Что говорят когда приносят вечерю крестным. Кутья на Рождество — как правильно ее приготовить, рецепт с фото

Рождество Христово - один из самых больших христианских праздников. К сожалению, в современном мире многие забывают, что именно предполагает празднование этого дня. Сегодня на Рождество люди накрывают богатый вкусностями стол, крестные навещают своих крестных родителей, дарят подарки и т.д.

В то же время служители церкви напоминают: Рождество - это, прежде всего, празднование рождения сына Божьего, и в этот день нужно постараться приблизиться к святости. В светлый праздник Рождества нужно обязательно уделить время молитве, духовному очищению.

В этот день столы вовсе не должны ломиться от деликатесов и обилия алкоголя. Конечно же, это не означает, что нельзя собираться за праздничным столом. Застолье, общение с семьей и друзьями - это хорошо, но желательно обойтись без «фанатизма», так сказать. Злоупотреблять едой и спиртными напитками на Рождество все же не стоит.

Взаимные угощения крестных и крестников

В Рождество, а точнее, с 7-го по 14-е января принято носить вечерю своим крестным родителям . Крестники, по традиции, несут своим духовным родителям угощения - вечерю, за что крестные дарят им подарки.

Вместе с праздничной вечерей, в дом крестных родителей приходит Божья благодать. Нести вечерю крестным - означает выказывать им свое уважение, разделять с ними судьбу, добро, надежду, благополучие на целый год вперед.

По традиции, вечеря включает в себя кутью, пироги (пирожки), конфеты, фрукты, орехи. Конечно же, сегодня эти рождественские традиции немного изменились, вечеря и праздничный стол стали более «богатыми». Крестники несут крестным уже не куличи с пирогами, а полноценный праздничный ужин.

«Современная» вечеря - это запеченная утка или курица, картофель, салаты, колбасы, рыба, торт, вино и т.д.

Что должно быть на рождественском столе

Сегодня многие путают Святой вечер и Рождество Христово. Вечер 6-го января - это Святой вечер , канун Рождества. Начинается Святой вечер с восходом первой звездочки на небе.

В этот день христиане еще соблюдают рождественский пост, и вся пища на столе должна быть, по правилам, постной.

По традиции, в Свят вечер вся семья собирается за домашним праздничным столом, на котором должно быть 12 блюд (желательно, постных). Число 12 в данном случае символично - это и двенадцать месяцев и двенадцать апостолов Христа.

Считается, что каждое блюдо из двенадцати, стоящих на столе, нужно непременно попробовать.

Праздничный рождественский стол застилают белой скатертью, сверху ставят зажженную свечу. Можно также поставить на стол вазочку с вязанкой необработанных колосьев (их надо собирать еще летом).

По традиции, еду для рождественского стола нужно приготовить заранее. Обычно хозяйки занимались приготовлением праздничных блюд с самого утра, чтобы к вечеру все уже было готово.

Садиться за стол в Святой вечер можно не раньше, чем на небе взойдет первая звезда. Перед тем, как приступить к еде, нужно прочитать молитву.

Главное блюдо на столе в Святой вечер - это праздничная «богатая» кутья. Делается эта обрядовая еда из пшеницы, изюма, мака, орехов, с добавлением меда и узвара (компота из сухофруктов).

Помимо кутьи, традиционными блюдами на Святой вечер являются:

Постный борщ или капустняк (хотя сейчас первые блюда редко выставляют на праздничный стол),

Постные голубцы с кашей,

Рыба жареная, соленая (сельдь),

Блюда из грибов,

Узвар (компот),

Гороховое пюре или каша,

Вареники или пирожки с разными начинками (без мяса),

Заливная рыба,

Рагу овощное,

Блины, папмушки, калачи,

Салаты (как правило, винегрет).

Праздничный стол на Рождество, 7 января, отличается куда более разнообразным набором блюд. Пост 7 января заканчивается, поэтому на рождественском столе, как, впрочем, и на вечере крестных с крестниками, постная еда уступает место скоромной.

Традиционными блюдами на Рождество и вечерю являются:

Картофель,

Запеченная утка или курица,

Жареный поросенок,

Домашняя колбаса, кровянка,

Голубцы с мясом,

Буженина,

Холодец,

Жаркое,

Сало,

Вареники, пирожки с мясными начинками,

Салаты,

Компот и т.д.

Веселого Вам Рождества Христова!

Многим православным знакома традиция носить вечерю близким родственникам и кумовьям накануне желая им доброго вечера. Однако не все знают, откуда происходит этот обряд, в чём его смысл. Когда носят вечерю и как положено это делать правильно? Что обычно находится в праздничной свято-вечерней корзинке, кто и кому должен её преподнести? Попробуем разобраться.

Откуда взялась традиция носить вечерю?

Старинный малороссийский обряд носить вечерю на самом деле имеет языческие корни. Ритуальное угощение, которым принято было обмениваться с самыми близкими кровными родственниками, а также посылать бабе-повитухе, символизировало духовное единение семей, их расположение друг к другу, взаимную симпатию и щедрость.

Христианство с готовностью переняло этот обряд. Проявление желания проведать крёстных, дорогих и близких людей закрепилось в традициях Святого вечера накануне Рождества, когда носят вечерю. Это ритуальное действие не является обязательным, однако церковью оно приветствуется и поощряется.

Какого числа носят вечерю

Согласно принятым традициям, вечерю принято нести шестого января - накануне празднования православного Рождества. Крестники приносят угощение своим крёстным, проводят у них в гостях несколько часов, после чего отправляются домой, чтобы отпраздновать Рождество за собственным семейным столом. Не возбраняется, безусловно, навестить родных с гостинцами и позднее, в сам рождественский день. И всё же временем, когда носят вечерю, положено считать Сочельник, иначе это уже будет просто поздравление близких с праздником.

Кому положено носить вечерю?

По правилам, вечерю должны носить дети. Её положено передавать близким кровным родственникам и кумовьям, причём последним - в обязательном порядке.

При встрече в Сочельник принято приветствовать друг друга словами "Христос рождается!" и слышать в ответ "Славим его!". С этой фразой также входят в дом, когда носят вечерю. Крестники вначале угощают крёстного отца, затем - крёстную мать, вручая им корзинку с гостинцами со словами: "Мама и тато вечерю прислали. Добрый вечер!".

Вечеря считается символической благодарностью за то, что они взяли на себя ответственность, заботу молиться за ребёнка и духовно наставлять его. В ответ крёстные также благодарят детей, вручая им монетки и сладости - пирожки, орешки, конфеты (за то, что донёс), а также в ответ передают им несколько ритуальных блюд.

Что носят на вечерю кумовьям

Из чего же состоит святочное ритуальное угощение? Как правило, то, что носят на вечерю крёстным в соответствии со старинной традицией, - кутья, и хлеб. Кутьёй принято называть кашу, изначально готовившуюся из обмолотой пшеницы или ячменя с добавлением мёда, мака, изюма и орехов. Считалось, что чем сытнее и богаче окажется рождественская кутья, тем больше достатка и благополучия будет в семье в грядущем году. Узваром назывался компот из нескольких видов сушёных фруктов: вишни, яблок, слив, груш - традиционный украинский рецепт и в наши дни практически не претерпел изменений. Ну а без круглой ароматной паляницы, символизирующей щедрость, гостеприимство и трудолюбие, никогда не обходился ни один важный семейный праздник.

Не обязательно ограничиваться только традиционной ритуальной кухней. Вечерей может стать и домашняя выпечка, различные блюда из фруктов и овощей. Если в семье, которой несут вечерю, есть маленькие дети, можно положить в корзинку с угощением сладости. Впрочем, никаких особенных или обязательных правил в отношении праздничных гостинцев в принципе нет - можно порадовать близких тем, что пожелает душа.

Что подают на стол в Святой Вечер

Святой вечер знаменует собой окончание рождественского поста. Положено, чтобы в этот день на праздничном столе стояло двенадцать постных блюд - в честь принимавших участие в

Так же, как и среди блюд, что носят на вечерю крёстным, главными на святочном столе всегда были кутья и узвар. Помимо них на ужин традиционно подавали капустняк с пшеном, заправленный постным маслом, борщ с грибами и рыбой, приготовленную особым способом пшённую или гречневую кашу. Традиционно много внимания уделялось рыбным блюдам: дары рек жарили и холодили, использовали в качестве начинки для пирогов и кулебяк. Кроме того, праздничная трапеза редко обходилась без варёного гороха или бобов, жареных грибов, голубцов, вареников, с различными начинками. Все блюда, подаваемые на стол в канун Рождества, имели магическую функцию - обеспечить благополучие семьи на будущий год. Поэтому стол было принято собирать богатый, и готовить угощение к празднику начинали заранее.

Приметы и поверья

Святой вечер традиционно положено праздновать в кругу собственной семьи. Если же гости неизбежны, то следует, чтобы в дом первым вошёл счастливый человек, благословляющий всех его обитателей на счастье в будущем году.

Издревле считалось, что праздновать Рождество нужно в красивой одежде, выставляя на стол новую посуду. Опаздывать к праздничному столу нельзя: нарушившему доведётся блуждать в далёкой стороне весь следующий год.

В ходе праздничного застолья не разрешалось резко вскакивать из-за стола, кричать и громко разговаривать - считалось, что это может отпугнуть от семьи удачу.

Посуду с кутьёй после ужина принято было оставлять на столе. Кроме того, члены семьи оставляли в общем горшке свои ложки, чтобы ночью угощением могли полакомиться души предков, по поверьям, спускающиеся в эту ночь на землю.

16.11.2014

Кутья, или кутя - одно из самых что ни на есть традиционных Рождественских блюд, наряду с взваром (заводят кутью компотом, сваренным на основе сухофруктов), калачами, студнем, капустняком, варениками. Блюда имеют свои подкатегории: те, которые подают в Сочельник - они постные, и блюда, подаваемые в самый прекрасный и светлый Рождественский праздник - скоромные блюда. Кутья незаменима в дни Великого поста и в дни скорбные - в поминальные дни.

Кутья слово с греческими корнями и означает примерно следующее - «вареная пшеница». Кутья, кстати, в Древнем мире тоже была связана с культом поминания умерших. Это блюдо имеет множество названий - и сыть, и коливо, и сочиво, и канун. Словом, названий хватает, как и самих рецептов приготовления этого блюда. Так, богатая кутья готовится непосредственно в долгожданный Сочельник (это у нас 6 января), щедрая кутья - традиционное блюдо на Новый год, а голодная кутья - неоспоримый элемент застолья на морозные Крещенские праздники.

В зависимости от преобладания количества жидкости, кутья может получиться жидковатой или более густой. Зерно, которое используют в приготовлении кутьи, является символом вечной жизни, изобилия. Мед отождествляется со здоровьем, семейным и бытовым благополучием, душевным блаженством. Орехи и мак - элементы плодородия, достатка. Чем богаче Рождественская кутья (тут имеется в виду ее сытность и вкусность), тем выше достаток обретет семья в грядущем году.

Традиционная рождественская трапеза начинается с кутьи накануне праздника. Даже есть точное время - с первой звездой. Заканчивают трапезу ложкой кутьи, обмениваясь воспоминаниями и пожеланиями об ушедших в мир иной родственниках и знакомых. Кутью должен испробовать каждый член семейства, даже домашних животных и скот угощают этим яством, чтобы те не болели и исправно приносили приплод к домашнему хозяйству. Кутью разносят по соседям, крестным и другим родственникам, если позволяет расстояние.

По старинному обычаю хозяин дома подбрасывал оставшуюся кутью из ложки вверх. Сколько крупинок прилипло к потолку, столько ожидалось снопов хлеба в грядущем году. В наше время это можно приурочить к чему-то важному для вас. Если под миску с кутьей положить несколько колосков пшеницы, то потом целый год их можно хранить в качестве оберега. На ночь непременно нужно оставить миску с кутьей для душ усопших.

Основой кутьи служат крупы и цельные зерна. Заправкой к рождественской кутье послужит постное молоко, мак, орехи - грецкие, лесные или их ассорти. Для скоромной кутьи можно воспользоваться заправкой из сливок, сливочного масла или молока. Традиционно кутью сдабривают жидким медом. Его накладывают в емкость, ставят в тазик и растворяют в теплой воде, ни в коем случае не в кипятке.

Можно обогатить кутью и вареньем, и мармеладом, и компотом, и в особых случаях леденцами! В помощь всевозможные пряности и специи.

Вам понадобится

  • Для приготовления кутьи:
  • - 1,5 ст. пшеницы, риса или другой крупы;
  • - 3 ст. л меда;
  • - 0,75 ст. мака;
  • - 0,5 ст. грецких орехов;
  • - 0,5 ст. изюма;
  • - узвар из сухофруктов;
  • - сахар.
  • Для транспортировки кутьи:
  • - пищевые контейнеры или другая посуда.

Инструкция

Чтобы приобщиться к этой интересной , сварите кутью, которая относится к постным блюдам. Это блюдо напоминает , когда люди, намеревающиеся креститься в Рождество, постились при подготовке к этому таинству, а после вкушали мед как символ сладости духовных даров.

Разложите порции кутьи в отдельные баночки или другую посуду. Удобно использовать пищевые контейнеры. Хотя, наверное, самой подходящей посудой, соответствующей атмосфере традиционности, послужат глиняные или керамические горшочки.

Предварительно договоритесь со своими (если они у вас есть) о вашем визите 6 января, когда принято носить вечерю. Отнесите им кутью и поздравьте с праздником Рождества Христова. При соблюдении этой традиции принято обмениваться подарками. Не беда, если у вас не получится навестить всех, кого принято. Можно просто поздравить их с праздником или заехать в другой день.

К этой традиции приобщают и детей. Раньше дети в деревнях носили вечерю бабушкам и дедушкам, тетям и дядям, крестным и даже бабке-повитухе. Они пели особые песни, славящие Рождество и Христа, а в знак благодарности получали сладости и монеты. При современном укладе жизни это вряд ли возможно исполнить так, как делалось раньше. Просто постарайтесь уловить идею этого обычая и помогите ребенку отвезти вечерю крестным, например, на следующий день или в течение рождественских каникул. Разучите с ним слова, которые принято говорить крестным родителям при вручении кутьи: «Добрый вечер, Святой Вечер! Отец с мамкой вечерю вам предали».

Очень хорошо и полезно будет, если вы решите в сочельник отнести кутью кому-то из людей, у которых не все благополучно, постараетесь их поддержать и оказать посильную помощь. Ведь именно в этом – самая «соль» обычая: в Рождество должно быть радостно всем! Обычаи христианских праздников как бы напоминают нам о том, что хотя бы в эти дни мы должны позаботиться не только о себе и наших близких, но и о других нуждающихся людях. И от этого станет лучше нам самим. Психологи подтверждают: человек чувствует себя счастливым, помогая более слабым, идя на определенные жертвы ради блага других. Конечно, эти порывы должны исходить из самого сердца.

Строго говоря, любая традиция, связанная с религиозными праздниками, остается лишь мертвым обрядом, если соблюдающий ее человек не понимает ее духовного значения и просто делает «как все». Ношение вечери крестным, родственникам или нуждающимся людям само по себе не приближает вас к Богу и не делает более совершенным нравственно, не приносит каких-то духовных «бонусов». Только в сочетании с искренней верой и любовью к этим людям ваш поступок приобретает особую ценность и делает вас чуточку лучше, добрее, милосерднее. Наверное, это и есть самое главное правило в обычае носить вечерю.

1. На Святках пели колядки и щедровки. Вечером под Рождество дети носили по дворам кутью: «Прислав батько и маты, натэ вам вэчерю». Хозяева должны попробовать кутью и дать за это денег или конфет. Взрослые ходили ряжеными на Святки: рядились в вывернутые шубы, бабы - в мужиков, мужики - в баб. Пели: «Щедрик-пэдрик, дайте варэнык».

На Новый год рано утром ходили посевать одни мужики. С собой брали и семечки у кармани, и пшениця у кармани. Заходили в дом и кидали пшеницу, семечки или просо в святой угол, приговаривали: «Сию, вию, повываю». Девки на Святки гадали.

х. Индычий (Косяченко П.Т.1929 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

2. На Святки ходили колядовать ряженые в цыган, в вывернутые шубы. Детвора ходит по дворам с кутьёй под Рождество, за это им давали деньги. Дети говорили: «Прислав батько и маты, на-тэ вам вэчерю». Хозяева должны попробовать три ложки каши и помянуть умерших родителей.

Под Рождество ходили щедровать: «Тётя, шо варыла, шо пэкла... »

На Меланку (13 января) ходили и замужние бабы, и незамужние девки, пели: «Мэланья прэбога-та дала на церкву стребла, злата.», им что-нибудь давали - сало или еще что.

Утром на Новый год ходили посыпать только парни. Приходили они очень рано, садились на порог. Хозяева при этом говорили: «Шоб куры плодылысь и петухи шоб былы». Парни потом посыпали пшеницей и приговаривали посевание. За посевание парням давали деньги.

На Святках собирались на игрища, играли там на балалайках, гармошках. Играли «в кольца»: ведущий незаметно отдаёт кому-нибудь кольцо, а второй играющий должен угадать - у кого оно. Если угадал - целует того, у кого оно было.

Девки гадали: под Новый год делали из спичек колодец и клали его возле подушки на ночь. Какой парень придёт во сне воду пить - тот и жених будущий; кидали сапог через ворота; писали на бумажках разные мужские имена, мешали их и тянули, какое имя вытянешь - так и жениха звать будут.

На Святках парни снимают калитку или ворота в доме, где живёт какая-нибудь девка, и прячут. Это забава такая была.

На Святки коноплю прясть было нельзя, только шерсть.

х. Индычий (Ивановская А.Т.1915 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

3. Посыпать на Новый год рано утром приходил один мальчик. Он раскидывал пшеницу, разное зерно: «Ходыв Илья до Васылья.» За посевание давали деньги.

х. Индычий (Мантулина В.М.) ВГУ АКТЛФ 2003.

4. Под Рождество малые дети носили по дворам кутью: «Вам пощедрувать? - Да щедруйтэ». А то начинают разни припевки там.

Щедровать на Меланку ходили не только замужние, но и незамужние девки. За это им давали пироги, яйца, яблоки.

с. Красносёловка (Очеретяная М.Г. 1929 г.р., Солодовникова О.Г. 1918 г.р., Зацепилова М.С. 1930 г.р.)

ВГУ АКТЛФ 2003.

5. На Святках катались на лошадях с колокольчиками. Положено было сватать до Святок. А на Рождество засватанную девушку катали отдельно. Катались с гор.

На Крещенье вырубали прорубь в форме квадрата или круга. Катали молодых на лошадях. с. Красносёловка (Провоторова О.А. 1914 г.р., Мальева В.Н. 1927 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

6. На Новый Год снаряжались, одевали белые цветистые платки, кричали авсени: «Добрый вечер, добрый день, прокричим мы вам авсень. У нашего пана весь двор на помосте, радуйся Боже, веселися, Боже».

Петь авсени ходили ребята и девки. Катались на лошадях, лошади были перевязаны белыми лентами, вышивали накидки на лошадей, выбивали края (зубцы) на накидках. На первых лошадях везли молодуху, там были колокольчики. Катались по селу на лошадях с гармонью.

с. Краснофлотское (Маслова Р.А. 1939 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

7. В ночь перед Крещением ставились крестики на окнах и дверях. Ещё перед Крещением гадали. Молодёжь гадала на зеркалах на невесту или жениха. Гадали на луковицах: на 12 луковицах предсказывали погоду в каждом месяце нового года.

с. Краснофлотское (Мухоркина М.С. 1936 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

8. На Крещение вырубали прорубь в виде креста. Пускали голубей и стреляли из ружья.

9. Вечером под Рождество и мальчики, и девочки лет 10-13 носили по дворам кутью. Хозяева должны были кутью попробовать, и за это давали детям гостинцы. Когда приносили кутью, говорили: «Принэсли вам вэчерю».

Посыпать ходили только хлопци лет 16, девочки не ходили. Заходили во двор и спрашивали: «Можна пасыпать?» А им кажа: «Пожалуйста». Тогда они заходят в дом, подходят к иконам и приговаривают: «Роды, Божи, пшэныцю и всяку пашаныцю... » За посыпание хозяева давали гостинцы.

х. Мироновка (Богомолова П.Ф. 1923 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

10. Под Рождество кутью носили дети: «Прислав батько и маты, наты вам вэчэрю». Хозяева должны попробовать одну-две ложки каши. Детям за это давали деньги, конфеты.

Посыпать ходили под Новый год одни парни 15-16 лет. Приходили они утром рано, посыпали горохом. Парням за это давали деньги и пряники - барыни и коныки.

Ходили по дворам на Меланку, пели: «Милания прэбогата, дала на церкву стребла, злата... »

На Меланку ходили по дворам только замужние бабы. Хозяева давали им за меланки по поляныци (хлеб), по куску сала, колбасы. Бабы возили с собой санки, на которые складывали, что им давали.

Щедровать ходили только девки: «Щедровунька щедрувала, пид виконочком стояла, шо ты, тётка, напэкла - нэси минэ до викна».

с. Пески (Курочкина П.Д. 1936 г.р., Крахмалёва П.А. 1913 г.р., Гребенникова Е.Н. 1919 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

11. Под Рождество дети носили по дворам кутью. Хозяева должны попробовать кашу и дать детям конфеты, печенье - коники, пряники. Коников пекли только на Рождество. Ходили щедровать на Святки, были ряженые.

Посевать ходили хлопцы неженатые. Заходять и пшеныцю на образ сыплять, при этом говорят: «На счастье, на здоровье, на Новый год». Приходили они рано утром. с. Пески (Полященко Е.Я. 1917 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

12. На Рождество стол готовили «кто как жил» (если богато - богатый стол, если бедно - бедный). Ходили щедровали, это называлось Щедрый вечер или Добрый вечер. По дворам ходили в основном дети и несли кутю (кутю готовили старики). Хозяин дома должен был съесть три ложки, «в честь того, чтоб дал яку-нибудь подаяние». В основном просили сало. При этом пели такую щед-ровальную песню: «Прибогатая Милания, дай сёму дому сияния, дайте кусок сала, чтоб ваша дочка плясала». Если ничего не давали, то говорили что-нибудь поганое хозяину.

Новый год встречали 14 января. Был обычай - Посыпальники. Рано утром, с зарёю, заходили в дом и посыпали пол разными семенами со словами: «На счастье, на здороье, на Новый год, роди, Боже, жито, пашаныцу и всяку кашаныцу, быка и телыцу».

Были гадания. Заносили в дом курицу, ставили перед ней чашку с водой, насыпали зерно и клали зеркало. Если курица пила воду, значит, муж будет пьяница, если клевала зерно - работящий, смотрелась в зеркало - щёголь. Еще брали каравай и ночью, в 12 часов, выходили за ворота, спрашивали: «Доля, в яку сторону мне замуж выходить?» Откуда первый звук раздавался, оттуда и будет муж. Подходили ночью к воротам и бросали через них башмак. В какую сторону он носом ложился, оттуда и будет муж.

с. Старая Криуша (Божкова А.П. 1929 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

13. На Святках ходили щедрувать: «Щедрый вэчер, добрый вэчер.» Тем, кто ходил щедру-вать, за щедровки давали хлеб, сало. Ходили взрослые бабы и мужики.

Пекли печенье - коныков, барышень.

с. Старомеловая (Феденко А.М. 1921 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

14. Девчата носили кутью. Посыпать ходили холостые парни.

Виршувать ходили утром на Старый Новый год дети: «Виршов, виршов, я до тэбэ пришёв. Открывай сундучок, доставай пятачок».

с. Старомеловая (Бедная Т.И. 1938 г.р., Усикова Н.Н. 1940г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

15. Кутью носили по дворам под Рождество дети 6-7 лет: «Вам кутью трэба?» Попробуют хозяева кашу и дают за это пряник или конфету.

Щедровать ходили под Новый год: «Яко встану я рано, на восток гляну».

Виршувать ходили вечером под Новый год и дети, и взрослые. Утром на Новый год посыпали пшеницей: «Сею, вею, повэваю.»

На Меланку по дворам ходили замужние бабы.

с. Старомеловая (Семененко М.Н. 1918 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

16. Под Рождество носят кутью и дети, и взрослые. Хозяева детям за кутью давали конфеты, пряники, а взрослым - наливали или деньги давали. Кутью делали ячменную.

Утром на Новый год посыпать ходили только парни. Рассыпали они зерно - пшеницу. Утром на Новый год ходили виршувать и дети, и взрослые. Им за это давали пряники, конфеты, деньги.

Щедровать ходили женщины. Под Меланку ходили по дворам только женщины. с. Старомеловая (Малёванный В. А. 1925 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

17. Посыпать утром рано на Новый год ходили одни мальчики лет по десять. Придуть, кажуть: «С Новым годом, з новым щастьем» - сыплють. Кидают пшеницу на покуть.

Ходили на Святках виршувать.

с. Старомеловая (Шевцова А.С. 1917 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

18. На Рождество дети разносили кутью по домам. Кутью варили из риса и толчёного ячменя.

Посыпать утром рано на Новый год ходили одни мальчики.

с. Старомеловая (Косяченко Е.С. 1926 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

19. На Рождество люди варили холодец, рубили и коптили курей. На Святый вечер (6 января) носыли кутю. Заходыли в дом да говорыли: «Можно до вас? Мамка с папкой послалы. Покуштуй-те!» За кутю давали исты: пырогы, конфэты, кишку (домашнюю колбасу). Ходили и взрослые, и дети, Христа славили: «Рождество твоё, Христе Боже».

Рядом с селом находились пруды и речка. На Крещенье на них делали Иордань и освящённой водой из неё весь год пользовались как целебной. На этот праздник катались на леднях (решето, обмазываемое коровьим навозом, замерзало, покрывалось водой, опять замерзало и служило санями) и играли в игры.

Для игр собирались в доме у сироты или снимали комнату у вдовы. Играли в святочные игры, пели и плясали, гадали с кольцом (собирали у всех кольца и под песню вытаскивали, что говорилось в песне, то должно было случиться с хозяином кольца). Одна из игр называлась «пряжки». Все девушки садились в один круг, в соседний круг - парни. Один из них брал девушку за руку - «Продаёшь?» Если ответ был положительный, то уводил с собой, если отрицательный, то били пряжкой от пояса три раза.

На Новый Год щедровали. Ребята разбрасывали пшеничные зёрна, кричали: «Сею, вею, посеваю, с Новым Годом поздравляю. Дай вам Бог».

На Крещенье рисовали крест на дверях мелом и подписывали: «Яко с вами Бог».

с. Фоменково (Кобцева Н.Д. 1930 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

20. Щедровщики заходили в дом или на подворье и говорили: «Щедрый вечер, добрый вечер! Вам пощедровать? Щедровочка щедровала, пид оконце забигала, дай ты нам тришке, чиво Бог послав!» или: «Дай пирог без ног, чтоб не убёг», «Дайте кишку (домашнюю колбасу), не то сниму крышку».

Если люди отказывались, то им говорили что-нибудь вроде: «У, жадна скотына». с. Фоменково (Кобцева Н.Д. 1930 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.