – понизив голос, сказал Михаил Иваныч, – у бюра, должно, завещанием занялись. (В последнее время одно из любимых занятий князя было занятие над бумагами, которые должны были остаться после его смерти и которые он называл завещанием.)
В этом месяце бывший премьер-министр Франции Мишель Рокар (Michel Rocard), занимающий сейчас пост французского представителя по делам Арктики и Антарктики, побывал в Арктике на борту канадского ледокола «Амундсен». Рокар не очень-то высоко отозвался о возможностях принимающей стороны на крайнем Севере. Он заявил: «У меня такое впечатление, что Канада отказалась от борьбы за то, чтобы привлечь в ближайшие 25-30 лет большую часть грузопотоков на свой арктический путь».
Рокар добавил, что Канада слишком маленькая страна, чтобы платить за превращение Северо-Западного прохода в жизнеспособный морской маршрут. В то же время, он считает, что Россия гораздо больше готова к тому, чтобы превратить свой Северный морской путь в привлекательную альтернативу Суэцкому каналу. У России уже есть четыре атомных ледокола, и она строит еще как минимум один. Кроме того, Россия только что объявила, что создаст вдоль маршрута следования девять центров экстренного реагирования, которые будут расположены от Чукотки до Баренцева моря. Каждый центр будет стоить 18,5 миллиона долларов, и там будет спасательная, противопожарная и вертолетная техника.
Доктор наук Алексей Книжников, работающий координатором российской программы Всемирного фонда дикой природы по экологической политике нефтегазового сектора, говорит следующее:
«Без таких центров любые коммерческие операции в Арктике чреваты огромными опасностями. Эти опасности будут существенно снижены, как только Россия развернет цепочку таких центров от Чукотки до Баренцева моря. Эти центры будут обеспечивать защиту местного населения и хрупкой окружающей среды Арктики».
Есть некий парадокс в том, что эти центры должны защищать местное население и окружающую среду. Похоже, сейчас принимается не слишком-то много профилактических мер по предотвращению катастроф. Скорее, Россия размещает центры экстренного реагирования, которые будут приводиться в действие, когда на танкерах будет обнаружена утечка в воду нефти или вредных веществ. Как бы то ни было, нельзя отрицать, что эта страна вкладывает большие деньги в Север в целом, и в Северный морской путь в частности. А Канада в этом плане отстает. Россия даже строит 15 новых станций наблюдения и 30 автоматизированных постов наблюдения. Итого, в целом их будет 70 и 33, соответственно. У нее есть даже намерение разместить в космосе дополнительные спутники, чтобы следить за погодой в российской Арктике.
Однако не совсем верно то, что Канада «слишком маленькая страна», чтобы развивать инфраструктуру Северо-Западного прохода. На самом деле, если говорить об экономике, то ее ВВП чуть больше, чем у России, хотя в Канаде живет меньше народа, особенно в Арктике. Ее проблемы больше связаны с географией и с политикой. С точки зрения географии у Северо-Западного прохода есть ряд недостатков. Прежде всего, через многочисленные острова Канадского архипелага нет четко обозначенного маршрута, в то время как Северный морской путь идет в основном вдоль побережья России. Кроме того, у Канады возле Северо-Западного прохода очень мало объектов инфраструктуры. В поселки, находящиеся вдоль маршрута, такие как Кембридж Бей и Резольют, из других мест Канады можно попасть только самолетом. В то же время, для России благоприятным фактором является то, что на Северном морском пути находится незамерзающий порт Мурманск. Одновременно это крупный город с прямым железнодорожным сообщением до Санкт-Петербурга. Хотя два маршрута лежат примерно в одних и тех же широтах - чуть южнее 70 градусов северной широты - Северо-Западный проход в целом больше покрыт льдом, чем российский путь. Кроме того, в Канаде последние изменения в таянии льдов не нанесены как следует на карту в интересах судоходства. А поскольку у Канады нет ледоколов, необходимых для проводки судов через предательский проход, компании с неохотой идут на перенос своих грузоперевозок из Суэцкого канала в Северо-Западный проход, несмотря на активную деятельность сомалийских пиратов.
С точки зрения политики суверенитет Канады над Северо-Западным проходом оспаривается, и прежде всего, его оспаривают Соединенные Штаты. По поводу Северного морского пути никаких споров нет, потому что он пролегает вблизи российского побережья. Кроме того, поскольку Канада является парламентской демократией, ей нелегко просто так вкладывать деньги в этот проект, как бы ни старался Стивен Харпер. С другой стороны, российским властям в этом отношении намного проще.
Пока Рокар обвиняет Канаду в отсутствии силы воли в вопросе Арктики, Россия готовится к проводке по Северному морскому пути самого крупного за всю историю танкера. Проводка будет осуществляться двумя атомными ледоколами. «Ямал», на борту которого недавно прошла важная конференция по Арктике, и «50 лет победы» проведут по Северному морскому пути танкер класса суэцмакс «Владимир Тихонов» водоизмещением 162000 тонн. Выйдя из Норвегии в Мурманск в сопровождении «50 лет победы», этот танкер с газовым конденсатом за 8-9 дней дойдет до Новосибирских островов, где встретится с «Ямалом». Затем он продолжит плавание по Северному морскому пути с конечным пунктом в Таиланде. Канадские газеты не могут похвастать историями о проводке столь крупных судов по Северо-Западному проходу. Пока это дело отдаленного будущего.
О Северо-Восточном проходе
В старину из консервантов европейцы знали только соль, все остальные пряности были в Восточной Азии. Рефрижераторов и холодильного оборудования, конечно, тоже не было, продукты на экспорт было трудно сохранить, поэтому для европейцев найти путь за пряностями был очень важен. Первыми, обогнув Африку, дорогу в страны Восточной Азии проложили португалец Васко де Гамо и испанцы.
Васко де Гамо
В 1543 году португальцы высадились на остров Танэгасима, сильный шторм прибил к берегу у Южного Кюсю китайскую джонку с тремя португальскими торговцами на борту, кстати, сейчас на этом острове - японский космодром. Если посмотреть на карту, то видно, что до Японского архипелага попасть из Европы морским путем гораздо ближе через Ледовитый океан. Понимали это и лучшие европейские мореплаватели, с конца 16 века английские и голландские моряки пытались найти дорогу в Восточную Азию, плывя на север, а затем на запад и восток, эти морские пути получили названия - Северо-Западный и Северо-Восточный проход соответственно.Северо-Западный проход
Северо-Восточный проход (Севморпуть)
Сейчас Северо-Западный проход находится под юрисдикцией Канады, а Северо-Восточный проход в сталинские времена приватизировал Советский Союз под именем Северный морской путь. О существовании этого пути в страны Восточной Азии европейцы узнали впервые в 1525 году из книги итальянского ученого Паоло Джовио, который высказал предположение о том, что если плыть от Северной Двины на восток, держась правого берега, то можно добраться на кораблях до границ Китая.
Паоло Джовио
Консультантом итальянца был Дмитрий Герасимов (Деметрий
Эразмий) - русский дипломат, учёный и богослов, который опирался на результаты плавания поморов в XIII веке. Но в поисках Северо-Восточного прохода ведущую роль играли англичане.
Английский король Генрих VII (1457 — 1509)
Мореплаватели Джон Кабот (1450 - 1499) и Себастьян Кабот (1476—1557)
12 октября 1492 года Христофор Колумб открыл Америку, опередив англичан на 5 лет. В Англии в то время монархом был Генрих VII (1457 — 1509), до вступления на королевский престол он носил имя графа Ричмонда, принадлежал к древнему уэльскому роду, принявшему фамилию Тюдоров. Правление Генриха VII продолжалось 24 года, это была одна из самых мирных эпох в истории Англии, англичане разводили и стригли овец, пряли шерсть, торговали и ловили рыбу. Главным морским портом западной Англии и центром английского рыболовства в Атлантике был город Бристоль. С 1480 года бристольские купцы несколько раз посылали суда на запад на поиски новых земель, но эти корабли возвращались, не совершив никаких открытий. Узнав об открытиях Колумба, бристольские купцы дали деньги на снаряжение новой западной экспедиции и поставили во главе ее итальянца Джованни Кабото (Giovanni Caboto), который тогда жил в Бристоле и более известен как Джон Кабот (John Cabot). Именно ему и его сыновьям английский король Генрих VII разрешил искать, открывать и исследовать все новые земли, оговаривал для себя пятую часть дохода от экспедиций.
проводы Кабота
Мореплаватель Джон Кабот (1450 - 1499)
Джон Кабот был родом из Генуи, имел гражданство Венецинской республики. Он был моряком и купцом, ходил на Ближний Восток за индийскими товарами, побывал даже в Мекке и расспрашивал арабских купцов, откуда они получают пряности. Одно время он жил в Валенсии, предлагал услуги испанскому и португальскому королям достичь Индии и Китая, но те не заинтересовались его предложением. Купец перебрался с семьей в Англию и поселился в Бристоле, где его начали звать на английский манер Джоном Каботом.
Памятник Джону Каботу на мысе Bonavista , Ньюфаундленд
Бристольские купцы снарядили один небольшой корабль "Мэтью" с экипажем в 18 человек. Джон Кабот отплыл из Бристоля на запад 20 мая 1497 года, а уже 24 июня он достиг острова Ньюфаундленд, открыв Северную Америку. Через месяц английский корабль возвратился в Бристоль. В Англии решили, что Джон Кабот открыл Китай. В мая 1498 года англичане организовали из Бристоля вторую экспедицию из пяти судов под командованием Джона Кабота. Но мореплаватель умер в пути, возглавил экспедицию его сын Себастьян Кабот(1476—1557). Английские суда достигли Северо-Американского материка и прошли вдоль его восточного побережья далеко на юго-запад. Моряки высаживались иногда на берег, а вернулись в Англию в том же 1498 году. Англичане поняли, что вновь открытые земли не являются Китаем или Индией.
Английский король Эдуарда VI
Себастьян Кабот вновь пытался отыскать морской путь в Восточную Азию, в 1506-1509 годах он руководит английскими экспедициями, ищет Северо-западный проход и сумел выйти в Гудзонов залив. Не найдя короткого пути в Индию, Англия не проявила большого интереса к открытым землям за океаном. А Себастьян Кабот возглавлял венецианскую экспедицию, отправившуюся из Севильи на поиски сказочных богатств Китая, но после восшествия на престол короля Эдуарда VI в 1547 году, мореплаватель переселился в Англию. Король Эдуард VI умер от туберкулеза 16-ти летним юношей, но оставил яркий след в истории Англии. Он был убеждённым протестантом, хорошо образован - знал латынь, греческий и французский, отправил морскую экспедицию на поиски Северо-Восточного прохода из Европы а страны Восточной Азии. Кругосветное плавание Магеллана, обогнувшего с юга Америку, способствовало поиску похожего морского пути на север, из Атлантики в Тихий океан.
Фернан Магелан
Инициатором поиска Северо-восточного прохода был Себастьян Кабот, в 1551 году он организовал "Компанию Купцов-Путешественников" (Company of Merchant Adventurers), на деньги которой и была отправлена в 1553 году английская Экспедиция Уиллоуби-Ченслора на поиск дороги в Китай и Японию.
Себастьян Кабот
Экспедиция Уиллоуби-Ченслора 1553 года
Ричард Ченслор
корабли экспедиции
Начальником экспедиции и командиром лучшего судна был назначен английский мореплаватель сэр Хью Уиллоби (Hugh Willoughby), а капитаном крупнейшего корабля- Ричард Ченслор (Richard Chancellor). Себастьян Кабот написал для кораблей инструкцию. Впервые на судах вводился судовой журнал, где отмечался курс корабля, высота солнца, а также записывались происшествия. В поисках Северо-Восточного прохода английские корабли "Бона Эсперанца", "Эдвард Бонавентура" и "Бона Конфиденциа" решили обойти Евразию с севера. Они доплыли до Новой Земли и двинулся вдоль побережья на юг. Два корабля оказались в ледовом плену и встали на зимовку в устье реки Версины, во время зимовки экипаж замерз, все люди погибли.
Николо-Корельский монастырь
Третий корабль под командованием капитана Ричарда Ченслора достиг поморского берега и пристал в бухте св. Николая вблизи Николо-Корельского монастыря в районе современном городе Северодвинска в 35 км от Архангельска. От местных жителей, изумленных появлением большого корабля, англичане узнали, что этот берег - русский, а не Индия. Тогда они объявили, что имеют от английского короля письмо к царю и желают завести с русскими торговлю. Снабдив их съестными припасами, начальники Двинской земли немедленно отправили гонца к царю Иоанну Грозному, который пригласил Ричарда Ченслора в Москву.
Старый английский двор в Москве на улице Варварка дом № 4
Экипаж корабля прибыл в Москву, капитан Ричард Ченслор встречался с русским царем Иваном Грозным, было заключено торговое соглашение.
англичане в Москве
на приёме у Ивана IV Грозного
В 1554 году Ричард Ченслер вернулся в Англию, компаньоны переименовали “Компанию Купцов-Путешественников” в "Московскую Компанию" (Muscovy Company).
Себастьян Кабот принял участие в подготовке следующей экспедиции "Московской компании", руководил которой Стивен Барроу. В 1556 году Стивен Барроу был послан к Оби, в надежде через Обь проникнуть в Китай, англичане достигли только острова Вайгач.
Английские попытки пройти Северо-Восточным проходом до стран Восточной Азией в середине XVI века закончились неудачей, зато они способствовал заключению дипломатических связей Англии с Россией и организации Московской компании в Лондоне.
Мореплаватель Виллем Баренц (1550 - 1597)
За англичанами на поиски Северо-восточного прохода двинулись голландцы. В июне 1594 году из Голландии на север вышла экспедиция на трех кораблях и яхте с заданием открыть удобный морской путь в царства Китайское и Синское, проходящий к северу от Норвегии, Московии и Татарии. Одним кораблем командовал амстердамец Виллем Барентсзон, более известный нам как Виллем Баренц (Willem Barentsz). Экспедиция достигла Новой Земли и острова Вайгач. В сентябре все суда вернулись в Голландию.
маршруты В. Баренца
Корабль Баренца, вскоре раздавленный льдами в 1596 году
В 1595 году голландская экспедиция из 7 кораблей с его участием предприняла попытку пройти между побережьем Сибири и островом Вайгач через пролив Югорский Шар. Виллем Баренц в ней был главным штурманом и капитаном одного из кораблей.
Смерть Виллема Баренца, Фон Кристиан Портман, 1836 год
В 1596 году стартовала третья экспедиция Баренца по поиску северного пути в Азию. При этом ему удалось открыть Медвежий остров (архипелаг Шпицберген). Экспедиция Баренца, обогнув Новую Землю, достигла Карского моря. Опасаясь гибели среди льдов, экспедиция высадилась на берег и устроила зимовку (Het Behouden Huys), во время которой Баренц умер от цинги. Эта экспедиция стала последней голландской попыткой поиска северного пути в Азию. Арктические плавания Баренца принесли мореплавателю всемирную славу, хотя цель - пройти Северо-Восточным проходом в страны Восточной Азии не была достигнута.
Богослов, астроном и картограф Петер Планциус (1552 - 1622)
Виллем Баренц был по специальности картографом, еще до арктических плаваний он совместно с Петером Планциусом издал атлас Средиземноморья, ставший результатом его плавания по этому региону. Петер Планциус (Петрус Plancius) (1552 - 1622) - голландский богослов, астроном и картограф. В возрасте 24 лет он стал священником голландской кальвинистской церкви, интересуется навигацией и картографией. Петер Планциус изготавливал глобусы и карты, в 1594 году он выпускает в свет знаменитую карту известного мира, первую в истории картографии, украшенную аллегорическими многофирурными сюжетами. Эта тема стала ведущей в картографических изображениях мира на двести вперёд лет. Петер Планциус был помощником голландского правительства в организации экспедиций в Восточную Индию, занимаясь обучением небесной навигации их руководителей, хотел проложить северо-восточный маршрут по Северному ледовитому океану.
Карта Японии, гравюра на меди, ручная раскраска
Это подробная карта Японии была опубликована в знаменитом атласе "Novus Атлас Sinensis" в Амстердаме в 1655 году. Карта основана на картографических источников миссионера Мартино Мартино, который жил в 1643 - 1709 годах в Китае. Голландское отображение Японии получило значительное улучшение, а Корея впервые выглядит как полуостров и соединяется с континентом.
Японская церемония похорон. Гравюра была опубликована в известной голландской книге путешествий "Getrokken UIT де Geschriften ан-дер-Reiseaentekeninge zelver Gesanten". Амстердам, 1669 год.
Барон Нильс Адольф Эрик Норденшельд (1832 -1901)
Впевые маршрут из Европы в страны Восточной Азии Северо-восточным проходом с одной зимовкой был пройден в 1878 - 1879 годах экспедицией шведа Адольфа Эрика Норденшельда на барке "Вега". Это было первое сквозное плавание в направлении с запада на восток. Барон Нильс Адольф Эрик Норденшельд (Nils Adolf Erik Nordenskiöld) имел шведско-финские корни, родился в Хельсинки. В 1853 году он окончил университет в Гельсингфорсе, участвовал в шведской экспедиции Отто Торелля на Шпицберген. Это был выдающийся геолог и географ, исследователь Арктики, мореплаватель и историко-картограф. В 1875 и 1876 годах он руководил экспедициями по Карскому морю и на реке Енисей, освоил переход от Норвегии до Енисея. Именем Норденшельда названы архипелаг к северу от полуострова Таймыр, заливы у берегов Новой Земли и Северо-Восточные Земли Шпицбергена, полуостров Западного Шпицбергена. Море Лаптевых первоначально носило имя Норденшельда. Барон был членом Стокгольмской и Петербургской Академиий наук, почётным членом Русского географического общества.
Барк "Вега"
Экспедиции Норденшельда проходила на барке "Вега" (Vega), который был построен в Германии в Бремерхафене в 1872 году. Пароход имел 150 футов в длину, у него был вспомогательный паровой двигатель мощностью 70 л.с. Барк был построен как китобойное судно, затем он был приобретен и перестроен для освоения Арктики, финансовую помощь Нильс Адольф Эрик Норденшельд получил от шведского короля Оскара II. 22 июня 1878 года корабль отправился из Швеции через Северо-Восточный проход вокруг северного побережья Евразии. Экипаж корабля состоял из 21 человека, а также многочисленных ученых и офицеров. "Командиром "Веги" был шведский военно-морской лейтенант Луи Паландер.
Зимовка барона Нильса Адольфа Эрика Норденшельда в Арктике
Барк "Вега" был заблокирован льдом 28 сентября 1878 года на расстоянии 120 миль (200 км) от Берингова пролива, корабль был освобожден от льда 18 июля 1879 года. Через два дня судно пересекло Восточный мыс, пароход стал первым кораблем, завершивший рейс по Северо-восточному проходу.
Гавань Нагасаки
После освобождения от ледового плена Нильс Адольф Эрик Норденшельд продолжил плавание в Японию. Он достиг города Йокогама (Yokohama) 2 сентября 1879 года уже прославленным героем. После нескольких месяцев пребывания в гавани Нагасаки барк "Вега" отправился в дальнейшее плавание.
Маршрут шведской экспедиции Норденшельда
Возвращалась экспедиция из западной части Тихого океана через Индийский океан и Суэцкий канал. Барк "Вега" стал первым судном, проплывшим через Северо-восточный проход и обошедшим Евразийский континент. Нильс Адольф Эрик Норденшельд стал национальным героем Швеции, а барк "Вега" после совершения экспедиции вернулся для китобойного промысла и охоты на тюленей. Остается добавить, что в обратном порядке, с востока на запад, по Северо-восточному проходу впервые прошла гидрографическая экспедиция Бориса Вилькицкого на ледокольных пароходах "Таймыр" и "Вайгач" в 1914 - 1915 годах.
Борис Андреевич Вилькицкий
“ Таймыр “ и “ Вайгач “
Это плавание стало также первым сквозным прохождением российской экспедицией.
Дж. Франклину было уже 60 лет, когда он в 1845 году покинул Лондон во главе большой экспедиции из 129 человек. Ставшие уже знаменитыми парусные суда антарктической экспедиции Джеймса Росса были переоборудованы в винтовые пароходы и переданы в его распоряжение. "Эребусом" командовал начальник экспедиции, а "Террором" - плававший в Арктике с Парри и в Антарктике с Джеймсом Россом опытный полярный мореход Френсис Крозье.
Пройдя на север вдоль западного побережья Гренландии, корабли вошли в Баффинов залив. И это единственное, что было о них известно. Больше никаких сведений об экспедиции не поступало. Так прошло три года, и правительство послало несколько спасательных судов, которые не смогли ничего обнаружить. За спасение хоть кого-то из участников экспедиции была назначена награда в двадцать тысяч фунтов, половина этой суммы - за достоверную информацию о судьбе экспедиции Франклина. Десятки судов участвовали в этих поисках, но долго никаких следов не находили, хотя осмотрены были почти все проливы, заливы и бухты Канадского арктического архипелага. Наконец, в разных местах были обнаружены пирамиды из камней (гурии); под одним из них весной 1859 года (через четырнадцать лет после исчезновения экспедиции) найден был последний отчет Франклина. К этому времени находок следов экспедиции накопилось уже достаточно много: остатки лагерей, различные брошенные вещи могилы и скелеты умерших.
По всем этим находкам восстановлен ход событий, но только до 1848 года. После Баффинова залива корабли прошли пролив Ланкастер. В то время, когда "Террор" оставался у южного входа в пролив Веллингтон между островами Корнуоллис и Девон, Франклин с "Эребусом" двинулся дальше, однако его не выпустили из пролива льды, и он, обогнув остров Корнуоллис, вернулся к "Террору", приготовившемуся к зимовке у острова Бичи. В эту зиму умерло три человека. Осенью, когда льды освободили путь, корабли прошли около 250 км по проливу Пил, ведущему на юг. По пути был открыт остров Принца Уэльского. За проливом, который потом стал называться именем Франклина, открылось широкое водное пространство. Однако суда не смогли им воспользоваться - уже в начале второй декады сентября они вмерзли в лед, находясь в нескольких милях от острова Кинг-Вильям.
Вторая зимовка унесла жизни двадцати участников плавания: их скосила цинга, вызванная недоброкачественными продуктами. Когда зима подходила к концу, восемь человек пошли по льду на остров Кинг-Вильям и сложили там гурий с запиской, описывающей путь экспедиции. По возвращении эти люди не застали в живых Франклина: тяжело заболев, он умер 11 июня 1847 года. У острова Кинг-Вильям прошла третья зимовка, к концу которой в живых оставалось не более ста человек. Два легендарных судна были оставлены у западного берега Кинг-Вильяма, а люди пошли на юг, впрягшись в сани с установленной на них большой лодкой. (Впоследствии два залива у этих берегов будут названы Эребус и Террор.)
Люди пошли на юг, впрягшись в сани с установленной на них лодкой. Она им не понадобилась. Путь их по острову Кинг-Вильям буквально выложен десятками трупов. Крепко сколоченные гробы в начале пути сменяются наскоро сбитыми, а потом мертвых уже не хоронили - скелеты лежат без гробов. Последние следы трагедии - на небольшом острове Алелейд, где обнаружены обломки шлюпки и груда костей, а в устье реки Бэк эскимосы нашли последние сорок скелетов.
Поисковые работы начали весной 1849 года Джеймс Росс и офицер флота шотландец Френсис Мак-Клинток. Во время зимовки они обошли на санях северный берег острова Сомерсет и через пролив Пил увидели восточный берег острова Принца Уэльского.
Новые острова, проливы, бухты открывали и последующие экспедиции. Но Уильям Кеннеди и Рене Белло сделали особенно важное открытие: они достигли на санях северной оконечности американского материка - полуострова Бутия и доказали, что широкий пролив Франклина отделяет его от острова Принца Уэльского, самого южного в Канадском Арктическом архипелаге.
Вся третья экспедиция Джона Франклина, отправленная Адмиралтейством Британии в продолжение поисков северо-западного прохода в 1845 году, погибла. Но серия спасательных экспедиций, растянувшаяся на десятилетие, привела к значительным открытиям на севере американского континента. В том числе и тем, что способствовали открытию северо-западного морского прохода в Тихий океан с востока.
Четыре столетия назад началась эпопея поиска этого пути. В ней участвовали десятки судов, сотни людей, принесено было множество жертв, и не раз авторитетнейшие полярные исследователи заявляли: пройти по лабиринту проливов Канадского Арктического архипелага, постоянно забитых льдами, невозможно. К концу XVIII века была нащупана цепочка проливов, ведущая в Северный Ледовитый океан или даже в Берингов пролив. Оставалось только совершить это прохождение и практически доказать его возможность. Это и решил сделать молодой норвежец Руал Амундсен. Ему шел тридцать второй год, и он только что вернулся из Антарктики, где был штурманом на судне "Бельжика" и участвовал в первой антарктической зимовке на борту этого корабля.
Р. Амундсен тщательно готовится к экспедиции, которая должна быть, по всей видимости, сложной, длительной и опасной, если учесть опыт предшествующих экспедиций, некоторые из них закончились трагически. Амундсен станет известен тем, что ни в одной из его экспедиций, как бы трудны они ни были, жертв не было. За исключением последней, где жертвой стал он сам.
Но пока начинается лишь вторая его экспедиция (первая - собственная). Объездив много верфей, Амундсен выбрал небольшую яхту "Йоа" (водоизмещением всего в 47 т). Лет двадцать ходила она на рыбные промыслы у берегов Норвегии и за тюленем - в полярные воды. Яхта была ровесницей Амундсена - постройки 1872 года.
Весной 1901 года Амундсен опробовал "Йоа" в охоте на тюленей между Шпицбергеном и Гренландией, проведя ряд океанографических наблюдений по программе, составленной Нансеном. Была сделана необходимая "доводка" судна, но на этом кончились личные средства Амундсена. Пришлось занимать деньги, брать кредит под будущее открытие северо-западного прохода. Сам он жил исключительно скромно. В Гамбурге, где он жил и работал в обсерватории Неймайера, снимал дешевую комнату на чердаке, на еду тратил минимум. В последние перед отплытием дни поступил и государственный кредит - 40 тысяч крон. С исключительной тщательностью перестраивал Амундсен "Йоа", сам участвуя в работах в качестве плотника. На пять лет закуплено продовольствие, приобретено первоклассное научное оборудование. И вдруг в одной газете появляется статья под заголовком "Нужны ли Норвегии новые скелеты среди ледяных пустынь?". "«Йоа» - жалкая посудина, а капитан ее - легкомысленный человек…" - говорилось в ней.
Статья подействовала на нескольких кредиторов: они стали требовать обратно деньги. Это была катастрофа. Неужели все труды, самоограничение, напряжение последних месяцев - все это напрасно?! И мечте о северо-западном проходе не суждено сбыться?
Нет! Амундсен не отступит. Выход один, и очень важно, что с этим согласен Нансен, посетивший яхту накануне отплытия: "Йоа" должна выйти в море тайно, ночью, сбежать от кредиторов.
"Как чудесно! Нет больше никаких огорчений, назойливых кредиторов… Одни на яхте! Нас семеро, мы веселы и счастливы. Мы плывем в неведомые края, но полны надежд и веры", - писал в этот день Амундсен.
Спустя несколько лет Амундсен случайно узнал, что тогда Фритьоф Нансен, ничего ему не сказав, поручился за него перед кредиторами. Это был поступок чисто нансеновский…
Амундсен взял на "Йоа" запас продуктов, топлива, одежды и снаряжения на пять лет, были погружены на борт судна сборный домик на случай зимовки и материал для строительства магнитного павильона: ведь, помимо открытия северо-западного прохода, Амундсен планировал установить местонахождение Северного магнитного полюса, находящегося, предположительно, на северной оконечности материка, на полуострове Бутия.
Первая встреча со льдами произошла у западного побережья Гренландии, в заливе Мелвилла, два месяца заняла борьба с ними и пересечение моря Баффина. А затем яхта вошла в неисследованный, никем еще не пройденный пролив Ланкастер. Это был очень трудный путь: пришлось буквально лавировать с ювелирной точностью среди многочисленных островков, скал и мелей. Амундсен все время, пока проходили пролив, находился в "вороньем гнезде" - на передней мачте судна.
Нападали на судно и жестокие штормы. Однажды, чтобы спасти корабль, когда ветер стремительно нес беспомощную скорлупку прямо на рифы, Амундсен отдал приказ, показавшийся всем безумным: "Выбросить ящики с палубы в море!" В ящиках были продукты, но пришлось ими пожертвовать. Облегченный корабль волна вынесла на гладкую подводную скалу, где он благополучно переждал шторм. Но тут возникла новая напасть - пожар в машинном отделении. И его удалось каким-то чудом погасить, но благодаря единственно правильному решению, принятому Амундсеном - перекрыть доступ воздуха в машинное отделение.
Ланкастерский пролив вывел к проливу Симпсона, по которому, в обход с юга острова Виктория, можно было бы продолжить путь, но Амундсен, найдя удобную бухту для стоянки судна, решил не рисковать и остановился на зимовку уже в начале сентября. К тому же он собирался провести магнитные наблюдения на полуострове Бутия, который был недалеко.
Зимовка в бухте на западном берегу острова Кинг-Уильман, которая стала называться бухтой Йоа, прошла исключительно спокойно и результативно. Судно, вмерзшее в трехметровый монолит льда, постоянно посещали эскимосы, устроившие вокруг него своеобразный городок из эскимосских иглу, сложенных из снежных кирпичей. Общение с эскимосами всю зиму было очень тесным и взаимополезным. В обмен на всевозможные железные изделия норвежцы получали выделанные шкуры оленей, у эскимосов Амундсен научился строить снежные дома - иглу, нагружать нарты, переправлять их через трещины во льду. Зима прошла быстро, но наступившее лето принесло разочарование: лед в бухте так и не вскрылся, а это означало вторую зимовку на том же месте. Но и она прошла благополучно: не было и намека на цингу, сопутствовавшую большинству полярным экспедициям. Помогло, конечно, обилие диких оленей вокруг, охота на которых обеспечивала свежей пищей. Вся экспедиция усиленно работала всю зиму. Кроме постоянных метеорологических, гидрологических и магнитных наблюдений, совершались дальние поездки на собачьих упряжках по острову Виктория и проливам; на карту было положено около сотни небольших островов, но главное - точно установлена точка Северного магнитного полюса.
Лето 1905 года освободило "Йоа" из ледового плена. 13 августа снялись с якоря и можно было двигаться дальше. Но снова на пути - острова, мели, подводные рифы, между которыми только благодаря своим малым размерам яхта могла лавировать. Постоянно нужно было измерять глубину, и перед судном шла специальная шлюпка, с которой делались промеры, и иногда под килем оказывалось не более двух сантиметров воды. Амундсен сравнил пролив Симпсона со "вспаханным полем" - так осторожно нужно было по нему двигаться. Но вот через две недели на горизонте показалось китобойное судно: "Виднеется судно!" - раздался крик. Это была американская шхуна "Чарльз Ханссон", пришедшая из другого океана, из Тихого. И это был знак того, что северо-западный проход, к которому люди стремились четыре столетия, пройден.
"Горло у меня сжалось. Я был в крайне нервном состоянии, переутомлен, и пусть это признак слабости, но… на глаза мои навернулись слезы… Я быстро набросил на себя одежду. Задержался на мгновение перед портретом Нансена, висевшим на стене, и изображение словно ожило, казалось Нансен смотрел на меня и кивал головой… Я кивнул ему в ответ, улыбаясь от счастья, и вышел на палубу", - так описал этот момент Руал Амундсен.
Цель была достигнута, но тут новое испытание - яхту зажало льдами, дальнейший путь стал невозможен. Третья зимовка!
На этот раз повезло, что рядом находилась целая флотилия американских китобойных судов: можно было получить все необходимое. Амундсен вместе с одним из капитанов-китобоев отправляется в восьмисоткилометровый переход на собачьих упряжках до ближайшей радиостанции, чтобы сообщить миру о своем открытии.
Это был труднейший маршрут по ледяной пустыне, с пересечением горного хребта высотой до трех тысяч метров, в условиях зимы, когда температура воздуха опускалась до пятидесяти градусов. Путешествие это заняло пять месяцев. А летом 1906 года "Йоа" вошла в Берингов пролив и прибыла в Сан-Франциско, встреченная с триумфом.
Успех Амундсена не был случайностью. Он не прельстился тем самым обширным водным пространством, к которому выходили его предшественники, а выбрал после прохождения узким и невероятно сложным проливом Симпсона трассу вблизи побережья Северной Канады и Аляски. Экспедиция норвежцев на крошечной яхте "Йоа" сделала так много, что обработка привезенного ею материала заняла около двадцати лет.
Однако, в отличие от северо-восточного прохода - Северного Морского пути - этот путь из океана в океан не нашел практического применения. Канадский предприниматель Бернье попытался использовать его для торговых целей сразу же после прохождения его Амундсеном, но неудачно. Только во время Второй мировой войны вернулись к этой идее, и для перевозок было направлено от Гренландии на запад маленькое судно "Рох". Но пройти трассу удалось только за две навигации. Лишь в 1944 г. норвежский моряк Ларсен прошел за один год из Атлантического океана в Тихий, через 12 лет после того, как аналогичный переход был сделан по Северному морскому пути. После того как в 1954 году успешно прошел северо-западным путем американский ледокол "Глешер", время от времени ледоколы стали огибать северную Америку. Однако путь этот остается экономически нецелесообразным.