Завет бога с авраамом. Завет бога с аврамом Отступление в повествовании

Спустя долгое время после Ноя жил такой же очень благочестивый человек. Звали его Авраам. Однажды Бог сказал ему: "Покинь твою землю и дом отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе. Я произведу от тебя большой народ и буду с тобой, и сделаю твое имя великим. Благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну. В тебе благословятся все народы земли".

Авраам отправился в путь, как повелел ему Бог. Он прибыл со всей своей семьей в землю Ханаанскую, пересек ее и дошел до места, называемое Сихем. Там Господь явился ему и сказал: "Эту землю Я дам тебе и твоему потомству". Авраам соорудил жертвенник и принес жертву Богу.

Мелхиседек благословляет Авраама

Однажды чужеземные цари вторглись в землю Ханаанскую. Они сожгли города и многих жителей захватили в плен. Авраам преследовал их, сразился с ними и победил их; он освободил пленников и вернул все, что враги захватили.

Когда Авраам возвращался к себе, навстречу ему вышел царь Мелхиседек. Он вынес хлеб и вино для жертвоприношения Богу, ибо он был священником Бога Всевышнего. Он благословил Авраама и сказал: ""Великий Бог, Творец неба и земли, да благословит Он Авраама". Авраам дал ему десятую часть добычи, отнятой у царей.

Бог является Аврааму

Бог обещал Аврааму, что у него будет очень много потомков. Однако Авраам и жена его Сарра состарились, а детей у них все не было. Но поверил Авраам Господу, и Бог вменил ему это в праведность.

Однажды Сам Бог явился Аврааму, когда тот сидел у входа в шатер во время зноя дневного. Авраам увидел трех странников, побежал навстречу им, поклонился до земли и сказал: "Владыка! Если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши. Отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдете; так как вы идете мимо раба вашего". Они сказали: "Сделай так, как говоришь". И взял Авраам масла и молока, и теленка приготовленного, и пресные хлебы, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.

Авраам же и Сарра были стары и не могли иметь детей, но Господь сказал: "Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и будет у Сарры сын".

Так все и произошло. Сарра родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог. И назвал Авраам этого сына своего Исаак.

Бог испытывает Авраама

Прошло несколько лет. И сказал Бог Аврааму: "Возьми сына твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе".

Авраам встал рано утром, наколол дров и навьючил их на осла. Потом он позвал двух слуг и сына своего Исаака и отправился с ними в путь. Через три дня они дошли до горы о которой говорил Бог. Авраам сказал слугам: "Подождите здесь с ослом до нашего возвращения". Он велел Исааку нести дрова, а сам нес огонь и нож. Когда они поднимались на гору, Исаак спросил своего отца: "Отец, вот огонь и дрова, а где же ягненок для жертвоприношения?" Авраам ответил: "Об этом Бог позаботится, сын мой". Они взошли на гору и соорудили жертвенник. Авраам разложил дрова на жертвеннике и, связав Исаака, положил его поверх дров. Затем он взял нож, чтобы заколоть своего сына.

В это мгновение Ангел Божий явился Аврааму и сказал: "Остановись, Авраам, не причиняй никакого зла ребенку. Я вижу теперь, что ты боишься Бога". Авраам посмотрел вокруг и увидел барана, запутавшегося рогами в кустарнике. Он принес его в жертву вместо своего сына.

И сказал Ангел Божий: "Вот что говорит Господь: "Ты не пожалел принести Мне в жертву твоего сына. Поэтому Я тебя благословлю и потомки твои будут более многочисленны, чем звезды небесные. В одном из них благословятся все народы земли". Тогда Авраам и Исаак вернулись домой.

Авраам был другом Божиим, в его потомстве сохранялась истинная вера на земле, от него произошел по плоти Сам Христос, и все истинно верующие во Христа называются сынами Авраама.

Авраам - отец верующих, Исаак - пример сыновнего повиновения. Жертва Авраама была прообразом жертвы Самого Бога: ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы мы не погибли, но имели жизнь вечную.

Великое обещание было подтверждено заветом , заключенным между Богом и Аврамом по обряду того времени при посредстве рассеченных животных. Во время напавшего на Аврама глубокого сна Господь открыл ему дальнейшую судьбу его потомства (Быт. 15.12-16). Господь сказал, что потомки Аврама будут находиться в рабстве в чужой стране в продолжение четырехсот лет. Из страны порабощения они возвратятся опять в обетованную землю, которая будет простираться «от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата » (Быт. 15.6). После этих слов Господа, с наступлением темноты, Аврам увидел, что между рассеченными животными прошел дым и пламя.

Авраму исполнилось уже девяносто девять лет, а Саре восемьдесят девять. Господь явился Авраму в пятый раз и сказал: «... Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма размножу тебя » (Быт. 17.1-2). Аврам с благоговением пал ниц, а Господь подробно раскрыл ему Свое обетование. В силу заключенного с Богом завета, Аврам сделался родоначальником многочисленного потомства, в том числе и царей, и поэтому должен уже называться не Аврамом, а Авраамом , что значит «отец множества народов». Но удивительно другое: Господь называет Себя Богом Авраама: «Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя » (Быт. 17.7), что показывает непостижимую близость Бога к Аврааму. Ханаанская земля отдается в вечное владение Аврааму и его потомкам. Видимым знаком этого завета по повелению Господа должно быть обрезание, которое необходимо совершать над детьми мужского пола в восьмой день от рождения. Прообразовательное значение обрезания состояло в том, что оно указывало на новозаветное таинство Крещения.

Обращаясь далее к Аврааму, Господь сказал, что и жена его Сара с этого времени должна носить имя Сарра , так как она будет матерью многочисленного потомства. «Я благословлю ее и дам тебе от нее сына ». Но при этих словах вера Авраама поколебалась: он «пал... на лице свое и рассмеялся, и сказал сам в себе: ...неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит? » (Быт. 17.16-17). Господь же ответил ему: «именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным [в том, что Я буду Богом ему и] потомству его после него » (Быт. 17.19).

В тот же день Авраам в знак союза с Богом совершил обрезание над собой и над всеми людьми мужского пола, которые принадлежали его семейству.

Явление Бога Аврааму у дуба Мамрийского. Гибель Содома и Гоморры

После подтверждения завета с Богом Авраам становится «другом Божиим» и живет в постоянном и тесном общении с Ним. Одно из явлений прикровенно явило тайну Святой Троицы. Однажды, в знойный день Авраам сидел при входе в свой шатер у дубравы Мамре, когда увидел, что перед ним поодаль стоят три странника. Гостеприимный Авраам тотчас побежал к ним навстречу, поклонился до земли и сказал, обращаясь к трем как к одному: «Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохнете под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]... » (Быт. 18.3-5). Странники приняли приглашение гостеприимного патриарха. Авраам быстро приготовил им трапезу и стал их угощать.

Насытившись, гости спросили Авраама: «Где Сарра, жена твоя? Он отвечал: Здесь, в шатре ». Тогда самый почтенный из путников сказал: «Я опять буду у тебя в это же время [в следующем году], и будет сын у Сарры, жены твоей » (Быт. 18.9-10). Сарра в шатре услышала эти слова, но, поскольку она была в очень преклонном возрасте, предсказание показалось ей невероятным. Она не могла удержаться от смеха, подумав: «Мне ли, когда состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар ». Таинственный всевидящий гость увидел ее внутренний смех и сказал с укоризною Аврааму: «Отчего это... рассмеялась Сарра, сказав: «неужели я могу действительно родить, когда я состарилась?» Есть ли что трудное для Господа? » (Быт. 18.13-14).

Вскоре путники поднялись и пошли по направлению к Содому. Авраам решил проводить своих дорогих гостей. По дороге он также узнал, что Господь идет в Содом и Гоморру, чтобы покарать их за беззаконие и нечестие. В Содоме Ангелы повелели Лоту, захватив с собой жену, обеих дочерей, немедленно покинуть город, обреченный на погибель и без оглядки бежать и спасаться в горах. Лот страшно испугался и, полагая, что не успеет укрыться в горах, с разрешения Ангелов побежал в маленький город Сигор, который ради него был пощажен от разрушения. На Содом, Гоморру и их окрестности обрушился ливень серы и огня. Жена же Лота нарушила запрет Ангелов, оглянулась и сразу превратилась в соляной столб (см. Быт., гл. 19).

Священная история выделяет тему взаимоотношений человека и Бога, описывая реальные события и в то же время обнажая религиозный смысл исторического факта. Все эпизоды Священной истории, о которых говорилось ранее, свидетельствуют о действенности первородного греха в природе человека. Однако непосредственно вслед за грехопадением и осуждением Адама Бог дает обетование о грядущем спасении рода человеческого . Он не только наказывает Адама и Еву, но и, обращаясь к ним, говорит о том времени, когда семя жены сотрет главу змия. Таково первое обетование о Спасителе мира, который, родившись от женщины, одержит победу над диаволом и спасет от его власти род людской.

Заметим, что Бог не говорит: “Я сотру главу змия”, - но говорит: семя жены сотрет главу змия. Это означает, что в битве с мировым злом и в новом обретении человечеством рая будет участвовать не только Бог, но и человек своим личным усилием .

Другими словами, соучастие людей в деле спасения так же необходимо, как и действие Божественного всемогущества. Дабы зримо явить людям эту истину, Бог избирает человека по имени Авраам, жившего в Месопотамии, в городе Уре Халдейском на территории современного Ирака. Об этом городе известно не только из Библии, но и из других исторических источников.

Авраам жил за две тысячи лет до Рождества Христова, то есть примерно четыре тысячи лет назад, во времена глубокой древности. Бог, избирая Авраама, желает восстановить религиозную связь с людьми, разрушенную грехопадением Адама и Евы и преступлениями последующих поколений, вновь обнаруживая Свое присутствие в человеческой истории. Он обращается к Аврааму с призывом и обещанием:

“Иди в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое” (Быт. 12. 1–2).

И Авраам совершает на первый взгляд весьма нелогичный поступок: он оставляет насиженное место, свой дом и вместе со всем семейством, скотом и иным достоянием отправляется в трудное путешествие через пустыню в землю Ханаанскую, которую указал ему Господь.

Ханаан - это приблизительно нынешняя Палестина. Авраам следует туда, не имея для того никаких иных причин и оснований, кроме доверия к Богу. И в ответ на эту веру, на это сыновнее послушание Господь дает Аврааму великое обетование. Он заключает с Авраамом завет - первый союз человека с Богом, получивший наименование Ветхого, или древнего, завета. Бог обещает Аврааму благоденствие и многочисленное потомство (в то время у Авраама не было детей), а в ответ требует от Авраама веры и послушания. И Авраам верит Богу.

Господь же испытывает веру Авраама, и весьма сурово. Однажды в семье Авраама происходит радостное событие: наконец-то рождается ребенок. Авраам дает ему имя Исаак. Ребенок возрастает, подавая своей семье радость и надежду, что через него действительно осуществятся Божественные обетования. Но когда Исаак достигает отрочества, Бог призывает Авраама принести Ему в жертву сына. Можно себе представить, сколько надежд Авраам связывал с Исааком. Ибо ведь и самый завет - союз Бога с человеком - основывался на том, что Авраам станет родоначальником многочисленного народа. И вдруг Бог, словно забыв о завете с Авраамом, искушает его, говоря: “Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение…” (Быт. 22. 2).

Как же отвечает Авраам на этот призыв Бога? Он берет своего отрока, седлает осла и поднимается на высокую гору. Там складывает жертвенник, приготовляет дрова для всесожжения, разводит огонь и, связав Исаака, возводит его на жертвенник. И когда Авраам заносит над головой сына своего нож, готовясь нанести смертельный удар, Бог останавливает его руку.

Итак, Авраам явил всецелую верность Богу - вплоть до готовности отдать на смерть долгожданного своего сына. И Бог благословляет Авраама потомством, на котором почило особое Божие благословение, ибо в наследниках Авраама надлежало жить вере в единого Бога.

Кто же он, Авраам, - праведник, мудрец, ученый, философ? Нет, он был простой кочевник, ничем не выделявшийся из среды людей, живших в одно с ним время, ни культурой, ни языком, ни знаниями, ни обычаями. Даже с точки зрения этической Авраам мало чем отличался от своих соплеменников и современников, ибо жил по законам выпавшего ему времени: у него были жена и наложница, рабы и скот. До того, как он был отмечен Богом, это был человек не лучше и не хуже других, один из многих. Но Бог избирает именно этого человека. И Авраам оказывается способным ответить на Божественный призыв.

Авраам вошел в общение с Богом, тем самым как бы совершив деяние, обратное поступку Адама. Ибо если Адам отказался от Бога и от союза с Ним, то Авраам заключил союз с Богом. Адам решил строить свою жизнь помимо Бога в стремлении самостоятельно достичь Его славы, уповая при этом на магическую силу природы, символом которой стал запретный плод. Авраам же во имя верности своему завету с Богом нашел в себе силы пожертвовать единственным сыном. Разумеется, в Аврааме не в полной мере восстанавливается то, что было разрушено в Адаме. Авраам - это человек, унаследовавший греховную человеческую природу. Его праведность соседствует со слабостью. И тем не менее, несмотря на свои слабости и грехи, именно он вступил на путь Богообщения и на этом пути достиг истинного величия, став праведником ветхозаветной Церкви, отцом всех верующих людей.

Бог, устанавливая завет-союз с людьми через Авраама, не нарушает при этом свободы человека. Свободою как Божественным даром продолжает владеть каждый смертный. Однако участие в завете-союзе предполагает соблюдение совершенно конкретных условий: Бог преподает свое благословение людям, дарует им поддержку и помощь в ответ на их веру в Него и на послушание Ему .

История Авраама впервые вводит читающего Библию в круг вопросов, связанных с очень важной религиозной проблемой, - проблемой веры. Вера есть непременное условие пребывания человека в завете-союзе с Богом. Человек может находиться в общении с Богом, может надеяться на Божию помощь, если имеет веру и послушание Богу.

Адаму выпало стать первым ослушником Божественной воли; Авраам свободно и сознательно подчинил себя воле Божией, пронеся верность Богу через самые суровые испытания. “Подвигом веры” называл святитель Василий Великий готовность человека без колебания и сомнения принимать всякое слово Божие, даже если оно на первый взгляд противоречит здравому смыслу. Именно этот подвиг совершил Авраам.

“Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет… Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака… Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить” (Евр. 11. 8, 17, 19).

История Авраама весьма поучительна: она помогает понять каждому, что и его отношения с Богом, его личный завет-союз с Творцом также могут проходить полосу испытаний и трудностей, разочарования и недоумений. В самом деле, многим ли из нас удавалось прожить жизнь, ни разу не возроптав в сердце своем: “Господи, как же Ты попускаешь совершаться подобной несправедливости по отношению ко мне (или к моим ближним)?” И нередко в недоумении и бессилии восклицаем: “Где же Бог?”

Однако следует помнить, что даже в тяжких испытаниях и скорбях не должна помрачаться вера в Бога, ибо в ней - единственное наше спасение. И, быть может, история Авраама, чья покорность воле Божией простиралась до готовности принести в жертву возлюбленного своего сына, поможет и нам в испытаниях жизни сохранить доверие к спасительному Промыслу Божию, послушание Отцу Небесному и упование на Его неизреченную милость.

Август 27, 2017

В Библии говорится о нескольких заветах, когда Бог был инициатором завета и заключал их с людьми. Сегодня мы рассмотрим Завет Бога с Авраамом.

Для начала рассмотрим смысл и значение слова завет.

Завет - наставление, совет, наказ, данные потомкам, последователям.

Завет в богословско-религиозном словоупотреблении - торжественный обет или договор, обычно между Богом и человеком (человечеством).

Итак, завет – это торжественный договор Бога с человеком, где обе стороны должны быть верны в исполнении устава договора. В нашем случае Йеhова и Авраам должны были на протяжении актуальности срока договора быть верным уставам договора.

Что же было причиной, которая побудила Бога заключить договор с Авраамом?

Для чего нужен был Завет Бога с Авраамом

В 15 главе Бытие повествуется о том, что между Авраамом и Богом произошел диалог. Авраам жалуется на то, что он остается бездетным. Бог же говорит Аврааму что земля, в которой он поселился, будет являться собственностью Авраама навечно. Авраам же говорит, что как это может быть, если у него нет детей, кому он мог бы передать в наследство землю, разве только своему слуге, который останется наследником после смерти Авраама.

Однако Бог обещает Аврааму, что наследником его будет тот, кто выйдет из чресл его. Другими словами, наследником будет тот, кто будет настоящим сыном Авраама. И Бог обещает, что от этого сына у Авраама будет столько потомства, сколько на небе звезд.

Итак, предметом договора в Божьем плане является потомство или точнее многочисленный народ, который произойдет от Авраама и его сына.

Для чего Богу нужен народ, произошедший от Авраама

У Всевышнего Свои планы. Он говорит через Исайю:

8 Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь.

9 Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших.

10 Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, —

11 так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его.

Бог дает Аврааму обещание размножить его потомство и сделать великим народом. Цель существования этого народа сказана Богом через пророка Исайю:

21 Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою.

Богу нужен был народ, который бы возвещал славу Божью всем остальным народам Мира. По этой причине, Бог избрал верного раба Авраама, который исполнял уставы и законы Бога и ходил свято пре Ним.

1 Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен;

2 и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя.

Бог обещает исполнить со своей стороны Свое обещание при условии, что Авраам будет ходить непорочно.

Есть порочный образ жизни, когда человек нарушает Закон Творца и не верит в воздаяние за это. Есть непорочный образ жизни, когда человек соблюдает Закон Божий и верит в награду за его соблюдение. Поэтому, чтобы получить землю в наследие и родить великое потомство, Аврааму нужно было исполнить повеления Бога.

9 И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их.

10 Сей есть завет Мой, который вы [должны] соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол;

11 обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами.

(Быт.17:9-11)

Завет Бога с Авраамом во времена царств Израиля

Как уже выше говорилось, народ Израиля, внука Авраама, Бог образовал для Себя. Бог крайне заинтересован в существовании этого народа, о чем говорит Его инициатива – заключил договор с Авраамом. Не Авраам был инициатором договора, но Сам Йеhова.

Существует точка зрения, что народ Иакова жил для себя. Однако это не так. Какой смысл возвещать славу Йеhовы самим себе? В обязанность народа входило возвещать славу Йеhовы всем народам (гоим). Для чего? Чтобы те обратились от злых путей своих и познали праведный путь Йеhовы, основанный на святых заповедях Его.

В праздник Кущей (Суккот), в течении семи дней в жертву приносилось 70 быков. Принято считать, что количество быков приносилось в соответствии с семидесятью народами гоим. Среди этих народов были богобоязненные люди, живущие по совести, а некоторые и по заповедям, о которых они слышали. За таковых Израиль приносил жертвы и освещал их перед Адонаем Мира.

Когда Соломон построил Храм Йеhове, в своей молитве он просил Его благословить язычников принесших жертвы в Храм и принять их от них.

41 Если и иноплеменник, который не от Твоего народа Израиля, придет из земли далекой ради имени Твоего, —

42 ибо и они услышат о Твоем имени великом и о Твоей руке сильной и о Твоей мышце простертой, — и придет он и помолится у храма сего,

43 услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли знали имя Твое, чтобы боялись Тебя, как народ Твой Израиль, чтобы знали, что именем Твоим называется храм сей, который я построил.

(3Цар.8:41-43)

Услышал ли Бог эту часть молитвы? Бесспорно, потому как цель создания народа Иакова и Храма – это возвещать славу Йеhовы гоим.

3 И сказал ему Господь: Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня. Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни.

Таким образом, мы видим, что сыны Иакова являются посредниками между Йеhовой и народами земли, чтобы спасти их от Великого Суда.

С появлением Христианства, это учение кардинально изменилось. Христиане учат видеть в еврейском народе великое зло для человечества, а в самом Христианстве великое благо для мира. Но как показывает мировая история, все великие беды в мир принесло именно Христианство, а не еврейство или какая-то другая религия. Две мировые войны, унесшие миллиарды жизней, развязало Христианство, не считая более 100 миллионов европейцев замученных и казненных в годы инквизиции.

Кроме того, называя себя духовным Израилем , Христианство больше всех уничтожило еврейского народа, в отличие от других религий, и, причем якобы как месть за то, что евреи убили их Бога. Даже само обвинение, выглядит абсурдным – убили их Бога. Если Бога убили, то это уже не Бог. Бога не то, что невозможно убить, Его невозможно даже увидеть. Богу чуждо понятие смерти, так как Он бессмертен. А если люди смогли убить Бога, то это был не Бог – это лжебог, бог которого люди сделали богом для себя.

Актуален ли Завет Бога с Авраамом в наши дни

Бог заключил завет с Ноем и знамением его является радуга. Актуален ли этот завет сегодня? Однозначно, да. На основании этого можно с уверенностью сказать, что завет с Авраамом актуален и сегодня и в будущем, покуда существует этот мир.

16 Затем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей.

17 И будет: если какое из племен земных не пойдет в Иерусалим для поклонения Царю, Господу Саваофу, то не будет дождя у них.

18 И если племя Египетское не поднимется в путь и не придет, то и у него не будет [дождя] и постигнет его поражение, каким поразит Господь народы, не приходящие праздновать праздника кущей.

19 Вот что будет за грех Египта и за грех всех народов, которые не придут праздновать праздника кущей!

20 В то время даже на конских уборах будет [начертано]: «Святыня Господу», и котлы в доме Господнем будут, как жертвенные чаши перед алтарем.

21 И все котлы в Иерусалиме и Иудее будут святынею Господа Саваофа, и будут приходить все приносящие жертву и брать их и варить в них, и не будет более ни одного Хананея в доме Господа Саваофа в тот день.

(Зах.14:16-21)

Земля, обещанная Аврааму, неизменно остается за избранным народом Иакова. Именно туда будут приходить все народы, поклоняясь единому Богу Йеhове:

8 И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному: летом и зимой так будет.

9 И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его едино.

Гоим участники завета Авраама через Машиаха

Изначально гоим присоединялись к сынам Иакова посредством Левитского освящения. Краеугольным священнодействием являлось обрезание. Посвящение в сынов Иакова, язычника, совершалось тогда, когда тот отрекался от своих богов и принимал в свое сердце 10 речений Торы. После этого совершалось посвящение через обрезание и другие ритуалы освящения.

С приходом совершенного священства – священства Машиаха, данное посвящение стало не актуальным, по той причине, что данное священство обрезает плотское сердце человека, даруя ему по его вере бессмертие, некогда утраченное Адамом.

Однако для того, чтобы наследовать вечную жизнь, недостаточно получить рождение свыше. Ежедневное хождение во свете даст возможность на участие в вечной жизни.

Аврааму было сказано: … будь непорочен..

Непорочность и порочность определяется только посредством Закона. Несоблюдающие Закон — это порочные люди.

21 Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?

23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие .

(Матф.7:21-23)

Итак, чтобы быть участником договора Авраама и быть в числе сынов Иакова следует не только верить в Йешуа hа-Машиаха, но и ходить во свете посредством соблюдения заповедей Творца, ведя непорочный образ жизни.

Сегодня около 7000 тысяч языков и наречий возвещают славу Йеhовы, получив усыновление, став сынами и дочерями отца нашего Авраама. И потому, земля дарованная Аврааму – это родная земля этих людей, потому, как и они являются наследниками Авраама.

11 Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским [обрезанием], совершаемым руками,

12 что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире.

13 А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою.

Итак, если гоим вошли в общество сынов Иакова посредством веры в Мессию, они являются детьми Авраама. Милость Творца по отношению к гоим велика:

9 Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;

10 некогда не народ, а ныне народ Божий; [некогда] непомилованные, а ныне помилованы.

11 Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу,

(1Пет.2:9-11)

Эта милость, действующая и в наши дни, свидетельствует об актуальности завета Бога с Авраамом, потому как Бог не может изменить Своего обещания и потому, умножает детей Аврааму, усыновляя их через Мессию Йешуа.

То, что Бог вступил в отношения с Авраамом исключительно по Своему изволению, было очевидно уже во время Его первого обращения к патриарху. Это не было кроткое предложение покинуть землю отцов в обмен на благословение. Напротив, слово Божие звучало как торжественное повеление: “пойди из земли твоей, от родства твоего” (Быт. 12:1).

Так же властно прозвучали Его слова при учреждении заветной печати обрезания. Бог провозгласил Аврааму: “Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; И поставлю завет Мой между Мною и тобою.” (Быт. 17:1, 2). Ничто в этих повествованиях не наводит на мысль о “соглашении” или “договоре”. Господь Бог полновластно утверждает условия Своего завета с Авраамом.

Безусловно, самый замечательный отрывок в патриархальных повествованиях, имеющих непосредственное отношение к понятию завета — это загадочное описание церемонии заключения Авраамова завета в 15 главе Книги Бытия. Этот рассказ со всей определенностью указывает, что по своей сути завет — это “узы на крови, которыми Бог по изволению Своему связывает Себя с творением”.

Этот этап исполнения Божьего обязательства совершить искупление уместнее всего определить как “завет обетования”. Бог всевластно подтверждает заветные обетования Аврааму.

Формальное заключение завета с Авраамом

Причиной формального заключения Божьего завета с Авраамом стал вопрос патриарха, вызывающий глубокое сочувствие. Авраам спрашивает в тревоге: “Владыка Господи, по чему мне узнать, что я буду владеть ею?” (Быт.15:8). Авраам верит Божьему слову. Но он просит твердой уверенности.

Бог даровал Аврааму великодушные обетования. Но патриарх старел. Жена его оставалась бездетной. Во дни Авраама было принято принимать разумные меры на случай бездетности родителей. Г931 Можно было “усыновить” одного из тех, кто служил семье. Такой приемный “сын” становился законным наследником.

Следовало ли бездетному Аврааму толковать обетование Божие таким образом, что ему придется прибегнуть к этой предусмотренной законами процедуре? Неужели его наследником неминуемо станет “этот Елиезер из Дамаска” (ст. 2, 3)?

Господь недвусмысленно возвещает о Своих намерениях. Никто иной, кроме сына чресл Авраамовых, не унаследует данных ему обетований (ст. 4).

Но как мог Авраам увериться в этом? Если ли способ подтвердить слово обетования?

Господь милостиво дает патриарху такое подтверждение, скрепляя узы завета соответствующим обрядом. Он повелевает Аврааму представить Ему определенных животных (ст. 9). В дальнейших пояснениях патриарх не нуждается. Он хорошо знает этот ритуал. По обычаям своего времени Авраам рассекает животных пополам и располагает куски друг против друга. Птиц он умерщвляет, но не рассекает.

В это время, говорит повествование, жертвенное мясо привлекает хищных птиц, которые пытаются склевать приготовленную Авраамом жертву. Патриарх считает необходимым вмешаться и отгоняет их (ст. 11).

Когда Авраам впадает в провидческий сон, Бог поясняет ему ход событий, которые должны предшествовать полному осуществлению Его обетований. Авраам не должен отчаиваться. Он не должен беспокоиться из-за отсрочки в исполнении обетований. Бог позволяет ему охватить взглядом историю, которая в конечном итоге приведет семя Авраамово к владению землей обетованной. Это видение побуждает патриарха терпеливо ждать.

В течение 400 лет потомков Авраама будут угнетать в чужой стране. По окончании этого срока они выйдут из земли с большим имуществом. И, наконец, вступят в землю обетованную (ст. 13, 14).

Зачем такой длительный период лишений и испытаний? Почему Аврааму самому немедленно не вступить во владение обетованной землей?

Только милосердие Божие к грешному человечеству дает подобающий ответ на этот вопрос. Такое промедление объясняется благодатью Божьего долготерпения к нынешним обитателям той земли. Поскольку “мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась” (ст.16), потомкам Авраама придется вынести 400 лет изгнания с земли обетованной.

В заключение этих пророчеств Авраам становится свидетелем поистине потрясающего зрелища. “Дым как бы из печи” и “пламя огня” проходят между рассеченными животными (ст.17).

Что же означает этот поражающий воображение обряд? Почему видимые знаки Божественного присутствия проходят “между рассеченными животными”?

Все поясняет следующее предложение: “В этот день заключил Господь завет с Авраамом” (ст.18). Рассечение животных и прохождение между их частями означает “заключение” (буквально “рассечение”) завета.

Рассекая животных и проходя между их частями, участники завета дают клятву верности в жизни и в смерти. Эти действия означают, что участники завета призывают на себя проклятие в том случае, если нарушат его. Они заявляют, что если нарушат свои заветные обязательства, то пусть их тела будут рассечены на части, как тела ритуальных животных.

Внебиблейские аналогии подтверждают, что подобные обрядовые действия при заключении завета означают именно призывание на себя проклятия. Недавно стали известными несколько примеров символического заклания животных при заключении завета. Один сирийский текст, относящийся к восемнадцатому-семнадцатому векам до рождества Христова, представляет собой запись соглашения, по которому некто Абба-АН дарует некий город Яримлиму: “Абба-АН связан с Яримлимом клятвой, и он перерезал горло овцы.” Другие тексты, принадлежащие к культуре Мари и датируемые восемнадцатым веком до Р.Х., упоминают о заклании осла при заключении завета. Похоже, что само выражение “закалать осла” выступало в роли специального термина, обозначавшего заключение завета.

Поскольку клятва верности до смерти являлась неотъемлемой частью церемонии заключения завета, то при этом стороны связывали себя “узами на крови.” Стороны, которые вступали в завет, принимали на себя в этих отношениях обязательства жизни и смерти.

В случае Авраамова завета Бог-Творец связывает Себя со Своим творением-человеком торжественной клятвой на крови. По Своему изволению Всемогущий принимает на Себя обязательство исполнить данные Аврааму обетования. Это Божье обязательство призвано избавить Авраама от сомнений. Бог торжественно дал обетование и скрепил его клятвой, призывающей проклятие на нарушителя. Исполнение слова Господня несомненно.

О. Палмер Робертсон,

Христос Божьих заветов, Copyright 1980, ISBN: 0-87552 — 418 – 4, Перевод Елены Бога, Редактор Елена Шустова