Снимаем фоторепортаж. Репортажная фотография: что должен знать начинающий репортажный фотограф

14 апреля 2016 года участники встречи фотоклуба OPEN FOTO узнают секреты репортажной съемки из первых рук – от фотографа-профессионала с 25-летним стажем.

В программе мастер-класса «Как сделать классный фоторепортаж»:

1. Чем фотографировать на репортажной съемке: тип камеры и оптика к ней.
2. Приемы безопасной и продуктивной репортажной съемки.
3. Как обозначить главного героя вашего фоторепортажа так, чтобы все это увидели.

Автор и ведущий мастер-класса – , основатель и преподаватель Школы фотографии OPEN FOTO, – начал снимать репортажи еще в эпоху механических пленочных фотокамер. Сотрудничал с журналами GQ, «Профиль», «Стройка», «ФотоМагазин», «Автоспорт», «Братишка», «Радио», «Итоги» и пр. В качестве специального фотокорреспондента сотрудничал с Минобороны, МЧС и иными ведомствами.

Все приемы репортажной съемки, о которых расскажет на мастер-классе, проверены им на себе. Будьте уверены, вы узнаете немало секретов, помогающих сделать удачный фоторепортаж. И, конечно, Мастер обязательно приведет примеры из своей практики. Это будет невероятно интересный мастер-класс – и в высшей степени полезный для всех, кто увлекается фотографией.

Мастер-класс пройдет в рамках встречи . Само занятие начнется в 19.30, однако двери Школы фотографии OPEN FOTO будут открыты для вас, начиная с 18.00. Встреча фотоклуба тем и отличается от «обычных» мероприятий, что можно прийти пораньше, поговорить с Мастером и задать ему интересующие вас вопросы, пообщаться с другими фотографами и фотолюбителями за чашкой чая или кофе.

Дата проведения мастер-класса: 14 апреля 2016 года.
Начало встречи фотоклуба: в 18.00.
Начало мастер-класса: в 19.30.
Продолжительность мастер-класса: 2 часа.
Место проведения: Школа фотографии OPEN FOTO (ул. 2-я Парковая, 6/8, в двух минутах пешком
от ст.м. «Измайловская»).
Автор и ведущий: , основатель Школы фотографии OPEN FOTO.

Регистрация на мастер-класс закрыта. Приглашаем вас на ближайшие мероприятия Школы фотографии OPEN FOTO.

Если у вас есть вопросы, обращайтесь, пожалуйста, по электронной почте или по телефону +7 967 060-60-70.

Все фотографии в этом материале созданы , основателем Школы фотографии OPEN FOTO.

Сегодня пару строк я решил посвятить такому понятию, как фоторепортаж . Как и во всех учебных заведениях давайте начнем с понятий, насколько бы скучными они не были. Ученье, как говорится, высокая экспозиция, неученье - низкая.

В широком смысле репортаж - это вид газетно-журнальной деятельности или информация, которая поступает в СМИ через печать и публикации о событиях текущего дня. Короче говоря, все, что пишут в газетах - является репортажем с того или иного места событий.

Репортажная съемка - неотъемлемая часть фоторепортажа . Другими словами, это фиксирование интересных событий в хронологической последовательности. Например, история вашей жизни в различных ситуациях, рассказанная посредством сделанных снимков, также называется фоторепортажем .

Фоторепортаж используется в презентациях различных кампаний на всевозможные тематики. Репортажные снимки интересны еще и тем, что могут включать в себя фотографии-сюжеты, которые представляют собой художественные произведения.

Качественный фоторепортаж - это основной материал для оформления буклетов, открыток, а также украшение сайтов. Особенно хорошо это заметно на свадебных листовках. Каждый фотограф должен иметь в портфолио хотя бы несколько таких фотографий (и не только со своей свадьбы).

Живые и интересные репортажные кадры , на которых изображены, например, внимательные сотрудники фирмы, вызывают гораздо больше доверия, чем просто рекламные фотографии.

Темы для фоторепортажа могут быть бесконечны: деловые фото, наука, техника, культура, искусство и спорт. Даже обычный день рождения может стать хорошей темой. Такие снимки можно разделить на два типа: событийный и обычный репортаж.

Вся прелесть репортажной съемки состоит в ее убедительности и искренности, показе правды, такой, какая она есть, без излишеств. Этим частенько пользуются папарацци - в интернете валяется куча фоток знаменитостей в нелепых позах.

Так что такое фоторепортаж ? Это небольшой, беглый рассказ о жизни, поэтому лучше всего фотографировать на короткой выдержке. Она поможет получить лучшую детализацию и проработку. Снимки и сюжеты для газет и журналов как раз нуждаются в этом.

Заявленная цель каждого фоторепортажа – донести тот или иной сюжет до целевой аудитории или до как можно большего числа людей. От других фотографических жанров репортажная фотография отличается стремлением к максимальной объективности, серьезности и достоверности. Если репортажный фотограф хорошо сделал свою работу, потребитель информации получит возможность сформировать свое собственное мнение.

Внутри жанра стоит упомянуть об отдельных направлениях фоторепортажа: политическом, экологическом, спортивном, сельскохозяйственном, производственном, криминальном, научном.

Виды фоторепортажа

Сегодня принято выделять две больших группы репортажных фотосъемок:

  • Обычный (повседневный) репортаж.
  • Событийная репортажная фотография.

Обычный фоторепортаж фиксирует сюжеты из повседневной жизни. Это могут быть будни людей с интересной работой. Или с неинтересной работой, но под неожиданным ракурсом. Объектами съемки могут быть также люди с особыми талантами и увлечениями, люди различных конфессий и мировоззрений. В повседневном репортаже может быть отражено конкретное событие или его последствия. Например, как вам такой сюжет: «Неубранная столица после дня города»?

Липецк после дня города (2013 год)

Событийным репортажем является фотосъемка конкретных событий – выставок, форумов, научных конференций, праздничных мероприятий, футбольных матчей.
Можно выделить несколько ключевых отличий коммерческого фоторепортажа от фотожурналистики:

  • В первом случае репортажный фотограф работает по четкому брифу клиента.
  • Количество фото. По итогу съемочного дня клиент должен получить от вас 300-600 обработанных фотографий. Если огрублять, то за 1 час съемки интересного мероприятия (хорошо оформленного, красиво забрендированного) репортажный фотограф должен сделать порядка 100 фотографий.
  • Качество фотографий. Клиент с полным правом ожидает от фотографа качественный материал: обработанные фото, каждое из которых передает дух мероприятия, фиксирует каждого выступавшего. Часто некоторым заказчикам недостаточно «дословной» передачи реальности на фото – от фотографа может потребоваться умение несколько «приукрасить» реальность с помощью интересного ракурса. Как сфотографировать спикера на фоне полупустого зевающего зала так, как будто он на вручении «Оскара» в голливудском концертном зале Dolby Theater? Если для вас это – загадка, впереди у вас долгая дорога к обретению мастерства фотографа, первый шаг к которому – данная статья.

По определению репортажная фотография нацелена на создание максимально достоверной картины. При этом создание объективных образов с помощью такого отчасти субъективного средства, как фотография, в полной мере невозможно. Поэтому в большинстве случаев следует избегать некоторых излишне художественных приемов, а также существенной обработки изображений в постпродакшне, так как это может иметь пагубные последствия для целей репортажа.

Репортажная фотография: выбор темы

Чтобы репортаж пользовался успехом, важно прежде всего выбрать интересную тему и подобрать подходящий предмет для съемки. Заявленная цель каждого фоторепортажа – донести тот или иной сюжет до целевой аудитории или как можно большего числа людей. Другими словами, речь идет о привлечении внимания читателя к теме и о представлении разных точек зрения на проблематику. Благодаря этому потребитель информации получает возможность сформировать свое собственное мнение. Описанные выше цели достигаются посредством серии дополняющих друг друга фото.
Целесообразно оглядеться и посмотреть на свое окружение. Качественный репортаж невозможен без хорошего знакомства с материалом, локацией, с людьми и контекстом. Эти знания приходят только через интенсивное изучение предмета в течение длительного периода. Это позволяет фотографу узнать еще до фотосессии, в какой момент возникнут ситуации, лучше всего подходящие для фотосъемки и на какие технически детали нужно обратить внимание. Кроме того, репортажный фотограф будет испытывать меньше помех при работе, если будет знать, чего можно ожидать от местного населения. Значительная часть людей негативно реагируют, когда их фотографируют без их разрешения. Поэтому придется научиться либо устанавливать контакт с незнакомцами (но таким образом, чтобы фото не лишалось естественности), либо фотографировать незаметно для объекта съемки.
При поиске темы вашими первыми вопросами могут быть такие:

  • В чем я хорошо разбираюсь, что я знаю лучше, чем другие?
  • Может быть, моя работа или мой город могут дать материал для захватывающего фоторепортажа?
  • Интересно ли другим мое хобби или мой любимый вид спорта
  • Какие вопросы из моей повседневной жизни могут заинтересовать других людей?

Некоторые большие фоторепортажи возникли потому, что у фотографа в семье или в кругу друзей были люди, страдавшие от болезни или инвалиды, и именно об их судьбах он захотел рассказать миру. Объектами съемки могут быть также люди с особыми талантами и увлечениями, люди различных конфессий и мировоззрений. Многие маленькие поселения и их особенности могут стать благодатным материалом для создания запоминающейся серии фотографий. Более того, если вы хотите развить свои навыки в жанре фоторепортажа, то ваш отпуск, смена времен года в лесах и полях, праздничные мероприятия в вашем районе, могут стать отличными сюжетами для тренировки.

И напоследок

В завершение - еще пара вопросов. В чем вы давно мечтали разобраться, но вам не хватало времени или усидчивости? Что бы вы хотели увидеть снова и лучше узнать?

Репортажная фотография - прекрасное средство для удовлетворения собственного любопытства. А без искреннего интереса к теме вряд ли можно создать воодушевляющий репортаж, потому фотография – это средство передачи не только информации, но и увлеченности фотографа объектом съемки.

«Я нахожу сюжеты в шестидесяти ярдах от своей двери»

Друзья, последуем правилу Козьмы Пруткова: «Зри в корень!». Корневая часть слова «фоторепортаж» - reportage - в переводе с французского означает «информировать», «извещать».

Как метод съемки и самостоятельный жанр фотографии, фоторепортаж начал развиваться в сфере журналистики в Европейских странах в первой половине прошлого века. Одним из первопроходцев на этом пути был Эрих Соломон, юрист, владевший многими языками. Он делал закулисные съемки известных международных политических деятелей на конференции Лиги Наций в конце 20х годов. Фотографы газет и журналов с тех пор подхватили его манеру снимать по ходу события, не дожидаясь позирования. Сегодня фоторепортаж перестал быть уделом только профессиональных фоторепортеров. Если у тебя в руках легкая и простая в обращении цифровая камера, ты имеешь опыт фотографирования и оказался в центре события – не исключено, ты сможешь сделать хорошие фотографии и разместить в интернете. Известны случаи, когда любительские кадры, опубликованные в интернете, становились сенсацией. Связный рассказ в нескольких фотографиях о событии - это и есть фоторепортаж. Его отличает правдивость, объективность, повествовательность, он дает зрителю представление о сути
события и его развитии в конкретном историческом отрезке времени. О событии рассказывают сами фотографии и короткая подпись к ним. Применение репортажного метода означает проведение съемки без вмешательства в естественное течение ситуации, а подразумевает мягкое незаметное сопровождение. В итоге можно получить не только информационно-значимый фотоотчет о событии, серию фотографий, имеющих исторически-документальную значимость, но и увлекательную фотоисторию, которая может иметь самостоятельную художественную ценность.

Фоторепортаж и фотоистория. Виды репортажной съемки

По существу особой разницы между понятиями фоторепортаж и фотоистория нет. Их объединяет репортажный метод съемки. На Западе, например, любая серия фотографий, представленная в СМИ или на выставке, именуется «photostory». Можно ли назвать серию фотографий из вашей поездки в деревню к бабушке или на конференцию в Лондон фоторепортажем? Можно, если героев своей съемки вы не выстраивали перед камерой, не заставляли их позировать, а незаметно фиксировали моменты их бытия. Репортажная съемка - альтернатива постановочной, в которой фотограф управляет героями и выстраивает их перед камерой, как режиссер. Допустимы ли элементы постановки в репортажной съемке? Здесь нет единой установки, теоретики и практики расходятся во мнениях. Но мы поговорим об этом на следующих уроках. А пока приведу слова моего коллеги, прекрасного фотожурналиста и литератора, Геннадия Михеева: «В
фоторепортаже - как в любви и на войне - все средства хороши. Кроме тех, которые нарушают Закон».

Условно принято в нашей российской фотографии выделять два вида репортажной съемки – событийную и тематическую (повседневную, повествовательную). В журналистике первый вид съемки и составляет суть фоторепортажа в узком понимании этого слова, а второй называется фотоочерком.Событийный фоторепортаж - это новость, сообщение об общественно значимом событии, мероприятии, празднике, фестивале, визите какой-либо выдающейся личности, делегации, происшествии, чрезвычайной ситуации и т.д. В этом виде фоторепортажа
особенно важна информационная, документальная сущность фотографии. При событийной съемке фотограф скован временными рамками - в короткий промежуток времени он должен успеть сфотографировать главные, яркие моменты события, в считанные секунды найти точку съемки, план, ракурс. Такая съемка требует автоматизированных навыков, хорошей реакции и интуиции, способности предвосхищать события, предвидеть «ключевой кадр».

Примеры событийного фоторепортажа

Михаил Рогозин. Землетрясение в Армении. Декабрь

Также в качестве примеров событийного репортажа можно рассматривать всю серию фотографий, размещенную в разделе Примеры.

Сколько снимков может включать репортаж? Количество снимков зависит как от характера события и задач съемки, так и от мастерства фотографа. Событийныйфоторепортаж может состоять всего из одной-двух карточек либо расшириться до десятков фотографий (для формата журнального разворота или интернета).

Тематический репортаж – уводит нас в гущу повседневной жизни. В будничной жизни фотограф находит интересные островки, ситуации и рассказывает о них языком фотографии. Это фоторассказ об отдельном человеке или людях, их взаимоотношениях, деле, отдыхе, увлечениях. Тематика фотоисторий разнообразна и охватывает все сферы мира человека - от родильного дома и клубного рок-концерта до производства ракетных двигателей и жизни церковного прихода.

Пример тематического фоторепортажа

Михаил Рогозин. Парижский дом моды Lanvin — первая империя моды.

В отличие от событийного репортажа, работа над фотоисторией может продолжаться длительное время. Фотограф имеет возможность прерывать работу, а затем снова возвращаться к съемке, постепенно накапливая материал по теме. Цель тематического фоторепортажа, как и событийного, - точно отразить действительность. В фотоистории мы располагаем большей свободой и временем для изучения своих героев, проникновения в их психологию. У нас широкие возможности для реализации специфических фотографических приемов. В силу этого снимок имеет больше шансов стать художественным произведением, нести в себе элементы обобщения.

Тематическая фотосъемка дает простор творческим силам фотографа, если для последнего репортаж не просто ремесло, а искусство. Выдающийся фотомастер XX века Анри Картье-Брессон, считающийся среди фотографов королем фоторепортажа, писал: «Для меня фотография – это искусство в какую-то долю секунды проникнуть в самую сутьявления и одновременно передать ее в такой художественной форме, которая бы зрительно точно и ярко воспроизводила эту суть». По содержанию можно выделить еще два вида фотоисторий. К первым относятся истории со спокойным, ровным развитием события, отношений-переживаний героев. Второй вид - проблемный, конфликтный репортаж. Это ситуации, где прослеживается драма, противостояние, накал страстей, противоборство, интрига.

Михаил Рогозин. Дороги Чечни. Январь 1995

Михаил Рогозин. Молодые солдаты в вертолете Ми-26 на подлете к Грозному. Июнь 1995

Михаил Рогозин. Каска погибшего командира. Чечня, июнь 1995

Михаил Рогозин. Грозный, на улице Мира. Август 1996

Где сегодня в повседневной жизни используется фоторепортаж? Практически везде. Репортажный метод съемки стал популярен в свадебной фотографии, широко используется при создании слайд-шоу для конференций, презентаций. Он стал незаменим в путешествиях и поездках, на вечеринках, в клубной жизни, запечатлевает жизнь наших близких и детей в домашних альбомах. Условимся, чтобы не было путаницы понятий, следовать отечественным традициям. В наших уроках слово фоторепортаж будем употреблять в двух значениях: как метод репортажной съемки и как событийный репортаж. Тематический репортаж будем называть фотоисторией.

Творческие основы фоторепортажа. Развиваем наблюдательность Репортажный метод, отточенный профессиональными фотографами на протяжении прошлого столетия, имеет свои секреты. Прежде всего, хороший фоторепортаж – это плод творческой работы. Серия из нескольких фотографий может вызвать сильное чувство,размышление, дать новый взгляд на жизнь. В наши дни проводится большое количество конкурсов репортажной фотографии, что само по себе говорит об актуальности и востребованности этого направления, не побоюсь сказать, фотоискусства. Разумеется, как замечено выше, даже новичок по воле случая может сделать удачный репортажный снимок. И даже продать его, ведь фоторепортаж сегодня востребован, он существует в сфере рыночных отношений. Без совершенствования, без знаний хитростей репортажа и изобразительных средств создавать качественный впечатляющий фоторепортаж с завидной регулярностью невозможно. «Ходжа Насреддин в фотографии» Геннадий Михеев поучает: «Ты …можешь затеряться в толпе, раствориться в бытии. Не возбраняется и постановка, и красивые «мизансцены». Можно снимать исподтишка, в лоб, снизу, сверху… Окликать людей, просить повторить движение. Но если у тебя в итоге выйдет г…., не сваливай
вину ни на кого, кроме себя.» Самокритичность - вещь полезная. Она направляет сознание к вопросам: «Что можно улучшить? Чему надо учиться? Что я еще не умею?».

Основу фотографического творчества в репортаже составляет наблюдательность и умение мыслить сюжетами. Фотоистория начинается, как только вы замечаете необычное в обычном, видите происшествие, трагизм или комизм действия, смену настроения людей, игру света и тени, ритма, красоту пейзажа… Поэтому, мой первый совет - наблюдайте! Посейте и
взращивайте в себе идею, высказанную еще К. Гельвецием: «Гений – есть непрерывное внимание». Вооружитесь фотоаппаратом и ищите интересный кадр, сюжет, тему, где бы вы ни были. Окружающий мир наполнен ими. Нет скучных тем, есть наш скучающий взгляд. Сам процесс поиска-наблюдения похож на игру, охоту, разведку. Он сулит радость открытий. Увидеть кадр и поймать его - настоящее чудо! Удовольствие можно получить, работая над «скучной темой». Над тем, что вас окружает в повседневной жизни - семья, друзья, учеба, работа, отдых, увлечение и проч. За интересной темой, кадром не обязательно уезжать на край света. Знаменитый фотограф Альфред Стиглиц делится своим секретом: «Я нахожу сюжеты в шестидесяти ярдах то своей двери». Научитесь и вы находить сюжеты рядом. Это второй совет. Мыслим сюжетами. Умение мыслить сюжетами – другая особенность творческого процесса. Что я понимаю
под этим? Цель фоторепортажа - показать событие в развитии, действии, а героя - в смене его эмоционального состояния. Важно также отразить дух, атмосферу происходящего. Однако «…элементы, рождающие искру смысла, рассеяны в пространстве» (Анри Картье-Брессон). В фоторепортаже эти «рассеянные» элементы соединяются в связный рассказ. Каждая фотография из серии представляет собой самостоятельный сюжет, раскрывающий зрителю фазу события (начало, кульминация, завершение), основные сцены взаимодействия его участников. Фоторепортаж может подаваться зрителю хронологически последовательно, как в замедленном кино в виде визуального ряда с остановкой на важных моментах, каждый из которых фотография- сюжет. В другом варианте, серия фотографий раскрывает тему или событие ассоциативным образом, без соблюдения хронологической последовательности. Фотографии-сюжеты дополняют друг друга по смыслу, настроению, художественнымкачествам (подробности построения истории, отбор и редактирование будут изложены позже).

Сюжет в фотографии, таким образом, имеет такой же смысл, как в изобразительном искусстве. Сюжет (от французского sujet - предмет) - это предмет изображения. Основным объектом изображения в фоторепортаже является человек и его взаимоотношения с миром. Сюжет раскрывается непосредственно в сценах взаимодействия людей друг с другом, с вещами, природой и т.д. А также мы узнаем о человеке опосредованно: фотограф снимает окружающий человека мир, интерьеры, предметы. Это тоже сюжеты.

На практике, главное содержание истории может быть отражено в одной ключевой фотографии (сюжете), иногда в 2-3-х. Это стержень всей истории. Другие сюжеты иллюстрируют и детализируют событие-историю. Чем больше разнообразных сюжетов (в них новые лица и детали, повороты действия, переживания, состояния, пейзаж), тем богаче и любопытнее история.
Поначалу вам поможет простая схема. В каждой истории или событии есть начало, развитие действия, кульминация и финал. Можно разбить ее на мелкие сюжеты. Тогда сказка про «Красную Шапочку» будет выглядеть так:

1. Красную Шапочку возле дома провожает мать.
2. Девочка идет по лесной тропинке.
3. Встреча с волком.
4. Волк у дома бабушки.
5. Волк набрасывается на бабушку.
6. …
7. …

В завершении урока я советую вам развивать свой вкус, перенимая опыт российских мастеров фотографического сюжета. Очень разнообразные по сюжетам фотоистории у Геннадия Михеева. А Павел Кривцов, на мой взгляд, непревзойденный мастер построения сюжета в одной фотографии. Их работы вы найдете в интернете.

Дополнительная литература по теме урока

1. Эрих Эйнгорн. «Основы фотографии», М., «Искусство», 1989
2. Анри Картье-Брессон. «Решающий момент»
3. Морозов Сергей. «Творческая фотография», М., «Планета», 1985
4. Чудаков Георгий. «Фотография в прессе: содержание, форма, жанровая структура», «Советское фото», 1982, No10
5. Михеев Геннадий. «Занимательно о фотографии. Язык фотографии»

Задания к уроку No1 «Фоторепортаж и фотоистория»

Учимся снимать сюжеты в формате фотоистории

Цель задания: научиться снимать сюжеты в формате фотоистории.

Описание задания:

1. Для освоения «сюжетного мышления» и съемки сюжетами, выберите учебную тему (список тем прилагается), над которой вы сможете работать на протяжении последующих уроков. В работе над этой темой мы будем изучать основные приемы и изобразительные средства репортажной съемки.
Тема – это направление для вашего ума. Вы можете ее сузить и конкретизировать.

Например, тему «Семья» свести к «Моя бабушка печет пироги». Или в теме «Дворовые истории» найти свое — «А у нас в гараже…» и т.д.
В выборе тем есть одно исключение! Не рекомендую выбирать съемку своих детей, да и маленьких детей вообще, как основную, сквозную тему уроков. Элемент субъективизма в оценке своих детей будет всегда присутствовать, т.к. свои дети на любой фотографии, любого качества будут хороши и дороги. Качественной репортажной съемки не получится! И еще. Крайне нежелательно высылать в качестве домашнего задания архивные снимки сделанные давно. Снимайте все в реальном времени по прочтении урока! На выходе нашей совместной работы мы должны получить законченную фотоисторию. Тема в процессе работы может поменяться. Главное - тема должна вам нравиться и быть доступной для регулярной работы над ней на протяжении следующих уроков. То есть вам придется по моему заданию что-то переснимать или доснимать.

2. Начните съемку по выбранной теме. Перед съемкой продумайте основные сцены своей истории, разбейте ее на сюжеты, дай им названия. Вам поможет правило, описанное в теоретической части урока («Красная шапочка»). Позаботьтесь, чтобы сюжеты были разнообразны.

3. Вышлите фотографии в количестве до 30 штук. Приложите к фотографиям текст - короткое описание темы. Прошу вас высылать фотографии и текст в одном ZIP- архиве. Напомню, очень важно, чтобы архивов было не более трех. Дополнение: мне бы хотелось также знать ваше имя, возраст, род занятий и какое место в вашей жизни занимает фотография, какие цели вы ставите перед собой.

Темы фотоисторий

1. Творческая мастерская

Творческий процесс в любом коллективе – детском кружке, танцевальной, фольклорной группе, самодеятельной или профессиональной, музыкальной школе, художественном училище, театральной студии и т.д.

Тренировки, турниры, спортивный коллектив (жизнь), рассказ об известном спортсмене, тренере, о спортивном клубе, болельщики и фанаты.

3. Оздоровительные клубы и занятия

Фитнес-клуб, шейпинг, тренажерные залы, йога и т.д.

4. Уличная жизнь

Паркур, граффити, байкеры, скейт и другие молодежные субкультуры. Торговцы, музыканты, художники, толкучки, базары, книжные развалы, птичьи рынки и др.

5. Люди и транспорт. «Жизнь на ходу».

6. Учеба. Студенческая и школьная жизнь.
На учебном семинаре, экзамены-зачеты, общежитие, жизнь класса, развлечения.

7. Увлечения моих друзей.
Охота, рыбалка, коллекционирование, вышивание, фотография и т.д.

8. Духовная жизнь.

Жизнь прихода и прихожан. Рассказ о священнике. Воскресная школа, жизнь духовной семинарии.

Загородная поездка. Выходной день на природе. Посещение музея, выставки, усадьбы, заповедника (для тех, кто живет рядом, кому доступно наблюдение этого процесса). Вечеринка с друзьями.

Фотокорреспондента газеты “Московские новости”, который провел в Бишкеке семинар для журналистов. У кого-то из участников уже был существенный опыт в фотографии, но не для СМИ, у кого-то был опыт только написания текстов, но никак не фотографирования.

Если суммировать, то советы Евгения Гладина таковы: “Фотожурналистика – это прощай вспышка и обработка фотографий”. Даже если вы уже 10 лет снимаете художественное фото, вам нужно понять, в чем суть фотографии для СМИ. Потому что это совсем другая история.

  • Каждый снимок должен быть осмысленным. Думайте, прежде чем фотографировать. Возможно, вам не стоит тратить время на какие-то кадры.
  • В фотографии должна быть глубина, чтобы взгляд устремлялся во внутрь снимка.
  • Источник света – за спиной, не снимать в зените. Есть исключения. Очень редкие.
  • Снимаем только горизонтально. Вертикальная съемка только при большой необходимости.
  • Подходим к объекту как можно ближе.
  • Крупный, средний, дальний план.
  • Вспышку не используем, только когда темно и нужно снять объект, даже если вы снимаете футбол ночью. Если вспышку направить в потолок, она дает рассеянный свет. Или надеть пластиковый стакан на вспышку. Лица у людей, сфотографированных со вспышкой, похожи на блины. А кадр безжизненный и плоский.
  • Играть со светом.
  • Создавать контраст. Не снимать людей в черных костюмах на черном фоне.
  • Обработка допускается – только с контрастом, уровнями и кадрированием. Остальное – самодеятельность и художественное фото. Никак не для СМИ.
  • В формате raw лучше не снимать.
  • Сюжетная линия большинства кадров развивается по диагонали. Пытайтесь прокладывать линии – диагональ из нижнего в верхний угол и наоборот.
  • Выставляем глубину резкости – чтобы не было расплывчато.
  • На снимке должна быть история.
  • Если вы снимаете серию (10-15 кадров), она должна отвечать на следующие вопросы: что произошло, где это произошло (общие планы), кто задействован, кто участник конфликта, например, фотографии всех сторон с митинга.
  • Снимайте, чтобы была перспектива. Кадр “заработает”, если вы присядете или пройдете два-три шага влево и вправо. У фотографии должно быть несколько планов, она должна “считываться” постепенно.
  • Управляйте источниками света, которые попадают в кадр. Источники света должны быть сзади или сбоку, но не за объектом.
  • Снимайте только визуально интересные события. Отчетный концерт Дома культуры никому не интересен, кроме его организаторов. Многим интересно, что находится в кабинете чиновника, потому что мало у кого есть туда доступ, но никого не интересует портрет этого чиновника с ручкой в руках за столом с легкой улыбкой.

На прошедшем в Бишкеке семинаре участники отрабатывали документальный жанр фотоистории . Это – съемки того, что происходит на протяжении какого-то времени. Евгений предложил семинаристам два практических задания: в первый день – принести историю с улицы. Были истории с городских базаров, девушек в хиджабах, молодых людей с биржи труда и другие. Во второй день было задание – продумать и сделать серию о человеке и его профессии или жизни. Вот подборка того, что получилось у участников.

Фотоистория “Другая реальность” о рок-музыканте. Автор фото: Дмитрий Мотинов

Фотоистория “Север на востоке” о бишкекских рэп-исполнителях. Автор фото: Абылай Саралаев

Фотоистория “Один тренировочный день чемпиона Кыргызстана по пауэрлифтингу”. Автор фото: Дина Токбаева

Фотоистория “Прима-балерина Кыргызстана”. Автор фото: Наргиз Чыналиева

Другие фотоработы участников нашего мастер-класса вы можете посмотреть в галерее: