Можно ли сбрасывать очищенные стоки на рельеф. Проблемные моменты в вопросах сброса на рельеф местности

Довольно часто встречаются случаи, когда на участке грунтовые воды расположены очень высоко или отсутствует территория, на которой могут быть построены очистные сооружения автономной канализации.

В большинстве таких вариантов для организации отвода стоков в дренажную канаву или на пониженный участок местности, находящийся поблизости, необходимо разрешение на сброс сточных вод.

Строго запрещено сбрасывать стоки, содержащие органические и бактериальные загрязнения, соединения азота и фосфора, способные причинить вред экологическому и санитарному фону.

Нормы сброса стоков на рельеф подобны нормам отвода отработанных вод в водоемы.

При реализации этого процесса должно быть учтено:


  • при производительности очистных сооружений не более 700 м 3 для санитарной зоны должно быть отведено не менее 50 м;

  • труба, предназначенная для сброса, должна быть утеплена и иметь необходимый уклон, конец трубопровода должен располагаться выше канавы для предотвращения намерзания воды на выходе.

При невозможности организации отвода стоков самотеком используют дренажный насос.

Схема организации сброса стоков на местность

Сброс сточных вод на рельеф в современных условиях может осуществляться согласно следующей общей схеме.

Бытовые и промышленные стоки должны быть обработаны с применением оборудования, предназначенного для очистки:

  • механической,
  • биологической.


Поверхностные стоки подвергаются механической очистке. Сброс сточных вод на местность осуществляется в определенную точку.

Перечень загрязняющих веществ и их максимально допустимые концентрации приведены в нормативах по сбросам вредных веществ из канализации в водоемы.

Нормативы для сточных вод устанавливаются дифференциально, учитывая условия приема сточных вод для конкретных приемников.

Для определения объема сбрасываемых вод на рельеф необходимо осуществить процедуры по производственно-экологическому контролю, эти мероприятия включают:

  • вызов специалистов на объект,
  • взятие и консервацию проб сточных вод,
  • заполнение установленных нормативами документов,
  • анализ взятых проб,
  • составление и выдача протокола, в котором указываются количественные и химические показатели,
  • определение объемов вод.

Мероприятия по очистке сточных и природных вод

Сброс сточных вод на рельеф, прежде всего, требует доведения их состава до показателей, установленных существующими нормами.

Очистка стоков может производиться несколькими способами:

  • Механический способ – заключается в фильтрации и отстаивании воды. Сооружения, предназначенные для улавливания грубых механических частиц, оснащены отстойниками, решетками, ситами. Такой способ очистки позволяет выделить из стоков более 60% нерастворимых веществ.
  • Физико-химический – заключается в добавлении в стоки химических реагентов, которые вступают в реакцию с загрязняющими веществами и образуют нерастворимый осадок. Этот способ позволяет удалить около 90% нерастворимых примесей, кроме того, удаляются тонкодисперсные частицы органических веществ. В этом методе применяются следующие процессы: адсорбция, электролиз, окисление, экстракция, коагуляция.
  • Биологический – применяет физиологическое и биохимическое очищение. Виды биологических очистных сооружений – биологические пруды, аэротенки, биофильтры.


Адсорбционный метод очистки стоков

Способ адсорбции является наиболее простым и эффективным для глубокой очистки.

Он позволяет извлечь значительное количество загрязнений:

  • вещества, ухудшающие запах и вкус воды,
  • гербициды и инсектициды,
  • вирусы и бактерии,
  • бензолы и фенолы.

Адсорбция используется в процессах комплексной очистки, для извлечения отдельных компонентов из многокомпонентных смесей. Метод наиболее эффективен для завершающей стадии очистки, когда концентрация вредных веществ незначительна.

С помощью этого метода сбрасывание сточных вод в грунт происходит с практически нулевыми значениями содержания остаточных загрязнений.

Способ адсорбции основан на фильтрации вод через микропористые зернистые адсорбенты, которые обладают значительной внутренней поверхностью. Именно благодаря этому качеству фильтрующего материала из воды можно извлечь примеси, находящиеся в молекулярном состоянии.

Процесс адсорбции проходит в несколько стадий:

  • молекулы органических веществ диффундируют через пленку жидкости, которая окружает частицы адсорбента;
  • молекулы органики попадают на поверхность адсорбента;
  • осуществляется внутренняя диффузия молекул.

Скорость последней стадии определяется размером молекул сорбируемого вещества и видом адсорбента.

При повышении температуры увеличивается скорость диффузии, но снижается степень адсорбции, а рост pH приводит к повышению адсорбции органических веществ.

Наиболее распространенным адсорбентом является активированный уголь.

Виды адсорбционных фильтров

С помощью адсорбционных фильтров проводится эффективная очистка природных и сточных вод.

Наиболее распространенные конструкции этих устройств:

  • Сорбционные фильтры BWT применяют для уменьшения содержания агрессивной углекислоты, удаления взвешенных частиц, хлорных соединений, при этом происходит изменение уровня жесткости воды. Фильтрующим материалом служит активированный уголь со значительной адсорбционной поверхностью. Фильтры компактны и имеют простое ручное управление.
  • Патронные фильтры типа НВР предназначены для удаления из вод органических веществ, хлора, неприятных привкусов. Некоторые модификации этих устройств оснащены фильтрующим элементом из полиэстера, позволяющим удерживать механические примеси.
  • Сорбционные установки серии CF предназначены для промышленного использования и отличаются высокой производительностью и значительной сорбционной активностью.

Исследования доказывают, что на активном угле происходят не только физико-химические, но и биологические процессы. Органические вещества, которые адсорбирует активный уголь в присутствии кислорода, растворенного в воде, являются питательной средой для развития аэробных микроорганизмов, окисляющих органику.

Образующаяся из микроорганизмов биопленка постепенно снижает адсорбирующую способность угля, поэтому необходима периодическая регенерация угля. В реальных условиях может осуществляться саморегенерация активированного угля, благодаря включению в процесс анаэробных микроорганизмов.

Защита окружающей среды является одним из наиболее важных вопросов современного общества. Поэтомупри сбросе стоков в окружающую среду необходимо строго соблюдать нормы для сброса сточных вод в водоем и на рельеф. Усовершенствование и регулярность контролирующих мероприятий позволит снизить уровень загрязнения территории бытовыми и промышленными стоками.

Запрета как такового нет, но нет и разрешения это делать...

Текст подготовлен для системы КонсультантПлюс
Тихомирова Л.А. Некоторые особенности и проблемы правоприменения платы за негативное воздействие на окружающую среду // СПС КонсультантПлюс. 2016.
На сегодняшний день отсутствует как методика установления и порядок утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов на водосборные площади (рельеф местности), так и порядок выдачи разрешений на сброс загрязняющих веществ на водосборные площади (рельеф местности).
О соответствующем правовом пробеле речь идет и в письмах Росприроднадзора.
Так, в письме от 20.02.2014 N СН-08-02-31/2469 "Об установлении нормативов допустимых сбросов веществ на водосборные площади" Росприроднадзор разъяснил, что в настоящее время территориальные органы Росприроднадзора не вправе выдавать и продлевать разрешения на сбросы веществ, иных веществ и микроорганизмов на водосборные площади (на рельеф местности) до окончательного решения вопроса. Указанное обосновывается тем, что в настоящее время методика установления и порядок утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов на водосборные площади не разработаны, в связи с чем не установлен и порядок выдачи разрешений на сброс веществ и микроорганизмов на водосборные площади.
Аналогичные выводы содержатся в письме Росприроднадзора от 18.11.2014 N СМ-08-02-32/18383 "О сбросе сточных вод на водосборные площади". Закрепляя за территориальными органами Росприроднадзора запрет на выдачу и продление разрешения на сбросы веществ, иных веществ и микроорганизмов на водосборные площади (на рельеф местности), в то же время Росприроднадзор отмечает, что, во-первых, на сегодняшний день законодательством урегулирован сброс в водный объект (даже маловодный либо сосредоточение вод в котором несет сезонный характер) или сброс в центральную систему водоотведения, во-вторых, сброс сточных вод на водосборную площадь является нарушением требований действующего законодательства, ответственность за которое предусмотрена гл. 8 КоАП РФ.
Позднее в письме Минприроды РФ от 10.10.2016 N 12-50/8275-ОГ "О рассмотрении обращения" разъясняется, что с целью охраны окружающей среды сброс сточных вод должен быть организован непосредственно в водный объект либо в системы водоотведения. Указанная позиция обусловлена природоохранными требованиями. Так, в соответствии с действующим законодательством хозяйственная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивалась минимизация поступления загрязняющих веществ в окружающую среду.
Указанная правовая неопределенность, с одной стороны, не позволяет хозяйствующим субъектам получить разрешение на сброс загрязняющих веществ на рельеф местности и тем самым рассчитывать соответствующий платеж в пределах нормативов допустимых сбросов, с другой стороны, позволяет контролирующим органам производить расчет платы за сброс загрязняющих веществ с превышающим пятикратным коэффициентом.

Неопределенность правового регулирования
Итак, в настоящее время сложилась правовая неопределенность как в вопросе применения пятикратного повышающего коэффициента за сброс загрязняющих веществ на водосборные площади (рельеф местности) в отсутствие соответствующего разрешения на сброс загрязняющих веществ, так и в вопросе выдачи разрешения (отказа в выдаче разрешения) на сброс загрязняющих веществ на водосборные площади (рельеф местности). Неоднозначна и противоречива по этим вопросам и правоприменительная (судебная) практика.
Таким образом, неопределенность правового регулирования в части применения пятикратного повышающего коэффициента за сброс загрязняющих веществ на рельеф местности выражается в следующем:
1) не разработана методика установления и порядок утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов на водосборные площади (рельеф местности);
2) не установлен порядок выдачи разрешений на сброс веществ и микроорганизмов на водосборные площади (рельеф местности);
3) законодательство не раскрывает категории "сброс загрязняющих веществ в водные объекты", "сброс загрязняющих веществ на водосборные площади", "сброс загрязняющих веществ на рельеф местности", "водосборные площади", "рельеф местности".
В связи с утратой силы Методических указаний по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты на основании Приказа Минприроды России от 01.10.2014 N 421 складывается неоднозначность в понимании вопроса о том, выводится ли сброс загрязняющих веществ на водосборные площади (сброс загрязняющих веществ на рельеф местности) из платежа за негативное воздействие на окружающую среду или же он рассматривается в составе сброса загрязняющих веществ в водные объекты.
Обратим внимание на изменения, произошедшие в ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Так, если ранее к видам негативного воздействия на окружающую среду относились выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду, то теперь (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 404-ФЗ) плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Получается, если ранее определялись виды негативного воздействия на окружающую среду, то в новой редакции ст. 16 определяются виды негативного воздействия, за которые вносятся соответствующая плата. Таким образом, из указанного платежа выводятся многие виды негативного воздействия, перечень которых в прежней редакции не был исчерпывающим. При этом законодатель сузил формулировку, касающуюся такого вида негативного воздействия, как сброс, исключив из нее такие объекты воздействия, как подземные водные объекты и водосборные площади.
Вышеизложенное создает неопределенность как в понимании вопроса о необходимости нормирования веществ, поступающих на водосборные площади (рельеф местности), так и в понимании вопроса о необходимости платы за сброс загрязняющих веществ на водосборные площади (рельеф местности).

Полный текст документа разместила в разделе "Обмен документами", Расчет платы за НВОС.

Некоторые компании, которые продают и монтируют канализационные системы, утверждают, что очищенный сток после очистных сооружений (автономных канализаций, био-септиков) можно сбрасывать на рельеф местности, канаву, овраг.
Так ли это? Давайте разберемся.

Работая с локальными очистными сооружениями (производство и монтаж автономных канализаций), мы не раз сталкивались с проблемой отведения очищенного стока

Любой участок поверхности земли представляет собой водосборную площадь какого-либо водоема, что даёт основание, приравнять в некоторой степени, сброс очищенного стока на рельеф местности к сбросу в водный объект. В то же время, сброс стока на рельеф местности постепенно приводит к изменению состояния прилегающей территории, к изменению ее гидрологического режима, подтоплению и заболачиванию.

Термин "сброс на рельеф местности", как таковой, в нормативных документах нигде не встречается, а рассматривается как НВОС (Негативное Воздействие на Окружающую Среду) в целом, поэтому плата будет взиматься за сбросы загрязняющих веществ в подземные и поверхностные водные объекты, на водосборные площади ,.

Согласование точки сброса очищенного стока в водоем, с надзорными органами обязательно , даже в том случае, если в сертификате на очистное сооружение указано, что очистка стока происходит на 98% и очищенный сток соответствует нормам сброса его в водные объекты рыб.хоз. назначения. Это объясняется тем, что заявленная степень очистки может быть достигнута только в том случае, если очищенный сток после очистного сооружения (автономная канализация, септик, био-септик) поступает на фильтрующий слой, блок доочистки и узел обеззараживания. Исходя из вышеизложенного, согласование точки сброса (в водоем/на рельеф) очищенного стока, после очистного сооружения (автономной канализации, септика, био-септика) с Росприроднадзором (СЭС) - обязательно .

Если данный вид нарушений имеет место быть, то Вы можете направить заявление для его устранения в территориальный Роспотребнадзор.

Подведем итог:

1) Росприроднадзор не согласовывает точку сброса загрязняющих веществ (очищенного стока) на поверхность земли (водосборные площади), в виду отсутствия порядока нормирования сбросов очищенных стоков на рельеф местности, ;
2) при отсутствии документа разрешающего сброс загрязняющих веществ (очищенного стока) на рельеф местности, плата за сверхлимитное воздействие на окружающую среду будет рассчитываться в пятикратном размере для юридических лиц . Для физических лиц административный штраф от тысячи рублей до десятков тысяч, в зависимости от категории земель .


*1. Водосборная площадь (водосбор - водосборный бассейн) - территория, с которой поверхностные и подземные воды стекают в определенный водоем. [Большой энциклопедический словарь (БЭС)]
*2. Гидрологический режим территории - закономерные изменения состояния и характеристик водного объекта данной территории. Изменение режима влияет на: Заболачивание территории НВОС (негативное воздействие на окружающую среду)
*3. Заболачивание территории - постепенное насыщение почвы водой до топкого состояния.
*4. НВОС (негативное воздействие на окружающую среду)- воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды






5. Федеральный закон от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (редакция от 17.06.2010) (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.07.2010) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях КоАП РФ от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)(ред. от 17.06.2010)(с изм. и доп., вст. в силу с 01.07.2010) "КоАП РФ". ст.8. 8 ноября 2013, 10:08

Вопрос. На какие нормативные документы ссылаться в случае, если сброс ливневой сточной воды осуществляется на рельеф и при этом отсутствует водный объект? Является ли ор-ганизация природопользователем в части сброса в водный объект? Должна ли производиться плата за негативное воздействие? На какие нормативы ориентироваться при расчете платежей в таком случае? Допускается ли по законодательству сброс на рельеф?

Ответ. В соответствии с п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» сбросы химических веществ, в т. ч. радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Одним из видов негативного воздействия на окружающую среду в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ

являются сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.

Понятие «сброс на рельеф» законодательно не определено.

На сегодняшний день единственным документом, позволяющим рассчитать объём стока дождевых, талых и поливомоечных вод, являются Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденные Госкомэкологии РФ от 29.12.1998.

В Методических указаниях под неорганизованным сбросом загрязняющих веществ подразумевается вынос загрязняющих веществ с территории водосбора предприятий и организаций и прилегающей инфраструктуры, относящейся к промплощадкам, неорганизованным поверхностным стоком (отведение дождевых, талых и поливочных вод за пределы территорий предприятий по естественному уклону местности в кюветы дорог, овраги, непосредственно в реки, ручьи, пруды и иные водные объекты либо в ливневую канализацию соседних предприятий и организаций).

В Письме Росприроднадзора от 30.08.2012 № ОД-06-01-31/11634 «О взимании платы за неорганизованные сбросы на рельеф местности» изложена следующая позиция Росприроднадзора: «Пунктом 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ определено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду на основании Определения Конституционного суда РФ от 10.12.2002 № 284-О признана обязательным публично-правовым платежом. Он носит индивидуально-возмездный и компенсационный характер и является не налогом, а фискальным сбором. В соответствии с п. 2 ст. 8 Налогового кодекса РФ под сбором понимается обязательный взнос, уплата которого является одним из условий предоставления плательщикам определенных прав или выдачи разрешений (лицензий).

Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок), который согласно п. 1 Порядка распространяется на предприятия, учреждения, иностранных и физических лиц, осуществляющих на территории РФ любые виды деятельности, связанные с природопользованием.

Положениями ст. 23 закона определено, что допускается производить сбросы различных загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых сбросов на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управ-ление в области охраны окружающей среды.

При отсутствии разрешения плата за сброс исчисляется как за сверхлимитное воздействие на окружающую среду с применением пятикратного повышающего коэффициента на основании п. 6 Порядка».

На сегодняшний день в действующем законодательстве нет документов, регла-ментирующих расчет сбросов на рельеф местности и порядок утверждения нормативов допустимого воздействия в отношении сброса на рельеф (как организованного, так и неорганизованного), и, следовательно, отсутствует возможность выдать соответствующее разрешение на сброс. Органы Росприроднадзора настаивают на том, чтобы при внесении платы за сброс на рельеф применялись повышающий коэффициент 5 и нормативы платы за сброс в водные объекты, установленные для расчета платы по сверхлимиту, несмотря на то, что сброс на рельеф неправомерно приравнивается к сбросу в водный объект.

Суды также поддерживают позицию Рос-природнадзора.

Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22.06.2012 № А79-7613/2011. Расчет платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты производится природопользователями с учетом Методических указаний, утвержденных Госком-экологии РФ 29.12.1998.

ОАО является плательщиком за загрязнение окружающей среды в связи с осуществлением неорганизованного поверхностного сброса на рель-еф местности с территории (водосбора) предприя-тия.

Проверив представленный управлением расчет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за I квартал 2011 года, суды признали его обоснованным. При этом они исходили из того, что в I квартале 2011 года ОАО не проводило лабораторный анализ воды (по-верхностного стока) для установления фактической концентрации загрязняющих веществ; расчет управления произведен с учетом положений Методических указаний и данных метео-рологических наблюдений.

Ссылка общества не неправомерность при-менения пятикратного повышающего коэффициента признана судом несостоятельной, т. к. разрешение на сброс веществ и микроорганизмов на водосборные площади у ОАО отсутствует, в Росприроднадзор с соответствующим заявлением о выдаче такого разрешения ОАО не обращалось.

Постановление 7 ААС от 17.10.2011 № 07АП-7345/11. Суд указал, что у территориального органа Росприроднадзора отсутствовала объективная возможность выдать испрашиваемое обществом разрешение на неорганизованный сброс. В случае отсутствия разрешения на сброс плата вносится как за сверхлимит. Это положение не может являться основанием для возложения на уполномоченный орган обязанности выдать такое разрешение в отсутствие на то правовых оснований.

Таким образом, имеет место пробел в законодательстве РФ. Несмотря на то, что нормативными правовыми актами сброс на рельеф не запрещен, узаконить такой вид сброса не представляется возможным. Пока не будут разработаны и утверждены методика расчета сбросов на рельеф местности и порядок утверждения нормативов допустимого воздействия в отношении такого сброса, природопользователи вынуждены платить за сброс на рельеф в 25-кратном размере.

Первоочередными задачами в области охраны окружающей среды сегодня считаются - внедрение промышленными предприятиями технологий, которые вели бы к сокращению общего количества сточных вод и повышению степени их очистки, имея в виду возможности внедрения систем повторного их использования. Весьма актуальной остается и проблема неоправданных потерь воды на всех стадиях технологического цикла. Особое внимание при этом должно уделяться предотвращению сбросов в естественные водоемы и на рельеф, промышленных и бытовых стоков с недостаточно высокой для конкретного случая степенью очистки.

Конечно, условия сброса сточных вод могут весьма различаться в зависимости от того, о какой отрасли промышленности идет речь. Например, отдельный разговор должен идти о предприятиях химической промышленности, сточные воды которых могут представлять опасность как для нормального функционирования задействованной , так и для окружающей среды. В канализационных системах таких предприятий всегда существует потенциальная угроза выделения токсичных и взрывоопасных газов, что может привести к взрывам трубопроводов и даже представлять прямую опасность для жизни и здоровья обслуживающего персонала. Именно поэтому категорически запрещён сброс ядовитых реагентов и продуктов переработки, кислого шлама кислот из ёмкостей хранения, а также осадков из технологических аппаратов, применяемых при их очистке. В этом случае необходимо собирать токсичные и ядовитые продукты в специальные технологические накопительные ёмкости , изготовленные из стеклопластика, прочного пластика или металла, предназначенные для их утилизации с последующим уничтожением.

Не допускается сброс в общегородские канализационные сети и поверхностных стоков с территории промышленных площадок в условиях действующей полной раздельной канализации. Если устанавливается, что степень загрязненности поверхностных стоков может превышать значения, допустимые по условиям сброса в естественный водоем или на рельеф любых видов сточных вод, то в данном случае основные параметры поверхностного стока должны соответствовать тем же требованиям, которые предъявляются к производственным стокам.


Как известно, законом «Об охране окружающей среды» устанавливается платность за негативное воздействие на окружающую среду. К таким видам, закон относит: сброс загрязнённых сточных вод в поверхностные водные объекты. А так же, неорганизованный сброс на рельеф местности стоков, образовавшихся в результате как обычных атмосферных явлений (снег, дождь), так и после мокрой уборки асфальтированных и бетонных покрытий в отсутствие на промплощадке предприятия систем промышленной и ливневой канализации.

При нарушениях, применяются штрафные санкции в виде штрафов увеличенных в 2015 году в 20 раз. А при грубейших или повторных нарушениях, Законом Российской Федерации предусмотрена даже уголовная ответственность. Подробнее, о штрафных санкциях и уголовной ответственности можно узнать в статьях главы 26 УК РФ:

Глава 26. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ
Статья 247. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов
Статья 248. Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами
Статья 250. Загрязнение вод
Статья 254. Порча земли

В случае с загородными частными домами сброс очищенных сточных вод возможен на пониженный участок рельефа, если территория не позволяет обустроить фильтрующие устройства. При этом основные характеристики по очистке таких стоков не отличаются от норм сброса сточных вод в естественный водоем. В большинстве случаев для этого применяются разного рода аэробные реакторы, даже несмотря на то, что и они отнюдь не всегда в состоянии обеспечить требуемое качество очистки бытовых и хозяйственных стоков. Нормы СНиП при этом предписывают наличие санитарно-защитной зоны не менее 50 метров, если производительность аэрационных сооружений составляет до 700 кубометров в сутки. Наконец, следует принимать в расчёт тот факт, что исходящий от стоков запах может доставлять известные неудобства для Вас и Ваших соседей. Поэтому, если Вы хотите застраховать себя от неприятностей, вплоть до судебных тяжб, то дешевле обойдется обеспечение как можно более качественной и максимально возможной степени очистки стоков.