Веломобиль своими руками из велосипеда. Детский и взрослый веломобиль своими руками

Благодаря современным технологиям на рынке есть множество предложений. Велосипеды, веломобили, мотоциклы и много других транспортов для развлечения и спорта. В кладовке или на чердаке дачи залежался старый велосипед, которым никто уже не пользуется?

А так хочется выделиться и блеснуть на улицах города на ультрасовременном и интересном виде транспорта, как веломобиль? Не стоит спешить тратить все свои запасы и сбережения, ведь из старого велосипеда, да и из нового также приложив усилия, можно смастерить веломобиль.

Для чего нужен веломобиль?


Веломобиль обладает характеристиками, которые не включает в свою функциональность обычный велосипед:

  • На веломобиле можно комфортно усесться, установив мягкое, удобное кресло;
  • Также огромным преимуществом веломобиля является то, что при езде на нем качается львиная доля мышц нижней части тела. А это и ноги, и бедра, и пресс. Если делать все правильно, то можно включить в действие и остальные группы мышц, чтобы выглядеть красиво, и подтянуто.
  • Веломобиль нужен и тем, кто горит от счастья, разгоняясь на невероятные скорости. Самое важное в этом моменте, верно, установить все детали конструкции.
  • Помимо вышеуказанных достоинств этого вида транспорта, веломобиль также очень кстати придется людям, которые, любят прокатиться по городу или за его пределами, вдыхая полной грудью свежий воздух и свободу.

В целом веломобиль может стать нужным для каждого человека, тут уж нужно отталкиваться от привычек, образа жизни и предпочтений.

Стандартный вариант веломобиля

Веломобили, как и другие виды, развлекательно-спортивного транспорта, могут быть разными по своей структуре и возможностям. Но, несмотря на это, есть все же стандарт внешнего и функционального наполнения этого вида транспорта.

Веломобиль, в обычном своем виде, включает в себя:

  • Трехколесную конструкцию, в которой переднее колесо несколько превышает размер двух задних колес;
  • Руль;
  • Переднюю раму;
  • Соединительные элементы;
  • Сидение.

Естественно, стандартность-это возможность влить краску, добавить нот. Ведь, если человек, осуществляющий переделку обычного велосипеда на веломобиль, взял на себя столь интересную миссию, значит, фантазия его достаточно развита и поможет сделать особенную конструкцию.

Веломобиль, это не только средство передвижения и способ коротанья времени с пользой, это еще и возможность выделиться из толпы, показать, что владелец транспорта особенный. Благодаря креативным и необычным решениям, будь то декор или конструктивная часть веломобиля, каждый умелец может сделать плод своих стараний особо интересным.

Чертежи веломобилей

Естественно, даже самые великие мастера и изобретатели не справятся без помощников. В предложенном случае, помощником может стать, ничто иное, как чертеж. Чертежи можно поискать и интернет сети, а можно нарисовать самим, если есть такой опыт, чтобы не упустить ничего важного.

В чертеже очень важно реализовать все свои наметки, потому что в процессе переделывания обычного велосипеда на веломобиль главное, не упустить детали.

Как сделать веломобиль. Пошаговая инструкция

Для того чтобы приступить к работе, необходимо запастись некоторыми подручными средствами и инструментами.

Понадобиться:

  • Болгарка;
  • Паяльник;
  • Крепежные элементы (болты, винтики, гайки);
  • Молоток;
  • Плоскогубцы;
  • Трубы разных диаметров;
  • Материал, которым планируется обивка готового изделия.
  • В общем, немного терпения, и мечта станет реальностью.

Шаг 1: Переднее колесо и рулевое управление

Очень важно правильно сконструировать переднюю часть конструкции. Именно она помогает безопасно и правильно передвигаться, впрочем, в деле транспорта важна каждая деталь.

Для того чтобы начать процедуру, необходимо:

  • От переднего колеса отрезать с помощью болгарки все лишние элементы;
  • Оставить кусок рамы в V образной форме;
  • Выступающую часть рамы приблизительно посередине разрезать болгаркой и согнуть к центральной части конструкции;
  • Колеса крепятся непосредственно к колесу посередине;
  • Согнутую раму нужно прочно закрепить возле рулевого грифа.
  • Когда рулевое управление готово, можно приступать к выполнению следующих шагов сооружения веломобиля.

Шаг 2: Основная рама

Чтобы реализовать проект основной рамы, понадобятся отдельно взятые трубы разных диаметров либо части от бывшего велосипеда.

Все трубы необходимо нарезать с помощью болгарки на части размером приблизительно в 10 сантиметров. Резать следует под углом сто двадцать градусов, чтобы на выходе форма конструкции получилась правильной.

Затем необходимо по схеме сварить все получившиеся детали, чтобы вышла рама, на которую будут устанавливаться основные части веломобиля. Также эта конструкция очень важна для равновесия и безопасности.

Шаг 3: Передняя вилка

На рулевую колонку при осуществлении оборудования передней вилки, приваривается стальной элемент, на который будет прикреплена рама и движущие части веломобиля.

В трубах, прикрепляемых к рулевой колонке, просверливаются разъемы, с помощью которых конструкция будет плотно прилегать. Такие конструкции должны быть размещены с двух сторон колеса, чтобы управление было максимально координированным и безопасным.

Шаг 4: Задняя рама

Для реализации изготовления задней рамы понадобятся:

  • Болгарка;
  • Устройство для сваривания;
  • Четыре трубы одинакового размера;
  • Две трубы на несколько сантиметров меньше, чем основные;
  • Крепежи.

Осуществить данную конструкцию в жизнь достаточно просто. Необходимо соединить между собой четыре элемента конструкции. Те части, которые меньше по длине, впаиваются по обеим сторонам квадратной конструкции рамы, параллельно друг к другу.

На боковые стороны припаивается выступающий крепеж с разъемом посередине. Эти крепежи потом присоединяются к задним колесам.

Шаг 5: Тормоза

Эта часть веломобиля, пожалуй, одна из максимально значимых. Веломобиль без тормозов — это то же самое, что автомобиль или мотоцикл без устанавливаемо приспособления. В общем, деталь очень важная, поэтому нужно с полной ответственностью подойти к установке.

К тормозной «подкове» припаиваются две алюминиевые пластины, в которых предварительно высверливаются отверстия. После того как конструкция готова, она крепиться на переднюю раму к вилкам.

Шаг 6: Переключатель передач

Как и в обычном велосипеде, в веломобиле имеют место передачи скорости. Естественно, данная конструкция, в силу своей широкой функциональной линейки, может быть простенькой, а бывает и очень функциональной. Для того чтобы сделать крепление для передач скорости, понадобятся:

  • две одинаковые пластины из алюминия, которые свариваются между собой и образуют единую конструкцию;
  • также необходимо крепление и элементы, такие как, болты, гайки и держатели.

После того, как конструкция подготовлена к внедрению в схематическую задумку, ее крепят к оси на основании вилки.

Шаг 7: Регулировка сиденья

Для того чтобы организовать комфортное «посадочное место», необходимо подготовить:

  • Куски металлических конструкций квадратной формы, которые будут служить основой;
  • Болты, винтики, гайки;
  • Болгарку;
  • Сверло;
  • Основу из ДСП;
  • Обивочный материал (это может быть плотная ткань, кожа, материал для обивки автомобильных кресел).

Когда все элементы готовы, необходимо спаять металлические заготовки между собой таким образом, чтобы получилась форма кресла. Движимые части скручиваются болтами, оставляя возможность устанавливать конструкцию в том положении, в котором комфортно. Затем на готовую конструкцию прикручивается ДСП, поверх которого крепиться материал.

Шаг 8: Тест-драйв

И вот настал долгожданный момент, схема выполнена в полном объеме, все заготовки образовали независимое, полноценное изделие. Теперь пришло время провести стресс-тест транспорту, в конструкцию которого вложена душа и множество стараний.

С тем, что веломобиль полезен для здоровья, думаю, спорить никто не будет. Ну а для любителей технического творчества он полезен вдвойне, так как позволяет приобрести неоценимый опыт перед созданием более серьезных конструкций. Веломобиль, о котором пойдет речь, был спроектирован и изготовлен в мастерской станции юных техников (СЮТ) нашего города, вместе с ребятами-кружковцами. Надо сказать, что идея его создания у меня возникла гораздо раньше, а потому материалы и большинство запчастей (в частности, колеса) заготовил сам, на свои средства. Правда, и колеса, и материалы большей частью подобрал от брошенных велосипедов, так что затраты были не столь уж велики.

Веломобиль - двухместный, четырехколесный. Передние колеса - рулевые, задние - ведущие. Экипаж имеет два педальных привода - каждый на свое колесо.

Рама веломобиля - сварная, двухлонжеронной схемы. Однако оба лонжерона и передняя поперечина выполнены как одна деталь - выгнуты из трубы наружным диаметром 40 мм - от поручня списанного городского автобуса. Концы лонжеронов загнуты вверх и вместе с приваренными к ним траверсами служат опорами спинок сидений.

Между опорами спинок сидений вварена задняя поперечина - она служит верхней опорой подвесных узлов (пружин и гидроамортизатора) заднего моста.

Передней опорой самих сидений служит невысокий портал, опертый своими стойками на оба лонжерона и тоже соединяющий их. В его середине смонтирована рукоятка ручного тормоза, а на концах перекладины - рычажки переключения скоростей.

Задний мост довольно необычной конструкции. Его основу составляет замкнутый подрамник, сваренный из дужек спинок металлических кроватей. По его сторонам закреплены в подшипниках полуоси ведущих колес с трехскоростным блоком приводных звездочек.

Двухместный, четырехколесный, двухприводной веломобиль с мягкой подвеской всех колес


Двухместный, четырехколесный, двухприводной веломобиль с мягкой подвеской всех колес (детали поз. 7, 12, 14, 29, 30 выполнены из трубы диаметром 40 от автобусных поручней) (нажмите для увеличения): 1 - переднее колесо (от велосипеда "Кама" доработанное); 2 - поворотный кулак; 3 - рулевой вал (дюралюминиевая труба O20); 4 - опорная стойка с втулкой рулевого вала; 5 - педальный узел (от дорожного велосипеда, 2 шт.); 6 - рулевое колесо; 7 - портал (стальная труба O40); 8 - пружины задней подвески (от мопеда "Карпаты", 2 шт.); 9 - заднее колесо (от велосипеда "Урал", 2 шт.); 10 - суппорт ручного тормоза; 11 - диск ручного тормоза; 12 - рама; 13 - поворотный кулак; 14 - балка переднего моста; 15 - поперечная рулевая тяга; 16 - межколесная рулевая тяга; 17 - рулевой механизм (шестерня рейка); 18 - сиденье; 19 - рукоятка ручного тормоза; 20 - приводная цепь (от дорожного велосипеда, удлиненная, 2 шт.); 21 - рычажок переключения скоростей (от туристического велосипеда, 2 шт.); 22 - продольные тяги подрамника заднего моста (уголок 35x35, 2 шт.); 23 - поперечина продольных тяг (сталь, круг 10); 24 - косынка (2 шт.); 25 - привод заднего колеса (2 шт.); 26 - подрамник заднего моста; 27 - полка подшипника полуоси (уголок 35x35, 2 шт.); 28 - стойка суппорта ручного тормоза; 29 - траверсы спинок сидений (2 шт.); 30 - задняя поперечина; 31 - ось качения подрамника; 32 - гидроамортизатор (от мопеда "Верховина"); 33 - основа сиденья (дюралюминий, лист s 1,5, 2 шт.); 34 - подкладка сиденья (поролон, лист s30, 2 шт.); 35 - чехол (капроновая ткань, 2 шт.); 36 - кронштейн крепления основы сиденья (сталь, лист s1, 4 шт.); 37 - крепление основы сиденья (болт М6, 4 шт.); 38 - втулка-ступица с фланцами заднего колеса; 39 - винт М12x30 с шайбой крепления заднего колеса; 40 - резьбовая втулка М10 (2 шт.); 41 - наконечник оси (болт М10, 2 шт.); 42 - шайба (капрон s3, 4 шт.)


Привод заднего колеса (нажмите для увеличения): 1 - втулка-ступица заднего колеса; 2 - подрамник заднего моста; 3 - подшипник №203; 4 - корпус подшипника № 203; 5 - полуось; 6 - корпус подшипника №202; 7 - подшипник №202; 8 - блок звездочек; 9 - подшипник № до 201; 10 - противопыльная шайба; 11 - храповик; 12 - корпус блока звездочек; 13 - распорное дистанционное кольцо; 14 - стопорное кольцо; 15 - стопорная втулка; 16 - гайка М12; 17 - собачка; 18 - возвратная пружина; 19 - штифт; 20 - полки подшипников; 21 - крышка; 22 - отбойник

На левой полуоси смонтирован (приварен) диск стояночного тормоза. Рабочие тормоза клещевые и действуют на передние колеса. Подрамник соединен с рамой (а точнее с порталом) посредством качающейся оси и двух косых рычагов, выполненных из равнополочного уголка № 2,5.

Подвеска передних колес - независимая на пружинах. Пружины помещены во втулки осей поворотных кулаков. Ход подвески небольшой, и амортизирует она только мелкие неровности дороги. Поэтому для смягчения удара от более крупных неровностей на оси с обеих сторон втулок установлены еще отбойники из мягкой резины (толстые шайбы).

Подвеска задних колес - "полунезависимая". Подрамник подвешен на пружинах (от мопеда "Карпаты") с гидравлическим амортизатором от мопеда "Верховина". Колеса машины разные. Передние - от велосипеда "Кама", задние - от велосипеда "Урал". Но те и другие - переделанные: у них были заменены втулки-ступицы более длинными (в два раза).

Надо отметить, что сборка колеса -дело непростое, и для облегчения этой операции был изготовлен кондуктор. Из листа фанеры вырезали круг диаметром, равным ободу колеса, а по его окружности закрепили четыре стойки-упора высотой, равной выступающей за пределы обода части втулки. Затем новую (удлиненную) втулку закрепили болтом с проставкой в центре фанерного круга и колесо укомплектовали спицами - сначала спица вставлялась в отверстие во фланце ступицы, а затем ее конец - в отверстие в ободе и наживлялся с легкой натяжкой. После установки всех спиц колесо снималось с кондуктора и спицы натягивались окончательно с проверкой на отсутствие в колесе "восьмерки".

Передние колеса - поворотные. Рулевое управление самодельное. Оно состоит из "баранки", трубчатого вала и рулевого механизма реечного типа с поперечной рулевой тягой. Рейка и наконечник тяги соединены с помощью шарового шарнира. Другой конец тяги соединен с рычагом поворотного кулака правого колеса, а от него к левому колесу идет еще одна - межколесная рулевая тяга. На передних колесах смонтированы и клещевые рабочие (ходовые) тормоза.

Привод веломобиля - педальный. У водителя и пассажира - у каждого свой, трехскоростной, независимый. Трех скоростей передач вполне достаточно для передвижения по любой пересеченной местности. Но следует признать, что при массе порожнего веломобиля в 55 кг одному человеку при движении на подъем крутить педали даже на самой низшей скорости тяжеловато.

Педальные узлы вырезаны в сборе из рам старых дорожных велосипедов и приварены на удобном расстоянии от сидений к лонжеронам. Трехскоростные блоки звездочек задних полуосей - самодельные, и только сами звездочки использованы от туристического велосипеда. Самодельный и натяжитель-переключатель приводной цепи.


Рулевой реечный механизм (нажмите для увеличения): 1 - рейка; 2 - втулка (бронза); 3 - корпус механизма; 4 - шестерня; 5 - гайка М6; 6 - крышка; 7 - шаровой палец; 8 - болт М4 (4 шт.); 9 - контргайка М12; 10 - резьбовой наконечник; 11 - тяга (труба Ø16)


Поворотный кулак переднего колеса: 1 - спица колеса; 2 - ступица-втулка; 3 - подшипник № до 201 (2 шт.); 4 - гайка M10 с шайбой; 5 -ось; 6 - подшипник № до 202; 7 - гайка М12; 8 - втулка (бронза, 2 шт.); 9 - втулка балки переднего моста; 10 - пружина; 11 - балка переднего моста; 12 - отбойник (резиновая шайба, s5); 13 - ось; 14 - скоба; 15 - шайбы


Кондуктор для сборки колеса (нажмите для увеличения): 1 - основание (фанера s10); 2 - дистанционная втулка (4 шт.); 3 - обод колеса; 4 - спида колеса; 5 - втулка; 6 - фланец втулки (2 шт.); 7 - болт М10; 8 - шайба (2 шт.); 9 - гайка М10

Сиденья экипажа самодельные. Их основа, прикрепленная в четырех точках к элементам рамы, выполнена из дюралюминиевого листа толщиной 1,5 мм. На основу уложена подкладка - поролоновый коврик, который покрыт чехлом из яркой капроновой ткани.

В дальнюю дорогу обычно брал полиэтиленовую накидку, которой укрывал другие необходимые вещи, уложенные в багажник. Багажник представлял собой сетку, натянутую между лонжеронами и балкой переднего моста в носовой части экипажа (на чертеже не показан, но хорошо виден на фотографии).

Еще отмечу, что для соединения различных элементов рамы и подвесок в единую конструкцию пользовался бытовым сварочным аппаратом, а большинство мелких деталей вращения (оси, втулки и т.п.) выточены на маленьком школьном токарном станке.

Признаюсь, что кроме поездок по служебным делам, использовал веломобиль в течение двух сезонов (в теплое время года) для поездок на работу и обратно домой. К тому же в выходные совершал на нем с женой или братом вылазки на природу.

После двух лет эксплуатации на веломобиль, а конкретно на его заднее левое колесо был установлен двигатель Д-4 и началась его другая "жизнь" в качестве "мотомобиля". Именно этот вариант веломобиля переоборудованный в мотоэкипаж, изображен на фото.

В настоящее время автомобильные «пробки» и смог стали основной проблемой не только мегаполисов, но и небольших провинциальных городов. Развитие велотранспорта является хотя бы частичным решением данной проблемы, потому что этот тип машин не требует топлива и не загрязняет окружающую среду.

Велосипед – мобильный и маневренный транспорт, значительно сокращающий время на дорогу. Но он требует для устойчивости (балансирования) достаточно высокой скорости, а при остановках – быстрого соскакивания с седла или «выкидывания» ноги как дополнительной опоры. Потому велосипед – это все-таки транспорт молодых. А как быть остальным? Решение вопроса – веломобиль!

Увлечение велоспортом и техническим конструированием позволило мне создать в недалеком прошлом двухместный четырехколесный веломобиль-вездеход «Медведь». Он обладает неплохой проходимостью, но, к сожалению, небольшой скоростью. Приобретя при его создании определенный опыт, решил изготовить скоростной веломобиль для поездок по городу и загородных прогулок.

Просмотрев имевшуюся подшивку журналов «Моделист-конструктор» с 2005 по 2010 год, я ознакомился с несколькими конструктивными схемами веломобилей, выявил их достоинства и недостатки.

1 – переднее управляемое колесо (2 шт.); 2 – кареточный узел с блоком приводных звезд (покупной); 3 – стойка; 4 – ролик руля; 5 – руль; 6 – рама; 7 – чехол нижней ветви цепи (полиэтиленовая труба); 8 – «рога» руля; 9 – чашка сиденья (алюминиевый лист s2): 10 – направляющий ролик цепи; 11 – опора сиденья; 12 – подкос опоры сиденья; 13 – амортизатор; 14 – задний треугольник: 15 – шарнир; 16 – заднее колесо; 17 – кассета звездочек: 18 – компенсатор натяжения цепи; 19 – рулевые тяги; 20 – поворотный кулак (2 шт.); 21 – тормозная машинка-калипер (3 шт.); 22 – узел натяжения цепи и расположения каретки; 23 – чашка сиденья

1 – основная часть рамы (труба 30×30); 2 – вынос педального узла (труба 30×30); 3 – вынос задней вилки (труба 30×30); 4 – траверса рулевых колес; 5 – опора спинки сиденья (труба 25×25); 6 – подкос спинки сиденья; 7 – втулка поворотных кулаков (труба Ø30, 2 шт.): 8 – передний кронштейн подвески кожуха нижней ветви цепи; 9 – задний кронштейн подвески кожуха нижней ветви цепи; 10 – узел оси руля и поддерживающего ролика верхней ветви цепи; 11 – накладка (стальной лист, 2 шт.); 12 – передняя опора сиденья (уголок 40×40); 13 – задняя опора сиденья (уголок 40×40); 14 – опора спинки сиденья (труба 25×25); 15 – ось заднего поддерживающего ролика верхней ветви; 16 – втулка подвески заднего ведущего колеса; 17 – стяжные втулки крепления педального вала (2 пары)

Составил для себя техническое задание на одноместный веломобиль. Он представлялся мне легким, маневренным. скоростным, устойчивым, а также соответствующим требованиям безопасности.

Перед собой поставил следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать научную, техническую литературу, интернет-источники по проектированию и сборке веломобилей.

2. Произвести анализ существующих конструкций веломобилей.

3. Выявить и внедрить конструктивные особенности, позволяющие иметь хорошую устойчивость и маневренность, развивать высокую скорость.

4. Изучить и освоить программы Microsoft Office Visio 2007, Google Sketch Up и с их помощью разработать чертежи и 3D модель.

5. Спроектировать веломобиль, разработать конструкторскую и технологическую документацию.

6. Построить веломобиль.

7. Разработать методику ходовых испытаний, провести их.

8. Выявить недостатки, поставить задачу по дальнейшему совершенствованию конструкции.

9. Определить области практического применения машины.

При проектировании и конструировании я опирался на нормативно-правовую базу РФ (ПДД ), учитывал требования «Временных технических требований к веломобилям», технологические возможности изготовления в домашней мастерской и уровень своих навыков в рабочих профессиях.

Для своего веломобиля выбрал трехколесную схему с двумя передними рулевыми колесами и одним задним – ведущим.

Для наглядности предварительно в компьютерной прогpaмме Google Sketch Up создал 3D-модель, на которой определил компоновку веломобиля.

1 – нижняя вилка; 2 – верхняя вилка; 3 – распор; 4 – наконечник вилки для установки заднего колеса (дропаут, «петух») 5 ушко крепления подвески к раме (2 шт.); 6 – ушко амортизатора (2 шт.)

1 – втулка рамы: 2 – ушко подвески (2 шт.); 3 – подшипник скольжения (полиэтиленовая труба Ø20×2); 4 – ось; 5 – винт М10 с уширенной головкой

1 – руль; 2 – регулируемые продольные тяги; 3 – регулируемая поперечная тяга; 4 – прижимной ролик; 5 – шаровые шарниры (4 шт.); 6 – втулки; 7 – планка; 8 – рама

Рулевое управление (прижимной ролик не виден); слева и справа -тормозные машинки, смонтированные на поворотных кулаках передних колес

Вилки задней полурамы-треугольника использовал от промышленного велосипеда – на них уже были места крепления переключателя скоростей и дисковых тормозов. Передние колеса – с консольным креплением к раме. Поворотные узлы в первой модификации были использованы от инвалидной велоколяски советского производства, а позже заменены на кулаки собственной конструкции.

Для придания машине индивидуальности и чтобы она была хорошо заметна на дороге, раскрасил ее в черно-желтые цвета. А по расцветке назвал свой веломобиль – «Шершень». С помощью программы Microsoft Office Visio 2007 составил рабочие чертежи, по которым и изготавливал веломобиль.

Чашка анатомического сиденья выколочена из листового алюминия, оклеена паролоном и покрыта кожзаменителем; что создает водителю удобство посадки, педалирования и управления машиной.

Основная часть рамы изготовлена из трубы квадратного сечения 30×30 мм, которая обеспечивает и легкость, и жесткость конструкции, являющихся необходимыми факторами нормального функционирования педальной машины. Место перегиба рамы под сиденьем усилено двумя накладками. Для выноса рулевых колес вперед траверса рамы имеет радиус загиба 1000 мм. Это сделано для лучшей развесовки веломобиля (равномерного распределения массы на все колеса), повышения курсовой устойчивости и чтобы траверса не мешала ногам крутить педали.

Регулировка натяжения цепи осуществляется с помощью телескопического крепления кареточного узла. Этим же достигается оптимальное расстояние от сиденья до педалей для разных веломобилистов. Эксцентриковые зажимы (взяты от крепления седла велосипеда) упрощают эту операцию. Вынос (консоль) педального узла (каретки), подвергающийся значительной деформационной нагрузке на скручивание и изгиб, усилен уголком из разрезанной по диагонали профильной трубы квадратного сечения 30×30 мм.

Для повышения комфорта при движении по неровным дорогам установлен амортизатор на заднюю часть рамы. Соединительный шарнир разработал и изготовил сам.

Рис. 6. Поворотный кулак (правый, левый – зеркально отображенный):

1 – цапфа колеса; 2 – шкворень; 3 – поворотный рычаг; 4 – кронштейн тормозного механизма (калипера)

Длины стандартной велосипедной цепи оказалось недостаточно, ее пришлось срастить из нескольких кусков. Чтобы избежать провиса и загрязнения цепи, нижнюю ее часть пропустил через полиэтиленовую трубу диаметром 20 мм, которую прикрепил хомутами к раме. Верхняя часть цепи проходит через два направляющих ролика, которые находятся под сиденьем.

Привод рулевого управления веломобиля осуществляется двумя руками, что способствует безопасности передвижения. Органы управления тормозной системой и переключения передач находятся на рукоятках руля.

Для изготовления рулевых тяг использовал поперечный стабилизатор легкового автомобиля, имеющий небольшие, подходящие для веломобиля, размеры. Система рулевых тяг выполнена по типу рулевой трапеции. Тяги имеют шаровые шарнирные наконечники, позволяющие избежать люфта рулевой системы, что улучшает управляемость и делает управление более информативным (повышает «чувство руля») и ограничивает угол поворота колес. Для возможности регулировки тяги были разрезаны и удлинены, на одной из половинок нарезана резьба М8.

Использование ролика от ремня ГРМ легкового автомобиля в качестве прижимного позволило сделать крепление руля удобным и надежным, а рулевую систему – компактной.

Для снятия поперечной нагрузки при повороте шкворень поворотного кулака на «Шершне-2» наклонен от вертикали на 15° (угол кастора), что позволяет колесам наклоняться к центру поворота.

Веломобиль имеет две тормозные системы: рабочую и стояночную, с приводом на заднее колесо. Стояночная тормозная система совмещена с рабочей.

Для повышения эффективности снижения скорости установил на «Шершень» дисковые тормоза. Чтобы установить передние дисковые тормоза, разработал втулку под усиленную консольную ось, имеющую крепление тормозного ротора. На поворотные кулаки установил тормозные калиперы.

Разработанная мной система тросов позволяет управлять передними тормозами одной рукой. Элементы тормозных систем легкодоступны для технического обслуживания и ремонта. На веломобиле установлены стандартные велосипедные шины, соответствующие по максимальной нагрузке и допустимой скорости технической характеристике «Шершня».

Для обеспечения безопасности и надежности при изготовлении веломобиля использовал следующие заводские велосипедные детали. Также применялись шарикоподшипники различных размеров и тяги стабилизатора легкового автомобиля. Ролики ГРМ и тяги стабилизаторов можно использовать бывшие в употреблении, которые можно найти на любом СТО. Стоимость покупных деталей составила около 17 000 рублей.

Испытания веломобиля проводились в соответствии с «Временными техническими требованиями к веломобилям» 1988 года, разработанными Центральным конструкторско-технологическим бюро велостроения (г.Харьков) совместно с секцией веломобилей Всесоюзной федерации велоспорта СССР при участии ГАИ СССР, редакции журнала «Техника – молодежи», и утверждены министерством автомобильной промышленности СССР.

Для измерения тормозного пути я пользовался общепринятой методикой. Веломобиль разгонялся до скорости 20 км/ч. При пересечении отметки производилось резкое торможение. Измерение проводилось в троекратном повторе. В результате средний тормозной путь составил около 3,8 метра.

Для проверки работоспособности стояночного тормоза снаряженный веломобиль устанавливался на поверхность с уклоном 16° и включался тормоз – машина оставалась неподвижной.

Испытания на скоростную маневренность проводились в спортзале МАОУ СОШ № 16 имени В. П. Неймышева города Тобольска. Была сооружена трасса протяженностью 100 м. Дистанция разделена на несколько этапов: старт, «змейка», поворот, «восьмерка», поворот и финиш. Радиус поворота – 7,5 м. Расстояние между конусами на этапе «змейка» и диаметры окружностей на этапе «восьмерка» равны трем метрам. Для сравнения скоростной маневренности дистанция была пройдена на велосипеде марки MTR и веломобиле в трехкратном повторе.

Средняя скорость прохождения дистанции примерно одинакова, отставание от велосипеда составляет в среднем 0,1 секунды.

При прохождении резких поворотов на большой скорости передние колеса и поворотные кулаки веломобиля хорошо держат большую поперечную нагрузку. По субъективным ощущениям «Шершень» при выполнении скоростных маневров устойчивее и безопаснее велосипеда.

Для замера наименьшего радиуса поворота веломобиля совершался кольцевой заезд по площадке. При этом радиус окружности по следу внешнего колеса составляет шесть метров. Веломобиль устойчив при движении на сухой асфальтированной площадке по кругу диаметром 50 м со скоростью 30 км/ч (явления заноса не наблюдается). На снежной дороге веломобиль разгонялся до максимальной скорости 30 км/ч.

ИСПЫТАНИЯ НА ТЯГОВОЕ УСИЛИЕ (FT)

Испытания проводились для сравнения тягового усилия велосипеда, веломобиля и веловездехода «Медведь» по методике испытания тракторов, описанной в книге «Промышленные тракторы» Ю. В. Гинзбурга . Испытания проводились на ровной бетонной площадке в помещении, температура воздуха в котором составляла +19 °С. Измерения осуществлялись электронным переносным динамометром АЦД, через который машина соединялась с грузом массой 500 кг.

Для измерения тягового усилия на динамометр равномерно прилагалась сила до момента пробуксовки колес, при этом фиксировалось максимальное значение. Испытания проводились в трехкратном повторе с расчетом среднего значения (результаты приведены в таблице 2).

В ходе тяговых испытаний удалось выяснить, что наименьшее тяговое усилие имеет веломобиль «Шершень».

Веловездеход «Медведь», изготовленный мной ранее, имеет большее тяговое усилие, но управляется он двумя людьми и имеет четыре ведущих колеса. При испытаниях веломобиля заднее колесо пробуксовывает и имеет меньшее сцепление с поверхностью, что говорит о смещении центра тяжести вперед. Вынос педального узла имеет достаточную жесткость и не подвергается деформации. Благодаря тому что тело имеет упор в спинку, есть возможность подать большее усилие на педали, по сравнению с велосипедом.

В ходе конструирования веломобиля «Шершень», проведения ходовых испытаний и многочисленных доработок были изучены особенности конструкции элементов веломобилей. Измерено тяговое усилие. Выявлены достоинства и недостатки моей конструкции, факторы, влияющие на скорость, прочность и маневренность.

К достоинствам «Шершня» можно отнести устойчивость, маневренность, высокую скорость, простоту конструкции управления, экологичность и бесшумность. Веломобиль привлекает к себе большое внимание благодаря своей необычной конструкции и яркому цвету, что также способствует безопасности на дороге. Желающие прокатиться на нем испытывают бурю положительных эмоций.

Веломобиль «Шершень» отлично подходит для активного отдыха, используется он и в качестве велотренажера.

Удобная посадка позволяет разгрузить спину, что может быть полезным для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Главные недостатки, по сравнению с велосипедом: большие габариты, высокая себестоимость. В связи с тем что при создании «Шершня» я учитывал свои антропометрические данные – не всем людям удобно на нем ездить.

Для управления веломобилем нет необходимости получать водительское удостоверение, но надо ознакомиться с §24 ПДД Российской Федерации, которым регламентируется движение велотранспорта .

Веломобиль можно использовать как транспортное средство для прогулок по городу, походов по шоссе с асфальтовым покрытием и даже грунтовым твердым дорогам. Его можно применить и на производстве как внутризаводской транспорт – для передвижения сотрудников по территории заводов и больших цехов (кстати, это благотворно скажется и на их здоровье).

Веломобиль – устойчив, что позволяет передвигаться на нем людям, не умеющим ездить на велосипеде, и при этом избегать травматизма, а также использовать его как «подручное» средство передвижения жителей городов, особенно людей пожилого возраста или с ограниченными физическими возможностями. Да и молодые автомобилисты не откажут себе в удовольствии прокатиться с комфортом, а заодно и размять мышцы.

При желании, веломобиль можно оборудовать багажником для перевозки мелких грузов и прицепом для перевозки грузов массой до 100 кг. Такой самодельный прицеп эксплуатирую уже несколько лет. Летом хочу провести ходовые испытания веломобиля с прицепом в условиях многодневного велопохода.

Практическая значимость машины заключается в том, что этот проект можно предложить для изготовления транспортного средства в домашней мастерской людям, имеющим навыки слесарных и сварочных работ.

И. БАЛИН, г. Тобольск, Тюменская обл.

Источники информации:

1. Гинзбург Ю.В., Швед А.И., Парфенов А.П. Промышленные тракторы. – М.: «Машиностроение», 1986.

2. Егоров А. Тролль – деловой веломобиль. – «Моделист- конструктор», № 7-1989.

3. Егоров А. Трехколесный семейный. – «Моделист-конструктор» № 1, 1986.

4. Правила дорожного движения Российской Федерации. – М.: «Информбюро», 2014.

5. Сергеев И. Амфипед. – «Моделист-конструктор», 1980.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.


Передвигаться за рулем собственного автомобиля мечта любого ребенка. Особенно он будет рад от того, что папа для него сделал веломобиль своими руками. Технология, мастер-класс, фото о том, как сделать детский веломобиль смотрим далее.

Таким автомобилем легче управлять чем велосипедом, он предназначен для малышей от 4 до 8 лет.

В этой конструкции автомобиля используются детали, бывшие в употреблении (педали и шестерня велосипеда, колеса от детской коляски), так и небольшие самодельные деревянные узлы, алюминиевые шинки 30 Х 1 мм и 50 х 2 мм и алюминиевые трубы от ⌀ 10 мм.

Cборка шасси и привода автомобиля

В нашем примере, шасси универсальное, чтобы была возможность применить разные кузова. Оно состоит из пяти шпал, соединяющие в поперек две рельсы, все из деревянных брусьев. Закреплена на центральной балке звездочка с педалями.

Две короткие балки прикручены сбоку, под тремя поперечинами в корпусе. В них вмонтировано четыре подшипники для оси задних колес. Спереди, передняя ось, для управления, прикручивается на болт TRCC. Тоже установлено четыре подшипника удерживают оси передних колес. Три рейки прикручены к лонжеронам образуют сиденья.

Кузов веломобиля

Все элементы сосновые строганные бруски и фанера, собираются с помощью шурупов и винилового клея. После сборки кузова, клеятся снаружи декоративные элементы с дерева и алюминиевые накладки. После окраски, кузов крепится непосредственно к раме.

Конструкция основных узлов

Для передачи вращения от рулевого колеса, решили применить шнур. Рулевая колона, наматывая шнур будет управлять рулевой балкой. Наматываем два витка на колоне, далее через проушины с левой и правой стороны закрепляем шнур к краям балки шурупами.

Передаточное соотношения ведущей звездочки к ведомой 2:1. Звёздочки, педали и цепи, взятые из детского велосипеда.Колеса взяты от старой коляски. Крепятся они с применением стопорных колец, что дает возможность быстрой замены при внезапной поломке..

Детский автомобиль своими руками

Собираем раму автомобиля


1. Ножовкой режим раму велосипеда. Отступаем 7 см от центра в сторону седла и 10 см, в сторону крепления щитка.
2 . После того как отпилили полностью блок со звездочкой и педалями, просверлите балку на заданный угол подседельной трубы. Необходимо разметить деталь, так будет видно под каким углом сверлить.


3 . Крепление для щитков позволяет продеть болт диаметром 8 мм и скрепить с деревянной балкой.
4 . Собираем раму автомобиля. Деревянные детали собираются при помощи шурупов ⌀ 4 х 40 мм. Оси колес коляски просто принудительно установлены.


5 . Балка передней оси крепится болтом ⌀10 мм, применив большие шайбы и смазав смазкой. Сзади, сажаем все на подшипник, не забывая о цепи.


6 . Привод ведущих колес зависит от типа звездочки, которые вы найдете. Трубы (желательно), выбрать из хромированной или оцинкованной стали.
7 . Заднюю звездочку зажать на резьбовом стержне между двумя широкими шайбами гайками. Не забудьте отцентрировать звездочку.
8 . Несколько витков изоленты обеспечивают надежное уплотнение смазки резьбового стержня и трубки. Струбцина прочно удержит во время монтажа подшипника.

Собираем кузов детского автомобиля


9 . Выставить соосно обе звёздочки, что бы цепь была без изгибов. Затянуть гайки выходя из того, что бы был свободный ход.
10 . Создаем защиту цепи и звездочки.
11 . С помощью струбцин, выставите боковинки кузова, закрепите саморезами. Обрежьте боковые элементы по размеру.


12 . Прикрутите панель приборов и закрепите рулевую колону. Отрегулируйте рулевое колесо. Сделайте удобную спинку. Приклейте и затяните шурупами заднюю и переднюю крышку.


13 . Приборная панель «Спорт» купе оснащена переключателями и цифровыми часами. Так же, необходимо установить предупреждающий звуковой сигнал. Спинка складывается, открывается доступ к багажнику, можно хранить ящик для инструментов.
14 . Алюминиевые элементы добавляются для украшения: полоски приклеены и привинчены по бокам имитирует молдинг, и решетку радиатора.


15 . На базе одной рамы можно изготовить и другие модели, например, версию «ретро». Кузов окрашен темно красным металликом и украшен запасным колесом.
16 . Лобовое стекло вырезают из оргстекла (толщ. 4 мм) и крепится двумя кронштейнами на заклепках.


17 . Бампер, крылья и подножки в этой версии из алюминия так как легко его выгнуть. Светоотражающие пластины, выполняют функцию задних фонарей.

Веломобиль — транспортное средство, представляющее собой гибрид автомобиля с велосипедом. От авто он "унаследовал" устойчивость и комфортную перевозку пассажиров, от велосипеда - легкость в эксплуатации, экологичность и невысокую стоимость. Достоинства же его в сравнении с последним - лучшая обтекаемость, легкость посадки и возможность обеспечить защиту от дождя.

Как он выглядит

Предназначен данный вид транспорта для езды по ровным дорогам с асфальтовым покрытием. К велосипедам его отнести невозможно: сиденье в нем - автомобильного типа, оборудован обтекателем — или полным, или частичным, имеет не менее трех колес, расположенных не в линию.

Почти все модели веломобилей могут использоваться и детьми, и взрослыми. Сиденье в них подстраивается под рост и возраст водителя благодаря специальному регулятору. Рассчитанные в основном на взрослых модели отличаются от "чисто детских" большими габаритами.

Число аксессуаров и всяческих бонусов в них прямо связано со стоимостью. Дорогие модели оснащают активной подвеской, специальной цепной передачей, резиновыми колесами. У каждой из них своя комплектация, уточнить которую можно в магазине у консультанта.

О пользе и безопасности

Что можно сказать о безопасности веломобилей? Данный вопрос волнует не только родителей детишек, которые просят о покупке, но и взрослых потенциальных водителей.

Веломобили (или велокары) гораздо безопаснее велосипедов — спешим успокоить родителей. Комфорт и защита от внешних воздействий обеспечивается крепостью металлической рамы и надежным креплением колес. Даже если маленький водитель разгонит "железного друга" до приличной скорости, ничего страшного не произойдет. Внутри же конструкции важно позаботиться о хорошей фиксации сиденья.

Поездки на веломобиле и для детей, и для взрослых — отличное развлечение. Сам процесс езды способен принести огромное количество позитива. Но это занятие еще и полезно, особенно детям, чьи формирующиеся мышцы нуждаются в тренировке. В этом смысле веломобиль - прекрасный тренажер. Езда способствует укреплению иммунитета, развитию хорошей координации и улучшению обмена веществ.

К тому же такое нестандартное транспортное средство работает на имидж владельца (особенно если это подросток или ребенок).

Мужчинам на заметку

А можно ли смастерить веломобиль (взрослый) своими руками? Практика показывает, что это вполне достижимо. Поначалу требуется определиться с моделью, количеством колес и пассажирских мест. Например, вы хотите трехколесный веломобиль - взрослый, а не "малышовый". Сразу следует определиться с кузовом - он должен обладать максимально возможной шириной и вместительностью.

Кроме того, решите, какого типа будет у вас механизм вращения деталей.

Конечно, собрать такую конструкцию своими руками не так-то просто. Но проштудировав кое-какую литературу по теме и ознакомившись с чертежами, вы, обладая даже начальными умениями, добьетесь успеха.

Взрослый веломобиль: устройство и особенности

Основой его конструкции служит вполне стандартная каретка, точно такая же, как в дорожных велосипедах. С редуктором, расположенным под водительским сиденьем, при помощи цепи соединена звездочка, которая является основой конструкции. Крепится редуктор на особых предназначенных для него кронштейнах, приваренных к раме (конкретно - к её лонжеронам). Второй цепью редуктор соединяется с расположенной на заднем колесе многоскоростной втулкой.

Сиденье веломобиля представляет собой каркас, обтянутый дермантином или сетчатой тканью (наиболее комфортной). Натянутый на каркас материал сзади крепится шнурком.

На веломобиль можно установить кабину, обеспечивающую обтекание. Она, как и передние колеса, крепится к еще одной основной детали - поперечине (трубе), которая также располагается на раме. Наличие данных основных деталей конструкции нашего транспортного средства обеспечивает исполнение минимума базовых функций.

Когда водитель не один

В последнее время популярность одноместных веломобилей понемногу сходит на нет - их вытесняют двухместные и даже четырехместные модели. Веломобиль для двоих взрослых популярен уже не менее одноместного. А уж родители, приобретающие такую конструкцию собственным чадам, и подавно оценили преимущество двухместной модели - экономия средств и сил (проще уследить за одним транспортным средством с двумя детишками, чем за двумя отдельными). Да и парочке катающихся вдвоем интереснее.

Производители, обнаружив растущий спрос на двухместные модели, сразу же отреагировали увеличением их выпуска.

А вот четырехместный взрослый веломобиль можно назвать настоящим семейным экипажем. Ведь он способен вместить маму, папу и парочку детей. Чем не авто с педалями! Он практичен, удобен, долговечен в использовании, а управлять им может всего лишь один из взрослых.

Веломобиль для детей и взрослых: выбираем производителя

Веломобили марки PUKY могут послужить образцом данного вида продукции. При их разработке учтены самые строгие инновационные стандарты безопасности. Рассчитана конструкция данных веломобилей на анатомические особенности организма ребенка и служит для укрепления детского здоровья.

Веломобили марки Berg пользуются популярностью из-за прочности конструкции. Сиденья в них снабжены удобной фиксацией, обеспечивающей устойчивость во время езды. Они, помимо прочего, чрезвычайно надежны и могут служить 10 лет и более. Ими легко управлять, на таком веломобиле можно отправляться на покорение любого склона.

Модели Smart F1 приобретают маленьким гонщикам на вырост. Сиденье регулируется и передвигается вдоль рамы в зависимости от роста. Есть для дополнительной безопасности, пневматические колеса позволяют кататься не только по асфальту.

Другие модели

В модели Smart Ub конструкция повышенной прочности. Сиденье представляет собой настоящее кресло, снабженное бортиками для поддержки спины. Мощным колесам не страшны наезды на камни и препятствия. Сиденье также регулируется.

Веломобили от популярного производителя спортинвентаря KETTLER не нуждаются в рекламе. Ведь девиз «Настоящее немецкое качество» у всех на слуху. Конструируют и выпускают их, применяя патенты как на собственные изобретения, так и на европейские.

У взрослых потребителей заслуженной популярностью пользуются взрослые прогулочные веломобили МВМ. Что это такое? По отзывам потребителей, веломобиль МВМ Professional - это просто мощный тигр! Пересев с автомобиля на этот агрегат, вы получите ни с чем не сравнимое удовольствие.

Выдерживает такой взрослый веломобиль до 150 кг веса, снабжен двумя передачами - передней и задней. Впереди предусмотрен фонарик - добро пожаловать на прогулку в сумерках. Регулируется как руль, так и сиденье. Сварка каркаса производится кислородным способом, обеспечивающим прочность любого из швов.

Поговорим о цене

Законный вопрос, интересующий каждого покупателя - а какая же на веломобиль цена? Взрослый (да и по своей стоимости может быть отнесен к одной из двух ценовых категорий. К первой относятся агрегаты так называемого экономкласса, стоимостью 10-30 тыс. руб. Такие недорогие варианты обладают лишь базовым набором характеристик и могут в лучшем случае быть оборудованы лишь передним спойлером, приводом AF и управлением путем двойного шарнирного механизма.

Другое дело - премиум-класс. Цена на такие веломобили находится в диапазоне 35-90 тыс. руб. За эти деньги вы обзаведетесь множеством дополнительных бонусов, перечислить все их непросто. Например, или сиденье, дуги безопасности, тормоза дискового типа, защитные крылья от грязи - вплоть до бортового компьютера.

Веломобиль напрокат

Если вы пока не готовы к покупке, но желаете попробовать езду на веломобиле, можно рассмотреть вариант проката. Конечно, веломобиль взрослый двухместный, например, в прокате вы вряд ли найдете, но вот вариант для детей обычно готов предоставить любой городской парк. Для ребенка можно взять напрокат даже модель с мотором, работающим от аккумуляторной батареи.

Если же идея иметь в постоянном распоряжении веломобиль с электродвигателем вас не покидает, то разумнее всего будет приобрести обычный взрослый веломобиль и оборудовать его двигателем самостоятельно, так как в нашей стране продажа подобной техники пока редкость.

Не только веломобиль

Ближайшим родственником веломобиля может считаться взрослый трехколесный Их также используют для прогулок, перевозки грузов и даже в коммерческих целях. В определенном смысле он даже практичнее веломобиля, который все же пока больше видится как средство для развлечений и путешествий.

Если вы предпочтете трехколесный велосипед веломобилю, то выбор его тоже должен производиться в зависимости от потребностей. Определитесь, нужен ли вам простейший вариант для прогулок (невысокой стоимости) или предстоит возить много багажа и преодолевать пересеченный рельеф. В этом случае позаботьтесь о наличии системы переключения передач с трансмиссией. Соответственно, и цена будет выше.

Возможны варианты

Разновидностей трехколесных велосипедов, как и веломобилей, существует немало. Например, он может быть полулежачим трициклом с передним расположением колес (стандартным либо тандемом), электрическим - с мотором, складным - с подвижным багажным отделением на шарнирах.

Для пожилых или ослабленных людей разработаны специальные модели с низкой рамой, облегчающей посадку и управление. Для любителей совместных прогулок - тандемы, где обязанности крутить педали делятся пополам. Правда, из-за немалых габаритов такие велосипеды лучше всего хранить в гараже.

Особенно стильным выглядит трехколесный чоппер - формы, правда, и цена у него немаленькая.

Трехколесные велосипеды, как и веломобили, могут быть рассчитаны на двоих пассажиров. В отличие от тандема сиденья там располагаются рядом друг с другом. Здесь необязательно соблюдать согласованность, крутить педали может и кто-то один из двух. Это прекрасный вариант для неторопливых городских прогулок.