Иван калита был. История россии.иван i данилович калита

Иван I Данилович Калита

Калита являлся крупным политическим деятелем своего времени, его называют первым «собирателем русской земли». Хотя его деятельность неоднозначно оценивалась историками, она все же способствовала заложению основ политического и экономического могущества Москвы, и начала экономического подъема Руси.

Иван I Данилович Калита (в крещении – Иоанн) родился в Москве в 1283 году, но более точная дата не известна. Он сын московского князя Даниила Александровича, внук , князь Московский, князь Новгородский и Великий князь Владимирский.

В течение долгого времени он оставался в тени своего старшего брата князя Юрия. На рубеже 13-14 веков, согласно летописи, Иван был наместником в Новгороде, княжил в Переяславле-Залесском и неоднократно замещал на московском княжении своего брата во время его пребывания в Золотой Орде.
После гибели Юрия в 1325 году Иван, как наследник брата, стал единолично княжить в Московской волости. В первый же год своего правления он, желая положить благое начало своему княжению, призвал в Москву из Владимира митрополита Петра. Это сразу сделало Москву духовным центром Руси и обеспечило московскому князю поддержку церкви. Москва стала резиденцией митрополита «всея Руси», а Петр способствовал Ивану в проведении политики централизации русских земель.

Калита был жестоким правителем, в то же время умным и упорным в достижении своих целей. Он умел ладить с татаро-монгольским ханом Узбеком, не раз ездил в Орду, где заслужил расположение и доверие хана. В 1327 году Иван принял участие в походе на Тверь золотоордынских отрядов. В награду в 1328 году он получил от хана Костромское княжество, а также титул князя Новгородского.

В 1332 году Калита добился у Узбека ярлыка на Владимирское великое княжество и признания себя великим князем Всея Руси. За мирные отношения с Золотой Ордой он собирал для нее с населения огромную дань, а все народные недовольства, вызывавшиеся тяжелыми поборами, Иван беспощадно пресекал. Также с помощью татар он устранил многих своих политических соперников – других князей.

После этого, согласно летописи, во всей Северо-Восточной Руси наступила тишина на многие годы. Опасаясь ханского гнева, татары перестали совершать набеги на Русь. Узбек даже отказался от присылки своих людей в земли князя, поручив сбор податей с населения Ивану. Он накопил большие богатства (отсюда его прозвище «Калита» – «кошель», «денежная сумка», другая версия от привычки носить с собой постоянно «калиту» с деньгами для раздачи милости).

Иван неуклонно стремился к расширению территории своего княжества и в собирании русских земель вокруг Москвы. Накопленные средства он расходовал на покупку территорий своих соседей. Влияние князя распространилось на ряд земель Северо-Восточной Руси (Новгородская земля, Ростов, Тверь, Углич, Галич, Псков, Белоозеро). И хотя в этих городах правили местные князья, они, по существу, являлись лишь наместниками московского князя.

Годы правления Ивана были эпохой усиления Москвы и ее возвышения над остальными русскими городами. В Москве был построен дубовый Кремль, защищавший не только центр города, но и посад за его пределами. Также в Москве им были построены Успенский и Архангельский соборы, церковь Иоанна Лествичника, Преображенская церковь, а при ней открыт монастырь. В Переяславле-Залесском Иван основал Горицкий (Успенский) монастырь.

Летописцы отмечали, что князь заботился о безопасности жителей, строго преследовал и казнил разбойников и воров, всегда чинил «правый суд», помогал бедным и нищим. За это он получил второе свое прозвище – Добрый.

Он ввел в действие земледельческий закон и установил новый порядок наследования. После смерти Ивана великокняжеский престол более или менее постоянно переходил к его прямым потомкам. С княжения Калиты принято говорить о начале единодержавия.

Умер великий князь Всея Руси Иван I Данилович Калита

Князь Иван Данилович Калита (около 1283-1340 гг.) - с 1325 г. великий князь московский, с 1328 г. великий князь владимирский. Своей деятельностью он заложил прочную основу будущего политического и экономического могущества Москвы. Прозвище Кошель (Калита) князь получил за невероятное богатство и щедрость.

Юность Ивана Даниловича Калиты прошла в тени его старшего брата - Юрия Даниловича, московского князя. Хотя после того, как Юрий уехал в Новгород, в 1319 г. получив в Орде ярлык на великое княжение, Москва оказалась в распоряжении Калиты, но унаследовал Иван Москву только в 1325 г. по завещанию, оставшемуся после смерти брата.

Князь Иван Калита показал себя упорным в достижении поставленных целей, жестким и хитрым политиком. Правление Ивана Калиты привело к над остальными княжествами Руси. Князь часто ездил в Орду, что принесло ему доверие и расположение правившего в то время хана Узбека. Если остальные княжества страдали под гнетом ордынских баскаков, то земли московские, остававшиеся относительно спокойными, постепенно стали пополняться людьми, переселявшимися туда из других местностей.

Перевод в Москву митрополичьей кафедры в 1325 г. сделал ее не только важным экономическим центром, но и духовной столицей русских земель. Князь Иван 1-й прекрасно умел пользоваться обстоятельствами, что позволяло ему оказывать влияние на других правителей русских земель и успешно расширять собственные владения.

Соперником Калиты был князь тверской Александр Михайлович. В 1327 г. в Твери был убит посол ордынского правителя Чолхана. И Калита, узнав об этих событиях, сразу же отправился в Орду, чтобы выразить готовность помочь в расправе над виновными. Это изъявление преданности привело к тому, что Узбек даровал Ивану Калите ярлык на великое княжение, право собирать самостоятельно дань для отправки в Орду и 50 тыс. войска. Объединив это воинство с ратью Александра Васильевича, князя суздальского, Калита разгромил Тверь, а довершили дело отряды ордынских баскаков. Тверской князь был вынужден бежать сначала в Новгород, а затем в Псков и дальше, в 1239 г., в Литву. Разоренный город был отдан его брату Константину.

Князь Иван Калита дважды был женат. В 1332 г. женился на Елене, а позднее на Ульяне. От двух жен он имел семерых детей. Дочерей выгодно выдал замуж за ярославского и ростовского князей. Причем условием их замужества была возможность самовластно распоряжаться уделами зятьев. Подчинил Иван 1-й и Рязань, а также Углич (методом купли). Пытался присоединить Новгород, начав против него военные действия. Но это предприятие оказалось не слишком удачным для Калиты, и князю пришлось заключить мир. В 1340 г. (возможно, по приказу ордынского хана) войско было отправлено в земли непокорного смоленского князя Ивана Александровича. Земли Смоленска были опустошены московскими воинами и отрядами ордынцев. Позже Александр, приехавший в Орду в надежде примириться с ханом, был казнен вместе с сыном Федором.

Умер Иван 1-й Калита в 1340 г., а на московский престол взошел его старший сын Симеон Иванович Гордый.


Иван I Данилович Калита Добрый (в Крещении Иоанн, в схиме - Ананий)
Годы жизни: 1283 - 31 марта 1341
Годы правления: 1328-1340
Великий князь Московский в 1325 - 1341 годах.
Великий князь Владимирский в 1328 - 1341 годах.
Князь Новгородский в 1328 - 1337 годах.

Из рода Московских великих князей.

Сын Даниила Александровича. Мать - Мария. Внук Александра Невского.

Свое прозвище Калита Иван Данилович получил скорее всего от привычки носить с собой постоянно кошелек ("калиту"), чтобы раздавать милостыню бедным, а также за огромные богатства, которые он использовал для расширения своей территории покупкой чужих княжеств.

Впервые Иван Данилович упоминается в новгородской летописи в 1296 году в связи с поездкой в город Новгород Великий. В начале XIV века Иван Калита княжил в Переяславле-Залесском. В 1305 году он разбил под Переяславлем войско тверского боярина Акинфа, который пытался захватить город.

В 1303-1325 годах Иван I Данилович часто замещал на московском княжеском престоле своего старшего брата Юрия Даниловича во время его пребывания в Новгороде Великом и Золотой Орде. Москва была оставлена в полное управление Ивана Даниловича.

После гибели своего брата Юрия в 1325 году Иван I Данилович Калита занял великое княжение в Москве.

Времена его правления были эпохой усиления власти Москвы и ее возвышения над другими русскими городами. Иван Данилович обеспечил безопасность Москве тем, что заслужил расположение и доверие Узбека. "Перестали поганые воевать русскую землю, - писал летописец, - перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости и от насилия татарского; и с этих пор наступила тишина по всей земле".

Именно при Иване Калите был построен дубовый Кремль, который защищал центр города и посад за его пределами. С большой скоростью возникали села. Бояре с радостью отправлялись к Московскому князю и получали от него земли. Иван Данилович Калита заботился о безопасности своего княжества, строго преследовал и казнил разбойников, поэтому купцы могли спокойно ездить по русским дорогам. Иван также добился чтобы митрополичья кафедра была переведена из Владимира в Москву. С тех пор Москва стала духовной столицей Руси. Иван Калита сумел расположить к себе митрополита Петра.

В 1327 году Иван Данилович вместе с другими князьями отправился в поход на Тверь вместе с золотоордынскими карательными отрядами для подавлении народного восстания против монголо-татар. За это Иван Калита был награжден в 1328 году ханом Узбеком и получил Костромское княжество и право контроля над Новгородом Великим.

Но вскоре Узбек очень рассердился, узнав о смерти своего посла Чолкана и его свиты, дал ярлык на великое княжение Калите, войска и отправил на Тверь. Прийдя в Тверскую волость Калита с татарами сожгли города и села, взяли людей в плен.

Получив титул князя Новгородского в 1328 г., Иван Данилович Калита начал укреплять свою власть.

В 1332 году Иван Калита поехал в Орду с большими дарами чтобы получить ярлык на единоличное правление, но сумел утвердить за собой только город Владимир и Поволжье. В 1333 г., растратив огромные средства в Орде, Иван Данилович потребовал от новгородцев дань в увеличенном размере, но получил отказ. Войска Ивана Калиты заняли Торжок и Бежецкий Верх.

Иван, после этих событий, в 1336 г. при помощи митрополита Феогноста заключает мир с городом Новгородом. Новгородцы призвали его своим князем и выплатили все требуемые деньги причитающиеся деньги.

Иван I Данилович Калита беспощадно расправлялся со своими противниками, используя влияние Русской Православной Церкви. Митр. Московский, Петр, помогал Ивану I Даниловичу в проведении политики централизации рус. земель. Летописцы писали, что Иван Данилович Калита избавил Русскую землю от воров и разбойников, всегда вершил «правый суд», помогал нищим, защищал вдов. За это он и получил 2-е свое прозвище - Добрый.

При Иване Калите активно шло строительство. Построены Архангельский и Успенский соборы, церковь Иоанна Лествичника. В Москве - Преображенская церковь, а при ней монастырь. Свято-Данилов монастырь был перемещен на новое место. В Переяславле-Залесском был основан Горицкий (Успенский) монастырь.

31 марта 1341 г. Иван I Данилович Калита умер, приняв схиму. Похоронен он в Москве в кремлевском Архангельском соборе , построенном при его княжении

Деятельность Ивана Калиты оценивается историками неоднозначно. Так, В.О. Ключевский не сильно выделял его "в череде серых личностей». М.Н. Тихомиров полагал, что "Калита заложил основы могущества Москвы", видел в нем блестящего политика, дипломата.

У Ивана Даниловича было 2 жены:

1) княгиня Елена;

2) княгиня Ульяна.

От Елены дети:

Симеон Гордый (1316-1353 гг.)

Даниил (1320-1328 гг.)

Иван (1326-1359 гг.)

Андрей Серпуховский (1327-1353 гг.)

Владимир Храбрый (1353-1410 гг.)

Феотиния

От Ульяны.

(1288?-1340) великий князь московские

Он родился, когда еще были живы старики, испытавшие ужас первых набегов татар на Русь. Основным настроением, того сложного времени был страх, и Иван разделял его и своими современниками. В раннем детстве, он видел, как татары захватили Москву, а вместе с ней и его отца, князя Даниила Александровича. Возможно, поэтому, уже став великим князем, он всячески стремился избежать открытого столкновения с ними.

Как и подобало княжескому сыну, Иван рано приобщился к миру взрослых. Отец, а иногда и бояре рассказывали ему об истории и о том, что происходит на Руси. Уже в три года, Иван прошел обряд посага - был впервые посажен на коня. После этого дня, ребенок переходил от нянек и мамок на попечение воспитателей-мужчин. Его начали понемногу приучать к сложному княжескому ремеслу. По-видимому, отец - князь Даниил Московский - видел в Иване своего преемника, хотя главным наследником являлся его старший сын Юрий.

Даниил Московский считал, что осторожный Иван более подходит для княжеского престола, чем резкий и неуживчивый Юрий. Тем не менее после смерти Даниила в 1303 году власть перешла именно в руки Юрия. Ему было в то время двадцать два года, а Ивану не исполнилось и пятнадцати.

Первое время, Иван действовал заодно с братом. Он помог Юрию подчинить Владимирское княжество и положил немало сил на то, чтобы отобрать великокняжеский ярлык у тверских князей.

Но резкий характер Юрия и его неумение вести дипломатические переговоры, восстановили против него татарских ханов, и в 1325 году Юрий погиб во время поездки в Золотую Орду. Там сознательно устроили встречу двух враждовавших князей, и тверской князь во время драки, убил московского князя.

После смерти брата, на княжеский престол сел Иван. Он сразу же изменил политику в отношении Орды, понимая, что обострение отношений с многократно превосходящим его врагом приведет только к бессмысленным жертвам. Оказав помощь Орде, в подавлении восстания в Твери, Иван получил от хана Узбека ярлык на княжение в Новгороде и значительную часть Владимирского княжества. Иван укреплял Москву и одновременно присоединял к ней близлежащие земли.

Не менее важным было и право собирания налогов, также полученное от Орды. Иван прекрасно понимал, что только своевременные расчеты с Ордой помогут сохранить расположение ее правителей. Собранных таким образом денег хватало и на укрепление Москвы. Иван не только расширил и обустроил Кремль, окружив его новыми дубовыми стенами, но и помог строительству белокаменных церквей и соборов. Прозвище «Калита» (кошель для денег) князь получил потому, что собранные деньги тратил весьма продуманно, стремясь сделать Москву настоящим центром Руси.

Летописец упоминает и о том, что Иван Калита постоянно носил на поясе кожаный кошель, полный серебряных монет, и щедро раздавал их нищим. Нередко он покупал земли, деревни и даже города у обедневших князей. Так постепенно расширялись границы московского княжества. Он официально перевел столицу из Владимира в Москву и первым из князей в 1328 году назвался «великим князем всея Руси».

Бережливость Ивана Калиты стала залогом того, что он был едва ли не самым богатым князем на Руси. В его завещании сохранился список наиболее ценной домашней утвари: двенадцать золотых цепей, девять золотых поясов, четырнадцать женских золотых обручей, шесть золотых чаш и блюд, семнадцать штук другой посуды золотой и серебряной, одна золотая шапка и один золотой ларец.

Что же касается его взаимоотношений с Золотой Ордой, то он проявил себя как умный и осторожный политик. Он не мешал ханским баскакам и жестоко подавлял всякое сопротивление. В тех же землях, которые подчинялись власти Ивана Калиты, он требовал не только поддерживать порядок, но и «бороться с татем», то есть с теми, кто хотел бы поживиться, приписав разбой татарам.

В области внутренней политики, Иван Калита был также достаточно дальновидным правителем. Он прекрасно понимал, что Москва должна стать не только административным, но и духовным центром Руси. Поэтому в 1325 году он добился переезда в Москву митрополита Петра Волынца.

Всего через год, престарелый священник скончался и был погребен в только что построенном Успенском соборе Кремля. Через несколько лет у его гроба начали происходить чудеса, после чего митрополит был канонизирован как новоявленный святой земли русской. Таким образом, Москва, в которой находились мощи святителя Петра, и стала духовным центром Руси. В ней находилась митрополичья кафедра.

Как только Иван Калита сумел стабилизировать отношения с Ордой, в Москву начали переезжать на службу крупные боярские фамилии. Многих из них пригласил сам Иван. Так постепенно вокруг княжеского двора сложился круг новой московской аристократии.

Но гораздо более важным делом Ивана Калита, было другое: за сорок лет его правления татары ни разу не приходили на Русь с опустошительными набегами. В летописях, это время спокойствия на Руси обычно сравнивают с периодом спокойного, ничем не потревоженного сна. Как писал позже В. Ключевский, «в эти спокойные годы успели родиться и вырасти целых два поколения русских людей, не испытывающих безотчетного ужаса перед татарами. Позже они и вышли на Куликово поле».

Семейная жизнь Калиты складывалась вполне традиционно. В 1319 году Иван женился. Известно, что его жену звали Еленой. Но до наших дней не дошло упоминание о роде, к которому она принадлежала. У них родилось три сына - Симеон, Иван и Андрей. В 1332 году Елена умерла от неизвестной болезни, а через год Иван Калита вновь женился на некоей Ульяне, которая вскоре родила дочь.

Когда пришел срок, Иван Данилович Калита «умер в чернецех»: перед смертью он постригся в монахи. Он был погребен в Архангельском белокаменном соборе Московского Кремля. С этого времени вплоть до начала XVIII века там хоронили московских князей и царей.

Перед смертью Иван Калита написал завещание, в котором разделил свои земли между сыновьями. Москву же он отдал им в общее владение, специально оговорив, что она всегда должна быть столицей.

ИВАН I ДАНИЛОВИЧ КАЛИТА (ок. 1283–1340) – великий князь московский с 1325 и великий князь владимирский с 1328. Второй сын князя, заложивший основы политического и экономического могущества Москвы . Прозвище Калита (кошель) получил за щедрость к нищим («даяше нищим сколка вымётся») и огромные богатства, которые использовал для увеличения своей территории «куплями» в чужих княжествах.

В юности долго был в тени старшего брата, московского князя Юрия Даниловича. В 1304, в отсутствие брата в Москве, Иван с небольшим войском сумел оборонить принадлежащий княжеству Переяславль от тверичей, собравших войско во главе с боярином Акинфом, чем доказал брату свою способность удерживать завоеваннное. В 1319 брат Ивана, Юрий получив в Орде титул великого князя, уехал в Новгород. Таким образом уже тогда, а с 1322 в полной мере, Москва оказалась в распоряжении Ивана. С этих пор он и показал себя властным, жестоким, хитрым, умным и упорным в достижении своих целей правителем В 1325 Иван унаследовал Москву по завещанию умершего Юрия. Годы его управления княжеством (около двадцати) стали эпохой усиления и возвышения Москвы над остальными русскими землями. В основе его лежало особенное умение Ивана ладить с ордынским ханом. Часто ездил в Орду, отчего заслужил расположение и доверие хана Узбека. В то время как другие русские земли страдали от вторжений ордынских численников и баскаков, владения князя московского оставались спокойными, пополнялись численно иммигрантами из других княжеств и земель. («Перестали поганые воевать русскую землю, – говорится в летописи, – перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости и от насилия татарского; и с этих пор наступила тишина по всей земле»).

Вскоре после начала единоличного управления Иваном московской землей, в Москву из Владимира была переведена митрополичья кафедра (1325). Это сразу сделало Москву духовной столицей Руси. Князь сумел приобрести расположение митрополита Петра, так что с 1326 тот переехал в Москву, в ней умер и был погребен. Новый митрополит Феогност также выразил желание остаться в Москве, чем вызвал глухое недовольство удельных князей, боявшихся усиления Московского княжества.

Иван ловко пользовался обстоятельствами, чтобы, с одной стороны, увеличивать свои владения, с другой – оказывать влияние на князей в прочих русских землях. Главным соперником его был тверской князь Александр Михайлович, попытавшийся встать на защиту своих земляков, в 1327 убивших ордынского посла Чолхана и его свиту за то, что те «пожгли города и села и людей повели в плен». Узнав об этих событиях в Твери, Иван сам поехал в Орду к Узбеку, торопясь выразить готовность помочь ордынцам в расправе с непокорными. За такую преданность хан Узбек дал Калите ярлык на великое княжение, право самостоятельно собирать дань для отправки в Орду и 50 000 войска. Объединив его со своим, присовокупив к нему еще и войско князя суздальского Александра Васильевича, Калита пошел на Тверь и там «положил пусту всю землю». Присланные позже из Орды новые отряды баскаков довершили разгром. Тверской правитель Александр бежал в Новгород, оттуда – в Псков и, наконец, в 1329 в Литву. Разоренной тверской землей был оставлен управлять его брат Константин, начавший раболепно угождать московскому правителю. В таком же положении оказались князья Ростово-Суздальской земли. Это позволило Калите (возможно именно тогда получившему свое прозвище) после смерти суздальского князя Александра в 1332 удержать за Москвой Владимир.

От двух жен (первый раз Калита женился в 1332 на Елене; второй женой была некая Ульяна) московский князь имел семеро детей, в том числе дочерей – Марию, Евдокию, Феодосию и Фетинью. Их он сумел сделать «дорогим товаром» и выгодно выдать замуж: одну за ярославского князя Василия Давыдовича, другую – за ростовского князя Константина Васильевича. При этом он поставил условием самовластное распоряжение уделами зятьев. Повиновалась Москве и Рязань: стоявшая на окраине Руси, она за свою строптивость могла первой подвергнуться жестокой каре Орды. Углич был присоединен Калитой посредством купли. Кроме того, он покупал и выменивал села в разных местах: около Костромы, Владимира, Ростова, на реке Мете, Киржаче. Приобретение Калитой городов Галича, Углича и Белозерска сомнительно, так как их он впоследствии не упомянул в своих духовных грамотах (возможно, это были купли с правом временного пользования). Особенно настойчивыми были его попытки прибрать к рукам земли Великого Новгорода. Вопреки новгородским законам, запрещавшим князьям других земель покупать там собственность, он сумел завести в Новгородской земле несколько слобод и населить их своими людьми. В 1332 даже начал было войну с Новгородом, поскольку новгородцы отказывались платить старинную дань (так называемое «закамское серебро»), но вскоре вынужденно заключил мир. В конце княжения он сделал еще одну попытку подчинить своей власти этот свободный город и вновь потребовал от новгородцев большую сумму денег. После их отказа он отозвал своих наместников из города, и распрю эту суждено было завершить уже после смерти его сыну Семену Ивановичу Гордому . Последним актом, направленным на расширение владений княжества была отправка в 1340 войска (возможно, по приказу хана) на непослушного Орде смоленского князя Ивана Александровича и опустошение москвичами совместно с татарами Смоленской земли.

В 1337 тверской князь Александр решился помириться с ордынцами и попытаться заполучить обратно свое княжество. Но Калита опередил тверича: в 1339 он сам первым поехал в Орду с доносом на Александра. Александр получил приказ явиться к хану в Орду. Там и он сам, и его сын Федор были казнены. Калита же вернулся в Москву «в великой радости» и немедленно послал в Тверь за главным колоколом с церкви св. Спаса. Колокол был снят и привезен в Москву как символ победы над соперником.

В самой столице за 1325–1340 были отстроены и центр города, и посад за его пределами. Быстро росло число сел вокруг Кремля, самому князю принадлежало их более 50. Бояре охотно переходили к Калите, получали от него земли с обязанностью службы; за ними следовали вольные люди, годные к оружию. Даже ордынские мурзы стремились быть «под его рукой», в том числе так оказался в Москве Чет – по преданию, предок Бориса Годунова . Летописи упоминают об активном церковном и светском каменном и деревянном строительстве. Так, на княжеском дворе деревянная церковь Спаса Преображения в 1330 была заменена каменной и основан монастырь (сюда были переведены архимандрития и монахи из Данилова монастыря). В 1333 по приказу Калиты была заложена и отстроена церковь Иоанна Лествичника «под Колоколы». В благодарность за избавление Москвы от голода был воздвигнут каменный храм на краю Боровицкого холма на месте деревянной церкви Михаила Архангела (в настоящее время – кремлевский Архангельский собор). Чуть позже рядом был заложен и Успенский собор. В 1339 в Москве завершилось строительство дубового Кремля. При этом князь был неплохо разбирался «в книгах». По его приказу церкви не только строились, но и пополнялись ценными библиотеками (Сийское пергаментное Евангелие, снабженное по его распоряжению немалым числом киноварных заставок и зарисовок ныне хранится в Рукописном отделе библиотеки РАН).

Перед смертью Иоанн принял пострижение и схиму. Все свое движимое и недвижимое имущество он разделил между тремя сыновьями и женой: Москву он оставил в общее владение наследникам, причем главным «печальником» и первым среди равных назначался старший сын Семен Иванович (в будущем – Гордый). Ему он дал города Можайск, Коломну и 16 волостей, Ивану Ивановичу (будущему Красному) – Звенигород, Кремичну, Рузу и еще 10 волостей, Андрею – Лопасню, Серпухов и еще 9 волостей, жене Елене с дочерьми – 14 волостей.

Калита умер 31 марта 1340 в Москве и был погребен в отстроенном по его приказу Архангельском соборе.

Историки высоко оценили деятельность Калиты на московском престоле (С.М.Соловьев, В.О.Ключевский, М.Н.Тихомиров), отметив также его просвещенность и содействие не только росту политического могущества княжества, но и превращения последнего в культурный и религиозный центр.

Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева