Молитва блаженно плачущие. Блаженны плачущие молитва

Чтобы утвердиться в надежде спасения и блаженства, к молитве следует присоединять собственный подвиг для достижения блаженства. Об этом говорит Сам Господь: Что вы зовете Меня: “Господи! Господи!” и не делаете того, что Я говорю (Лк 6:46). Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного (Мф 7:21).
Руководством в нашем подвиге может быть учение Господа Иисуса Христа, в краткой форме изложенное в Его заповедях о блаженстве.
Заповедей о блаженстве девять:

1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. (Мф. 5:3-12).

Для правильного понимания заповедей о блаженстве следует помнить, что Господь нам вручил их так, как говорит Евангелие: Отверзши уста Свои, учил. Будучи кротким и смиренным сердцем, Он предложил учение Свое, не повелевая, а ублажая тех, кто свободно примет и будет исполнять его. Поэтому в каждом изречении о блаженстве следует рассматривать: учение, или заповедь; ублажение, или обещание награды.

О первой заповеди блаженства

Желающие блаженства должны быть нищими духом.
Быть нищим духом означает иметь духовное убеждение, что мы ничего своего не имеем, а имеем только то, что дарует Бог, и что ничего доброго мы не можем сделать без Божией помощи и благодати; и таким образом, должны считать, что мы — ничто и во всем прибегать к милосердию Божию. Кратко, по объяснению св. Иоанна Златоуста, нищета духовная есть смиренномудрие (Толкование на Евангелие от Матфея, беседа 15).
Быть нищими духом могут и богатые, если придут к мысли, что видимое богатство тленно и непостоянно и что оно не заменяет недостатка благ духовных. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф 16:26).
Нищета телесная может послужить к совершенству нищеты духовной, если христианин избирает её добровольно, для Бога. Об этом сказал Сам Господь Иисус Христос богатому: Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за Мною (Мф 19:21).
Нищим духом Господь обещает Царство Небесное.
В настоящей жизни Царство Небесное принадлежит таким людям внутренне и предначинательно, благодаря их вере и надежде, а в будущей — совершительно, посредством участия в вечном блаженстве.

О второй заповеди блаженства

Желающие блаженства должны быть плачущими.
Во этой заповеди под наименованием плача следует понимать печаль и сокрушение сердца и действительные слёзы о том, что мы несовершенно и недостойно служим Господу и заслуживаем нашими грехами Его гнев. Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению; а печаль мирская производит смерть (2 Кор 7:10).
Господь обещает плачущим, что они утешатся.
Здесь понимается утешение благодатное, состоящее в прощении грехов и в умиротворённой совести.
Печаль о грехах не должна доходить до отчаяния.

О третьей заповеди блаженства

Желающие блаженства должны быть кроткими.
Кротость — тихое расположение духа, соединённое с осторожностью никого не раздражать и ничем не раздражаться.
Особые действия христианской кротости: не роптать не только на Бога, но и на людей, и когда происходит что-либо против наших желаний, не предаваться гневу, не превозноситься.
Господь обещает кротким, что они наследуют землю.
В отношении последователей Христа предсказание наследовать землю исполнилось буквально, т.е. постоянно кроткие христиане вместо того, чтобы быть истребленными яростью язычников, наследовали вселенную, которой прежде обладали язычники.
Значение этого обетования по отношению к христианам вообще и к каждому в частности есть то, что они получат наследие, по выражению Псалмопевца, на земле живых, там, где живут и не умирают, т.е. получат вечное блаженство (см. Пс. 26:13).

О четвертой заповеди блаженства

Желающие блаженства должны быть алчущими и жаждущими правды.
Хотя следует понимать под именем правды всякую добродетель, которую христианин должен желать как пищу и питие, но преимущественно нужно подразумевать ту правду, о которой в пророчестве Даниила сказано, что приведётся правда вечная (Дан 9:24), т.е. совершится оправдание человека, виновного перед Богом, — оправдание посредством благодати и веры в Господа Иисуса Христа.
Об этой правде говорит апостол Павел: Правда Божия чрез веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих: ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его чрез веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде (Рим 3:22-25).
Алчущие и жаждущие правды — это те, кто делают добро, но не считают себя праведниками; не полагаясь на свои добрые дела, признают себя грешными и виновными перед Богом. Те, кто желанием и молитвой веры, как подлинной пищи и пития, алчут и жаждут благодатного оправдания через Иисуса Христа.
Господь обещает алчущим и жаждущим правды, что они насытятся.
Подобно телесному насыщению, которое приносит, во-первых, прекращение чувства голода и жажды, во-вторых, подкрепление тела пищей — духовное насыщение означает: внутреннее успокоение помилованного грешника; приобретение силы для делания добра, а эта сила подаётся оправдывающей благодатью. Впрочем, совершенное насыщение души, сотворённой для наслаждения бесконечным благом, последует в вечной жизни, по слову Псалмопевца: Насыщуся, когда откроется слава Твоя (см. Пс 16:15).

О пятой заповеди блаженства

Желающие блаженства должны быть милостивы.
Исполнить эту заповедь следует посредством телесных и духовных дел милости. Св. Иоанн Златоуст замечает, что есть различные виды милости и широка эта заповедь (Толкование на Евангелие от Матфея, беседа 15).
Дела милости телесные следующие: накормить голодного; напоить жаждущего; одеть нагого (имеющего недостаток в необходимой и приличной одежде); посетить находящегося в темнице; посетить больного, послужить ему и помочь его выздоровлению или христианскому приготовлению к смерти; странника принять в дом и предоставить отдых; погребать умерших в бедности и нищете.
Дела милости духовные таковы: увещанием обратить грешника от ложного пути его (Иак. 5:20); незнающего научить истине и добру; ближнему дать добрый и благовременный совет в затруднении или в случае не замечаемой им опасности; молиться о ближнем Богу; утешить печального; не воздавать за зло, сделанное нам другими; всем сердцем прощать обиды.
Наказание подсудимого не противоречит заповеди о милости, если делается по долгу и с добрым намерением, т.е., чтобы исправить виновного или оградить невиновных от его преступлений.
Господь обещает милостивым, что они помиловани будут.
Здесь подразумевается помилование от вечного осуждения за грехи на Суде Божием.

О шестой заповеди блаженства

Желающие блаженства должны быть чистыми сердцем.
Чистота сердца - это не совсем то же, что чистосердечие. Чистосердечие (искренность) — когда человек не демонстрирует свои добрые расположения, которых в действительности нет в его сердце, а имеющиеся добрые расположения со скромностью воплощает в делах — есть только начальная степень чистоты сердца. Подлинная чистота сердца достигается постоянным и неослабным подвигом бдения над самим собой, изгнанием из сердца всякого незаконного желания и помышления, пристрастия к земным предметам, с верой и любовью непрестанно храня в нём память о Господе Боге Иисусе Христе.
Господь обещает чистым сердцем, что они Бога узрят.
Слово Божие иносказательно наделяет сердце человеческое зрением и зовёт христиан сделать видящими очи сердца (Еф. 1:18). Как здоровый глаз способен видеть свет, так чистое сердце способно созерцать Бога. Поскольку же лицезрение Бога есть источник вечного блаженства, то обещание видеть Его есть обещание высокой степени вечного блаженства.

О седьмой заповеди блаженства

Желающие блаженства должны быть миротворцами.
Быть миротворцем означает поступать дружелюбно и не подавать повода к разногласию; возникшее разногласие прекращать всеми средствами, даже поступаясь своими интересами, если только это не противоречит долгу и никому не вредит; стараться примирять между собой враждующих, а если такой возможности нет, то молить Бога об их примирении.
Господь обещает миротворцам то, что они нарекутся сынами Божиими.
Это обещание означает высоту подвига миротворцев и уготованной им награды. Поскольку они своим подвигом подражают Единородному Сыну Божию, пришедшему на землю примирить согрешившего человека с правосудием Божиим, то им обещается благодатное имя сынов Божиих и, без сомнения, достойная этого имени степень блаженства.

О восьмой заповеди блаженства

Желающие блаженства должны быть готовы претерпеть гонение за правду, не изменяя ей. Этой заповедью требуются следующие качества: правдолюбие, постоянство и твердость в добродетели, мужество и терпение, если кто-либо подвергается бедствию или опасности за то, что не хочет изменить истине и добродетели. Господь обещает гонимым за правду Царство Небесное как бы взамен того, чего лишаются они через гонение, подобно тому, как оно обещано нищим духом в восполнение чувства недостатка и скудости.

О девятой заповеди блаженства

Желающие блаженства должны быть готовы с радостью принять поношение, гонение, бедствие и самую смерть за имя Христа и за истинную православную веру.
Соответствующий этой заповеди подвиг называется мученическим.
Господь обещает за этот подвиг великую награду на Небесах, т.е. преимущественную и высокую степень блаженства.

Плачущие, о которых здесь идет речь, - это искренно и чистосердечно скорбящие о грехе. Иисус говорит: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Иоан. 12:32). Только взирающий на вознесенного на крест Спасителя в состоянии познать всю греховность человечества. Он поймет, что грехи людей являются причиной страданий и крестной смерти Господа славы; он поймет, что его жизнь, несмотря на нежную любовь Христа к нему - это постоянное выражение благодарности и возмущения. Он поймет, что отверг своего лучшего Друга, презрел драгоценнейший небесный дар; что своими поступками он снова распял Сына Божия, вновь пронзил раненое сердце Спасителя. Теперь он плачет в тоске и печали сердечной, т. к. широкая и глубокая темная пропасть отделяет его от Бога.

Такие плачущие утешатся. Господь открывает нам нашу вину, чтобы мы пришли к Нему и нашли у Него освобождение от уз греха и возрадовались свободе истинных детей Божьих. Лишь с искренним раскаянием в сердце мы можем подойти к подножию креста и здесь навсегда сложить с себя все скорби и страдания.

Слова Спасителя являются как бы вестью утешения ко всем скорбящим и плачущим. Мы знаем, что никакая скорбь не бывает случайной: «Ибо Он (Господь) не по изволению сердца Своего наказывает и огорчает сынов человеческих» (Плач Иерем. 3:33). Если же Он допускает несчастья, то делает это для «пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евр. 12:10). Всякое несчастье и горе, каким бы тяжелым и горьким оно ни казалось, всегда послужит благословением тому, кто переносит его с верой. Тяжелый удар, в одну минуту превращающий в ничто все радости земные, может обратить наш взор к небесам. Многие люди так никогда и не познали бы Господа, если бы скорбь не побудила их искать у Него утешения.

Тяжелые жизненные переживания являются божественными орудиями, посредством которых Он очищает наш характер от недостатков и шероховатостей и отшлифовывает его наподобие камня. Обтесывание, ваяние, шлифовка и полировка причиняют боль. Но обработанные таким образом живые камни становятся годными, чтобы занять предназначенное им место в небесном храме. На бесполезный материал Господь не затрачивает столько труда и заботы; только Его драгоценные камни обтесываются соответственно месту своего назначения.

Господь охотно помогает каждому, надеющемуся на Него, и тот, кто верен Ему, одержит величайшие победы, постигнет драгоценнейшие истины, будет иметь чудные опыты.

Отец Небесный никогда не оставляет без внимания плачущих и удрученных. Когда Давид поднимался на гору Елеонскую, плача и покрыв лицо в знак печали (2 Царств 15:30), Господь смотрел на него с состраданием. Давид был облечен в траурную одежду, совесть не давала ему покоя. Его внешность свидетельствовала о его подавленном состоянии. В сокрушении сердца он со слезами рассказал Богу о своем положении, и Господь не оставил Своего раба. Никогда еще Давид не был так дорог бесконечно любящему Отцу, как в эти часы, когда он бежал, спасая душу от врагов, побуждаемых к восстанию его собственным сыном. Господь говорит: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся» (Откр. 3:19). Христос ободряет раскаявшееся сердце и очищает тоскующую душу до тех пор, пока она не станет Его обителью.

Однако многие из нас в минуту бедствия уподобляются Иакову. Мы думаем, что бедствия исходят от врага, и в неведении боремся против них, пока наши силы не истощатся и мы не останемся без утешения и облегчения. Только на рассвете Иаков, благодаря божественному прикосновению, узнал Ангела Завета, с Которым он боролся, и беспомощный припал к Его бесконечно любящей груди, чтобы получить благословение, которого душа его так сильно желала. Мы также должны научиться считать страдания благодеяниями, не пренебрегать наказаниями Божьими и не падать духом, когда Он наказывает нас. «Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителя не отвергай… Он причиняет раны, и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его руки врачуют. В шести бедах спасет тебя, и в седьмой не коснется тебя зло» (Иов 5:17-19). Иисус близок к каждому угнетенному и больному, готов помочь ему и исцелить его. Сознание Его присутствия облегчает нашу боль, нашу печаль и наши страдания.

Господь не желает, чтобы мы молча страдали и сокрушались сердцем; наоборот, Он хочет, чтобы мы подняли свой взор на Него и увидели Его лицо, сияющее любовью. Благословляя, Спаситель стоит рядом со многими людьми, глаза которых настолько затуманены слезами, что они не узнают Его. Он желает взять нас за руку и вести, если мы, как дети, доверимся Ему и будем с верою смотреть на Него. Его сердце всегда открыто для нашего горя, для наших страданий и забот; Он всегда окружает нас Своей вечной любовью и милостью. Наше сердце может успокоиться в Нем, днем и ночью мы можем размышлять о Его любви. Он возвышает нашу душу над ежедневной скорбью и страданием и ведет ее в Свое Царство мира.

Подумайте об этом, дети страданий и слез, и возрадуйтесь в надежде. «Сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Иоан. 5:4).

Блаженны также плачущие со Христом из чувства сострадания к грешному миру. Подобная печаль не связана и с малейшей мыслью о собственном «я». Иисус есть «Муж скорбей»; Он перенес неописуемые сердечные муки. Душа Его была изранена преступлениями человечества. Чтобы облегчить страдания людей, чтобы удовлетворить их нужды, Он действовал самоотверженно; Ему становилось крайне жаль толпы, когда Он видел, что она отказывается прийти к Нему, чтобы получить жизнь вечную. Все истинные последователи Христа также будут иметь подобные чувства. Как только они ощутят Его любовь, они вместе с Ним начнут действовать для спасения погибающих. Они станут соучастниками страданий Христа и Его грядущей славы. Будучи едины с Ним в работе, едины в скорби и страдании, они станут участниками Его радости.

Иисус прошел через страдания и благодаря этому стал способным утешать других; Он претерпел все человеческие скорби, страх и боль, «и как Он Сам претерпел, быв искушен, то может искушаемым помочь» (Ис. 63:9; Евр. 2:18). Этой помощью может пользоваться каждый, кто разделил Его страдания. «Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2 Кор. 1:5). Страдающим и плачущим Господь оказывает особую милость, которая смягчает сердца и спасает души. Его любовь прокладывает дорогу к раненым и истерзанным сердцам и становится священным бальзамом для скорбящих. «Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас…во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих» (2 Кор. 1:3-4). «Блаженны плачущие, ибо они утешатся».

«Блаженны кроткие»

Рассматривая по порядку блаженства, высказанные Христом в нагорной проповеди, мы найдем в них определенную последовательность в развитии христианского опыта. Кто ясно осознал свою потребность во Христе, кто действительно плакал и скорбел о грехе и вместе со Христом прошел школу страданий, тот научится кротости от божественного Учителя.

Ни иудеи, ни язычники никогда не ценили терпения и кротости, проявленных в минуты торжества несправедливости. Хотя под влиянием Духа Святого Моисей и писал о себе, как о кротчайшем человеке на земле (Числ. 12:3), однако это мало ценилось его современниками и вызывало в них сострадание или даже презрение. Иисус же причисляет кротость к добродетелям, подготавливающим нас для Небесного Царства. Во всей своей божественной красоте она проявилась в жизни и характере Спасителя.

Иисус, Который был отражением славы Своего Отца и не считал дерзостью быть равным Богу, «уничижил Самого Себя, приняв образ раба» (Фил. 2:17). Он снизошел к ничтожнейшим мира сего, общался с людьми не как царь, требующий почести, а как призванный для служения другим. В Его существе не было и следа ханжества или холодной строгости. Спаситель мира обладал более благородной природой, чем ангелы; с Его божественным величием была связана особая кротость, особое смирение, привлекающее людей.

Во время Нагорной проповеди Иисус Христос открывает всем слушавшим Его пути достижения Царства Божьего. Это девять так называемых «заповедей блаженства». Они совсем не легки, но прошедших их ждет небесная награда. Что это за пути, благодаря каким заслугам их можно пройти, и описано в этой статье.

1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное

На первую заповедь существуют разные варианты толкования. Самых распространенных два:

  1. Святитель Иоанн Златоуст в толковании на Евангелие от Матфея указывает: «Что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушенные сердцем». То есть те, кому противна гордость, кто умаляет себя ради Царствия Небесного.
  2. Нищие — значит просящие. Это те люди, которым постоянно оказывается мало Божьей благодати, Святого Духа. И они усердно просят Бога о восполнении. Этот вариант частично созвучен со словами преподобного Серафима Саровского — «стяжи дух мирен».

2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся

Эта заповедь блаженства указывает на тех, кто искренне сокрушается о своих грехах, а не плачет по всякому поводу и без. За такое желание измениться, стать лучше Господь и пошлет утешение, но не в этой жизни, а в вечной. И это — пребывание со Христом.

3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю

Кто такие «кроткие»? Также есть несколько толкований этого понятия:

  1. Согласно «Катехизису» митрополита Филарета, это те, кто пребывает в таком расположении духа, чтобы «никого не раздражать и ничем не раздражаться». Это люди, достигшие того состояния, когда даже в самых тяжелых жизненных обстоятельствах их не вывести из равновесия. Они способны искренне молиться даже за собственных обидчиков.
  2. Кроткие — это пребывающие в таком духовном состоянии, когда им от этого мира уже ничего не надо. Вот все хотят дорогие машины, многокомнатные квартиры, отдыхать на заграничных курортах и одеваться от кутюр, чтобы дети слушали и мужья/жены понимали. А кроткие отказываются от всего этого в пользу одного — Царствия Небесного.

4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся

Понимание этой заповеди блаженства имеет определенные нюансы. Источник Правды — сам Господь. После грехопадения прародителей человек, живущий духовной жизнью, постоянно чувствует недостаток Истины. Чем более духовно подвизается человек, тем более алчущим он становится. За такое горячее стремление к Источнику Правды Бог воздаст награду на небесах.

5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут

Самый высокий пример милости ко всему человечеству показывает сам Христос. Ради нашего спасения Он приносит искупительную жертву — безгрешный распинается на Кресте.

Пятой заповедью блаженства Бог показывает, что на Страшном суде отнесется к каждому человеку так, как он при жизни ко своему ближнему. Милостыня может быть как телесной, так и духовной. Напоить голодного, одеть нагого, принять странника — это первый вид; выслушать человека, дать ему мудрый духовный совет — второй.

6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят

Иоанн Богослов пишет: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы». Чтобы человеку приблизиться к Богу, надо и самому стать чистым и светлым. Если в Боге нет никакой тьмы, значит рядом с Ним не может пребывать человек, омраченный грехом.

Это как в примере с гостями. Если вы готовитесь к приходу дорогих друзей, то убираете свой дом, моете пол, вытираете пыль, все аккуратно складываете. Вам кажется, что все должно сверкать чистотой. Таким должно быть и сердце, в которое вы готовы пригласить Христа. Чистым и светлым. Иначе Он просто не придет и мы так и не сможем Его увидеть.

7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими

О ком идет речь в этой заповеди блаженства? Не о тех, кого посылают на войну в статусе миротворческих войск. Это те, кто уже имеет крепкую связь с Богом и пытается примирить с Творцом и других людей. То есть они не просто разглагольствуют о гармонии и мире душевном, а сначала обрели его сами. И лишь после этого помогают другим, не жалея собственных сил, ресурсов, времени.

Чтобы обрести душевный мир, по словам Иоанна Кронштадтского, нужно в первую очередь никого не осуждать. Когда не осуждаешь других, видишь собственные грехи, раскаиваешься, обретаешь мир и любовь ко всем людям.

8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное

Изгнанные за правду — это в первую очередь претерпевшие мучения за открытое исповедование христианства. Парадоксально получается: люди не любят слово истины? Так выходит из-за того, что мир лежит во зле, грех омрачает духовное зрение и ожесточает сердца людей.

Но если человеку действительно открылась Истина как свойство Бога, он не может закрывать глаза, будто ничего не видит и ничего не происходит. Вспомните, как казнили мучеников. На смерть ради Христа шли даже маленькие дети, но лица у них у всех были светлые и радостные. Они одной ногой уже пребывали в Царстве Небесном.

9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня

Девятая заповедь указывает на то, что верующему человеку приходится отнюдь не просто: его не понимают, часто осуждают, пытаются оклеветать. Лукавый не может вытерпеть жизни праведника, поэтому пытается «укусить» его через других людей. В прессе любят раздувать скандалы о «непубличной» жизни церковных иерархов, какие богатства они имеют. Также в житии каждого святого можно найти факты поношений, злословий. Но они не просто терпят и терпели, а и молятся за собственных клеветников.

«Как так?» — скажут многие. «А как иначе?» — думали святые, в памяти которых постоянно был пример Христа, даже на кресте молившегося за распинателей: «Прости им, Отче, ибо не ведают, что творят».

***

Каждый из этих путей узок и неудобен для движения. Но он ведет в Царство Небесное. Сам Христос говорит, что избравшим такие дороги надо радоваться и веселиться, потому что они удостоятся небесной награды.

Эти слова звучат в ушах удивленной толпы как нечто совершенно новое и особенное. Такие поучения противоположны всему тому, что они когда-либо слышали от священников и раввинов. В них они не находят ничего, что могло бы льстить их гордости или питать их честолюбивые надежды. Этот Учитель обладает силой, которая приковывает их. Благоухание божественной любви распространяется вокруг Его личности, как аромат душистого цветка. Его слова нисходят, "как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю" (Пс. 71:6).

Все невольно чувствуют, что Он читает в тайнике каждой души и подходит к ним с нежной сострадательностью. Их сердца раскрываются перед Ним, и в то время, как они внимают Ему, Дух Святой открывает им значение учения, в котором люди так сильно нуждались во все времена.

Во дни Христа религиозные предводители народа считали, что они обладают духовными дарами. Молитва фарисея: "Боже: благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди" (Лук. 18:10), выражает мысли всего их класса, а также и большей части народа Израильского. Тем не менее в окружавшей Иисуса толпе были и такие, которые сознавали свою духовную нищету. Когда однажды при чудесной рыбной ловле проявилась божественная сила Христа, Петр, упав к ногам Спасителя, воскликнул: "Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный" (Лук. 5:8). То же самое происходило теперь среди собравшейся на горе толпы; и здесь нашлись души, которые в Его святом присутствии чувствовали, что они "несчастны, и жалки, и слепы, и нищи, и наги" (Откр. 3:17), и жаждали "спасительной благодати Божией" (Тит. 2:11). В таких душах слова Христа действительно пробуждали надежду, что Господь может благословить их.

Иисус предложил чашу благословения и тем, которые думали, что они "богаты, разбогатели и ни в чем не имеют нужды" (Откр. 3:17), но они с пренебрежением отвернулись от этого драгоценного дара. Тот, кто чувствует себя совершенным, кто считает себя достаточно хорошим и удовлетворен своим настоящим положением, тот не стремится сделаться соучастником благодати и праведности Христа. Гордые не чувствуют этой потребности и поэтому закрывают свое сердце перед Христом и Его обильно изливаемым благословением. В таком сердце нет уже места для Иисуса.

Кто богат и достиг почести в собственных глазах, тот не в состоянии просить с верой и, следовательно, не может получить благословения Божия. Он чувствует себя сытым и поэтому уходит пустым. Но те, которые сознают, что сами себя спасти не могут и сами по себе не в состоянии делать добро, оценят помощь Христа, которую Он предлагает каждому. Это те самые нищие духом, которых Христос называет блаженными.

Прежде чем простить, Христос приводит душу к покаянию, а обличение во грехе является делом Духа Святого. Будучи обличаемы Духом Святым, многие сознают, что в их сердцах нет ничего хорошего, и все, что они делали до сих пор, запятнано грехом и собственным "я". Подобно бедному мытарю они стоят в стороне, не решаясь даже поднять глаза к небу, и говорят: "Боже! будь милостив ко мне, грешному" (Лук. 18:13); и они достойны благословения. Для кающегося грешника прощение всегда готово, ибо Христос есть "Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Иоан. 1:29). Обетование Божие гласит: "Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю" (Ис. 1:18). "И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам... вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих... будете Моим народом, и Я буду вашим Богом" (Иез. 36:26-28).

О нищих духом Христос говорит: "Их есть Царство Небесное". Это не есть временное земное царство, как думали слушатели Иисуса. Христос раскрыл перед ними духовное царство Своей любви, благодати и праведности. Признаком того, что Христос царствует в нас, является сходство нашего характера с характером Сына Человеческого. Его подданными являются нищие духом, кроткие и смиренные, гонимые за правду; их есть Царство Небесное. И если дело восстановления в них этого Царства еще не закончено, то оно все же уже началось и приготовляет их к участию "в наследии святых во свете" (Кол. 1:12).

Все, признающие себя нищими духом, чувствующие, что в них нет ничего хорошего, могут достигнуть праведности и силы, взирая на Христа. Он говорит: "Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные" (Матф. 1:28). Он предлагает нам сменить нашу нищету на богатство Его праведности. Сами по себе мы не достойны подобной любви Божией; но Христос поручился за нас; Он полностью достоин ее в состоянии спасти всех, приходящих к Нему. Как бы печально ни было наше прошлое, как бы прискорбно ни было наше настоящее положение, - как только мы приближаемся ко Христу такими, как мы есть, - слабыми, беспомощными и жалкими, - наш милосердный Спаситель сразу же идет нам навстречу, берет нас в Свои любящие объятия, облекает нас в Свою собственную одежду праведности и в таком виде приводит к Отцу. Он просит Бога за нас, говоря: "Я занял место этого грешника; не смотри на это заблудшее дитя, но смотри на Меня". Как бы настойчиво ни боролся сатана против нашей души, как бы сильно он ни обвинял нас во грехе, и как бы велико ни было его притязание на нас, как на его добычу, - все же кровь Христа имеет большую силу.

Воистину "только у Господа, будут говорить о Мне, правда и сила... Господом будет оправдано и прославлено все племя Израилево" (Ис. 45:24-25).

"Блаженны плачущие, ибо они утешатся"

Плачущие, о которых здесь идет речь, - это искренно и чистосердечно скорбящие о грехе. Иисус говорит: "И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе" (Иоан. 12:32). Только взирающий на вознесенного на крест Спасителя в состоянии познать всю греховность человечества. Он поймет, что грехи людей являются причиной страданий и крестной смерти Господа славы; он поймет, что его жизнь, несмотря на нежную любовь Христа к нему - это постоянное выражение благодарности и возмущения. Он поймет, что отверг своего лучшего Друга, презрел драгоценнейший небесный дар; что своими поступками он снова распял Сына Божия, вновь пронзил раненое сердце Спасителя. Теперь он плачет в тоске и печали сердечной, т.к. широкая и глубокая темная пропасть отделяет его от Бога.

Такие плачущие утешатся. Господь открывает нам нашу вину, чтобы мы пришли к Нему и нашли у Него освобождение от уз греха и возрадовались свободе истинных детей Божьих. Лишь с искренним раскаянием в сердце мы можем подойти к подножию креста и здесь навсегда сложить с себя все скорби и страдания.

Слова Спасителя являются как бы вестью утешения ко всем скорбящим и плачущим. Мы знаем, что никакая скорбь не бывает случайной: "Ибо Он (Господь) не по изволению сердца Своего наказывает и огорчает сынов человеческих" (Плач Иерем. 3:33). Если же Он допускает несчастья, то делает это для "пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его" (Евр. 12:10). Всякое несчастье и горе, каким бы тяжелым и горьким оно ни казалось, всегда послужит благословением тому, кто переносит его с верой. Тяжелый удар, в одну минуту превращающий в ничто все радости земные, может обратить наш взор к небесам. Многие люди так никогда и не познали бы Господа, если бы скорбь не побудила их искать у Него утешения.

Тяжелые жизненные переживания являются божественными орудиями, посредством которых Он очищает наш характер от недостатков и шероховатостей и отшлифовывает его наподобие камня. Обтесывание, ваяние, шлифовка и полировка причиняют боль. Но обработанные таким образом живые камни становятся годными, чтобы занять предназначенное им место в небесном храме. На бесполезный материал Господь не затрачивает столько труда и заботы; только Его драгоценные камни обтесываются соответственно месту своего назначения.

Господь охотно помогает каждому, надеющемуся на Него, и тот, кто верен Ему, одержит величайшие победы, постигнет драгоценнейшие истины, будет иметь чудные опыты.

Отец Небесный никогда не оставляет без внимания плачущих и удрученных. Когда Давид поднимался на гору Елеонскую, плача и покрыв лицо в знак печали (2 Царств 15:30), Господь смотрел на него с состраданием. Давид был облечен в траурную одежду, совесть не давала ему покоя. Его внешность свидетельствовала о его подавленном состоянии. В сокрушении сердца он со слезами рассказал Богу о своем положении, и Господь не оставил Своего раба. Никогда еще Давид не был так дорог бесконечно любящему Отцу, как в эти часы, когда он бежал, спасая душу от врагов, побуждаемых к восстанию его собственным сыном. Господь говорит: "Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся" (Откр. 3:19). Христос ободряет раскаявшееся сердце и очищает тоскующую душу до тех пор, пока она не станет Его обителью.

Однако многие из нас в минуту бедствия уподобляются Иакову. Мы думаем, что бедствия исходят от врага, и в неведении боремся против них, пока наши силы не истощатся и мы не останемся без утешения и облегчения. Только на рассвете Иаков, благодаря божественному прикосновению, узнал Ангела Завета, с Которым он боролся, и беспомощный припал к Его бесконечно любящей груди, чтобы получить благословение, которого душа его так сильно желала. Мы также должны научиться считать страдания благодеяниями, не пренебрегать наказаниями Божьими и не падать духом, когда Он наказывает нас. "Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителя не отвергай... Он причиняет раны, и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его руки врачуют. В шести бедах спасет тебя, и в седьмой не коснется тебя зло" (Иов 5:17-19). Иисус близок к каждому угнетенному и больному, готов помочь ему и исцелить его. Сознание Его присутствия облегчает нашу боль, нашу печаль и наши страдания.

Господь не желает, чтобы мы молча страдали и сокрушались сердцем; наоборот, Он хочет, чтобы мы подняли свой взор на Него и увидели Его лицо, сияющее любовью. Благословляя, Спаситель стоит рядом со многими людьми, глаза которых настолько затуманены слезами, что они не узнают Его. Он желает взять нас за руку и вести, если мы, как дети, доверимся Ему и будем с верою смотреть на Него. Его сердце всегда открыто для нашего горя, для наших страданий и забот; Он всегда окружает нас Своей вечной любовью и милостью. Наше сердце может успокоиться в Нем, днем и ночью мы можем размышлять о Его любви. Он возвышает нашу душу над ежедневной скорбью и страданием и ведет ее в Свое Царство мира.

Подумайте об этом, дети страданий и слез, и возрадуйтесь в надежде. "Сия есть победа, победившая мир, вера наша" (1 Иоан. 5:4).

Блаженны также плачущие со Христом из чувства сострадания к грешному миру. Подобная печаль не связана и с малейшей мыслью о собственном "я". Иисус есть "Муж скорбей"; Он перенес неописуемые сердечные муки. Душа Его была изранена преступлениями человечества. Чтобы облегчить страдания людей, чтобы удовлетворить их нужды, Он действовал самоотверженно; Ему становилось крайне жаль толпы, когда Он видел, что она отказывается прийти к Нему, чтобы получить жизнь вечную. Все истинные последователи Христа также будут иметь подобные чувства. Как только они ощутят Его любовь, они вместе с Ним начнут действовать для спасения погибающих. Они станут соучастниками страданий Христа и Его грядущей славы. Будучи едины с Ним в работе, едины в скорби и страдании, они станут участниками Его радости.

Иисус прошел через страдания и благодаря этому стал способным утешать других; Он претерпел все человеческие скорби, страх и боль, "и как Он Сам претерпел, быв искушен, то может искушаемым помочь" (Ис. 63:9; Евр. 2:18). Этой помощью может пользоваться каждый, кто разделил Его страдания. "Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше" (2 Кор. 1:5). Страдающим и плачущим Господь оказывает особую милость, которая смягчает сердца и спасает души. Его любовь прокладывает дорогу к раненым и истерзанным сердцам и становится священным бальзамом для скорбящих. "Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас…во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих" (2 Кор. 1:3-4). "Блаженны плачущие, ибо они утешатся".

"Блаженны кроткие"

Рассматривая по порядку блаженства, высказанные Христом в нагорной проповеди, мы найдем в них определенную последовательность в развитии христианского опыта. Кто ясно осознал свою потребность во Христе, кто действительно плакал и скорбел о грехе и вместе со Христом прошел школу страданий, тот научится кротости от божественного Учителя.

Ни иудеи, ни язычники никогда не ценили терпения и кротости, проявленных в минуты торжества несправедливости. Хотя под влиянием Духа Святого Моисей и писал о себе, как о кротчайшем человеке на земле (Числ. 12:3), однако это мало ценилось его современниками и вызывало в них сострадание или даже презрение. Иисус же причисляет кротость к добродетелям, подготавливающим нас для Небесного Царства. Во всей своей божественной красоте она проявилась в жизни и характере Спасителя.

Иисус, Который был отражением славы Своего Отца и не считал дерзостью быть равным Богу, "уничижил Самого Себя, приняв образ раба" (Фил. 2:17). Он снизошел к ничтожнейшим мира сего, общался с людьми не как царь, требующий почести, а как призванный для служения другим. В Его существе не было и следа ханжества или холодной строгости. Спаситель мира обладал более благородной природой, чем ангелы; с Его божественным величием была связана особая кротость, особое смирение, привлекающее людей.

Иисус уничижил Самого Себя, все, что он делал, было подчинено воле Отца. Когда Его дело на земле было почти закончено, Он свободно мог сказать: "Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить" (Иоан. 17:4). Обращаясь к нам. Он говорит: "Научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем" (Матф. 11:29). Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя" (Матф. 16:24). Освободитесь от власти собственного "я", да не господствует оно больше в вашей душе!

Взирающий на самоотречение, кротость и смирение Христа невольно повторит слова Даниила, который при виде Сына Человеческого сказал: "Вид лица моего чрезвычайно изменился, и не стало во мне бодрости" (Дан. 10:8). Наша независимость и самостоятельность, которыми мы так любим блеснуть, покажутся нам тогда в истинном свете признаками силы врага. Человеческая природа постоянно борется за превосходство, постоянно готова вступить в мир, но научившийся от Христа человек свободен от собственного "я", от гордости и жажды господства; в его душе царствует мир, ибо собственное "я" подчинилось влиянию Святого Духа. Мы уже не будем заботиться о том, как бы получить для себя лучшее место или высшее положение; у нас не будет ни малейшего желания привлечь на себя внимание других; мы будем знать, что лучшее и высшее место - у ног Спасителя. Мы будем смотреть на Иисуса и ждать Его руководства, будем прислушиваться к Его голосу, который направляет нас. Апостол Павел лично испытал это и потому говорит: "Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня" (Гал. 2:19,20).

Если Христос является постоянным гостем в нашем сердце, то мир Божий, который превыше всякого ума, будет хранить наши сердца и помышления во Христе Иисусе.

Хотя земная жизнь Спасителя и протекала среди постоянной борьбы, она все же была исполнена мира и покоя. Несмотря на то, что разъяренные враги постоянно преследовали Его, Он все же говорил: "Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно" (Иоан. 8:29). Никакое проявление человеческой или сатанинской ярости не было в состоянии нарушить Его мира и постоянного общения с Богом. Обращаясь к нам, Он говорит: "Мир оставляю вам; мир Мой даю вам (Иоан. 14:27). "Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашим" (Матф. 11:29). Несите с Ним иго служителя во славу Божию и на пользу павшему человечеству, и вы увидите, что иго Его есть благо, и бремя легко.

Именно любовь к себе нарушает наш мир. Пока живет наше собственное "я", мы всегда готовы охранять его от всякого оскорбления и обиды; но если оно умерло, и наша жизнь сокрыта со Христом в Боге, то, как бы нами ни пренебрегали, как бы низко нас ни ценили, все это не причинит нам никакой боли. Мы будем глухи для упреков и слепы для насмешек и оскорблений. "Любовь долготерпит, милосердствует; любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится" (1 Кор. 13:4-8).

Счастье, изливающееся на нас из земных источников, столь же изменчиво, как и обстоятельства, рождающие его; лишь мир Иисуса постоянен и вечен. Он не зависит от условий жизни, от земного богатства или числа друзей. Христос есть источник живой воды, и счастье, Им дарованное, непреходяще.

В том доме, где проявляется кротость Христа, люди имеют истинное счастье. Кротость не вызывает раздора и злых слов, но успокаивает возбужденное настроение и распространяет вокруг себя истинное чувство удовлетворения, ласки и любви;

здесь на земле такое семейство будет частью великой небесной семьи.

Для нас было бы гораздо лучше страдать под гнетом несправедливых обвинений, чем самим мстить врагу и таким образом согрешать. Дух ненависти и мести исходит от сатаны и поэтому только вред может принести лелеющему его. Истинная тайна благочестия сокрыта в сердечном смирении и кротости, что является следствием пребывания во Христе. "Господь... прославляет смиренных спасением" (Пс. 149:4).

Кроткие наследуют землю. Жажда к самовозвышению была причиной того, что грех вошел в мир, и наши прародители потеряли владычество над своим царством - нашей прекрасной землей. Самоотречением Христос одержал победу и советует нам побеждать, "как Он победил" (Откр. 3:21). Смирением и самопожертвованием мы можем сделаться Его сонаследниками, когда "кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира" (Пс. 36:11). Но земля, обещанная им, будет отличаться от этой, омраченной тенью смерти и проклятья. "Мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда" (2 Петр. 3:13). "И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему" (Откр. 22:3).

Там не будет больше разочарований, страданий, греха; не будет больше жалоб: "Я болен". Там не будет похоронных процессий, ни печали, ни смерти, ни разлуки, ни надорванных горем сердец; ибо там, где Иисус, там вечный мир. "Не будут терпеть голода и жажды, и не поразит их зной и солнце; ибо Милующий будет вести их и приведет их к источникам вод" (Ис. 49:10).

"Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся"

Правда (по другим переводам праведность) означает святость, богоподобность, а о Боге известно, что Он "есть любовь" (1 Иоан. 4:16). Это согласуется и с тем, что говорится о законе Божьем: "Ибо все заповеди Твои праведны" (Пс. 48:172), и "любовь есть исполнение закона" (Римл. 13:10). Праведность соответствует любви, а любовь есть свет и жизнь; она воплощена в Иисусе Христе, и, принимая Его, мы получаем любовь.

Праведность достигается не особым напряжением или старательной работой, не дарами или жертвами; это свободный дар, предлагаемый каждой алчущей и жаждущей душе. "Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко" (Ис. 55:1). "Оправдание их от Меня, говорит Господь" и "нарекут имя Ему: Господь, оправдание наше" (Ис. 54:17; Иер. 36:13).

Нет такого человека, который был бы в состоянии утолить голод или жажду души. Но Иисус говорит: "Се, стою у дверей и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мной" (Откр. 3:20). "Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда" (Иоан. 6:35).

Как для поддержания наших физических сил мы постоянно нуждаемся в еде, так, чтобы сохранить нашу духовную жизнь и обрести силы для работы в деле Божьем, нам необходим Иисус Христос - хлеб небесный. Как тело постоянно принимает пищу для поддержания жизни и энергии, так и душа должна быть связана со Христом, должна быть предана Ему и вполне зависима от Него.

Как усталый путник в пустыне стремится к источнику, чтобы утолить свою жажду, так и христианин жаждет и желает чистой воды жизни, источником которой является Христос. Если мы познаем совершенство характера Христа, у нас появится желание совершенно преобразиться, очиститься и уподобиться Его славному образу. Чем глубже мы познаем Бога, тем выше становится наш идеал характера, и тем сильнее наше желание уподобиться образу Божию. Когда душа почувствует тоску по Богу, божественная сила придет на помощь человеческим усилиям, и тоскующее сердце сможет сказать: "Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя" (Пс. 61:6).

Если вы испытываете чувство нужды и жажду праведности, - это значит, что Христос уже подействовал на сердце, и оно начало искать Его. Духом Своим Он может совершить то, чего мы сами не в состоянии сделать. Нам незачем утолять жажду у мелкого ручья, когда перед нами великий источник, у которого мы можем вдоволь напиться, чтобы продолжать свое странствование по пути веры.

Слова Господни являются источником жизни, и ищущего этот источник Святой Дух направляет к Иисусу. И тогда давно знакомые истины представляются ему в новом свете, библейские тексты - в новом значении; он поймет истинное отношение различных истин к плану спасения; он познает, что Христос руководит им, везде сопровождает и охраняет его.

Так и Господь в неограниченной мере излил Свою любовь, как дождь, который освежает землю, Он говорит: "Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду; да раскроется земля и приносит спасение, и да произрастает вместе правда" (Ис. 45:8). "Бедные и нищие ищут воды, и нет ее; язык их сохнет от жажды; Я, Господь, услышу их, Я, Бог Израилев, не оставлю их. Открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером и сухую землю - источником воды" (Ис. 41:17-18).

"И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать" (Иоан. 1:16).

"Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут"

По своей природе человеческое сердце холодно, эгоистично и жестоко. Лишь благодаря действию Духа Божия оно проявляет милосердие и прощение. "Будем любить Его, ибо Он прежде возлюбил нас" (1 Иоан. 4:19).

Господь - источник всякого милосердия; Его имя: "милосердный, долготерпеливый и многомилостивый" (Исх. 34:6). Не нашими заслугами определяется его отношение к нам; Он не спрашивает, достойны ли мы Его любви, а просто изливает богатство Своей любви и таким образом делает нас достойными. Он не мстителен; Он не желает наказывать а, наоборот, освобождает от наказания; даже строгость, которую Он проявляет из предусмотрительности, служит для спасения падших. Всей душой Он желает облегчить страдания человечества, возлив на раны спасительный бальзам. Несмотря на то, что перед Богом "нет праведного ни одного" (Римл. 3:10), но Он желает изгладить вину каждого.

Милостивые и милосердные причастны божескому естеству, и божественная любовь проявляется в них. Сердца их в постоянном согласии с Источником бесконечной любви, поэтому они стремятся не судить ближнего, а спасти его. Присутствие Божье внутри их подобно источнику, который никогда не иссякнет. Сердце, где обитает Господь, переполнено благодеяниями.

Когда бедная, несчастная и жалкая жертва греха взывает о помощи, христианин не спрашивает, достойна ли она этой помощи, но ищет, как бы лучше помочь ей. В самом жалком, в самом презренном человеке он видит душу, для спасения которой однажды умер Христос. Обязанность, возложенная на детей Божиих, состоит в том, чтобы помочь таким душам примириться с Богом. Истинно милосердны те, которые сочувствуют бедным, страдающим и угнетенным. Иов говорит о себе: ""Потому я спасал страдальца вопиющего и сироту беспомощного; благословение погибавшего приходило на меня, и сердцу вдовы доставлял я радость. Я облекался в правду, и суд мой одевал меня, как мантия и увясло. Я был глазами слепому и ногами хромому; отцом был я нищих, и тяжбу, которой я не знал, разбирал внимательно" (Иов. 29:12-16).

Для многих жизнь - это постоянная, приносящая боль борьба; они чувствуют свои недостатки, они несчастны и жалки, их вера иссякла, и они думают, что им не за что быть благодарными. Приветливое слово, сочувствующий взгляд, выражение соучастия были бы для таких людей подобны глотку холодной воды для жаждущего; любезная услуга облегчит бремя, давящее на их усталые плечи. Каждое слово, каждое проявление бескорыстной любви является выражением любви Божьей к погибающему человечеству.

Милостивые "помилованы будут". "Благотворительная душа будет насыщена; и кто напояет других, тот и сам напоен будет" (Притч. 11:25). В сострадающей душе господствует мир; кто, забывая самого себя, делает добро, тот чувствует покой души и удовлетворение в жизни. Дух Святой, живущий в такой душе, проявляет себя в добрых делах, смягчает ожесточенные сердца и вызывает взаимную любовь и нежность. Мы пожнем то, что посеем. "Блажен, кто помышляет о бедном!.. Господь сохранит его и сбережет ему жизнь; блажен будет он на земле. И Ты не дашь его на волю врагов его" (Пс. 40:2, 3).

Тот, кто посвятил свою жизнь Богу и служению ближним, связан с Тем, в распоряжении Кого находятся все средства и возможности мира. Его жизнь золотой цепью неизменных обетовании связана с жизнью Божьей, и в минуты нужды и горя Господь не оставит его. "Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом" (Фил. 4:19). Оказавший милость в последний час, найдет защиту в милосердии и сострадании Спасителя и будет принят Им в вечные обители.

"Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят"

Иудеи были так точны в соблюдении церемоний, касающихся чистоты, что выполнение всех предписаний было для них же самих крайне обременительно. Вся жизнь их была полна всевозможных правил, ограничений и страха перед видимым осквернением; но они не обращали никакого внимания на пятна, которые оставляли нечистые мысли, корысть и неприязнь в их душе.

Иисус упоминает здесь не о внешней, церемониальной чистоте; Он говорит, что не она является условием для получения Его Царства, а указывает на то, что необходимо очистить сердце. "Мудрость, сходящая свыше, во-первых чиста" (Иак. 3:17). Ничто нечистое не войдет в город Божий, его будущие обитатели уже здесь должны стать чистыми сердцем. Тот, кто последует примеру Христа, станет далек от нетактичного поведения. непристойных выражений и дурных мыслей. В том сердце, где обитает Христос, проявляется чистота и благородство мыслей и нравов.

Однако слова Иисуса: "Блаженны чистые сердцем" имеют более глубокий смысл; благословляемые Христом должны быть не только чисты в том смысле слова, как его понимает мир, т.е. свободны от всего плотского, чисты от всякого вожделения, но и верны в сокровеннейших намерениях души, свободны от гордости и самолюбия, смиренны и бескорыстны, как дети.

Только равное может быть достойно друг друга. Если наша жизнь не будет основана на самоотверженной любви, которая в то же время является основой характера Божия, мы не сможем познать Бога. Сердце, обманутое сатаной, представляет себе Бога каким-то тираном и немилосердным существом. Любящего Творца считают виновником эгоистического характера человека и дьявола. "Ты подумал. Я такой же, как ты" (Пс. 49:21). Установленные Им порядки рассматриваются как выражение деспотического, мстительного характера. Точно так же смотрят и на Библию - эту сокровищницу даров Его благодати. Великолепие ее истин, высоких, как небо, и переходящих в вечность, остается без внимания. Для большинства людей Христос, "как росток из сухой земли", и они не находят в Нем ни вида, ни величия, привлекающего их (Ис. 53.2). Когда Иисус - Бог, явившийся во плоти, - жил среди людей, книжники и фарисеи говорили о Нем: "Ты Самарянин, и бес в Тебе" (Иоан. 8:48). Даже ученики, ослепленные своим эгоизмом, не прилагали усилий для того, чтобы понять Христа, Который пришел к ним, чтобы открыть им любовь Отца. Поэтому Иисус был одинок среди людей; лишь в небе Его полностью понимали.

Когда Иисус придет во славе, нечестивые не выдержат Его взгляда; свет Его явления, который для любящих Его есть жизнь, смертью станет отвергнувших Христа. Его пришествие будет для них, как "некое страшное ожидание суда и ярость огня (Евр. 10:27). Они возопиют при Его явлении, умоляя скрыть их от лица Того, Который умер для их искупления.

Совсем иначе обстоит дело с теми, сердца которых очистились пребывающим в ним Духом Святым; они очень изменились, так как познали Бога. Господь показал Свою славу Моисею, когда тот скрывался в ущельи; нам откроется любовь и величие Божье, если мы будем сокрыты в Иисусе Христе.

Уже теперь верою мы видим Его: в своих ежедневных переживаниях мы познаем Его милость, Его доброту и сочувствие к нам. Мы познаем характер Отца через Его Единородного Сына; Дух Святой раскрывает нашему уму и сердцу правду о Боге и о Посланном Им. Чистые сердцем вступают в новые отношения с Богом, как своим Спасителем, и, познавая чистоту и красоту Его характера, стремятся отразить Его образ в себе. Они познают Его как Отца, желающего обнять Своего кающегося сына, и сердца их наполняются неописуемой радостью и благодарностью.

Чистые сердцем познают своего Творца в делах рук Его, в красоте природы и всей вселенной; еще яснее читают они об откровении Его милости и благодати в Священном Писании. Истины, сокрытые от мудрых и разумных, открываются простым. Прекрасные, облагораживающие истины, не признанные мудрыми мира сего, постоянно раскрываются перед теми, кто с детской доверчивостью стремится познать волю Божию и выполнить ее. Познавая истину, мы становимся соучастниками божественной природы.

Уже здесь, на земле, чистые сердцем живут как бы в постоянном присутствии Божьем, а в будущей, вечной жизни они увидят Бога лицом к лицу, как Адам, когда он в саду Едемском общался с Богом, беседуя с Ним. "Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу" (1 Кор. 13:12).

"Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими"

Миссия Христа как Князя Мира (Ис. 9:6) состояла в том, чтобы вернуть небу и земле потерянный через грехопадение мир. "Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа" (Римл. 1:5). Кто решился отказаться от греха и открыть свое сердце для любви Христовой, тот становится участником небесного мира.

Кроме Христа нет другого источника мира. Благодать Иисуса, принятая в сердце, заглушает в нем голос вражды и распрей и наполняет душу любовью. Тот, кто живет в мире с Богом и ближним, не может быть несчастным. В его сердце нет зависти, нет места для злобы и подозрительности, нет и тени ненависти. Каждый, согласный с требованиями Божьими, почувствует на себе действие небесного мира и будет распространять его благотворное влияние и на других. Подобно росе, дух мира низойдет на утомленные и усталые от светской суеты сердца.

Последователи Иисуса посланы в мир с вестью о мире. Тот, кто, сам того не сознавая, своей тихой благочестивой жизнью распространяет вокруг себя любовь Христа, кто словом и делом побуждает другого отречься от греха и полностью отдать сердце Богу, - тот действительно миротворец.

"Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими". Дух мира свидетельствует об их единстве с небесами, и дыхание Христа окружает их; благотворное влияние всего их существа, их приятный характер говорит миру, что они истинные дети Божьи, которые находятся в общении с Иисусом. "Всякий любящий рожден от Бога и знает Бога" (1 Иоан. 4:7). "Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его", но "все, водимые Духом Божиим, суть дети Божий" (Римл. 8:9, 14).

"И будет остаток Иакова среди многих народов как роса от Господа, как ливень на траве, и он не будет зависеть от человека и полагаться на сынов Адамовых" (Мих. 5:7).

"Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное"

Своим последователям Иисус не дает надежды на земные богатства и славу или на жизнь, свободную от всевозможных испытаний, но указывает им на преимущество вместе с Ним идти по пути отречения и лишений и призывает их принять на себя все насмешки и обиды со стороны мира, не признающего их.

Ему, пришедшему для того, чтобы искупить погибший мир, противодействовали все объединенные силы врага Бога и человека. Коварный заговор злых людей и ангелов был направлен против Князя Мира. Каждое Его слово, каждое действие свидетельствовало о милости Божией; но то, что так отличало Его от мира, только вызывало еще большую вражду. Он не шел на уступки никаким человеческим наклонностям и этим возбудил против Себя вражду и ненависть. То же самое происходит со всеми, желающими благочестиво жить во "Христе Иисусе. Постоянная непримиримая борьба происходит между праведностью и грехом, любовью и ненавистью, истиной и ложью. Тот, кто в своей жизни проявляет любовь Христа, ее красоту и святость, отнимает у сатаны его поданных и восстанавливает против себя князя тьмы. Поругания и гонения постигают каждого, исполненного Духом Христа. С течением времени гонения могут видоизменяться, но их источник и дух, производящий их, всегда останется тот же, который гнал избранных Божьих со времен Авеля.

Как только люди начинают жить в согласии с Богом, они сейчас же замечают, что "соблазн креста" не прекратился. Власти тьмы и.злые духи вооружаются против послушных небесным законам. Поэтому гонения, вместо того, чтобы причинять скорбь, должны вызывать радость у учеников Иисуса, так как они доказывают, что последние идут по стопам своего Господа. Господь не обещает Своему народу освобождения от гонений, но нечто гораздо лучшее. Он сказал: "Как дни твои да будет сила твоя" (Втор. 33:25. - Ин. пер.). "Довольно для тебя благодати Моей; ибо сила Моя совершается в немощи" (2 Кор. 12:9). Тот, кто ради Христа должен пройти через огненное испытание, будет охраняем Иисусом, как три верных отрока однажды в Вавилоне. Любящий своего Спасителя будет рад всякому случаю терпеть вместе с Ним оскорбление и поношение. Любовь к Господу делает страдания за Него приятными.

Во все времена дьявол преследовал детей Божиих, мучил и убивал их; но, умирая, они оставались победителями. В своей непоколебимой верности они доказали, что тот, Который с ними, сильнее сатаны. Враг мог растерзать и уничтожить тело, но не мог коснуться жизни, сокрытой со Христом в Боге; он мог четырьмя стенами тюрьмы ограничить движения тела, но не мог связать духа. Невзирая на тьму настоящего, томящиеся в заключении могли видеть вдали славу будущего и восклицать: "Думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с той славою, которая откроется в нас" (Римл. 8:18).

"Кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном переизбытке вечную славу" (2 Кор. 4:17).

Через страдания и гонения в Его избранных открывается величие и характер Божий. Народ, ненавидимый и гонимый миром, воспитывается в школе Христа: он идет здесь узкой тропою, очищен в горниле испытаний. Он следует за Господом через конфликты, терпит самоотречения и испытывает горькие разочарования, но благодаря этому он узнает все зло и горечь греха и отказывается от них. Будучи участником в страданиях Христа, он также станет участником Его славы. В видении пророк увидел торжество народа Божия. Он говорит: "И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божий, и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже, Вседержитель, праведны и истинны пути Твои, Царь святых!" (Откр. 15:2,3). "Это не те, которые пришли от великой скорби, они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровью Агнца. За это они пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них" (Откр. 7:14-15).

"Блаженны вы, когда будут поносить вас... за Меня"

Со времени своего падения сатана всегда действовал обманом. Тогда он в ложном свете представил Бога, а теперь он с помощью своих слуг чернит детей Божиих. Спаситель говорит: "Злословия злословящих тебя падают на Меня" (Пс. 68:10). Подобным же образом падают они и на Его учеников.

Никто из людей никогда не был так жестоко злословим, как Сын Человеческий. Он был осмеян и поруган за Свое непоколебимое послушание закону Божию. Он был ненавидим без всякого основания; и все же Он спокойно стоял перед Своими врагами, объясняя им, что в поругании заключается часть наследства, завещанного детям Божьим. Он советовал Своим последователям противостать нападкам врага и не унывать при испытаниях.

Хотя клевета и злословие и в состоянии подорвать добрую славу человека, но так как он охраняется Самим Богом, они никогда не смогут запятнать его характера. Пока мы не идем на уступки греху, никакая человеческая или сатанинская сила не в состоянии загрязнить нашу душу. Человек, сердце которого утверждено в надежде на Бога, в минуты величайшей скорби и разочарований останется таким же, каким он был во время благополучия, когда милость и благословение Господни покоились на нем. Его слова, его побуждения, его поступки могут быть представлены в ложном свете; но все это не трогает его, так как его внимание всецело обращено на нечто лучшее. Подобно Моисею, он терпит до конца, ибо он видит невидимое и взирает "не на видимое, но на невидимое" (2 Кор. 4:18).

Христос знает, когда нас не понимают или неправильно о нас судят. Его дети в состоянии спокойно вытерпеть и перенести все, как бы их ни гнали и ни ненавидели: ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и чтущие Бога будут почтены Им перед Ангелами и перед людьми.

Когда будут поносить вас и гнать", то "радуйтесь и веселитесь", - говорит Иисус. Он советует им взять "в пример злострадания и терпение" пророков, говоривших именем Господним. Авель, первый из потомков Адама, веривший во Христа, умер мучеником; Енох "ходил с Богом", но мир не понял его; Ной был осмеян как фанатик, попусту поднимавший ложную тревогу. "Другие испытали поругание и побои, а также узы и темницу; были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке; умирали от меча; скитались в милостях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение".

Во всякое время вестники Божий были поругаемы и преследуемы, но как раз благодаря гонениям и распространялось познание о Боге. Каждый ученик Христа должен вступить в ряд борцов за веру и способствовать Его делу, зная, что все, что враг предпринимает против истины, послужит только для ее пользы. Господь желает, чтобы истина была выдвинута на передний план и тщательно разбиралась и обсуждалась, хотя бы это и достигалось ценой презрения и ненависти. Души людей должны быть разбужены: каждое проявление вражды, каждое поругание, каждое стремление ограничить свободу совести служит лишь средством в руках Господних, чтобы пробудить все еще спящих людей.

Как часто это подтверждается в жизни вестников Божиих! Когда по настоянию синедриона благородный и красноречивый Стефан был побит камнями, это не помешало делу Евангелия. Небесный свет, осенявший его лицо, божественное сострадание, высказанное в его предсмертной молитве, были как бы острыми стрелами, поражавшими лицемерие служителей синедриона, и Савл, этот гонитель-фарисей, стал избранным сосудом Господним, чтобы возвещать об имени Иисуса "перед народами и царями и сынами Израилевыми" (Деян. 9:15). На склоне лет Павел писал из заключения: "Некоторые, правда, по зависти и любопрению... проповедуют Христа... думая увеличить тяжесть уз моих... Как бы ни проповедовали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь" (Фил. 1:15, 16, 18). Благодаря заточению Павла Евангелие распространилось дальше, и даже во дворце римских цезарей для Иисуса были приобретены души. Несмотря на старания дьявола уничтожить его, нетленное семя слова Божия, пребывающее вовек, сеется в сердца людей; через поношение и преследование детей Божиих прославляется имя Иисуса и души спасаются от гибели.

Велика будет на небе награда тех, которые, невзирая ни на поношения, ни на гонения, смело свидетельствовали о Христе. В то время, когда люди ищут земных благ, Христос направляет их мысли на небесное воздаяние. Но Он обещает его не только в будущей жизни, а уверяет, что оно начинается уже здесь. В древности Господь явился Аврааму и сказал: "Я твой щит;

награда твоя весьма велика" (Быт. 15:1). Вот в этом награда всех, следующих за Христом. Знать Иегову, Еммануила, "в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения", в Котором "обитает вся полнота Божества телесно" (Кол. 2:3,9), познать Его, обладать Им, открывая Ему свое сердце, все более и более Ему уподобляться, чувствовать Его любовь и могущество, обладать неисследимым богатством Христовым и все более постигать, "что широта и долгота, и глубина, и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею" (Ефес. 3:18,19),- вот "это есть наследие рабов Господа и оправдание их от Меня, говорит Господь" (Ис. 54:17).


“Блаженны плачущие, ибо они утешатся”
(Мф. 5:4 )

Плачущие, о которых говорит данный стих, - это искренне и чистосердечно скорбящие о грехе. Иисус говорит: “И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе” (Ин. 12:32). Только взирающий на вознесенного на крест Спасителя в состоянии осознать греховность человечества. Он видит, что это грех людской бичевал и распял Господа славы. Он видит, что его жизнь, несмотря на нежную любовь к нему Христа, была постоянным выражением неблагодарности и возмущения. Он оставил своего лучшего Друга и надругался над драгоценнейшим даром небес. Он снова и снова распинал в себе Сына Божьего, снова и снова пронзал Его израненное сердце. Он разделен с Богом пропастью греха - широкой, темной и глубокой - и плачет в сокрушении сердца.

Такие плачущие “утешатся”. Бог открывает нам нашу вину, дабы мы прибегали ко Христу, через Него освобождались от рабства греха и радовались в свободе детей Божьих. С истинным раскаянием в сердце мы можем прийти к подножию креста и там сложить с себя всякое бремя.

Слова Спасителя несут весть утешения и тем, кого постигло несчастье или тяжелая утрата. Никакая скорбь не бывает случайной. Бог “не по изволению сердца Своего наказывает и огорчает сынов человеческих” (Плач Иер. 3:33). Если же Он допускает испытания и несчастья, то это “для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его” (Евр. 12:10). Всякое испытание, каким бы тяжелым и горьким оно ни казалось, окажется благословением для того, кто переносит его с верой. Тяжелый удар, превращающий в прах все радости земные, может обратить наш взор к небесам. Сколько людей никогда не познали бы Иисуса, если бы скорбь не побудила их искать у Него утешения!

Превратности жизни являются Божьими орудиями, посредством которых Он очищает наш характер от недостатков и шероховатостей. Обтесывание, шлифовка, обжиг и полировка причиняют боль. Тяжко, когда тебя прижимают к точильному колесу. Но камень, обработанный таким образом, готов занять свое место в небесном храме. На бесполезный материал Господь не затрачивает столько труда и заботы. Только Его драгоценные камни полируются так, чтобы они соответствовали Его великолепному дворцу.

Господь будет трудиться для всех, кто доверится Ему. Верные одержат драгоценные победы, усвоят драгоценные уроки и обретут драгоценные опыты.

Отец Небесный не оставляет скорбящих без внимания. Когда Давид поднимался на гору Елеонскую, “шел и плакал; голова у него была покрыта; он шел босой” (2 Цар. 15:30), Господь смотрел на него с жалостью. Давид был одет во вретище и испытывал невыносимые муки совести. Внешние знаки смирения свидетельствовали о его раскаянии. В сокрушении сердца, со слезами он представил Богу свое дело, и Господь не оставил Своего раба. Никогда Давид не был так дорог бесконечно любящему сердцу Бога, как в тот день, когда, испытывая угрызения совести, бежал, спасаясь от врагов, подвигнутых к мятежу его собственным сыном. Господь говорит: “Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся” (Откр. 3:19). Христос ободряет раскаявшееся сердце и очищает скорбящую душу до тех пор, пока она не станет Его обителью.

Однако, когда к нам приходит беда, сколь многие из нас уподобляются Иакову! Нам кажется, что это рука врага, и во мраке мы ведем борьбу вслепую, пока не лишаемся сил, не находя ни утешения, ни избавления. Божественное прикосновение при первых лучах зари открыло Иакову Того, с Кем он боролся, - Ангела завета. Беспомощный, в слезах, он припал к груди любящего Бога, чтобы получить столь желанное благословение. Нам тоже нужно усвоить, что испытания даются во благо, не пренебрегать наказаниями Божьими и не падать духом, когда Он обличает нас.

“Блажен человек, которого вразумляет Бог... Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют. В шести бедах спасет тебя, и в седьмой не коснется тебя зло” (Иов 5:17-19). Для каждого, кто поражен горем, Иисус совершает служение исцеления. Драгоценные откровения Его присутствия облегчают нашу боль утраты, печаль и страдания.

Господь не желает, чтобы мы изо дня в день жили под гнетом скорбей и сокрушались сердцем. Он хочет, чтобы мы подняли свой взор и увидели Его лицо, сияющее любовью. Благословенный Спаситель стоит рядом со многими людьми, глаза которых настолько затуманены слезами, что они не различают Его. Иисус жаждет взять нас за руки, чтобы мы посмотрели на Него в простоте веры и позволили Ему вести нас. Его сердце всегда открыто для наших горестей, страданий и переживаний. Он возлюбил нас вечной любовью и окружил многими милостями. Мы имеем возможность стремиться к Нему всем сердцем, днем и ночью размышлять о Его милосердии. Он вознесет нашу душу над повседневными скорбями и неурядицами и введет ее в Свою обитель мира.

Подумайте об этом, дети страданий и слез, и возрадуйтесь в надежде. “Сия есть победа, победившая мир, вера наша” (1 Ин. 5:4).

Блаженны и те, кто плачет со Христом из чувства сострадания к грешному миру и в скорби о его грехе. Подобной скорби чужды мысли о собственном “я”. Иисус был “Мужем скорбей”, перенесшим неописуемые сердечные муки. Его дух был истерзан и изранен преступлениями человечества. Он трудился ревностно и самозабвенно ради облегчения страданий людей и восполнения их нужд, и Его сердце тяготила скорбь, когда Он видел множество людей, отказывавшихся прийти к Нему, дабы иметь жизнь. Все истинные последователи Христа непременно разделят подобные чувства. Став причастниками Его любви, они начнут сотрудничать с Ним в спасении погибающих. Разделяя страдания Христа, они разделят и Его грядущую славу. Будучи едины с Ним в работе, разделяя с Ним чашу скорбей, они станут и причастниками Его радости.

Иисус обрел служение утешения, Сам пройдя через страдания. Он вкусил все человеческие печали и скорби, “ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь” (Евр. 2:18). Каждая душа, участвующая в Его страданиях, имеет преимущество участвовать и в этом служении. “Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше” (2 Кор. 1:5). Плачущим Господь оказывает особую милость, которая смягчает сердца и завоевывает души. Его любовь прокладывает дорогу к раненой и изъязвленной душе и становится целебным бальзамом для скорбящих. “Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих” (2 Кор. 1:3, 4).