Какие рекомендации можно использовать по обрезке деревьев и кустарников. Какую технику вы применяете для работы с кроной дерева? Использование лип в саду

Меня всегда ужасает вид грубо обрезанных деревьев на улицах городов и деревень. Особенно жутко выглядят такие деревья-обрубки в первые две зимы. Конечно, электрики уродуют деревья не из вредности. Старые посадки часто растут под линиями электропередач и со временем начинают представлять угрозу для энергоснабжения. И обрезают их, руководствуясь вовсе не законами ботаники и уж тем более дизайна, а целесообразностью.

Как правило, грубо обрезаются ветви, непосредственно прикасающиеся к проводам, или полностью спиливается крона на высоте 2,5- 4 м. В результате на улицах появляются обрубки некогда красивых деревьев, которые не умирают, дают в зоне среза новые побеги, а через 3-4 года их вновь уродуют пилы электриков.

Вот фото городской липы, обпиленной электриками 2 года назад.

Это сильное дерево и уже активно наращивает крону на высоте почти 4-х м. Увы, через пару лет его опять обкромсают. И, к сожалению, самим электрикам не выгодно и не интересно спилить такое дерево на высоте хотя бы 2-х м, чтобы за 5-8 лет растение сформировало компактную и красивую крону. Это что касается чисто городских насаждений.

Но если старая липа, клен или другое легко восстанавливаемое дерево растет рядом с вашим домом, то лучше обрезку взять под свой контроль. Дерево можно омолодить радикальной обрезкой на пень, оставив ствол на высоте 20- 25 см над почвой, и тогда от корневой шейки пойдут молодые побеги. Из молодой поросли можно будет оставить 5-6 наиболее сильных, регулярно их обрезать и в результате получить красивую шаровидную крону липы без штамба. Поддерживая обрезкой такие липы на высоте 1,5- 2 м можно будет забыть о страшных пилах электриков. И выглядеть это будет вот так.

Если все-таки хочется иметь крупные деревья, то спилите стволы лип на высоте 1,5- 2 м, обработайте рану септиком и замажьте масляной краской или садовым варом. Кстати, это нужно сделать и при радикальной обрезке. На таком штамбе начнут отрастать боковые побеги. Их также нужно оставить в небольшом количестве и проводить формирующую крону обрезку 2-3 раза за сезон. За 2-3 года на штамбе образуется овальная крона. Ежегодной обрезкой концов побегов можно будет поддерживать дерево на высоте, которая не будет угрожать линиям электропередач. И это дерево у вашего дома будут выглядеть так.

Александр САПЕЛИН

Пожалуй, стрижка растений - это самое раннее из садовых увлечений, которое пришло на ум человеку. Еще в Древнем Риме находились мастера, неплохо владевшие искусством, название которому - топиарное. Свое «второе рождение» оно получило лишь в шестнадцатом веке во Франции. Умами тамошних земледельцев завладели идеи создания садиков, похожих на регулярные итальянские сады. Справедливости ради надо сказать, что в итальянских садах стрижка присутствовала, но именно во Франции случился «золотой век» в развитии топиарного искусства. Негоже было показывать своим гостям сад, к которому не прикоснулась рука человека с ножницами.

Из растений строились целые дворцы под открытым небом с залами, коридорами, анфиладами. Они имели разные стены, так и скульптурный декор разной степени сложности, но и то и другое - из стриженых растений. Понятно, что состав пород для первого и второго случая неодинаков. В Европе достаточно растений для любого варианта. Во втором случае особенно важна мелкая листва, дающая хорошую фактуру поверхности, близкое расположение листочков друг от друга, сильное ветвление, что дает менее сквозистую мелкотекстурную крону. Надо сказать, что у нас с ассортиментом растений, которые имели бы такие характеристики да к тому же переносили стрижку, не так хорошо, как в Европе, но они есть. Конечно, мы не можем позволить себе такой роскоши, как европейцы, которые стригут даже рододендроны, или американцы, которые делают всевозможные спирали и пирамиды из такой, по нашим меркам, «неженки», как ель сизая «Коника». Ниже мы приводим таблицу с ассортиментом тех видов древесных, с которыми это все же возможно. Часто в Европе они не используются для подобных целей, так как в этом нет необходимости, а у нас это, пожалуй, единственная возможность. Увы, имеющиеся в настоящее время в продаже всевозможные тисовые и самшитовые медведи, павлины и прочее ведут себя, к сожалению, как однолетки, что не совсем приятно, учитывая их стоимость, исчисляющуюся сотнями долларов, а вариант уносить на зиму в холодные оранжереи не всех устраивает. Когда-то это уже было: в нарождающийся Санкт-Петербург Петр I привозил и самшит, и тисы из Голландии, но достаточно быстро их пришлось заменить местными породами. И пошли в ход ель, можжевельник, липа, а на бордюры - что бы вы думали? Брусника! Дошло до того, что изучение и использование местных растительных ресурсов для этих целей стало государственной задачей. Очень жаль, что опт тех поколений м так и не смогли учесть, а история повторяется заново.

Мы уже говорили, что для фигурной стрижки, конечно же, предпочтительнее использовать растения с мелким листом. Но с другой стороны, если по своей форме это не очень сложный топиар, то лист не обязательно должен быть слишком мелким (в нашей таблице эта связь наглядно представлена). Конечно, растения с крупными листьями, как правило, создают и достаточно грубую фактуру стриженой поверхности. Но чем выстригаемая фигура более проста, тем это менее заметно. Так же важно отметить, что если выстригаемая фигура имеет ребра (например, пирамида, а не конус), то в этом случае более логичным будет использование мелколистных пород. Они при регулярной стрижке будут образовывать поверхность с изящной, ровной мелкопористой текстурой, и,что особенно важно, ребра этих фигур будут отчетливо видны, чего трудно добиться при использовании растений с крупными листьями. Если же это, например, шар или другая фигура с плавными очертаниями, то даже и крупная листва не всегда выглядит грубо.

При подборе ассортимента для стрижки не ориентируйтесь на красоту того или иного растения во время цветения. Формовка у большинства видов исключает цветение. Цветут лишь те немногие растения, цветочные почки которые расположены не на концах побегов, как у спирей или лапчаток, а более или менее на всем его протяжении (форзиция, айва японская). Недостаток же цветовых пятен в результате отсутствия цветения у многих стриженых растений можно восполнить использованием декоративно-лиственных пород. В отличие от цветения декоративность листьев характеристика не только ослабевает, но и усиливается при стрижке. Дело в том, что у большинства таких форм (независимо от того пурпурные они, золотистые или какие-то еще) наиболее четко эти цвета проявляются на листьях молодых отрастающих побегов. А обрезка растения стимулирует рост именно этих побегов в большом количестве. Поэтому, например, подстриженный в виде шара барбарис оттавский «Суперба» кажется более пурпурным, чем его нестриженый «брат», растущий рядом, так как поверхность его обильно покрыта отрастающими молодыми ярко-красными побегами с листьями того же цвета. Использование для подобных целей хвойных пород с различной окраской хвои подчинено тем же закономерностям. Отрастающие побеги, будь-то золотистая форма туи западной или голубая ели колючей, будет иметь более насыщенную окраску. В отличие от лиственных они к тому же дают этот эффект в течение всего года.

Хотелось бы еще коротко остановиться на вопросе стилистики. Многие считают, что формование растения - это исключительно принадлежность регулярного сада. Это не совсем так. Да, конечно, в регулярном саду они используются куда чаще, чем в пейзажном. Но сегодня стрижку принято использовать в садах самых разных типов. Она находит свое применение и в японском саду. Там невозможно не использовать стрижки под садовые бонсаи (бонсаями по сути не являющиеся, но тем не менее). Стригут и в современном концептуальном саду, где возможно использование различного размера кубов, шаров и пирамид.

Для сравнительно простых геометрических форм (шар, куб, конус) есть целый ряд подходящих как хвойных, так и лиственных растений. Это практически те растения, которые перечислены в нашей таблице. Они создают различную текстуру поверхности, имеют разную окраску, из них можно делать фигуры различного размера, но все они устойчивы в условиях средней полосы России.

Достаточно эффектные шары на штамбах получаются из елей, туй, кленов (особенно полевого). Можем мы сформировать шар и из крыжовника, и из смородины. Правда, выстригая крону в правильный шар, вы исключаете для себя возможность получения плодов, но, как говорится, «не хлебом единым…».

Конечно, суперфигурные стрижки самшитовых «микки-маусов» и тисовых «мери попинс», которыми пестрят парки Европы и Америки, у нас невозможны. Здесь могут быть использованы либо увитые вьющимися растениями фигурные опоры, либо эти же опоры, но набитые субстратом и обсаженные растениями-суккулентами. Но это уже другая тема.

Выше мы обмолвились о довольно распространенных стрижках под бонсаи. Для этих стрижек подходят форм и сорта сосны горной и сосны обыкновенной, клен полевой, бересклет крылатый. Каждый может попытаться сделать бонсаи из самой обычной сосны.

Эффектны зонтиковидные стрижки. Интересным они получаются из ирги канадской, клена полевого, бересклета крылатого, сосны обыкновенной карликовых форм, таких как «Ватерери» и похожих на нее.

Интересны стриженые арки, состоящие из двух растений. В Европе часто используется граб, у нас вполне может быть липа. Этот излюбленный прием европейцев можно выполнить с помощью липы мелколистной, тем более что подобный опыт в России уже был. Это берсо, или, как их еще называли, - огибные дороги, представляющие собой крытые аллеи из переплетенных ветвей деревьев либо на опоре, либо без нее.

Еще более экзотическими являются элемента садовой мебели из деревьев и кустарников. Это скорее декоративный элемент, нежели реальная мебель, возможно, спорный для сада, но кто знает…

Распространяющиеся в Европе стрижки-крыши вполне могут быть получены и у нас, например из липы. Они представляют собой прямые стволы, абсолютно очищенные от ветвей до определенной высоты (чаще 2,5 м), а выше все ветви с помощью каркаса формируются в горизонтальной плоскости, параллельной или не параллельной земле. Получается навес на столбах, где и столбы и сама крыша - живые.

Новое увлечение появилось в последнее время в Европе и Америке. Речь идет о стрижках, совмещенных с прививками. Этим способом можно получить, например, на одном штамбе золотистые, зеленые и голубые хвойные шары разного размера, или плакучие формы, венчающиеся стрижеными конусами, и тому подобное. В общем, полный простор для фантазии, которая вполне доступна и вам, хотя и весьма спорная точка зрения эстетики. Слишком уж легко здесь увлечься и как всегда перейти ту тонкую грань… Но ведь талант - это прежде всего чувство меры.

Часто стрижка может дать вторую жизнь растению. Например, не выдержала зимне-весеннего солнца нежная форма какой-то ели или сломалась от упавшего с крыши снега взрослая сосна горная. Не отчаивайтесь. Приглядитесь внимательнее, что осталось, и подумайте, что из этого можно сделать. Может быть, вы очистите полностью от веток нижнюю часть, создав невысокий штамб. А на нем, если это ель или туя, начнете формировать шар. В этот случае через 2-3 года у вас будет вечнозеленый шар на штамбе. А в сломанной сосне, может быть, вы увидите красивые линии и доработаете ее до бонсаи.

В общем, вариантов для творчества множество, но помните, что уход за садом со стрижеными растениями - дело не просто хлопотное. Это постоянный труд. Отдохнуть нельзя, так как весь труд предыдущих десятилетий может пойти насмарку. Каждая стрижка стимулирует рост, и чем больше вы стрижете, тем больше вам придется стричь, как это ни странно звучит. Поэтому выбирайте.


Сегодня мы будем подробно разбирать вопросы касающиеся обрезки липы. Вообще обрезка кроны дерева носит ежегодный профилактический характер, направленный на поддержания правильного здорового роста дерева. Как многие говорят – в кроне вся сила дерева. Да действительно это так, именно из-за массы которое создает дерево, его основной может наклоняться и изгибаться в зависимости от тяжести в разные стороны, тем самым создает угрозу для людей и построек.

Какой тип обрезки лучше выбрать?

На самом деле все зависит от вашей причины обрезки. Либо это ваш страх падения дерева от ветра или возраста, либо получения большего солнечного света, или уборка сучьев, которые падают от ветра. Решать вам. Так как большинство посаженных лип имеют возраст, переливающийся за 100, то в основном их обрезают для уменьшения возможности падения на дом или провода. Если вы не знаете, что вам необходимо, то просто получите консультацию у специалистов компании “Дровосек”

Виды работы с кроной липы:

  • Санитарная обрезка
  • Формовочная обрезка
  • Омолаживающая обрезка (Глубокая)
  • Уменьшение парусности (Сброс макушки)

Какую технику вы применяете для работы с кроной дерева?

Мы альпинисты(арбористы) высокого класса. У нас есть все необходимое оборудование для лазания и работы с деревьями. Мы применяем в работе бензопилы, что позволят работать в самых суровых условиях. Если речь идет о том где обрезать деревья, то для в городе лучше использовать автовышку, которая позволит за короткое время выполнить большой объем работ. А если речь идет о частном участке то без альпинистов вам не обойтись. Альпинист универсальное средство работы с деревьями на дачном участке

Как правильно обрезать липу осенью?

Стоит понимать, что любое механическое вмешательство в природу губительно. Наша задача нанести минимальный ущерб при работе с деревом. Государством был разработаны специальные нормативы обрезки деревьев для каждой породы дерева, сколько и когда и какие ветки необходимо убирать.

Обрезка липы - это очень популярная услуга нашей компании. За многие годы работы мы доработали общепринятые правила и используем только передовые технологии для работы с кроной дерева. И так обрезать липу можно в момент сброса листьев до начала движения соков в дереве. И так Осенью наша команда рекомендует выполнять только санитарную обрезку. То-есть мы удаляем только больные и слабые ветви.

Можно также отпилить небольшое количество нижних ветвей. По весне это даст стимул дереву укреплять и загущать крону. Так как впереди будут зимние холода, которые могут способствовать гибели или ослаблению деревьев, мы не рекомендуем выполнять формовочную и глубокую обрезку дерева, а также спиливать макушку. В итоге осенью можно только выполнять санитарную обрезку липы.


Прошло несколько времени без всякого замечательного случая. Но в начале следующего лета произошло много перемен в семейном быту Кирила Петровича. В 30-ти верстах от него находилось богатое поместие князя Верейского. Князь долгое время находился в чужих краях, всем имением его управлял отставной майор, и никакого сношения не существовало между Покровским и Арбатовым. Но в конце мая месяца князь возвратился из-за границы и приехал в свою деревню, которой отроду еще не видал. Привыкнув к рассеянности, он не мог вынести уединения и на третий день по своем приезде отправился обедать к Троекурову, с которым был некогда знаком. Князю было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровие и положили на нем свою неизгладимую печать. Несмотря на то, наружность его была приятна, замечательна, а привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность, особенно с женщинами. Он имел непрестанную нужду в рассеянии и непрестанно скучал. Кирила Петрович был чрезвычайно доволен его посещением, приняв оное знаком уважения от человека, знающего свет; он по обыкновению своему стал угощать его смотром своих заведений и повел на псарный двор. Но князь чуть не задохся в собачьей атмосфере и спешил выйти вон, зажимая нос платком, опрысканным духами. Старинный сад с его стрижеными липами, четвероугольным прудом и правильными аллеями ему не понравился; он любил английские сады и так называемую природу, но хвалил и восхищался; слуга пришел доложить, что кушание поставлено. Они пошли обедать. Князь прихрамывал, устав от своей прогулки и уже раскаиваясь в своем посещении. Но в зале встретила их Марья Кириловна, и старый волокита был поражен ее красотой. Троекуров посадил гостя подле ее. Князь был оживлен ее присутствием, был весел и успел несколько раз привлечь ее внимание любопытными своими рассказами. После обеда Кирила Петрович предложил ехать верхом, но князь извинился, указывая на свои бархатные сапоги и шутя над своею подагрой; он предпочел прогулку в линейке, с тем чтоб не разлучаться с милою своей соседкою. Линейку заложили. Старики и красавица сели втроем и поехали. Разговор не прерывался. Марья Кириловна с удовольствием слушала льстивые и веселые приветствия светского человека, как вдруг Верейский, обратясь к Кирилу Петровичу, спросил у него, что значит это погорелое строение и ему ли оно принадлежит?.. Кирила Петрович нахмурился; воспоминания, возбуждаемые в нем погорелой усадьбою, были ему неприятны. Он отвечал, что земля теперь его и что прежде принадлежала она Дубровскому. — Дубровскому, — повторил Верейский, — как, этому славному разбойнику? — Отцу его, — отвечал Троекуров, — да и отец-то был порядочный разбойник. — Куда же девался наш Ринальдо ? жив ли он, схвачен ли он? — И жив и на воле, и покамест у нас будут исправники заодно с ворами, до тех пор не будет он пойман; кстати, князь, Дубровский побывал ведь у тебя в Арбатове? — Да, прошлого году он, кажется, что-то сжег или разграбил... Не правда ли, Марья Кириловна, что было бы любопытно познакомиться покороче с этим романтическим героем? — Чего любопытно! — сказал Троекуров, — она знакома с ним: он целые три недели учил ее музыке, да слава богу не взял ничего за уроки. — Тут Кирила Петрович начал рассказывать повесть о своем французе-учителе. Марья Кириловна сидела как на иголках, Верейский выслушал с глубоким вниманием, нашел все это очень странным и переменил разговор. Возвратясь, он велел подавать свою карету и, несмотря на усильные просьбы Кирила Петровича остаться ночевать, уехал тотчас после чаю. Но прежде просил Кирила Петровича приехать к нему в гости с Марьей Кириловной — и гордый Троекуров обещался, ибо, взяв в уважение княжеское достоинство, две звезды и 3000 душ родового имения, он до некоторой степени почитал князя Верейского себе равным. Два дня спустя после сего посещения Кирила Петрович отправился с дочерью в гости к князю Верейскому. Подъезжая к Арбатову, он не мог не любоваться чистыми и веселыми избами крестьян и каменным господским домом, выстроенным во вкусе английских замков. Перед домом расстилался густо-зеленый луг, на коем паслись швейцарские коровы, звеня своими колокольчиками. Пространный парк окружал дом со всех сторон. Хозяин встретил гостей у крыльца и подал руку молодой красавице. Они вошли в великолепную залу, где стол был накрыт на три прибора. Князь подвел гостей к окну, и им открылся прелестный вид. Волга протекала перед окнами, по ней шли нагруженные барки под натянутыми парусами и мелькали рыбачьи лодки, столь выразительно прозванные душегубками. За рекою тянулись холмы и поля, несколько деревень оживляли окрестность. Потом они занялись рассмотрением галереи картин, купленных князем в чужих краях. Князь объяснял Марье Кириловне их различное содержание, историю живописцев, указывал на достоинства и недостатки. Он говорил о картинах не на условленном языке педантического знатока, но с чувством и воображением. Марья Кириловна слушала его с удовольствием. Пошли за стол. Троекуров отдал полную справедливость винам своего Амфитриона и искусству его повара, а Марья Кириловна не чувствовала ни малейшего замешательства или принуждения в беседе с человеком, которого видела она только во второй раз отроду. После обеда хозяин предложил гостям пойти в сад. Они пили кофей в беседке на берегу широкого озера, усеянного островами. Вдруг раздалась духовая музыка, и шестивесельная лодка причалила к самой беседке. Они поехали по озеру, около островов, посещали некоторые из них, на одном находили мраморную статую, на другом уединенную пещеру, на третьем памятник с таинственной надписью, возбуждавшей в Марье Кириловне девическое любопытство, не вполне удовлетворенное учтивыми недомолвками князя; время прошло незаметно, начало смеркаться. Князь под предлогом свежести и росы спешил возвратиться домой; самовар их ожидал. Князь просил Марью Кириловну хозяйничать в доме старого холостяка. Она разливала чай, слушая неистощимые рассказы любезного говоруна; вдруг раздался выстрел и ракетка осветила небо. Князь подал Марье Кириловне шаль и позвал ее и Троекурова на балкон. Перед домом в темноте разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождем, звездами, угасали и снова вспыхивали. Марья Кириловна веселилась как дитя. Князь Верейский радовался ее восхищению, а Троекуров был чрезвычайно им доволен, ибо принимал tous les frais