Введение в экономическую теорию методы экономической теории. Введение в экономическую теорию

Лекция 1
Презентация на тему:
Введение в экономику
к.э.н., доцент
Джано Джомаа

Вопросы к рассмотрению

1. Предмет, функции и методы экономики.
Взаимосвязь экономики и права
2. Микро- и макроэкономика. Позитивная и
нормативная экономика
3. Экономические законы и экономические
категории. Экономические отношения и их
типы
4. Основные этапы развития экономической
теории

1. Предмет, функции и методы
экономики. Взаимосвязь
экономики и права

Понятие экономики

Слово «экономика» греческого
происхождения (oikonomike - «искусство
домохозяйства»), оно означает «законы
хозяйствования».
В целом под термином «экономика»
понимают хозяйство, в широком смысле этого
слова - науку о хозяйстве и
хозяйствовании, а также отношениях между
людьми в процессе хозяйствования.

Предмет экономики

Во-первых, экономика - это хозяйственная система,
обеспечивающая удовлетворение потребностей
людей и общества в целом.
Во-вторых, экономика - это совокупность
экономических (производственных) отношений между
людьми, складывающихся в процессе производства,

материальных благ и услуг.
В-третьих, экономика - это наука о выборе наиболее
эффективных (рациональных) способов
удовлетворения безграничных потребностей людей
ограниченными экономическими ресурсами.

Функции экономики

1. Методологическая функция.
2. Научно-познавательная функция.
3. Критическая функция.
4. Практическая (рекомендательная), или
прикладная, функция.

Методологическая функция

Экономическая теория представляет собой не только
учение, но и метод.
Экономическая наука в методологическом плане:
1) учит, что надо делать и чего делать не следует,
помогает нам понимать окружающую хозяйственную
жизнь, оценивать пользу одних явлений и вред
других;
2) учит новым способам познания экономических
явлений, позволяет предвидеть некоторые
последствия наших практических действий.

Научно-познавательная функция

Научно-познавательная функция экономики
состоит в том, чтобы всесторонне изучать
процессы производства, распределения,
обмена и потребления материальных благ и
услуг.
На основе теоретических обобщений
реальных факторов хозяйственной жизни
научно-познавательная функция экономики
позволяет открыть законы, по которым развивается общество.

Критическая функция

Критическая функция экономики состоит в
том, чтобы дать объективную критическую
или позитивную оценку экономическим
явлениям и процессам различных форм
хозяйствования.
В реальной жизни мы имеем дело с самыми
различными формами хозяйствования, одни
из них более эффективны, другие менее
эффективны, а третьи убыточны. Практическая (рекомендательная), или прикладная,
функция состоит в том, что на основании позитивной
оценки экономических явлений и процессов экономика
дает рекомендации руководителям государства,
фирмы, любому другому хозяйствующему субъекту в
своих конкретных делах руководствоваться ее
принципами и методами рационального
хозяйствования.
Эта функция тесно связана с экономической
политикой государства, она разрабатывает социальноэкономические программы страны, составляет
научные прогнозы развития тех или иных процессов в
экономике.

11. Методы экономики

1. Метод научной абстракции.
2. Исторический метод.
3. Логический метод.
4. Метод анализа и синтеза.
5. Метод индукции и дедукции.
6. Экономико-математическое моделирование с
применением компьютерных технологий.
7. Графический метод.
8. Экономические эксперименты.

12. Метод научной абстракции

Метод научной абстракции выделяет главное
в объекте исследования при отвлечении от
несущественного, случайного, временного,
непостоянного.
Результат научной абстракции - выработка
новых научных категорий (понятий),
выражающих существенные стороны
исследуемых объектов, а также выявление
экономических закономерностей.

13. Исторический метод

По историческому методы
экономические явления и процессы
изучаются в той последовательности, в
какой они возникли, развивались,
совершенствовались и какими стали в
настоящее время.

14. Логический метод

Логический метод позволяет правильно
применять законы мыслительной
деятельности, обосновывающие
правила перехода от одних суждений к
другим и делать обоснованные выводы,
глубже понимать причинноследственные связи, складывающиеся
между процессами и явлениями
реальной экономической жизни.

15. Метод анализа и синтеза

Анализ - это метод познания, предполагающий
разделение целого на отдельные составные
части и изучение каждой из этих частей,
например анализ показателя себестоимости по
элементам затрат (сырье, зарплата,
энергоресурсы и т.д.).
Синтез - это метод познания, основанный на
соединении отдельных частей явления,
изученных в процессе анализа, в единое целое,
например определение показателя
себестоимости продукции (как сумма всех
затрат).

16. Метод индукции и дедукции

Индукция - это движение исследования от отдельных,
частных факторов к общим выводам, обобщениям.
Исследование начинается с изучения фактов.
Анализируя, систематизируя, обобщая факты,
исследователь приходит к выводу, фиксирующему
наличие определенных зависимостей между
экономическими явлениями.
Дедукция - это выдвижение гипотез и последующая их
проверка на фактах. Гипотеза - предположение о
существовании определенной зависимости между
экономическими явлениями и процессами, она обычно
рождается на основе каких-то несистематических
наблюдений, практического опыта, интуиции, логических
рассуждений.

17. Экономико-математическое моделирование

Экономико-математическое моделирование с
применением компьютерных технологий
способствует построению экономических
моделей, отражает главные экономические
показатели исследуемых объектов и
взаимосвязи между ними.
Экономико-математические модели
позволяют выявить особенности и
закономерности экономических явлений и
процессов.

18. Графический метод

Графический метод отражает
экономические процессы и явления с
помощью различных схем, графиков,
диаграмм, обеспечивая краткость,
сжатость, наглядность в представлении
сложного теоретического материала.

19. Экономические эксперименты

Экономические эксперименты - это
искусственное создание экономических
процессов и явлений в определенных
условиях, приближенных к
хозяйственной деятельности, с целью
их изучения и дальнейшего
практического применения.

20. Взаимосвязь экономики и права

Между экономикой и правом существует
тесная взаимосвязь.
Так, для развития рыночной экономики
государство должно обеспечить:
1) гарантии частной собственности вообще и
права частных предпринимателей в
частности;
2) проведение соответствующей
государственной налогово- бюджетной,
кредитно-денежной и валютной политики;
3) защиту экономических прав работников и
неработающих граждан.

21.

2. Микро- и макроэкономика.
Позитивная и нормативная
экономика

22. Микроэкономика

Микроэкономика - раздел экономической теории,
изучающий экономические отношение между
хозяйствующими субъектами, их деятельность и
влияние на национальную экономику.
К хозяйствующим субъектам микроэкономики относятся потребители, работники, владельцы капитала,
предприятия (фирмы), домашние хозяйства,
предприниматели.
В центре внимания микроэкономики - производители и
потребители, принимающие решения по поводу
объемов производства, продаж, покупок, потребления,
цен, затрат и прибыли.

23. Макроэкономика (национальная экономика)

Макроэкономика - раздел экономической теории,
изучающий экономические процессы и явления,
охватывающие национальное хозяйство, как единую
систему, в которой органически соединяются все
звенья материального и нематериального
производства.
Основные проблемы макроэкономики - инфляция,
безработица, экономический рост, валовой
национальный продукт, валовой внутренний продукт,
национальный доход, уровень и качество жизни
населения, занятость, деньги, процентные ставки,
инвестиции, бюджетный дефицит, налоги, методы
государственного регулирования и т.д.

24. Мезоэкономика

Мезоэкономика изучает экономические
явления и процессы, охватывающие все
промежуточные системы или отрасли
народного хозяйства (АПК, ВПК,
экономику здравоохранения, экономику
торговли, т.е. экономику отдельных
отраслей и сфер народного хозяйства).

25. Мировая экономика

Мировая экономика - сумма всех
национальных экономик, связанных
международным разделением труда,
мировым рынком, системой
межгосударственных хозяйственных
связей.

26. Позитивная (дискриптивная) экономика

Позитивная экономика исходит из
накопленных знаний и опыта и отвечает на
вопросы: что есть и что может быть в
экономике?
Основной продукт этой части экономической
науки - знания, обобщения, экономический
анализ, аналитический прогноз (сбор фактов,
обобщение результатов наблюдения). Она
описывает, анализирует, но не дает
рекомендаций.

27. Нормативная экономика

Нормативная экономика ставит перед собой
более сложную задачу - поведать о том, что
должно быть, как следует действовать, чтобы
достичь желаемых результатов.
Она оперирует категориями, рецептами,
содержащими на первом месте слова: надо,
необходимо, следует.
Теоретические суждения, рассматривающие
желаемые состояния, называются
нормативными.
Эта экономика дает рекомендации, рецепты
действий.

28.

3. Экономические законы и
экономические категории.
Экономические отношения и их
типы

29. Экономические законы

Экономические законы - носят объективный
характер, действуют независимо от воли и
сознания людей. Так, законы рынка: закон
стоимости, закон спроса, закон предложения,
закон конкуренции - существуют независимо
от того, знают о них участники рынка или нет.
Чем глубже люди познают характер действия
экономических законов, тем эффективнее
могут их использовать в хозяйственной
деятельности.
Экономические законы условно можно
разделить на общие и специфические.

30. Общие экономические законы

Общие экономические законы действуют во
всех социально- экономических системах
(формациях), например, закон соответствия
производственных отношений характеру и
уровню развития производительных сил,
закон роста производительности труда, закон
экономии времени, законы расширенного
воспроизводства, закон стоимости, закон
спроса и предложения.

31. Специфические экономические законы

Специфические законы действуют в одной
общественно- экономической системе. Такими
законами являются закон прибавочной
стоимости, всеобщий закон
капиталистического накопления, закон
распределения по труду, Федеральные законы
РФ «О несостоятельности (банкротстве)», «Об
акционерных обществах», «О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской
Федерации» и др.

32. Экономические категории

Экономические категории - это
наиболее общие понятия, отражающие
существенные свойства экономических
явлений, их отношения к различным
проявлениям и сторонам общественной
жизни.
Примеры таких категорий: стоимость,
цена, труд, деньги, собственность,
товар и т.д.

33. Экономические (производственные) отношения

Экономические отношения - это
отношения между людьми,
складывающиеся в процессе
общественного производства,
распределения, обмена и потребления
жизненно важных благ.
Можно выделить два типа экономических
отношений: социально-экономические
(отношения собственности) и
организационно-экономические.

34. Социально-экономические отношения

Социально-экономические отношения
включают в себя отношения людей к
средствам производства, т.е. отношения
собственности, отношения по производству
материальных благ и услуг, их
распределению, обмену и потреблению.
Исторически известны следующие формы
собственности: общественная, частная,
государственная. Кроме того, имеются
разновидности - промежуточные и
смешанные формы собственности.

35. Организационно- экономические отношения

Организационно- экономические отношения - Это
отношения, возникающие в связи с разделением и
кооперацией труда, определяются технологическим
способом производства.
Организационно-экономические отношения
подразделяются на три вида:
1) разделение труда и производства;
2) концентрация производства отдельных видов
товаров в тех регионах, где их производство
экономически целесообразно;
3) дифференциация, специализация трудовой
деятельности.

36.

4. Основные этапы развития
экономической теории

37. Основные этапы развития экономической теории

Школы, их
представители и
период Формирования
- Меркантилизм
(первая школа
экономики).
-Томас Мен (1571 –
1641).
-XVI – XVIII вв.
Основные идеи
1. Главное богатство общества
– это деньги (золото и
серебро).
2. Источник богатства – сфера
обращения (торговля).
3.Богатство накапливается в
результате внешней торговли.

38.

Школы, их
представители и
период Формирования
-- Школа физиократов
(природа и власть)
-- Франсуа Кенэ (1694
– 1774)
-- XVIII в.
Основные идеи
1. Истинным богатством
нации выступает продукт,
произведенный в сельском
хозяйстве.
2. Первыми попытались
вывести прирост богатства
их процесса производства,
а не обращения.

39.

Школы, их
Основные идеи
представители и
период Формирования
- Английская классическая
политэкономия.
- Уильям Петти (1623 –
1687),
- Адам Смит (1723 – 1790),
- Давид Рикардо (1772 –
1823).
- XVII – XIX вв.
1. Богатство нации создается в
материальном производстве, а
не в сфере обращения.
2. Главный источник богатства –
труд.
3. Политэкономия раскрыла
значение труда как основы и
меры ценности всех товаров.
4. Заложила основы трудовой
теории стоимости.

40.

Школы, их
представители и
период Формирования
-- Марксизм
-- Карл Маркс (1818 –
1883)
-- Фридрих Энгельс (
1820 – 1895)
-- С середины XIX в.
Основные идеи
1. Разработаны теория
стоимости и теория
прибавочной стоимости.
2. К.Маркс различал
потребительную и
меновую стоимость.

41.

Школы, их
Основные идеи
представители и
период Формирования
- Неоклассическое
на- правление.
- Альфред
Маршалл (18421924), англичанин
-- С конца XIX в.
1.Частнопредпринимательская
рыночная система, способная к
саморегулированию и
поддержанию экономического
равновесия.
2. Государство создает
благоприятные условия для
функционирования рыночной
экономики

42.

Школы, их
представители и
период
Формирования
Основные идеи
- Кейнсианство.
- Джон Кейнс (18831946),
англичанин
- С 1930-х гг.
1. Разработана теория спроса и предложения, а
также равновесной цены.
2. Государство должно активно регулировать
экономику, т.к. рынок не способен обеспечивать
социально-экономическую стабильность
общества
3. Государство должно через бюджет и кредит
регулировать экономику, устраняя кризисы,
обеспечивая полную занятость и высокий рост
производства.
4. Разработаны теория эффективного спроса и
теория эффективного инвестирования

43.

Школы, их
представители и
период
Формирования
Основные идеи
- Неоклассический
синтез. Джон Хикс
(1904-1989),
- Пол Самуэлсон
(1915), американцы
- С 1950-х гг.
1. В зависимости от развития экономики
предлагается использовать либо кейнсианские
рекомендации государственного регулирования,
либо рецепты экономистов, стоящих на
позициях ограничения
государственного вмешательства в экономику.
2. Лучший регулятор - денежно-кредитные
методы.
3. Рыночный механизм способен сам
устанавливать равновесие между спросом и
предложением, производством и потреблением

44.

Школы, их представители и
период Формирования
Основные идеи
- Монетаризм.
- Милтон Фридман (1912),
американец
- С 1970-х гг.
1. Выдвинул монетарную
теорию национального дохода
и новый вариант
количественной теории денег.
2. Главный способ
воздействия на экономику -
государственное
регулирование через эмиссию,
кредитный процент, налоговые
ставки, таможенные тарифы

1.1. Предмет, функции и методы экономики. Взаимосвязь экономики и права.

1.2. Микро- и макроэкономика. Позитивная и нормативная экономика.

1.3. Экономические законы и экономические категории. Экономические отношения и их тины

1.4. Основные этапы развития экономической теории

1.1. Предмет, функции и методы экономики. Взаимосвязь экономики и права.

Слово «экономика» греческого происхождения (oikonomike-«искусство домохозяйства»), оно означает «законы хозяйствования». В целом под термином «экономика» понимают хозяйство, в широком смысле этого слова - науку о хозяйстве и хозяйствовании, а также отношениях между людьми в процессе хозяйствования. Экономика, как и любая учебная дисциплина,имеет свой предмет изучения.

Во-первых, экономика - это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества в целом созданием необходимых благ (экономика отрасли, региональная экономика (района, края, области, страны), мировая экономика).

Во-вторых, экономика - это совокупность экономических производственных) отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.

В-третьих, экономика - это наука о выборе наиболее эффективных (рациональных) способов удовлетворения безграничных потребностей людей ограниченными экономическими ресурсами.

Существуют и другие определения предмета экономики, но общепризнанным в последние годы считается следующее. Экономика - это наука об оптимальном, эффективном использовании редких, ограниченных экономических ресурсов с целью удовлетворения безграничных и постоянно меняющихся потребностей людей, фирмы и общества в целом.

Экономика выполняет методологическую, научно-познавательную, критическую и практическую функции.

Методологическая функция. Многие ученые-экономисты утверждают, что экономическая теория представляет собой не только учение, но и метод. Экономическая наука в методологическом плане учит, что надо делать и чего делать не следует, помогает нам понимать окружающую хозяйственную жизнь, оценивать пользу одних явлений и вред других; учит новым способам познания экономических явлений, позволяет предвидеть некоторые последствия наших практических действий. Научно-познавательная функция экономики состоит в том, чтобы всесторонне изучать экономические процессы и явления производственной деятельности хозяйства, процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, без которых существование человеческого общества невозможно. На основе теоретических обобщений реальных факторов хозяйственной жизни научно-познавательная функция экономики позволяет открыть законы, по которым развивается человеческое общество.

Критическая функция состоит в том, чтобы дать объективную критическую или позитивную оценку экономическим явлениям и процессам различных форм хозяйствования. В реальной жизни мы имеем дело с самыми различными формами хозяйствования, одни из них более эффективны, другие менее эффективны, а третьи убыточны.

Практическая (рекомендательная), или прикладная, функция состоит в том, что на основании позитивной оценки экономических явлений и процессов экономика дает рекомендации руководителям государства, фирмы, любому другому хозяйствующему субъекту в своих конкретных делах руководствоваться ее принципами и методами рационального хозяйствования. Эта функция тесно связана с экономической политикой государства, она разрабатывает социально-экономические программы страны, составляет научные прогнозы развития тех или иных процессов в экономике.

Исследуя экономические процессы и явления общества, экономика использует определенную совокупность методов познания. Метод научной абстракции выделяет главное в объекте исследования при отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного. Результат научной абстракции - выработка новых научных категорий (понятий), выражающих существенные стороны исследуемых объектов, а также выявление экономических закономерностей.

Исторический метод. Экономические явления и процессы изучаются в той последовательности, в какой они возникли в самой жизни, развивались, совершенствовались и какими стали в настоящее время.

Логический метод позволяет правильно применять законы мыслительной деятельности, обосновывающие правила перехода от одних суждений к другим и делать обоснованные выводы, глубже понимать причинно-следственные связи, складывающиеся между процессами и явлениями реальной экономической жизни.

Метод анализа и синтеза. Анализ - это метод познания, предполагающий разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей, например анализ показателя себестоимости по элементам затрат (сырье, зарплата, энергоресурсы и т.д.). Синтез - это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое, например определение показателя себестоимости продукции (как суммавсех затрат).

Метод индукции и дедукции.Индукция - это движение исследования от отдельных, частных факторов к общим выводам, обобщениям. Исследование начинается с изучения фактов. Анализируя, систематизируя, обобщая факты, исследователь приходит к выводу, фиксирующему наличие определенных зависимостей между экономическими явлениями. Дедукция - это выдвижение гипотез и последующая их проверка на фактах. Гипотеза - предположение о существовании определенной зависимости между экономическими явлениями и процессами, она обычно рождается на основе каких-то несистематических наблюдений, практического опыта, интуиции, логических рассуждений.

Экономико-математическое моделирование с применением компьютерных технологийспособствует построениюэкономических моделей, отражает главные экономические показатели исследуемых объектов и взаимосвязи между ними.Такие модели позволяют выявить особенности и закономерности экономических явлений и процессов.

Графический методотражает экономические процессы и явления с помощью различных схем, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала.

Экономические эксперименты- это искусственное создание экономических процессов и явлений в определенных условиях, приближенных к хозяйственной деятельности, с целью их изучения и дальнейшего практического применения.

Между экономикой и правом существует тесная взаимосвязь, особенно при создании ряда моделей, которые должны быть в национальной и мировой экономике. Чтобы решить данную задачу, необходимо законодательно обеспечить данную социально-экономическую систему нормативно-правовыми актами. Так, для развития рыночной экономики государство должно, как минимум, законодательно обеспечить:

1) гарантии частной собственности вообще и права частных предпринимателей в частности;

2) проведение соответствующей государственной налогово-бюджетной, кредитно-денежной и валютной политики;

3) защиту экономических прав работников и неработающих граждан.

В современных условиях необходимо принять международные правовые акты и привести национального законодательства в соответствие с ними.

1.1 Экономика как наука: предмет, функции, методы изучения экономических явлений, роль и место в системе знаний.

1.2 Уровни экономики: микроэкономика, мезоэкономика, макроэкономика, мегаэкономика – сущность и специфические проблемы. Сущность позитивного и нормативного подхода в развитии экономических процессов.

1.3 Экономические законы и экономические категории. Экономические отношения и их типы.

1.1 Экономика как наука: предмет, функции, методы изучения экономических явлений, роль и место в системе знаний

Слово «экономика» греческого происхождения (ойкос – дом, хозяйство, номос – правило, закон), оно означает «законы хозяйствования». В целом под термином «экономика» понимают хозяйство, в широком смысле этого слова, наука о хозяйстве и хозяйствовании, а также отношения между людьми в процессе хозяйствования. Экономика, как и любая учебная дисциплина, имеет свой предмет изучения .

Во-первых , экономика – это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества в целом путем создания необходимых благ (экономика отрасли, региональная экономика (района, края, области, страны), мировая экономика).

Во-вторых , экономика – это совокупность экономических (производственных) отношений между людьми складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг.

В-третьих , экономика – это наука о выборе наиболее эффективных (рациональных) способов удовлетворения безграничных потребностей людей ограниченными экономическими ресурсами.

Существуют и другие определения предмета «экономики», но общепризнанным в последние годы считается следующее. Экономика – это наука об оптимальном, эффективном использовании редких, ограниченных экономических ресурсов с целью удовлетворения безграничных и постоянно меняющихся потребностей людей, фирмы и общества в целом.

Экономика выполняет следующие основные функции:

1. Методологическая функция. Многие ученые – экономисты справедливо утверждают, что экономическая теория является не только учением, но и методом. Экономическая наука в методологическом плане учит не только тому, что надо делать, но и тому, что делать не следует. Экономическая наука помогает нам понимать окружающую хозяйственную жизнь, оценивать пользу одних явлений и вред других; учит новым способам познания экономических явлений, позволяет предвидеть некоторые последствия наших практических действий.

2. Научно-познавательная функция состоит в том, чтобы всесторонне изучать экономические процессы и явления производственной деятельности хозяйства. Процессы производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг, без которых существование человеческого общества невозможно. На основе теоретических обобщений реальных факторов хозяйственной жизни экономики, научно-познавательная функция выявляет закономерности и принципы экономики, позволяет открыть экономические законы, по которым развивается человеческое общество.


3. Критическая функция состоит в том, чтобы дать объективную критическую или позитивную оценку экономическим явлениям и процессам различных форм хозяйствования. В реальной жизни мы имеем дело с самыми различными формами хозяйствования, одни из них более эффективны, другие менее эффективны, а третьи убыточные.

4. Практическая (рекомендательная) или прикладная функция состоит в том, что на основании позитивной оценки экономических явлений и процессов экономика дает рекомендации руководителям государства, фирмы, любому другому хозяйствующему субъекту, в своих конкретных делах, руководствоваться ее принципами и методами рационального хозяйствования. Эта функция тесно связана с экономической политикой государства, она разрабатывает социально-экономические программы страны, составляет научные прогнозы развития тех или иных процессов в экономике.

5. Политическая функция предусматривает использование экономических интересов в политических процессах, особенно при формировании политических целей и обещаний общественных движений.

Исследуя экономические процессы и явления общества, экономика как наука использует определенную совокупность методов познания (методов исследования экономических процессов и явлений) :

1. Общенаучные методы.

1.1. Метод научной абстракцией. Его суть состоит в выделении главного в объекте исследования при отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного. Результатом научной абстракции являются выработка новых научных категории (понятий) выражающие существенные стороны исследуемых объектов, а также выявление экономических закономерностей.

1.2. Исторический метод – экономические явления и процессы изучаются в той последовательности, в какой они возникли в самой жизни, развивались, совершенствовались и какими они стали в настоящее время.

1.3. Логический метод – позволяет правильно применять законы мыслительной деятельности, обосновывающие правила перехода от одних суждений к другим и сделать обоснованный вывод. Логический метод позволяет глубже понимать причинно-следственные связи, складывающиеся между процессами и явлениями реальной экономической жизни.

Метод анализа и синтеза. Анализ – это такой метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей. Например, анализ показателя себестоимости по элементам затрат (сырье, зарплата, энергоресурсы и т.д.). Синтез – это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое. Например, определение показателя себестоимости продукции (как сумма всех затрат).

Метод индукции и дедукции. Индукция – это движение исследования от отдельных, частных факторов к общим выводам, обобщениям. Исследование начинается с изучения фактов, анализируя, систематизируя, обобщая факты, исследователь приходит к выводу, в которых он фиксирует наличие определенных зависимостей между экономическими явлениями. Дедукция – это выдвижение гипотез и последующая их проверка на фактах. Гипотеза – предположение о существовании определенной зависимости между экономическими явлениями и процессами. Рождается гипотеза обычно на основе каких-то несистематических наблюдений, практического опыта, интуиции, логических рассуждений.

2. Специальные методы.

2.1. Экономико-математический анализ и моделирование с применением компьютерных технологий способствует построению экономических моделей, отражает главные экономические показатели исследуемых объектов и взаимосвязи между ними. При этом экономико-математические модели позволяют выявить особенности и закономерности экономических явлений и процессов.

2.2. Графический метод отражает экономические процессы и явления с помощью различных схем, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала.

2.3. Экономические эксперименты – это искусственное создание экономических процессов и явлений в определенных условиях, приближенных к хозяйственной деятельности с целью их изучения и дальнейшего практического применения.

Между экономикой и правом существует тесная взаимосвязь, особенно при создании ряда моделей, которые должны быть в национальной и мировой экономике. Чтобы решить данную задачу, необходимо законодательно обеспечить данную социально-экономическую систему нормативно-правовыми актами.

Так, для развития рыночной экономики государство должно как минимум законодательно обеспечить:

во-первых, гарантии частной собственности вообще и правами частных предпринимателей конкретно;

во-вторых, проведение государственной налогово-бюджетной, кредитно-денежной и валютной политики;

в-третьих, защиту экономических прав работников и неработающих граждан.

В современных условиях необходимо принятие международных правовых актов и проведение национального законодательства в соответствии с ними.

Уровни экономики: микроэкономика, мезоэкономика, макроэкономика, мегаэкономика – сущность и специфические проблемы. Сущность позитивного и нормативного подхода в развитии экономических процессов

Экономика как наука изучает процессы и явления на различных уровнях систем и выявляет специфические проблемы, возникающие на них.

1 уровень – Микроэкономика – это особый раздел экономической теории, который изучает экономические отношение между хозяйствующими субъектами, их деятельность и влияние на национальную экономику. К хозяйствующим субъектам микроэкономики относятся потребители, работники, владельцы капитала, предприятия (фирмы), домашние хозяйства, предприниматели. В центре внимания микроэкономики находятся производители и потребители, которые принимают решения по поводу объёмов производства, продаж, покупок, потребления, цен, затрат и прибыли.

Микроэкономика объясняет, как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему инвестируются в развитие тех или иных отраслей народного хозяйства, как потребители принимают решение о покупке товара и как на их выбор влияют изменения цен и их доходов и др. Микроэкономика изучает рыночное поведение субъектов, отношения между ними в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благи услуг, а также отношения между производителями, потребителями и государством. Микроэкономика как метод экономического анализа, базирующийся на оценках и исследованиях поведения индивидуальных единиц хозяйственного процесса – предпринимателей, при том, что всякая индивидуальная единица принимается за свободную и изолированную.

2 уровень – Мезоэкономика – это раздел экономической теории, который изучает экономические процессы и явления, происходящие в регионе или в отдельной отрасли - охватывающие все промежуточные системы (АПК, ВПК, экономика здравоохранения, торговли, то есть экономика отдельных отраслей и сфер народного хозяйства). В рамках экономики региона существуют единые условия на территории субъекта – природно-климатические, финансовые, правовые и т.п. – следовательно, ряд процессов, происходящих внутри региона, имеет схожие характеристики. В рамках одной отрасли используются единые или схожие технологические процессы, следовательно, и экономические процессы и проблемы отдельных предприятий схожи.

3 уровень – Макроэкономика (национальная экономика) – это раздел экономической теории, который изучает экономические процессы и явления, охватывающие национальное хозяйство, как единую систему, в которой органически соединяются все звенья материального и нематериального производства. Основными проблемами макроэкономики являются: инфляция, безработица, экономический рост, валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход, уровень и качество жизни населения, занятость, деньги, процентные ставки, инвестиции, бюджетный дефицит, налоги, методы государственного регулирования и т.д.

Макроэкономика как метод экономического анализа, основанный на оценке макроэкономических показателей (валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, национальный доход, располагаемый доход и др.).

4 уровень – Мировая экономика (мегаэкономика) – совокупность всех национальных экономик, связанных международным разделением труда, мировым рынком, системой межгосударственных хозяйственных связей.

В экономике можно выделить еще два направления развития экономических процессов в зависимости от области приложения ее результатов .

1. Позитивная (дискриптивная) экономика изучает факты и зависимости между ними. Она призвана исходить из накопленных знаний и опыта отвечать на вопросы: что есть и что может быть в экономике? Практические суждения, касающиеся реального состояния экономики, называются позитивными. Основной продукт этой части экономической науки – знания, обобщения, экономический анализ, аналитический прогноз (сбор фактов, обобщение результатов наблюдения). Она описывает, анализирует, но не дает рекомендаций.

2. Нормативная экономика ставит перед собой более сложную задачу – поведать о том, что должно быть, как следует действовать, чтобы достичь желаемых результатов. Она оперирует категориями, рецептами, содержащими на первом месте слова: надо, необходимо, следует. Теоретические суждения, рассматривающие желаемые состояния, называются нормативными. Она даёт рекомендации, рецепты действий.

Тема 1.1 Экономика и её роль в обществе:

1) экономика: понятие и функции. Предмет экономической теории;

2) основные экономические понятия;

3) методы научного познания экономики.

Экономика: понятие и функции. Предмет экономической теории. Необходимо различать 3 подхода к понятию «экономика».

Первый подход рассматривает экономику как хозяйственную деятельность, особую сферу жизнедеятельности людей.

Второй рассматривает экономику как науку о хозяйствовании.

Третий рассматривает экономику как отношения между людьми, возникающие в процессе хозяйствования.

Экономическая теория - это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию за их использование.

Экономика представляет собой сложную систему экономических отношений различного рода.

Различают три группы отношений:

1) технико-экономические отношения, обусловленные техникой и технологией производства;

2) организационно - экономические, которые зависят от организации и управления производством, институциональной структуры экономики;

3) социально - экономические отношения (отношения собственности и распределения доходов).

Основные экономические понятия. Рассмотрим главные понятия, используемые при характеристике содержания экономической деятельности.

Экономические отношения - это отношения между людьми, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.

Экономические отношения проявляются через экономические интересы. Экономические интересы различны у разных субъектов, социальных групп. В свою очередь экономические интересы своей материальной основой имеют потребности.

Потребности - движущая сила развития экономики.

Потребности - это объективная нужда людей в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, развития личности, требующая удовлетворения. Потребности человека многообразны. Наибольшее распространение получила теория американского ученого А.Маслоу. Все потребности делятся на 5 групп:

1) физиологические (в еде, питье, сексе и т.д.);

2) в безопасности (защите от боли, гнева, страха и т.д);

3) в социальных связях (любви, нежности, причастности к какой-либо группе и т.д.);

4) в самоуважении (в достижении цели, признания, одобрения);

5) в самоактуализации (реализации способностей, понимании, осмыслении и т.д.).

Потребности удовлетворяются с помощью материальных благ и услуг.

Благо - это все то, что заключает в себе определенный положительный смысл (предмет, явление, продукт труда), удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей.

Услуги - это целесообразная деятельность человека, результат который имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности. «Услуга» характеризуется такими признаками как неосязаемость и несохраняемость, неотделима от человека, предоставляющего ее.

Объем и степень восполняемости запасов различных благ характеризуют их ограниченность относительно друг друга и выражаются в категории редкости благ. Редкость - это характеристика экономических благ, означающая что запасы этих благ меньше потребности в них. Такая ограниченность благ относительно потребностей в них выражается в категории недостаточности благ. В результате редкость и недостаточность выступают в качестве различных сторон ограниченности благ.

Блага обладают полезностью и ценностью.

Полезность блага - это комплексная субъективная оценка натуральных свойств благ данным индивидом в данный момент времени.

Ценность блага - это положительная или отрицательная значимость для человека блага, способность блага обмениваться на другие блага в некоторой пропорции.

Альтернативная стоимость блага - это количество других благ, которыми надо пожертвовать, чтобы получить данное благо.

Для производства материальных благ и услуг необходимы ресурсы.

Ресурсы - это подготовленные к использованию блага, необходимые для хозяйственной деятельности человека при производстве товаров и услуг.

Все виды ресурсов, находящиеся в распоряжении человека ограничены и в количественном, и в качественном отношении. Поэтому человеком решается проблема выбора направлений использования редких ресурсов для достижения конкурирующих целей. Экономическими процессами в обществе управляют законы общественных действий людей или экономические законы.

Экономические законы - это устойчивые, многократно повторяющиеся, выражающие внутреннюю сущность, причинно-следственные связи экономических явлений и процессов.

Экономические отношения и законы характеризуются при помощи экономических категорий.

Методы научного познания экономики. Методы - это то как, каким образом, с помощью каких инструментов изучаются экономические явления и процессы.

Следует различать общие и локальные методы.

Общие методы выражают наличие общих подходов к научному освоению экономической действительности в целом.

Локальные методы представляют собой конкретные инструменты, приемы, средства, с помощью которых исследуются те или иные стороны и аспекты экономической системы. Среди них - специфические (которые привязаны к той или иной методологии) и универсальные - (которые могут использоваться при реализации любой методологии). К универсальным относятся:

Анализ (расчленение объекта исследования на отдельные элементы) и синтез (соединение отдельных элементов в единое целое);

Индукция (выведение общего из частных фактов) и дедукция (движение от общего к частному);

Абстракция (выделение существенных свойств предмета при отвлечении от других свойств).

Тема 1.2 Предмет и метод экономической теории:

1) предмет экономической теории;

2) основные особенности метода научного познания экономических процессов.

Предмет экономической теории. Во всех определениях экономической науки со стороны известных и малоизвестных экономистов красной нитью проходит мысль о экономической жизнедеятельности человека или общества в целом, его организационных и управленческих основах, определяющих эффективность производства как основы предмета этой науки.

Однако расширенное толкование указанного предмета ведет к тому, что экономическая наука включает в себя всю совокупность функционирования как отдельного производственного звена - предприятия, фирмы (микроуровень), так и всего национального или интернационального хозяйства (макроуровень).

Один и тот же товар, обладающий неизменной величиной стоимости (затратами труда - издержками производства) на разных рынках и в разное время, будет иметь неодинаковую, разную цену, поскольку производитель и потребитель вступают в экономические отношения в различных условиях, имея различные позиции и различные интересы. В этих условиях для экономической науки представляет первостепенный интерес не только выявление определенных законов, но и проявление этих законов в определенной системе отношений между участниками производящих и потребляющих материальные блага. Вот почему предмет научных изысканий - закон и объект исследования экономические отношения находятся в органической связи друг с другом.

Однако все многообразие отношений и законов. отражающих определенные грани этих отношений, имеют свою основу. Найти эту основу, значит найти начало, общий принцип начала и развития многообразия отношений, законов закономерностей в изучении соответствующей сферы познания, в данном случае сферы экономической жизнедеятельности человеческого общества в целом или в отдельных его частей, структур и т.п.

Найти этот принцип представляет собой одну из главнейших задач любой науки, в том числе и экономической науки, экономической теории. На этот счет известны высказывания многих видных ученых. Вот как относился к этому вопросу К. Маркс: "Всякое начало трудно, - эта истина справедлива для каждой науки… . Почему так? Потому что развитое тело легче изучать, чем клеточку тела. К тому же при анализе экономических форм нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заметить сила абстракции".

За вещью, которую мы покупаем и называем товаром (телевизор, автомобиль), мы не видим ни процесса производства этой вещи, ни особенностей издержек на создание этой вещи, ни процесса движения этой вещи от производителя к торговой организации, а потом к потребителю. Однако эта вещь все это "знает", а наша задача знать эту вещь в ее содержании как товара, включающего все многообразие отношений между создателями этой вещи от начала ее зарождения до приобретения законченного вида в форме данного продукта, товара.

Основные особенности метода научного познания экономических процессов. Общий подход к изучению естественных и общественных наук сводится к следующим принципам:

1) изучению подлежат объективные факты, явления;

2) процесс изучения предполагает расчленение сложных процессов на части, рассмотрение каждой из которых позволяет узнать свойства и особые черты частей их взаимодействия друг и другом;

3) методом проникновения в характерные черты изучаемых предметов, явлений, процессов выступает движение мысли от простого, отдельного, к сложному, всеобщему (индукция) или наоборот от общего к отдельному (дедукция).

Однако кроме общих методов исследования общественные науки, в том числе и экономическая теория, характеризуется особыми чертами. Эти особенности экономисты западных стран видят в том, что выявленные принципы исследования используются по разному, в зависимости от того, относятся ли они к макроэкономике или к микроэкономике.

"Макроэкономические исследования различных экономических проблем охватывают анализ таких величин, как общий объем продукции, общий уровень занятости, общий объем дохода, общий объем расходов, общий уровень цен и т.д.

В микроэкономических исследованиях оперируют терминами: отдельная отрасль, фирма и домохозяйство, и сосредотачивают внимание на таких величинах, как производство или цена конкретного продукта, или доход отдельной фирмы или отдельного домохозяйства, расходы данной фирмы или семьи и т.д.", так характеризует особенность методологии экономист Кэмпбелл Р. Макконелл и Стенли Л. Брю.

При рассмотрении особенностей методологии экономической теории ученые широко используют так называемый исторический подход в характеристике экономических систем.

Сами экономические системы характеризуются совокупностью производственных отношений, соответствующих уровню развития производительных сил, поскольку производительные силы общества находятся в постоянном изменении. Эти изменения чаще всего происходят под воздействием требований и потребностей развития материальных условий жизни общества.

Если изменяются организационно-технические основы производства, изменяются и социально-экономические условия. В этих условиях также изменяются многие экономические связи людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Это происходит вследствие ослабления прочных, традиционных экономических связей и отношений и возникновения новых. На основании этих изменений можно выявить тенденцию развития тех или иных экономических отношений, на основе которых можно с большей или меньшей вероятностью прогнозировать меры по успешному преодолению возникших трудностей или проблем в общественных, экономических, социальных программах развития.

I. ЭКОНОМИКА

1. Введение в экономическую теорию. Экономические отношения

В основе экономики лежат потребности людей и экономические интересы, которые вынуждают их действовать тем или иным образом. В результате между людьми возникают отношения по поводу производства, обмена, распределения, потребления благ (товаров и услуг), которые принято называть экономическими отношениями .

Экономика – наука о рациональном поведении людей в процессе производства, распределения, потребления благ в мире ограниченных ресурсов, которые могут иметь многоцелевое назначение.

Предметом рассмотрения экономической теории как науки являются:

1. Экономические отношения. Они могут быть двух типов:
– отношения собственности, связанные с тем, кому принадлежат основные факторы производства и результаты производства;
– отношения по организации и управлению хозяйственной деятельности.

Отсюда различают свободную экономическую систему, командную, переходную, смешанную и традиционную экономику.

2. Рациональное, эффективное использование ресурсов при достижении определенных задач.

В настоящее время существует множество определений экономической теории. По мнению П. Самуэльсона: «Экономическая теория – это наука о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас и в будущем для потребления различных индивидов и групп общества».

На современном этапе анализ проблем теоретической и прикладной экономики обычно ведется по следующим разделам:

1. Макроэкономика – изучает функционирование экономики страны в целом, агрегированное поведение экономических субъектов с точки зрения обеспечения устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов, минимизации уровня инфляции, государственное регулирование экономики.

2. Микроэкономика – изучает деятельность отдельных самостоятельных экономических субъектов (фирм, домохозяйств) и принятие ими экономических решений; функционирование отдельных рынков; механизм установления цен на конкретные товары и услуги; формирование общего экономического равновесия с микроэкономических позиций.

Подобное разделение носит условный характер, так как многие разделы и темы входят в оба вышеназванных раздела.

Таким образом, предметом экономической теории является поиск эффективного использования редких ресурсов в производстве товаров и услуг для максимального удовлетворения безграничных потребностей человека.

Во всякой науке используются определенные методы исследования, которые подразделяются на всеобщие (философские), вооружающие все области познания (например, метафизический и диалектический методы), общенаучные – исторический, логический, математический и др. и специфические – для каждой отрасли наук.

Метафизика рассматривает все явления разрозненно, в состоянии покоя и неизменности. Такой подход к изучению экономики допускается в тех случаях, когда приходится тщательно анализировать какой-то элемент системы в отдельности и выяснять внутреннюю структуру хозяйственных отношений, не принимая в расчет любые их изменения.

Экономическая теория полнее отражает действительность, если берет на вооружение диалектику – учение о наиболее общих закономерностях становления и развития всех явлений природы, общества и мышления. Диалектический метод отражает не только противоречия, но и неотрывность и единство противоположностей. Это позволяет на практике объединять, казалось бы, несоединимые стороны явления. Поэтому в хозяйственной деятельности возникают различные формы, позволяющие находить компромисс.

Важную роль в изучении экономики играют общенаучные методы. Исторический метод позволяет рассматривать хозяйственные системы последовательно в их историческом развитии. Такой подход помогает конкретно и наглядно представить все особенности каждой системы на разных этапах ее исторического развития.

Логический метод позволяет применить законы и формы правильного мышления. Это служит непременным условием достижения истинности высказываемых положений и выводов. Использование данного метода помогает глубже понять причинно-следственные связи в экономике.

Метод анализа и синтеза предполагает изучение явления как по составным частям (анализ ), так и в целом (с интез ). Сочетанием анализа и синтеза обеспечивается комплексный подход к изучению сложных экономических явлений.

Методы индукции и дедукции основаны на умозаключениях, соответственно, от частного к общему и от общего к частному.

Рассмотрение качественных признаков экономических систем дополняется изучением количественной стороны хозяйственных процессов при помощи методов математики и статистики.

К специфическим методам относятся:
– метод графических изображений;
– метод сравнительного анализа;
– допущение «при прочих равных условиях»;
– экономико-математическое моделирование.

Вся совокупность научных методов позволяет выполнять важную задачу – выявлять общие для всех изучаемых систем элементы и признаки, закономерности развития, а также показывать различия между ними.