Конспект урока по логопедии "Автоматизация произношения звука К в слогах и словах". Конспект занятия «Автоматизация звука в обратных слогах и словах Конспект занятие по автоматизации звука к кукла

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад первой категории № 20 «Малыш»

Конспект индивидуального занятия по теме:

«Автоматизация звука К»

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД: КЛЮШНИК Н.В.

Цели:

* Учить выделять звук К в словах.

* Анализировать обратный слог типа АК.

* Определять наличие или отсутствие звука К в слове.

* Развивать связную речь, логическое мышлении

Ход занятия:

Организационный момент . Логопед просит ребенка назвать слова со звуком К.

1. Игра с картинками «День-ночь»

На наборном полотне логопеда 8—10 картинок с изображениями предметов, в названии которых есть звук К (веник, га- мак, мак, мука, банка и т.п.). Логопед говорит: «Ночь». Ребенок закрывает глаза. В это время он переворачивает две картинки. Логопед говорит «День». Ребенок открывает глаза и называет перевернутые картинки по памяти. (Количество картинок можно увеличивать в зависимости от уровня подготовленности детей.)

2. Построение предложений с опорой на предметную картинку .

На наборном полотне — предметные картинки. В названиях,

изображенных на них предметов и объектов, присутствует звук К (садик, лютик, кофейник, комок, кубик и т. п.).

Логопед задает ребенку вопрос, не указывая на определенную картинку. Задача ребенка— выбрать нужный объект и составить предложение. Вопросы, например, такие:

— С чем идет Вика? (С лютиком, кофейником, кубиком и т. п.) Откуда идет Вика? (Из садика.)

— К чему подходит Катя? (К кубику, к садику.)

З. Игра «Назови один предмет»

Логопед называет множественное число существительных, в которых нет звука К или он находится в мягком варианте. Задача ребенка — назвать один предмет так, чтобы в слове появился твердый звук К.. Даются слова: фантики, зонтики, огоньки, утята, телята, бублики.

4. Физминутка.

Ребенок повторяет движения логопеда, а во второй раз и стихи:

АК — АК — АК. Вот какой гамак (три хлопка, руки в стороны).

ОК — ОК — ОК. Вот какой

(три хлопка, присесть, лепить снежок).

УК — УК — УК. Обломился сук (три хлопка, руки вверх- вниз).

По окончании физкультминутки логопед просит назвать слова, в которых ребенок услышал звук К.

5. Анализ обратного слога

С помощью символов логопед анализирует с ребенком слоги АК,

ОК, УК, ИК.

6. Логопед читает короткие стихи и просит ребенка выбрать

слова со звуком К:

Раз паук на лук и мак сеть повесил как гамак

Лег в гамак паук-чудак, не найти его никак.

7. Игра «Назови ласково »

Логопед называет слова без звука К и просит ребенка назвать

данный предмет ласково, тогда сразу появится звук К.. Даются

слова: бант, самолет, винт, гном, мост, дом, пень.

8.У ребенка на столе разложены картинки с изображением

одного или двух предметов, в названиях которых есть звук К

Логопед просит поставить картинки на наборное полотно справа, если про предмет можно сказать один, и слева, если можно сказать одна.

Слова, например, такие: сук, банка, ветка, нитка, каток, моток и т. п. (Отметим, что хуже всего дети с общим недоразвитием речи воспринимают звук К в начале слова, поэтому такие слова на данном этапе не даются.)

9. Подводится итог занятия.

ОТКРЫТОЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ по формированию

речевого слуха и произносительной стороны устной речи

Тема:

«Дифференциация звуков И – Ы»

«Автоматизация звука «Ш»

Цели:

    Коррекционно-развивающие:

1). Развивать мышцы артикуляционного аппарата.

2). Продолжать развивать умение глубже вдыхать и с силой выдыхать воздух, направляя воздушную струю посередине языка.

3). Развивать тактильно-вибрационные ощущения. Учить пользоваться голосом при воспроизведении звуков «И -Ы».

4). Продолжать формировать навык правильного воспроизведения звука «Ш»

в начальной позиции перед гласными в слогах, словах.

5). Продолжать развивать слуховое, слухо-зрительное восприятия, навык чтения с губ.

6). Продолжать расширять словарный запас ученика.

7). Продолжать развивать познавательные процессы (память, мышление, зрительное восприятие, слухо-зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику, тактильные ощущения).

II . Воспитательные цели:

1). Воспитывать положительный настрой на занятии и желание учиться.

2). Создание эмоциональной обстановки на занятии.

Оборудование:

ИКТ; дидактический наглядный материал (карточки, картинки, картотека дидактических игр); карточки с приклеенным горохом буквами;

План занятия

    Организационный момент.

Учитель: - Тима, у нас гости. Поздоровайся с ними.

Ученик: - Здравствуйте.

Учитель: - Проверь аппарат. Как ты меня слышишь?

Ученик: - Я слышу хорошо. Слайд 1.

Как тебя зовут?

Где ты учишься?

Сегодня тепло или холодно?

Какое у тебя настроение?

Как ты думаешь, что мы будем делать?

Ученик: - Будем заниматься.

    Основная часть.

Будем делать артикуляционную гимнастику.

Что будем делать?.

1). Артикуляционная гимнастика.

Каждое упражнение повторяй 5 раз.

- «Вкусное варенье».

- «Чашечка».

- «Лошадка».

- «Грибок».

2). Дыхательное упражнение «Фокус».

Я тебе даю мешочек, ты находишь там бусинки и мы узнаем с какими звуками нам придется сегодня работать.

    Дифференциация И-Ы.

    Ответь на вопросы Буду отвечать на вопросы

    Подпиши картинки (слова в единственном и множественном числе)

(иллюстрация с предметами)

2. Автоматизация звука «Ш» в начальной позиции

перед гласными в игровых упражнениях.

Тима, закрой глаза, я тебе дам карточку, ты пальчиками ее потрогаешь и скажешь, над каким звуком будем работать дальше.

1). Игра «Узнай букву».

Перед учеником раскладываются карточки, с приклеенным горохом буквами. Учитель дает одну карточку-букву и говорит, что необходимо сделать (закрыть глаза, потрогать определенную карточку-букву, сказать, какая это буква).

Звук Ш.

Презентация –слайды 5-8

Учитель: -Будем правильно произносить звук «Ш» в слогах и в словах.

Чтение слогов, слов со звуком «Ш» в начальной позиции и перед гласными с использованием ИКТ.(слайд 9)

2). Игра «Послушай, повтори, найди и покажи».

Перед учеником лежат картинки со звуком «Ш» в начальной позиции

перед гласными, а карточки с названиями картинок лежат с другой стороны в перепутанном порядке. Учитель сначала называет слово за экраном, и лишь потом, если ученик не правильно его произнес или не услышал, убирает экран и воспроизводит слово на слухо-зрительной основе. После этого, ученик проговаривает слово и ищет карточку с определенным словом, затем подкладывает карточку к картинке.

3). Игра «Перепутались слова».

На экране картинки со звуком «Ш» в начальной позиции перед гласными, а слова не соответствуют картинке. Учитель спрашивает у ученика: - Правильно? Ученик находит несоответствия и проговаривает, где и что не так.

4). Игра «Назови слова ».

Перед учеником карточка с разными картинками и стрелочками. Ученику необходимо следовать направлению стрелок и называть слова.

5) Составь предложение по картинке.

(Все ребята любят кашу)

6). Игра «Ответь кратко».

Ученику необходимо назвать действие, изображенное на картинке и составить предложение.

7). Игра « Дополни предложение».

III . Заключительная часть.

Учитель: - Тима, занятие закончено. Что ты делал на занятии?

Ученик: - Я занимался.

Проговаривание всего, что делал ученик на занятии. Подведение итога занятия.

Учитель: - Молодец.

Тема: Соня любит звуки [С,СЬ].

Цель: Закрепить чёткое и правильное произношение звуков [С, СЬ] в словах и предложениях.

1. Коррекционно-образовательные:

  • Закрепить умение находить звуки [С, СЬ]” в словах и правильно определять их позицию в слове.
  • Закрепить умение согласовывать существительные с числительными 1, 5.
  • Закрепить умение составлять простые и сложноподчинённые предложения и анализировать простые предложения.

2. Коррекционно-развивающие:

  • Развивать внимание, память, мышление, фонематические процессы, дикцию, мелкую моторику, препятствовать перенапряжению зрительного анализатора

3. Коррекционно-воспитательные:

  • Развивать навыки сотрудничества друг с другом и со взрослым.

Оборудование: дидактическое пособие “ Ромашка ”, с предметными картинками на лепестках, кукла, игрушка — оса, звуковые линейки.

Ход занятия.

I. Организационный момент:

Здравствуйте! К нам на занятие пришла кукла. Зовут её Соня. Она надела с-сарафан, с-сапожки, бус-сы, на плече – с-сумка. Как вы думаете, какой звук нравится Соне? (С) и его братец…- СЬ.

II. – Сегодня на занятии мы покажем Соне, что звуки С и СЬ нам тоже нравятся и мы умеем их чётко и правильно произносить. Согласны?

III. 1. Речевая зарядка:

СА – СО – СО,
СО – СО – СЭ,
СКУ – СКЭ – СКО,
ЫС – АС – ОС,
ПСУ – ПСЭ – ПСЫ,
УСЬ – АСЬ – ОСЬ.

2. Дидактическое упражнение “Составь предложение ”.– Что за “волшебную ” ромашку принесла Соня? “Оторвите ” с неё лепесток, назовите картинку, приклеенную с другой стороны и придумайте предложение с этим словом. Сколько слов в твоём предложении, Рома? Назови их по порядку. (Картинки на лепестках: санки, стакан, серёжки, капуста, куст, стул, стол, кактус, лось, краски, скакалка)

3. Игра “Один — пять”.

– Скажите об этих предметах со словом “пять” (5 санок, 5 стаканов и т.д.)

4. Игра “Разложите картинки на 3 группы”.

– Соня собирается в путешествие. Помогите разложить ей эти предметы в багаж: в сумку – со звуками С, СЬ в начале слова, в чемодан – со звуками С, СЬ в середине. Какие предметы она не возьмёт? Почему?

5. Физпауза:

а) Игра на внимание “Слива, апельсин, банан” (при назывании “слива” – смыкают пальцы в кольцо, “апельсин” – показывают кулак, “банан ”– показывают ладонь. Потом логопед путает детей: говорит “слива”, а показывает ладонь и так далее).

б) Зрительные упражнения “Следим за полётом осы“ (дети взглядом следят за полётом игрушки — осы, прикреплённой на конце указки (влево – вправо, вверх – вниз, по кругу, восьмёркой и так далее).

6. Дидактическое упражнение “Придумай предложение со словом ЧТОБЫ / ПОТОМУ ЧТО”:

– Зачем Соня взяла с собой краски? (скакалку, капусту и т.д.).

7. Заучивание чистоговорки:

– Давайте научим Соню произносить чистоговорку: Коси коса, пока роса.

IV. Итог занятия.

– Какой звук нравится Соне? Какие задания вам понравились?

Молодцы, вы сегодня очень старались! Давайте ”подарим” Соне слова со звуками С, СЬ, которые вы запомнили.

Людмила Исайкина,
учитель-логопед,
МБДОУ детский сад №2,
с. Русский Камешкир Пензенской обл.

Этапы

Примечание

30 сек

Орг. момент

Здравствуй, Кирилл! Очень рада тебя видеть. Я приготовила тебе задания и упражнения. Надеюсь, ты будешь стараться и справишься с ними.

1 мин

Развитие общей и мелкой моторики

Дружно пальчики считаем (Сжимает и разжимает пальцы)

Насекомых называем. Бабочка, кузнечик, муха (Поочередно сгибает пальцы в кулачок, начиная с большого пальца)

Это жук с зеленым брюхом.

Это кто же тут звенит? (Вращает мизинцем)

Ой, сюда комар летит! (Прячет руки за спину) Прячьтесь!

30 сек

Мимическая гимнастика

Каждый день мы встаем рано утром и умывается.

Водичка, водичка, умой меня.

Чтобы глазки блестели.

Чтобы щечки розовели.

Чтоб кусался зубок.

Чтоб смеялся роток.

5 мин

Развитие артикуляционной моторики

А сейчас сделаем с тобой зарядку для губ и язычка, чтобы громко и четко могли произносить звуки и слова. Давай сядем прямо, положим руки перед собой красиво.

Улыбка, дудочка, лопаточка, иголка-лопатка, чистим зубы, горка, кошка сердиться

Слежу за правильностью выполнения упражнений.

Молодец! Как твои губки и язычок хорошо поработали. Все сделал правильно.

картинки с арт. упражнениями

30 сек

Развитие силы выдоха

Давай сдуем снежинку. Положи широкий язык на губу и дуй на середину языка. Сначала подуй тихо, а теперь подуй сильнее, чтобы снежинка полетела.

30 сек

Объявление темы

Кирилл, сегодня будем тренироваться произносить звук К

30 сек

Изолированное произношение звука

Давай произнесем К

1 мин

Анализ артикуляции

Кода мы произносим звук К

губы открыты

зубы разомкнуты;

кончик языка лежит у нижних зубов, не касаясь их, передняя и средняя часть спинки языка опущены, задняя часть поднята и упирается в мягкое небо (на стыке твердого и мягкого неба), боковые края языка слегка касаются задней части твердого неба;

Молодец! Кирилл, запомни, что этот звук согласный, когда мы произносим звук К, есть преграда во рту – язычок. Звук К твердый и обозначаем фишкой синего цвета. Он глухой.

Картинки с арт. укладом и картинки-схемы, фишка

1 мин

Связь с буквой

Кирилл, звук К обозначают буквой К.

Показываю картинку с буквой К.

Из каких элементов состоит буква?

Давай выложим ее из счетных палочек.

Буква К

1 мин

Развитие фонематического слуха

Где стоит звук

Капкан, игра, банка, снег, танк, медведь, ткань, кнопка, стул, клубок, линейка

1 мин

Динамическая пауза

Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо-влево.
(Вращение головой.)
А теперь руками крутим -
И для них разминка будет.
(Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим.
(Потягивания - руки вверх и в стороны.)
Повороты вправо-влево,
Плавно производим.
(Повороты туловища влево и вправо.)
Наклоняемся легко,
Достаём руками пол.
(Наклоны вперёд.)
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке.
(Дети садятся.)

1 мин

Закрепление в слогах

ка пка тка - тко - тку - ткы ка-ка пка-пко мка - мко - мку - мкы

ка-ко-кы пка-пко- пку тка - тка - тка- мка

1 мин

Закрепление в начале, середине и конце слова

Картинки и устно

Повторить слова: «камень, «капля», «кони», «коты», «копыто», «каток» «утка» «кукушка «Коля», «Костя», «кофе».

Составить и произнести предложения по картинкам:

«Утром папа пьет кофе», «У Коли камень», «Около дома каток», «Кукушка кукует: “Ку-ку, ку-ку!”» «Костя катается на коньках», «Конь стучит копытом».

1 мин

Закрепление в предложении, формирование лексико-грамматической стороны речи

образование именительного падежа множественного числа существительных - игра «Эхо»:

кабан - кабаны конь - кони

кабина - кабины кот -

камень - камни коготь -

камея - команда -

канава - комедия -

канат - комета -

капитан - комната -

капкан - конфета -

кафтан - копье -

согласование количественных числительных и существительных - игра «1-2-5»:

одна копейка-две копейки-пять копеек,

один куманек-два куманька-пятъ куманьков,

один какаду-два какаду-пять какаду

Молодец!

1 мин

Итог занятия

Какой мы сегодня звук повторили?

Мы повторили звук К.

Молодец!

Оценка работы ребенка

За то, что ты сегодня очень хорошо позанималась я подарю тебе наклейку.

Комплекс индивидуальных занятий по формированию звукопроизношения предназначен для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (дизартрия, алалия) и составлен в соответствии с методическими рекомендациями классиков логопедии М. Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, Л. С. Волковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной
Нарушения речи у данной категории детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико - фонематическую, так и лексико - грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями данного комплекса являются максимальное включение слуховых, зрительных, двигательных анализаторов и максимальное использование дидактических средств.
Дидактический материал отобран и расположен с максимальным учетом дидактических и методических требований к логопедической работе с детьми и в соответствии с законами русской фонетики.
Цель данного комплекса - разработать систему занятий, включающих все этапы работы над звуком К, с детьми имеющими тяжелые нарушения речи.
Комплекс решает следующие задачи:

  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Формирование дыхательной и голосовой функции, просодической стороны речи.
  • Работа над произношением (постановка, автоматизация, введение в речь)
  • Формирование навыков звукового анализа и синтеза
  • Обогащение словаря.
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Развитие связной речи.
  • Формирование познавательных процессов.
  • Повышение речевой и эмоциональной активности детей.
  • Совершенствование личностного контакта учителя-логопеда и ребенка.

Комплекс состоит из 6 занятий и включает в себя следующие разделы:

  • коррекция звукопроизношения;
  • коррекция фонематических процессов;
  • коррекционная работа на слоговом, лексическом уровнях;
  • коррекционная работа на синтаксическом уровне;
  • совершенствование связной речи.

У детей с тяжелыми нарушениями речи этапы формирования артикуляционной моторики (артикуляционного уклада) и автоматизации звука проходят более длительный и трудный путь. Крайне важно разнообразить этот процесс, вызвать и сохранить мотивацию, поддержать интерес детей на протяжении всего периода коррекционно-логопедического воздействия. Этой цели служат презентации, включенные в структуру занятия.
В связи с тем, что старые условно - рефлекторные связи у детей со сложной речевой патологией очень консервативны, необходимо тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Отсюда частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Учитывая быструю утомляемость детей, проводиться частая смена видов деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую.
Занятие 1
Цель: подготовить артикуляционный аппарат к постановке звука К, закрепить произнесения звука К в обратных слогах и словах, познакомить с буквой К, развивать мелкую моторику, воспитывать положительную установку к логопедическому занятию.
Ты любишь путешествовать. Хочу тебя обрадывать сейчас мы отправимся в путешествие и будем останавливаться на разных станциях. А вот и наша остановка. Мы приехали в лес. Посмотри нас кто-то встречает. А кто это догадайся.
На сметане мешен.
На окошке стужен.
Он от дедушки ушел
Он от бабушки ушел круглый бок, румяный бок
Покатился (Колобок)

К нам пришел Колобок. Мы с тобой будем показывать движения наших язычков.
1. Подготовительная часть. Разминка и упражнения:
А) подготовительные артикуляционные упражнения: для губ: чередование движений
А-И, А-У, А-О и обратно; для языка: (Презентация1).
«Лопаточка
«Киска сердится»:
«Кто сильнее?» соревнование между языком ребенка и пальцем логопеда, нажимающим на кончик языка и отодвигающим язык в глубь рта (рот раскрыт, губы в улыбке) (5 раз)
«Катушка» : рот открыт. Кончик зыка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. (5раз)
«Горка» 1 : выгибание (подъем) задней части спинки языка, прижимание ее к мягкому небу, кончик языка несколько оттянут от нижних зубов (рот раскрыт, губы в улыбке). (5 раз.)
«Горка» 2: то же со сдуванием ватного шарика. (5 раз.)
«Горка « 3 : то же со шпателем или зондом. (5 раз)
Дышать носом с широко раскрытым ртом.
Б) разминка для кистей рук и пальцев рук + дополнительное упражнение «кулак-кольцо (пальцы одной руки сжимаются в кулак, а другой поочередно с большим пальцем образуют кольцо).
Голосовые упражнения: Колобок услышал, как «Курочка учит цыплят говорить: «Ко-ко-ко». Цыплята повторяют: «Ко-ко-ко». А самый маленький цыпленок говорит:» Ку-ку-ку». Мама его поправляет:»Не так. ку-ку-ку» говорит кукушка, а ты говори «ко-ко-ко» Как говорят куры? Как говорит кукушка?.
«У мамы болит горлышко, и она кашляет: «К-К-К-К»
2.Основная часть. Постановка звука К
1) По подражанию . Давай вместе с тобой научим Колобка поднимать спинку языка и стучать в потолок: «В домике он прыг да скок. В потолок стучит, Колобка веселит: «К-К-К-К»»
- развитие речевого дыхания: какое сейчас время года? Зимой падает снег. На рукавичку Колобка упала снежинка. Давай сдуем снежинку с рукавички, произнося звук К: «К-К-К-К»
Механический способ (является преобладающим)
Основный принцип его - от взрывного переднеязычного передненебного Т к взрывному заднеязычному задненебному К при помощи зонда, шпателя, пальца логопеда (затем ребенка) нажимая на кончик и переднюю часть спинки языка, постепенно выгибая и отодвигая язык в глубь рта, при этом произнося ТА-ТА-ТА: ТА-ТА-ТА—ТЯ-ТЯ-ТЯ - КЯ-КЯ-КЯ - КА-КА-КА.
Механическая помощь постепенно ослабляется, затем устраняется совсем.
2) Уточнение артикуляционного уклада: как мы произносим звук К? Спинка языка стукает глубоко во рту по нёбу, а кончик языка находится за нижними зубами. Произнеси звук К и попробуй это почувствовать: « К-К-К-К». Произнести звук многократно и отрывисто.
Характеристика звука: согласный (так как воздушная струя встречает преграду), глухой (так как голосовые связки не напряжены), твердый, обозначать мы его будем синим квадратом.
3. Закрепление правильного произнесения звука.
Произнеси слоги с изменением ритмического рисунка «Повторялки»
АК-АК - АК-АК-АК АК-АК-АК - АК-АК
ОК- ОК - ОК-ОК-ОК ОК-ОК-ОК - ОК-ОК
УК-УК - УК-УК-УК УК-УК-УК - УК-УК
ЫК - ЫК - ЫК-ЫК-ЫК ЫК-ЫК-ЫК - ЫК-ЫК
ИК - ИК - ИК-ИК-ИК ИК-ИК-ИК - ИК-ИК
Знакомство с буквой К
Послушайте стихотворение про букву К
Посмотри на букву К:
Есть нога и есть рука.
Костя Крикнул Кошке: "Кыш! "
Это всё на К, малыш.
На что похожа буква К? (на усики жука, клюв) В какую сторону смотрит буква К? (в правую) Сколько элементов у буквы К? Какие? (Приложение 1)
Давай для Колобка слепим его букву и украсим ее.
Итог занятия. Прощание с Колобком дарим ему букву из пластилина.
Занятие 2.
Цель: автоматизировать звук К в обратных слогах и словах, формировать фонематический слух, закрепить понятия « буква», «звук», развивать мелкую моторику, воспитывать положительную установку к логопедическому занятию.
Колобок написал нам письмо
«Жду тебя в домике лесном, поиграем, отдохнем»
- Отправимся в гости?
- Да
По тропинке в лес пойдем. На полянке дом найдем.
Упражнение « постучи как Я» - развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти. (ритмический рисунок)
Колобок узнал, что ты учишься правильно произносить его любимый звук и решил пригласить тебя в гости, что бы вместе поиграть со звуком К.
Артикуляционная гимнастика:
«Лопаточка »: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе (счет до 6);

«Киска сердится»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. (5 раз)

«Катушка» : рот открыт. Кончик зыка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.(5раз)
«Змейка»

раз.
1. Проговори слоги и слова (2-3 раза):слуховое внимания слуховая память

УК-ЫК-АК-ОК

ЫК-УК-ОК-АК

ОК- АК- УК-ЫК

АК-АК-АК - МАК ЫК-ЫК-ЫК - БЫК

ОК-ОК-ОК - ОПЕНОК ИК-ИК-ИК - ВЕНИК

УК-УК-УК - ПАУК
2. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука К. (фонематический слух)Послушай потешку. Слушай внимательно, какой звук я выделяю голосом, назови слова с этим звуком:

Котя, котенька, коток,

Котя острый коготок

Выучить потешку наизусть: произнести потешку без голоса, четко артикулируя каждый звук. А теперь тихо-тихо разбудим кота, а теперь громко, позовем кота гулять.
3. Закрепление звука К в предложениях: вставь слова со звуком К (Презентация 2)

У Кати на клумбе вырос (мак, пион, нарцисс)

Коричневый (мухомор, опенок) красовался на пеньке.

В углу стоит (веник, ведро)

С потолка спускался (паук, пчела)

У ворот стоял огромный (бык, верблюд).

Назови слова со звуком К: мак, опенок, веник, паук, бык.

4.Рассмотри букву К, сложи ее из палочек, начерти в воздухе пальцами обеих рукпоочередно.

5.

Раскрась большую букву синим цветом, а маленькую зеленым, заштрихуй.

6. Итог занятия. Прощание с Колобком.

Занятие 3

Цель занятия: автоматизировать звук в прямых слогах и словах, развивать фонематический слух, и простой звуковой анализ, развивать зрительно моторную координацию руки.

1.Подготовительная часть.

1. Разминка и упражнения:

А) подготовительные артикуляционные упражнения: для губ: чередование движений А-И, А-У, А-О и обратно; для языка:

«Лопаточка »: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе (счет до 6);

«Змейка» Рот раскрыт. Язык сильно высунуть вперед, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперед, а затем убрать в глубь рта.

Движения языка производятся в мед ленном темпе и выполняются 5—6раз.

2.Основная часть.

1). Колобок сегодня приготовил тебе много заданий и упражнений. Он предлагает тебе поиграть с картинками: как кричат куры: «Ко-ко-ко!», «Куд-куда!»,петух: «Кука-реку», утки: «Кря-кря-кря!», кукушка: «Ку-ку, ку-ку!», ворона: «Кар-кар»

В крике, каких птиц слышится звук [К]? Обведи подходящие картинки.

Изолированное произнесение звука К, уточнение артикуляции:

Широко открыть рот.

Спрятать язык вглубь рта, сжать его в комочек.

Постучать сжатым языком по нёбу, произнести звук К.

Приблизить ладонь ко рту, почувствовать движение воздуха.

Громко и отчетливо, многократно произнести звук К.

Характеристики звука: согласный, глухой, твердый.

Развитие фонематического слуха

  • Опознание звука из ряда других

К : К, Р, Г, М, К, Ж, К, Л, К, Х, К

  • Опознание из слогов

Сожми крепко кулачки, когда услышишь звук К : КА, ГА, КЫ, МУ, АК, КО, ХА, КУ

  • Опознание из слов

Сожми крепко кулачки, когда услышишь звук К : ЛАМПА, РУКА, НОРА, КОЗА, ПОЛКА, ДОМ, КОТ, ШОКОЛАД, СЛОН, КАМЕНЬ, СТОЛ, КАЛОШИ.

Запомни, повтори слоги:

КА-КА-КА КА-КО-КУ-КЫ

КО-КО-КО КО-КУ-КЫ-КА

КУ-КУ-КУ КУ-КЫ-КА-КО

КЫ-КЫ-КЫ КЫ-КА-КО-КУ

Проговори слова (по 2 раза):

кабан банка ком

кабина будка кон

кабинет бука конь

кайма ветка кофе

камень майка ковать

канава нотка комета

капитан утка конфета

Игра «Чудесный мешочек». У Колобка - чудесный мешочек с овощами (капуста, картофель, морковь. Ребенок достает овощи, называет их, уточняет, что в словах есть звук К (определяет место звука в словах). Четко выделяет интонационно звук К.

Подбор названий овощей к притяжательным местоимениям: моя капуста, мой картофель, моя морковь

Предлагает найти такие же картинки - контуры и раскрасить их. Называет овощи, в названии которых нет звука К: (помидор, огурец)

Игра «Прятки». Колобок предлагает поиграть в прятки. А прятаться от тебя будет слог КА. Слушай внимательно предложения (картинки к предложениям пронумеровать) и попробуй восстановить слова: (Приложение 2).

1. Соба (ка) тяв (ка)ла на рыба (ка).

2. (Ка)тя на(ка)зала озорни(ка) котен(ка)

3. Кош(ка) ла(ка)ла молоко из блюдеч(ка).

4. Малень(ка)я девоч(ка) громко пла(ка)ла.

5. Зай(ка)пос(кал в огород за (ка)пустой.

6. Бабуш(ка) (ка)тает вну(ка) по дорожке пар(ка).

Звуковой анализ : твердый согласный обозначать на звуковой схеме слова синим цветом, а гласные звуки - красным цветом:

Повтори скороговорку «Котя, котенька,коток. Котя острый коготок»

Нарисуй петелькой собаку возле будки.

Занятие 4.

Цель занятия: продолжать автоматизировать звук К в словах и предложениях, расширять словарь на звук К, развивать зрительно моторную координацию руки, воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, положительный эмоциональный настрой на занятие.

Развитие дыхания

Сядь ровно, ноги на полу, руки положи на живот. Закрой глаза. Представь, что в животе - шарик. Вдох делаем через нос - шарик надувается; плечи неподвижны; выдох через нос - шарик спускается потихоньку. Сейчас мы будем «надувать» и «сдувать» шарик. Дышим медленно.

Ребёнок сидит на стуле, откинувшись на спинку стула; выполняет упражнение в медленном темпе 5 раз.

Артикуляторная гимнастика Развитие подвижности и дифференцированных движений губ, языка.

  • «Лягушка» - «Хоботок»
  • «Лопата» - «Иголочка»
  • «Киска сердится»
  • «Чистим нижние зубки»
  • «Катушка»
  • «Качели»

Ребёнок перед зеркалом выполняет под счёт упражнения в медленном темпе.

Автоматизация звука [К]. с использованием « Суджока»

на длительном речевом выдохе произносим слоги:

[Кк-а-а-кк-о-о-кк-у-у-кк-ы- ы- кк -э-эк];

Ребёнок на длительном речевом выдохе произносит чётко артикулируя гласные.

Давай поиграем с тобой в игру «Повторялки»

Развитие слухового восприятия, чувства ритма, рифмы.

Закрепление навыка правильного произношения звука [к] в прямых слогах, словах с прямым слогом.

Ка - ка, Ка - ка, Ка - ка,

Каша, камень, камера.

ка - Ка, ка - Ка, ка - Ка,

цветка, индюка, молотка

Ко - ко, Ко - ко, Ко - ко,

Кот, котик, комок

ко - Ко, ко - Ко, ко - Ко,

высоко, широко, велико.

Ку-ку, Ку-ку, Ку-ку.

Курица, куры, кумушка

Ку-Ку, ку-Ку, ку-Ку.

Глазику, ротику, носику.

«Назови картинки». Развитие памяти. Развитие фонематических функций. Активизация словаря.

Назови картинки, в названиях которых есть звук [К].

(теленок, жеребенок, цыпленок, лошадь)

(теленок, жеребенок, цыпленок) какое лишнее слово (лошадь). Почему?

В этом слове нет звука (К).

Составь предложение с одни из слов.

Катя кормит цыпленка.

Сколько слов в предложении.

Игра «4 лишний» (Презентация 3 )

Итог

Чем мы сегодня занимались?

Как правильно произносить звук [К]?

Положение губ;

Положение зубов;

Положение языка;

Какая воздушная струя.

Вспоминает виды деятельности;

правильную артикуляцию звука [К].

Занятие 5

Цель : автоматизировать звук К в слогах и словах со стечением согласных, работа над предложением, формирование грамматического строя языка, воспитывать положительную установку к логопедическому занятию.

Катился Колобок, катился по дорожке и услышал кто-то кричит Ква-Ква. Кто же это?

Зелена я, как трава

Моя песенка: «Ква-ква».

Отгадай загадку. Обведи отгадку.

Тянем губы прямо к ушкам, получается - лягушка

Артикуляционная гимнастика:

«Улыбка»- «Трубочка», «Лопаточка»-«Иголочка»

«Чистим нижние зубки», «Катушка», « Качели»

Анализ артикуляции:

  • губы приоткрыты, растянуты в легкой улыбке;
  • зубы разомкнуты:
  • кончик языка лежит у основания нижних резцов,
  • передняя и средняя части спинки языка опущены,
  • задняя часть спинки языка поднимается вверх и упирается в нёбо в задней его части,
  • боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам;
  • мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;
  • голосовые связки не напряжены, разомкнуты — голос не образуется;
  • воздушная струя сильная, в момент произнесения звука проходит по центру ротовой полости, разрывая смычку между задней частью спинки языка и небом.

Лягушка-квакушка обрадовалась нашей встрече, запрыгала по камушкам

Автоматизация звука [к]в слогах.

Ква-кво-кву

Ска-ско-ску

Кво-кву-квы

Ско-ску-скы

Кву-квы-ква

Ску-скы-ска

Квы-ква-кво

Скы-ска-ско

Квакушка - квадрат -квартира

Скамейка -сказка - коляска.

Физминутка: вот лягушки по дорожке, скачут вытянувши ножки. Увидали комара закричали: Ква-Ква-Ква! (ребенок изображает лягушку)

Развитие просодии.

Как квакает большая лягушка? Как маленькая?

Игра «Отгадай загадки». Колобок просит тебя подсказать слово в конце каждого стихотворения.

Кто на себе свой домик тащит

В темной темнице,

Красна девица,

Без нитки, без спицы,

Вяжет вязаницы.

(бабочка)

Пляшет крошка —

Всего одна ножка.