Священник Даниил Сысоев. Проповедь в День Святой Троицы

Деяния апостольские, 2:1-11

При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небесами. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты*, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?

Сегодняшнее воскресенье – Праздник Святой Троицы, или Пятидесятница, день рождения Церкви. И событие это, как находящееся уже за пределами земной жизни Господа Иисуса Христа, описано в пятой по очереди книге Нового завета, которая называется Деяния апостольские. Это историческая книга, говорящая о первых годах существования Церкви. Наверное, сегодня – единственный в церковно-богослужебном году день, когда центральным на богослужении становится чтение не из Евангелия, а из Апостола.

В стихах из второй главы Деяний апостольских, которые мы сегодня слышали, говорится о том, как в праздник Пятидесятницы, то есть на пятидесятый день после Пасхи, апостолы находились единодушно вместе, и внезапно произошли два чудесных события.

Первое – начался некоторый шум на небе, подул сильный ветер, и весь дом наполнился ощущением могущества Божия. Припомним: когда мы находимся в поле перед грозой, вдруг начинает дуть сильный-сильный ветер, и невольно душа восходит к первоначалам, приближается к тому, каков был этот мир когда-то в его изначальной хорошести. Потом в Сионской горнице, то есть в доме, где находились апостолы, появились языки «как бы огненные» (Деян. 2:2), как говорит автор Деяний святой евангелист Лука. Это указание очень важно, потому что, конечно, речь не идет о физическом пламени. Эти языки почили, то есть, разойдясь, достигли головы каждого, кто присутствовал в Сионской горнице. Это было первое чудесное событие.

Второе событие состояло в том, что апостолы, согласно тексту Деяний, «исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им про­веще­вать» (Деян 2:4). То есть, не имея лингвистического или филологического образования, будучи по большей части простыми рыбаками, вдруг получили дар проповеди на языках тех народов, к которым еще только предстояло отправиться.

Почему эти два чудесных события отмечаются как день рождения Церкви? Дело в том, что в Евангелии от Иоанна, которое тоже сегодня читается на богослужении, Христос говорит о том, что потом, когда Он будет вознесен после Своих крестных страданий, Он пошлет ученикам Духа Святого, Утешителя, Который их всему научит. Принятие Духа Святого, Который, как верит христианская Церковь, является третьим Лицом Святой Троицы, будет для них великой радостью, (Ин, 14:26).

История человечества в некотором смысле разделяется на три этапа. Святые отцы, учители Церкви, говорят, что эпоха Ветхого Завета была преимущественно временем действования Бога Отца, Который был еще непознаваем человеческому роду. Средоточие человеческой истории, время земной жизнь Господа Иисуса Христа, описанное в Новом Завете, – время преимущественного действования второго Лица Святой Троицы, воплотившегося Бога Сына. И, наконец, последующая история – реализация тех хороших новостей, или Благой вести, которая принесена в Евангелии, – это эпоха действования Духа Святого.

В одном из очень важных церковных песнопений звучат такие слова: «Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается, светлеется Тройческим единством». То, что Дух Святой пребывает в Церкви, определяет ее природу, совершенно отличную от природы, скажем, государства, партии, сообщества по интересам. Это отличие подразумевает, что все существенное внутри Церкви совершается не человеческими усилиями, не административным распорядком, талантом руководителей и даже не святостью и благочестием тех, кто Церковь наполняет, но Духом Святым, Который реально в ней пребывает и для христианина является вечным источником ее святости.

Духом Святым вода, в которую мы опускаем младенцев во время совершения Таинства Крещения, перестает быть просто физической консистенцией и становится водой, в которой человек рождается в жизнь вечную. Духом Святым слова, которые произносит священник в Таинстве покаяния («прощаю и разрешаю тебя от твоих грехов…») над каждым искренне кающимся человеком, перестают быть просто словами или советом психотерапевта, но становятся силой, после действия которой человек уходит реально освобожденным от груза своих грехов и получившим шанс дальше жить по-другому или бороться за то, чтобы жить по-другому. Духом Святым хлеб и вино, важнейшие субстанции нашего человеческого существования, на литургии перестают быть просто хлебом и вином, но становятся Телом и Кровью Христа, с Которым мы соединяемся в Причастии. И начало этих удивительных даров, значительно более удивительных, чем возможность проповеди на национальных языках, вдруг данная апостолам, имеет место в сегодняшний праздник и описано в Деяниях апостольских.

И еще одно важное замечание, связанное как раз с проповедью на языках. Этот завет, это указание дано Самим Богом. Христианство предполагает не создание мистической атмосферы, не мраки и полумраки переживаний без осознания разумом, но проповедь Слова, Слова с большой буквы, которое отзывается в сердце и рождает в нем отклик, объединяющий и разум, и волю для всецелого следования человека за Христом.

Протоиерей Максим Козлов

Июнь 11th 2011 -

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня мы вспоминаем тот день, когда Святой Дух сошел на первых учеников Христовых. «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать».

Апостолы получили не только дар языков, но и другие обещанные дары: «Именем Моим будут изгонять бесов; …будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы».

Подобные дары и раньше давались людям. Вчера, например, на Вечерне мы слышали как Бог послал Духа Своего на семьдесят избранных Моисеем мужей. А когда Дух Божий почил на Елисее, он смог разделить Иорданские воды, и от проказы очистить, и даже мертвого воскресить. И сами апостолы еще до Пятидесятницы и бесов изгоняли, и огонь могли cводить с неба, и другие чудеса творить.

Всегда в церкви слово Божие звучит, начиная с благословения, – «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Всякое делание мы, христиане православные, начинаем, благословляя себя святым именем. Ныне же в день Святой Троицы эти слова сегодня звучат совершенно по-особому, и также совершенно по-особому переживаем и понимаем их смыл. Ещё во времена Ветхого завета Милостивый Господь через пророка своего Моисея народу Израиля дал временный закон. В нём, в частности, было и совершение праздников, указания, одним из которых является праздник Пятидесятница. Его раньше праздновали в Извраиле и празднуют по ныне. Во время празднования этого дня народ переходит жить в палатки, шалаши, которые украшают по-особому, которые бывают жилищем народа Божия в эти дни.Это своеобразное воспоминание, когда они и их предки были рабами, но Господь рукою своею вывел их из рабства египетского, и они сорок лет палатках да шалашах пребывали в пути, обретая землю обещанную, землю, которую Господь дал через Авраама, и в которую должен прийти Спаситель.

В течение этих пятидесяти дней от Пасхи до Пятидесятницы евреи читали закон Божий (5 первых книг закона Моисея). И так из года в год повторяли себе, детям и внукам заповеди Божии. Закон Моисея просто повелевает, мы же с высот Нового Завета понимаем, для чего это нужно. Не понять Бога, не понять Его святой воли, не принять Святого Духа тому, кто не живёт по законам Божиим и заповедям Его! Чтобы по заповедям Бога жить, их надо, как минимум, хотя бы знать. Поэтому в течении пятидесяти дней весь Израиль изучал Священное Писание, а в последний день, то есть пятидесятый, совершалось особое богослужение и особые жертвы.

Сам Моисей говорил про Христа Спасителя: «После меня Бог даст вам другого!» Но Израиль, кроме Моисея, никого великого не знал. И сейчас если спросить какого-то еврея, кто из пророков наивысший, сразу скажет, что Моисей. Мы видим, что слово Моисея исполнилось во Христе, который есть не только помазанный Пророк, Первосвященник и Царь Израиля, но и ещё Бог, пришедший в мир, – Богочеловек.

Когда Спаситель пришёл в мир, Он совершил то, что не смогли совершить Адам, что не совершил никто, и что необходимо каждому из нас. Грехами удалив себя от Бога, источника жизни и счастья, мы оказались вне жизни и вне счастья. Это не просто слова, потому что легко проверяемо жизнью. Кто не живёт с Богом, у того нет ни счастья, ни жизни, ни смысла. Некоторые, конечно, обманывают себя, придумывают себе смыслы и фантазируют себе счастье – это видно во всём. Например, сейчас многие болеют головушкой, крепко заразившись заразой века сего, считают, что смыслом в жизни могут быть карьера и богатство. Но мы знаем, что эта зараза заразой и есть. Кто достигал больших высот в карьере и денег, в отличие от нас с вами только мечтающих об этом, тот давно понял, что ни должности и слава, ни деньги и положение счастливее людей не делают нисколько. Да, гордость и тщеславие тешут, создают иллюзию на короткое время. Согласитесь, что чем больше денег, власти, тем больше скорби "как бы их не потерять, как бы кто не урвал, как бы задушить и укусить ближнего или родного брата, только бы не был конкурентом и не стал мне опасным врагом". Нет! Это или умственно неполноценные или не имеющие денег и богатства, и считающие это целью и смыслом. Но кто живёт в семье, то знает для того, чтобы в семье была, говорю, не полнота совершенств, а хотя бы мир, нужно уметь учиться ломать через коленку, с хрустом свою гордыню. Кто себя ломал, тот знает, что это за счастье! Какая радость от хруста. Кто-то считает, что семейным счастье являются дети, тогда это совсем не по-взрослому и не по-человечьи. Дети не могут быть целью жизни. Чем закончится моя жизнь? Червяки съедят. А детей, внуков? Их тоже съедят червяки. Какой это может быть целью и смыслом? Поэтому потеряв Бога, человек в Адаме, всё человечество в целом, каждый из нас с вами теряет всё: смысл, цели, радость, жизнь, облик и вид человеческий.

Бог, желающий счастье и нашего спасения, Сам – Высокий, унижая Себя, Великий, смиряя Себя, входит в нашу жизнь и наш мир, принимая образ и подобие человека – раба по отношению к Себе, как сказано в Священном Писании. Живя на земле, во Христе Бог, став человеком, совершил то, что должно было совершиться в Адаме, то, что не совершили мы: силой Божества в Себе человечье естество Он преображает; свои рождением соединяет несоединимое – вечность и время, божественное и человеческое; учением Своим озаряет нам путь, являет пример; подвигом жертвы и любви Своей в самом Себе человеческое, преображая страданиями, делает бесстрастным, смертью бессмертным; Воскресением Своим поднимает нас для жизни вечной, вознесением – возносит человеческое естество в глубины естества божественного. Это всё совершено в одном Человеке, в одной личности – Иисусе из Назарета! А мы? Да, пришёл Бог в мир. В Евангелии написано о том, что скажем о том, что смерти праздновали, умерщвление на Пасху поём, а смерть всё равно торжествует. Христос пришёл спасти нас от греха, а грех творит, Он принёс нам прощение – а сколько зла в этом мире и непрощённых?! Новые эры исчисляются от Рождества Христова, но вопрос: что изменилось? Ничего! Зачем тогда Бог приходил в мир? Он пришёл, чтобы в самом себе победить грех, силу ада и смерть. В Нём торжествует божество, вечность, радость и рай. А мы? Чтобы Его дар вечной жизни и спасения был не Его и не в Нём только, а стал принадлежностью каждого, кто пожелает этого, конечно. Для этого Он сказал Своим ученикам, возносясь, что нужно оставаться им в Иерусалиме, не отлучаться, пока не пошлёт им обещанное – Духа Святого, который снизойдёт на них. Мы знаем, что Дух Святой снизошёл на апостолов в виде огня! Неся уже всем ту закваску обожения, которая была совершена в Нём, теперь Дух Святой вживляется в каждого, кто желает этого преображения, очищения, райского состояния. Поэтому Дух Святой, сходя на апостолов, дал им дар языка и каждый из них стал говорить и проповедовать на языке, которого не знал. Ведь апостолы в основном были безграмотными рыбаками из Галилеи. Они свой-то язык пополам только знали, а им нужно было нести проповедь по всему миру. Но как? Переводчика нанять?! Тогда где деньги взять? Самим выучиться? (к примеру, Петру в 50 лет – не серьёзно). Именно Дух Святой дал им эту возможность. Каждый, говоря на ином языке, понял, на каком языке он говорит, например, на языке парфян, значит нужно идти проповедовать в Парфию; на языке Египта, значит Господь даёт путь и указывает, где быть проповедником; на языке Понта, Аси или Каппадокии – в Малую Азию. Но идя на проповедь в Богом данное и назначенное место, каждый из апостолов, неся в себе дар Святого Духа и проповедуя, крестили. Во время Крещения, мы знаем, что нисходит Дух Святой. Это таинство так называется от того, что Дух Святой вживается в тех, кто с верую желает принять дар обожения во Христе, силу Святого Духа.

К тому времени основываются общины первых христиан, в которых совершается особая молитва, непохожая на другие. Это молитва, во время которой мы берём хлеб и вино и просим, чтобы Дух Святой приложил и преобразил их в Тело и Кровь Христа, приемля которое в себя, мы принимаем дар обожения во Христе, семя рая. Что совершилось во Христе, то и совершается в нас – Его милостью за нашу веру.

Мы сегодня празднует не только сошествие Святого Духа вообще, но и день рождение Церкви, возможность каждого из нас стать носителем дара преображения в Боге, которое совершено во Христе и которое даровано теперь всем и каждому. Это совершается за веру нашу, по желанию, но силой, благодатью, святостью Духа Святого!

Важным хотелось бы сказать! Сегодня мы празднуем сошествие Святого Духа, явно видим существо божественное. Наш Бог – непостижимое Триединство! Один по существу, и три в личностях. Но как? Никак! Это необъяснимо. Если объяснять лишь голым человеческим умом, коротким, несовершенным и не преображённым в Святом Духе, то это не объяснить, так же как и не объяснить многое другое нашей повседневной жизни.

Например, женщина родила ребёнка, вся изорвалась в кровь, швы у неё в поперёк и вдоль на теле, ходит по стенке, кормит грудью, не спит по ночам, мучается. Только немножко передохнула, как мысль прибегает «хотим второго родить». Что мало было пыток? Умом это не понять, для этого нужно быть просто мамой и просто любить. Вспоминаю слова одной мамы, которая говорит: как только подрастает последний, такая тоска в душе, хочется настоящей любви. Мужу говорю: «Будем рожать!» Это она мне рассказывала, когда они родили седьмого, ей доходило почти 40 лет. Я её спросил, долго ли так будет говорить мужу, на что она ответила: «Пока будет возможность рождать».Мне было не очень понятно мужским умом, а она женским материнством, сердцем переживала. Поэтому Бога и Его глубины не понять, если подходить к нему кривой человеческой меркой нашей неправды – Бог неизмерим измеряемым!

Какой вывод мы можем сделать, празднуя и совершая торжество нашего Триединого Бога? Два очень важных практических выводов, которые необходимы для нашей жизни. Во-первых, Бог необъясним, велик и непостижим, потому что Всесовершенен. Как коротким черпалом вычерпать бездонный колодец? Как человеку, имеющему границы, объять безграничное? Сердце просит благоговения и благодарности, в радости и страхе Божием предстоять пред величием нашего Бога и Творца. В Писании сказано, что начало премудрости – страх Господень. Страх не в смысле «паника», а в смысле «изумление», «потрясение», «благоговение». Во-вторых, Бог един, но не одинок – Отец, Сын и Святой Дух. Скажем о нашем человечьем естестве, даже под одной крышей с одним естеством и под одной фамилией может жить три человека, например, папа, мама и ребёнок, также модно на Руси – бабушка, мама и дочка. Семья будет семьёй тогда, когда семьёй будет не называться, а являться, когда между ними будет единственное, что сделает их семьёю – это любовь. Без любви может быть название, но суть исчезнет. Даже в земном понимании, чтобы были единство, радость, полнота необходима любовь.

О чём свидетельствует, когда Господь открывает для нас, что Он триедин, но Его воля одна и неделима. Это говорит о том, какова сила любви в Боге: Отца к Сыну и Святому Духу, Сына к Отцу и Святому Духу, Духа к Отцу и Сыну, если мы говорим об одной воле. В свете сказанного с какой силой звучат слова Иоанна Богослова, который говорит, что Бог есть любовь. Любовь, которая стирает межличностные границы, любовь, в которой личность не растворяется, а потрясающе проявляется невыразимым языком единства, которое желаем и к которому стремимся.

Что торжествуем сегодня мы, имея Бога Троицу? Непостижимость Его величия и бескрайнее величие Его любви! Ещё в Ветхом Завете Господь говорит: «Будьте святы, потому что Я свят» (см. Лев. 11:44). Если сократим фразу до минимума, то останется «Будьте, как Я». Стремиться к высоте, теряющейся в бесконечности, стремиться к полноте Богоподобной любви. Для каждого из нас изливается Дух Святой, который даёт силу к этим высотам.

От всей души рад всех поздравить, что мы сегодня переживаем праздник, открывающий нам человеческую высоту и глубину божественной любви. С праздником!

19.06.2009

Сегодня, в праздник Пресвятой Троицы, заканчивается святая пасхалия, которая началась с Воскресения Христова. Пятьдесят дней мы ждали исполнения Господнего обетования на Тайной вечери прислать нам вместо Себя Утешителя. Мы хорошо помним тот вечер, навечно вошедший в историю Церкви под названием Тайной вечери.

Сегодня, в праздник Пресвятой Троицы, заканчивается святая пасхалия, которая началась с Воскресения Христова. Пятьдесят дней мы ждали исполнения Господнего обетования на Тайной вечери прислать нам вместо Себя Утешителя. Мы хорошо помним тот вечер, навечно вошедший в историю Церкви под названием Тайной вечери. Мы тогда собрались на свое ежегодное торжест­во, Пасху, самый главный иудейский праздник в воспоминание исхода еврейского народа из Египетского рабства. Но в тот вечер никакого торжест­ва не получилось. Мы были ошеломлены: нам наш Учитель умыл ноги! Мы было хотели воспротивиться, а Петр в запальчивости даже сказал: «Во век не умоешь мои ноги!» – Но: «Так надо!» – ответил Иисус. А потом и вовсе стал говорить нам о Своей смерти. В смятении и ужасе мы переглядывались друг с другом: молодой, в расцвете сил! Ему бы еще жить и жить во исполнение наших надежд и упований! Мы были подавлены, ничего не понимая, и Господь всё это видел. «Сейчас вы опечалены, – сказал Он. – Но печаль ваша перейдет в радость. Я пришлю вам Утешителя от Отца Моего». И еще Он сказал: «Для вас будет лучше, если Я уйду и пришлю Его вам, Утешителя». – «Да-да, вот теперь мы все поняли, – дружно ответили мы, всё еще цепенея от тоски и страха. – И веруем, что Ты и вправду от Бога исшел». – «Теперь веруете?» – с горечью повторил Господь. И чтобы хоть как-то укрепить нас, Он сказал: хочу, «чтобы вы имели во Мне мир. В мiре будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мiр».
Потом, как повествует Священное Писание, Господь «воспел и вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад».

Две тысячи лет человечество мысленно совершает тот путь вслед за Ним и Его учениками в надежде, несбыточной надежде, что, может быть, там все-таки что-то случится такое, что не позволит совершиться тому ужасу, который, увы! – был уготован и уже поджидал нас! Ноги наши ослабели, веки сами смыкались, как будто в предчувствии гибели. Господь молится троекратно до кровавого пота, умоляет нас не предаваться сну, еще хоть чуть-чуть пободрствовать с Ним. А потом – как обвал, камнепад: шум, крик, едкий дым от горящих факелов. Разъяренная толпа набрасывается на Учителя, покорно предающего Себя ей в руки. И – нет спасения! Нет защиты! Животный страх охватил нас, и мы врассыпную бежим, куда глаза глядят. Потом наступает полный мрак, тьма, отчаяние. «Страха ради иудейского» мы сидим день и ночь, запершись, в Сионской горнице, ожидая, что вот-вот к нам сейчас ворвутся и тоже поведут на распятие. И опять – нет спасения, нет защиты. Нет ни надежды, ни сил жить дальше. И вдруг – появляется Господь. От страха и восторга мы буквально онемели, думая, что перед нами – призрак. Ведь когда Его три дня назад на наших глазах забирали, убивали, – это было ужасно, мы плакали. Но все-таки это было понятно: с этим мы в жизни сталкивались. Но чтобы – воскреснуть?! Из мертвых?! «Не бойтесь, – ласково говорит Господь, – подойдите ко Мне, осяжите Мои руки, ребра». Мы видели много чудес, что совершил Господь, когда был с нами: и воскрешал, и исцелял, и усмирял бурю. Мы, конечно, изумлялись, но постепенно как-то стали к ним привыкать: на то Он и Бог! Вот так и к этому, новому чуду мы отнеслись с детской радостью: воскрес – и слава Богу! Но в глубине души холод от всех недавних потрясений не развеялся. Господь теперь время от времени появлялся перед нами, укорял в маловерии (а откуда ей было взяться, твердой-то вере?), и снова уходил. Неизвестно, куда. А нам так хотелось с Ним больше никогда не расставаться, слушать Его, осязать. Мы напряженно, до боли, до тоски ожидали, когда Он придет снова, мы только и жили этим ожиданием. И Он приходил к нам нес­колько раз.

Две тысячи лет прошло с тех пор. Теперь-то уже все в нашей жизни упорядочилось, улеглось. Мы каждый год рассчитываем нашу пасхалию по дням и неделям. Но тогда это все было впервые. Тогда мы сорок дней до Его Вознесения жили, как будто в душевном раздвоении: мы, точно во сне, с покорностью принимали всё происходящее с нами, и вместе с тем не понимали главного. Не понимали, не могли понять промыслительной значимости для каждого из нас, для всего человечества услышанных слов: «Иду ко Отцу Моему и Отцу вашему, к Богу Моему и Богу вашему». И еще: «Ждите, никуда не расходитесь: пришлю вам Утешителя». Можно сказать, все эти сорок дней мы были самыми счастливыми на свете, ибо видели то, что мечтали бы увидеть все святые, праведники, все пророки, жившие до Христа, и не увидели. И вместе с тем, мы нестерпимо мучились от своего неведения и невежества (помним, ведь мы – горстка неграмотных пугливых рыбарей, избранных Христом, чтобы стать потом бесстрашными свидетелями и проповедниками Истины, Апостолами)! Мы еще не были тогда просвещены светом Истины. Нам предстояло ожидать этого еще целых десять дней. Кто постучится в нашу горницу? Как он войдет, как поцелует, какое приветствие и какой подаст нам знак?

Сегодня мы как раз и празднуем этот день – день рождения Церкви Христовой. Развеялись, как дым, наши сомнения, недоумения. От уныния и боязливости вообще не осталось и следа. Нам открылась вся полнота Истины. Мы уразумели Священное Писание, нам открылись все глаголы человеческой речи, чтобы нести Свет, озаривший наши души, во все языки, «начиная от Иерусалима». Наконец-то, нам открылся смысл слов, произнесенных на Тайной вечери: «Иду туда, к Отцу Моему, откуда Я и пришел к вам на землю». И – самое главное: Бог – это Пресвятая Троица – Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой.

Когда в видении огненных языков на учеников и апостолов снисшел Бог Дух Святой, все люди ужаснулись: что это за шум? А это, оказывается, был шум огня, который воссиял на челе каждого из апостолов, и они исполнились Духа Святого. Мы вместе с ними тогда тоже вдруг уразумели Писания, всю премудрость человеческую. Всё сопоставили, начиная от восшествия Господня в Иерусалим, когда Он сел на жеребенка ослицы и торжественно и скорбно въехал в город. Тогда все ликовали, кричали «Осанна! Царь Израилев!», а Господь был печален, предвидя, что совсем скоро, меньше чем через неделю, они же будут кричать: «Распни, распни Его!». Всё это Господь видел и дал увидеть нам.

Но нам не следует превозноситься, будто мы уже всё узнали, всю тайну. Тайна мироздания для нас еще не открыта. Всё, что здесь существует в виде вопросов, – и мучение праведников, и смерть младенцев, и все нестроения, которые в жизни бывают, как нам кажется, не по нашей вине, – всё это объяснится в вечности. Наша жизнь состоит из трех частей: утробная жизнь, жизнь в мире сем и вечная, бесконечная, которая ожидает нас после краткого мига жизни земной. Вот только там откроется вся полнота Тайны лицом к лицу увидевшим Пресвятую Троицу. Здесь же, пока мы на земле, Спаситель дает нам все это проницать своею верой. Господь сказал, все вам дано будет, только веруйте. В доме Отца Моего обителей много. Вы всё получите, что вам понадобится для вечного блаженства.

Чему же мы сегодня радуемся? Посторонним, непосвященным это трудно понять. Наша радость не преходящая, наша радость великая: мы сегодня стоим снова на коленях! Мы будто после долгого путешествия по духовным пространствам возвратились домой, в свое долгожданное состояние – сокрушенный плач по собственным грехам. И это – великая победа Духа! Ибо наш сегодняшний плач восполняется радостью, верой и надеждой на неизреченную милость Господню, Его любовь, прощение нам всех наших согрешений и вечную жизнь. Аминь.

Настоятель храма
протоиерей Борис (Куликовский)