Конспект урока по логопедии "Автоматизация произношения звука К в слогах и словах". Конспект занятия «Автоматизация звука в обратных слогах и словах Конспект занятие по автоматизации звука к кукла
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад первой категории № 20 «Малыш»
Конспект индивидуального занятия по теме:
«Автоматизация звука К»
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД: КЛЮШНИК Н.В.
Цели:
* Учить выделять звук К в словах.
* Анализировать обратный слог типа АК.
* Определять наличие или отсутствие звука К в слове.
* Развивать связную речь, логическое мышлении
Ход занятия:
Организационный момент . Логопед просит ребенка назвать слова со звуком К.
1. Игра с картинками «День-ночь»
На наборном полотне логопеда 8—10 картинок с изображениями предметов, в названии которых есть звук К (веник, га- мак, мак, мука, банка и т.п.). Логопед говорит: «Ночь». Ребенок закрывает глаза. В это время он переворачивает две картинки. Логопед говорит «День». Ребенок открывает глаза и называет перевернутые картинки по памяти. (Количество картинок можно увеличивать в зависимости от уровня подготовленности детей.)
2. Построение предложений с опорой на предметную картинку .
На наборном полотне — предметные картинки. В названиях,
изображенных на них предметов и объектов, присутствует звук К (садик, лютик, кофейник, комок, кубик и т. п.).
Логопед задает ребенку вопрос, не указывая на определенную картинку. Задача ребенка— выбрать нужный объект и составить предложение. Вопросы, например, такие:
— С чем идет Вика? (С лютиком, кофейником, кубиком и т. п.) Откуда идет Вика? (Из садика.)
— К чему подходит Катя? (К кубику, к садику.)
З. Игра «Назови один предмет»
Логопед называет множественное число существительных, в которых нет звука К или он находится в мягком варианте. Задача ребенка — назвать один предмет так, чтобы в слове появился твердый звук К.. Даются слова: фантики, зонтики, огоньки, утята, телята, бублики.
4. Физминутка.
Ребенок повторяет движения логопеда, а во второй раз и стихи:
АК — АК — АК. Вот какой гамак (три хлопка, руки в стороны).
ОК — ОК — ОК. Вот какой
(три хлопка, присесть, лепить снежок).
УК — УК — УК. Обломился сук (три хлопка, руки вверх- вниз).
По окончании физкультминутки логопед просит назвать слова, в которых ребенок услышал звук К.
5. Анализ обратного слога
С помощью символов логопед анализирует с ребенком слоги АК,
ОК, УК, ИК.
6. Логопед читает короткие стихи и просит ребенка выбрать
слова со звуком К:
Раз паук на лук и мак сеть повесил как гамак
Лег в гамак паук-чудак, не найти его никак.
7. Игра «Назови ласково »
Логопед называет слова без звука К и просит ребенка назвать
данный предмет ласково, тогда сразу появится звук К.. Даются
слова: бант, самолет, винт, гном, мост, дом, пень.
8.У ребенка на столе разложены картинки с изображением
одного или двух предметов, в названиях которых есть звук К
Логопед просит поставить картинки на наборное полотно справа, если про предмет можно сказать один, и слева, если можно сказать одна.
Слова, например, такие: сук, банка, ветка, нитка, каток, моток и т. п. (Отметим, что хуже всего дети с общим недоразвитием речи воспринимают звук К в начале слова, поэтому такие слова на данном этапе не даются.)
9. Подводится итог занятия.
ОТКРЫТОЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ по формированию
речевого слуха и произносительной стороны устной речи
Тема:
«Дифференциация звуков И – Ы»
«Автоматизация звука «Ш»
Цели:
Коррекционно-развивающие:
1). Развивать мышцы артикуляционного аппарата.
2). Продолжать развивать умение глубже вдыхать и с силой выдыхать воздух, направляя воздушную струю посередине языка.
3). Развивать тактильно-вибрационные ощущения. Учить пользоваться голосом при воспроизведении звуков «И -Ы».
4). Продолжать формировать навык правильного воспроизведения звука «Ш»
в начальной позиции перед гласными в слогах, словах.
5). Продолжать развивать слуховое, слухо-зрительное восприятия, навык чтения с губ.
6). Продолжать расширять словарный запас ученика.
7). Продолжать развивать познавательные процессы (память, мышление, зрительное восприятие, слухо-зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику, тактильные ощущения).
II . Воспитательные цели:
1). Воспитывать положительный настрой на занятии и желание учиться.
2). Создание эмоциональной обстановки на занятии.
Оборудование:
ИКТ; дидактический наглядный материал (карточки, картинки, картотека дидактических игр); карточки с приклеенным горохом буквами;
План занятия
Организационный момент.
Учитель: - Тима, у нас гости. Поздоровайся с ними.
Ученик: - Здравствуйте.
Учитель: - Проверь аппарат. Как ты меня слышишь?
Ученик: - Я слышу хорошо. Слайд 1.
Как тебя зовут?
Где ты учишься?
Сегодня тепло или холодно?
Какое у тебя настроение?
Как ты думаешь, что мы будем делать?
Ученик: - Будем заниматься.
Основная часть.
Будем делать артикуляционную гимнастику.
Что будем делать?.
1). Артикуляционная гимнастика.
Каждое упражнение повторяй 5 раз.
- «Вкусное варенье».
- «Чашечка».
- «Лошадка».
- «Грибок».
2). Дыхательное упражнение «Фокус».
Я тебе даю мешочек, ты находишь там бусинки и мы узнаем с какими звуками нам придется сегодня работать.
Дифференциация И-Ы.
Ответь на вопросы Буду отвечать на вопросы
Подпиши картинки (слова в единственном и множественном числе)
(иллюстрация с предметами)
2. Автоматизация звука «Ш» в начальной позиции
перед гласными в игровых упражнениях.
Тима, закрой глаза, я тебе дам карточку, ты пальчиками ее потрогаешь и скажешь, над каким звуком будем работать дальше.
1). Игра «Узнай букву».
Перед учеником раскладываются карточки, с приклеенным горохом буквами. Учитель дает одну карточку-букву и говорит, что необходимо сделать (закрыть глаза, потрогать определенную карточку-букву, сказать, какая это буква).
Звук Ш.
Презентация –слайды 5-8
Учитель: -Будем правильно произносить звук «Ш» в слогах и в словах.
Чтение слогов, слов со звуком «Ш» в начальной позиции и перед гласными с использованием ИКТ.(слайд 9)
2). Игра «Послушай, повтори, найди и покажи».
Перед учеником лежат картинки со звуком «Ш» в начальной позиции
перед гласными, а карточки с названиями картинок лежат с другой стороны в перепутанном порядке. Учитель сначала называет слово за экраном, и лишь потом, если ученик не правильно его произнес или не услышал, убирает экран и воспроизводит слово на слухо-зрительной основе. После этого, ученик проговаривает слово и ищет карточку с определенным словом, затем подкладывает карточку к картинке.
3). Игра «Перепутались слова».
На экране картинки со звуком «Ш» в начальной позиции перед гласными, а слова не соответствуют картинке. Учитель спрашивает у ученика: - Правильно? Ученик находит несоответствия и проговаривает, где и что не так.
4). Игра «Назови слова ».
Перед учеником карточка с разными картинками и стрелочками. Ученику необходимо следовать направлению стрелок и называть слова.
5) Составь предложение по картинке.
(Все ребята любят кашу)
6). Игра «Ответь кратко».
Ученику необходимо назвать действие, изображенное на картинке и составить предложение.
7). Игра « Дополни предложение».
III . Заключительная часть.
Учитель: - Тима, занятие закончено. Что ты делал на занятии?
Ученик: - Я занимался.
Проговаривание всего, что делал ученик на занятии. Подведение итога занятия.
Учитель: - Молодец.
Тема: Соня любит звуки [С,СЬ].
Цель: Закрепить чёткое и правильное произношение звуков [С, СЬ] в словах и предложениях.
1. Коррекционно-образовательные:
- Закрепить умение находить звуки [С, СЬ]” в словах и правильно определять их позицию в слове.
- Закрепить умение согласовывать существительные с числительными 1, 5.
- Закрепить умение составлять простые и сложноподчинённые предложения и анализировать простые предложения.
2. Коррекционно-развивающие:
- Развивать внимание, память, мышление, фонематические процессы, дикцию, мелкую моторику, препятствовать перенапряжению зрительного анализатора
3. Коррекционно-воспитательные:
- Развивать навыки сотрудничества друг с другом и со взрослым.
Оборудование: дидактическое пособие “ Ромашка ”, с предметными картинками на лепестках, кукла, игрушка — оса, звуковые линейки.
Ход занятия.
I. Организационный момент:
Здравствуйте! К нам на занятие пришла кукла. Зовут её Соня. Она надела с-сарафан, с-сапожки, бус-сы, на плече – с-сумка. Как вы думаете, какой звук нравится Соне? (С) и его братец…- СЬ.
II. – Сегодня на занятии мы покажем Соне, что звуки С и СЬ нам тоже нравятся и мы умеем их чётко и правильно произносить. Согласны?
III. 1. Речевая зарядка:
СА – СО – СО,
СО – СО – СЭ,
СКУ – СКЭ – СКО,
ЫС – АС – ОС,
ПСУ – ПСЭ – ПСЫ,
УСЬ – АСЬ – ОСЬ.
2. Дидактическое упражнение “Составь предложение ”.– Что за “волшебную ” ромашку принесла Соня? “Оторвите ” с неё лепесток, назовите картинку, приклеенную с другой стороны и придумайте предложение с этим словом. Сколько слов в твоём предложении, Рома? Назови их по порядку. (Картинки на лепестках: санки, стакан, серёжки, капуста, куст, стул, стол, кактус, лось, краски, скакалка)
3. Игра “Один — пять”.
– Скажите об этих предметах со словом “пять” (5 санок, 5 стаканов и т.д.)
4. Игра “Разложите картинки на 3 группы”.
– Соня собирается в путешествие. Помогите разложить ей эти предметы в багаж: в сумку – со звуками С, СЬ в начале слова, в чемодан – со звуками С, СЬ в середине. Какие предметы она не возьмёт? Почему?
5. Физпауза:
а) Игра на внимание “Слива, апельсин, банан” (при назывании “слива” – смыкают пальцы в кольцо, “апельсин” – показывают кулак, “банан ”– показывают ладонь. Потом логопед путает детей: говорит “слива”, а показывает ладонь и так далее).
б) Зрительные упражнения “Следим за полётом осы“ (дети взглядом следят за полётом игрушки — осы, прикреплённой на конце указки (влево – вправо, вверх – вниз, по кругу, восьмёркой и так далее).
6. Дидактическое упражнение “Придумай предложение со словом ЧТОБЫ / ПОТОМУ ЧТО”:
– Зачем Соня взяла с собой краски? (скакалку, капусту и т.д.).
7. Заучивание чистоговорки:
– Давайте научим Соню произносить чистоговорку: Коси коса, пока роса.
IV. Итог занятия.
– Какой звук нравится Соне? Какие задания вам понравились?
Молодцы, вы сегодня очень старались! Давайте ”подарим” Соне слова со звуками С, СЬ, которые вы запомнили.
Людмила Исайкина,
учитель-логопед,
МБДОУ детский сад №2,
с. Русский Камешкир Пензенской обл.
Этапы
Примечание
30 сек
Орг. момент
Здравствуй, Кирилл! Очень рада тебя видеть. Я приготовила тебе задания и упражнения. Надеюсь, ты будешь стараться и справишься с ними.
1 мин
Развитие общей и мелкой моторики
Дружно пальчики считаем (Сжимает и разжимает пальцы)
Насекомых называем. Бабочка, кузнечик, муха (Поочередно сгибает пальцы в кулачок, начиная с большого пальца)
Это жук с зеленым брюхом.
Это кто же тут звенит? (Вращает мизинцем)
Ой, сюда комар летит! (Прячет руки за спину) Прячьтесь!
30 сек
Мимическая гимнастика
Каждый день мы встаем рано утром и умывается.
Водичка, водичка, умой меня.
Чтобы глазки блестели.
Чтобы щечки розовели.
Чтоб кусался зубок.
Чтоб смеялся роток.
5 мин
Развитие артикуляционной моторики
А сейчас сделаем с тобой зарядку для губ и язычка, чтобы громко и четко могли произносить звуки и слова. Давай сядем прямо, положим руки перед собой красиво.
Улыбка, дудочка, лопаточка, иголка-лопатка, чистим зубы, горка, кошка сердиться
Слежу за правильностью выполнения упражнений.
Молодец! Как твои губки и язычок хорошо поработали. Все сделал правильно.
картинки с арт. упражнениями
30 сек
Развитие силы выдоха
Давай сдуем снежинку. Положи широкий язык на губу и дуй на середину языка. Сначала подуй тихо, а теперь подуй сильнее, чтобы снежинка полетела.
30 сек
Объявление темы
Кирилл, сегодня будем тренироваться произносить звук К
30 сек
Изолированное произношение звука
Давай произнесем К
1 мин
Анализ артикуляции
Кода мы произносим звук К
губы открыты
зубы разомкнуты;
кончик языка лежит у нижних зубов, не касаясь их, передняя и средняя часть спинки языка опущены, задняя часть поднята и упирается в мягкое небо (на стыке твердого и мягкого неба), боковые края языка слегка касаются задней части твердого неба;
Молодец! Кирилл, запомни, что этот звук согласный, когда мы произносим звук К, есть преграда во рту – язычок. Звук К твердый и обозначаем фишкой синего цвета. Он глухой.
Картинки с арт. укладом и картинки-схемы, фишка
1 мин
Связь с буквой
Кирилл, звук К обозначают буквой К.
Показываю картинку с буквой К.
Из каких элементов состоит буква?
Давай выложим ее из счетных палочек.
Буква К
1 мин
Развитие фонематического слуха
Где стоит звук
Капкан, игра, банка, снег, танк, медведь, ткань, кнопка, стул, клубок, линейка
1 мин
Динамическая пауза
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо-влево.
(Вращение головой.)
А теперь руками крутим -
И для них разминка будет.
(Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим.
(Потягивания - руки вверх и в стороны.)
Повороты вправо-влево,
Плавно производим.
(Повороты туловища влево и вправо.)
Наклоняемся легко,
Достаём руками пол.
(Наклоны вперёд.)
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке.
(Дети садятся.)
1 мин
Закрепление в слогах
ка пка тка - тко - тку - ткы ка-ка пка-пко мка - мко - мку - мкы
ка-ко-кы пка-пко- пку тка - тка - тка- мка
1 мин
Закрепление в начале, середине и конце слова
Картинки и устно
Повторить слова: «камень, «капля», «кони», «коты», «копыто», «каток» «утка» «кукушка «Коля», «Костя», «кофе».
Составить и произнести предложения по картинкам:
«Утром папа пьет кофе», «У Коли камень», «Около дома каток», «Кукушка кукует: “Ку-ку, ку-ку!”» «Костя катается на коньках», «Конь стучит копытом».
1 мин
Закрепление в предложении, формирование лексико-грамматической стороны речи
образование именительного падежа множественного числа существительных - игра «Эхо»:
кабан - кабаны конь - кони
кабина - кабины кот -
камень - камни коготь -
камея - команда -
канава - комедия -
канат - комета -
капитан - комната -
капкан - конфета -
кафтан - копье -
согласование количественных числительных и существительных - игра «1-2-5»:
одна копейка-две копейки-пять копеек,
один куманек-два куманька-пятъ куманьков,
один какаду-два какаду-пять какаду
Молодец!
1 мин
Итог занятия
Какой мы сегодня звук повторили?
Мы повторили звук К.
Молодец!
Оценка работы ребенка
За то, что ты сегодня очень хорошо позанималась я подарю тебе наклейку.
Комплекс индивидуальных занятий по формированию звукопроизношения предназначен для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (дизартрия, алалия) и составлен в соответствии с методическими рекомендациями классиков логопедии М. Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, Л. С. Волковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной
Нарушения речи у данной категории детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико - фонематическую, так и лексико - грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями данного комплекса являются максимальное включение слуховых, зрительных, двигательных анализаторов и максимальное использование дидактических средств.
Дидактический материал отобран и расположен с максимальным учетом дидактических и методических требований к логопедической работе с детьми и в соответствии с законами русской фонетики.
Цель данного комплекса - разработать систему занятий, включающих все этапы работы над звуком К, с детьми имеющими тяжелые нарушения речи.
Комплекс решает следующие задачи:
- Развитие артикуляционной моторики.
- Формирование дыхательной и голосовой функции, просодической стороны речи.
- Работа над произношением (постановка, автоматизация, введение в речь)
- Формирование навыков звукового анализа и синтеза
- Обогащение словаря.
- Формирование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи.
- Формирование познавательных процессов.
- Повышение речевой и эмоциональной активности детей.
- Совершенствование личностного контакта учителя-логопеда и ребенка.
Комплекс состоит из 6 занятий и включает в себя следующие разделы:
- коррекция звукопроизношения;
- коррекция фонематических процессов;
- коррекционная работа на слоговом, лексическом уровнях;
- коррекционная работа на синтаксическом уровне;
- совершенствование связной речи.
У детей с тяжелыми нарушениями речи этапы формирования артикуляционной моторики (артикуляционного уклада) и автоматизации звука проходят более длительный и трудный путь. Крайне важно разнообразить этот процесс, вызвать и сохранить мотивацию, поддержать интерес детей на протяжении всего периода коррекционно-логопедического воздействия. Этой цели служат презентации, включенные в структуру занятия.
В связи с тем, что старые условно - рефлекторные связи у детей со сложной речевой патологией очень консервативны, необходимо тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Отсюда частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Учитывая быструю утомляемость детей, проводиться частая смена видов деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую.
Занятие 1
Цель:
подготовить артикуляционный аппарат к постановке звука К, закрепить произнесения звука К в обратных слогах и словах, познакомить с буквой К, развивать мелкую моторику, воспитывать положительную установку к логопедическому занятию.
Ты любишь путешествовать. Хочу тебя обрадывать сейчас мы отправимся в путешествие и будем останавливаться на разных станциях. А вот и наша остановка. Мы приехали в лес. Посмотри нас кто-то встречает. А кто это догадайся.
На сметане мешен.
На окошке стужен.
Он от дедушки ушел
Он от бабушки ушел круглый бок, румяный бок
Покатился (Колобок)
К нам пришел Колобок. Мы с тобой будем показывать движения наших язычков.
1. Подготовительная часть. Разминка и упражнения:
А) подготовительные артикуляционные упражнения: для губ:
чередование движений
А-И, А-У, А-О и обратно; для языка: (Презентация1).
«Лопаточка
«Киска сердится»:
«Кто сильнее?»
соревнование между языком ребенка и пальцем логопеда, нажимающим на кончик языка и отодвигающим язык в глубь рта (рот раскрыт, губы в улыбке) (5 раз)
«Катушка»
: рот открыт. Кончик зыка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. (5раз)
«Горка» 1
: выгибание (подъем) задней части спинки языка, прижимание ее к мягкому небу, кончик языка несколько оттянут от нижних зубов (рот раскрыт, губы в улыбке). (5 раз.)
«Горка» 2:
то же со сдуванием ватного шарика. (5 раз.)
«Горка « 3
: то же со шпателем или зондом. (5 раз)
Дышать носом с широко раскрытым ртом.
Б) разминка для кистей рук и пальцев рук + дополнительное упражнение «кулак-кольцо (пальцы одной руки сжимаются в кулак, а другой поочередно с большим пальцем образуют кольцо).
Голосовые упражнения: Колобок услышал, как «Курочка учит цыплят говорить: «Ко-ко-ко». Цыплята повторяют: «Ко-ко-ко». А самый маленький цыпленок говорит:» Ку-ку-ку». Мама его поправляет:»Не так. ку-ку-ку» говорит кукушка, а ты говори «ко-ко-ко» Как говорят куры? Как говорит кукушка?.
«У мамы болит горлышко, и она кашляет: «К-К-К-К»
2.Основная часть. Постановка звука К
1) По подражанию
. Давай вместе с тобой научим Колобка поднимать спинку языка и стучать в потолок: «В домике он прыг да скок. В потолок стучит, Колобка веселит: «К-К-К-К»»
- развитие речевого дыхания:
какое сейчас время года? Зимой падает снег. На рукавичку Колобка упала снежинка. Давай сдуем снежинку с рукавички, произнося звук К: «К-К-К-К»
Механический способ (является преобладающим)
Основный принцип его - от взрывного переднеязычного передненебного Т к взрывному заднеязычному задненебному К при помощи зонда, шпателя, пальца логопеда (затем ребенка) нажимая на кончик и переднюю часть спинки языка, постепенно выгибая и отодвигая язык в глубь рта, при этом произнося ТА-ТА-ТА: ТА-ТА-ТА—ТЯ-ТЯ-ТЯ - КЯ-КЯ-КЯ - КА-КА-КА.
Механическая помощь постепенно ослабляется, затем устраняется совсем.
2) Уточнение артикуляционного уклада:
как мы произносим звук К? Спинка языка стукает глубоко во рту по нёбу, а кончик языка находится за нижними зубами. Произнеси звук К и попробуй это почувствовать: « К-К-К-К». Произнести звук многократно и отрывисто.
Характеристика звука:
согласный (так как воздушная струя встречает преграду), глухой (так как голосовые связки не напряжены), твердый, обозначать мы его будем синим квадратом.
3. Закрепление правильного произнесения звука.
Произнеси слоги с изменением ритмического рисунка «Повторялки»
АК-АК - АК-АК-АК АК-АК-АК - АК-АК
ОК- ОК - ОК-ОК-ОК ОК-ОК-ОК - ОК-ОК
УК-УК - УК-УК-УК УК-УК-УК - УК-УК
ЫК - ЫК - ЫК-ЫК-ЫК ЫК-ЫК-ЫК - ЫК-ЫК
ИК - ИК - ИК-ИК-ИК ИК-ИК-ИК - ИК-ИК
Знакомство с буквой К
Послушайте стихотворение про букву К
Посмотри на букву К:
Есть нога и есть рука.
Костя Крикнул Кошке: "Кыш! "
Это всё на К, малыш.
На что похожа буква К? (на усики жука, клюв) В какую сторону смотрит буква К? (в правую) Сколько элементов у буквы К? Какие? (Приложение 1)
Давай для Колобка слепим его букву и украсим ее.
Итог занятия. Прощание с Колобком дарим ему букву из пластилина.
Занятие 2.
Цель:
автоматизировать звук К в обратных слогах и словах, формировать фонематический слух, закрепить понятия « буква», «звук», развивать мелкую моторику, воспитывать положительную установку к логопедическому занятию.
Колобок написал нам письмо
«Жду тебя в домике лесном, поиграем, отдохнем»
- Отправимся в гости?
- Да
По тропинке в лес пойдем. На полянке дом найдем.
Упражнение « постучи как Я» - развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти. (ритмический рисунок)
Колобок узнал, что ты учишься правильно произносить его любимый звук и решил пригласить тебя в гости, что бы вместе поиграть со звуком К.
Артикуляционная гимнастика:
«Лопаточка
»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе (счет до 6);
«Киска сердится»:
рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. (5 раз)
«Катушка»
: рот открыт. Кончик зыка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.(5раз)
«Змейка»
раз.
1. Проговори слоги и слова (2-3 раза):слуховое внимания слуховая память
УК-ЫК-АК-ОК
ЫК-УК-ОК-АК
ОК- АК- УК-ЫК
АК-АК-АК - МАК ЫК-ЫК-ЫК - БЫК
ОК-ОК-ОК - ОПЕНОК ИК-ИК-ИК - ВЕНИК
УК-УК-УК - ПАУК
2. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука К. (фонематический слух)Послушай потешку. Слушай внимательно, какой звук я выделяю голосом, назови слова с этим звуком:
Котя, котенька, коток,
Котя острый коготок
Выучить потешку наизусть: произнести потешку без голоса, четко артикулируя каждый звук. А теперь тихо-тихо разбудим кота, а теперь громко, позовем кота гулять.
3. Закрепление звука К в предложениях: вставь слова со звуком К (Презентация 2)
У Кати на клумбе вырос (мак, пион, нарцисс)
Коричневый (мухомор, опенок) красовался на пеньке.
В углу стоит (веник, ведро)
С потолка спускался (паук, пчела)
У ворот стоял огромный (бык, верблюд).
Назови слова со звуком К: мак, опенок, веник, паук, бык.
4.Рассмотри букву К, сложи ее из палочек, начерти в воздухе пальцами обеих рукпоочередно.
5.
Раскрась большую букву синим цветом, а маленькую зеленым, заштрихуй.
6. Итог занятия. Прощание с Колобком.
Занятие 3
Цель занятия: автоматизировать звук в прямых слогах и словах, развивать фонематический слух, и простой звуковой анализ, развивать зрительно моторную координацию руки.
1.Подготовительная часть.
1. Разминка и упражнения:
А) подготовительные артикуляционные упражнения: для губ: чередование движений А-И, А-У, А-О и обратно; для языка:
«Лопаточка »: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе (счет до 6);
«Змейка» Рот раскрыт. Язык сильно высунуть вперед, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперед, а затем убрать в глубь рта.
Движения языка производятся в мед ленном темпе и выполняются 5—6раз.
2.Основная часть.
1). Колобок сегодня приготовил тебе много заданий и упражнений. Он предлагает тебе поиграть с картинками: как кричат куры: «Ко-ко-ко!», «Куд-куда!»,петух: «Кука-реку», утки: «Кря-кря-кря!», кукушка: «Ку-ку, ку-ку!», ворона: «Кар-кар»
В крике, каких птиц слышится звук [К]? Обведи подходящие картинки.
Изолированное произнесение звука К, уточнение артикуляции:
Широко открыть рот.
Спрятать язык вглубь рта, сжать его в комочек.
Постучать сжатым языком по нёбу, произнести звук К.
Приблизить ладонь ко рту, почувствовать движение воздуха.
Громко и отчетливо, многократно произнести звук К.
Характеристики звука: согласный, глухой, твердый.
Развитие фонематического слуха
- Опознание звука из ряда других
К : К, Р, Г, М, К, Ж, К, Л, К, Х, К
- Опознание из слогов
Сожми крепко кулачки, когда услышишь звук К : КА, ГА, КЫ, МУ, АК, КО, ХА, КУ
- Опознание из слов
Сожми крепко кулачки, когда услышишь звук К : ЛАМПА, РУКА, НОРА, КОЗА, ПОЛКА, ДОМ, КОТ, ШОКОЛАД, СЛОН, КАМЕНЬ, СТОЛ, КАЛОШИ.
Запомни, повтори слоги:
КА-КА-КА КА-КО-КУ-КЫ
КО-КО-КО КО-КУ-КЫ-КА
КУ-КУ-КУ КУ-КЫ-КА-КО
КЫ-КЫ-КЫ КЫ-КА-КО-КУ
Проговори слова (по 2 раза):
кабан банка ком
кабина будка кон
кабинет бука конь
кайма ветка кофе
камень майка ковать
канава нотка комета
капитан утка конфета
Игра «Чудесный мешочек». У Колобка - чудесный мешочек с овощами (капуста, картофель, морковь. Ребенок достает овощи, называет их, уточняет, что в словах есть звук К (определяет место звука в словах). Четко выделяет интонационно звук К.
Подбор названий овощей к притяжательным местоимениям: моя капуста, мой картофель, моя морковь
Предлагает найти такие же картинки - контуры и раскрасить их. Называет овощи, в названии которых нет звука К: (помидор, огурец)
Игра «Прятки». Колобок предлагает поиграть в прятки. А прятаться от тебя будет слог КА. Слушай внимательно предложения (картинки к предложениям пронумеровать) и попробуй восстановить слова: (Приложение 2).
1. Соба (ка) тяв (ка)ла на рыба (ка).
2. (Ка)тя на(ка)зала озорни(ка) котен(ка)
3. Кош(ка) ла(ка)ла молоко из блюдеч(ка).
4. Малень(ка)я девоч(ка) громко пла(ка)ла.
5. Зай(ка)пос(кал в огород за (ка)пустой.
6. Бабуш(ка) (ка)тает вну(ка) по дорожке пар(ка).
Звуковой анализ : твердый согласный обозначать на звуковой схеме слова синим цветом, а гласные звуки - красным цветом:
Повтори скороговорку «Котя, котенька,коток. Котя острый коготок»
Нарисуй петелькой собаку возле будки.
Занятие 4.
Цель занятия: продолжать автоматизировать звук К в словах и предложениях, расширять словарь на звук К, развивать зрительно моторную координацию руки, воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, положительный эмоциональный настрой на занятие.
Развитие дыхания
Сядь ровно, ноги на полу, руки положи на живот. Закрой глаза. Представь, что в животе - шарик. Вдох делаем через нос - шарик надувается; плечи неподвижны; выдох через нос - шарик спускается потихоньку. Сейчас мы будем «надувать» и «сдувать» шарик. Дышим медленно.
Ребёнок сидит на стуле, откинувшись на спинку стула; выполняет упражнение в медленном темпе 5 раз.
Артикуляторная гимнастика Развитие подвижности и дифференцированных движений губ, языка.
- «Лягушка» - «Хоботок»
- «Лопата» - «Иголочка»
- «Киска сердится»
- «Чистим нижние зубки»
- «Катушка»
- «Качели»
Ребёнок перед зеркалом выполняет под счёт упражнения в медленном темпе.
Автоматизация звука [К]. с использованием « Суджока»
на длительном речевом выдохе произносим слоги:
[Кк-а-а-кк-о-о-кк-у-у-кк-ы- ы- кк -э-эк];
Ребёнок на длительном речевом выдохе произносит чётко артикулируя гласные.
Давай поиграем с тобой в игру «Повторялки»
Развитие слухового восприятия, чувства ритма, рифмы.
Закрепление навыка правильного произношения звука [к] в прямых слогах, словах с прямым слогом.
Ка - ка, Ка - ка, Ка - ка,
Каша, камень, камера.
ка - Ка, ка - Ка, ка - Ка,
цветка, индюка, молотка
Ко - ко, Ко - ко, Ко - ко,
Кот, котик, комок
ко - Ко, ко - Ко, ко - Ко,
высоко, широко, велико.
Ку-ку, Ку-ку, Ку-ку.
Курица, куры, кумушка
Ку-Ку, ку-Ку, ку-Ку.
Глазику, ротику, носику.
«Назови картинки». Развитие памяти. Развитие фонематических функций. Активизация словаря.
Назови картинки, в названиях которых есть звук [К].
(теленок, жеребенок, цыпленок, лошадь)
(теленок, жеребенок, цыпленок) какое лишнее слово (лошадь). Почему?
В этом слове нет звука (К).
Составь предложение с одни из слов.
Катя кормит цыпленка.
Сколько слов в предложении.
Игра «4 лишний» (Презентация 3 )
Итог
Чем мы сегодня занимались?
Как правильно произносить звук [К]?
Положение губ;
Положение зубов;
Положение языка;
Какая воздушная струя.
Вспоминает виды деятельности;
правильную артикуляцию звука [К].
Занятие 5
Цель : автоматизировать звук К в слогах и словах со стечением согласных, работа над предложением, формирование грамматического строя языка, воспитывать положительную установку к логопедическому занятию.
Катился Колобок, катился по дорожке и услышал кто-то кричит Ква-Ква. Кто же это?
Зелена я, как трава
Моя песенка: «Ква-ква».
Отгадай загадку. Обведи отгадку.
Тянем губы прямо к ушкам, получается - лягушка
Артикуляционная гимнастика:
«Улыбка»- «Трубочка», «Лопаточка»-«Иголочка»
«Чистим нижние зубки», «Катушка», « Качели»
Анализ артикуляции:
- губы приоткрыты, растянуты в легкой улыбке;
- зубы разомкнуты:
- кончик языка лежит у основания нижних резцов,
- передняя и средняя части спинки языка опущены,
- задняя часть спинки языка поднимается вверх и упирается в нёбо в задней его части,
- боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам;
- мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;
- голосовые связки не напряжены, разомкнуты — голос не образуется;
- воздушная струя сильная, в момент произнесения звука проходит по центру ротовой полости, разрывая смычку между задней частью спинки языка и небом.
Лягушка-квакушка обрадовалась нашей встрече, запрыгала по камушкам
Автоматизация звука [к]в слогах.
Ква-кво-кву |
Ска-ско-ску |
Кво-кву-квы |
Ско-ску-скы |
Кву-квы-ква |
Ску-скы-ска |
Квы-ква-кво |
Скы-ска-ско |
Квакушка - квадрат -квартира
Скамейка -сказка - коляска.
Физминутка: вот лягушки по дорожке, скачут вытянувши ножки. Увидали комара закричали: Ква-Ква-Ква! (ребенок изображает лягушку)
Развитие просодии.
Как квакает большая лягушка? Как маленькая?
Игра «Отгадай загадки». Колобок просит тебя подсказать слово в конце каждого стихотворения.
Кто на себе свой домик тащит
В темной темнице,
Красна девица,
Без нитки, без спицы,
Вяжет вязаницы.
(бабочка)
Пляшет крошка —
Всего одна ножка.