Конспект НОД "Знакомство с лекарственными растениями." воспитатель Кобзева В.А. Конспект НОД в подготовительной группе «Лекарственные растения

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «Город Архангельск»

«Детский сад компенсирующего вида № 112»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим

в подготовительной группе.

«Лекарственные растения – помощники нашему здоровью».

подготовила

воспитатель Бабий Марина Борисовна

Архангельск 2014

Цель:

сформировать представления детей о лекарственных растениях и их пользе.

Задачи:

  • дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения;
  • дать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни;
  • закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека;
  • привить потребность в здоровом образе жизни, уважение к физическим упражнениям;
  • развивать любознательность, умение анализировать, объяснять, рассуждать;
  • учить делать простейший самомассаж.

Материал:

альбом с лекарственными растениями «Зелёная аптека»;

Картинки с изображением лекарственных растений;

картинки с изображением заболевших животных;

схема для составления рассказа о растениях;

ребус;

Ход:

Здравствуйте, дети и гости!

Вы знаете, что слово «здравствуйте» не только вежливое слово-приветствие, но и слово-пожелание, пожелание здоровья.

Я всем желаю здоровья!

А как вы думаете, что такое здоровье? (ответы детей)

А задумывались ли вы когда-нибудь, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. Если мы заболели, то, какое у нас настроение? (не очень хорошее, плохое)

Давайте дадим характеристику здорового человека.

  • Красивый , бледный, толстый;
  • Сутулый, румяный, крепкий ;
  • Сильный , страшный, неуклюжий;
  • Ловкий, стройный, подтянутый .

Итак, это красивый, сильный, ловкий, румяный, стройный, крепкий и подтянутый человек. Наверное, каждый из вас хочет быть таким. Во многом состояние здоровья зависит от нас самих.

Сегодня утром нам прислали посылку, давайте узнаем, что же в ней (достаю книгу «Зелёная аптека»).

Какая она необычная и красивая. А ещё тут записка от Феи леса, она приглашает нас с помощью этой книги совершить путешествие в страну лекарственных растений.

Мы уже много знаем о растениях. Без растений жизнь бы на нашей планете не существовала. Давно-давно, в старые времена, люди заметили, когда животные заболевали, они уходили. Тогда они решили проследить за животными. Оказалось, что животные уходили в лес и кушали там траву, цветы и постепенно выздоравливали. Задумались люди, и вскоре поняли, что это необыкновенные травы и цветы, а особенные, они помогают при болезнях.

Открываем первую страничку нашей книги. А тут загадка:

Каждый лист мой любит тропки,

У обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог.

(подорожник )

Эту травку вдоль дорожек

Каждый летом видеть мог.

Ну не может подорожник

Обходиться без дорог.

От ушибов и порезов

Лучше средства не найти,

Привяжи его листочки –

Перестанет кровь идти.

И ещё одна подсказка –

Если пчёлка нападёт,

Сделай из листа повязку,

Сразу боль тогда пройдёт.

Прежде, чем прикладывать листок подорожника, его нужно очистить от пыли, затем слегка поцарапать листик, чтобы выделился сок, и приложить к ранке.

Давайте теперь попробуем рассказать про подорожник по схеме (ответы детей с опорой на схему).

Переворачиваем страничку, а тут лежит конвертик, а в нем картинка, разрезанная на части. Нам нужно её сложить и тогда мы узнаем о каком растении мы будем вести речь (дети собирают изображение и называют).

Эти цветы первыми появляются весной. Нижняя сторона листа мягкая, тёплая и покрыта волосками. Верхняя сторона листа гладкая, холодная.

Перемерил много луж ты,

Сразу кашель одолел.

Надо было маму слушать,

Вот тогда б не заболел.

Так бери скорее мать-и-мачехи листок

Воду, чтоб погорячее,

Можно даже кипяток.

И настой тебе поможет,

Снимет боль в груди и резь.

Кашлять вскоре перестанешь,

Больше в лужи ты не лезь.

Давайте и про это растение тоже попробуем рассказать по нашей схеме (ответы детей).

Давайте перевернём следующую страничку книги.

А здесь у нас зашифрованное слово. Для того чтобы его разгадать надо от каждого предмета взять только первую букву.

Болит горло и першит.

Не беда!

Чтобы горло не першило

Ты ромашку завари

И отваром этим горло полощи.

Есть ещё один секрет. Если отваром ромашки полоскать волосы, то они становятся мягкими и пушистыми.

Многие лекарственные растения можно собирать самим, а можно купить в аптеке.

А сейчас Фея леса предлагает нам сделать самомассаж, чтобы не болеть.

«Неболейка» (для профилактики простудных заболеваний)

1. Чтобы горло не болело

Мы погладим его смело

(поглаживают ладонями шею мягкими движениями сверху вниз)

2. Чтоб не кашлять, не чихать

Надо носик растирать

(указательными пальцами растирают крылья носа)

3. Лоб мы тоже разотрём

Ладошку держим козырьком

(прикладывают ко лбу ладони «козырьком»

и растирают его движениями

в стороны – вместе)

4. «Вилку» пальчиками сделай

Массируй ушки ты умело.

(раздвигают указательные и средние пальцы

и растирают точки перед ушами и за ними)

5. Знаем, знаем, да-да-да

Нам простуда не страшна.

(потирают ладони)

Фея леса что-то приготовила для нас в мешочке (достаю картинки с животными).

Мишка жалуется: «Наш доктор Айболит срочно уехал в Африку. И нас теперь некому полечить».

Давайте поможем зверятам.

А лисичка перебегала ручеёк, промочила лапы, а вода была холодная. Теперь у неё кашель. Как ей помочь? (ответы детей) Какую травку выбрать?

А зайчик бежал, споткнулся и упал и разбил коленку. Как его полечить можем? (ответы детей)

Спасибо вам, ребята! Помогли вы нам.

Вот мы с вами и совершили наше небольшое путешествие в страну лекарственных растений.

Какие лекарственные растения мы с вами встретили? (ответы детей)

И это только малая часть этих растений. А в книге «Зелёная аптека» их ещё много. И мы с вами продолжим знакомство с ними.

Спасибо! Будьте здоровы! Берегите себя!


Конспект непрерывной образовательной деятельности

Для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Лекарственные растения»

Составила:

Смирнова Т.В.

Воспитатель группы №11

ГБДОУ детский сад № 131

Выборгского района

Г. Санкт-Петербурга

Цель: формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные растения.

Задачи:

v Образовательные

v Продолжать знакомить детей с разными лекарственными растениями;

v Расширять знания детей о месте произрастания, о пользе лекарственных растений;

v Уточнять особенности внешнего вида растений.

Развивающие

v Развивать мышление, зрительное внимание, фонематический слух;

v Активизировать и пополнять словарный запас детей;

Воспитательные

v Воспитывать бережное отношение ко всем растениям;

v Вызвать интерес и желание рассказать о растениях друзьям и родителям.

Материалы и оборудования:

Иллюстрации с изображением растений, разные виды лекарственных растений купленных в магазине (мята, зверобой, чабрец, ромашка)

Предварительная работа:

Беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, наблюдения в природе.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Ход занятия

Встреча с Красной Шапочкой

Дети сидят на стульчиках. На ковролине прикреплены картинки с изображением лекарственных растений. На столах лежат сухие веточки, пучки, коробочки, мешочки и пакетики с лекарственными травами. Раздается стук. Входит Красная Шапочка с корзинкой.

Красная Шапочка:

Здравствуйте, ребята! Я гуляла по полям и лугам. Собрала много лекарственных растений, но как они называются, не знаю. Помогите мне.

На лугу растут: ромашка,

Лютик едкий, клевер-кашка.

Что ещё? Гвоздика, смолка,

Колокольчик, хвощ, как ёлка. А ещё?

Подорожник, васильки,

Граммофончики-вьюнки.

Ещё много разных травок

У тропинок, у канавок

И красивых, и пушистых,

Разноцветных и душистых.

Назовите Красной Шапочке еще раз растения, которые она собрала. Скажите, почему они называются лекарственными?

Игра «Узнай и назови»

Педагог берет растения из корзинки и показывает их детям.Уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое - нибудь растение, а вы должны будете рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где оно растет (болото, луг, овраг). И наша гостья Красная Шапочка, поиграет и послушает о лекарственных травах вместе с нами. Например аптечную ромашку (цветы) собирают летом, подорожник (только без ножек) собирают весной и в начале лета, крапиву - весной, когда она только-только вырастает (2-3 рассказа детей).

Рассказ воспитателя.

Вы много знаете о лекарственных растениях. А я добавлю, при каких заболеваниях используется то или иное растение и в каком виде они помогают. Например, отваром ромашки или календулы полощут горло при ангине; листья подорожника прикладывают к ране; из мяты, зверобоя, душицы - заваривают успокоительный чай. Корни лопуха заваривают, а потом моют отваром голову при выпадении волос. Для улучшения аппетита пьют отвар тысячелистника, рекомендуется пить чай из плодов шиповника весной, когда не хватает витаминов. Нужно бережно относиться к лекарственным растениям, когда вы их собираете, не вырывать с корнями, не собирать цветы. Нужно бережно относиться к природе. После сбора трав не забудьте тщательно вымыть руки.

Итог занятия.

Красная Шапочка: Спасибо, ребята, за помощь, я очень много сегодня узнала у вас о лекарственных травах. Что делать со своими лекарственными травами, я теперь знаю. Я их правильно засушу и буду хранить в хорошо проветриваемом помещении, оберегая от прямых солнечных лучей. Воспитатель предлагает детям напиток «Здоровье» и постараться определить, какие травы использованы.

Задачи: Закрепить и систематизировать знания о лекарственных растениях. Продолжать знакомить детей с растительным миром ближайшего окружения. Расширить представление детей о комнатных растениях (алоэ, герань, хлорофитум, лавр). Познакомить и исследовать их лечебные свойства. Развивать наблюдательность, любознательность, бережное отношение к своему здоровью. Воспитывать любовь к комнатным растениям, желание ухаживать за ними.

Материал: разрезные картинки с лекарственными травами, комнатные растения (алоэ, лавр, герань, хлорофитум), мультимедийная презентация, картинки с комнатными растениями на каждого ребенка, ободки - растения.

Ход занятия:

Здравствуйте! - мы скажем педагогам.
Здравствуйте! - услышим мы в ответ.
И наверное, не пойдем в аптеку,
А здоровыми мы будем много лет!

Как вы уже догадались, мы поговорим о здоровье, как его сохранить, ну а если заболели, то, как без таблеток болезнь излечить.

Если вдруг ты заболел,
Не спеши с таблетками,
Пригласи своих друзей
С зелеными ветками.
Они и красивей, и тоже лечебные,
Бывают и горькие, но очень полезные.
Помногу их пить тоже нельзя,
Бывают опасными эти друзья.
(М. Киселева)

О каких друзьях говорится в стихотворении? (О лекарственных травах).

Каждый из нас наверняка хоть раз в жизни лечил какую-нибудь болезнь лекарственными травами, купленными в аптеке или сорванными в лесу.

С некоторыми из них мы с вами знакомы, давайте вспомним их. У вас на столах лежат разрезные картинки. Сейчас вы их соберете и назовете.

Дидактическая игра «Собери растение»

Много разных растет травок

У тропинок, у канавок

И красивых, и пушистых

Разноцветных и душистых. (На детей одевают ободки)

Сейчас растения сами расскажут о себе.

1. Я - целебная крапива

Красиво выглядит крапива

А поступает некрасиво.

Чем к ней нежнее прикасаются,

Тем, хитрая, больней кусается.

2. А я - аптечная ромашка

Нарядные платьица,

Желтые брошки

Ни пятнышка нет

На красивой одежке

Если случится тебе простудиться

Привяжется кашель, поднимется жар,

Подвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый душистый отвар.

3. А я - малина

Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

4. А я - шиповник

Я на розу так похож

Разве что не так хорош

Но зато мои плоды

Всем пригодны для еды.

5. А я - подорожник

Каждый лист мой любит тропки

И обочины дорог,

Я однажды людям добрым

Раны вылечить помог.

6. Это - мята

На запах приятна,

С ней чай попьешь-

Спокойно - заснешь.

7. Одуванчик, одуванчик, золотистый сарафанчик.

Он везде произрастает, его дети даже знают.

Аппетит он улучшает и при кашле помогает.

Лучший при ожогах лекарь, одуванчик, как аптека!

8.Календула

Семена как ноготки,

Желто-красные цветки.

От горла помогают

Кто же их не знает.

Д\и «Определи растение по запаху».

Ребята, а у меня есть несколько коробочек с ароматами трав. Попробуем по запаху отгадать, где какая находится.

Но не надо забывать, что лекарственные травы, как и таблетки, могут принести вред, если употреблять их без надобности и в больших количествах.

Физминутка «Цветы»

1,2,3-выросли цветы.

К солнцу потянулись высоко,

Стало им приятно и тепло.

Ветерок пролетал - стебельки покачал.

Влево качнулись - низко пригнулись.

Вправо качнулись - низко пригнулись.

Ветерок убегай - ты цветы не сломай,

Пусть они цветут, растут

Людям радость несут.

Задумывались ли Вы о том, что самые обычные комнатные растения, которые растут в вашем доме могут быть не только украшением, но и прекрасным лекарством?

Сегодня я расскажу вам о комнатных растениях, которые помогают людям справиться с некоторыми болезнями.

На нашем окне живёт привычный всем комнатный цветок - алоэ , или попросту, столетник.

Как вы думаете почему? (Ответы детей)

На самом деле это название дано столетнику за то, что он очень редко цветет, если живет дома,- раз в сто лет.

Из листьев алоэ добывают сок он очень горький, но это и есть самое лечебное в алоэ. Если вы раните ногу, надо привязать к ране кусочек листика - боль пройдет, и рана быстро заживет. А еще сок алоэ помогает от насморка. Нужно развести его с водой и закапывать.

Ребята, у нас ещё одно интересное растение и называется оно - герань душистая . Этот цветок украсит любое окно. Посмотрите, какие красивые у герани листочки: они все ажурные, светло-зелёного цвета. Его листья очень приятно пахнут лимоном. Цветки разного цвета: розового, красного, белого и бордового. Это растение любит солнце и обильную поливку. Вещества, содержащиеся в герани, подавляют болезнетворные микробы. Там, где растёт герань, люди меньше болеют. Кстати, её запах не переносят моль и комары. Оказывается, если листочек герани немного помять, аккуратно положить в больное ухо, то ухо перестаёт болеть.

Но есть ещё отрицательное свойство герани: его нельзя ставить в спальне т.к. растение выделяет вещества, которые могут вызвать головную боль.

Давайте рассмотрим следующий цветок. Это растение с прямостоячим древесным стеблем, листьями овальной формы, темно-зеленого цвета, плотные, кожистые. Я думаю, оно вам хорошо знакомо. Это лавр благородный.

Листья лавра используют и как пряность при приготовлении некоторых блюд. Он является источником получения лаврового масла. Особенно богаты им плоды. Масло ароматное, имеет зеленоватый цвет. Мазь, содержащая лавровое масло, используется для растираний при ревматизме - когда болят руки или спина. Отвары лавровых листьев помогают справиться с кашлем.

А сейчас, я хочу познакомить вас с уникальными свойствами растения -хлорофитум. Оно в состоянии значительно ослабить воздействие вредных веществ в помещении. Обладает хлорофитум и бактерицидным эффектом, то есть убивает вредных микробов в воздухе. Специалисты утверждают, что за сутки этот цветок почти полностью очищает воздух от вредных микроорганизмов.

Д/и «Кто быстрее найдет растение».

Ребята, мы сегодня говорили о множестве лекарственных растений, не забыли и про комнатных лекарей, которые помогают нам сохранить и поправить наше здоровье. А как мы можем о них позаботиться, чтобы они были здоровы. (Ответы детей: рыхление почвы, полив, подкормка, протирание листочков от пыли).

Мы хотим, чтобы в нашей группе был свежий и чистый воздух? (ответы детей). Тогда смотрите, у меня есть небольшой отросток растения хлорофитум и все необходимое для его посадки.

Посадка растения.

А сейчас, я предлагаю вам раскрасить хлорофитум. (Раздаются раскраски).

с детьми старшего возраста

« Мир лекарственных растений »

ОО «Познание»

- развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать природные объекты;

- обогащать представления детей о многообразии лекарственных растений;

- воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

ОО «Коммуникация»

- развивать монологическую речь детей;

- развивать умение участвовать в коллективных разговорах;

- пополнять словарь детей за счет расширения представлений о природе;

ОО «Чтение художественной литературы»

Поддерживать у детей интерес к отгадыванию загадок;

Способствовать пониманию содержания загадок;

Методические приемы:

рассказ воспитателя, беседа с детьми, художественное слово, рассматривание, обращение к опыту, анализ занятия.

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы снова идем на экологическую тропу. Вы уже много знаете о разнообразных растениях. Без растений не существовало бы жизни на планете Земля. Растения не только дают красоту, помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от разнообразных болезней. Остановка, которую мы посетим, называется «Лекарственные растения »

Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них - лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании. Вы догадались? (ответы детей).

За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки, таблетки и микстуры из трав. Часто люди сами собирают травы и готовят себя лекарства, только нужно знать как правильно это делать. Кого из вас лечили с помощью трав? От каких болезней? Какими травами?

(ответы детей)

Теперь, ребята, давайте подробнее поговорим о тех лекарственных растениях которые растут на территории нашего детского сада. Но сначала отгадайте загадку:

Семена, как коготки,

Желто-красные цветки.

От горла помогают,

Кто же их не знает (календула)

Календула лекарственная кроме того, что используется в лекарственных целях так же хорошо известна как декоративное растение, его выращивают на клумбах и цветниках. С лекарственной целью используются цветочные корзинки и цветки. Препараты календулы успокаивают нервы, снижают давление, улучшают работу сердца, ее используют для лечения ран, ожогов, настоем календулы полощут рот и горло при ангине, так же лечат желудок и печень. Из календулы лекарственной готовят настои, настойки и мази.

Следующее растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название: В поле сестрички стоят, Желтые глазки на солнце глядят, У каждой сестрички - Белые реснички (ромашка)

Ромашка аптечная - одно из самых популярных лекарственных растений. Цветы ромашки входят в состав успокоительных сборов, cвежими отварами из цветков ромашки пользуются для промывания ран. Ромашка поможет больному животику.

А кто угадает это растение?

Тонкий стебель у дорожки

На конце его - сережки.

Лечит ранки и ожоги

Этот лекарь у дороги (подорожник)

Найдите это растение среди других. Попробуйте догадаться, почему оно так называется. Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей). Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран.

А это что за растение?

Носит этот мальчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет - нарядится

В беленькое платьице.

Легкое, воздушное.

Ветерку послушное (одуванчик)

Одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита.

- Следующее растение о котором мы поговорим называется мята. Полезные свойства мяты известны давно. Это растение широко используется в медицине для лечения различных заболеваний. Полезные свойства мяты объясняются в первую очередь высокими содержанием ментола - эфирного масла, придающего ей характерный узнаваемый запах. Полезные свойства мяты позволяют принимать ее как внутренне, так и наружно. Мята обладает противовоспалительными свойствами позволяющими использовать ее при лечении ангины, бронхита и насморка, полезна она и для пищеварительной системы. Также мята эффективна при головной боли, ее с войства благоприятны для успокоения нервной системы . Для лечения этим растением чаще всего используют мятный чай и настой мяты.

Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы, это самая лучшая аптека. Очень много лекарственных растений можно найти на лугу и в лесу. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение.

Ребята, все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее! Наше занятие закончилось, расскажите, что нового для себя вы сегодня узнали? (ответы детей)

Но необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Для того чтобы получить от растений больше пользы нужно соблюдать определенные правила:

  1. 2.Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса. 3.Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (Ответы детей).
  2. с корнем. Почему? (ответы детей).
  3. (ответы детей).

Документы для скачивания:

Интегрированное НОД

Лекарственные травы

Цель: Закреплять знания детей о пользе и применении лекарственных растений.

Задача:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
Расширять знания детей о лекарственных растениях.

Учить детей различать данные растения по внешнему виду.

С помощью эксперимента показать, что при заваривании лекарственных растений вода меняет свой цвет и вкус. Формировать представление о том, что вода при этом насыщается полезными веществами

Закреплять умение рисовать растения.

Активизировать речевой словарь по теме «Лекарственные растения».

РАЗВИВАЮЩАЯ:
Развивать связную речь, память, наблюдательность, любознательность, внимание, мышление, творческое воображение, коммуникативность, умение обобщать.

Расширять кругозор.

ВОСПИТЫВАЮЩАЯ:
Воспитывать бережное отношение к растениям, окружающей среде.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ: развивать двигательную активность в игре, физкультминутках, формировать бережное отношение к своему здоровью, закреплять знания о ядовитых растениях.

Материалы и оборудование: иллюстрации лекарственных растений, салфетка, клеёнка, простой карандаш, гуашь, кисточки, баночки с водой, заготовки открыток, клей, атрибуты, необходимые для имитации леса, чаша и чайник.

Предварительная работа: рассматривание картинок о лекарственных растениях, беседы о пользе лекарственных растений, о правильном их сборе, игры – определи по запаху, вершки и корешки, узнай растение; экскурсия в лес, отгадывание загадок, заучивание стихотворений, заготовки: ромашки, клевера, одуванчика.

Ход занятия:

Воспитатель вместе с детьми входит в зал, оформленный под лесную поляну, на мольберте прикреплены картинки с изображением лекарственных растений.

В: Сегодня мы отправимся в сказочное путешествие на лесную полянку. Отправимся на машинах. Итак, в путь! (Дети руками имитируют рули и под музыку едут по кругу)

В: Вот остановка. Мы приехали к лесу. В лес на машинах заезжать не будем, а пойдем пешком, чтобы не потревожить лесных жителей. Посмотрите как красиво, ребята, давайте присядем на пенечки. Послушайте загадку:

«Есть растения такие,

Они вовсе не простые.

Если что-то заболит,

Эта травка исцелит.

Д: Лекарственные растения.

В: Правильно, посмотрите как много здесь красивых цветов, но я хочу рассказать, что цветами можно не только любоваться:

«Если вдруг ты заболел,

Не спеши с таблетками.

Пригласи своих друзей,

С зелеными ветками.

Они красивей и тоже лечебные,

Бывают и горькие, но очень полезные.

Издавна люди заметил, что больные животные уходят в лес, на луг, чтобы съесть какую-нибудь травку и выздороветь. Так и человек стал искать помощи у разных растений, замечать, что одни травки помогают заживлять ранки, другие лечат от кашля, третьи придают силы и здоровья. Замечали и составляли специальные книги – «Травники».

Как вы думаете, что это такое?

Д: Книга, в которую записывали все о лекарственных растениях.

В: Правильно, «Травник» - это книга, в которую записывали все о лекарственных растениях: как оно выглядит, чем полезно, какую часть растения используют, как применяют, зарисовывали вид этого растения.

В наше время тоже есть такие книги, теперь они называются справочниками лекарственных растений.

Пойдемте посмотрим на нашу красивую полянку, сколько здесь разных цветов. Давайте соберем свой травник. Отгадайте загадку:

На зеленой круглой ножке,

Вырос шарик у дорожки.

Ветерок вдруг прошуршал,

И развеял этот шар.

Д: Одуванчик.

В: Правильно, посмотрите сюда, сколько здесь одуванчиков. А вы знаете что это нужное и полезное растение. Послушайте чем полезен одуванчик. В его листьях много витаминов, он повышает аппетит.

Для чего в лечебных целях используют одуванчик?

Д: Листья и корни одуванчика помогают при кашле.

В: Давайте их соберем в корзиночку. (Дети собирают одуванчики). Найдите одуванчик среди цветов на доске, положим его в наш Травник.

Угадайте о каком растении идет речь.

Гордо держит стебельки

Тонкой елочки листы.

На верхушке стебелька

Солнышко и облака.

Д: Ромашка.

В: А давайте поиграем в игру «Собери ромашку».

(Дети делятся на две команды и собирают из лепестков ромашку).

Ребята, вы знаете какими свойствами обладает полевая ромашка.

Д: Ромашка лучший доктор при ангине, её настоем можно полоскать горло, ополаскивать волосы.

В: Найдите ромашку среди цветов на доске, положим его в наш Травник.

Про какое растение эта загадка:

Ах, не трогайте меня,

Обожгу я без огня.

Д: Крапива.

В: Кто найдет крапиву. Молодцы ребята, положим ее в наш Травник. А чем полезна крапива.

Д: В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь, а еще укрепляет волосы.

В: Все знают, что крапива лекарственное растение, но где же спрятаны таблетки и порошки. А таблетки и порошки спрятаны в листьях и стебле. Весной, когда витаминов мало из крапивы можно приготовить вкусные и полезные щи.

Давайте похлопаем себя по плечикам, рукам, ногам, представим, что крапива нас ужалила.

В: Кто угадает это растение?

Каждый лист мой любит тропки,

У обочины дорог.

Он однажды людям добрым,

Раны вылечить помог.

Д: Подорожник.

Найдите это растение. Положим его в наш Травник. Кто догадался, почему это растение так называется.

Д: Потому что чаще всего он растет вдоль дорог.

В: Подорожник называют зеленым бинтом, почему?

Д: При порезах, ранках, ушибах поможет лист подорожника, его нужно сполоснуть и приложить к больному месту.

В: Следующая загадка:

Спроси теленка и барашка,

Цветка вкусней на свете нет.

Ведь не случайно красной кашкой,

Зовут на вкус и цвет.

Д: Клевер.

В: Посмотрите на нашу полянку, найдите и соберите клевер в нашу корзиночку. (Дети собирают цветы).

Клевер – красивое ароматное растение, его любят и дети и пчелы, что лечат этим растением?

Д: Настоем клевера лечат раны, полощут горло. Клевер помогает при простуде.

В: Положите это растение в наш Травник.

На доске остались еще картинки растений, вспомните как они называются.

(Дети называют растения).

Положим их в травник.

В: Молодцы ребята. Василек поможет снизить температуру, отваром душицы лечат горло, в плодах шиповника много витаминов «С», отвар из него укрепляет организм, придает силу, настой тысячелистника улучшает кровь, отвар из него используют для улучшения аппетита. Какой красивый ландыш, а вы знаете, что плоды ландыша и все растение ядовиты, но ядовитое растение помогает людям. Из ландыша делают капли от боли в сердце, но лечиться самостоятельно этим растением нельзя, только по назначению врача.

Молодцы ребята, вот у нас с вами и получился настоящий травник и мы его поставим в наш экологический уголок.

Слышится кашель. Входит Красная шапочка.

К.Ш.: Здравствуйте, дети. Я гуляла в лесу и простудилась. Помогите мне пожалуйста вылечиться.

В: Красная шапочка, а что у тебя болит?

К.Ш.: у меня болит горло и я кашляю.

В: Дети, давайте поможем вылечиться Красной шапочке. Ведь теперь у нас есть травник и вы знаете какое лекарственное растение от каких недугов поможет. Ну, ребята, из каких растений приготовим лекарство для Красной шапочки? (Можно из ромашки, клевера, одуванчика.)

(Эксперимент).

В: Красная шапочка, у нас с ребятами есть волшебный цветок, в нем собраны лекарственные травы, такие как ромашка, одуванчик, клевер, он настолько лечебный, как раз очень поможет тебе.

(Воспитатель заваривает траву в прозрачный чайник).

В: Посмотрите на наш лечебный чай, вода меняет свой цвет, цветок отдает свои целебные свойства воде и наш цветочек раскрывает свои лепестки. Этим отваром мы вылечим Красную шапочку.

(Физкультминутка «Цветки»).

Повторяйте за мной движения.

Наши алые цветки,

Распускают лепестки. (Дети поднимают руки)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет. (Дети раскачивают поднятыми вверх руками).

Наши алые цветки,

Закрывают лепестки. (Дети приседают)

Тихо засыпают, головой качают. (Дети качают головой)

(дети встают).

К.Ш.: Какие вы молодцы, я и не знала, что растения такие полезные, спасибо.

В: Красная шапочка, а наши ребята споют тебе песенку про лекарственные растения, чтобы ты знала какие травы от каких недугов лечат.

К.Ш.: До свидания, ребята, мне пора к моей бабушки, спасибо вам за помощь.

В: А теперь, ребята сядем в наши машины и поедем в наш любимый детский сад. Только не забудем наши цветы и наш Травник.

Вот мы и приехали, приглашаю в нашу мастерскую.

В: Мы говорили сегодня о лекарственных растениях, поэтому предлагаю сделать открытку с изображением лекарственных трав. Цветы мы привезли из лес, цветок наклеем на открытку, с помощью карандаша нарисуем стебель и листья и закрасим все гуашью. (Дети приступает к работе, звучит музыка).

Итог:

О чем сегодня мы с вами говорили? И т.д.

Лучше доктора любого,

Лечит скуку и тоску.

Чашка вкусного, парного,

Самоварного чайку.

Чтобы гости не скучали, угостим-ка мы их чаем. Всех гостей мы угощаем ароматным чаем.

Приглашаем всех отведать ароматный чай из мяты и душицы.

(Дети дарят открытки гостям).