Гиппократ: "Наша пища должна быть лекарством, а лекарство - пищей". Гиппократ: "Наша пища должна быть лекарством, а лекарство - пищей" Что чему полезней

ЦИТАТЫ, АФОРИЗМЫ, ФРАЗЫ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ О ПИТАНИИ И ЕДЕ.

А.С. Пушкин

Не ужинать - святой закон, кому всего дороже лёгкий сон.

Не откладывай до ужина того, что можешь съесть за обедом.

Сократ

Я ем, чтобы жить, а не живу, чтобы есть.

Лучшая приправа к пище-голод.

Оноре Де Бальзак

Великие люди всегда были воздержанными в еде.

Бенджамин Франклин

Если хочешь продлить свою жизнь, укороти свои трапезы.

С тех пор как люди научились варить пищу, они едят вдвое больше, чем требует природа.

Пифагор

Никто не должен преступать меру ни в пище, ни в питании.

Сенека

Избыток пищи мешает тонкости ума.

Абу-ль-Фарадж

Умеренность - союзник природы и страж здоровья. Поэтому когда вы пьёте, когда вы едите, когда двигаетесь и даже когда любите- соблюдайте умеренность.

Пища, которую организм не переваривает, съедает того, кто её съел. Ешь поэтому в меру.

Обильная еда вредит телу также, как изобилие воды вредит посеву.

Лучше время от времени не доедать, чем постоянно переедать.

Людвиг Фейербах

Всякий есть, что он ест.

Марк Тулий Цицерон

Есть и пить нужно столько, чтобы наши силы этим восстанавливались, а не подавлялись.

А. П. Чехов

Встав из-за стола голодным- вы наелись. Если вы встаёте наевшись- вы переели. Если встаёте переевши- вы отравились.

Плутарх

Я удивляюсь тому, кто допустил на своём столе искажённые формы мёртвых тел и потребовал для своего ежедневного питания то, что ещё так недавно представляло собой существа, одарённые движением, пониманием и голосом.

Аддисон Джозеф

Когда я вижу столы, покрытые столькими яствами, мне чудится, что за каждым из них прячется, как в засаде, подагра, водянка, лихорадка и множество других болезней.

Бернард Шоу

Животные - мои друзья, а своих друзей я не ем.

Все врачи, которые мучили меня, утверждая, что я не смогу прожить без мяса, уже умерли.

Чудовищно питаться опалёнными трупами животных - ведь это каннибализм без самого лакомого блюда.

Почему вы призываете меня к ответственности за то лишь, что я предпочитаю есть скромно? Вам скорее следовало бы сделать это, разжирей я на обожжёных трупах животных.

Махатма Ганди

Я убеждён, что если мы стремимся к духовному самосовершенствованию, то должны прекратить убивать наших меньших братьев ради удовлетворения своих физических потребностей.

Леонардо Да Винчи

Правда, что человек- это король животных. По своей жестокости он превосходит их. Мы живём за счёт смерти других. Мы просто ходячее кладбище. С раннего детства я отказался от употребления мяса. Придёт время, когда человек будет смотреть на убийство животных так же, как сейчас он смотрит на убийство человека.

Лев Толстой

Питающиеся трупами убитых животных, получают от них всё самое плохое.

От убийства животного до убийства человека - один шаг.

Гиппократ

Ни насыщение, ни голод и ничто другое не хорошо, если переступить меру природы.

Ф. Ларошфуко

Умеренность в жизни похожа на воздержанность в еде: съел бы ещё, да страшно заболеть.

Авиценна

Доктор Парацельс

До двадцати лет ешь так много, сколько можешь, до тридцати ешь так много, сколько должен, после тридцати и так мало, сколько можешь.


«Наши пищевые вещества должны быть лечебным средством, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами». Гиппократ Так уж принято, что под словом «диета» мы, прежде всего, подразумеваем правильное питание. А здоровый образ жизни и есть не что иное, как правильная организация питания, равномерные физические нагрузки, отдых, словом все то, что поддерживает и укрепляет организм.

Один из важнейших законов, гласивший о том, что хорошее здоровье немыслимо без правильного питания, был известен еще 24 столетия тому назад. Древние греки, задавая вопрос: «Какая у вас диета?», интересовались лишь тем, что человек ест, так как само слово «диета» означает «образ жизни», «режим» .

Наш организм подобен сложному механизму, в котором одно звено тесно связано с другим. И ему, как и всякому механизму, нужно определенное , определенные энергетические и физические нагрузки. Без должного ухода организм будет испытывать сбои, которые непременно приведут к возникновению заболеваний.

Рациональное питание – важная составляющая часть хорошего здоровья. Если наш рацион содержит все необходимые для жизни вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и т.д., он будет работать исправно. Недостаток же или избыток даже самых незначительных пищевых компонентов может привести к определенным болезням.

Но часто бывает так, что в силу каких-то обстоятельств (например, сбросить лишний вес), мы «садимся на диету», не предполагая, что наши усилия могут обернуться вредом, а не пользой для нашего организма. Совершая ненужные насильственные действия, мы зачастую просто издеваемся над организмом, сами того не понимая. А между тем режим питания только тогда пойдет на пользу, если он не будет в тягость.

Естественно, что наш организм, как и всякий сложнейший механизм, нуждается в своевременной чистке, а порой и «починке» каких-либо его составляющих (в нашем случае, это органы организма). И сегодняшний наш разговор дает начало новой теме – теме правильного питания . Мы будем говорить не только о различных чистках, но также рассмотрим ряд диет, направленных на бесперебойную работу наших органов.

Ведь, что такое еда? Это, прежде всего то, что мы потребляем, включая в ежедневный . Одним из важнейших свойств еды является ее способность доставлять удовольствие. А добиться этого не так уж и сложно. Приготовить изысканные блюда, которые будут к тому же вкусными и полезными, можно из любых продуктов. Стоит только захотеть!

Правильное питание – это всегда хорошо. Но здоровый образ жизни складывается не только из нашей еды. Он просто немыслим и без физической активности, которой, к великому сожалению, лишено большинство людей нашего современного общества. А о том, что «движение – кладовая жизни» , говорил еще древнегреческий историк Плутарх . Вся наша жизнь связана с движением, даже если мы сами не перемещаемся в пространстве, в наших организмах происходит постоянное движение атомов, молекул, клеток и жидкостей.

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Эту истину знает каждый из нас. А слова эти между тем принадлежат великому Гиппократу . Никакая, даже самая совершенная медицина не в силах будет помочь нам, если мы не будем двигаться.

Но нам не следует забывать и о том, что баланс должен быть во всех сферах нашей жизни. Переедание ведет к ожирению, недоедание – к истощению организма, а то и другое «дарит» нам целый букет различных . Неподвижность или, наоборот, чрезмерные нагрузки также не способствуют хорошему физическому здоровью.

Важнейшее условие для сохранения здоровья – правильное, гармоничное чередование работы и отдыха, бодрствования и сна, и разумеется, правильное сбалансированное питание.

Наш организм, как неотъемлемая часть природы, должен соблюдать определенный режим, который сложился на Земле за многие миллионы лет. Нарушая этот сложившийся веками распорядок, мы наносим удар своему здоровью, что непременно ведет к развитию тех или иных заболеваний.

Прислушаемся к словам древнегреческого философа Демокрита , и будем стараться соблюдать меру во всем, ибо «если перейти меру, то самое приятное станет самым неприятным» .

Когда я задумала написать статью о диетах, я предполагала рассказать о некоторых ее видах, и только. Теперь же я понимаю, что начать нам лучше всего с самого начала. Мы вместе вернемся к истокам, а потом уже будем говорить о том, что нас волнует.

Бесед о правильном питании у нас было немало, но тема эта столь обширна, что возвращаться к ней мы будем еще не один раз. Ведь еда – это, прежде всего, наслаждение: после приема пищи мозг вырабатывает эндорфины – особые вещества, которые дают организму чувство покоя и вызывают хорошее настроение. А чтобы погоня за не нанесла вреда организму, на страже здоровья и стоит режим питания.

Не будет лишним повторить, что правильное питание требует определенных знаний . Ведь при выборе продуктов мы должны ценить не только их вкусовые качества, но и учитывать их энергетическую ценность, химический состав, разнообразие и экологическую безопасность. Время и продолжительность приема пищи, а также интервалы между ними также имеют большое значение в режиме питания. Только разумная диета обеспечивает хорошее усвоение пищи и нормальное протекание обмена веществ, а, следовательно, и слаженную работу желудочно-кишечного тракта, без перебоев и перегрузок. В результате мы получим хорошее самочувствие.

Из истории приема пищи

На протяжении веков у всех народов мира отношение к пище, еде было особенным. Большинство обрядов и правил, распространенных у разных народов, сложившихся тысячелетиями, ведут к здоровому, упорядоченному питанию без сутолоки и суеты, ограждают пищеварение от пренебрежительного отношения.

В русских крестьянских семьях сам обеденный стол считался священным предметом. В старину так и говорили, что в избе стол подобен престолу в церкви, следовательно, и вести себя за столом нужно было так же пристойно, как и в храме Божием.

Вспомните примеры из литературных произведений, из фильмов и спектаклей, которые наглядно показывали нам трапезу русской семьи: глава семьи во главе стола, все чинно сидят на своих местах и ждут благословения к приему пищи.

На стол нельзя было что попало класть. Залезать на него считалось кощунством, а допускать на стол ребенка, а тем более кошку или курицу – нарушением устоев.

Суровые северяне были уверенны в том, что стол – это раскрытая ладонь , и стучать по столу, бить по нему кулаком считалось большим грехом.

Не разрешалось на Руси и бранить съестное. В своде законов и правил «Домостроя» говорилось, что достоинство пищи зависит не только от умения того, кто ее приготовил, но и от поведения всех участников застолья: «коли едят в благоговении, беседы ведут приличествующие, то еда и питье в сладость, ну а если станут ругать блюда, то кушанья от этого станут отбросами» . Именно поэтому за вкусную трапезу благодарили не хозяйку, а Бога.

По народным поверьям любой прием пищи происходит в присутствии злых и добрых духов. Вначале людей охраняют добрые духи. Если же обедающие ругаются, ведут себя плохо, то добрые духи огорчаются и отходят от стола. Этого-то и надо злым духам, которые незамедлительно пробираются к столу. Ох, и пакостят эти проказники людям: подбрасывают в еду всякую гадость.

Также объяснялось присутствием за столом всякой нечисти, которая вместе с невоспитанным человеком участвует в приеме пищи. Едоку только кажется, что это он опустошает тарелки, а на самом деле это творят свои проделки все те же демоны.

Люди воспитанные, имеющие почтенное отношение к приготовленным блюдам, самому приему пищи и уважение к сотрапезникам, получали от еды удовольствие и пользу.

Подобное отношение к еде и приему пищи можно проследить и у многих других народов. Некоторым современным людям не мешало бы ознакомиться с этими нехитрыми правилами.

Чтобы еда выполняла свою основную функцию, не только доставлять удовольствие вкуса, но и служить «топливом» для нашего организма, оберегая его от различных недугов, нужно постараться сделать мудрые слова древнегреческого философа Сократа «Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть» своей путеводной звездой. Тогда нам не придется перелистывать книги и журналы, или расспрашивать знакомых в поисках диет для похудения или избавления от болезней.

Продолжение следует…

Книга «О пище» представляет ряд обработанных и продуманных афоризмов, но часто трудных для понимания вследствие чрезвычайной краткости их и абстрактности. Автор, философски образованный врач, дает, так сказать, философию питания в рамках общего представления об организме, сильно подчеркивая идею единства организма и его. частей. Это выражено в часто цитируемом афоризме (23): Единое слияние, единое дыхание, общая симпатия. Стиль афоризмов отражает на себе сильное влияние Гераклита: это сказывается в частом сопоставлении противоположностей в одном и том ше объекте (единый и неединый, вредный и полезный и т. д.), в особенной конструкции фраз. Афоризм 45-й, гласящий: «путь вверх, путь вниз один», буквально взят у Гераклита. Так как под влиянием Гераклита находился и автор большого труда «О диете», то высказывалось мнение, что и афоризмы «О пище» принадлежат ему же. Нов этом случае следовало бы ожидать и каких-нибудь других совпадений в отношении содержания и отдельных выражений, а этого нет. Афоризмы, относящиеся к срокам развития плода и к сращениям костей после переломов,-те же, что и у Гиппократа; конспективное перечисление частей тела, болезней, разнообразных свойств соков напоминает обычную манеру заметок Гиппократа. Следует отметить, что ряд высказываний, которые для непосвященного читателя кажутся бессмысленными, при некотором знакомстве с физиологией того времени легко расшифровываются. Но за всем тем остаются места, действительно темные; разъяснения Галена, который комментировал эту книгу, мало способствуют их уразумению. Древние считали автором книги «О пище» и Гиппократа, и Фессала, и даже александрийского врача Герофила. Можно сказать только, что автор принадлежит к косской школе и близок к Гиппократу.

Пища и вид пищи-единая и многие: едина, поскольку род один, а вид (различается) по влажности и сухости; и в этом форма и количество для таких-то и для стольких-то вещей.

2. Она увеличивает, укрепляет, обращается в мясо, уподобляет и уничтожает подобие того, что содержится в каждой части., сообразно природе каждой части и сообразно ее начальной силе.

3. Она производит уподобление по природе и силе,

когда, прибывая, переваривается, а, прибыв, включается

4. Но она уподобляется, когда, будучи первой по

времени, разлагается или присоединяется и когда, бу

дучи последней по времени, разлагается или присоеди

5. Ту и другую портит раньше или позже пища,

непрерывно привходящая извне и в течение долгого вре

мени прочно соединенная со всеми членами.

6. Она отбрасывает свою собственную форму, т. е.

изменяет прежнюю и нисходит вниз, и-переваренная-

она питает, и иногда, изменяя свою первоначальную

форму, портит первоначальные качества (тела?).

7. Сила пищи приходит к кости и ко всем ее частям,

к нерву, вене, артерии, мускулу, оболочке, мясу, жиру,

крови, слизи, мозгу, головному мозгу, внутренностям

и воем их частям; она доходит даже до теплоты, пневмы

и влажности.

8. Пища-то, что питает; пища-то, что может питать;

пища-то, что должно питать.

9. Начало всего едино, и конец всего один, и конец

и начало-одно и то же. .

10. То, что по частям хорошо и плохо усваивается

в пище: хорошо-то, о чем было сказано раньше, плохо- то, что обнаруживает обратный тому порядок.

11. Соки разнообразны по цвету и по силе, по вреду

и по пользе, по отсутствию вреда и пользы, по количеству,

по избытку и недостатку, по тесной связи с одними ча

стями, а не-с другими.

12. Пища вредна и полезна для теплоты всех частей;

вредна и полезна для холода; вредна и полезна для силы.

13. Природные свойства сил разнообразны.

14. Есть соки, портящие все и часть, снаружи

и внутри, произвольно и непроизвольно (произвольно для

нас и непроизвольно в отношении причины). Что касается

причин, то одни-налицо, другие-скрыты; одни-воз

можны, другие-невозможны.

15. Природа достаточна во всем для всех.

16. Против природы: снаружи-припарка, натира

ние, умащивание, обнаженность всего и части, укрывание

всего и части, теплота и холод тем же образом; стягивание,

изъязвление, разъедание и то, что делает жирным; внутри-

кое-что из вышесказанного и, кроме того, скрытая при

чина для части и для целого, для этого и не для того.

17. Природные выделения желудка, мочи, пота, слю

ны, слизи, матки, выделения через геморроиды, прыщи,

проказу, опухоль, карциному, выделения из ноздрей, из

легкого, из желудка, заднего прохода и полового члена

идут сообразно природе и против природы. Различие

всего этого у различных людей различным образом, в раз

ное время и по-разному. Все это есть единая природа

и неединая; все это-многие природы и единая.

18. Очищение лекарствами верхом и низом и ни вер

хом, ни низом.

19. В пище лекарственное очищение прекрасно;

в пище лекарственное очищение плохо; прекрасно и плохо

в зависимости от обстоятельств.

20. Изъязвление, корка, кровь, гной, ихор, проказа,

чешуйки, парша, лишай, витилиго и веснушки то вредят,

то помогают; иногда же не вредят и не помогают.

21. Пища-не пища, когда она не может питать; не

пища есть пища,"если она может питать; пища по назва

нию, а не на деле; пища на деле, а не по названию.

22. К волосам, ногтям и к наружной поверхности

(тела) пища идет изнутри; к внутренним частям пища

приходит извне и от наружной поверхности.

23. Единое слияние, единое дыхание, симпатия во

всем; все части в своей совокупности и все части каждой

части в отдельности для деятельности.

24. От великого начала путь к крайней части; от

крайней части путь к великому началу; одна природа-

бытие и небытие.

25. Различия болезней в питании, дыхании, теп

лоте, крови, слизи, желчи, влагах, мясе, жире, вене,

артерии, нерве (сухожилии), мускуле, оболочке, кости,

головном мозгу, спинном мозгу, во рту, языке, пищеводе,

желудке, кишках, диафрагме, брюшине, печени, селезенке,

почках, мочевом пузыре, матке, коже,-все в целом

и в частности; величина их-большая и небольшая.

26. Признаки: щекотание, боль, разрыв, рассудок,

пот, осадок мочи, спокойствие, беспокойство, движения

глаз, бред, желтуха, икота, эпилепсия, кровь в целом,

сон; с помощью этих явлений и с помощью других явлений,

сообразных с природой, и всех остальных того же рода,

действующих во вред или на пользу; страдания всего

и части; признаки величины, один-для большего, дру

гой-для меньшего и оба для большего и оба для

меньшего.

27. Приятное и неприятное: приятное по силе, ка

кова вода, приятное на вкус, как мед; признаки того

и другого; язвы, глаза, вкус, и во всем этом-большее

и меньшее; приятное для зрения в красках и в других

смесях; приятное в большей или меньшей степени.

28. Рыхлость тела в отношении перспирации для

тех, у кого больше потерь, спасительна. Плотность тела

в отношении перспирации для тех, у кого меньше потерь,

болезнетворна; те, у кого перспирация хороша, более

слабы, но имеют лучшее здоровье и легко поправляются;

те, у кого перспирация плоха, до заболевания более

сильны, но, заболев, поправляются с трудом; ото и в целом,

и в части.

29. Легкое притягивает пищу противоположного рода,

чем тело; все другие части притягивают пищу того же

рода, что и тело.

30. Начало питания воздухом-нос, рот, горло, лег

кое и остальная перспирация; начало пищи жидкой и су

хой-рот, пищевод, желудок; начало пищи через под-

чревие там, где находится пупок.

31. Укоренение вен-в печени; укоренение артерий-

в сердце; от печени и сердца распространяется повсюду кровь и дыхание, а через них проходит теплота.

32. Сила едина и неедина, которой вое и вся управ

ляется; одна-для жизни целого и части, другая-для

ощущения целого и части.

33. Молоко-пища для того, для кого молоко пища

по природе; для других-нет; вино-пища для одних,

а для других-нет, так же как и мясо и много других

видов пищи, сообразно стране и привычке.

34. Одни питаются для возрастания и бытия, другие-

только для бытия, например, старики; иные, кроме того

и для силы. Атлетическое сложение не соответствует

природе; здоровое сложение превосходнее во всех отно

35. Большое дело точно согласовать количество

36. Молоко и кровь есть излишество пищи.

37. В периодах обыкновенно есть согласованность

для плода и для его пищи; опять-таки в движении вверх-

для молока и для питания младенца.

38. Оживляется неживое; оживляется живущее; ожи

вляются части живых существ.

39. Природа ничему не училась.

40. Чужая кровь полезна; собственная кровь по

лезна; чужая кровь вредна; собственная кровь вредна;

собственные влаги вредны; чужие влаги вредны; чужие

влаги полезны; собственные влаги полезны; согласное

разногласно; разногласное согласно; чужое молоко от

лично; собственное молоко вредно; чужое молоко вредно;

собственное молоко полезно.

41. Пища для молодых-слегка подвергшаяся гние

нию, для старых-до крайности измененная, для тех,

которые в цветущем возрасте,-совершенно не измененная.

42. Для формирования-35 дней, для движения-

70, для завершения-210; другие говорят: для формы-

45, для движения-90, для выхода-270; иные: для обра

зования-50, для первого шевеления-100, для заверше

ния-300; другие: для различения членов-40, для пере

мещения-80, для выхода-240, он (восьмимесячный плод)

есть и его нет. В этих случаях бывает и больше, и меньше,

и в целом, и в частях, но большее немного больше и мень

шее немного меньше, также и во всех прочих вещах,

им подобных.

43. Питание костей после перелома: для носа-

10 дней, для челюсти, ключицы и ребер-двойное коли

чество, для локтя-тройное, для голени и плеча-четвер

ное, для бедра-пятерное; и при случае может быть больше

или меньше.

44. Кровь жидкая и кровь твердая; жидкая кровь

хороша; жидкая кровь плоха; твердая кровь хороша;

твердая кровь плоха; все плохо и все хорошо в известном

отношении.

45. Путь вверх, путь вниз-один.

46. Сила пищи лучше, чем объем; объем пищи лучше,

чем сила, и в жидкостях, и в твердых веществах.

47. (Пища) отнимает и прибавляет не одно и то же;

у одной части отнимает, другой прибавляет то же самое.

48. Биение вен и вдыхание воздуха соответственно

возрасту и согласованное, и несогласованное, признаки

болезни и здоровья; больше здоровья, чем болезни, и боль

ше болезни, чем здоровья, ибо и дыхание-пища.

49. Жидкая пища легче изменяется, чем сухая;

сухая пища легче изменяется, чем жидкая; трудно изме

няющаяся трудно переваривается; легко присоединяю

щаяся легко переваривается.

50. Для тех, которые нуждаются в быстром укрепле

нии, жидкое лечение-наилучшее для возврата сил;

для нуждающихся в еще более быстром восстановлении

это достигается через обоняние; для нуждающихся в более

медленном восстановлении,-через твердую пищу.

51. Мускулы, более твердые, расправляются с боль

шим трудом, чем остальное, исключая кости и нервы;

упражнявшиеся трудно изменяются, будучи в этом отно

шении крепче самих себя, поэтому-то они труднее самих

себя расплавляются.

52. Гной происходит из мяса; гноевидное (ихор) -

из крови и остальной жидкости; гной-пища язвы, ихор-

пища вены, артерии.

53. Мозг-пища кости, поэтому она затвердевает.

54. Сила все увеличивает, питает и способствует

произрастанию.

55. Влажность-повозка для пищи.

"...Ферментные наборы нашего организма схожи с химическими структурами пищи. Из-за нарушения этого баланса возникают многие недуги. Все системы нашего организма (пищеварительная, кроветворная, выделительная и др.) и органы прошли длительный путь развития. И именно растения на протяжении всей истории цивилизации служили человеку пищей. Неудивительно, что интерес к вегетарианству растет год от года...

Одни приходят в вегетарианство для осмысления глубоких философских и религиозных понятий. Другие - в надежде избавиться от приобретенных болезней. Но, став вегетарианцем после серьезного недуга, не стоит рассчитывать на моментальное выздоровление. Как и любое лечение - это длительный и кропотливый труд.

Психика реагирует на еду

К сожалению, многие не понимают, что не только питание обусловлено поведением человека, но и само поведение во многом зависит от пищи. Доказано, что ряд веществ, содержащихся в мясных продуктах, возбуждающе действует на психику. Перешедшие на вегетарианские принципы питания отмечают изменения в физическом и психическом состоянии: снижается вес, уменьшается нервозность, улучшается настроение, нормализуется стул, исчезают вздутия и боли в животе, реже возникают простудные заболевания и т.д. Исследования за рубежом дают основания считать, что риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, болезней органов пищеварения и даже злокачественных опухолей у вегетарианцев гораздо ниже, чем у тех, кто питается смешанной пищей. Есть и улучшение обмена веществ. А все потому, что в вегетарианском рационе высоко содержание щелочных элементов, в том числе калия; мало насыщенных жирных кислот и много пищевых волокон, защищающих от развития атеросклероза и ряда онкозаболеваний, в частности - рака толстой кишки. К слову, растительные белки в меньшей степени, чем животные, повышают уровень холестерина в крови, способствуя тем самым снижению опасности возникновения атеросклероза и всех вытекающих из этого последствий - инфарктов и инсультов.

К тому же в растительной пище намного больше антиканцерогенных веществ (каротин, аскорбиновая кислота, флавониды, токоферолы, селен, пищевые волокна) естественного происхождения. Белки, жиры, углеводы усваиваются не так активно, а чувство насыщения наступает быстрее. Вот и получается, что растительная пища, лечение и профилактика лекарственными растениями продлевают жизнь.

Среди сторонников "безубойного" питания есть лактовегетарианцы, которые пьют молоко и едят все, что можно из него приготовить, а также те, кто не отказывается и от яиц.

Заблуждение - считать, что вегетарианское питание не обеспечивает организм достаточным количеством аминокислот (тирозин, триптофан фенилаланин), витаминов (В12, Д, В2) и микроэлементов (кальций, железо, цинк, медь, селен). Исследования показали: работоспособность мужчин, в чьем суточном рационе 30 - 50 г растительного белка, намного выше, чем у тех, кто потребляет в сутки 100 г белка, но животного происхождения. То же и относительно селена. Хотя в организм строгих вегетарианцев он с продуктами питания поступает хуже, но меньше и выводится с мочой, поэтому его уровень в крови соответствует норме. Да и витаминов В12 у вегетарианцев в крови никак не меньше!

Чтобы обеспечить организм необходимым количеством белка, обязательно вводите в рацион бобовые, особенно сою. Для получения кальция - орехи и кунжут. А фрукты, ягоды и другие поливитаминные растения (особенно дикорастущие) - это же кладезь макро- и микроэлементов! И, конечно же, надо придерживаться основных заповедей вегетарианства. Приготовленные сырые блюда долго не хранить. Фрукты, орехи есть перед обедом, а не после него. Сахар лучше заменить сладкими фруктами и медом. И, наконец, в холодное время года пищу перед употреблением подогревать до комнатной температуры."

Остальное (менее задорное) здесь -