Юрий мамлеев. Юрий мамлеев - сборник рассказов Юрий мамлеев биография

Мамлеев Юрий Витальевич - писатель и философ, драматург и поэт. Его произведения переведены на основные европейские языки. Основатель философско-патриотической доктрины (учения) "Вечная Россия" (она изложена в книге "Россия Вечная", Аиф-принт, 2002). Основатель нового литературного течения в современной русской литературе - метафизический реализм.

Биография

Юрий Витальевич Мамлеев родился 11 декабря 1931 г. в Москве. В 1956 г. окончил Московский лесотехнический институт, получил диплом инженера. С 1957 по 1974 г. преподавал математику в вечерних школах. Но основной сферой его деятельности была литература. Его рассказы, романы, философские эссе распространялись в Самиздате, так как их было невозможно публиковать в советских издательствах. На его квартире в Южинском переулке собирались в 60-е годы многие деятели (люди) "неофициальной культуры" того времени. Среди них такие поэты и художники, как Леонид Губанов, Генрих Сапгир, Лев Кропивницкий, Александр Харитонов, позднее Вениамин Ерофеев и многие другие известные сейчас представители творческой интеллигенции, проявившие себя в искусстве, философии, литературе.
Из-за невозможности публикации своих произведений Ю.Мамлеев вместе с женой эмигрировал в 1974 г. в США, где преподавал и работал в Корнельском университете (Cernell University), выступал в других престижных университетах США, а позже, в 1983 г., переехал в Париж, во Францию, где преподавал русскую литературу и язык в Медонском институте русской культуры, а потом в знаменитом Институте восточных цивилизаций в Париже. В период вынужденной эмиграции его произведения были переведены на европейские языки, его творчество получило признание на Западе.
После изменения режима в России Юрий Мамлеев одним из первых приехал в Россию. С начала 90-х годов его книги стали широко публиковаться в России. За это время (с начала 1990-х по 2008 г.) опубликовано 27 его книг, включая книги по философии, появилось множество статей, интервью в прессе, выступлений по радио и телевидению. Одновременно продолжалась публикация его книг на Западе. Как на западных, так и на русском языках появилось много статей, исследований о его творчестве, защищены дипломы и диссертации. Пьесы Юрия Мамлеева ставились в России и на фестивале в Австрии, в Граце (на немецком языке).
С 1994 по 1999 г. Юрий Мамлеев как индолог преподавал индийскую философию на философском факультете МГУ. Он член исполкома Общества российско-индийской дружбы. Занимался и общественной деятельностью: был членом Комиссии по возвращению гражданства при Президенте РФ. Он является членом французского Пен-клуба (международной организации писателей), Союза писателей России, Союза театральных деятелей, русского Пен-клуба. Он создал новое литературное течение (метафизический реализм), основы которого изложены в главе "Метафизика и искусство" его философской книги "Судьба бытия". Авангард этого течения организован как секция при Союзе литераторов России, и Ю.Мамлеев - Президент Клуба метафизического реализма ЦДЛ.
Как философ, Юрий Мамлеев, помимо преподавания индийской философии в МГУ, известен своими главными философскими работами: "Судьба бытия" (опубликована в журнале "Вопросы философии" за 1993 г. №10, 11 и потом - в сборнике "Unio mistica", Терра, 1997) и "Россия Вечная" (см. "Россия Вечная", Аиф-принт, 2002).
В "Судьбе бытия" Ю.Мамлеев обосновал собственное философское учение. Как индолог, он исходил из некоторых положений Веданты (признанной сейчас во всем мире в качестве одной из вершин человеческой мысли). Но далее Ю.Мамлеев вышел за пределы Веданты, создав учение метадуализма, особенно в главе "Последняя доктрина", которая вносит нечто принципиально новое в мировую метафизическую Традицию.
В книге "Россия Вечная" Ю.Мамлеев исследует глубины русской культуры и духа. В результате им создана совершенно новая трактовка русской идеи, фактически цельное философско-патриотическое учение, не имеющее нигде аналогов.
Творчество Ю.Мамлеева неоднократно отмечалось различными литературными грантами и премиями: в 2000 году он получил высоко престижную Пушкинскую премию (Германия), международную премию имени Андрея Белого (1993 г.).
О Мамлееве и его творчестве можно прочесть статьи в литературных и иных энциклопедиях, словарях (в том числе и на иностранных языках), в энциклопедическом словаре "Отечество" (издательство РЭ, 1999), в который включены наиболее выдающиеся люди России в области культуры, науки, политики и т.п. за весь период существования Руси и России (от древней эпохи до настоящего времени).
Произведения Мамлеева публиковались на английском, французском, немецком, итальянском, голландском, греческом, чешском, румынском, болгарском, сербском, иврите, китайском языках.
О творчестве Мамлеева вышло исследование Розы Семыкиной. "О "соприкосновении мирам иным": Ф.М.Достоевский и Ю.В.Мамлеев" (Барнаул: Барнаульский государственный педагогический университет, 2007).
Лауреат премии "Словесность" Союза литераторов (2008)

  • В духе двадцатого века.
  • Да. Надо сказать, что всю всемирную историю можно назвать историей людоедства. Войны шли всегда, кровь лилась постоянно, я уж не говорю о колониализме, стремлении одних народов подавить, уничтожить другие, и люди настолько к этому привыкли, что считают это нормальным. На самом деле это страшная аномалия. Ни один вид не уничтожает сам себя, кроме человека. Поэтому христианство считает этот мир падшим, хотя человек сам по себе божественного происхождения и, так как он стоит над природой, в нем есть бессмертие. Но это не повод для грусти, это вызов, испытание. Человек, несмотря на самые страшные времена, должен остаться человеком, и духовным человеком, и жить по принципам любви.


Фотография: из личного архива Юрия Мамлеева

  • Как вы подготавливали себя к тому, чтобы начать видеть незримую часть зримого? Что вы читали?

  • Наш круг тогда интересовался всеми аспектами духовной жизни человека, тем более что все это было полузапрещено. Но нужно отделить практику литературную от религиозных исканий. Как видеть мир глазами писателями и творить свой космос? Это необъяснимо, это рождается само. Что касается религиозного поиска, то для большинства из нашего круга было понятно, что православие является истинным христианством, так как оно обращено к первоистокам. Но мы с большим вниманием и уважением относились и к мусульманству, изучали и его тоже. А что касается философии, то мы шли вполне классическим путем: сначала философия немецкая, Кант, Гегель, Шопенгауэр, затем русская. Также нас невероятно обогатило знакомство с индийской философией, она намного превосходит европейскую по глубине мысли и богопознания.

  • Расскажите про ваш Южинский кружок. Он сейчас в миф превратился.
  • Как вам жилось в Америке?
  • Как вы считаете, есть люди, абсолютно невосприимчивые к вещам мистического характера?
  • Это вопрос антропологический. В обычное время значительная часть людей живет просто бытом, обычной жизнью. Вот сейчас на Западе есть такое понятие, как индифферентизм. Равнодушие к вопросам религии. Это не атеизм, атеизм требует позиции и четкого осознания отсутствия высшей силы. А вот индифферентизмом наполнен весь мир. Люди интересуются только собой, только бытом. Но культуру, политику и науку всегда делало меньшинство.
  • В древности существовали так называемые тайные науки: астрология, алхимия, предсказательство и другие. Это были традиционные герменевтические науки, основанные на простом факте контакта с невидимым миром, который легко достигался в древнем мире. Потом наступил период, когда занавес опустился по целому ряду причин. И ключи к этим наукам были потеряны. Оккультизм же родился позже, в XVII–XVIII веках, и означал увлечение этими тайными науками. Оккультизм - это, попросту говоря, профанация, хотя и там были какие-то проблески истины. Мы никогда не занимались оккультизмом.
  • Наверное, поэтому так изменилось отношение к смерти?
  • Безусловно. Еще Сомерсет Моэм отметил, что в конце девятнадцатого века неожиданно произошел перелом. До этого люди умирали с улыбкой, полные веры и уверенности, что они переходят в иной мир и что ничего страшного в этом нет. А затем с распространением атеизма и материализма в отношении смерти возник совершенно жуткий страх небытия, исчезновения навеки. Поэтому я считаю, что атеизм - это такой капкан, который порабощает человека. Религия означает любовь и победу над смертью, а атеизм - это абсолютное торжество смерти. И весьма странно, что атеизм в Советском Союзе связывался с оптимизмом. Это абсурд.
  • Но все-таки вы же сами считаете, что Бог милостив…
  • Конечно. Но поскольку вселенная устроена так, что человеку дана полная свобода воли, он способен избрать и путь, обратный от спасения. То есть, грубо говоря, человек осуждает сам себя. Это так же, как если заядлый уголовник, мрачный тип, попадает на концерт классической музыки - он не выдержит там и пяти минут. И так же грешнику в раю - просто некомфортно, он привык к атмосфере зла и насилия, к которым его влечет натура. И представление о вечном аде - это явное преувеличение. Вечен только Бог, ад - это временное решение. Хоть и очень неприятное.
  • Подавляющее большинство персонажей ваших книг стремятся к запредельному, но не через светлые способы, а через темные. Как вы считаете, если человек идет через мрак, это на нем сказывается?

    Мрак тоже есть разный. Настоящий мрак - это тот, что не допускает человека до веры, оставляя его на положении животного, это даже ниже демонического уровня. Но есть в человеке некая тайна, потому что он создан так, что одна его часть устремлена наверх, а другая уходит вниз, в темное пространство. В человеке все соединено: и мрак, и свет. Бог дал человеку полную свободу, в том числе свободу быть богоборцем. Существует такое положение, выраженное в богословских книгах: чтобы найти истинный свет, надо познать истинный мрак. Собственно, это классический эзотерический путь. Литература опасна тем, что вы волей-неволей, описывая человека, следуете всему, что есть в мире. А в мире есть такое, что не приснится. Что-то такое и должно происходить с моими читателями, через ужас они постигают катарсис и очищение.

    Что бы вы посоветовали тем, кто еще не познал катарсис?

    Я бы выразил это в такой триаде: познание личности, веры и родины. В чем она заключается? Личность - нужно найти самих себя, исследовать многоцветие разных аспектов бытия. Что до веры, то без нее человек себя обрекает на полную отрезанность, на беспомощность - до смерти и после смерти. Это абсурдная ситуация, когда в человеке заложен образ и подобие божие, а он от самого лучшего, что в нем есть, отказывается. У нас есть много абсурдов в жизни, но это самый тяжелый по своим последствиям. Ведь конечная цель личности - это победа над смертью. Мы жили в то время, когда еще оставались люди, которые родились в исторической России, и я спрашивал их, в чем же разрыв между людьми их поколения и нашего. И ответ был однозначный: тогда люди были жизнерадостней. Все это благодаря вере. И последнее, Родина. Да, патриотизм всегда использовался властью в своих целях. Но есть патриотизм духовный, патриотизм внутренней России, мистической. В душе каждого человека рождается его Россия.

Биография

Юрий Витальевич Мамлеев родился 11-го декабря г. в Москве. В г. закончил Московский лесотехнический институт, получил диплом инженера. С 1957 г. по 1974 г. преподавал математику в вечерних школах. Но основной сферой его деятельности была литература . Его рассказы, романы, философские эссе распространялись в Самиздате, так как их было невозможно публиковать в советских издательствах. На его квартире в Южинском переулке собирались в 60-е годы многие деятели (люди) «неофициальной культуры» того времени. Среди них такие поэты и художники, как Леонид Губанов , Генрих Сапгир , Лев Кропивницкий , Александр Харитонов , позднее Вениамин Ерофеев и многие другие известные сейчас представители творческой интеллигенции, проявившие себя в искусстве, философии, литературе. Из-за невозможности публикации своих произведений Ю. Мамлеев вместе с женой эмигрировал в 1974 г. в США, где преподавал и работал в Корнельском университете (Cernell University), выступал в других престижных университетах США , а позже, в 1983 г., переехал в Париж , во Францию, где преподавал русскую литературу и язык в Медонском институте русской культуры, а потом в знаменитом Институте восточных цивилизаций в Париже. В период вынужденной эмиграции его произведения были переведены на европейские языки, его творчество получило признание на Западе. После изменения режима в России Юрий Мамлеев одним из первых приехал в Россию. С начала 90-х годов его книги стали широко публиковаться в России. За это время (с начала 1990-х по 2008 г.) опубликовано 27 его книг, включая книги по философии, появилось множество статей, интервью в прессе, выступлений по радио и телевиденью. Одновременно продолжалась публикация его книг на Западе. Как на западных, так и на русском языках появилось много статей, исследований о его творчестве, защищены дипломы и диссертации. Пьесы Юрия Мамлеева ставились в России и на фестивале в Австрии, в Граце (на немецком языке). С 1994 г. по 1999 г. Юрий Мамлеев как индолог преподавал индийскую философию на философском факультете МГУ. Он член исполкома Общества российско-индийской дружбы. Занимался и общественной деятельностью: был членом Комиссии по возвращению гражданства при Президенте РФ. Он является членом французского Пен-клуба (международной организации писателей), Союза писателей России, Союза театральных деятелей, русского Пен-клуба. Он создал новое литературное течение (метафизический реализм), основы которого изложены в главе «Метафизика и искусство » его философской книги «Судьба бытия». Авангард этого течения организован как секция при Союзе литераторов России, и Ю. Мамлеев - Президент Клуба метафизического реализма ЦДЛ. Как философ, Юрий Мамлеев, помимо преподавания индийской философии в МГУ, известен своими главными философскими работами: «Судьба бытия» (опубликована в журнале «Вопросы философии» за 1993 г. № 10, 11 и потом - в сборнике «Unio mistica», Терра, 1997) и «Россия Вечная» (см. «Россия Вечная», Аиф-принт, 2002). В «Судьбе бытия» Ю. Мамлеев обосновал собственное философское учение. Как индолог, он исходил из некоторых положений Веданты (признанной сейчас во всем мире в качестве одной из вершин человеческой мысли). Но далее Ю. Мамлеев вышел за пределы Веданты, создав учение метадуализма, особенно в главе «Последняя доктрина», которая вносит нечто принципиально новое в мировую метафизическую Традицию. В книге «Россия Вечная» Ю. Мамлеев исследует глубины русской культуры и духа. В результате им создана совершенно новая трактовка русской идеи, фактически цельное философско-патриотическое учение, не имеющее нигде аналогов. Творчество Ю. Мамлеева неоднократно отмечалось различными литературными грантами и премиями: в 2000 году он получил высоко престижную Пушкинскую премию (Германия), международную премию имени Андрея Белого (1993 г.). О Мамлееве и его творчестве можно прочесть статьи в литературных и иных энциклопедиях, словарях (в том числе и на иностранных языках), в энциклопедическом словаре «Отечество» (издательство РЭ, 1999), в который включены наиболее выдающиеся люди России в области культуры, науки, политики и т. п. за весь период существования Руси и России (от древней эпохи до настоящего времени). Произведения Мамлеева публиковались на английском, французском, немецком, итальянском, голландском, греческом, чешском, румынском, болгарском, сербском, иврите, китайском языках. О творчестве Мамлеева вышло исследование Розы Семыкиной. «О «соприкосновении мирам иным»: Ф.М. Достоевский и Ю.В. Мамлеев» (Барнаул: Барнаульский государственный педагогический университет, 2007). Лауреат премии «Словесность» Союза литераторов (2008).

Интервью

Список основных книг на русском языке

1. Юрий Мамлеев. Изнанка Гогена. Третья волна, Париж, 1982.

2. Юрий Мамлеев. Живая смерть (сборник рассказов). Третья волна, Нью-Йорк – Париж, 1986.

3. Юрий Мамлеев. Шатуны (роман). Третья волна, Нью-Йорк – Париж, 1988.

4. Юрий Мамлеев, Татьяна Горичева. Новый град Китеж (философские работы). Париж, 1988.

6. Юрий Мамлеев. Сборник рассказов. Молодежный книжный центр, Москва, 1990.

7. Юрий Мамлеев. Вечный дом (повесть и рассказы). Художественная литература, Москва, 1991.

9. Юрий Мамлеев. Избранное. Терра, Москва, 1993.

10. Юрий Мамлеев. Шатуны (роман). Терра, Москва, 1996.

11. Юрий Мамлеев Судьба бытия. «Unio mistica», Терра, Москва, 1997.

12. Юрий Мамлеев. Черное зеркало (сборник рассказов). Москва, Вагриус, 1999.

13. Юрий Мамлеев. Бунт луны (сборник рассказов). Москва, Вагриус, 2000.

14. Юрий Мамлеев. Черное зеркало (переиздание). Москва, Вагриус, 2001.

15. Юрий Мамлеев. Блуждающее время (роман). Москва – С.-Петербург, Лимбус-пресс, 2001

16. Юрий Мамлеев. Россия Вечная. Аиф-принт, Москва, 2002.

17. Юрий Мамлеев. Изнанка Гогена (сборник рассказов). Вагриус, Москва, 2002.

18. Юрий Мамлеев. Основные тайны (сборник рассказов). Вагриус, Москва, 2002.

19. Юрий Мамлеев. Основные тайны (сборник рассказов). Вагриус, Москва, 2002.

20. Юрий Мамлеев. Шатуны (роман). Ad Marginum, Москва, 2002.

21. Юрий Мамлеев. Задумчивый киллер (сборник рассказов). Вагриус, Москва, 2003.

22. Юрий Мамлеев. Американские рассказы (сборник рассказов). Вагриус, Москва, 2003.

23. Юрий Мамлеев. Конец века (сборник рассказов). Вагриус, Москва, 2003.

24. Юрий Мамлеев. «Мир и хохот» (роман). Вагриус, Москва, 2003.

Список основных публикаций на иностранных языках

1. The sky above Hell and other stories. Taplinger, New York, 1980.

2. Iouri Mamleiev. Chatouny. Paris, Robert Laffont, 1986.

3. La derniere comedie. Paris, Robert Laffont, 1988.

4. Der Moder aus dem Nichts. Wien, Residenz Verlas, 1992.

5. The Pengnin book of new Russien writing. Russia’a Fleurs du Mal. Pengnin book, London, 1995 (Yuri Mamleyev. An individualist’s Notebook).

6. Russische Erzahler am Ende. Eine Anthologie. Berlin, Verleg, 1995.

7. Fleurs du mal. Albin Michel, Paris, 1997.

8. The Pengnin book of New Russien writing. USA, New York, 1997.

9. Эта же антология вышла в Голландии (на голландском языке).

10. Oi periqtdriakoi. Aqhna, Греция, 1993.

11. Il killer metafisico. Roma, Italy, Voland, 1997.

12. Chatouny (второе издание, paper book, карманное издание). Paris, Le Serpent a Plumes, 1998.

13. Der Tod des Erotomanen. Solzburg-Wien, Residenz Verlas, 1998.

14. Шатуны в 1998 вышли в Праге.

15. В Югославии в 90-х вышел сборник рассказов.

16. Кроме того, много публикаций в журналах в USA, France, Germany, Australia, Italy, Poland, Венгрия, Чехия.

17. Цветы зла (антология) - на итальянском. Roma, Italy, Voland, 2003.

18. В октябре 2003 года немецкое издательство «Зуркамп» выпустило роман Юрия Мамлеева «Блуждающее время» на немецком языке.

О нем

Роза Семыкина. О «соприкосновении мирам иным»: Ф.М. Достоевский и Ю.В. Мамлеев (Барнаул: Барнаульский государственный педагогический университет, 2007).

Ссылки

  • Собрание сочинений Мамлеева на сайте "Русская виртуальная библиотека"
  • Мамлеев, Юрий Витальевич в библиотеке Максима Мошкова
  • Клуб метафизического реализма ЦДЛ

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Мамлеев Ю." в других словарях:

    Мамлеев русская фамилия. Известные носители: Мамлеев, Диниахмед Набиулиевич (1905 1976) Герой Социалистического Труда, Заслуженный строитель РСФСР, почётный гражданин Череповца. Мамлеев, Дмитрий Фёдорович (1929 2012) советский и … Википедия

    Юрий Витальевич (род. 1931), русский прозаик. В 1975 92 в эмиграции (США, Франция). Романы Московский гамбит (1985), Шатуны (1988), Вечный дом (1991) (посвящены жизни городской полубогемной интеллигенции) о деформации личности, вплоть до распада… … Русская история

    Юрий Витальевич Мамлеев (11 декабря 1931, Москва) писатель и философ, драматург и поэт. Его произведения переведены на основные европейские языки. Основатель философско патриотической доктрины (учения) «Вечная Россия» (она изложена в книге… … Википедия

    Юрий Витальевич (р. 1931, Москва), русский прозаик. Родился в семье профессора психиатрии. По окончании Московского лесотехнического ин та (1955) преподавал математику и физику в школах. С нач. 1950 х гг. изучал философию, теософию, оккультные… … Литературная энциклопедия

Мамлеев Юрий Витальевич - писатель, философ.

Родился в семье профессора психиатрии.

В 1955 окончил лесотехнический институт.

До 1974 работал преподавателем математики в школах рабочей молодежи.

С нач. 1950-х интенсивно занимается философией - от классической немецкой постепенно переходит к индийской.

С 1958 становится лидером эзотерического кружка. (Московские эзотерические кружки изображены в романе Мамлеева «Московский гамбит», 1985.)

В течение 1960-х Мамлеев на основе индийских философских учений создает «собственную метафизику "Я"», которая подробно изложена в книге «Судьба бытия» (1993). По Мамлееву, человеческое существо является только оболочкой, внутри которой находится божественная реальность. Человек способен, отбросив отождествление себя со своим телом, умом, психикой, достичь Богореализации. При этом человек не становится Богом, но открывает в себе Бога как свое подлинное Я. Наиболее самобытная часть философии Мамлеева изложена в последней главе «Судьбы бытия» и в других работах.

Одновременно с занятиями философией Мамлеев выступает и как писатель. В период с 1953 по 1973. М. написал более 100 прозаических произведений. По словам самого Мамлеева, его художественные тексты «имели явный метафизический подтекст», «литература и метафизика шли рука об руку». Называя себя метафизическим реалистом, Мамлеев подчеркивает, что ему не интересны те мелочи и подробности человеческого существования, которые не дают «окна» в более глубокую реальность: «"Банальный", "видимый" человек не может представлять интереса для писателя-метафизика. Кроме того, такой человек (т.е. социально-психологическая сторона человека) прекрасно описан в литературе XIX в. <...> Для писателя-метафизика задача, следовательно, состоит в том, чтобы обратить все свое духовное зрение на невидимого человека, интересуясь внешним человеком лишь постольку, поскольку в нем отражаются реалии скрытого, тайного, трансцендентного человека» (Судьба бытия // Вопросы философии. 1993. №10. С.179).

Несмотря на некоторую связь с традициями Н.Гоголя, Ф.Достоевского, Ф.Сологуба, А.Белого, проза Мамлеев чрезвычайно специфична и самобытна. Художественный мир его произведений населен по преимуществу «монстрами», персонажами, которые хотят докопаться до самых тотальных глубин человеческого бытия. Почти все они охвачены метафизическим интересом к смерти, переходящим в некроманию. Герой рассказа «Любовная история» поочередно влюбляется в ушедших в иной мир людей. Для Васи Кошмарикова («Утро») каждая смерть становится праздником, он любит «даже не собственно мертвецов, а сам процесс смерти и его осознание». Маньяк Фёдор Соннов («Шатуны») убивает людей, чтобы понять, что такое душа. Столь же напряженно персонажи Мамлеева размышляют над проблемой «я - не я», не зная соотношения между собой и окружающим миром. Одним из моментов творчества Мамлеева-художника является разрушение гуманистических иллюзий, он, по собственному признанию, стремится показать, «насколько может быть страшен и необычен человек».

Своеобразной квинтэссенцией Мамлеев, наиболее совершенным его произведением является роман «Шатуны» (1968). Здесь гротеск касается как традиционного гуманизма, так и благодушно-инфантильного взгляда на связь между Богом и миром. Карикатурен образ Христофорова: «Когда он думал о Боге, то придавал своим мыслям такой благостный, умилительный характер, что весь мир, все существующее принимало в его мыслях умильный, сглаживающий и доброжелательный вид», однако перед смертью Христофоров вдруг открывает в себе страшное чудовище, свое «второе внутреннее существо» - и «все его идеи о Боге и любви рассыпались, как карточный домик». В этом персонаже основу «благостного» гуманизма составляет стремление заглушить подспудный страх перед ужасами бытия. Одна из героинь романа Анна Барская ощущает мир «как игру чудовищных, отделенных, потусторонних сил». Американский писатель Джеймс МакКонки считает, что роман этот сюрреален, «как будто земля превратилась в ад без осознания людьми, что такая трансформация имела место. <...> Виденье, лежащее здесь в основе,- религиозное, и комедия этой книги - смертельна по своей серьезности» (предисл. к книге Мамлеева «Изнанка Гогена», Париж; Нью-Йорк, 1982). Газета «Монд» (Париж. 1998. Нояб.) пишет: «Юрий Мамлеев одним своим яростным безумным произведением перевернул русскую литературу». Отчасти «Шатуны» связаны с «Серебряным голубем» А.Белого: речь идет о героях-интеллектуалах, которые мечтают о синтезе «интеллигентского мистицизма» с «русским, кондовым народно-дремучим мракобесием». И персонажей из народа, и интеллигентов притягивает «область смерти». И те, и другие воспринимают земную жизнь как преддверие в иное непознаваемое бытие.

В 1974 Мамлеев эмигрировал в США, где преподавал в Корнеллском университете, продолжая литературная деятельность. В начале 1980-х Мамлеев переехал в Париж.

С 1994 вновь живет в Москве. За это время Мамлеевым опубликованы 2 романа и несколько сборников рассказов. Роман «Блуждающее время» (2001) - философский роман о «тайной Москве», где его герои с яростной энергией отрицают ограниченность этого мира, о метаниях совр. российской интеллигенции. В романе «Мир и хохот» (2003) речь идет о загадочном исчезновении одного из персонажей. Но, пожалуй, главный герой романа - «хохот», ибо гротеск пронизывает всю ткань этого произведения.

В 1990-е Мамлеев обращается к драматургии (пьесы «Зов луны», «Свадьба с незнакомцем»). В этот период Мамлеев читал лекции по индийской философии в МГУ. Мамлеев - основатель литературного направления «метафизический реализм», которое вызывает большой интерес значительной части современной российской творческой молодежи. О творчестве Мамлеева написано большое количество статей, рецензий, диссертаций как в России, так и на Западе. Мамлеев отмечен литературными премиями: премией Андрея Белого (С.-Петербург, 1993), Пушкинской премией (Фонд Альфреда Топфера, Германия, 2000).

А.О.Большев

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. З - О. с. 518-520.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Изнанка Гогена. Париж; Нью-Йорк, 1982;

Живая смерть: рассказы. Нью-Йорк; Париж, 1986;

Шатуны: роман. Нью-Йорк; Париж, 1988;

Вечный дом: Повесть и рассказы. М., 1991;

Избранное. М., 1993;

Судьба бытия // Вопросы философии. 1993. №10,11;

Шатуны: роман. М., 1996;

Черное зеркало: рассказы. М., 1999;

Бунт луны: рассказы. М., 2000;

Блуждающее время: роман. М.; СПб., 2001;

Россия вечная. М., 2002;

Основные тайны: рассказы. М., 2002;

Шатуны: роман. М., 2002;

Задумчивый киллер: рассказы. М., 2003;

Американские рассказы: рассказы. М., 2003;

Конец века: рассказы. М., 2003;

Мир и хохот: роман. М., 2003.

Литература:

Беляева-Конеген С. Упырь // Стрелец. 1992. №3. С.167-169;

Горичева Г. Круги ада // Континент. 1983. №36. С.382-385;

Одесская М. Дом на краю бездны. Возвращение Юрия Мамлеева // Литературная газета. 1992. 23 дек. С. 4.

Умер писатель и философ Юрий Мамлеев. Ему как мало кому подходила формула «парадоксов друг». В нем, кажется, все вступало в противоречие со всем. Он был интеллигентным и вежливым в беседе человеком, любил рассуждать о важности веры в Бога - при этом написал один из самых страшных романов ХХ века «Шатуны». Такой жуткий, что ему даже не нашлось определения. Пришлось придумать странное: «метафизический реализм». В середине 1970-х он уехал в эмиграцию и именно там (важное видится издалека) начал разрабатывать философскую доктрину «Вечной России» - но был одним из первых, кто вернулся. Юрий Мамлеев подчеркивал, что его концепция - вовсе не смесь православия с социализмом, она не имеет ничего общего с патриотизмом и уж тем более национализмом. И даже написал ее популярное изложение в романе «Русские походы в тонкий мир». Но нет сомнений, что многим захочется истолковать идеи философа в том ключе, который ему бы не понравился. «Лента.ру» собрала цитаты из интервью Юрия Мамлеева, проясняющие его художественные и философские идеи.

«Это реальная история про женщину, у которой действительно мальчик ножницами испортил ковер. Какой-то дорогой. И она в ярости стала бить его ножницами, в месиво. Потом она пришла в ужас, утащила к врачам. А врачи говорят, что у него уже все косточки переломаны, уже ничего не сделаешь. Только рубить. Ну, отрубили ему руки. И она пришла домой и повесилась».

«"Христос воскрес" - этот случай нам рассказал священник. Была Пасха. Бандюк пришел и порубил отца и мать, а маленький был в другой комнате, он ничего не знал, ничего не понял. И когда он вышел, он еще не видел этот ужас, говорит дяденьке: "Христос воскрес". И убийцу это поразило».

«Мой отец и некоторые родственники были психиатрами. Я прекрасно знал психиатрию, интересовался пограничными, психопатическими состояниями человека и использовал их. Как Достоевский использовал криминал и убийство для объяснения состояний человеческой души».

«Мои произведения часто не полностью открыты для меня самого. Это как состояние созерцания при медитации. При первых опытах было довольно трудно войти в это состояние, но когда я входил в него, сразу менялся язык».

«Когда я после читал свои произведения, я порой сам ужасался, особенно когда работал над "Шатунами". Я сам не верил, что это написал, потому что был в другом состоянии. Когда я из него выходил, то просто приходил в ужас. Потом это состояние стало более привычно».

«Сторона нечистой силы меня мало интересовала. Меня интересовали прежде всего Бог и человек. Но сдвиги, которые там описываются, - это сдвиги, когда человек хочет выйти за свои пределы, и то, что лежит за пределами человеческого разума. На этом основаны "Шатуны", там описаны фантастические души, поскольку они хотят выйти за пределы возможного».

«Однажды два человека сказали мне, что роман "Шатуны" спас их от самоубийства. Сквозь кромешную тьму прорывается свет. Он - в подтексте. Получилось так, что даже в "Шатунах", самом страшном моем произведении, нет смерти, но есть бессмертие. И многие замечали это. Многие говорили мне, что реальность при всех ее страшных сторонах настолько фантастична, что все-таки хочется жить: ведь всегда интересно, что будет потом».

«Не познав природу своего темного, можно и темноту принять за свет. Человеку надо познать самого себя».

«Наша цивилизация основана на лжи о человеке. Якобы человек - лишь рациональная обезьяна, и никакого будущего после смерти у него нет. Это материалистическая цивилизация, в которой важны нажива, социальный дарвинизм и пропаганда животного происхождения человека. Все это мировоззрение рухнет как карточный домик в ближайшие 100-200 лет».

«Человек создан по образу и подобию Божьему, значит, внутри него есть Бог. Но он находится в потенциальном состоянии. Крещение - это мистический акт, который дает дорогу света при жизни».

«Я рос в советской семье. Родители, хоть и были крещеные, боялись говорить о Боге в 30-е годы, но я с самого детства осознавал, что есть Бог. Главной причиной моего отвращения к коммунистическому строю был именно атеизм. И когда я стал юношей, я пришел к вере в Бога».

«В религии открывается далеко не все, то есть только то, что необходимо человеку для спасения. А познание невидимой Вселенной, познание Абсолюта - это уже другое. Бог дал свободу, и человеческий разум может участвовать в процессе познания».

Фото: из личного архива Юрия Мамлеева

«Существуют так называемые параллельные миры - кто в это не верит, пожалуйста. Но доказательства этому есть, люди всегда в это верили и знали это из опыта - контакт с этими мирами был. И материализм, который пытался это отвергнуть, потерпел полное крушение».

«До конца света еще очень далеко. Многие пророчества еще не исполнились, не выявлены все силы добра и зла. Но то, что цивилизация голого чистогана, золотого тельца, любая чисто материалистическая цивилизация агонизирует, - для меня несомненно».

«Существуют национальные государства, которые весьма различны по менталитету, духу, религии. Есть такое немецкое философское положение - каждый народ представляет собой мысль Бога о человеке. Как отдельные индивидуумы неповторимы, так и народы - исключительны, неповторимы и представляют собой какую-то глобальную мысль. Эту глобальную мысль народ вырабатывает сам...»

«Еще Бердяев сказал, что русская душа парадоксальна. И действительно, у нас очень сильная тяга к запредельности. И хаос присутствует. Тут такое сочетание, что при тяге к хаосу абсолютно необходим порядок, иначе распад».

«Наши отцы погибли в ГУЛАГе, Машин (жена Юрия Мамлеева - прим. «Ленты.ру» ) и мой, они были профессорами и погибли в ГУЛАГе».

«(В эмиграции - прим. «Ленты.ру» ) меня обуяла такая невиданная тоска по России. И не только меня - многих. И тогда я задумался о причинах этого даже не чувства, а явления, которым всегда отличалась русская эмиграция. Начал перечитывать русскую классику - до Серебряного века. Именно в ней, мне казалось, изложены таинственные начала, которые могут объяснить мою тоску. И мне открылось то, что в самом существовании России заключена какая-то великая тайна, что она к чему-то предназначена. Я использовал философские методы изучения этого, опирался на русскую культуру и на мой опыт жизни в России. Так родилась "Россия вечная"...»

«Русским я называю того, кто любит Россию, кто живет в ее языке и культуре».

«Моя философия "России вечной" НЕ является, во-первых, национализмом. Потому что национализм часто основан на вражде к другим народам. Вообще современный национализм родился во время Французской революции, как известно... Во-вторых, она НЕ является патриотизмом, потому что "патриотизм" - слишком узкое, банальное, затасканное слово. Она несоизмеримо шире. И в-третьих, она НЕ является религией. Она является русской идеей как мировоззрением. Одним из ее учителей является Бердяев».

«Я жажду восстановления единства всей великой русской культуры. Россия - это самостоятельная цивилизация. Поэтому мы интересны всем и чужды всем. Противоречия есть между всеми цивилизациями мира, но есть разница между западной духовностью и русской духовностью. Есть между нами и некая тайна».

«Есть в России такая великая формула: Бог, царь, Отечество. Она поддерживается столетиями, но сейчас эта формула не может работать. Царя у нас нет, ситуация совсем другая. Однако Бог и Родина остались. И вот это - фундамент, но между ними есть еще одна вещь - это личность человека».

«Реализм предполагает изображение действительности. Но! "Реальность" - это такое широкое понятийное поле! Одно дело натуральный реализм, в котором выражается буквально все, - "сидим, едим, разговариваем" и т.д. А "метафизический реализм" предполагает соединение реализма не с фантастикой, а с наличием метафизических знаний или с прозрением, с визионерством».

«Были проведены исследования, которые совершенно ясно доказывали существование потустороннего мира. Ученые уловили голоса умерших. Они были зафиксированы не на слух, а на приборах».

«Я не очень пристально изучал личность Сталина, но знаю, что в разговорах с де Голлем он, например, часто употреблял слово "смерть", касаясь жизни, человеческого существования. Он понимал, что смерть все земное уничтожает, что главный победитель - смерть. То есть Сталин, по крайней мере, относился к этому явлению серьезно. А с этого и начинаются религиозные переживания. Представить Хрущева, задумывающегося о жизни и смерти, невозможно».

При подготовке материала использованы тексты следующих изданий: «Российская газета» , «Известия» , Colta.ru , «Московский комсомолец» , независимый альманах «Лебедь» , веб-журнал «Перемены» .