Как улучшить грамматику по русскому языку.

Даже в эпоху компьютерных технологий, грамотным быть престижно. Грамотность – способность человека писать без ошибок. Она бывает врожденная и приобретенная. Если вы никогда не учили правила и , но пишите достаточно грамотно, то у вас врожденная грамотность. Она связана с чувством языка и заложена на генетическом уровне. Приобретенная грамотность – результата . Это долгий и сложный процесс, требующий , терпения и усидчивости. Над письмом без ошибок надо работать постоянно. Не всегда достаточно выучить грамматические правила и читать много книг.

Давайте разберемся, как все-таки повысить грамотность?

  1. Учите правила

    Чтобы писать без ошибок, полезно знать правила. К сожалению, в школьные годы мы не всегда обращаем на них внимание. Со временем у многих людей возникает желание повысить грамотность. Самый простой способ: учите одно правило в день.

  2. Читайте классическую литературу

    Литература не только расширяет кругозор, учит мыслить, развивает память и воображение, но и способствует повышению грамотности. Правда, читать нужно внимательно и лучше русскую классику, а не перевод.

  3. Тренируйте память

    Существует множество . Чтобы писать грамотно, необходимо тренировать зрительную и моторную память. Читая книгу, обращайте внимание на написание трудных слов и на постановку знаков препинания.

  4. Развивайте внимание и учитесь сосредотачиваться

    Читайте внимательно. Если вы учите правило или работаете над словарными словами, не отвлекайтесь на посторонние предметы.

  5. Пишите диктанты

    Простой способ повысить грамотность – писать диктанты. Со временем увеличивайте сложность и количество слов в выбранном для написания тексте.

  6. Слушайте аудиокниги

    Чтобы писать грамотно, полезно слушать живую речь. Вы почувствуете мелодику и темп языка. Это поможет правильно расставить знаки препинания.

  7. Поверьте в свои силы

    Главное, верьте в себя. Ставьте цель, пишите план для ее достижения и двигайтесь вперед. Поощряйте себя за победы, даже если они совсем маленькие. Главное правило, каждый день делать хотя бы маленький шаг к своей цели.

А вы знали, что грамотность - "средство расширения личных свобод и возможностей, а также инструмент развития человеческого потенциала" ? Именно таким определением предваряет тест на грамотность РИА Новости.

Определеньице ещё то, но вряд ли с ним поспоришь. Неграмотный копирайтер в принципе возможен, хотя крайне редок.

Впрочем, и супергерои грамотности среди копирайтеров тоже редко встречаются. Скорее можно говорить об авторах, более или менее равнодушных к вопросам грамотности.

Но быть грамотными должны не только копирайтеры. Несмотря на то, что всё популярнее становятся видео, картинки, инфографика, активные пользователи интернета ежедневно что-нибудь да пишут. И, конечно, будет лучше, если вышедшее из-под вашей клавиатуры окажется понятным всем, к кому вы обращаетесь.

К счастью, есть очень простые способы повышения грамотности. Выберите из этой великолепной семёрки те способы, которые вам подойдут.

Способ № 0. Пишите диктанты, проходите курсы

С помощью диктантов не только проверяют уровень грамотности, но и повышают его. Однако этот способ, как и прохождение курсов или занятия с репетитором, по большей части вызывает отторжение. Многие скажут: "В школе учились-учились, а теперь ещё и после школы диктанты писать". Поэтому мы считаем, что этот способ нулевой и пользуются им исключительно профессионалы.

Например, копирайтеры нашего Бюро уже и диктант написали, и повторили и закрепили самые трудные правила на Практикуме-интенсиве по русскому языку, который проходил летом.

Способ № 1. Читайте книги и заглядывайте в словари

Психологи давно изучают связь между чтением и письмом. Один из их выводов говорит в пользу того, что читать нужно обязательно.

Чтобы грамотно писать, мало знать правила. Необходимо постоянно накапливать "образы слов с традиционными написаниями". А сделать это можно лишь во время чтения.

Способ № 2. Пишите и редактируйте

Ещё одно непреложное правило повышения грамотности - изучать правила в смысловом контексте речи. То есть лучше не знать правил и писать, чем знать все правила наизусть, но не писать.

Написанное нужно редактировать. Но не обязательно править только свои тексты. Поиск ошибок в "чужих" текстах, в книгах и журналах повышает орфографическую зоркость.

Способ № 3. Орфографическое чтение

Возможно, кому-то орфографическое чтение набило оскомину ещё в школе. Нас учили проговаривать вслух и про себя каждое прочитанное слово, диктовать себе, когда пишешь.

Если обычное чтение, при котором мы можем не проговаривать каждое слово, помогает накапливать образы слов через зрительную память, то орфографическое чтение задействует ещё и речедвигательную память с той же целью: чтобы сохранить образы слов, соответствующие орфографической норме.

Способ № 4. Списывайте и переписывайте

Обычное списывание тоже помогает в повышении грамотности письма. Однако, чтобы это занятие было осмысленным, лучше составлять конспекты.

Большую эффективность списывание даёт, если вооружиться шариковой ручкой и тетрадкой. Но можно и перенести это занятие в компьютер, особенно при освоении метода слепой печати.

При желании можно воспользоваться вот таким алгоритмом:

1. Прочитайте предложение.

2. Повторите его по памяти.

3. Определите, какие орфограммы встречаются в предложении.

4. Прочитайте его орфографически и повторите по памяти, проговаривая все звуки.

5. Закройте текст и запишите предложение.

6. Проверьте себя по тексту.

Способ № 5. Ведите таблицу стиля

Этот способ предлагает американская писательница Джен Ягер в своей книге "Писателями не рождаются. Как писать успешные тексты - от деловых писем до книг и статей".

Таблица стиля помогает улучшить качество письма. Суть её довольно проста. Страницу делим на две колонки. В левый столбец выписываем все слова, в которых часто допускаем ошибки. В правый столбец попадает всё, что связано с грамматикой и употреблением слов.

Способ № 6. Играйте в словесные игры и рисуйте

Чтобы запомнить правописание того или иного слова/правила, в котором вы постоянно допускаете ошибку, можно слово или правило нарисовать. Как вы это будете делать - зависит только от вашей фантазии.

Для повышения грамотности также полезно разгадывать шарады и ребусы, кроссворды и анаграммы.

Словесных игр существует огромное количество. И наверняка каждый играл в них детстве.

Способ № 7. Купите учебник и выполните все упражнения

Ещё один способ, который напоминает школьные годы и может вызвать неприязнь. Но не упомянуть его мы не могли. Потому что и этот способ входит в число наиболее эффективных.

Одно дело, когда вам приходится открывать учебник и почти каждый день делать какие-то задания. Совсем другое, когда те же самые упражнения вы выполняете по собственной инициативе.

Некоторые из них просто взяли учебник Розенталя и прошлись по всем упражнениям от корки до корки.

Повышение орфографической грамотности учащихся – одна из важнейших задач методики преподавания русского языка в средней школе. Ни для кого не секрет, что для подавляющего большинства детей, допускающих орфографические ошибки, просьба учителя сформулировать то или иное орфографическое правило не вызывает особых затруднений. Однако необходимость применить давно знакомое правило в несколько неожиданных условиях, требующих не механического повторения привычного алгоритма, а осознанного подхода, оказывается для многих неразрешимой задачей. Таким образом, следует научить школьников видеть свои ошибки, выработать так называемую «орфографическую зоркость», добиться определенной самостоятельности орфографического мышления. Безусловно, это одна из проблем, требующих взаимодействия методистов и психологов.

Психологи считают, что для успешного обучения, в том числе орфографии, необходимы:

  • мотивация учителя на данный вид деятельности;
  • обеспечение условий для формирования мотивационной сферы учащихся;
  • создание ситуации успеха для каждого ученика;
  • стремление преподавателя перейти от педагогики назидательной, поучительной к педагогике сотрудничества.
Не отрицается и необходимость индивидуального подхода к учащимся. При этом имеется в виду учет как уровня подготовленности ребенка, так и его психологических особенностей: воли, внимания и т.п. «В зависимости от качества и ступени развития у учащихся этих особенностей меняется удельный вес различного рода тренировочных упражнений: в одних случаях увеличивается количество упражнений, рассчитанных на развитие зрительной памяти, в других – большое значение приобретают упражнения, имеющие целью дисциплинировать волю и внимание учащихся, приучить их к самостоятельности при выполнении домашних заданий».

Наша орфография трудна, ведь большинство русских слов при несоблюдении норм правописания могло бы иметь огромное количество вариантов написаний. Но благодаря орфографии мы имеем возможность написать их только в одном, единственно правильном. Конечно, овладеть искусством грамотного письма трудно, однако обучаться ему необходимо.

Исходя из опыта педагогов-новаторов, я считаю, что развитию у учащихся подлинной грамотности помогают:

  • нетрадиционные задания;
  • применение эталонных в речевом отношении текстов для анализа;
  • доступная детям подача форма подачи лингвистических знаний.
В качестве примера нетрадиционных заданий назову задания из «Методических рекомендаций к курсу русского языка» под редакцией М.М. Разумовской.

В некоторых случаях требуется указать по схеме принадлежность слова к той или иной части речи или объяснить значение слова, опираясь на его схему:  ист . (Ответ: шахматист, гитарист, парашютист – то есть человек определенной профессии, занятия.) А с каким удивлением и радостью открытия знакомятся ученики со знаменитой фразой академика Л.В. Щербы о «глокой куздре»!

В своей практике я использую лингвистическую игру «Аукцион», суть которой заключается в том, что учащимся предлагается рассказать о слове, например, зимушка, с точки зрения разных разделов лингвистики:

  1. фонетика – 7 букв и 7 звуков, три слога, 1-ый – ударный, звуки з, м – звонкие, звуки ш и к - глухие и т.д.; 
  2. словообразование – зимушка – зима + -ушк- (суффиксальный способ образования);
  3. морфология – имя существительное, неодушевленное, нарицательное, 1-го склонения, женского рода, единственного числа, в именительном падеже.
Таким образом, мы говорим о слове, давая ему различные характеристики. Победителем оказывается тот, кто последним назовет отличительный признак данного слова.

В качестве нетрадиционных упражнений можно назвать и работу с различными сигнальными карточками:

  • карточками-буквами для закрепления навыка написания слов;
  • карточками-морфемами с целью показа состава слова или способа его образования;
  • карточками – членами предложения;
  • карточками – словами «да» и «нет» для утвердительного или отрицательного ответа на вопрос учителя;
  • карточками разного цвета, формы, которые можно использовать в зависимости от игровой, поисковой или другой ситуации.
Также необходимо обратить внимание на тексты для анализа. Они должны быть эталонными в речевом отношении. Хорошим подспорьем для учителя являются тексты учебника-практикума по русскому языку для старших классов А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой (М.: Вербум – М, 2004), практического курса Т.М. Пахновой (М.: Вербум – М, 2001). Текст, на мой взгляд, должен быть еще и интересным, познавательным для учащихся, поэтому я часто работаю со сборником А.Г. Нарушевича «Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку» (Библиотечка «ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ», серия «Русский язык», выпуск 23. М.: Чистые пруды, 2008), текстами сборников, рекомендованными ФИПИ.

Каким же способом формирования прочных навыков орфографического письма я руководствуюсь?

Во-первых, успешность обучения орфографии зависит от того, насколько хорошо учитель реализует принцип преемственности между начальными классами и средним звеном. При этом педагог выясняет фактическое состояние орфографической подготовки учащихся, пришедших в 5-ый класс, поскольку уровень освоения учебного материала в разных классах существенно различается. Учитывая особенности программы (в 5-ом классе в первом полугодии орфографических тем нет), учитель имеет возможность основательно закрепить те орфографические умения и навыки, которые ученики получили в начальных классах. Но чтобы быть уверенным в знаниях детей, необходима серьезная диагностика. Срезовые работы, диктанты, проводимые, как правило, в первый месяц занятий, позволяют представить точную картину знаний, умений и навыков учащихся. Поэтому важно спланировать повторение материала начальной школы по орфографии. Причем вопрос, что повторить и как, - далеко не праздный.

Итак, повторение группы орфограмм, затем закрепление знания отдельных «трудных» для младших школьников орфограмм и, наконец, комплексное закрепление всех орфограмм, изученных в начальном звене, - это тот методический путь, который избран мною для совершенствования орфографических навыков учащихся 5-го класса в первом полугодии, что позволяет не снижать уровень их грамотности.

Во-вторых, при изучении непроверяемых написаний необходимо активизировать зрительную память и внимание. Согласно наблюдениям психологов, учебные результаты часто улучшаются благодаря установке на запоминание. Поэтому я часто использую следующую технологию обучения.

Группа из 5 – 7 слов заранее записывается на доске. Учитель читает слова, четко проговаривая каждый звук. Дети ни в коем не списывают и не записывают под диктовку эти слова, а сначала должны в течение минуты запомнить их. Важно объяснить детям, что уже сегодня все или почти все напишут данные слова без ошибок.

Для этого нужно:

  • внимательно посмотреть на слова и постараться их запомнить;
  • проговорить вслух негромко каждое слово по слогам, потом закрыть глаза и представить слово написанным, а затем открыть глаза и проверить себя;
  • молча посмотреть на слова, прочитывая их про себя по слогам;
  • проговорить слова по слогам соседу по парте.
Следовательно, этап предъявления слов с непроверяемыми написаниями должен складываться из нескольких строго обязательных элементов:
  • зрительное и слуховое восприятие слов;
  • запоминание с опорой на главный тип памяти;
  • запись слов под диктовку;
  • самоконтроль.
В-третьих, одним из важнейших принципов деятельности педагога-словесника считаю прогнозирование и предупреждение ошибок. Хорошим помощником в этом является орфографический словарь. Я использую его почти на каждом уроке: сначала проводится коллективная работа со словарем, затем – индивидуальная. Так у учащихся формируется чувство ответственности: дети привыкают контролировать свою учебную деятельность; учителю они задают вопросы только тогда, когда не могут найти ответы в словаре.

Иногда я использую так называемые «ненаучные» приемы запоминания написания трудных слов. Например: Костя пришел в костюме, а Павел – в пальто; Кот, который сидел в котле, съел котлету; Жанна носит жакет и любит жасмин. Такие шуточные предложения ученики легко и с интересом составляют сами.

Опираюсь я и на такой прием, как списывание с правильных образцов. Как показывает практика, списывание как один из приемов обучения орфографии наиболее эффективно именно в 5 – 7 классах. Объем текстов для списывания должен быть достаточно большим (иначе работа теряет всякий смысл), но не превышать разумных размеров: 15 – 20 строк книжного текста в первые две – три недели обучения и до 25 – 30 строк – в последующие. Такое списывание вместе с проверкой займет 30 – 45 минут, а орфографическая зоркость, которая будет постепенно формироваться у учеников, приведет к сокращению этого количества времени. Задания по списыванию дети должны получать ежедневно. Следует непременно убедить учащихся в том, что надо записывать не слово за словом, а словосочетание за словосочетанием или даже предложение за предложением, если они не велики по объему. Это даст возможность удлинить процесс удержания в памяти зрительных образов слов, что благотворно скажется на результатах обучения.

Важнейший этап – проверка правильности списывания. Ее можно возложить на родителей учащихся, а можно на самих учеников, то есть можно организовать взаимопроверку. Значимость такого подхода очевидна: проверяя по тексту работу своего товарища, ребенок развивает собственную орфографическую зоркость и память. Далее следует взаимооценка или самооценка. Нормы оценки строги: «5» ставится, если работа выполнена без ошибок, описок, исправлений; «4» - если допущена одна неточность (ошибка, описка, исправление); «3» - если допущены две неточности (ошибки, описки, исправления); и п.д. Взыскательность оценки определяется принципиальной важностью недопущения учащимися ошибок при списывании. Через один – два месяца у детей формируется ответственное отношение к слову, они делают меньше ошибок, старательно избегают неправильных написаний, а это и есть важнейшая предпосылка достижения орфографической грамотности.
Для формирования умения применять грамматико-орфографические правила в практике самостоятельного письма я с успехом использую так называемые специальные орфографические упражнения. К ним относятся упражнения типа списывания, обычно осложненного грамматико-орфографическими задачами, и диктанты различных видов. Все специальные орфографические упражнения сопровождаются устным или письменным языковым разбором. Стержнем системы орфографических упражнений я считаю высокую степень самостоятельности учеников в ходе выполнения заданий. При этом педагог всегда должен учитывать связь классной и домашней работ.

При определении системы орфографических упражнений надо иметь в виду:

  • степень самостоятельности учащихся;
  • участие зрения, слуха, рече-двигательного восприятия;
  • характер умственной деятельности учеников, связанной с применением орфографических правил;
  • особенности изучаемых орфограмм (варианты орфограмм);
  • конкретные затруднения детей при применении орфографических правил.
Несколько лет назад мною был разработан алгоритм обучения орфографическому правилу, который я успешно применяю на практике. Алгоритм прост, несмотря на то что состоит из десяти этапов. Для достижения необходимых результатов важно соблюдать последовательность перехода от этапа к этапу строго по порядку (особенно в пятом классе), чтобы учащиеся могли привыкнуть к такой работе, почувствовать и понять ее «системность».

1-й этап
Знакомство с орфограммой, вывод орфографического правила
Желательно, чтобы ученики сами находили закономерность в написании. Например, при изучении темы «Буквы а-о в корне -кос-/-кас-» я записываю на доске следующее:
  
касание прикосновение
  
касаться коснуться
 
есть а нет а
Данная запись позволяет учащимся быстро сделать вывод о правописании корня
-кос-/-кас-.

2-й этап
Объяснение орфограммы на подобранных учителем примерах
На данном этапе необходимо следить за четким проговариванием слов и объяснением, почему в слове пишется именно эта буква, а не другая. Здесь и далее в качестве примера рассматривается правило правописания корня -кос-/-кас-. Например, на доске записано:
    
Прикасаться, коснешься (нет а), прикосновение (нет а), касательная.
При этом обязательно обращается внимание учеников на графическое обозначение орфограммы.

3-й этап
Кодирование правила
Данный этап наиболее любим учащимися, поскольку позволяет им проявить творческую фантазию, находчивость. Ученики 5 – 7-х классов любят играть, а кодирование правила (составление схемы) может легко превратиться в увлекательную игру.
Педагог предлагает всем детям придумать краткую запись правила; можно использовать условные знаки и сокращения. Затем выбирается наиболее удачный вариант. Например, в результате обсуждения появляется такая запись:
 
кАс --------- а
 
кОс --------- а нет

4-й этап
Выбор примеров на изучаемую орфограмму из слов с омонимичными корнями, приставками и т.д.
На данном этапе учащийся понимает, что необходимо учитывать лексическое значение морфемы. Запись на доске может быть следующей:
Костер, коснулся, косой, косичка, касание, касса, коснуться.
Учитель предлагает выбрать только слова на изучаемую орфограмму, а затем ученик объясняет, почему не подходят другие слова. Педагог может при этом попросить отвечающего графически выделить орфограмму в подходящих примерах.

5-й этап
Работа с сигнальными карточками или сигнальным полотном
В распоряжении каждого ученика есть сигнальные карточки: буквы а и о. Учитель диктует слова (темп диктовки постоянно возрастает), а учащиеся показывают необходимую карточку-букву.
Недостаток работы с сигнальными карточками – невозможность оценить деятельность каждого учащегося. Однако этот недостаток легко устраняется на следующем этапе.

6-й этап
Буквенный диктант
Что легче написать без ошибок: слово или одну букву? Конечно, букву! Буквенный диктант помогает учащемуся поверить в свои силы; результаты выполнения подобного диктанта всегда высоки, несмотря на строгость оценки. Диктант обычно состоит из 12 слов. Если ученик допустил одну ошибку, ставится «4», две – «3». Такой диктант занимает несколько минут, легко и быстро проверяется, результаты объявляются сразу. Иногда я использую метод взаимопроверки.

7-й этап
Словарный диктант
На данном этапе постепенно формируется навык правильного написания слов с данной орфограммой.

8-й этап
Выборочный диктант или диктант, состоящий из словосочетаний
Подробно о выборочном диктанте можно прочитать в специальной литературе, например, в сборнике Блинова Г.И., Анохиной В.А. (Блинов Г. И., Антохина В. А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: Пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1986.) Диктант, состоящий из словосочетаний, позволяет попутно повторить и другие орфограммы, изученные на предыдущих уроках.

9-й этап
Предупредительный или объяснительный диктант, представляющий собой связный текст

10-й этап
Контрольный диктант
Результаты контрольного диктанта будут положительными, если последовательно, от этапа к этапу, применять данный алгоритм.

Иногда можно пропустить тот или иной этап, если правило усваивается быстро. После первого этапа можно перейти к третьему, а второй и четвертый – объединить. Все зависит от степени трудности изучаемого материала.

В течение многих лет я проверяла действенность технологий, описанных в данной статье. Результаты показали, что использование этих технологий положительно сказывается не только на формировании и повышении уровня орфографической грамотности учащихся, но и на общем развитии детей. Конечно, сегодня - время использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов, все мы, педагоги, стараемся идти в ногу со временем, не отставать от наших учеников в овладении информационными компетентностями. Поэтому вполне можно перевести алгоритм обучения орфографическому правилу на «язык» компьютерных технологий и использовать его в работе. Но какие бы мы ни использовали технологии, какими бы методами и приемами ни руководствовались при обучении детей, главным, на мой взгляд, остается творческий подход к делу со стороны педагога и интерес учащихся к изучаемому предмету! Положительный результат – это сотрудничество учителя и ученика, помощь администрации школы и родителей детей. Ведь только совместными усилиями можно добиться желаемого.

Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. М., 1966, С. 45.

Козлова Марина Иванова
E-mail: [email protected]

Грамотно писать и говорить – это желание большинства людей. Употребление правильно подобранных слов, написание текстов без ошибок, к сожалению, дано не всем. Но научиться писать и говорить грамотно никогда не поздно. Кстати, не стоит забывать, что грамотным нужно быть не только при построении предложений, грамотность должна быть везде. Психолог и юрист должны быть грамотны в той отрасли, какую они выбрали. Именно тогда они будут прекрасно справляться со своей работой, и помогать людям. Поэтому повышать свою грамотность в различных отраслях человеческой жизни, никогда не поздно.

Как стать грамотным человеком

Узнать о грамотности человека можно по тому, как он разговаривает. Его речь даст представление, на сколько человек умеет грамотно не только говорить, но и писать. Так как устная речь тесно пересекается с письменной. Чтобы узнать, как стать грамотным человеком придется потратить определенное количество времени. Для этого существуют самые разные методики. Подбирая что-то для себя нужно исходить из уровня знания языка, да и подготовки в общем. Если обратиться за помощью к преподавателю, то он может посоветовать для повышения грамотности сформировать языковую компетенцию. Так что понадобятся книги по грамматике, собрания правил правописания и другая литература, которая прошла одобрение министерства образования. Чтобы стать грамотнее нужно будет выучить много правил, которые потом будут применяться на практике. Главное, научиться правильно использовать выученный материал. Также для того, чтобы стать грамотнее, будет полезно писать изложения и сочинения. Когда человек пишет тексты, то у него начинает срабатывать механическая память и материал усваивается намного лучше. Можно писать тексты под диктовку, а потом проверять свои ошибки. Так будет легче знать, в чем именно пробелы. Грамотно нужно, как писать, так и говорить. Это взаимосвязано. Чем больше получиться читать разнообразной литературы, тем лучше. Зрительная память поможет запомнить многое из грамматики и синтаксиса, а также словарный запас будет постоянно обновляться. У грамотного человека в речи должны правильно употребляться глаголы, склоняться существительные, ударение должно быть поставлено правильно. Этого же нужно придерживаться и при написании текстов, не забывая о том, где правильно ставить запятые. В том случае, если самостоятельно не получается стать грамотным, то можно обратиться за помощью к репетитору.

Как стать грамотным юристом

Для этого необходимо для себя решить какая именно интересует специализация. Это важно, так как тогда будет проще знать, куда именно поступить, чтобы потом стать грамотным юристом. Гражданско-правовая, государственно-правовая или уголовно-правовая специализация – нужно подобрать то, что больше всего интересует. При этом не стоит забывать о том, что нужно думать и на будущее. Будет ли именно эта отрасль юридической науки в нем актуальна. Чтобы понять, как стать грамотным юристом стоит постоянно следить за изменениями в законодательстве. Это делает юриста хорошо осведомленным. Здесь идет речь не о нумерации статей, нужно уметь хорошо разбираться в законах. Быстрота и точность – вот что характеризует в этом вопросе хорошего и грамотного юриста. Все ответы должны быть точными, а не приблизительными. Люди, которые готовы быстро среагировать и процитировать нужное законодательство относятся к ряду настоящих профессионалов. Чтобы стать хорошим юристом, необходима практика. Без нее никак. Отличное знание теории здесь не поможет. Поэтому прохождение практики в качестве помощника адвоката или секретаря в суде поможет приобрести необходимый опыт. Публичные выступления готовят юриста к его будущей профессии. Так как потом часто придется выступать перед аудиторией. Умение убеждать людей поможет стать грамотнымюристом.

Как стать грамотным руководителем

Это мечта многих людей, которые занимают положения руководителя. На самом деле это не так сложно. Чтобы понять, как стать грамотным руководителем, нужно делать следующее:

1. Научиться грамотно координировать деятельность работников

2. Быть лидером и научиться входить контакт с каждым сотрудником, находить к нему свой подход

3. Уметь проводить аналитику рабочего времени (своего и сотрудников), а также использовать его разумно

4. Научиться в команде правильно распределять роли, при этом не забывать о возможностях и личностных качествах каждого работника

Хороший руководитель должен понять, что очень важная задача состоит в том, что надо достигнуть грамотной концентрации усилий всех работников на одной общей цели. Контроль над выполненной работой должен происходить в обязательном порядке. Грамотный руководитель уважает своих подчиненных и всегда готов придти к ним на помощь.


Давно не секрет, что грамотность устной и письменной речи человека – это его своеобразная визитная карточка. Будет довольно непросто претендовать на престижную высокооплачиваемую работу, если пишешь с ошибками типа «незнаю, экзамин, здавать» , а говоришь пОняла, звОните, брАла, спАла, квАртал. Тем более возникнут трудности при сдаче выпускных и вступительных экзаменов. Поэтому повышение грамотности – важная задача для школьника, а часто и для взрослого, работающего человека. Конечно, некоторые от природы пишут грамотно, у кого-то талант к созданию письменных творений, а кому-то сложно и два слова связать, и с этим трудно что-то поделать. А если для человека русский язык не является родным, то у него возникает еще больше сложностей.

Что же делать, чтобы начать писать без ошибок или уменьшить их количество? Многие советуют больше читать. Это действительно работает, если помнить о том, что читать и как читать.

Читайте любую литературу, главное, чтобы Вам было интересно. Конечно, желательно выбирать все-таки литературу классическую, изданную в советские времена. Тогда гораздо тщательнее подходили к проверке грамотности. К тому же можно быть уверенным в качестве стиля признанного классика. Поверьте, и Пушкин, и Булгаков, и Толстой создали много увлекательных, захватывающих, забавных произведений, не включенных в школьную программу, но действительно интересных для чтения. Мне, например, очень нравятся «Записки юного врача» М.А. Булгакова.

Читайте везде и как можно больше. Читая, Вы сразу убиваете нескольких зайцев. Во-первых, работает зрительная память. У большинства людей этот вид памяти наиболее развит. Вы запоминаете правильное написание слов и потом можете применять следующий метод проверки написания слова: «нравится – не нравится». Что это значит? Вы пишете два варианта слова, в правописании которого сомневаетесь, и выбираете тот вариант, который Вам больше нравится. Говорят, что интуиция подсказывает, но это откуда-то из зрительной памяти выплывает правильное написание слова. Осторожно!!! Любителям «олбанского» языка!! Помните, что Ваша память может подсказать вариант, принятый в этом языке.

Но грамотность письменного текста это не все. Читая, Вы также почувствуете стилистику текста, сочетаемость слов, пунктуационные нюансы. А словарный запас ничто так не расширит, как чтение.

Используйте методику орфографического чтения. Особенно хорошо работает во время диктантов, изложений, сочинений. Теория орфографического чтения принадлежит методисту Дмитрию Ивановичу Тихомирову ; за эту теорию ему в 1888 году Петербургский комитет грамотности присудил Большую золотую медаль. «Если вы хотите, чтобы Ваш ребенок грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают: мы говорим не так, как пишем» , – писал Д.И. Тихомиров.

Что это значит? Когда Вы читаете, заостряйте внимание на длинных, сложных словах, про-го-ва-ри-ва-я их по слогам так, как они написаны. Так одновременно Вы задействуете и зрительную, и слуховую память. А если Вы так будете делать при написании слова, тогда еще и моторная память подключится!

Купите орфографический словарь

В доме обязательно должен быть словарь или Интернет, где словарь можно скачать. Одно из важнейших правил: «Если сомневаешься – не пиши!». Всегда можно заменить другим словом или перестроить предложение, заглянуть в словарь, спросить у учителя и, конечно, прийти к нам, на Tutoronline.ru.

Пишите неторопливо. Старайтесь писать каллиграфическим почерком: это помогает сосредоточиться, зафиксировать в памяти форму слова, позволяет вспомнить соответствующее правило правописания. Это же относится и к печати на компьютере. Не торопитесь, думайте.

Аудиокниги для языковой интуиции

Часто говорят: «Здесь просится запятая». Действительно, это так. Только почему просится? Потому что ритмика предложения и текста, логика содержания подсказывает, что в этом месте нужен знак препинания. Знаки препинания вообще зачем нужны? Только чтобы выделить, передать смысл высказывания, интонацию, ритмику устной речи.

Чтобы овладеть этой ритмикой, слушайте аудиокниги. Прислушивайтесь к тому, как произносятся фразы, в каких местах делаются пунктуационные паузы. Вам будет гораздо легче в дальнейшем при написании собственных текстов ставить запятые в тех местах, где «знаки препинания просятся».

Интернет

Это и помощник, и большой враг для грамотности. Почему помощник – понятно: сейчас можно найти почти все для обучения, если есть желание: тесты ЕГЭ, программы-тренажеры, репетиторов онлайн и т. д. А почему же враг? Все мы встречались с языком, на котором вместо фразы «очень смешно» пишут «ваще пацталом»? Нарочно безграмотно писать, конечно, можно, если ты знаешь правильный вариант. Только беда в том, что «превед медвед» врезается в память, и невольно начинаешь сомневаться в самомочевидном.

Писать с ошибками опасно, потому что формируется первичный, очень крепкий навык. Считается, надо написать слово правильно около ста раз, чтобы избавиться от последствий первоначального ошибочного написания.

Отсюда совет: старайтесь даже на форумах, даже в чате общаться грамотно, выбирайте грамотных собеседников.

Удачи Вам!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.