Самолеты ленд лиза в ркка. Ленд-лиз: объемы поставок и значение для ссср

Борис Сафонов (справа) и британские летчики 151-го авиакрыла

Кеннет Воод и Чарльтон "Ваг" Хоу, осень 1941-го.

Ленд-лиз (англ. lend-lease, от lend - давать взаймы и lease - сдавать в аренду), система передачи США взаймы или в аренду военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, стратегического сырья, продовольствия, различных товаров и услуг странам-союзникам по антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны. Закон о ленд-лизе был принят Конгрессом США 11 марта 1941 года; предоставил президенту США полномочия передавать, обменивать, давать в аренду, взаймы или поставлять иным способом военные материалы или военную информацию правительству любой страны, если ее "оборона против агрессии жизненно важна для обороны Соединенных Штатов”. Страны, получавшие помощь по ленд-лизу, подписывали с США двусторонние соглашения, в которых предусматривалось, что материалы, уничтоженные, утраченные или потребленные во время войны, не подлежат после ее окончания НИКАКОЙ оплате. Оставшиеся после войны материалы, пригодные для гражданского потребления, должны были быть оплачены полностью или частично на основе долгосрочных американских кредитов, а военные материалы США могли затребовать обратно.

Официально переговоры по ленд-лизу с СССР начались 29 сентября 1941 года. Президент США Франклин Рузвельт направил в Москву своего представителя Аверелла Гарримана. 1 октября 1941 года Гарриман подписал первый протокол о поставках Советскому Союзу на сумму 1 миллиард долларов на срок девять месяцев. 7 ноября 1941 года Рузвельт подписал документ о распространении ленд-лиза на СССР. Первые поставки в Советский Союз по ленд-лизу начались уже в октябре 1941 года.

В советской "научной" литературе послевоенного периода величина поставок по ленд-лизу авиационной техники оценивалась, как незначительная и указывалась величина - 4%, что не соответствует действительности.

На данной странице предлагается оценить помощь в войне и участие поставленных нам по ленд-лизу иностранных самолетов в Великой Отечественной войне. Количество самолетов в различных источниках иногда несколько разнится. Следует также учитывать, что количество поставленных, и полученных самолетов отличалась - не все самолеты достигали адресата. Иногда оказывалось так, что участие поставленных самолетов на советско-германском фронте было невозможным.

Предлагаю количественно оценить эти поставки.

По имеющимся данным за время войны по ленд-лизу Советским Союзом было получено истребителей — 13981 , бомбардировщиков — 3652 , гидросамолетов — 206, разведчиков-корректировщиков — 19, транспортных самолетов — 719, учебно-тренировочных самолетов—82. Всего 18659 самолетов. Крайне важно то, что эти самолеты появились в самое трудное для советских ВВС время. Так в 1941 году советская авиапромышленность передала фронту 7081 истребитель, а союзники поставили 730 истребителей (около 10%).

В течение 1942 г. советская авиапромышленность выпустила 9918 истребителей, а немцкая — 5515. В 1942 г. в рамках ленд-лиза союзники поставили советским ВВС 1815 истребителей (около 18%).

Для сравнения в 1942 году боевые потери советских ВВС составили 7800 самолетов, а общие 12100. Всего боевые потери (с учебными, транспортными и другими самолетами) составили 9100 самолетов, а общие 14700.

В 1943 году советская авиапромышленность передала фронту 34886 самолетов, в том числе 29879 боевых. В этом же году союзники в рамках ленд-лиза поставили 6323 самолета, в том числе 6140 боевых (около 20%).

В июне 1942 г. для перегонки американских самолетов была открыта трасса Красноярск—Уэлькаль. До авиабазы Фербенкс на Аляске самолеты перегоняли американские летчики, а там их принимали советские пилоты из 1-й перегоночной авиадивизии. Из Великобритании самолеты доставлялись морскими караванами, носившими обозначение РQ.

В 1942 г. западные союзники поставили СССР следующее количество самолетов: 775 бомбардировщиков, 1815 истребителей и 14 разведчиков.

В 1943 г. — 1571 бомбардировщик, 4569 истребителей, 160 транспортных и 23 учебных самолета.

Поставки самолетов по ленд-лизу

Количество

Истребители

Белл Р-39 Аэрокобра

Хоукер Харрикейн

Белл Р-63 Кингкобра

Кертисс Р-40

Супермарин Спитфайр

Рипаблик Р-47 Тандерболт

Норт Америкен Р-51 Мустанг

Бомбардировщики

Дуглас А-20 Бостон

Норт Американ В-25 Митчелл

Хендли-Пейдж

Гидросамолеты

Косолидейтед PBN-1 Номад

Воут OS2U Кингфишер

Разведчик-корректировщик

Кертисс-052

Транспортные самолеты

Дуглас С-47 Дакота

Армстронг Уитворт Альбимарль

Учебно-тренировочный самолет

Норт Американ АТ-6 Тексан

Интересна в данном случае точка зрения нашего врага, немецкого генерала Вальтера Швабедиссена. В своей книге "Сталинские соколы" он приводит аналитическое исследование, основанное на большом фактическом материале, собранном разведкой Люфтваффе, а также обобщает мнения немецких пилотов-участников боев:

"Косвенная поддержка в виде поставок авиационной техники и снаряжения имела гораздо большее значение, чем непосредственное боевое сотрудничество. Вначале рассматриваемая как временная мера с целью смягчить нехватку в военном снаряжении, программа помощи была расширена, чтобы компенсировать недостатки советского производства. Эти поставки помогли Советскому Союзу выстоять и позже перейти в наступление. Постепенно акцент сместился в сторону поставок авиационного снаряжения.

Самолеты составляли наиболее весомую часть из программ помощи. Ежемесячные поставки машин составаляли в среднем 150 штук в 1941 г., 300 в 1942 г., от 500 до 600 в 1943 и первой половине 1944 г., а затем снизились до 300 в месяц. На 1 января 1944 г. СССР получил от западных союзников примерно 10 тыс. самолетов: 6000 истребителей, 2600 бомбардировщиков, 400 транспортных и 1000 учебно-тренировочных. Из них 60% были американского производства и 40% британского, или, если точнее, то 6003 самолета из США и 4101 машина из Великобритании. К 1 октября того же года русские получили от западных созников примерно 14700 самолетов—8734 американских и 6015 британских. Из них 8200 истребителей, 3600 бомбардировщиков, 100 самолетов-разведчиков, 1200 транспортных и 1600 учебно-тренировочных. Потери при доставке в среднем составляли 20%. Летом 1944 г. Великобритания прекратила поставки.

За время, прошедшее с момента начала до окончания поставок, советская промышленность произвела 97 тыс. самолетов, таким образом, союзная помощь составила примерно 15% от общего количества произведенных в СССР машин."

В некоторых случаях полученные по ленд-лизу самолеты были устаревшими и не могли принимать участие в боевых действиях. В отдельных случаях союзники теряли много техники и вооружения во время доставки в СССР морскими конвоями, но это был оправданный риск. Но как бы то ни было, помощь была оказана в самое трудное для нашей страны время и сыграла свою роль в будущей победе над общим врагом. На этой странице рассмотрены технические характеристики поставляемых нам самолетов с точки зрения участия их в боевых действиях на Восточном фронте.

РЕАЛИИ ЛЕНД-ЛИЗА

(О ПРИМЕНЕНИИ АНГЛО-АМЕРИКАНСКОЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ В СССР В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ)
Ленд-лиз (англ. lend-lease, от lend - давать взаймы и lease - сдавать в аренду), система передачи США взаймы или в аренду военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, стратегического сырья, продовольствия, различных товаров и услуг странам-союзникам по антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны. Закон о ленд-лизе был принят Конгрессом США 11 марта 1941 года; предоставил президенту США полномочия передавать, обменивать, давать в аренду, взаймы или поставлять иным способом военные материалы или военную информацию правительству любой страны, если ее “оборона против агрессии жизненно важна для обороны Соединенных Штатов”. Страны, получавшие помощь по ленд-лизу, подписывали с США двусторонние соглашения, в которых предусматривалось, что материалы, уничтоженные, утраченные или потребленные во время войны, не подлежат после ее окончания НИКАКОЙ оплате. Оставшиеся после войны материалы, пригодные для гражданского потребления, должны были быть оплачены полностью или частично на основе долгосрочных американских кредитов, а военные материалы США могли затребовать обратно.

Официально переговоры по ленд-лизу с СССР начались 29 сентября 1941 года. Президент США Франклин Рузвельт направил в Москву своего представителя Аверелла Гарримана. 1 октября 1941 года Гарриман подписал первый протокол о поставках Советскому Союзу на сумму 1 миллиард долларов на срок девять месяцев.

Аверелл Гарриман и И.В. Сталин

7 ноября 1941 года Рузвельт подписал документ о распространении ленд-лиза на СССР. Первые поставки в Советский Союз по ленд-лизу начались уже в октябре 1941 года.

В советской "научной" литературе послевоенного периода величина поставок по ленд-лизу авиационной техники оценивалась, как незначительная и указывалась величина - 4%, что не соответствует действительности.

В нашей стране эта тема долгие годы практически замалчивалась и публикации ограничивались небольшими статьями скорее пропагандистского значения, направленными на преуменьшение значения помощи союзников. Но в последние несколько лет и у нас отмечается бурный всплеск внимания к данному вопросу. Однако фундаментальных работ, систематически анализирующих влияние сотрудничества с Англией и США в годы войны на отечественную авиацию, до сих пор не существовало. Данная статья имеет своей целью прояснить некоторые аспекты этой проблемы.

Начнем с хронологических рамок. Если судить по датам приемки самолетов советской стороной, то поставки производились с сентября 1941 г. по сентябрь 1945 г. Началом этого процесса следует считать сборку на площадке под Архангельском истребителей, доставленных конвоем PQ-0, а концом - отлет последних самолетов из Фэрбенкса на Аляске.

Самолеты прибывали в СССР по трем основным маршрутам: через Мурманск и Архангельск (с сентября 1941 г. по июнь 1945 г.), через Ирак - Иран - Азербайджан (с января 1942 г. по февраль 1945 г., отдельные машины - до июля 1945 г.) и по Красноярской трассе (ALSIB) через Аляску и Сибирь (с сентября 1942 г. по сентябрь 1945 г.). Последний вариант являлся наиболее массовым. Через Берингов пролив доставили 7928 машин (по данным приемки в Фэрбенксе). Для небольших групп самолетов использовались и другие маршруты. Так, английские самолеты «Албемарль» летели из Шотландии через Северное море, Данию, Балтику и оккупированные немцами территории в Москву.

Подробнее смотрите на сайте: Для Продвинутых - АлСиб - Ленд-лиз

Общее количество полученных Советским Союзом машин по традиции округленно определяется в 18 700, что достаточно хорошо согласуется со всеми известными отечественными и иностранными источниками. Отправлено было примерно 19 100 самолетов (около трех четвертей - из США). Имеющиеся данные о количестве отправленных и принятых самолетов различных типов собраны в таблице. Если отнести число реально полученных машин к сумме импортированных и произведенных в стране за годы войны, то получится как раз общепринятая цифра в 12%. Если же считать только боевые самолеты, то доля импортной техники составляла в их парке около 16%. Для сравнения: Великобритания за годы второй мировой войны получила 33 700 американских самолетов различных типов, доля импортных боевых самолетов в английской авиации доходила до 22%, т. е. почти в 1,5 раза больше, чем в советской.

Все приведенные выше цифры - округленные. Это связано с разногласиями в документах, путаницей в учете английских и американских поставок (англичане реэкспортировали в СССР и самолеты американского производства), участием в поставке и приемке самолетов многих ведомств со своими собственными подсчетами.
Самолеты, полученные СССР из США и Великобритании в годы Великой Отечественной войны.

Помимо официальных каналов английские и американские самолеты попадали в СССР также другими путями: интернировались на Дальнем Востоке по советско-японскому договору о нейтралитете, восстанавливались после вынужденных посадок и т. п. Таким образом в нашу страну поступило около сотни самолетов, часть из которых была принята на вооружение и использована в боевых операциях.

Союзные поставки очень неравномерно распределялись по годам войны. В 1941-1942 гг. обусловленные обязательства постоянно не выполнялись, положение нормализовалось лишь начиная со второй половины 1943 г. Далее последовал неуклонный рост, причем прирост импорта существенно превышал прирост отечественного производства. Так, в 1943 г. в СССР выпустили самолетов в 1,3 раза больше, чем в 1942 г., а получили из США в 2,5 раза больше, чем годом раньше. В итоге за 1944-1945 гг. было получено примерно вдвое больше самолетов, чем за 1941-1943 гг. Однако не всю эту технику успели использовать в ходе Великой Отечественной войны. Например, из 2400 прибывших самолетов Р-63 лишь около 400 машин приняли участие в операциях против Японии.

Для обеспечения нормальной эксплуатации импортных самолетов из США и Великобритании поставлялись горюче-смазочные материалы, запасные части, инструмент, гидросмеси, аэродромное оборудование и разборные взлетно-посадочные полосы.

Поставлявшиеся союзниками в СССР самолеты не относились к самым современным для того периода, но в целом и не являлись устаревшими. Они в значительном количестве (за исключением Р-63) находились на вооружении в странах, откуда они к нам отправлялись. Передаче Советскому Союзу наиболее передовых конструкций отчасти препятствовали ограничения, заложенные в самом Акте (закон) о ленд-лизе, где четко оговаривались отказ по причинам секретности (это в первую очередь касалось оборудования самолетов) и первоочередное удовлетворение нужд собственных вооруженных сил. Подобные же ограничения существовали и в Великобритании.

Кроме того, определенную роль играл и реально существовавший приоритет англичан на поставки по ленд-лизу. Резонно ссылаясь на большее сходство структуры авиации, методов эксплуатации материальной части, наличие в Великобритании филиалов американских самолетостроительных фирм, английские специалисты доказывали большую эффективность применения американских самолетов в своей стране. В итоге, как уже говорилось, британская авиация не только получила почти вдвое большее количество машин, но и располагала большим разнообразием их типов, включая ряд категорий, не поставлявшихся в СССР (например, тяжелые бомбардировщики).

Однако в целом почти все типы поступивших в СССР английских и американских боевых самолетов в достаточной мере соответствовали требованиям времени. Из числа прибывших в массовых количествах по настоящему устаревшими можно назвать лишь «Харрикейн» и ранние модификации Р-40. Они действительно существенно уступали по основным показателям как наиболее современным советским истребителям начала войны (Як-1, ЛаГГ-3), так и немецким Bf109Е и Bf109F. Но следует учесть, что в 1941 - 1942 гг., когда к нам в основном прибывали эти машины, в советской авиации сохранялось большое число еще более устаревших И-15 бис, И-153 и И-16.

“ Хоукер Харрикейн “

Модификация

Размах крыла, м

Высота, м

Площадь крыла, м2

Масса, кг

пустого самолета

нормальная взлетная

максимальная взлетная

Тип двигателя

1 ПД Rolls-Royce Merlin XX

Мощность, л.с.

Максимальная скорость, км/ч

Практическая дальность, км

Боевая дальность, км

Максимальная скороподъемность, м/мин

Практический потолок, м

Вооружение:

четыре 20-мм пушки Hispano или Oerlikon с общим боекомплектом в 364 снаряда или двенадцать 7.7-мм пулеметов в ранних модификациях

Во второй половине войны большую часть этих самолетов переориентировали на решение второстепенных задач.

Тем не менее структура поставок союзников в основном складывалась из тех типов самолетов, которые не очень были нужны в странах-производителях. Там их либо постепенно заменяли более современными, либо они оказывались непригодными для выполнения задач, вставших перед ВВС союзников в ходе войны. К первым можно отнести «Харрикейн» и «Томагаук», ко вторым - Р-39, Р-63 и А-20. Поскольку требования на различных театрах военных действий существенно отличались, то это вовсе не означало, что самолет плох сам по себе. Наоборот, у нас лучше всего «прижились» Р-39 и А-20, оказавшиеся несостоятельными на Тихом океане.

Те же типы самолетов, что хорошо подошли к характеру операций на Западе, в СССР практически не направлялись. Например, типы машин, широко применявшихся ВВС армии США и их морской авиацией (В-25, Р-47, РВУ и др.), составляли лишь около 15% от общих поставок самолетов в нашу страну.

Бывали случаи, когда союзники старались передать в нашу страну неудавшиеся типы и модификации самолетов. Разведчик-корректировщик «Кертисс» 0-52 американцы соглашались отдать даже дополнительно к обязательствам по Московскому протоколу 1941 г., настолько им хотелось его хоть куда-нибудь «пристроить». А вот другой пример. Свидетельствует американский историк Дж. Меско: «А-20В не имел самозатягивающихся баков, и это может объяснить тот факт, что большая часть их попала в Россию». Не снискали у нас лавров и английские «Хэмпден» и «Албемарль». Надо также отметить, что из Великобритании в 1941-1943 гг. поступило много побывавших в эксплуатации самолетов, ресурс которых был уже в значительной степени израсходован. Эта практика прекратилась лишь с конца августа 1943 г. после неоднократных протестов советской стороны.

Предоставленные союзниками самолеты принимали участие во всех крупных операциях советской армии, начиная с оборонительного сражения под Москвой. Первым вступил в бой на «Томагауках» ИВ 126-й ИАП в октябре 1941 г. Доля импортной авиатехники на фронте колебалась в пределах 10 - 17%. Отсюда следует, что ее роль, хотя и не была решающей, тем не менее являлась весьма заметной.

Сравнительно небольшая доля использованных непосредственно на фронте иностранных машин объяснялась уже упоминавшимися отличиями в их тактико- технических характеристиках, ориентированных на иную специфику боевого применения. Однако взамен многие из них обладали другими ценными качествами, которые позволяли достаточно эффективно использовать их для решения ряда специальных задач. Существовали области, в которых значение союзных поставок оказалось особенно велико.

Во-первых, это истребительная авиация ПВО. Из примерно 10 тыс. полученных ей за войну самолетов около 7 тыс. импортных. Это объяснялось отличными высотными характеристиками многих английских и американских истребителей, их мощным вооружением, хорошим радио- и приборным оборудованием. Например, в систему ПВО попали все полученные «Спитфайры» IX. В итоге к концу войны из 82 полков истребительной авиации ПВО 40 летали на иностранных машинах.

Во-вторых, это гидроавиация. В ходе войны гидросамолеты в СССР практически не выпускались. К началу 1944 г. в строю оставалось всего 52 машины этого класса. Прибывшие из США 136 летающих лодок и 48 амфибий не только помогли восстановить боеспособность гидроавиации, но и перевели ее на качественно новый уровень, существенно расширив ее возможности, поскольку полученные по ленд-лизу PBN-1 и PBY-6A превосходили не только устаревшие МБР-2, но и немногие имевшиеся ГСТ, являвшиеся лицензионной копией одной из первых модификаций той же самой «Каталины». В конце войны три западных флота имели в своем составе 73% импортных гидросамолетов.



Английский истребитель «Харрикейн» Мк.IIВ (Мурманск, октябрь 1941 г.)

Доработанный «Харрикейн» с 20-миллиметровыми пушками ШВАК в НИИ ВВС

Истребители «Спитфайр» Mk.VB в Абадане (1943 г.)

В-третьих, это транспортная авиация. В нашей стране в годы войны выпускался только один тип современного транспортного самолета - Ли-2 (ПС-84). За войну их построили 2258. Поставленные из США через Берингов пролив 707 С-47 разных модификаций стали существенным подспорьем в массированных грузовых перевозках в завершающей фазе Великой Отечественной войны.

"Douglas" С-47А

Экипаж, человек

Варианты нагрузки, человек

Варианты нагрузки, человек

14 носилок с ранеными

Длина, метров

Размах крыла, метров

Высота, метров

Площадь крыла,м 2

Масса пустого, кг

Масса снаряжённого, кг

Силовая установка

2хR-1830-93 "Твин Уосп"

Мощность, л.с., кВт

2х1200 (2х895)

Крейсерская скорость, км/ч, м

Максимальная скорость км/ч, м

Практическая дальность, км

Практический потолок, м

И наконец, в-четвертых, это минно-торпедная авиация ВМФ. За 1942 - 1945 гг. флот получил 68% импортных торпедоносцев. За вычетом 20 «Хэмпденов» TBI, переданных летчикам Северного флота английскими коллегами, это были американские A-20G, прошедшие переоборудование в СССР. К концу войны A-20G стал основным типом торпедоносца и топмачтовика на Балтике, Черном море и Северном флоте, а в первые послевоенные годы - и на Тихоокеанском флоте.

Выбирая наиболее рациональные области применения поступающих из Великобритании и США самолетов, советские специалисты старались оптимально использовать их положительные особенности и одновременно компенсировать недостатки. При этом некоторые машины сменили свое первоначальное назначение. Так, В-25, являвшийся у американцев фронтовым бомбардировщиком, но по своим данным более сходный с нашим Ил-4, после сравнительно недолгого применения на фронте превратился в дальний ночной бомбардировщик.

Экипаж, человек

Длина, метров

Размах крыла, метров

Высота, метров

Площадь крыла, м 2

Масса пустого, кг

Масса снаряжённого, кг

Максимальная взлётная масса, кг

Силовая установка

2х14-цил. "Райт" R-2600-13

Мощность, л.с., кВт

2х1700 (2х1268)

Макс. скорость на высоте км/ч, м

Макс. скорость у земли, км/ч

нет данных

Крейсерская скорость, км/ч

Боевой радиус, км

Нормальная дальность, км

Перегоночная дальность, км

Практический потолок, м

Скороподъёмность, м/с

Время набора высоты м/мин

Тяговооружённость, Вт/кг

Вооружение, пулеметы, мм

Вооружение, пушки, мм

1х75 Т13Е1 (21 снаряд)

Вооружение, ракеты, мм

А вот A-20G, созданный как тяжелый штурмовик, не смог конкурировать с отечественным Ил-2. Значительную часть самолетов A-20G переоборудовали в разведчики, торпедоносцы, фронтовые бомбардировщики (с местом штурмана в носовой части) и тяжелые истребители (в том числе и с отечественными РЛС «Гнейс-2»). Были, конечно, и неудачи. Противотанковый «Харрикейн» IID, значительно уступавший по живучести Ил-2, пытались использовать в ПВО, но без всякого успеха.

Для того чтобы лучше приспособить импортные самолеты к особенностям советско-германского фронта, многие из них подвергали тем или иным переделкам. Их можно разбить на пять групп.

1. Приспособление иностранных машин к зимней эксплуатации: утепление магистралей, радиаторов, втулок воздушных винтов, установка регулируемых лобовых жалюзи на моторы воздушного охлаждения, замена антифризов и гидросмесей на отечественные, введение дополнительных сливных кранов и т. п.

2. Вынужденные переделки из-за нехватки запасных частей. Обычно они сводились к установке подходящих узлов и агрегатов от отечественных самолетов. Яркий пример: монтаж на «Томагауки» и «Китгихауки» советских моторов М-105П и М-105Р на Ленинградском фронте. Такие переделки характерны в основном для первой половины войны. Сюда же можно отнести переделку системы охлаждения «Харрикейнов» и Р-40 для эксплуатации ее на воде из-за нехватки антифриза.

3. Усиление обороноспособности и живучести в условиях более интенсивных боевых действий. В качестве примеров можно назвать массовое перевооружение «Харрикейнов»II модификаций А и В и установку на них советских бронеспинок, усиление оборонительного вооружения бомбардировщиков A-20G и «Бостон» III, установку системы нейтрального газа на В-25.

Торпедоносец «Хэмпден» из 24-го МТАП ВВС Северного флота

«Томагаук» IIВ в НИИ ВВС (1942 г.)

Истребитель Р-40М «Киттихаук» на полевом аэродроме

4. Усиление конструкции планера в случае несоответствия принятым в СССР нормам прочности. Это в основном касалось истребителей Р-39 и Р-63, на которых в массовых масштабах проводилось подкрепление хвостовой части фюзеляжа.

5. Переделки, связанные с изменением назначения самолета. Они варьировались от сравнительно простых, таких, как установка радиополукомпасов на «Спитфайрах» VB и Р-40 в полках ПВО, до таких сложных, как переоборудование A-20G в торпедоносец (штурманская кабина, торпедные мосты, дополнительные бензобаки).

В то же время ряд важных потребностей не закрывался ни отечественным производством, ни импортом. В СССР, несмотря на просьбы советской стороны, не поступали тяжелые бомбардировщики (один B-24D и несколько «Стирлингов» не в счет), четырехмоторные транспортные самолеты, ночные истребители (в последние «Бостоны» переоборудовались уже в нашей стране).

Использование поставленных союзниками самолетов не прекратилось после победы над Японией. Наоборот, перевооружение частей на A-20G, Р-63, «Спитфайр» LF IX, гидросамолеты продолжалось в 1946 - 1947 гг. Значительная часть этой техники оставалась в строю до конца 40-х годов, а некоторые машины и дольше. Так, Р-63 и A-20G состояли на вооружении в значительном количестве до 1952 - 1953 гг., летающие лодки и амфибии - до 1955 - 1956 гг. (а в ГВФ имелись до 1958 г.), последние же С-47 гражданская авиация списала в конце 50-х годов. Чтобы добиться такого долголетия в условиях прекращения поставок с Запада, в СССР наладили производство различных запасных частей, лопастей пропеллеров, капитальный ремонт авиамоторов. Конечно, к концу срока службы на английских и американских самолетах оказывалось все больше советского оборудования и вооружения, поскольку изнашивалось оригинальное.\

Р-39 “ Аэрокобра “

Технические данные P-39Q «Аэрокобра»

· Тип: одноместный истребитель.

· Силовая установка: один поршневой V-образный 12-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения «Аллисон» V-1 710-83 мощностью 1200 л.с. (895 кВт) с трехлопастным винтом фирмы «Кертисс».

· Летные характеристики:

· максимальная скорость: 621 км/ч на высоте 2895 м,

· крейсерская скорость: 322 км/ч.

· рабочий потолок: 10 973 м.

· дальность полета: 1045 км (650 миль).

· масса пустого: 2545 кг,

· максимальная взлетная: 3810 кг.

· размах: 10.36 м. длина 9.19 м, высота 3,61 м,

· площадь крыла: 19,79 м 2 .

· Вооружение: одна 37-мм пушка. стреляющая через вал винта, и два 12.7-мм пулемета в верхней части носового отсека фюзеляжа, два дополнительных пулемета в подкрыльевых контейнерах (на советских самолетах обычно не ставились), одна бомба калибра 227 кг под фюзеляжем.

Александр Иванович Покрышкин у своего Р-39 “ Аэрокобра “

Помощь союзников нашей авиации в годы войны не ограничивалась поставкой самолетов и необходимого для их эксплуатации снаряжения. Пожалуй, более важным аспектом являлась отгрузка сырья, материалов и оборудования для отечественной авиапромышленности. Наиболее важными следует считать поставки алюминия, начатые весной 1942 г. и позволившие частично компенсировать потерю производственных мощностей цветной металлургии на западе страны. Из США, Великобритании и Канады отправлялись слитки, лист, профили в довольно больших количествах. Так, в 1942 г. поступало 2000 т алюминия ежемесячно только из Англии, а в июле - сентябре 1943 г. из США и Канады - ежемесячно по 6000 т.

Разведчик O52U на крейсере «Мурманск» («Милуоки»)

Доработанный в СССР бомбардировщик А-20В с пулеметной турелью УТК-1

Направлялись также легированные стали в виде проката, труб, авиационные тросы, лакокрасочные материалы и сырье для их производства, каучук и другое сырье и полуфабрикаты. Закупались провода, электрогенераторы, шланги, авиаприборы, фотоаппаратура.

Большое значение имело и получение от союзников станков и инструмента, производство которых в годы войны резко упало на советских заводах, перегруженных выпуском вооружения. Закупка станков в Америке началась в июле 1941 г., сразу после снятия запрета со счетов советских торговых организаций в США, заблокированных во время советско-финской войны. Впоследствии поставка станков и инструмента осуществлялась как по каналам ленд-лиза, так и путем прямых закупок по льготным кредитам. При этом доля оборудования в общем объеме поставок постоянно возрастала, обгоняя прирост поставок вооружения. Так, в 1943 г. из США в СССР вооружения было отгружено на 65% больше, чем в 1942 г., а оборудования - на 173%.

Следует отметить одну особенность: советская авиапромышленность, в отличие от английской, получая с Запада сырье и оборудование, практически не использовала в своей продукции готовых узлов и агрегатов иностранного производства. Английские заводы ставили на свои самолеты американские моторы (их ввезли более 31 тыс.), винты (импортировано почти 44 тыс.), турели, колеса и другие части. У нас же ни один серийный самолет не оснащался моторами и винтами иностранного производства. Использование импортного оборудования на советских самолетах того периода встречается лишь как исключение из общего правила. Так, на Як-9ДД устанавливались американские радиостанции SCR-274, а для первых серий Ту-2 предусматривалось комплектование как отечественными колесами, так и американскими фирмы «Бендикс».

Очень большое значение имело косвенное влияние сотрудничества с США и Великобританией в области авиации в годы войны. Впервые летный и технический состав военной и гражданской авиации, работники авиапромышленности смогли в массовых масштабах ознакомиться с иностранной техникой непосредственно в ходе эксплуатации и ремонта. Они получили возможность оценить ее положительные и отрицательные качества, позаимствовать удачные конструкторские решения, сравнить с отечественными машинами аналогичного назначения (и, вопреки установившемуся мнению, сравнение не всегда было в пользу последних).

Кроме этого, союзнические отношения позволили устранить множество барьеров, препятствовавших знакомству советских специалистов с современной техникой непосредственно в Англии и США. За годы войны в той или иной форме они получили возможность изучить практически весь парк ВВС союзников. Многие типы машин предлагались к поставке в СССР и опробовались нашими представителями на земле и в воздухе (А-29, В-26 и др.). Знакомство с другими самолетами осуществлялось в ходе специальных поездок советских испытателей и инженеров на заводы, в научные и испытательные центры.

A-20G на трассе АЛСИБ

Бомбардировщик В-25 «Митчелл»

Истребитель P-47D-10 «Тандерболт» в НИИ ВВС

P-47D-27 перед отправкой в СССР

Истребитель P-39Q с противоштопорным парашютом во время испытаний в НИИ ВВС

Еще одним источником получения технической информации являлось совместное базирование советских и иностранных авиачастей, в ходе которого зачастую удавалось и попробовать чужие машины в воздухе, и усвоить и оценить принятые союзниками приемы эксплуатации, обслуживания, ремонта, посмотреть аэродромное оборудование.

Все самолеты, поступавшие на вооружение в нашей стране, тщательно исследовались и испытывались в НИИ ВВС, ЛИИ НКАП, ЦАГИ. Кроме того, некоторые машины специально предоставлялись для изучения в единичных экземплярах. Это американские Р-47 (до поступления основной партии), Р-51 (экспортной модификации «Мустанг» I), английские «Москито», «Тайфун» и «Стирлинг». Прибывали и образцы различного оборудования, иногда значительно опережавшие аналогичные советские разработки (американские автопилот С-1 и бомбовый прицел «Норден» М-9). Разумеется, рамки ознакомления с иностранной техникой были не беспредельны. К наиболее современным машинам наших специалистов все-таки старались не допускать. Не были удовлетворены заявки на получение образцов реактивной техники (Р-59 и Р-80), некоторых тяжелых бомбардировщиков (В-17, В-24, В-29) и транспортных самолетов (С-54).

Р-63 “ Кингкобра “

Экипаж, человек

Длина, метров

Размах крыла, метров

Высота, метров

Площадь крыла, м2

Масса пустого, кг

Масса снаряжённого, кг

Максимальная взлётная масса, кг

Силовая установка

V-12 "Allison" V-1710-117

Мощность, л.с., кВт

1х1800 (1х1340)

Макс. скорость на высоте м-км/ч

Макс. скорость у земли, км/ч

Крейсерская скорость, км/ч

Боевой радиус, км

Перегоночная дальность, км

Практический потолок, м

Скороподъёмность, м/с

Тяговооружённость, Вт/кг

Вооружение, пулеметы, мм

Browning M2 4х12,7

Вооружение, пушки, мм

1х37 M4 58 снарядов

Таким образом, кругозор советских специалистов обогащался информацией об иных конструкторских школах, концепциях, подходах (и удачных, и не очень). Следует учесть, что авиапромышленность США и Великобритании, работая в более спокойных условиях, имела большие возможности для дальнейшего развития.

Там меньше «давил» пресс сиюминутных нужд фронта, хотя тоже зачастую принимались решения по принципу «количество за счет качества». Имея мощную исследовательскую базу, сохраняя большие резервные мощности опытного производства, на Западе не ограничивались эволюционным путем внедрения небольших модификаций, готовя к серии все новые и новые самолеты. У нас за войну дошли до серии лишь две принципиально новые машины - Ил-10 и Ту-2, а только в США - около двух десятков. Для нужд сухопутной и морской авиации там выпускали гораздо более широкий спектр типов самолетов, включавший и то, что не имело аналогов в СССР. Американские и английские заводы использовали более сложные и дорогие технологические процессы, меньше были ограничены в выборе материалов. Нас опережали в развитии авиамоторостроения, приборостроения, радиотехники, частично в оборудовании самолетов. В общем, там было чему поучиться.

Ознакомление с положительными сторонами иностранных образцов авиатехники уже в ходе войны вызвало сдвиги в подходе наших конструкторов к различным вопросам проектирования самолетов, их мотоустановок и оборудования. Произошли изменения и в смежных отраслях. Например, изменилась технология производства оргстекла. После войны ряд попавших в нашу страну систем оборудования был прямо скопирован советскими конструкторами.

Знакомство с импортной техникой положительно отразилось и на летном и техническом составе военной авиации. Английские и американские самолеты, более «капризные» и «придирчивые», изначально были рассчитаны на более высокую культуру эксплуатации, тщательное выполнение регламентных требований, высокий уровень подготовки летчиков и механиков. Полноценное их освоение во многом способствовало повышению требований к подготовке летного и технического состава, что потом положительно сказалось при переходе на реактивную технику.

Г. Речкалов у своей «Аэрокобры»

Надо сказать, что информационный поток не был односторонним. Фирмы Великобритании и особенно США получили на советско-германском фронте возможность проверить выпускаемую ими технику в обстановке интенсивных боевых действий, в самых суровых условиях полевого базирования, в специфическом климатическом диапазоне. Поступавшие с фронта сообщения анализировались, обобщались и воплощались в соответствующие конструкторские решения. На фронтах появились специальные бригады инженеров, собиравшие отзывы наших летчиков, вырабатывавшие методы и приемы борьбы с выявленными недостатками машин. Фирмы получали сводки пожеланий инженерно-технического состава фронтовых полков, схемы и чертежи рационализаторских предложений фронтовиков, зачастую учитывавшиеся при последующей эволюции конструкции. Так, фирма «Норт Америкен» оперативно внедрила в серию подковообразный дополнительный топливный бак, предложенный специалистами 222-й дивизии бомбардировщиков (разумеется, в современном технологическом исполнении). Наиболее активно «обратная связь» использовалась американскими фирмами «Белл», «Норт Америкен», «Дуглас».

Учебно-боевой самолет ТР-39

Истребитель Р-63А «Кингкобра»

Освоение и внедрение в эксплуатацию англоамериканской техники в годы войны, глубокое знакомство с применяемыми на Западе технологическими процессами и приемами стали, по моему мнению, одной из немаловажных составляющих, позволивших в первые послевоенные годы совершить качественный рывок в развитии нашей авиации в результате перехода на реактивную технику.

Владимир Котельников

Ленд-лиз - государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки передавали своим союзникам в том числе и Советскому Союзу во Второй мировой войне: боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё, включая нефтепродукты. Помощь Советскому Союзу шла тремя путями: через Атлантику, через Иран и через Аляску. Немецкая авиация и ВМС всячески старались этому помешать. Но тем не менее, ленд-лиз сыграл важную роль в победе над гитлеровской Германией и её союзниками. Советская пропаганда, впоследствии, всячески преуменьшала роль в войне поставок из США. Это привело к тому, что многие моряки, лётчики и все те кто участвовал в этой программе оказались забыты.

Советский офицер ВВС возле почтового отделения аэродрома Галена на Аляске, США.

Погрузка танков «Матильда» в одном из британских портов для отправки по ленд-лизу в СССР.

Капитан королевских ВВС Джек Росс расстегивает парашют после вылета в районе Ваенги (ныне Североморск Мурманской области).

Индийские женщины протирают и смазывают детали танков, полученных по ленд-лизу.

Британский генерал-майор МакМюллен и полковник американской армии Райан в кабине паровоза, поставленного в Великобританию из США по ленд-лизу.

Генерал А.М. Королев и генерал Коннели пожимают руки на фоне первого поезда, прошедшего через персидский коридор.

Генерал А.М. Королев, генерал Сэнли Скотт и генерал Дональд Коннели стоят на фоне паровоза первого поезда, прошедшего через персидский коридор в 1943 году в рамках поставок из США в СССР по ленд-лизу.

Советские и американские авиаторы танцуют с девушками в клубе аэродрома Ноум (Nome) на Аляске.

Советские пилоты, лейтенанты Сусин и Карпов, разговаривают с сержантом ВВС США Алексом Хомончуком на аэродроме на Аляске.

Американские бомбардировщики А-20 стоят на аэродроме Ноум на Аляске перед перегонкой в СССР.

Полковник Н.С. Васин за обедом с вице-президентом США Генри Уоллесом и полковником Расселом Кайнером на Аляске.

Американский бомбардировщик А-20 «Бостон», разбившийся на Аляске.

Американский истребитель Р-39, разбившийся на аэродроме Ноум на Аляске.

Американский истребитель Р-39 стоит на аэродроме Ноум на Аляске.

Первая делегация советских ВВС стоит на фоне самолета на аэродроме Ноум на Аляске.

Советские летчики принимают бомбардировщик А-20, передаваемый по ленд-лизу.

Американский генерал-лейтенант Генри Арнольд смотрит на карту на совещании о доставке грузов по ленд-лизу в СССР через Аляску и Чукотку.

Американские высшие офицеры на совещании о доставке грузов по ленд-лизу в СССР через Аляску и Чукотку.

Американский генерал Джордж Маршалл разговаривает с адмиралом Эрнстом Кингом на совещании о доставке грузов по ленд-лизу в СССР через Аляску и Чукотку.

Советские и американские солдаты играют в бильярд. Аляска.

Отправка танка «Валентайн» из Англии в СССР.

Передача советским морякам фрегатов из состава флота США. 1945 год.

Английские женщины готовят танк «Матильда» к отправке в СССР по ленд-лизу.

Проверка радиосвязи в истребителе P-63 «Кингкобра» перед перегоном в СССР в рамках поставок по ленд-лизу.

Летчик 2-го гвардейского истребительного авиаполка ВВС Северного флота гвардии старший лейтенант Н.М. Диденко у истребителя Р-39 «Аэрокобра».

Групповой снимок советских и американских летчиков на фоне первых принятых истребителей P-63 «Кингкобра».

Американский военный груз, приготовленный для отправки в СССР по ленд-лизу. Танк М3 «Стюарт» и самолет А-20 «Бостон».

Американские бомбардировщики А-20 «Бостон» на аэродроме на Аляске перед отправкой в СССР.

Бомбардировщик А-20 «Бостон» на аэродроме на Аляске перед отправкой в СССР.

Бомбардировщики В-25, А-20 «Бостон» и истребители Р-39, приготовленные к поставке в Советский Союз по ленд-лизу, выстроены вдоль взлетно-посадочной базы ВВС США Ladd Field на Аляске перед приездом приемной комиссии из СССР.

Американские самолеты А-20 «Бостон» (на заднем плане также Р-39 и АТ-6) готовы к приемке технической комиссией и летчиками из СССР. База ВВС Abadan Field, Иран.

Советские летчики прибыли на базу ВВС Abadan Field в Иране.

Советский экипаж бомбардировщика A-20 «Бостон» и американцы: фото на память. Где-то на Аляске.

Советские летчики в увольнении на Аляске.

Истребитель P-63 «Кингкобра», ранее поставленный в СССР по ленд-лизу, вернулся в США и осматривается американскими техниками. Авиабаза Great Falls, США.

Истребители Р-63 «Кингкобра» на аэродроме Буффало перед отправкой в СССР.

Пара истребителей Р-63 «Кингкобра» в полете над Ниагарским водопадом.
Самолеты предназначались для поставки в СССР по ленд-лизу.

Американский бомбардировщик B-25J-30 с советскими опознавательными знаками в полете над Аляской.

Советские и американские летчики у истребителя Р-63 на Аляске.

Советская бригада по испытаниям самолета «Харрикейн».

Грузовики «Студебеккер» в транспортном резерве командования Красной Армии.

Предполетная подготовка истребителя Р-39L, предназначенного для СССР, на авиабазе Лэдд-филд на Аляске.

Редкое фото советских танкистов с танками М3А1 «Стюарт», в американских шлемофонах, с пистолетом-пулеметом Томпсон М1928А1 и пулеметом М1919А4. Американская техника оставлялась по ленд-лизу полностью укомплектованной - с экипировкой и даже стрелковым оружием для экипажа.

Начальник воздушной трассы Аляска-Сибирь Герой Советского Союза генерал-лейтенант Марк Израилевич Шевелёв

Колонна американских военных грузовиков, осуществляющих перевозки по ленд-лизу в СССР, стоит на дороге в восточном Ираке.

Капрал департамента вооружений британской армии несет пистолеты-пулеметы Томпсон, полученные по ленд-лизу из США, для проверки.

Британские солдаты на складе у ящиков с тринитротолуолом, полученных по ленд-лизу из США.

Американские штурмовики А-36А на борту грузового судна перед отплытием.

Американские истребители Р-63 и Р-39 перед отправкой в СССР.

Американские пикирующие бомбардировщики Дуглас SBD-3/5 «Донтлесс» из эскадрильи VC-29, вооруженные глубинными бомбами, на палубе авианосца «Санти» , во время операции по сопровождению конвоя в Атлантике в 1942-1943 годах.

Подготовка британских истребителей «Спитфайр», поставленных по лен-лизу, для передачи советской стороне. Из Ирана самолеты перегонят в СССР советские летчики.

Американские самолеты по ленд-лизу летят в СССР.

Английский летчик-истребитель сержант Хоу, сражавшийся на Северном фронте, награжденный орденом Ленина за 3 сбитых немецких самолета.

Панорама военной верфи в Филадельфии.

Рассматривая историю Великой Отечественной войны, нельзя обойти стороной ленд-лиз. Помощь, оказываемая Союзниками, была весьма значительна, особенно в первые годы войны. Какие же самолеты Америка и Великобритания передавала СССР – далее в обзоре.

Истребители


В рамках ленд-лиза в СССР поставлялись самые разные самолеты, но больше всего было истребителей. В начале войны Р-40 «Томагаук», «Спитфайр» и, особенно, «Харрикейн» считались неплохими самолетами с мощным вооружением, но они быстро устарели и не могли соперничать с основным немецким истребителем «Мессершмиттом».


В дальнейшем в Советский Союз отправляли истребители новейших конструкций: P-47 Thunderbolt, P-39 Airacobra, P-63 Kingcobra. «Тандерболт» у нас мало известен, так как самолет в основном попадал в части ПВО.


А вот «Аэрокобру» можно назвать одним из символов ленд-лиза. На истребителе летали лучшие советские асы: Григорий Речкалов, Александр Покрышкин, Николай Гулаев, сбившие каждый по несколько десятков немцев.

Бомбардировщики


Серьезным подспорьем для дальней авиации Красной Армии стали средние американские бомбардировщики. Двухмоторные А-20 «Бостон» и В-25 «Митчел» полюбились нашим пилотам, так как были очень удобные в пилотировании, имели хорошие приборы и радиосвязь.


Транспортные


Еще до начала Великой Отечественной войны в СССР было немало транспортных самолетов «Дуглас» DC-3. Пассажирские и грузовые машины даже выпускались в СССР под обозначением Ли-2 или ПС-84. В самолете можно было перевозить до 28 пассажиров, причем довольно комфортно.

А за годы войны из Америки было поставлено еще 707 экземпляров «Дуглас» С-47, военной версии DC-3. На одной из этих машин 9 мая 1945 года перевезли Знамя Победы и Акт о капитуляции Германии. В СССР транспортные «Дугласы» летали до 1970-х годов.

Гидросамолеты


До начала войны в СССР также собирали по лицензии летающие лодки ГСТ, построенные по образцу американской PBU «Каталина». Пожалуй, это самый знаменитый гидросамолет ХХ века, который был незаменим во флоте. На этих самолетах выполнялись разведывательные и спасательные миссии, наблюдение за морем, бомбардировки, торпедные атаки.

На сегодняшний день развитие авиации шагнуло далеко вперед. В продолжение темы

Ленд-лиз (англ. lend-lease, от lend - давать взаймы и lease - сдавать в аренду), система передачи США взаймы или в аренду военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, стратегического сырья, продовольствия, различных товаров и услуг странам-союзникам по антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны. Закон о ленд-лизе был принят Конгрессом США 11 марта 1941 года; предоставил президенту США полномочия передавать, обменивать, давать в аренду, взаймы или поставлять иным способом военные материалы или военную информацию правительству любой страны, если ее “оборона против агрессии жизненно важна для обороны Соединенных Штатов”. Страны, получавшие помощь по ленд-лизу, подписывали с США двусторонние соглашения, в которых предусматривалось, что материалы, уничтоженные, утраченные или потребленные во время войны, не подлежат после ее окончания НИКАКОЙ оплате. Оставшиеся после войны материалы, пригодные для гражданского потребления, должны были быть оплачены полностью или частично на основе долгосрочных американских кредитов, а военные материалы США могли затребовать обратно.


Официально переговоры по ленд-лизу с СССР начались 29 сентября 1941 года. Президент США Франклин Рузвельт направил в Москву своего представителя Аверелла Гарримана. 1 октября 1941 года Гарриман подписал первый протокол о поставках Советскому Союзу на сумму 1 миллиард долларов на срок девять месяцев. 7 ноября 1941 года Рузвельт подписал документ о распространении ленд-лиза на СССР. Первые поставки в Советский Союз по ленд-лизу начались уже в октябре 1941 года.
В советской "научной" литературе послевоенного периода величина поставок по ленд-лизу авиационной техники оценивалась, как незначительная и указывалась величина - 4%, что не соответствует действительности.


На данной странице предлагается оценить помощь в войне и участие поставленных нам по ленд-лизу иностранных самолетов в Великой Отечественной войне. Количество самолетов в различных источниках иногда несколько разнится. Следует также учитывать, что количество поставленных, и полученных самолетов отличалась - не все самолеты достигали адресата. Иногда оказывалось так, что участие поставленных самолетов на советско-германском фронте было невозможным.


Предлагаю количественно оценить эти поставки.
По имеющимся данным за время войны по ленд-лизу Советским Союзом было получено истребителей - 13981 , бомбардировщиков - 3652 , гидросамолетов - 206, разведчиков-корректировщиков - 19, транспортных самолетов - 719, учебно-тренировочных самолетов-82. Всего 18659 самолетов. Крайне важно то, что эти самолеты появились в самое трудное для советских ВВС время. Так в 1941 году советская авиапромышленность передала фронту 7081 истребитель, а союзники поставили 730 истребителей (около 10%).
В течение 1942 г. советская авиапромышленность вы


В течение 1942 г. советская авиапромышленность выпустила 9918 истребителей, а немцкая - 5515. В 1942 г. в рамках ленд-лиза союзники поставили советским ВВС 1815 истребителей (около 18%).
Для сравнения в 1942 году боевые потери советских ВВС составили 7800 самолетов, а общие 12100. Всего боевые потери (с учебными, транспортными и другими самолетами) составили 9100 самолетов, а общие 14700.
В 1943 году советская авиапромышленность передала фронту 34886 самолетов, в том числе 29879 боевых. В этом же году союзники в рамках ленд-лиза поставили 6323 самолета, в том числе 6140 боевых (около 20%).


В июне 1942 г. для перегонки американских самолетов была открыта трасса Красноярск-Уэлькаль. До авиабазы Фербенкс на Аляске самолеты перегоняли американские летчики, а там их принимали советские пилоты из 1-й перегоночной авиадивизии. Из Великобритании самолеты доставлялись морскими караванами, носившими обозначение РQ.
В 1942 г. западные союзники поставили СССР следующее количество самолетов: 775 бомбардировщиков, 1815 истребителей и 14 разведчиков.
В 1943 г. - 1571 бомбардировщик, 4569 истребителей, 160 транспортных и 23 учебных самолета.
Интересна в данном случае точка зрения нашего врага, немецкого генерала Вальтера Швабедиссена. В своей книге "Сталинские соколы" он приводит аналитическое исследование, основанное на большом фактическом материале, собранном разведкой Люфтваффе, а также обобщает мнения немецких пилотов-участников боев:
"Косвенная поддержка в виде поставок авиационной техники и снаряжения имела гораздо большее значение, чем непосредственное боевое сотрудничество. Вначале рассматриваемая как временная мера с целью смягчить нехватку в военном снаряжении, программа помощи была расширена, чтобы компенсировать недостатки советского производства. Эти поставки помогли Советскому Союзу выстоять и позже перейти в наступление. Постепенно акцент сместился в сторону поставок авиационного снаряжения.
Самолеты составляли наиболее весомую часть из программ помощи. Ежемесячные поставки машин составаляли в среднем 150 штук в 1941 г., 300 в 1942 г., от 500 до 600 в 1943 и первой половине 1944 г., а затем снизились до 300 в месяц. На 1 января 1944 г. СССР получил от западных союзников примерно 10 тыс. самолетов: 6000 истребителей, 2600 бомбардировщиков, 400 транспортных и 1000 учебно-тренировочных. Из них 60% были американского производства и 40% британского, или, если точнее, то 6003 самолета из США и 4101 машина из Великобритании. К 1 октября того же года русские получили от западных созников примерно 14700 самолетов-8734 американских и 6015 британских. Из них 8200 истребителей, 3600 бомбардировщиков, 100 самолетов-разведчиков, 1200 транспортных и 1600 учебно-тренировочных. Потери при доставке в среднем составляли 20%. Летом 1944 г. Великобритания прекратила поставки.
За время, прошедшее с момента начала до окончания поставок, советская промышленность произвела 97 тыс. самолетов, таким образом, союзная помощь составила примерно 15% от общего количества произведенных в СССР машин."


В некоторых случаях полученные по ленд-лизу самолеты были устаревшими и не могли принимать участие в боевых действиях. В отдельных случаях союзники теряли много техники и вооружения во время доставки в СССР морскими конвоями, но это был оправданный риск. Но как бы то ни было, помощь была оказана в самое трудное для нашей страны время и сыграла свою роль в будущей победе над общим врагом. На этой странице рассмотрены технические характеристики поставляемых нам самолетов с точки зрения участия их в боевых действиях на Восточном фронте.