Обслуживание паровой турбины во время работы. Ремонт паровых турбин

РЕМОНТ ПАРОВЫХ ТУРБИН

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КУРСА: Курс программы предусматривает повышение квалификации рабочего персонала, принимающего участие в технической эксплуатации основного и вспомогательного оборудования турбинных агрегатов.

Курс обучения рассчитан на слесарей по ремонту ПТУ 3,4,5,6 разрядов согласно ЕТКС, а также на руководящий состав (начальники смен, мастера по ремонту ПТУ).

Продолжительность курса обучения 40 часов

ЦЕЛИ: Повысить уровень теоретических знаний и практических навыков слушателей.

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: Лекции, активное участие слушателей в процессе обучения, дебаты, решении ситуационных задач.

УЧАСТНИКИ: . слесари по ремонту ПТУ 3,4,5,6 разрядов согласно ЕТКС, а также руководящий состав (начальники смен, мастера по ремонту ПТУ).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: По окончанию курса проводится опрос слушателей, тестирование.

Тема урока

Задача урока

Область обучения

Приемы обучения

Средства обучения

Продолжи

тельность, в минутах

Психологическое тестирование на уровень логико-математического мышления

Определить уровень логико – математического мышления каждого слушателя

познавательная

Психологические тесты

Раздаточный материал, бланки тестов.

РЕМОНТ КОРПУСОВ ЦИЛИНДРОВ

ТИПОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ И ОСНОВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:(Типы цилиндров, Применяемые материалы, Узлы крепления). Характерные дефекты цилиндров и причины их появления. Вскрытие цилиндров. ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ПРИ РЕМОНТЕ ЦИЛИНДРОВ: (Ревизия, Контроль металла, Проверка коробления цилиндров, определение поправок для центровки проточной части, Определение величин вертикальных перемещений деталей проточной части при затяжке фланцев корпуса, Определение и исправление реакции опор цилиндров Устранение дефектов). КОНТРОЛЬНАЯ СБОРКА ЗАКРЫТИЕ СБОРКА И УПЛОТНЕНИЕ ФЛАНЦЕВЫХ СОЕДИНЕНИЙ ПРИСОЕДИНЕННЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

Познавательная

Лекция, дебаты

Раздаточный материал

РЕМОНТ ДИАФРАГМ И ОБОЙМ

ТИПОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ И ОСНОВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕФЕКТЫ ДИАФРАГМ И ОБОЙМ И ПРИЧИНЫ ИХ ПОЯВЛЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ПРИ РЕМОНТЕ ДИАФРАГМ И ОБОЙМ: (Разборка и ревизия, устранение дефектов, Сборка и центровка).

Познавательная

Раздаточный материал

РЕМОНТ УПЛОТНЕНИЙ

ТИПОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ И ОСНОВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕФЕКТЫ УПЛОТНЕНИЙ И ПРИЧИНЫ ИХ ПОЯВЛЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ПРИ РЕМОНТЕ УПЛОТНЕНИЙ:(Ревизия, Проверка и регулировка радиальных зазоров, Пригонка линейного размера кольца сегментов уплотнения, Замена усиков уплотнений, устанавливаемых в ротор, Пригонка аксиальных зазоров, Восстановление зазоров в надбандажных уплотнениях)

Познавательная

Раздаточный материал

РЕМОНТ ПОДШИПНИКОВ

РЕМОНТ ОПОРНЫХ ПОДШИПНИКОВ : Типовые конструкции и основные материалы опорных подшипников) Характерные дефекты опорных подшипников и причины их. Основные операции, выполняемые при ремонте опорных подшипников:(Вскрытие корпусов подшипников, их ревизия и ремонт, Ревизия вкладышей, Проверка натягов и зазоров). Перемещение подшипников при центровке роторов Закрытие корпусов подшипников.

Познавательная

Раздаточный материал

РЕМОНТ ПОДШИПНИКОВ

РЕМОНТ УПОРНЫХ ПОДШИПНИКОВ . Типовые конструкции и основные материалы упорных подшипников. Характерные дефекты упорной части подшипников и причины их появления. Ревизия и ремонт. Контрольная сборка опорно-упорного подшипника. ПРОВЕРКА ОСЕВОГО РАЗБЕГА РОТОРА. ПЕРЕЗАЛИВКА БАББИТА ВКЛАДЫШЕЙ ОПОРНЫХ ПОДШИПНИКОВ И КОЛОДОК УПОРНЫХ ПОДШИПНИКОВ. НАПЫЛЕНИЕ РАСТОЧЕК ВКЛАДЫШЕЙ. Ремонт масляных уплотнений

Познавательная

Лекция, дебаты

Раздаточный материал

РЕМОНТ РОТОРОВ

ТИПОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ И ОСНОВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕФЕКТЫ РОТОРОВ И ПРИЧИНЫ ИХ ПОЯВЛЕНИЯ. РАЗБОРКА, ПРОВЕРКА БОЕВ И ВЫЕМКА РОТОРОВ. ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ПРИ РЕМОНТЕ РОТОРОВ: (Ревизия, Контроль металла, Устранение дефектов). УКЛАДКА РОТОРОВ В ЦИЛИНДР.

Познавательная

Лекция, дебаты

Раздаточный материал

РЕМОНТ РАБОЧИХ ЛОПАТОК.

ТИПОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ И ОСНОВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ РАБОЧИХ ЛОПАТОК. ХАРАКТЕРНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ РАБОЧИХ ЛОПАТОК И ПРИЧИНЫ ИХ ПОЯВЛЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ПРИ РЕМОНТЕ РАБОЧИХ ЛОПАТОК: (Ревизия, Контроль металла, Ремонт и восстановление, Переоблопачивание рабочего колеса, Установка связей).

Познавательная

Лекция, дебаты

Раздаточный материал

РЕМОНТ МУФТ РОТОРОВ

ТИПОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ И ОСНОВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ МУФТ. ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕФЕКТЫ МУФТ И ПРИЧИНЫ ИХ ПОЯВЛЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ПРИ РЕМОНТЕ МУФТ: (Разборка и ревизия, Контроль металла, Особенности снятия и посадки полумуфт, Устранение дефектов, Особенности ремонта пружинных муфт). СБОРКА МУФТЫ ПОСЛЕ РЕМОНТА. "МАЯТНИКОВАЯ" ПРОВЕРКА РОТОРОВ.

Познавательная

Лекция, дебаты

Раздаточный материал

ЦЕНТРОВКА ТУРБИН

Задачи центровки. Проведение замеров центровки по полумуфтам. Определение положения ротора относительно статора турбины. Расчет центровки пары роторов. Особенности центровки двух роторов, имеющих три опорных подшипника. Способы расчета центровки валопровода турбины.

Познавательная,

Лекция, обмен опытом

Раздаточный материал

НОРМАЛИЗАЦИЯ ТЕПЛОВЫХ РАСШИРЕНИЙ ТУРБИН

УСТРОЙСТВО И РАБОТА СИСТЕМЫ ТЕПЛОВЫХ РАСШИРЕНИЙ. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ НОРМАЛЬНОЙ РАБОТЫ СИСТЕМЫ ТЕПЛОВЫХ РАСШИРЕНИЙ. СПОСОБЫ НОРМАЛИЗАЦИИ ТЕПЛОВЫХ РАСШИРЕНИЙ. ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ ПО НОРМАЛИЗАЦИИ ТЕПЛОВЫХ РАСШИРЕНИЙ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ВО ВРЕМЯ РЕМОНТА ТУРБИНЫ.

Познавательная,

Лекция, обмен опытом

Раздаточный материал

НОРМАЛИЗАЦИЯ ВИБРАЦИОННОГО СОСТОЯНИЯ ТУРБОАГРЕГАТА

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВИБРАЦИИ. ВИБРАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ И КАЧЕСТВА РЕМОНТА ТУРБИНЫ. ОСНОВНЫЕ ДЕФЕКТЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗМЕНЕНИЕ ВИБРАЦИОННОГО СОСТОЯНИЯ ТУРБИНЫ, И ИХ ПРИЗНАКИ. МЕТОДЫ НОРМАЛИЗАЦИИ ПАРАМЕТРОВ ВИБРАЦИИ ТУРБОАГРЕГАТА.

Познавательная

Лекция, обмен опытом

Раздаточный материал

РЕМОНТ И НАЛАДКА СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПАРОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ

Какие документы и в какой срок должны быть составлены и утверждены по ремонту САР и парораспределения до начала ремонта. Какие работы выполняются при ремонте САР и при подготовке к нему. Документация по ремонту САР. Общие требования к САР. Снятие характеристики парораспределения. Снятие характеристики САР.

Познавательная

Лекция, обмен опытом

Раздаточный материал

Ремонт кулачкового распределительного механизма: (Основные дефекты кулачковых распределительных механизмов) Ремонт регулирующих клапанов: (Ревизия штока и клапана, Ревизия подшипников рычага и роликов). Материалы парораспределения.

Раздаточный материал

Лекция, обмен опытом

Раздаточный материал

РЕМОНТ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ ПАРОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ

СЕРВОМОТОРЫ. Общие требования к сервомоторам. Наиболее часто встречающиеся дефекты сервомоторов с односторонним подводом жидкости. Основные дефекты сервомоторов с двухсторонним подводом жидкости.

Раздаточный материал

Лекция, обмен опытом

Раздаточный материал

ТЕСТИРОВАНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ:

1. Приложение. Презентационный материал, используемый при обучении.

2. Приложение. Учебное пособие.

Общие сведения. На судах морского флота эксплуатируются главные и вспомогательные паровые турбомеханизмы (турбогенераторы, турбонасосы, турбовентиляторы); все они проходят ежегодные освидетельствования, при которых производится: наружный осмотр, готовность к действию, работа в действии, исправность маневренных и пусковых устройств и устройств дистанционного управления, а также проверяется исправность навешанных и приводных механизмов.
Техническое обслуживание паровой турбины включает проведение планово-предупредительных осмотров (ППО) и ремонтов (ППР), регулировку и настройку элементов турбин, устранение неисправностей, проверку аппаратуры на соответствие техническим условиям, восстановление утраченных свойств, а также выполнение мероприятий по сохранению турбин при их бездействии.
В зависимости от объёма и характера выполняемых работ ТО подразделяются на ежедневные, ежемесячные и ежегодные.
Ежедневное ТО включает следующие основные операции:
- визуальный осмотр;
- удаление протечек топлива, масла и воды;
- удаление следов коррозии;
- измерение вибрации.
Демонтаж и разборка турбин . Согласно инструкции завода-изготовителя производят плановые вскрытия турбин. Цель вскрытия турбин — оценка технического состояния деталей, очистка её проточной части от коррозии, нагара и накипи.
К разборке турбины приступают не ранее чем через 8-12 часов после её остановки, то есть после охлаждения, когда температура стенок корпуса станет равной температуре окружающего воздуха (около 20 С).
Если турбина демонтируется для транспортировки в цех, то соблюдают следующий порядок работ по демонтажу:
- отключают турбину от поступающего пара;
- спускают или откачивают воду из конденсатора;
- откачивают масло из турбины или спускают его, освободив масляную систему;
- снимают арматуру и контрольно-измерительные приборы;
- отсоединяют трубопроводы, непосредственно соединенные с турбиной, или мешающие демонтажу её с фундамента;
- снимают обшивку турбины и изоляцию;
- разбирают поручни, снимают площадки и щиты;
- снимают быстрозапорный клапан ресивера и байпасные клапаны;
- разобщают ротор турбины от редуктора;
- заводят стропы и закрепляют их к грузоподъёмному устройству;
- отдают фундаментные болты и снимают турбину с фундамента. Подрыв крышки статора производят отжимными болтами, а подъём
(опускание) её и ротора производят специальным приспособлением. Это приспособление состоит из четырёх винтовых колонок и механизмов подъёма. На винтовых колонках закреплены линейки для контроля высоты подъёма крышки статора или ротора турбины. При подъёме крышки или ротора через каждые 100-150 мм делают остановку и проверяют равномерность их подъёма. Также поступают и при их опускании.
Дефектоскопия и ремонт. Дефектоскопия турбины выполняетется в два этапа: до вскрытия и после вскрытия в процессе разборки. До вскрытия турбины с помощью штатных контрольно-измерительных приборов измеряются: осевой разбег ротора в упорном подшипнике, масляные зазоры в подшипниках, зазоры в предельном регуляторе частоты вращения.
К характерным дефектам паровой турбины относят: деформацию фланцев разъёма статора, трещины и коррозию внутренних полостей статора; деформацию и неуравновешенность ротора; деформацию рабочих дисков (ослабление их посадки на валу ротора), трещины в районе шпоночных пазов; эрозионное изнашивание, механические и усталостные разрушения рабочих лопаток; деформация диафрагм; эрозионное изнашивание и механические повреждения соплового аппарата и направляющих лопаток; изнашивание колец концевых и промежуточных уплотнений, подшипников.
При эксплуатации турбины в основном происходят тепловые деформации деталей, вызванные нарушениями Правил технической эксплуатации.
Тепловые деформации возникают в результате неравномерного прогревания турбины при её подготовке к пуску и при остановке.
Работа неуравновешенного ротора вызывает вибрацию турбины, что может привести к обрыву лопаток и бандажа, к разрушению уплотнений и подшипников.
Корпус паровой турбины выполняется с горизонтальным разъёмом, который делит его на две половины. Нижняя половина — корпус, а верхняя — крышка.
Ремонт заключается в восстановлении плотности плоскости разъёма корпуса из-за коробления. Коробление плоскости разъёма при зазорах до 0,15 мм устраняют шабрением. После окончания шабрения крышку устанавливают на место и щупом проверяют наличие местных зазоров, которые не должны быть больше 0,05 мм. Трещины, свищи и коррозионные раковины в корпусе турбины разделывают и устраняют сваркой и наплавкой.
Роторы паровых турбин . В главных турбинах роторы чаще всего изготавливают цельноковаными, а у вспомогательных — ротор обычно сборный, состоящий из вала и рабочего колеса турбины.
Деформацию ротора (изгиб), который не превышает 0,2 мм, удаляют механической обработкой, до 0,4 мм — термической правкой, а свыше 0,4 мм — термомеханической правкой.
Ротор с трещинами заменяют. Износ шеек устраняют шлифованием. Овальность и конусообразность шеек допускается не более 0,02 мм.
Рабочие диски. Диски с трещинами заменяют. Деформацию дисков выявляют по торцевому биению и, если оно не превышает 0,2 мм, его устраняют проточкой торца диска на станке. При большей величине деформации диски подвергают механической правке или замене. Ослабление посадки диска на валу устраняют хромированием его посадочного отверстия.
Лопатки дисков. На лопатках возможен эрозионный износ и, если он не превышает 0,5-1,0 мм, то их запиливают и шлифуют вручную. При больших разрушениях лопатки заменяют. Новые лопатки изготавливают на турбостроительных заводах. Перед установкой новых лопаток их взвешивают.
При наличии механических повреждений и отрыва ленточного бандажа рабочих лопаток его заменяют, для чего удаляют старый бандаж.
Диафрагмы турбин. Любая диафрагма состоит из двух половин: верхней и нижней. Верхняя половина диафрагмы устанавливается в крышке корпуса, а нижняя — в нижней половине корпуса турбины. Ремонт связан с устранением коробления диафрагмы. Коробление диафрагмы определяют на плите пластинами щупа, для этого диафрагму укладывают ободом со стороны выхода пара на плиту и щупом проверяют наличие зазоров между ободом и плитой.
Коробление устраняют шлифованием или шабрением торца обода по плите на краску. Затем по пришабренному торцу обода диафрагмы, пришабривают посадочный паз в корпусе турбины со стороны выхода пара. Это делают для достижения плотного прилегания диафрагмы к корпусу, с целью уменьшить протечки пара. При наличии трещин на ободе диафрагмы её заменяют.
Лабиринтовые (концевые) уплотнения . По конструкции лабиринтовые уплотнения могут быть простого типа, эластичного ёлочного типа, эластичного гребёнчатого типа. При ремонте уплотнений втулки и сегменты лабиринтовых уплотнений с повреждениями меняют, устанавливая радиальные и осевые зазоры согласно техническим условиям на ремонт.
Опорные подшипники в турбинах могут быть скольжения и качения. В главных судовых паровых турбинах используют подшипники скольжения. Ремонт таких подшипников аналогичен ремонту подшипников дизеля. Величина установочного масляного зазора зависит от диаметра шейки вала ротора. При диаметре шейки вала до 125 мм, установочный зазор составляет 0,12-0,25 мм, а предельно допустимый — 0,18-0,35 мм. Подшипники качения (шариковые, роликовые) устанавливают в турбинах вспомогательных механизмов и ремонту они не подлежат.
Статическая балансировка дисков и роторов . Одной из причин, вызывающих вибрацию у турбины, является неуравновешенность вращающихся ротора и дисков. У вращающихся деталей может быть одна или несколько неуравновешенных масс. В зависимости от их расположения возможна статическая или динамическая неуравновешенность масс. Статическую неуравновешенность можно определить статически, без вращения детали. Статической балансировкой называют совмещение центра тяжести с её геометрической осью вращения. Это достигается снятием металла с тяжёлой части детали или добавлением его на её лёгкую часть. Перед балансировкой проверяют радиальное биение ротора, которое должно быть не более 0,02 мм. Статическую балансировку деталей, работающих при частоте вращения до 1000 мин-1, производят в один этап, а при большей частоте вращения — в два этапа.
На первом этапе деталь уравновешивают до безразличного её состояния, при котором она останавливается в любом положении. Это достигается путём определения положения тяжёлой точки, а затем с противоположной стороны подбирают и крепят уравновешивающий груз.
После уравновешивания детали на её лёгкой стороне взамен временного груза закрепляют постоянный груз, или с тяжёлой стороны снимают соответствующее количество металла и на этом балансировку завершают.
Второй этап балансировки заключается в устранении остаточной неуравновешенности (дисбаланса), оставшейся за счёт инерции детали и наличия трения между ними и опорами. Для этого поверхность торца детали делят на шесть-восемь равных частей. Затем, деталь с временным грузом устанавливают так, чтобы он оказался в горизонтальной плоскости (точка 1). В этой точке массу временного груза увеличивают до тех пор, пока деталь не выйдет из состояния равновесия и не начнёт вращаться. После этой операции груз снимают и взвешивают на весах. В такой же последовательности выполняют работу и для остальных точек детали. По полученным данным строят кривую, которая при точном выполнении балансировки должна иметь форму синусоиды. На этой кривой находят точки максимума и минимума. Точке максимума кривой соответствует лёгкое место детали, а точке минимума — тяжёлое место. Точность статической балансировки оценивается по неравенству:

где К — масса уравновешивающего груза, г;
R — радиус установки временного груза, мм;
G — масса ротора, кг;
Lст — предельно допустимое смещение центра тяжести детали от её оси вращения, мкм. Предельно допустимое смещение центра тяжести детали находят по диаграмме предельно допустимых смещений центра тяжести при статической балансировке, по паспортным данным турбины или по формуле:


где n — частота вращения ротора, с-1.
Динамическая балансировка. При динамической балансировке все массы ротора приводятся к двум массам, лежащим в одной диаметральной плоскости, но по разные стороны от оси вращения. Динамическую неуравновешенность можно определить только по центробежным силам, возникающим при вращении детали с достаточной скоростью. Качество динамической балансировки оценивается величиной амплитуды колебаний ротора при критической частоте его вращения. Балансировка производится на специальном стенде в заводских условиях. Стенд имеет опоры маятникового или качающегося типа (типы стендов 9В725, 9А736, МС901, ДБ 10 и др.). Ротор турбины укладывают на два пружинистых подшипника, установленные на опорах станины, и соединяют с электродвигателем. Вращая электрическим двигателем ротор турбины определяют его критическую частоту вращения, измеряя при этом поочерёдно максимальные амплитуды колебаний шеек ротора с каждой стороны. Затем, каждую сторону ротора размечают по окружности на 6-8 равных частей и рассчитывают массу пробного груза для каждой стороны. Балансировку начинают со стороны подшипника, имеющую большую амплитуду колебаний. Второй подшипник закрепляют. Пробный груз крепят в точке 1 и измеряют максимальную амплитуду колебаний шейки ротора при критической частоте его вращения. Потом груз снимают, крепят его в точке 2 и операцию повторяют. По полученным данным строят график, по которому определяют максимальную и минимальную амплитуды и среднее значение амплитуды, а по её величине — массу уравновешивающего груза. Подшипник с большей амплитудой колебаний закрепляют, а второй — освобождают от крепления. Повторяется операция балансировки второй стороны в той же последовательности. Оценка результатов балансировки производится по неравенству:


где aocт — амплитуда колебаний концов ротора, мм;
R — радиус крепления балансирующего груза, мм;
G — часть массы ротора, приходящаяся на данную опору, кг;
Lcт — допустимое смещение центра тяжести от оси вращения ротора при динамической балансировке, мкм.
Сборка турбины включает центровку ротора и диафрагм.
Центровка ротора. До центровки ротора подгоняют подшипники скольжения по постелям и шейкам ротора. Потом производят центровку ротора относительно оси расточки под обоймы концевых уплотнений турбины. Во время центровки ротора и диафрагм используют фальшвал (технологический вал), который укладывают на подшипники. Затем измеряют зазоры между шейкой вала и цилиндрической поверхностью под уплотнения в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Допустимое смещение оси ротора относительно оси расточек под уплотнения допускается до 0,05 мм. Равенство зазоров указывает на хорошую центровку, а если нет, то производится центровка оси ротора.
Закрытие турбины. Перед укладкой ротора его шейки и подшипники смазывают чистым маслом. Затем ротор укладывают на подшипники и опускают крышку. После обжатия крышки проверяется лёгкость вращения ротора. Для уплотнения плоскостей разъёма турбины, работающей при давлении выше 3,5 МПа и температуре до 420 С, используется паста «Герметик», или другие мастики. При этом резьбу гаек, шпилек и простых болтов покрывают тонким слоем графита, а призонные болты смазывают ртутной мазью.
Испытания турбин после ремонта. Отремонтированные турбомеханизмы должны испытывать сначала на стенде СРЗ, затем проводить швартовные и ходовые испытания. При отсутствии стендов на СРЗ, турбомеханизмы подвергают только швартовным и ходовым испытаниям. Швартовные испытания состоят из обкатки, регулировки и проверки турбомеханизмов по программе стендовых испытаний.
Всю подготовку к пробному пуску турбинной установки (проверку действия клапанов, прогревание турбины и паропроводов, смазочной системы и т.д.) производят в полном соответствии с «Правилами обслуживания судовых паровых турбин и ухода за ними». Кроме этого производят прокачку смазочной системы и подшипников горячим маслом при температуре 40-50 С с помощью смазочного насоса. Для очистки смазочной системы от загрязнений перед подшипниками устанавливают временные фильтры из медной сетки и марли и т.п. Их периодически вскрывают, промывают и вновь ставят на место. Прокачивают масло до тех пор, пока на фильтрах не будут осадка загрязнений. После прокачки масло из расходной цистерны сливают, цистерну очищают и заполняют свежим маслом.
Перед пуском турбину проворачивают валоповоротным устройством, при этом внимательно прослушивают стетоскопом места расположения подшипников турбины и редуктора, район проточной части, уплотнений и зубчатых зацеплений. При отсутствии каких-либо замечаний производят проворачивание ротора турбины паром, доводя его вращение до частоты 30-50 мин -1, и сразу же перекрывают пар. Вторичный пуск турбины осуществляют в том случае, если не обнаружено никаких неисправностей при проворачивании.
При всяком постороннем звуке в турбине её немедленно останавливают, производят осмотр, выявляют причины неисправностей и принимают меры к их устранению.
Работа турбомеханизма на холостом ходу проверяется с постепенным увеличением частоты вращения ротора турбины до номинального значения и одновременно — действие регулятора частоты вращения, быстрозапорного клапана, ваккум-конденсатора и др.
При ходовых испытаниях определяют технические и экономические показатели турбомеханизма на всех режимах работы.

Обслуживание ТЗА можно разделить на следующие этапы:

    Подготовка турбины к действию и пуск;

    Обслуживание во время работы;

    Вывод из действия и осушение;

    Наблюдение за турбиной во время бездействия.

Подготовка турбоагрегата к действию

Подготовка парового турбоагрегата к прогреванию начинается с проверки состояния агрегата и обслуживающих систем.

Для этого необходимо выполнить следующие действия:

    Подготовить турбины и зубчатые передачи, т.е. произвести осмотр турбин и зубчатых передач и убедиться в наличии всех штатных контрольно-измерительных приборов и их исправности. Проверить состояние указателей расширения корпусов и скользящих опор. Произвести замеры осевого и радиального положения валов и осевого положения корпусов.

    Подготовить и ввести в действие масляную систему.

Для этого необходимо:

    Удалить отстоявшуюся воду и шлам из масляных цистерн;

    Проверить уровень масла в сточных и напорных гравитационных цистернах;

    В случае низкой температуры масла подогреть его до 30…35 0 С , при этом следить за тем, чтобы давление греющего пара не превышало 0,11…0,115 МПа ;

    Запустить масляный сепаратор и ввести его в действие;

    Подготовить к работе фильтры и маслоохладитель, открыть соответствующие клапаны и клинкеты;

    Подготовить к пуску и запустить масляный насос;

    Открыв воздушные краники на фильтре, маслоохладители на всех крышках подшипников турбин и зубчатой передачи, выпустить воздух и проверить заполнение масляной системы маслом;

    Проверить поступление масла на смазывание зубьев зубчатой передачи, при необходимости открыв для этого смотровые лючки;

    Убедиться, что давление в системах смазывания и регулирования соответствует значениям, указанным в инструкции;

    Убедиться в отсутствии утечек масла из системы;

    Понижением уровня масла проверить исправность сигнального устройства;

    После запуска циркуляционного насоса открыть клапаны циркуляционной воды у маслоохладителя, проверить циркуляцию воды;

    Проверить исправность действия терморегуляторов;

    Убедиться в наличии достаточного перелива масла из напорной гравитационной цистерны.

    Подготовить к работе валоповоротное устройство;

    Произвести осмотр и подготовку валопровода;

При подготовке валопровода к проворачиванию необходимо:

    Проверить отсутствие посторонних предметов на валопроводе;

    Отжать тормоз валопровода;

    При необходимости ослабить дейдвудный сальник;

    Проверить и подготовить к работе систему охлаждения подшипников;

    Проверить и убедиться в нормальном натяжении цепи привода к датчику тахометра;

    Подготовить и включить валоповоротное устройство;

О включении валоповоротного устройства, на посту управления повесить табличку ВАЛОПОВОРОТНОЕ УСТРОЙСТВО ВКЛЮЧЕНО. Для пробного проворачивания турбоагрегата ВПУ необходимо получить разрешение вахтенного помощника капитана. Произвести проворачивание на 1 и 1/3 оборота гребного винта на передний и задний ход. При этом наблюдать по амперметру за мощностью, потребляемой электродвигателем валоповоротного устройства и тщательно прослушивая турбину и зубчатую передачу. Превышение нагрузки допустимого значения свидетельствует о наличии неисправности, которая должна быть устранена.

    Подготовить паропровод и систему управления, сигнализации и защиты;

Подготовка заключается в проверке работы паровых клапанов на открытие и закрытие при отсутствии пара в паропроводах:

    Проверить, закрыты ли клапаны отбора пара из турбин;

    Открыть клапаны продувания;

    Открыть-закрыть быстрозапорный, маневровый и сопловые клапаны, чтобы убедится в исправности их действия;

    Произвести наружный осмотр редукционных и предохранительных клапанов;

    После подачи масла в систему регулирования выключить вакуум-реле, открыть быстрозапорный клапан, проверить его действие выключением от руки, понижением давления масла, а также воздействием на реле осевого сдвига, после чего оставить клапан закрытым и включить вакуум-реле;

    Открыть клапаны продувания ресиверов, быстрозапорного и маневрового клапанов, паровой коробки и камер штоков сопловых клапанов;

    Перед прогреванием турбин, прогреть и продуть главный паропровод до быстрозапорного клапана через специальный трубопровод прогревания или медленным открытием главных разобщительных клапанов, постепенно повышая давление в паропроводе по мере прогревания.

    Подготовить конденсационную систему и главный конденсатор;

для этого необходимо:

    Открыть приемный и отливной клинкеты (или клапаны) циркуляционного насоса, запустить главный циркуляционный насос;

    Открыть воздушные краники на водяной части главного конденсатора, закрыв их после того, как из них пойдет сплошной струей вода;

    Проверить и убедится, что спускные клапаны водяной стороны конденсатора и циркуляционного насоса закрыты;

    Заполнить сборник конденсата главного конденсатора питательной водой до половины водомерного стекла;

    Подготовить к действию автоматику поддержания уровня конденсата в конденсаторе;

    Проверить открытие клапанов на магистрали конденсата, поступающего к холодильникам (конденсаторам) эжекторов;

    Открыть клапан на трубопроводе обратной циркуляции;

    Пустить конденсатный насос, после чего открыть клапан на его напорном трубопроводе;

    Проверить работу регулятора уровня конденсата в конденсаторе.

    Прогреть паровые турбины.

Прогревание турбин начинают с подачи пара к концевым уплотнениям турбин, подготавливают и включают в работу главный пароструйный эжектор, тем самым поднимают вакуум в конденсаторе. Включают в действие автоматику поддержания давления в системе управления.

Поднимают вакуум до полного для проверки плотности системы после чего снижают до величины, установленной заводом производителем.

В процессе подъема вакуума проворачивают роторы турбин валоповоротным устройством.

Для прогревания турбин главных турбозубчатых агрегатов применяется три способа прогревания:

Первый- прогревание турбин при вращении ротора рабочим паром на стоянке;

Второй- прогревание турбин при вращении роторов валоповоротным устройством;

Третий- комбинированный, при котором вначале прогревание ведется при вращении ротора валоповоротным устройством, а затем, получив разрешение с командного мостика, дают пробные обороты рабочим паром турбин на передний ход. При этом внимательно прослушивают турбины, зубчатые зацепления и подшипники.

Проверяют давление пара при страгивании турбин, которое не должно превышать значений, указанных в инструкции. Меняют направление вращения турбин с переднего хода на задний, с помощью маневрового клапана и опять прослушивают все элементы ТЗА. После окончания процесса прогревания турбин переводят циркуляционный конденсатный и масляный насос на нормальный эксплуатационный режим работы и поднимают вакуум в главном конденсаторе до рабочего значения.

При этом надо иметь в виду, что роторы турбин могут оставаться неподвижными, после подачи пара к уплотнениям не более 5…7 минут.

    Проверить блокировку, исключающую возможность пуска агрегата в ход при включенном валоповоротном устройстве.

    Произвести процесс пробного проворачивания ТЗА.

При пробном проворачивании турбоагрегатов валоповоротным устройством необходимо убедится, что:

    Быстрозапорный клапан (БЗК) закрыт;

    Маневровые клапаны турбины закрыты;

    Автоблокировка валоповоротного устройства, если она имеется, не позволяет открыть БЗК давлением масла.

В процессе пробного проворачивания турбоагрегата валоповоротным устройством необходимо выполнить следующие действия:

    Провернуть валы турбоагрегата, тщательно прослушивая при этом турбины и зубчатую передачу;

    Пробное проворачивание производить не менее чем на один оборот гребного вала на передний и задний ход;

    Следить за силой тока потребляемого валоповоротным устройством и в случае превышения нормального значения или резком колебании силы тока немедленно остановить валоповоротное устройство до выяснения причин и устранения неисправностей.

При проворачивании ГТЗА ВПУ возможно, что электродвигатель валоповоротного устройства при страгивании и проворачивании ГТЗА имеет повышенную нагрузку или резкие колебания. Это может происходить по следующим причинам:

    Возможно задевание внутри турбины в облопатывании или в уплотнении, задевание в зубчатой передаче во время проворачивания ГТЗА, при этом слышен характерный звук.

В этом случае необходимо вскрыть горловины и прослушать изнутри, проверить осевые и радиальные зазоры как в проточной части, так и в подшипниках.

При обнаружении недопустимых просадок или разбегов, дефектов проточной части турбины вскрыть корпус или редуктор и устранить дефекты.

    В турбине слышен характерный при наличии воды звук, скопление воды в корпусе турбины, переполнение главного конденсатора.

Для их устранения необходимо открыть продувание турбины, удалить воду, довести уровень в главном конденсаторе до нормального.

В этом случае необходимо отключить ВПУ, проверить кинематическую схему и устранить заедание.

    Возможно нарушение работы электродвигателя.

В этом случае надо проверить подшипники и электрическую схему и устранить неисправность.

    Зажат тормоз.

    Намотан трос на винт.

В процессе прогревания турбин запрещается применять следующие процедуры:

      Снижать вакуум в конденсаторе за счет уменьшения подачи пара на уплотнения;

      Держать открытыми БЗК и маневровые клапаны при проворачивании ГТЗА валоповоротным устройством.

По окончании прогревания турбин необходимо выполнить следующие действия:

    Произвести пробные пуски турбоагрегата со всех постов управления;

    Убедиться в правильности действия системы дистанционного управления.

В процессе пробных оборотов ГТЗА возможно, что турбина не страгивается при допустимой величине давления пара. Это возможно по следующим причинам:

    Не достаточен вакуум в главном конденсаторе;

    Тепловой прогиб ротора турбины в результате местного охлаждения во время стоянки с прогретым ГТЗА и нарушение режима проворачивания.

В этом случае следует вывести турбинную установку из действия, дать турбине постепенно остыть. Для равномерного остывания необходимо закрыть приемные и отливные клинкеты главного конденсатора, удалить из него охлаждающую воду. После проворачивания ГТЗА ВПУ ввести установку в действие.

    При открытии сопловых клапанов происходит падение давления в главном паропроводе.

В этом случае возможна неисправность клапанов на главном паропроводе или они не полностью открыты.

С позиций соблюдения режимных характеристик ПСУ при их эксплуатации основное внимание уделяется постоянным и переменным режимам работы паровой турбины.

Постоянный режим работы паровой турбины. Для современных мощных турбоустановок на тепловых и атомных электростанциях единичной мощностью от нескольких сотен МВт до 1000–1500 МВт, которые, как правило, эксплуатируются в постоянном режиме максимальной нагрузки, на первое место выходят такие показатели, как экономичность, надежность, долговечность и ремонтопригодность.

Экономичность ПТУ характеризуется как коэффициентом полезного действия (к.п.д.) турбоустановки (ТУ), так и удельным расходом теплоты брутто (т.е. без учета затрат энергии на собственные нужды ТУ). Показателями экономичности для теплофикационных турбоустановок с регулируемыми отборами на отопление и горячее водоснабжение являются удельный расход пара на теплофикационном режиме, удельный расход теплоты на конденсационном режиме, удельный расход теплоты на выработку электроэнергии и др. Удельный расход теплоты брутто для конденсационных турбин большой мощности находится на уровне 7640– 7725 кДж/(кВт·ч); для ТЭС – 10200 кДж/(кВт·ч) и 11500 кДж/(кВт·ч) для АЭС. Удельный расход теплоты брутто для теплофикационных турбоустановок при температуре охлаждающей воды 20°С на конденсационном режиме составляет порядка 8145–9080 кДж/(кВт·ч), а удельный расход пара на теплофикационном режиме – не более 3,6–4,3 кг/(кВт·ч).

Надежность и долговечность характеризуются рядом количественных показателей, таких как средняя наработка на отказ, полный назначенный срок службы, полный назначенный ресурс элементов, средний срок службы между капитальными ремонтами, коэффициент технического использования, коэффициент готовности и другими. Полный назначенный срок службы энергоблока выпуска до 1991 года составляет не менее 30 лет, оборудования выпуска после 1991 года – не менее 40 лет. Полный назначенный ресурс (парковый ресурс) основных элементов, работающих при температурах выше 450°С, составляет 220 тыс. часов эксплуатации. Для турбин большой мощности установлена наработка на отказ не менее 5500 ч и коэффициент готовности не менее 97%.

Переменный режим работы паровой турбины предполагает прежде всего изменение расхода пара через проточную часть – в сторону уменьшения от номинального. При этом минимальные потери при переменном, т.е. «частичном», расходе пара достигаются при сопловом регулировании, когда полностью открыты клапаны (клапан), обслуживающие одну определенную группу сопел. Теплоперепады существенно изменяются только на регулирующей и последней ступени проточной части. Теплоперепады промежуточных ступеней остаются почти постоянными при уменьшении расхода пара через турбину. Условия работы промежуточных ступеней и, следовательно, к.п.д. всех ступеней высокого давления (кроме первой ступени), среднего давления и низкого давления (кроме последней ступени) практически не изменяются.

Чем больше подъем клапана, обслуживающего какую-либо одну группу сопел, тем меньшее приращение расхода приходится на «единицу» его подъема. При достижении h/d ≈ 0,28 (где h – линейное смещение клапана при его открытии, а d – диаметр клапана) приращение расхода пара через клапан практически прекращается. Поэтому для обеспечения плавности процесса нагружения предусматривается открытие клапана, обслуживающего следующую группу сопел, с некоторой «перекрышей», т.е. несколько раньше, чем полностью откроется предыдущий клапан.

Для последней ступени цилиндра низкого давления уменьшение относительного объемного расхода пара до величины ниже 0,4 GV 2 приводит к образованию вихрей в основном потоке как у корня рабочих лопаток последней ступени, так и у их периферии, что опасно с точки зрения динамических нерасчетных напряжений в этих лопатках, которые и без того нагружены до предела.

Основы эксплуатации паровых турбин. Требования к маневренности и надежности современных паровых турбин в процессе их эксплуатации связаны с общими условиями работы энергосистем, суточными, годовыми графиками энергопотребления, структурой генерирующих мощностей в энергосистемах, их состоянием и техническими возможностями. В настоящее время графики электрических нагрузок энергосистем характеризуются большой неравномерностью: резкие пики нагрузок в утренние и вечерние часы, провалы в ночные часы и выходные дни, при необходимости обеспечения быстрого повышения и снижения нагрузок. Под маневренностью понимают способность энергоблока изменять мощность в течение суток для покрытия графика нагрузки энергосистемы. Важными в этой связи являются периоды нагружения и разгружения турбоагрегата, а также пуска из различных тепловых состояний (горячего – после предварительного простоя менее 6–10 ч, неостывшего – после предварительного простоя от 10 ч до 70–90 ч, холодного – после предварительного простоя более 70–90 ч). Также учитывают количество остановов-пусков за весь срок службы, нижний предел регулировочного диапазона, т.е. нижний предел интервала нагрузки, когда мощность изменяется автоматически без изменения состава вспомогательного оборудования, и возможность работы на нагрузке собственных нужд после сброса нагрузки.

Надежность работы энергоблока в значительной мере зависит от того, насколько собственно турбина и ее вспомогательное оборудование защищены от опасного воздействия нестационарных процессов. Статистика повреждаемости оборудования показывает, что подавляющее большинство отказов происходит именно в момент осуществления переходных режимов эксплуатации, когда меняется та или иная совокупность параметров. Для того, чтобы избежать развития аварийной ситуации, применяют аварийную остановку турбины: со срывом вакуума или без срыва вакуума.

Со срывом вакуума турбину (для турбин с частотой вращения ротора 3000 об/мин) следует немедленно остановить в следующих случаях: при увеличении числа оборотов сверх 3360 об/мин; при внезапном повышении вибрации на величину 20 мкм (виброскорость 1 мм/с) и более на любом из подшипников; при внезапном повышении температуры масла на сливе любого подшипника выше 70°C; при падении давления масла на подшипниках ниже 0,15 МПа; при повышении температуры баббита любого из подшипников выше 100°C.

Внезапный принудительный останов необходим также при любых ударах в проточной части турбины, при разрыве паропроводов, любом воспламенении на турбине или генераторе.

Остановка без срыва вакуума предусмотрена при следующих отклонениях от нормального режима эксплуатации: при отклонении параметров свежего пара или пара промперегрева на величину: до ±20°C – по температуре и до +0,5 МПа – по давлению свежего пара; при резком, со скоростью более 2°C за минуту изменении температуры свежего пара или пара промперегрева; после 2 минут работы генератора в моторном режиме; при повреждении атмосферных мембран в выхлопном патрубке цилиндра низкого давления; при обнаружении протечек масла.

Системы защиты турбины для мощных паровых турбин предусматривают остановку при достижении следующих величин : при достижении осевого сдвига ротора на –1,5 мм в сторону регулятора или +1,0 мм в сторону генератора (защита срабатывает со срывом вакуума в конденсаторах); при достижении относительного расширения РНД-2 (ротора низкого давления) –3,0 мм (ротор короче корпуса) или +13,0 мм (ротор длиннее корпуса); при повышении температур выхлопных патрубков ЦНД до 90°C и выше; при падении уровня масла в маслобаке на величину 50 мм (необходим немедленный останов турбины).

Работа турбин при полной или частичной постоянной нагрузке предусмотрена в соответствии с заводской инструкцией по эксплуатации. Пуск турбины также регламентируется подробной заводской инструкцией и не допускает отклонений от заданных графиков пуска.

СТО 70238424.27.040.008-2009

СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ НП "ИНВЭЛ"

ТУРБИНЫ ПАРОВЫЕ

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НА КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ

НОРМЫ И ТРЕБОВАНИЯ


ОКС 03.080.10
03.120

27.040
ОКП 31 1111 1

Дата введения 2010-01-11

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. "О техническом регулировании" , а правила разработки и применения стандартов организации - ГОСТ Р 1.4-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения"

Настоящий стандарт определяет технические требования к ремонту турбин паровых стационарных и требования к качеству отремонтированных турбин.

Стандарт разработан в соответствии с требованиями к стандартам организаций электроэнергетики "Технические условия на капитальный ремонт оборудования электростанций. Нормы и требования", установленными в разделе 7 СТО 70238424.27.100.012-2008 Тепловые и гидравлические станции. Методики оценки качества ремонта энергетического оборудования.

Добровольное применение настоящего стандарта, совместно с другими стандартами организации НП "ИНВЭЛ" позволит обеспечить выполнение обязательных требований, установленных в технических регламентах по безопасности технических систем, установок и оборудования электрических станций.

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом "Центральное конструкторское бюро Энергоремонт" (ЗАО "ЦКБ Энергоремонт")

2 ВНЕСЕН Комиссией по техническому регулированию НП "ИНВЭЛ"

3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом НП "ИНВЭЛ" от 18.12.2009 N 93

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт:

- определяет технические нормы и требования к ремонту турбин паровых стационарных для тепловых электростанций, направленные на обеспечение промышленной безопасности тепловых электрических станций, экологической безопасности, повышение надежности эксплуатации и качества ремонта;

- устанавливает:

- технические требования, объем и методы дефектования, способы ремонта, методы контроля и испытаний к составным частям и турбин паровых стационарных в целом в процессе ремонта и после ремонта;

- объемы, методы испытаний и сравнения показателей качества отремонтированных паровых стационарных турбин с их нормативными значениями и значениями до ремонта;

- распространяется на капитальный ремонт турбин паровых стационарных;

- предназначен для применения генерирующими компаниями, эксплуатирующими организациями на тепловых электростанциях, ремонтными и иными организациями, осуществляющими ремонтное обслуживание оборудования электростанций.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и другие нормативные документы:

Федеральный закон РФ от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"

ГОСТ 4.424-86 Система показателей качества продукции. Турбины паровые стационарные. Номенклатура показателей

ГОСТ 8.050-73 Нормативные условия выполнения линейных и угловых измерений

ГОСТ 8.051-81 Погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров до 500 мм

ГОСТ 12.1.003-83 Шум. Общие требования безопасности

ГОСТ 27.002-89 * Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения
________________
ГОСТ Р 27.002-2009

ГОСТ 162-90 Штангенглубиномеры. Технические условия

ГОСТ 166-89 Штангенциркули. Технические условия

ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические требования

ГОСТ 520-2002 * Подшипники качения. Общие технические условия
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 520-2011 , здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 577-68 Индикаторы часового типа с ценой деления 0,01 мм. Технические условия

ГОСТ 868-82 Нутромеры индикаторные с ценой деления 0,01 мм. Технические условия

ГОСТ 2405-88 Манометры, вакуумметры, мановакуумметры, напоромеры, тягомеры и тягонапоромеры. Общие технические условия

ГОСТ 6507-90 Микрометры. Технические условия

ГОСТ 8026-92 Линейки поверочные. Технические условия

ГОСТ 9038-90 Меры длины концевые плоскопараллельные. Технические условия

ГОСТ 9378-93 Образцы шероховатости поверхности (сравнения). Общие технические условия

ГОСТ 10157-79 Аргон газообразный и жидкий. Технические условия

ГОСТ 10905-86 Плиты поверочные и разметочные. Технические условия

ГОСТ 11098-75 Скобы с отсчетным устройством. Технические условия

ГОСТ 13837-79 Динамометры общего назначения. Технические условия

ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ 18322-78 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения

ГОСТ 23677-79 Твердомеры для металлов. Общие технические условия

ГОСТ 24278-89 Установки турбинные паровые стационарные для привода электрических генераторов ТЭС. Общие технические требования

ГОСТ 25364-97 Агрегаты паротурбинные стационарные. Нормы вибрации опор валопроводов и общие требования к проведению измерений

ГОСТ 25706-83 Лупы. Типы, основные параметры. Общие технические требования

СТО 70238424.27.100.006-2008 Ремонт и техническое обслуживание оборудования, зданий и сооружений электрических станций и сетей. Условия выполнения работ подрядными организациями. Нормы и требования.

СТО 70238424.27.100.011-2008 Тепловые электрические станции. Методики оценки состояния основного оборудования

СТО 70238424.27.100.012-2008 Тепловые и гидравлические станции. Методики оценки качества ремонта энергетического оборудования

СТО 70238424.27.010.001-2008 Электроэнергетика. Термины и определения

СТО 70238424.27.100.017-2009 Тепловые электростанции. Ремонт и техническое обслуживание оборудования, зданий и сооружений. Организация производственных процессов. Нормы и требования

СТО 70238424.27.100.005-2008 Основные элементы котлов, турбин и трубопроводов ТЭС. Контроль состояния металла. Нормы и требования

СТО 70238424.27.040.007-2009 Паротурбинные установки. Организация эксплуатации и технического обслуживания. Нормы и требования.

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения, обозначения и сокращения

3.1 Термины и определения

В настоящем стандарте применены понятия по Федеральному закону РФ от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" , термины по ГОСТ 15467 , ГОСТ 16504 , ГОСТ 18322 , ГОСТ 27.002 , СТО 70238424.27.010.001-2008 , а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 характеристика: Отличительное свойство. В данном контексте характеристики физические (механические, электрические, химические) и функциональные (производительность, мощность...).

3.1.2 характеристика качества: Присущая характеристика продукции, процесса или системы, вытекающая из требований.

3.1.3 качество отремонтированного оборудования: Степень соответствия совокупности присущих оборудованию характеристик качества, полученных в результате выполнения его ремонта, требованиям, установленным в нормативной и технической документации.

3.1.4 качество ремонта оборудования: Степень выполнения требований, установленных в нормативной и технической документации, при реализации комплекса операций по восстановлению исправности или работоспособности оборудования или его составных частей.

3.1.5 оценка качества ремонта оборудования: Установление степени соответствия результатов, полученных при освидетельствовании, дефектовании, контроле и испытаниях после устранения дефектов, характеристикам качества оборудования, установленным в нормативной и технической документации.

3.1.6 технические условия на капитальный ремонт: Нормативный документ, содержащий требования к дефектованию изделия и его составных частей, способы ремонта для устранения дефектов, технические требования, значения показателей и нормы качества, которым должно удовлетворять изделие после капитального ремонта, требования к контролю и испытаниям оборудования в процессе ремонта и после ремонта.

3.2 Обозначения и сокращения

В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения:

ВД - высокое давление;

КПД - коэффициент полезного действия;

НД - низкое давление;

НТД - нормативная и техническая документация;

РВД - ротор высокого давления;

РНД - ротор низкого давления;

РСД - ротор среднего давления;

СД - среднее давление;

УЗК - ультразвуковой контроль;

ЦВД - цилиндр высокого давления;

ЦНД - цилиндр низкого давления;

ЦСД - цилиндр среднего давления.

4 Общие положения

4.1 Подготовка турбин паровых стационарных (далее турбин) к ремонту, вывод в ремонт, производство ремонтных работ и приемка из ремонта должны осуществляться в соответствии СТО 70238424.27.100.017-2009 .

Требования к ремонтному персоналу, гарантиям производителя работ по ремонту установлены в СТО 70238424.27.100.006-2008 .

4.2 Выполнение требований настоящего стандарта определяет оценку качества отремонтированных турбин. Порядок проведения оценки качества ремонта турбин устанавливается в соответствии с СТО 70238424.27.100.012-2008 .

4.3 Требования настоящего стандарта, кроме капитального, могут быть использованы при среднем и текущем ремонтах турбин. При этом учитываются следующие особенности их применения:

- требования к составным частям и турбинам в целом в процессе среднего или текущего ремонта применяются в соответствии с выполняемой номенклатурой и объемом ремонтных работ;

- требования к объемам и методам испытаний и сравнению показателей качества отремонтированных турбин с их нормативными значениями и значениями до ремонта при среднем ремонте применяются в полном объеме;

- требования к объемам и методам испытаний и сравнению показателей качества отремонтированных турбин с их нормативными значениями и значениями до ремонта при текущем ремонте применяются в объеме, определяемом техническим руководителем электростанции и достаточным для установления работоспособности турбин.

4.4 При расхождении требований настоящего стандарта с требованиями других НТД, выпущенных до введения в действие настоящего стандарта, необходимо руководствоваться требованиями настоящего стандарта.

При внесении предприятием-изготовителем изменений в конструкторскую документацию на турбину и при выпуске нормативных документов органов государственного надзора, которые повлекут за собой изменение требований к отремонтированным составным частям и турбине в целом, следует руководствоваться вновь установленными требованиями вышеуказанных документов до внесения соответствующих изменений в настоящий стандарт.

4.5 Требования настоящего стандарта распространяются на капитальный ремонт турбины паровой стационарной в течение полного срока службы, установленного в НТД на поставку турбин или в других нормативных документах. При продлении в установленном порядке продолжительности эксплуатации турбин сверх полного срока службы, требования настоящего стандарта применяются в разрешенный период эксплуатации с учетом требований и выводов, содержащихся в документах на продление продолжительности эксплуатации.

5 Общие технические сведения

5.1 Типы турбин паровых, их конструктивные характеристики, рабочие параметры и назначение должны соответствовать ГОСТ 24278 и техническим условиям на турбины.

5.2 Стандарт разработан на основе технических условий на капитальный ремонт турбин типа К, Т, ПТ, Р, КТ по ГОСТ 24278 , а также технических условий на серийную продукцию заводов-изготовителей.

6 Общие технические требования

6.1 Требования настоящего раздела применяются совместно с общими техническими требованиями, установленными в нормативной документации на ремонт конкретного типа турбины.

6.2 Требования к метрологическому обеспечению ремонта турбин:

- средства измерений, применяемые при измерительном контроле и испытаниях, не должны иметь погрешностей, превышающих установленные ГОСТ 8.051 с учетом требований ГОСТ 8.050 ;

- средства измерений, применяемые при измерительном контроле и испытаниях, должны быть проверены в установленном порядке и пригодны к эксплуатации;

- нестандартизованные средства измерений должны быть аттестованы;

- допускается замена средств измерений, предусмотренных в НТД на ремонт, если при этом не увеличивается погрешность измерений и соблюдаются требования безопасности выполнения работ;

- допускается применение дополнительных вспомогательных средств контроля, расширяющих возможности технического осмотра, измерительного контроля и неразрушающих испытаний, не предусмотренных в НТД на ремонт, если их использование повышает эффективность технического контроля.

6.3 При разборке турбины должна быть проверена маркировка составных частей, а при отсутствии - нанесена новая или дополнительная. Место и способ маркировки должны соответствовать требованиям конструкторской документации завода-изготовителя и нормативной документации на ремонт конкретного типа турбины.

6.4 До и при разборке турбины должны быть проведены измерения, устанавливающие взаимное положение составных частей. После сборки взаимное положение составных частей должно соответствовать требованиям НТД на конкретную турбину.

6.5 Способы разборки (сборки), очистки, применяемый инструмент и условия временного хранения составных частей должны исключать их повреждение.

6.6 При разборке (сборке) составных частей должны быть приняты меры по временному креплению освобождаемых деталей во избежание их падения и недопустимого перемещения.

6.7 Обнаруженные при разборке турбины посторонние предметы, продукты истирания не допускается удалять до установления причин попадания (образования) или до составления карты их расположения.

6.8 Составные части турбины должны быть очищены. Для очистки (мойки) составных частей должны применяться очищающие (моющие) средства и способы, допущенные для применения в отрасли. При мойке недопустимо отслоение, помутнение, растворение покрытия.

6.9 Допускается не разбирать составные части для контроля посадок с натягом, если в собранном виде не установлено ослабление посадки.

6.10 Проемы, полости и отверстия, которые открываются или образуются при разборке турбины и ее составных частей, должны быть защищены от попадания посторонних предметов.

6.11 Детали резьбовых соединений, в том числе детали стопорения от самоотвинчивания, должны соответствовать требованиям конструкторской документации завода-изготовителя.

6.12 Не допускается использование деталей резьбовых соединений, если имеются следующие дефекты:

- забоины, задиры, надломы, выкрашивания и срывы резьбы, коррозионные изъязвления рабочей части резьбы на длине более одного витка;

- односторонний зазор более 1,75% от размера "под ключ" между опорной поверхностью головки болта (гайки) и поверхностью деталей после установки болта (гайки) до касания с деталью;

- повреждения головок болтов (гаек) и шлицев в винтах, препятствующие завинчиванию с необходимыми усилиями;

- пониженная (повышенная) твердость крепежных изделий.

6.13 Моменты затяжки резьбовых соединений должны соответствовать приведенным в конструкторской документации завода-изготовителя и нормативной документации на ремонт конкретного типа турбин.

6.14 Допускается уменьшение диаметра ненарезанной части болтов (шпилек) не более, чем на 3% от номинального.

6.15 Шпильки должны быть завернуты в резьбовые отверстия до упора. Не допускается деформировать шпильки при надевании на них деталей.

6.16 Болты (гайки) фланцевых соединений должны быть равномерно затянуты. Последовательность затяжки устанавливается технологической ремонтной документацией и инструкциями завода-изготовителя.

6.17 Не допускаются к повторному использованию пружинные шайбы, если высота развода концов менее 1,65 толщины шайбы. Не допускается повторное использование шплинтов.

6.18 Стопорные шайбы допускается использовать повторно с загибом на головку болт (гайку) "нового угла" и удалением деформированного.

6.19 Цилиндрические штифты должны быть заменены, если посадка не соответствует конструкторской документации завода-изготовителя.

Конические штифты должны быть заменены, если плоскость наибольшего диаметра штифта заглубляется ниже плоскости детали более 10% ее толщины.

Цилиндрические и конические штифты должны быть заменены, если на их рабочей поверхности имеются задиры, забоины, коррозионные изъязвления на площади, превышающей 20% площади сопряжения и (или) резьбовая часть имеет повреждения, указанные в п.6.11.

6.20 При установке уплотняющих колец из эластичного материала не допускается растяжение их по внутреннему диаметру более 5% от первоначального.

6.21 Уплотняющие детали из резиновых шнуров (кроме кремнеорганических), уплотняющие (изолирующие) детали из волокнистых и прессованных материалов должны иметь клеевое соединение с одной из уплотняемых поверхностей, если конструкторской документацией не предусмотрено иное.

6.22 При установке уплотняющих деталей не допускается перекрытие ими проходного сечения уплотняемых отверстий и каналов.

6.23 Материалы, применяемые для ремонта, должны соответствовать требованиям конструкторской документации завода-изготовителя турбины.

Перечень деталей, у которых возможна замена материалов, и материалы-заменители должны быть указаны в нормативной документации на ремонт конкретного типа турбины.

Качество материала должно быть подтверждено сертификатом или входным контролем в объеме, определяемом функциональным назначением материала в соответствии с требованиями нормативной документации на ремонт конкретного типа турбины.

6.24 Методы и критерии оценки состояния металла основных элементов турбины (корпусы и детали, роторы, крепеж, лопатки, диски, сварные соединения) производятся в соответствии с СТО 70238424.27.100.005-2008 .

Решения по восстановлению работоспособности деталей и сборочных единиц, дефекты которых не отражены в настоящем стандарте, принимаются после согласования с заводом-изготовителем турбины.

6.25 Запасные части, используемые для ремонта, должны иметь сопроводительную документацию предприятия-изготовителя, подтверждающую их качество. Перед установкой запасные части должны быть подвергнуты входному контролю в объеме требований нормативной документации на ремонт конкретного типа турбины.

6.26 При отсутствии необходимых запасных частей решения по восстановлению работоспособности деталей и сборочных единиц, дефекты которых превышают предельные размеры, принимаются после согласования с заводом-изготовителем.

7 Требования к составным частям

Требования настоящего раздела применяются совместно с требованиями к составным частям, установленными в нормативной документации на ремонт конкретного типа турбины.

Нормы зазоров и натягов сопряжений составных частей устанавливаются в СТО на ремонт конкретной турбины.

При восстановлении составных частей или замене одной (двух) сопрягаемых деталей должны быть обеспечены величины зазоров (натягов), указанные в графе "по чертежу". В отдельных обоснованных случаях допускается восстанавливать сопряжение, обеспечивая величины зазоров (натягов), указанные в графе "допустимые без ремонта при капитальном ремонте".

Допускаемые максимальные зазоры узлов регулирования при капитальном ремонте могут быть разрешены только при условии, что испытания системы регулирования на стоящей и на вращающейся турбине, проведенные в объеме паспорта завода-изготовителя, покажут выполнение всех характеристик.

Для золотников и букс сервомоторов регулирующих клапанов должны быть дополнительно сняты силовые характеристики сервомоторов (при искусственно заторможенном поршне), которые должны удовлетворять установленным требованиям.

При ручной дуговой сварке и наплавке составных частей применять сварочные материалы, указанные в конструкторской документации, при дуговой сварке в защитном газе применять газ аргон 1 или 2 сорта по ГОСТ 10157 .

Места наплавки и заварки не должны иметь:

- непровара по линии соединения основного и наплавленного металла, шлаковых включений и пор;

- трещин в наплавленном слое и основном металле около мест заварки;

- течи при необходимости соблюдения герметичности;

- увеличенной, по сравнению с основным металлом, твердости, препятствующей механической обработке;

- наплавленный слой должен быть зачищен заподлицо с основной поверхностью, шероховатость поверхности зачищенного слоя - не более 3,2.

Разборка цилиндров ВД и СД выполняется при достижении температуры 100 °С в зоне подвода острого пара.

Перед разборкой необходимо убедиться в обесточивании приборов контроля и управления турбоагрегатом.

Разборку цилиндров и подшипников необходимо начинать с отсоединения фланцев паропроводов и маслопроводов, штепселей и электрических разъемов термодатчиков, элементов регулирования и парораспределения и т.п.

Развинчивание разъемов необходимо начинать с удаления стопорных элементов крепежных изделий (шайб, шплинтов, проволок и др.). При наличии контрольных штифтов, болтов, шпилек их необходимо удалить первыми, контролируя их маркировку и места их установки. Крепежные изделия, установленные в зоне высоких температур, смачивают растворителем (скипидаром или др. средством) по их резьбовым соединениям для облегчения разборки.

При выполнении измерений в процессе разборки места измерений следует очистить от отложений и зачистить забоины, места установки измерительных средств необходимо отметить для возможности повторения измерений в тех же местах в процессе выполнения ремонта.

При визуальном и измерительном контроле используются инструменты, приспособления и приборы в соответствии с ГОСТ 162 , ГОСТ 166 , ГОСТ 427 , ГОСТ 577 , ГОСТ 868 , ГОСТ 2405 , ГОСТ 6507 , ГОСТ 8026 , ГОСТ 9038 , ГОСТ 9378 , ГОСТ 10905 , ГОСТ 11098 , ГОСТ 13837 , ГОСТ 23677 , ГОСТ 25706 и методы согласно СТО 70238424.27.100.005-2008 .

7.1 Корпусные части цилиндров ВД, СД

7.1.1 Трещины на поверхности корпусов выявляются визуальным контролем и методами дефектоскопии в соответствии с СТО 70238424.27.100.005-2008 . Выборка трещин, заплавка и обработка в соответствии с методом заварки без термообработки.

Допускаются выборки трещин глубиной до 15% от толщины стенки оставлять без заплавки.

Трещины в ранее наплавленном металле и околонаплавочных зонах не допускаются.

Локальные раковины, пористость, морщины при отсутствии трещин выбирать не следует.

7.1.2 Задиры, забоины в местах сопряжений выявляются с помощью визуального и измерительного контроля. Устраняются опиловкой. Параметр шероховатости уплотнительных и посадочных поверхностей - 1,6, остальных поверхностей - 3,2.

7.1.3 Неплотности горизонтального разъема выявляются методами измерений. Устраняются:

Без шабрения разъема;

- наплавкой и шабрением малых участков разъема;

- шабрением разъема.

7.1.4 Трещины в местах приварки коробов обогрева фланцев шпилек, при их наличии, выявляются гидравлическими испытаниями и устраняются разделкой и заваркой. Течи не допускаются.

7.1.5 Отклонения от плоскостности торцов колпачковых гаек крепежа выявляются визуальными и измерительными методами. Устраняются зачисткой и шабрением. Параметр шероховатости торцов - 3,2.

7.1.6 Износ пригнанной поверхности контрольных штифтов и шпилек разъемов выявляется визуальными и измерительными методами. Устраняются запиловкой. Допускается повреждение не более 25% пригнанной поверхности штифтов. Параметр шероховатости поверхности - 1,7.

7.2 Корпусные части цилиндров НД

7.2.1 Неплотность разъема ЦНД выявляется методами измерений. Устраняется:

- наплавкой и шабрением малых участков раскрытия разъема;

- уплотнением разъема резиновым шнуром, уложенным в канавку на разъеме ЦНД.

Параметр шероховатости поверхностей - 3,2. В местах наплавки непровары и подрезы не допускаются.

7.2.2 Задиры и забоины сопрягаемых поверхностей корпуса ЦНД, перекрыши по торцам расточек под корпуса каминов выявляются методами визуального и измерительного контроля. Устраняются зачисткой, опиловкой. Параметр шероховатости - 3,2.

7.2.3 Изменение зазоров дистанционных болтов крепления цилиндра НД к фундаменту выявляется методами измерений. Устраняется за счет подрезки головки болта или его упорной части.

7.2.4 Выполнить проверку деформации (остаточной) корпуса ЦНД относительно крышки в осевом направлении и устранить смещение расточек под каминные камеры.

7.3 Внутренний корпус ЦВД

7.3.1 Неплотность разъема выявляется методами измерений. Устраняется наплавкой и шабрением. Параметр шероховатости - 3,2.

7.3.2 Трещины, локальные раковины поверхностей выявляются визуальным контролем. Устраняются выборкой, запиловкой и обработкой. Допускается выборка трещин глубиной до 15% от толщины стенки оставлять без заплавки. Трещины в наплавленной и околонаплавочных зонах не допускаются.

7.3.3 Задиры, забоины поверхностей сопряжения выявляются визуальным и измерительным контролем. Устраняются опиловкой. Параметр шероховатости -12,5.

7.3.4 Отклонение от плоскостности торцов колпачковых гаек крепежа разъема выявляются методами визуального и измерительного контроля. Устраняются зачисткой и шабрением. Параметр шероховатости торцов - 12,5.

7.3.5 Необходимость контроля стопорения втулок паровпускных патрубков выявляется визуально или с помощью измерений.

7.4 Внутренний корпус ЦНД

7.4.1 Неплотность разъема выявляется методами измерений. Устраняется наплавкой и шабрением, уплотнением разъема. Параметр шероховатости - 3,2.

7.4.2 Задиры и забоины поверхностей сопряжения выявляются визуальным и измерительным контролем. Устраняются опиловкой. Параметр шероховатости - 3,2.

7.4.3 Измененные зазоры по направляющим шпонкам лап корпуса выявляются измерительным контролем. Устраняются соответствующей обработкой поверхностей направляющих шпонок.

7.5 Обоймы диафрагм

7.5.1 Неплотность разъемов выявляется методами измерений. Устраняется обработкой. Параметр шероховатости - 3,2.

7.5.2 Износ посадочных поверхностей нижнего шпоночного паза выявляется методами измерения люфта. Устраняется наплавкой и обработкой.

7.5.3 Задиры, забоины посадочных поверхностей сопряжения с корпусом цилиндра выявляются визуальным и измерительным контролем. Устраняется опиловкой, зачисткой. Параметр шероховатости поверхностей - 3,2.

7.5.4 Ослабление посадки уплотнительных вставок в пазу обойм выявляется методами визуального и измерительного контроля. Устраняется обработкой.

7.6 Диафрагмы

7.6.1 Неплотность разъема выявляется методами измерений. Устраняется шабрением. Параметр шероховатости - 3,2.

7.6.2 Увеличенные зазоры по вертикальной и продольной шпонкам выявляются методами измерений. Устраняются наплавкой и обработкой.

7.6.3 Задиры, забоины посадочных поверхностей сопряжения с обоймами, корпусом цилиндра выявляются методами визуального и измерительного контроля. Устраняются зачисткой, опиловкой. Параметр шероховатости - 3,2.

7.6.4 Увеличенный остаточный прогиб диафрагм ЦВД и ЦСД выявляются методами измерений. Изменение зазоров в проточной части, вызванное погибом диафрагм, устраняется проточкой диафрагм либо их заменой. Допускается утонение полотна диафрагмы на величину не более 1,0 мм.

7.6.5 Притупление и износ зачеканенных уплотнительных гребней и надбандажных уплотнений диафрагм ЦНД выявляются методами визуального и измерительного контроля. Ликвидируются восстановлением заостренности или вырезкой и набивкой новых гребней.

7.6.6 Повреждение завальцованных в диафрагмы ЦВД уплотнений хвостов лопаток, повышенная хрупкость гребней выявляются методами визуального контроля. Ликвидируются выправлением либо заменой.

7.6.7 Трещины длиной до 15 мм, надрывы и вырывы от 15 до 150 мм металла на кромках направляющих лопаток, погнутости и забоины выявляются методами визуального и измерительного контроля. Ликвидируются методами восстановления (выборкой трещин, запиловкой, рихтовкой и др.). Количество выборок на ступень не более 15 шт.

7.6.8 Солевые отложения на направляющих лопатках выявляются методами визуального и измерительного контроля. Ликвидируются вручную, высоконапорной установкой, гидроабразивной установкой. Параметр шероховатости лопаток - 3,2.

7.6.9 Уменьшение проходных сечений горл сопловых каналов выявляется методами измерительного контроля. Ликвидируется отгибанием выходных кромок направляющих лопаток. Допускаемое отгибание площади горл не более 5% от размера по чертежу.

7.7 Диафрагмы регулирующие

7.7.1 Задиры, забоины посадочных поверхностей сопряжения с обоймами, корпусом цилиндра выявляются методами визуального и измерительного контроля. Устраняются зачисткой, опиловкой. Параметр шероховатости - 2,5.

7.7.2 Неплотность разъема выявляется методами измерений. Устраняется шабрением. Параметр шероховатости - 2,5.

7.7.3 Увеличенные зазоры по вертикальной и продольной шпонкам сопряжения половин диафрагм выявляются методами измерительного контроля. Устраняются наплавкой и обработкой.

7.7.4 Притупление и износ зачеканенных уплотнительных гребней и надбандажных уплотнений диафрагм выявляются методами визуального и измерительного контроля. Ликвидируются восстановлением заостренности или вырезкой и набивкой новых гребней.

7.7.5 Увеличенный остаточный прогиб диафрагм выявляется методами измерений. Изменение зазоров в проточной части, вызванное погибом диафрагм, устраняется проточкой диафрагм либо их заменой. Допускается утонение полотна диафрагмы на величину не более 1,0 мм.

7.7.6 Уменьшение (увеличение) по окружности зазора между накладкой и поворотным кольцом выявляется методами измерительного контроля. Устраняется обработкой буртов накладки. Зазор, установленный по чертежам завода-изготовителя, должен быть выдержан по всей окружности.

7.7.7 Разность перекрытия каналов кольца поворотного и диафрагмы устанавливается измерительным контролем. Устраняется снятием фасок в каналах кольца или их наплавкой с последующей обработкой. Допускается перекрытия не менее 1,5 мм по всей высоте канала. Одновременность открытия каналов проверить при открытии на 3,0 мм. Максимальная разность размеров открытия на одном диаметре не более 1,5 мм.

7.7.8 Способы дефектования и устранения дефектов, технические требования после ремонта кольца поворотного аналогичны диафрагме.

7.7.9 Дефекты крепежных изделий устанавливаются визуальным контролем. Устраняются восстановлением или заменой.

7.8 Обоймы уплотнений

7.8.1 Деформация внутренней поверхности обоймы выявляется методами измерительного контроля. Ликвидируется проточкой, термической правкой, заменой. Допустимые отклонения согласовываются с заводом-изготовителем.

7.8.2 Неплотность разъема обоймы выявляется методами измерительного контроля. Ликвидируется шабрением, фрезерованием.

7.8.3 Задиры, забоины посадочных поверхностей выявляются методами визуального и измерительного контроля. Ликвидируются зачисткой, опиловкой. Параметр шероховатости уплотнительных поверхностей - 1,6, остальных - 3,2.

7.9 Сборка корпусной части цилиндров

7.9.1 Нарушенные зазоры между шпонками обойм и корпусами цилиндров выявляются методами измерительного контроля. Восстанавливаются обработкой поверхностей с возможным применением наплавки.

7.9.2 Нарушенные зазоры между шпонками диафрагм и корпусами цилиндров (обойм) выявляются методами измерительного контроля. Восстанавливаются обработкой шпонок (или пазов) или калиброванных прокладок.

7.9.3 Нарушенные зазоры между сегментами уплотнительных колец и расточек диафрагм выявляются методами измерительного контроля. Восстанавливаются обработкой поверхностей обойм и корпуса уплотнений.

7.9.4 Нарушенные зазоры между центрирующими шпонками внутреннего корпуса и наружного корпуса выявляются методами измерительного контроля. Восстанавливаются обработкой центрирующей шпонки.

7.10 Роторы ВД, СД, НД

7.10.1 Отклонение от круглости профиля продольного сечения шеек валов выявляется методами визуального и измерительного контроля. Восстанавливается обработкой. Параметр шероховатости поверхности - 0,8; допуск профиля продольного сечения 0,09 мм; допуск круглости не более 0,02 мм. Допускаемое уменьшение диаметра не более 1% от чертежных размеров. Допускаются отдельные повреждения глубиной до 0,5 мм не более чем на 10% поверхности, по длине образующей не более 15%, допускаются кольцевые риски глубиной до 0,2 мм.

7.10.2 Нарушенное торцевое биение роторов выявляется методами измерительного контроля. Устраняется обработкой сопрягаемых торцевых поверхностей. Допуски биения должны быть минимальными не более 0,02 мм.

7.10.3 Увеличенное радиальное биение (остаточный прогиб ротора) выявляется методами измерительного контроля. Вызванный прогибом ротора дисбаланс устраняется балансировкой на низкочастотном балансировочном станке.

При радиальном биении РВД, РСД более 0,15 мм, а РНД - более 0,1 мм, выполнить правку ротора на заводе-изготовителе или на специализированной ремонтной базе.

7.10.4 Натиры, забоины на торцевых поверхностях дисков выявляются методом визуального контроля. Проверяются на отсутствие трещин и твердость при наличии цветов побежалости. Допускаются заоваленные следы натиров глубиной до 2 мм. Изменение твердости в местах натиров не допускается. Натиры на щечках дисков не допускаются.

7.10.5 Истирание осевых и радиальных уплотнительных гребней на ленточных бандажах и у корня рабочих лопаток выявляется методами визуального и измерительного контроля. Устраняются восстановлением или заменой.

7.10.6 Истирание шипов рабочих лопаток выявляется визуальным и измерительным контролем. Возможна наплавка кромок шипов аустенитными электродами.

7.10.7 Истирание, деформация бандажей рабочих лопаток выявляется визуальным и измерительным контролем. Устраняется восстановлением или заменой.

7.10.8 Эрозионный износ рабочих лопаток регулирующей ступени, трещины по сварке пакетов выявляются визуальным и измерительным контролем. Устраняется заменой лопаток при превышении допустимых показателей износа.
[email protected]

Если процедура оплаты на сайте платежной системы не была завершена, денежные
средства с вашего счета списаны НЕ будут и подтверждения оплаты мы не получим.
В этом случае вы можете повторить покупку документа с помощью кнопки справа.

Произошла ошибка

Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.