Гордыня какая. Что такое гордыня и высокомерие

«Погибели предшествует гордость, и падению – надменность» (Притчи, 16:18)

Об опасности гордыни было известно тысячелетия назад, но люди продолжают попадать в ее сети. Гордыня не чувство, а симптом болезни души человека. Что же это за болезнь? Гордыня — это потеря адекватности в оценке себя и своих возможностей. Человек, зараженный гордыней, начинает считать себя непогрешимым, свои знания единственно верными, а самого себя выше других людей. Именно подобное отношение к действительности, приводит его к падению. Ведь считая, что человек непогрешим, он тем самым лишает себя возможности признавать и исправлять свои ошибки.

Сегодня мы не будем говорить о великих полководцах, которых погубила гордыня, а поговорим о том, как гордыня проявляется в обычной повседневной жизни и губит обычных людей, вроде нас.

Симптомы гордыни:

  1. Симптом «Я все это знаю».

    Иногда другой человек, видя что мы чего-то не понимаем, пытается нам сообщить некую информацию, чтобы мы смогли исправиться. А мы не желая признавать свое невежество или из-за неуважения к мнению этого человека, отмахиваемся от его слов. Мы ставим себя на пьедестал, отрицая даже возможность, что нам могут сообщить нечто новое. Жизнь обязательно ткнет нас носом за такую заносчивость и покажет, что ничего-то мы не знаем.

  2. Симптом «Я презираю их».

    Других людей можно не любить, даже ненавидеть, если есть на то достаточная причина, но презирать их будет ошибкой. Если презираем кого-то, то тем самым ставим мысленно себя выше, что может не соответствовать действительности. Как только мы начинаем презирать, мы тем самым отмахиваемся от всего положительного, что может быть в этих людях, что может привести к их недооценке. Как только разрыв между реальностью и нашим представлением о ней становится большой, мы начинаем сами делать глупости.

  3. Симптом «Бедный я, несчастный».

    Это симптом . Как же так, я такой белый и пушистый,а жизнь постоянно бьет меня по голове! Это несправедливо!
    Жизнь бьет нас по голове тогда, когда мы делаем что-то не так, когда наши представления о себе, расходятся с реальностью. Жизнь как бы говорит нам «ну смотри, глупыш, то что ты делаешь, приводит к неприятностям, осознай наконец!», но человек вместо того, чтобы сделать выводы, предпочитает жалеть себя. Ведь он правильный, а мир плохой!

  4. Симптом «Мне не о чем с вами разговаривать!».

    Бывает между людьми возникают конфликты и это нормально и естественно, ведь у людей разные интересы и видения реальности. Бывает, что одна из сторон конфликта пытается поговорить, чтобы разрешить конфликт более-менее мирным способом, а другая сторона, преисполненная чувства собственной правоты, отметает даже саму возможность диалога. Этот человек настолько непогрешимый, что истина может быть только с его стороны. Ну что же, скоро ему придется столкнуться с неожиданным событием, которое заставит его усомниться в собственной правоте. Если же он не сделает выводы, то эти события будут возникать вновь и вновь. И дело не в том, что вселенная его наказывает, а в том, что человек теряет связь с реальностью. Что будет если уверовать, что огонь не может нас обжечь? Мы будем обжигаться снова и снова.

  5. Симптом «Все держится на мне».

  6. Симптом «Раздражительность».

    Человек, который раздражается по любому поводу, заражен гордыней. Он считает себя настолько важным, что позволяет себе отчитывать других людей по поводу и без. Постепенно отпугивает от себя всех вокруг, возомнив себя судьей, который имеет право наказывать простых людишек. Он считает себя настолько важным, что думает, что люди делают те или иные действия, чтобы позлить его. Итогом становится то, что люди перестают с ним общаться и человек остается одиноким, преисполненным злобы и ненависти брюзгой.

  7. Симптом «Я сам».

    Иногда мы отказываемся признать, что нам нужна помощь, хотя отчаянно нуждаемся в ней. И здесь гордыня начинает поедать нашу душу. Ведь если мы признаем, что нам нужна помощь, мы признаем свою слабость, но мы ведь должны казаться сильны и непогрешимы! И так человек начинает «казаться», а не быть и разрыв между реальностью и воображаемым растет. Я думаю вы уже знаете, что должно произойти.

Человек! Это – великолепно! Это звучит... гордо!

М. Горький «На дне»

Т ы слишком серьёзно к себе относишься, - медленно проговорил дон Хуан. - И воспринимаешь себя как чертовски важную персону. Это нужно изменить! Ведь ты настолько важен, что считаешь себя вправе раздражаться по любому поводу. Настолько важен, что можешь позволить себе развернуться и уйти, когда ситуация складывается не так, как тебе хочется. Возможно, ты полагаешь, что тем самым демонстрируешь силу своего характера. Но это же чушь! Ты - слабый, чванливый и самовлюбленный тип!
К. Кастанеда. «Путешествие в Икстлан»

Что мы знаем о гордыне?

Это чувство, признаваемое низменным многими религиозными и философскими концепциями, имеет огромное количество проявлений в повседневной жизни. То, что для современного человека является нормой поведения, а часто и поощряется обществом, с давних времён являлось поводом работы над собой.

Самые древние собрания мудростей, дошедшие до наших дней, веды, содержат сорок признаков гордыни, и многие из них, с лёгкостью, может обнаружить в составе своей личности, практически каждый человек.


Удивительно, но в приведённых ниже признаках, мы не найдём предубеждённого отношения в современном мире: одни возносятся как добродетели, иные проповедуются в качестве гендерных признаков поведения, но, к сожалению, мало какие могут считаться лишним грузом, от которого стоит избавиться:

  • Я всегда прав.
  • Покровительственное отношение к другим и отношение свысока.
  • Чувство собственной важности.
  • Унижение себя и других.
  • Мысли о том, что ты лучше других.
  • Хвастовство.
  • Умение поставить соперника в невыгодное положение.
  • Контроль над ситуацией, но нежелание взять ответственность на себя.
  • Надменное отношение, суетность, желание смотреться в зеркало.
  • Выставление напоказ достатка, одежды и прочего.
  • Непозволение другим помогать себе и работать с другими.
  • Брать на себя непосильную работу.
  • Работа без меры.
  • Привлечение к себе внимания.
  • Обидчивость.
  • Чрезмерная болтливость или разговоры о своих проблемах.
  • Излишняя чувствительность или бесчувственность.
  • Чрезмерная занятость своей персоной.
  • Мысли о том, что о тебе думают и говорят другие.
  • Использование слов, которые слушатели не знают и не понимают, и ты знаешь это.
  • Ощущение своей никчёмности.
  • Непрощение себя и других.
  • Сотворение кумира из себя и из других.
  • Изменение манеры поведения в зависимости от того, с кем мы говорим.
  • Неблагодарность.
  • Игнорирование малых людей.
  • Невнимательность (при изучении шастр).
  • Наличие раздражительного тона.
  • Повышение голоса в злобе и досаде.
  • Неподчинение воле Бога, Гуру, Садху, Шастры.
  • Недостаток самоуважения.
  • Безрассудство и безумство.
  • Нечестность по отношению к себе и другим
  • Неспособность пойти на компромисс.
  • Желание всегда оставить последнее слово за собой.
  • Нежелание делиться своими знаниями, чтобы контролировать ситуацию.
  • Невнимание или чрезмерное внимание к физическому телу.
  • Мысли о необходимости решать чужие проблемы.
  • Предубеждённость к людям по внешнему виду.
  • Чрезмерное уважение к себе.
  • Сарказм, юмор, стремление уколоть другого, пошутить, посмеяться над другим.

Гордыня в практике йоги имеет свои проявления. Часто, добившись каких-либо духовных переживаний или сиддхи, человек раздувается от спеси и гордости. Он слишком много о себе думает, выделяет себя среди других, относится к окружающим с презрением, не может нормально общаться. Если некто наделён такими моральными добродетелями, как дух служения, готовность к самопожертвованию или брахмачарья, такой ученик может заявлять: «Я уже двенадцать лет соблюдаю брахмачарью, кто может быть чище меня? Четыре года я питался листьями и корешками, десять лет я бескорыстно работал в ашраме. Такого служения не демонстрировал никто, кроме меня».


Миряне чванливо гордятся своими богатствами, а садху и ученики - моральными добродетелями. Есть мнение, что гордыня - серьёзная преграда на пути, состояние, связанное с блокировкой вишуддха-чакры. Если не пытаться преодолеть гордыню, и оставить её себе как награду за труды, то вишудха будет являться тем пределом, до которого энергия практикующего сможет подняться по сушумне. В свою очередь, гармонизация всех чакр даст возможность практикующему концентрировать свою энергию в области верхних центров, что позволит сделать практики самопознания эффективнее.

Почему же стоит стремиться избавится от гордыни?

Гордыня, чувство собственной важности, является источником пагубных мыслей и эмоций. Когда человек ставит себя выше или ниже кого-либо, он начинает осуждать, презирать, ненавидеть, раздражаться, предъявлять претензии. Ощущение собственного превосходства над другими рождает высокомерие и желание унизить словом, мыслью или поступком. Чувство собственной важности порождает подсознательную агрессию по отношению к миру. Чувство гордости означает, что человек ставит себя выше Вселенной и Бога. Он не желает принимать ситуации, не соответствующие его ожиданиям, своё понимание мира считает самым верным, стремится подчинить себе окружающий мир. Несоответствие его представлениям о том, каким должен быть окружающий мир, вызывает в его душе всплеск агрессивных эмоций: злости, обиды, ненависти, презрения, зависти, жалости.

Гордыня - это, прежде всего, результат непонимания своего истинного места во Вселенной, своего предназначения в этой жизни, отсутствия осознания цели и смысла жизни. Вся энергия человека, преисполненного гордыни, уходит на прямое или косвенное доказательство своей правоты, на борьбу с окружающим миром. Это так же нелепо, как если бы клетка начала бороться со всем организмом и отстаивать свои интересы, не считаясь с интересами всего организма.

Гордыня, как и любое другое поведение человека, имеет свое позитивное намерение: это и стремление к совершенству, и желание чувствовать себя спокойно и комфортно, и желание заявить о себе на весь мир. Каждый человек хочет чувствовать, что живёт в этом мире не зря, что есть в его жизни какой-то смысл, что его внутренний мир имеет право на существование. Но чувствовать свою ценность и исключительность за счет возвышения над другими - это значит желать уничтожение миров других людей, их уникальности. Ведь если один лучше и выше, то другие хуже и ниже. Но на самом деле, на тонком уровне, мы все равны. Не желая принять мир другого человека, мы делаем свой собственный мир бедным и убогим.

Как же освободиться от гордыни?

Любить и принимать мир таким, каков он есть, не осуждая, не сравнивая и не обвиняя никого и себя в том числе. Следует научиться принимать любую ситуацию в своей жизни без претензий и обид, и благодарить жизнь за события, какими бы негативными на первый взгляд они ни казались. Известная поговорка: «Все что делается- к лучшему», наиболее полно раскрывает всю суть происходящего в жизни. Позитивные стороны в любой ситуации иногда очевидны, а иногда скрыты от нашего сознания, и понимание урока приходит позже.


Но иногда бывает так, что самостоятельно человек не может преодолеть это ограничение внутреннего мира. И в такой момент, очень важно уметь услышать «старших товарищей». Тех, кто уже преодолел подобные омрачения ума и двигается дальше на Пути самопознания.

Но самый действенный метод обуздания своей гордыни - это, конечно же, служение . Служение в полном смысле этого слова. Служение, не только своим близким и знакомым, а служение обществу, служение Миру. Попробуйте каждый день делать что-то не только для себя, но и для окружающих. И вы увидите, как Мир вокруг Вас сразу начнёт меняться.

Не даром мудрецы прошлого заповедали нам: «Измени себя - изменится Мир вокруг».

И всё же, гордость, особенно вначале пути, является мощным стимулом продвижения вперёд и серьёзным помощником в борьбе с препятствиями. Гордость от собственных заслуг в асанах и пранаямах, позволит практику не останавливаться на достигнутом, и продвигаться в их освоении. Гордость от усмирения плоти в еде и удовольствиях, не даст сорваться при первом мимолётном желании. И даже гордость от моральных добродетелей, будет являться двигателем в начале пути практика.

Проще воспринимать гордыню как ступень личной, внутренней эволюции человека, помогающей ему в начале и отмирающей, за ненадобностью в ходе развития.

Каждый человек живет в своем мире и создает свой уникальный мир. Именно этим и определяется исключительность и индивидуальность любого существа. Представим человеческий организм. В нем триллионы разных клеток и вместе их объединяет жизнь, стремление к целому, служение единому. На этом уровне все клетки равны между собой, нет клеток лучше или хуже.

Любой организм - это глубоко сбалансированная система. Все клетки связаны между собой, но при этом каждая клетка по-своему уникальна, так как осуществляет свои специфические функции на благо всего организма. И если клетка прекрасно справляется со своими обязанностями, то получает от организма всё, что ей необходимо. Каждое живое существо, предмет - это частица Вселенной. Здесь все равны, всё в этом мире объединяет одна общая цель - стремление к Целому: к Богу, Вселенной, Высшему Разуму. Каждый вносит свой уникальный вклад в общий вселенский процесс развития, все мы идём в одном направлении, но каждый своей дорогой. Очень важно, чтобы человек почувствовал свою ценность, важность и уникальность в этом мире, но не за счёт возвышения над другими, потому что каждый человек и предмет важен по-своему, а за счёт осознания своей уникальности в едином организме Вселенной.

Гордыня – это иллюзорное и необоснованное завышение собственных достоинств, и желание того, чтобы это признали все окружающие. Человек настолько увлечен своим кажущимся превосходством над другими людьми, что не замечает их преимуществ и достижений, равно как и пороков в себе. Что такое гордыня в православном понимании, что это за грех и можно ли его побороть.

В православии считается, что этот грех вошел в мир с падением Адама и Евы. Но появление этой страсти зафиксировано значительно раньше, еще до сотворения мира. Ее авторство принадлежит самому Люциферу.

Денница не захотел быть в подчинении у Всевышнего, самый могущественный ангел, охваченный гордыней, посчитал себя равным Богу. В результате мятежник был низвержен на землю, а затем и в преисподнюю, куда не доходит свет и благодать Божья.

Так и в земной жизни. В основе каждого бунта или революции лежит человеческая гордость, желание получить власть над другими людьми или выстроить свой «рай». Коммунисты, как и любые революционеры, были продолжателями дела Люцифера, хотели построить новый счастливый мир без Бога. О каком уж тут смирении могла идти речь. Такого слова даже не существовало в обиходе советских граждан.

Но с падением большевистского строя, мало что изменилось. Гордости в людях меньше не стало. В сознание стали внедряться новые ценности, ничем не лучше прежних. Построение рыночных отношений нацелило людей исключительно на успех и карьерный рост. Погоня за материальными благами заставила забыть о поисках Бога.

Внимание! Узнать, что такое гордыня можно из различных православных источников в интернете, а также на сайте Википедия.

Признаки

Если изобразить в виде дерева все грехи и пороки, которые можно встретить в человеке, то гордыня будет его корневой системой. По учению святых отцов, гордыня является источником всякого зла. В чем проявляется эта страсть.

Человек, носящий грех гордыни в сердце:

  1. Не замечает своих ошибок.
  2. Не воспринимает критики.
  3. Впадает в уныние от поражений.
  4. Завидует другим.
  5. Мучается от чужого успеха.
  6. Не находит себе покоя, когда кому-то лучше, чем ему самому.
  7. Пренебрегает людьми, которые ниже.
  8. Лицемерит и заискивает перед теми, кто выше его по рангу.

Все это есть признаки того, что гордыня в человеке разрослась непомерно. Подобные проявления греха можно искоренить внедрением в сознание смиренных помыслов, любви к ближнему.

Это может произойти естественным путем, ведь зачастую сама жизнь нас смиряет. Мы болеем, стареем, испытываем опыт разлуки с дорогими нам людьми, у нас не всегда получается, что мы хотим.

И все это происходит по причине нежелания бороться с грехом.

Наверное, так самому Богу угодно, чтобы больной гордыней человек встречал в своей жизни тысячи мелких и больших препятствий для того, чтобы знал, что не он командует миром и не является его хозяином, а есть Царь и Творец. Если человек смирится и будет во всем видеть промысел Создателя, ему будет намного легче жить.

Внимание! Человек должен смиряться сам, внутренне работать над собой, учиться видеть и распознавать свои грехи.

Если добровольно не ломать и крушить свою гордыню, усердно с ней не бороться, то искоренением этого греха займется Бог, потому что он нас любит и не хочет, чтобы люди стали похожи на демонов. Господь желает, чтобы мы имели в сердце милосердие, сострадание, молитву, веру, радость, простоту, поэтому сама жизнь нас будет смирять путем скорбей и проблем. Существует несколько проявлений греха гордыни.

Осуждение

Гордыня имеет разные виды. О ее присутствии в человеке можно узнать, например, по осудительным речам о ближних.

Гордость всегда считает себя более праведной, чем все остальные, так как любит возвышать себя над всеми, используя для этого любую, даже самую малейшую, возможность.

Сколько беспощадных оценок мы давали своим ближним, каждый раз забывая о том, что истинным судьей является Бог, так как знает все об этом человеке: мысли, обстоятельства и поступки, как в прошлом, так и в настоящем, а также будущем.

Часто Господь, видя, как христиане осуждают других, попускает впадать им в те же грехи. Это смиряет душу и помогает увидеть собственные пороки так же ясно, как и чужие. Только смерть может повести итог человеческой жизни. Мы видим, как правило, лишь часть айсберга, его верхушку. Многое в жизни и душе других людей для нас скрыто за непроницаемой завесой, поэтому нужно предоставить суд Богу, единому сердцеведцу и судии.

Раскол — наследие падших ангелов

Всегда есть люди, которые недовольны тем, что происходит в церкви. Они выискивают недостатки в работе церковной иерархии, сеют смуту и подозрения среди православных верующих, которым, наоборот, нужно объединяться.

В прессе, интернете есть много лживой информации и ложных свидетельств о священнослужителях и монашествующих.

Движет людьми, которые пишут подобные сообщения, исключительно гордыня, которая закладывает фундамент для любого раскола.

Сколько сейчас появилось новых церквей, какими именами они себя только не называют. И каждая из них утверждает, что это именно она чище и святее других. То же чувство легло в основу старообрядческого движения, так как руководствуется оно не любовью к Богу и желанию сохранить Его волю об устроении церковных обрядов, а высоким мнением о своей исключительности, праведности и ненавистью к патриарху Никону.

Единственный правильный способ исправить что-либо в церкви, - это взрастить свое собственное благочестие. А нерадивым иерархам пусть Бог будет судьей. Они были всегда и во все времена. Еще Иоанн Златоуст писал по этому поводу: «…Беззаконники, обремененные тысячью преступлений, вторглись в церковь, откупщики сделались настоятелями…». Несмотря на это, святой никогда не призывал к расколу и безропотно подчинялся вышестоящим иерархам. Он знал, что это грех раскола, и его нельзя смыть даже мученической смертью.

Прелесть – бесовское искушение

Одним из самых страшных ответвлений гордыни является прелесть. У верующих людей она проявляется в виде необычных духовных переживаний, так как с ней они могут что-то почувствовать или даже предвидеть.

Такое случается, если человек свои подвиги и труды совершал напоказ, а не для Бога. В глубине души ожидал от окружающих людей похвалы и признания, и таким образом открылся для воздействия бесовского внушения.

В житиях святых подвижников есть многочисленные примеры бесовского прельщения. Один из отшельников, поддавшись действию враждебных сил, поверил в то, что к нему являются ангелы. Подвижник ни на минуту не усомнился в том, а достоин ли он такой чести и похвалы? И впал в прелесть, полностью доверился тому, о чем вещали ему ангелы «света». Однажды к отшельнику направился проведать его отец по плоти. Когда он был еще в пути, монаху явились демоны в ангельском обличье и поведали, что идет сам дьявол, приняв вид его престарелого отца. И посоветовали убить пришельца, как только он переступит порог хижины, что несчастный в точности исполнил. Это яркий пример того, к чему приводит гордыня.

Как победить демонов в себе

Как же справиться с грехом, привычкой превозноситься над ближними, презирать их, осуждать. Как преодолеть гордыню, какими способами с ней бороться.

Самый сильный из грехов побеждается наивысшей человеческой добродетелью — любовью к Богу и ближнему. Любовь к Создателю заключается в исполнении его заповедей.

Святые отцы говорят, что наиболее действенное оружие против гордости - это любовь. Как научиться любить ближнего и победить гордыню в своем сердце.

Любовь - это одна из главных заповедей, оставленных нам Богом на скрижалях Моисеевых. Но она и самая трудновыполнимая. Все остальные заповеди являются лишь естественным следствием любви к Богу и человеку или же ступеньками, ведущими к ней. Это чувство, которое роднит нас с самим Отцом Небесным, ибо «Бог – есть любовь».

К сожалению, далеко не все правильно понимают, что это такое. Часто за любовь ошибочно принимают те приятные моменты и ощущения, которые нам дарит общение с другим человеком. Мне с ним хорошо, значит я его люблю, - это неправильное понимание сути этого чувства. Такое потребительское отношение нельзя назвать любовью. Она очень быстро заканчивается, как только другой человек нас начинает чем-либо не устраивать.

Истинная любовь дает, и ничего не требует взамен. В ней заключен главный источник духовной вечной радости. И это совсем не то потребительское чувство, которое возникает в нас, когда мы получаем какие-либо материальные блага.

Любовь – это служение. Пример таких отношений дал нам Христос, когда умыл ноги своим ученикам. Так Он любит и нас, хотя мы грешные, ленивые и непослушные.

Чувство любви необходимо воспитывать в себе каждый день. Оно не может существовать без нашей помощи и усилий. Иначе очень быстро загаснет от случайных обстоятельств, настроения, поведения ближних. Любовь заповедана нам Христом. И награда за этот труд – Царство Небесное.

Но в начале придется буквально принуждать себя. Одолело плохое настроение – не заражай им других, они не виноваты в том, что у тебя что-то не получается в жизни. Обидел кто-то – пойди примирись первым. Гордость отступит от твоего сердца, и оно станет более восприимчивым для любви. Так побеждая себя день за днем, вскоре человек уже не сможет жить по-другому. Он будет, не переставая, дарить всем любовь.

В любви очень важно научиться видеть ценность другого человека. В любом из нас есть что-то хорошее, за что можно полюбить. Только научившись находить положительные качества в окружающих, можно изменить к ним отношение и перестать осуждать, превозноситься. Любовь прогоняет из души гордыню, так как не уживается с ней в пределах одного сердца.

Величайший знаток глубин человеческого духа, преп. Исаак Сирин в своем 41-м слове говорит: «Восчувствовавший свой грех выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых; кто сподобился видеть самого себя, тот выше сподобившегося видеть ангелов». Вот к этому познанию самого себя и ведет рассмотрение вопроса, который мы поставили в заголовке.И гордость, и самолюбие, и тщеславие, сюда можно прибавить — высокомерие, надменность, чванство, — все это разные виды одного основного явления — «обращенности на себя». Из всех этих слов наиболее твердым смыслом отличаются два: тщеславие и гордость; они, по «Лествице», как отрок и муж, как зерно и хлеб, как начало и конец.

Симптомы тщеславия, этого начального греха: нетерпение упреков, жажда похвал, искание легких путей, непрерываное ориентирование на других — что они скажут? как это покажется? что подумают? Тщеславие издали видит приближающегося зрителя и гневливых делает ласковыми, легкомысленных — серьезными, рассеянных — сосредоточенными, обжорливых — воздержанными, и т.д. — все это, пока есть зрители. Той же ориентировкой на зрителя объясняется грех самооправдания, который часто вкрадывается незаметно даже в нашу исповедь: «грешен как и все….. только мелкие грехи….. никого не убил, не украл».

Бес тщеславия радуется, говорит преп. Иоанн Лествичник, видя умножение наших добродетелей: чем больше у нас успехов, тем больше пищи для тщеславия. «Когда я храню пост, я тщеславюсь; когда же, для утаения подвига моего, скрываю его — тщеславлюсь о своем благоразумии. Если я красиво одеваюсь, я тщеславлюсь, а переодевшись в худую одежду, тщеславлюсь еще больше. Говорить-ли стану — тщеславием обладаюсь, соблюдаю молчание — еще больше оному предаюсь. Куда это терние не поверни, все станет оно вверх своими спицами». Стоит появиться в душе человека доброму чувству, непосредственному душевному движению, как сейчас же появляется тщеславная оглядка на себя, и вот — драгоценнейшие движения души исчезают, тают, как снег на солнце. Тают, значит, умирают; значит — благодаря тщеславию — умирает лучшее, что есть в нас, значит — мы убиваем себя тщеславием и реальную, простую, добрую жизнь заменяем призраками.

Усилившееся тщеславие рождает гордость .

Гордость есть крайняя самоуверенность, с отвержением всего, что не свое, источник гнева, жестокости и злобы, отказ от Божией помощи, «демонская твердыня». Она — «медная стена» между нами и Богом (Авва Пимен); она — вражда к Богу, начало всякого греха, она — во всяком грехе. Ведь всякий грех есть вольная отдача себя своей страсти, сознательное попрание Божьего закона, дерзость против Бога, хотя «гордости подверженный как раз имеет крайнюю нужду в Боге, ибо люди спасти такого не могут» («Лествица»).

Откуда же берется эта страсть? Как она начинается? Чем питается? Какие степени проходит в своем развитии? По каким признакам можно узнать ее?

Последнее особенно важно, т.к. гордый обычно не видит своего греха. Некий разумный старец увещал на духу одного брата, чтобы тот не гордился; а тот, ослепленный умом своим, отвечал ему: «Прости меня, отче, во мне нет гордости». Мудрый старец ему ответил: «Да чем же ты, чадо, мог лучше доказать свою гордость, как не этим ответом!»

Во всяком случае, если человеку трудно просить прощения, если он обидчив и мнителен, если помнит зло и осуждает других, то это все — несомненно признаки гордости.

В «Слове на язычников» Св. Афанасия Великого есть такое место: «Люди впали в самовожделение, предпочтя собственное созерцание божественному». В этом кратком определении вскрыта самая сущность гордости: человек, для которого доселе центром и предметом вожделения был Бог, отвернулся от Него, впал в «само -вожделение», восхотел и возлюбил себя больше Бога, предпочел божественному созерцанию — созерцание самого себя.

В нашей жизни это обращение к «самосозерцанию» и «самовожделению» сделалось нашей природой и проявляется хотя бы в виде могучего инстинкта самосохранения , как в телесной, так и в душевной нашей жизни.

Как злокачественная опухоль часто начинается с ушиба или продолжительного раздражения определенного места, так и болезнь гордости часто начинается или от внезапного потрясения души (например, большим горем), или от продолжительного личного самочувствия, вследствие, например, успеха, удачи, постоянного упражнения своего таланта.

Часто это — так называемый «темпераментный» человек, увлекающийся, страстный, талантливый. Это — своего рода извергающийся гейзер, своей непрерывной активностью мешающий и Богу, и людям подойти к нему. Он полон, поглощен, упоен собой. Он ничего не видит и не чувствует, кроме своего горения, таланта, которым наслаждается, от которого получает полное счастье и удовлетворение. Едва-ли можно сделать что-нибудь с такими людьми, пока они сами не выдохнутся, пока вулкан не погаснет. В этом опасность всякой одаренности, всякого таланта. Эти качества должны быть уравновешены полной, глубокой духовностью.

В случаях обратных, в переживаниях горя — тот же результат: человек «поглощен» своим горем, окружающий мир тускнеет и меркнет в его глазах; он ни о чем не может ни думать, ни говорить, кроме как о своем горе; он живет им, он держится за него, в конце концов, как за единственное, что у него осталось, как за единственный смысл своей жизни.

Часто эта обращенность на себя развивается у людей тихих, покорных, молчаливых, у которых с детства подавлялась их личная жизнь, и эта «подавленная субъективность порождает, как компенсацию, эгоцентрическую тенденцию» (Юнг, «Психологические типы»), в самых разнообразных проявлениях: обидчивость, мнительность, кокетство, желание обратить на себя внимание, наконец, даже в виде прямых психозов характера навязчивых идей, манией преследования или манией величия.

Итак, сосредоточенность на себя уводит человека от мира и от Бога; он, так сказать, отщепляется от общего ствола мировоззрения и обращается в стружку, завитую вокруг пустого места.

Часть 2. Как проходит эта духовная болезнь

Попробуем наметить главные этапы развития гордости от легкого самодовольства до крайнего душевного омрачения и полной гибели.

Вначале это только занятость собой, почти нормальная, сопровождаемая хорошим настроением переходящим часто в легкомыслие. Человек доволен собой, часто хохочет, посвистывает, напевает, прищелкивает пальцами. Любит казаться оригинальным, поражать парадоксами, острить; проявляет особые вкусы, капризен в еде. Охотно дает советы и вмешивается по-дружески в чужие дела; невольно обнаруживает свой исключительный интерес к себе такими фразами (перебивая чужую речь): «нет, что я вам расскажу», или «нет, я знаю лучше случай», или «у меня обыкновение…», или «я придерживаюсь правила…».

Одновременно, огромная зависимость от чужого одобрения, в зависимости от которого человек то внезапно расцветает, то вянет и скисает. Но в общем, в этой стадии настроении остается светлым. Этот вид эгоцентризма очень свойственен юности, хотя встречается и в зрелом возрасте.

Счастье человеку, если на этой стадии встретят его серьезные заботы, особенно о других (женитьба, семья), работа, труд. Или пленит его религиозный путь и он, привлеченный красотой духовного подвига, увидит свою нищету и убожество и возжелает благодатной помощи. Если этого не случится, болезнь развивается дальше.

Является искренняя уверенность в своем превосходстве. Часто это выражается в неудержимом многословии. Ведь что такое болтливость, как, с одной стороны, отсутствие скромности, а с другой — услаждение самим собой. Эгоистическая природа многословия ничуть не уменьшается от того, что это многословие иногда на серьезную тему; гордый человек может толковать о смирении и молчании, прославлять пост, дебатировать вопрос: что выше — добрые дела или молитва.

Уверенность в себе быстро переходит в страсть командования; он посягает на чужую волю (не вынося ни малейшего посягания на свою), распоряжается чужим вниманием, временем, силами, становится нагл и нахален. Свое дело — важно, чужое — пустяки. Он берется за все, во все вмешивается.

На этой стадии настроение гордого портится. В своей агрессивности он, естественно, встречает противодействие и отпор; является раздражительность, упрямство, сварливость; он убежден, что никто его не понимает, даже его духовник; столкновения с миром обостряются, и гордец окончательно делает выбор: «я» против людей, (но еще не против Бога).

Душа становится темной и холодной, в ней поселяется надменность, презрение, злоба, ненависть. Помрачается ум, различение добра и зла делается путанным, т.к. оно заменяется различением «моего» и «не моего». Он выходит из всякого повиновения, не выносим во всяком обществе; его цель — вести свою линию, посрамить, поразить других; он жадно ищет известности, хотя бы скандальной, мстя этим миру за непризнание. Если он монах, то бросает монастырь, где ему все невыносимо, и ищет собственных путей. Иногда эта сила самоутверждения направлена на материальное стяжание, карьеру, общественную и политическую деятельность, иногда, если есть талант — на творчество, и тут гордец может иметь, благодаря своему напору, некоторые победы. На этой же почве создаются расколы и ереси.

Наконец, на последней ступеньке, человек разрывает и с Богом. Если раньше он делал грех из озорства и бунта, то теперь разрешает себе все: грех его не мучит, он делается его привычкой; если в этой стадии ему может быть легко, то ему легко с диаволом и на темных путях. Состояние души мрачное, беспросветное, одиночество полное, но вместе с тем искреннее убеждение в правоте своего пути и чувство полной безопасности, в то время, как черные крылья мчат его к гибели.

Собственно говоря, такое состояние мало чем отличается от помешательства.

Гордый в этой стадии пребывает в состоянии полной изоляции. Посмотреть, как он беседует, спорит: он или вовсе не слышит того, что ему говорят, или слышит только то, что совпадает с его взглядами; если же ему говорят что-либо несогласное с его мнениями, он злится, как от личной обиды, издевается и яростно отрицает. В окружающих он видит только те свойства, которые он сам им навязал, т.ч. даже в своих похвалах он остается гордым, в себе замкнутым, непроницаемым для объективного.

Характерно, что наиболее распространенные формы душевной болезни — мания величия и мания преследования — прямо вытекают из «повышенного самоощущения» и совершенно немыслимы для смиренных, простых, забывающих себя людей. Ведь и психиатры считают, что к душевной болезни (паранойя) ведут, главным образом, преувеличенное чувство собственной личности, враждебное отношение к людям, потеря нормальной способности приспособления, извращенность суждений. Классический параноик никогда не критикует себя, он всегда прав в своих глазах и остро недоволен окружающими людьми и условиями своей жизни.

Вот где выясняется глубина определения преп. Иоанна Лествичника: «Гордость есть крайнее души убожество».

Гордый терпит поражение на всех фронтах:

Психологически — тоска, мрак, бесплодие.

Морально — одиночество, иссякание любви, злоба.

Физиологически и патологически — нервная и душевная болезнь.

С богословской точки зрения — смерть души, предваряющая смерть телесную, геена еще при жизни.

В заключение естественно поставить вопрос: как бороться с болезнью, что противопоставить гибели, угрожающей идущим по этому пути? Ответ вытекает из сущности вопроса: во-первых — смирение; затем — послушание, по ступенькам — любимым людям, близким, законам мира, объективной правде, красоте, всему доброму в нас и вне нас, послушание Закону Божию, наконец — послушание Церкви, ее уставам, ее заповедям, ее таинственным воздействиям. А для этого — то, что стоит в начале христианского пути: «Кто хочет идти за Мною, пусть отвержется себя».

Отвержется… и отвергается каждый день; пусть каждый день берет человек свой крест — крест терпения обид, поставления себя на последнее место, перенесения огорчений и болезней, молчаливого принятия поношения, полного безоговорочного послушания — немедленного, добровольного, радостного, бесстрашного, постоянного.

И тогда ему откроется путь в царство покоя и глубочайшего смиренномудрия, которое истребляет все страсти.

Богу нашему, Который гордым противится, а смиренным дает благодать, — слава.

В чем разница между гордостью и гордыней? Некоторые считают эти понятия синонимами, другие же уверены, что термины абсолютно противоположны по значению. На самом деле слова гордость и гордыня – паронимы, составляющие паронимическую пару. Они похожи в написании и созвучны, но отличаются значением. Определить какое чувство испытывает человек, гордость или гордыня, можно подробно рассмотрев их отличия.

Что такое гордость?

Понятие гордости подразумевает под собой чувство собственного достоинства, способность человека относится уважительно как к себе, так и к другим людям . Люди такого типа способны определять ценность своих способностей и достижений. Они относятся к другим людям по справедливости. Такое чувство, как гордость способно указывать на недостатки, над которыми еще необходимо поработать. Люди, обладающие чувством гордости, всегда относятся к себе рассудительно, поскольку они не стараются скрыть наличие недостатков. Они четко знают о наличие проблем и не избегают их. Благодаря этому такие люди становятся менее уязвимы, чем другие. Поскольку они точно осознают наличие слабостей и не испытывают комплексов. Такие люди осознанно принимают тот факт, что у любого человека есть свои недостатки. И понимают, что недостатки нужно не скрывать, а просто работать над ними.

Что такое гордыня?

Такое понятие как гордыня всегда воспринимается негативно. Гордыня возникает в результате чрезмерной гордости индивида по поводу себя . Такие люди обычно обладают такими отрицательными качествами, как высокомерие и эгоизм. Горделивые люди всегда ставят себя выше других. Они уверены, что они самые красивые, успешные, все знают, все умеют в отличие от других людей. Считают, что более других знают, как жить и намного лучше других разбираются во многих сферах.

В большинстве случаев проявление горделивости является вовсе беспричинным. Индивид гордится какими-то надуманными вещами, не замечая реальности вокруг. При том критикует и унижает других. В православии гордыню вовсе причисляют к одному из смертных грехов. Горделивость приравнивают к намеренью стать на уровне Бога, быть выше и важнее других.

Такие люди довольно часто страдают манией величия. Горделивые люди совсем не бывают чуткими. Если рассказать им о проблемах, они будут только насмехаться и вовсе сочтут человека за неудачника. Поэтому обычно перед ними лучше не раскрываться и не просить о помощи. С такими людьми отнюдь не приятно общаться, по причине их постоянных попыток поставить себя выше других, за счет чужих неудач. Горделивые люди постоянно стремятся доказать, как себе, так и другим людям, что все знают. Они всегда считают себя во всем правыми и самыми осведомленными.

Откуда берется гордыня?

Чаще всего гордыня возникает из-за обыкновенной потребности стать необходимым и нужным для других. Ведь считается, что тот, кто много знает, тот нужен обществу. По этой причине гордыня заставляет человека направлять свои силы на доказательство всезнания. Он это делает не для того чтобы приобрести статус, а для того чтобы получить признание, доказательство своей важности и значимости.

Очень часто причина берет свое начало еще из раннего детства. Когда ребенку не доставало внимания родителей, и он ощущал себя не нужным. После такого потрясения, уже во взрослом возрасте человек пытается вернуть недостающее внимание. И делает он это всеми возможными способами.

Гордость и гордыня разница

Поскольку гордыня и гордость являются однокоренными словами, многие люди думают, что эти понятия имеют одинаковое значение. Но в действительности эти понятия отличаются. Главное отличие – это эмоциональная окраска понятий.

Гордыня имеет негативный эмоциональный окрас, так как она заставляет индивида ставить себя выше других, путем унижения. Возникает вследствие ненависти, не восприятие, не уважительное отношение к другим. Все эти эмоции – негативные.

Гордость имеет положительный эмоциональный окрас. Так как, это чувство помогает просто радоваться достижениям, как своим, так и чужим. Гордый человек совсем не стремится казаться лучше других, и, следовательно, не имеет потребности обидеть или унизить других.

Гордость и гордыня в чем разница?

Такое чувство как гордость помогает проявиться положительным чувствам: сочувствие, справедливость, патриотизм. Гордыня же наоборот способствует выявлению негативных эмоций: ненависть, завистливость, пренебрежение. Гордый индивид стремится быть честным и справедливым. С таким человеком можно и посоветоваться и за помощью обратиться. Горделивый же думает только о себе. Не способен ни понять, ни помочь.

Еще одно различие – достижения. Такое чувство как гордость возникает только если человек взаправду чего-то добился. Он четко оценивает свои возможности и гордится достигнутыми целями. Горделивый же человек гордится надуманными достижениями.

Если еще поразмыслить чем отличается гордость от гордыни, то можно определить: гордость – сила, гордыня – слабость. Проявление гордости в готовности и способности искренне восторгаться успехами других. Такой человек и взаправду рад достижениям других. Горделивый же не способен радоваться за других. А напротив испытывает чувство зависти, когда другие успешней.

Признаки гордыни

Выявить горделивого человека довольно просто.

  • Он всегда считает правым только себя.
  • Не считается с мнением других людей, называет их мнения глупыми и не верными.
  • Регулярно рассказывает другим какие они глупые.
  • Считает себя выше всех, а остальных где-то внизу.
  • Ступени распределения людей придумывает сам. На уровне с собой никогда и никого не ставит.
  • Прийти на помощь может только в редких случаях, из которых он может извлечь пользу для себя. Если такой человек все-таки помог, потом обязательно потребует ответа. При всем этом утверждая, что он самый необходимый.
  • Сам просит о помощи крайне редко.
  • Всегда пытается добиться чего-то единолично, чтобы ни в коем случае не делится ни с кем.
  • Если все же не сможет справится без помощи других, то попросит, переступив через принципы. Но постарается в конечном результате не быть должным и не ощущать, что помогли.

Гордыня заставляет считать человека, что весь мир без него просто рухнет. А другие никак не смогут прожить без помощи. Индивид утверждает, что он всезнающий и все умеющий, а другие должны выстраиваться в очередь за советами или помощью. Но на деле оказывается, что он сам нуждается в этой помощи, в чем и не признается до последнего. Готов всегда давать советы, даже если никто об этом не просит. При всем этом уверен, что люди обязательно будут пользоваться его советами. Что только повышает ему авторитет в собственных глазах. Гордыня не дает понять, что на самом деле все люди имеют свое мнение и совсем не нуждаются в его помощи.

Еще одним отличием горделивого человека является желание взять на себя все заботы. Он постоянно пытается всюду успеть, переделать кучу дел. Потому что уверен, без него просто не справятся. Человек мучается, растрачивает кучу сил и времени. А если добиться желаемого не выходит, начинает обвинять в неудачах всех вокруг. Будет рассказываться как он делал все возможное и не возможное. А виноваты судьба, другие люди, кто угодно только не он. Если все-таки удалось добиться успеха, то все заслуги он возьмет исключительно себе. Всегда критикует других людей, которые поступает, так ему хочется. Абсолютно не приспособлен прислушиваться к чужим совета. Поскольку любые советы расценивает как попытку им манипулировать.