Общение студента и преподавателя. Подписаться на акции и бонусы

Коммуникации - это процесс передачи информации от одного лица к другому. Эффективные коммуникации - это такой процесс передачи сообщения, когда полученное сообщение насколько возможно близко по значению к первичному. Ключевыми составляющими эффективных коммуникаций есть данные - это необработанные цифры и факты, отражающие отдельный аспект действительности; и информация - это данные, представленные в виде или форме, которые имеют смысловые нагрузки. Информация ценна, если она достоверна, своевременная, полная и уместна.

Коммуникативный процесс начинается , когда одно лицо (отправитель) хочет передать факт, идею, мысль или иную информацию другому (получателю). Эта информация имеет значение для отправителя независимо от того, она проста и конкретна, или сложная и абстрактная. Следующее действие - это кодирование информации в форме соответствующей ситуации. Кодирование может принимать форму слов, выражения лица, жестов, или даже художественного выражения и физических действий.

После того как сообщение закодировано, его передают соответствующими средствами связи. Обычные средства связи в организациях - это совещания, электронная почта, записки, письма, отчеты и телефонные разговоры. Далее происходит разкодирование в форму, имеющую значение для получателя. Значение информации может быть различным, и во многих случаях оно является основанием для ответа, и тогда образуется цикл, поскольку новое сообщение в такой же последовательности передается начальном отправителю.

Коммуникации могут быть прерваны препятствием - шумом или разговором людей поблизости. Препятствиями также утерян на почте письмо, повреждение телефонной линии, неправильный адрес электронной почты и т.п..

Сегодня распространены такие типы коммуникаций в организациях: межличностные коммуникации; коммуникации в системах связи и командах; коммуникации в организациях и электронные средства коммуникаций.

Устные коммуникации происходят во время разговора с глазу на глаз, групповых дискуссий, телефонных переговоров и др. При которых разговорный язык используют для передачи смысла. Преимущество устных коммуникаций состоит в том, что они обеспечивают немедленную обратную связь и взаимный обмен. Недостатком устных коммуникаций является то, что они могут быть недостоверными (неправильно выбранные слова для выражения сущности; какие препятствия прерывают процесс; слушатель забывает часть или все сообщение; не хватает времени на взвешенные ответы и т.д.).

Письменные коммуникации - это отчеты, записки, письма, записи и др.. Недостатком этих коммуникаций является то что они задерживают обратную связь и взаимообмен, кроме того они являются сложнее устных и требуют больше времени. Преимущества письменных коммуникаций заключаются в достоверности. Им предоставляют преимущества, когда одной или обеим сторонам нужны письменные записи о том, что происходило. Выбирая средство коммуникации, менеджеры должны учитывать все аспекты.


59.Вспомните ситуацию во время учебы, когда информация передавалась по «тайному телеграфу». Насколько точными оказались слухи, как реагировали на них люди? Как менеджерам контролировать передаваемую таким образом информацию?

«Тайный телеграф» представляет собой неформальную коммуникативную сеть организации, объединяющую всех ее сотрудников на низших уровнях иерархии. Эта форма коммуникации существует во всех организациях. «Тайный телеграф» существует в виде «цепочки сплетен» (один человек передает информацию многим) и в виде кластерной цепочки («виноградная гроздь»), когда несколько человек передают информацию нескольким другим.

В организации могут быть Кик активные «телеграфисты», так и люди, которые не склонны переливать слухи. Большинство исследователей приходит к выводу, что информация, распространяемая по неформальному каналу «слухи», достаточно достоверна, если она касается организации и не имеет эмоциональной или личностной окраски. Менеджерам следует не «бороться со сплетнями», а по возможности использовать эту форму неформальной коммуникации. Слухи могут быть и верными.


60.Почему «выходы в народ» оцениваются как эффективный коммуникативный канал?

Доверие населения, его расположенность к руководителю достигается не только эффективностью профессиональной деятельности последнего, но и его открытым образом жизни. Потому что, для населения так важно знать, что руководитель и его семья ходят в те же магазины, что и они, не пугаются общественного транспорта, посещают тот же кинотеатр, учат своих детей в той же школе, лечатся у тех же врачей и т.п. Внешняя демократичность не только не снижает авторитета руководителей, но напротив, поднимает его, способствует улучшению взаимопонимания и доверия.

Практикуя подобные «выходы в народ», руководитель должен быть со вкусом, но достаточно скромно одет, вести себя естественно: с одной стороны, без заискивания перед аудиторией и панибратства, с другой стороны, без высокомерия. В США такой прием общения с аудиторией называется «свои ребята» и практикуется не от раза к разу, а регулярно.

Руководитель должен постоянно бывать на городских объектах промышленности, жилищно-коммунальных хозяйства, соцкультбыта. «Выход в народ», непосредственное общение с населением в неформальной, бытовой обстановке для городских руководителей подчас оказывается более сложным, чем проведение брифингов, пресс-конференций, деловых бесед «за круглым столом» и других традиционных организационно-творческих мероприятий. Это, зачастую, вызвано незнанием или недооценкой основополагающих правил общения.


Похожая информация.


Прочитала в интернете статью Малофеева П.Н. "Студент и преподаватель правила диалога" . Интересные размышления и наблюдения приводит автор, а ведь оно так и есть. От того, как ты найдешь взаимопонимание не только с преподавателем, но и с самим студентом зависит твоя работа, твое взаимоотношение, взаимопомощь на занятии.

Диалог между студентом и преподавателем, инициируемый студентом, это партнерское взаимодействие, взаимопонимание, обмен взглядами, идеями, позициями и пр. Он возникает при определенных условиях, не сразу, постепенно. Появлению диалога предшествует ориентация студента в преподавателе, его личностных и профессиональных качествах, проявлениях. В результате студенты формируют (с той или иной степенью осознания) модели взаимодействия. В них преподавателю предлагаются разные роли, разная активность, различные механизмы взаимодействия, отражающие и меру понимания, и меру доверия, и меру интереса, ценности, необходимости, проявляемые к нему со стороны студентов.

Студент и преподаватель. Правила диалога.

Основные правила и ошибки диалога «студент - преподаватель».

Как хорошо было в возрасте, который Корней Чуковский определил как «от двух до пяти»! Говорим, что думаем, без всякой мысли о том, что себе же можем сделать хуже. К незнакомым – сразу на «ты» , у родителей играем на нервах. Все эмоции – и слезы, и радость, - рядом. И так – до яслей, до детского сада.

А дальше – начальная школа, потом она же – средняя, и, наконец, вуз . Вот тут-то и формируется у нас «шкурная» психология, основанная на непрекращающемся все годы учебы диалоге «учитель – школьник» и затем «студент – преподаватель» . Как же его строить и где не ошибиться?

Студент должен усвоить несколько неписаных правил. Одно из них дублируется и в других сферах жизни (например, в маркетинге, в журналистике, во время прохождения армейской службы) – «преподаватель всегда прав» . Даже когда это не так. Отсюда вытекает сразу несколько следствий:

  • не спорить с преподавателем публично , на занятии – может оказаться чревато впоследствии, особенно если нарветесь на человека обидчивого и злопамятного,
  • все вопросы решать в приватном порядке , наедине – и тоже без излишних эмоций. Остаться после занятий, пригласить к диалогу, взять верный тон.

Многие из нас, идя по жизни, поступают по принципу: соглашаться, а делать по-своему. Стоит ли так поступать, общаясь с преподавателем? В отдельных случаях. Когда он дает «отмашку» на выражение личного мнения. А вот если открытым текстом скажет: «Ваше мнение никого не интересует – читаем критику и усваиваем устоявшийся материал» - значит, придется перетерпеть. Не тот это случай, когда следует показывать зубы – можно и получить по ним, пусть не в буквальном смысле. Ведь некоторых, как говорится, хлебом не корми, только дай власть показать…

С незапамятных времен известна ситуация, когда студент, плохо подготовившийся к устному экзамену по предмету, начинает «давить на жалость», говоря при этом нечто типа «поставьте себя на моё место – как бы вы поступили?» Прием, конечно, действенный, что и говорить. Однако запрещенный, навроде удара ниже пояса. В конце концов, они в разных возрастных категориях – студент и преподаватель. И, может статься, уже никогда не бывать одному на месте другого. Во-вторых, экзамен взыскует к выставлению итогового балла, и здесь эмоции уже неуместны – дело серьезное.

Среди преподавателей, к счастью, еще встречаются истинные подвижники своего дела – даже несмотря на катастрофически низкую зарплату и возросшие формальные требования. Вот только и они иной раз норовят – вольно или невольно – совершить ошибку поведенческого характера, становясь «в позу» и говоря или давая понять, что, дескать, мой предмет – самый-самый, и во взрослой жизни без него – просто никуда. А к чему весь этот мелодраматизм и излишний пафос? Любишь предмет? Так докажи это всем строем своего отношения к нему, «зарази» питомцев положительной энергетикой. Слова ведь имеют обыкновение, как деньги, девальвироваться, обесцениваться на корню.

Да, еще, конечно, бывает другая «поза» - дескать, я умнее вас! Встав в нее, «обжечься» еще легче – когда однажды, с виду обычный студент без труда уличит своего чванливого преподавателя в элементарном незнании материала. И попробуй потом выстрой заново репутацию… Кстати, часто не умеют верно поставить себя начинающие стажерки – то срываются на откровенную истерику, то важничают там, где вопрос яйца выеденного не стоит. А ведь еще вчера такая особа была не Марией Ивановной, а Машкой, которая пару месяцев назад окончила вуз, да еще и далеко не с «красным» дипломом, и примерным поведением отнюдь не блистала. Откуда что берется?!

Наконец, нужна податная аккуратность в оформлении письменных работ и своевременная их сдача на проверку. Преподаватели любят прилежных студентов, берут их на заметку, начинают подходить индивидуально. Не исключено, что помогут по окончании учебы остаться на преподавании. И если это ваше призвание – то учебник в руки, а опыт – дело наживное! Чем раньше в голове сложится система знаний хотя бы по одной из областей знаний – тем легче сложится практика.

Павел Николаевич Малофеев ©

Основные правила и ошибки диалога «студент — преподаватель».

Как хорошо было в возрасте, который Корней Чуковский определил как «от двух до пяти»! Говорим, что думаем, без всякой мысли о том, что себе же можем сделать хуже. К незнакомым – сразу , у родителей играем на нервах. Все эмоции – и слезы, и радость, — рядом. И так – до яслей, до детского сада.

А дальше – начальная школа, потом она же – средняя, и, наконец, . Вот тут-то и формируется у нас «шкурная» психология, основанная на непрекращающемся все годы учебы диалоге «учитель – школьник» и затем «студент – преподаватель» . Как же его строить и где не ошибиться?

Студент должен усвоить несколько неписаных правил. Одно из них дублируется и в других сферах жизни (например, в маркетинге, в журналистике, во время прохождения армейской службы) – «преподаватель всегда прав» . Даже когда это не так. Отсюда вытекает сразу несколько следствий:

  • не спорить с преподавателем публично , на занятии – может оказаться чревато впоследствии, особенно если нарветесь на человека обидчивого и злопамятного,
  • все вопросы решать в приватном порядке , наедине – и тоже без излишних эмоций. Остаться после занятий, пригласить к диалогу, взять верный тон.

Многие из нас, идя по жизни, поступают по принципу: соглашаться, а делать по-своему. Стоит ли так поступать, общаясь с преподавателем? В отдельных случаях. Когда он дает «отмашку» на выражение личного мнения. А вот если открытым текстом скажет: «Ваше мнение никого не интересует – читаем критику и усваиваем устоявшийся материал» — значит, придется перетерпеть. Не тот это случай, когда следует показывать зубы – можно и получить по ним, пусть не в буквальном смысле. Ведь некоторых, как говорится, хлебом не корми, только дай власть показать…

С незапамятных времен известна ситуация, когда студент, плохо подготовившийся к устному экзамену по предмету, начинает «давить на жалость», говоря при этом нечто типа «поставьте себя на моё место – как бы вы поступили?» Прием, конечно, действенный, что и говорить. Однако запрещенный, навроде удара ниже пояса. В конце концов, они в разных возрастных категориях – студент и преподаватель. И, может статься, уже никогда не бывать одному на месте другого. Во-вторых, экзамен взыскует к выставлению итогового балла, и здесь эмоции уже неуместны – дело серьезное.

Среди преподавателей, к счастью, еще встречаются истинные подвижники своего дела – даже несмотря на катастрофически низкую зарплату и возросшие формальные требования. Вот только и они иной раз норовят – вольно или невольно – совершить ошибку поведенческого характера, становясь «в позу» и говоря или давая понять, что, дескать, мой предмет – самый-самый, и во взрослой жизни без него – просто никуда. А к чему весь этот мелодраматизм и излишний пафос? Любишь предмет? Так докажи это всем строем своего отношения к нему, «зарази» питомцев положительной энергетикой. Слова ведь имеют обыкновение, как деньги, девальвироваться, обесцениваться на корню.

Да, еще, конечно, бывает другая «поза» — дескать, я умнее вас! Встав в нее, «обжечься» еще легче – когда однажды, с виду обычный студент без труда уличит своего чванливого преподавателя в элементарном незнании материала. И попробуй потом выстрой заново репутацию… Кстати, часто не умеют верно поставить себя начинающие стажерки – то срываются на откровенную истерику, то важничают там, где вопрос яйца выеденного не стоит. А ведь еще вчера такая особа была не Марией Ивановной, а Машкой, которая пару месяцев назад окончила вуз, да еще и далеко не с «красным» дипломом, и примерным поведением отнюдь не блистала. Откуда что берется?!

4. Класификацията на икономическите дейности (КИД) 2008

5. www.expertchoice.com

6. Тоцева Я. Подготовката на учителите в българия за работа в мултикултурнасреда - минало, настояще и нови предизвикателства. учителят: призвание, компетентност, признание. Есенен научно-образователен форум, 18-20 ноември 2011. СУ „св. Климент охридски". ДИУУ, С. 2011: 363-377

7. В: Цачева Н. Рискови фактори в българското училище, влияещи върху здравето на учителите - оценка, анализ и препоръки. Национална конференция „условията на труд - фактор за заболеваемостта на учителите в средното образование". С,9 април 2011 г.

www.sbubg.info/files/uchiteliiuslovianatrud2011.ppt

8. http://www.ekipnews.com/news/bulgaria/obrazovanie_i_ kultura/nad_1_3_ot_bylgarskite_uchiteli_imat_nqkakvo_zabolqvane/1 05481/

9. Стресът на работното място в условията на преход (пилотен проект за българия в три сектора от Бюджетната сфера), Институт за социални и синдикални изследвания на конфедерацията на независимите синдикати в България, МОТ. 2002

10. Ценова Б., Христов Ж., Стоев Т. Насилие и агресия в горна училищна възраст и възможности за решение на проблема. В: Сб. „Децата, семейството, училището и обществото в началото на ХХ1 век", "Камея дизайн" ООД, С., 2007 г., 289-302.

© Н.Цачева, К.Любомирова, М.Табанска, 2013 - -

ДИАЛОГ СО СТУДЕНТАМИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ НА ЛЕКЦИЯХ И МЕСТО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ДАННОМ ПРОЦЕССЕ

Т.Попов, Д.Сиджимова (Болгария, София)

Резюме. Рассматривается вопрос взаимоотношений в

системе «преподаватель - студент». Рассмотрена важность

для обучения студентов такой формы организации преподавания как лекция, и, в частности, технологии диалога в процессе лекции. Рассуждения по технологии лекционного диалога подтверждаются результатами анкетирования студентов.

Ключевые слова: лекция, диалог, анкетирование.

Одним из основных условий успешной педагогической деятельности является установление педагогического взаимодействия между преподавателем и обучающимися. К этому стремится каждый обучающий, так как на основании данных взаимоотношений и взаимодействия намного эффективнее достигаются цели и задачи обучения. Два аспекта учебного процесса - преподаватель и студент - объединяют и координируют свою деятельность (преподавание и учение); взаимно активируют, индуцируют и мотивируют, объединенные общей учебной целью.

Центральной и ведущей фигурой в данном процессе является и должен быть преподаватель. При обучении учащихся из разных возрастных групп его роль отличается специфическими особенностями и нюансами, но значение преподавателя всегда является решающим.

Данная характеристика относится и к обучению студентов, несмотря на их более зрелый возраст, осознанная мотивация и наличие навыков обучения.

Современные педагогические технологии уделяют студентам более активную роль в педагогическом процессе. Наблюдаются более разнообразные и новые методы и формы обучения.

Несмотря на это, лекционная учебная форма не утратила своего значения и отличается рядом преимуществ. Особенно в начале курса обучения и в случаях некоторых теоретических учебных дисциплин.

Но лекции должны соответствовать современным требованиям науки и высокой степени информированности и потребностям молодого поколения. Это предполагает использование некоторых нововведений и совершенствование способа преподавания учебного материала во время лекционного курса.

Прежде всего, преподавателю следует воспринимать студентов как равноправных участников в учебном процессе, как аудиторию знающих и сформированных личностей, которые ожидают узнать что-то новое, интересное и полезное, а также и подготовиться к будущей профессиональной реализации. Данная тенденция подтверждается рядом данных, полученных в результате собственных исследований и анализов. Новости, которые молодежь ожидает узнать, требуют соответствующего подхода при обучении. Производит впечатление интерес к знаниям, которые непосредственно связаны с будущей профессиональной реализацией.

Вот почему учебное содержание следует преподавать дозировано, с акцентами, без лишних подробностей и множества деталей. Учебный материал необходимо преподавать интригующе, атрактивно (в хорошем смысле данного понятия). Следует избегать повторений с информацией в учебниках или с классическими постановками, изучаемыми в близкородственных дисциплинах.

Самое главное - это то, что преподаватель не должен читать свои записи, а говорить, объяснять, обобщать и акцентировать на главном, что поддерживает интерес аудитории. В связи с этим лекция должна осуществляться в форме диалога.

Диалог - это форма общения, а также и механизм педагогического взаимодействия. В этом и проявляется его значение и смысл для педагогики.

Что включает в себя диалог во время лекции? Он содержит обсуждение со студентами некоторых ключевых аспектов лекционного материала; обратную связь с обучающимися, посредством которой преподаватель получает впечатление об их мнении и возможные рекомендации. Это создает творческую атмосферу, активизирует студентов к дискуссии, повышает их самооценку и создает положительную установку на обучение. Диалог порождает интерес к дисциплине и провоцирует вопросы.

Проведение диалога во время лекции требует серьезной подготовки со стороны преподавателя. Ему обязательно следует быть информированным о появлении новой литературы по

обсуждаемой тематике, предлагать данные из научных исследований, иллюстрировать теоретический материал посредством актуальных примеров из теории и практики. Данный прием способствует формированию казусов для решения и дискуссионных вопросов. Для формирования авторитета преподавателя среди студентов имеет значение и опыт в собственных исследованиях обучающего.

В связи с вышеуказанным, умелые преподаватели предварительно намечают некоторые моменты в лекции, где возможно проведение диалога со студентами, а это может осуществиться как во введении, так и в изложении и заключении.

Возможен и другой подход: задание задач для самостоятельной работы на предыдущей лекции (прочтение статей, определение казусов, приведение примеров и т.д.), которые обсуждаются совместно на лекции.

Успешное проведение диалога в учебной деятельности зависит в значительной степени от педагогического мастерства преподавателя, а также и от его личностных качеств.

Приведем пример из предыдущих наших исследований для подтверждения сказанного до сих пор. Был проведен анализ среди 307 студентов, обучающихся на первом и втором курсах по специальностям «Управление медицинской деятельностью» и «Общественное здоровье и менеджмент здравоохранения» в Медицинских университетах в г. София и г. Пловдив. 127 респондентов обучаются на стационаре, а 180 - на заочном отделении . В целях исследования использована анкета «Студенческий портрет преподавателя» в модификации Хр. Милчевой .

Анализ результатов указывает на то, что выше всего студенты ценят эрудированность и широкую научную культуру преподавателей (88,3%). На втором месте находится требование к этичному поведению преподавателей со студентами и коллегами (85,7%). Высоко ценится студентами умение преподавателя устанавливать контакт с аудиторией (85,3%).

Производят впечатление некоторые различия в оценке

студентов стационара и заочников, которые они дают преподавателям. Например, студенты, обучающиеся на стационаре, проявляют более завышенные требования к преподавателю и его отношению к ним, к его умению вести диалог с аудиторией, а также и к качеству предлагаемой информации, к эрудированности и личным качествам обучающего.

На основании проведенного обзора в очередной раз утверждается тезис, что в педагогической деятельности не существует маловажных аспектов. А также выявляется и тот факт, что успех педагогического процесса в значительной степени зависит от общения преподавателя со студентами и от его умения вести диалог.

Литература:

1. Милчева, Хр., Етико-деонтологични аспекти на обучението, Стара Загора, 2007, изд. „Кота принт";

2. Попов, Т., Студенты като субект на обучението, София, 2006 г., изд. „Везни";

3. Попов, Т., Преподавателят през погледа на студентите, сп. „Здравен мениджмънт", 2006 г., № 3, стр. 42-48;

4. Попов, Т., Специфика на педагогическото общуване и педагогическото взаимодействие при обучението на студентите. Преподавателят във висшите учебни заведения, сб. Гражданска идея в действие - Контакт, 2005, София, 2005 г., изд. „Темто", стр. 134-139.

© Т.Попов, Д.Сиджимова, 2013. - -

УДК 331.101:612.017

СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ СИНДРОМА ВЫГОРАНИЯ (Burnout syndrome)

Е.Н.Радев (София, Болгария)

Резюме. Статья представляет собой теоретическое

основываясь на концепции стресса, определяя, что

В центре предлагаемых материалов студент, процесс построения им диалога с преподавателем. Диалог между студентом и преподавателем, инициируемый студентом, это партнерское взаимодействие, взаимопонимание, обмен взглядами, идеями, позициями и пр. Он возникает при определенных условиях, не сразу, постепенно. Появлению диалога предшествует ориентация студента в преподавателе, его личностных и профессиональных качествах, проявлениях. В результате студенты формируют (с той или иной степенью осознания) модели взаимодействия. В них преподавателю предлагаются разные роли, разная активность, различные механизмы взаимодействия, отражающие и меру понимания, и меру доверия, и меру интереса, ценности, необходимости, проявляемые к нему со стороны студентов.

Ниже рассматриваются ориентиры, которые выделяются студентами при взаимодействии с преподавателем и которые способствуют возникновению диалога. Описываются модели взаимодействия, формируемые на основе этих ориентиров. Представленные материалы - результат экспериментов, проводимых в нескольких вузах города.

Выделяемые студентами ориентиры взаимодействия могут быть структурированы и объединены в группы. Рассмотрим основные группы ориентиров, раскроем их содержание.

Ориентиры, связанные с:

  • личностными особенностями и проявлениями преподавателя - включают общее благоприятное впечатление о нем, доброжелательность, вежливость, тактичность, точность, строгость, требовательность, сдержанность, актерские данные;
  • позицией преподавателя - раскрывают его активное, уважительное, неравнодушное, открытое отношение к студентам, объективность, и обоснованность его требований, а также желание расширить и пополнить свои знания, добиться личностного, образовательного, профессионального роста студента;
  • взаимодействием преподавателя с аудиторией - раскрывают его стремление и умение строить отношения с ней, открытость и раскованность при взаимодействии, умение свободно держаться в кругу студентов, быть самими собой, проявление высокого профессионализма в знаниях, отношениях, объективность в самооценке;
  • подачей материала преподавателем - включают умение преподавателя заинтересовать студентов предметом преподавания и собой, способностью импровизировать, широко, глубоко, эмоционально подавать материал, свободно владеть им в любой ситуации;
  • индивидуальным взаимодействием со студентом - демонстрируют стремление и умение преподавателя строить отношения со студентом, понять его, объективно оценить разнообразные его особенности; в этом случае проявляется большая отдача преподавателя в знаниях, отношениях, стремление раскрыть потенциал студента.

В результате определенным образом построенного преподавателем взаимодействия, проявляющегося в описанных ориентирах, студенты ощущают на себе достаточно сильное позитивное воздействие и влияние преподавателя, у них возникает необходимость раскрыть себя перед последним, достичь с ним взаимопонимания, обнаружить общность интересов. Ситуация взаимопонимания рождает у студентов уверенность в себе, желание ориентироваться на преподавателя в разных сферах жизнедеятельности, прислушиваться к его мнению, советам. Таким образом формируются различные модели взаимодействия с преподавателем, возникает диалог с ним.

Охарактеризуем основные особенности моделей взаимодействия студентов и преподавателей, формирующиеся на обобщенных ориентирах и направленные на: личность преподавателя; получение знаний; взаимопонимание с преподавателем; взаимодействие с ним как с наставником, другом; индивидуальное общение с преподавателем.

Модель, ориентированная на личность преподавателя, формируется студентом при переходе от пассивного взаимодействия к активному.

Строя свои отношения с педагогом, студент, прежде всего, наблюдает и анализирует его личностные особенности и проявления, оценивает знания и профессиональные качества. На начальном этапе позиция студент - позиция внимательного и заинтересованного наблюдателя, тонко оценивающего стиль, манеры, речевые особенности деятельности преподавателя, предлагаемые им суждения, взгляды, мнения. Если студент удовлетворен результатами пассивного общения и ему интересен предмет преподавания, он переходит к активному взаимодействию с преподавателем через вопросы, обмен мнениями, взглядами и пр.

В модели, ориентированной на знания, студента, прежде всего, интересует профессиональный уровень преподавания, а затем уже личностные качества преподавателя. От него студент ждет четкого, понятного, профессионального предъявления учебного материала, раскрываемого широко, разнообразно, с разных точек зрения, а также уважительного, внимательного к интересам и потребностям студентов отношения.

Студенты, предпочитающие эту модель взаимодействия с преподавателем, довольно требовательно относятся и к себе - у них отчетливо проявляется чувство ответственности за получаемые знания, позиция ответственности для них весьма значима. В этой модели студенты формируют варианты и пассивного взаимодействия с преподавателем (впитывание максимума информации), и активного, связанного с обменом мнениями, взглядами, обращением к диалогу, дискуссии.

В этом варианте модели для студентов весьма важно получение объективной оценки их знаний, а также комментариев, указаний, заданий (т.е. поддержки), направляющих к получению знаний, их обобщению и систематизации.

Для модели, ориентированной на взаимопонимание с преподавателем, одинаково важными оказываются и личность преподавателя, и его профессионализм, и отношение к его предмету. Ключ к взаимопониманию студенты видят в двух моментах: в умении педагога заинтересовать своим предметом и своими личностными качествами. Модель предполагает активное желание обеих сторон (и студента, и преподавателя) к контактам, к выявлению и выяснению интересов, предпочтений, проблемных областей.

Рассчитывая на понимание, студент ожидает разнообразных и глубоких результатов от взаимодействия. Это удовлетворенность, радость, эмоциональный подъем при общении с преподавателем, ощущение своего роста и развития, возможно, изменение жизненных взглядов, позиций.

Часть студентов, описывая предпочитаемые ими способы взаимодействия с преподавателем, обращается к формам покровительства, наставничества, ведения. Поэтому модель взаимодействия с преподавателем наставником-другом иная по характеру и особенностям общения: она строится на свободном, не целенаправленном и не ограниченном фактически никакими рамками взаимодействии. Взаимодействуют Учитель и ученик, Наставник и наставляемый, два друга, мама (папа) и взрослый ребенок. Их отношения - уважительные, дружеские, искренние - основаны больше, чем на взаимопонимании. Исчезновение такой стилистики в отношениях ведет к их разрушению.

Формируемые в модели отношения ведущего и ведомого не лишают студента самостоятельной и активной позиции. Напротив, представляется, что в этой модели студент предъявляет преподавателю максимально высокие требования - он должен быть больше, чем личность, больше, чем профессионал. Он - тот, кого уважают, кому доверяют, перед кем раскрываются. Модель, ориентированная на индивидуальное взаимодействие с преподавателем, стоит несколько особняком от рассмотренных ранее. Но не выделить и не проанализировать ее - значит игнорировать потребности, желания хоть и сравнительно небольшой, но всегда существующей группы студентов: они довольно редко появляются на занятиях, что не мешает им неплохо учиться. Они предпочитают индивидуальные контакты с преподавателем, довольно успешно решая свои проблемы. Такие студенты имеют неплохую разностороннюю подготовку, обладают умениями и стремлением к самообразованию.

Студент, предпочитающий индивидуальное общение с преподавателем, умеет его построить, провести эффективный диалог, расположить преподавателя к себе: расспросить его, четко и верно поставить вопросы, выяснить круг проблем, по которому ему, студенту, предстоит отчитываться. Такие студенты нередко обладают высоким творческим потенциалом, поддерживают предложения преподавателя об исследовательской деятельности. Эти студенты имеют очень тонкий «нюх» на преподавателя, быстро разбираются в его сути, уровне знаний, профессиональных качествах. Обычно они умеют договориться с любым педагогом. Но интересны, полезны для них бывают и могут быть лишь очень немногие педагоги: также тонко чувствующие студента, его потенциал, не настроенные лишь на формальное общение и формальные результаты обучения.

Таким образом, общение, диалог, инициируемые студентом, все шире внедряются в образовательный процесс. И дальнейшая задача исследователей - провести его более глубокое, всестороннее, системное изучение. Важно и другое: раскрыть сущность диалога, ориентирующего студента на самообразование, самосозидание. Это пока малоисследованная область.