Сложности в общении с людьми. «Мне трудно общаться»: восемь подсказок, которые решат проблему

Базой межличностных взаимоотношений является общение. Оно необходимо, так как человек - существо разумное, живущее в социуме, и ему требуется постоянное развитие.

Общение - процесс взаимодействия людей, вызванный их потребностями и направленный на удовлетворение этих нужд. Общение связано с огромными потоками различной информации. Происходит интенсивный обмен ей между людьми. Более того, увеличивается количество людей, работа которых сопряжена с общением. Общение бывает разным, в зависимости от ситуации, средств общения и самих оппонентов.

Трудности, возникающие в процессе общения, тоже имеют место быть. Появляются они внезапно, совершенно у разных людей. Зачастую такая проблема настигает тех, кто очень застенчив, не уверен в себе, живет с чувством страха быть непонятым и высмеянным. Нередко подобные сложности наблюдаются у людей уже взрослых, сформировавшихся, с устойчивыми взглядами на мир. Люди постоянно живут под гнетом навязанных обществом эталонов и стандартов поведения, стереотипов общения. Коммуникативный, раскрепощенный человек, который постоянно находится в центре внимания и событий, - новая модель успешной, деловой личности.

Откуда берутся проблемы с общением и какую роль играет в этом семья

Сложности при общении связаны с психологическими особенностями темперамента и нервным состоянием.

  • Пассивность.
  • Нежелание контактировать с целой группой, а лишь с 1–2 людьми.
  • Создание своего собственного мира и постоянное пребывание в нем.

Такие люди выявляются уже в раннем возрасте. Внешние факторы оказывают огромное влияние на коммуникабельные способности человека.

Изначально стандарты и нормы поведения берутся из семьи. Враждебность, скрытность, некорректное выражение своих потребностей, желаний и многие другие, неконструктивные поведенческие действия членов семьи моментально перенимаются детьми. Закладывается неправильный стереотип поведения. Принципы воспитания формируют определенное отношение ко всему окружающему, приобретаются навыки взаимодействия с социумом.

То, как ребенку позволяют проявлять эмоциональные состояния, как относятся к его желаниям и выполняют их, как позволяют самостоятельно расчертить границы в общении со старшими - все это закладывает фундамент, на котором по мере взросления человек выстраивает свой поведенческой тип. В процессе воспитания семья нередко травмирует нервную систему ребенка, вплоть до психологических патологий, что обязательно сказывается в более зрелом возрасте. В процессе дальнейшего развития и взросления имеющиеся проблемы коммуникативного характера лишь укореняются. Школа, постоянные насмешки, неудачное общение со сверстниками, боязнь выступать перед публикой - все это разрушает внутреннюю гармонию.

Развитие психологических барьеров

Человек начинает воспринимать себя как личность, не умеющую общаться, идти на контакт, и уже не пытается измениться. Происходит созревание неуверенного в себе индивида с заниженной самооценкой. Появляются комплексы и психологические, внутренние ограничения, мешающие свободно проявлять себя в миру и вступать с ним в нормальное взаимодействие.

Человек постоянно сторонится людей, предпочитает виртуальное общение, пытается скрыть страх и комплексы, прибегнув к алкоголю и различным наркотическим веществам. Те, в свою очередь, временно позволяют расслабиться и выйти на контакт с окружающим миром. Зачастую проблемы с общением связаны с неумением красиво и грамотно излагать свои мысли, поддержать разговор, в спорной ситуации отстоять свое слово. Общение теряет непосредственный и спонтанный характер. Человек начинает переживать, волноваться. Он старается общаться не тогда, когда этого требует ситуация, а когда к этому готов его разум.

Люди с проблемами подобного рода имеют дисгармонию в своих мыслях, ощущениях, состояниях. Не чувствуют себя единым целым. Перестают себя любить и воспринимают изгоем. Исчезает вера в себя как в самодостаточную личность. Существует масса людей, имеющих блестящее красноречие, которое часто выручает их. Безусловно, это прекрасное умение красиво и внушительно говорить, но даже это качество не помогает до конца раскрепоститься. Корень зла находится гораздо глубже. В наличии физических недостатков, давних обид, неприятных ситуациях в прошлом. Существует масса причин, по которым человек захлопывается, перестает верить в себя. Все эти моменты фиксируются в его подсознании с раннего детства, когда кого-то назвали слишком толстым, неудачником, слабым, некрасивым.

Встречаются люди, которые сами по себе не любят общаться, предпочитают молчать, компенсируют общение различной деятельностью. Им не интересно, что происходит вокруг, они не желают делиться с кем-либо своими мыслями и идеями. И что самое удивительное, такие люди не чувствуют дефицита общения, так как не испытывают в нем потребность. Такие ситуации тоже таят в себе проблему, связанную с общением. Человек должен постоянно находиться в процессе развития. Живя в окружении подобных себе, очень сложно быть вне общения.


Введение
Все мы постоянно находимся в ситуациях общения – дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми.
И, конечно же, огромное количество контактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него выполнения целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию по отношению к другим людям.
В целом взаимодействие с обществом сегодня должно строиться на глубоком анализе и понимании всех факторов, способных повлиять на людей и на их отношение к компании, к ее товару или услугам.
Возникновение психологических и коммуникативных барьеров общения существенно мешает как общению отдельных индивидов, так и целых социальных слоёв. А так как человек – существо социальное – общение ему просто необходимо. Именно поэтому эта проблема актуальна в наши дни.
Проблемой барьеров в общении учёные занимались всегда. Эта тема прежде всего связана с такими именами, как Э.Берн, З.Фрейд, Л.П. Буева, А. С. Золотнякова, Б. Д. Парыгин, М. С. Каган, А. А. Бодалев.
На своем начальном (низшем) уровне взаимодействие представляет собой простейшие первичные контакты людей, когда между ними имеет место лишь первичное и очень упрощенное взаимное или одностороннее «физическое» влияние друг на друга с целью обмена информацией и общения. Такое взаимодействие в силу конкретных причин может и не достигать своей цели, а потому и не получать всестороннего развития, что неблагоприятно скажется на качестве делового общения.
Главное, от чего зависит успех первичных контактов, заключается в принятии или непринятии друг друга партнерами по взаимодействию. При этом они не составляют простой суммы индивидов, а являются некоторым совершенно новым и специфическим образованием связей и отношений, которое регулируется реальным или воображаемым (представляемым) различием-сходством, подобием - контрастом людей, включенных в совместную деятельность (общение).
Цель данной работы – рассмотреть барьеры общения и пути их преодоления.
Предмет исследования – психологические барьеры общения.
    Общение как восприятие людьми друг друга. Трудности общения.
Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.
Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредствованным речью. В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода, когда бы он находился вне общения, вне взаимодействия с другими субъектами.
По целям общение делится на биологическое и социальное. Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей. Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.
Массовое общение - это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации. Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнёров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности.
В едином процессе общения обычно выделяют три стороны:
    коммуникативную;
    интерактивную;
    перцептивную
Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).
Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей .
Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С.Л.Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных . Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.
Под восприятием в социальной психологии понимается целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения .
Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Основные из них таковы:
    Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.
    Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.
    Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют «готовое» суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.
    Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.
    Эффект «ореола» проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности распространяется на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке переносится на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательно, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются превратно как своекорыстные.
    Эффект «проецирования» проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен логически предположить: «все люди подобны мне» или «другие противоположны мне». Упрямый подозрительный человек склонен видеть эти же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный человек, наоборот, может воспринять незнакомого через «розовые очки» и ошибиться. Поэтому, если кто-то жалуется, какие, мол, все вокруг жестокие, жадные, нечестные, не исключено, что он судит по себе.
    «Эффект первичности» проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку. И если даже потом вы получите информацию, которая будет опровергать первичную информацию, все равно помнить и учитывать вы больше будете первичную информацию. На восприятие другого влияет и настроение самого человека: если оно мрачное (например, из-за плохого самочувствия), в первом впечатлении о человеке могут преобладать негативные чувства. Чтобы первое впечатление о незнакомом человеке было полнее и точнее, важно положительно «настроиться на него».
    Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.
    Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.
    «Эффект последней информации» проявляется в том, что если вы получили негативную последнюю информацию о человеке, эта информация может перечеркнуть все прежние мнения об этом человеке.
Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление казуальной атрибуции. Оно представляет собой объяснение субъектом межличностного восприятия причин и методов поведения других людей . Объяснение причин поведения человека может быть через внутренние причины (внутренние диспозиции человека, устойчивые черты, мотивы, склонности человека) либо через внешние причины (влияние внешних ситуаций).
На восприятие людей влияют стереотипы - привычные упрощенные представления о других группах людей, в которых мы располагаем скудной информацией. Стереотипы редко бывают плодом личного опыта, чаще мы их приобретаем от той группы, к которой принадлежим, от родителей, учителей в детстве, от средств массовой информации. Стереотипы стираются, если люди разных групп начинают тесно взаимодействовать, узнавать больше друг о друге, добиваться общих целей.
На восприятие людей влияют и предубеждения - эмоциональная оценка каких-либо людей как хороших или плохих, даже не зная ни их самих, ни мотивов их поступков.
На восприятие и понимание людей влияют установки - неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации.
Установки формируются:
    под влиянием других людей (родителей, СМИ) и «кристаллизируются» к возрасту между 20 и 30 годами, а затем меняются с трудом;
    на основе личного опыта в многократно повторяющихся ситуациях.
Предвзятое мнение человека руководит тем, как он воспринимает и интерпретирует информацию. Изображение лица человека на фотографии может совершенно по-разному восприниматься (это жестокий или добрый человек?), в зависимости от того, что известно о данном человеке: например, гестаповец он или герой. Эксперименты показали, что очень трудно опровергнуть ложную идею, неправду, если человек логически обосновал ее. Этот феномен, названный «стойкостью убеждений», показывает, что убеждения могут жить своей собственной жизнью и выживать после дискредитации доказательства, которое их породило. Неверное мнение о других людях или даже о себе может продолжать существовать, несмотря на дискредитацию. Для того чтобы изменить убеждение часто требуются более убедительные доказательства, чем для того, чтобы создать его.
2. Психологические барьеры общения
В данной работе будем придерживаться следующего определения. "Барьер" общения – психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Барьер состоит в усилении отрицательных переживаний и установок – стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей.
В психологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями .
Человек, как элемент коммуникации - сложный и чувствительный "получатель" информации со своими чувствами и желаниями, жизненным опытом. Полученная им информация может вызвать внутреннюю реакцию любого рода, которая, возможно, усилит, исказит или полностью блокирует посланную ему информацию.
Адекватность восприятия информации во многом зависит от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает к реципиенту.
Причиной психологического барьера могут служить социально-культурные различия между партнёрами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнёра по общению как лица определённой профессии, определённой национальности, пола и возраста. Например, огромное значение для возникновения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации. Само нежелание прислушиваться к мнению того или иного человека часто объясняется его низкой авторитетностью.
Общение является неизменным составляющим, социальной жизни человека, не всегда поддающихся сознательному контролю. Этому можно обучаться, но в гораздо меньшей степени, чем технике и приёмам общения. Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует определённое содержание и цели общения. Зависят они от культуры человека, уровня развития, воспитания и образования. Когда говорят о развитии у человека способностей, умений и навыков общения, прежде всего, имеют в виду технику и средства общения
Психологические барьеры в общении возникают незаметно и субъективно, нередко они не ощущаются самим человеком, но незамедлительно воспринимаются окружающими. Человек перестает ощущать неверность своего поведения и уверен, что общается нормально. Если он обнаруживает несоответствия, начинают развиваться комплексы.
Перечислим психологические барьеры, которые возникают в процессе общения людей.
Первое впечатление считается одним из барьеров, который может способствовать ошибочному восприятию партнера по общению. Почему? Первое впечатление, по сути, не всегда бывает первым, так как на формирование образа влияет и зрительная, и слуховая память. Следовательно, оно может быть относительно адекватным, соответствовать чертам характера, а может быть ошибочным.
Барьер предвзятости и беспричинной негативной установки . Выражается в следующем: внешне беспричинно человек начинает отрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первого впечатления или по каким-то скрытым причинам. Следует установить возможные мотивы появления такого отношения и преодолевать их.
Барьер отрицательной установки, введенной в опыт человека кем-либо из других людей . Вам сообщили отрицательную информацию о ком-то, и складывается негативная установка по отношению к человеку, о котором вам мало что известно, нет опыта личного взаимодействия с ним. Таких негативных установок, привнесенных извне, до вашего личного опыта общения с конкретным человеком надо избегать. К новым людям, с которыми предстоит общаться, надо подходить с оптимистической гипотезой. Не ориентируйтесь в окончательной оценке человека только на мнение других. человека только на мнение других.
Барьер «боязни» контакта с человеком . Бывает, что вам необходимо вступить в непосредственный контакт с человеком, но как-то неловко. Что делать? Попытайтесь спокойно, без эмоций проанализировать, что сдерживает вас в общении, и вы убедитесь, что эти эмоциональные наслоения или субъективны, или носят слишком второстепенный характер. После беседы обязательно проанализируйте успешность разговора и зафиксируйте собственное внимание на том, что ничего страшного не произошло. Обычно такой барьер характерен для людей, испытывающих сложности в общении, имеющих в целом низкий уровень общительности.
Барьер «ожидания непонимания». Вы должны вступить в непосредственноевзаимодействие с человеком в деловом или личностном общении, но вас волнует вопрос: правильно ли вас поймет партнер? Причем здесь нередко исходят из того, что партнер обязательно должен понять неверно. Начинают прогнозировать последствия этого неверного понимания, предвосхищать неприятные ощущения. Необходимо спокойно и обстоятельно проанализировать планируемое вами содержание беседы и по возможности устранить из нее те моменты или эмоциональные аспекты, которые могут вызвать неадекватное толкование ваших намерений. После этого смело вступайте в контакт.
Барьер «возраста» типичный в системе обыденного общения. Возникает в самых разнообразных сферах человеческого взаимодействия: между взрослыми и детьми (взрослый не понимает, чем живет ребенок, что является причиной многих конфликтов), между людьми разных поколений. Люди постарше нередко осуждают поведение молодых, как бы забывая себя самих в этом возрасте. Молодые раздражаются, посмеиваются. Возникают осложнения в межличностных отношениях. Возрастной барьер в общении опасен и в семейных отношениях, и в системе служебного взаимодействия .

3. Возможные пути преодоления барьеров общения

Техника общения – это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы - предпочтительные средства общения, включая вербальные и невербальные.
Прежде чем вступить в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнёра по общению, оценить его как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приёмы общения. Затем, уже в процессе общения, необходимо контролировать его ход и результаты, уметь правильно завершить акт общения, оставив у партнёра благоприятное или неблагоприятное впечатление о себе и сделав так, чтобы в дальнейшем у собеседника возникло или не возникло (если этого желания нет) стремление продолжать общение.
На начальном этапе общения его техника включает такие элементы, как принятие определённого выражения лица, позы, выбор начальных слов, тона высказывания, движений и жестов, привлекающих партнёра действий, направленных на его преднастройку, на определённое восприятие сообщаемого (передаваемой информации). В процессе общения применяются виды техники и приёмы разговора, основанные на использовании обратной связи.
При межличностном общении важно уметь «снимать маску», быть открытым и искренним. Без открытого общения не могут существовать теплые и близкие отношения с людьми. Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше ориентироваться в особенностях своих отношений с окружающими, должен интересоваться реакциями других людей на его поступки в конкретных ситуациях, учитывать истинные последствия своего поведения. Собирая подобную информацию от разных людей, получаешь возможность увидеть себя как бы в разных зеркалах. Обеспечение других обратной связью - сведениями о том, какие чувства и мысли вызывает у нас их поведение, - может повышать взаимное доверие. Для того чтобы высказывать и принимать обратные связи, нужно обладать не только соответствующими умениями, но и смелостью.
Следует помнить, что стереотипы мышления есть и у того, кто сообщает информацию, и у того, кто ее получает.
Каждый человек видит окружающий мир по-своему. Образ мира всегда субъективен (вспомните закон неопределенности отклика). Так вот, совершенно справедливо утверждение: «Мы верим тому, чему хотим верить». У каждого из нас есть свои предпочтения, каждому что-то нравится, а что-то - нет. И в поведении человек ориентируется на свое видение ситуации, на свои оценки, симпатии и антипатии.
В процессе общения проблема усложняется. Если действительно захотеть быть лидером в общении, приходится преодолевать не только свои собственные предвзятые представления, но и предрассудки ваших собеседников, так как люди ищут подтверждения своим взглядам и отвергают то, что не вписывается в систему их представлений. Изменить установки людей, их предрассудки и предубеждения почти невозможно - ведь это часть психики человека. Наивно полагать, что под воздействием логических аргументов, показывающих несостоятельность некоего предвзятого представления, человек изменит его. Если партнер достаточно умен, он согласится на словах, если нет, будет спорить, защищаться или уйдет в глухую оборону.
Можно выделить несколько путей преодоления:
    действия должны быть направлены не на устранение предубеждений и предвзятых мнений (что, как уже было сказано, невозможно), а на ослабление и устранение их влияния в каждом конкретном случае.
    действия направлены на ослабление влияния предвзятых представлений не только у оппонентов, но и у себя.
    сознательно передать инициативу разговора в руки собеседника, тем самым лишая его возможности оставаться оппонентом и говорить «нет».
    для получения утвердительных ответов использовать «усилители», то есть высказывания, имеющие общий характер и не вызывающие возражений.
Этот метод называется методом переубеждения, или методом «Я - Сократ».
Как известно, Сократ в своих диалогах задавал вопросы, на которые его собеседник отвечал в основном «да», и тем самым добивался переубеждения оппонента. Думается, что тщательное изучение «Апологии Сократа» Платона есть прекрасная школа управленческого общения.
Также необходимо уменьшить коммуникативный барьер. Это можно сделать, руководствуясь следующими положениями.
1. Постарайтесь сразу избавиться от стереотипов мышления. Конечно, это нелегко. Но если постоянно о них помнить, с поставленной задачей вполне можно справиться. Это совет стратегический.
2. Каждый раз, формируя сообщение, помните о двух вещах. Первое: убедитесь в том, что оно не искажено вашими стереотипами мышления. Второе: попытайтесь определить, какие стереотипы могут довлеть над получателем вашей информации, и сформулируйте свое сообщение таким образом, чтобы оно прошло через этот барьер.
3. Для устранения в сообщении искажений, идущих от стереотипов, очень хорошо помогают следующие приемы:
    Принимая информацию, отделяйте эмоции от фактов, а факты - от мнений. Сделать это очень просто. Выслушав собеседника, попросите его повторить сказанное, ограничиваясь фактами и оставив оценки этих фактов при себе.
    Снабжая информацией, не стесняйтесь попросить повторить ее, особенно если речь идет о чем-то очень важном.
Эти приемы можно назвать элементарной техникой безопасности управленческого общения, ведь они помогают нейтрализовать стереотипы мышления и повысить качество общения.
Установка сознания - это устойчивое отношение человека к окружающему миру, другим людям и самому себе, основанное на его жизненном опыте. Можно сказать, что установки сознания есть у каждого; это своеобразные аксиомы, которые, однажды подтвердившись, уже не подвергаются сомнению и не нуждаются в доказательствах. Установки сознания могут быть правильными или неправильными, но в том и другом случае они, так или иначе, подтверждены опытом человека. Правильные установки сознания помогают человеку лучше адаптироваться к окружающему миру, не повторять ошибок, действовать с учетом собственного опыта.

Заключение
Общение чрезвычайно многогранно. Оно может быть представлено в своем разнообразии по видам. Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение - это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации. Общение может быть личным и деловым. Личное общение - это обмен неофициальной информацией. Деловое общение - процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность. Общение может быть также доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.
Соблюдение условий взаимопонимания на практике, в жизни является критерием достигнутого взаимопонимания. Оно будет тем выше, чем более приемлемы для совместной деятельности разработанные правила взаимодействия. Они не должны сковывать партнеров. Для этого их необходимо периодически исправлять, т.е. согласовывать совместные усилия людей и обстоятельства их реализации. Лучше всего это делать в ситуации равноправного положения индивидов.
Культура общения - это совокупность ценностей (свободы, справедливости, прав и обязанностей, ответственности и самосознания) и способ их реализации в системе социальных, экономических, культурных отношений людей, основанных на раскрытии индивидуальных возможностей и способностей личности.
Современное знание предлагает такие отношения, когда не будет надобности индивидам за счет другого добиваться цели. Успех зависит и от самого человека и от общения. Личность может найти себя в полном и разностороннем применении способностей, в сознании того, что ее состояние не основано на страданиях окружающих. Культура общения открывает широкие возможности для развития личности.
Общение - первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т. е. при включении и активном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие. Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга .
Трудности в общении происходят в большей мере не от слишком высокого или слишком низкого уровня коммуникабельности, а, скорее, от трудности выхода из сложившейся ситуации и негативной коммуникативной установки индивида.
Под барьерами общения подразумевают те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. Барьеры общения многогранны, разнообразны и требуют определённого разрешения. Существуют коммуникативные барьеры (когда человек не понимает речи собеседника по тем или иным причинам, например если речь искажена или люди беседуют на разных языках) и психологические барьеры (например, если люди не понимают друг друга из-за разницы в возрасте или «первое впечатление» оказало слишком сильное влияние).

Список использованной литературы:

    Петерс В.А. Психология и педагогика. – М.: Велби, Проспект, 2007.
    Рубинштейн С.Л. Основы психологии. – СПб.: Питер, 2009.
    Крысько В.Г. Социальная психология. – М.: ВЛАДОС, 2008.
    Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2010.
    Петровск ий А.В. Психология развивающейся личности – М.: Прогресс, 2008.
и т.д.................

Какие категории людей испытывают проблемы в общении? К сожалению, выделить только одну группу человек, которым было бы сложно говорить с другими невозможно. Подобная проблема может возникать по многим причинам. Основными являются страхи, непонимание, отвращение и проблемы интересов.

Трудности при общении

Наибольшей группой проблем, которая способна вызвать последствия в виде проблем с самоподачей человека в общении, считается непонимание. Из-за этого чувства людям сложно установить контакт, они не понимают, по какому алгоритму нужно выстраивать диалог. Для того чтобы завязать разговор и поддержать его, человеку приходится прикладывать огромные усилия. В итоге, если они не оправдываются, мотивации для продолжения нет, то контакт проще прервать.

Модель общения

Общаться со всеми одинаково не получится. К каждому человеку нужен свой подход. С подчиненными диалог должен вестись по одному алгоритму, с начальником - по-другому, с близким - по-третьему. Если в жизни человека проблемы с общением не исчезают, то через время он начинает путать, как и с кем следует разговаривать.

В таком случае человек может слишком многого требовать от других, вести себя приближенно к тем людям, с которыми нужно поддерживать формальные отношения. В таких ситуациях поведение человека с проблемами в общении сильно бросается в глаза.

Правила общения

Проблемы общения между людьми могут возникать тогда, когда один из собеседников не придерживается правил диалога. Нужно понимать, что в каждом коллективе есть и негласные требования. Их нарушать не стоит, иначе собеседники будут негативно настраиваться на человека. К правилам нужно относиться внимательно, чтобы окружающие люди не стали избегать коллегу, называя его «странным».

Невербальные знаки и намеки

Проблемы в общении с людьми могут заключаться и в слишком увлеченном обсуждении какой-то темы. Все любят обсуждать разные вопросы, но некоторые другим могут показаться слишком странными или же отвратительными. Нужно уметь понимать намеки и невербальные знаки, которые дают понять - «пора сменить тему разговора». Если человек не распознает их раз, два, три, то со временем с ним никто не захочет разговаривать.

Эмоции

Непонимание эмоций - серьезная проблема. Одна и та же тема может вызывать у кого-то положительную реакцию, у кого-то - отрицательную. Человек должен уметь распознавать эмоции, иначе собеседник может полностью разорвать контакт.

Такие проблемы в общении с людьми встречаются часто. Нередко можно заметить, как в компании кто-то сильно увлекается черными шутками. Если собеседник испытывал похожие чувства, то у него изменятся эмоции, выражение лица. Многие этого не замечают, продолжая рассказывать «забавный» случай. Это вызывает в дальнейшем проблематичные отношения между людьми.

Язык общения

Наиболее распространенные проблемы в общении с людьми возникают тогда, когда люди говорят на разных языках. Однако из-за существования большого количества диалектов представители одной нации не всегда могут поговорить друг с другом. Поэтому многие предпочитают завести диалог с тем человеком, кого они понимают на все 100 %.

Кроме того, тяжело общаться с теми, кто далек от определенной терминологии. Следует следить за своей речью, делая ее максимально понятной собеседнику.

Ценности

Для кого-то одна тема будет казаться веселой, для другого она может оказаться под запретом. Если не обращать внимания на систему ценностей собеседника, то он может посчитать, что с ним говорит скучный, грубый, циничный человек.

Социальная иерархия

На сегодняшний момент многие, к сожалению, стали игнорировать социальную иерархию. Человек, чтобы ему было проще в общении, должен понимать свое место в обществе и разговаривать с другими так, как того требует ситуация. Если не обращать внимания на социальное положение, то можно не только получить проблемы в общении, но и привлечь более серьезные последствия.

Страх общения

В психологии проблемы в общении с людьми связывают также с определенными страхами. Они зачастую возникают из-за уже имеющегося негативного опыта, плохой информированности. Рассмотрим то, какие страхи могут быть у человека.

Предъявление

Некоторые люди боятся выражать свои эмоции, чувства, мысли. Как правило, страх предъявления возникает тогда, когда не понятно - как отреагирует собеседник. Этот фактор влияет на социальные контакты намного серьезнее, чем вышеописанное непонимание. Нередко люди с такими страхами не могут завязать диалог вообще. Почему так происходит? С одной стороны, человек хочет избежать непонимания, выразить свои эмоции, но с другой - ему страшно это сделать. Из-за того, что он не может получить опыт, общение начать сложно.

Что делать в таких случаях? Очевидно то, что непонимание намного меньшая проблема, нежели страх. Единственный вариант избавиться от него - попробовать. Только в таком случае есть шанс получить положительный опыт. Если рассматривать в целом, то при попытке наладить диалог, человек получает определенную информацию, которая поможет ему бороться с проблемой.

Отвержение

Как и любой другой страх, этот появляется при отсутствии положительного опыта. К примеру, человек хотел пообщаться, но его отвергли. В таком случае не нужно замыкаться в себе. Нужно найти общество, где, даже если человек покажет себя не с лучшей стороны, его выслушают и поддержат диалог. Если найти такой коллектив проблематично, можно обратиться к психологу.

Высмеивание

Подобная проблема связана с вышеописанной, однако она базируется на реальном негативном опыте, когда человека высмеяли, унизив или оскорбив. Справиться с данным страхом можно, только получив положительный опыт общения. В дальнейшем нужно проанализировать две ситуации и понять, почему была та или иная реакция.

Отвращение

Иногда проблемы могут возникать не потому, что человеку сложно выражать себя, а из-за того, что он вызывает отвращение у других. Причин подобному может быть много. В современном обществе эта проблема популярна. Рассмотрим основные ее аспекты.

Внешний вид

Иногда плохой внешний вид может провоцировать проблемы в общении с людьми. Что делать? Следить за собой. Волосы должны быть чистыми, одежда без пятен, не должно быть неприятного запаха. Такие проблемы могут распугать даже тех собеседников, которые заинтересованы в диалоге.

Репутация

Еще один фактор, который может отражаться на общении людей. На репутацию влияет образ жизни, какие-то негативные факты из биографии. Более того, сильное воздействие оказывают даже обычные слухи о человеке. Нужно уметь себя подать в обществе так, чтобы люди не пытались оклеветать и не придумывали себе ничего лишнего.

Проблемы интересов

В общении между людьми всего должно быть в меру. Это касается и интереса. Причем речь идет не только о любой музыке, фильмах и так далее, но и о заинтересованности одного человека в другом.

Слишком сильная заинтересованность

Не нужно пытаться навязываться, преследовать человека и так далее. Собеседник может усомниться в намерениях, подумать, что за ним увязался мошенник и так далее. Интерес нужно проявлять легкий, чтобы не было дискомфорта при общении.

Недостаток заинтересованности

Если интереса к общению у собеседника нет, то и диалог складываться не будет. Именно этот фактор устанавливает контакт. Боясь показать чрезмерную заинтересованность, не нужно полностью отдаляться, иначе оппонент сам прервет общение.

Итоги

В статье описаны причины проблем в общении, а также способны решения практически каждой из них. При разговоре с человеком нужно смотреть на его эмоции, действия, ни в коем случае не продолжать тему, если собеседнику она неприятна. Пытаясь завязать диалог, нужно в первую очередь думать об оппоненте. Только так получится наладить контакт.

В статье рассказывается о причинах, по которым у взрослых людей могут возникать проблемы в общении. Даны советы, что нужно в себе исправить, чтобы не испытывать дефицита качественного общения.

Общение является необходимой частью жизни человека. Иначе каким образом реализовать себя и стать социально активным?!

По мнению психологов, проблемы в общении испытывают, как правило, интроверты – люди, мысли которых направлены больше всего на свой внутренний мир. Им комфортней в одиночестве, а общение в кругу друзей или с коллегами вызывает огромные трудности.

Причины, по которым люди испытывают сложности в общении

  • Нежелание и неспособность слушать . Это самая частая проблема в общении. Проявляется она следующим образом: человек откровенно скучает в момент разговора или же наоборот, беспардонно перебивает собеседника. Такое поведение очень раздражает и воспринимается другими как неуважение.
  • Неуверенность в себе . Огромным препятствием в общении становятся дискомфорт, невнятная речь, недостаточный словарный запас. Постоянно преследует страх того, что будет сказано все неправильно и не воспримется собеседником адекватно.
  • Категоричность . Неумение уступать, непоколебимая уверенность в собственной правоте и неспособность принимать чужую правоту лишь оттолкнут собеседника. Это не значит, что нужно во всем соглашаться с другими, лишь бы быть «хорошим», но деликатность и хорошие манеры еще никто не отменял.
  • Погружение в собственные проблемы . Если все разговоры перевести в русло своих переживаний, то вряд ли получится долго удерживать нить разговора. Поэтому стоит выбирать темы для общения, которые будут интересны всем.
  • Собеседник выше или ниже по уровню развития . Диалог будет интересным и непринужденным среди людей, уровень интеллекта которых равен. Если собеседник превосходит по развитию другого человека, то последний непременно начнет испытывать неуверенность, зато ему с большой долей вероятности будет интересно мнение более грамотного товарища.

Выявив причину, по которой человеку общение дается с трудом, будет легче начать работу над собой и преодолеть коммуникативный барьер.

Как сделать общение с людьми более эффективным

В этом помогут следующие правила:

  • Избавиться от эгоизма . Следует задуматься, приятно ли будет остальным общаться с человеком, который все время перехватывает инициативу в беседе, а манера его общения, в связи с этим выглядит достаточно агрессивной. Правильным будет, если в процессе разговора поддерживать дружелюбный тон и давать высказаться всем участникам. К такому человеку потянутся за советом, его всегда захотят видеть в любой компании, у него будет много друзей.
  • Быть хорошим слушателем . Искренний интерес и умение слушать собеседника – это качество, которое позволит стать желанным членом общества. Людям важно ощущать, что они не одни со своими проблемами, и есть те, кто вас послушает, поймет, даст грамотный совет.
  • Проявлять интерес к предмету разговора . В беседе важно найти точки соприкосновения. К сожалению, не всегда тема, предложенная собеседником, интересна для другого человека. В таком случае не стоит всем видом показывать свое безразличие. Эффективность такого разговора равна нулю. Следует вежливо выслушать человека и деликатно подвести его к теме, которая будет взаимно интересна.
  • Отказаться от негатива в адрес собеседника . Порой кажется, что правильным является лишь собственное мнение, а то, что говорят другие – абсурд. Не стоит подрывать доверие людей, доказывая им свою правоту и высмеивая их теории. Следует помнить, что любое мнение имеет право на существование.

Уважительное отношение способствует сближению людей и делает общение комфортным и приятным.

На данный момент у многих людей в процессе общения возникают различные трудности. В период взаимодействия нескольких людей между собой может возникать коммуникативный барьер. Такие трудности в общении с людьми естественным образом связаны с нервно-психическим состоянием индивида. Принято различать две разновидности трудностей в общении: субъективные и объективные переживания. Субъективные не всегда остаются замеченными собеседником, а объективные наоборот проявляются во время личностного контакта. Помимо этого выделяют еще первичные и вторичные трудности общения. Первичные связаны в первую очередь с природными особенностями человека, а вторичные являются результатом какой-то травмы или пережитого стресса. Дефектное общение можно считать неполноценным, так как в межличностных отношениях не может установиться искренность, непритворность, доверительность и лёгкость во взаимодействии между людьми. Трудности в общении возникли давно. Но от них можно избавиться, если придерживаться нескольких принципов взаимодействия с собеседником.

Трудности общения

На данный момент у многих людей в процессе общения возникают различные трудности. В период взаимодействия нескольких людей может возникать коммуникативный барьер между ними. Кроме этого есть вероятность появления двустороннего или многостороннего осложнения отношений. Это связано обычно с такими личностными качествами собеседника как неискренность в общении, эгоизм и местами даже наглость. Такие трудности в общении с людьми естественным образом связаны с нервно-психическим состоянием индивида. Существуют отличия, берущие во внимание уровень напряжения человека, тип создавшейся ситуации и другие моменты.

Принято различать две разновидности трудностей в общении: субъективные и объективные переживания. Субъективные не всегда остаются замеченными собеседником, а объективные наоборот проявляются во время личностного контакта между людьми и сопровождаются понижением степени удовлетворенности от общения.Тем самым от диалога люди не только не получают удовольствия, а, наоборот, наполняются отрицательными эмоциями.

Проблема общения при субъективных трудностях характеризуется наличием таких качеств человека как застенчивость, смущенность, неуверенность, трудность вступать в психологические контакты с людьми. Объективные трудности возникают из-за различия степени коммуникативной грамотности собеседников. Ликвидировать трудности общения сможет специалист. Консультация психолога в Москве поможет справиться с проблемами взаимодействия во время общения с собеседником.

Помимо этого выделяют еще первичные и вторичные трудности общения. Первичные связаны в первую очередь с природными особенностями человека, а вторичные являются результатом какой-то травмы или пережитого стресса. Первичные характеризуются такими качествами человека как тревожность, агрессивность и многим другим, что непосредственно связанно с темпераментом самого индивида. Вторичные проблемы общения могут образоваться из-за плохой прежней практики взаимодействий с людьми. Консультация психолога в Москве посодействует лечению данного психического расстройства.

Дефектное общение

Данное общение характеризуется наличием неких помех (дефектов общения). Это взаимоотношение можно считать неполноценным, так как отсутствует искренность, непритворность и лёгкость во взаимодействии между людьми. Эта проблема общения способствует завершению межличностных контактов между собеседниками. Тем самым нарушается успешность общения и снижается самоудовлетворенность им.

Нередко собеседник может вступать в общение, надев на себя маску. За ней он пытается скрыть свои недостатки характера (неуверенность и т.д.). Возникновение помех в общении может быть вызвано в результате становления угрозы понижения собственного достоинства и самооценки.

Главным образом именно черты характера создают проблемы в общении, которые могут привести к конфликтным ситуациям. Эмоциональное состояние человека играет решающую роль в установлении межличностных отношений с собеседником. Осложнять взаимодействие во время общения может множество факторов, которые в первую очередь связаны с повышенной эмоциональностью. Чтобы наладить отношения между собеседниками, нужно перестроить общение, которое основано на межличностном сотрудничестве с проявлениями эффективной коммуникации. Умение слушать и слышать очень важно в общении.

На самом деле трудности в общении возникли давно. Но от них можно избавиться, если придерживаться нескольких принципов взаимодействия с собеседником. Заинтересованно слушать собеседника, положительно и адекватно реагировать на его слова, не перебивать его и не создавать негативных эмоций в диалоге помогут наладить общение. Но если не получается самостоятельно сформировать успешное общение, то помощь профессионального специалиста поможет создать благоприятную обстановку между собеседниками. Консультация психолога в Москве поспособствует формированию взаимоотношений на основе эффективной коммуникации. От такого общения вы сможете получать максимум удовольствия и быть удовлетворенным разговором на 100 процентов, что повысит ваше настроение и наполнит вас изнутри позитивными эмоциями.