Исследуйте писания. Смысловой словарь библейских терминов

Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви

ИС 13-314-2073

Предисловие

Многие науки в качестве одного из видов познавательной деятельности используют исследование. Оно необходимо для того, чтобы выявить достоверную истину. Поэтому каждое исследование должно быть объективным, точным и доказательным.

Исследуйте Писания (Ин. 5, 39), – призывает Господь наш Иисус Христос. И такое исследование приведет нас к Истине. Ибо цель написания Священных Книг Ветхого и Нового Заветов можно выразить словами евангелиста Иоанна: Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его (Ин. 20, 31).

Мы должны знать, что Иисус Христос – Истинный Бог и Истинный Человек, совершивший на земле великое дело искупления человеческого рода, какое не мог совершить ни до Него, ни после Него никто из смертных. Он жил среди людей, ходил по этой земле, имел своих последователей, посещал города и селения Палестины с проповедью, был гоним врагами, пострадал на кресте, умер позорной смертью, воскрес во славе, вознесся на небо и пребывает в Церкви Своей во все дни до скончания века (Мф. 28, 20).

Мы должны хорошо знать географию Палестины, историческую обстановку того времени, когда жил Христос, интересоваться археологическими находками, подтверждающими истинность евангельского повествования. Все это необходимо знать, чтобы воспитать в себе любовь к истине, добру, красоте.

В Евангелии встречаются моменты, которые требуют особого исследования. Это необходимо для выявления полного согласия между четырьмя евангелистами в изложении евангельских событий. А также для разъяснения обстоятельств, сопровождавших то или иное событие, чтобы глубже понять смысл происшедшего.

Когда Иуда ушел с Тайной вечери?

В Иерусалиме паломники обязательно посещают «Сионскую горницу», дом Тайной вечери, где Господь наш Иисус Христос установил Таинство великое Евхаристии, умыв пред этим ноги ученикам Своим. Эта Божественная вечеря обозначила собою конец Ветхого Завета и начало Нового Завета.

Тайная Вечеря начиналась с ветхозаветной пасхи, празднование которой в Израиле было установлено в память чудного изведения еврейского народа из египетского рабства. С ним соединялось также воспоминание об избавлении от погибели первенцев еврейских кровью пасхального агнца (см.: Исх. 12, 17–27). Знаменательный обряд заклания и снедения агнца, заповеданный Моисеем (см.: Исх. 12, 3-11), придавал пасхальной вечери исключительную торжественность. Для обозначения поспешного выхода из Египта евреи присутствовали за этой вечерею одетые по-дорожному, с жезлами в руках (см.: Исх. 12, 11).

Празднество начиналось чашею вина , над которой отец семейства или старший в доме произносил благословение и, отведав, передавал ее домочадцам.

По умовении рук в комнату вносили по-праздничному убранный стол с горькими травами, напоминавшими потомкам Израиля горькую жизнь предков их в Египте (см.: Исх. 1, 14). Затем на стол полагали хлеб, пасхального агнца, испеченного на огне без преломления костей (см.: Исх. 12, 8, 46), особо приготовленное мясо, а также жидкое блюдо из разных плодов для обмакивания в нем трав и кусков снедаемого.

Далее следовала вторая общая чаша , причем старший изъяснял значение пасхи и приглашал присутствовавших воспеть хвалу Богу; тогда все собрание пело 113-й и 114-й псалмы. После сего, по омовении рук, старший преломлял хлеб и со словами благословения вкушал горьких трав, мяса и агнца; примеру его следовали все присутствующие. Вечеря продолжалась, и среди беседы предлагалась третья чаша , называвшаяся преимущественно чашей благословения; вслед за ней пелись четыре псалма (114–117), в которых изображается радость о Боге Спасителе. В заключении испивали четвертую чашу . Празднество оканчивалось пением аллилуиа.

Во всех чашах вино растворено было водой, потому что из них обязаны были пить понемногу все, не исключая жен и детей.

По еврейскому обычаю, кроме этих четырех чаш вина, которые символизировали избавление Богом народа сынов Израилевых от бедствий, полагалось наливать еще и особую пятую чашу – пророка Илии. Чаша Илии – самая красивая – часто делалась из драгоценных металлов и украшалась изображением пасхального вечера. Эта чаша – пророческая, и из нее не пьют, а ставят на середину стола. Согласно преданию, в эту ночь пророк посещает каждый еврейский дом и пьет вино из этой чаши. При этом он видит все, что происходит в доме, сам оставаясь невидимым.

Чаша пророка Илии символизирует пятое обещание Бога избранным: Я приведу в страну, которую Я поклялся дать Аврааму, Исааку и Иакову, и дам ее в наследие вам (Исх. 6, 8). Чаша пророка Илии – знак того, что, кроме тех четырех раз, когда Господь избавлял Свой народ во время исхода из Египта и жизни в земле обетованной, будет еще избавление – в будущем. Но почему это избавление связано именно с Илией? Потому что именно этот пророк возвестит о пришествии Мессии. Вот Я посылаю к вам пророка Илию перед наступлением дня Господня, великого и грозного. И обратит он сердце отцов к сыновьям и сердце сыновей к отцам их (Мал. 4, 5–6).

И вот апостолы Христовы, когда настал день 13-й нисана, следуя обычному укладу жизни евреев, подошли к своему Учителю с предложением приготовить пасху: Где хощеши, шедше уготоваем, да яси пасху? (Мк. 14, 12). Обратившись к апостолам Петру и Иоанну, Господь сказал: Шедша, уготовайта нам пасху, да ямы (Лк. 22, 8). Жители Иepyсалима, следуя древнему обычаю, охотно и даже бесплатно давали иногородним комнату для совершения пасхальных обрядов. Таким образом, на обязанности Петра и Иоанна лежало найти комнату, приготовить столы, ложа, а также и все принадлежности пасхальной вечери – чаши с вином, агнца, горькие травы и на этот раз, без сомнения, простой хлеб, потому что законом Моисея дозволено было вкушать опресноки не прежде, как вечером 14-го нисана (см.: Исх. 12, 8; Втор. 16, 3), и все квасное было устраняемо из дома лишь утром того дня.

Петр и Иоанн знали, что пасху должно было совершать не иначе, как в Иерусалиме, вблизи храма. Они отправились в Иерусалим, при входе в город нашли все, как наперед было сказано им, и приготовили Пасху. С наступлением сумерек, около того времени, когда (см.: Втор. 16, 6) должно было совершать пасху, Иисус, окруженный учениками, пришел в Иерусалим.

В комнате, убранной по-праздничному, когда настал час вечери, Господь возлег, и двенадцать апостолов с Ним. Это была последняя пасха, которую Он праздновал с данными Ему и возлюбленными Им до конца (Ин. 13, 1; 17, 6).

Как и полагалось, были приготовлены четыре чаши с вином и особая, пятая чаша, предназначенная пророку Илии.

Господь, взяв первую чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою (Лк. 22, 17).

Совершилась ветхозаветная пасха по закону, обряд следовал за обрядом: присутствующие вкушали горькие травы, пасхальные яства, пили вино из четырех ветхозаветных чаш.

И когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня (Мк. 14, 18).

В ответ на просьбу Иоанна указать предателя Господь отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам (Ин. 13, 26). И обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. Хлеб на пасхальной вечере обмакивали в особый соус из фиников и смокв. Глава семьи раздавал иногда такие куски в знак своего особого благоволения. И этим, конечно, Господь хотел пробудить в Иуде чувство покаяния. Это было проявление любви, спасавшей сына погибели (Ин. 17, 12). Но Иуда отверг эту любовь Христа и тем открыл свое сердце для входа в него сатаны. И после сего куска вошел в него сатана (Ин. 13, 27). Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. Эти слова Христа можно истолковать в смысле изгнания Иуды из общества учеников. Иуда, приняв кусок хлеба из рук Учителя, тотчас вышел с вечери на свое злое дело; а была ночь.

И уже после ухода Иуды, когда на вечери остались только верные ученики, Господь наш Иисус Христос устанавливает новозаветную Пасху в Таинстве Причащения.

Он взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы даемо.

Также и чашу - пятую, священную – после вечери… подал им, говоря: пийте от нея вси, сия бо есть Кровь Моя Новаго Завета, яже замногия изливаема во оставление грехов.

Эта последняя, пятая чаша была уже евхаристическая – чаша Крови Нового Завета: сия чаша Новый Завет Моею Кровию, яже за вы проливается (Лк. 22, 19–20; Мф. 26, 26–28).

Эта пятая чаша была преподана уже после вечери (Лк. 22, 20), когда в горнице не было предателя, который – поэтому – не мог удостоиться завета искупительной Крови Христовой.

Выражение после вечери совпадает с указанием времени установления Таинства апостолом Павлом и свидетельством святого Иоанна об уходе Иуды с вечери. Апостол Павел говорит, что Христос установил Таинство в ту ночь, в которую предан был, и момент его установления определяет согласно со свидетельством евангелиста Луки: после вечери. Верность и точность передачи факта апостолом Павлом определяется тем, что сведения об этом он принял от Самого Господа (1 Кор. 11, 23–25). А этот момент установления Таинства совпадает с моментом удаления Иуды с вечери, по свидетельству Иоанна: Он (Иуда), приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь (Ин. 13, 30).

Два евангелиста и апостол Павел, можно сказать, точно указывают время установления Евхаристии. Это было после пасхальной вечери ветхозаветной и после предательства Иуды, а не до предательства.

Ветхозаветную пасху Христос совершил, по точному указанию евангелистов, когда настал вечер (Мф. 26, 20; Мк. 14, 17), а не ночью. Установление же Евхаристии было после вечери, ночью (Лк. 22, 20; 1 Кор. 11, 23, 25; Ин. 13, 30).

«Преподав же нам вместообразные Таины драгоценного Тела и Крови Своей, когда Иуды не было с нами, Он вышел на гору Масличную», – засвидетельствовано в Постановлениях Апостольских (кн. V, гл. 14).

Итак, при внимательном рассмотрении всех евангельских сказаний о Тайной Вечери, становится ясным и непоколебимым, что при установлении Таинства Евхаристии Иуда не присутствовал и, следовательно, не был приобщен вместе с другими апостолами Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.

В котором часу был распят Иисус Христос?

О времени распятия Иисуса Христа говорит один только евангелист Марк или, лучше сказать, устами Марка говорит апостол Петр: Был час третий , и распяли Его (Мк. 15, 25). Третий час еврейского счета соответствует нашему девятому; следовательно, по сказанию Петра, Христа распяли в девять часов утра (по полуночи).

Что Евангелие Марка есть не что иное, как письменное изложение им устной проповеди Петра в Риме, это удостоверяет святой Ириней в своей третьей книге «Против ересей» (см.: гл. 1, 1); а что Петр читал это Евангелие и одобрил его, об этом свидетельствует Климент Александрийский. Следовательно, Марк записал то, что говорил Петр. Апостол Петр, несомненно, был в толпе народа, окружавшего место распятия. Он все видел, хотя издали. И потому надо безусловно верить этому достоверному свидетелю-очевидцу, что был час третий, когда распяли Иисуса.

Евангелисты Матфей и Лука, ничего не говоря о времени распятия Христа, говорят, однако, о наступлении в шестом (двенадцатом) часу тьмы, продолжавшейся три часа, и о последовавшей в девятом (третьем по полудни) часу смерти Иисуса Христа.

Матфей: От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятаго. А около девятаго часа возопил Иисус громким голосом… и испустил дух (Мф. 27, 45–46, 50).

Лука: Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земли до часа девятаго. Иисус, возгласив громким голосом испустил дух (Лк. 23, 44, 46).

С ними повествует об этом и Марк: В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятаго. В девятом же часу возопил Иисус громким голосом испустил дух (Мк. 15, 33–34, 37).

Итак, если в шестом часу или в шесть часов по еврейскому счету (а по нашему в двенадцатом или в двенадцать) настала тьма, продолжавшаяся до самой смерти Иисуса Христа, то несомненно, что самое распятие Его должно было произойти значительно раньше. Ведь из повествований тех же евангелистов и евангелиста Иоанна известно, что от распятия до наступления тьмы произошли следующие события: издевательства членов синедриона, народа, прохожих, воинов и даже одного из распятых разбойников, а затем раскаяние другого разбойника, хождение первосвященников к Пилату с просьбою переменить надпись над крестом Иисуса и, наконец, поручение Господом Иоанну попечения о Богоматери. На все эти события, в особенности же на хождение первосвященников к Пилату, потребовалось немало времени, и ими вполне мог быть заполнен период времени от 3 до 6 часов (от 9 до 12 часов дня).

Евангелист Иоанн, дополнявший повествования первых трех евангелистов, ничего не сказал ни о времени распятия, ни о наступлении тьмы, ни даже о времени смерти Иисуса. Умолчал он об этих обстоятельствах потому, что о них обстоятельно рассказали первые евангелисты; и это умолчание может служить подтверждением истинности их повествований: когда Иоанн писал свое Евангелие, то имел под руками первые три Евангелия, и если бы в них была допущена какая-либо погрешность, то он непременно исправил бы ее; а так как он эти вопросы обошел молчанием, то следует признать, что он считал повествования о них первых евангелистов верно изложенными; и это молчаливое свидетельство дорого для нас, потому что Иоанн, один из всех апостолов, не побоялся открыто стать у креста и, следовательно, был свидетелем-очевидцем всего происшедшего на Голгофе. Признавая излишним говорить о том, о чем уже сказано первыми евангелистами, Иоанн нашел нужным, однако, дополнить их повествования указанием на время суда у Пилата: Тогда была пятница перед Пасхою и час шестой, и сказал Пилат иудеям: Се, Царь ваш! (Ин. 19, 14).

Иоанн писал свое Евангелие в глубокой старости, когда проживал в Ефесе, среди римлян и греков; писал он не для евреев и все еврейские названия переводил на греческий язык; поэтому и время он считал уже не по-еврейски, а по принятому римлянами способу, то есть с полуночи; и если он говорит, что суд у Пилата происходит в шестом часу, то надо считать, что это был шестой час, или шесть часов утра.

Что евангелист Иоанн исчислял время не по-еврейски, доказательством служат другие места его Евангелия, в которых он определяет время часами. Рассказывая о том, как он сам и Андрей пошли за Иисусом и пробыли у Него день тот, Иоанн поясняет: было около десятаго часа (Ин. 1, 39); то есть пробыли они у Иисуса весь день, до десятого часа. Если считать по-нашему, то, пробыв у Иисуса до десятого часа пополудни, они действительно пробыли у Него весь день; а если считать по-еврейски, то, пробыв у Иисуса только до четвертого часа пoполудни, Иоанн не мог бы сказать, что он и Андрей пробыли у Него весь день. В другом случае, когда Иисус, возвращаясь с учениками Своими через Самарию в Галилею, остановился у колодца Иакова отдохнуть, Иоанн поясняет, что тогда было около шестого часа и что пришла женщина из Самарии набрать воды (см.: Ин. 4, 6–7); если считать время по-еврейски, то окажется, что Самарянка пришла за водою около двенадцати часов дня, или около полудня; между тем известно, что на Востоке не принято ходить за водою в полдень; а потому следует признать, что и в этом случае евангелист Иоанн определял время не по еврейскому счету.

В таких странах, как Палестина, все занятия и работы всегда начинались с рассветом, так как жители их спешили побольше сделать утром, до наступления дневного зноя. Да и вообще, в прежние времена рано ложились спать, рано и пробуждались. Поэтому будет вполне правдоподобным считать, что вторичный суд синедриона начался с рассветом, с наступлением утра, до восхода солнца, тем более что это подтверждают все евангелисты. Первый из них говорит, что, когда настало утро, первосвященники и старейшины народа имели совещание… (см.: Мф. 27, 1). По сказанию второго, это произошло немедленно по утру (Мк. 15, 1). Лука говорит: и как настал день, собрались старейшины. (Лк. 22, 66). Иоанн же свидетельствует, что было утро, когда повели Иисуса в преторию (см.: Ин. 18, 28). Все эти свидетельства доказывают, что Пилат судил Иисуса немедленно по утру, как только настал день, когда дневной свет сменил ночную тьму.

Вторичный суд синедриона был созван лишь для соблюдения формальности, продолжался недолго и ограничился допросом Обвиняемого (см.: Лк. 22, 66–71; 23, 1), на что могло потребоваться не более десяти минут; такая быстрота вполне правдоподобна при понятной торопливости синедриона. Заседание происходило не в доме Каиафы, где был первый суд, а в постоянном помещении синедриона (см.: Лк. 22, 66), в одном из храмовых зданий. Немедленно же после произнесения приговора весь синедрион отправился к Пилату, дворец которого был тут же, около башни Антония; следовательно, на переход этот затрачено было очень мало времени. Первый суд у Пилата был краток. Отправление Иисуса Христа к Ироду, занимавшему помещение тут же, близ претории, и пребывание Его у Ирода тоже не могло потребовать много времени: ни на один вопрос Ирода Христос не ответил (см.: Лк. 23, 9), и Ирод ограничился лишь издевательством над Ним. Более продолжительным был второй суд у Пилата, прерванный на время бичеванием Иисуса Христа и потом опять возобновленный. Трудно определить с точностью время, употребленное на это, но думается, что на второй суд с бичеванием потребовалось не более часа; но если даже от начала второго суда Пилата и не до конца его, а только до произнесения Пилатом слов – се, Царь ваш! – прошел целый час, то все же будет вполне правдоподобным считать, что от начала второго суда синедриона и до произнесения Пилатом этих слов прошло не более двух часов.

Все это произошло 14-го нисана, в пятницу, в 783 году от основания Рима, то есть 7 апреля, когда от рассвета в Иерусалиме и до шести часов по полуночи должно было пройти по крайней мере полтора или два часа. И если принять во внимание торопливость синедриона, имевшего основательные опасения, что народ помешает осуществлению его замыслов, то придется признать, что все события от начала второго суда синедриона и до произнесения Пилатом известных слов могли вместиться в период от рассвета и до шести часов по полуночи .


Чем же было заполнено время от 6 до 9 часов утра?

Известно, что после отдачи Пилатом Иисуса во власть синедриона Христа переодели в Его одежды, принесли кресты, а может быть, и заготовили их тут же. Предстоявшая казнь в канун еврейской пасхи была совершенно неожиданна для римских воинов, исполнявших обязанности палачей, и потому кресты могли быть и не готовы. Потом возложили кресты на осужденных и пошли на Голгофу. Христос был изнурен бессонной ночью, истязаниями и бичеванием; Он изнемог, падал под тяжестью креста, и от этого замедлялось шествие. С такими остановками шествие медленно достигало городских ворот, и лишь за городом воины возложили Крест Христов на возвращавшегося с поля Симона Киринеянина, и только тогда шествие могло продолжаться безостановочно. Когда же пришли на Голгофу, надо было выкопать глубокие ямы для установки и укрепления в них крестов, а затем и произвести самое распятие.

Все время от седьмого до девятого часа было заполнено этими событиями, а потому и в этом отношении мнение о распятии Христа в девятом часу утра представляется вполне правдоподобным.

Итак, на основании евангельских повествований следует признать, что второй суд синедриона начался на рассвете в пятницу, что Пилат еще продолжал свой суд в шестом часу утра, что распяли Ииcyca Христа в девятом часу, что тьма наступила в двенадцатом часу и что Иисус Христос умер в третьем часу по полудни и до шести часов вечера был погребен. На Кресте Господь страдал шесть часов.

Вне врат пострадати изволил…

У многих паломников, посетивших Иерусалим и знакомых с евангельской историей, возникает вопрос: в Священном Писании сказано, что Господь наш Иисус Христос пострадал на Голгофе, недалеко от города (Ин. 19, 20), вне врат (Евр. 13, 12) Иерусалима; сейчас же Храм Гроба Господня, содержащий в себе Голгофу, находится в самом городе.

Чтобы рассеять такие смущения, нужно внимательно исследовать события, связанные с этими святыми местами.

Древний Иерусалим имел двенадцать ворот.

Крестный путь, по которому некогда шел на Голгофу Господь наш Иисус Христос, обливаясь потом и кровью под тяжестью Креста, подъятого ради нашего спасения, проходит по улице, ведущей от ворот св. Стефана, или Гефсиманских. В древнем Иерусалиме эти врата, расположенные близ Иерусалимского храма, назывались Овчие, так как ими проводили овец, назначенных в жертву.

Рядом с Овчими вратами находилась крепость Антония, примыкающая к северной стене города. Эта древняя крепость, известная еще со времен Неемии (V в. до Р. Х.), была перестроена Иродом Великим в собственный дворец и названа им так в честь римского правителя Марка

Антония. Впоследствии Антониева крепость стала резиденцией римских прокураторов, а также местом судебного разбирательства (преторией). Здесь же размещался римский полк воинов.

По словам Иосифа Флавия, эта крепость-дворец по своему великолепию превосходила всякое описание. Огромные здания дворца из белого мрамора окружены были высокою каменной стеной с башнями. Обширные залы дворца, отделанные искусной резьбой, мозаикой, золотом и серебром, украшенные вазами, роскошно убранные, могли вмещать каждая по сто человек. Ко дворцу примыкал прекрасный парк с каналами и фонтанами. Среди двора, притом прямо против храма, находился так называемый лифостротон (греч. – каменный помост; древнеевр. – гаввафа) – вымощенное превосходной мозаикой и украшенное колоннами из разноцветного мрамора возвышение, на котором устроено было великолепное седалище для судопроизводства. Несмотря на такое великолепие претории, римские правители жили в ней только тогда, когда приезжали в Иерусалим на большие праздники, отличавшиеся стечением народа, для наблюдения за порядком; постоянное же пребывание имели в ^сарии.

Здесь представлен ознакомительный фрагмент книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста (ограничение правообладателя). Если книга вам понравилась, полный текст можно получить на сайте нашего партнера.

страницы: 1 2 3

Желающим вкушать твердую пищу Писаний, предлагаю словарь с истинным смыслом отдельных Библейских терминов.

Вкушайте и не говорите в сердце своем: Истина сокрыта от нас.

Смысловой словарь Библейских терминов.

(пусть кустарный, но, ведь, иных подобных и вовсе нет)

«Агнец Божий берущий на себя грех мира».

«Грех мира» - склонность человечества грубо ошибаться по причине невежества, непросвещенности, имеющих место по причине молодости рода человеческого.

«Агнец Божий» - жертва Богу.

«Взять на себя грех мира» - прийти на Землю и принести избавительные знания, научить человечество пониманию их собственной сущности и смысла жизни, за что и пострадать от «возлюбивших тьму более чем Свет».

«Адам»:

а)собирательный образ первого человечества появившегося на шестой «День» Творения,

б) конкретная человеческая личность седьмого «Дня» творения.

«Адам первый» - человек первобытный.

«Адам Второй» - человеквысокоразвитый, познавший Истину, достигший «возраста Христа» - «Из Неба Господь».

«Ад» - место страдания - мучительной жизни духов в темницах - духов во плоти которым есть, планета Земля. Жизнь духов на Земле во многих воплощениях, есть прохождением ими, «семи кругов Ада». (см. «Озеро огненное ).

«снизойти в Ад»- спуститься духом с Неба на Землю

- прийти на воплощение.

«иметь ключи от ада и смерти» - быть управляющим процессом воплощения, развоплощения иобучения духов на Земле.

«Алкать» - хотеть, желать.

«они не будут уже ни алкать ни жаждать». Всякое желание есть эгоистическим качеством. Взрослый дух теряет способность желать, жаждать чего бы-то ни было. Но, на человеческой ступени развития , желание есть двигателем развития: «Блаженны алчущие и жаждущие правды…».

«Я есмь Альфа и Омега» - Бог, как старший представитель рода богов, каждый космический «День» заново формирует вселенскую организацию духов и Он же ее и распускает. Т. е - является началом и концом всему, кроме самих вечносущих духов.

«Ангел» - отдельный дух, достигший человеческого уровня развития. Духи животных, растений и т.д,Ангелами не называются (еще молоды).

«Ангел Господний» - Бог-Дух.

«Ангел света» - взрослый, просвещенный светом истинных знаний, сознательный дух человеческого уровня развития.

«Ангел Сатаны» - Ангел сопротивляющийся Богу -молодой дух, промежуточной - между животной и человеческой,ступени развития. Самосознаниемеще не обладает, стремится обрести самостоятельность (трудный переходный возраст), потому, непослушен БОГу.

Из семи таких духов состоит одна из ипостасей человека -

душа. Тело человека состоит из еще менее развитых

духов.

«Антихрист» - не признающий Иисуса как Христа (какпомазанника) .Антипод Христа Истинного.

а) си стема понятий, изображающих Христа не естественным. Естественный Христос - разум и Мудрость Божья.

Не естественный - Агнец Закланный, что есть «юродством проповеди».

б) дух, непонимающий,следовательно, и не признающий Христа Истинного - Ангел Церкви, сформированной на Христе неестественном.

Итак: антиподом Христа есть коллективная мыслеформа народа, объединенного общим верованием - христианской религии, другими словами - дух религии (Ангел Церкви).

**Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь.**

" тайна беззакония", начавшая свое действие уже во времена апостолов, - искажение образа Христа, - представление Его в виде Агнца Божьего, тогда как Он есть Разумом и Мудростью Божьей.

"Не свершится" - не закончится ее действие.

"пока не будет взят от среды удерживающий теперь" - пока из человеческих умов не будет изъята тьма невежества, удерживающая приход правильного понимания.

То есть, антихрист начал свое восхождение на Престол Церкви ещё во времена апостолов, но уразумеет это человечество, только с пришествием Христа, который раскроет этот "секрет" и тем поразит/убёт антихриста.

«Апостол» - полномочный представитель.

«Архангел» - Верховный Ангел, старший над всеми Ангелами, кроме Ангела Господнего (Бога-Духа), - Дух Сына Божьего - Иисуса Христа - Первенца Творения Божьего. На Земле воплощается в человеческие тела и учит своих меньших братьевПознанию Истины. Вот некоторые Его воплощения:

Адам, Ной, Авраам, Моисей, Илия, Даниил,Иисус Христос, Великий Князь Михаилвсегодняшнем пришествии.

«БОГ» - Большой Организованный Гуманоид - живой разумный организм, вмещающий в себе всю Вселенную. Трех ипостасен: Дух, Душа, Тело. Является старшим представителемединственного во Вселенной рода живых существ - БОГов, организовывая которых в различные сообщества, формирует из них свои душу и Тело - Вселенную.

«Бог-Дух»- Наиболее развитая, из всех представителей рода Богов, вечно живая, вечно развивающаяся энергоинформационная сущность. Организатор и Учитель всех остальных представителей рода.

«Бог-Отец» - телесная структура БОГа, состоящая исключительно из представителей того же рода Богов всех имеющихся возрастов - материальная Вселенная.

«Бог-Сын» - душа БОГа - Его разум и мудрость. Иисус Христос есть образом этой ипостаси БОГа.

В "Нашем царственном служении" за сентябрь 2007 года, сказано, что верный и благоразумный раб, "не одобряет издание публикаций, организацию встреч и создание веб-сайтов не под его руководством" . Кроме того, там сказано, что "по всей земле народ Иеговы в изобилии получает духовное наставление и освежение на встречах собрания, на конгрессах и через публикации, издаваемые Организацией Иеговы. С помощью святого духа и Слова истины Иегова предоставляет всё необходимое... Использовать свои мыслительные способности, чтобы поддерживать благую весть, похвально. Однако никакие личные изыскания не должны отвлекать от того, что в наши дни Иисус Христос осуществляет на земле через собрание" .


Написано замечательно, не правда ли? Всё это написано как ответ на такой вопрос: "Одобряет ли "верный и благоразумный раб" отдельные группы Свидетелей, которые проводят независимые исследования Писания и библейские дискуссии? (Матфея 24:45,47)".


Начнём с самого понятия "независимое исследование" как это принято у Свидетелей Иеговы. Можно сказать, что само по себе, исследование, всегда является личным и независимым, а если иначе, то это называется - изучением. Например, изучение какого-то учебника, какой-то публикации, хотя бы того же журнала Сторожевая башня. Вот это и есть изучение. А исследование - это когда какой-то вопрос изучается, но уже не по готовой программе, а по иным алгоритмам, т.к. принятые, не удовлетворяют потребностям той или иной личности. Вот это и есть исследование, т.е. когда берётся какая-то литература и в ней ищется ответ на интересующий кого-то вопрос или информация, могущая помочь этот вопрос осмыслить.

Ответьте теперь на вопрос: "Может ли такое исследование быть зависимым от кого-то или оно всегда только независимое?". Ответ очевиден - оно всегда независимое. А значит Общество ставит вопрос так: "Одобряет ли "верный и благоразумный раб" отдельные группы Свидетелей, которые исследуют Писания и проводят библейские дискуссии? (Матфея 24:45,47)". Вот такая незавуалированная постановка вопроса уже вызывала бы определённое негодование, ибо "исследовать Писания" каждый Свидетель призывается каждый день, а тут вдруг ставится вопрос о нецелесообразности такого исследования. Это, согласитесь, звучало бы крайне удивительно, убери Общество Сторожевой Башни всего одно слово в своём вопросе.

Ну, да это и понятно - у Свидетелей Иеговы вообще нет "жизни" вне публикаций Общества, вся остальная "духовная пища" - от Дьявола, а чтение её - предательство. Вот только вдруг многие стали интересоваться Интернетом, писать статьи и книги в защиту учений верного и благоразумного раба, а "верному и благоразумному" это не нравится, да и кому понравится, когда у него отбирают его "хлеб", да ещё себя вдруг начинают мнить чуть ли не писателями, равными ему. Нехорошо это! Не уважительно, а главное в том, что вдруг все поймут, что никакого "верного и благоразумного" и не надо!? И, о ужас! - и без него можно обойтись?! Вот почему, во-первых, появилась эта статья, с якобы, заданным кем-то вопросом. Ну, а во-вторых, напрашивается вывод о том, что руководство Свидетелей Иеговы считает, что думать Свидетелям Иеговы вредно, потому что, а вдруг, они догадаются, что многие учение Раба не правильные? Вдруг они поймут, что всё это слегка смахивает на "бред сивой кобылы в глухой подворотне", и перестанут питаться его "духовной пищей?" Вдруг они, независимо исследуя, прозреют зависимо от полученных знаний и скажут: "А, великий то и страшный, это просто мошенник!"

Ну, а если говорить серьёзно, давайте исследуем эту статью на предмет истинности приведённых там мест Писания, ибо всё дело в их правильности, а не в наших рассуждениях. Если библейская аргументация верна, то какие могут быть возражения против запрета независимых исследований? Итак, для подтверждения своей правоты НЦС приводит некоторые места Писания, там говорится:

"Использовать свои мыслительные способности, чтобы поддерживать благую весть, похвально. Однако никакие личные изыскания не должны отвлекать от того, что в наши дни Иисус Христос осуществляет на земле через собрание. В первом веке апостол Павел предостерегал о том, чтобы не тратить время впустую на обсуждение разных тем, например «родословных, которые ни к чему не приводят, только порождают вопросы, требующие исследований, вместо того чтобы способствовать распространению Божьего, связанного с верой» (1 Тим. 1:3—7). Всем христианам следует внимать словам Павла: «От глупых же расспросов, и родо­ словных, и раздоров, и распрей по поводу Закона держись в стороне, ибо они бесполезны и суетны» (Титу 3:9)".

Итак, давайте разбираться. Видим, что в НЦС приводятся 1 Тимофею 1:1-3 и Титу 3:9. Посмотрим, что говорится в этих местах Писания:

"1 Павел, апостол Христа Иисуса по велению Бога, Спасителя нашего, и Христа Иисуса, надежды нашей, 2 Тимофею, истинному сыну в вере: Милость, милосердие, мир от Бога, Отца, и Христа Иисуса, Господа нашего.3 Как я поощрял тебя оставаться в Эфесе, когда отправлялся в Македонию, так поощряю и теперь, чтобы ты повелел некоторым не учить чему-то иному 4 и не обращать внимания на басни и родословные, которые ни к чему не приводят, а только порождают вопросы, требующие исследований, вместо того чтобы способствовать распространению Божьего, связанного с верой. 5 Цель же этого повеления - любовь от чистого сердца, и чистой совести, и нелицемерной веры. 6 Отступив от этого, некоторые уклонились к пустословию, 7 желая быть законоучителями, но не понимая ни того, что говорят, ни того, что настойчиво утверждают" (1 Тимофею 1:1-7).
"9 От глупых же расспросов, и родословных, и раздоров, и распрей по поводу Закона держись в стороне, ибо они бесполезны и суетны" (Титу 3:8-10).

Итак, по сути дела, нам надо выяснить всего один вопрос: "Имеются ли библейские основания запрещать самостоятельное исследования Божьего Слова?" Чтобы выяснить этот и без того понятный вопрос, нам надо рассмотреть два момента:

  1. Позволяет ли историческая ситуация на момент написания посланий 1 Тимофею и Титу говорить об адекватности применения упомянутых в этих посланиях принципах в современных условиях. Или короче говоря: можно ли вообще сопоставлять, как похожие, ситуации того и настоящим времени?
  2. К чему, конкретно, относятся упомянутые в 1 Тимофею 1:1-7 и Титу 3:9 "родословные", "басни" и т.д.? К исследованию библейского текста или к исследованию совершенно других текстов, не имеющих отношение к богодухновенным Греческим Писаниям?

Итак, вначале обратимся к истории. В это время, т.е. примерно в 61-64 г., по признанию самой же Организации, Христианские Греческие Писания ещё не были закончены - не были написаны ни письма Иоанна, ни его Откровение, ни его евангелие, не было и писем Петра и Иуды, а так же, возможно, и евангелия от Марка. Имеющиеся Греческие Писания ещё не были собраны воедино и собрания, вероятно, не имели их отдельные копии в полном объёме. Поэтому о каких "исследованиях" здесь можно говорить? Вряд ли это так, ибо в то время информацию об учениях Иисуса Христа узнавали, в основном, из устных преданий, которые передавались из уст в уста, от очевидцев тех событий и учеников Иисуса. На это указывает и Лука, который около 56-58 гг. писал:

"1 Между тем как многие взялись составлять описание событий, в которых мы полностью удостоверились, 2 как это передали нам люди, бывшие от начала очевидцами и служителями вести, 3 решил и я, с точностью проследив всё с самого начала, по порядку написать о них тебе, высокочтимый Феофил, 4 чтобы ты познал достоверность того, в чем был наставлен устно" (Луки 1:1-4).

Т.е. видим, что примерно за 5 лет до написания посланий Тимофею и Титу в среде христиан обучение и наставление происходило, в основном, устно! Поэтому на момент написания посланий Тимофею и Титу историческая ситуация была совершенна отличная от современной, т.к. в то время просто ещё не могло существовать возможности систематически изучать написанное Слово Божье, т.к. написание и составление Христианских Греческих писаний только началось, и учениками Иисуса Христа становились на основании устных преданий очевидцев и проповеди учеников Господа Иисуса. В настоящий же момент мы имеем законченные Христианские Греческие Писания, которые предоставлены Богом Иеговой и Иисусом Христом для "обучения, для обличения, для исправления, для вразумления в праведности, чтобы Божий человек был сведущ во всём, полностью приготовлен ко всякому доброму делу" , как апостол Павел писал через пару лет во 2 Тимофею 3:15-16, указывая на будущее и напоминая о трепетом отношении к Ветхозаветным Писаниям. Это указание должно быть определяющим для христианина при выборе решения в отношении частоты и самостоятельности исследования Писаний. Оно, это решение, должно быть в согласии с этими словами и должно способствовать всеобемлющему и разностороннему изучению Библии. Т.е. чем чаще, и чем личностнее, христианин изучает Слово Бога, - тем лучше!

Перейдём к выяснению значений слов "родословия", "басни" и других упомянутых в этих местах Писания. Посмотрим значение некоторых слов на языке оригинала. Давайте обратим внимание, что греческое слово genealogi/a -родословие (относится к генеалогии), как говорится в Греческой лексикографии Стронга, означает именно родословные свитки, но совсем не свитки с Писаниями апостолов или учеников Иисуса Христа. Слова "басни", "распроcы" и "раздоры" вообще никоим образом не относятся к библейским изысканиям, а означают только то что означают. Например, "распри по поводу Закона" конкретно указывает на противоречия, которые, естественно, возникали среди христиан из евреев по поводу исполнения ими Моиссева закона. Споры эти не затихали десятилетиями.

Но как это можно применить к нашему времени, как это конкретно может указывать на то, что не допустимо самостоятельно исследовать Писания? Да, никак! Нужно очень сильно "напрягаться", чтобы уловить здесь хотя бы малейший намёк на исследование Священного Писания. Поэтому можно заключить, что Общество Сторожевой Башни постепенно скатывается к реакционной позиции запрета на свободное чтение и исследование Библии, подобно средневековой инквизиции, имевшей место в католической церкви, которую они так страстно осуждали на протяжении всей своей сто тридцатилетней истории.

Итак, мы выяснили, что:

  1. Историческая ситуация была такова, что апостол Павел просто не имел нужды писать что-то о частоте или методике чтения и исследования Христианских Греческих Писаний, так как это тогда было совершенно не актуально.
  2. Тексты приведённые в статье "Ящик вопросов" НЦС за сентябрь 2007 года не могут ни коим образом иметь в себе предостережение против исследования и обсуждения Писания, т.к. эти тексты относятся совершенно к другому аспекту жизни христиан, особенно - из евреев в 1 веке, а именно к спорам в отношении родословных свитков и распрей из-за Моисеева Закона среди христиан их евреев.

Ну, а если говорить об актуальности, то она всё-таки присутствует в отношении всё тех же "родословных", потому что "родословные" то, оказывается, остались! Всё дело в том, что Свидетели Иеговы в настоящий момент являются самыми успешными продолжателями фарисейской теории о выполнении Закона по букве и установления различных ограничений на основании своего толкования библейских стихов и истин. И так как "родословные" были "порождениями" Моиссева Закона, то сейчас именно Свидетели Иеговы являются продолжателями этой традиции - традиции установления мелочных запретов, якобы, на основании того, что сказано в Писании. Они действительно спорят в отношении бесконечных "родословных", и этому спору, или напрасному выискиванию всё новых и новых правил, не видно конца. Поэтому, если уж не заниматься "родословными", то именно "родословными" Общества Сторожевой Башни, содержащимися в их многочисленных публикациях, при этом регулярно, самостоятельно и лично исследуя священное Писание.

Итак, вопрос обсуждён, каковы же последствия этой инквизиционной политики Организации? Палка оказалась "о двух концах", вместо того, чтобы приструнить рядовых Свидетелей Иеговы, этот НЦС вызвал волну негодования и ответных действий по созданию своих сайтов, для выражения своего мнения, ибо инквизиторская диктатура Общества давит, гнетёт и подавляет простой человеческий ум, хотя бы в малейшей степени ориентированный на человечность, искренность и открытость. (Конечно, если это не свойственно уму, но влечёт к противоположному, тогда дорога в ОСБ вымощена такому индивидууму цветами, регалиями и почестями под духовые оркестр лицемерия, ханжества и лицеприятия).

И кроме этого, данное НЦС сыграло злую шутку с теми "ратоборцами" за имидж Общества Сторожевой Башни, которые в последнее время заполонили "эфир Интернета" всевозможными закрытыми и секретными форумами, сайтами в оправданиях Общества, лояльными статьями на своих личных сайтах и безмерным возмущением в адрес подлых "отступников", которые звучали увесистым дифирамбом на всех свободных форумах для Свидетелей Иеговы. Шутка действительно, была наиподлейшая, потому что ребята то старались, показывали свою преданность, "виляли хвостом" очень даже рьяно, но им сказали: "Свободны! Мы в вас не нуждаемся! Знайте своё собачье место и не высовывайтесь, ибо всё это будет делать за вас, избранный и более высокостоящий, "верный раб"! Вот ребятам и пришлось "поджав хвосты" ретироваться с поля боя, прикрываясь неумовразумительными рассуждениями о нецелесообразности обсуждения библейских вопросов в Интернете, как будто мы не читаем НЦС, как будто мы слабы умом для понимания столь примитивной реакции на окрик "из Центра". Естественно, всё ясно и другого не ожидалось.

Но, наверное, самое печальное во всей этой истории это то, что Общество Сторожевой Башни на наших глазах неуклонно, неотвратимо и целеустремлённо становится самой реакционной организацией, подавляющей на корню любую свободу мысли и слова. Свидетели Иеговы всё больше и больше скатываются на позиции средневековой инквизиции, ввергая своих последователей в тьму библейской необразованности, прикрытой элементарными и упрощёнными понятиями своего богословия. Когда-то славная Организация Исследователей Библии, старавшаяся брать всё самое библейское из учений различных христианских организаций, превратилась в оплот мракобесия и подавления инакомыслия.

Но сейчас я хочу сосредоточить ваше внимание не на скорость чтения Писания, а на качество.

Иисус сказал: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» Ин.5:39

Мы поговорим с вами об исследовании Писания. Здесь сказано не о простом чтении Писания, но об исследовании Писания. Исследуешь ли ты Писания? Как исследуешь?

Поделюсь с вами моим исследованием этого стиха и данной темы!

Давайте ответим на вопрос: к кому обратился Иисус? Ответ: к Иудеям (среди них были фарисеи, книжники). Интересно, а они исследовали Писания? Да, исследовали. Они тщательно изучали Писания и знали многие стихи и главы наизусть! Например, они с точностью сказали царю Ироду, где должно родиться Мессии, приведя место из Писания (см. Матфея 2:3-6 ). Тогда почему Иисус сказал им: «Исследуйте Писания»?

Интересно узнать, как говорит греческий оригинал об этом отрывке – в повелительном наклонении: «Исследуйте» или в изъявительном: «Вы исследуете» ?

Греческий оригинал: «Изучаете Писания , потому что вы полагаете в них жизнь вечную иметь и те есть – свидетельствующие обо Мне»

Современный перевод: «Вы изучаете Писания , ибо считаете, что через них обретёте вечную жизнь, но эти же самые Писания свидетельствуют обо Мне!»

Слово Жизни : «Вы старательно исследуете Писания , надеясь через них получить жизнь вечную. A ведь Писания свидетельствуют обо Мне!»

Это значит, что фарисеи исследовали Писания, но делали это не правильно. И сейчас я хочу поговорить о двух важных вещах: о важности исследования Писания и о важности правильного исследования Писания.

I Важность исследования

Слово «исследование» – подвергнуть научному рассмотрению в целях познания; извлечь нечто из «следа»; внимательно, с тщательностью осматривать для выяснения, изучения чего-нибудь; усердное, тщательное исследование при изучении Писания.

Итак, между простым чтением и исследованием есть большая разница. Для сравнения. Простое чтение Библии – это как прием молока. Обычно это свойственно младенцам. Исследование Библии – это уже прием твердой пищи.

Например, когда я уверовал в Иисуса (стал духовным младенцем), я каждый день обильно пил словесное молоко, читая Библию много. Затем я стал возрастать и читать более вдумчиво, размышлять, изучать, заучивать стихи, посещать курсы изучения. Это был переход из младенческого духовного возраста в зрелый.

В Библии сказано: «Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец» Евр.5:13 (другой перевод: «ничего не знает об учении о праведности»; еще: «не знакомый с учением о праведности»).

Этот стих говорит о людях, спасенных через веру в Иисуса Христа, но которые еще несведущи, ничего не знают об учении о праведности, потому что они питаются только молоком. Поэтому наша задача научиться не просто читать, а исследовать, изучать Библию для того, чтобы возрастать духовно и знать учение о праведности.

Интересно и полезно наблюдать за маленькими детьми. Нашу третью дочь Яну мы стали прикармливать в 9 месяцев. Сейчас ей 1 год 10 месяцев и она уже говорит и просит: «Папочка, мяска!». Я предлагал ей много раз мамину грудь, но она отказывается и просит мяска!

Проверьте и пересмотри свое духовное меню!

Еще один пример для сравнения. Исследование подобно тому, когда ты не просто смотришь на содержимое стола или нюхаешь блюда, но приближаешься и берешь в рот, тщательно пережевываешь пищу (дробишь, смягчаешь ее слюною), при этом чувствуешь вкус, еда проходит в горле, и это полезно для пищеварения. Кстати, наши братья любят мясо! Если им предложить поехать на природу, чтобы там попить молока, то откликнутся немногие. Но если бросить клич, что поедем на природу, чтобы пожарить там мясо, то желающих будет много. Я желаю вам, чтобы вы налегали на твердую пищу, т.е. исследовали Писания!

О действиях пророков во времена Ветхого Завета:

Странно, но почему-то многие думают о служении пророков, что все откровения давались им просто так, вдруг. Многие акцентируют внимание, что Бог говорил им через сны, видения, а также и просто среди дня, проговаривая Своим голосом. Но упускается важный момент – пророки не только ждали голоса Божьего. Петр говорит следующее: «10 Этому спасению были посвящены поиски и исследования пророков, которые пророчествовали об ожидающей вас милости. 11 Они старались вычислить , на кого и на какое время им указывал находившийся в них Дух Христа, заранее свидетельствовавший о предназначенных Христу страданиях и о последующей после них славе. 12 Им было открыто , что они служат не самим себе, а вам, говоря о том, что теперь возвещено вам через тех, кто в Духе Святом, посланном с небес, принес вам благую весть о спасении, тайну которого даже ангелы жаждут понять» 1 Пет.1:10-12 (Слово Жизни)

Пророки не сидели, сложа руки, в ожидании откровений от Бога. Они были заняты изысканиями (поисками) и исследованием Писания. Посмотрите на плоды их поисков и исследований Писания: «им было открыто!». Бог поэтому и посылал им откровения, потому что они исследовали Писания, искали волю Божью.

Мне вспоминается случай об одном пастыре - «пророке» и ленивой пастве, которые попали в заблуждение. Они отложили в сторону Библию и погрузились в ожидание сверхъестественных откровений от Бога. Люди сутками и неделями проводили время в Церкви, ночуя на скамейках, ожидая, когда Бог пошлет «видение» пастору - «пророку» и тот потом поделится с ними откровением свыше.

Что нужно для исследования?

«…благодеющая рука Бога его была над ним, потому что Ездра расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять его , и учить в Израиле закону и правде» Ездра 7:9-10

Прекрасный стимул для исследования Писания! Заметьте, над Ездрой была благодеющая рука Бога! Почему? Потому что «Ездра расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень…» . Хотите иметь над собою благодеющую руку Бога? Тогда возьмитесь за исследование Писания.

Итак, из этого отрывка видно, что для исследования нужно:

1. Желание. Ездру никто не заставлял. Он видел в этом важность, ценность! Есть ли у вас желание исследовать Библию? Если желания нет, то либо вы еще в младенческом возрасте, либо есть грех, который вам мешает. Все начинается с желания. Важно увидеть в этом ценность! И помните, что регулярный и обильный прием молока младенцем ведет к потребности к твердой пище. Так что продолжайте регулярно читать Слово Божье (часто бывает, что аппетит приходит во время еды).

2. Решение. Ездра не просто думал об этом, но он принял твердое решение: «Я буду это делать». У вас тоже возможно есть желание изучать Писания, но вы до сих пор не можете решиться и начать его исследовать, откладывая на потом. Вам нужно принять решение!

3. Время (график) Также нужно выделить время в вашем расписании, которое будет посвящено изучению Писания.

4. Обучение (не только самостоятельно исследовать, ноочень важно обучение, чтобы научиться правильно понимать слово Божье).

II Важность правильного исследования

а) «Исследуйте Писания» - многие усердно изучают учения (мнения) людей, не разбирая Писания. Они читают разную литературу, но, к сожалению, не Библию. Поймите меня правильно: дополнительная литература - это не плохо, просто изучать ее нужно только в связке с Писанием. Не зная Писания, как вы проверите истинность утверждений автора? Многие, вооружившись чьим-то мнением, читая Библию и выискивая лишь подтверждение своих взглядов, уклоняются от истины, начинают неправильно её толковать. Один богослов сказал: «Мы не должны читать Библию сквозь голубые очки какого-нибудь вероисповедания, но сквозь чистое стекло Духа Святого». Поэтому, когда читаете чью-то литературу, будьте внимательны и сверяйте с Писанием. Призыв звучит: «исследуйте Писания!».

При выборе литературы будьте внимательны. Например, есть большая разница, когда ты покупаешь и употребляешь натуральную пищу или пищу с опасными добавками (например, ГМО – генетически модифицированные продукты и другое).

б) «Исследуйте Писания» - призыв исследоватьне отдельный стих, главу или книгу, но все Писание! У многих сейчас есть любимые книги и часто можно услышать следующее: «О, мне нравится евангелие от Иоанна, я его читаю и перечитываю. А что, есть такая книга Песни Песней? Нет, не слышал». Исследуйте все Писание, от книги Бытие до книги Откровение!

Написано: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» 2 Тим.3:16

Полезные советы: Когда изучаешь Библию,важно увидеть → в этом отрывке аллегория или прямой текст (чтобы не пытаться толковать прямой текст аллегорически, и наоборот).

Еще. Когда мы просто читаем Библию, то это похоже на то, когда мы рассматриваем лес издалека. Издалека виден весь лес, общая картина. Но, только приблизившись к лесу и войдя в него, можно рассмотреть, что там, в лесу (отдельно дерево, куст, цветок, их красоту, размеры и т.д.). Когда мы начинаем исследовать Писания, то приближаемся и входим в него, и только тогда начинаем видеть важные детали, его красоту, глубину.

Еще. При изучении Писания задавайте вопросы тексту и просите Бога, чтобы Он помог вам правильно понимать Его слово!

Еще. Твердую пищу нужно тщательно пережевывать. Если ты положил кусок мяса в рот и не пережевываешь, то будешь ходить с полным ртом (попробуй, объясни другим с полным ртом – им будет непонятно, а у тебя слюни брызгают и пища вываливается изо рта). Или вы попытаетесь проглотить непережеванный кусок, который не проходит в горло, и, скорее всего, подавитесь. А если и проглотите, то не почувствуете вкуса и со временем заработаете себе гастрит или язву. Сегодня часто можно видеть, как многие верующие схватят «кусок» Писания, и, не исследуя (не пережевывая) его, пытаются что-то доказывать другим. Выглядит это грустно. А некоторые страдают духовными гастритами и язвами. Друзья! важно тщательно пережевывать, т.е. правильно исследовать Библию.

Проблемы фарисеев, знающих Писания:

Итак, фарисеи исследовали Писания? Да! Но они неправильно исследовали Писания.

Иисус сказал фарисеям: «вы устранили заповедь Божью преданием вашим» Мф.15:6 ; еще: «уча учениям, заповедям человеческим» Мф.15:9

Саддукеям Он сказал следующее: «заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божьей» Мф.22:29

Фарисеи исследовали Писания неправильно, предвзято. Они искали в Писаниях не Бога, но доводов в пользу своей позиции; они любили не Бога, а свои представления о Нем.

Результат их исследований: неверные представления о Мессии и Его пришествии; многие неправильно понимали Исаия гл..53 (толковали как аллегорию) ; пропустили 1-е Пришествие Иисуса; постоянные споры; в конечном итоге отвергли Иисуса и распяли Его.

Однажды Никодим в разговоре с фарисеями вступился за Иисуса. На это фарисеи укорили его следующими словами: «На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк» Ин.7:52

В современном переводе звучит так: «…Изучай Писание и узнаешь, что ни один пророк не был родом из Галилеи».

Перед этим фарисеи упрекали народ за то, что, по их мнению, народ не знал Писания. Их упрек в адрес народа был таков: «этот народ – невежда в законе, проклят он» Ин.7:49 . Однако на лицо было невежество самих фарисеев (пророки Иона и Наум были из Галилеи!). Да и о точном месте Рождения Иисуса они не знали и не старались узнать. А ведь при внимательном исследовании этого вопроса они бы обнаружили, что Он родился в Вифлееме, по Писанию!

Иудеи исследовали Писания, надеясь, что простое знание Писания даст им вечную жизнь. Но само Писание не может дать вечную жизнь, оно лишь указывает на Того, Кто может ее дать.

Поэтому единственно правильный способ чтения Библии следующий → при чтении и исследовании Библии надо видеть, что она вся указывает на Иисуса. Написано: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они (Писания) свидетельствуют о Мне » Ин.5:39

Для правильного понимания Писания необходимо:

1. Дух Святой

«Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину : ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» Ин.16:12-13

Без помощи Духа Святого мы не сможем вместить Слово Божье. Просите Бога, чтобы Он помог вам понять то, что вы будете читать и исследовать в Библии. Молитесь и просите: «Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего» Пс.118:18

2. Ежедневное исследование

«Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания , точно ли это так. И многие из них уверовали, и из Еллинских почетных женщин и из мужчин немало» Деян.17:11-12

Перевод «Слово Жизни» : «…каждый день исследовали Писания , чтобы проверить, соответствует ли это истине».

Заметьте, благомысленны (другой перевод: «благороднее», «более широкого склада ума») те, кто исследуют Писание!

Когда они исследовали Писания? Ежедневно! Жители Верии слушали и затем ежедневно сверяли с Писанием «точно ли это так».

Плод их исследований Писания: «многие из них уверовали!». Исследуйте Библию каждый день! Даже если вы еще не приняли решение следовать за Господом Иисусом Христом и еще в чем-то сомневаетесь, прошу вас, начните исследовать Библию и делайте это каждый день. Исследуя Библию, вы будете благомысленными и обретете спасительную веру в Господа Иисуса Христа!

Я обычно утром читаю Библию, а вечером – исследую ее. Мое меню похожее. Утром обычно легкая пища, а в обед и вечером уже твердая пища. И еще, обратите внимание, что Бог посылал манну Израилю рано утром. Манна в пустыне собиралась рано утром! Обязательно начинайте утро с чтения Библии (выпей хотя бы молока!).

3. Ежедневное послушание

«При этом будьте не только слушателями слова, но и исполнителями его , иначе вы просто обманываете себя. Кто слушает слово, но не исполняет, тот похож на человека, который смотрит в зеркало: он посмотрел на себя и отошел, и сразу забыл, как он выглядит. Но человек, который вникает в совершенный закон , закон свободы, и поступает согласно ему , не забывая о том, что слышал, будет благословен в своих делах» Иак.1:22-25

Ежедневное послушание Богу – один из секретов понимания Библии. Читать Библию для простого извлечения знаний не принесет пользы. Напротив, написано: «знание надмевает» 1 Кор.8:1.

В Библии сказано: «Но кто любит Бога, тому дано знание от Него» 1 Кор.8:3. А любит Бога тот, кто исполняет Его заповеди! (см. 1 Ин.5:3 ). Такой человек исследует Библию, черпает из нее важные истины и делает это для того, чтобы идти и применять их в своей жизни. Библия дана нам не для знания, а для изменения наших жизней!

В завершении подведем итог. Итак, что дает исследование Писания?

Познание Иисуса – Спасителя, Который спасает от ада и дает вечную жизнь.

Пребывание в здравом учении Иисуса Христа.

Защита от лжеучений (чтобы не впасть в заблуждение).

Помощь в твоем духовном росте и обилие плодов в твоей христианской жизни.

«Да не отходит сия книга закона от уст твоих ; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» Нав.1:8

Заметьте, не от глаз твоих, но «от уст твоих» . Это значит, что Писание нужно не просто читать, но исследовать (оно должно быть в твоих устах). Это значит, что слово Божье нужно читать, изучать, повторять, заучивать, проговаривать вслух, говорить другим и идти и исполнять его.

Желаю вам начать тщательно исследовать Библию! Да благословит вас Бог обильно!

В молитве о вас! Пастор Эдуард

Память мучеников Маккавеев стоит в ряду церковных исключений. Она касается личностей Ветхозаветных. А кого еще мы торжественно и всецерковно чтим из деятелей времен от Моисея до Мессии? Пожалуй, только Илию. Еще - праотцев в неделю, предшествующую Рождеству. Но там обилие имен поминается вместе, и нет возможности обсудить, осветить, передать слушателям сущностные моменты жизни Адама, Ноя, Авраама, Давида… Каждый из них достоин долгой беседы, да и не одной. Но нет этих бесед. Не звучат они.

О, Иисусе, когда же это будет так, чтобы пастыри и там и здесь, всюду по храмам часто собирали народ, «велели рассадить всех отделениями» (См. Мк. 6:39) и беседовали с ними пространно «о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и других пророках» (Евр. 11:32). Будет ли это, или подобные явления навсегда превратились в «святую древность» и прерогативу Церкви Первенствующей?

При этом заметьте: знаковые личности Ветхого Завета имеют в нашем служебном календаре особые дни памяти. Есть день памяти у Исайи, у Иезекииля, у праотца Авраама (отец всех верующих!), у Моисея (посредник при даровании Закона!) и у прочих. Но скажите мне, разве мы в эти дни собираемся на молитву в храмы? Разве мы прилежим чтению содержащихся в Библии писаний этих мужей? Разве сама память наша церковная и молитвенная реагирует на имена Авраама, Давида, Моисея, Елисея? Почему Илию мы выделяем, и мучеников Маккавеев к нему присоединяем, а прочих оставляем незаслуженно за скобками молитвенного мышления? Может мышление наше не молитвенное вовсе?

«Новый Завет скрыт в Ветхом, а Ветхий Завет раскрыт в новом», - говорил блаженный Августин. Формула эта кристальна и достойна благоговейного удивления. Таковы математические формулы, соединяющие для понимающих людей истину с краткостью и красотой. Люди Нового Завета уже потому должны «изучать Писание» и любить книги Ветхого Завета, что в них «скрыт» Новый Завет.

Было бы неплохо, если бы пастыри постоянно просили своих пасомых: «Читайте Писание. Прошу вас, читайте Писание. Запоминайте, выписывайте, учите наизусть, чтобы поучаться в Законе Господнем «день и ночь!»

Такие речи приходится слышать не очень часто. Они - редкость, при всей необходимости в них. Но даже при том, что просьбы читать Писание незаслуженно редки, думается, что пора звучать иным речам. Пора говорить людям, наполняющим храмы: «Не смейте не читать Священное Писание! Даже не думайте прожить день, ничего не вспомнив или не прочитав из Божественных книг Ветхого и Нового Заветов! Это что еще за мода, считаться христианином и ничего не читать из Библии каждый день?! Есть то вы, небось, не забываете регулярно?!»

Вот какие речи востребованы сегодня поистине.

Прошло, поверьте - навеки прошло то время, когда человек, не читающий Писание и не молящийся на всякий день и час, мог традиционно причислять себя к людям православным. Люди долго были неграмотны. Люди знали только то, что хранила их память. Научат - хорошо, не научат - и так сойдет. Люди относились к вере, как к наследству, полученному вместе с рождением. Сегодня все не так. Человек свободен и человек ищет веру. Все, доставшееся в наследство, он склонен не только любить - не любить, но и подвергать сомнению. Если у этого человека, заверченного в информационный вихрь, будет вера, то она должна будет отличаться осознанностью и серьезностью. К тому же все грамотны.

Мы ежедневно прочитываем изрядное количество текстов. Реклама, объявления, телеафиши, поваренные рецепты… Даже не читая собственно книг, мы все равно многое читаем на протяжении дня. Так почему же крещеные люди, умеющие читать, не читают ежедневно Писание? Я этим хочу сказать о том, что у нас нет оправдания. Наше невежество в Законе Господнем, наша временами совершенная отчужденность от жизни в Завете есть плод только нашей вины и нашего неразумия.

Правда, никто особо не акцентировал внимание широких церковных масс на вдумчивое чтение Писаний. Мы как-то все склонны «спасаться в простоте». И дела нам нет, что иная простота - хуже воровства, и что от глупой простоты до адовой бездны - один сантиметр. Посему, пользуясь случаем, от памяти ветхозаветных мучеников, позвольте мне лишний раз сказать нечто.

А именно: «Знающий грамоте и не читающий Святое Писание крещеный человек христианином считаться может лишь с большой натяжкой. Зане Господа презрел и слов Его не любит, а значит и заповедей не творит.

Кто читает охотно все, что угодно, кроме слова Божия, явно доказывает, что любит все что угодно больше, чем Самого Господа. Таковой - либо отступник от веры, либор полный невер, какой бы сан или чин не носил.

Книга Святая, молча, говорит о вещах великих, и кто голос сей услышать не потрудился, тот услышит голос Божий грозно и страшно в Последний День»

Эти речи можно продлить, и все они обличительны для нас - христиан дня сегодняшнего.

Не время ли проснуться и обратить внимание на главное - на вечные слова Вечного Бога? В противном случае овцы церковного стада рискуют оказаться козлищами, а пастыри - волками.

Помянем Маккавеев - почитаем книги Маккавейские. Придет память Иеремии - найдем в Библии его книгу. И Литургию празднично отслужим в день памяти Авраама, Амоса, Захарии…

Такова необходимость. Таков вызов дней, которыми мы окутаны.