Патриарший собор в Пицунде – визитная карточка православной Абхазии. Жж - мне это интересно

Древний 3-нефный крестово-купольный храм, построенный в X в., выделяется своими мощными формами, грандиозными размерами (длина 39 м, ширина 25 м, высота с куполом 29 м, толщина стен 1,5 м) и относится к лучшим памятникам абхазского средневекового зодчества. В юго-западной части притвора сохранилась часть фресок византийской школы XV в. (изображение Христа-Пантократора и Двенадцати Апостолов в куполе относится к XIX в.).

Позднее храм превратился в руины, был восстановлен только в XIX в. Реставрации нарушили древний облик, но не смогли уничтожить величие и строгость очертаний. С 1882 по 1917 гг. храм являлся подворьем Новоафонского монастыря.

Здание храма обладает великолепными акустическими свойствами. Из-за этой особенности в 1975 г. здесь был открыт органный концертный зал. Установленный в Успенской церкви орган изготовлен в Германии и является вторым по величине инструментом на территории бывшего СССР после Домского собора в Риге.



Пицундский храм возведён в XI веке и освящен во имя св. апостола Андрея Первозванного. До революции и какое-то время после неё на территории храма располагался Пицундский мужской монастырь. При советской власти монастырь упразднили. В Хрущевские времена храм использовался как музей для экспонатов археологических раскопок близлежащего византийского городища. А в соседнем 2-х этажном монастырском здании, на 1-м этаже, была 1-я русская восьмилетняя школа. После строительства десятилетки в освободившиеся помещения перенесли музей. В храме в 1975 году установили орган и храм превратился в концертный зал.



Пицундский собор в середине X века стал кафедрой Абхазских Католикосов. Здесь происходили выборы Католикосов-Патриархов Абхазии, рукоположение епископов. В XI-XV веках собор неоднократно обновлялся. В XVII веке, под угрозой нападения со стороны турок, кафедра католикосов Абхазии переносится в Гелати (Грузия), собор был заброшен. Во второй половине XIX века собор был вновь отстроен и освящён в честь Успения Богородицы.

Собор относится к типу крестовокупольных, трёхнефных и трёхапсидных храмов. Возведён из камня и кирпича. В распределении этих материалов наблюдается определённый порядок. Стены храма от цоколя сложены исключительно каменными блоками, затем кладка приобретает смешанный характер: ряды камня перемежаются с кирпичными прослойками. Чем выше, тем каменные прослойки тоньше, а кирпичные - толще. Верхняя часть стен, барабан и покоящийся на нём купол, внутренние опоры-столбы сложены полностью из кирпичей различного размера. На центральной алтарной апсиде снаружи между окнами толстым кирпичом выложены кресты. Гладкие стены покрыты штукатуркой, в прежние времена украшенной фресками, от которых теперь сохранились лишь пояс медальонов в алтаре. Внутри собора, в западной его части, находится усыпальница, в которой находятся две гробницы, устроенные апостолам Андрею Первозванному и Симону Кананиту, о чём свидетельствуют фресковые изображения двух апостолов внутри усыпальницы.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/396377



Патриарший собор Андрея Первозванного в Пицунде был основан в начале X века во времена правления Баграта III - великого грузинского царя из династии Багратионов. Его построили в честь святого Апостола Андрея Первозванного. В середине X века обитель стала кафедрой Абхазских Католикосов. Здесь проводили рукоположение епископов и выборы Католикосов - Патриархов Абхазии. В XI-XV веках храм неоднократно перестраивали. В начале XVII века кафедру католикосов Абхазии перенесли в Гелати под угрозой нападения со стороны турок, и собор был заброшен. В конце XIX века обитель вновь была отстроена и освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Патриарший собор относится к типу трехнефных, трехапсидных и крестовокупольных храмов. Его возводили из кирпича и камня, в распределении этих материалов существует определенная закономерность. От цоколя стены собора сложены исключительно большими каменными блоками, а его кладка имеет смешанный характер - ряды камня чередуются с кирпичными прослойками.

Вопрос о переносе из здания собора органа, установленного в 1975 году немецкими мастерами, был поднят в 2009 году. 29 июля 2014 года и.о. президента Абхазии Валерий Бганба подписал распоряжение, в котором поручил министерству культуры совместно с госуправлением по охране истории культурного наследия изыскать возможность переноса органа из Пицундского собора в другое место.

Внутри храма, в его западной части, расположена усыпальница, в которой находятся две огромные гробницы, устроенные в честь апостолов Симона Кананита и Андрея Первозванного, о чем свидетельствуют две фрески с изображениями святых.



В 1991 году с целью сохранения уникальных историко-культурных и экологических памятников в Пицунде был создан Государственный историко-архитектурный заповедник «Великий Питиунт» со статусом национального парка-заповедника. Основным охранным объектом заповедника является византийское городище II-VI веков (казарменные постройки, дворец командующего легионом, римские бани, винные погреба, колодец) и храмовый комплекс IV-XIX веков. Комплекс расположен в центре города за мощной каменной стеной X века н.э. общей длиной 550 м, высотой до 8 м и толщиной 1,5 м.

Город Питиунт на месте нынешней Пицунды был основан греческими купцами, выходцами из Милета. Во II в. н.э. римляне построили здесь крепость — кастеллу, обладавшую совершенными оборонительными сооружениями своего времени: стенами из булыжника и кирпича, башнями и сложными воротными системами, водопроводом, торговыми складами. Внутри кастеллы раскопаны фундаменты большого каменного здания — претория, общей площадью более 6 га, свидетельствующего наряду с другими данными о том, что в Питиунте тогда размещалось центральное командование целой группы гарнизонов, находившихся в северной Колхиде. Крепость, наряду с Себастополисом (современный Сухум), входила в единую оборонительную систему городов-поселений восточного Причерноморья, служа византийским форпостом в регионе до середины VI века.

В IV в. н.э. на территории крепости римляне построили древнехристианский храм-базилику, в котором служил епископ Стратофил, участвовавший во Вселенском Никейском соборе 325 года н. э. В конце V — начале VI века пол этого храма был украшен богатейшей мозаикой, состоявшей из геометрических орнаментов и сюжетных композиций. Этот мозаичный пол площадью в 60 кв.м — один из самых древних на Кавказе. Мозаика была выполнена местными мастерами из камешков-кубиков местных пород двенадцати цветов и является шедевром древнего искусства, имеющим мировое значение. На мозаике также имелась надпись на древнегреческом языке. К сожалению, большинство наиболее интересных и сохранившихся фрагментов мозаики после выявления было безвозвратно вывезено в Грузию.

В ходе работ по укреплению фундамента были выявлены остатки древних стен IV-VI веков, согласно рабочей версии, резиденции легендарного епископа Стратофила Питиунтского. Византийский император Юстиниан I, под властью которого находилась Пицунда в VI веке, считал Питиус важнейшей стратегической крепостью на Кавказском побережье Черного моря. В VI в веке в крепости на месте уже обветшавшего храма IV века по его приказу был возведен новый величественный храм. В 541 г. н.э. в нем находилась епископская кафедра, где происходило первое крещение абхазов. Расположенные на территории Пицундского комплекса развалины храмов IV и VI веков были раскопаны в 50-60-х годах ХХ века.

С образованием Абхазского царства и обретением Абхазской церковью автокефалии в VIII в. н.э. Пицундский храм становится престольным храмом Абхазии. К этому же периоду (вт. пол. VI — IX вв.) относится интереснейший архитектурный памятник за пределами крепостных стен — руины уникальной двухзальной церкви с двумя шестигранными снаружи апсидами. В христианском мире известны еще только две такие «двойные» церкви. Обе они находятся в Малой Азии и датируются от вт. пол. VI до XI века.

В эпоху расцвета Абхазского царства в IX-X вв. был сооружен новый храм с использованием кирпича. Архитектура Пицундского храма совершенно отличается от грузинской, напротив, она подчёркивает его сходство с другими храмами Абхазии восточно-византийской архитектуры — Симона Кананита в Новом Афоне и особенно с Лыхненским храмом. Пицундский собор в середине X века стал кафедрой Абхазских Католикосов. Здесь происходили выборы Католикосов-Патриархов Абхазии, рукоположение епископов.

В XVI в. собор обновлялся. Крепостная стена, неоднократно перестраиваясь, в последний раз была увеличена и укреплена местным населением в XVI веке во время турецкого вторжения, когда Пицундский католикос обратился к народу с призывом защитить главный храм Абхазии. При этом значительная часть стен византийского городища была разрушена при выборке строительного материала. В XVI веке в западном помещении была построена усыпальница, стены и потолок которой были богато расписаны. Среди сюжетов росписи особенно интересны сцены «Несения креста», «Распятия» и «Плача».

В XVII веке, под угрозой нападения со стороны турок, кафедра абхазских католикосов переносится в Гелати (Грузия). Собор был заброшен, но продолжал привлекать к себе как местное население, которое приходило к его стенам давать клятвы, так и чужеземцев. Здесь делали остановку запорожские казаки, ходившие набегами на Турцию.

Во второй половине XIX века собор был обновлен и освящен в честь Успения Богородицы. С 1875 до 1917 года храм являлся подворьем Новоафонского монастыря. После революции в нем был устроен пороховой склад, затем — хозяйственный, во время Великой Отечественной войны, в 1943 и начале 1944 г. здесь располагался 248-й стрелковый полк.

В 1974 г. директор Объединения пансионатов курорта Пицунда Энвер Эрастович Капба получил распоряжение Центрального Совета по Управлению курортами профсоюзов провести реставрацию Пицундского храма, а также приобрести и установить в нем орган. С тех пор и по настоящее время Пицундский храм — концертный зал.

http://www.abkhazia.ru/excursions/pitsundatemple/; https://sergeytsvetkov.livejournal.com/465449.html

Органная музыка в Пицунде

История органа

Более 30 лет назад, 1 ноября 1975 года в музыкальный мир вступил Пицундский орган, и впервые на абхазской земле над величественными горами и бескрайними просторами Черного моря понеслись неподражаемой красоты волшебные звуки. В этот день состоялся знаменательный концерт в истории культуры Абхазии, открывший совершенно новую страницу в ее музыкальной жизни. Сегодня уже невозможно представить себе Пицунду без органа. Сама история появления его в прославленном Пицундском храме IX века, построенном на руинах еще более древней базилики VI века, не совсем обычна.

Подготовка храма

Директор Объединения пансионатов курорта Пицунда Энвер Эрастович Капба получил распоряжение Центрального Совета по Управлению курортами профсоюзов от 2 апреля 1974 года за № 116, в котором, наряду с другими требованиями ему вменялось в ближайшее время провести реставрацию Пицундского храма, а также приобрести и установить в нем орган. Серьезная реставрация храма была крайне необходима. Сколько погромов и ограблений он испытал за свою длинную историю! Когда-то в нем был устроен пороховой склад, затем – хозяйственный, а во время Великой Отечественной войны, в 1943 и вначале 1944 годов, там располагался 248-й стрелковый полк. К исполнению высокого распоряжения приступили немедля. Работы, связанные с самим храмом и сооружениями, расположенными на прилегающей территории, под руководством инженера-строителя Джото Авидзба осуществляли сотрудники Абхазского отделения Кутаисской реставрационной мастерской Управления Охраны Памятников Министерства Культуры Грузии при консультациях ее специалистов.

Изготовление органа

Прославленная, существующая с 1820 года, фирма с воодушевлением принялась исполнять заказ. В 1974 году в Пицунду вновь приезжает Г.И. Шуке, но уже с консультантами – с главным конструктором фирмы Тиллем и архитектором-реставратором Леваком. Теперь необходимо было сконструировать орган, изготовить, перевезти и установить. За изготовление инструмента принялся уже тяжело больной сам глава фирмы Г.И. Шуке. Это был один из наиболее выдающихся мастеров органостроения современности. В прессе и в специальной литературе его часто называли «талантливейшим и вдохновеннейшим» «Зильберманом ХХ века». Вряд ли, даже в наше время, можно получить более высокую оценку, чем сравнение с непревзойденным органострителем, современником Баха Готфридом Зильберманом.

К счастью, он успел сконструировать и установить в храме орган, который был признан одним из самых лучших на территории бывшего СССР и может по праву считаться одной из вершин творческого наследия его создателя. В то же время это была лебединая песня великого мастера. Он как будто вдохнул свою отходящую душу в последнее свое детище, чтобы она продолжала голосом вечности жить в чарующих звуках его творения. По словам Л.И. Ройзмана, Пицундский орган будет бесконечно петь «память мастеру и во славу великому музыкальному искусству».

Установка органа

Все как будто бы шло своим чередом, однако, в феврале 1975 года в Москву неожиданно был вызван заместитель директора Объединения пансионатов курорта Пицунды инженер-строитель В.Ч.Джонуа. Ему было поручено срочно выехать в Германию, в Потсдам, где находится фирма «А. Шуке». От него требовалось уговорить руководство фирмы завершить изготовление органа и установку на полгода раньше указанного в договоре срока, чтобы он был готов к эксплуатации к концу мая 1975 года. В.Ч. Джонуа было сообщено, что это секретное требование секретаря ЦК КПСС, члена Политбюро А.П. Кириленко. В Потсдаме В.Ч. Джонуа с трудом удалось уговорить руководство сократить сроки, указанные в контракте. Был составлен график работ всех частей инструмента и определен срок его монтажа в Пицунде. В результате был подписан протокол соглашения с приложением чертежей фундамента органа и перечислением необходимых предварительных работ. Тогда же в Венгрии заказали 364 мягких кресла, которые затем болтами были вмонтированы в металлический каркас, уложенный на полу храма. Фирма сдержала условие протокола, и орган вступил в эксплуатацию, но не в июне, как требовали власти, а осенью, 1 ноября 1975 года.

Заключение комиссии

После установки инструмент принимала солидная комиссия, в которую от Министерства культуры СССР входили такие известные в музыкальном мире имена, как профессор Л.И. Ройзман и член Совета по органостроению и заведующая органной мастерской и преподаватель Московской консерватории, Председатель Союза органистов СССР, концертирующая органистка Наталья Владимировна Малина, народная артистка Грузинской ССР профессор Тбилисской консерватории Этери Мгалоблишвили, народный артист Абхазии профессор Астраханской консерватории Лев Джергения и министр культуры Абхазии Иван Кецба. С немецкой стороны комиссию представлял сам Г.И. Шуке, и другие лица, среди которых был и главный интенировщик этого органа Вальбрехт. Завершив прием, все члены комиссии пришли к единому мнению: несмотря на то, что каждый орган обладает своими особенностями, пицундскому органу удачная и интересная диспозиция создает исключительно яркую индивидуальность, а мягкий серебристый тембр инструмента в сочетании со строгой архитектурой придают пицундскому концертному залу особую неповторимость, и что древние стены с фрагментами фресковых росписей, в основном XIV века, уже к началу концерта будут располагать зрителей к романтическому настрою чувств и глубокому восприятию божественных звуков. Члены комиссии не ошиблись, их мнение подтвердило время. Итак, многогранная значимость Пицундского храма и как памятника абхазской школы византийской архитектуры IX века, и как памятника христианской культуры Абхазского царства VIII-X веков обогатилась еще одной исторической ценностью. На карте музыкальных концертных залов с органами появился новый центр.

Торжественное открытие концертного зала

Рождение нового органа всегда становится чрезвычайным событием в музыкальном мире. Так, в честь появления органа Домского собора в Веймаре в 1833 году великий Ференц Лист написал прославляющий это событие величественный хорал. Несмотря на отсутствие подобного посвящения, открытие концертного зала и в Пицундском храме было достаточно торжественным. По установившейся традиции, концерт открыли органисты высочайшего класса неизменный художественный эксперт-консультант «фирмы А. Шуке», профессор Лейпцигской консерватории Вольфганг Шетелих и органист Лейпцигского храма св. Томаса Ханес Кестнер (Hanes Kestner). Именно им была предоставлена возможность первыми играть на новом инструменте. Затем играли и другие прославленные органисты. И величаво зазвучали чарующие звуки, то мощно сотрясая древние своды храма, то нежнейшими, полными чудной гармонии невесомыми звуками, уносясь ввысь сквозь купол в поднебесье в божественные просторы.

Первый органист Пицунды

В 1976 году в Пицунду приезжает органист, дипломант Лейпцигского конкурса им. И.С. Баха Гарри Коняев, окончивший Тбилисскую консерваторию им. Сараджишвили по классу фортепиано и органа у профессора Э. Мгалоблишвили, ученицы Ройзмана. Коняев стал первым органистом Абхазской филармонии. Надолго запомнились его сольные концерты, а также совместные выступления с заслуженной артисткой Абхазской АССР певицей Людмилой Логуа с ее полюбившейся всем программой «Ave Maria». С 1980-го года, наряду с незабываемым Г. Коняевым, в храме успешно стала выступать и выпускница Одесской консерватории органистка Наталья Седун, как с сольными концертами, так и с народным артистом Абхазии певцом Б. Амичба, и др. Во второй половине 80-х годов к ним присоединилась и молодая выпускница Института, а ныне Российской Академии музыки им. Гнесиных, Людмила Галустян.

Фестивали и концерты в Пицунде

С 1977 года по предложению проф. Л.И. Ройзмана в храме ежегодно стали проводиться сентябрьские фестивали классической органной музыки, в которых принимал участие он сам и многие другие широко известные музыканты-органисты: Гарри Коняев (Пицунда), Вольфган Шетелих (Германия), Олег Янченко, Александр Фисейский, Наталья Малина, Гарри Гродберг, Сергей Дижур, Е. Прочакова (Москва), Леопольдас Дигрис, Виргиния и Живиля Сурвилайте, Бернардас Василяускас (Литва), Галина Козлова, Юрий Крячко (Горький, ныне Н. Новгород), Э. Мгалоблишвили (Тбилиси), Ваагн Стамболцян (Ереван), Петерис Сиполниекс (Рига), Наталья Седун (Одесса), А. Котляревский, Владимир Кошуба (Киев), Хуго Лепнурм (Таллин) и многие-многие другие. Здесь проходили и ансамблевые концерты и охотно играли артисты самого высокого ранга, считая за честь выступить и сыграть на замечательном органе в прекрасном зале с исключительной акустикой и, несомненно, благодарной публикой. С 1985 года традиционными стали и августовские фестивали камерной музыки «Ночные серенады», организованные известной скрипачкой Лианой Исакадзе. С сезона 1988 года в Пицундском зале стали проводиться летние Фестивали классической музыки, организованные художественным руководителем и главным дирижером Государственной хоровой капеллы Абхазии Нодаром Чанба. Выступления капеллы проходили при участии мастеров искусств, среди которых был лауреат международных конкурсов виолончелист и органист из Москвы Александр Князев, который, кстати, дал один из первых органных концертов именно в Пицундском храме, пианист Алексей Гариболь, тоже из Москвы, композитор из Петербурга Леонид Десятников и многие другие. В обычное же время жизнь концертного зала шла своим чередом. Абхазские песни теперь звучат и в органном исполнении. Вопросу развития органной культуры в Абхазии много внимания уделял выдающийся советский органист, педагог, теоретик и историк, написавший уникальный и солиднейший по объему труд по истории органной культуры в России, профессор Л.И. Ройзман. Он ставил даже вопрос об открытии специального класса органа в Сухумском музыкальном училище, с приобретением для него инструмента, и был согласен во всем оказывать помощь, в том числе и в подготовке кадров.

И вот в начале 1985 года к нему едет выпускница Тбилисской консерватории по классу фортепиано (педагоги проф. А.Г. Васадзе, затем проф. Н.Д. Тавхелидзе), концертмейстер Абхазской Государственной филармонии абхазка Марина Шамба. В декабре 1987 года она успешно завершила учебу в Московской консерватории. Все эти годы Марина мечтала, чтобы в органной музыке зазвучали родные мелодии, но когда она обратилась к специалистам с просьбой переложить некоторые из абхазских песен для исполнения на органе, ее желание вызвало недоумение. Музыканты, незнакомые с абхазскими народными мелодиями посчитали, что они, по всей вероятности, не для такого инструмента, как орган. Однако ей все-таки удалось уговорить двух молодых композиторов взяться за переложение хотя бы одной из песен. Результат превзошел ожидания. Композиторы не предполагали, насколько высок дух абхазских песен. Оказалось, что их многоголосный полифонический характер приобретает в органном изложении высшее выражение чувств человека и отражает национальный характер и духовную чистоту создавшего их народа. И здесь хочется вспомнить совет великого китайского философа Конфуция: «Если хотите узнать нравственность страны – прислушайтесь к ее музыке».

В итоге, Марина Невская и Елена Бутузова с воодушевлением переложили для органа несколько песен и мелодий: абхазскую колыбельную «Шьишь-нани» композитора И. Лакрба, где звучит тема махаджирской трагедии абхазов - исхода со своей исторической родины; народный шедевр – «Песнь ранения», которую в старину пели раненому, вынося его с поля сражения на носилках из переплетенных мечей, покрытых буркой, а затем и у постели страдающего или умирающего воина для поднятия его духа; «Песнь о скале» с ее драматизмом и бурей страстей, а также посвященную М. Шамба «Маленькую рапсодию» Е. Бутузовой, куда наряду с другими были включены танцевальные напевы и лейтмотив абхазской свадебной песни. Именно орган, как никакой другой инструмент, смог передать в полной мере хоровое многоголосие, красочность образов и остроту переживаний, мотивы абхазских плачей, когда в душу слушателей глубоко проникает воспевание и патриотических порывов, и гибель надежд, и великая трагедия народа. В то же время мелодии, вызывающие скорбные чувства, неожиданно перемежаются танцевальными ритмами и торжественными свадебными напевами, сливаясь в единое эпическое повествование о горестях и радостях сложной и противоречивой исторической судьбы абхазского народа. Сюиты на темы абхазских народных песен впервые прозвучали на родине летом 1987 года на концерте Марины Шамба в Пицунде. Тогда ей ассистировал, приехавший из Москвы талантливый органист, ныне Заслуженный деятель искусств РФ, солист Барнаульской филармонии, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой искусств Барнаульского Педагогического Госуниверситета Сергей Буткеев. Именно на этом концерте, наряду с произведениями великих композиторов, абхазские любители музыки слушали и свою национальную, исполнявшуюся на органе. Марина Шамба сыграла их и на сольном органном концерте в январе 1988 года в Малом зале Московской консерватории, где впервые в его истории прозвучала абхазская музыка. Вернувшись из Москвы, М. Шамба включилась в коллектив пицундских органистов, став солисткой Абхазской государственной филармонии. Еще в бытность ее учебы в Московской консерватории, в письме Министерству культуры Абхазии от 28 мая 1986 года с просьбой о продлении аспирантуры в связи с предстоящей серьезной операцией на пальце руки Л.И. Ройзман писал: «М. Шамба, обладая отличными данными, является тонким музыкантом и будет ценным для республики, первым и единственным в настоящее время национальным кадром в области органной музыки». Органистка М. Шамба и абхазская капелла в Германии.

Перед самой грузино-абхазской войной в 1992-93 годах в Германию была приглашена руководимая в то время известным музыкантом, общественным деятелем, композитором, ныне профессором Сеульского государственного университета Санмен Нодаром Чанба, наша прославленная Абхазская государственная капелла и органистка Марина Шамба. Ей выпал бесценный подарок судьбы: она получила возможность ознакомиться со страной уникальных исторических органов, созданных великими мастерами прошлого сотни лет назад. Ей посчастливилось сыграть даже на органе, за которым музицировал сам непревзойденный Бах. Немцы, великие ценители хорового пения и органной игры, были восхищены как исполнением, так и характером необычных для них духовных песен абхазов. Капелла и М. Шамба, в программе которой наряду с произведениями великих композиторов неизменно звучала и абхазская музыка, выступали в концертных залах и кирхах многих немецких городов – в Берлине, Дортмунде, Штутгарте, Мангейме, Кельне, Унне, Мюлякоре, Людвигсхафене, Гере. Все 13 концертов прошли с неизменным успехом. Для немецкой публики это было открытием неизвестного им музыкального мира далекого и маленького кавказского народа. По возвращении в Абхазию, в своем интервью Нодар Чанба отметил, что «органистам в Германии обычно не аплодируют, а Марине аплодировали». В этом выразилось то, что абхазская музыка не только в пении, но и в переложении на орган была понята и принята в Германии, как и игра самой органистки. После этой поездки на гастроли по городам Германии были заключены контракты на гастроли, планируемые к летнему сезону следующего года. В июне 1992 года в Абхазию приехал известный певец под органное сопровождение священник евангелистской кирхи г. Гера Гернот Фридрих, давший концерты в сопровождении органа в Пицундском храме. Позднее ожидали хор из Берлина, органиста из г. Гера Беренда Бергнера и других музыкантов. Но все планы были внезапно разрушены развязанной войной. 14 августа, в день, с древности считающийся у абхазов днем разгула нечистой силы, в Абхазию вторглись вооруженные до зубов войска Госсовета Грузии.

Второе рождение органа

Почти три года молчал пребывавший в забвении, заброшенный пицундский гигант. Людям было не до него: в это тяжелое время все старались внести свой посильный вклад в помощь воюющей родине. Не осталась в стороне и Марина Шамба. Она выехала на гастроли в Турцию в качестве концертмейстера – аккомпонировала молодой певице Хибле Герзмаа и народному артисту Абхазии певцу Борису Амичба. Их концерты восторженно принимались музыкальной общественностью городов, куда их приглашали – в Стамбуле, Анкаре, Бурсе. Всю сумму заработанных денег организаторы концертов – абхазы Турции – пересылали в фонд помощи Абхазии. Ей же она принесла слишком много бед. Почти вся страна была в трауре, как это и обещал по грузинскому телевидению в самом начале войны Э. Шеварднадзе, грозя поставить абхазов на колени. Почти в каждой семье не обошлось без жертв. Испытала горечь потери мужа и сама Марина. Но она не забывала об органе и понимала, что только игра на нем даст ей силы перенести боль утраты.

Наследие войны

И вот, в один из весенних дней 1994 года она решилась пойти пешком из Гагры в Пицунду, так как транспорта в то время почти не было, а это свыше 20 км пути. Войдя в храм, она подошла к любимому инструменту, и, открыв его, ужаснулась. Из него выбежали две крысы. Голодные грызуны, спутники войны, испортили меха, а механическая часть органа вся покрылась ржавчиной. Душа ее сжалась от отчаяния, но все же, наперекор всему, ей хотелось верить, что орган можно будет восстановить, хотя, учитывая серьезность и глубину «ран», надежд на это было крайне мало. Узнав же от известного органиста Олега Янченко, что домой в Нижний Новгород на время приехал его друг, тоже известный органист, лауреат конкурса им. Петрали в Италии, один из создателей современных органов и органный мастер Юрий Крячко, работавший в те годы в органостроительной мастерской известной немецкой фирмы «Hermann Eule» («Герман Ойле»), М. Шамба решила написать ему письмо с просьбой оказать посильную помощь в ремонте органа. Просил его об этом и сам О. Янченко.

Восстановление органа

Просьбы не остались безответными. Вскоре Юрий Крячко и его помощник по Нижегородской консерватории Андрей Шаталов приехали в Пицунду. В Абхазии высоко оценили тот факт, что мастера привезли с собой большое количество необходимых органных деталей, безвозмездно выделенных для Пицундского органа немецкой фирмой, на которой в то время работал Ю. Крячко, за что ему лично и, особенно фирме, все были глубоко благодарны. Итак, основательно осмотрев весь орган, специалисты долго советовались друг с другом. М. Шамба с тревогой ждала их приговора. И наконец, торжественно прозвучал голос Ю. Крячко: «Орган можно восстановить!». Сколько радости принесло это заключение!

Ремонт длился два месяца. Приезжим мастерам все это время помогал Владимир Дмитриевич Копытский. Считаю необходимым особо отметить значение органных мастеров, этих невидимых докторов, поддерживающих в должном состоянии огромный, но такой хрупкий и сложный «организм» уникального инструмента. Их тяжелая и кропотливая работа требует больших усилий и затрат здоровья. Только постоянное внимание и, конечно, любовь к инструменту, гарантируют нормальное его функционирование. Во многом, от самоотверженного труда органных мастеров зависит успех игры исполнителя. С первых же дней установки пицундского органа с ним работали выдающиеся, преданные своему делу мастера. Еще до установки органа в Германию для обучения был послан на три месяца пианист преподаватель Абхазского музыкального училища Владимир Полянский, ставший первым органным мастером Абхазии. Затем к нему присоединился Б. Абоимов, а вслед за ним и известный радиофизик В.И. Милько, вместе с которым работала и его жена З. Милько. В предвоенные годы появились и другие мастера - Б. Копытский и А.Куликов, продолжавшие трудиться на этом поприще и после войны (к сожалению, А. Куликов вскоре скончался). Прискорбно, что все последние годы сильно сказывается нехватка органных мастеров и надежд, на их появление пока практически нет. Пицундскому же органу необходимы постоянные профилактические осмотры, поскольку влажный климат не способствует сохранению механизма в должном рабочем состоянии. По существующей международной практике осмотр и основательный ремонт органа должен осуществляться каждые 5-7 лет, но на это, как правило, нет средств.

Орган требует серьезной настройки перед каждым сезоном, что из-за финансовых затруднений Абхазии также превращается в большую проблему. При нормальном же функционировании инструмент должен осматриваться и настраиваться перед каждым концертом. Так состоялось второе рождение органа и, наконец, впервые после войны, 18 августа, в день, когда муж Марины Адгур Инал-Ипа навсегда ушел из сухумского дома, погибнув в последние дни перед победой, состоялся благотворительный концерт Марины, посвященный всем не вернувшимся с войны. С этого дня в Пицунде началась новая страница музыкальной жизни Абхазии. Но в послевоенные годы органные концерты проводились практически силами только Марины Шамба, которая по возможности старалась давать как можно больше благотворительных выступлений.

Пицундский орган сегодня

С самого начала открытия зала М. Шамба стала привлекать к участию в концертах Государственную капеллу Абхазии, руководимую народной артисткой Адыгейской республики Норой Аджинджал, при неизменном участии и наших ведущих солистов Абхазской Государственной Филармонии: певцов – заслуженных артистов республики Мананы Шамба и Вили Чакмач-ипа, а также Родиона Хагба, заслуженного артиста Абхазии виолончелиста Г. Татевосян и пианисток – заслуженной артистки Абхазии А. Отрба, Н. Бжания и Г. Авидзба, а также Государственный симфонический оркестр, руководимый заслуженными деятелями искусств Абхазии А.Д. Хагба и В.М. Айба. В Пицундском зале музыканты Абхазии имеют возможность демонстрировать свое музыкальное мастерство.

В 1991 году с целью сохранения уникальных историко-культурных и экологических памятников в Пицунде был создан Государственный историко-архитектурный заповедник «Великий Питиунт» со статусом национального парка-заповедника. Основным охранным объектом заповедника является византийское городище II-VI веков (казарменные постройки, дворец командующего легионом, римские бани, винные погреба, колодец) и храмовый комплекс IV-XIX веков. Комплекс расположен в центре города за мощной каменной стеной X века н.э. общей длиной 550 м, высотой до 8 м и толщиной 1,5 метра.

Город Питиунт на месте нынешней Пицунды был основан греческими купцами, выходцами из Милета. Во II в.н.э. римляне построили здесь крепость — кастеллу, обладавшую совершенными оборонительными сооружениями своего времени: стенами из булыжника и кирпича, башнями и сложными воротными системами, водопроводом, торговыми складами. Внутри кастеллы раскопаны фундаменты большого каменного здания — претория, общей площадью более 6 га, свидетельствующего наряду с другими данными о том, что в Питиунте тогда размещалось центральное командование целой группы гарнизонов, находившихся в северной Колхиде. Крепость, наряду с Себастополисом (современный Сухум), входила в единую оборонительную систему городов-поселений восточного Причерноморья, служа византийским форпостом в регионе до середины VI века.

В IV в.н.э. на территории крепости римляне построили древнехристианский храм-базилику, в котором служил епископ Стратофил, участвовавший во Вселенском Никейском соборе 325 года н. э. В конце V — начале VI века пол этого храма был украшен богатейшей мозаикой, состоявшей из геометрических орнаментов и сюжетных композиций. Этот мозаичный пол площадью в 60 м2 — один из самых древних на Кавказе. Мозаика была выполнена местными мастерами из камешков-кубиков местных пород двенадцати цветов, и является шедевром древнего искусства, имеющим мировое значение. На мозаике также имелась надпись на древнегреческом языке. К сожалению, большинство наиболее интересных и сохранившихся фрагментов мозаики после выявления было безвозвратно вывезено в Грузию.

В ходе работ по укреплению фундамента были выявлены остатки древних стен IV-VI веков, согласно рабочей версии, резиденции легендарного епископа Стратофила Питиунтского. Византийский император Юстиниан I, под властью которого находилась Пицунда в VI веке, считал Питиус важнейшей стратегической крепостью на Кавказском побережье Черного моря. В VI в веке в крепости на месте уже обветшавшего храма IV века по его приказу был возведен новый величественный храм. В 541 г.н.э. в нем находилась епископская кафедра, где происходило первое крещение абхазов. Расположенные на территории Пицундского комплекса развалины храмов IV и VI веков были раскопаны в 50-60-х годах ХХ века.

С образованием Абхазского царства и обретением Абхазской церковью автокефалии в VIII в.н.э. Пицундский храм становится престольным храмом Абхазии.

К этому же периоду (вт. пол. VI — IX вв.) относится интереснейший архитектурный памятник за пределами крепостных стен — руины уникальной двухзальной церкви с двумя шестигранными снаружи апсидами. В христианском мире известны еще только две такие «двойные» церкви. Обе они находятся в Малой Азии и датируются от вт. пол. VI до XI века.

В эпоху расцвета Абхазского царства в IX-X вв. был сооружен новый храм с использованием кирпича. Архитектура Пицундского храма совершенно отличается от грузинской, напротив, она подчёркивает его сходство с другими храмами Абхазии восточно-византийской архитектуры — Симона Кананита в Новом Афоне и особенно с Лыхненским храмом. Пицундский собор в середине X века стал кафедрой Абхазских Католикосов. Здесь происходили выборы Католикосов-Патриархов Абхазии, рукоположение епископов.

В XVI в. собор обновлялся. Крепостная стена, неоднократно перестраиваясь, в последний раз была увеличена и укреплена местным населением в XVI веке во время турецкого вторжения, когда Пицундский католикос обратился к народу с призывом защитить главный храм Абхазии. При этом значительная часть стен византийского городища была разрушена при выборке строительного материала. В XVI веке в западном помещении была построена усыпальница, стены и потолок которой были богато расписаны. Среди сюжетов росписи особенно интересны сцены «Несения креста», «Распятия» и «Плача». В XVII веке, под угрозой нападения со стороны турок, кафедра абхазских католикосов переносится в Гелати (Грузия). Собор был заброшен, но продолжал привлекать к себе как местное население, которое приходило к его стенам давать клятвы, так и чужеземцев. Здесь делали остановку запорожские казаки, ходившие набегами на Турцию.

О несметных богатствах Пицундского епископата сообщает целый ряд источников. Большинство этих сокровищ, после переноса кафедры в Гелати, было вывезено за пределы Абхазии — сначала в Кутаиси, а затем в Гелатский монастырь. Между тем, по местному преданию, в XVI веке, когда в прибрежной части Абхазии усилилось турецкое присутствие и возникла реальная угроза осквернения и уничтожения христианских реликвий, церковные богатства со всей страны были собраны в Пицунде, спрятаны в дубовых сундуках, залитых воском, и замурованы под храмом в катакомбах.

Во второй половине XIX века собор был вновь освящён в честь Успения Богородицы. Расположенная рядом с ними часовня храма Пицундских святых (ХVIII в.), построенная с использованием материалов руин, находится в относительно хорошей сохранности благодаря реставрации, проведенной в XIX веке монахами Новоафонского монастыря. С 1991 года в часовне усилиями священнослужителей Новоафонского монастыря возобновлены службы, совершается таинство крещения для местных жителей. Послушники монастыря поддерживают порядок в часовне и на прилегающей территории.

Пицундский собор — крупнейший раннесредневековый храм Абхазии

За зелеными остроконечными вершинами кипарисов белеют гладкие светлые стены и купол Пицундского собора — крупнейшего раннесредневекового храма Абхазии. Размеры его в плане составляют 43,3×22,7 метра. Пицундский собор — это трёхнефная и трёхапсидная, с трансептом, внутрикупольная базилика, выложенная из местного камня, с кирпичной прослойкой на растворе с толчёным кирпичом, причем в распределении этих материалов наблюдается определенный порядок. Стены храма внизу от цоколя сложены исключительно каменными блоками, затем кладка приобретает смешанный характер: ряды камня перемежаются с кирпичными прослойками. Чем выше, тем каменные прослойки тоньше, а кирпичные толще. Верхняя часть стен, барабан и покоящийся на нем купол, внутренние опоры — столбы сложены полностью из кирпича неодинакового размера, в арках он тоньше, в несущих частях (устои, стены) — гораздо толще, почти брусовидный. На центральной алтарной апсиде снаружи между окнами выложены толстым кирпичом кресты. Храм полон воздуха и света, он торжественный и величественный, и каждый вошедший сюда сразу ощущает, что храм этот создан для праздничных, торжественных богослужений.

Одна из самых значительных художественных ценностей Пицундского храма — это фресковая живопись. Начиная с XIX века все сообщения о ее состоянии заканчивались констатацией, что положение изменилось к худшему. XX век принес новые беды. В 1970-х годах храм был превращен в концертный зал. Во время проведения строительных работ были заштукатурены росписи XIV века, ряд других росписей был тогда же сбит со стен вместе со штукатуркой, что мотивировалось необходимостью улучшения акустики. Внутри купола хорошо сохранился подновленный образ Спасителя. Это монументальное погрудное изображение Христа Пантократора в разноцветном ореоле-круге на восточной половине купола и семь фигур архангелов в остальной части купола. По сторонам и почти в центре купола помещены изображения шестикрылых херувимов, подпорченные поздними реставраторами. Над алтарной частью, под медальонами XIV-XVI веков, просматриваются более ранние фрески, предположительно, XII века. Сегодня на барабане из двенадцати изображений апостолов частично или полностью сохранились десять.

Говоря о восстановлении Пицундского храма, нельзя обойти вниманием и назревший вопрос о реституции культурных ценностей. Прежде всего речь идет о возврате из монастыря в г. Гелати (Грузия) храмовой чудотворной иконы Пицундской Божией Матери. Вопрос о возвращении святыни был поднят еще в 1848 году известным писателем, общественным и религиозным деятелем Н.А. Муравьевым. Эта проблема актуальна по сей день, как и вопрос о возвращении в Абхазию большого количества исторических и церковных реликвий, вывезенных в Грузию в последующие полтора столетия. Среди бесценных материалов числится золотой выносной крест Пицундского храма, знаменитый мозаичный пол Пицундского городища, золотая чаша-потир из Бедийского храма (Очамчырский район), серебряный шлем античного периода из сел. Эшера (Сухумский район) — всего около пятидесяти наименований!!!

До грузино-абхазской войны 1992-1993 гг. самые интересные памятники изучали представители ЮНЕСКО с целью внести их в список Всемирного культурного наследия. Для возвращения в Абхазию хотя бы одной национальной реликвии необходимо объединение усилий мирового сообщества под эгидой ЮНЕСКО. Эта работа была прервана грузинской агрессией в 1992 году. МИД Абхазии обращался к ЮНЕСКО о помощи и в решении вопросов, связанных с возвращением в Абхазию культурных ценностей и артефактов, похищенных грузинскими войсками уже в период оккупации 1992-1993гг.

Орган Пицундского собора

Официальный сайт органа

В 1975 году в храме был установлен орган, созданный Потсдамской органной фирмой «Александр Шуке», и создан концертный зал. И в наши дни над древними сводами храма звучат торжественные фуги Баха, проходят выступления Государственной хоровой капеллы Абхазии и артистов из России, привлекая сюда многочисленных любителей классической музыки. На сцене храма и на территории комплекса в рамках ежегодного фестиваля «Хибла Герзмава приглашает» выступали Московский камерный оркестр Musica Viva под управлением Александра Рудина, Камерный оркестр московской консерватории и дирижёр Феликс Коробов, знаменитое меццо-сопрано Елена Образцова, пианист Денис Мацуев, Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы» под управлением В. Спивакова, солисты и орекстр Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, джазовое трио Даниила Крамера, известная американская певица Дебора Браун, а также оперные звезды Абхазии: солистка Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Хибла Герзмава и солистка Московского музыкального театра «Геликон-опера» Алиса Гицба. Бессменным ведущим фестивальных концертов на протяжении многих лет был и остается известный российский музыковед Святослав Бэлза.

В 2010 году в Абхазии разгорелся спор вокруг Пицундского органа. В абхазской епархии утверждали, что Пицундский храм — резиденция древнего Абхазского епископата, и органу здесь не место. Но под воздействием общественного мнения тучи над Пицундким храмом, похоже, рассеялись. В бюджет 2011 года была заложена сумма в размере 117 тысяч евро на капитальный ремонт пицундского органа. Это означает, что, скорее всего, идея о переносе пицундского органа в некое другое здание, которое будет построено, а сам Пицундский храм — один из древнейших на постсоветском пространстве, будет возвращен церкви, откладывается. Учитывая культурный вес пицундского органа (уникального инструмента на постсоветском пространстве), в его защиту выступили многие известные музыканты, практически все лучшие органисты постсоветского пространства, и такие всемирно известные музыканты, как Хибла Герзмава, Е. Образцова, В. Спиваков.

В Государственном концертном зале Пицундского храма начались работы по ремонту органа. Ведут их специалисты Потсдамской органной фирмы «Александр Шуке» («Alexander Schuke. Potsdam Orgelbau GmbH», Германия). Сразу по прибытии в Пицунду 28 июня 2011 года немецкие специалисты приступили к осмотру инструмента, установленного их коллегами в 1975 году. Пицундский орган был изготовлен одним из корифеев немецкого классического органостроения Гансом Иохаимом Шуке. Сегодня фирму возглавляет Матиас Шуке. В настоящее время производится полный демонтаж инструмента. Пицундский орган имеет 59 регистров, 3 мануала, 4 000 труб. Специалисты тщательно осмотрят, очистят трубы органа, а при необходимости заменят их. Концертную деятельность в Пицундском храме в курортный сезон пришлось прервать.

Патриарший собор в Пицунде , он же Собор Андрея Первозванного - большой крестово-купольный храм в центре города Пицунда , рядом с античными руинами. Один из нескольких крупных храмов Абхазии, по этот самый знаменитый ввиду своего расположения посреди курорта на виду у всех. Храм несколько подпорчен советским ремонтом, превратившим его в концернтный зал. О необходимости исправить последствия этого ремонта идут разговоры уже лет шесть.

История

Первый храм на этом месте был построен при императоре Юстиниане I. Существует мнение, что он появился уже после сооружения Софийского Собора в Константинополе. В этом случае пицундский был построен между 537 и 565 годами. Тот первый собор простоял лет 500 и уже в самом конце Х века на его фундаменте был возведен новый - тот, что мы видим сейчас. Обычно возведение собора приписывают грузинскому царю Баграту III, который в 978 году получил Абхазское царство в наследство от матери. Это был тот самый царь, что построил храм Баграта и Никорцминду . Иногда пишут, что собор был построен вначале Х века кем-то из абхазских царей. Таким царем в принципе мог быть Гиоргий II, который построил много всего. Но постройки Георгия обычно хорошо известны, и привязаны к его имени весьма надежно. А про причастность Гиоргия к постройке этого собора не сказано ничего совсем. Так что Баграт кажется более вероятным претендентом в основатели.

Храм получился немного не похожим на прочие грузинские храмы того времени: в этом слишком много кирпича, он не триконх, и купол у него не пирамидальный. Причем современный вид собора примерно соответствует тому, как он выглядел до реставрации (сохранились гравюры), только крыльцо у южной стены исчезло.

С момента постройки храм стал кафедральным храмом Абхазского католикосата. Он оставался им до XVI века, когда христианская культура ушла из Абхазии и нахождение епископа в Пицунде потеряло смысл. Епископ уехал в Гелати, а Пицунда препратилась в языческое поселение. Иногда дехристианизацию связывают с появлением в Черном Море Турции, но турки появились только в 1578 году, ненадолго захватив Сухуми, а потом появлялись время от времени, интересуясь только Сухуми и его окрестностями.

В языческую эпоху произошло интересное: в купол собора ударила молния, а по языческим понятиям той эпохи священным считалось всё, куда попала молния. Так собор стал почитаемым местом у абхазов-язычников.

Сама Пицунда почти исчезла с лица земли, и только в середине XIX века собор отремонтировали и освятили как Успенский. Наверное, именно в это время его основательно "русифицировали", замазав штукатуркой старые фрески. Потом наступила советская эпоха и собор снова закрыли.

В 1975 году он пережил очередной ремонт и превратился в концертный зал. Алтарная часть превратилась в сцену, около которой установили немецкий орган. Кому довелось побывать в Пицунде с 80-е годы, те хорошо помнят те концерты, и легкие алкогольные напитки, которые продавали там же в храме.

С тех пор в принципе ничего не изменилось.

Современность

Сейчас собор представляет собой классический, без всяких странностей, крестово-купольный храм высотой 29 метров, длиной - 37 метров и шириной - 25 метров.

Единственная его особенность заключается в кладке: его нижняя часть, метра на два от земли, сложена из камня, затем идут перемежающиеся полосы камня и кирпича, причем полосы камня становятся все тоньше и тоньше. Купол кирпичный полностью. Из-за такого сочетания материалов он лишён украшений фасада, которые были так популярны в те времена. Удивительно, но собор простоял до XIX века и у него ничего не рухнуло: на гравюре 1840 года мы видим и купол, и крышу сводов. То есть даже циркулярные своды, которые решились почти всегда, в данном случае устояли. Но и тут есть загадка. Свод собора, который находится над алтарной частью, имеет легкий элемент стрельчатости. Можно предположить, что как минимум этот участок свода все же был перестроен в поздние эпохи.

Храм интересен, в частности, довольно большим пространством на хорах. Туда наверх ведёт каменная лестница, а наверху установили кресла для прослушивания органа.

В путеводителях часто пишет, что там присутствует некая особая атмисфера и аура. Так вот - ничего этого нет. Храм вообще не похож на храм. Это был концертный зал, концертным залом он и остался - все те же оштукатуренные стены, плюшевые кресла и общая атмосфера советского учреждения. В Абхазии его не с чем сравнить (разве что с Моквой), но на фоне храмов Грузии и Армении он, разумеется, сильно проигрывает.

Как найти

Храм искать особенно не надо - он находится в самом центре города, на территории музейного комплекса. По этой причине он фактически платный. Билет позволяет увидеть не только храм, но и краеведческий музей, но факта платности храма это не отменяет, хотя и слегка маскирует.

Моя сегодняшняя статья снова будет посвящена Абхазии. Много раз уже я бывала там и писала для вас про отдых в этой красивой стране. Но каждый раз, отправляясь туда, нахожу в ней для себя что-то новое.

Так получилось и в этот раз. Помимо известной всем реликтовой сосновой рощи, в Пицунде есть ещё одна достопримечательность — это Пицундский храм. И не просто храм, а древний храм с современным органом. Мы не раз порывались заехать туда с туристами, но как-то по времени не получалось: то было слишком жарко, и нам хотелось поскорее искупаться в прозрачнейшем море у берегов Пицунды. То мы приезжали слишком поздно, и вход в храм был уже закрыт…

Но в этот раз всё, наконец, сложилось. Поэтому сейчас я расскажу вам, как в этот храм попасть и что там можно увидеть (и услышать).

Отдых в Пицунде: не только пляжи

Хотя и они, конечно, тоже. И неимоверной чистоты море. И удивительно мягкий климат (даже в разгар лета, в июльский зной, в Пицунде легко дышится).

Каждый раз, приезжая в Пицунду, я по-хорошему завидую тем туристам, кто отдыхает в здешних отелях. А их здесь немало. Это и добротный, построенный турками, пансионат «Самшитовая роща» . И клубный отель «Дельфин» , расположенный в нескольких километрах от центра Пицунды, в уединенном тихом месте, на самом берегу моря среди вековых сосен, который так полюбился моим туристам, что они через пару сезонов (съездив на отдых в и ) опять вернулись в него со словами — «А всё-таки нам в «Дельфине» лучше всего отдыхалось…»

Ещё из приличных отелей в Пицунде: пансионат ЛИТФОНД , гостиница «Ирэн» , Пансионат «Питиус» — все они вполне хорошо себя зарекомендовали, и летом свободных номеров в них днём с огнём не сыщешь.

А мы привычно паркуем машину у въезда на территорию Объединения пансионатов курорта Пицунда , которое находится в центре Пицунды, и идём к берегу Черного моря, вдыхая ароматы сосновой рощи. Да, в низкий сезон гулять тут одно удовольствие… Кроме нас почти никого, один турист проехал на велосипеде, да парочка какая-то также прогуляться пошла вдоль моря.

Корпуса пансионатов стоят вдоль у моря, рассекая волны реликтовой сосновой рощи наподобие океанским лайнерам… Сейчас пляж и променад облюбовали не туристы, а рыбаки!


И самое удивительное, что моё любимое кафе на набережной в Пицунде работает.


И не просто работает, а по-прежнему предлагает туристам свой любимый десерт — фирменный торт «Черепашка». Чашка кофе, сваренного на песке, мерно накатывающие на берег волны, крики чаек — вот такое утро однозначно претендует на звание лучшего в моём рейтинге!

Славно позавтракав таким образом, отправляемся в Пицундский храм . Он расположен прямо в центре Пицунды, и пройти мимо него у вас просто не получится, учитывая, что в Пицунде всего две параллельные улицы и одна аллея, уходящая к морю, к тому самому объединению курортов.

История Пицундского храма

Первый храм на этом месте был построен при императоре Юстиниане I, где-то между 537 и 565 годами. Тот первый собор простоял лет 500 и уже в самом конце Х века на его фундаменте был возведен новый — тот, что мы видим сейчас. Обычно возведение собора приписывают грузинскому царю Баграту III, который в 978 году получил Абхазское царство в наследство от матери.

Храм построен в 10 веке абхазами, но в византийском стиле. Храм считается именно христианским, т.к. православия тогда ещё не было (оно возникло чуть позже). Высота храма 31 метр. Построен он в византийском стиле. Известняковые блоки чередуются с кирпичными рядами. Цемента тогда не было, строили из смеси известняка. Толщина стен — 1,5 метра. И представьте себе — за 1000 лет этот храм ни разу не разрушался! За весь этот период храму меняли только крышу, окна и двери.


Сейчас на территории вокруг храма туристы также могут увидеть ещё несколько интересных объектов. Позади Пицундского храма находится небольшая часовня.


Ровесницей храма является и башня-акведук, где сейчас расположилась сувенирная лавка. Чистая вода стекала с гор, и именно её использовали для питья в монастыре, т.к. вода вокруг была часто непригодна для использования: в стоячих водоёмах она заболачивалась, что, кстати, порождало малярию.

Плюсом к этому туристы могут посетить музей, расположенный в здании рядом с храмом. В центре, прямо напротив входа, высятся три обломанных столба — это остатки колокольни 16 века, которую разобрали уже при советской власти.

И, наконец, пройдя направо от ворот, вы увидите дольмен. За удовольствие осмотреть всё это нужно заплатить 100 рублей при входе — с правой стороны от ворот есть касса. Есть касса и с левой стороны: там продают билеты на органные концерты. Мы платим за вход и проходим за через массивные ворота за высокую стену…

Мощная крепостная стена, которая окружает храм, была сооружена в 16 веке, для защиты храма от нашествия Османской империи. Конечно, никак эта стена не предотвратила завоевание турками ни Пицунды, ни Абхазии в целом. Освобождают Абхазию от турков только в 19 веке. И кто это делает? Конечно же, русские войска.


Конкретно Пицунду освободили в 1875 году. Сюда возвращаются монахи. И что они видят? Сам храм стоит, не тронутый турками. И лишь крыша храма местами обвалилась (ещё бы, за 300 то лет!!!), а на её останках выросли плодовые деревья! Так что крышу подлатали, и в храме снова стали проводить службы. Вплоть до 1930 года. Больше храм для церковных служб не использовался. А использовался, как и многие другие храмы в советское время: и как склад, и как клуб, и как кинозал… Даже исторический музей здесь был, благодаря чему и появился рядом с храмом дольмен.

Но спустя почти полвека в истории храма случился неожиданный поворот, благодаря которому храм получает не просто новую жизнь, но и становится очень популярным у туристов…

Концерты органной музыки


Середина 70-х годов ХХ века. Пицунда — элитный курорт, известный на весь СССР. Простым советским гражданам отдыхать в Пицунде возможно только в несезон. Да и то не всем, а лишь избранным (по профсоюзной линии). В летний же период на его территории отдыхают многочисленные иностранцы — представители братских стран (болгары, румыны, чехи, венгры, немцы из ГДР, поляки).

А развлечений культурных в Пицунде для них нет. Ну, по крайней мере, так считали ответственные за культурный отдых лица (сами то иностранные гости наверняка находили, чем заняться по вечерам — «сухих законов» в Абхазии никогда не было…) Что делать? Умные люди вспомнили про храм. И вот кому-то пришла в голову гениальная идея — установить в храме орган и давать для всех отдыхающих концерты органной музыки. Мол, а что — и мы не лыком шиты…

Директор Объединения пансионатов курорта Пицунда Энвер Эрастович Капба получил распоряжение Центрального Совета по Управлению курортами профсоюзов от 2 апреля 1974 года за № 116, в котором, наряду с другими требованиями ему вменялось в ближайшее время провести реставрацию Пицундского храма, а также приобрести и установить в нем орган. Серьезная реставрация храма была уже просто необходима — сколько испытаний выпало на его долю за 1000-летнюю историю!

Специально для пицундского храма в городе Потсдам делают уникальный орган. Делает его прославленная фирма, существующая с 1820 года — «А. Шуке». Причём делают его с учётом акустики именно пицундского храма! И два года по частям везут в Пицунду — вес этого музыкального инструмента 20 тонн! В 1975 году его собрали и установили в храме. И специалисты очень высоко оценили чистоту его звучания. Таким образом, храм 10 века стал концертным залом в конце 20 века.


Еще интересный момент: эта же фирма установила органы в 10 других городах бывшего СССР. Но когда в 90-х годах, после распада СССР, религия снова стала у нашего государства в почёте, и храмы стали передаваться обратно церкви, все эти органы были из храмов демонтированы — православие и органные концерты как бы не особо совместимы. И эти органы были перенесены в другие помещения — филармонии, дома культуры, кинотеатры. К сожалению, зачастую акустика нового помещения не соответствовала требованиям, и орган уже не звучал в нём как раньше, в храме…

Пицундскому органу повезло: его оставили в храме (видимо, просто некуда было перенести такую махину). Более того, несколько лет назад в Пицунду снова приехали «фирменные» немцы и произвели капитальный ремонт органа — прочистили и перебрали все трубы, освежили фасад, компьютеризировали механизмы переключения регистров… Так что теперь все желающие могут побывать на концертах органной музыки.

Но не круглый год, а только в летний период, числа примерно с 15 июня. В разгар сезона желающих попасть на концерт органа так много, что дают даже по два концерта в день — в 17:00 и в 20:00.

Но это будет только летом. А пока мы заходим в зал и опускаемся в мягкие велюровые кресла. В храме тихо. На сводах его купола рассматриваем чудом сохранившиеся фрески 16-17 века.


В общем, на мой взгляд, это здорово, что в Пицунде есть такой уникальный «концертный зал». Много в Абхазии красивых и древних храмов, действующих, с иконостасом… А вот такой, с органом, только один — в Пицунде.

На выходе из храма мы посещаем тот самый музей. Он небольшой, и на осмотр экспозиции у вас уйдёт не больше 15 минут. В музе в основном представлены античные артефакты, собранные на раскопках городища ещё римской эпохи, остатки стен которого туристы с интересом исследуют и по сей день. Ведь современная Пицунда основана на развалинах древнего Питиунта, основанного ещё греческими купцами примерно в 3 веке до нашей эры. Потом на смену грекам приплывают римляне, и именно они построили здесь прямоугольную крепость с башнями по углам… Но это уже совсем другая история.

А нам остаётся только ждать лета — чтобы послушать волшебное звучание органа в Пицундском храм. Кстати, могу подсказать телефон надёжных ребят, которые возят на экскурсии по Абхазии и завозят в Пицунду — искупаться, посмотреть храм. Звоните им и договаривайтесь: +79384600693

Что ещё интересного посмотреть туристам летом в Абхазии, читайте на нашем блоге и следите за нашими новыми статьями.

До встречи на блоге, друзья!