Лейтмотив в литературе. Значение слова лейтмотив: что это такое

Лейтмотив это термин, предложенный в конце 1870-х немецким музыковедом Г.П.фон Вольцогеном для характеристики оркестровой полифонии «Кольца Нибелунга» Р.Вагнера; впоследствии стал употребляться в литературоведении. В симфонической, инструментальной музыке и опере лейтмотив - относительно краткое построение, служащее характеристикой персонажа, явления, эмоции или отвлеченного понятия. Лейтмотивная техника в музыке применялась уже А.Гретри, В.А.Моцартом, Л.Керубини, однако широкое применение лейтмотив получает в 19 веке. Прежде всего это относится к музыкальным драмам Р.Вагнера, которого считают обоснователем системы лейтмотив. Как и многих романтиков, Вагнера волновала идея «синтеза искусств», трактовавшаяся им наподобие единения слова и музыки в античной трагедии. Оперная реформа Вагнера, задуманная как воплощение этой идеи, потребовала особого строения музыкальной ткани. На смену отдельным оперным номерам пришел непрерывный поток музыки, построенный на чередовании контрастных «пластичных мотивов» - характеристик «природы и человеческих натур». По замыслу Вагнера, эти мотивы - «каждый в ходе своего индивидуального развития - должны оформиться в носителей страстных стремлений, направляющих многообразно разветвленное действие, и характеров, выражающих себя в этом действии» (Вагнер Р. Статьи и материалы).

Лейтмотив в литературоведении

В литературоведении лейтмотив - один из основных структурных элементов текста : повторяющаяся деталь, образный оборот, интонация (лейтинтонация), возникающие как способ характеристики персонажа, положения, переживания. Лейтмотив может варьироваться, видоизменяться, несколько лейтмотивов контрастно оттеняют друг друга, переплетаются, перетекают один в другой, образуя систему. Способ применения системы лейтмотивов конкретным писателем или школой, жанром следует определить как лейтмотивную технику. Применение лейтмотивной техники в романном жанре принято связывать с произведениями Л.Толстого, Ч.Диккенса, Г.Флобера, французских натуралистов, и особенно романистов 20 века. (А.Белый, Т.Манн, Дж.Джойс, Ф.Кафка, Т.Вулф), где проблему «синтеза искусств» сменила проблема аналогии литературы с музыкой. Первые попытки перенесения музыкальных приемов в область литературного творчества были предприняты французскими символистами (Ш.Бодлер, С.Малларме). Они стремились, «не довольствуясь «словарным», сугубо «рациональным» значением лексических единиц… выявить весь их потенциал и тем максимально усилить смысловое воздействие стихотворения» (Косиков Г. Два пути французского постромантизма… Поэзия французского символизма.). Отсюда их интерес к современным достижениям музыки, в частности, к вагнеровской музыкальной драме. В русской литературе пример символистского произведения, строящегося на системе лейтмотивов - «Симфонии» А.Белого (1902-08). Лейтмотив может формироваться в репликах действующих лиц, вводиться сценическими средствами (звук лопнувшей струны в «Вишневом саде», 1904, А.П.Чехова).

Сценическая интерпретация драматического произведения позволяет подчеркнуть или уменьшить роль лейтмотива. Сопоставляя лейтмотивную технику «Превращения» (1916), «В поисках утраченного времени» (1913-27) и «Улисса» (1922), В.Набоков приходит к выводу, что у Кафки и Пруста она присутствует наравне с иными приемами, тогда как весь текст Джойса - это «рисунок повторяющихся тем» (Набоков В.В. Лекции по зарубежной литературе). Способы применения лейтмотивной техники многообразны; уже в древней эпической поэзии можно найти повторение статичного лейтмотива. При этом оно не только служит «напоминанием», но является,согласно концепции «эпической формулы» М.Перри - А.Лорда, одним из основных композиционных элементов эпической поэмы. Однако вне эпической поэзии прием повторения статичных лейтмотивов, помогая сопоставить каждое данное событие с событиями более ранними или более поздними, не наделяет данное событие дополнительным, символическим значением. Повторение статичных лейтмотивов может также использоваться в целях стилизации или пародирования эпического повествования. Стать действительно структурным фактором повествования лейтмотив может в процессе варьирования, когда он неоднократно воспроизводится в различных ситуациях, в применении к разным персонажам, каждый раз получая новую эмоциональную окраску (например, образ звездного неба в финале каждой из глав романа Т.Уайлдера «Мост короля Людовика Святого», 1927). В результате лейтмотив обрастает ассоциациями, становится не просто зримым отображением темы, но и символом. В своем символическом качестве лейтмотив способен приобрести определенную независимость от темы. Термины «тема» и лейтмотив часто смешивают. Тема литературного произведения находится вне текста и воплощается в лейтмотиве, который является непосредственным структурным элементом текста. Лейтмотивная система произведения обеспечивает образное воплощение тематики и проблематики в тексте.

В более широком смысле лейтмотив это основная мысль, идея, эмоциональный тон литературного произведения либо творчества данного автора.

Слово лейтмотив произошло от немецкого Leitmotiv, что в переводе означает - ведущий мотив.

Leitmotiv - «главный, ведущий мотив»), в музыке - характерная тема или музыкальный оборот, которые обрисовывают какой-либо персонаж оперы, балета, программной пьесы , его отдельные черты или определённую драматическую ситуацию и звучат при упоминании о них, при появлении персонажа или при повторении драматической ситуации в разных частях произведения. Совершенства во вплетении в канву музыкального произведения лейтмотивов и создании благодаря ним беспрерывного драматургического развития достиг в своих, особенно поздних музыкальных драмах, Рихард Вагнер .

Возникновение

Сам Рихард Вагнер никогда не использовал такого обозначения, как лейтмотив . Термин в 1871 году ввёл немецкий музыковед и вокальный педагог Фридрих Вильгельм Йенс в отношении опер Вебера . Широкое распространение он получил у Ганса фон Вольцогена (нем.) русск. , который применял его во всех работах, касающихся вагнеровского творчества.

В литературе

Термин лейтмотив , заимствованный из музыки, применяется также в литературоведении и может обозначать преобладающее настроение, главную тему, основной идейный и эмоциональный тон литературно-художественного произведения, творчества писателя, литературного направления ; конкретный образ или оборот художественной речи, настойчиво повторяемый в произведении в качестве постоянной характеристики героя, переживания или ситуации (например, лейтмотивом в «Вишнёвом саде» А. П. Чехова становится отдалённый звук лопнувшей струны), многократно упоминаемая отдельная деталь или слово, служащее ключевым для раскрытия писательского замысла («Шуми, шуми, послушное ветрило» - в стихотворении «Погасло дневное светило…», «я… мещанин» - в стихотворении «Моя родословная» А. С. Пушкина). В процессе повторения или варьирования лейтмотив вызывает определённые ассоциации, обретая особые идейные, символические и психологические глубины. В поэзии наряду с образными выделяются звуковые, ритмические и интонационные лейтмотивы. Здесь он обозначает как главенствующую тему произведения или творчества писателя в целом, так и совокупность групп тематических элементов или выразительных средств, постоянных, «канонических» для определённого

нем. Leitmotiv, букв. - ведущий мотив

Относительно краткий муз. оборот (б. ч. мелодия, иногда мелодия с гармонизацией, порученная определённому инструменту и т. п.; в нек-рых случаях отд. гармония или последовательность гармоний, ритмич. фигура, инстр. тембр), неоднократно повторяющийся на протяжении муз. произв. и служащий обозначением и характеристикой определённого лица, предмета, явления, эмоции или отвлечённого понятия (Л., выраженный гармонией, иногда наз. лейтгармонией, выраженный тембром - лейттембром и т. п.). Л. чаще всего применяется в муз.-театр. жанрах и программной инстр. музыке. Он стал одним из важных выразит. средств ещё в 1-й пол. 19 в. Сам термин вошёл в обиход несколько позднее. Обычно его приписывают нем. филологу Г. Вольцогену, писавшему об операх Вагнера (1876); в действительности же ещё до Вольцогена термин "Л." применил Ф. В. Йенс в своей работе о К. М. Вебере (1871). Несмотря на неточность, условность термина, он быстро распространился и получил признание не только в музыковедении, но и в повседневной жизни, сделавшись нарицательным словом для обозначения главенствующих, постоянно повторяющихся моментов в деятельности человека, окружающих жизненных явлениях и т. д.

В муз. произв. наряду с выразительно-смысловой функцией Л. выполняет и конструктивную (тематически объединяющую, формообразующую). Подобные задачи до 19 в. обычно решались порознь в разл. муз. жанрах: средства яркой характеристики типич. ситуаций и эмоциональных состояний были выработаны в опере 17-18 вв., сквозное же проведение единой муз. темы применялось ещё в старинных полифонич. формах (см. Cantus firmus). Принцип Л. был намечен уже в одной из самых ранних опер ("Орфей" Монтеверди, 1607), однако в последующих оперных сочинениях не получил развития ввиду кристаллизации в оперной музыке обособленных вок. форм конц. плана. Повторения отд. муз.-тематич. построений, разделённых др. тематич. материалом, встречались только в единичных случаях (нек-рые оперы Ж. Б. Люлли, А. Скарлатти). Лишь в кон. 18 в. приём Л. постепенно формируется в поздних операх В. А. Моцарта и в операх франц. композиторов эпохи Великой франц. революции - А. Гретри, Ж. Лесюэра, Э. Мегюля, Л. Керубини. Подлинная история Л. начинается в период развития муз. романтизма и связана прежде всего с нем. романтич. оперой (Э. Т. А. Гофман, К. М. Вебер, Г. Маршнер). При этом Л. становится одним из средств воплощения осн. идейного содержания оперы. Так, противоборство светлых и тёмных сил в опере Вебера "Вольный стрелок" (1821) отразилось в развитии сквозных тем и мотивов, объединённых в две контрастирующие группы. Р. Вагнер, развивая принципы Вебера, применил ряд Л. в опере "Летучий голландец" (1842); кульминационные моменты драмы отмечены появлением и взаимодействием лейтмотивов Голландца и Сенты, символизирующих одноврем. "проклятие" и "искупление".

Лейтмотив Голландца.

Лейтмотив Сенты.

Важнейшей заслугой Вагнера было создание и разработка муз. драматургии, осн. на системе Л. Наиболее законченное выражение она получила в его поздних муз. драмах, особенно в тетралогии "Кольцо нибелунга", где несквозные муз. образы почти полностью отсутствуют, а Л. не только отражают узловые моменты драм. действия, но и пронизывают собой всю музыкальную, преим. оркестровую, ткань произв. Они возвещают о появлении героев на сцене, "подкрепляют" словесное упоминание о них, раскрывают их чувства и помыслы, предвосхищают дальнейшие события; порой полифонич. соединение или последовательность Л. отражают причинно-следственные связи событий; в живописно-изобразит. эпизодах (вуды Рейна, стихия огня, шелест леса) они превращаются в фоновые фигурации. Подобная система, однако, таила в себе противоречие: перенасыщенность музыки Л. ослабляла воздействие каждого из них и усложняла восприятие целого. Совр. Вагнеру композиторы и его последователи избегали чрезмерной усложнённости системы Л. В то же время драматургич. значение Л. осознаёт большинство композиторов 19 в., к-рые часто приходят к применению Л. независимо от Вагнера. Во Франции с 20-30-х гг. 19 в. каждый новый этап в развитии оперы показывает постепенное, но неуклонное повышение драматургич. роли Л. (Дж. Мейербер - Ш. Гуно - Ж. Визе - Ж. Массне - К. Дебюсси). В Италии самостоят. позицию в отношении Л. занял Дж. Верди: он предпочитал при помощи Л. выражать лишь центр. идею оперы и отказывался от применения системы Л. (исключение - "Аида", 1871). Большее значение приобрели Л. в операх веристов и Дж. Пуччини. В России свои принципы муз.-тематич. повторов ещё в 30-х гг. разработал М. И. Глинка (опера "Иван Сусанин"). К относительно широкому использованию Л. приходят во 2-й пол. 19 в. П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков. Нек-рые оперы последнего отмечены творч. претворением вагнеровских принципов (особенно "Млада", 1890); в то же время он вносит немало нового в трактовку Л. - в их формирование и развитие. Русские классики в целом отказываются от крайностей вагнеровской системы.

Попытка использовать принцип Л. в балетной музыке была сделана уже А. Аданом в "Жизели" (1841), но особенно плодотворно система Л. применяется Л. Делибом в "Коппелии" (1870). Значительна роль Л. и в балетах Чайковского. Специфика жанра выдвинула ещё одну проблему сквозной драматургии - хореографич. Л. В балете "Жизель" (балетм. Ж. Коралли и Ж. Перро) подобную функцию выполняет т. н. pas ballotй. Задача тесного взаимодействия хореографических и музыкальных Л. была успешно решена в сов. балете ("Спартак" А. И. Хачатуряна - Л. В. Якобсона, Ю. Н. Григоровича, "Золушка" С. С. Прокофьева - К. М. Сергеева и др.).

В инстр. музыке Л. начали широко применять также в 19 в. Воздействие муз. т-ра играло при этом важную, но не исключит. роль. Техника проведения через всю пьесу к.-л. характерного мотива была разработана ещё франц. клавесинистами 18 в. ("Кукушка" К. Дакена и др.) и была поднята на более высокую ступень венскими классиками (1-я часть симфонии Моцарта "Юпитер"). Развивая эти традиции применительно к более целенаправленным и чётко выраженным идейным концепциям, Л. Бетховен вплотную подошёл к принципу Л. (соната "Аппассионата", часть 1-я, увертюра "Эгмонт" и в особенности 5-я симфония).

Основополагающее значение для утверждения Л. в программном симфонизме имела "Фантастическая симфония" Г. Берлиоза (1830), в к-рой через все 5 частей проходит, порой видоизменяясь, певучая мелодия, обозначенная в авторской программе как "тема возлюбленной":

Используемый сходным образом Л. в симфонии "Гарольд в Италии" (1834) Берлиоза дополнен тембровой характеристикой героя (солирующий альт). Как условный "портрет" осн. персонажа, Л. прочно утвердился в симф. произв. программно-сюжетного типа ("Тамара" Балакирева, "Манфред" Чайковского, "Тиль Уленшпигель" Р. Штрауса и др.). В сюите "Шехеразада" Римского-Корсакова (1888) посредством контрастных Л. обрисованы грозный Шахриар и нежная Шехеразада, но в ряде случаев, как указывает сам композитор, эти тематич. элементы служат чисто конструктивным целям, теряя свой "персонифицированный" характер.

Лейтмотив Шахриара.

Лейтмотив Шехеразады.

Главная партия I части ("Море").

Побочная партия I части.

Усилившиеся после 1-й мировой войны 1914-18 антивагнеровские и антиромантич. тенденции заметно снизили основополагающую драматургич. роль Л. В то же время он сохранил значение одного из средств сквозного муз. развития. Примером могут служить мн. выдающиеся произв. разл. жанров: оперы "Воццек" Берга и "Война и мир" Прокофьева, оратория "Жанна дАрк на костре" Онеггера, балеты "Петрушка" Стравинского, "Ромео и Джульетта" Прокофьева, 11-я симфония Шостаковича и др.

Богатейший опыт, накопленный в области применения Л. в течение почти двух веков, позволяет охарактеризовать его наиболее важные особенности. Л. является преим. инстр. средством, хотя может звучать и в вок. партиях опер и ораторий. В последнем случае Л. представляет собой лишь вок. мелодию, тогда как в инстр. (оркестровом) виде степень его конкретности и образной характерности возрастает благодаря гармонии, полифонии, более широкому регистровому и динамич. диапазону, а также специфич. инстр. тембру. Орк. Л., дополняющий и разъясняющий сказанное словами или вообще не высказанное, становится особенно действенным. Таково появление Л. Зигфрида в финале "Валькирии" (когда герой ещё не родился и не назван по имени) или звучание Л. Ивана Грозного в той сцене оперы "Псковитянка", где речь идёт о никому не известном отце Ольги. Значение подобных Л. в обрисовке психологии героя очень велико, напр. в 4-й картине оперы "Пиковая дама", где Л. Графини, прерываемый паузами,

отражает одноврем. стремление Германа немедленно узнать роковую тайну и его колебания.

Ради необходимого соответствия музыки и действия Л. нередко проводятся и в условиях вполне ясной сценич. ситуации. Разумное сочетание сквозных и несквозных образов способствует более рельефному выделению Л.

Функции Л. в принципе могут выполнять разл. элементы муз. языка, взятые порознь (лейтгармонии, лейттембры, лейттональности, лейтритмы), но наиболее типично их взаимодействие при господстве мелодич. начала (сквозная тема, фраза, мотив). Относит. краткость - естеств. условие для удобного вовлечения Л. в общее муз. развитие. Нередки случаи, когда Л., выраженный первоначально законченной темой, в дальнейшем дробится на отд. элементы, самостоятельно выполняющие функции сквозной характеристики (это типично для лейтмотивной техники Вагнера); сходное дробление Л. встречается и в инстр. музыке - в симфониях, в к-рых главная тема 1-й части в укороченном виде выполняет роль Л. в дальнейших частях цикла ("Фантастическая симфония" Берлиоза и 9-я симфония Дворжака). Встречается и обратный процесс, когда яркая сквозная тема постепенно формируется из отд. элементов-предвестников (характерно для методов Верди и Римского-Корсакова). Как правило, Л. требует особо концентрированной выразительности, заострённой характеристичности, что обеспечивает лёгкую узнаваемость на протяжении произв. Последнее условие ограничивает видоизменения Л. в противоположность приёмам монотематич. трансформаций у Ф. Листа и его последователей.

В муз.-театр. произв. каждый Л., как правило, вводится в момент, когда смысл его сразу же становится понятным благодаря соответствующему тексту вок. партий, характерности ситуации и поведения героев. В симф. музыке разъяснению смысла Л. служит авторская программа или отд. указания автора по поводу осн. замысла. Отсутствие зрительных и словесных ориентиров по ходу развития музыки сильно ограничивает здесь применение системы Л.

Краткость и яркая характерность Л. обычно определяют его особое положение в традиц. муз. формах, где он редко выполняет роль одного из непременных слагаемых формы (рефрена рондо, осн. тем сонатного Allegro), но чаще неожиданно вторгается в разл. её разделы. В то же время в свободных композициях, речитативных сценах и крупных произв. театр. плана, взятых в целом, Л. может играть важную формообразующую роль, обеспечивая их муз.-тематич. единство.

Литература: Римский-Корсаков H.A., "Снегурочка" - весенняя сказка (1905), "РМГ", 1908, No 39/40; его же, Вагнер и Даргомыжский (1892), в его кн.: Музыкальные статьи и заметки, 1869-1907, СПБ, 1911 (полный текст обеих статей, Полн. собр. соч., т. 2 и 4, М., 1960-63); Асафьев Б. В., Музыкальная форма как процесс, М., 1930, (вместе с кн. 2), Л., 1963; Друскин M. С., Вопросы музыкальной драматургии оперы, Л., 1952; Ярустовский Б. М., Драматургия русской оперной классики, М., 1952, 1953; Соколов О., Лейтмотивы оперы "Псковитянка", в сб.: Труды кафедры теории музыки Моск. консерватории, вып. 1, М., 1960; Протопопов Вл., "Иван Сусанин" Глинки, М., 1961, с. 242-83; Богданов-Березовский В. М., Статьи о балете, Л., 1962, с. 48, 73-74; Wagner R., Oper und Drama, Lpz., 1852; то же, Sдmtliche Schriften und Dichtung (Volksausgabe), Bd 3-4, Lpz., (o. j.) (рус. пер. - Опера и драма, M., 1906); его же, Eine Mitteilung an meine Freunde (1851), там же, Bd 4, Lpz., (o. j.); его же, Ьber die Anwendung der Musik auf das Drama, там же, Bd 10, Lpz., (o. j.) (в рус. пер. - О применении музыки к драме, в его сб.: Избр. статьи, М., 1935); Federlein G., Ьber "Rheingold" von R. Wagner. Versuch einer musikalischen Interpretation, "Musikalisches Wochenblatt", 1871, (Bd) 2; Jдhns Fr. W., С. M. Weber in seinen Werken, В., 1871; Wolzogen H. von, Motive in R. Wagners "Siegfried", "Musikalisches Wochenblatt", 1876, (Bd) 7; eго же, Thematischer Leitfaden durch die Musik zu R. Wagners Festspiel "Der Ring der Nibelungen", Lpz., 1876; его же, Motive in Wagners "Gцtterdдmmerung", "Musikalisches Wochenblatt", 1877-1879, (Bd) 8-10; Haraszti E., Le problиme du Leitmotiv, "RM", 1923, (v.) 4; Abraham G., The Leitmotiv since Wagner, "ML", 1925, (v.) 6; Bernet-Kempers K. Th., Herinneringsmotieven leitmotieven, grondthemas, Amst. - P., 1929; Wцrner К., Beitrдge zur Geschichte des Leitmotivs in der Oper, "ZfMw", 1931, Jahrg. 14, H. 3; Englдnder R., Zur Geschichte des Leitmotivs, "ZfMw", 1932, Jahrg. 14, H. 7; Matter J., La fonction psychologique du leitmotiv wagnerien, "SMz", 1961, (Jahrg.) 101; Mainka J., Sonatenform, Leitmotiv und Charakterbegleitung, "Beitrдge zur Musikwissenschaft", 1963, Jahrg. 5, H. 1.

Г. В. Крауклис

В теории искусств многие термины пересекаются. Их используют для обозначения разных или похожих понятий. Разберем, каково значение слова лейтмотив. Это многозначный термин, который используют в разных видах искусства для характеристики некоторых аспектов, например, лейтмотив в музыке. Обычно так называют периодическое повторение одного и того же выразительного фрагмента на протяжении всего произведения.

Этот прием ввел в музыкальную теорию Рихард Вагнер. Не употребляя это термин, он использовал музыкальный элемент: повторение отрывков звучаний в своих операх с целью создания цельности произведения, усиления смысловой нагрузки мелодии и эмоционального воздействия на слушателей.

Именно этот термин использовал Г. Вольцоген, описывая творчество Вагнера. Так называли элемент музыкального произведения, который повторяется в равных промежутках времени. Это деталь, которая путем многократного повторения задает общий тон, идею всей мелодии.

Но музыкальной теории известны еще более ранние попытки использовать принцип повторения: в 1607 году похожий прием использовал Монтеверди в «Орфее», но в то время он не смог закрепиться из-за культурных и исторических особенностей развития музыкального искусства.

Позже термин распространился в других видах искусства:

  • театре,
  • литературе,
  • хореографии,
  • архитектуре,
  • живописи.

Его начали активно использовать и в повседневной жизни, обозначая с его помощью основную идею, циклично повторяющиеся события, явления в жизни человека и разных аспектах его деятельности.

Функции

Лейтмотив выполняет такие функции:

  • выразительно-смысловую: помогает подчеркнуть важные идейно-тематические аспекты произведения, акцентировать внимания на деталях;
  • конструктивную: объединяет произведение тематически, создает единство текста или мелодии

Эти функции характерны для лейтмотива и в музыке, и в литературе.

В прозе и поэзии

В художественных произведениях лейтмотив — это важный композиционный элемент текста.

Он выражается через:

  • деталь, которая на протяжении повествования повторяется;
  • художественный образ, который является основным, через который раскрывается тема и идея текста;
  • через интонацию (это касается поэтических текстов);
  • описание переживаний героев, их мыслей.

Леймотив в музыке

Можно заметить, что такое понятие в литературных произведениях видоизменяется, трансформируется. В объемных текстах несколько лейтмотивов могут переплетаться и дополнять друг друга.

Первыми использовать музыкальные приемы в литературе пробовали Ш. Бодлер и С. Малларме. Они использовали не только лексические смыслы разных слов, но и их стилистические возможности для усиления смыслового воздействия текстов на читателей.

Интересно! Важно различать понятия «тема» и «лейтмотив»: в теории литературы можно встретить смешивание этих терминов.

Тема – это то, что находится за рамками текста. Лейтмотив – это то, во что воплощается тема, он является структурным компонентом композиции, задает общий эмоциональный тон литературного произведения, воплощает его основную мысль.

Примером лейтмотива в литературе является звук лопнувшей струны в произведении П. Чехова «Вишневый сад». Это могут быть слово или фраза, которые постоянно повторяются. Например, в стихотворении «Моя родословная» есть строки: «Шуми, шуми, послушное ветрило…». В «Поисках утраченного времени» М. Пруста повторяющейся деталью есть печенье Мадлен, о котором автор постоянно вспоминает: этот образ символизирует детство, утраченное время, дни, которые остались в памяти.

Обратите внимание! Поэзия, как самый приближенный к музыке род литературы, теснее всего переплетается с понятием лейтмотива.

В поэтических текстах выделяют такие его виды:

  • интонационный – повторение интонационных элементов: вопросов, риторических восклицаний, обращений;
  • звуковой – повторение одинаковых звуков, звукосочетаний. Реализуется с помощью использования рифмы, стилистических фигур: анафоры, ;
  • лексический – повторение одних и тех же слов или словоформ со схожим звучанием.

Лейтмотивы в стихотворениях проявляются не только на уровне содержания, но и на уровне формы, что особенно ярко наблюдается в классических стихах.

Что представляет собой лейтмотивный образ: приведем примеры из текстов. Это образ, который является ключевым, который проходит через все повествование через разные детали и элементы текста. Например, в романе Ч. Диккенса «Большие надежды» можно выделить лейтмотивный образ надежды, как основную идею. Этот образ с первых страниц стает неотъемлемой частью главного героя, сопровождает его на протяжении развития сюжета и в момент кульминации раскрывается максимально: рухнувшие надежды являются ключевой точкой развития лейтмотива.

В «Американской трагедии» Т. Драйзера одним из лейтмотивных образов является образ Роберты, которая проходит путь от возлюбленной до жертвы, и через нее раскрываются грани характера другого важного персонажа – Клайда. Ее образ служит лакмусовой бумажкой для описания порядочности главного героя, в своем отношении к ней он раскрывает свои стремления и мечты. Лейтмотивность ее образа в данном случае заключается в том, что она становится сквозным элементов сочинения: влияние героини на ход повествования сохраняется даже после ее смерти. Так сохраняется главный критерий лейтмотива – повторяемость.

Полезное видео: лейтмотив

Перенесение значения в другие сферы

В словаре Ожегова данное понятие также обозначается как нечто, что «проходит красной нитью через что-то». Это значение помогло музыкальному термину стать частью повседневной жизни людей. Им называют основную идею разных видов человеческой деятельности.

Например, это понятие активно используют в дизайне, определяя лейтмотив фотографии, интерьера или свадьбы. В хореографии его используют для обозначения основной идеи танца, а в социальных сетях можно встретить это слово даже в качестве названия для основной концепции блога или информационного ресурса.

Это значит, что суть понятия со временем значительно расширяется и вполне допустимо употреблять его там, где следует выделить основную мысль или тему.

Вконтакте

Лейтмотив в литературе - это главная мысль, которая красной линией проходит через все произведение. Изначально термин этот музыкальный, а литературоведы, недолго думая, позаимствовали его. Слово «лейтмотив» происходит от немецкого das Leitmotiv, и буквально оно переводится как «главный мотив» или «ведущий мотив».

И в музыке, и в литературе

В лейтмотив - это основная мелодия, тема или музыкальный оборот, которые обыгрываются в композиции. Можно сказать, что большинство композиций представляют собой взятую за основу мелодию, которой даются разные вариации. и называется лейтмотивом. Значение слова "лейтмотив" в литературе может быть понятно на интуитивном уровне, так как слово "мотив" находится в активном словарном запасе большинства людей. Эмоциональный план, концепт или основная тема одного или нескольких произведений, всего творчества писателя или его работ в какой-то конкретный период - вот что такое лейтмотив.

Музыка как мысль и чувство

Первым понятие «лейтмотив» в музыку ввел музыковед и педагог Фридрих Вильгельм Йенс, а активно употреблять в своих работах его начал знаменитый Рихард Вагнер. Ганс фон Вольцоген использовал сам термин «лейтмотив» чаще всего, особенно когда говорил о работах авторства Вагнера. Так как Рихард Вагнер писал длинные оперы разного характера и содержания, использование лейтмотива было для него обязательным и даже естественным, ведь именно таким образом было легче всего удерживать определенную атмосферу и держать слушателя в нужном настроении. Даже самые короткие его заставляют слушателя бросить все дела и посвятить себя только прослушиванию музыки, потому что лейтмотивы, которые использует Вагнер, не могут никого оставить равнодушным.

Потерянные души и отсутствие надежды

Объяснять литературные термины лучше всего на конкретных примерах, и в данном случае идеально подойдут писатели так называемого «потерянного поколения». Так, Ремарк писал об абсолютно разных людях и редко использовал одних и тех же персонажей в нескольких своих произведениях, однако лейтмотивом его творчества является человеческое отчаяние и поиск себя после пережитых ужасов войны.

Похожие или идентичные идеи использовали в своих книгах и другие представители этой группы писателей. Их основные лейтмотивы - это невозможность нормально жить без родины, отрицание будущего после участия в военных действиях и полный нигилизм, основанный на циничном отношении к жизни и отсутствии веры в лучшее. Еще один знаменитый представитель писателей потерянного поколения - это в чьих книгах присутствует больше мягкости, но в целом атмосфера в них очень похожа на ту, которая всегда ощущается в произведениях Эриха Ремарка.

Претендуешь - соответствуй!

В целом, лейтмотивы - это что-то не только явно наблюдающееся в творчестве, но и едва уловимое, спрятанное между строк. Иногда лейтмотивом может выступать настроение. Например, можно сказать, что в своем творчестве писатели раннего постмодернизма используют лейтмотив конфликта личности с самой собой, нерациональности окружающего мира и важности искренних эмоций и чувств. Чаще всего, когда писатель выбирает для себя определенное направление, в котором ему хотелось бы творить, он знакомится и с основными темами, которые затрагивают его коллеги. Например, если приверженцы натурализма вдруг начнут кривиться от описаний откровенных сцен, а приверженцы реализма - рассказывать, как главного героя в здравом уме посетила фея, то коллеги такой инициативы не поймут и не поддержат. Правда, правильные лейтмотивы - это основа, скорее, для классических писателей, а в современной литературе эти границы уже давно стерлись.

Как отличить хорошую литературу от плохой?

Примечательно, что лейтмотив, который обыгрывается писателем в одном или нескольких произведениях, формирует его стиль и манеру письма. Использование нескольких выделенных тем, а также своеобразное построение диалогов и употребление образно-стилистических средств - это как раз то, что выделяет конкретного писателя среди сотен других. Существует мнение, что хорошего писателя очень просто отличить от посредственного. Если автора можно узнать по нескольким абзацам или хотя бы страницам, значит ему удалось создать собственный стиль и характерный почерк, за который его и полюбили читатели. В массовой литературе и беллетристике такое явление не наблюдается практически никогда, потому что основной упор в ней делается на констатацию фактов и описание событий, а не чувств и мыслей персонажей. Считается, что лейтмотивы - это ненужный элемент для массовой литературы, потому что такие книги чаще всего читаются один раз и сразу же забываются.

Литературные поучения для самых маленьких

Удивительно, но такое явление, как лейтмотив, наблюдается даже в Конечно, в большинстве сказок для малышей тема и основная мысль содержат неприкрытое поучение и яркую мораль, однако как раз они и являются очень эффективным лейтмотивом. По тону написания сказки всегда можно отличить ее от других жанров литературы, даже если произведение прошло через несколько процессов перевода. В произведениях для детей такие лейтмотивы должны быть поданы максимально понятно и конкретно, но иногда писатели и предлагают маленьким читателям поразмышлять самостоятельно. Если во «взрослой» литературе лейтмотив используется скорее для раскрытия замысла автора, то в сказках и поучительных рассказах его специально делают очевидным, помещая в центр произведения и развивая сюжет на его основе.