Выбраковка ленточных строп. Браковка строп

Основное правило - эксплуатация грузоподъемных приспособлений возможна только уполномоченными лицами!

Ниже мы приведем несколько правил, которые позволят Вам безопасно и с удовольствием работать не только текстильными, но и другими типами строп:

1. Грузоподъёмные устройства не должны подвергаться нагрузкам, превышающим допустимые.

2. Грузоподъёмные приспособления должны использоваться таким образом, чтобы груз не выпал или не выскользнул при транспортировке.

ЗАПРЕЩЕНО!РАЗРЕШЕНО! РАЗРЕШЕНО!

3. Меры по защите против выскальзывания - текстильные ленточные и круглопрядные стропы запрещено использовать как показано на рис. слева. Правильно рис. справа!

ЗАПРЕЩЕНО! РАЗРЕШЕНО!

4. На транспортируемый груз запрещено класть дополнительные грузы!

ЗАПРЕЩЕНО! РАЗРЕШЕНО!

5. При строповке грузовкрюки должны быть закреплены таким образом, чтобы была исключена возможность самопроизвольного высвобождения (соскальзывания) груза!

ЗАПРЕЩЕНО! РАЗРЕШЕНО!

6. Крюки ненагруженных ветвей грузозахватных приспособлений необходимо подвесить, если существует опасность того, что они будут цепляться при транспортировке.

ЗАПРЕЩЕНО! РАЗРЕШЕНО!

7. Поднимать и опускать грузы нужно таким образом, чтобы было исключено их непреднамеренное падение, соскальзывание или разъединение.

ЗАПРЕЩЕНО! РАЗРЕШЕНО!

8. Текстильные ленточные и круглопрядные стропы запрещено использовать без защитных приспособлений при подъеме грузов, имеющих острые углы или шершавые поверхности.

При острых углах = защитные накладки SECUTEX .

SECUTEX - лучшая защита от острых углов.

При шершавых поверхностях = защитная поверхность

9. Текстильные ленточные и круглопрядные стропы запрещено укорачивать путем перекручивания стропов!

10. Текстильные ленточные и круглопрядные стропы запрещено завязывать в узел или соединять узлом друг с другом для их удлинения. Удлинение или соединение возможно толькопри помощи соответствующих комплектующих. Необходимо учитывать соответсвие размеров.

11. Груз нельзя опускать на грузозахватные приспособления, если они в этом случае могут быть повреждены.

Некоторые примеры выбраковки текстильных строп

Изготовление, эксплуатация, проведение экспертиз, проектирование, монтаж и ремонт подъемных установок должны строго соответствовать РД 012-97. Учитывая изложенные требования, контроль стальных стропов проводится каждые десять дней или ежемесячно перед эксплуатацией. Рекомендуется регулярный осмотр с помощью дефектоскопов. Устройства помогают определить степень износа стропов, наличие ржавчины, обрывов.

При каждой проверке уделяется особое внимание таким зонам: креплению в местах соединения троса с какой-либо конструкцией, местам повышенного износа, участкам заделки концов изделия и прохождения через конструктивные элементы.

Существует несколько способов контроля:

  • косвенный. Чтобы оценить техническое состояние стропа, используется интегральная методика по угловым и линейным деформациям;
  • визуальный. Осмотр проводится специалистами с использованием специального оборудования;
  • дефектоскопический. Приборы позволяют провести ультразвуковой, рентгеновский, магнитоскопический осмотр ;
  • инструментальный. Подразумевается применение измерительных средств, которые указывают на степень износа проволок, сечения каната.

По каким критериям происходит браковка стальных стропов

  • Наблюдается износ сечения верхнего слоя проволоки на 40%, протяженность испорченной площади не учитывается.
  • Уменьшилось сечение стального стропа на 7% и более из-за воздействия на его поверхность коррозии. Также в обязательном порядке необходима браковка стальных стропов, когда в результате разрыва и внутреннего износа поврежден сердечник на 10% (если изделие относится к малокрутящимся, то строп бракуется с показателем 3%).
  • Заметен обрыв проволоки на 40%.
  • Увеличилось сечение на 7%, которое вызвано изменением размера сердечника под влиянием резких перепадов температур. Такое явление относится к чрезвычайно опасным.
  • Прочность проволок не соответствует стандартам определенного подъемного оборудования. Осмотр проводится с помощью дефектоскопа .
  • Заметно сплющивание каната по длине, которое вызывается повышенным износом блочного ручья.
  • Наблюдается волнообразование, напоминающее спиральную форму по продольной оси стропа. Данный случай также относится к чрезвычайно опасным.
  • Во время визуального осмотра обнаружены заломы, перекручивания, деформации, перегибы.

Вышеперечисленные дефекты делают изделие менее прочным и надежным, поэтому осуществляется немедленная браковка стальных стропов.

Пример браковки стального стропа

В результате проведения сварочных работ расплавленный металл попадает на трос, на который также оказывает негативное воздействие электрический ток. Браковка стального стропа в данном случае происходит по причине влияния высокой температуры, которая в свою очередь образует обгорелые участки на изделии, становятся заметны остатки сажи, наблюдается изменение цвета.

Нормы браковки стропов из стальных канатов

  1. 1. Браковка находившихся в работе стропов из стальных канатов (тросов) производится по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки. Браковка канатов, изготовленных из проволок одинакового диаметра, производится согласно данным табл. 1 и рисунка (здесь и далее рисунки не приводятся).
  2. 2. Шаг свивки каната определяют следующим образом. На поверхности какой-либо прядки (см. рисунок) наносят метку (точка А), от которой отсчитывают вдоль центральной оси каната столько прядей, сколько их имеется в сечении каната (например, 6 в шестипрядном канате), и на следующей после отсчета пряди (в данном случае на седьмой) наносят вторую метку (точка Б). Расстояние между метками (точками А и Б) принимается за шаг свивки каната.
  3. У многопрядных тросов (например, у каната 18 х 19 = 342 проволоки с одним органическим сердечником) имеется 6 прядей во внутреннем слое и 12 - в наружном. Шаг свивки в этом случае определяется по числу прядей в наружном слое.
  4. 3. Браковка каната, изготовленного из проволок различного диаметра, конструкции 6 х 19 = 114 проволок с одним органическим сердечником производится согласно данным, приведенным в первой графе табл. 1, причем число обрывов как норма браковки принимается за условное. При подсчете обрыв тонкой проволоки принимается за 1, а обрыв толстой проволоки - за 1,7.
  5. Например, если на длине одного шага свивки каната при первоначальном коэффициенте запаса прочности до 6 имеется шесть обрывов тонких проволок и пять обрывов толстых проволок, то условное число обрывов составляет 6 х 1 + 5 х 1,7 = 14,5, т.е. более 12 (см. табл. 1), следовательно, канат бракуется.
  6. 4. Число обрывов проволок на длине одного шага свивки как критерий браковки каната, конструкция которого не указана в табл. 1, определяют исходя из данных, помещенных в этой таблице для каната, ближайшего по числу прядей и числу проволок. Например, для каната конструкции 8 х 19 = 152 проволоки с одним органическим сердечником ближайшим по табл. 1 является канат 6 х 19 = 114 проволок с одним органическим сердечником. Для определения признака браковки следует число обрывов на одном шаге свивки для каната 6 х 19 = 114 проволок с одним органическим сердечником умножить на коэффициент 96 / 72 = 1,33, где 96 и 72 - число проволок в наружных слоях прядей одного и другого канатов. Число проволок в наружных слоях прядей определяется по стандарту на соответствующий канат или путем подсчета.
  7. Таблица 1
  8. ЧИСЛО ОБРЫВОВ ПРОВОЛОК НА ДЛИНЕ ОДНОГО ШАГА СВИВКИ КАНАТА, ПРИ КОТОРОМ КАНАТ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЗАБРАКОВАН
  9. Первона- чальный коэффи- циент запаса прочнос- ти при установ- ленном Правила- ми отно- шении Крес- товая Одно- сторон- няя Крес- товая Одно- сторон- няя Крес- товая Одно- сторон- няя Крес- товая Одно- сторон- няя До 6 12 6 22 11 36 18 36 18
    Конструкция каната
    6 х 19 = 114 6 х 37 = 222 6 х 61 = 336 18 х 19 = 342
    и один органический сердечник и один органический сердечник и один органический сердечник
    Свивка каната
  10. Таблица 2
  11. НОРМЫ БРАКОВКИ КАНАТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОВЕРХНОСТНОГО ИЗНОСА ИЛИ КОРРОЗИИ
  12. ┌─────────────────────────────────┬──────────────────────────────┐ │ Уменьшение диаметра проволок в │Процент от норм числа обрывов │ │результате поверхностного износа │проволок на длине одного шага │ │ или коррозии, % │ свивки каната, указанных в │ │ │ табл. 1 │ ├─────────────────────────────────┼──────────────────────────────┤ │10 │85 │ │15 │75 │ │20 │70 │ │25 │60 │ │30 и более │50 │ └─────────────────────────────────┴──────────────────────────────┘
  13. 5. При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов на шаге свивки как критерий браковки должно быть уменьшено в соответствии с данными табл. 2. При износе (или коррозии), достигшем 40% и более первоначального диаметра проволок, канат должен быть забракован.
  14. Определение износа или коррозии проволок по диаметру производится с помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего достаточную точность. Для этого отгибается конец проволоки в месте обрыва на участке наибольшего износа. Замер оставшейся толщины проволоки производится у отогнутого конца после предварительного удаления с него грязи и ржавчины.
  15. 6. При числе обрывов проволок на длине одного шага свивки меньше, чем указано в табл. 1 или чем определено указаниями в п. п. 3, 4, 5 настоящего Приложения, а также при наличии поверхностного износа проволок без обрыва, строп может быть допущен к работе при условии тщательного наблюдения за его состоянием при периодических осмотрах с записью результатов в журнал осмотра.
  16. 7. При обнаружении в стропе оборванной пряди канат к дальнейшей работе не допускается.
  17. Примечание. Нормы браковки канатов грузоподъемных машин приведены в "Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов", утв. Госгортехнадзором России 30.12.92.

В нашей компании вы можете заказать и приобрести грузовые стропы всех типов, включая оцинкованное исполнение для канатных стропов, согласно морского регистра. Все грузовые стропы нашего производства имеют паспорта.

Нормативы и ГОСТы:

  • стропы грузовые канатные регламентируют ГОСТ 25573, ИСО 7531-87,ТУ-3150-001-59293747-03 и РД- 10-33-93.
  • стропы грузовые цепные регламентированы ГОСТ 30441-97, ИСО 7593, ТУ-3150-002-5929747-03, ПБ 10-382-00.
  • стропы грузовые текстильные на территории РФ не регламентированы нормами ГОСТ, ТУ и РД
  • для всех типов строп предусмотрены нормативные сроки замены и правила браковки .

Выбраковка стропов - нормы и правила

Нормы браковки строп регламентированы "Межотраслевыми правилами по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов" ПОТ РМ-007-98 и их многочисленными приложениями. Согласно их требованиям, перед использованием грузоподъемных стропов для работы по подъему и перемещению грузов необходимо произвести их тщательный осмотр. Осмотр выполняется стропальщиками или другими ответственными лицами.

При постоянной эксплуатации, выбраковка строп обычно проводится регулярно, результаты осмотра заносятся в журнал. Инженерно-технический персонал, несущий ответственность за содержание грузоподъемных механизмов в рабочем состоянии, включая работников, отвечающих за исправную работу кранов должны проводить осмотр и грузоподъемных стропов каждые 10 дней. В тех случаях, когда строп используется редко и выбраковка стропов не производится систематически, осмотр проводится непосредственно перед его эксплуатацией (то есть выдачей стропальщикам для работы).

Основное внимание при осмотре текстильных грузоподъемных стропов обращается на состояние и целостность ленты, крюков, захватов, подвесок и мест их креплений. Если проводится осмотр и выбраковка канатных стропов основное внимание рекомендуется обращать на состояние тросов, мест заплетки троса или мест обжима тросов втулкой, крюков и подвесок. При проведении осмотра цепных стропов необходимо проверить состояние всех составляющих его элементов: цепей, крюков, соединительных звеньев и т.п.

Браковка текстильных стропов - нормы и правила

Выбраковка ленточных строп произведенные по РД 24-С3К-01-01 обязательна в следующих случаях:

  • При отсутствии на стропе бирки или нечитаемости сведений о нем.
  • При наличии на несущих лентах текстильного стропа узлов
  • При поперечных порезах или разрывах на ленте текстильного стропа
  • В том случае если на ленте текстильного стропа имеются продольные разрывы или порезы с суммарной длиной более 10% от всей его длины, а также при наличии единичных порезов или разрывов длиной более 50мм.
  • При наличии местных расслоений ленты текстильного стропа (кроме мест заделки краев ленты) на длине, по сумме более чем 0,5 м. на одном из крайних или на двух и более внутренних швах. (в случае разрыва трех и более строчек шва).
  • Если присутствуют местные расслоения лент текстильного стропа в месте заделки краев ленты на длине более 0,2м. на одном из крайних швов или на двух и более внутренних швах (в случае разрыва трех и более строчек шва).
  • В случае отслоения края ленты или сшивки лент у петли на длину более 10% от длины заделки концов ленты.
  • При наличии поверхностных обрывов нитей ленты, образующихся путем трения стропа об острые края груза, длина которых превышает 10% от общей длины ленты.
  • В случае если лента повреждена воздействием химических веществ (кислоты, щелочи, нефтепродукты) при общей величине таких повреждений более 10% от длины или ширины текстильного стропа или в случае единичных повреждений более 10% от ширины стропа и более 50мм. длиной.
  • При выпучивании ниток из ленты текстильного стропа на расстояние более чем 10% от ширины ленты и при наличии сквозных отверстий от острых предметов, диаметр которых превышает 10% от ширины ленты.
  • При наличии прожженных отверстий от брызг раскаленного металла, диаметр которых составляет более 10% от ширины ленты, а также при наличии более трех сквозных отверстий при расстоянии между ними менее 10% от ширины ленты (независимо от их диаметра).
  • Если лента загрязнена более чем на 50% нефтепродуктами, смолами, красками, цементом или грунтом - браковка стропа обязтельна незамедлительно.
  • При расслоении нитей на лентах текстильного стропа.

При появлении любого из этих признаков производится выбраковка текстильных строп, т.к. их последующая эксплуатация небезопасна.

Ремонтировать текстильный строп самостоятельно запрещается.

На конструкционных элементах текстильного стропа (таких как скобы, кольца, петли, подвески, звенья и т.п.) недопустимы:

  1. трещины любых размеров - браковка таких строп обязателна, трещины не могут быть уменьшены и устранены.
  2. износ поверхности или вмятины, приводящие к уменьшению площади поперечного сечения элемента на 10% и более.
  3. Деформации элемента, приводящие к изменению его первоначального размера более чем на 3%.
  4. Повреждения креплений и резьбовых соединений. Браковка строп обязательна, согласно руководящего документа.

Цены и характеристики таких строп смотрите в разделе

Браковка канатных стропов нормы и правила

Полная информация о типах и характеристиках таких строп доступна в разделе

Не допускаются к работе стальные канатные стропы (т.е. обязательна выбраковка таких канатных строп или ремонт или утилизация), изготовленные по ГОСТ 25573-82 и РД-10-33-93 в случаях:

  • Отсутствие паспорта на строп или бирки с указанными сведениями о стропе
  • При наличии на тросе узлов, перегибов, заломов или при перекручивании троса.
  • В случае если диаметр троса уменьшился из-за износа или коррозии на 7% и более
  • В случае уменьшения диаметра наружных проволок троса из-за износа или коррозии на 40% и более - строп просто опасен, выбраковка такого сторопа необходима незамедлительно
  • В случае обрыва пряди каната.
  • При выдавливании наружу сердечника каната
  • Если строп поврежден воздействием температуры или дуговым электрическим разрядом
  • В случае если коуш стропа деформирован -выбраковка стропа должна быть произедена без задержки. Этот стороп уже опасен.
  • Если износ сечения коуша превышает 15%
  • При наличии трещин на опрессовочной втулке или изменении ее размеров более чем на 10%
  • При отсутствии предохранительных замков на крюках или других грузозахватных элементах канатного стропа

При появлении любого из этих повреждений осуществляется браковка канатных строп. Дальнейшее использование такого стропа опасно.

Ремонтировать канатный строп самостоятельно запрещается.

На конструкционных элементах канатного стропа (таких как звенья, крюки, подвески и т.п.) недопустимы:

  1. деформации, приводящие к изменению размеров элемента стропа более чем на 3%.
  2. Повреждение креплений элементов и резьбовых соединений.

Полные характеристики и цена таких строп доступна в разделе

Браковка цепных стропов - нормы и правила

Детальную информацию о характеристиках и ценах таких строп смотрите в разделе стропы цепные

Выбраковка цепных стропов, произведенных согласно ПБ-10-382-00 и ТУ 3150-001-52466920-2005, обязательна если:

  • При отсутствии и повреждении бирки стропа, а также при отсутствии паспорта на строп
  • При нечитаемости маркировочных обозначений на элементах стропа
  • При разности длин ветвей стропа во время свободного провиса более 15мм - выбраковка стропа обязательна
  • В случае удлинения звена цепи, соединительных звеньев и подвесок более чем на 5% от первоначального их размера
  • Если вследствие износа уменьшился диаметр сечения звеньев цепи или соединительных звеньев более чем на 8%
  • При отсутствии предохранительных замков на крюках или грузозахватных элементах цепного стропа

При обнаружении любого из перечисленных дефектов производится выбраковка цепных строп, дальнейшее использование небезопасно.

Самостоятельный ремонт цепных стропов запрещен.

На конструкционных элементах цепного стропа (таких как скобы, крюки, соединительные звенья и т.п.) недопустимы:

  1. трещины любых размеров, расслоения, надрывы и волосовины
  2. износ поверхности и вмятины, которые приводят к уменьшению площади поперечного сечения элементов стропа на 10% и более
  3. деформации, приводящие к изменению размеров элемента стропа более чем на 5%
  4. Повреждение креплений элементов и резьбовых соединений - это явный признак необходимости браковки строп.

Подробная информация о цепных стропах, их характеристики и цены в разделе стропы цепные

Сроки эксплуатации стропов.

Испытываются статической нагрузкой, которая превышает грузоподъемность стропа в 1,3 раза в течении 3 минут. Текстильный строп изготавливается в соответствии с РД 24-С3К-01-01. Правильная работа текстильного стропа гарантируется при работе в одну смену в течении 1,5 месяцев со дня начала его эксплуатации. Срок годности текстильного стропа составляет 6 месяцев со дня его изготовления при условии правильного хранения и эксплуатации.

Канатные стропы испытываются статической нагрузкой, которая превышает грузоподъемность стропа в 1,3 раза в течении 3 минут. Канатные стропы изготавливаются в соответствии с ГОСТ 25573-82 и РД-10-33-93.
Правильная работа канатного стропа гарантируется при работе в одну смену в течении 3 месяцев для стропов УСК1(СКП) и УСК2(СКК) и 6 месяцев для ветвевых стропов и стропов типа ВК (время считается со дня ввода канатного стропа в эксплуатацию).

Цепные стропы испытываются статической нагрузкой, которая превышает грузоподъемность стропа вдвое в течении 3 минут. Цепные стропы производятся в соответствии с требованиями ПБ-10-382-00 и ТУ 3150-001-52466920-2005.
Правильная работа цепного стропа гарантирована при работе в одну смену в течении18 месяцев со дня ввода стропа в эксплуатацию.

Также запрещено применять стропы для подъема и страховки людей.

Приложение 6. Нормы браковки канатных и цепных стропов, а также текстильных стропов на полимерной основе Браковка канатных и цепных стропов, находящихся в эксплуатации, должна производиться по инструкции изготовителя, определяющей порядок и методы осмотра и браковочные показатели.

При отсутствии у владельца инструкции браковка элементов канатных и цепных стропов производится в соответствии с рекомендациями, приведенными в настоящем приложении.

Канатный строп из стальных канатов подлежит браковке, если число видимых обрывов наружных проволок каната превышает указанное в таблице.

Примечание. d - диаметр каната, мм.

Цепной строп подлежит браковке при удлинении звена цепи более 3% от первоначального размера (рис. 1) и при уменьшении диаметра сечения звена цепи вследствие износа более 10% (рис. 2).

При осмотре текстильных стропов на полимерной основе необходимо обратить внимание на состояние лент, швов, крюков, скоб, замыкающих устройств, обойм, карабинов и мест их креплений. Стропы не должны допускаться к работе, если:


  • отсутствует клеймо (бирка) или не читаются сведения о стропе, которые содержат информацию об изготовителе, грузоподъемности стропа и т.д;

  • имеются узлы на несущих лентах стропов;

  • имеются поперечные порезы или разрывы ленты независимо от их размеров;

  • продольные порезы или разрывы ленты, суммарная длина которых превышает 10 % длины ленты ветви стропа, а также единичные порезы или разрывы длиной более 50 мм;

  • местные расслоения лент стропа (кроме мест заделки краев лент) на суммарной длине более 0,5 м на одном крайнем шве или на двух и более внутренних швах, сопровождаемые разрывом трех и более строчек шва;

  • местные расслоения лент стропа в месте заделки краев ленты на длине более 0,2 м на одном из крайних швов или на двух и более внутренних швах, сопровождаемые разрывом трех и более строчек шва, а также отслоение края ленты или сшивки лент у петли на длине более 10 % длины заделки (сшивки) концов лент;

  • поверхностные обрывы нитей ленты общей длиной более 10 % ширины ленты, вызванные механическим воздействием (трением) острых кромок груза;

  • повреждения лент от воздействия химических веществ (кислоты, щелочи, растворителя, нефтепродуктов и т. п.) общей длиной более 10 % ширины ленты или длины стропа, а также единичные повреждения более 10 % ширины ленты и длиной более 50 мм;

  • выпучивание нитей из ленты стропа на расстояние более 10 % ширины ленты;

  • сквозные отверстия диаметром более 10 % ширины ленты от воздействия острых предметов;

  • прожженные сквозные отверстия диаметром более 10 % ширины ленты от воздействия брызг расплавленного металла или наличие трех и более отверстий при расстоянии между ними менее 10 % ширины ленты независимо от диаметра отверстий;

  • загрязнение лент (нефтепродуктами, смолами, красками, цементом, грунтом и т. д.) более 50 % длины стропа;

  • совокупность всех вышеперечисленных дефектов на площади более 10 % ширины и длины стропа;

  • размочаливание или износ более 10 % ширины петель стропа.
Запрещается эксплуатация стропов со следующими дефектами и повреждениями металлических элементов (колец, петель, скоб, подвесок, обойм, карабинов, звеньев и т.п.):

  • трещинами любых размеров и расположения;

  • износом поверхности элементов или наличием местных вмятин, приводящих к уменьшению площади поперечного сечения на 10 % и более;

  • наличием остаточных деформаций, приводящих к изменению первоначального размера элемента более чем на 3 %;

  • повреждением резьбовых соединений и других креплений.

Приложение 7. Рекомендуемая знаковая сигнализация при перемещении грузов с применением ПС


Операция

Рисунок

Сигнал

Поднять груз, или грузозахватный орган (грузозахватное приспособление)


Прерывистое движение рукой вверх на уровне пояса, ладонь обращена вверх, рука согнута в локте

Опустить груз или грузозахватный орган (грузозахватное приспособление)



Прерывистое движение рукой вниз перед грудью, ладонь обращена вниз, рука согнута в локте

Передвинуть ПС


Движение вытянутой рукой, ладонь обращена в сторону требуемого движения

Передвинуть грузовую тележку ПС


Движение рукой, согнутой в локте, ладонь обращена в сторону требуемого движения тележки

Повернуть стрелу ПС


Движение рукой, согнутой в локте,. ладонь обращена в сторону требуемого движения стрелы

Поднять стрелу ПС


Движение вверх вытянутой рукой, предварительно опушенной до вертикального положения, ладонь раскрыта

Опустить стрелу ПС


Движение вниз вытянутой рукой, предварительно поднятой до вертикального положения, ладонь раскрыта

Стоп (прекратить подъем или передвижение)


Резкое движение рукой вправо и влево на уровне пояса, ладонь обращена вниз

Осторожно (применяется перед подачей какого-либо из перечисленных выше сигналов при необходимости незначи-тельного перемещения)




Кисти рук обращены ладонями одна к другой на небольшом расстоянии, руки при этом подняты вверх